автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Баринов, Илья Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края"

На правах рукописи

БАРИНОВ Илья Александрович

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗОВ ИСЛАМА НА КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 г пек т

Чита-2013 005543383

005543383

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Научный руководитель: доктор философских наук

Жуков Артем Вадимович

Официальные оппоненты: Глаголев Владимир Сергеевич,

доктор философских наук, профессор, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», профессор кафедры философии

Мошкина Зоя Вениаминовна,

доктор исторических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет», профессор кафедры Теории государства и права

Ведущая организация Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Защита диссертации состоится «27» декабря 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.04 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672039,. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, зал заседаний ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»: г. Чита, ул. Кастринская,!

Автореферат разослан «26» ноября 2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук

Кондакова Наталья Сергеевна

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях, когда российское государство развивается на фоне мирового экономического кризиса и глобализации культуры, на территории Забайкальского края отмечено усиленное внимание общественности к проблемам гражданских прав, религиозной свободы и возрождения этнических традиций.

Будучи поликультурным и поликонфессиональным, жизненное пространство Забайкалья становится все более многообразным, открываясь многочисленным мигрантам из стран бывшего СССР, в первую очередь из регионов Средней Азии и Кавказа. Это обуславливает появление в культурном пространстве региона новых этнических культур и форм жизнедеятельности. Особое беспокойство в обществе вызывает этническая религиозность этих групп, которая в массовом сознании, как правило, связывается с такой религией, как ислам.

Сегодня ислам в информационном пространстве страны является предметом социального дискурса. В нем сталкиваются альтернативные точки зрения, оценивающие ислам то, как традиционную религию1, то, как заблуждение «смазливого приказчика»2, то, как экстремистское учение3. В результате, в массовом сознании российского населения распространяются многочисленные и зачастую противоположные образы, как представления о наиболее значимых событиях, либо отдельных, «знаковых» личностях. Социальные образы формируются установками и мотивами. По определению В.Ф. Петренко, социальные образы являются такими конструктами сознания, которые способствуют отражению ими реального мира через общепринятые, широко распространенные в обществе образцы восприятия4. В одних случаях в них может превалировать субъективное, частное, индивидуальное содержание, в других - социальное всеобщее5. Опираясь на исследования К.Г. Юнга6, Э. Фромма1 и Э. Берна2, от-

1 Ислам и мусульмане в России // под ред. М.Ф. Муртазина. - Москва, 1999. - 224 с.

2 Дворкин А.Л. Возникновение ислама: Нерассказанные истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-140038.htm!. - Загл. с экрана.

3 Волков В. Исламское движение «Салафия» - экстремизм или мода? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/art¡cle/0„5150785,00.html. - Загл. с экрана.

4 Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке. Теория и методология в психологии/ В.Ф. Петренко. - Москва, 2007. - С. 119.

5 Ильенков Э.В. К вопросу о противоречии в мышлении // Вопросы философии. - 1957,- № 4. - С. 63. /Д

6 Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. - Москва, 1997. - 384 с. Е 1

мечаем, что в обществе распространены два типа образов: интра-образы, зачастую формирующиеся внутри социальной группы под влиянием лидирующих личностей, и экстра-образы, зарождающиеся в массовом сознании широких слоев населения под влиянием различных факторов.

В условиях современного конфессионального поля Забайкалья, которое представляет пространство взаимодействия различных религиозных объединений и верующего населения, мы сталкиваемся с процессами конструирования, воспроизводства и распространения образов ислама. При этом они позиционируются как интра-образы (формирующиеся внутри мусульманских общин или представленные позициями мусульманских ученых, деятелей культуры и т.д.), и

i

как экстра-образы (рефлексия немусульманского мира - учёных, деятелей культуры, политиков или адептов других конфессий). Важно отметить, что создаваемые в Забайкальском крае образы являются не только следствием, но и, что гораздо важнее, условием взаимодействия ислама и различных групп социума3.

Особую остроту проблеме рецепции образов ислама в сознании населения придает неоднородность этой религии и зачастую конфликтный характер взаимоотношений между этническими сообществами исповедующими ее. Как результат, в Забайкалье в последние десять лет резко обострились отношения между киргизской, таджикской, узбекской, северокавказской и татаро-башкирской диаспорами. Это во многом объясняется тем, что в регионе появились последователи радикальных исламских группировок «Таблиги Джамаат» и «Нурджулар», которые широко распространены в государствах Средней Азии4. Это способствовало тому, что среди населения Забайкалья рецепция образов ислама оказалась в контексте с социально опасными этноконфессиональными группами мусульман-экстремистов, противопоставленных сообществу забайкальцев. Радикальная реакция на ислам с одной стороны и активные попытки мусульманской общины Забайкальского края доказать свою социальную приемлемость и лояльность с другой, делают актуальной попытку анализа конст-

1 Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. - Москва, 2010.-352 с.

2 Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. - Москва, 2009. - 416 с.

3 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) // Историческая психология и социология истории. - 2009. - T.2 - Ч. I. - С. 6.

4 Будько A.B. Джамаату поставили мат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http-.//zabmedia.ru/?page=articles&text=1633. -Загл. с экрана.

4

руирования и воспроизводства образов ислама в мировой, российской и региональной культурах. Дополнительную актуальность работе придает слабая изученность ислама на конфессиональном поле Забайкальского края и то, что ранее анализ образов ислама в регионе не проводился.

Степень научной разработанности проблемы. Философско-религиоведческое осмысление заявленной проблемы стало возможным благодаря классическим работам по философии религии, истории философии, социологии религии, философии культуры. В диссертационной работе ислам представлен в контексте теории социального развития религии, разработанной в трудах М. Хайдеггера, JI. Фейербаха, Э. Тэйлора, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и Ф. Энгельса'. В западном исламоведении развитие ислама в мировой культуре раскрыто в работах К. Армстронг2, Г. Фуллер3, Т. Али4, Р. Армур5, Н. Даниэль6, К. Эрнст7 и др. Особо необходимо отметить произведение Э.В. Сайда «Ориентализм»8. Его автор, развивая постулаты Р. Барта, говорит о конструируемое™ понятий «восток» и «ислам».

История, вероучение и социальные практики ислама представлены в многочисленных работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В своей работе мы использовали произведения Т. Карлейля9, А. Мюллера10, B.C. Соловьева", П.П. Цветкова'2, В.В. Бартольда'3, Л.Н. Гумилева14, А. Корбена15, JI.C. Васильева16 и И.И. Фильштинского'.

1 Хайдеггер М. Введение в метафизику. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 179; Фейербах Л. Избранные философские произведения.- Москва, 1955. - T.2 - С. 724; Тайлор Э. Первобытная культура. - Москва, 1989. - С. 35; Вебер М. Избранные произведения. - Москва, 1990. - С. 61; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - Москва, 1991. - С. 495; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Москва, 2003. - С. 507

2 Армстронг К. Мухаммад; История Пророка / К. Армстронг. - Москва, 2008. - 448 с.

3 Fuller G.E. A world without Islam. - New York, 2010. - P. 328

4 Али Т. Столкновение цивилизаций: Крестовые походы, джихад и современность / Т. Али. - Москва, 2006. -528 с.

5Армур Р. Христианство и ислам: непростая история / Р. Армур. - Москва, 2004. - 336 с.

6 Daniel N. islam and the West: The Making of the Image. - Edinburgh, 1960. - P. 284

7 Эрнст К. Суфизм: Мистический ислам / К. Эрнст. - Москва, 2012. - 416 с.

! Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Сайд. - Санкт-Петербург, 2006. - 640 с.

9 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. - Москва, 2008. - С. 47

10 Мюллер А. История ислама с основания до новейшего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/MUA/index.html. - Загл. с экрана.

' ' Соловьев B.C. Магомет - его жизнь и религиозное учение / B.C. Соловьев. - Санкт-Петербург, 1896. - 79 с.

12 Цветков П.П. Исламизм: в 2 т./ П.П. Цветков. - Москва, 2011. - T. 1. -720 с.

13 Бартольд В.В. Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир / В.В. Бартольд. - Москва, 2012. - 352 с.

14 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степи / Л.Н. Гумилев. - Москва, 2002. - 768 с. .

15 Корбен А. История исламской философии / А. Корбен. - Москва, 2010. - 360 с.

16 Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - Москва, 2006. — 704 с.

Необходимо отметить, что исследования разных аспектов истории и культуры мусульман в России предпринимались неоднократно. Современное положение ислама в нашей стране представлено в работах A.B. Малашенко2, A.A. Игнатенко3, Р. Султанова4, P.A. Силантьева5 и др. Однако при многочисленных исследованиях этнотерриториальных групп Поволжья и Северного Кавказа, проблемы ислама вне мест традиционного компактного расселения мусульманских этносов, изучены слабо.

Как результат, низкая степень исследований истории и современного положения мусульман в Забайкальском крае. Наиболее объемной работой по данной тематике является диссертация В.В. Перинова, в которой с исторической точки зрения описывается конкретный и непродолжительный временной отрезок6. Фрагментарные сведения о дореволюционном периоде истории мусульманской общины региона содержатся в статьях JI.B. Кальминой7, H.H. Константиновой8 и В.Г. Лобанова9. Об участии мусульман в гражданской войне в Забайкалье упоминали В.И. Василевский10, C.JI. Кузьмин", А.Б. Юнусова12 и Т.А. Константинова'3. О возрождении ислама в 1990-е гг. и его современном положении на конфессиональном поле региона писали В.П. Секерин14, Г.С. Ахмедь-янов15, А.О. Баринов16, A.B. Будько17 и A.B. Жуков18. Справочная информация

' Фильштинский и.И. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.) / И.И. Фильштинский. - Москва, 2006. - 349 с.

2 Малашенко A.B. Мой ислам / A.B. Малашенко. - Москва, 2010. — 206 с.

3 Игнатенко A.A. Ислам в XXI векек: главные направления исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poHteia.ru/content/pdf/Politeia_lgnatenko-2007-4.pdf/. - Загл. с экрана.

4 Султанов Р. Ислам в России // Религии мира: в 2 т. - М., 2002. - Т. 2. - С. 510

5 Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России / P.A. Силантьев. - Москва, 2007. - 576 с.

6 Перинов В.В. Мусульмане в Забайкалье: середина XIX в. - 1917 г.: автореф. дисс. канд. ист. Наук / В.В. Пери-нов. - Улан-Удэ, 2010. - 27 с.

7 Кальмина Л.В. Этническая политика самодержавия и некоренные этнические группы в Байкальском регионе / Л.В. Кальмина. - Тюмень, 2009. - 137 с.

8 Константинова H.H. «Не может произойти соблазна в вере...» // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. -№5. - С. 42

9 Лобанов В.Г. Старая Чита / В.Г. Лобанов. - Чита, 2001. - 270 с.

10 Василевский В.И. Забайкальская белая государственность в 1918-1920 гг.: краткие очерки истории / В.И. Василевский,- Чита, 2000. - 182 с.

" Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции / C.J1. Кузьмин. - Москва, 2011. - 659 с.

12 Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php7book3166154. - Загл. с экрана.

13 Константинова Т.А. Некоторые аспекты национальной политики Правительства ДВР // Народы Забайкалья: возрождение и развитие: сборник материалов науч. конф. - Чита, 1997. - С. 15.

м Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья I В.П. Секерин. - Чита, 1995. - 80 с.

15 Ахмедьянов Г.С. Ислам в Забайкалье // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.

16 Баринов А.О. Одна из традиционных религий // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.

17 Будько A.B. Бомба в мечети / Алексей Будько // Экстра. - 2010. - №34. - С.6.

18 Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / A.B. Жуков [и др.]. - Чита, 2003. - 160 с.

об исламской общине Забайкалья в период с кон. XX по нач. XXI вв. содержится в энциклопедии «Ислам в современной России»1.

Но при наличии анализа роли ислама в историческом и культурном пространствах Забайкальского края, в научных исследованиях не представлена динамика его образов, как основы социальной адаптации и развития религиозных объединений ислама на определенной территории. Это актуализирует поставленную в диссертации проблему.

Объект исследования. Ислам на конфессиональном поле Забайкальского

края.

Предмет исследования. Процессы авторского проецирования и социальной рецепции образов ислама населением Забайкальского края.

Целью исследования является выявление закономерностей в процессах социальной адаптации ислама в Забайкалье, осуществляемой через систему трансляции образов, воспринимаемых массовым сознанием.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать основные концептуальные подходы к формированию образов ислама, представленных в духовной и социальной культуре.

2. Выявить интра- и экстра- образы ислама в христианской, российской и региональной культурах, обосновав их основные характеристики.

3. Охарактеризовать процесс зарождения социального восприятия образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья в период с 1820-х гг. по 1917 г.

4. Выявить особенности проецирования образов ислама в конфессиональное поле Забайкалья в советский период. .

5. Исследовать процессы формирования, распространения и восприятия интра- и эстра- образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в современный период.

Теоретико-методологические основы исследования представлены научными концепциями отечественных и зарубежных философов, религиоведов, этнографов, историков, социологов, в которых раскрыты основные подходы к изучению ислама. Методологическая основа диссертационного исследования

1 Ислам в современной России / под ред. Романа Силантьева. -

7

Москва, 2008. - 567 с.

обусловлена интегратнвностью религиоведческого знания и междисциплинар-ностью исследования.

В качестве концептуальной основы для решения исследовательских задач использовано учение о социальной природе религии и применяемые в религиоведении методологические подходы к анализу социальных образов религии. Основу представляемой концепции составляет идея Ф. Шлейермахера о том, что в наличном мире религия не проявляется в чистом виде, а ее внешний образ определен чем-то социальным'. Религиозные явления в культуре социума как укоренившиеся в сознании человека образы понимали А.Ф. Лосев2, С.Н. Булгаков3, В. Иванов4, П.А. Флоренский5, М.К. Мамардашвили6, Ю.В. Любимов7, Р. Барт8, М. Элиаде9, Ж. Бодрийяр10.

Междисциплинарный характер исследования позволил синтезировать социокультурный подход, исторический и компаративистский методы. Социокультурный подход обеспечивает видение образа религии, как части социокультурного пространства. Исторический подход позволяет выявить фундаментальные основания происхождения образов ислама, их становления и развития. С историческим подходом связан компаративистский и казуальный анализ, согласно которому религия не может быть постигнута лишь из себя самой, для ее исследования необходимо изучение причинно-следственных отношений в широком историческом контексте, охватывающем реальную жизнедеятельность людей, закономерности развития духовной и социальной жизни.

Методом получения эмпирических данных стал исследовательский метод антропологии религии. Он связан с длительным погружением исследователя в среду верующих, где им на протяжении 2006-2013 гг. проводились наблюдения, описания, интервью. Помимо этого/были проведены анализ публикаций в

1 Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Ф.Д. Шлейремахер. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 49

2 Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Москва, 2008. - 303 с.

