автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Концепция личности в прозе П. Ф. Нилина и формы ее художественного воплощения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция личности в прозе П. Ф. Нилина и формы ее художественного воплощения"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени Н.К.ШПСКОЙ
Специализированный совет Д ИЗ.II.02
На правах рукописи
■ МОЛЬКО Алексей Владимирович
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЗЕ П.Ф.НИЛИНА И ФОРШ ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ
Специальность 10.01.02 -литература народов СССР /советский период/
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 1991
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Куйбышевского государственного университета. •
Научный руководитель:
- доктор филологических наук, профессор Л.Л.Финк
Официальные оппоненты:
- доктор филологических наук, профессор М.М.Савченко
- кандидат филологических наук, доцент ¿.Л.Киселев
Ведущая организация - Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н.Г.Чернышевского.
Защита состоится " 14 " февраля_1991 года
в 15 часов на заседании специализированного совета Д ИЗ.П.02 при Московском ордена Трудового Красного Знамени областном педагогическом институте имени Н.К.Крупской по адресу: 107005, г.Москва, ул.Энгельса, д.21 - а.
С диссертацией можно ознакомиться' в библиотеке МШИ имени Н.К.Крупской по адресу: 107846, г.Москва, ул.Радио, д.10 - а.
Автореферат разослан " " января_1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета
Т.К.Батурова
Проблема изучения художественной концепции личности ваяла важное место в современной литературоведении. Настойчи-юе обращение к ней мотивируется презде всего теми социально-:сторическиш сдвигами, которые произошли в обществе, кон-:ретно - трудным, порой драматичным процессом постепенной уманизации всей системы общественных отношений, начало которому было положено так называемой "оттепелью" второй полови-ы 50-х начала 60-х годов.
Именно на эти реалии чутко отреагировали и само искусство лова, и научная мысль. Одним из направлений в исследовании итературы как человековедения стало осмысление в данном .спекте творческих исканий ведущих советских писателей, ибо воеобразие литературного процесса, его важнейшие закономер-ости формируются под воздействием эстетических достижений и ткрытий отдельных мастеров слова. Поэтому далеко не случайным ыглядит появление специальных работ, где обстоятельно рас-матриваются индивидуальные писательские концепции личности творчестве А.Платонова, Ч.Айтматова, Артема Веселого, .Астафьева, В.Щукшина, К.Паустовсково, других талантливых удожнттков. Реферируемая диссертация, таким образом, пред-тавляет собой фрагмент широкой картины человековедения в оветской литературе.
Научная новизна исследования. Проза П.Нилина неодно-ратно привлекала внимание критиков и литературоведов. Они су-ели собрать весьма обширный фактографический материал, делали немало ценных и глубоких наблюдений, связанных с плате ль ской индивидуальностью и художественным мастерством .Нилина.*
Однако, бросается в глаза неравномешость распределения гих усилий и их неравноценность. Наиболее основательно изучаюсь вершинные нклинские произведения - "Жестокость" и "Испы-зтельный срок". В особом выделении этих повестей нет зчего противоестественного. Как-раз наоборот, для этого зть все основания, в первую очередь - широкий резонанс.
Особо следует отметить кандидатскую диссертацию Н.А.Тере-шой "Творческий путь П.Ф.Нилкна"/Л.. .1965/, книгу Л.А.Коло-1евой "Павел Нилин. Очещ творчества /М.: Просвещение, 1969/, югочлсленные публикации В.Кардина.
вызванный выходом в свет "Жестокости" и "Испытательного срока", а также их этапяость в творческой биографии писателя. Но такой избирательный подход невольно оставил в тени остальные пласты нилинской прозы, содействовал упрощению представлений о творческом развитии большого писателя. За пределами литературоведческих изысканий оказались многие аспекты идейно-эстетических поисков П.Нилина в начале его пути, а также в 60-е - 70-е года. Нуждаются в научном истолковании посмертные публикации произведений П.Нилина, появлявшиеся на протяжении 80-х годов, его довольно многочисленные литературно-публицистические выступления. Наконец, следует отметить, что преимущественное внимание уделялось до сих пор проблематике нилинской прозы, а ее поэтика /своеобразие повествовательных структур, типологиях конфликтов и характеров, специфика и динамика жанровых форм/ не получила сколько-нибудь подробного освещения.
В реферируемой диссертации впервые анализируется художественная концепция личности в прозе П.Нилина и предпринимается попытка целостного научного осмысления ее становления и эволюции в контексте историко-литературного процесса, что позволяет восполнить серьезные пробелы в изучении наследия писателя.
Теоретико-методологические основы исследования. Методологическим фундаментом реферируемой диссертации послужили диалек-тико-материалистические принципы понимания и интерпретации искусства, теоретические разработки ведущих советский литературоведов, эстетиков и философов. В ходе исследования использовались проблемно-хронологический, сравнительно-сопоставительный и системно-аналитический методы.
