автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева"
."5 ОД I 7 ОКТ 1998
На правах рукописи
ФЕДОТОВА Людмила Григорьевна
КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. БЕРДЯЕВА
Специальность: 09,00.03 - история философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1998
Работа выполнена на кафедре философии Воронежского государственного университета
Научный руководитель:
заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор КРАВЕЦ A.C.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор ЯМ К.Е.
кандидат философских наук, доцент КУЗНЕЦОВА С.В.
Ведущая организация: Московский государственный отрытый педагогический университет
Защита состоится " К " X/ 199с? г. в /J* часов на заседании диссертационного совета Д 053.01.05 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. 818.
диссертацией можно очнякпмиткпя в библиотеке Ml II У по адресу: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан
" $ " ^ 199$ г.
Ученый секретарь диссертационного совета IY\. yf \ МИХАЙЛОВ В.В.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Наше время особенно обостряет интерес к понятию свободы.Именно сейчас Россия стремится преодолеть последствия командно-административных методов управления. Как мы уже удостоверились из опыта преобразований последних лет, тоталитаризм невозможно отменить сверху в один день. Изживание тоталитарного мышления связанно с осмыслением понятия свободы. Глубоко и оригинально разрабатывал данное понятие H.A. Бердяев. Поэтому в центре нашего внимания находится концепция свободы, выдвинутая H.A. Бердяевым.
Другая причина обращения к теме заключается в необходимости углубленного изучения философского наследия H.A. Бердяева.
В русском "бердяеведении" еще не существует многогранного исследования творчества H.A. Бердяева. Много пишут о его философии с самых разных точек зрения. Но мы считаем, что еще не определено место идеям великого русского мыслителя. Должен состояться диалог современников с одним из представителей переломной эпохи. Некоторые исследователи отмечают обманчивую доступность творческого пути Бердяева. Осваивать произведения мыслителя можно только через пробуждение своего духа. В текстах H.A. Бердяева преобладают афористичные, емкие высказывания, которые порой заводят в тупик. Поэтому не нужно послушно, слепо следовать за отточенной мыслью Бердяева. Необходимо дотянуться до глубинного понимания тех или иных идей через призму своего духовного опыта. Иными словами нужно сотворчество.
Мы изучали философию H.A. Бердяева с точки зрения развития им концепции свободы. Мы считаем, что концепция свободы является как бы ключом ко всем другим темам его творчества. Недаром Бердяева называют "философом свободы" и даже "пленником свободы". Важно то, что H.A. Бердяев не только писал о свободе, мыслитель писал во имя свободы.
В истории философии есть много мыслителей, которые творили во
имя свободы, но пафос творчества редко соответствовал истинному утверждению свободы. Творчество Бердяева является исключением в этом плане. И сам мыслитель видел своеобразие своего философского типа именно в том, что положил в основу философии не бытие, а свободу. Именно через свободу Бердяев осмысливает тему о творческом призвании человека.
Н. А. Бердяев никогда не останавливался в своих поисках, концепция свободы развивалась. В разное время мыслитель специфически интерпретировал данное понятие. И в то же время философ всегда шел "к себе".
Таким образом, тема "Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева" представляется нам актуальной с точки зрения двух аспектов.
1) С точки зрения духовного освоения творческого наследия Н. А. Бердяева. Именно свобода - основная его интуиция.
2) С точки зрения осмысления значения понятия свободы для нашего времени.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Идеи H.A. Бердяева очень часто были в центре внимания и даже объектом критики. В связи с этим литература о творчестве Бердяева существовала с того времени, когда начали выходить его работы. Современному читателю можно найти собрание текстов деятелей русской культуры, оценивающих творчество Бердяева, в книге "Николай Бердяев: Pro et contra". Огромный интерес представляет журнал "Путь", редактором которого был H.A. Бердяев.
В середине нашего столетия за рубежом одновременно появляются два капитальных труда по истории русской философии, в каждом из них рассмотрено творчество H.A. Бердяева. Так в книге "История русской философии" В.В. Зеньковский соглашается с H.A. Бердяевым в тех пунктах, которые соответствуют православной традиции. И в то же время критикует те построения "философа свободы", в которых он отходит от православных канонов. Н.О. Лосский в своем труде подчеркивает заслугу H.A. Бердяева в устранении недостатков христианства (без утраты основ церковной жизни). При этом Н.О. Лосский отвергает бердяевский
дуализм и преодолевает его в своей философии, что не может способствовать раскрытию сущности философии H.A. Бердяева и в частности его концепции свободы.
Философия H.A. Бердяева была в центре внимания Р. Редлиха, который в книге "Философия духа H.A. Бердяева" подчеркивал оригинальность бердяевского стиля, принципиальную и последовательную субъективность его философии.
В 60-х годах зарубежный исследователь русской философии Н. Полторацкий рассматривает становление исторической концепции H.A. Бердяева, в связи с чем находит шесть узловых элементов бердяевской философии истории: народ, религия, государство, революция, культура, идея.
