автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Корпус Гиппократа как исторический источник /медицинские сочинения V-IV в.в. до н.э./

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дарио Кампос, Родригес
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Корпус Гиппократа как исторический источник /медицинские сочинения V-IV в.в. до н.э./'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Корпус Гиппократа как исторический источник /медицинские сочинения V-IV в.в. до н.э./"

" " л1 ' > • *

РОССИЙСКИ!! УНИВЕРСИТЕТ ЩШ 11АР0ГСЗ

На правах рукописи

ЛАРИО КА'ЛОС

КОРПУС ГИППОКРАТА КАК /медицинские сочинения

РОДРПГЕС

ИСТОРИЧЕСКИ!*. ИСТОЧНИК У -1У в.в. до н.э./

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой ствпепя кандидата исторических наук

12 о с к в а 1992

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

кузщин в.и;

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, старший

научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академия наук

БЛАВАТСКАЯ' Т.В.

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института философии Российской академии наук

дашсва л;с;

Ведущая организация - кафедра древних языков исторического факультета Московского государственного университета им. 1!.В.Ломоносова

Защита диссертации состоится июня 1992 г. в "О." часов на заседании Специализированного сонета К 053.22.25 в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, ГСП, г.Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.б. ауд.ччг

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан • 7 « мая 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат' исторических наук, доцент

ЕШНОВА Н.С.

'.П1ЕН-

^ | ОППАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА' РАБОТУ

Актуальность исследования. Изучение истории человечества, его эволюции состоит но только в подробных повествовании и регистрации происходящих собитий, которые изменяют государственные политику и экономику народов, но и в. анализе состояния здоровья их как важнейпего Аактора о б д е-к у л ь т у р н о г о ■ развития. Здоровье народа определяется уровнем заботливости государства о нем.

Царящее сегодня загрязнение окружающей среды, появление никогда ранее неслыханных болезней, постоянное уничтожение природы и человека - все вместе взятоо вызывает серьезную тревогу и озабоченность. Часть человечества желает остановить этот бессмысленный процесс самоуничтожения и вернуться назад к природе, ее истокам первозданной чйстоты и красоты, чтобы вновь почувствовать себя частицей ее само.до с та-точной целостности, родиться заново.

В предлагаемом исследовании сделан этот необходимый и ' очень важный шаг возврата человека к природе сегодня: 3 еде больпей мере он акгуализозЛн рассмотрение» незаслуженно забытых раэуыалений й советов врачей Корпуса Гиппократа в общем контексте достижения культуры древней Эллада У - 1У в.в. до н.э.

Объект исследования. Большинство, исследователей-историков древней Греции У - 1У в.в. до н.э. упоминает имя Гиппократа в своих трудах лишь как представителя медицинских знаний высокого уровня, оставляя в стороне ценнейауп ^актологическуг сокровищницу гиппократовского Корпуса, касасцупся образа жизни древних эллинов, их мировосприятия и миропонимания, их' быта и бытия, а также1 Аияосой-ии и политики, география я этнографии, астрологии, религии, магии; этики.

Ка протяжении всей истории своего существования !1орл.ус . Гиппократа неоднократно изучался математиками, лчягзяемми, философами и, прежде всего, врачами разных эпох и направлений,

начиная с В в. до н.э. Зги исследования внесли огромный вклад в само понимание Корпуса Гиппократа, установив . . подлинность его сочинений, даты их написания и.т.д. Их работы изобилуют ценнейшими сведениями о состоянии медицинской науки в древней Греции У - 1У в.в. до н.э., как с количественной, так и с качественной сторон.

Отрицательный момент состоял в том, что каждый из исследователей избирал для себя лиаь ту область знания, которая интересовала, его более всего. Такой подход не давал возможности поставить более актуальный вопрос для всех времен; а иуенно: рассмотреть Корпус Гиппократа как исторический источник.

Цели и задачи исследования. Стремясь восполнить этот пробел в исторической науке, настоящая " работа ставит целью рассмотреть Корпус Гиппократа как исторический источник в общем контексте до.сти-* е н и й культуры древней Греции У - 1У в.в. до н.э. В связи с этим основное внимание уделено Философским и медицинским учениям древнего Востока предпествую-ц и х эпох, панораме деятельности Гиппократа /на основе упоуинелий комментаторов гиппократова Корпуса/, кардинальным положениям медицинских и ЛилосоФских доктрин древнегреческих , врачей до возникновения гип-пократо-ва учения, вза и.м о с в я з и состояния-здоровья древних Эллинов У - 1У в.в. до н.э. и экономической, политической, культурной жизни государства той поры, а также - философскому учению гиппократиков как одной из у н и-кальнейаих концепций о человеке.

Методика исследования. Опираясь.на труды ученых Х1Х-ХХ столетий - Е.Литтре, Л.ЭдельптеКна, И.Иоанны, Гпрсиа Гуаля, П.Лаина Знтральго, Ч.Лихтенхалера, Дт.Пинольта п др.,- а из древних источников - в основном К.Галена /ок. 1Ь0 - ок.200 г.н.э./, !-л стремились по вoзvosнocти о 3 ъ е к т и в и о интерпретировать всо обилие ¿»актов в русле вппрвие постпвгепчого вопроса /в чис;ло исследовании вопла тдк-*е и русская гиппократиада, представленная трудами С.Ковнера, И.Корсунского и до./. При этом сам процесс научного исследо- ' •

вательского поиска опирался на индуктивный метол, то есть пел от частного к об;", ему: от отдельных наблюдений по избранной теме, собирания к анализа пактов '

- к их систематика, к выводам, общим положениям. Но в изложении материала ми предпочли обратный путь - от общего

к частному /то есть д е д (у к т и п н н и м е т о д/: от уге найденных обобщений /положений, систсмат-кп/ к подтверждению фактами /примерами/ с соогветствупцп'м их анализом под •избранным углом зрения. Таким образом, общее-изложение ило концентрическим путем-с возвращением к тем же явлениям и вопросам, но с рассмотрением их в болео широком я углубленном аспекте, чем объяснятся чаете указания на ранее сказанное или на дальне1.еее раскрытие милого вопроса. Отпелыше Факты, наблюгазмые яв!йпия, цитирование

- все подчинено строгому соблюдения логического закона е д пн о г о о с н о в а и и я. Едини?! основанием слуп: ча избранная тема. I

Практическая ценность исследования. Поиияо информативной ценности / в русле заявленной темы проанализировано мяогество источников на английском, французском, немецком, итальянском, исплнском языках, ранее не освегав~ихся/ виной; диссертации по::волягт гпс-ги^пть представления о глубинных связях Хорруса Гиппократа с с о в р е и е н н о с т ь с: пока >.-: я в ч р-лов е к, это учение всегда будет сохранять своп актуальность. ,

Научная новизна груда. *е-кт?.чсский материал Корпуса Гиппократа убедительно доказывает, что дреггие цивилизации, как бы они ни 'были отделены друг от друга, нг.хо-дплись в неразрывной связи иехду собоГ.. 3"нля, ее природа и человек - все вместе взятое с Космосом образует много-гракную структуру с единой исходной точкой в обле-исторической о в о я г ц к п человечества.

Согласий исходному принципу диссертационной темы на:;а предложена у с п о г. н а я классификация 70 сочинений корпуса Гиппократа по слсд^гцкм рубрикам» гео-этнич ес;:ге ссчинзти.я /4 книги/, этнические /9 книг/, философские /5 :-/, 1'е-г-

цпнсккэ: гинекологические и педиатрические /12 книг/, диетические /5 г.чиг/, хирургические или механические /7 книг/, патологические и патогеогра.^пческне /7 книг/, анатомические /4 книги/, ; ■ртп'хлика /4 книги/, клинические /2 книги/, прочив /2 книги/. Успение, повторяем, условно в силу того, что все сочинения Корпуса Гиппократа по своему содержанию так или иначе соприкасаются друг с другом. Кроме того, нами предложено разделение знаменитой "Клятвы" Гиппократа на 9 частей /в отли-».ие от ее деления Л.Эдельштейнои на 2/.

