автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Компьютерные технологии и виртуальная реальность

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Садриев, Алмаз Шамилович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Набережные Челны
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Компьютерные технологии и виртуальная реальность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Садриев, Алмаз Шамилович

Введение.

Глава 1 Компьютерные технологии: созидание новой реальности

1.1 Компьютерные технологии в социальном развитии

1.2 Виртуальная реальность как объект философского анализа.

Глава 2 Виртуальная реальность в обществе

2.1 Политика.

2.2 Экономика.

2.3 Культура.

2.4 Познание.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Садриев, Алмаз Шамилович

Актуальность исследования. Термин «постиндустриализм» характеризует важнейшие изменения природы современного общества. При условии, что теоретической модели трудно найти прямые исторические аналогии, назначение абстракции - выявить существенные тенденции развития.

Теоретиками постиндустриализма период с начала 70-х до конца 80-х годов ХХв. признается началом становления нового типа общества, появление которого связано с радикальным ускорением технического прогресса, изменением структуры занятости, формированием качественно новой системы ценностей и т.д.

Динамизм современной цивилизации определяется постиндустриальной системой. Глобализационные процессы, взаимосвязанные с тенденциями постиндустриального развития, зависят от ряда определенных факторов, к которым относятся: характер технического прогресса, зрелость политических отношений, состояние теоретических знаний, практических навыков в экономике.

Главным концептом информационного общества выступает виртуализация жизнедеятельности. В киберпространстве люди осуществляют взаимодействия, как между собой, так и с программными артефактами. Социальная система киберпространства представляется системой связей между социальными субъектами, к которым относятся виртуальные сетевые сообщества, отдельные пользователи, группы пользователей, самоопределяющиеся через отношения друг к другу (в том числе и через отношения к контенту, представленному в киберпространстве). Социальная система может рассматриваться как сеть опосредованных техническими артефактами социальных отношений. Личность - частный случай социальной системы киберпространства или, говоря иными словами, как целое, имеющее связи с внешней средой, в качестве которой выступает социальная структура. Таким образом, применительно к киберпространству можно вести речь не просто о символическом мире, созданном личностью пользователя для себя, а о интерсубъективном мире, структура которого является общей для акторов, действующих в виртуальной среде.

Цель обращения к проблеме виртуализации - прояснение существенных трансформаций, связанных с природой виртуализации в связи с институциализацией информационного общества. Понимание данных ценностных новаций позволит понять природу социальной динамики, выявить сущностные характеристики, проблемные поля изменений.

Степень разработанности проблемы. В большинстве работ современных исследователей общество эпохи Постмодерн в его отличии от общества эпохи Модерн рассматривается в модели «информационное общество». Об информационном обществе писали Д.Белл, П.Дракер, Г.Кан, М.Кастельс, Х.М.Маклюэн, Й.Масуда, Э.Тоффлер, Х.Шрадер.

В России значимый вклад в развитие теории постиндустриализма внесли идеи ученых: сетевые структуры, виртуализация общества - Р.Н.Абрамов; концептуальная база построения в России информационного общества, законопроекты в сфере информатизации - Г.Т.Артамонов; информационные факторы динамического развития общества, информационные рыночные услуги - Л.А.Василенко; информационная безопасность -В.А.Герасименко; кибернетика, искусственный интеллект, ■4 информационные технологии - В.М.Глушков; основы информатизации - А.А.Дородницын; информационная культура общества, основные компоненты человеческой деятелньости в современном информационном обществе - А.П.Ершов; постиндустриальная цивилизация - В.Л.Иноземцев; гуманитарные аспекты обращения информации в обществе, экономика информационных ресурсов, информатизация как механизм социального управления - Ю.М.Каныгин; информационные проблемы социально-экономического развития общества, образование в информационном обществе, Россия на пути в информационное общество - К.К.Колин; информационная глобализация общества, гуманитарная революция -Г.А.Котельников; теоретико-методологические подходы к информатизации общества - В.С.Михалевич; ценностные аспекты функционирования цивилизации - Н.Н.Моисеев; устойчивое развитие в информационном обществе - Е.Н.Пасхин; теория информационной революции - А.И.Ракитов; информационный анализ социальных процессов - Я.В.Рейзема; природа информационных ресурсов и информационного продукта в экономике, сетевая экономика, эволюция современных экономических систем - Р.И.Цвылев и др.

