автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Китайский буддизм и общество в XX в.
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Горбунова, Светлана Алексеевна
Предисловие.
Введение.
§ 1. Особенности процесса восприятия буддизма как части китайских религиозных верований.
§ 2. Буддийское посвящение.
§ 3. Монастырские устои.
§ 4. Храмовая и монастырская собственность.
Глава I. Возрождение буддизма в Китае в первой половине XX в.
§ 1. Новые тенденции в китайском буддизме.
§ 2. Первые попытки создания общенациональных объединений буддистов.
§ 3. Усиление буддийского движения за общенациональное объединение.
Глава II. История создания Китайской буддийской ассоциации, ее роль в общественной жизни КНР в 50-60-е гг.
§ 1. Проблема реформы буддизма в первые годы после образования КНР.
§ 2. Образование всекитайской организации буддистов и ее филиалов.
§ 3. Усиление контроля КБ А над сангхой - новый этап реформирования.
§ 4. Попытки интерпретации буддийской доктрины в соответствии с идеологией нового общества.
§ 5. Состояние буддизма накануне и во время "культурной революции".
Глава III. Роль Китайской буддийской ассоциации в современной общественной жизни КНР.
§ 1. Восстановление буддизма в КНР в 80-е гг.
§ 2. 90-е гг. - новый этап в деятельности КБА.
Глава IV. Общественное назначение современного буддизма на
Тайване.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Горбунова, Светлана Алексеевна
История религий новейшего времени отличается падениями и взлетами. Причудливы и непредсказуемы судьбы важнейших мировых религий - христианства, ислама и буддизма, в XX в. Как казалось в середине столетия, они утратили значение в общественной жизни в таких государствах как СССР и КНР, в соответствии с разработанной там теорией "отмирания религий". С той поры, с исторической точки зрения, прошло совсем немного времени. И вот в конце II тысячелетия отчетливо проявилась другая тенденция - стало происходить возрождение религий и превращение их во влиятельную силу общественной жизни Китая и России. Думается, что религиозный фактор в настоящее время является одним из важнейших факторов современности не только в этих странах, но и во всем мире.
Как показывают события последнего десятилетия, религиозные проблемы выдвигаются в качестве наиболее животрепещущих проблем XXI столетия, что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности избранной темы диссертации. Именно сейчас, когда в отечественном востоковедении наметилась тенденция переосмысления целого ряда исторических явлений, в научном плане особенно актуальна выработка новых подходов к месту и роли религии в современном обществе. В связи с этим важно по-новому взглянуть на сущность подъема религиозных настроений 80-90-х гг. в континентальном Китае и на Тайване.
Хотя возрождение религий привело к подъему в области российского и китайского религиоведения - в последнее десятилетие вышло немало работ по религиозной тематике, однако многие общие и частные проблемы еще плохо освещены. В целом недостаточно изучена история трех мировых религий в XX в., в частности буддизма. Вместе с тем обострился интерес к процессам, происходящим в сфере религий в КНР в последнее десятилетие. Этим диктуется целесообразность обращения автора к изучению возрождения китайского буддизма, происходящего в условиях глубинных экономических и общественно-политических изменений, начавшихся в КНР в конце 70-х. гг.
Диссертация посвящается комплексному исследованию истории буддийских объединений в 10-90-е гг. XX в. и параллельно важнейших проблем китайского буддизма новейшего времени, не претендуя на исчерпывающий исторический анализ всего процесса развития этой религии и тем более анализ ее догматов и философии. Изучение деятельности буддийских организаций открывает перспективы для более углубленной разработки ряда общих проблем истории не только религий Востока, но и мировых религий в новейшее время. Это определяет теоретическую актуальность избранной темы.
В дальнейшем осмыслении нуждаются судьбы буддизма, взаимодействие буддийской культуры и мировой цивилизации в III тысячелетии. Подойти к анализу процессов изменений в экономическом идеологическом, политическом и социальном плане, происшедших после образования КНР и затронувших статус сангхи, невозможно без исторического экскурса. С этой целью диссертант останавливается на появлении индийского буддизма в Китае, его вхождении в китайскую культуру и истории формирования сангхи. Тем самым диссертант стремится выйти за рамки исследования только деятельности буддийских объединений, рассматривая их на фоне истории сангхи в различные исторические эпохи.
Из трех направлений буддизма, сосуществующих в настоящее время в Китае: ханьского, палийского и тибетского, в центре авторского интереса находится китайский (ханьский) буддизм. Согласно статистическим данным 1997 г. ханьский буддизм распространен сравнительно широко и насчитывает более 40 тыс. монашествующих и более 5 тыс. храмов и монастырей. В тибетском буддизме 120 тыс. лам и более 3 тыс. храмов и монастырей. В палийском около 10 тыс. монахов и монахинь и 1,6 тыс. храмов и монастырей. Статистические данные, свидетельствующие о том, что верующие различных конфессий составляют примерно десять процентов населения Китая, едва ли отражают действительную картину. Естественно, что с помощью цифр нельзя объяснить живучесть буддизма в народной традиции, его народные корни. Думается, что религиозные чувства одна из наиболее трудно уловимых, с точки зрения статистики, сторон человеческой жизни.
Цели и задачи исследования предопределили направление главных усилий автора, который руководствовался концепцией культурной и общественной адаптации китайского буддизма, на изучение буддийских организаций как своеобразного феномена религиозной и социальной жизни, их места и роли в политической жизни Китая. В связи с постановкой общей цели диссертации автор выдвигает ряд задач, важнейшими из которых являются: определение места буддизма в истории и культуре Китая; рассмотрение особенностей процесса восприятия буддизма как части китайских религиозных верований; комплексное изучение новых тенденций в китайском буддизме в новейшее время; анализ деятельности Китайской буддийской ассоциации; сравнительное исследование общественного назначения современного буддизма в континентальном Китае и на Тайване.
Решение перечисленных задач позволяет диссертанту перейти к рассмотрению более широких тем, таких, как "Китайский буддизм и общество", "Религиозные традиции и современность".
Одна из задач автора выражается в стремлении рассматривать избранную проблематику на конкретном историческом фоне. Подобный подход представляется наиболее целесообразным, поскольку позволяет осветить деятельность буддийских объединений как части истории китайского общества.
Диссертантом руководило стремление рассматривать китайский буддизм не только как синкретическое учение, одно из составных частей саньцзяо (конфуцианство, даосизм, буддизм), но и как течение мировой религии. В связи с этим внимание обращается на такую особенность буддизма как его двойственность, выражающуюся в его тяготении к синкретизму и одновременно в его стремлении к сохранению религиозной самостоятельности, что наглядно продемонстрировала история его адаптации в странах Дальнего Востока.
Хронологические рамки работы охватывают период от Синьхайской революции до конца 90-х гг., и включают три исторических этапа: 1911 - 1949 гг.; 1949 - конец 70-х гг.; 1980 - 90-е гг. Аргументом в пользу этого служит то что, несмотря на общественные перемены, его стержневой тенденцией являлось стремление последователей китайского буддизма преодолеть религиозную замкнутость. Возникнув на рубеже XIX и XX вв. в их среде, эта тенденция соответствовала общему вектору развития китайского общества - от разрозненности и регионализма к единству. Необходимость ее была осознана во всех его группах и слоях. В 20-е гг. общенациональные объединения начали возникать повсеместно: от профсоюзов до религиозных организаций. И, как нам представляется, изучение буддийского возрождения, одной из черт которого стало создание всекитайского объединения буддистов, позволяет углубить понимание истории и традиционной культуры Китая нашего столетия. Созданные в XX в. буддийские организации, речь пойдет, прежде всего, о Генеральном объединении китайского буддизма (кит. Чжунхуа фоцзяо цзун хуэй), Китайском буддийском союзе (кит. Чжунго фоцзяо хуэй), Китайской буддийской ассоциации (кит. Чжунго фоцзяо сехуэй), Тайваньском буддийском союзе (кит. Тайвань фоцзяо хуэй), в различные исторические периоды брали на себя задачу объединения монашества и мирян всей страны. Автор поставил перед собой задачу проследить данную объединительную тенденцию 10-90-х гг. XX в. в аспекте буддийской традиции и той реальной среды, которая вызвала ее к жизни, а именно уклада сангхи. Аргументом в пользу этого служит то, что перечисленные выше организации являясь ее частью, защищая храмовую и монастырскую собственность и устои монашеского общежития, вместе с тем превратились в связующий элемент между сангхой и обществом.
В работе предпринят анализ состояния буддизма в первой половине XX в. Это в свою очередь позволило проследить истоки и цели создания в 1953 г. Китайской буддийской ассоциации как общенациональной организации, объединившей монахов и мирян, а также ее функционирование в 50 - 60-е гг. и основные направления деятельности в последние десятилетия XX в.
Уделяется внимание тому, как Китайская буддийская ассоциация превращалась в одно из звеньев политической системы КНР, в инструмент государственной внутренней и внешней политики. Вместе с тем, главный акцент делается на ее деятельности по защите интересов сангхи, охране и восстановлению храмов и монастырей в благоприятной для религий общественно-политической атмосфере 80-90-х гг.
Процесс стремительного распространения буддизма наблюдается в последние годы и в тайваньском обществе. Изучение этого феномена дает возможность сопоставить общность и различия религиозной ситуации на Тайване и в континентальном Китае, всесторонне осмыслить положение материкового буддизма.
