автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Концепция общественного прогресса в социальной философии Степаноса Паласаняна
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция общественного прогресса в социальной философии Степаноса Паласаняна"
ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
МИРУМЯН РИМА. АРТАВАЗОВНА
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ СТЕПАНОСА ПАЛАСАНЯНА
Специальность 09.00.03 - История философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ереван - 1992
Работа выполнена в Отделе истории философии Института философии •• и права Академии Наук Республики Армения
Научный руководитель:
Ведущая организация - Армянский государственный педагогический институт им.Х. Абовяяа, кафедра философа
Залита состоится "3(9" ■:'Л&М-и !. а 1992г. в__ часов на
заседания специализированного совета Д.055.01.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Ереванском Государственном университете,
Адр«?с специализированного совета: 375049, Ереван-49,
ул.Мравяна-1, ИУ
С диссертацией можно ознакомиться в кабинете научных работников
Доктор философских наук, профессор
С.С.Товмасян
О^ипиалытне оппоненты:
Локтор Философских наук, профессор Кандидзт философских наук, доцент
Г.К.Мярзоян С.А.Саргсян
Ш
Автореферат разослан "
11992г.
Ученый секретарь специализированного совета, доггеят
С. Г. Оганесян
- 3 -
ОЩАЯ ХАРЛКГЩСГШ РАБОТЫ
• Актуальность теш. Современное философское знание необходимо требует дая своего развития исторхпю-философс:;ого .исследования и осмысления теоретического наследил■ прошлого,- что способствует целостному представлению о духовной жизни парода, одновременно обогащая псторико-философсхсую науку в целом.
История духовной культуры народа является фундаментом, на котором основываются понимание им своего нынешнего состояния и поиск путей дальнейшего развития. Неотъемлемую часть национальной культуры составляет творческое наследие мыслителей, теоретические исследования которых, касаются проблем национального бытия. Это в первую очередь'касается армянских мыслителей второй половины XIX века, перед которыми стоял Bolxpoc национального освобождения и свободного развития народа, подвергавшегося асскыиля-зорской полигике царской России с одной стороны и угрозе физического уничтожения в Османской Турции - с другой. Актуальность указанной задачи очевидна и теперь - в пору пробузздеши национального самосознания народов, формирования новой идеологии возрождения наций. '
Творческое, наследие армянских шслитайей указанного периода хредставляет историческую','научную и культурную ценность, так сак адекватное поникание працоссоз,; происходящих о национальных {ультурах ir идеологической жазшг иевозмогшо без раскрытия ос-юбных принципов ir це1шостей:духовной 11улвтуры наций.
50-80 годы Ш века явйлийь периодом' больших перемен в со-5гально-оконошиесхюй,; обществз!-шо-полЕтнческС)й и культурной шзни Армении. Станрмеш10''й;разп;-й10 ¿сашталистических отноше-шй, вызвавшие 1футш: иагая0№;э',.экош#9окоа.и политич'е ci-coh сизш народа, явилиоб то ¿hxíoi.!' дш1; озйвяехшя' общественно-полити- ' :есхсой мысли, форттроваШЕГ рйда: Eaflpájfflsiü-iit' (йак в Восточной, . •ак.и в Западной'-Армения)*которшс, несмотря на азлютзт исходных шсьтвд,; пресдедовалц .одну. общую' цель - поиск утей, необходимых 'доя.-втаищш и развития нации. Сто стрешге- : ие вызвало большой подаем Дгаовйой;:культуры»' самосознания наро-;а как одаого из сущзствэшшх ^кторов сохранения национальной амостоятелыюсти и. целостности.' Появляется новые очаги просве-ения. Небывалый расцвет переживает -армянская публицистика, за- '
трагивантпая основные сферы и вопросы падиональноЯ жизни и став-' тая одно!? из самих активных практических форм проявления национально!? идеологии. Большой интерес к арменоведенига (национальному языку, истории, литературе, фольклору, этнографии) и другим духовным и интеллектуальным богатствам, в которых проявляется национальная индивидуальность, обуславливает дальнейшее развитие национально-освободительных идей.
Быстрым темпами развивается теоретическая мысль, что приводит к ..появлении ряда крупных'армянских мыслителей, к числу которых относится и Степанос Паласанян, в своем богатом теоретическом наследии затронувший множество злободневных для национального сообщества вопросов, не потерявших своей актуальности и по сей день. .
Коренные социально-экономические и общественно-политические сдвиги, вызванные ломкой феодальных отношений и развитием капиталистических отношений, угрозой ассимиляции и новой волны беженст ва, послужили основой интеллектуальной и нравственной реакции со стороны армянской интеллигенции, проявившей глубокий интерес к ^илооо^ско-историческоЭ проблематике.
В отмеченном плане известный интерес представляет творчество Степаноса Паласаняна (5 декабря 1837 года. Ботошан. Румыния. - 19 февраля 1889 года. Эчмиадзин. Армения), мыслителя я педагога, представителя армянского просветительства и идеолога на-, ттионального освобождения. Будучи одаренным и энциклопедически образованным человеком, он весь своЗ талант мыслителя и общественного деятеля поставил на службу интересам нации.