Попытки применения понятия «виртуализация» в анализе социальных явлений содержатся в концепциях: система «вещей» -Ж.Бодрийяра (оценка природы симулякра), теория виртуального класса (виртуализация связана с новым типом отчуждения -отчуждением человека от собственной природы в процессе пользования компьютерами, превращение ее в потоки электронной информации, подпитывающие виртуальный капитал) - А.Крокера, М.Вэйнстейна, гиперпространство «параллельных» миров (процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства как места воспроизводства общества пространством виртуальным) -А.Бюля, М.Кастельса, возникновение гиперпространства сети Internet как результат «использования» обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства (изменение общества рассматривается как структурная дифференциация системы вследствие появления в ней новых элементов - виртуальных аналогов реальных коммуникаций) - М.Паэтау, др. Буквальный и метафорический смысл понятия «виртуальное» связывается с концепциями симулякра, симуляции; разрабатываются техноцентристский и социоцентристский подходы к интерпретации виртуализации как процесса общественных изменений.

Социологические модели современности на базе понятия виртуальности разработаны И.Бюлем, М.Паэтау, А.Крокером, М.Вэйнстэйном. Философские вопросы виртуализации и виртуалистики рассматривались: виртуальные миры и познание -И.А.Акчурина; виртуализация реальности - О.Е.Баксанского; виртуальная реальность как феномен науки, техники, культуры -С.Н.Коняева; виртуализация общества - Д.В.Ивановым; виртуализация реальности - Н.А.Носова; сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности - Г.Л.Смоляна и др.

Объект исследования - влияние компьютерных технологий на социум.

Предмет исследования - виртуализация в социальной жизни постиндустриального общества.

Цель исследования - оценить особенности виртуализации в условиях постиндустриального развития.

Задачи исследования:

- оценить роль компьютерных технологий в социальных трансформациях, проанализировать феномен виртуальности;

- выявить специфику виртуализации в контексте жизнедеятельности человека.

Теоретическая, методологическая, эмпирическая база поиска. Основу исследования составили принципы системного анализа, единства исторического и логического, реалистичности, объективности, конкретности рассмотрения. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий видных представителей философской, социологической, политологической мысли, использовал труды российских, немецких, американских авторов. Научная новизна работы: - оценена роль компьютерных технологий в социальных трансформациях. Наступление новой эры - постиндустриальной стадии - свидетельствует об особой роли информационно-коммуникационных технологий в формировании нового качества реальности. Виртуальная реальность - (от лат. Virtus - мнимый, воображаемый) построенная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с ней объектами, включая новые способы взаимодействия: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства и т.п. Виртуализм как новый тип реальности порожден практикой использования компьютерных симуляций, проявляется через противопоставление иллюзорности объектов, строится средствами компьютерной графики, модифицируя реальность материальных объектов. Универсальные свойства виртуальной реальности -нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны, изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода, обеспечивающая возможность прерывания, возобновления существования). Активное внедрение компьютерных технологий существенным образом преображает развитие производственного сектора, рынка труда, ценности социального жизневос-производства;

- выявлена природа виртуализации жизнедеятельности человека в условиях постиндустриального общества. Виртуализация общества выражается в формировании виртуальной реальности, что в первую очередь связано с замещением реальности симуляцией. Социальные феномены замещаются «виртуальными»; фундамент функционирования традиционных институтов (экономических, политических или иных) составляют образы. Социальным содержанием виртуализации становится симуляция институциальной основы общества. Так, в сфере политики виртуализация выражается как в омассовлении, мифологизации социального пространства с выгодными «элите» стереотипами мышления, манипуляционными стратегиями. Современная практика демонстрирует разнообразие информационного вмешательства в различные отсеки политического пространства, далеко не позитивного характера. Следствие виртуализации экономики - создание «виртуальной экономики», преобразование рыночных, стоимостных, социальных отношений. Отличительные черты стоимостных отношений - появление информационной составляющей. Оценивается виртуализация сфер культуры и познания.

Акцентируется внимание на возможных кризисных составляющих виртуализации социальной жизни, признается необходимость сочетания информатизации общества с прогрессом духовной культуры.

Теоретическая значимость исследования. Работа имеет значение для оценки динамики информационного общества, факторов становления культуры информационного общества, теоретических подходов к возможностям оптимизации социальной техники информационного общества. Результаты имеют важное значение для оценки модели информационного общества как предмета социально-философского анализа, исследований конкретно-научного и прикладного характера.