Апробация работы. Материалы диссертации нашли отражение в докладах на меавузовской научной конференции-совещании "Традиции и новаторство в литературе "/г.Горький, 1984/, на XX зональной конференции литературоведов Поволжья "Классическое наследие и современность. Проблемы методологии и методики изучения литературы в вузе в свете решений ХХУП съезда КПСС и реформы общеобразовательной и профессиональной школы /г.Куйбышев, 1986/, на Всероссийском семинаре молодых литературных критиков /г.Юрмала, 1986/, на научно-теоретических конференциях в Куйбышевском государственном университете, Куйбышевском государственном педагоги-
ческом институте имени В.В.Куйбышева и Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена /1984 -1987/. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры советской литературы Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина и кафедры роветской литературы Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупсюй в 1989 -1990 годахх Основные положения исследования нашли отражение' в вузовских курсах лекций диссертанта по литературе народов СССР, введению в литературоведение и теории литературы.
Практическое значение работы. Результаты и фактический материал диссертации могут быть использованы в общих и специальных лекционных курсах, спецсеминарах и практикумах по истории советской литературы в вузе. Кроме того, наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны при изучении некоторых обзорных тем в средней школе, при организации внеклассного чтения учащихся средних и старших классов.
Структура.реферируемой работы всецело подчинена раскрытию избранной темы. Диссертация состоит из введения, трех глав -"Особенности авторской позиции в прозе П .Ф.Нилина",."Герой-сов-ременник в прозе П.Ф.Нилина. Аспекты характеристики. Пути эволюции", "Проблема личности в художественной целостности прозы П.Ф.Нилина" - и заключение. Объем основного корпуса диссертации составляет 187 машинописных страниц, список использованной литературы включает 365 названий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении прослеживается история изучения творчества П.Нилина, подробно характеризуется основные работы о писателе. Здесь же дается развернутое обоснование: правомерности, актуальности и новизны исследования, определяются его цели и теоретико-методологические предпосылки.
Первая глава нацелена на выявление отличительных черт мировосприятия писателя, образующих исходное звено его концепции человека и мира. Этим и объясняется обращение к рассмотрению авторской позиции.
Нравственные корни авторской позиции пю^теля восходят к его детству и юности, совпавши® с трудным, порой глубоко трагичным
временем рождения нового мира, отмеченным многочисленными социальными и духовными катаклизмами. Опираясь прежде всего на этот опыт, П.Нилин последовательно соотносил основополагающие этические принципы с поворотными моментами собственной судьбы. Причем, настойчивый самоанализ можно с полным основанием назвать своеобразным лейтмотивом всей творческой эволкции художника. Об этом убедительно свидетельствует сама датировка его произведений автобиографического характера. В 1928 году был написан рассказ "Зеленый дым", а в 1978 - 1980 годах - "Загадочные миры".
Автобиографическая проза П.Ншшна отличается общность» этических ориентиров героя-повествователя, общностью места действия /почти во всех нилинских произведениях события разворачиваются в Сибири, Поволжье или Москве, как-раз в тех местах, по которым пролег маршрут странствий будущего писателя на рубеже 20-х - 30-х годов/, временной общностью /первые послереволюционные годы/. Идейно-смысловой ее доминантой становится мотив ученичества героя-повествователя у жизни, которое прослеживается с психологической обстоятельностью, на густо, колоритно выписанном бытовом фоне, когда даже малозначительные, на первый взгляд, факты, детали и подробности служат подчас импульсами для серьезных обобщений.
П.Нилин не ограничивается простым описанием чисто внешних примет постепенного взросления ребенка. Герой-повествоЕатель постоянно оказывается втянутым в достаточно напряженные нравственные конфликты, получает бескопромиссные моральные уроки, пробуждающие в нем острую тоску по лучшей и "вечной" жизни, настойчивое стремление к духовной гармонии в себе и вокруг себя.
При этом судьба героя-повествователя вписывается в судьбу целого поколения, пережившего эпоху революционного перелома. Нравственная проблематика, таким образом, органично сопрягается с движением истории. Она входит в контекст так называемого "осознанного историзма", представляющего собой, по определению исследователя, тесное слияние в авторской позиции познания истории в себе с познанием себя в истории1-.
* Чагин А.П. Истошзм как движущаяся категория. /Проблемы осмысления в критике/. - В кн.: Актуальные проблемы методологии литературной критики. Принципы и критерии. - М.: Наука, 1980,
В диссертации указывается, что П.Нилин отнюдь не был склонен к спрямлению многосложных дилемм и коллизий, возникавших в ходе революционного переустройства и прежде всего касавшихся сохранения, сбережения общечеловеческих ценностей в испепеляющем огне гражданской войры. Оно оказалось серьезно затруднено широким распространением леворадикальных взглядов, приверженцы которых исповедовали "убеждение что все человеческое, не согласующееся с... движением к бесклассовому обществу, не есть истинно человеческое, а лишь нечто временное на этой земле"*.