Исследуя ряд важнейших, входящих в круг изучения социальной Философии проблем, как-то: проясхокдение человека, общества, государства и наций, критерий историчности и цивилизованности народов, преемственность в развитии народов и цивилизаций, задачи и средства воспитания личности и общее ва (и в связи с этим роль семьи и женщины в развитии общества), место и значение науки, религии, нравственности, искусства и права в социальной структуре - весь этот далеко не полный перечень проблем вписывается мыслителем з концепцию общественного прогресса, что явилось отражением различных по объекту воззрений мыслителя на проблемы,
поставленное историко-философской мыслью, в своп очередь продиктованной социальной действительностью.
> Степень разработанности проблеют. История ар;.щнской философии XIX века разработана недостаточно. Имеется ряд авторов, сыгравших заметную роль в развитии армянской философской мысли и повлиявших на социально-политическую атмосферу эпохи, научи?я и общественная деятельность которнх не'ртали предметом специального и всестороннего изучения и не получили должной оценки. К тислу таковых относится и Степанос Паласанян, письменное наследие которого в том или ином аспекте рассматривалось исследователями Г.Апресяном, Г.Габриэльяном, С.Товмастаом, Г.ХедояноМ''и другими. Однако работы указанных ученых, имеющие очерковый или обзорный характер, написаны на ограниченном исследовательском материале и не содержат глубокого и всестороннего анализа воззрений мыслителя даже в пределах частных вопросов. Целостную эстетическую концепцию Ст.Паласаняна представил С.Товмасян. Однако многие положения, изложенные в богатом научно-философском наследии армянского мыслителя, или возсе не были затронуты, или на получили должного освещения.
Цель и задачи исследования. Диссертант поставил своей целью на основе изучения всего творческого наследия Ст.Паласаняна представить концепции общественного йрогресса в социальной философии Ст.Паласаняна как целостную теорию социального прогресса в контексте культурно-исторического процесса. Цель определила следующие задачи исследования:
- общая характеристика социологических взглядов Ст.Паласа-
зяна;
- определение начала цивилизации как первого шага по пути збщественного прогресса;
- выявление законов и факторов общественного прогресса;
- анализ ■* цели и средств общественного прогресса;
- установление места и роли пауки и религии в общественном грогрессе; '
- исследование взаимосвязи общественного прогресса и развития наций.
Теоретическая и методологическая основа и источники яссле-гования. Методологической основой исследования является йсторн-:о-логически8 анализ, основанный на принципах объективности, юесторонности п исторической конкретности. В работа использ'о-1ана общая и специальная литература по истории философии, социо-
логическим и политическим учениям (в основном современных -Ст.Ппласаняну авторов), а также обширный круг первоисточников (труды многих армянских мыслителей и материал печатных органов) по истории армянской общественно-политической и философской ■ мысли указанного пэриода.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что в кем представлена концепция общественного прогресса в социальной Философии одного из крупных представителей армянской философской мысли - Ст.Паласаняна,. определены ее место и роль в общем русле развития историко-фядосовской мнели в Армении второй половины ■ XIX века в контексте наиболее важных мировоззренческих проблем эпохи.
Практическая значимость исследования в том, что оно представляет определений шаг в исследовании малоизученных страниц истории армянской философии XIX века. Фактический материал, теоретические вывода и обобщения мо'гут быть использованы для дальнейших историко-философских исследований, сж тематического изложения истории армянской-Философии'XIX века, а основные палокения - вузовского курса по истории армянской философии. Содержание диссертации мокет быть использовано при изучении истории науки и религии в Армении,. истории социально-политических и правовых учений, Полохения диссертации'могут оказаться полезными и для разработки историко-теоретической программы по созданию суверенного национального государства.:
Научная новизна' дисоертаиионного"'иооледования. В работе впервые в историко-философской пауке дан целостный анализ концепции общественного прогресса в социальной философии Ст.Паласа-няча. По новому освещены некоторые основные стороны социальных воззрений мыслителя и дана принципиально новая их интерпретация.' Осноыгае положения, выносимые на защиту: \ - центральная идея социальной'философии Ст.Паласаняка -идея общественного прогресса как постепенного эволюционного перехода общества от «изией ступени к высшей. Основной принцип,
проводимый Ст.Паласаняном - принцип развития - основывается на признании причинно-следственной обусловленности явлений общественной жизни, а тем самш.1 - и закономерности культурного и социального развития, в котором частные явления Чход развития отдельна народов) являются основой для объяснения общего (всемирно-исторического процесса, взятого в целом)« Всемирно-исторический процесс рассматривается мыслителем с точки зрения' культурного развития, понимаемого как в смысле развития образованности, так и в смысле развития материальной, духовной и общественной форм 5шзни;
- исходя из идеи об общественной сущности человека, единстве человеческого рода, Ст.Паласанян началом цивилизации и, следовательно, первым шагом но пути общественного прогресса считает возникновение государства как первой и единственно известной человечеству политической формой организации'общества. Основой этого он полагает семью, расширение и объединение которой приводит к формированию народа (нации), политически оформляющуюся в государство;
- Ст.Паласанян отмечает три закона общественного прогресса - сила, полемика и солидарность. Они, согласно Ст.Далэсаняну, отражают слояшЦ а противоречивый характер социального развития человечества. Закон силы - основной закон, выступающий в форме грубой физической силы в древний.период истории, по мере разви-' тял общества уступающий место силе интеллекта и чувству солидарности. Государство и право, кровосмешение, рабство - признаю! проявления закона силы. Торговля, переселения, религиозные, интеллектуальные и политические движения - признаки проявления за- • кона поломш:. Стремление к ^нзпчзсхадму, психологическому и ду- ' ховпому единству людей - признаки проявления закона солидарности. Интеллектуальный и нравствегсий. прогресс тлеют социальную сущность, а политический имеет их своим условием;
- цель социального прогресса - совершенствование человеческой стзнк, осуществляемое через:свободу индивидуальности.(лич-' пост:; п нации), основным условием достикения которой является национальное просвещение, органазуицее и совершенствующее нацио- . налыш!! разу:.!, национальное само сознание, обеспечивающее" необхо-щплцй йконошческил, гошгп1чес:с& и ■социальный уровень. Задача.