Практическая значимость работы. На основании положений диссертации возможно построение технологий управления информационным, коммуникативным пространством, выработка критериев оценки развития общества. Материалы диссертации могут найти практическое применение в научной сфере при дальнейшем исследовании данной проблематики, написании учебников и учебных пособий, в педагогической деятельности при разработке курсов по социальной философии, социологии в высших заведениях.

Апробация работы. Основные результаты исследования представлены на Ломоносовских чтениях (МГУ,2005) и межвузовской научно-практической конференции (КамПИ, 2005). Диссертация обсуждена на кафедре философии Московского государственного университета сервиса и на кафедре философии Камского политехнического института, рекомендована к защите. Содержание работы отражено в публикациях автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Компьютерные технологии и виртуальная реальность"

Выводы:

Россия, вероятно, пересекает новый рубеж освоения компьютерного мира. Компьютеры, будучи машинами, не аналоги предыдущих поколений машин. Здесь новая универсально-абстрактная символическая машинность, которая оперирует значениями, представлениями и знаками и сама состоит из знаков и символов. Система машин создает собственную технику и перспективу формирования нового общества через посредство знания и науки.

Виртуализация компьютерного мира создала принципиально новую в ряде отношений ситуацию в производстве, воспроизводстве и использовании «информации», данных, фактов и т.п. во всех сферах общественной жизни.

Понимание компьютерного мира выделяет в социально-экономических процессах путь от техники (инструментов, «производительных сил» к культуре (к научному и эстетическому познанию) и как путь, проходящий через комплекс средств коммуникации. Виртуальный мир - цивилизационное достижение, средство трансляции информации. Это революция в способах освоения культурных ценностей, передачи их между людьми и поколениями.

Возможности развития постиндустриального общества предполагают развитие принципиально новых ценностных оснований социального функционирования. Трансформация сфер жизнедеятельности социума происходит сквозь призму реализации принципа виртуальности. Тем самым одни существенно трансформируются основания социальных институтов, изменяя контекст социальной реальности.

Радикальные изменения социального развития не должны нарушить главных ценностей жизнедеятельности социума. Основа социальной жизни постиундустриального общества тождественна гуманитарным аспектам человеческого существования, магистрали социальной эволюции ориентированы на гуманитарные приоритеты. В этом - главная составляющая социальных новаций постиндустриального типа.

Заключение

Современное общество, стремящееся к демократизации, интеграции, дифференциации, диверсификации, глобализации, является обществом, насыщенным коммуникациями. Посредник между ними - технические средства.

Значимым концептом в социальном развитии становится виртуальная реальность. Сегодня формируется новый тип социальной организации - «сетевое общество» с сетевым контролируемым человеком.

Показателями развитости индустриального общества выступают такие качественные показатели, как мобильность, адаптивность населения. Мобильность характеризует способность человека к новациям в деятельности, к реакции на социальные изменения. Адаптивность выражает готовность человека эффективно действовать в контексте общественных трансформаций.

Утрата географических, этнических, исторических, - т.е. естественных корней культуры, подмена их кодифицирующим, сигнифицирующим, унифицирующим аудиовизуальным гипертекстом. Отношения в рамках «человек - общество - мир» контролируются выхолащивающим медиакосмосом, который интерпретирует происходящее, формирует всякого рода идентичности. Исходным оказывается не духовность, а постав. Дает о себе знать «власть технологии», когда не личностный потенциал, а ключ от сетей «решает все».

Локальный аспект. В рамках положительных задач по культурной политике государство может стимулировать некоторые направления в информационной среде (реализация равных возможностей доступа к Сети для всех граждан, развитие национального языка через Сеть, продвижение национальной культуры в Сеть, разработка средств и технологий информационной безопасности - контроля, охраны интеллектуальной собственности, предубеждения электронного взлома и т. д., обеспечение информационного обучения населения и в первую очередь государственного управленческого персонала.

Глобальный аспект.

Глобальная информационная инфраструктура зиждется на принципах:

- стимулирование частных инвестиций; развитие конкуренции;

- предоставление свободного доступа к глобальной сети всем поставщикам и потребителям информации;

- создание гибкой нормативно-правовой базы, способной адаптироваться к быстрым переменам в индустрии и на рынке информационных технологий;

- обеспечение универсального характера услуг;

- обеспечение равенства возможностей для всех граждан;

- обеспечение разнообразия содержания, в том числе культурного и лингвистического;

- необходимость международного сотрудничества (уделение особого внимания менее развитым странам).

