автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Концепты русской ментальности в романе И. А. Гончарова "Обломов"
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Садуллаева, Жамила Рузмаматовна
Введение.
1. Цели и задачи, материал и объект исследования.
2. Основные термины, использованные в работе.
2.1. МейШЙьйость.
2.2. Ментальный стереотип.
2. 3. Концепт.
2.3.1. Определение,.
2.3.2. Методы изучения концепта.ДО
2.4. Картина мира.
2. 5. Текст.
2.5.1. Художественный прецедентный текст.
2.5.2. Интерпретация текста.
2.5.3. Дискурс и контекст.
3.Методы исследования.
3.1. Метод учета авторских интенций.
3.2. Метод учета устойчивого восприятия произведения.
3.2.1.„Лил.-. .2&
3-2.2.,.
3.2.3.>.<-.^.fc.,:.,.;.
3.3. Метод учета соединения эстетических и этнических стереотипов в произведении при его интерпретации.
Глава первая. Мир другого.
1. Россия - Запад - Восток.
1.1. Об именах собственных.
1.1.1. Фоновые персонажи.
1.1.2. Главные персонажи.
1.1.3. Топонимические названия.
1.2. О репрезентативных вещах. Халат Обломова.
2. Человек другой.
2.1. Другой- иностранец.
2.1.1. Другой - немец.
2.3.Гипотетический другой.
2.3 Другой - Штольц.,.
3. Человек трудолюбивый.
3.1. История концепта.
3.2. Концепт в романе.,.
3.2.1. Метафоры реки и дороги.„.,.
3.2.2. Труд - забота, беспокойство.
4. Человек ленивый.
4.1. История концепта.
4.2. Концепт в романе.
Глава вторая. Свой мир.,.
1. Человек спящий...—.
1.1. История концепта.
1.1. Концепт в романе. .;т
2. Человек покойный.
2.1. История концепта.
2.2 Концепт в романе.
3. Человек скучающий и человек тоскующий.
3.1. История концепта.
3.1. Концепт в романе.
4. Человек страшащийся.
4.1. Робость и страх.
4.2. Метафоры огня и камня.
5. Человек страдающий.
5.1. Болезнь Обломова.
5.2. Путешествие.
6. Человек стыдливый и человек совестливый.
6.1. История концепта.
6.1.1. Современные исследователи о концепте.
6.1.2. Этимология концепта совесть.
6.2. Концепт в романе.
7. Семантика суда-.
7.1. Суд, вина, наказание.
7.2. Судьба.
7.3. Семантика погружения и падения в бездну.
7.4. Семантика подвига.
8. Человек волевой.
8.1. История концепта.
8.2. Концепт в романе.
9. Человек вольный. Барин и раб.
10. Человек свободный
10. 1. История концепта.
10. 2. Концепт в романе.
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Садуллаева, Жамила Рузмаматовна
1. Цели и задачи, материал и объект исследования
В современных филологических исследованиях существует тенденция к взаимодействию разных дисциплин широкого гуманитарного цикла. Традиционные лингвистика, литературоведение, фольклористика, мифология, этнография взаимодействуют с интенсивно развивающимися в последнее время этнолингвистикой, культурологией, социолингвистикой1. Исследование национального сознания уже достаточно давно проводится в социологии, психологии, этнологии и истории2. Современный анализ русской национальной картины мира на языковом материале в работах Ю.Апресяна, Н.Арутюновой,
A.Вежбицкой, Ю.Караулова, В.Колесова, А.Лурия, Т.Николаевой, Ю.Степанова, А.Шмелева и др. расширяет представления о возможности исследования ментальности лингвистическими средствами. Наконец, изучение ментальности и картины мира широко представлено сейчас в работах, посвященных анализу художественного текста (Б.Гаспаров, Вяч.Иванов, В.Топоров и др.). Множественный и разноплановый подход к изучению национальной картины мира в языке и литературе определяет актуальность данного диссертационного исследования, лежащего на стыке отдельных филологических дисциплин.