воспитания - подготовка человека, своей кизнедеятельностыо способствующего социальному к культурному прогрессу нации как предпосылки для прогресса всего человечества;
- закономерный характер формирования науки н религии как двух форм проявления духовной сущности человека, основанной на врожденных человеку познавательных способностях, исторически обусловленное развитие которых необходимо приводит не только к нарушению первоначальной общности функций науки и религии (в рамках шфологии), но и к определенному их противопоставлению. Наука - мерило цивилизованности общества, могучая сила, влияица.» на социальный прогресс. Религия - моральный стимулятор.нации. Крупные социально-исторические явления связаны со сменой научных и религиозных идей;
- нация как исторически сложившееся образование способна к полнокровному-существованию и развитию лишь при наличии самостоятельного национального государства, обладающего определенным уровнем материальной и духовной культуры.
Апробатпта т>аботн. Диссертационная работа обсуздалась и была рекомендована к защите на заседании Отдела истории философии Института философии и права-Академии Наук Республики Армения. Ее основнш положения отражены в опубликовашшх диссертантом статьях п книге.
Объем и структура диссертации. Цели и задачи исследования предопределили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав (четыре параграфа в первой и по два во второй и третьей главах), заключения и списка литературы (236 наименований) общим объемом в 170 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введение обосновываются выбор и актуальность-теш диссертационного исследования, раскрывается степень разработанности проблемы, определяются цели и задачи диссертации, отмечаются теоретическая и методологическая основа и источшпгп исследованта, показывается научная новизна работы, указывается теоретическая к практическая значимость исследования, формулируется основные положения, выносимые на защиту.
В первой глазе - "Сущность общественного прогресса" - рассматриваются социальные, ыаучныо и методологические основы концепции общественного прогресса, а такие основные проблеш, положения и выводы касательно этого вопроса.
Р первом параграюз - "Общая характеристика социологически: взглядов Ст.Паласаняна" - показывается, что центральной идеей социальной философии Ст.Паласаняна является идея общественного прогресса как постепенного перехода общества от низшей ступеШ1 развития к высшей. При исследовании общих закономерностей исторического процесса Ст.Паласапян испытал влияние двух естественнонаучных учении: биологической теории Ч.Дарвина (борьба за существование, естественный отбор, наследственность) н воззрения на организм как на своего рода "сообщество" более элементарных живых существ (О.Конт, Г.Спенсер). Характерной особенностью социологических взглядов Ст.Паласапяна является "последовательно проводимый им принцип развития, исторический метод анализа общественных явлении в возникновении, развитии н становлении",-1- который базируется на признании причинно-следственной обусловленности явлении общественной жизни, • а тем самым - л закономерности культурного и социального развития. При-этом частные явления (развитие отдельных народов) являются основой для обмснения общего (всемирш--нсторкческого процесса, взятого в целом). Всекарно-историчесгай процесс рассматривается мыслителем с точки зрения культурного развития, понимаемого так в смысле развития образованности, так и в смысле развития материальной, духовной-и общественной форм кизни.
I. Товмасян С.С. Эстетические взгляды Степаноса Паласаняка.
Ереван, 1959. С. 16 (на аргл.яз.).
Tin втором параграфе - "Начало цивилизации как первого шага по пути общественного прогресса" - дается анализ идей Ст.Паласа-няна об общественной сущности человека, единстве человеческого рода и способности его к развитию, в чем и заключается возможность возникновения цивилизации, начало которого связывается с образованием государства. Переход к государству-рассматривается им как огромный шаг вперед в деле прогресса человечества, поскольку государство, будучи результатом определенной ступени развития человеческого общества, является, в сущности, высшей формой общеяития, до которого развилось человечество, единственно известной человечеству социальной организацией. Из указанного положения выводится первый уровень периодизации истории:
1. История человека вообще - предыстория человечества, доисторический период существования человеческого рода;
2. История народов - собственно история, связываемая в первую очередь с созданием государства.