Таким образом, ценностные основы информационного общества - прямой ответ на вызов технологических новаций. Среди ценностей следует выделить: гуманизм, мобильность, адаптивность. Под гуманизмом следует понимать «человеческое» измерение технического прогресса; под мобильностью - скорость и всеохватность технологических новаций; под адаптивностью -способность реализации значительных социальных потребностей.

Модель информационного общества строится на принципах доминирования знания и информации, базовым фактором социального развития выступает информационная экономика. Специфика реализации информационного общества демонстрирует различный уровень технологического развития, что обеспечивает соответствующее место в мировом процессе глобализации стран первого мира, стран с догоняющей экономикой и стран-аутсайдеров. Поэтому политические программы становятся важнейшим шагом на пути реализации стратегии информационных трансформаций.

В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его духовной культуры, развитием интеллекта. Гуманитарный подход к изучению информатизации означает рассмотрение информационной технологии как важной части человеческой жизни, имеющей значение не только для производства и управления, но и развития социокультурной сферы. В противном случае, по замечанию А.Турена, общества, привыкшие к изобилию, озабоченные гарантиями и наслаждением, могут оказаться вовлеченными в попятное движение к будущему. И это вместо того, чтобы входить в общество, наделенное по сравнению с индустриальным более высокой способностью воздействовать на самого себя.

В регулировании информационных процессов велика роль государства, которое может обозначать противодействие обозначенным методам (запрет на распространение ложной информации, критика, разоблачение лжи, дезинформации, противопоставление истины различным видам полуправды).

В целом необходимо формирование понимания, что человек находится в эпицентре коммуникационной революции, которая радикально изменит наш образ жизни и работы. Однако, ни население, ни социальные институты, ни большая часть делового мира к новым технологиям по-настоящему не подготовлены.

Среди ответов на вызовы времени Постмодерна - уход в религию, обращение к психоделикам, симулякрам. Однако требуется выработка новой ценностной (этической) основы жизни. Ее стержень - совокупность поворотов: от форсмажорности к повседневности, от жертвенности к удовлетворенности существованием, от целого к части, от социума к человеку.

Сверхцель - задать в качестве практического жизненного императива понятие самоценности достойной персональной жизни, сфокусировать на него принципы обмена деятельностью.

Информационное общество создает реальные предпосылки решения проблемы неустойчивого развития. Во-первых, оно обладает значительными социальными резервами, которые скрыты не только в отдельном человеке, но и в организациях, регионах, странах и цивилизации в целом. Устойчивость обществ повышается, поскольку все организации и граждане, независимо от их удаленности, культуры, рода или возраста, могут получить новые, более широкие возможности для работы и образования. Высокий уровень образования больше не связан напрямую с крупными городами, а постоянное обучение потенциально становится доступным для каждого. Резервы устойчивости в информационном обществе проистекают также из его экологической эффективности, как меры полезного эффекта от продуктов, процессов или деятельности по отношению к тому ущербу, который они наносят окружающей среде: например, расходованию природных ресурсов, использованию материалов и энергии, производству отходов, выбросу вредных веществ. Без повышения экологической эффективности в 4-10 раз по сравнению с положением дел невозможен переход на траекторию, устойчивую в экологическом отношении, и информационный мир может решить эту задачу. Решающее значение имеют технологические преимущества нового общества, например, дематериализация, эффектным примером которой является совершенствование компьютеров. По сравнению с огромными вычислительными установками 1970-х гг. для производства современного персонального компьютера необходимо примерно в 10000 раз меньше материалов. Телережим в медицине, санитарии, экологии, образовании способен творить чудеса. Отсюда выход к экономическим резервам, которые задействует информационное общество. Экономической сфере принадлежат удаленные телевиды деятельности и услуг: телетранзакции в бизнесе, телепокупки, телеразвлечения, телеинформационные услуги, телеобразование. Телематика позволяет решить задачи составления плотных и тщательно согласованных графиков движения и тем самым снижает экологическую нагрузку и потери времени. Стандартизация в системах передачи данных облегчает обмен информацией, позволяет координировать материальные потоки при преодолении организационных препятствий и границ. Цель экологического подхода к промышленности состоит в том, чтобы создать замкнутые циклические системы, подобные природным экосистемам, в которых происходят непрерывные преобразования и кругооборот. Для управления такими структурами необходимы сложные информационные системы. Сюда следует отнести электронную торговлю, электронный бизнес. В целом, технологии информационного общества - инструмент, обладающий потенциалом, который еще не встречался в истории. И те, кто реализует и распространяет этот потенциал, несут огромную ответственность за его должное влияние на развитие человечества.