Материалом исследования послужил текст романа И.А.Гончарова «Обломов», в последнее время особо привлекающий внимание ученых (М.Бемиг, А.Буланов, П.Бухаркин,
B.Кантор, Е.Краснощекова, Е.Ляпушкина, В.Мельник, Т.Орнатская, М Отрадин, О.Постнов, П.Тирген, А.Фаустов, и др.) и являющийся чрезвычайно показательным при изучении национальной ментальности и картины мира на материале художественного произведения.
Цель работы состоит в выявлении, описании и толковании концептов национальной ментальности в анализе художественного текста и реконструкции на основании полученных данных фрагмента общенациональной языковой картины мира, что влечет за собой ряд практических задач исследования: 1. обоснование соответствия анализируемого текста целям исследования; 2. выявление и описание ключевых мотивов текста, одновременно
1 Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце XX столетия // Известия АН. Серия литературы и языка. 1999. Т.58. № 4. С.39 - 53 См. общие работы Ф.Арьеса, А. Буро, Ю.Бромлея, М. Вовеля, Л.Гумилева, А-Гуревича. И Дубова, И Кона. Ж.Ле Гоффа. Т.Марцинковской, А.Мыльникова. Ю.Прохорова, Г.Солдатовой. В.Ядова и др. являющихся концептами национальной ментальности (сон, покой, лень, тоска, скука, жалость, страдание, совесть, воля и др.); 3. интерпретация этих языковых и текстовых элементов с учетом взаимодействия авторских интенций текста, направленных на отображение национальной ментальности, и его поэтики.
Основными методами исследования могут быть названы: описательно-сопоставительный, метод дискурсивного анализа и метод обязательного учета авторских интенций и читательского восприятия произведения, близкий к методу рецептивной эстетики.
Теоретическая и практическая значимость диссертации обусловлена возможностью применения результатов, полученных в процессе работы, в курсах преподавания филологических дисциплин широкого спектра (лингвистики текста, лексикологии, истории литературы, поэтики, лингвокультурологии и др.), а также новизной использованных в работе методов и подходов к изучению ментальности и картины мира, объединяющих семантический анализ слова-концепта и анализ художественного текста.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепты русской ментальности в романе И. А. Гончарова "Обломов""
Результаты работы, являющиеся реализацией поставленных задач по описанию и систематизации концептов, выявлению их семантики в общеязыковом и индивидуально-авторском их использовании, дают возможность применить полученную информацию, как в теоретических курсах поэтики, истории литературы, культурной антропологии, лингводидактики, лингвострановедения, культурологии и других областях знания, так и в практических курсах по этим дисциплинам, а также - продолжить исследования в сфере интерпретации художественного произведения в связи с проблемами национальной ментальности и языковой картины мира.
Заключение
В современной науке происходят интегральные процессы, которые формируют многосторонний подход к получению новых данных традиционного филологического анализа, включающего элементы лингвистики и литературоведения, и пополняют запас филологических знаний данными таких наук, как социолингвистика, культурология, этнология. В диссертации названные подходы были применены в их взаимосвязи, что дало возможность подтвердить выдвинутую в начале работы гипотезу о взаимодействии элементов этнического и эстетического сознаний в рамках одного произведения. Многоаспектный анализ художественного текста показал наличие и активное использование в нем определенных регулярно встречающихся слов-понятий, которые являются с одной стороны (эстетический аспект) маркерами мотивов данного произведения и, шире, русской литературы в целом, и с другой стороны (этнический аспект) - концептами национальной ментальности и отражающей ее языковой картины мира русской этнической общности.
Учитывая жанровое своеобразие романа и авторские интенции, направленные на выявление этнического своеобразия описываемой художественной реальности, мы пришли к выводу о том, что как этнические, так и эстетические стереотипы проходят одинаковую эволюцию. На первой стадии стереотип является всеобщим, признаваемым всеми понятием. Затем появляется его индивидуальный интерпретатор — автор художественного произведения. Он обрабатывает стереотип, пополняя его новыми значениями. На следующей стадии стереотип, переходя в разряд прецедентных феноменов, претерпевает изменения, с учетом тех, которые были внесены индивидуальным интерпретатором. В произведении Гончарова происходит описанный выше двоякий процесс использования и реформирования элементов национального сознания - концептов.