Основой образования государства Ст.Палас; :ин считает патриархальную семью, примыкая тем самым к берущей свое начало у Платона и Аристотеля "патриархальную теорию" общества. Эта теория импонировала армянскому мыслителю потому, что по существу являлась теоретическим обоснованием армянского национально-освободительного 'движения. Существование в армянском обществе на протя- . - женки многих веков семьи в своем традиционной "патриархальном" виде являлось обоснованием возможности и необходимости создания армянской государственности. Безотносительно к степени научности данной тзорш на сегодняшний день, главное, по нашему мнению, заключается в юм, что теория возникновения государства подчиняется Ст .Даласаняло;.; непосредственно задаче национального осво-боэдення Армении, борьбе за создание ар,шнекой национальной государственности, то есть решению конкретной, актуальной политической задачи, стоящей во всей остроте перед армянским народом в НХ веке.
Являясь политической организацией .общества, государство, согласно Ст.Паласаняну, имеет свои специфические признаки, ос-йовнк..; из которых является власть, определяемая законом. Определяя формы государственного управления, а такке политические и исторические судьбы народов не только материальными, интеллекту-
- И -
альннми и нравственными причинами, но во многом еще и географическими условиями, мыслитель выделяет два типа государств:
а) основанные естественным путем вследствие разрастания рода и объединения родоз;
б) основанные на покорении.
Утвераденная в древности политическая организация характеризуется неравенством людей перед законом. Политические принципы свободы и равенства называются принципами нового мира. В этом проявляется второй уровень периодизации истории:
1. Эпоха до Французской революции - эпоха рабства;
2. Период с Французской революции - эпоха равенства, свободы и счастья.
Данную периодизацию можно рассматривать как на уровне личности, так и на уровне нации, фактически воспринимаемой Ст.Пала-саняном как коллективная личность. Личность - составная часть нахдаи, которая, в свою очередь, является составной частью человечества. Исхода: из идеи о преемственности развития человеческого общества, предпосылки гуманистических идеалов мыслитель наблюдает в эпохе рабства.
Касаясь вопроса об исторической антропологии - образования национальностей, Ст.Паласанян наблюдает процесс их диффэрешпро-вания в доисторическом периоде - периоде образования древних государств и выделяет следуючдае существенные признаки пли элементы государственного (национального) образования: общность территории, происхождения, языка, государственной (политической) организации.
В третьем парзграйе - "Законы и факторы общественного прогресса" указывается на три основных закона социального прогресса (борьба и победа сильнейшего, полемика и солидарность), их основные признаки, форму и степень проявления в различные исторические периоды.
Главным законом Ст.Паласанян считает силу. Естественным следствие:.! проявления этого закона является, в первую очередь, совершенствование военного искусства, необходимое для борьбы за существование. Поэтому весь интеллектуальный и нравственный потенциал народа применялся и проявлялся на войне. Силу народа Ст.Паласанян определяет следующими тремя признаками: государст-
вогл и законом, кровосмешением и временными институтами (рабством). Вторым следствием проявления закона мыслитель считает совершенствование нравственности, поскольку в результате воины сохраняется тот народ, который как бы воплощает в себе "наивысший тип человечества".
Большая роль, придаваемая войне, объясняется в первую очередь ее организующей функцией: войн?. - главная причина образования государства, фор..трования народа. В новое время, когда воина теряет свое первоначальное значение, растет и нравственность. Таким образом, война и в нравственном отношении имеет двоякое значение: она вырабатывает добродетели, необходимые для победы, и в то ;ке время является по существу антигуманным актом. Но в . общем и целом гуманистические чувства развиваются, расширяя тем самым нравственный горизонт человечества, точка зрения,' характерная для философов эпохи Просвещения, связывавших прогресс нразствешшй с результатами успехов Просвещения. Как видно, социальное движение по Ст.Паласаняну происходит через столкновение противоположных сил (сильного и слабого) при ведущей роли воины, предполагающей для победы физическое, интеллектуальное и нравственное преиглущество.
Второй закон прогресса, фактически представляется как антитезис в отношении перво1'о. Характеризуя древнюю цивилизации, основанную на традиции, 1сак единствешю возглохшую, мыслитель считает условием дальнейшего развития общества полемику, неизбежно приводящую к разрушению традиций. Все вслпгага национальные и интеллектуальные движения он считает возгдшшми лишь при наличии полемики (Афины, Рим, итальянские республики Средних веков, реформация, Французская революция). Основной причиной плодотворности споров в отношзшш начата считается смешанное управление -характерная черта политического строя греков, римлян и германцев: единая глага государства, совет старейшин и собрание всего народа. Особое значение шелптель придаст последнего элементу политической структуры. Усматривая связь пз-ду политической и интеллектуальной свободой, Ст.Паласанли .форму государственного управления определяет степенью просвещенности трода.
Первые два за::она прогрзсса выступают но только и не столько во временной последовательности, сколько проявляются в раз-
личной степени на различных этапах истории, фактически отрагля момент столкновения, в первом случае физического, во втором -интеллектуального.