Это связано с тем, что в диссертации впервые предпринята попытка разделения сочинений Корпуса Гиппократа н е п о специальному п р о'а и л ю или хронологии, а в ши--рлг.оп охвате всех явлений с позиций предложенной тега. При этом критерий о,'ц е н к и тех или иных явлений изучаемой эпохи, естественно, -см.естилсл в сторону об:" его, а не част н ого. •

А п р о б а ц ;т я диссертации. Данная работа представляет собой результат изучения автором избранном темы в течение ряда лет; Это на-ло отражение з тезисах к трем научным конференциям, проведенным кафедрой всеобщей истории Российского университета дру~бы народов /Конференция молодых ученых в 1990 году, доклад "Философские взгляды Гг.ппократа"/, кафедрой истории древнего икра исторического Факультета УГУ /УП всесоюзные Сергеевские чтения, январь 1991 года, доклад-"Этические и фкло- ^ софские взгляды "в "Клятве" Гиппократа"/,отделением истории древ-: него мира Института всеобщей истории /авюрско-читательска.я конференция "Зестника древней истории" и Всесоюзной Ассоциации антиковедов "Древние цивилизации: среда, личность, общество", Чосква, 10-13 ивня 1991 года, доклад-"Клятва Гиппократа как этический докуиент"/. Тезисы последнего доклада опубликована. Кроме того, материалы исследования уточнялись в порядке кпнеупь- ' гаций в Государственном университете А^ин у проф. Лакбринудаки-са в апреле-пае 1591 года. По теме диссертации просмотрены каталоги библиотек вышеназванного университета, а также Государственного университета Колумбии /Богота, август-октябрь 19Я9 гога/. Автором произведено ознакомление с археологическими пестами раскопок древнеи Греции /сцятилице Асклепия, Эши'.лг.рскии 4

театр и.т.д./. Тавота была обсуждена и одо(!рот на з«се;."Ш!и кл-*Т>едры всеобщей истории Российского'университета друябы ырчлш.

Стуктура диссертации соответствует зала-чаи исследования. Ребота состоит из введения, трех глав /но .в па параграфа в ках-оП/ и заключения. Список литература насчитывает 171 позицию /из них 76 на русском языке; остальные на английском, французской, немецком, итальянском, португальской, испанском-языках и языке басков/. Параллельные песта источников даны на древнегреческом языке; Кроме того, работа снабяепа одно;' схемо? /"ЭпидаврскиП театр"/ и портретом Гиппократа.

СОДЕРЖАНКЕ РАЕОТИ

Во введении обоснована актуальность избранной течи, указаны методологическая основа, цель и задачи исследования, ден обг>ор исгопкпгра-'кческих источников п научно? литератур«, опп^^лчпи научная новизна и практическое значение диссертации.

В_£1 "~е;з!ко-^'Илосо*скйе учения древних народов го возникновения учения Гиппократа" пепво^.глави "Наследие предсоствув-щпх медицинских пкол и Гиппократ" на основе сведения, почерпнутых из папирусов Эгвина Смита, Явлю , берлинского, кпрлс-бергского /ЪУЦ/, Пестера, Ееатти ДУ1/, и,«главный образоц папирусов Эберса'{ рассмотрены уровень развития медицинскоп науки и ее общественная роль в тех государствах, которые оказали существенное влияние на врачевание эллинов, а именно: Египте и Гндии.

В этих к других папирусах дани перечень различных бочезней глаз, угеП, серди?., зубов, костей, пальцев, а так~е - ревматизм избыточное питание, опухоли, ожоги, простуда, гинеко-мгическге болезни; рецепт гх излечения, советы по приготовление дпнятшх лекарств из растенгГ. Уге само это свидетельствует об уч^о** спе-цпа.1::зании египетских врачевателе!*, в лечении лизь отделы-иг п.«с-теГ. тела: "Врачебное искусство,- писал Геродот,- раз;ел->:!Э у них таким обре-зои, что кахдыГ врач излечивает только одну болезнь; Поэто1'у везле у них полно^врачеГ: одни лечат*глаз.% другие голову тпетьА з^бы^етвептй^е^ок^пят^^

1/ .< Ь о г в 0. гис ¿1 <;га. 1)1-' ~кгв иий с-з Ь,-)'. 51 О.-.г ' * '} Л ГП ! 1 «-1, • -2. , ..

*/Те р о х о I.! 9 ¿и.: пер. с дре,'.греч. и.енко.-

, I.ЧЗо, т. П, 35, с. 153.

Как известно,' основную часть населения Египта составляли крестьяне и рабн'. Руководство же интеллектуальной жизнью обществе. нл/оп!лась в руках -речества, которое, по свидетельству Геро-лг,тг., "било обязано подчиняться строго ритуальному образу жизни, п'.п;писивавшему лечения, умеренность, обрезание, красит опрят-кпсть,• правильные омовения днем и ночью''*''. Поэтому наряду с отЗыч-ными способами врачевания у египтян существовал и магически:! риг/ал исцеления, проводившийся в священных храмах';

Практика бальзамирования мертвых египтянами, несомненно, обогатила научно-медлцинские знания врачевателей, особенно в области анатомии и "химии". Египтяне прекрасно были осведомлены в крупных органах человеческого организма /мозг, сердце, почки, кишечник, сосуды, мыпцы и др., а также их основные функции/i Греки*же, как известно, не анатомировали мертвецов из этических соображений, а липь животных /в диссертации описан случай с Гамокритом, который анатомировал трупы животных, чем изрядно напугал кителей'города Абдеры/.

По части практической медицины египтяне, значительно опережали греков в те времена. А их способы и методы лечения болезней ко многом актуальны и сегодня; Они вели записи об общем состоя-Hi.r. больного, затем проверяли состояние сознания, памяти, .слуха, дрожания, а те-кже выражение лица, цвпта глаз, лица и .-кожи; тран-' спирацпю, выделения глаз, носа, упей; эепах тела, дыхание, молоко /у женщин/, рапы; анализы мочи и хала. Важниы методом была пальпация^/. Сравнение здоровых органов с больными давало четкое представление об орг.анических истоках болезней, а не бонественных.

В храмах ритуал исцеления проводился во время сна /через сновидение/: оракулы получали откровепие свыше по излечению тех или иных недугов и получению соответствующих средств исцеления^/';

I/ Г е р о д о т. История: В 9 кн.: пер. с древ, греч." Г.А.Стра-таногского.-Л.,1972,т.П,37, с.91.

2/ С h а 1 i о u n о u i Р э и1. L.' secicJna en el ácnipto ( .1 со. ¡lictcria tuii vsrr.nl do la а-ч'ioiia / L.lSntrsl'-o.->rcf!lon'i, 197S.-T.I, p.103.

3/ 1 и о д о p Сицилийский. Историческая библиотека: "ер. с дрок. греч. I!.Алексеева,- 4.1.- СПб., 1774,с. 29.

О

б

/

•Что касается медицгнн древней Индии, то одной из 'no:¡ro важных теории, оказавших большое влиянке на Лилосо^ско-медиг,-.-ские воззрения древних греков /в тон числе сочинения авторов Корпуса Гиппократа и самого Гиппократа/, была так называемая теория о ветрах. В ней заложены ростки будущей гуморальной теории древних греков.

Древние индусы насчитывали семь д у т ь б в, причем связанных не только с вдыханием, ДЕа из них упоминаются наиболее часто: вдыхание и выдыхание. ílépsoe находится во рту, второе -в нижней части тела. Оба дутья соответственно символизируют питание п.воду.

Кроме того, существуют еще три дутья. Это - Тала - или -вращающе ее я. дыхание внутри тела, объединяющее два упомянутых высе дутья.

Таким образом, мы видим, что ни с г и ч е екая тех- , ника й о г п основывалась на регуляции дыхания.,

По представлениям врачей древней Индии человеческий органиса состоит из трех г.сновных гидкостзй: слизи, желчи /или огня - носителя жизненного тепла/ и воздуха. В детсгве преобладает слизт., во взрослом возраста - желчь, а в старости - воздух'/. Названные три жидкости, составляющие человеческий организм, образуют материю Вселенной, распадающуюся в свою очередь на пять космических элементов: о?ир или пустоту, воздух, огонь, воду и зеилп. Человеческое тело представлено смевением этих олэмеп-тоэ. Преобладание каждого из них в органах тела зависит от функций последних. Э^ир наличествует в полых органах, воздух - п дутьях /то есть он связывается с процессом движения/, вращающихся по всему талу, вода - в жидкостях /то ость состояние/, огонь - во внутренней оболочке тела, а земля - в мясе и мыпцох /то есть тоже состояние/.

Для-лечения болезней врачи древней Индии широко исг"ч">~<о''п*и дары природы, в том числе лекарства растительного, ю'кпт-м-о и минерального происхождения. Особенно часто они заги^-ччет, приготовлением лекарств, ядов и противоядий /напргаер, ^т змеигых укусов/.' Уже в У - 1У в.е. до н.э. ими проузво1:.тсст, оп'раиии по

1/ X, a i a Entra! г о Р, Historia unive.-jnl dft Ir. ir ¡i-clnu.- b-jrcil^na, 1?V2, t.l,c.I44.