3 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - Москва, 1994. - С. 87.

4 Иванов В. Собр. соч. Т. 2. / В. Иванов. - Брюссель, 1974. - С. 608.

5 Флоренский П.А. Имена: Сочинения / П.А. Флоренский. - Москва, 2006. - 896 с.

6 Мамардашвили M.K. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. - Тбилиси, 1984.-С. 99.

7 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) // Историческая психология и социология истории.-2009.-Т.2-Ч. 1-С. б.

8 Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - Москва, 2010.-351 с.

' Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - Москва, 1994. - 124 с.

10 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. — Тула, 2013. - 204 с.

8

СМИ и анализ исторических документов. Проведенная работа стала основанием для моделирования и прогнозирования взаимодействия мусульманской общины и светского общества.

Источниковедческая база исследования. Для исследований дореволюционного и советского периодов истории мусульманской общины использованы документы Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного военного архива (РГВА); архивные публикации в газетах «Забайкальский рабочий», «Забайкальская новь» и «Дальне-Восточная Республика»; мемуары A.A. Шихлинского1, Г. Тагана2, Г.М. Семенова3 и В.А. Зиновьева4, письма и документы Р.Ф. Унгерна3. Работая над материалами постсоветского периода, автор обращался к публикациям региональных СМИ и архиву Духовного управления мусульман Забайкальского края. Широко привлекались материалы сети Интернет.

Эмпирическая база исследования. В основу работы лег личный исследовательский опыт; данные полевых исследований и наблюдений, полученные в результате сотрудничества диссертанта с Духовным управлением мусульман Забайкальского края; материалы из публицистических статей в газетах «Забайкальский рабочий» и «Экстра», информационных агентствах «Забмедиа.Ру» и ИТАР-ТАСС. Использованы материалы, дневниковые записи и интервью, полученные при личных встречах с руководителями и рядовыми членами мусульманской общины.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые проведен философско-религиоведческий анализ образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья, что стало основанием для следующих положений:

1) сформирована концептуальная основа изучения региональных образов ислама, основанием которой является заключение о том, что на адаптацию и

1 Шихлинский A.A. Мои воспоминания / A.A. Шихлинский. - Баку, 1984. - 200 с.

2 Таган Г. Башкиры в Забайкалье // Служение: сборник башкирских ученых-эмигрантов - лидеров национально-освободительного движения 191 7-1920 гг. - Уфа, 2007. - 208 с.

3 Семенов Г.М. О себе (Воспоминания, мысли и выводы) / Г.М. Семенов. - Москва, 1999. - 320 с.

4 Зиновьев В.А. Каппелевцы в Забайкалье // Каппель и каппелевцы. - Москва, 2003. - 712 с.

5 Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции / С.Л. Кузьмин. - Москва, 2011. - 659 с.

9

социальное развитие этой религии в региональных условиях влияют не только социальные факторы, но и социальные образы, распространяемые религиозными объединениями и воспринимаемые массовым сознанием;

2) проанализированы социальные процессы (конструирование, воспроизводство и социальное восприятие образов ислама) в христианской, российской и региональной культурах, способствующие формированию интра- и экстраобразов ислама. Ключевыми характеристиками первого из них являются: их формирование в мусульманской среде и, как следствие, нацеленность на интеграцию и конструктивность внутри мусульманских общин. Второго — формирование в широких общественных слоях и, как следствие, нацеленность на его интеграцию с общественным мнением;

3) проведен диахронический анализ на основании впервые вводимых в научный оборот данных о деятельности мусульман в Забайкалье, в результате которого выделены и проанализированы основные этапы и особенности формирования образов ислама, который на протяжении большей части истории проецировал лишь интро-образы, доступные ограниченному кругу мусульман;

4) обоснованы процессы взаимодействия ислама и общества в XX в. Они заключались в диалектическом противостоянии и борьбе противопоставленных друг другу эстра-образов ислама: от «красного» и «белого» до «традиционного» и «экстремистского»;

5) исследованы основные процессы, влияющие на формирование интра- и экстра- образов ислама в Забайкалье в постсоветский период, где интра-образы не только интенсивно формируются в среде мигрантов, но и распространяются в иноконфессиональном обществе, способствуя росту межэтнической конфликтности и увеличению процентного соотношения неофитов в структуре общины, а экстра-образы формируются и распространяются руководством общины мусульман Забайкальского края и нацелены на социальную адаптацию ислама в светском обществе и его позитивное восприятие среди верующих других конфессий.

Положения, выносимые на защиту:

1. В социальном дискурсе тема ислама широко обсуждается не только учеными исследователями, но и представителями религий, средств массовой ин-

10

формации. Многообразие оценок приводит многих исследователей к убеждению, что ислам в наличном мире предстает в качестве неоднозначного феномена, рецепция которого на уровне обыденного массового сознания россиян возможна через образы, проецируемые религиозными объединениями и воспринимаемые массовым сознанием.

2. Посредством интра- и экстра- образов ислам, взаимодействуя с обществом, позиционирует себя, как религию, каждое течение которой стремится сформировать собственный интра-образ, как проекцию, нацеленную на консолидацию членов общины, и при этом воспринимаясь в окружающем социуме как экстра-образ, для которого рецепция образа ислама, в первую очередь, означает необходимость его самоидентификации, а в последующем - конструирование общественного отношения через воспроизводство собственного образа этой религии.

3. Особенности процессов интеграции ислама в конфессиональное поле Забайкалья в период от 1820 гг. и до кон. XX в. состояли в том, что мусульмане не уделяли внимания конструированию и проецированию интра-образов, способных стать привлекательными для широких масс, сосредотачиваясь на внутренней духовной жизни, в то время как в обществе распространялись экстраобразы, сформированные объективными факторами, которые в Забайкалье XIX в. представляли: а) поликонфессиональность региона; б) закрытость и малочисленность мусульманской общины; в) отсутствие прозелитизма со стороны исламского духовенства; г) поддержка местной администрации.

4. Установление в Забайкалье советской власти раскололо общество на два лагеря, которые использовали экстра-образы ислама для привлечения на свою сторону мусульман. Условно их можно обозначить, как противостоящие друг другу «красный» и «белый» экстра-образы. Впоследствии советское государство использовало атеистическую пропаганду для создания экстра-образа ислама, как религии «эксплуататорской и реакционной».

5. Современная социальная стратегия ислама имеет четко обозначенную специфику в связи с тем, что отдельные группы внутри ислама активно конструируют, распространяют и используют интра-образы. Они. неоднородны и, с одной стороны, могут быть направлены на организацию позитивного взаимо-

11

действия с обществом и социализацию мусульман. С другой стороны, отдельные группы мусульман проецируют интра-образы, нацеленные на набор неофитов и консолидацию их внутри общин. Рецепция и воспроизводство общественным сознанием экстра-образа ислама во многом зависит, во-первых, от реакции исламских объединений на действия и информационную политику в обществе, во-вторых, от общественной и государственной организации системы контроля и проекции образов ислама.

Научно-практнческое значение исследования. Материалы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в научно-практический и преподавательской деятельности при подготовке учебных программ, лекционных курсов по философии религии, истории религии, религиоведению; в вариативных курсах по региональному религиоведению.

Положения и выводы исследования могут быть использованы при изучении религиозных и общественно-политических процессов среди народов, традиционно исповедующих ислам; при анализе этносоциальных особенностей деятельности исламских субъектов в иноконфессиональной сфере; в области этнической и религиозной политики по формированию взаимодействия религиозных и светских социальных институтов Забайкальского края.