Тезис о том, что прогресс не является собственностью определенного народа позволяет Ст.Паласаняну поставить вопрос о критерии историчности и преемственности народов. Отмечая различие тег.шов развития у различных народов, свидетельствующее о последовательности зарождения исторической жизни, исходящее из специфических антропологические, этнографических, географических и исторических условий, в которых живет тот или иной народ, Ст.Па-ласанян тленно этим объясняет неодинаковую скорость и различный' объем исторического процесса у народов, что позволяет делить их. Он делит народы на исторические и неисторическпе, цивилизованные и нецивилизованные. Историческими или цивилизованными он называет те народа, которые, имея свой язык, мифологию, изобрели свою письменность, то есть народы, способные к духовному развитию, свидетельством чему слукит создание национальной письменности. Данный критерий выводится из принципа духовного развития гак главного фактора развития цивилизации. Учитывая единство всемирной истории, в которой отдельные народы играли и играют неодинаковую роль, Ст.Паласакян подчеркивает последовательность развития цивилизации, в чем проявляется взаимоотношение и преемственность народов и цивилизаций. Развитие мировой цивилизации, таким образом, обусловлено личностным характером различных национальных культур, ес слоины:-'. взаимовлияний.
Трети:! закон прогресса, выдвигаемый Ст.Паласаняном, является синтезом первого и второго за;:онов. Он включает два момента: содействие людей друг другу, возможное лишь в обществе и прочность союза людей.'Лишь в этом случае возыоинс исключение столкновения противополопшх сил., а тем самым и борьбы за существование (в обществе и мекду обществами). Исходя из этого, можно вывести, что, по-видимому, принцип солидарности необходимо предполагает определенный гаиеллектуально-нравственный и политический уровень.
Законы общественного прогресса, как они рассмотрены Ст.Паласаняном, отражают различные аспекты сложного п противоречивого процесса социального развития п свидетельствуют об элементах
диалектичностк его мышления. В определении законов прогресса наблюдается возможно не осознанный им самим принцип столкновения и единства противоположностей. Закон силы - основной закон по мере развития общества уступает место силе интеллекта и чувству солидарности. Ст.Паласанян считает, что в доисторические времена было больше прогресса, чем в исторические. Но в историческое время социальное движение (в широком смысле слова) происходило в ускоряющемся теше, что обусловлено уровнем достигнутых успехов. Выделяя три основных аспекта прогресса - интеллектуальный, нравственный и политический - мыслитель рассматривает их во взаимосвязи и взаимообусловленности. Интеллектуальный и нравственный . прогресс имеют социальную сущность, а политический имеет своей основой и условием интеллектуальный и нравственный прогресс.
В четвертом параграфе - "Проблема цели общественного прогресса" - раскрывается цель общественного прогресса как совершенствования человеческой жизни, возможное лишь через осуществление индивидуальной свободы (личности и нации), которой человечество достигло при капитализме. Исторический процесс сводится в конечном счете к истории развития индивидуальности - личности и нации - поскольку индивидуальное развитие является образцом прогресса общественного,- а стремление к свободе - наиваннайишм проявлением индивидуального и общественного бытия. Основным условием достижения указанной цели Ст.Паласанян считает национальное просвещение, как самой значительной задачи нового времени. Мате-■'-риальноз благополучие, разрешение политических и социальных проблем ставится-мыслителем в определенную зависимость от уровня и степени распространения просвещения. Полагая целью национального просвещения нравственное, умственное и физическое воспитание, Ст.Паласанян считает его самоценным для личности процессом, при котором только и возможна реализация ею своих шдивидуалышх и общественных потребностей.
Отмечая две сферы воспитания - семейную и общественную -Ст.Паласанян полагает, что воспитание личности начинается в семье и продолжается в обществе. Доминирующее значение придается воспитанию семейному, так как оно раскрывает генетические (нравственные, физические, интеллектуальные) способности ребенка, определяет их развитие, характер и устойчивые жизненные принципы
ребенка. А поскольку социальный прогресс определяется воспитанием, постольку семья рассматривается в качестве стеркня социального прогресса.
Роль национального, просвещения заключается в организации и совершенствовании национального разума, развития индивидуального и национального самосознания.
Проблема воспитания, таким образом, ставится армянским мыслителем в связи о общественным прогрессом - идея, которая з той или иной форме высказывалась еще древними мыслителями, как античными (Платон, Аристотель), так и армянскими (Е.Кохбаци, Егише, Д.Анахт, Ов.Саркаваг) и становится определяющей, начиная с эпохи Возрождения.
Вторая глава - "Общественны:! йрогресс и соотношение науки и религии" - посвящена проблеме соотношения интеллектуального прогресса (во взаимосвязи развитии науки и религии как двух форм проявления духовной сущности человека) с социальным прогрессом.