Творчество H.A. Бердяева привлекло внимание советских философов. Но господствующая идеология не позволяла личностно подойти к идеям мыслителя. Поэтому в основном преобладала негативная оценка взглядов. Но это не заслоняло сущностного освоения его философии. Так например, В.А. Кувакин считает основой гносеологии и методологии H.A. Бердяева положение "об установке сознания", которое исследователь интерпретирует как внутреннее самоуглубление. Иррациональная свобода предстает как главное онтологическое начало и как часть положения "об установке сознания". Гарант подлинного бытия человека (в концепции Бердяева) исследователь отождествляет с самочувствованием субъекта, с его благодатным или безблагодатным состоянием.
Другой исследователь творчества H.A. Бердяева A.A. Ермичев показал нравственную и культурную ценность сочинений русского мыслителя; выявил и обосновал три свободы в философии Бердяева, где первая свобода - добытийственная основа бытия, вторая свобода - это свобода идти к Богу, третья свобода - свобода общественного действия.
Среди работ о H.A. Бердяеве выделяются публикации В.Н. Адюшкина, A.B. Вадимова (Цветкова), П.П. Гайденко, В.В. Свинцова, В.В. Сербиненко, Б.Ф. Сикорского, Л.Е. Шапошникова, И.П. Смирнова, A.B. Васильева, Г.И. Ефимовой, М.В. Силантьевой, Е. Барабанова, В. Котельникова, В. Куликова, А. Лебедева, Р. Урухановой, Г. Гачева, В.
Дуденко, О. Вишняковой. В этих работах рассмотрено творчество H.A. Бердяева через ту или иную проблему, или же в центре внимания находится один из периодов творчества русского философа; но не ставится задача рассмотреть концепцию свободы в ее становлении на протяжении всего творчества H.A. Бердяева.
Судя по защищенным диссертациям, творчество H.A. Бердяева и в последние годы находится в центре внимания.
В своей диссертации "Нравственное значение свободы в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков" O.A. Запека обращается к понятию свободы. В работе преобладает статичное рассмотрение концепции свободы Бердяева.
В диссертации "Проблема свободы в философии H.A. Бердяева и Ж.П. Сартра" Поль Миабула рассматривает причины обращения к свободе H.A. Бердяевым и Ж.П. Сартром. Диссертация носит скорее описательный характер. Автор осуществляет внешнее сравнение философии Бердяева и Сартра. Духовного, экзистенциального проникновения в концепцию Бердяева нет, также как и не было задачи рассмотреть в становлении концепцию свободы.
И.А. Декун в диссертации "Идея существования человека (опыт русской экзистенциальной философии)" акцентирует внимание на экзистенциальном способе философствования и отличает его от классического.
Г.Г. Филимонов в диссертации "Проблемы неохристианской антропологии в религиозно-философской концепции H.A. Бердяева" считает, что философии Бёрдяева следует придать атеистическую направленность, иначе невозможна положительная антропология. В антиномичности учения Бердяева Г. Филимонов видит коренной недостаток философской концепции мыслителя.
С.А. Титаренко в своей диссертации "Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры" разработал методы изучения работ H.A. Бердяева, которые помогают раскрыть суть антропологической конструкции мыслителя. Это следующие методы. 1) Бриколаж показывает
антиномичность философии H.A. Бердяева. 2) Метод метасинкретизма раскрывает мистический процесс постижения смысла. 3) Метод энергетизма раскрывает возникновение энергетической аналогии у воспринимающего в связи с продвижением его духовной энергии по энергетическому ритму текста.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью диссертации является анализ становления концепции свободы на протяжении всего творчества H.A. Бердяева.
Постановка и достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение духовных истоков творчества H.A. Бердяева;
- сопоставление понятия свободы с понятиями творчества и духа;
- обоснование третьей свободы в концепции H.A. Бердяева;
- рассмотрение творчества H.A. Бердяева с точки зрения поиска гармонии между первоначальными интуициями и тем или иным проектом свободы;
- выявление гарантов осуществления свободы человека и его высшего предназначения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическую основу проведенного исследования составили принципы системного, комплексного и конкретно-исторического подхода к анализу произведений H.A. Бердяева, которые разработаны и использованы в работах отечественных исследователей.
В работе использованы пять групп источников.
1. Сочинения H.A. Бердяева.
2. Сочинения представителей русской философии XIX-XX в.в.
3. Произведения представителей современной западной философии.
4. Исторические и философские исследования, посвященные русской религиозной философии, особенно работы, посвященные творчеству H.A. Бердяева.