Степень достоверности и апробация работы. Результаты исследования достоверны и подтверждаются теоретическими выводами, содержащимися в других работах по аналогичной тематике. Ряд положений апробированы в ходе работы по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.» в рамках государственного контракта № 02.740.11.0591 по теме «Комплексное исследование влияния глобальных процессов на культурное пространство Забайкальского края в контексте Северо-Восточной Азии». Теоретические и эмпирические материалы исследования были использованы при подготовке на грант имени Ю.В. Кулагина, выигранный научным коллективом в 2012 г. (руководитель - проф. М.Н. Фомина).

Основные результаты исследования были представлены: - на региональных, российских и международных научно-практических конференциях: «Молодежь Забайкалья» (Чита, 2012); «Кулагинские чтения» (Чита, 2009); «Культурное пространство Северо-Восточной Азии» (Чита, 2011);

12

«Сибирь — территория гражданского мира и согласия» (Чита, 2011), «Национальная политика Российской Федерации и формирование гражданской ответственности» (Чита, 2012); «Религия в культурном пространстве СевероВосточной Азии» (Чита, 2012); «Молодежь и межнациональные отношения» (Санкт-Петербург, 2011);

- отражены в 15 авторских публикациях, в том числе в 5 статьях, напечатанных в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ общим объемом 5,2 п.л.;

- в публикациях проекта «Энциклопедия Забайкалья» (тома Наука и Международные отношения), в научно-публицистической книге «Чита: Страницы истории», а также в десятках публикаций в СМИ;

- в учебном процессе при чтении курсов «История религии» и «Клерикальные СМИ».

Итоги диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры философии ЗабГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, Заключения и Библиографического списка.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследования образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края, характеризуется степень изученности проблемы, определяется цель, формулируются задачи и обозначаются методологические подходы, указывается новизна и практическая значимость диссертационной работы.

Первая глава «Философско-методологические основания исследования образов ислама» посвящена анализу основных терминов и концепций, характеристике факторов восприятия образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья в период пребывания на нем мусульманской общины с 1820-х по 2013 гг., а также образу ислама в русской культуре.

В параграфе 1.1. «Теоретическое обоснование исследования образов ислама в обыденном сознании населения» на основании анализа работ М. Вебера1, Э. Дюркгейма2, Т. Парсонса3 и Ф. Энгельса4 доказывается, что вероучение, идеология и социальная практика религии проявляются в наличном мире как сложный, многоуровневый объект исследования, порождающий неоднозначные толкования, зависящие от априорных установок авторов. Итогом изучения основных концепций ислама делается вывод, что говоря об исламе, мы сталкиваемся с дискурсом, составленным произведениями конфессиональных, преимущественно мусульманских и христианских авторов, а также светских исследователей3. Наличие противопоставленных друг другу точек зрения, а также объективные трудности, связанные с проблемами верификации сообщений «об исламе» и «сообщений со стороны ислама», актуализируют внимание на том, что в рамках обыденного массового восприятия россияне сталкиваются с некими образами ислама, которые связаны с внешним восприятием, и поэтому не позволяют делать доказательные утверждения о сущности веры и практики мусульман. Наличие определенной религиозной образности определяет алгоритм социального развития религии, служит основой взаимодействия религии и социума в частности, определяет возникновение религиозных движений, их последующее функционирование и развитие.

В параграфе 1.2. «Образы ислама в сознании населения немусульманских стран», указывается, что конфессиональное поле Забайкалья является частью христианского мира, так как на протяжении значительной части своей истории испытывало влияние христианства. Как результат, христианское понимание ислама оказывает существенное влияние на образ этой религии, представленный в этом регионе. В параграфе выявлены основные характеристики образов ислама, исторически сложившихся в христианской культуре. Указывается, что ислам здесь понимался через образы, указывающие на отличие ислама от христианст-

1 Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - Москва, 1990. - 348 с. С. 61

2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - Москва, 1991. - 495 с.

1 Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/ro0/s01/z0001064/st000.shtml. - Загл. с экрана.

4 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - Москва, 2003. - 736 с. С. 507

5 Эрнст К. Суфизм: Мистический ислам / К. Эрнст. - Москва, 2012. -416 с. С. 6

ва, даже их антагонизм'. При этом, отмечается, что обе религии находятся в диалектических отношениях, помогая друг другу по принципу контраста формировать свои образы.

В параграфе, формулируется положение о том, что при анализе процессов взаимодействия ислама и окружающего неисламского социума выделяются два типа образов - интра-образы и экстра-образы. Интра-образы конструируются и распространяются исламскими объединениями, при этом на протяжении длительного этапа истории вера мусульман имела главным образом, внутренний характер, касавшийся мусульманского сообщества, и поэтому во внешнем мире экстра-образы ислама часто конструировались на основе априорных представлений и установок об этой религий2. В истории экстра-образы ислама оказывали существенное воздействие на христианское общество, с одной стороны приводя к фиксируемым изменениям социальной структуры, с другой стороны ислам и его интра-образы также менялись под воздействием социальных перемен.

Параграф 1.3. «Образы ислама на конфессиональном поле России в X— XXI вв.» посвящен анализу процессов складывания образа ислама в иноконфессио-нальном поле России. Наиболее характерной чертой процессов взаимодействия ислама и общества в этот период была ведущая роль в формировании экстраобразов ислама со стороны российского государства. В связи с этим, необходимо уделить внимание процессам трансформации государственно-конфессиональной политики по отношению к исламу начиная с X и до XIX в. Это период от первого появления ислама на территории русского государства и до момента возникновения первой мусульманской общины на территории Забайкалья. Проводя диахронический анализ формировании экстра-образов ислама в этот период, необходимо отметить, что в отличие от католической Европы и православной Византии, где отношения с исламом выстраивались в рамках концепции «свой - чужой», а религия Мухаммада понималась, как ущербная и искаженная форма христианства, в языческой Руси был сформирован экстра-

1 Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Сайд. - Санкт-Петербург, 2006. - 640 С. 46.

2 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции). 4. I. // Историческая психология и социология исторпи.Т.2 - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 10.

образ ислама, как веры равной другим религиям1. Поликонфессиональность населения Киевской Руси заложила традиции терпимого восприятия образов ислама, в котором не существовало дилеммы «свой - чужой», а был распространен образ ислама, как «одного из многих». В параграфе выделяются и другие факторы, повлиявшие на укрепления образа ислама на конфессиональном поле России. Среди них: а) давние торговые и дипломатические отношения страны с мусульманским миром; б) активная русско-татарская метисация; в) включение значительной по численности мусульманской общины в состав российского государства; г) романтизация Востока и ислама, связанная с проникновением в Россию традиций западного Просвещения.

Во второй главе «Возникновение и формирование образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья (1820 — 1991 гг.)» проанализированы процессы взаимодействия ислама и забайкальского социума в течение трех исторических периодов: 1) дореволюционный период; 2) период гражданской войны и существования Дальне-Восточной Республики; 3) советский период.

