автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Компьютерная графика как особый вид современного искусства

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Турлюн, Любовь Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Бийск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Компьютерная графика как особый вид современного искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Компьютерная графика как особый вид современного искусства"

На правах рукописи

Турлюн Любовь Николаевна

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК ОСОБЫЙ ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Специальность 17.00.04 — изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство п архитектура

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Барнаул-2006

Работа выполнена на кафедре философии Б и Некого педагогического государственного университета нм.В.М. Шукшина

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Степанская Тамара Михайловна

Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор

Бортников Сергей Дмитриевич

Кандидат искусствоведения, доцент Нехвядовнч Лариса Ивановка

Ведущая организация: Бийский Технологический институт

(Филиал) ГОУВПО «Алтайский государственный университет Им. И.И. Ползунова

Защита диссертации состоится « 27 декабря» 2006 года в «16 » часов на заседании диссертационного совета К 212.005.04 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета.

2006 г.

Паршукова Н.П.

Автореферат разослан И О ЯБ/^^Я

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент СУ/я/^"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Обновление искусства всегда начиналось с обновления содержания. В век информационной культуры, когда во все виды человеческой деятельности внедрены компьютерные технолога и, язык искусства расширяет свои возможности средствами компьютерной графики; классическая эстетика, четкие критерии художествен ностк, сформулированные философами и мыслителями Х1Х-ХХ, столетия уступил» свои позиции эстетике постмодернизма. Новаторство определяется в единстве содержания и формы, более того, новаторство содержания не может быть без обновления формы, а обновление формы связано с новыми технологиями. Активное внедрение новых технологий в искусство подтверждает актуальность данной работы. В художественной практике на сибирских выставках все чаще выставляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики. Эти произведения нуждаются в искусствоведческом анализе, что также подчеркивает актуальность темы.

Методология и методы исследования Многоплановость и миогоаспектность объекта исследования, а также разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа произведений компьютерной графики были использованы подхода и положения, разработанные в культурологии, онтологии, философии техники, искусствоведении, компьютерных науках (Н.Петрова, В Вязьмина, Л. Клаус, Френка Поппера, М.Бурпакова, НЛ. Малахова, В.В. Гулыги и др.) Основными методами исследования являются исторический, системный, а также стилистический анализ произведений художников.

Степень изученности проблемы.

В отечественной научной литературе монографии по заявленной теме отсутствуют; можно лишь отметить статьи и тезисы отдельных авторов: Н.Петровой, В Вязьмина, Л. Клаус. Переводов на русский язык трудов зарубежных авторов по теме исследования не удалось выявить, поэтому автору диссертации пришлось работать с литературой на английском языке, самостоятельно осуществлять переводы текстов. Очень полезной для исследования оказалась книга Френка Поппера «Искусство электронной эры». (Лондон 1993г.). Особенно большую помощь в составлении исторического очерка оказала глава этой книги «Компьютерное искусство». Компьютерная графика развивается в эпоху постмодернизма, поэтому автор опирался на труды, посвященные философии постмодернизма, НЛ. Малахова, В.В. Гулыги, В. Маньковской. В рассмотрении проблемы динамики развития понятия «художественность» полезными были труды Е.В. Рубцовой. Другая часть литературы связана с технологией компьютерной графики: Е. Федер, Bine Мане, Клаус и др. Также а процессе исследования привлекались материалы периодических изданий: «Вопросы литературы», «Автоматика и технология», «Русский глобус», «Компьютер Арт», «Культура и современность». Таким образом, обзор литературы показал слабую изученность компьютерной графики как вида особого искусства, рожденного новыми современным!! технологиями. Это актуализирует тему исследования. Автор обращался также к трудам, носящим учебно - методический характер: «Самоучитель по компьютерной графике» М.Бурлакова(2000г.); «Рисунок и чертеж картины на ЭВМ» В.В. Александрова и B.C. ШнеЙдерова( 1997г.); «Графика в байтах» Б.Н. Васильева (1991 г.).

Цель исследования: выявить особенности средств художественной выразительности в произведениях компьютерной графики и определить степень влияния информационных технологий на проявление в них художественности как универсального свойства произведения искусства.

Задачи исследования:

• изучить историю становления и определить основные этапы развития компьютерной графики;

• рассмотреть основные понятия и термины, определить типологию компьютерной графики;

• выделить стили и направления компьютерной графики как нового веша современного искусства;

• показать специфику средств художественной выразительности произведений, выполненных средствами компьютерной графики;

• показать трансформацию и специфику художественности произведений, выполненных в компьютерных технологиях.

Объект исследования-, современные компьютерные технологии в изобразительном искусстве.

Предмет исследования: особенности средств художественной выразительности, используемых в реалистических и модернистических направлениях при создании произведений на основе технологий компьютер но й графики. Научная новизна заключается в следующем:

• изложена история становления и развития компьютерной графики как вида особого искусства, реализуемого на основе компьютерных технологий;

• определена типология компьютерной графики;

• рассмотрены стили и направления компьютерной графики как вида особого современного искусства;

• показана специфика средств художественной выразительности произведений, выполненных на основе компьютерных технологий;

• показана трансформация и специфика художественности произведений, выполненных в компьютерных технологиях; Теоретическая значимость работы состоит в постановке и

рассмотрении автора проблемы, которая до сих пор не стала предметом широкого научного исследовании. Практическая значимость работы состоит

в возможности использования ее результатов в художественной практике. Работа содержит материалы, которые могут быть использованы при чтении учебных курсов по специальностям «Искусствоведения», «Теории и истории искусства», а также может стать основой специализированного курса, посвященного компьютерным технологиям в изобразительном искусстве. Положения выносимые на защиту:

1. История становления и развития компьютерной графики, начавшаяся с середины XX века, прошла путь от двухмерной к трехмерной графике.

2. Трехмерная графика определила появление нового современного виртуального искусства.

3. Типология компьютерной [рафики предполагает имитацию, реставрацию художественных произведений, выполненных в формах классической эстетики.

4. Компьютерная графика характеризуется стилистическим плюрализмом, пол и вареа нтностью; художник - компьютерщик главной целью творчества полагает самовыражение.

5. Выразительные цифровые инструментальные средства позволяют имитировать традиционную живопись и графику. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме.

6. Художественную выразительность можно запрограммировать и реализовать набором цифровых инструментальных средств.

7. Не являясь материальной средой, компьютерные технологии, предоставляют художнику широкий спектр возможностей работать в традиционных или в авангардных направлениях, иметь индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов.

8. Информационные технологии формируют новый тип эстетического сознания и создают новую виртуальную культуру.

9. Постмодернистская художественная креативность не сводится к подражательным приемам, но представляет собой процесс получения квинтэссенции нового культурного опыта.