Особенно показателен в этом плане рассказ "Загадочные миры", где совсем юный герой-повествователь, делающий первые шаги в уголовном розыске большого сибирского города, знакомится по дол-iy службы с инженером Трувером - очень добрым, отзывчивым и обаятельным человеком, тонко воспринимавшим прекрасное в природе и искусстве. Он дал честное слово своему бежавшему за границу хозяину, что любой ценой сохранит его фамильные драгоценности. И Трувер остается верным своим представлениям о моральном долге и подлинно,! справедливости, погибая в пламени "большого террора", так и не раскрыв заветной тайны,.хотя компромисс давал вполне реальные'шансы на сохранение жизни, гуманистические идеалы, к которым интуитивно стремится герой-повествователь, оказываются несовместимыми с реальностью, где стараниями ревнителей "классовой чистоты" начинают утверждаться насилие, страх смерти и аморализм.
Неизменная особенность автобиографической прозы П.Нилина - использование одной и той же повествовательной формы " кУь -^¿Wg'". Вообще,ориентация на повествование от первого лица проходит через все творчество П.Нилина, начиная с довоенных времен и до рассказа "Загадочные три".
Это хорошо иллюстрирует эволюция образа автора в творческой истории повести "Интересная жизнь"/1969 - 1980/. Ее "эмбрион" -рассказ "Профессор Бурденко"/IS36 - 1937/ - был написан в последовательно "безличной" .манере. А вся последующая работа над материалом в 60-х - 70-х годах шла в направлении соединения субъективно-личностного восприятия событий и объективного вос-
Ципко А. Истоки сталинизма. Очерк 2. Превратности "чистого социализма". - Наука и ;:язнь, 1988, S 12, с.47.
1/2 2-6775
создания судьбы главного героя. В окончательной редакции произведения авторское начало персонифицировалось: писатель вышел на авансцену повествования и стал непосредственным участником происходящего. Образ автор предстал в дцух измерениях: с одной стороны, это молодой журналист, написавший очерк о знаменитом ученом, современник "и собеседник своего персонажа; с другой -повествователь, вспоминащий в рассказывающий о встречах с Бурденко спустя много десятилетий. Причем, авторский голос, открыто зазвучавший на страницах повести, как бы приоткрыл дверь в творческую лабораторию художника, с предельной откровенностью выразив неудовлетворенность, беспокойство, предельную напряженность личного бытия, неизменно сопутствующие акту воспроизведения действительности в искусстве.
Все это свидетельствует о резком неприятии П.Нилиным "нейтрального стиля", о настойчивом стремлении к субъективизации повествовательной ткани. За выбором такого способа развертывания повествования отчетливо просматривается желание художника поверить изображаемое собственным жизненным опытом, носителем и выразителем которого как-раз и выступает повествующий герой. Подобный подход, естественно, накладывает на писателя особую ответственность, ибо высота его личных этических принципов и последовательность их соблюдения в действительных обстоятельствах непосредственно стыкуются с творимой им "новой реальностью".
Анализируя впервые в литературоведении особенности взаимодействия в шшшской прозе авторского начала, формирующего разветвленную систему рассказчиков, и повествователя, подробно рассматривая некоторые литературно-публицистические выступления писателя, не привлекавшие до сих пор внимания исследователей /"Нетленный опыт гения", "Десять лет", "Мо1ут ли двое увидеть один сон?" и др./, диссертант смог выявить внутреннюю зависимость авторской позиции П.Нилина от поисков русской литературы на рубеже веков, выразившихся, в частности, в таких крупных явлениях, как трансформация автобиографического романа и становление "поведенческого" типа художника. В произведениях Л.Толстого, М.Горького и некоторых других прозаиков, по мнению современных литературоведов, произошел разрыв с традициями так называемого "скрытого автора", а непосредственная реализация
авторской личности привела в конечном счете к утверждению качественно новой социально-нравственной позиции, решительно отрицающей "старый этический принцип разделения жизни на "службу" и "существование для души"-'-.
В реферируемой диссертацри подчеркивается, что эта линия получила опредатенное развитие и в советской литературе. Здесь прежде всего следует назвать концепцию "творческого поведения" М.Пришвина, возникновение "лирической повести" в конце 50-х годов, активизацию в 60-х годах мемуарно-документальных жанров, появление так называемой "авторской прозы", где налицо сочетание исповедального и проповеднического начал, предельное обнажение личности писателя, словно бы проходящего"проверку на нравственный авторитет"2.
Большой интерес для характеристики авторской позиции П.Нилина представляет изображение им творческого процесса. В его прозе есть два обстоятельно обрисованных героя, непосредственно связанных с миром искусства. Это преуспевающий публицист Яков Узелков из "Жестокости" /1956/ и кинорежиссер Илья Наматов из рассказа 1958 "Знакомое лицо" /первоначальное название - "Марья Ивановна"/. Причем, здесь обращает -на себя внимание и элемент своеобразного автоисследования: Узелков, командированный в уездные Дудари губернской газетой "Знамя труда", заставляет вспомнить о журналистской молодости Нилина и о его сотрудничестве в ириской газете "Власть труда"; профессия Наматова отсылает нас к долголетней работа Нилина в качестве киносценариста.