5. Сочинения мемуарного характера.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем:
- творчество H.A. Бердяева рассматривается не с позиций жесткой детерминированности социальной средой, а с точки зрения поиска мыслителем гармонии между первоначальными интуициями и проектом свободы, которого придерживался русский философ в тот или иной период своего творчества;
- раскрыто развитие концепции свободы H.A. Бердяева в этических построениях раннего творчества, в религиозно-мистических работах, в историософической проблематике, в персоналистической философии мыслителя;
- выделены узловые пункты в развитии концепции свободы H.A. Бердяева: в начале творческого пути мыслитель абсолютизировал "свободу в Боге", затем акцентировал свое внимание на иррациональной свободе, в конечном итоге, мыслитель пришел к идее истинной (третьей свободы), которая интерпретирована в диссертации как актуализированный дух человека;
- процесс становления концепции свободы H.A. Бердяева реконструирован как поиск гарантов высшего бытия человека. В этических построениях раннего творчества H.A. Бердяева этим гарантом является Бог. В религиозно-мистических работах философа гарантом становится творчество. В историософической проблематике в качестве гаранта используется идея духовной иерархии, в персоналистической концепции - актуализированный дух человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Положения данной работы могут быть использованы в чтении спецкурсов по творчеству H.A. Бердяева, курсов по истории русской ; философии, в базовых курсах философии по темам "Личность", "Свобода", "Творчество".
РАБОТА БЫЛА АПРОБИРОВАНА:
- на ежегодных научных конференциях по итогам НИР;
- в публикациях автора (опубликовано четыре статьи);
- в лекциях по базовому курсу философии;
- в лекциях по базовому курсу философии;
- на республиканских и региональных конференциях в Барнауле, Курске, Воронеже.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 152 наименования.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы и ее актуальность; очерчиваются цели и задачи предпринятого исследования; перечисляются методы, используемые в исследовании; показана научная новизна, практическая ценность полученных результатов; приводится информация об апробировании работы.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Пленник свободы", предпринята попытка показать, как свободолюбивый пафос русского философа воплощается в его концепции свободы. Кратко рассматриваются основные проблемные узлы становления персоналистического экзистенциализма H.A. Бердяева. В связи с этим оригинальная концепция русского философа сопоставляется с идеями К. Ясперса, М. Хайдеггера, Я. Беме, A.C. Хомякова.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ "Незыблемость первичной веры..." показано, что на протяжении всей жизни русский философ верит в высшее предназначение человека и незыблемость высших ценностей.
Свое неприятие тленности, ничтожности мира, текучести времени H.A. Бердяев называет "тоской по трансцендентному". Эта тоска, устремленность вглубь "жизни" была устойчивой благодаря созданию мыслителем собственного мира. Поэтому философ прошел через многие круги и кружки интеллигенции, не потеряв своего "лица".
Выделение внутреннего и внешнего миров философа объясняет, как удалось ему остаться верным первоначальным интуициям.
Глубинный духовный мир был закрыт для всех , но именно там шла работа по осмыслению всего того, что проходило через внешний мир.
- ь -
Мы считаем, что Бердяев всегда шел по пути выявления первоначальных интуиций, порой заблуждался и объективированная позиция не соответствовала внутренним истокам. Иногда отдалившись от себя, мыслитель вновь и вновь "пробирался" к себе, к глубинам своего духа.
В духовном освоении творчества мыслителя нужно исходить не из внешних условий, внешних причин к его внутреннему миру, а наоборот. Нужно попытаться понять первоначальный пафос, первоначальную интуицию. И затем, из глубин внутреннего мира можно обратиться ко всем внешним проявлениям духа. Внешне Бердяев действительно мог быть разным, учитывая его темперамент. Но внутренний духовный мир всегда был одним и тем же.
Творчество H.A. Бердяева было свободным, он писал в работах о том, что пережил, что интуитивно понял. В своих произведениях он дотягивался до самых сокровенных основ человеческого существования. Все это возможно в лоне экзистенциального философствования. Но такой способ философствования отличается коренным образом от классического философствования. Возможно, из этого вытекает некоторое непонимание бердяевского стиля и даже его неприятие.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Экзистенциально-персоналистический тип философствования Н.А.Бердяева" выявляется специфичность философии Н.А: Бердяева'.
Занимаясь философским творчеством, H.A. Бердяев не пытался следовать какому-либо направлению. Мыслитель был против внешних авторитетов. Все идеи проходили переплавку в личностном мире философа. Поэтому его философское видение мира является цельным и последовательным. Не холодный расчет, а само творчество вело его к экзистенциализму.
H.A. Бердяева отличает не только обращенность к глубинам человеческого духа, но и утверждение достоинства и ценности личности. Не жалость к трагическому существованию, а безудержная вера в высшее предназначение человека присуща русскому философу. Это значит, что экзистенциальная направленность творчества мыслителя сочетается с
персоналистическими идеями.
Итак, обратимся к экзистенциалыю-персоналистическому типу философствования H.A. Бердяева. В этом отношении можно выделить несколько пунктов.
1. Преодоление господствующей онтологической традиции, преодоление объективности.
2. Приоритет внутреннего мира личности над внешним миром.
3. Приоритет духа над всеми другими проявлениями человека.