В параграфе 2.1. «Экстра-образы ислама в период интеграционного взаимодействия на конфессиональном поле Забайкалья в 1820 — 1917 гг.» выделены и проанализированы основные факторы, способствовавшие вхождению этой религии в конфессиональное поле Забайкалья. Среди них: а) поликонфессиональность региона, в котором ислам воспринимался как одна из многочисленных и равных в социальном отношении религий и был сформирован экстраобраз «одна из многих»; б) закрытость и малочисленность мусульманской общины, воспринимаемой как сообщество людей «пострадавших» от власти, и поэтому оказавшихся в Забайкалье; в) отсутствие прозелитизма со стороны исламского духовенства, которое позволило избежать критики и создания отрицательного экстра-образа со стороны православных священников; г) поддержка местной администрации, рассматривавшей «магометан», через экстра-образ населения, являющегося «колонизационным ресурсом» для освоения необжитых территорий. В параграфе определены основные направления интеграции - социальное, экономическое и политическое.

' Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI - нач. XII вв / сост. Д.С. Лихачев. -Москва, 1978. - 430 с. С. 99

В параграфе 2.2. «Образы ислама в Забайкалье в годы революции и гражданской войны» указывается, что Октябрьский переворот и последовавшее за ним в 1918 г. установление в Забайкалье советской власти в корне изменили положение исламского сообщества, расколов его. Противостоящие стороны -большевики и участники «белого» движения - оказались заинтересованы в привлечении мусульман на свою сторону и начали создавать интеграционные образы ислама, как части конфессионального поля России и Забайкалья. Противостояние этих экстра-образов и определило раскол мусульман по политическим мотивам на тех, которые были представлены как «красные» и как «белые» мусульмане. «Красный» образ ислама был сконструирован В.1-^. Лениным и И.В. Сталиным, которые уверяли, что «отныне верования и обычаи, национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными»1. На деле Читинский Совет уже в 1918 г. ввел ограничения на деятельность всех конфессий, включая мусульман. «Белый» образ ислама заключался в прокламации широкой автономии тюркско-татарских мусульман в составе России, официально поддержанной атаманом Г.М. Семеновым. Исследователи В.В. Маркович2, С.Л. Кузьмин3 и Л.А. Юзефович4 считают, что, помимо официального, «белого», образа ислама, Г.М. Семенов и его соратник Р.Ф. Унгерн-Штернберг стремились распространить интеграционный образ мусульманской общины, как части «Срединного государства» или «Лиги Восточных Народов».

В параграфе 2.3. «Образы в сознании населения Забайкалья ислама в советский период (¡922-1991 гг.)» отмечено, что все годы своего существования советское государство вело борьбу с религией. При этом ислам сосредоточился исключительно на внутренней духовной жизни, не проявляя своей социальной активности3. Поэтому экстра-образ ислама на конфессиональном поле Забайкалья в эти годы не изменялся. Атеистическая пропаганда говорила о его «эксплуататорской и реакционной сущности». Как результат, если в 1922 г., когда

1 Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r-komitet.nl/vera/69.htm. - Загл. с экрана.

2 Маркович В.В. Три атамана / В.В. Маркович. - Москва, 2003. - 336 с.

3 Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции / С.Л. Кузьмин. - Москва. 2011. - 659 с.

4 Юзефович Л.А. Самодержец пустыни: барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил / Л.А. Юзефович. - Москва, 2010. - 672 с.

3 Муртазин М.Ф. Исламоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.k2x2.info/religiovedenie/islamovedenie/p2.php#rnetkadoc75 - Загл. с экрана.

17

ДВР вошло в состав РСФСР, мусульманская община региона представляла собой крупное и сплоченное сообщество, чье духовенство влияло на политическую и конфессиональную ситуацию в Восточном Забайкалье, то спустя 70 лет на территории насчитывалось несколько десятков верующих. Смягчение государственной политики по отношению к мусульманам началось в 1970-х гг., когда вновь стали публиковать Коран, Хадисы и другую религиозную литературу. Переломным событием в отношениях государства и ислама стало празднование в 1989 г. 1100-летия принятия Волжской Булгарией ислама1. С этого времени

ислам получает возможность конструировать и распространять свои идеи и об-

2 I

разы. В 1990-м г. в Забайкалье была воссоздана мусульманская община , для которой образ ислама в Чите был неразрывно связан со зданием читинской мечети, которая была передана читинской умме в 1992 г.

Третья глава «Интра- и экстра- образы ислама на конфессиональном поле Забайкалья в постсоветский период» посвящена основным процессам, проистекающим в мусульманской общине региона после распада СССР, и их влиянию на формирование образов ислама.

Параграф 3.1. «Формирование образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья (1992 - 2004 гг.)» посвящен анализу разнонаправленных тенденций в процессах конструирования и распространения образов ислама. Процессы формирования мусульманской уммы в Забайкалье сопровождались активным конструированием и распространением образов, которые исходили не только от окружающего ислам общества, но и от различных мусульманских групп. Предпосылками для формирования экстра-образа ислама являются: а) возрождение ислама, начавшееся в 1990-х гг. и проходившее в рамках общего «религиозного ренессанса»; б) поддержка мусульманской конфессии со стороны государства, общественных и политических организаций; в) традиционная для Забайкалья веротерпимость; г) немногочисленность и закрытость мусульманской общины. К этому типу необходимо отнести образы, связанные с жизнью и деятельности Х.Х. Хакимова, уроженца Забайкалья, основателя Булгарского общественного центра, соучредителя движения «За возрождение Забайкалья» и региональной

1 Силантьев Р. Новейшая история ислама в России / P.A. Силантьев. - Москва, 2007. - 576 с. С. 44 " Ахмедьянов Г.С. Ислам в Забайкалье // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - С. 40

18

общественной организации «Ассамблеи народов Забайкалья». Он стал выразителем образа ислама, являющегося составной частью конфессионального пространства, которая не стремится к доминированию и поддерживает конструктивные отношения с другими конфессиями.

Предпосылками, способствовавшими конструированию и распространению интра-образов ислама в это время стали: а) низкий уровень религиозной грамотности верующих; б) «трудности перевода», когда интеграционный образ, проецируемый мусульманами-салафитами, воспринимался немусульманами как дезинтеграционный, что приводило к радикализации верующих, углублению межконфессиональных противоречий; в) миграция в Забайкалье выходцев из исламских регионов; г) полиэтничность мусульманского сообщества; д) восприятие мусульман в качестве противников в войнах, слияние понятия «мусульманин» с образами террориста и «ваххабита»; е) внутриконфессиональные конфликты, связанные с борьбой за власть в мусульманской общине. Выразителем интра-образа ислама в этот период стал уроженец Таджикистана и сторонник радикального ислама Р.Х. Сопыев. С его образом связаны представления о дезинтеграционных качествах ислама, которые чаще всего приписываются исламу - чуждость, неправильность, агрессивность, жестокость, склонность к экстремизму'.

Параграф 3.2. «Интра-образ ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в начале XXI в.» посвящен образу идеолога движения «Имарат Кавказ» А. Тихомирова (Сайда Бурятского), как наиболее яркого выразителя образа ислама в 2000-е гг. Образ С. Бурятского составлен следующими интра-образами: 1) рассказами С. Бурятского о самом себе; 2) текстами его последователей; а также экстра-образами: 1) журналистских публикаций; 2) высказываний оппонентов. Основными характеристиками экстра-образа ислама на территории Забайкальского края являются: а) разделение мира на «своих» и «чужих», призыв к уничтожению последних; в) мнение, что «религия ислама превзошла все остальные религии»; б) идеализация образа ранних мусульман - «праведных предков» (ас-салаф) и призывы возврата к «чистому исламу». На бытовом

' Воронкова Е.А. Образ мусульман в сознании жителей Приамурья (опыт социал.-психолог, исслед.) / Е.А. Воронцова, Т.А. Воронкова // Религиоведение. - 2012. - №4. - С. 173

19

уровне рецепция этого интра-образа приводит к формированию экстра-образов, основанных на социальных фобиях. При этом нередко в средствах массовой информации и, как следствие, в массовом сознании россиян само понятие «религиозный экстремизм» связывается с исламом, что вызывает предвзятое отношение к мусульманам со стороны немусульманской части населения России. Это в свою очередь провоцирует ответную негативную реакцию и усугубляет напряжение межэтнических и межконфессиональных отношений.