В пеивон панагпаЪе - "Мифология как синтез научных, религиозных и эстетических идей" - освещаются основные этапы развитгя присущих человеку познавательных способностей, обусловленные определенным уровнем материального бытия человека как основы возникновения науки, религии, искусства и права. Указывая на пробуждение в народе в его младенческом возрасте отрешения к прекрасному и к истине, составляющих процесс человеческого мышления, без которых "люди не могут кить",^* мыслитель отмечает их единовременное зароздение, но вместе с тем различие путей их дальнейшего развития. Стремление к прекрасному развивается быстрее, поскольку стимулом его является "воображение, раньше и легче развивающееся, чем стимул истины, то есть ум".'* Процесс познания у Ст.Паласаняна представляет собой взаимосвязь чувственного и рационального при преобладании чувственного. Исходя из этого, первым порождением народного гения мыслитель называет поэзию как вид искусства, создающего идеальный мир, дополняющего и украшающего мир реальный, являющего ся первым средством удовлетворения чувства прекрасного и чувства истины.
1. История армянской литературы. Тифлис, 1865. Г. I. С. 82.
2. Там же. С. 82-83.
Согласно Ст.Паласаняну цель познания древнего человека -лостияение начал и причин явлений природы, а не выявление их сущности. Древних интересовала и могла интересовать лишь внешняя сторона явлений, их внешние и случайные признаки. Причиной этого он считает неразвитый ум дикаря, находшдегося в плену своего собственного воображения, создающего сверхестествешше существа и в них находящего начало и причину всего. Постепенно формируется "мифология" народа, которая дает удовлетворение как чувству истины, так и чувству прекрасного, поскольку в создании мифологических образов ум сопутствует воображению.
Итак, духовное развитие каждого народа начинается с мифологии, в которой отражается.история, философия, поэзия (а вместе с ней к язык), религия, общественные идеалы народа, влияющие на его существование. Признавая синкретичность сознания, миросозерцания древнего человека, Ст.Паласанян по существу примыкает к мифологической школе, в частности концепции Ф.Буслаева.
Исходя из посылки, что человеческое мышление у разных народов проходит одни и те же этапы развития, а мифология - первый и естественный результат познания мира, вклгача. щий в себя народные верования, Ст.Паласанян заключает, что все народы на ранних ступенях развития тлеют сходные религиозные представления. У народов, стоянии: на одинаковых ступенях духовного развития, под влиянием одинаковых обстоятельств возникают идентичные религиозные представления, чем и объясняется сходство между богами и мифическими героями народов. Он выделяет три этапа развития мифологии (боя;ественный, героический, исторический) как результат развития человеческого мышления, идущего по пути конкретизации, лучшего восприятия законов природы и человеческой кизни. Появление мифов мыслитель связывает главным образом с определенной формой материального производства, а именно - с переходом к зеьуцделъ-* ческоь^у труду. Сходство в религиозных представлениях по С2»Пай«д~ саняну нарушается после приобретения народами письменности, в результате чего зсаздый народ придает своим традициям собетвонШай обляк. В ранних религиозных представлениях мыслитель усматрлвгй*? отражение действительных связей, существующих между человйко-''! окружающим миром»
Религии Ст.Паласанян рассматривает как первый и естесак»-
ный вопрос, которым занимается человеческий разум, пытающийся сокрушить оковы невежества. Религия - это исторически обусловленное соииальное явление, отражающее формы существования, познания и деятельности человека. Он фактически выделяет гносеологический аспект религии, а именно: возникновение религии связано с появлением ростков теоретического мышления, с возможностью отрыва гасли от действительности. Кал замечает С.Товмасян, Ст.Па-ласанян "приближается к правильному восприятию первобытных верований и гносеологических истоков мифологии"*. Обожествление .явлений природы не является продуктом только чистого воображения, оно обусловлено самой окружающей первобытного человека действительностью, является "результатом абстрагирующей деятельности
о
неразвитого сознания .
Во втором naparja'oe - "Взаимоотношение науки и религии и их роль в общественном прогрессе" - освещается понимание Ст.Паласаня-чом процесса выделения из микологии науки и религии, их дальнейшего развития и влияния ría прогресс общества.
Появление собственно научного знания Ст.Паласаняна наблюдает в Греттии, где древние народные верования к 17 веку до н.э. изжили себя и. нужен был толчок для их окончательного разрушения. В качестве такового явились азиатские походы Александра Македонского, познакомившие греков с природой завоеванных стран, интеллектуальным. нравственным и религиозным уровнем народов. Наблюдается усиление интеллектуальной деятельности и расширение умственного горизонта - процесс, в котором особое место отводится религиозным представлениям покоренных народов. С основания Александрийского муяоя берет свое начало наука. К .учные ткрытия (физические, географические и астрономические) александрийских ученых поколебали до основания давние религиозные представления, а омская политика вконец их разрушила.
Необходимость новой - христианской - религии Ст.Паласанян обосновывает с политической, интеллектуальной и нравственной точек зрения. Политический космополитизм вызвал космополитизм рэ- ' ллгиозичй. Политическое объединение средиземноморских стран под. властью Рима приводит к многобокию, стремлению к интеграции.
1. Товмаспн С.С. Эстетические взгляды Ст.Паласаняна. С.14.
2. Та»' же.