Узелкова и Наматова сближает одна характерная черта, особо выделяемая и подчеркиваемая Нилиным. Эти люди твердо-убеждены, что имеют полное и ничем не ограниченное право как угодно искажать в своих творениях окружающую действительность, уводя читателя и зрителя от ее нелегких проблем и противоречий. Используя прием развернутого сопоставления творческого процесса к человеческого облика художника, П.Нилин утверждает их неразрывную взаимосвязь, неделимость этических и эстетических принципов.
* Киселев АЛ. М.Пришвин и русские писатели: XX века. - Куйбышев: КГПИ им. В.В.Куйбышева, 1985, с.30.
2 Иванова Н. Вольное дыхание. - Вопросы литературы, 1984, № 3, с.193-214.
3-6775
Суммируя результаты анализа, предпринятого в первой главе, диссертант еще раз подчеркивает, что автобиографическое начало, определяющее логику авторской позиции в прозе П.Нилина, сочетается с настойчивым обращением писателя к таким повествовательным структурам, которые позволяют с наибольшей полнотой и непосредственностью выразить собственно авторское мировидение. Сопоставление этих фактов с литературно-публицистическими выступлениями П.Нилина и особенностями преломления в его прозе темы искусства и творца позволяет сделать вывод о близости авторской позиции писателя и концепции "творческого поведения". В этом сказалась ориентация исходных идейно-эстетических установок Нилина на максимально высокую меру нравственной самооценки как необходимую предпосылку художественной убедительности.
Вторая глава посвящена друто/ду компоненту "двойной аксиологии" литературы1 - тем ценностям, которые получили воплощение в нилинских героях. Выделение этой главы мотивировано и тем, что литературный герой, будучи "центром... произведения, мерой его конструкции"2, является стержнем художественной концепции личности. >
Становление нилинского героя приходится на первую половину 30-х годов, когда писатель достаточно уверенно заявляет о себе на страницах московской педаодики. Эта хронология, бесспорно, имеет существенное значение для правильного понимания весьма непростых обстоятельств общественной жизни, серьезно влиявших на поиски молодого Нилина.
В историческом развитии страны завершился переход к тоталитарной модели общественного устройства, означавший полный разрыв с демократическими идеалами. Повсюду насаждались и укреплялись институты бюрократической диктатуры, стремительно нараставшая волна репрессий все более осложняла психологическую атмосферу. В то же время еще жили в массовом сознании "иллюзии и порыв, вера в конечное торжество идеи земного блага"®. Но главное, пожалуй, заключалось в резком изменении самого понима-
1 Гинзбург Л. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, l979| C|2II•
2 Там же, с.137.
3 1Усев Вл. Судьба поколения. - Правда, IS88, 13 ноября.
- s -
нии роли отдельного человека в глобальном движении истории.
Все это, естественно, способствовало' широкому распространению в литературе представлений "о малости индивидуума /"единица - вздор, единица - ноль"/ перед громадой общего дела. Оно и стало подлинным героем повествовательных, драматических и прочих сюжетов, требуя в свое распоряжение всего человека, отсекая его от глубины Прошлого, изымая из потока большого Времени, располагая в пределах сроков /посевной, уборочной, пуска домны и т.п./".*
Такая тенденция, как считают многие исследователи, заявила о себе появлением в 30-е годы большого количества произведений, внутренняя структура которых всецело подчинялась подробному изображению чудесной "переплавки" личности под мощным воспитательным воздействием коллектива, сплоченного реализацией какого-нибудь. грандиозного индустриального проекта. Именно в этом типологическом ряду и оказался первый нилинский роман "Человек идет в гору", журнальный вариант которого был опубликован "Новым миром" во второй половине 1936 года, а окончательная редакция вышла в IS39 году. Сопоставляя роман П.Нилина с произведениями В.Катаева и М.Шагинян, рассматривая критические отклики и позднейшие литературоведческие суждения, диссертант приходит к выводу, что автор следовал далеко не лучшим канонам яароздавшейся "производственной прозы" с ее гипертрофированно-повышенным вниманием к коллективному делу в ущерб психологическому анализу индивидуальных характеров.
Трудно сказать, насколько сам П.Нилин был удовлетворен этим романом, презде всего с течки зрения его соответствия всей полноте жизненных фактов тех лет. К тому же литературно-общественное положение писателя в предвоенные годы не поддается однозначной оценке. И все-таки можно предположить, что худоскник стремился так или иначе отстоять свое право на подлинно объемное постижение действительности, сохранив пс возможности тот "уровень правды", который неоднократно называл одним из важнейаатх критериев настоящего искусства.
И потому далеко не случайным представляется поворот, на-
* Камянов В. Слуненье муз и прикладная эстетика. - Октябрь, 1988, № 10, с. 147.