Параграф 3.3. «Формирование экстра-образа ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в начале XXI в.» посвящен анализу деятельности муфтия Р. Сайдашева, возглавившего мусульманское сообщество региона в 2010 г. На его примере выделены методы конструирования и распространения экстраобраза ислама, выполняющего функцию социальной интеграции и противодействия радикализации. Среди методов обозначены следующие: а) религиозный «ликбез», проводимый в мусульманском сообществе представителями «традиционного» ислама; б) активизация деятельности татарской и башкирской диаспор; в) организация сбалансированного представительства различных этносов в руководстве исламской конфессией; г) создание диалога сотрудников государственных органов с представителями фундаменталистских течений; д) административное регулирование мусульманских организаций и групп Забайкальского края; е) строительство мечетей и молельных домов и включение их в состав централизованной мусульманской организации; ж) укрепление связей с другими конфессиями и светским обществом; з) реализация исследовательских проектов, направленных на изучение истории и культуры ислама.

В Заключение диссертационного исследования формулируются основные выводы, которые согласуются с положениями, выдвинутыми на защиту. Проведенное исследование, в том числе, показало, что феномен религиозного образа является фактором социальной активности религии, так как социальные образы, распространяемые религиозными объединениями и воспринимаемые массовым сознанием, составляют инструментарий социальных стратегий адаптации религии. Однако в Забайкалье особенностью ислама является то, что в течение длительного время эта религия уделяла внимание главным образом

внутренней, духовной жизни мусульман, в меньшей степени заботясь о внешних образах, благодаря которым немусульмане узнавали об исламе.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:

1.Баринов И.А. Исламский радикализм в Забайкальском крае: причины возникновения и способы противодействия // Научное мнение: научный журнал. - СПб., 2011. -№8. - С. 9-14. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,4 пл.).

2. Баринов И.А. Взаимоотношения шиитов и суннитов в Восточном Забайкалье (1907-1919 гг.) // Известия ИГУ, 2012. - №1. - С. 221-226. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,4 пл.).

3. Баринов И.А. Синтез религии и политики в исламе на примере участия мусульман Забайкалья в революции и гражданской войне (1917-1922 гг.) // Вестник ЗабГУ, 2012. - №8. - С. 75-83. (из перечня ВАК) (лично автором - 0,5 пл.).

4. Баринов И.А. Интеграция ислама в конфессиональное поле Забайкалья (1820-1917 гг.) // Вестник ЗабГУ, 2013. -№11. - С. 105-113. (из перечня ВАК) (лично автором — 0,5 пл.).

5. Баринов И.А. Буддологические исследования в Забайкалье // Религиоведение, 2012- №2. - С. 179-185. (из перечня ВАК) (лично автором -0,4 пл.).

Публикации в сборниках научных конференций:

1. Баринов И.А. Образ Сайда Бурятского в современной исламской мифологии // Национальная политика Российской Федерации и формирование гражданской ответственности: материалы науч.-практ. конф. - Чита, 2012. - С. 9399. (лично автором - 0,4 пл.).

2. Баринов И.А. Синтез религии и политики в исламе на примере участия мусульман Забайкалья в революции и гражданской войне (1917-1922) // Религия в культурном пространстве Северо-Восточной Азии: материалы II международ. симпозиума. - Чита, 2012. - С. 106-115. (лично автором - 0,6 пл.).

3. Баринов И.А. Исламский радикализм в Забайкалье // Сибирь - территория гражданского мира и согласия: материалы науч.-практ. конф. - Чита, 2012. - С. 102-106. (лично автором - 0,3 пл.).

4. Баринов И.А. Молодежь и исламский радикализм в Восточном Забайкалье: причины возникновения и способы противодействия // Молодежь Забайкалья: материалы XV Международной науч.-практ. конф.- Чита, 2012. - 4.1. - С. 16-22. (лично автором - 0,5 п.л.).

5. Баринов И.А. Диалог этносов, религий и конфессий: пути взаимодействия (на примере Забайкальского края) // Молодёжь и многонациональные отношения: материалы II Всероссийской молодёжной конф. с межд. участием. -Санкт-Петербург, 2011. - С. 62-67. (лично автором - 0,3 п.л.).

6. Баринов И.А. История Забайкальского магометанского шиитского общества (1907-1919 гг.) // Культурное пространство Северо-Восточной Азии: сб. научных статей. - Чита, 2011. - С. 15-20. (лично автором - 0,4 п.л.).

7. Баринов И.А. Освещение религиозной жизни в забайкальских СМИ // Кулагинские чтения: IX Всероссийская научно-практическая конференция. -Чита, 2009. - Ч. VI. - С. 329-242. (лично автором - 0,3 п.л.).

8. Баринов И.А. Некоторые проблемы религиозного образования в г. Чита в начале XXI в. // Гражданское общество: история и современность: сб. статей.-Чита, 2007. - Ч. 2. - С. 189-191. (лично автором - 0,2 п.л.).

Публикации в учебной литературе:

Баринов И.А., Баринов А.О. Религия // География Забайкальского края: учебное пособие. — Чита, 2009. - С. 205-214. (лично автором - 0,6 п.л.).

Публикации в энциклопедической литературе:

1. Баринов И.А., Баринов А.О. Религиоведение // Малая энциклопедия Забайкалья: наука и образование. Новосибирск, 2011. - Ч. II. (лично автором -0,4 п.л.).

2. Баринов И.А. Палитра веры. - Чита: Страницы истории / отв. ред. М.В. Константинов. - Чита, 2011. - С. 274-282. (лично автором - 0,4 п.л.).

3. Баринов И.А. Курбангалиев // Малая энциклопедия Забайкалья: международные связи. - Новосибирск, 2012. - С. 331-332 (лично автором - 0,1 п.л.).

4. Баринов И.А. Аль-Кадири // Малая энциклопедия Забайкалья: международные связи. - Новосибирск, 2012. - С. 71-72 (лично автором - 0,1 п.л.).

5. Баринов И.А. Асланов// Малая энциклопедия Забайкалья: международные связи. - Новосибирск, 2012. - С. 82 (лично автором - 0,1 п.л.).

22

Сдано в производство 25.11.13

Уч.-изд.л.1,5

Тираж 120 экз.

Усл.печ.л.1,5 Заказ № 94

Забайкальский государственный университет 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30

Издательство ЗабГУ 23

 

Текст диссертации на тему "Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края"

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

На правах рукописи

04201454664 Баринов Илья Александрович

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗОВ ИСЛАМА НА КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: Жуков А.В., доктор философских наук

Чита-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..........................................................................................3

Глава I. Философско-методологические основания исследования образов ислама

1.1. Теоретическое обоснование исследования образов ислама в обыденном сознании населения.............................................................................15

1.2. Образы ислама в сознании населения немусульманских стран............30

1.3. Образы ислама на конфессиональном поле России в X-XIX

вв..................................................................................................40

Глава И. Возникновение и формирование образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья (1820-1991 гг.)