4. Выявление проблемности, антиномичности человеческого существования.
Мыслитель порывает с онтологической традицией, в связи с этим привычная категория бытия не является центральной. Разрушается идея невыводимости, первичности бытия. Истинной реальностью становится субъективный мир человека. Личность становится тем духовным каналом, который соединяет два мира: феноменальный и ноуменальный. Эти два мира как бы оживают в личностном существовании.
Объективное у Бердяева - объективированное, обретшее форму, лишенное в определенной степени духовной глубины, творческого порыва. Субъективное - все то, что исходит от субъекта, все то, что вырастает из внутренних духовных устремлений. Мыслитель абсолютизирует внутреннее существование, он за изъятие личности из мелькающего феноменального мира. Но при этом, Бердяев не абсолютизирует любое внутреннее состояние. Для мыслителя и внутреннее состояние "я" может быть неглубоким, внешним, порабощающим, если оно не относится к духовному. Мыслитель видит суть экзистенции глубже телесного и душевного миров. Он видит их в мире духовном, где и осуществляется трансцендирование. Именно в процессе трансцендирования оживают высшие ценности.
Трансцендирование - это динамический процесс. Данное понятие является производным от понятия трансцендентный. Причем, трансцендентный понимается как статичный, в противовес динамизму понятия трансцендирования. Именно благодаря понятию трансцендирования
• 1 и -
"философия существования... есть философия внутренне-индивидуального и конкретного, но не общего, объективированного".1 Заслуга H.A. Бердяева в динамическом понимании человека. Для него человек не есть субстанция, ему изначально присуще творчество, борьба. В связи с этим в человеке ничто не может быть дано раз и навсегда. Он всегда в пути... к себе, хотя этот путь может быть слишком извилистым и долгим. Человек непредсказуем. И следовательно, изучение глубины человеческого духа может быть только интуитивным. Бердяев не просто провозглашал это, он следовал этой идее. Интуиция не выводима из каких-либо оснований. В философской интуиции более всего проявляется целостность духовного мира личности. Личная судьба отождествляется с мировой судьбой, становится неотъемлемой от нее, мыслитель, постигая себя, постигает мир. Именно интуитивное творческое познание раскрывает смысл существования. H.A. Бердяев не мыслит свободного творчества без интуиции, а интуиция не подчиняется законам дискурсивного мышления и ведет к антиномичному мышлению.
С точки зрения философа антиномичность может быть снята только в самом существовании, причем процесс этот глубоко субъективный. И бессмысленно на уровне универсально-общего решать те или иные проблемы, они должны реально разрешаться на уровне универсально-личного. Бердяев верен себе в своем интересе к реальному существованию человека, а точнее к противоречиям в его существовании.
Мыслитель осуществляет интуитивное, недетерминированное постижение смысла человеческого существования через трансцендирование. Это познание философ называет мистическим.
Тексты Бердяева притягательны своей энергичностью, афористичностью. Объемная, многозначная мысль сразу предстает перед читателем. И чтобы продолжить чтение, нужно обратиться к своему духовному опыту. Иначе, все изучение творчества Бердяева -бессмысленно. Иначе, работы H.A. Бердяева предстают как поучение,
1 Бердяев H.A. Я и мир объектов //Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С.254
долженствование.
Русский мыслитель стремился реализовать свой замысел свободной философии именно в экзистенциально-персоналистическом типе философствования. Своей высшей цели ■ свободы, Бердяев достигает, реализуя эту ценность в глубинах своего духа. То есть, свобода, исходя из вышесказанного, является основой антропологии философа. И в этом Бердяев уникален.
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ "Свобода - основа антропологии H.A. Бердяева" предпринимается попытка показать, что становление концепции свободы отражает духовные поиски мыслителя во все периоды жизни. Тема свободы - это тот фундамент, на котором строит свое миропонимание русский философ. И в то же время, всесторонее раскрытие темы свободы - это та цель, к которой безудержно стремится мыслитель.
H.A. Бердяев одновременно верил и в то, что человек свободен, и в его высшее предназначение. В разные периоды жизни русский философ находит разную основу для соединения этих двух идей. Гарант осуществления этих двух интуиций он видел то в Боге, то в творчестве, то в иерархии, то в одухотворенной свободе.
Но часто происходит сбой во всей концепции, когда выясняется, что свободный может отречься от свободы, что творчество может быть дьявольским. Поэтому ни свободный выбор, ни творчество как таковое не могут гарантировать осуществление истинной свободы.
Неужели невозможно соединить свободу человека и его устремленность к Богу? Этот вопрос проходит красной нитью через все творчество H.A. Бердяева. Для разрешения этой проблемы Бердяев раскрывает диалектику свободы. Он выделяет в своей концепции иррациональную свободу и "свободу в добре". Но и этого недостаточно. Почему этого недостаточно и как решает Бердяев эту проблему, мы рассмотрим во второй главе данной работы.