метившийся в эволюции Явлинского героя после романа "Человек идет в гору". В конце 30-х годов Нилин создает произведения подчеркнуто камерного звучания, с весьма ограниченным кругом персонажей и суженной сферой их действий, определяемых сугубо личными взаимоотношениями. Авторский взгляд останавливается на лвдях внешне неприметных и ничем не знаменитых. Это профессиональный вор-взломщик /"Последняя кража",.первоначальное название - "Золотые руки"/; старик-швейцар, приезжающий на склоне лет после смерти жены из Сызрани к сыну в Москву /"Ближайший родственник", первоначальное название - "Матвей Кузьмич"/; мелкий ремесленник, незачетно живший и работавший накануне революции где-то в провинциальной глуши, вдалеке от бурных потрясений /"Знаменитый Павлюк"/. В рассказе "Варя Лу-гина и ее первый муж" писатель только мимоходом заглядывает в заводские цеха, где трудятся его герои, и переносит действие поближе к домашнему очагу, всецело сосредотачиваясь на интимно-психологических переживаниях, ставших следствием сложной семейной драмы. В нилинскую прозу входит "маленький человек".*
В диссертации рассматриваются особенности прелошения темы "маленького человека" в литературных исканиях конца 20-х -30-х годов /творчество А.Платонова, Ив.Катаева, А.Малышкина/ и сугмечается, что перед П.Нилиным стояла непростая задача - избежать сползания к простому бытописательству и отыскать такой угол зрения, который позволил бы за каждодневной обыденностью, за житейскими мелочами увидеть нечто действительно весомое и значительное. И писателю это удалось.
Прежде всего, как подчеркивается в диссертации, он обватился к осмыслении той роли, которую играет в самоугверздешш человека его любимое дело. Именно в рассказе "Знаменитый Павлюк" впервые возникает заветный для Нилина мотив мастерства, до-
* Справедливости ради надо заметить, что в дальнейшем П.Нилин еще не раз будет уступать влиянию политико-идеологической конъюнктуры, подчиняясь буквально истолкованному "социальному заказу", это чувствуется и в сценарии I серии фильма "Большая жизнь, отмеченном Сталинской премией, и в послевоенных произведениях - пьесе "На белом свете" и романе "Поездка в Москву", написанных с оглядкой на печально известную "теорию бесконфликтности" .
веденного до высокой степени совершенства и переходящего в высокое искусство. Причем, мастерство неизменно выступает в нилинской прозе прежде всего как категория духовного порядка, свободная от каких-либо жестких идеологических догм. В связи с этим у писателя складывается подробно прослеживаемый диссертантом своеобразный диалог с платоновскими представлениями о человеке и мире. Они наиболее ярко воплотились в целой галерее так называемых "сокровенных ладей". Для них как-раз ремесло оказалось точкой опоры перед лицом самых суровых испытаний, открыв путь к одухотворяющему слиянию в "одно живое родство" с окружающим миром.
Другим фактором, обусловившим внутренний пафос социально-нравственного анализа героя в нилинской прозе второй половины 30-х годов, было обращение писателя к художественному изображению унаследованного опыта в диалектике формирования личности.
Заметим, что в то время в общественном сознании и социальной практике последовательно утверждалась точка зрения, в рамках которой развитие цивилизации и культуры трактовалось однолинейно, революция понималась как полное, безоговорочное и' вполне оправданное уничтожение всего традиционного мироустройства. Эту особенность деформированной модели социализма чутко уловил и убедительно воплотил А.Платонов в образе "коммунистического уезда" Чевенгур из одноименного романа. Его пламенные энтузиасты и усердные строители непоколебимо убеждены в том, что созидание новой системы общественных отношений должно начинаться с нуля, с "чистого поля". Настойчивые и, надо сказать, далеко небезуспешные попытки предметной реализации подобных идей негативно отражались и на литературном движении.*
* Современный ученый так говорит об этом: "...герой, связанный корнями с национальной историей, в тот момент, когда прошлое было вышиблено из-под ног в качестве наследия царской России,стал возможен... лишь как объект развенчания. Писатель же, углубляющийся в... историю, тем более демонстрирующий с ней кровную связь, попадал под подозрение". - %дакова М. Без гяева и поистрастия. Формы и деформации в литературном процессе 20-ЗС-х годов. - Новый мир, 1988, & 9, с.250.
Рассматривая в этом драматическом контексте нилинские произведения, диссертант приходит к выводу, что писатель достаточно ясно видел и учитывал противоречивость, неоднородность прошлого, которое может активно содействовать становлению личности, но в состоянии и отрицательно повлиять на ее рост, резко замедлить, а то и.вовсе приостановить продвижение к новым жизненным горизонтам. Именно эти возможные варианты получили отражение в рассказах "Знаменитый Павлюк", "Последняя кража", "Ближайший родственник", составивших своеобразную маленькую трилогию. На примере самых разных человеческих биографий П.Нилин внимательно проследил процесс адаптации духовного наследия на грани предреволюционной и пореволюционной действительности, сделав акцент на предельной сложности, порой мучительности разграничения подлинных и мнимых ценностей бытия.