Апробация работы. Основные результаты и положения работы обсуждались на следующих конференциях: на всероссийском научно-методологическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (г.Барнаул, 2003), Международном научном семинаре «XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур», V Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Сибирского филиала института культурологии (Омск,2003), В.И. Эдокова» (Горно-Алтайск, 2006), региональной научной конференции «Проблемы отечественного искусствоведения на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» {Барнаул, 2004), региональной конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (Барнаул, 2006), межрегиональной научной конференции «Вторые научные чтения памяти В.И. Эдокова» (Горно-Алтайск, 2006. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философии Бийского Государственного университета им. В.М Шукшина, а также апробированы в лекционном курсе «Инновационные технологии в изобразительном искусстве» Структура и объем

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и

источников, приложений, иллюстраций. Общий объем диссертации _

страниц. Список литературы включает_наименований.

содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования, оценена степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи работы, определяются объект и предмет исследования, характеризуется источниковая база, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Компьютерная графика - в изобразительном п виртуальном искусстве: краткий исторический очерк» содержит пять параграфов.

В первом параграфе «Понятия компьютерной графики» рассматривается компьютерная графика как одно из направлений искусства постмодернизма. Постмодернизм - широкое культурное течение, в чью сферу попадает искусство. Спецификой постмодернистского искусства является связь с не классической трактовкой классической традиции: формой, методами рисования, инструментом изображения, каким является компьютер. Компьютер это - средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, средство создания новых произведений искусства. Компьютерная графика * это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рису ню в, чертежей, мультипликации) на компьютере. Связь традиционной и компьютерной графики, с одной стороны, определяет применение множительной техники, следовательно, графика располагает возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений. Следующим сходством компьютерной графики с традиционным графическим искусством является то, что основным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага. Важнейшими качествами искусства графики являются массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Понятие художественная компьютерная графика» условно: кроме классической графики, компьютерная графика охватывает живопись, графический дизайн, фотоискусство; компьютерная графика, является одной из составных частей медиаискусства, мультимедиа, интерактивного искусства.

Во втором параграфе первой главы «Место компьютерной графики» в виртуальном искусстве» автор рассматривает основные тенденции виртуального искусства. Анализ виртуальности в различных жанрах искусства приводят к выводу о связанных с ней существенных трансформациях эстетических восприятий. Именно восприятие, а не артефакт процесс, а не

результат сотворчества, оказывается в центре теоретического интереса. Огромно воздействие виртуальной реальности на эстетический мир, ведь компьютерная эстетика при всей своей изощренности инструмента, полижанровости, возрождает эстетику волшебных сказок и театральных чудес. Понятие «виртуальный мир» воплощает в себе двойственный смысл мнимость, кажимость и истинность. Технологические достижения последних лет заставили по-иному взглянуть на виртуальный мир и существенно корректировать его классическое содержание. Специфика современной виртуальности заключается в интерактивное™, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальности воздействиям материальными трансформирующими материальными, художественными объектами. Превращение зрителя, читателя, художника, наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения, испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания. Автор исследования рассматривает новые направления в искусстве медиа-арт (искусство в контексте современных технологий, коммуникаций и медиа) и нет-арт. Развитие Интернета и компьютерной графики повлияла на формирование нового вида изобразительного искусства нет-арта. Нет-арт {Net Art - от ант. net -сеть, art- искусство). Новейший вид искусства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Также автор затрагивает вопрос о художественности и постхудожественности современного искусства Б третьем параграфе «Зарождение компьютерной графики в 50-60 годах XX века» концентрируется внимание на процесс становления и развития компьютерной графики в период с 50- 60 годов. В процессе исследования было выявлено следующее: на развитие компьютерной графики как технологии в изобразительном искусстве, прежде всего, повлияла наука. В пятидесятые и шестидесятые годы XX века компьютерные системы и методы, позволявшие создавать изображения, находились в зачаточном состоянии и обладали весьма ограниченными возможностями. В этот период лишь немногие художники и дизайнеры знали о том, что компьютеры можно использовать для создания

художественных проектов. В 1960-х компьютерная графика только зародилась, но возможности компьютера как инструмента для реализации своего творческого потенциала оценили многие ученые и художники. Началом компьютерной графики как искусства традиционно принято считать конкурс, проведенный журналом Computer and Automation в 1963 году. В параграфе характеризуется творчество и произведения первых компьютерных художников, таких как Бена Лапоски* Герберта Франке, Майкла Нолла, Фридрих Наке, Чарлза Зури. Основоположником компьютерной графики принято считать американского математика и художника Бена Лапоски, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. В 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции - «Электронные абстракции». Если сравнить работы Бена Лапоски с произведениями современных художников, то они могут показаться примитивными, но для середины прошлого века открытие Бена Лапоски было настоящим прогрессом. Суть его идеи заключалась во всевозможных перемещениях электронных лучей на флуоресцентной поверхности катодной трубки осциллографа. В дальнейшем полученные Беном Лапоски изображения были записаны на высокоскоростную пленку. По словам самого Лапоски, идея создания «Электронных абстракций» возникла благодаря его экспериментам с различными математическим и системами; свою работу Лапоски называл «визуальной музыкой» В то же время, когда Бен Лапоски создавал свои электронные абстракции, немецкий ученый Герберт Франке начал проводить эксперименты с осциллограммами, рисовал абстрактные композиции. Герберт Франке работал с запрограммированным визуальным искусством, начиная с пятидесятых годов XX века. Он прошел длинный путь от аналогового до цифрового вычисления, от механических графопостроителей до экрана с высоким разрешением и большой цветовой палитрой. Американский художник Майкл Нолл был первым в истории компьютерного искусства, кого интересовала исключительно эстетическая ценность создаваемых цифровых изображений. Самую первую свою работу он создал в 1962 году. Выставка циф-

ровых работ Нолла в 1965 году в Нью-Йорке стала первой подобной экспозицией в Соединенных Штатах. В конце 1960-х — начале 1970-х Нолл сконструировал интерактивное устройство ЗО-ввода, а также ряд других устройств, ставших предшественниками современных систем виртуальной реальности. Проект Нолла под названием «Созданный с помощью компьютера балет» стала первой анимацией, выполненной на компьютере. «Балет» представлял собой танец стилизованных фигурок на сцене. Большой вклад в развитии компьютерной графики внес художник, профессор государственного университета Штата Огайо — Чарз Зурн. В 1964 году Чарлз Зури экспериментировал с компьютерной графикой, используя аналоговый компьютер. Его исследование в области компьютерной графики и мультипликации получило международное признание. 50-60 годы XX века были отмечены как период становления компьютерной графики. В данный период в результате экспериментов таких художников, как Герберт Франк, Чарз Зури, Фридриха Наке, Майкл Нолл, были заложены основы векторной и трехмерной графики, а также методы преобразования изображений.