Появление философской спекуляции и опытной науки, пришедшие в антагонизм с народной верой, вызывают потребность в более совер-ьенной религии, каковой явилась христианская, ставшая вершиной развития религиозно-философской шш,
Мировое значение христианской религии Ст.Паласанян презде всего видит ь нравственной ее стороне, провозглашающей самоценность человеческой личности и необходимость постоянного ее совершенствования. Дня этого требовалось обращение человека внутрь самого себя, что свидетельствует о рефлективности христианского мышления г сравнении с античны:,]. С этой целью человек должен удалиться от природы, рабом которой до этого был. Сходясь во мнении с ¿аном Полем, Ст.Паласанян именно в этом видит причину про-тин лег/я раннкм христианством искусствам и наукам. Однако Христианство не сумело в корне уничтожить язычество. Понимая, насколько опасен был для дальнейшего социального развития путь крайностей, мыслитель признает, что та или иная форма релипш в определенной мэре обусловлена предшествующей формой.
Г'&лкгаэ, имеющую большую нравственную ценность даш народа, невозможно сменить, придать желаемую ей форму и легко искоренить из сехуща' народа.
Одаако христианство отвергало не искусство к науку вообще, а придало им религиозный характер. Ст.Паласанян утверждает, что наличие в христианском искусстве неизменного идеала, хотя и удовлетворяло религиозное чувство народов, однако явилось тормозом для дальнейшего духовного, а, следовательно, и социального развития. Развитие науки среда духовного сословия объясняется стремлением человеческой природы. Специфику Армении мыслитель видат в том, что главной целью армянских христианских авторов было развитие христианских идей в народе и защита армянской церкви, что в некоторой степени оправдывало религиозное направленно всей духовной кизни Армении.
Начало антагонизма казду.наукой и религией Ст.Паласанян связывает с проявлением в христианстве политических притязаний. о.т-" сюда история науки рассматривается как неизбегоюе п постоянное столкновение двух сил - человеческого разума и традиционной веры, так как первая по своей природе прогрессивна, а вторая - неизменна. Это несоответствие мыслитель рассматривает в общеа кон-
тексте социального прогресса, в своих основных положениях следуя идеям Дк.Дрепбра.-1- Церковь становится стражем и посредником знания, тем самым вступив па ту стезю, "которая решила ее роль в мире: она стала губительным соблазном дал прогресса Европы непрерывно тысячу лет".2
Считая днем рождения новой науки эпоху Возрондения и Реформации, причину дашюго великого интеллектуального движения мыслитель усматривает в духе хшдщвдзуальности, проявившегося в ХУ1Л в. в Американской' и Французской революциях. Влияние науки на современную цивилизации Ст.Паласанян рассматривает в трех аспектах: интеллектуальном, экономическом и политическом, что в комплексе влияет на. социальное развитие в'целом.'Становясь, таким образом, основой и. мерилом цивилизации й сокрушая своими устремлениями учега;е церкви, наука сача становится великой политической силой, что вызывает сильное противодействие со стороны _церкви. •
•Таким-образом, обращаясь к одной из актуальных дня своего времени проблем, Ст.Паласанян обосновывает закономерный характер исторического формирования науки и религии как двух форм проявления духовкой сущности человека* основанной на врожденных человеку 'познавательных способностях, развитие которое необходимо приводит не только к нарушению первоначально!! общности функций науки и религии, но и к определенному1 их протизопоставлешо. Отдавая науке приоритет в познании законов природы, Ст.Паласанян в общем русле просветительской мысли второй. подегиш ИХ в. оставляет за религией роль морального стимулятора нации. Поэтому критика реликт бш:а направлена не'на, отвержение-их как таковых, а на их радакальпое преобразование; Деалерпхалиг-ахща определенных сфер.социальной азш п, в- -хасткостц, наухш к образования, отнюдь не означает Ст.Паласаг-кка отрггцатше водяной' нонсодк-дарутееи, сохранятсльной и шралкззжзй -<мак' религия п церкви для армянского народа. Прпгтаппе :.;о определяющей роли идей в развитии хешжлзазза позволяемому придавать большое значение научным истинам и рэлпгнозшм убездэипгп в деле общественного
1. См.: Дропер де. Исторг отнопепкЕ пеглу каго:п:;-.;змои наукой, СПб., 1576.
2. Наука и религия. Пор.цс.: ТБ76. Л 2. С. 210.■
прогресса, рассматривать кругоше ссща)Ш10.-ааторические перемены в связи со емегой" научных и религиозных идей.
Глава третья - "Проблема нации в контексте общественного прогресса" - посвящена проблеме обоснования прав и возможностей наций на самостоятельное существование и свободное развитие в контексте социального прогресса человечества.