Предпринятый в диссертации анализ свидетельствует, что наметившиеся в новеллистике второй половины 30-х годов аспект!', характеристики героя оказались доминирующими и в дальнейших исканиях художника. Это - мастерство как нравственный , феномен как яркое проявление потенциальной способности человека ю . активному жизнетворчеству, рассматриваемое в противостоянии с крайним индивидуализмом, неотвратимо ведущим к внутреннему опустошению; человек в ситуации нравственного выбора; личность "на повороте", подводящая итоги прожитому и пережитому, ищущая в "прошлом этические уроки.
При этом в своих лучших произведениях П.Нилин никогда не упрощал и не спрямлял судьбы героев,не обходил стороной тяжелые последствия социальных коллизий, возникавших на крутых исторических поворотах от долгой эпохи культа личности Сталина к короткой "оттепели", а затем - к так называемому"периоду застоя". Но не обличительно-взыскующее начало господствует и задает тон у Нилина. В фокусе авторского внимания - истоки и приметы нравственной стойкости и честности простых, "маленьких" людей, сохранивших в себе доброту созидания вопреки нестокоцу давлению многоликого общественного зла, глубоко враждебного исконным народным представлениям о совести н морали.
В художественной ткани поздней яилинской прозы /60-е - 8р-е годы/ особую значимость приобретает исповедь героя в самых -
разнообразных структурно-словесных модификациях. П.Нилин словно бы испытывает на готовность к самопрограммированию и "среднего", "обыкновенного" человека /"Дурь", "Впервые замужем", "Мелкие неприятности"/, и потерявшего этическую ориентацию в бешеном водовороте военного лихолетья Борка-Борвенкова /"Из Африканского дневника"/, и целеустремленного, твердого . строителя своей судьбы академика Бурденко /"Интересная жизнь"/.
Николай Бурденко, центральны?! персонаж последнего крупного произведения П.Нилина, занял особое место в ряду его героев-. В диссертации подчеркивается, что в самой фигуре этого человека писатель разглядел наиболее полное воплощение идеальных начал личности, как он их себе представлял. С одной стороны, это подлинный мастер, достигший высокого совершенства в избранной профессии - медицине и получивший заслуженное признание. С другой стороны, Нилина, несомненно, привлекла и его сшсобность к самопрограммированию духовного роста, к совершенно самостоятельному преодолению всех препятствий на этом пути. Обратившись к биографии Николая Бурденко, писатель, говоря словами Горького, воссоздал основные вехи "драматического роста нового человека, который, вылезая из какой-то очень тугой и крепкой скорлупы, с великим трудом ее разбивает".*
-Следовательно, движение героя и утверждение позитивного этического идеала в нилинской прозе от самых ее истоков в произведениях 30-х годов определяется переходом от образа мастера в узкопрофессиональном плане к человеку многогранного мировосприятия, органично с ¿вместившего ~ мастерство с ясностью творческого самосознания и представлений о действительности и сделавшего этот сплав действенной основой жизненного поведения.
Третья глава реферируемой диссертации посвящена изучению писательской концепции личности в художественной целостности {илинской' прозы. ; ..............
____:!В-предшествующих ^йпёдоййм^п^^' закрепилась традиция
последовательного рассмотрения-одного нилинского произведения за другим, поэтому внутреннее единство его прозы отодвигалось на задний план. Между тем, органическое целое - это отнюдь не простой конгломерат входящих в него элементов, семантика же отдельного текста порой сильно меняется под влиянием тех связей,
1 Горький М. Собр. соч. в 30 т.т. Т.26.-М.: ГИХЛ,1953, с.62.
в системе которых он существует.
Художественное единство прозы П.Нилина определяется тенденцией к циклизации малых и средних эпических форм. И в реферируемой диссертации впервые анализируются сборник-цикл "Знаменитый Павлюк".и цикл повестей "Подробности жизни" как целостные образования.
Хронологические границы сборника "Знаменитый Павлюк" весьма широки: к числу самых ранних вещей, включенных в него, принадлежит рассказ "Варя Лугина и ее первый муж", писавшийся в середине 30-х годов; значительная группа произведений, в том числе и повесть "Через кладбище", дополнившая сборник в последних изданиях, представляет уже творческие поиски зрелого мастера. "Знаменитый Павлюк", таким образом, слагается из произведений, соз-давашихся на протяжении практически всей эволюции П.Нилина, обретая тем самым статус книги, обобщающей, итоговой.
Ее цементирующей основой является авторский замысле- представить' историю молодого человека в соотнесении с основными этапами истории страны.* Это предполагает обращение писательского взора то к современности, то к прошлому, более или менее отдаленному, то к возможному будущему. Причем, все временные измерения связаны у Нилина множеством нитей. Главный принцип писателя оказывается созвучным известному толстовскому утверждению: "жизнь есть все то, что было, есть и будет".
Поэтому композиция сборника "Знаменитый Павлюк" строится как отражение реального исторического времени. Он отчетливо распадается на своеобразные "гнезда", объединяющие произведения, непосредственно приуроченные к тому или иному важнолу отрезку истории. Это революционные события начала XX века /"Знаменитый Павлюк", "Модистка из Красноярска", "Жестокость", "Испытательный срок"/, период крутых социально-идеологических сдвигов 30-х годов /"Последняя кража", "Ближайший родственник", "Варя Лугина и ее первый муж"/, Великая Отечественная война /"Пятно", "Дом господина Эшке в городе Веневе", "Егор или Василий", "Завтра", "Через кладбище"/, послевоенное возрождение и общественное
* См.: Нилин П.Ф. Герои - наши современники. - Комосомольская правда, 1957, 15 сентября.