В четвертом параграфе «Эксперименты в области компьютерной художественной графики в период 70-90 годы XX» рассматриваются основные тенденции развития компьютерной художественной графики в 70-90 годы XX. Данный период характершуется изменением компьютерной художественной графики вследствие развития технологий отображения трехмерных объектов и все большего вовлечения профессиональных художников в работу с компьютерами. Компьютерная графика в период с 70 - по 90 годы прогрессивно развивалась как технически, так и художественно; художниками мира создавались более сложные произведения при помощи новых компьютерных технологий. Такие художники, как Вера Молнар, Джек Юджермаан, Девид Эм, Хорлд Кохен, работали и экспериментировали с компьютерной графикой и компьютером как новым инструментом для творчества. Для одних из художников компьютер — это инструмент только для создания изображения, для других это - соавтор. Одним из художников, который

использовал компьютер как инструмент для рисования в области двухмерной графики, является Джек Юджерман. В результате экспериментов Юджерман обнаружил, что очень много занимает времени создание композиции традиционными методами, а можно выполнить ту же работу с меньшей затратой времен», используя компьютер, который позволяет изменять цвета и создавать более разнообразные композиции. Девид Эм, также как Юджерман, изучал компьютер как художественный инструмент. В 1986 года Эм создал серию компьютерных пейзажей методом топографического рисунка. Гарольд Кохен, в отличие от художников Юджермана и Девида Эма, использовавших компьютер как инструмент, как холст, развивал » создавал программы, которые позволяли компьютеру по заданной программе создавать образы, внося свои коррективы без участия человека. Данное использование компьютера изменяет стратегию творчества, компьютер фактически создает сам произведения искусства. Кохен рассматривал компьютер как мыслящую машину и показал управляемые компьютером чертежные машины, которые непрерывно выполняли ряд рисунков. Вера Молнар, одна из первых компьютерных художниц, считает, что компьютер может служить четырем целям. Во-первых, он предоставляет огромные возможности для работы с самыми разнообразными цветовыми сочетаниями и формами. Во-вторых, он позволяет порождать и комбинировать эти формы в случайном порядке и в любом количестве, что может быть использовано для достижения особого художественного эффекта. В-третьих, компьютер предоставляет возможность создать библиотеку изображений, своеобразную базу визуальных данных. И, в-четвертых, компьютер позволяет зафиксировать реакцию зрителя, чтобы использовать затем данные обратной связи в дальнейшем творческом процессе. Так, порожденные компьютером вариации простейших геометрических элементов Молнар использовала для моделирования процесса зрительского восприятия: например, в ее работе "Путь следования" (1976) зафиксированы и многократно повторены движения глаза смотрящего на экран. Чтобы создавать достаточно точные изображения, она использовала компьютер подобно графопостроителю.

Другое направление компьютерного искусства заключается в развитии у компьютера навыков самостоятельного рисования. Компьютер создает композиции из геометрических фигур. Форма, размер, положения ориентация и цвет, которые задаются не программистом, а случаем. Здесь можно говорить о глобальном компьютерном методе, те изображение задумано и создается компьютером. Художники Доменик Борехэм, Холгер Баскстром и БоЛннгберг, которые работали вместе с 1965 года под именами Бек и Жан применяли случай в создании графических произведений. Бек и Жан были среди первых художников, которые искали творческое вдохновение от компьютера. В создании своих произведений Бек и Жан использовали линии и геометрические фигуры.

В данном параграфе также рассматривается творчество компьютерных художников, которые внесли существенный вклад в развитие компьютерной графики, (Роджер Коьюарт, Джереми Градин, Джоан Трукенборд, Марго Лавджи, Лиллиан Шварц, Эдвард Зейджик, Том Де Внтту, Марио Касс о, Роберт Лер, Еширо Квогуш). Работы художников подобно Роджеру Коьюарту, Джереми Градннеру, Камера — Лука, Джоан Трукенборда, созданные на компьютере и перенесены на традиционный материал. Картины Кьюарта и Гардннера, не только существуют как изображения, которые были созданы при помощи компьютерных программ, но также показывают гибкость и динамичность инструмента, где созданное художником изображение динамично изменяется: меняет композицию, цвет и колорит. Для Лиллиан Шварц компьютер - это превосходящий фотографию инструмент для создания изображений и обработки изображения. В 1985 она фотограф про вала художественные произведения: картины, скульптуры, рисунки и печатные издания, где были собраны репродукции музея Современного Искусства в Нью-Йорке. Она хранила их в компьютерной базе данных и создавала коллажи. Эдвард Зейджик видит свою работу не только в узкой перспективе исследования компьютера как создание тображения, но также и в более широком контексте расширенных возможностей связи, происходящих от пересечения искусства и

технологии. Его идеи и комплекс методов были направлены на создание цвета ритма в композиции. В работе под названием «Насыщенность цвета», пересеченные лучи распадаются из нескольких сочетаний цветов от желтовато коричневой гаммы цвета до сине-зеленой тональности. Для Де Витта важная особенность Компьютерного Искусства - его нематернальность, так как его работы абстракты. Он работал, прежде всего, в одном из направлений модернизма: в направлении дадаизм. Художники Марио Кассо, Роберт Лер, Еширо Квотущ были первыми художниками, создавший произведения во фрактальной графике. Еширо Квогуш в композиции «Плавание», изобразил плывущих морских животных с использованием фрактальной графики. Микаэль Гаумннц во второй половине 80-х создал серию видеоработ в жанре "электронной анимации": "Наброски, портреты и дружеские шаржи". Это были результаты свободных импровизаций с использованием "электронной палитры" (из трех основных цветов) и нескольких элементарных операций, позволяющих работать в жанре «мультипликационного коллажа»

В пятом параграфе первой главы «Развитие компьютерной графики 80-90 годы в России» идет речь о развитии компьютерной графики в 80-е и 90-е в России. Компьютерная графика повлияла на формирование нового художественного направления в русском искусстве. В конце 80-х годов в Петербурге зародилось художественное направление - «неоакадемизм». Неоакадемизм - это направление в искусстве, в котором художники возрождают классические традиции живописи, графики, скульптуры, ко вместе с этим они активно используют новые медиа - фото и телекамеры, компьютеры, новейшие технологии. Главное - не техника и технология, а эстетика. Классическим может быть и современное искусство Весной 1991года состоялась первая музейная выставка направления «неоакадемизм» в Мраморном дворце. На этой экспозиции впервые в названии появилось словосочетание «неоакадемизм». К 1994 году неоклассические тенденции стали заметны не только в искусстве Петербурга, но и в работах многих западноевропейских и американских художников; чтобы показать эти тенденции, Тимур Новиков в Государственном