лмпутпции, лапоротомии, камнесечению, грыжесечению. а таив плестические операции, в том числе по ринопластике1'. Опериро-м.тсь такге и катаракта.

Этикогигиенические навыки, выработанные эмпирически! путем, скреплялись в так называемых "Предписаниях !'ану", хронолэгичес-f at Фиксация которых представляла в то время значительные труд, мости. По некоторым предпологениям подобные претисанря составлялись целителями, начиная с Ш в. до н.э. вплоть до ш в. н.э. Поэтому влияние их содержание, как определенное системы воззрении, на авторов Корпуса Гиппократа сомнительно. Но, безусловно, индинокие лекарства употреблялись и в эпоху Гиппократа, в особенности распространенное индийское растение перец nvfc / для лечения некоторых женских болезней, а также целый ряд других растения2/.

Указанные сведен'-я подкрепляются различными отрывками из эпических поэм Гомера и Гесиода. 3 них мы находим упоминание о медицинских познаниях египтян, тавших неотъемлемой частью этой области в последуюцие времена,, го есть и для греков. Так, отметим, что в поэме "Одиссея" имеется указание ка то, что медицина древнего Египта была им известна и к ней они относились с больсим уважением. Гомер писал о преемственности египетской медицины /заботы Елены о здоровье и силе духа царя Мене чая/.

Несмотря на восхищение Гомера египетскими врачами,- он в своих поэмах yse упоминает о-древнегреческих врачах /дети Ас-, клепия - греческого олимпийского бога исцеления/. Такие врачи, как "ахаон, по Гомеру, занимались лечением ран с помощью снадобий из целебных трав и повязок. Еенципы долкны были также иметь элементарные знания .о лечебных травах для того чтобы лечить

v

£22£2-Е2522_!!_25°1_а_________________________________________

1/ Е о 1 е и А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ.-1977, с. 526.

2/ Гиппократ. О -«неких болезнях, т.Ш, -19 158: Пер. с грев. греч. В.И.Руднева.- М.;Л., I94l-IS44,c. 253; LlttieS.

t'uvres Cn.nnlJtos d'Hi .-oocratei Traduction nouvelle svec le tox-•ч r.roc. en rer".rd.-1C v.-biris, 1Й39-Г 90, т.УЕ.С. 10-407.

3/ Г о м е р. Илиада: Пер. с древ.греч.Н.И.Гнедича.-!;.,1935,с.

ЗГ-2. См.> такхе с*. 180 там хе, сти< 192 /о Ыенелае/.

8

\

Эппь, по Гомеру, есть результат присутствия в теле известного газа / THtirp * /, который в сущности немногим отличался от самого дыхания, аизнь и дыхание - это почти одно и то жвЧ

Об оценке деятельности врача в обществе Гомер говорил, что "опытный врач драгоценнее многих других человеков, зная передавать стрелы и язви целить врачестваяя"^.

Подобно египтянам, греки также, сооружали храмы, святи лица, что особенно процветало в конце У-начале 1У в.в. до н.э. При этом они руководствовались чувством прекрасного и пониманием целительной .силы природы. Так, например, многочисленные храмы, сооружавшиеся в честь Асклепия, располагались в пригородах близ садов в живописных и в то г:е время здоровых с экологической точки зрения местностях, а именно: .на-горах вблизи рек и целебных минеральных источников. Интерьеры храмов были детально описаны Павсаниви^.

Храмы служили не только для излечения болезней. Они скорее были "школами" для наблкденкя представивиихся случаев тех или иных болезней по мере их накопления. В этих шсолах составлялось нечто вроде "патологии и терапии". . (

Основной Формой лечения з храмах была инкубация /кг*0^*1^/, то есть исцеление достигалось черэз священный сон. В этом усматривается соприкосновение двух ритуалов: религиозного и гагичес-хого. Религия древних во главу угла ставила преклонение человека перед богамп и требовала неукоснительного соблюдения пологи-, тельных божественных заповедей. Магия, напротив, исходила из превосходства над всем и вся знания, а также из веры человека п собственное могущество, в уме-nie внуг.ать свою воли. Слово в религии есть убеждение, в магии - принуждение.

В терапевтических целях слово в Греции употреблялось

SL!5_2äi?2J£2_52_CiII!n25ISI5iZi_______!_______________________

I/ Г о ы е р. Илиада,с.233. 2/ Там гэ, с.326.

V См.: П а в с а н и й..Описание Эллады яли путешествие по Греции эо П в. по Р.Х.: Пер. с древ. греч. т.Кнчевского.- СПЙ., /18Я7-1ЙЯ9, П.4,5,с.251; там ко, . iy.34-6,c.4S5; тш »e, .1.21-4,с.190; там же, .ТЕ.£2-4,с.649; там кв, .УЛ.24-2,5,с.£37-5*8; там ге, .П.27-!,с.244; там хо, .П.27-3,с.294-^05/.

4/Cv.:L а 1 n i и 1 : а 1 » о Г. b cur.isifcn ъог 1ч 'Xils) га,-üuirid, 19ffl.

Наолду с обычными стихотворение!.! или песней, специально, предназначенными для магического обряда' /мольба, заклинания, i чары/, к врачеванию болезней нередко привлекались крики, танцы, г.ушх, производимые ударными инструментами, а такне играла клеите в сопровождении бубнов. Это была уse собственно "тера-цс-ЕТнческая музыка". Сгрогкй отбор звуковой комбинаторики в различных мелодиях, принцип золотого сечения и симметрии, про-н и гш во к1.!'и ti всчт композицию в целом, способствовали исцелению цо-юго ряда недугов. Через гармонию числа и звука пиФагореисты старались понять и климат, и природу. Идентичные представления ск 1."п:'чпис.ь в области гомеопатии и ее элементов*/.

С возникновением философии я да:<:е своеобразной "Физиологии" начали размшлпть к об организме человека. При этом греки демонстрируют богатейпнП эмпирический материал. Особый интерес представляет '¡илссоФские и медицинские воззрения Алкмеона /У1 - У в.в. до н.э./ и Змпедокла /ок.490 - ок.430 г.г. до н.э./. Для первого, считавшегося греками отцом анатомии и Физиологии, характерно дуалистическое мировоззрение, базпрусяееся па идее про-т;:и)п?':о:-нсстеЦ: белое-черное, слр.дксе-горькое, добро-зло2^ Все сукее он рассматривал как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Зоззренкя se Эмпедокла таковы! всего элементов - четыре: огонь, земля, вода и воздух, а тск->:е'сс;£ и лгбовь, которой они соединятся, и .распря, которой они разделяптся^Эмпег.окл отрицает рождение чего бы то ни было" и признает липь смешение и разд е ление "элементов. Огню он придавал особое значение, а толкуя сновидения, снял с них божественную окраску асклепкадов. Эмпедокл был одним из первых врачей, никого.не считавшим беэгрепныи в питании, особенно в употреблении мяса. Явивзись по сути родоначальником идеи с ак о-п_о_з_н_а_н_и_яА_он_считалл_что^^_

1/ К о 1 1 о г II. Musik und Dichtung im alton Griechenland.-«juchen, 1963.- S. 28-35. • ■ ■

2/ См.» Фрагменты ранних греческих Философов.Ч.I/Под ред. А.Б; Лебедева.-!'., I989: A5.S86 а 22 /5в В 5/,с.263. Ъ/ Диоген Лаэрт.ский. О кигши,. учениях п изречениях знаменитых Философов» Пер. с дргв.греч. .М.Л.Гаспарова/Под ред. А.Ф.Лосева.- М.,187»: УШ 2-7б,с.353.

искусстгои, необходимо зпапие о чеювеке вюб~е. Против этого положения Еыступал Гиппократ'/.

Возникновение и становление различных г'.илосо'-ских чшол привело к аналогичному создании медицинских икол, среди катерну особое место заняли Кротонская /достигла своего расцвета п У1 в.до п.з;/, Кпидская, заложивсая основы гуморального учения в Греции и продолжавшая традиции вавилонских и египетских врачей, п, неконец, Косская /первые сведения относятся к 584 г.до н.э./. Расцвет Косской пколы медицины неразрывно связан с именем Гиппократе!;

В_§2 "Биографические сведения о Гиппократе. Формирование гиппократова Корпуса" пепвоп_главы анализируются гланпейпие источники, освецаючие наиболее подробно хкзнь и деятельность Гиппократа: сочинения Платона,/"Федр", "Протагор"/, Аристотпля /"Политика"/, греческий лексикон H.OYAA /Суда/, труды По- ' ганна Цецеса /1110 - 118/, упоминания Соре.ня Цосскогог

Пз диалогов Платона'и "Политики" Аристотеля .крайне p..vho подтверждение исторического .'.акта, а именно: оба они гили после Гиппократа. U "Судо" /первое тысячелетие н.э./ содержатся сведения о языке п реалиях уизни Гиппократа, дается то'лхоГ.ание слов и терминов, цитаты п.т.д. Соран Косский занимался поиског материалов г.о генеалогии Гиппократа.