обновление середины 50-х годов./"Супруги Полыхаевы", "Жучка", "Знакомство с Тишковым"/. Этот "макрообраз" времени, в свою очередь, как бы дублируется, многократно умножаясь, во внутреннем мире каждого отдельного произведения. Причем, эта закономерность проявляется двояко: или непосредственно в хронотопе, или в различных внефабульных элементах /авторские от-ступления-комаентарии, монологи-воспоминания героев и т.п./.
Повествовательная структура додчиняется силовому поли развернутого диалога сопряженных временных пластов. Духовная ■ сущность нилинских героев оказывается постоянно соотносимой с Прошлым и Будущим, когда, говоря словами Д.С.Лихачева, "прошлое очень живо, оно нервно взвинчено, продолжает тревожить настоящее".* Поэтому П.Нилина можно с полным основанием отнести к числу писателей, для творческих исканий которых принципиально важен именно хронотопический аспект, оказывающий решающее влияние и на художественную характерологию, и на всю совокупность этических оценок, и на логику циклообразования.
Концептуальное единство сборника "Знаменитый Павлюк" обуславливается и композиционной перекличкой первого и завершающего произведений. С точки зрения формальной хронологии исходный фрагмент прямо противопоставлен финально^ аккорду. Ведь рассказы "Знаменитый Павлюк" и "Знакомство с Тишковым" намечают крайние точки обозреваемого исторического пространства: канун Зеликого Октября и середина 50-х годов. Но налицо и определенный .параллелизм рассказов, диктуемый обращением автора к воссозданию конфликтных отношений человека и его эпохи. Так возникает композиционнное кольцо, выражающее сквозную художественную идею всей книги. Совершенно несходный конкретно-исторический материал используется для выявления духовной стойкости индивцдуума, столкнувшегося с катастрофической ломкой привычного уклада бытия, для объемного воплощения различных модификаций его самоощущения в кризисные, переходные эпохи. Естественно, что П.Нилина привлекают наиболее острые, драматичные измерения этого феномена.
смысловым и композиционным.центром сборника "Знаменитый
1 Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы'— д.: Наука, 1371, с.238.
Павлик", несомненно, являются повести "Жестокость" и "Испытательный срок"/1955-1956/, образующие цикл "Подробности низни". Останавливаясь на его поэтике и проблематике, анализируя особенности художественного конфликта, диссертант указывает, что шшшские повести далеко не " случайно стали заметным явлением не только в творческой биографии самого писателя, но и в современном историко-литературном процессе. Значение "Жестокости" и "Испытательного срока" определяется последовательной авторской трактовкой событий революционных лет как исторической страницы, исполненной высокого трагизма,. близкой тому видению прошлого, о котором очень точно сказал Ч.Айтматов: "...гражданские войны всякий раз связаны с национальной трагедией, ибо приходится проходить через муки и кровь..."1 И в этом плане она прямо противостоит многим прямолинейно-упрощенным по мысли и без-ог лядно-оптимистичным по эмоциональной окраске представлениям, достаточно прочно укоренившимся и в массовом сознании, и в искусства.
Ц.Нилин проницательно разглядел сплетение разнородных начал в революционных катаклизмах - яростное противоборство сил разрушения и созидания, затронул очень крупные проблемы, являющиеся и сегодня предметом напряженных дискуссий. Здесь в первую очередь необходимо назвать предпосылки и катастрофические результаты антигуманного разъединения нравственного абсолюта и реальной политики и возможные пути восстановления этого единства, соизмеримость глобальных проектов кардинального переустройства жизни с миросозерцанием "маленького человека" из народа.
Эта многослойная проблематика наиболее рельефно предстала в сюжетных линиях, связанных с 'образами Вениамина Малышева и Лазаря Баукина, двух очень разных людей, так и не нашедших . своего места в перипетиях революционных лет. С тонким психологическим проникновением показывает П.Нилин этих героев в со-^ вершенно особой ситуации, когда все их существо оказалось без-
оговорочно подчинено внешним обстоятельствам. И внимательно про-
* Айтматов Ч. Цена - жизнь, - Литературная Газета, 1986, 13 августа.