Русском Музее подготовил и провел выставку «Возрождение и Сопротивление» - «классические традиции и история фотографии», где была показана история сохранения классической эстетики в фотоискусстве от середины XIX века до наших дней и влияние фотографии на современную живопись к компьютерное искусство. В выставке приняли участие многие западные художники: Р. Мейпелторп, Д. Версаче, К. Гагерфельд, Пьер и Жиль, Б.Вебер, Т. Мюппер, Дэвид Ля Шапель, известные московские художники А. Салахова, С. Шутов, А.Журавлев и многие другие. С середины 90-х годов экспонировались выставки неоакадемизма в музеях Европы и Америки. Далее в параграфе характеризуется творчество художников неоакадемизма: А. Салаховой, Шутова, О.Тоберлутс . Свои произведения О.Тоберлутс выполняет в технике коллаж -все монтируется из разных кусочков, потом с компьютера переписывается на лазерный диск, печатается негатив, потом с него — фотография. Живопись Шутова представляет собой эмоциональный эквивалент его многочисленных увлечений. В ней можно найти отголоски его этнографических изысканий, энергичных американизмов, элементов молодежной субкультуры, технообразов и много другого: культовые космонавты; "ожившие" кукольные медведи; мохнатые "космические" цветы.

Вторая глава «Воссоздание классических и модернистических направлении в изобразительном искусстве средствами компьютерной графики» содержит четыре параграфа. В первом параграфе «Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики» анализируются возможности современных компьютерных технологий и графических программ, позволяющих художнику создавать цифровую живопись. Цифровая живопись предлагает художнику более широкий арсенал творческих возможностей: от создания абстрактных композиций до создания сложных жанровых произведений, присущих традиционной графике и живописи, с использованием двухмерной и трёхмерной компьютерной графики. Художники создали компьютерные аналоги кисти и карандаша в виде планшетов с ручками, более привычными, чем мышь или трекбол. Такое

рисование практически не отличается от традиционного, подчиняясь тем же законам и принципам. Видоизменились только инструменты и носители. По-прежнему нужно владеть рисунком, цветом, композицией, но компьютер дает еще и иные возможности: можно знание и умение художника, его логику, действие художественных принципов "запрограммировать". По аналога и с работой художника компьютерные технологии содержат художественные инструменты, такие как кисть, карандаш, уголь, сангина, перо, пастель. Работа каждым материалом-инструментом имеет свои особенности, как в нанесении мазка, так и в логике его применения. Например, работа плоской щетинной кистью большого размера. Плотный мазок во всю ширину кисти, скошенный мазок (один край кисти прижат и акцентирован, другой край скользит и как бы размазан с выявлением текстуры, как щетины, так и холста), боковой мазок (не шириной, а толщиной кисти), скользящий, зигзагообразный и другие. Количество краски на кисти придаст этому всему дополнительное многообразие. Это все многообразие в принципе и обеспечивают фильтры типа Импрессионист. Компьютерные технологии позволяют применить к изображению объекта оригинальный художественный эффект, получая эффектную и качественную иллюстрацию с минимальными затратами. Доступны около сотни эффектов, выбор того или иного эффекта зависит только от фантазии и замысла художника. Некоторые эффекты сильно изменяют исходные рисунки, а результат от применения других почти не заметен. Большинство эффектов лучше смотрятся при использовании многоцветных рисунков. Средствами компьютерной графики можно перевести любой рисунок в живописное произведение. Также в данном параграфе автор акцентирует внимание на проблеме фильтров, имитирующих традиционные техники рисования. Первая проблема фильтров- имитаторов - один технический прием. Очень редко художники пишут мазком одного размера и направления). Обычно в арсенале художника и линия, и пятно, и штрих, а в масляной живописи еще и мазок как самостоятельное средство, придающие дополнительную выразительность. Вторая проблема - отсутствие

художественной выразительности. Художественная выразительность проявляется именно через технику живописи, технику владения тоном и цветом. Определение техники ианесения мазка по плотности, частоте и системности нанесения штриха у реальных художников сознательно определяется художественными задачами, а подсознательно зависит от типа психики и выражается через моторику руки, динамику ее поведения с материалом. Система принципов построения мазков фильтром отличается от традиционных способов. Перед тем, как рассчитывать и наносить мазки, фильтр строит для себя сетку из точек, достаточно абстрактную, но в его логике целиком опирающуюся на изображение. Штрих в виде самостоятельного изобразительного приема активен в рисунке карандашом, углем, пастелью и менее проявлен в живописи маслом или акварелью. Иногда штрих показан как следствие работы материалом, а чаще - как прием, играющий особую роль. Штрих как таковой можно разделить на два вида по принципу его применения -"по форме", когда при его помощи лепится, рисуется конкретная форма, имеющая плоскости с закономерным освещением, н "тоновой", от пятна, создающий свет, тон, окружающую среду, воздух. В первом случае штрих закономерен и логичен, во втором - импрессионистичен и эмоционален.

Во втором параграфе «Диализ творчества некоторых зарубежных н отечественных компьютерных художников» автор исследования дает анализ художественных произведений некоторых зарубежных и отечественных художников, которые работают в компьютерной графике, а также классифицирует творчество художников на группы:

• Сочетающие традиционные приемы живописи и графики с компьютерными технологиями;

• Основанные исключительно на компьютерных технологиях, создающие мир виртуального искусства;

• Сочетающие природные мотивы н вещественные исходные материалы (фото, растении, фактуры кожи, льда, камня и т.п.) в создании коллажа.

Американская художница Шер Трейн-Пендарвнс создала средствами цифровой пастели и мелками Конте серию работ: «Дикий парк в Сан Диего», «Утесы на закате», «Калифорния». Шер Трейн-Пендарвис чаще всего создает цветные эскизы, рисуя их с натуры, внимательно наблюдая, как освещение и атмосфера воздействуют на цвет в бликах и тенях изображения. Ока начинала работу с создания эскизов с натуры, используя портативный компьютер. Наблюдая за расположением дневного света и теней, работала до тех пор, пока не создала композицию, общую цветовую гамму и расположение тени в эскизе. Д. Орландо называют современным импрессионистом. Д. Орландо тонко использует легкое сочетание многоуровневого цвета в затененных областях в своих картинах. Д. Орландо начал свою картину «Миссия во внутреннем дворике» компьютерной пастелью. Для того, чтобы отобразить настроение полудня, он использовал насыщенные цвета и разнообразную палитру с глубокими теневыми цветами и яркими бликами. Для придания картине вида влажной масляной краски и создания игристого цвета в картине он использовал кисти, имитирующие смазанный масленый мазок, который накладывал изогнутыми мазками. Эти кисти позволили ему добавлять цвета и смешивать в процессе работы, эта манера писания картины наиболее явно выражена в бликах и листве в верхней части картины. Художник и педагог Кэти Хаммон из Нормандии для работы использует как традиционные, так и цифровые средства. Когда она использует компьютерную графику для создания композиции, она рисует прямо на экране планшета и не использует отсканированных фотографий или изображения. Хаммон использует в цифровой живописи реалистические струюуры, которые создаются с помощью цифрового мела, цифровой пастели, масляной пастели и масляной кисти. Создание иллюстрации «Кит» Хаммон начала с окрашивания больших плоскостей широкими мазками, используя масляные пастели. В процессе работы она изменяла размеры кистей, то спонтанно окрашивая, то смешивая цвета. Для создания береговой линии Хаммон использовала более глубокие цвета, чтобы увеличить эффект ночи. Для добавления деталей к береговой линии она