С точки зрения методологии диссертация представляет комплексное междисциплинарное исследование, сочетающее сравнительно-исторический и проблемный подходы. Основной его ракурс направлен на область истории китайского буддизма в новейшее время. Вместе с тем разнообразная проблематика данной диссертации анализируется в аспекте религии, культуры, философии, психологии и политики. Теоретической и методологической основой при написании диссертации стали концепции российских китаеведов как в сфере истории и смежных дисциплин, так и в общих религиоведческих трудах. Автор также руководствовался выводами современных ученых КНР. Большое внимание было уделено фундаментальным разработкам и подходам западных синологов. Структура работы носит проблемно-хронологический характер. Она состоит из предисловия, введения, 4 глав, примечаний, заключения и библиографии.
Анализ проблемы общественной роли буддизма, осознания в буддийских кругах необходимости поворота этой религии в сторону общества непосредственно зависит от степени разработанности данной тематики в отечественной и зарубежной историографии. Обращает на себя внимание обилие работ по буддизму, отличающихся разнообразием форм выражения связанной с ним проблематики. В то же время можно с уверенностью говорить о сравнительной скудости литературы, освещающей историю китайского буддизма в XX столетии. Эта тема является новой, еще не освоенной в российском китаеведении и слабо изученной в мировом. Ввиду этого приходилось привлекать литературу по смежным дисциплинам, прямо или косвенно затрагивающую интересующую нас тематику. Существует немало буддологических, синологических и сравнительных религиоведческих работ, в которых рассматриваются различные ее аспекты и предыстория интересующего нас периода. Остановимся на некоторых из них, наиболее значимых с точки зрения нашей тематики.
Одной из наиболее серьезных и добросовестных в западной историографии работ является написанная в 30-е гг. в жанре очерковых путевых заметок книга Прип-Мёллера "Китайские буддийские монастыри".1 В ней на основании сведений, почерпнутых в результате путешествий по Китаю (1929-1933 гг.), автор, архитектор-консультант, подробно описал устройство, устои и стиль жизни китайских буддийских монастырей. Благодаря материалам и фотографиям, собранным в этом сводном труде, он является важным источником по истории буддизма первой трети XX в.
Последовательная научная разработка различных проблем китайского буддизма усилилась в западной историографии в конце 50-х гг. Первым фундаментальным трудом, в котором использовался широкий круг исторических источников и ранней буддийской литературы на китайском языке, по праву можно считать книгу Э. Цюрхера "Завоевание Китая буддизмом"2, в которой освещаются многие проблемы рецепции буддизма в Китае .
Они отражены и в оригинальном исследовании, базирующемся на японских источниках, японской и западной историографии, известного буддолога Г. Дюмулена " История Дзэн-буддизма. Индия и з
Китай. Автор стремится найти ответ на волнующий многих ученых вопрос, как и почему буддизм мог быть перенесен "с родной индийской почвы в повседневную жизнь Китая"? Это, по его мнению, "может считаться одним из наиболее заметных событий в истории религии".4 "Оно означало, что страна с собственной древней культурой приняла более развитую религию, обладающую своим письменным каноном, учением, моралью и культом."5
Другим по жанру, но весьма заметным явлением этого периода представляется трилогия американского исследователя Х.Вэлча "Практика китайского буддизма", "Буддийское возрождение в Китае", "Буддизм под властью Мао" 6 , каждая книга, которой является не только самостоятельным солидным томом, но и настоящим кладезем материалов, документов, в том числе фотодокументов, а также свидетельств очевидцев, характеризующих различные стороны жизни сангхи. В ней собраны, систематизированы и введены в научный оборот уникальные сведения по истории буддизма нашего столетия, доступные для нас лишь в авторском изложении. До появления в конце 80-х - 90-е гг. исследований китайских авторов, о которых пойдет речь ниже, трилогия Вэлча, по сути дела, являлась единственным фундаментальным трудом по истории китайского буддизма первой половины XX в. Автором были описаны различные стороны буддийского возрождения, а также деятельность китайских буддийских объединений с 1912 г. до середины 60-х гг. Эти книги представляют для исследователя своеобразную энциклопедию китайского буддизма первой половины XX в. В этом заключается главное достижение автора. Вместе с тем, не может не вызвать критического отношения метод Вэлча, характерный для многих западных авторов, допускающих перенесение христианских понятий на буддийские обряды, службы, монастырское устройство и т.д. Например, на наш взгляд, совершенно неправомерно определять службу в буддийском храме как литургию, принятие монашеских обетов как ординацию и т.д., которые имеют разный смысл, скрытый в глубинных различиях христианского и буддийского вероучений.
В качестве другой фундаментальной монографии 60-70-х гг. может быть названа также вышедшая в США в 60-е гг., книга К. Чэня п
Буддизм в Китае" , в которой китайский буддизм анализируется с древнейших времен до середины нашего столетия. В книге дается характеристика буддийских монастырей и монашества, а также основных тенденций развития этой религии в первой половине XX в.
Интерес к современной истории буддизма в Китае углубился на Западе, главным образом в среде европейских китаеведов, в конце 80-х гг., когда вышел ряд специальных исследований, в основном статей. о
Некоторые из них вошли в сборник "На подъеме" под редакцией Дж. Паса. Содержащиеся в нем статьи Т. Хана, Дж. Паса и других посвящены начавшемуся возрождению буддизма 80-х гг., в том числе восстановлению деятельности КБА.
Наиболее детально эти проблемы разработаны в монографии ученого из Великобритании А. Хантера "Буддизм под властью Дэна".9 В этой работе, являющейся первой попыткой осмысления перемен, происходящих с буддизмом в современном Китае, анализируются проблемы обновления монастырской жизни, особенности деятельности буддистов мирян, а также активизации КБА как в центре, так и на местах.
Общие черты и особенности положения современной сангхи в различных странах Востока прослеживаются в книге П.Харви "Введение в буддизм".10 Немало места в ней уделяется сопоставлению устоев монашеской жизни в Китае, Корее, Японии и странах Юго-Восточной Азии.
Для западной историографии XX в. в целом характерен стабильный и устойчивый интерес к буддийской тематике, основанный на накопленной источниковедческой базе и изысканиях европейских ученых XIX столетия.
В историографии КНР подлинно научное внимание к истории китайского буддизма в XX столетии проявилось во второй половине 80-х гг., и к концу 90-х гг. китайским ученым удалось достигнуть впечатляющих результатов. Первыми наиболее активно над этой проблематикой начали работать ученые Института религий Шанхайской академии общественных наук. Отдельные проблемы современного положения буддизма в КНР нашли отражение в книге "Религиозные проблемы в период строительства социализма в Китае"11, подготовленной коллективом авторов Института религий ШАОН. В этом несколько схематичном обзорном труде не только содержится очерк истории буддизма в КНР, но и чрезвычайно важные для современного исследователя документальные материалы -результаты полевых обследований буддийских монастырей провинции Фуцзянь и социологических опросов различных групп верующих. Этому труду предшествовал выход в 1986 г. книги под редакцией одного из ведущих историков современного китайского буддизма Гао
1 9
Чжэньнуна "Китайский буддизм". Она представляет сквозное историческое исследование буддизма с древнейших времен до середины 80-х гг. В ней, в частности, впервые была изложена история образования и деятельности буддийских объединений. Автор дал характеристику важнейших этапов в жизни сангхи в различные периоды истории Китая, в том числе и в период КНР. В книге содержится описание важнейших норм, принципов и устройства монастырской жизни. Именно Гао Чжэньнун в последние годы фактически возглавил работу по фундаментальному изучению истории китайского буддизма в нашем столетии. При его непосредственном участии вышли "Краткие биографии высших монахов и выдающихся
11 буддистов нового и новейшего времени". В этом сборнике, который одновременно является незаменимым источником, содержатся сведения об известных деятелях буддийского возрождения, монахах и мирянах, инициаторах создания буддийских общенациональных организаций, много сделавших для повышения общественной роли китайского буддизма.
Вслед за этим вышла книга Гао Чжэньнуна "Буддийская культура в Китае нового времени".14 В соответствии с концепцией автора, возрождающийся буддизм начала XX в. трактуется в ней как важная, неотъемлемая часть китайской традиционной культуры и философии нашего столетия.
Шанхайские ученые, с 90-х гг. руководствуясь принципом регионального подхода, главный упор делают на изучение истории своего города. Надо отметить, что в аспекте буддизма он вполне оправдан, поскольку Шанхай в начале XX столетия превратился в центр буддийского возрождения, а в последнее его десятилетие восстанавливает свое прежнее значение.
Примером регионального исследования является коллективная монография "История религий в Шанхае".15 Главы по буддизму также написаны Гао Чжэньнуном. В них впервые систематически изложена история создания и деятельности буддийских объединений с 1912 по 1948 г., местом пребывания которых был Шанхай и где проходили буддийские совещания, конференции и принимались важнейшие для сангхи решения этого периода. Поистине уникальной является источниковедческая база этого фундаментального труда - буддийская периодика, в оригинале недоступная для российских исследователей.