"ировой исторической наукой установлено, что Гиппократ родился ок.460 - и умер ок. 370 г.г. до н.э.

Корпус Гиппократа был окончательно составлен в Ш в. до н.э. в знаменитой Александриг.ско? библиотеке /г.Александрия, царство Птолоиеев/, основанной преемнике»' Александра "акедонского - Пто-ломееи, правителем эллинистического Египта. Енли изучены 72 цинские_к11игнА_написанние_по-ггечески_нп_иэ I/ Г п п п о к р а т. Еобракныз книги: Пер. с древ. греч. ri.'r.

Руднева.-'.'., I9S6: 0 древне!' ие;;:.:;:не, 20,с. iô2; l i t t г » Ti. Oeuvres Complètes d'Hippocr.itei Trr.ouction nouvelle -jvc lo te prec. en retard.-10 v.-Paris, 18^9-1890, t.i,c.620. 2/ П л a t о H. Сочинения: 3 3-х т./Под ред. А.Ф.Лосева, Л.У. Асиуся.-!„'., I970: Федр 270с 2,с,2П; он *.ег Прогагоо clll-c I.e. I9I-I92; Аристотель. Сочинения: В 4-х т./¡¡с, р/„ А.'/. Иоватур, Ф./.Кессиди.-У.,IS64: Политика УП-1У, 2.-15, г.4,с.5/96; 3 Y i а а в Lexicon« А - Л index / edit, by Bdi-J'.t Ada Ailsr.- Рчга I-XI.rTe«bner,St\ittc.3rt,T97-l I Paru II, C.bÇii-ô'Ai 564гПод слов'.'Хччгок^^ ¡bittre И. Op. ioi'i. v.I,

C.cd;T zetzao Tonnai e.Hjsfoi-l neA-ier ü M Ра<ги» Aloiclus M.Leone.-;: a poil,1953s УП- 940 - с .Ш-rSj. .

■ S » II

кописи, Koxcpue в то время считались подлинными произведениями Гиппократа, бит: включены в иалыП каталог Александрийского храни-лит!. Омавпаяся часть сочинений греческих врачей составила боль-г:оЛ каталог так называемых "корабельных" /то есть привезенных на кораблях/ книг. Около 300 г.до н.э. рукописи обоих каталогов б..|ля объединены в Гиппократов сборник или, как его принято на-зывг.т», "Corpus Hippocraticua". Он представлял собой конгломерат проЕэведени;. различных авторов У - 1У в.в. до H.tv, многие I'? которых принадлежали разным по своей философской направленности пколом. Сочинения отличаются по стилю, манере письма, языку, ".¡ыделигь из них подлинног.о Гиппократа представляется весьма сюмним. Подобную задачу могно реакть лишь с определегш.ой степенью вероятности.

По утверждения Е.Литтре, "Гиппократов сборник достоверно су-цествует только со времен Герофила и его учеников - Филиппа и liuaKj;"'/. От Герофила начинается длинный ряд комментаторов Корпуса, кульминационным пунктом которого является Тален /П в.н.з"^/ Он цитировал и комментировал 21 сочинение Корпуса Гиппократа.2' Гален также толковал терцины Гиппокрахова Корпуса и особенно высоко чтил высказывания Гиппокра1а, "как бы исходящие из уст бога"3/.

После Гелена появляются новые комментаторы Корпуса, относящиеся к яизанткйокой эпохе X в.н.э.

3 ХУ1. в. сочинения Корпуса попали в Рим /Ватиканская библиотека/, Флоренцию /Медицинское- собранле рукописей/» Венецию, а зг.теи в Парк?.- и Вену. Наибольшее число рукописей собрано к хранится в ПарижскоГ, национальноГ. библиотеке. СтареПпеГ. из них яв-чяется Венски*! кодекс, содержащий Ц книг. Затеи следует Парин-скиц кодекс. В Ватиканском кодексе содеркится подробный пере-чень_сочинен[1Г

I/ litt г 8 Ii. Op. cit., T. I, с.263;

2/Galenuß Claudius. Onthe Doctrines of Hippocrates and Pluto / Galen, ed. transi, commeht. by Lncy ph. d - Bt Akad.-yerlne-Berlin,1978.-Corpus liedicorum braecorum »2, c• 9-359.

3/ Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела« Пер. с древ.греч. С.П.Кондратьева.-1:.,1971: IX. 22, с. 63.

ньш является Венецианский кодекс МагсИздиз, содержащий 60 сочинений, словарь гиппократовских слов Гг.лена, биографию по Сорану /все на пергаменте/. Эти основние кгдепси послужили источником в возникновении последуяпих, более hopux в ХЕ-ХУ s.d., написанных уже на бумаге. В IX в.н.э; Хунапном ибн 1?:акои бил также сделан перевод Корпуса на арабски" .

С изобретением книгопечатания в ХУ1 в. появляется первое печатное издание Корпуса па гречес/ом и латинском языках в переводе М.Фабия Кальвия (йоглае, 152с) ^Л Первое издание-по-гречески появилось в Венеции /1526 г./. Позднее /в 1563 -1584 г.г./ базельскиЯ издатель $рсбеп издал сочинения Корпуса под редакцией Яна Корнарпя.; Издание .'греческого текста Корпуса Гиппократа с латинский переводом и примечаниями Ануция Фоэзия Г, /Франкфурт, 1595 г./ следует считать наилучший

В XIX в'1 издание Корпуса Гиппократа вступило в псвуг научио-критическуп эру. В 1839 г. Французский ученый Ё.Литтре /1801 -1881/ издал первый из десяти томов, составляющие так называемое Oeuvres Coaplôtas dlHippocrate. Последний том выаел в 1861 г. Помимо изучения текста первых печатных изданий, Е.Литтрз просмотрел все кодексы, отмечая их варианты, и изучил приводимые Гаяеном тексты н комментарии. Он попытался разобраться во всех трудных местах сочинений Корпуса, а также дал греческий текст, снабженный разночтениями и, где необходимо, разъяснительными примечаниями, помещенными под текстом. Кроме того, Е. Литт'ре осуществлен перевод всех книг сборника на французский язык, который он дает параллельно с греческим текстом. Каждое сочинение снабжено-предисловием и подробной библиографией. Несмотря на то, что после издания Е.Литтре вышло в свет множество других, оно по-прежнему остается основой основ в научном изучении Корпуса Гиппократа.

I/Irigoin J. Manuscrite et histoire du-texte. 1 чем problèmes relatifs a la Collection hlppocratioiia» Rev:<î toire dos textes.-III.-1973.-Paria,147^: Ш.,С.I —13 И 1-^2.

2/ Hippocrates. Opera Latine per U.íabius Ca J.wjs.-Baseli Andreas Cratander.-VIII.,1520.-494 p,

З/Vázguez Bujan U.S. Dies snoa da ct-fMice sofcr» las anticuas *-,raduecIone8 latinas de ;Uopocr'it<;s//rtvr;u''-'' yny i

Hovista de filología classical С. I47-I5I; Т.Х1У,С.9-Г06.

После Е.Литтре начался процесс подробного анализа каждого сочинения Корпуса с установлением точных дат их написания, что было вызвано массой расхождений в содержании, стиле изложения, ФилосоЛско-медицински)с воззрениях /нередко одно из них противоречит другому/ многих книг, а также и их качественной неравноценностью между собой. Какие-то из них изобилуют подробными описаниями, тщательной разработкой собранного материала, а какие-то являются плохими копиями с оригиналов, к тому же не гсегда хорошо переписанными. Имеются и явно "обрубленные", например "О семимесячном плоде"'/, а некоторые сочинения представляют собой род компиляции /"О кризисах", "О рычаге"/^'1.

В ЗО-е года XX века немецкие йилологи К.Дайхгребер /1933/, М.Поленц /1938/, В.Нестле /1934/, Л.Эделыптейн /1939/ заключили, что отдельные книги Корпуса по стилю изложения мыслей принадлежат Гиппократу®//1-У1 книги "Эпидемии", "О рычаге", "О ранах головы", "Прогностика", "О переломах", "О влагах", "О природе человека", "О ветрас, водах и местностях", "О священной болезни", "О суставах"/.