использовала светлые цвета и маленького размера кисти, имитирующие пастельный мел художника. Затем добавила больше деталей грубыми мазками к холмам и деревьям, используя кисть, имитирующую сухие чернила. Для завершения морского пейзажа Хаммон использовала измененный вариант пастельного мела художника, чтобы добавить текстуру и переопределить границы хвоста кита. Она также добавила несколько небольших бликов к отдаленным холмам. Также автор выделяет большое внимание произведениям модернистских стилей и направлений изобразительного искусства таких, как: супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм, абстракционизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и др. Многие из компьютерных художников свои произведения создают в технике коллаж. Прием коллаж использовали футуристы, дадаисты, сюрреалисты. Ю. Барина, московская художница, работает в технике коллаж средствами компьютерной графики. Компьютерный спецэффект позволяет создать видимость непрерывности переходов. Коллаж Ю. Бариной - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Ю. Барина работает с природным материалом, все объекты в ее картинах - реальные: сканированные листья, семена, насекомые, собранные в единый натюрморт уже в компьютере. Это необычная для российской компьютерной графики работа - коллаж из реальных объектов. Ее работы напоминают малых голландцев и портрет, в котором профиль человека составлен из фруктов, овощей и цветов, В параграфе также автор анализирует творчество В.Фнрсова, Н. Куприянова, Т.Агаповой.

В третьем параграфе «Применение компьютерных технологий в реставрации произведений искусств» автор отмечает, что компьютерные технологии и компьютерная графика применяются в реставрации картин, монументальной живописи и архитектурных сооружений. Автор приводит пример реставрации церкви св. Георгия на Старой Ладоге. Компьютерная реконструкция предоставляет возможность посмотреть не только на сам памятник, но позволяет получить практически любые сведения, связанные с

этим памятником, оставленные людьми на протяжении всего времени. Компьютерная реконструкция позволяет достичь нужной насыщенности цвета. Практическая значимость компьютерного исследования состоит в том, что результаты работы позволят использовать алгоритм реконструкции и моделирования монументальной древнерусской живописи, а также расширяет арсенал традиционных приемов и средств реставрации. Также рассматривается пример реставрации фрески, написанной Джотто и Чимабуэ в соборе святого Франциска. Аналогичная реставрационная работа с применением компьютерных программ была выполненна в лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в периоде октября 1998 г. и закончена 16 апреля 1999,а Рассматривая проблему реставрации при помощи компьютерных технологий, автор приходит к выводу, что компьютерное технология позволяет сохрашггь то, что осталось и одновременно можно реконструировать утерянное. Полученные результаты подтверждают пользу и несомненную перспективность применения компьютерных технологий на всем пространстве музейной деятельности. Виртуальная реставрация и реконструкция может быть успешно реализована при разумном сочетании интуитивно-художественного мышления и научных технологий.

В пятом параграфе «Место компьютерной графики в современной художественной жизнн» дается понятие информатизации и информационных технологий, если отбросить упрощенные трактовки информатизации только как компьютеризации или обеспечения широкого доступа к информации, то останется вполне серьезная концепция. Ее суть довольно точно сформулировали Ю.М. Каныгин и Г.И. Калитич. "Информатизация, — пишут эти авторы, - не просто внедрение компьютерной техники в различные области социально-экономической практики, аформирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое "встраивание" в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности". Любая технология создается для удовлетворения каких-то человеческих потребностей, однако она создается и сама по себе, в силу

развития науки, иижеиерии и техники. Компьютерные технологии и развитие компьютерной графики удовлетворяет требованию эпохи. Компьютерная графика в конце XX века и начала XXI века стала актуальным видом искусства. К компьютерной графике в данный период повышено общественное внимание, что способствует п ре имуществе иному развитию и является свидетельством возросшей потребности в ней: компьютерная графика задействована во всех видах человеческой деятельности, в том числе, и в искусстве. Компьютерная графика стала массовым искусством и популярным видом изобразительного искусства. Компьютерным искусством заинтересованы не только художники и искусствоведы, но также проводятся конференции и симпозиумы где рассматриваются вопросы компьютерной графики и виртуальной реальности в изобразительном искусстве. В параграфе отмечается, что самым первым компьютерным искусством является ASCII-art, т. е изображение создано при помощи символов - текстовая графика. Реальная история создания текстовой графики началась до появления компьютеров. Первым публичным явлением ASCII-art стала публикация книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», В 1865 году текст третьей главы этой книги был напечатан всилуэте мышиного хвоста; Таким образом, была достигнута дополнительная выразительность текста. Первый период расцвета ASCII-art приходится на эпоху печатных машинок. Ренессансом для искусства рисования буквами стал период, связанный с появлением компьютеров, которые не могли создавать рисунков, а могли лишь отображать на экране или бумаге текст. ASCII -art это построение графического образа из символов машинописного текста • стандартной американской раскладки клавиатуры. Стандарт ASCII был разработан в институте американских национальных стандартов в 60-х годах XX века.

Автор уделяет внимание в данном исследовании выставкам, проектам, фестивалям компьютерного искусства, проходимых в разных городах России: Москве, С- Петербурге, Новосибирске, Б и Пеке. Особое внимание автор уделяет творчеству «компьютерного художника» Ю.Н.Бушко. ГО.Н. Буш ко работает во многих направлениях изобразительного искусства, большинство его картин

выполнено в Фентези, кубизме, абстракционизме, но есть и реалистическое направление в его творчестве: пейзажи, натюрморты и портреты. Творчество Ю.Н.Бушко - это сочетание традиционных технологий с компьютерными технологиями; отмечается творчество Ибрагимова З.М., профессионального художника-графика. Последние серии его работ такие, как: «Духи горного Алтая» и «святая Русь» были выполнены в сочетании двух технологий: традиционной и компьютерной. Серия «Святая Русь» включает в себя три произведения «Набат», «Испытание», «Благословение»