Используя данные толковых, этимологических словарей и словарей сочетаемости слов, мы сравнили общеязыковую семантику концепта с его авторским употреблением в тексте романа, в результате чего мы пришли к выводу о том, что Гончаров расширяет наполнение концепта, соиолагая его с другими, ранее с ним не связанным^. Тем самым создается база для его дальнейшего семантического и ассоциативного развития. Кроме того, выяснилось, что в художественном тексте, нацеленном на выявление картины русской ментальности, -Актуализируются только особо важные для нее концепты, которые в таком случае являются ведущими мотивами данного текста. Особое место уделено в диссертации различию общеязыковой семантики концептов и семантики тех же концептов у Гончарова.
В результате проведенной работы выяснился набор концептов, в совокупности составляющих целостную картину ментального мира, отображенного в романе. Их система является не чем иным, как системой художественных мотивов произведения. Концепты для удобства исследования и толкования были разбиты на несколько групп, сформированных по принципу близости и контрастности их значений. Однако разделение текста диссертации на главы в достаточной мере условно, так как обе главы: Свой мир и Мир другого - призваны с разных сторон охарактеризовать одно и то же ментальное пространство русской этнической общности. Описание концептов концентрируется вокруг описания ментального пространства (хронотопа произведения) и характерных черт этнической языковой личности (характеристики героев).
Из наблюдений, сделанных в ходе исследования, явствует, что любой концепт национальной ментальности показателен в отношении специфики этой ментальности. Все без исключения выделенные нами в тексте концепты призваны выявить и описать основные черты избранного этноса, сопоставив его с другим. Все концепты ментальности взаимосвязаны, как на уровне языковой картины мира, так и на уровне романного пространства, в котором они приобретают черты спаянной системы, где каждый из элементов становится в отношения окказиональной синонимии или антонимии к другим членам ряда, даже если таких связей не наблюдалось в общеязыковой этнической картине мира. Так концепты сна и тоски, страдания и покоя, работы и свободы не являются напрямую связанными друг с другом в русской языковой картине мира. Но в тексте они приобретают неразрывное единство, направленное на предпринятое в романе воспроизведение национальной языковой картины мира.
В ходе реконструкции системы концептов мы пришли к следующей картине мира, обозначившейся в романе:
- Пространство мира понимается мифологично и делится в соответствии с этим на систему бинарно противопоставленных миров: верхнего - нижнего, сакрального -профанного, своего - чужого, малого - большого, внутреннего - внешнего, цикличного -линейного, наконец, русского, нашего и нерусского, немецкого. При этом первый компонент оппозиционной пары всегда рассматривается с положительной коннотацией, второй - с отрицательной.
- В романе эстетические и этнические стереотипы накладываются друг на друга, в результате чего дча малых мира (1. Малый мир лирических жанров дружеского послания и элегии # 2. Малый этнический мир - свой, русский; оба мира характеризуют «дом») и два больших мира {1. Большой, внешний мир лирических жанров и 2. Внешний этнический мир
- иностранный мир) сливаются. Образуется контаминированное пространство, в котором обломовцы и русские, жители внешнего мира и иностранцы становятся синонимичными парами. Каждому из двух миров приписываются основные его черты.
- Свой мир характеризуется положительными для себя чертами: праздностью, ленью, цикличностью времени, близостью к природе, естественностью и т.п. В этой характеристике соединяются этнические и эстетические стереотипы, поданные в романе через систему концептов с разными значениями и коннотацией. Это разобранные нами в работе концепты лени и труда, покоя и сна. Противопоставление миров прослеживается на таком традиционном языковом материале, как ономастика и система описания репрезентативных вещей героев.
- Чужой мир иностранцев наделяется отрицательными чертами, представленными посредством все тех же концептов и в особенности концепта другого, выделяемого самим Гончаровым. Другой мыслится представителями этого мира в двух аспектах: 1. этнический другой - человек любой не своей национальности, в особенности же немец; 2. этический другой - ментальная, воображаемая, гипотетическая альтернатива любому жителю своего мира, где признак этничности пропадает.