Религиозная проблематика нашла отражение и в ежегоднике, который издается ШАОН на английском языке . В выпуск 1998 г. включена статья научного сотрудника Института религий Ло Вэйхуна "Развитие религий в Шанхае в условиях реформ и политики открытости в настоящем и будущем".16
Автор отметил, что в последнее десятилетие в Шанхае широко проводятся оценки религиозной ситуации , даются характеристики различных слоев верующих и анализируются причины, в силу которых люди становятся истинными адептами. Характерно, что в последнее десятилетие число верующих, в том числе буддистов, выросло больше, чем во все предыдущие периоды существования КНР вместе взятые. Ло Вэйхун подчеркнул, что после 1949 г. наблюдался зигзагообразный путь развития религий, низшей точкой которого были
17 годы "культурной революции". Относительно буддизма автор констатирует, что в Шанхае, где удается соблюдать баланс между светской и религиозной культурой, в последние годы происходит уменьшение числа монашества, но количество верующих мирян
18 неуклонно возрастает. Вывод автора о том, что в буддизме невозможно провести грань между верой и народной психологией представляется нам особенно интересным. Другой важный момент статьи - выявление диспропорций в росте различных религий. Так число буддистов быстрее всего увеличивается в последние годы в провинции Фуцзянь. Этот процесс характерен и для сельской местности шанхайского региона.19
Ло Вэйхуном затрагивается проблема жизнестойкости религии в модернизированном обществе, ярким примером которого является шанхайский мегаполис, Ло Вэйхун приводит отдельные причины этого. Он пишет, что некоторые люди, "будучи поставленными лицом к лицу к таким проблемам, как отношение к традиционным ценностям и морали, как осознание новых возможностей и вызовов, появившихся в процессе структурных реформ, как разрешение противоречий между ограниченным ростом индивидуального благосостояния и неограниченной экспансией алчности, предпочитают найти убежище в религии".20
Авторитетным центром изучения буддизма был и остается Институт мировых религий АОН КНР в Пекине, где, с восьмидесятых годов издается фундаментальная многотомная "История китайского буддизма"21 с древнейших времен до наших дней. С началом возрождения буддизма в КНР совпал выпуск ее первых томов, посвященных периоду распространения буддизма и становления его китайской модели. Вышедшие в последние годы труды, подготовленные буддологами этого института, свидетельствуют о большой подготовительной работе, предшествующей написанию истории китайского буддизма в нашем столетии. Например, в 1995 г. вышел сборник произведений выдающегося религиозного деятеля
Китая XX в., являвшегося не только подвижником в сфере реформирования буддийского устройства в первой половине XX в. но и оказавшего большое влияние на современных последователей буддизма в КНР и особенно на Тайване, буддийского монаха Тайсюя (здесь и далее в тексте автор следует принятому в российской синологии правилу слитного написания имен буддийских монахов). Его роль в прежние годы фактически замалчивалась. При посредничестве Института мировых религий в КНР была издана книга тайваньского автора, Го Пэна "Изучение идей
Тайсюя".23 В 40 -гг. он являлся последователем идей Тайсюя и впоследствии выпустил на Тайване книгу об ученике Тайсюя, монахе Иншуне, имевшем на острове, как и Тайсюй, много сторонников и учеников.
Биография Тайсюя и других видных деятелей китайского буддизма нашего столетия, таких как Юаньин, Цзюйцзань , без которых невозможно изучение истории буддийских объединений в XX в. , включена в биографические сборники, вышедшие в 90-е гг. в КНР, которые содержат немало новых, не введенных в научный оборот материалов. Наиболее интересная и полная работа этого жанра -выпущенный под редакцией Юй Линбо "Биографический очерк выдающихся буддийских деятелей нового и новейшего времени" ,24
В КНР в последние годы выходит огромное число специальных религиоведческих и религиозных периодических изданий, среди которых хотелось бы выделить следующие журналы: издаваемый Институтом религий ШАОН "Изучение современных религий" (кит. "Дандай цзунцзяо яньцзю"), издаваемые Институтом мировых религий АОН КНР "Проблемы мировых религий" (кит. "Шицзе цзунзяо яньцзю") и "Мировая религиозная культура" (кит. "Шицзе цзунцзяо вэньхуа") а также издаваемый Китайской буддийской ассоциацией "Голос дхармы" (кит. «Фа Инь"). В этих журналах в последние годы опубликован целый ряд статей, в которых рассматриваются философские, исторические, культурные аспекты буддизма, а также тенденции развития этой религии в современном Китае в общем контексте с другими религиями. В диссертации также использованы статьи о современном положении буддизма, опубликованные в тайваньской периодике.
Остановимся на некоторых, наиболее содержательных, с нашей точки зрения, публикациях. Е Сяовэнь, сотрудник Бюро по делам религий Госсовета КНР, в статье "Религиозные проблемы
25 современного Китая" , приступая к анализу положения религий в современном китайском обществе, подходит к религии как к сложному общественному явлению. В его понимании религиозные проблемы -это конгломерат трудноразрешимых общественных проблем. Автор пишет, что "в нынешнем столетии немало государств и районов, где рельефно выступили религиозные проблемы". Непрекращающиеся локальные войны, обусловленные этим, дают ощущение того, что в мире нет спокойствия. Вот почему многие ученые полагают, что в XXI в. религиозный вопрос станет одной из наиболее масштабных
Л/Г мировых проблем. В соответствии с этим Е Сяовэнь подходит к изучению религиозной проблемы в стремительно меняющемся обществе Китая, как проблемы XXI в., корни которой глубоко проникли в народные низы. Дело в том, что с началом реформ и политики открытости вслед за экономическими изменениями и ростом международных связей выявились острые столкновения старого и нового. Этим аргументируется стремление автора обратиться к анализу пяти важнейших религиозных особенностей: длительности, массовости, национальной принадлежности, интернациональности и сложности, часть которых была выделена идеологами КНР уже в 50-е гг. и которые вновь во всей совокупности были поставлены в начале 80-х гг. Нельзя не согласится с его мыслью о том, что пять религиозных особенностей имеют внутренний смысл и в современной
97 обстановке приобретают актуальное звучание.
Ряд статей, вышедших в последние годы, посвящен видным деятелям буддизма XX в. Чжу Чже написал статью о жизни и деятельности известного сторонника радикальной реформы буддизма второй половины нашего столетия, буддийского монаха, мастера
О й дхармы Цзюйцзаня (1908 - 1984)/° Автор, сотрудник библиотеки Буддийских памятников культуры Китая, оценивает Цзюйцзаня, без которого невозможно понять реформистские процессы, происходившие в сангхе после образования КНР, как теоретика, широко образованного знатока буддийского наследия, его распространителя и преподавателя, как патриота и как настоящего подвижника внесшего большой вклад в основание и деятельность
29
Китайской буддийской ассоциации. Подобная панегирическая характеристика представляется автору несколько односторонней, поскольку Цзюйцзань, если оценивать его объективно, является весьма сложной и противоречивой фигурой, выразившей метания радикальных реформаторов 40-х-60-х гг.
Ли Сянпии в статье "Современная трансформация буддизма в мире людей и ее значение" 30 связывает небывалое распространение реформы буддизма, его изучение, а также интерес в обществе к буддийской культуре в последнее десятилетие с инициативами и лозунгами известного буддийского реформатора первой половины XX в. Тайсюя. При анализе истории создания и деятельности буддийских организаций XX в. особенно важным кажется замечание автора о том, что источником существующих в современном китайском обществе подходов к буддийским проблемам являются идейные соображения о 1
Тайсюя относительно реформы буддизма и его места в этом мире.
Интересные публикации, посвященные проблеме распространения и китаизации буддизма, стали появляться в 1998 г. в связи с начавшимся в КНР движением по празднованию 2000-й годовщины прихода буддизма в Китай. Тема адаптации и рецепции, казалось бы, не имеет непосредственного отношения к нашей проблематике, однако несомненно способствует более полному ее раскрытию. Без ее освещения невозможно понять причины эволюции и жизнестойкости буддизма на китайской почве.
Особое внимание привлекают статьи лета - осени 1998 г., посвященные 2000-й годовщине буддизма в Китае, на страницах журнала "Фа Инь", редколлегия которого в последние годы стремится соединить достижения ученого монашества и светской науки.