Названные выше и другие ученые пришли также к выводу о том, что сочинения Корпуса разнятся между соболи хронологически. Самыми "близкими" к нашему времени считаются книги "Наставления^ "О враче", "О благоприличном поведении"/они относятся ко П в. н.о./4/.

В течение XX века опубликовано большое количество переводов Корпуса с подробным филологическим анализом отдельных книг. Среди лучпих переводов после Е.Литтре ученые упоминают следу-

I/ См.: Г и п п о к р а т. Ор. cit.,Н.;Л.,I94I-I944, т.И,с. 291-297;l ittre Е. Ор. cit., УП,с.436-452.

2/ См.: Г и п п о к р'а т, Ор. с1Ь.т.П,с.406-414;*.Ш,с.88-107; Littre S.t У1,С.206-275; 1У,с.340-395, Ор. cit.

3/Lain Entralgo Р. Historia universal da la aedici-na. Op. cit., T.2,C.8U

4/ López Eire A. Entorno a la langua del Corpus Hippo- « craticum // EI.3RITA: revista de lingüistica y filología clásica.- т. III.- Madrid, 1984, C.327; т. LXI, СЛ98-ЗЯ8. 5/IlbergJ. Zur Ueberlieferung des Hippokratischen Согриз in Das Шгрокга"ез Glosoar dea

ca.'Но большинство ученых предпочитает все sc переводы &.Гит-ре.

Немецкому ученому Х.Лилсу принадленит идея публикации каталога corpus Uadicorun Graecoruji ^- Кроме того, X.Лидсом-опубликованы анализы отдельных сочинении Корпуса. Из других авторов необходимо упомянуть Х.Диллера /в Германии/, А.Ривера /в Швейцарии/, Б.Александерсопа /в Швеции/, Р.Коли /в Бельгии/, И.Иоанны /во Франции/, а такяе М.Зилаыовича, О.Регенбогена, М.Велькана, КЛаЯхгребера, 1,1.Поленца, М.Гренземана, Л.Эдель-итейна, П.Лайна Энтральго, К.Гарсиа Гуаля, Г.Х.Кнутцена, Г.Камбиапо, А.К.$естугьере, Л.Бурже, Ч.Лихтенхалера.

Сама тематика их исследований, интерпретация сочинений Корпуса весьма разнообразны. В них затронуты такие отдельные теми, как религия, Философия, деонтология /этика/, технология, космология, Фармакология, биология, ботаника и дахэ политика. Наряду с тем имеется и целый ряд исключительно медицинских работ, посвященных хирургии, анатомии, прогностике, эпидемии в древней Греции,

Отметим, что среди названных авторов пет ни одного специалиста-историка по призванию, хотя этот вахный, на наш взгляд, факт и нельзя ставить им в вину; А ведь именно он привел к одностороннему типу исследования Корпуса: каждый из исследователей взбираИ для себя то, что в наибольшей мере соответствовало его профессиональному профили и интересам. Анализируя сочинения под каким-либо одним избранным углом зрения /Филологическим, лингвистическим и проч./ они неизбежно теряли из виду их самодостаточную целое тность. Вместе с ее пониманием из этих работ начисто исчезло важнейпее явление историзма, в с е о х в ft т-п_о с_т_ь__бытийных_явлений^изни_доевних_элл

I/ Си»: к Uhloiïoin Н. Corpus medicorua graeccruai.- Той Ъ-ner, 1895t S a v у T. Hippocrates. Oeuvres médicales: Reflexions et comentaires.- Xoroa, 1953 - 195*«- * Vol.j Jones H. H. J. Hlppocratesi Loeb classical library.- Engl. ïrane», T. I- iv.- Cambridge.- London, 1972.

2/ D i e 1 s H. Die Handschriften der Antiken Arstо. X Teil« Hippokrates und Galenufl // Abhadi, der Kgl. ргчиэз. AJcad. ¿er Wissensch.- 1905,

I5

ки, культуры/ б их неразрывном переплетении, симбиозе, которые либо вовсе опущены, либо освещены поверхностно': .Место необходимой исторической оценки богатейших явлений, составляющие я'дро Корпуса Гиппократа, заняла локальная эмпирика, внушительное количество которой, казалось бы, уке давно давало все ,основания для постановки вопроса в указанном аспекте;

Русская гиппократиада начинается в первой половине XIX века с публикации работы С.Ф.Вольского в 1840 г. Ее историография насчитывает немного имен. Наиболее серьезные исследования по сочинениям Корпуса Гиппократа принадлехат И.Корсунскому /отдельная, работа/ и С.Ковнеру /рассмотрение сочинений гиппокра-това Корпуса в совокупности/''.

Следует упомянуть также работу грузинского исследователя Г.С.Каухчпвили2/, в которой рассказано о времени пребывания Гиппократа в районах возле реки Фасиса современной западной ' Грузии.

В 70-х годах XX в. с началом международных коллоквиумов?/ посвященных Гиппойрату и его Корпусу в целом, необычайно расширяется диапазон исследовательской тематики. Трактаты Корпуса стали связываться с различными сторонами жизни греков У - 17 в.в.до н.э. К ним следует отнести статьи И.Р.Альфахеми, Мунь-оса Валье, И.Иоанны, Л.Брауна.

В 80-е годы XX в. традиция разностороннего изучения всех сочинений Корпуса была продоляена. Появляются новые исследования М.Гамберале, К.А.Лопеса Фереса, Г.Ыангани, А.Лопеса АЯре, £.К.Давиеса, Б.Бруни Челли, Иннокенцо Мазини, Д.Латайнера, И.Р.Пинольта, И.Десотельса, 3.Джексона Станли.

____Общее_число_книг_Ко£щса_^ченые_оп£еде

I/ См;: Золь'ский С.Ф. О Гиппократе и его учении.- СПб., 1840; Корсунский И.И. Учение врача Гиппократа и его школа о боге.- Харьков, 1844;-К о в н е р С.Г. История медицины: В 3-х выпусках,- Киев, 1878 - 1888.

2/ См.: Каухчшвили. Г.С, Сведения Гиппократа о Грузии» Тбилиси, 1965.- На груз, языке.

3/ Всего состоялось 6 коллоквиумов: 1-й - в Страсбурге /1972 г^ 2-й - в Монсе /1975 г./, 3-й - в Парике /1978 г./, 4-П - в Лозанне /1981 г./,-5-й - в Масерате /1984 г;/, 6-й - снова в Лозанне /1986 г.А

висимости от того,•считать ли некоторые из них самостоятельными или не продолжением других. На наш взгляд, правильно считать 70 самостоятельных книг; Однако, если отдельные книги считать продолжением других, то их общее число составит 66. Согласно исходному принципу диссертационной темы нами предложено разделение 70 книг по II основным рубрикам /см. стр.стр. 3-4 настоящего автореферата/;

В целом Корпус Гиппократа представляет собой ценнейший исторический источник в деле изучения и постижения образа жизни древнегреческого общества У - 1У в.в. до н.э7

В_§1_"Состояние здоровья общества древних эллинов по Кср-,пусу Гиппократа" втодой^лави "Згоровье гкппогсрегова общесз'ва У - 1У веков до н.э." подробно рассматривается вопрос о влиянии природчо-геогра^нческих условий, климата, ландшафта, условий труда и быта, .обычаев, а также'количества и ке.честгя потребляемых воды и пищи в древней Греции эпохи Гиппократа здо-1 ■ ровье людей, их характеры и образ жизни в целом. Цри этом подчеркивается, что человек гиппократова обществе, опушал теснейшую взаимосвязь с природой, подчиняя ей жизнь.

Каждая часть Греции им'зла особую почву, воду и влажность, которые оказывали непосредственное влияние на здоровье и характер людей, живших в этих районах. Так, например, вдоль северной ^асти Греции тянется могучая горная цепь Пинд, из-за чего рельеЛ местности там очень неровный. В этом района воз-выяаются две большие долины: на севере по реке Пенею /Фесса-лийская долина/ и на юге по реке Эвроту /ЛаконнПская долина/. Они являются единственными значительными равнинами с плодородной почвой, где выращивался в основном хлеб. Воды этой местности, по Гиппократу, были холодными и тесткиыи^. По этой причине люди, хивяиа в этих районах, были сухопарыми и крепкими. В их организме желчь преобладала над слизью2^, соответственно чему по характеру /темперакенту/ они были холериками. Тело их было сухим и теплым. А наиболее распространенными бо-. лезняот_с£еди_'^ителей_этих_мест_были_

I/ См.: Гиппократ. Избранные книги: Пер. с древ.греч. З.И.Руднева.-М., 1936: 0 воздухах, водах и мес1ностях,с.г34. 2/ См.: там г е: 0 природе человека,с.202.