В неонеклассическую эпоху, в недрах которой пребывает человек, не бытие, а сознание, духовность, предопределяет и определяет существование. Отсюда нет задачи важнее, как сделать сознание человекоориентированным, гуманитарным. Выходу из кризиса возблагоприятствует новая человеколюбивая, индивидоориентированная этика, пекущаяся о лице, через прогресс которого прогрессирует общество в целом.

Итак, интенсивное развитие информационнокоммуникационных технологий способствует качественному изменению социальной эволюции. Виртуализация - важнейший аспект технологического совершенствования, существенно видоизменяющий качество социальной среды, функционирование важнейших социальных институтов. Виртуализация социальной реальности - процесс противоречивый, связанный как с негативными, так и позитивными тенденциями. Сложность оценки социальных трансформаций объясняется противоречиями современного развития, непрогнозируемостью социальных последствий, неравномерностью и неоднозначностью внедрения ценностных новаций. Тем не менее, приоритеты стратегического развития общества постиндустриального типа определяются в первую очередь отстаиванием гуманитарных констант жизнеобеспечения. При всей сложности и неоднозначности феномена виртуализации институциализация качественно новой среды связана с утверждением оптимальных стратегий деятельности человека.

 

Список научной литературыСадриев, Алмаз Шамилович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. -СПб.: РХГИ, 2000. - 320 с.

2. Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. -М.: Наука, 1987. 120 с.

3. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 170 с.

4. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 180 с.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. - 956 с.

6. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Владос, 1998. 352 с.

7. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Уральский ун-т, 2000. - 90 с.

8. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 170 с.

9. Борчиков С.А. Творческое воображение. М.: МАКС Пресс, 2001. - 130 с.

10. Бьюкетмен С. Конечная тождественность // Комментарии. -№11. 1997. - С. 170-180

11. Делез Ж. Различие и повторение. Спб.: Нева, 1998. - 298с.

12. Дулов В. Виртуальная реальность и виртуальное обществоhttp://chij.km.ru/view/a8A449E63B25A43F9B9C14C985D3C9525.htm.

13. Евдокимова М.П. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. - №4(5). -С.47-57

14. Ефремов B.C. Виртуальное обучение как зеркало новой информационной технологии // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. - №6. - С.15-28

15. Затуливетер Ю.С. Информационная природа социальных перемен. М.: СИНТЕГ.- 2001 - 132 с.

16. Зуев К.А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990.298 с.

17. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.

18. Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. - 96 с.

19. Иванов Д. В. К пониманию современности: критический вызов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. СПб., 1996. Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. М: Наука, 1998. - 640 с.

20. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.

21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 200 с.

22. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. - №1. - С. 35-66

23. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика,1997. 160с.

24. Корсунцев И.Г. Философия виртуальной реальности / Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты.- М.: Наука, 1997. С.52-63

25. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя,1998. 160с.

26. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.- 190с.

27. Носов Н.А. Виртуальная психология / Труды лаборатории виртуалистики. М.: Аграф, 2000. - Вып.6- 432 с.

28. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. -М.: Наука, 1994. С.185-188

29. Носов Н.А. Образование и виртуальная реальность // Новый коллегиум. 2000. -№3. - С.40-43

30. Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // Социологические исследования. 2000. - № 1.- С.49-63

31. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. - 236 с.

32. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. M.: University of Michigan Press, 1994. - 185 c.

33. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft: Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. - 342 c.

34. Crook S., Pakulski J., Waters M. Postmodernization: Change in Advanced Society. London: Sage Publications, 1992. - 236 c.

35. Distance education for the information society: Politics, pedagogy and professional developments: Analytical survey. M.: IITE, 2000. - 88 c.

36. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. Ed. by M. Featherstone. London: Sage Publications, 1990. - 246 c.

37. Heim M. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise. Westport and London, 1991. - P. 27-33

38. Hammet F. Virtual reality. N.Y., 1993. - 146 c.

39. Lacey H. Is science value free?: Values and scientific understanding. L.; N.Y.: Routlege, 1999. - 285 c.