Наиболее пристального , с нашей точки зрения, рассмотрения, заслуживает помещенная этом журнале статья Фан Гуанчана, заведующего отделом буддийских проблем Института мировых религий АОН КНР и секретаря буддийского центра "О некоторых проблемах ранней стадии проникновения буддизма в Китай". С учетом последних изысканий китайской историографии и источниковедения в ней освещаются различные аспекты рецепции буддизма в Китае, а также проблема взаимоотношений буддизма с китайской традицией. Этой теме уделялось ранее и продолжает уделяться большое внимание во многих фундаментальных работах по истории буддизма, изданных в КНР, в том числе и в перечисленных выше трудах. Важно, что автор статьи, на которой нам хотелось бы особо остановиться, относится к китаизации буддизма как к сложному, длительному и постепенному процессу, а не как к единовременному историческому событию. Под превращением проникнувшего в Китай индийского буддизма в подлинно китайский буддизм автор понимает этап прохождения через противоречивую борьбу с китайской традиционной культурой, сменившийся гармоничным слиянием с ней , взаимодействием и взаимной приспособляемостью, а также этап его преобразования, включения в китайскую культуру и проникновения в народное сознание.33
В центре внимания Фан Гуанчана - начальный период рецепции буддизма в Китае, когда эта религия, по его мнению, имела подчиненное место, не играла самостоятельной роли и не достигла самоидентификации в сфере сознания. Причем только тогда, когда от чисто иллюзорных представлений верующие стали стремиться к истинному пониманию дхармы ( буддийского учения), только тогда стало возможным говорить о проникновении буддизма в Китай. Апеллируя к собственно буддийской традиции, в соответствии с которой учение считается оформившимся, когда налицо три буддийские драгоценности :" Будда, дхарма, сангха", он говорит о том, что если и можно обнаружить отдельные факты проникновения буддизма в Китай еще до нашей эры, то его действительное распространение произошло значительно позднее. Точную дату этого установить нельзя, хотя, по мнению автора, можно говорить о том, что этот процесс начался не ранее 65 г. н. э.34.Анализируя процесс китаизации буддизма в контексте деятельности его проповедников, автор выделяет две их категории: зарубежные миссионеры и собственно китайские последователи этой религии. Не умаляя вклада первых, главную роль он все же отводит деятельности китайских подвижников, делая вывод, что именно они осмыслили, восприняли и переработали буддизм.35 Забегая вперед, нужно отметить, что большому вкладу китайских подвижников в дело распространения буддизма посвящена статья российского буддолога Н.В. Самозванцевой. Вывод Фан Гуанчана о нем соответствует содержащимся в этой работе важным и интересным сведениям о китайских буддийских паломниках III-VII вв., направлявшихся в Индию за " драгоценными санскритскими рукописями священных текстов" и приносивших на родину " новые познания об учении Будды, монастырских уставах и обычаях".36
В общем контексте с проблемой рецепции буддизма в Китае написана рецензия другого китайского автора Ли Сылуна "Что же пп завоевал буддизм?" на упоминавшуюся книгу Э. Цюрхера "Завоевание Китая буддизмом", написанную в конце 50-х. Симптоматично, что именно сейчас, в преддверии празднования 2000-летия прихода буддизма в Китай, эта книга переведена на китайский язык и опубликована. Напомним, что в широко известном труде Э. Цюрхера впервые в западной историографии предпринималась попытка изучить зарождение и адаптацию китайского буддизма, раскрыть главные аспекты того типа буддизма, который распространялся и развивался в Центральном и Южном Китае в IV-V вв. В этой монографии обращалось внимание на различные культурные и социальные факторы, которые внесли вклад в дело формирования, стимулирования и распространения буддизма в китайском обществе. Много места в этой работе уделено не перестающей вызывать бурные дискуссии проблеме адаптации буддизма в Китае, под которой автор понимает селекцию учения,
38 делающую доступным его включение в китайскую среду. Наиболее сложным вопросом адаптации Цюрхеру представляется языковой аспект. На него в работе обращается наиболее пристальное внимание. Статья Ли Сылуна является дискуссионной. Он подвергает, в частности, сомнению идею Цюрхера о том, что " великая религия покорила великую страну". Ли Сылун в свою очередь делает вывод, что подобная постановка проблемы китаизации буддизма необъективна, что можно и важно говорить не о том, как буддизм покорил Китай, а о том, что нового он принес. В качестве этого нового автор выделяет буддийские монастыри и буддийское монашество.39 Справедливости ради можно заметить, что и Цюрхер во вводной части своей работы писал о том, что приход буддизма в Китай означал не только распространение религиозных идей, но и привнесение новой формы социальной организации - буддийской общины, сангхи.40.
Однако в основном акцент в его книге все же сделан на " завоевание буддизмом Китая".
Новаторским подходом выделяется опубликованная в начале 1999 г. в том же журнале статья буддийского ученого, мастера дхармы Лю Цзяньфу "Дискуссия о китаизации и глобализации буддизма".41 Она также приурочена 2000-летию распространения буддизма в Китае. Переходя от проблемы китаизации к проблеме глобализации буддизма, автор говорит о том, что буддизм, распространяясь в Китае и сливаясь с конфуцианством и даосизмом, представлял зарубежную внешнюю культуру, которая со временем оказала влияние на политику, философию, искусство и литературу Китая. Лю Цзяньфу строит вслед за этим гипотезу относительно глобализации буддизма. В соответствии с ней, два прошедших тысячелетия являлись для буддизма встречей и взаимовлиянием с конфуцианско-даосской философской традицией, а в III тысячелетии главным станет глобализация буддизма, когда эта религия столкнется с западной христианской культурой и технократическим обществом. Прогнозируя, автор говорит о всемирном характере буддийского учения, о том, что дхарма (буддийское учение) может в будущем составить основу общечеловеческой культуры. С этим можно согласиться лишь частично. Ведь под глобализацией понимается распространение влияния буддизма на западную культуру, а отнюдь не всемирное распространение этой религии.
Анализ отдельных работ современных китайских авторов наглядно показывает, что в последнее десятилетие буддийская проблематика, в целом слабо разработанная до начала 80-х гг., стала заметным явлением общественной науки КНР. В настоящее время не только наметилась тенденция к переосмыслению места и роли буддизма в обществе, но и происходит выработка новых подходов при изучении проблем адаптации, эволюции и жизнестойкости буддизма на китайской почве, без которой невозможно дать объективные оценки историческим процессам, под влиянием которых происходила трансформация общественной роли этой религии в нашем столетии. Интерес к буддизму в конце 90-х гг. нарастает и, думается, достигнет своего пика ко времени празднования 2000-летия его прихода в Китай, к которому приурочена публикация как памятников буддийской литературы, так и большого числа новых исследований по различным аспектам буддизма.
Переходя к отечественной историографии, нельзя не отметить, что импульс для буддологических исследований нашего столетия дали исторические и философские труды конца XIX - начала XX в. В. П. Васильева, И. П. Минаева, Ф. И. Щербатского, С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга. В современной российской науке история китайского буддизма в XX в. фактически не освещена. Восполнить этот пробел помогают работы по смежной тематике. В последние годы в России опубликовано немало трудов по философии, психологии, культуре и традициям буддизма. Особое место в них уделяется проблеме адаптации буддизма, без которой невозможно понять многие процессы, происходившие в Китае с этой религией в нашем столетии. Она была затронута в работах академиков В.М.Алексеева42 и Н. И. Конрада43 , затем в книге Л. С. Васильева44. В последние десятилетия наиболее интересные подходы к этой теме наметились в работах В. В. Малявина45 и Е.А. Торчинова 46 . Особое же место, на наш взгляд, занимает книга Л. Е. Янгутова 47, в которой содержится глубокий научный анализ исторических особенностей и специфики китайского буддизма. Этот автор стремится к точным оценкам, делая, в частности, важную ремарку относительно того, что " понятие " китайский буддизм" необходимо отличать от понятия " буддизм в Китае. Китайский буддизм он характеризует с точки зрения качественно нового осмысления философско-психологических учений до махаяны. Внимания заслуживают статьи сборника «Буддизм и государство на Дальнем Востоке» (ответственный редактор Л. П. Делюсин), авторами которого была предпринята попытка сформулировать некоторые общие основы взаимоотношений буддийской общины и государств Дальнего Востока, начиная с проникновения туда буддизма и до конца XVIII в.49
В поле зрения другого российского ученого Н. В. Абаева один из аспектов процесса распространения буддизма в Китае в прошлом и в настоящем, а именно уточнение наших представлений "об основных тенденциях развития буддизма махаяны и особенно его дальневосточных модификациях" на примере анализа одного из важнейших памятников махаянской мысли "Махаяна-шраддхотпада-шастры".50 Автор считает, что " выявление такого рода источников и анализ, содержащихся в них психологических концепций представляют интерес не только в свете задач всестороннего изучения исторического наследия буддийской психологии, но и для более глубокого понимания механизмов влияния буддизма на культурно-религиозные, идеологические, политические и социальнопсихологические процессы в странах зарубежного Востока, где буддизм все еще является влиятельным фактором общественной жизни".51 Большой научный интерес привлекают и другие статьи сборника "Психологические аспекты буддизма" , посвященные выявлению "внутренних механизмов воздействия буддизма на социальное поведение и политическое мышление его последователей", а также изучению того "влияния, которое оказывал весь религиозно-философский комплекс буддийской культуры на сознание и поведение огромной массы верующих".52
Буддийская традиция в ушу, а также многовековое воздействие этой религии на культурр0 традицию Китая в социальном и
53 историческом аспекте ушу рассматривается в книге А. А. Маслова , которая является энциклопедией не только боевых искусств, но и народного буддизма.
Новаторской для отечественной историографии работой представляется книга Е. А. Торчинова54 . Это сравнительное религиоведческое исследование, автор которого впервые делает попытку проанализировать религию как целостный психологический феномен. Одна из глав этой монографии посвящена расцвету психотехники в буддизме, в частности доктрине махаяны и базирующимся на ней школам дальневосточной буддийской традиции. Обращаясь к проблеме распространения в Восточной Азии развившегося в Китае типа махаянского буддизма, автор делает вывод о том, что "именно благодаря распространению китайского буддизма за "пределами четырех морей" и сформировалась дальневосточная цивилизационная общность, играющая такую важную роль в современном мире. В свою очередь, буддизм обогатил китайскую культуру достижениями культуры и науки Индии. Вряд ли можно сейчас представить себе Китай без пагод, а ведь пагоды появились там только после прихода буддизма. И таких "пагод" очень много как в материальной, так и в духовной культуре традиционного Китая."55 В такой образной форме Торчинов рисует влияние буддизма на духовную жизнь Китая.
Процесс становления буддизма как важного фактора бытия китайцев отражен в книге М. Е. Ермакова56 - первом в отечественной науке культурологическом будд о логическом исследовании. Главное внимание в нем уделяется изучению "низового", простонародного буддизма на основе коротких рассказов (кит. сяошо), появившихся в IV-VI вв. и являвшихся наряду с джатаками, сказаниями о жизни Будды, разновидностью религиозной литературы, распространение которых находилось в тесной связи с возрастающим влиянием буддизма в духовной жизни Китая.