фронкты, горячки и лихорадки1/. Для них такяе характерна твердость колудка, так как они любили есть много, а пить мало.

Предположительно по Гиппократу, фессалийцы очень часто страдали от глазных болезней; у них рано "глаза...лопаются"?/ Но тем не менее, они отличались большой продолжительностью жизни. По причине холодных и кестких вод, очень тяжелых для пищеварения, фессалийские яенщины страдали от бесплодия; во время менструальных циклов кровь у них выделялась с болями и в малом количестве. Отсюда их трудности при родах, хотя вики' дыши случались редко. По Гиппократу, они не могли кормить грудным молоком своих детей, так как опо исчезало, ибо кест-кая вода способствует затвердению внутренних тканей груди~/.

Противоположные явления наблюдаются Гиппократом в средней ■ Греции /Акарнании, Этолии, Фокиде, Дориде, Локриде Опунтской и Локриде Озольской, а такяе Беотии и Аттике/. Люди, гивкие в этих районах, имели влажные головы с преобладанием на них слизи. По темпераменту /характеру/ они были флегматиками, так • как в этих местностях протекало много разной по качеству воды? Вследствие выгелепия слизи из головы, кёлудки их часто расстреливались. Поэтому их тела отличались слабостью, виной чему была также и малая потребность в питье и еде.

Женщины этих.мест обычно бывали бесплодными. У них часто случались выхидыши, а их дети часто болели эпилепсией /или, . как называли древние врачи, "священной болезнью"/ и астмой. У мужчин нередко случались дизентерии, поносы, лихорадки, геморрой. Ко плеврит и псрипневыония /болезни Фессалийцев/ встречались редко. Кроме того, Гиппократ отмечает, что люди этих мест после 50 лет обычно страдали от паралича*/. 1

В тех местностях, где тепло и холод были соразмерны мекду собой, меньие болели. Такими местностями, по Гиппократу, были

поберехье.Малоя Азии и некоторые острова , расположенные в

____

Т/ См.: Гиппократ, там ге: 0 диете при острых болезнях 2 ,с.396; г. Op.clt.njC.225.

2/ См.: Т а и к е: 0 воэдухах, водах и местностях 4 ,с.2Я1. 3/ См.: Там х е: 0 воэдухах, водах и местностях 4 ,с.2Я1; 1П4Г8 В.рр.сП.П 4 , с. 18-20.

4/ Си.: Т а м к е: 0 воэдухах, водах и местностях 3,с.280. Г8

Вода здесь мягкая и прозрачная; она хорошо пахнет и приятна на вкус, поэтому и внешний вид людей бывал обычно сверим и цветущий. Они обладали ясным голосом, рассудительностью и пс праву считались лучше северян, а женщины были весьма плодовиты и рожали легко'/.

Гиппократ упоминает, что в зависимости от конкретного времени года меняются и болезни. Зимой у человека обычно увеличивается количество-слизи. Отсюда всевозможные опухоли, отеки, , водянки, плевриты, воспаления легких и даже параличи и чахотка. Осенью черная желчь преобладает над другими соками. Поэтому усиливаются' капель, горячки, эпилепсии, анррексии, ^рениты и.т.д. Лето, считалось наиболее благоприятным сезоном. Но и в это время года вспыхивали лихорадки, желудочно-кишечные заболевания, диарея, одышка, кожные воспаления и.т.д.

На этих и многих других примерах отчетливо видно, что благосостояние и здоровье людей, уровень развития общества-в целом зависят от климатических и природных условий местности, которые влияют на.нравы, привычки, обычаи, а также выбор занятия, ремесла и проч., то есть на развитие культуры вообще.

Животный мир Греции не очень богат; Флора - типично средиземноморская. Как и в наш дни, большая часть земель здесь не пригодна для 'обработки. Но несмотря на этр, важпейпим занятием грексгв всегда было земледелие, ' представленное, главным образом, виноградарством и садоводством, что давало одновременно и продукты питания, и лекарства первой необходимости /масло, вино, пиеницу и ячмень/. Корпус Гиппократа упоминает 3000 растений /включая их аналоги, разумеется/, использоэавпиеся в лечебных целях. Так, например, сок винограда /или вино/ использок.ли для лечения долго заживающих ран. Вяжущее вино /белое или красное/ употребляли холодным для дезинсекции ран - в виде вливаний или ванн.

Особенно греки лпбили кикеон - укрепляющее средство, приготовленное из ячменной муки /крупы/, сметанной либо с во£ой / для еды/ и еином /для согревания и укрепления организма/, -л::*о. с мздом /для согревания и стула/ и молоком /также для еды/. Сада_же следует_добавить козий 2цр1._л2КА_соли_и_паэличк^е_т£!°.вн. I/ См.: Гиппократ, там же: 0 вопдухах, подах и местностях 5 ,с.2Я2; L i t t г в Б.Ог.сй.П 3 с 18 5 С.:М.

Греки особенно гордились своим политическим строем; "демократические" основы его в Афинах были заложены реформами Солона, Клио['вна, Миальта и Перикла. Более всего греки /особенно афиняне/ гордились тем, что над ними не было господства царя. Они были вполне автономны и властвовали сами над собой. Победа над персами особенно укрепила афинское государство, в истории которого начинается блестящий период, ознаменованный ростом внешнеполитического могущества, развитием демократических институтов, превращением Афин в подлинный центр просвещения Эллады. £изнь Гиппократа в зрелом возрасте проходила во времена правления крупнейшего политического деятеля АФин - Перикла. Внутренняя политика Перикла характеризовалась заботой об укреплении и дальнейшем развитии демократии в Афинах, стремлением обеспечить средствами к существованию свободную афинскую бедноту, поощрением литературы и искусства, театра, медицины в проч.

В Корпусе Гиппократа широко рассмотрен вопрос о воспитании врачей, особенно в сочинениях "О враче", "Наставления", "Клятва", "О благоприличном поведении", "Об искусстве", "О врачебном кабинете". Если раньше в древней Греции профессия врача передавалась по наследству от отцов и дедов, то при Гиппократе' это положение кардинально изменилось. Теперь этому искусству обучались -прежде всего желающие стать врачами, *в особенности люди из класса рабовладельцев. Желавшие овладеть врачебным искусством должны-были помимо природной расположенности к этой профессии любить, человека /Ьилантропия/ и свое искусство /Айлотехния/. Занятия по врачеванию велись в храмах. Ученики должны были наблюдать приемы лечения учителя и гго мере, обучения помогать ему; кроме того, они слушали лекции устные уроки. По окончании учебы молодые врачи должны были клясться перед богами и читать вслух клятву врача. *

Таким образом, в медицине древних греков "наиболее существенным моментом была неразрывная связь человека с природой и Космосом. Составление целого ряда прогнозов болезней, в зависимости от смены времени года, пищи воды, местности, образа жизни, обусловливалось стремлением гиппократовских врачей к предотвращению их смертельного исхода. Поэтому они часто обращались к простому народу с тем, чтобы люди соблюдали некоторые правила

п еде, питье, гимнастике, одежде, то есть в образе зизни в целом. Благодаря этому древние греки отличались завидным здоровьем. На этой основе они смогли развить уникальную культуру, уникальное государственное устройство, так как лииь здоровый народ способен создать высокие общечеловеческие культурные ценности.

* 2_§?_"Культурная и научная жизйь древнегреческого общества в эпоху Гиппократа" вт0£0й_главы представлена широкая панорама греческой культуры У - 1У в.в. до н.э. как одной из сами* развитых систем древнего мира. Анализируются греческие предания, обогатившие мифологию эллинов, религия /в чг.стности патриархальный культ предков/, боги, врачевание музыкой и ритмом, а также словом, театр /в Опидавре/, архитектура и зодчество, скульптуры. Подчеркивается, что идеалом человеческого тела у древних греков была Фигура атлета в движении, в напряжения физических сил /знаменитая скульптура Мирона "Еискобол"/, а идеалом архитектуры - храм /ПарФепои, Пропилеи, Эрехтейон/.