Работы выполнены линейным рисунком гелиевой ручкой на белой бумаге. Затем созданный эскиз сканировался, переводился в цифровую форму и дорабатывался на компьютере при помощи графической программы Adobe Photoshop. Изображение инвертировалось, создавая имитацию негатива, то есть изображение, созданное на белом листе черными чернилами, становилось противоположным начальному варианту на черном фоне белыми линиями. Полученный эффеет придает работам больше выразительности, таинственности и эмоциональности. Компьютерная графика помогла художнику решить свой творческий замысел, особенно в серии «Духи Горного Алтая», где по сюжету композиций присутствует таинственность, загадочность, ирреальность. Традиционным способом очень сложно и трудоёмко добиться получаемого эффекта при помощи компьютерных технологий. Сложность создания рисунка на черной бумаги белой гуашью заключается в нанесении тонкой и точной линии кистью. В заключении параграфа автор приходит к выводу, что компьютерная графика сегодня расширяет понятие формы как таковой: эти формы определяются техническими возможностями компьютерной среды и не могут быть созданы иными средствами. Компьютерная графика сегодня • синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, с компьютерными технологиями взаимообогащения искусства и техники. В заключении сформулированы основные выводы по работе и подводятся итоги исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Турлюн, JI.H. Компьютерная графика в контексте культуры постмодернизма/ Турлюн, Л.Н. // Наследие и современность искусство Сибири: Материалы межрегиональной научной практической конференции Барнаул 2005-С. 100-115

2. Турлюн, Л.Н. Место компьютерной графики в современной художественной жнзнн / Турлюн, Л.Н. // Интеллектуальный потенциал ученых России: Материалы VI всероссийской научно - технической конференции (20-22 апреля.).- Барнаул 2006.-Вып б.

3. Турлюн, Л.Н. Компьютерная графика. Каталог. Г-Алтайск 2006.

4. Турлюн, Л.Н.« Художник о компьютерном искусстве»/ Турлюн, Л.Н. // Наследие и современность искусство Сибири: Материалы межрегиональной научной практической конференции: Барнаул 2006 -С. 81-90

5. Турлюн, Л.Н. Воссоздание классических и модерннстических направлений в изобразительном искусстве средствами компьютерной графики / Турлюн, Л.Н. [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ /Моск. Гос.ун-т культуры и искусств- Электронный журнал.-М.: МГУКИ, 2004гос. Регистрации 0420600016.-Режнм доступа: http: //www е-с u I ture/A rtic les/2006/Turlun/pdf, свободный.

Подписано в печать 23.11.2006 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 369.

Отпечатано в типографии Алтайского государственного университета: 656049, Барнаул, 49, ул.Димитрова, 66

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Турлюн, Любовь Николаевна

Введение.

Глава 1. Компьютерная графика в изобразительном и виртуальном искусстве: краткий исторический очерк.

§1.1 Понятие компьютерной графики.

§1.2 Место компьютерной графики в виртуальном искусстве.

§ 1.3 Зарождение компьютерной графики в 50-60 годах XX века.

§ 1.4 Эксперименты в области художественной компьютерной графики в период 70-90 е годы XX века.

§1.5 Развитие компьютерной графики 80-90 годы в России.

Глава 2. Воссоздание классических и модернистских направлений в изобразительном искусстве средствами компьютерной графики.

§2.1 Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики.

§2.2 Анализ творчества некоторых зарубежных и отечественных художников - компьютерщиков.

§ 2.3 Применение компьютерных технологий в реставрации произведений искусства.

§2.4 Место компьютерной графики в современной художественной жизни.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Турлюн, Любовь Николаевна

Актуальность исследования.

Обновление искусства всегда начиналось с обновления содержания. В век информационной культуры, когда во все виды человеческой деятельности внедрены компьютерные технологии, язык искусства расширяет свои возможности средствами компьютерной графики; классическая эстетика, четкие критерии художественности, сформулированные философами и мыслителями Х1Х-ХХ столетий уступили свои позиции эстетике постмодернизма. Новаторство определяется в единстве содержания и формы, более того, новаторство содержания не может быть без обновления формы, а обновление формы связано с новыми технологиями. Активное внедрение новых технологий в искусство подтверждает актуальность данной работы. В художественной практике на сибирских выставках все чаще выставляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики. Эти произведения нуждаются в искусствоведческом анализе, что также подчеркивает актуальность темы.

Методология и методы исследования. Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, а также разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа произведений компьютерной графики были использованы подходы и положения, разработанные в культурологии, онтологии, философии, техники, искусствоведении, компьютерных науках (Н.Петрова, В. Вязьмина, Л. Клаус, Френка Поппера, М.Бурлакова, Н.Я. Малахова, В.В. Гулыги и др.). Основными методами исследования являются исторический, системный, а также стилистический анализ произведений художников.

Степень изученности проблемы.

В отечественной научной литературе монографии по заявленной теме отсутствуют, можно лишь отметить статьи и тезисы отдельных авторов: Н.Петровой, В Вязьмина, Л. Клаус. Переводов на русский язык трудов зарубежных авторов по теме исследования не удалось выявить, поэтому автору диссертации пришлось работать с литературой на английском языке, самостоятельно осуществлять переводы текстов. Очень полезной для исследования оказалась книга Френка Поппера «Искусство электронной эры». (Лондон, 1993г.). Особенно большую помощь в составлении исторического очерка оказала глава этой книги «Компьютерное искусство». Компьютерная графика развивается в эпоху постмодернизма, поэтому автор опирался на труды, посвященные философии постмодернизма: Н.Я. Малахова, В.В. Гулыги, В. Маньковской. В рассмотрении проблемы динамики развития понятия «художественность» полезными были труды Е.В. Рубцовой. Другая часть литературы связана с технологией компьютерной графики: Е. Федер, Визе Мане, Клаус и др. Также в процессе исследования привлекались материалы периодических изданий: «Вопросы литературы», «Автоматика и технология», «Русский глобус», «Компьютер Арт.», «Культура и современность». Таким образом, обзор литературы показал слабую изученность компьютерной графики как вида особого искусства, рожденного новыми современными технологиями. Это актуализирует тему исследования. Автор обращался также к трудам, носящим учебно-методический характер: «Самоучитель по компьютерной графике» М.Бурлакова (2000г.); «Рисунок и чертеж картины на ЭВМ» В.В. Александрова и B.C. Шнейдерова( 1997г.); «Графика в байтах» Б.Н. Васильева (1991г.).

Цель исследования: выявить особенности средств художественной выразительности в произведениях компьютерной графики и определить степень влияния информационных технологий на проявление в них художественности как универсального свойства произведения искусства.

Задачи исследования:

• изучить историю становления и определить основные этапы развития компьютерной графики;

• рассмотреть основные понятия и термины, определить типологию компьютерной графики;

• выделить стили и направления компьютерной графики как нового вида современного искусства;

• показать специфику средств художественной выразительности произведений, выполненных средствами компьютерной графики;

• показать трансформацию и специфику художественности произведений, выполненных в компьютерных технологиях.