В отечественной историографии нет ни одной статьи, в которой бы косвенно затрагивались те или иные аспекты истории создания и деятельности буддийских объединений в нашем столетии. Однако есть исследование, которое непосредственно подводит нас к изучению истории сангхи нашего столетия, давая необходимое представление об организации буддийских монастырей, о том положении, в котором они находились к концу XIX в., т.е. среды, давшей импульс к возрождению буддизма и созданию всекитайских буддийских объединений. Речь идет об уже упоминавшемся обобщающем труде Л. С. Васильева "Культы, религии и традиции в Китае".
Ряд интересующих диссертанта сведений почерпнут из
58 энциклопедического словаря "Китайская философия" , в котором содержатся разнообразные материалы по истории буддизма, в том числе отражающие процесс его возрождения и усиления влияния на общественно-политическую жизнь страны, а также некоторые персоналии буддийских подвижников XX в.
Основные этапы деятельности Китайской буддийской ассоциации в 50-е - 80-е гг. определены в разделе "Религии и религиозные организации" в сборнике "40 лет КНР".59
Ценная информация содержится в словаре " Буддизм"60 , раздел которого "Буддизм в Китае" написан В. В. Малявиным и Е. А. Торчиновым. Естественно, что в таком справочном издании положение буддизма в нашем столетии описано лаконично: охватывается период от прихода этой религии в Китай до 80-х гг.
Во взаимосвязи с общественными процессами, происходившими в КНР накануне и во время "культурной революции", положение буддизма рассматривается в статье Л. С. Переломова и Н. В. Абаева "Буддизм в Китае: исторические традиции и современность".61
Из работ смежной тематики, вышедших в последние годы в России, ближе всего подводит нас к изучению ряда интересующих проблем книга К. М. Тертицкого "Традиционные ценности в современном Китае" . В ней на оригинальных китайских источниках в этнопсихологическом аспекте анализируются в числе других вопросов современная религиозная жизнь и религиозное сознание в континентальном Китае и на Тайване.
Отличительной чертой современной российской историографии является обращение к новым, ранее не освещавшимся темам, связанным с различными аспектами китайского буддизма, стремление на основе китайских источников осмыслить значение этой религии в китайском обществе и культуре. Это свидетельствует о несомненных достижениях отечественного китаеведения. Вместе с тем многие стороны истории китайского буддизма в XX в. еще нуждаются в глубоком изучении.
Завершая историографический обзор, отметим, что рассмотрение приведенных выше, весьма разноплановых трудов зарубежных и отечественных востоковедов, помогает создать фон для понимания уникальной сущности китайского буддизма в XX в., а также более адекватно подойти к анализу интересующих нас сторон религиозной ситуации в КНР.
Обращаясь к характеристике источников, следует отметить, что при описании сравнительно большого и богатого событиями периода истории китайского буддизма в XX в. пришлось обращаться к разнохарактерным и разрозненным документам. Ввиду этого исследование базируется на различных группах источников.
Внимание диссертанта было обращено на документы Китайской буддийской ассоциации, выступления ее руководителей и видных представителей сангхи. Единственным полным собранием документов на китайском языке по непосредственно интересующей диссертанта проблематике является "Сборник источников по китайскому буддизму"63. В него вошли разнообразные сведения о деятельности Китайской буддийской ассоциации с момента ее образования в 1953 г. и вплоть до начала "культурной революции". Они весьма специфичны, поскольку большей частью представляют официальные материалы, публиковавшиеся в центральной прессе, таких газетах, как "Жэньминь жибао" и "Гуанмин жибао". Это материалы конференций и совещаний КБА и ее филиалов тех лет, а также выступления руководителей КБА.
Важнейшие документы по положению буддизма в КНР после 1979 г. содержатся в сборнике, опубликованном на английском языке Мак Иннисом (Mac Innis. Religion in China today. N-Y.,1989). Материалы этого сборника помогают объяснить процессы живучести и возрождения религий, в том числе буддизма, в Китае после 1979 г., а также раскрыть современную религиозную ситуацию.
Несомненный научный интерес вызывают публикации журнала "Современный буддизм" (кит. Сяньдай фосюе) - печатный орган КБА, издававшегося с 1953 г. до начала 60-х гг. Несмотря на явную тенденциозность и агитационный характер этого издания, в силу того, что его длительное время возглавлял представитель радикально настроенных буддистов реформаторов Цзюйцзань, в нем содержатся уникальные документы о деятельности КБА и ее отделений на местах, помогающие ощутить особенности жизни сангхи в атмосфере тех лет.
Среди источников особо следует выделить "Голос дхармы" (Фа Инь), ставший с 1981 г. новым печатным органом КБА . Его главным редактором до середины 80-х гг. также являлся Цзюйцзань. "Фа Инь" -это основной источник, содержащий все важнейшие материалы о деятельности сангхи и КБА двух последних десятилетий. С 90-х гг. журнал стал значительно менее политизированным и больше ориентированным на объективное освещение традиционных основ буддийской философии и культуры, а также религиозной жизни в стране. В настоящее время содержание публикаций этого журнала все более отражает интересы сангхи.
Внимание автора было обращено на другую важную группу источников, определяющих положение буддизма в КНР, которыми являются Конституция, государственные законодательные и нормативные акты 50-90-х гг. в сфере религий ( "Общая программа Народного политического консультативного совета Китая", 1949; "Законодательные акты Китайской Народной Республики". М., 1952; "Конституция КНР", 1982, а также "Положения по управлению местами, связанными с религиозной деятельностью",31 января 1994; "Установки по управлению религиозной деятельностью зарубежных граждан на территории КНР", 31 января 1994, опубликованные в "Жэньминь жибао" 8 февраля 1994).
Следующую группу источников, дающую возможность познакомиться с положением буддийских монастырей периода открытости и реформ, а также с уровнем образования и социальным происхождением современных верующих, представляют уже упоминавшиеся обследования, проведенные Институтом религий Шанхайской Академии Общественных наук.
Важные сведения были почерпнуты автором в процессе бесед со специалистами этого Института во время научной командировки в КНР (декабрь 1995 г.), а также контактов с учеными Института мировых религий АОН КНР (декабрь 1997 г.)
Уникальным источником являются появившиеся в последние годы в Китае хроники буддийских монастырей, в частности "Краткая история чаньского монастыря Юйфо".64
Содержание данной работы существенно обогатили впечатления автора, полученные при посещении буддийских монастырей Ханчжоу, Сиани, Сучжоу, Гуанчжоу, Шанхая, Пекина в 1988-1989 гг., в 1995 г. и 1997 г.
Историографический и источниковедческий обзор показывают, что слабая изученность характерна для всей новейшей истории китайского буддизма, и, в частности, для истории буддийских объединений, действовавших в этот период. В российской и зарубежной исторической литературе пока нет монографического исследования, специально посвященного этой теме. Данная диссертация открывает ее разработку в отечественном китаеведении. Естественно, что на этом этапе изучения решаемы далеко не все проблемы, многие из них лишь обозначены и нуждаются в дальнейшей разработке. Научная новизна работы заключается в том, что ее концептуальной основой является идея культурной и общественной адаптации буддизма. В соответствии с ней впервые в отечественной историографии создается его целостная картина как общественного явления в КНР в аспекте деятельности Китайской буддийской ассоциации. Новое толкование в диссертации получает проблема положения религий в социалистическом государстве и взаимоотношений сангхи с обществом.
Практическая значимость данного исследования может быть определена вкладом в историческую науку, а именно возможностью заполнить целый ряд лакун в истории Китая и буддизма, как одной из синкретических и одновременно как одной из мировых религий, в новейшее время.
Новый фактический материал и основные выводы диссертации могут быть использованы в научной работе, при подготовке учебников по истории Китая и истории мировых религий, вузовских лекций, спецкурсов и семинаров.
Конкретные научные результаты, полученные автором, опубликованы в ряде научных статей и монографии. Они апробированы на научных конференциях ИДВ РАН " Китай, китайская цивилизация и мир", " Философия восточно-азиатского региона и современная цивилизация", а также на конференциях Европейской ассоциации китаеведов.
ВВЕДЕНИЕ
Заключение научной работыдиссертация на тему "Китайский буддизм и общество в XX в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что влияние буддизма на китайский характер в целом будет давать плоды, даже если дерево, на котором они произрастают, не является прежним.
Дж. Блофельд
Начав распространяться в Китае в I в. н. э., к середине I тысячелетия буддизм оказал влияние на широкие социальные слои населения, проник в сознание и во все сферы бытия китайцев, накопив на протяжении столетий исторический опыт существования при различных династиях, превратился в традиционное народное вероисповедание, дошедшее до наших дней. На китайскую почву были перенесены зарубежная философия, религиозная доктрина и формы психотехники. Общественное положение китайского буддизма с древности до наших дней характеризовалось политической и административной подчиненностью государству, осуществлявшему контроль над деятельностью сангхи. Следствием этого стала организационная слабость и децентрализация структуры этой религии.
В XX в. самый яркий и устойчивый фактор этой религии, прошедшей через богатую катаклизмами историю, - китайские буддийские организации, основным направлением деятельности которых являлась консолидация верующих всей страны. Став проявлением объединительной тенденции, они сохранили свою главную функцию - собирание всех сил верующих с целью защиты буддизма, и обеспечили ему поддержку и, в итоге, его функционирование в обществе в различные исторические периоды
Процесс объединения буддистов-ханьцев начался сверху путем создания центральных руководящих органов и к 40-ым гг. нашего столетия завершился созданием сети местных (провинциальных, уездных и городских) организаций. Тогда же вырисовалась перспектива объединения буддистов всех национальных региональных форм.