В параграфа много внимания уделено сведениям знаменитых историков - Геродота я ?укидида /например, о скиФах первого и о пелопоннесской войне второго/, философов - Анаксагора, Фалеса, Анахсимандра, Анаксимена и Гераклита. Идеи последних нашли отражение в Корпусе Гиппократа) 'они заложили фундамент в размып-лениях о началах всего, которые были развиты в последующие века. Кроме того, дано сопоставление философских точек зрения софистов /Протагор, Георгий из Леонтии/ и замечательного афинского мыслителя Сократа, ровесника Гиппократа. Важность философских воззрений Сократа со'стояла в той, что он впервые в философии отстаивал нравственное сов е^р п.е пс т в о человека /то же проповедовал Гиппократ в рауке/. В то же время следует подчеркнуть и отличие взглядов обоих мыслителей. Способствуя усовершенствованию человеческой морали, Сократ оставляет все же без внимания самый священный принцип гиппократовской концепции человека, его -0*615 . Сократовское "познай самого себя" исключает знание о собственно природе селого человека. А ведь для гиппократовских врачей дупа и природное

тело едины.

В области естественных наук классического периода Греции особо ощутимо влияние культуры огиптяп, о чем свиедетельству-ет Геродот в своей истории. Они давйо имели своих богов, сло-ливииеся обычаи и обряди, в том числе культовые празднества, а также своих прорицателей и собственные научные открытия. По сш-, детельству Диодора, древнейшие поэты, законодатели и ученые Греции бывали в Египте и беседовали со кренами: "Почему все славные (53 ученых мугей ездили в Египет, дабы приобрести там знание в законах и учении как вещах важности великой"'/. Из поэтов Диодор упоминает Орфея и Гомера; из ученых - ПиФагора, из законодателей - Соло на: "при всем том, ехали туда из сашх дребних Орфой и Гомер стихотворец, из живших те их после, как многие другие, так и Пифагор Самосец и Солоп законодатель"^/. Современные ученые /О.Нейгебаузр/ считают Вавилон тех времен в гораздо большей мере источником научных знаний, чем Египет, особенно в области математики и астрономии. Вавилонские ученые уге разрабатывали весьма ючные алгоритмы для решения многих алгебраических задач, в том числе для пахокдення корней квадратпых и кубических у равнений.

В У в. до н.э. у греков было' пироко распространено мнение о юм, что всю духовную и физическую еизпь человека мокно улокигь, как форму в числа. Иначо говоря, "над всем господствует число" /ПвФагор/. Учение Пифагора оказало большое влияние па сочинения врачевателей Корпуса Гиппократа, философские к математические воззрения ПиФагора ыы находим в сочинениях его учеников, в частности у ркамепитого философ, современника Гиппократа, Филолая /впоследствие образовавшего пколу пифагорейцев/.

Основная заслуга Пифагора и пифагорейского союза заключает«* ся в возведении ряда специальных областей знания /учение о ио-наде как первоначале, единице как логическом принципе тождества, этическом смысле чисел, геометрии/ на ступень чистой, абстрактно-теоретической науки.

В эпоху Гиппократа появляются атомистические идеи, предвос-хитивпие б}; дшее_ знание о „химических элементах и их сое^инднияж. I/ См.: 1 и о д о р ' С и ц и л и П с к и й, т.1, с. III. 2/ Т а м ж е.

Значительны" прогресс в строительном искусстве, военном деле, ремеслах, медицине наблюдается в жизни Греции в эту эпоху. Например, в хирургии Гиппократа /вправление вывиха методом вытязения,, лечение переломов с пошью рычагов/ гшроко использовался аппарат, nqnv4i!MH4 название 'дерево"/пли Скамья Гиппократа/. Здесь то дается его подробгое описание.

В заключительной части параграфа говорится о влиянии вавилонской астрологии на становление астрономии как науки в У -1У в.в. до н.э. В Греции эта область знания играла очень важную роль в земледелии и здоровье /предсказания изменений погодных условий, землетрясений и проч./. Древнегреческие мыслители, такие Mit Анаксилен, Анаксагор, Пифагор и Демокрит /как известно, много путепествующие/ уже владели этими основами. Древчие создали свою теорию соотношения контуров или с^оу é i ^ чело-века„со сферами Космоса, гнездами, солнцем, составили серии соотношений между человеком и Космосом с соответствующим астральным влиянием космических сбэр, их музыки и двк-сенил на различные части тела, судьбы, благополучие и несчастья людей/ г^.

Эти сведения подкреплены поэтическими строка!«! из гомеровских поэм - "Плиады" и "Одиссеи", а тякхе философскими доктринами представителей Нилотской вколи - Анакстеепа, Анаксагора /счк-тамих, что лупа получает свет от солнца и каким-то образом затмевается/ и Демокрита. Все трое считали землю плоской и от-сгда выводили прнчины ее "неподвижности", 1'етоном разработан ' цикл, предназначенная для согласования солнечного /365,5 дня/ п лунпого /354 дня/ годов';''

Важность астрологических знаний в медицине древних греков достаточно велика. Только с их помощьп врачи могли установить периоды болезни, то есть определить ее наиболее критические гни и дни, благоприятные для лечения. Человек для гиппократов-ских врачей есть прямое отражение макрокосмоса в его микрокосмосе. На него влияет движение плеяд. Например, Фазы Луны? их EilIL'ÎÎHïï^ÇÏL.ÊSÇlSSIEIIlZâZ-îZL'Ç'iiirSÇL1^^

I/ См.: Bouche L в о 1 в г с q A. L'Astrologie Grecque.-^ Paris, 1399.

■ 2/ См.: Словарь античности! Пер. с нем./Отв. ред. В.К.Кузизкн.-:«'., I989,с. 35I.

свойств, как холод-тепло, влажность-сухость. Комбинация этих четырех качеств управляет рождением и смерть» живого организма.

§.§.1 "Этнографические сведения гиппократова Корпуса" трзть-£й_главы "Этнографические и философские сведения Корпуса Гиппократа. Концепция человека" па основе сравинтельшх описаний гиппократиками физической и психической природы народов Азии, Европы и Африки, увязанной с их образом жизни, географическим положением и климатическими условиями /ибо конституция людей и их нравы отражают природу страны/, выясняются главные причины Формирования характеров у тех или иных народов, квк то: воинственность или трусливость. Они подчеркивают, что изменение времени года способствует возрастанию ума, а .к а ч о с тв о перемен Нормирует нравы и обычаи целых народов. Например,■ постоянная осень в Азии влияет на формирование более спокойного нрава, а суровые климатические условия в Европо порождают грубость и безрассудство. Гиппократики отмечают, что одной из причин отсутствия мужества у азиатских народов является то, что они долгое время находились под гнетом царей/ а гам, где господствуют цари людям необходимо "быть самыми боязливыми"'/.

, Обосновывая тезис о наследственности, гиппократовские врачи утверждали, что она зависит большей частью от самой природы и обычаев каждого из народов или же их общественно-политического устройства и нравов. В качестве примера гиппократики приводят сарматов - народ, живший по соседству со скиФами. В знак отличия от простых людей они имели привычку удлинять головы детей с помощью повязок. В параграфе приводятся также сведения Корпуса Гиппократа о скифах и скиФскнх поселениях, обычно выпускаемые исследователями смежных областей науки. Так, он утверждает, что причина болезней ски*ов коренилась в их образе жизни, обы- . чаях и особенностях климатических условий. Ллительное время они подвергались холоду, постоянно ездили верхом. Их частыми болезнями были иаиас и подагра.

Приведенные в параграфе этнографические сведения, несмотря иа их малое количество, являются ценными для.науки с точки эре- . ;ния о п и с а н и «конкретных «'актов, проливающих свет /хотя и в обаих_че[)тах^ на_обычаи_и_н25вы_лпдейА_консгиту Т/~См1:~Г ÔToTÏ а т. Op. cit.» О воздухах, водах и местностях 16 ,с,296. 24

ч

болезни и проч. Они заполняет пробели в общей истории культуры народов мира.

"Философские взгляды гиппократовских врачей. Концепция человека" Т£етьвй_главн речь идет о Философских положениях Гип-пократова Корпуса относительно первоначала всего. Гиппократ признает единое начало всего, приписывая еиу могущественную силу жизни, эдо'ровья и болезни в теле человека. По одной версии оно именуется 'е^орро^ по другой -

?^Но в Корпусе имеются также сочинения, отрицающие всякое начало: "мне кажется, ничто в теле не служит началом, но все одинаково начало и все конец"?^

Самой главной концепцией Корпуса Гиппократа, вошедшей и мировую культуру, является гуморальная концепция, изложенная в сочинении "О природе человека". Критикуя односторонний подход некоторых философов и врачей к человеческой природе, автор сочинения высказывает предположение о четырех элементах, составляющих человеческий организм - кровь, с*иэь, хелчь желтая и черная. Каждый из названных элементов /соков/ преобладает в человеческом организме в зависимости от времени года, вызывая те или иные болезни. Названные четыре гумора связываются с четырьмя основными типаей темперамента человека /соответственно: сангвиники, Флегматики, холерики и меланхолики/. Преобладание того-или иного гумора в организме зависит от места жительства народа и качества ветров, которым они подвергаются, а таюге( воды. Все это отражается на их образе уизни и социально-политической структура общества в целом. Так, к примеру, образ жизни эллинов отразился на Филосо^ско-медицинских концепциях науки и общественно-политическом устройстве государства У - 1У в.в. до н.э. Греции. Только в демократии с ее 'р а в -новесием противоположных сил достигается £икр<*£'<* Только таким образок человек и человеческое общество в целом не

21Я£1_£1Е5££1£_от_болезней.___________________________________

I/ См.: Вольский С.?>. О Гиппократе и его учении.-СПб., 1840,с.!06.