Объект исследования: современные компьютерные технологии в изобразительном искусстве.

Предмет исследования: особенности средств художественной выразительности, используемых в реалистических и модернистских направлениях при создании произведений на основе технологий компьютерной графики.

Научная новизна заключается в следующем:

• изложена история становления и развития компьютерной графики как вида особого искусства, реализуемого на основе компьютерных технологий;

• определена типология компьютерной графики;

• рассмотрены стили и направления компьютерной графики как особого вида современного искусства;

• показана специфика средств художественной выразительности произведений, выполненных на основе компьютерных технологий;

• показана трансформация и специфика художественности произведений, выполненных в компьютерных технологиях.

Теоретическая значимость работы состоит в постановке и рассмотрении автора проблемы, которая до сих пор не стала предметом широкого научного исследовании. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в художественной практике. Работа содержит материалы, которые могут быть использованы при чтении учебных курсов по специальностям: «Искусствоведение», «Теория и история искусства», а также может стать основой специализированного курса, посвященного компьютерным технологиям в изобразительном искусстве.

Положения, выносимые на защиту:

1. История становления и развития компьютерной графики, начавшаяся с середины XX века, прошла путь от двухмерной к трехмерной графике.

2. Трехмерная графика определила появление нового современного виртуального искусства.

3. Типология компьютерной графики предполагает имитацию, реставрацию художественных произведений, выполненных в формах классической эстетики.

4. Компьютерная графика характеризуется стилистическим плюрализмом, поливариантностью; художник - компьютерщик главной целью творчества полагает самовыражение.

5. Выразительные цифровые инструментальные средства позволяют имитировать традиционную живопись и графику. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме.

6. Художественную выразительность можно запрограммировать и реализовать набором цифровых инструментальных средств.

7. Не являясь материальной средой, компьютерные технологии предоставляют художнику широкий спектр возможностей работать в традиционных или в авангардных направлениях, иметь индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов.

8. Информационные технологии формируют новый тип эстетического сознания и создают новую виртуальную культуру.

9. Постмодернистская художественная креативность не сводится к подражательным приемам, но представляет собой процесс получения квинтэссенции нового культурного опыта.

Апробация работы. Основные результаты и положения работы обсуждались на следующих конференциях: на Всероссийском научно-методологическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (г.Барнаул, 2003), Международном научном семинаре «XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур», V Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Сибирского филиала института культурологии (Омск,2003), В.И. Эдокова» (Горно-Алтайск, 2006), региональной научной конференции «Проблемы отечественного искусствоведения на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» (Барнаул, 2004), региональной конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (Барнаул, 2006), межрегиональной научной конференции «Вторые научные чтения памяти В.И. Эдокова» (Горно-Алтайск, 2006). Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философии Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, а также апробированы в лекционном курсе «Инновационные технологии в изобразительном искусстве» Структура и объем

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений, иллюстраций. Общий объем

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Компьютерная графика как особый вид современного искусства"

Заключение

На основании анализа изученных источников и литературы можно сделать некоторые обобщающие выводы в соответствии с поставленными целью и задачами. В результате исследования мы выявили, что компьютерная графика - одно из направлений искусства постмодернизма. Спецификой постмодернистского искусства является связь с неклассической трактовкой классической традиции, а именно: формой, методами рисования, инструментами, каким и является компьютер. Компьютер - то средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средство создания новых произведений искусства. Постмодернистская художественная креативность не сводится к подражательным приемам, но представляет собой процесс получения квинтэссенции нового культурного опыта.

В процессе изучения истории становления компьютерной графики как современного вида визуального искусства мы определили основные этапы развития компьютерной графики. Компьютерная графика с сороковых годов XX века прошла сложный путь в своем развитии: от электронных абстракций до сложных композиций, созданных при помощи трехмерной графики. Развитие компьютерной графики на начальных этапах было связано с развитием технических средств и особенно дисплеев. Основоположником компьютерной графики принято считать американского математика и художника Бена Лапоски, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Началом признания компьютерной графики как искусства традиционно принято считать конкурс, проведенный журналом «Computer and Automation» в 1963 году. 50-60 годы XX века стали периодом становления компьютерной графики. В данный период в результате экспериментов таких художников, как Герберт Франк, Чарз Зури, Фридрих Наке, Майкл Нола, были заложены основы векторной и трехмерной графики, а также методы преобразования изображений. Компьютерная графика в период с 70 по 90 годы прогрессивно развивалась как технически, так и художественно, художниками мира создавались более сложные произведения при помощи компьютерных технологий. 80-90 годы XX века период развитие компьютерной графики в России, что повлияло на формирование нового художественного направления в русском искусстве «Неоакадемизма». Трехмерная графика определила появление нового современного виртуального искусства. Специфика современной виртуальности заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальности воздействиями материальными трансформирующими, художественными объектами. Превращение зрителя, читателя, художника, наблюдателя в «сотворца», влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания. В виртуальном искусстве изменяется форма, лишаясь своей классической определенности, использование приема морфинга, как способ превращения одного объекта в другой путем ее постепенной непрерывной деформации, становясь текучей оплазмированной в результате плавных трансформаций, неструктурированная форма снимает с себя такие категории как прекрасное и безобразное. Бесформенность виртуального артефакта выявляет также существенные трансформации эстетического восприятия. В центре внимания художников и теоретиков не случайно оказывается именно восприятие, а не артефакт, процесс, а не результат сотворчества.

Типология компьютерной графики предполагает имитацию, реставрацию художественных произведений, выполненных в формах классической эстетики. Компьютерная реконструкция предоставляет

Ill возможность посмотреть не только на сам памятник, но позволяет получить практически любые сведения, связанные с этим памятником, оставленные людьми на протяжении всего времени. Компьютерная реконструкция позволяет достичь нужной насыщенности цвета. Практическая значимость компьютерного исследования состоит в том, что результаты работы позволят использовать алгоритм реконструкции и моделирования монументальной древнерусской живописи, а также расширяет арсенал традиционных приемов и средств реставрации. Рассматривая проблему реставрации при помощи компьютерных технологий, автор приходит к выводу, что компьютерное технология позволяет сохранить то, что осталось и одновременно можно реконструировать утерянное. Полученные результаты подтверждают пользу и несомненную перспективность применения компьютерных технологий на всем пространстве музейной деятельности. Виртуальная реставрация и реконструкция может быть успешно реализована при разумном сочетании интуитивно-художественного мышления и научных технологий.