ВТОРАЯ ГЛАВА "Становление концепции свободы H.A. Бердяева как поиск гарантов высшего бытия человека" является ключевой, в ней показан процесс развития концепции свободы как поиск гарантов высшего
предназначения человека.
Целью ПЕРВОГО ПАРАГРАФА "Бог как гарант высшего бытия человека в этических построениях раннего творчества H.A. Бердяева" является рассмотрение становления концепции свободы в ранних работах мыслителя.
К Богу H.A. Бердяев пришел из марксизма, поэтому в данном параграфе сначала рассмотрены причины обращения свободолюбивого философа к марксистским идеям, затем отход от них в направлении к объективному идеализму.
В мир революционный мыслителя привела внутренняя логика ноуменального мира, а не только внешние события. Революционность Бердяева была духовная, а не социальная, не политическая. Мыслитель стал "критическим марксистом", основываясь на идеализме. Философ отвергал общефилософский материализм. В его работах было этическое обоснование идеализма.
■В работе "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском" H.A. Бердяев писал о том, что истинно человеческая природа личности проявляется лишь в приспособлении к социальному прогрессу. По мнению философа правильное усвоение высших ценностей зависит от классовой принадлежности человека. Эта идея будет отвергнута уже в следующей работе "Этическая проблема в свете философского идеализма" (1902 г.) Философ выдвигает на первый план личность, лишая тем самым общество абсолютно детерминирующей роли.
Проблематика марксизма остается в некоторых частях работы в виде требования более совершенной формы производства, которая необходима для того, чтобы "духовная культура, носителем которой является личность могла развернуться в эмпирической истории человечества"1.
1 Бердяев H.A. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма,- М.: Московское психологическое общество, 1902. - С. 117.
В работе "Критика исторического материализма" мыслитель еще более сужает сферу влияния исторического материализма; он считает, что опираясь на исторический материализм, нельзя объяснить идеологию экономикой. Значение этой теории в другом:
1) исторический материализм показывает самостоятельное значение экономического развития общества;
2) исторический материализм необходим как ограниченная историческая теория, например для анализа определенных сторон конкретного общества.
Важнейшим событием в духовной биографии Бердяева было изменение его отношения к учению И. Канта. Если в своих первых работах Бердяев подчеркивал роль кантовских идей для утверждения категории должного. То затем, мыслитель возвышается в своих исканиях над позицией Канта. Это не значит, что Бердяев раз и навсегда разочаровался в кантовском учении, это свидетельствует о том, что философ стал рассматривать его учение с более универсальной точки зрения. Бердяев впервые выявил связь кантовских идей с позитивизмом. А позитивистские идеи были чужды Бердяеву изначально.
В первых работах Бердяев не создает целостной персоналистической концепции. В это время он обретает лицо защитника личности, свободы. Философ осознает противоречие между глубинными интуициями, духовными поисками и внешней объективированной позицией. Мыслитель интуитивно устремляется к своему ноуменальному миру. И главное, что Бердяев не просто отбрасывает те или иные идеи, он определяет их место. Поэтому, отмежевание от тех или иных идей нельзя считать непоследовательностью, шараханьем в противоположную сторону. Отношение Бердяева можно назвать творческим, ведь поняв сущность многих концепций, "прожив" их, он утверждал свой ноуменальный мир.
Главное, что в это время он определяет свою духовную направленность, которой будет верен всю жизнь. Духовный мир личности становится первичной реальностью Бердяева. Духовное "я" личности -
та сфера, в которой можно найти ответы на все интересующие вопросы.
Бердяев понимал свободу не как вседозволенность, а как нечто положительное, раздвигающее горизонты индивидуальности. Свобода невыводима из обыденного мира, в ней есть тайна, высший смысл. Но при этом рассматриваемая свобода мыслилась как божественная. Источником этой свободы был Бог. Пока еще нет идеи о свободе зла. Мыслитель не считает свою концепцию завершенной, он по-прежнему интуитивно осознает, что все скрыто в человеке.
В первых работах имеется уклон к объективному идеализму. Если человек выбирает Бога, то далее Бог определяет человека. То есть человек, устремляясь свободно к Богу, попадает во власть добрых, возвышенных порывов. Пока H.A. Бердяев не видит глубокого драматизма исканий, встает вопрос только о пробуждении духовного "я". Пока мыслитель уверен, что свободно избрав духовное "я", человек непременно пойдет по правильному пути, ведь он осуществляет предписанное ему свыше. Таким образом, гарантом осуществления человеком высших ценностей в данном периоде для Бердяева является Бог.
ВТОРОЙ ПАРАГРАФ "Творчество как гарант высшего бытия человека в религиозно-мистических работах H.A. Бердяева" посвящен рассмотрению становления концепции свободы в работах "Философия свободы", "Смысл творчества" и выявлению специфичности бердяевских идей по отношению к философии Хомякова, Соловьева, Булгакова.