2.1. Экстра-образы ислама в период интеграционного взаимодействия на конфессиональное поле Забайкалья в 1820-1917 гг........................................52

2.2. Образы ислама в Забайкалье в годы революции и гражданской войны...64

2.3. Образы ислама в сознании населения Забайкалья в советский период (19221991 гп)..............................................................................................78

Глава III. Интра- и экстра-образы ислама на конфессиональном поле Забайкалья в постсоветский период

3.1. Формирование образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья (1992-2004 гг.).......................................................................................87

3.2. Интра-образ ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в нач. XXI в.........................................................................................................97

3.3. Формирование экстра-образа ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в нач. XXI в................................................................................110

Заключение.....................................................................................118

Список литературы..........................................................................122

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях, когда российское государство развивается на фоне мирового экономического кризиса и глобализации культуры, на территории Забайкальского края отмечено усиленное внимание общественности к проблемам гражданских прав, религиозной свободы и возрождения этнических традиций.

Будучи поликультурным и поликонфессиональным, жизненное пространство Забайкалья становится все более многообразным, открываясь многочисленным мигрантам из стран бывшего СССР, в первую очередь из регионов Средней Азии и Кавказа. Это обуславливает появление в культурном пространстве региона новых этнических культур и форм жизнедеятельности. Особое беспокойство в обществе вызывает этническая религиозность этих групп, которая в массовом сознании, как правило, связывается с такой религией, как ислам.

Сегодня ислам в информационном пространстве страны является предметом социального дискурса. В нем сталкиваются альтернативные точки зрения, оценивающие ислам то, как традиционную религию1, то, как заблуждение

2 3

«смазливого приказчика» , то, как экстремистское учение . В результате, в массовом сознании российского населения распространяются многочисленные и зачастую противоположные образы, как представления о наиболее значимых событиях, либо отдельных, «знаковых» личностях. Социальные образы формируются установками и мотивами. По определению В.Ф. Петренко, социальные образы - такие конструкты сознания, которые способствуют отражению реального мира через общепринятые и широко распространенные в обществе образцы восприятия4. В одних случаях в них может превалировать субъективное,

1 Ислам и мусульмане в России // под ред. М.Ф. Муртазина. - Москва, 1999. - 224 с.

2 Дворкин А.Л. Возникновение ислама: Нерассказанные истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-140038.html. - Загл. с экрана.

3 Волков В. Исламское движение «Салафия» - экстремизм или мода? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/article/0„5150785,00.html. - Загл. с экрана.

4 Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке. Теория и методология в психологии / В.Ф. Петренко. - Москва, 2007. - С.119.

частное, индивидуальное содержание. В других - социальное всеобщее1. Опираясь на исследования К.Г. Юнга2, Э. Фромма3 и Э. Берна4, отмечаем, что в обществе распространены два типа образов: интра-образы, зачастую формирующиеся внутри социальной группы под влиянием лидирующих личностей, и экстра-образы, зарождающиеся в массовом сознании широких слоев населения под влиянием различных факторов.

В условиях современного конфессионального поля Забайкалья, которое представляет пространство взаимодействия различных религиозных объединений и верующего населения, мы сталкиваемся с процессами конструирования, воспроизводства и распространения образов ислама. При этом они позиционируются как интра-образы (формирующиеся внутри мусульманских общин или представленные позициями мусульманских ученых, деятелей культуры и т.д.), и как экстра-образы (рефлексия немусульманского мира - ученых, деятелей культуры, политиков или адептов других конфессий). Важно отметить, что создаваемые в Забайкальском крае образы являются не только следствием, но и, что гораздо важнее, условием взаимодействия ислама и различных групп социума5.

Особую остроту проблеме рецепции образов ислама в сознании населения придает неоднородность этой религии и зачастую конфликтный характер взаимоотношений между этническими сообществами исповедующими ее. Как результат, в Забайкалье в последние десять лет резко обострились отношения между киргизской, таджикской, узбекской, северокавказской и татаро-башкирской диаспорами. Это во многом объясняется тем, что в регионе появились последователи радикальных исламских группировок «Таблиги Джамаат» и «Нурджулар», которые широко распространены в государствах Средней Азии6. Это способствовало тому, что среди населения Забайкалья рецепция образов

1 Ильенков Э.В. К вопросу о противоречии в мышлении // Вопросы философии. - 1957.- № 4. - С. 63.

2 Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. - Москва, 1997. - 384 с.

3 Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. - Москва, 2010.-352 с.

4 Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. - Москва, 2009. - 416 с.

5 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) // Историческая психология и социология истории. - 2009. - Т.2 - Ч. 1. - С. 6.

6 Будько A.B. Джамаату поставили мат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=articles&text=1633. - Загл. с экрана.

4

ислама оказалась в контексте с социально опасными этноконфессиональными группами мусульман-экстремистов, противопоставленных сообществу забайкальцев. Радикальная реакция на ислам с одной стороны и активные попытки мусульманской общины Забайкальского края доказать свою социальную приемлемость и лояльность с другой, делают актуальной попытку анализа конструирования и воспроизводства образов ислама в мировой, российской и региональной культурах. Дополнительную актуальность работе придает слабая изученность ислама на конфессиональном поле Забайкальского края и то, что ранее анализ образов ислама в регионе не проводился.

Степень научной разработанности проблемы. Философско-религиоведческое осмысление заявленной проблемы стало возможным благодаря классическим работам по философии религии, истории философии, социологии религии, философии культуры. В диссертационной работе ислам представлен в контексте теории социального развития религии. Она разработана в трудах М. Хайдеггера, Л. Фейербаха, Э. Тэйлора, М. Вебера, Э. Дюркгей-ма, К. Маркса и Ф. Энгельса1. Развитие ислама в мировой культуре раскрыто в работах К. Армстронг2, Г. Фуллер3, Т. Али4, Р. Армур5, Н. Даниэль6, К. Эрнст7 и

о

др. Особо необходимо отметить произведение Э.В. Сайда «Ориентализм» . Его автор, развивая постулаты Р. Барта, говорит о конструируемости понятий «восток» и «ислам».

История, вероучение и социальные практики ислама представлены в многочисленных работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В

1 Хайдеггер М. Введение в метафизику. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 179; Фейербах Л. Избранные философские произведения - Москва, 1955. - T.2 - С. 724; Тайлор Э. Первобытная культура. - Москва, 1989. - С. 35; Вебер M. Избранные произведения. - Москва, 1990. - С. 61; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - Москва, 1991. - С. 495; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Москва, 2003. - С. 507

2 Армстронг К. Мухаммад: История Пророка / К. Армстронг. - Москва, 2008. - 448 с.

3 Fuller G.E. A world without Islam. - New York, 2010. - P. 328

4 Али Т. Столкновение цивилизаций: Крестовые походы, джихад и современность / Т. Али. - Москва, 2006. -528 с.

5Армур Р. Христианство и ислам: непростая история / Р. Армур. - Москва, 2004. - 336 с.

6 Daniel N. Islam and the West: The Making of the Image. - Edinburgh, 1960. - P. 284

7 Эрнст К. Суфизм: Мистический ислам / К. Эрнст. - Москва, 2012. - 416 с.

8 Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Сайд. - Санкт-Петербург, 2006. - 640 с.

1 2

своей работе мы использовали произведения Т. Карлейля , А. Мюллера , B.C. Соловьева3, П.П. Цветкова4, В.В. Бартольда5, J1.H. Гумилева6, А. Корбена7, JI.C.

О О

J1.C. Васильева и И.И. Фильштинского .