В первом параграфе - "Определение идеи национальности и ее' признаков" - показывается, что философско-исторические рассуждения Ст.Паласаняна находят свое завершение в теории наций. Опираясь на данные современной науки,.в частности, европейской, а также социально-политическую атмосферу эпохи и исторические реалии народов, он стремится обосновать принцип равенства наций, что дол-, кно было послужить посылкой для утверждения права каждого народа, в том числе и армянского, на независимое существование и самостоятельное развитие. В социально-политических процессах цивч-лизованных европейских государств Ст.Паласанян наблюдает две основные тенденции: укоренение принципа всеобщего равенства и пробуждение и укрепление национального самосозн? ¡гая. Появление указанных тенденций объясняется автором развитием-просвещения, культуры. Из происходящей в результате взаимодействия народов определенной нивелировки национальных особенностей, приводящей к интернационализации сознания европейского общества, мыслитель выводит принцип равенства. Одкагсо пррцщип равенства не предполагает обязательного слияния в будущем всех наций в одно нераздельное человечество, поскольку он признает наличие внутреннего Стремления, вызываемого общностью происхождения и языка, побуждающего каждый народ сохранить свои кацкНналыше различия, являющиеся основой его спасения, то есть национальное самосознание, понимаемое прежде всего как сознание принадлежности к определенной нации, без которого невозможно ее существование. Новым и более высоким воплощением национального самосознания автор считает идею национальности, проявившуюся в XIX в. и связываемую им в первую очередь с осознанием необходимости государственного образования. Ст.Паласанян указывает и на причйны проявления идеи национальности .в Х1Хв. Реформамионные движения и буржуазно-демократические революции Западной Европы породили ставшими господствующими идеи ; свобода и равенства, которые распространялись как на личности,
так- я ка- йегцея,. необходимо рассматриваемые как имеющие личностный характер субъекты исторического процесса, требующие опре~ деленного социального статуса.
Отвечая на вопрос, вызвавший множество разногласий в политических и научных сферах о сущности идеи национальности, ее признаках, значении и права, мыслитель понимает под национальностью преэде всего то своеобразие, которым одщ-1 народ отличается от другого. Он предполагает определенные отношены мегду понятием "нация" и слоившимися общественными институтам! (государство, язык, религия, традиции, история). Самыми характерными признакам! нации мыслитель считает происхождение и язык. Если общее происхождение связывает людей биологически, то язык - овязка, объединяющая их духовно, поскольку, будуй общественно-историческим явлением, язык впадает способ мышления того парода, которому принадлешт он сам и в то ке время воздействует на этот способ мышления.
Во втором параграфе - "Исторические предпосылки существования и развития наций" - дается'обоснование вопроса сохранения и развития наций теми отнопениями, в которых находятся нация и обще ствешше институты. С этой точки зрения самым ванным мыслитель считает государство, поскольку признает за ним способность как к сохранению иацки, так и к уничтожению ее, Указанная спойобпость объясняется тем, что 'государство — плструшдт здагаа. Сгзэ чие государства может нивелировать кацпопалыше осойешссй^, ному способствуют: объединение лодей в рамках одного государства^ общая судьба, интересы, могущие как объединять, так и разъединять нации.
Исходя из этого наиболее благоприятным Условием для свободного развития нации Ст.Паласанян -считает существование ее в рамках собственного государства, то есть совпадение национальной и государственной границ, полагая, что только национальное государство монет стать действительным Еыразителем интересов нации, позволяющим ей развиваться по пути общественного прогресса. Для существовазсы и нормального функционирования национального государства Ст.Паласанян предполагает наличие :.шогочислешости населения, материального богатства, политической силы или культуры.
Ст.Паласанян раскрывает деа аспекта национальных устремле-
. ' - 22 -
ний - политический и культурный, характеризуя их сущность.и'оп-.ределяя их цель как стремление' к достижению национальной целостности, политической независимости и культурному возрождению нации. Действенную роль в национальных устремлениях, как политических, так и культурных, Ст.Паласанян отводит национальному самосознанию, на уровне которого ставит и разрешает проблему соотношения понятий "патриотизм" и "космополитизм". Видя путь к общечеловеческому лишь через развитие национального, Ст.Паласанян считает, что данные противоположные понятия на уровне духовном, то есть на известной ступе! развития культуры достигают определенной гармонии. Ставится вопрос о будущем наций'с точки зрения их значения для цивилизации, а также об условиях.сохранения и развития наций, заключающихся в наличии определенного количества людей, имеющих общность происхождения, языка, границ, политической свободы, духовной независимости, духовного и нравственного достоинств. "
В заключении подытоживаются результаты исследования, дается краткая характеристика концепции общественного прогресса в социальной философии Степаноса Паласаняна.:
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1.Соотношение "нация - национально! язык" во взглядах Степаноса Паласаняна // МаЯрени, 1991,. $ 1—2,; с. 48г5Г (на арм.яз.).
2.Степанос Паласанда.' НщЕОнаяьнсе просвещение. // Сост., . вступ. статья и прим.;Р.Мирумян. Ереван, 1991, - 164 с. (на арм.яз.).
3.Сочинение Степаноса.Паласаняна "Девиз XIX века" и-его концепция наций // Публ., вступ. статья и прим. Р.Мирумян, Мшакуйт, 1991, № 1-2,3 п.л.
Сдано в производство 17.01.1992г. Буи, 60x84 печ. 1,25 листа Заказ б . Тираж 100
. Цех "Ротапринт" Ереванского госуниверситета. Ереван, ул.Мравяна й I.