Характерная особенность этого этапа - борьба между сторонниками реформирования буддизма и сохранения традиционных основ сангхи. Те и другие осознавали важность организационного объединения. Надо отметить, что новое, основным содержанием которого была необходимость поворота этой религии в сторону общества, хотя медленно, но все же пробивалось. Подлинный поворот к реализации разработанных главным вдохновителем активизации общественной роли буддизма Тайсюем теоретических основ преобразования сангхи обозначился во второй половине 40-х гг., но был прерван гражданской войной.
Сравнительный анализ состояния буддизма в гоминьдановский период и в период КНР дает основание говорить о том, что в первой половине XX в., несмотря на постоянные нападки на монастырскую собственность и, как результат этого, некоторое ее ущемление и сокращение, она продолжала сохраняться. В то время как к середине 50-х гг. монастырское и храмовое землевладение перестало существовать. Различные виды монастырской деятельности, опиравшиеся на него, сворачивались. В целом в гоминьдановский период религиозная деятельность могла развиваться более свободно и не контролировалась так жестко, как в КНР.
В первое десятилетие существования КНР на общем фоне количественного сокращения верующих уменьшалась численность монашества, прекращалась деятельность монастырей. Особенно пострадали традиционные (наследственные) храмы и небольшие монастыри. Одновременно резко снизилось число монахов в крупных народных монастырях. Характер обвала этот процесс приобрел после земельной реформы, несмотря на то, что монахам и монахиням в соответствии с "Законом о земельной реформе" выделялись земельные наделы и средства производства.
В условиях ломки старых устоев, когда отправление религиозных обрядов, мягко говоря, стало непопулярно и когда перед большинством населения встала проблема выживания, резко ухудшилось положение всех групп монашества. Большие трудности испытывали и народные монахи, получавшие средства существования от местных жителей. Единственным, хоть и оскудевшим и ненадежным, прибежищем оставался монастырь.
Но новая жизнь вторгалась и в его стены. Зачастую его обитатели втягивались в пропагандистские и политические кампании по инициативе радикально-реформаторски настроенных деятелей, появившихся в буддийской среде.
Итак, с образованием КНР, государства атеистической ориентации, начался качественно новый период в истории буддизма. В условиях секуляризации и отмены земельной монастырской собственности, самой жизнью был поднят вопрос о создании единой общенациональной буддийской организации. Учрежденная в 1953 г. Китайская буддийская ассоциация, несмотря на то, что она находилась под строгим контролем государства и политическим прессом, оставалась, в конечном итоге, объединительно-охранительным фактором. Думается, что КБА и, особенно, здравомыслящая часть ее руководства, несмотря на компромиссы или благодаря ним, сыграла позитивную роль в выживании буддизма, а затем в его новом возрождении. Положение сангхи, ее общественная адаптация в значительной степени зависели от гибкости и способности руководства КБА и наиболее авторитетного буддийского монашества приспосабливаться к политической обстановке тех лет.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что цели и задачи Китайского буддийского союза и КБА существенно различались. Если главной целью первого оставалась защита монастырской собственности, то в качестве основной задачи КБА декларировалась помощь режиму в строительстве нового общества. Под этим лозунгом осуществлялась защита буддизма в сложных политических условиях. Большое значение придавалось внешнеполитическому аспекту деятельности КБА.
К концу 50-х гг. стала реализовываться одна из задач деятельности КБ А: с помощью сети местных отделений взять под свой контроль монастырскую жизнь во всех ее проявлениях (назначение монастырской администрации, контроль над деятельностью настоятелей и принятием обетов). В этом смысле КБА наследовала традиции реформированного КБС. Реально это имело место в ханьском буддизме. Отделения КБА, открывавшиеся в местах проживания неханьских народностей, исповедовавших буддизм, оставались верхушечными образованиями.
Следует упомянуть, что были периоды, когда деятельность КБА приобретала разрушительный для сангхи характер. Под влиянием радикально настроенной части ее руководства наносились удары по многим ее устоям, например одному из важнейших - обряду принятия обетов. В результате последовательно сократилось число монастырей, обладавших правом проведения церемонии посвящения в монахи, уменьшалось их ежегодное число, упрощалась процедура их проведения. В конечном итоге с 1958 г. официальное принятие обетов волевым решением руководства КБА, вынужденного руководствоваться идеологическими установками государства в сфере религий, вообще перестали проводиться.
Реформаторы этого периода не только декларативно заявляли о лояльности режиму, но и стремились к интерпретации буддийского канона, в соответствии с атеистической идеологией нового общества, отбрасывая несовместимость буддизма и марксизма. На фоне этого стали допускаться упрощение дисциплинарных устоев монастырской жизни и нарушение обетов Пратимокши и монастырских правил. Все это негативно влияло на внутреннюю жизнь сангхи.
Диссертант приходит к выводу о том, что положение верующих, как мирян, так и монашества, непосредственно зависело от перепадов внутриполитического барометра, а именно от ужесточения или смягчения политической ситуации в стране, что оказало непосредственное влияние на их общее число, на количественный состав сангхи, весь ее уклад, а также на характер деятельности КБА. Так, за оттепелью в период "ста цветов" наступило время ожесточенных антирелигиозных кампаний 1958-1959 гг., а за ним вновь период послаблений 1960-1962 гг., создавший, как казалось, благоприятные возможности для расцвета религий. Однако перемены к худшему начали ощущаться уже в 1963 г. И, наконец, в подлинно драматическую ситуацию попал буддизм в годы "культурной революции", когда закрывались храмы и монастыри, замерла религиозная жизнь, прекратила свое существование КБА. Хранителем традиции становился сам верующий и его семья, когда в условиях жесткой идеологической обработки молодежи не утрачивались религиозные, морально-нравственные критерии и семейные традиции старшего поколения. Ведь для китайца вера в буддизм - это не только поиск пути спасения, но и прежде всего следование психокультурным традициям, это самосовершенствование личности и различные методы его реализации, дающие возможность выживать несмотря на общественные катаклизмы. На наш взгляд, буддизм в КНР в тяжелые периоды тотальных идеологических обработок и политических кампаний, имевших целью секуляризацию сознания, продолжал существовать в первую очередь благодаря сохранению традиционной психологии религиозного опыта. Именно буддийский идеал отрешенности личности от внешнего мира всегда давал китайцу иллюзию ухода, от враждебного ему общества, тем самым способствуя сохранению традиционных верований, которые при усилении идеологического пресса принимали скрытые формы, а при его ослаблении начинали быстро возрождаться.
Пророческими оказались слова приведенного выше эпиграфа влияние буддизма на китайский характер и менталитет сохранялось.
Эта религия прошла путь от полубесправного состояния и гонений в
1966-1976 гг. до подъема и превращения в общественное явление.
Действительно, в 80-е гг. на фоне улучшения общей религиозной ситуации началось стремительное возрождение китайского буддизма в
КНР, признаками которого стало возобновление деятельности КБА, восстановление храмовой и монастырской жизни, а также системы буддийского образования и многое другое. Остались в прошлом леворадикальные идеи ряда руководителей КБА, репрессированных и после реабилитации возвращавшихся в культурную революцию ^ ^ вновь к активной деятельности. Правительство и власти на местах осудили ошибки, имевшие место во время "культурной революции" и предприняли шаги для их исправления. Размышляя об этом, невольно возрождение приходишь к выводу о том, что с : : объясняется не только серьезными экономическими и общественно-политическими изменениями, но и удивительной способностью к выживанию, неоднократно проявлявшейся в многовековой истории этой религии, благодаря глубоким народным корням и тесному переплетению с китайской традицией. В настоящее время сангха приспосабливается к реалиям социализма с китайской спецификой.
К середине 90-х гг. отчетливо проявилось изменение содержания деятельности КБ А во внешнеполитической области. Если в 50-60-е гг. она выражалась только в служении интересам государства, то в настоящее время важной ее стороной стало распространение учения Будды за рубежом. Теперь помимо участия в международных организациях и форумах сторонников мира, появились новые инициативы, например, содействие в налаживании буддийского образования и принятия монашеских обетов в странах Юго-Восточной и Южной Азии, что содействует расширению общины. Углубились контакты с буддийскими учеными Дальнего Востока. Миссионеры китайского буддизма распространяют махаяну в США. Тем самым международная деятельность КБА не только соответствует внешней политике государства, но и целям сангхи, способствуя завоеванию авторитета китайских буддистов в среде зарубежных единоверцев.
Обращаясь к проблеме власть и церковь, хотелось бы отметить, что, изменения, происшедшие в последнее десятилетие в идеологических установках государства в сфере религиозной политики благотворно повлияли на положение буддизма. В настоящее время различные религии признаются в качестве составной части китайской цивилизации, поощряется и охраняется деятельность официально признанных религиозных общин, несмотря на то, что они отделены от государства. Свобода религиозных отправлений гарантируется Конституцией, законодательными и нормативными актами КНР. В политическом плане власти не стремятся к изоляции верующих от общественной жизни, признавая при этом, что вероисповедание является частным делом гражданина, проводят курс на их сплочение с неверующими в деле построения современного социалистического цивилизованного, демократического государства. Следует учитывать, что несмотря на провозглашенную свободу религиозной деятельности, она на практике имеет серьезные ограничения, вследствие того, что продолжает оставаться под строгим контролем государственных органов по делам религий в центре и на местах. Причем в его сфере находятся не только храмы, монастыри и религиозные организации, но и отдельный верующий. Достижением последних лет в сфере религиозной политики можно считать совершенствование законодательной базы, что гарантирует религиозную деятельность и защищает ее от имевшего прежде место административного произвола.