Необходимо отметить, что исследования разных аспектов истории и культуры мусульман в России предпринимались неоднократно. Современное положение ислама в нашей стране представлено в работах A.B. Малашенко10, A.A.

11 12 13

Игнатенко , Р. Султанова , P.A. Силантьева и др. Однако при многочисленных исследованиях этнотерриториальных групп Поволжья и Северного Кавказа, проблемы ислама вне мест традиционного компактного расселения мусульманских этносов, изучены слабо.

Как результат, низкая степень исследований истории и современного положения мусульман в Забайкальском крае. Наиболее объемной работой по данной тематике является кандидатская диссертация В.В. Перинова «Мусульмане в Забайкалье: середина XIX в. - 1917 г.» 14. В ней с исторической точки зрения описывается конкретный и непродолжительный временной отрезок. Фрагментарные сведения о дореволюционном периоде истории мусульманской

общины региона содержатся в статьях JI.B. Кальминой15, H.H. Константино-1 11

вой и В.Г. Лобанова . Об участии мусульман в гражданской войне в Забайка-

1 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. - Москва, 2008. - С. 47

2 Мюллер А. История ислама с основания до новейшего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/MUA/index.html. - Загл. с экрана.

3 Соловьев B.C. Магомет - его жизнь и религиозное учение / B.C. Соловьев. - Санкт-Петербург, 1896. - 79 с.

4 Цветков П.П. Исламизм: в 2 т. / П.П. Цветков. - Москва, 2011. - Т. 1. — 720 с.

5 Бартольд В.В. Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир / B.B. Бартольд. - Москва, 2012. - 352 с.

6 Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степи / Л.Н. Гумилев. - Москва, 2002. - 768 с.

7 Корбен А. История исламской философии / А. Корбен. - Москва, 2010. - 360 с.

8 Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - Москва, 2006. - 704 с.

9 Фильштинский И.И. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.) / И.И. Фильштинский. - Москва, 2006. - 349 с.

10 Малашенко A.B. Мой ислам / A.B. Малашенко. - Москва, 2010. - 206 с.

11 Игнатенко A.A. Ислам в XXI векек: главные направления исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politeia.ru/content/pdf/Politeia_Ignatenko-2007-4.pdf/. - Загл. с экрана.

12 Султанов Р. Ислам в России // Религии мира: в 2 т. - М., 2002. - Т. 2. - С. 510

13 Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России / P.A. Силантьев. - Москва, 2007. - 576 с.

14 Перинов В.В. Мусульмане в Забайкалье: сер. XIX в. - 1917 г.: автореф. дисс. канд. ист. Наук / В.В. Перинов. -Улан-Удэ, 2010.-27 с.

15 Кальмина Л.В. Этническая политика самодержавия и некоренные этнические группы в Байкальском регионе / Л.В. Кальмина. - Тюмень, 2009. - 137 с.

16 Константинова H.H. «Не может произойти соблазна в вере...» // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. -№5.-С. 42

17 Лобанов В.Г. Старая Чита / В.Г. Лобанов. - Чита, 2001. - 270 с.

лье упоминали В.И. Василевский1, C.J1. Кузьмин2, А.Б. Юнусова3 и Т.А. Константинова4. О возрождении ислама в 1990-е гг. и его современном положении на конфессиональном поле региона писали В.П. Секерин5, Г.С. Ахмедьянов6,

7 8 9

А.О. Баринов , A.B. Будько и A.B. Жуков . Справочная информация об исламской общине Забайкалья в период с кон. XX по нач. XXI вв. содержится в энциклопедии «Ислам в современной России»10.

Но при наличии анализа роли ислама в историческом и культурном пространствах Забайкальского края, в научных исследованиях не представлена динамика его образов, как основы социальной адаптации и развития религиозных объединений ислама на определенной территории. Это актуализирует поставленную в диссертации проблему.

Объект исследования. Ислам на конфессиональном поле Забайкальского края.

Предмет исследования. Процессы авторского проецирования и социальной рецепции образов ислама населением Забайкальского края.

Целью исследования является выявление закономерностей в процессах социальной адаптации ислама в Забайкалье, осуществляемой через систему трансляции образов, воспринимаемых массовым сознанием.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать основные концептуальные подходы к формированию образов ислама, представленных в духовной и социальной культуре.

2. Выявить интра- и экстра- образы ислама в христианской, российской и региональной культурах, обосновав их основные характеристики.

1 Василевский В.И. Забайкальская белая государственность в 1918-1920 гг.: краткие очерки истории / В.И. Василевский - Чита, 2000. - 182 с.

2 Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции / С.Л. Кузьмин. - Москва, 2011. - 659 с.

3 Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=166154. -Загл. с экрана.

4 Константинова Т.А. Некоторые аспекты национальной политики Правительства ДВР // Народы Забайкалья: возрождение и развитие: сборник материалов науч. конф. - Чита, 1997. - С. 15.

5 Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья / В.П. Секерин. - Чита, 1995. - 80 с.

6 Ахмедьянов Г.С. Ислам в Забайкалье // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.

7 Баринов А.О. Одна из традиционных религий // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.

8 Будько A.B. Бомба в мечети / Алексей Будько // Экстра. - 2010. - №34. - С.6.

9 Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / A.B. Жуков [и др.]. - Чита, 2003. - 160 с.

10 Ислам в современной России / под ред. Романа Силантьева. - Москва, 2008. - 567 с.

3. Охарактеризовать процесс зарождения социального восприятия образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья в период с 1820-х гг. по 1917 г.

4. Выявить особенности проецирования образов ислама в конфессиональное поле Забайкалья в советский период.

5. Исследовать процессы формирования, распространения и восприятия интра- и эстра- образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в современный период.

Теоретико-методологические основы исследования представлены научными концепциями отечественных и зарубежных философов, религиоведов, этнографов, историков, социологов, в которых раскрыты основные подходы к изучению ислама. Методологическая основа диссертационного исследования обусловлена интегративностью религиоведческого знания и междисциплинар-ностью исследования.

В качестве концептуальной основы для решения исследовательских задач использовано учение о социальной природе религии и применяемые в религиоведении методологические подходы к анализу социальных образов религии. Основу представляемой концепции составляет идея Ф. Шлейермахера о том, что в наличном мире религия не проявляется в чистом виде, а ее внешний образ определен чем-то социальным1. Религиозные явления в культуре социума как укоренившиеся в сознании человека образы понимали А.Ф. Лосев , С.Н. Булгаков3, В. Иванов4, П.А. Флоренский5, М.К. Мамардашвили6, Ю.В. Любимов7,

7 8 9 10

мов , Р. Барт , М. Элиаде , Ж. Бодрийяр .

1 Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Ф.Д. Шлейремахер. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 49

2 Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Москва, 2008. - 303 с.

3 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - Москва, 1994. - С. 87.

4 Иванов В. Собр. соч. Т. 2. / В. Иванов. - Брюссель, 1974. - С. 608.

5 Флоренский П.А. Имена: Сочинения / П.А. Флоренский. - Москва, 2006. - 896 с.

6 Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. -Тбилиси, 1984.-С. 99.

7 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) // Историческая психология и социология истории. - 2009. - Т.2 - Ч. 1- С. 6.

8 Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - Москва, 2010. - 351 с.

9 Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - Москва, 1994. - 124 с.

10 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула, 2013. - 204 с.

Междисциплинарный характер исследования позволил синтезировать социокультурный подход, исторический и компаративистский методы. Социокультурный подход обеспечивает виде