После первой русской революции H.A. Бердяев обращается к христианству. Но традиционное православие не стало для него "пристанищем". Мыслитель погружается в мистическую стихию. Мистицизм, распространившийся в России, обезличивал человека, не давая обратиться к собственному духу. Этого Бердяев не мог принять.
Важной вехой творчества H.A. Бердяева стала работа "Философия свободы", вышедшая в 1911 году. Новизна данного труда заключается в следующем.
Во-первых, H.A. Бердяев приходит к своему ноуменальному миру, открыто выявляет свои интуиции, на которых делает попытку построить
свою оригинальную концепцию.
Во-вторых, усложняется и расширяется сама проблема свободы. Мыслитель приходит к выводу, что личность, раскрыв в себе духовное "я", может не следовать высшим идеалам. Н. А. Бердяеву открывается весь драматизм истинной свободы. Оказывается, что свобода может быть не только "свободой в Боге", но и "свободой от Бога".
В работе "Смысл творчества" гарантом осуществления высшего предназначения человека Бердяев рассматривает творчество. Мыслитель категорично укладывает фундамент для дальнейшего утверждения человеческой свободы. Философ еще не видит или не хочет видеть демонического творчества, в котором тоже есть порыв, тоже есть творческий экстаз; но демоническое зло не сгорает в нем, а утверждает себя. Понимание этого придет к мыслителю позже. А на данном этапе философ убежден, что в любом творческом порыве человека актуализируется истинная свобода.
Эту свободу Бердяев называет по-разному, "божественная свобода", "свобода восьмого дня творения", "высшая свобода". Это свобода, вышедшая из иррациональной свободы, это просветленная свобода. Философ подчеркивает значимость этой свободы, но в напряженном потоке мысли не раскрывает ее основ в человеке. Вместо этого он находит гарант свободы в творчестве.
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ "Духовная иерархия как гарант высшего бытия человека в историософической проблематике, разрабатываемой H.A. Бердяевым" показано развитие концепции свободы в рамках "иерархического персонализма".
В 1915-1916 годах персоналистическая ориентация Бердяева приобретает новую окраску. Дело в том, что антиномическая идея одновременного признания универсального и индивидуального, в которой один полюс является способом осуществления другого полюса, уступил место иерархической идее. Позже, в 30-е годы Бердяев назовет эти идеи "иерархическим персонализмом". В этот период как никогда более ощущается мощь сил, стоящих над человеком. И, возможно, мыслитель,
понимая надличностный характер социальных потрясений, стремится понять, кем и почему были пробуждены эти силы? Бердяев считает, что все сословия несут на себе вину неисполненного долга. Если недостаточно сил для устремления к высшему, то это приводит к победе хаотических, разрушительных сил. Бердяев считал, что социальные потрясения произошли потому, что исчезла иерархия как каркас, поддерживающий общество. Общественная иерархия - проявление космической иерархии. Историческую проблематику Бердяев укореняет в метафизической. Перед мыслителем как будто предстает взбесившаяся иррациональная свобода. При всем этом, Бердяев верит в личность.
Но где же основа личности, которая может сопротивляться демонической свободе? Что может просветлить личность? Бердяев пока не находит в личности такой основы. Ведь тот, кто еще вчера искал высшее, кто со всем пылом боролся с существующим злом, сегодня отвернулся от высших ценностей.
Где же ищущий дух? Как образованные интеллигентные люди могли так трансформироваться? Ноуменальный мир мыслителя по-прежнему заставляет искать гарант осуществления высших ценностей именно в личности. Но мучительные поиски не приводят Бердяева к выявлению этой основы в личности. И тогда мыслитель обращается к иерархии. H.A. Бердяев горячо провозглашает, что только иерархия может быть гарантом существования личности, ее духовного мира. Но само понятие иерархии предполагает наличие высшего и низшего. Высшее в иерархии не может быть попираемо низшим. Именно иерархия защищает высшее творчество. Источником динамизма, гарантом движения,устремления к высшему является неравенство, закрепленное в иерархии. При этом нужно учитывать, что Бердяев имеет ввиду не социальную иерархию, а иерархию, основанную на духовных свойствах человека. Это значит, высшим в его иерархии является духовный аристократизм, который он не связывает с той или иной социальной группой. Иерархия хранит "источники света" и творчества, которые в свою очередь охраняют иерархию.
В рассматриваемый период, под влиянием мощных социальных потрясений, мыслитель на первый план выдвигает ответственность человека. Мир в руках человека, и именно он творит историю. В самых разных аспектах, через разные проблемы Бердяев утверждает проблему высшего одухотворения человеческого творчества. Более того он выдвигает эту идею как задачу человека, которую он волен осуществить или не осуществить. H.A. Бердяев подчеркивает особую роль России в историческом процессе. Россия не терпит буржуазной усредненности, именно России присуща устремленность к безднам. В какую бездну (высшую или низшую) она устремится, зависит от человека.