Буддизм - одна из трех мировых религий, распространился на огромной территории и оказал продолжительное, разностороннее и глубокое влияние на историческое развитие духовной культуры Китая. Эта религия продолжает заметно воздействовать на современную культуру континентального Китая и Тайваня. Многообразное культурно-историческое наследие буддизма со временем слилось с социально-культурными и религиозными традициями Китая. Именно этим объясняется жизнеспособность китайского буддизма, его современное возрождение и превращение в один из факторов общественной и культурной жизни КНР. Хотя суть процесса восприятия буддизма как части религиозных китайских верований трудно уловима, легко теряется в обилии фактов и аргументов, однако только сообразовываясь с ним, можно понять феномен двух в течение нашего столетия возрождений сангхи в Китае.
Подходит к концу XXв., период, когда первоначально лишь слабо проявлявшаяся тенденция объединения ханьского буддизма, то приобретавшая четкие очертания, то, как казалось, бесследно исчезавшая, стала реальностью. В итоге она нашла выражение в создании единой системы принципиально нового для ханьского буддизма организационного устройства - Китайской буддийской ассоциации. Если 80-е гг. - это время возрождения буддизма, то 90-е гг. - укрепления его позиций. Организационно оформившийся к середине 90-х гг. буддизм ханьской традиции удачно вплетается в пеструю канву реформенной общественной жизни КНР. На рубеже тысячелетий сангха в Китае устремлена в будущее - опираясь на многовековой опыт, она намечает новые перспективы.
Проникнув в Китай, буддийское учение, основывавшееся на подлинной мудрости и великом милосердии, на протяжении веков стало созвучным основам китайской культуры. Буддизм, привнесший зарубежную культуру, в процессе противоречивого взаимодействия с автохтонными конфуцианством и даосизмом, постепенно оказывал влияние на политику, философию, литературу, нравы, обычаи и духовную жизнь и превратился в важную и неотъемлемую часть китайской традиционной культуры. Ее основу составляет тесное переплетение конфуцианства, даосизма и буддизма . Вместе с тем, как религия, буддизм в нашем столетии не потерял самостоятельное значение.
Китаизированный буддизм оставил заметный след на культуре стран Восточной Азии. Например, буддийский взгляд на мир и природу, основанный на концентрации на собственном сознании и созерцательности, близок и понятен современным корейцам и японцам. Думается, что на рубеже 11-111 тысячелетий можно говорить о признаках глобализации буддизма, в смысле распространения буддийских идеалов во многих странах мира, взаимообмена западной и буддийской культур, способной внести гармонию в дисгармонию современной технократической культуры, а также благоприятствовать диалогу "Восток-Запад ".
Итак, автором проанализированы поворотные пункты в истории сангхи: восприятие махаянского буддизма на китайской почве в 1-У вв., его возрождение в первой половине XX в. и восстановление, начавшееся в 80-90-е гг. Таким образом, приход буддизма в Китай рассматривается как событие прошлого, имеющее далеко идущее влияние на настоящее и будущее. Руководствуясь идеей жизнестойкости буддизма, иными словами, его способности к культурной и общественной адаптации, автор пришел к главному выводу о том, что эта религия, оставаясь элементом китайской традиционной культуры, смогла превратиться в часть общественной жизни Китая XX в. Ведущий замысел работы состоял в том, чтобы раскрыть главную тенденцию новейшего времени - преодоление религиозной замкнутости китайского буддизма, практическим выражением чего стало создание буддийских объединений. Ведь судьбы религий в современном мире, в конечном итоге, определяет их поворот к наиболее насущным общественным проблемам, к решению сложнейших вопросов соответствия духу времени, поиск оптимального решения между реформированием устоев и сохранением традиционной религиозной сущности. Это актуально не только для китайского буддизма. Перед православием в России стоит сходная задача поворота в сторону общественных проблем. Основная авторская точка зрения выразилась в том, чтобы показать, что, несмотря на ограничения, при социализме с китайской спецификой открылись новые возможности для китайского буддизма. Перспективы его развития как течения мировой религии автору видятся в его способности реагировать на глобальные мировые проблемы нового тысячелетия.
Список научной литературыГорбунова, Светлана Алексеевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Источники, материалы, справочники
2. Буддизм. Словарь. Под общей редакцией Н. JI. Жуковской М., 1992.
3. Законодательные акты Китайской Народной Республики. М., 1952.
4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Главный редактор М. Л. Титаренко. М., 1994.
5. Конституция КНР, Пекин, 1982.
6. Общая программа Народного политического консультативного совета Китая. (Принята 1-й сессией политического консультативного совета Китая, 29 сентября 1949 г.). М., 1950.
7. Религия и свобода совести в Китае. Пекин, 1997.7. 40 лет КНР. М., 1989.
8. Буфэнь фоцзяо циньнянь дэ синьцзяо юаньинь чуси (Анализ причин обращения в веру части молодежи, исповедующей буддизм). Чжунго шэхуэйчжуи шициды цзунцзяо вэньти (Религиозные проблемы в период строительства социализма в Китае), Шанхай, 1987, с. 200-201.
9. Чжунго далу фоцзяо цзыляо хуэйбянь, 1949-1967 (Сборник источников по китайскому буддизму), Сянган, 1968.1 l.T he China Year Book, Shanghai, 1937.
10. Mac Innis D. E. Religion in China Today. N-Y., 1989.
11. The Republic of China Year Book, 1997.1. Литература
12. Абаев Н.В. Китайский буддизм: традиции и современность. Наука и религия, 1981, №1.
13. Абаев Н.В. Буддийские традиции в идеологии и культуре современного Китая. Место религий в идейно-политической борьбе развивающихся стран. Тезисы рабочего совещания. М., 1978.
14. Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.
15. Алексеев В. М. Китайская народная картина. М.,1966.
16. Богословский В.А. Тибетский район КНР. М., 1978.
17. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
18. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.
19. Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
20. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
21. Буддизм: история и культура. М., 1989.
22. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, даосизм. 1873.
23. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
24. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 1970.
25. Вебер М. Работы по социологии, религии и идеологии. М., 1985.28. Восток Запад. М., 1989.
26. Горбунова С.А. Буддийские объединения в истории Китая в XX в. (10-90-е годы) Информационный бюллетень ИДВ РАН, 1998, № 2.
27. Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996.
28. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. С.-П., 1994.
29. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.
30. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. С-Пб, 1997.
31. Завадская Е.В. Восток на Западе. М., 1970.
32. Зарубежный Восток. Религиозные традиции и современность. М., 1983.
33. Избранные сутры китайского буддизма. СП-б., 1999.
34. Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999.
35. Конрад Н.И. Неопубликованные работы, письма. М., 1996.
36. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.
37. Кочетов А. Н. Буддизм.М.,1983.
38. Кузнецов В. С. Миссия буддистов Китая, Кореи, Японии в XXI в. IV Всероссийская конференция " Философия восточно-азиатского региона и современная цивилизация". М.,1998.
39. Кузнецов В. С. Философские и практические различия четырех сект тибетского буддизма. V Всероссийская конференция "Философия восточно-азиатского региона и современная цивилизация". М., 1999.
40. Малявин В. В. Буддизм и китайская традиция. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
41. Маслов A.A. Небесный путь боевых искусств. С-Пб, 1995.
42. Переломов Л.С., Абаев Н.В. Буддизм в Китае: исторические традиции и современность. Проблемы Дальнего Востока, 1980, №3.
43. Религии Древнего Востока. М., 1995.
44. Сахирова Е.Ф. Обновленческое движение буддистов Китая на рубеже XIX-XX вв. 14-я научн. конф. Общество и государство в Китае. Ч.З. М., 1983.
45. Тертицкий K.M. Традиционные ценности в современном Китае. М., 1994.
46. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
47. Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования). Народы Азии и Африки, 1982, №2.
48. Торчинов Е.А. Изучение буддизма в России (Современное состояние). -Буддология, 1992, №1.
49. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. С-Пб, 1998.53. 48. Учение Будды. М., 1992.
50. Этическая история китайцев в XIX начале XX века. М., 1993.
51. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.
52. Янгутов Л.Е. Философское учение школы Хуаянь. Новосибирск, 1982.
53. Гао Чжэньнун. Фоцзяо вэньхуа юй цзиньдай чжунго (Буддийская культура в Китае нового времени). Шанхай, 1992.
54. Гао Чжэньнун. Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Шанхай, 1986.
55. Го Пэн. Тайсюй сысян яньцзю (Изучение идей Тайсюя). Пекин, 1997.
56. Дай Каншэн, Пэн Яо. Шэхуйчжуи юй чжунго цзунцзяо (Социализм и религии в Китае). Цзянси, 1996.
57. Е Сяовэнь. Данцянь во го дэ цзунцзяо вэньти (Религиозные проблемы в современном Китае). Шицзе цзунцзяо вэньхуа, 1997, №9, 10.
58. Жэнь, шэхуэй, цзунцзяо (Человек, общество, религия) под ред. Ло Чжуфэна. Шанхай, 1995.
59. Лай Юнхай. Чжунго фосин лунь (Специфика китайского буддизма). Шанхай, 1988.