Г
слеживает отчаянные попытки личности как-то "вписаться" в эти весьма жестокие обстоятельства, продиктованные неумолимой логикой общественного размежевания и раскола. Итог оказывается обжигающе-трагичным: нилинские герои с роковой неотвратимостью уходят в небытие. Причем, судьба Лазаря Баукина достаточно правдиво и объемно отразила тяжкие испытания и трудности, выпавшие на долю многомиллионного крестьянства, мучительно искавшего торную дорогу к осуществлению исконной народной мечты о подлинной.справедливости, стоящей выше любой политической' конъюнктуры. А Венька "Малышев - этот типичный представитель того поколения революционеров, которым пришлось перенести одну из."всемирных трагедий XX века", когда "социальное ускорение... как вечный Сатурн, пожрало собственных детей".*
В "Подробностях жизни" синтезируются самые разные грани художественного сознания - героя-рассказчика, автора-повествователя, героев. Никто из них не провозглашает истины в последней инстанции, их сосуществование внутренне.противоречиво, определяется силачи притяжения и отталкивания. Индвилуальные судьбы встречаются благодаря единому авторскому взгляду, его концептуальной мысли. Истории Веньки Малышева и Лазаря Баукина, состязание Егорова и Зайцева, напряженные раздумья и- драмати-чические сомнения Жура обретают значение различных измерений типологического конфликта, связанного с самоопределением, человека в борьбе за утверждение высоких гуманистических идеалов, которой суждено было затянуться ка десятилетия, отмеченные многочисленными соцпально-нравственнными потрясениями.
Потому особую смиеловую нагрузку несет перекличка финальных строчек произведений, составляющих цикл "Подробности жизни". Субъективно-окрашенные слова героя-рассказчика в "Жестокости": "Каздый раз вспоминая это, я заново испытываю все опущения того ненастного, печатаного дня. И чувство скорби, гнева и сожаления до сих пор-не ослабевает во мне"^, - подчеркивают мотеты событийной завершенности, исчерпанности; напротив, лаконичная пейзалщая зарисовка в "Испытательном сроке": "Автобус уверенно
1 Капустин М. Камо грядеши? - Октябрь, 1989, № 8, с.159.
^ Ншшн П.Ф. Знаменитый Павлюк. - М.: Советский писатель, 1958, с.252.
зафыркал в, медленно набирая скорость, выехал из ворот в темную, ветреную ночь"-"-, - намечает перспективу развертывания конфликта в будущем.
Следовательно, художественная целостность прозы П.Нилина -это результат объединения малых и средних эпических форм в рамках крупного циклического образования. Основным фактором, обеспечивающим его единство, выступает писательская сверхзадача - изображение человека на исторических поворотах, на перекрестке традиционного, устоявшегося и нового, предвещающего резкие переиены.
Масштабность концептуальной основы циклообразования предопределяет и выбор конкретных средств его осуществления. Внутри-цикловые связи задаются не только чисто внешними фабульными скрепами, простой общностью интриги или персонажей, но прежде всего сложной системой композиционных перекличек, пространственно-временными отношениями,сквозным художественным конфликтом. Именно, это придает авторской картине человека и мира широту и законченность.
. В заключении подводятся итоги исследования. Рассмотрение , концепции личности в прозе П.Нилина и путей ее художественного воплощения позволяет уввдеть и оценить место писателя в сложных и неоднозначных исканиях советской литературы. Оно определяется пристальным вниманием художника к борьбе "рядового" человека за истинную духовную свободу, трагически осложненной многоликими авторитарными и тоталитарными тенденциями.
Изучение концепции личности в нилинской прозе дает возможность выявить .значимость творческого наследия художника в современной общественной ситуации. Высокое трудовое мастерство, прочно соединенное с независимым самосознанием, особый интерес к культурному наследию минувшего в сопоставлении с новыми жизненными целями - эти отличительные черты зрелого индивидуума, утверждаемые писателем, непосредственно перекликаются с гуманистической идеологией кардинального социально-нравственного преображения общества.
* Нилин П.Ф. Знаменитый Павлик. - М.: Советский писатель, 1958, с.395.
Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:
1. Проблема циклизации в прозе П.Ф.Ншшна. - Деп. в ШИШ АН СССР, й 22001 от 7.08.85. Библиографический указатель "Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение", 1986, й I. 1,75 п.л.
2. Об одном библейском мотиве в прозе П.Ф.Нилина. - В кн.: Классические традиции в русской, советской литературе. Межвузовский сборник научных трудов. - Куйбышев: КДШ им. В.В.Куйбышева, 1985. 0,5 п.л.
3. О концепции молодого человека в прозе П.Ф.Нилина. /Горь-ковские традиции в творчестве писателя/. - В кн.: Классическое наследие и современность. Проблемы методологии и методики изучения литературы в вузе в свете решений ХХУП съезда КПСС
и реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции литературоведов 13 - 16 мая 1986 года. Вып. I. - Куйбышев: КПШ им. В.В.Куйбышева. 0,1 п.л.
4. Павел Нилин в Самаре. - Волга, 1986, Л 12. 0,5 п.л.
5. Проблема личности и художественная структура повести П.Ф.Нилина "Интересная жизнь". - В кн.: Содержательность художественных форм. Межвузовский сборник. - Куйбышев: КуГУ,
1986. I п.л.
6. Автобиографизм как средство художественного воплощения авторской позиции в прозе П.Ф.Нилина. - В кн.: Содержательность художественных форм. Меявузовский сборник. - Куйбышев: КуГУ,
1987. I п.л.
J