Хорошей иллюстрацией к этому является идея вины всех сословий, каждого человека в революционных событиях. Бердяев прямо заявляет, что человеку и, следовательно, человечеству не хватило духовных сил утверждать в реальной жизни высшее добро. Пока обо всем этом Бердяев говорит с точки зрения истории, но не с точки зрения внутренних исканий человека. Бердяев пытается найти гарант высших устремлений человека в иерархии. Но при всем этом, осталась и верность внутренним интуициям, она выразилась в особом понимании иерархии не как внешней, а как духовной.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПАРАГРАФ "Актуализированный дух как гарант высшего бытия человека - основа персоналистической концепции H.A. Бердяева" посвящен рассмотрению концепции свободы в заключительном периоде творчества H.A. Бердяева.
В конце 20-х годов философ приходит к последовательному осуществлению персоналистической идеи. Теперь гарантом осуществления свободы человека и реализации его высшего предназначения является дух, который изначально присущ каждому человеку, и в то же время может находиться в свернутом, потенциальном состоянии. И только по своей доброй воле, делая усилия, человек пробуждает свой дух, актуализирует его. Даже самый падший человек в любой момент может актуализировать свой дух.
Дух - это и есть истинная свобода, как гармоничное сочетание
- ш -
иррациональной свободы и свободы в Боге. Итак, истинная, третья свобода обосновывается духом человека. Вот почему Бердяев твердо и безапелляционно заявляет о том, что путь к человеку - это и есть путь к Богу. Бердяев находит в человеке тот пункт, который обеспечивает сочетание идеи высшего предназначения человека и идеи свободы.
В каждое мгновение жизни человек либо утверждает свой дух, а значит истинную свободу, либо угашает высшее в себе, переводя дух в потенциальное состояние. Любое мгновение может открыть человеку высшее, незыблемое, либо пройти незамеченным в череде обыденности.
В концепции Бердяева наличие духовного порыва является необходимым, но недостаточным условием высшего. Ситуация противоречивая, но это-то и присуще антиномичному стилю Бердяева. Какой выход находит философ? Как может духовный порыв быть проявлением высшего порядка и одновременно не гарантировать высшего? В нашем понимании это возможно, если изначально присущий человеку дух интерпретируется как потенциальный. Только в этой интерпретации человек с его потенциальным духом предстает как высшее существо. Именно поэтому, человек сам волен пробудить или не пробудить свой дух (замкнуться в эмпирической жизни).
Когда человек пробуждает свой дух, это не значит, что он актуализирует его раз и навсегда. Пробуждая свой дух, человек осуществляет выход из эмпирического мира, размыкает душу, открывает бесконечное, и сам по себе этот порыв высок, но как уже было сказано, размыкание души не может быть одноразовым актом. Будет ли дальше осуществлено это высшее предназначение? Все зависит от того, будет ли актуализирован духовный потенциал личности. На уровне духовного порыва человек осуществляет в себе возможность высшей реализации, но человек ведь и далее свободен. Поэтому, он может свободно реализовать свой духовный потенциал, а может, ощутив в себе высшее, отпрянуть от него и тем самым в этот момент он угашает свою духовную устремленность. Потенциальный дух так и остается не актуализированным.
Безудержная вера в человека помогает Бердяеву признать, что нереализованность духовного потенциала в данной конкретной ситуации не есть показатель вечной падшести человека. В любой момент человек может стать на путь реализации духа. Абстрактные ценности духовное "я" человека осуществляет в данной конкретной ситуации. Именно в этом случае человек по-настоящему свободен, ведь он ощущает себя субъектом, осуществляющим себя полностью. Если человек ограничивает духовный порыв, отказывается от свободы быть самим собой, он отказывается от высшего в себе.
Актуализированный дух и есть свобода, причем свобода избрания высшей божественной свободы.
Третья свобода рождается из гармоничного сочетания первой и второй свободы. Но где же осуществляется это соединение? Это возможно в человеческом духе. Актуализированный дух и есть истинная свобода. Как только дух перестает реализовываться, он перестает быть истинной свободой. Дух угашает сам себя, переводя в потенциальное существование. Дух и есть способ существования истинной свободы.
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ "H.A. Бердяев о духовных аспектах проблемы свободы как определяющих основаниях человеческого существования" предпринята попытка показать бердяевскую концепцию свободы в окончательной персоналистической интерпретации.
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ "Учение о трех свободах H.A. Бердяева" рассматривается реализация идеи о третьей свободе в работах 30-х - 40-х годов.
В работах последнего периода творчества H.A. Бердяев твердо стоит на позиции признания исключительной важности актуализированного духа, то есть третьей свободы. Бердяев не просто провозглашает ценность духовного мира, а раскрывает диалектику свободы, духовные перипетии внутреннего мира. И в своих изысканиях мыслитель утверждает тождественность истинного человеческого и божественного. Недаром для Бердяева идти к Богу, значит идти к человеку. Понятно, что в данном случае под словом человек он понимает высшее в человеке, то есть дух,
тождественный свободе. Это и есть третья свобода, она есть синтез первой и второй свободы. В ней есть недетерминированность и божественная высота. На этой высоте должное перестает быть должным, а становится единственно возможным, истинно свободным для человека, это путь реализации человека. Для человека становятся конкретными высшие ценности.