- Другой наделяется отсутствующими у своих чертами через разработку различных значений концептов свободы и воли. В романе, как и в языке, воля представлена двумя тесно связанными омонимами: пространство своего мира располагает волей-2 (свободой от), другой мир обладает волей-1 (волей к действию, свободой для). Концепт воли включает другие концепты и мотивы, представленные в романе.
- В диссертации проводится анализ концепта судьбы в языке и в романе, в результате чего мы приходим к выводу о соответствии романной судьбы высшей воле, богу и совести. Рассматривается актуализация этимологии концепта судьбы, ее связь с концептом суда, вины, наказания, как в романном пространстве на авторском уровне, так и в общеязыковом пространстве, причем на уровне глубинных пластов этимологии. В связи с концептом судьбы рассматриваются мотивы горения и тяжести, а также сюжетные элементы путешествия и болезни главного героя, разъясняется семантика концептов страдания и подвига, немаловажных в структуре романа и в русской ментальности.
- В результате этимологического анализа концепта и его синтагматических связей д§дц§тся вьфрд ф особой роли концептов скуки, тоски, печали, грусти, являющихся ментальными стереотипами и выполняющими в романе ключевую функцию.
- Наконец, проведено исследование концептов стыда и совести с точки зрения их актуализации $ тексте романа. В ходе работы был подтвержден тезис об исключительно важном месте концепта совести в романе и в русской ментальности в том виде, как ее отражает анализируемое произведение. В процессе работы делается попытка представить все описанные концепты, мотивы и стереотипы как целостную картину мира.
Список научной литературыСадуллаева, Жамила Рузмаматовна, диссертация по теме "Русский язык"
1. Литература к теоретическому введению:
2. Анциферова Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997, №№ 3-6
3. Апресян Ю.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики //Проблемы структурной лингвистики. М., 1963
4. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания, 1995. № 1
5. Апресян Ю. Д. Отечественная теоретическая семантика в конце XX столетия // Известия АН. Серия литературы и языка. 1999. Т.58. № 4. С. 39 53
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998
7. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике. Воронеж, 1996
8. Баранов А.Н., Доброволький Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1997. Т.56. №1. С. 11-21
9. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Paris, 1939
10. Бердяев Н. Русская идея / (1946)/: основные проблемы русской мысли XIX н. XX в. Paris, 1971
11. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983
12. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973
13. Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. М., 1971
14. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. О соотношении языка, сознания и действительности. Фрунзе, 1972
15. ВежбицкаяА. Язык, культура, познание. М., 1996
16. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1998
17. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996
18. Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. М., 1995
19. Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М., 1997
20. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987
21. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков. // Избранные труды по языкознанию. М., 1984
22. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л, 1990
23. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
24. Гуревич А.Я. Образ «другого» в культуре. М., 1994
25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990
26. Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989
27. Дмитрюк Н.В. Национально-культурная специфика вербальных ассоциаций. Автореферат на соискание . к.ф.н. М., 1985
28. Дриадзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980
29. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. «Вопросы психологии», 1993, № 5, С. 20-29
30. Евразия на перекрестке языков и культур. Типология языков и культур. М., 1999
31. Жельвис В.И. О некоторых национальных особенностях взаимоотношений языка и мышления. Сб. научн. трудов ЯГПИ. Вып. 146. Ярославль, 1976
32. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987
33. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе. М., 1986
34. Залевская А.А. Свободные ассоциации в трех языках // Семантическая структура слова. М., 1971
35. Залевская А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова. Калинин, 1982
36. Иванов А. Мышление и сознание. М., 1995
37. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы: Древний период. М., 1965
38. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991
39. История ментальностей, историческая антропология. Сост. Михина Е.М. М., 1996
40. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987
41. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., ТарасовЕ.Ф., Уфищева Н.В., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь. М., 1994-96
42. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994
43. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб, 2000
44. Кон И.С. Национальный характер. Миф и реальность // «Иностранная литература», 1970, № 3
45. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. /Под ред. ПоршневаБ.Ф. и Л И. Анциферовой. М.: Наука, 1971
46. Концепт движения в языке и культуре. М., 1996
47. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996
48. Кубрякова Е.С. Виды пространства текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время. Мат. науч. конф. М., 1997
49. Кузнецов AM Поле // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
50. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М., 1961
51. Ладыгин Ю.А. Автороцентрический подход к анализу прозаического художественного текста. М., 1997
52. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения.: В 2 т. М., 1983. Т.2
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
54. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
55. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Л., 1981
56. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.52. № 1. М., 1993.
57. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие // «Русская литература». 1968. № 1.
58. Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991
59. Лосский Н.О. Характер русского народа.: В 2 т., Франкфурт-на-Майне, 1957
60. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
61. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996
62. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999
63. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998
64. Лурье С В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб, 1994
65. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб, 1993
66. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994
67. Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. Ядова В. А. М., 1994
68. Ментачьность россиян (Специфика сознания больших групп населения России). М., 1997
69. Миронова Н.М. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. №4. С. 52 59
70. Мостовая И.В., СкорикА.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // «Полис», 1995, № 4, С. 69-7670. Мышление и язык. М., 1957
71. Национально-культурный компонент в тексте и языке. М., 1999
72. Невская Л.Г., Николаева Т.М., Седакова И.А., Т.В.Цивьян. Концепт пути в фольклорной модели мира (от Балтии до Балкан) // Славянское языкознание XII международный съезд славистов. Краков, 1998. / Под ред. О Н. Трубачева. М., 1998
73. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993
74. Новиков А.И., Ярославцева Е.И. Семантические расстояния в языке и тексте. М., 1990
75. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. М., 1979
76. Облик слова. Сб. ст. памяти Д.Н.Шмелева. М., 1997
77. Образ России: Россия в восприятии Запада и Востока. СПб, 1998
78. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1992
79. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988
80. Пибоди Д Шмелев А.Г., АндрееваМ.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект // «Вопросы психологии», 1993, № 3, С. 110-122
81. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994
82. Почещов О. Г. Языковая ментальность: способ представления мира // «Вопросы языкознания», 1990, № 6, С. 110 -122
83. Прохоров Ю.Е. Национальный социокультурный стереотип. М., 1996
84. Психология. Словарь. М., 199085. 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989
85. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. М., 1996
86. Роднянская И.Б. Мотивы //Лермонтовская энциклопедия. М., 1984
87. Розов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Серия философии. 1967, № 2.
88. Российская ментачьность (Материалы «круглого стола») // «Вопросы философии», 1994, № 1, С. 25 — 53
89. Россия Запад - Восток. Встречные течения. СПб., 1996
90. Россия Восток - Запад. М., 1998
91. Русские: этносоциологические очерки. Ред. Ю.В. Арутюнян. М., 1992
92. Семантика-Грамматика-Дискурс. М., 1998
93. Сепир Э. Бессознательные стереотипы поведения в обществе // Сепир Э. Избранные работы. М., 1993
94. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалов В.И. и др. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988
95. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Новосибирск, 1999
96. Смирное Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и российской ментальности. М., 1995
97. Современная западная философия /Сост. Малахов B.C., Филатов В.Н. М., 1991
98. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Еврюпы и США. Концепции. Школы. Термины. Энциклопедический словарь. М., 1996
99. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998
100. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993
101. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997
102. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998
103. Стереотипность и творчество в тексте. М., 1999
104. Сукаленко Н.И. Отображение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992
105. Триполъская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивные и прагматические аспекты. М., 1999
106. Толстой Н.И. О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Язык и этнос. М., 1983
107. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995
108. Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997
109. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб, 2000
110. Швейцер А.Д. Национальный язык и национальная культура. М., 1978
111. ШевяковМ.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореферат . канд. фил. наук. Волгоград, 1994
112. Шпет Г. Введение в этническую психологию. М., 1996
113. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Ред.: А.К. Байбурин и И С. Кон. СПб, 1991
114. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996
115. Этнолингвистика текста. М., 1988
116. Ядов В.А. Стереотип социальный // Философская энциклопедия. Т. 6. М., 1970
117. Язык и антропологические сущности. М., 1997
118. Язык и интеллект. М., 1995
119. Язык и наука конца XX века. Сб. статей. М., 1995
120. Язык и сознание: Парадоксальная рациональность / Под ред. Е.Ф. Тарасова. М., 1993
121. Языковая личность: Проблемы значения и смысла. Волгоград, 1994
122. Языковое сознание: стереотипы и творчество. М., 1988
123. Языковые и культурные контакты различных народов. М., 1999
124. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994
125. Aries Ph. L'histoire des mentalites // La Nouvelle histoire. P., 1978
126. Bartminski J. Nasi sasiedzi w oczach studentow (Z badan nad stereotypami narodowymi) // Narody i stereotypy, Miedzynarodowe Centrum Kultury. Krakow
127. Bescinson A. Le tsarevitch immole: La symbolique de la loi dans la culture russe. Paris,1967
128. Besanson A. Fonction du reve dans le roman russe // Cahier du monde russe et sovietique. 1968, № 9. P. 337 352
129. BillingtonJ. H. The Icon and Axe: An Interpretative History of Russian Culture. N.Y.,1968
130. Boureau A. Propositions pour une histoire restreinte des mentalites // Annates. E.S.C., 1989, №6
131. Cherniavsky M. Tsar and People: Studies in Russian Myths. New Haven, 1961
132. Kerblay B. Du rnir aux agrovilles. Paris, 1985
133. Kristeva J. Powers of Horror: An Essay on Abjection. N.Y., 1985
134. Le Goff J. Les reves dans la culture et la psychologie collective de l'Occident |// Pour un autre Moyen Age. P., 1975
135. Leroy-Beaulieu A. L'empire des tsars et les Russes. Paris, 1990
136. Polska Rosja czas przewartosciowan. Centrum Badan Wschodnich. Warszawa, 1995
137. Sielicki F. Postrzeganie "duszy rosyjskiej" przez Polakow // Slowianie wschodni. Duchownosc, mentalnosc, kultura. Krakow, 1997
138. Studia nad idea wolnosci. Lublin, 1995
139. Vovelle M. Ideologies et mentalites. P., 1982
140. Vovelle M. La mentalite revolutionnaire: societe et mentalites sous la Revolution francaise. P., 1985
141. Understanding Russia: The Holy Fool in Russian Culture. Lahmann, 1987
142. Литература по творчеству И.А. Гончарова:
143. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. / Под ред. В.А Недзвецкого, К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1980. Т. 4. «Обломов»; Т.8. «Лучше поздно, чем никогда»
144. Гончаров И.А. Обломов. Л.: Наука, 1987
145. Гончаров И.А. Полн. собр. соч.: В 20 т. / Под ред. В.А.Туниманова. СПб: Наука, 1997. Т.4 СПб, 1998
146. Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991. / Под ред. М.В.Отрадина
147. Алексеев А.Д. Летопись жизни и творчества И. А.Гончарова. М.; Л, 1960.