Автор приходит к выводу, что компьютерная графика характеризуется стилистическим плюрализмом, поливариантностью; художник - компьютерщик главной целью творчества полагает самовыражение. Многие художники используют такое свойство компьютерной техники, как мгновенная фиксация потока меняющихся мыслей и образов, мимолетных ассоциаций, получая, своего рода, слепок состояния души, запечатленный языком абстракции, знаков, символов. Выразительные цифровые инструментальные средства позволяют имитировать традиционную живопись и графику. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Не являясь материальной средой, компьютерные технологии, предоставляют художнику широкий спектр возможностей работать в традиционных или в авангардных направлениях, иметь индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов. Если представить погружение кисти в фотографию или рисование перламутровым цветом традиционными средствами - это невозможно, но компьютерные технологии предоставляют такую возможность.

Компьютерная графика является актуальным видом искусства. К компьютерной графике в данный период повышено общественное внимание, что способствует преимущественному развитию и является свидетельством возросшей потребности в ней: компьютерная графика задействована во всех видах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Компьютерная графика стала массовым искусством и популярным видом визуального искусства. Компьютерные технологии используются: в книжной графике, плакате, прикладной графике, дизайне. Компьютерные технологии в современном искусстве становятся приоритетными, что доказывают выставки, фестивали, проходящие в разных городах России.

 

Список научной литературыТурлюн, Любовь Николаевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Айзек В. Керлоу Искусство 3D-анимации и спецэффектов

2. Александров В.В.,Шнейдеров B.C. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.-JL Машиностроение, 1987.С 15.

3. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества М.: «Высшая школа» с 129

4. Бурлаков М. "Самоучитель по компьютерной графике" издательская группа BHV и "Ирина" 2000 год г. Москва;

5. Визе Мане "Corel Draw для Windows-95 за 5 минут" издательство БИНОМ г. Москва, 1997 год.

6. Графика в байтах,/Под ред. Б, М, Васильева. М.:знание,1991.

7. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. М. 1985.

8. Звонцов В.М. Основы понимания графики М. 1963

9. Иностранная литература 1994 № 1 с 241-248.

10. Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. СПб.: «Питер», 2001.

11. Информатизация и управление научно-техническим прогрессом. Киев, 1988. С. 2, 22.

12. Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. СПб.: «Питер», 2001.

13. Кутыев Э Искусство рисовать буквами. М 1986

14. Малахов Н.Я. «Модернизм критический очерк» М. «Изобразительное искусство» 1986

15. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000

16. Петров М.Н., В.П. Молочков Компьютерная графика 736 с

17. Постмодернизм Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

18. Рисунок на компьютере. Экспресс-курс. М.:Триумф, 2000.С.13-1

19. Федер Е. Фракталы. Пер. с англ.-М.: Мир, 1991. (Jens Feder, Plenum Press, NewYork, 1988)

20. Рубцова E.B. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности

21. Шикин Е. В, А. В. Боресков, А. А. Зайцев «Начала компьютерной графики» Москва «Диалог МИФИ» 1993

22. Culture, Technology and Creativity in the Late 20th Century.1. Ed.P.Hayward. L., 1990;

23. Cybernetics, Art and Ideals. Ed. J. Reichardt. L, 1971;

24. Popper F.Art of the Electronic Age. L,1993. Периодические издания

25. Барсук П. Виртуальная реальность и искусство//Мультимедиа 1996 №4 С.-21

26. Бондаренко В.А, ДольниковВ.Л. Фрактальное сжатие изображений по Барнсли-Слоануч// Автоматика и телемеханика.-1994.-К5.-с.12-20.

27. БычковВ. Феномен неклассического сознания // Вопросы философии 2003 № Ю- с.61-72

28. Вайнштейн О. Леопарды в храме // Вопросы литературы. 1989.-№ 12.

29. Витолин Д. Применение фракталов в машинной графике. // Computerworld-PoccHfl.-1995.-N15.-c.l 1.

30. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. 1988. -№ 12.

31. Зверев A.M. Модернизация в литературе США Формирование, эволюция, кризис М.: «Наука», 1979

32. Ильин И. Интертекстуальность//Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины. М., 1996. С.218

33. Калаус « Компьютерное искусство» // Русский глобус 2003,№ 5.СЮ.

34. Компьютерный художник Компьютер Арт 9'200235. КомпьюАрт 5'2003

35. О.Попов // Компьютер арт «Компьютерная реставрация как метод исследования памятников культуры».

36. Курьерива Что впереди? Дизайн на западе) М 1997 с 50-51

37. Савицкая. Т. Е. Культура XXI, новые мутации на рубеже тысячелетий Культура в современном мире. Выпуск 6. 2000г. С.37-35.

38. Савицкая. Т. Е. Культура XXI, новые мутации на рубеже тысячелетий.// Культура в современном мире. Выпуск-3. М. Изд. РГБ. 1999г. стр. 3-28.

39. Системы и средства информатики: Выпуск 4. М.: «Наука», 19

40. Application of fractals and chaos. 1993, Springer-Verlag, Berlin.

41. Lavel. Graphics. Растровая и векторная графика: http://win-www.klax.tula.ru/~level/graphics/predgrph.html45. http://www.awn.eom/mag/issue2.5/2.5pages/2.5collinssiggraph.html (Joan Collins article from 8/97

42. AWN)http://tqd.advanced.org/3496/nfwelcome.html (ThinkQuest

43. Animation software company history

44. Lavel. Graphics. Растровая и векторная графика : http://win-www.klax.tula.ru/~level/graphics/predgrph.html

45. PC Magazine (Russian Edition) от 22.04.97, p. 185. «Пакеты иллюстративной графики»

46. Андрей КОНОНОВИЧ, e-photo 19октябрь 2002 г 44-47

47. Векторная графика: http://imped.vgts.ru/polygraph/vektor.html81. http://kamcity.iks.ru/pcint/software/stat/webgrafic.htm

48. Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. СПб.: «Питер», 2001.

49. О векторной и растровой графике: http://flashmaker.8m.com/help/html/02basics2.html

50. Системы для векторизации и обработки изображений : http://www.ascon.ru/kompas/vect.html

51. Http://Ru.Wikipedia.Org/Wik Цифровая Живопись

52. Краткая история Неоакадемизма htt// wwsolart .ru content texts

53. Шарандак Н. Компьютерный академизм. ОльгаТобрелутс114. http://www.museum.ru/museum/cga/art/cgart/Chapterl .html

54. Ю.Н Бушко . «Трехмерное пространство»5. Ю.Н. Бушко «Иний»6. Ю.Н. Бушко «Контакт»7. Ю.Н. Бушко «Осень»8. Ю.Н. Бушко « Алтай»

55. Ю.Н Бушко «Ночная прогулка в горах»

56. Ю.Н. Юушко « Ночной полет одинокого Байкера»

57. Ю.Н. Бушко « Кентавр-поэт»12. Ю.Н Бушко « Старый робот»

58. Ибрагимов « Серия духи горного Алтая» Н.А.Прохоров «Зима»15. А. Прохоров «Женщина»16. А. Прохоров « Закат»

59. В. Беседин серия С-Петербург