60. Ли Сылун. Фоцзяо чжэньфу лэ шэньмо? ( Что покорил буддизм?) Фа Инь, 1999, № 9.
61. Ли Сянпин. Жэньцзянь фоцзяо дэ сяньдай чжуаньхуань цзи ци ии (Современная трансформация буддизма в мире и ее значение). Шицзе цзунцзяо яньцзю, 1997, №1.
62. Лю Цзяньфу. Фоцзяо чжи чжунго хуа юй цюань цю хуа люэ шо (Дискуссия о китаизации и глобализации буддизма). Фа Инь, 1999, № 3.
63. Люй Чэн. Чжунго фосюэ юаньлюй люэцзян (Краткий очерк истории возникновения и развития буддизма в Китае). Пекин, 1979.
64. Ло Вэйхун. Шанхай шэхуэй фачжань юй цзунцзяо дэ син-шуай (Взлеты и падения религий на фоне развития шанхайского общества). Дандай цзунцзяо яньцзю, 1995, №1.
65. Ло Чжэвэнь, Лю Вэньюань, Лю Чуньин. Чжунго чжумин фоцзяо сымяо (Известные китайские буддийские храмы и монастыри). Пекин, 1995.
66. Сяо Чжитянь. Дандай чжунго цзунцзяо вэньти дэ сыкао (Размышления по религиозным проблемам современного Китая). Шанхай, 1994.
67. Тайсюй цзи (Сборник сочинений Тайсюя). Пекин, 1995.
68. Фан Гуанчан. Гуаньюй чу чуаньцзе фоцзяо дэ цзигэ вэньти ( Некоторые проблемы раннего периода проникновения буддизма в Китай). Фа Инь, 1998, № 8.
69. Фан Литянь. Чжунго фоцзяо юй чуаньтун вэньхуа (Китайский буддизм и традиционная культура). Шанхай, 1988.
70. Фоцзяо юй чжунго вэньхуа (Буддизм и китайская культура). Шанхай,1987.
71. Цао Ци, Пэн Хуэй. Шицзе сань да цзунцзяо цзай чжунго (Три мировые религии в Китае). Пекин, 1985.
72. Тайсюй. Цзиньдай чжунго шиляо цункань. Т. 92, Тайбэй, 1973.
73. Цзунцзяо вэньти таньсо (Исследования по религиозным проблемам). Шанхай шэхуэй кэсюэ юань, 1989-1991,1992.
74. Чжан Дачжэ. Тайвань фоцзяо гайшу (Очерк тайваньского буддизма). -Ушэнь лунь, цзунцзяо, 1990, 1.
75. Чжан Хуа. Дандай шанхай цзунцзяо тедянь, фачжань, цюйши цзи вэньти (Некоторые проблемы и тенденции развития и другие проблемы религий в современном Шанхае). Дандай цзунцзяо яньцзю, 1995, №2.
76. Чжу Чже. Дандай мин сэн Цзюйцзань фаши чуань люэ (Краткая биография современного известного монаха Цзюйцзаня). Шицзе цзунцзяо, 1997, №2.
77. Чжун жи фоцзяо сюэшу хуйи лунь вэньцзи (1985-1995) (Материалы совместных китайско-японских заседаний по буддийскому образованию). Пекин, 1997.
78. Чжунго фоцзяо хуацзи (Альбом китайского буддизма). Пекин, 1956.
79. Чжунго цзиньсяньдай гаосэн юй фосюэ мин жэнь сяочжуан (Краткие биографии высших монахов и известных буддистов в новое и новейшее время). Шанхай, 1990.
80. Чжунго шэхуэйчжуи шициды цзунцзяо вэньти (Религиозные проблемы в период строительства социализма в Китае). Шанхай, 1987.
81. Шанхай цзиньдай фоцзяо цзяныни (Краткая история буддизма в новое время в Шанхае). Шанхай, 1988.
82. Шанхай цзунцзяо ши (История религий в Шанхае). Шанхай, 1992.
83. ЮЙ Линбо. Чжунго цзин сянь дай фоцзяо жэньу чжи (Биографический очерк буддийских деятелей нового и новейшего времени). Пекин, 1995.
84. Юйфо чаньсы цзяньши (Краткая история чаньского монастыря Юйфо). Шанхай, 1990.
85. Banerjee А. С. Stidies in Chinese Buddhism. Calcutta, 1977.
86. Blofeld J. The Jewel in the Lotus: an Outline of Present day Buddhism in China. L., 1948.
87. Buddhist Studies in the People's Republic of China, 1990-1991.Translated and edited by M. R. Saso. Honolulu, 1992.
88. Buddhist Trends in South-East Asia. Singapore, 1993.
89. Bush R.C. Religion in Communist China. N.-Y., 1970.
90. Chan W.T. Religious Trends in Modern China. N.-Y., 1953.
91. Ch'en Kenneth. Buddhism in China. Princeton, 1964.
92. Ch'en Kenneth. Chinese Communist Assessment of the Contributions of Buddhism to Chinese Culture. Oxford, 1964.
93. Ch'en Kenneth. The Chinese Transformation to Buddhism. Oxford, 1973.
94. Ching J. Chinese Religions. L., 1993.
95. Chou Hsiangkuang. A History of Chinese Buddhism. Allahabad, 1950.
96. Chou Hsiagkuang. Taihsu. His Life and Teaching. Allahabad, 1957.
97. Cole A. Mothers and Sons in Chinese Buddhism. Stanford, Calif. 1998.
98. Corfess R.J. Chinese Buddhism under the Communist Regime. Buddhism: a Modern Perspective. Ed. by Prebish Ch.S. L., 1975.
99. Fokkema D.W. Report from Peking. L., 1971.
100. Hahn T. New Developments concerning Buddhist and Taoist Monasteries. -The Turning of the Tide. N.-Y., Oxford, 1989.
101. Harvey P. An Introduction to Buddhism. Cambridge, 1990.
102. Hsin Fu-chuan L. Taiwanese Buddhism and Buddhist Temples. Taipei, 1983.
103. Hsu W. Buddhism in China. Hong Kong. 1964.
104. Hunter A. Buddhism under Deng. Leeds East Asia papers, 1992,№ 7.
105. Gernet, J. Buddhism in Chinese Society: en economic history from the fifth to the tenth centuries. N-Y, 1995.
106. Guide to Chinese Religion. Boston. Mass., 1985.
107. Jing Chang. Wild Swans. L., 1993.
108. Jochim Ch. Chinese Relegions Cultural Perspective. Prentice Hall, 1986. 114.1keda Daisaku. Buddhism. Tokyo, 1977.115.1keda Daisaku. The Flower of Chinese Buddhism. N.-Y., Tokyo, 1986. 116.1keda Daisaku. A Historical View of Buddhism. Osaka,1977.
109. Kewley V. Tibet. Behind the Ice Curtain. L., 1990.
110. Kieschnick J. The Eminent Monk. Buddhist Ideals in Medieval Chinese Hagiography. Hawaii Press, 1997.
111. Mabbet I.W. Modern China: the Mirage of Modernity. L., 1985.
112. Nottingham E. Religion and Society. N.-Y., 1954.121.0bermyer D.Z. Religions of China. San Francisco, 1986.
113. Pardue P. Buddhism. A Historical Introduction to Buddhist Values and the
114. Social and Political Forms they have Assumed in Asia. N.-Y., 1971.123 .Pas J. Revival of Temple Worship and Popular Religious Traditions. The
115. Turning of the Tide. N.-Y., Oxford, 1989.
116. Perkins D. Encyclopedia of China. L., 1999.
117. Prip-Moller J. Chinese Buddhist Monasteries. Copenhagen, 1937.
118. Reichelt K. Truth and Tradition in Chinese Buddhism. N.-Y., 1968.
119. Religion in Postwar China. A critical analysis and annotated bibliography. Compiled by Yu D. Westport, Connecticut, L., 1994.
120. Studies of Chinese Religion (A comprehensive and classified bibliography of Publications in English, French and German). Compiled by Thompson L.G. L., 1976.
121. Vessie P.A. Buddhism. A bibliography of books and articles in English, 1892-1975.Ann Arbor, 1976.
122. Zurher E. The Buddhist Conquest of China. Leiden, 1959.
123. Watson A. Living in China. L., 1975.
124. Welch H. The Practice of Chinese Buddhism, 1900-1950, Cambridge, Mass.,1967.
125. Welch H. The Buddhist Revival in China. Cambridge, Mass., 1968.
126. Welch H. Buddhism under Mao. Cambridge, Mass., 1972.
127. Wright A. Buddhism in Chinese History. Stanford, 1959.
128. Wright A. Studies in Chinese Buddhism. New Haven, 1990.1. Периодика
129. Проблемы Дальнего Востока, 1980, №3.
130. Свободный Китай, 1996, № 5.
131. Гуанмин жибао, 08.10.1956.
132. Дандай цзунцзяо яньдзю, 1995.
133. Жэньминь жибао, 12.10.1956.
134. Наньфан жибао, 13.05.1957.143. Сюешу яньцзю, 1990, № 5.144. Сяньдай фосюе, 1951-1960.145. Фа Инь, 1993-1999.
135. Тайвань яньцзю, 1989, № 4.147. Фоцзяо яньцзю, 1995.148. Цзунцзяо, 1995.
136. Шицзе цзунцзяо вэньхуа, 1997.
137. Шицзе цзунцзяо яньцзю, 1995, 1997.
138. China Ouarterly, 1961,1965,1969.
139. Free China Review, 1994, vol. 44.