Абсолютизируя значимость человека, Бердяев не отрицает при этом идею единения. Истинный персонализм в понимании Бердяева приводит к коммюнитарности. Но ведь объединительные идеи есть и у B.C. Соловьева, причем он проводит идею единства вместе с идеей свободы. Чем же отличается в этом случае позиция H.A. Бердяева?
Будучи страстным сторонником персонализма, Бердяев не
отгораживал человека от человека. Каждый человек выявляет высшее в
себе. Вспомним, что путь к человеку Бердяев отождествляет с путем к
Богу, то есть высшее в человеке и есть божественное. Каждый человек
сам карабкается по духовным тропам. На телесно-душевном уровне
одному человеку трудно и скорее всего невозможно понять другого
человека. Это становится возможным только на духовном уровне. Именно
здесь индивидуальное наполняется универсальным смыслом. Человек
может приблизиться к другому человеку через свой дух. Ведь только
дух универсален. Дух может обратиться только к духу, но никогда дух it и
не достучится до неодухотворенного тела.
Вот почему, реализуя духовный потенциал, выходя к истинному универсализму, человек тем самым раскрывается для общения. Это именно общение, а не сообщение, как нечто внешнее неодухотворенное. Такое общение Бердяев называет экзистенциальным.
Объединительные идеи есть и у B.C. Соловьева. Но у Соловьева на первом месте всеединство, Бердяев ставит на первое место свободу. Для него объединение - это не застывшее онтологическое единство, а скорее процесс восхождения к высшему в себе. Этот процесс осуществляется в каждом человеке. Персонализм для Бердяева "не экстериоризованный универсализм, а интериоризованный
универсализм"1.
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ "Идеи персонализма и соборности в концепции свободы H.A. Бердяева" мы стремились показать невозможность отождествления третьей свободы с "соборнической" свободой.
Еще в 1990 году A.A. Ермичев показал взаимосвязь трех свобод Н. Бердяева. Исследователь отождествил третью свободу со свободой общественного действия "на началах, ... воспринятых его участниками глубоко "лично" 2.
Работа с текстами H.A. Бердяева привела, нас к иному пониманию третьей свободы. Интерпретация A.A. Ермичева основывается на отождествлении двух понятий соборности и коммюнитарности. Разницу этих двух понятий A.A. Ермичев видит лишь в том, что соборность - это старинный термин самобытной русской философии, в то время как коммюнитарность - европеизированный термин. Мы считаем, что различие лежит глубже. В понятии соборности на первом месте объединительные начала, предполагающие добровольность. Это значит, что при абсолютизации соборности, задача субъекта сводится к тому, чтобы вписаться в объединительный всеобъемлющий процесс.
H.A. Бердяев на первый план выдвигал коммюнитарность, а не соборность. Термин коммюнитарность обозначает общность, основанную на общении, которое осуществляется на духовном уровне. Общение не может быть детерминировано чем-то из вне, общение глубоко интимно, духовно, с другой стороны, в общении реализуется высшее, универсальное. В общении на первом плане единичный человек с его внутренним миром. Коммюнитарность есть следствие актуализации духа. Актуализация духовного потенциала обусловлена не внешней логикой событий, а внутренней потребностью человека. Субъект поступает определенным образом в связи с тем, что есть внутренняя потребность,
1 БердяевH.A.Орабствеисвободечеловека. Опыт персоналистической философии. - М.: Республика, 1995. - С.47.
2 Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева. - Серия "Знание". - 1990. - №1. - С.27.
внутреннее рвение, а не внешняя детерминированность.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу о невозможности отождествления третьей свободы со свободой общественного действия. В диссертационной работе мы стремились раскрыть третью свободу как актуализированный универсально-личный дух.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги исследования, вытекающие из содержания работы, намечены пути дальнейшего изучения проблемы.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Категория свободы как основа гуманистической философии H.A. Бердяева//Человекознание: гуманистические ориентации в образовании. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. - Курск, 1994, -С.227-228; 0,1 п.л.
2. Проблемы культуры и духовности личности в свете гуманизации образования.//Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспектива и горизонты. Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. - Курск, 1995, - С.100-101; 0,1 п.л.
3. О творческом призвании человека. (В свете философии H.A. Бердяева).//Социально-экономические проблемы образования в ЗападноСибирском регионе России. - Барнаул, 1996, - С.115-118; 0,2 п.л.
4. Проблема творчества на рубеже XXI века. (В свете философии H.A. Бердяева). //Философия в системе духовной культуры на рубеже XX века. Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. - Курск, 1997, - С.155-156; 0,1 п.л.
Итого по теме опубликовано 4 статьи общим объемом 0,5 п.л.