148. БемигМ. «Сон Обломова»: апология горизонтальности // Материалы международной конференции. Ульяновск, 1994
149. Буланов А.М. Соотношение рационального и эмоционального в развитии русского реализма второй половины XIX века («Ум» и «сердце» в творчестве Гончарова, Достоевского, Толстого). Автореф.канд. фил. наук. М., 1992
150. Бухаркин П.К «Образ мира, в слове явленный» (стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX-н.ХХ вв. СПб., 1992
151. Бухштаб Б.Я. И.А.Гончаров: Указатель основной литературы. Л., 1948
152. ГгйроЛ.С. История создания и публикации романа «Обломов» // Гончаров И.А. Обломов. Л.: Наука, 1987. С. 527—551
153. Гейро Л.С. Роман И.АХончарова «Обломов» // Гончаров И.А. Обломов. Л.: Наука, 1987. С. 551 —646
154. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980
155. Кантор В. «Долгий навык к сну» (Размышления о романе И.А.Гончарова
156. Обломов») // Кантор В. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994 V 156. Краснощекова Е.А. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997
157. Краснощекова Е.А. «Обломов» И. АГончарова. М., 1970
158. Красухин Г. Покой и Воля. М., 1987
159. Лощиц Ю.М. Гончаров.2-е изд. М., 1986
160. Ляпушкнна Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова «Обломов». СПб, 1996
161. ЛяцкийЕ. Гончаров. Жизнь, личность, творчество. Стокгольм, 1920
162. Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.АХончарова «Обломов» // Русская литература, 1982. № 3
163. Мельник В.И. Античность в романе ИАХончарова «Обломов» // Структура литературного произведения. Владивосток, 1983
164. Мельник В.И. Реализм И. А.Гончарова. Владивосток, 1985
165. Мельник В.И. Этический идеал Гончарова. Киев, 1991
166. Недзвецкий В. Публицистика романиста // Гончаров И. А. На родине. М., 1987. С. 5-24
167. N/ 167. Орнатская Т.И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? (к истории интерпретациифамилии героя) // Русская литература, 1991, № 4 ^ 168. Осмоловский О.Н. Этико-философские взгляды И.АХончарова (концепция личности) // Литература и время. Кишинев, 1987
168. Отрадин М.В. Проза Гончарова в литературном контексте. СПб, 1993
169. Постное О.Г. Эстетика И. А.Гончарова. Новосибирск: Наука, 1997
170. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М., Л., 1962
171. Таборисская Е.Ы. Роман И.А.Гончарова «Обломов» (герои, художественное пространство, авторская позиция): Дисс. .канд. филол. наук. Л., 1976
172. Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература, 1990, № 3.
173. Фаустов А.А. Роман И. АХончарова «Обломов». Художественная структура и концепция человека. Автореф. .канд. фил. наук. Тарту, 1990
174. Цейтлин А.Г. И.АХончаров. М., 19501. Э. Литература по поэтике:
175. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
176. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб, 1994
177. Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978
178. Гинзбург ЛЯ. О лирике. Л., 1974
179. Грехнев В.А. Слово и большой лирический контекст в поэзии пушкинской поры (Жуковский, Тютчев) // А.С.Пушкин. Статьи и материалы. Ученые записки Горьковского университета. Вып. 115. Горький, 1971
180. Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985
181. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород, 1994
182. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995
183. Поэты 1820 1830 -х годов.: В 2 т. Л., 1972. / Под ред. Л.Я.Гинзбург
184. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970
185. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 19714. Словари
186. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике. М., 1996
187. Апресян Ю.Д., Богуславская О.Ю., Левонтина И.Б., Урысон Е В., Гловинская М.Я., Крылова Т.В. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск. М., 1999
188. Галич А.И. Словарь русских синонимов или сословов. СПб., 1840
189. Гелтергоф Фр. Российский целлариус, или Этимологический российский лексикон. М., 1771
190. Давыдов И.И. О словаре русских синоним. СПб., 1857
191. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.: В 4 т. М., 1998 (Переиздание 1955 г. репринт второго издания 1880 - 1882 г.)
192. Калайдович П.Ф. Опыт словаря русских синонимов. М., 1818
193. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. М., 1994 1996
194. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996
195. Михельсон М.И. Русская мысль и речь.: В 2 т. М., 1994
196. Москвин В.П. Идеографический словарь сочетаемости. Киев, 1993
197. Николаева Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики текста. М., 1978
198. Ожегов С И. Словарь русского языка. М., 1986.
199. Словарь русского языка XVIII века. Л., 1984
200. Словарь Академии Российской.: В 6 т. СПб, 1789 1794
201. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1994
202. Словарь русского литературного языка: В 4 т. М., 1981 1984
203. Словарь синонимов русского языка. М., 1968
204. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983
205. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка.: В 3 т. М., 1989
206. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.: В 4 т. СПб, 1996
207. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.: В 2 т. М., 1999
208. Ducrot О., Todorov Т. Dictionnaire encyclopedique des sciences du langage. Paris, 1979
209. Wade T. Russian etymological dictionary. London, 1996