2/ См.: Корсунский И.И. Учение врача Гиппократа и ого лкоия о боге.-Харьков, 1Я44,с. 14,

3/ См.: Гиппог. па т.Ор. с1г.|0 м»стах в человеке 2 т.И,с. 1^8. А'.;31., 1941-1944/.

Гиппокраювские врачи не оставляет в сторона вопрос о воз- ' пикновении, "оноящик" человека. Их размышления больше всего склоняются к пониманию природы и взаимоотношения с ней организма человека. Они понимали, что свойства живого тела ке могут быть дедуцированы априори из% произвольных допущений, сделанных -относительно его предполагаемой структуры. Но одно из них должно быть ; пайдвно апостериори, путем исследования влияния каждой из причин на живое тело /спор гиппокдатиков с теорией Энпедокла и теориями некоторых солистов/. Основные черты *ило- • со^ствопания гиппократовских врачей заключались в их доказательстве рационального отношения к вопросам природы и религии /в частности, их выступления против магов-шарлатанов/ и' установлении индуктивного мемда исследования вместо господствовавшего у Философов и их предшественников в ту пору дедуктивного. Те или иные выводы они требовали делать, исходя из наблюдения и опыта. В этом отношении гиппократики значительно продвинулись вперед, утвердив экспорим.ентально-индуктивное направление в филосо+ии. Не отрицая основ религии, они подвергли разумному исследованию все то, что правде них казалось сверхъестественным чудом. Вот почему их можно назвать верующими рационалистами. Они первыми установили принцип взаююпричинности и закономерности явлений природы, сформулировали закон сохранения энергии и материи /впоследствие научно обоснованный Лейбницем уже в XIX в./, а также теорию о мозге. Принцип соразмерности был главным идеалом для них во всем. Высочайшая нравственность и згика эллинов вызвала к жизни написание знаменитой "Клятвы Гиппократа". В параграфе она разделена на 9 частей с подробным рассмотрением каждой* I - "Обращение человека к "богу"; 2 - "Об отношении ученого человека к семье и учителю"; 3 - "Об отношении врачей /учителей/ к учени- . кам"; 4 - "Об отношении к больному"; 5 - "Об отношении к здоровым людям"; 5 - "Знай свои возможности"; 7 - "Этика при лечении на дому"; аГ- "Тайна"Гэ - "Обещание". При этом ¡-ю часть можно-воспринимать как 'заклинание древних греков перед богами или "предками". В ней выражены два неразрывно связанных между собОй существенных элемента их миропонимания по принципу прямой и обратной связи: верования и градации по отношению к богам, роль

последних в яиэпи древних эллинов и отношение богов к научно-духовной деятельности ученых, в том числе врачей. 3 стремлении сохранять и продлевать хизнь человека ученые и врачи должны осознавать п р е д о л своих возможностей и.собственное подчинение воле богов^ Несмотря на любую научную подготовку, человек всегда будет находиться под властью богов, так как человеческие силу яе превосходят силы природы и Бога. Эта же часть дает нам отчетливое понимание того, как высоко оценивали древние греки написанное: то, что yare было в письменном виде становилось обязанностью; неукоснительное выполнение которой зависело от честности и нравственности человека. Честность те и стремление к славе - самые высокие качества духов-пости древних греков.

Из 2-й части явствует, что семья была нравственным эталоном эпохи У - 1У в.в. до н.э. Полученные учащимся знания от учителей приравнивались к родительской преемстнняо-стп. Отношения между учителем и учеником были прежде всего дружественными. Это была "свяченная дружба"^. Здесь же поднят вопрос об отношении к внебрачным детям, Авюры "Клятвы" считали, что между законными и внебрачными детьми нет разницы: "добрый человек всегда законный, злоЯ человек всегда внебрачный

В 3-й части повествуется ó том, что обучение какой-либо профессии в древней Греции передавалось по наследству. В этой re части "Клятвы" речь идет о безвозмездном обучении врачебному искусству любого гселавцего, ибо цель обучения не в деньгах.или богатстве, а в славе, благородной и высоконравственной деятельности /об этом еще напоминал Аристотель/. Здесь же содержатся и первые попытки придания медицине черт исключительности; гов'орятся о приоритете ее перед другими пауками, з чем особенно ощутим пифагорейский дух эпохи07'";

4-я часть, на нап взгляд, является краеугольным камнем всей "Клятвы", так как в ней особенно подчеркивается, что полученные знания и практика долгны быть направлены на п о л ь-

1/См.: í d е 1 s t « i n L. The Hlppocratic Oath.i trans, and interp.-Ealtlmore,19^3, с. 39.

2/См.: Dover K.J. Greek popular morality in the tine of Plato and Aristotle.-Oxford,1974, c. 93.

З/См.: Sdolstein L. Op. clt.,c. I9.

причинения ему вреда или привнесения какой-либо несправедливости. Между болезнью и ее лечением древние врачеватели устанавливали теснейшую взаимосвязь, подчеркивая, что человек постоянно имеет в своей теле и.здоровье, и болезнь. В зависимости от движения планет и конкретных времени года, окружающей среда, климата, пиди, вода, возраста и обычаев они усматривали святую задачу врача в упорядочении, сохранении г -¿г < р б Iв конфронтации этих двух противоположных сил, что, по их мнению п убеждению должно способствовать искоренению самых страшных болезней на земле. Человек бывает здоров только тогда, когда сознает себя человеком разумным и имеет силу воли сдерживаться, одновременно позволяя себе все в и е р у. «

В 5-й часта "Клятвы" говорится, что врач не должен был бы иметь ни морального, ни юридического, ни божественного прав отнять у человека жизнь или,.что еще хуже, советовать больному покончить с собой. Он обязан отказаться от предоставления просимого больниц смертельного средства. Врач не дод^ен вручать женщине абортивного пессариа. По мнению гиппократовсккх врачеа, производство абортов является безнравственным актом по своей сути /хотя Аристотель в своей "Политике" и считает аборт самым лучшим способом удерживать популяцию в разумных пределах/. Все это, разумеется, не из страха к самоубийству или детоубийству, а в знак пиетета и уважения к богам, к природе и жизни каждого индивидуума, даже если он еще не родился.

В 6-И част поднят вопрос о зацпю' чести врача и сохранении к себе уважения со стороны коллег и особенно простых людей._ Врач должен уметь признавать свое незнание и неопытность с определенных областях науки, и в таком случае предоставлять возмое-ность для решения той или иной проблемы /болезни/ зкаюцки свое , дело людям;

7-я часть отчетливо дает понять, что у врачей той поры били и свои слабости. Прежде всего это касается разнополой и однополой любви /видимо, гомосексуализм в ту эпоху был уже обыкновенным явлением/! интимные отношения с больными ила членами их сеней были недопустимы, кбо это противоречило врачебяой этике. Цель была только одна - способствовать лечению болезни человека, независимо от того, раб ов или свободный.

8-я часть повествует о нераэглавении врачебкок тайны о бога

лезни и лечении людей, особенно, если болезнь связана с личной зизньв. Врач должен быть сдержанным в своих разговорах; только, тогда люди смогут поверить в то, что он способный, надежный человек, и что он не будет унижать честь больных, или использовать юс беды в личных интересах.

Наконец, заключительная 9-я часть "Клятвы" читается, как стпхп; В ней молодые врачи, ученые, приступающие к практике врачебного искусства, обещают с честью выполнять вышеназванные пункты и припосить счастье людям, а если так пе произойдет -"да будет обратно этому"':

Возникновение подобной "Клятвы" как абсолютного выражения этихп научного поведения отнюдь не было чем-то случайным, яторо-степенным. Ее создания требовала греческая наука У - Г/ в.в. до е.Э;

По мнению древнегреческих врачей, концепция природа определяла и создавала предпосылки концепции человека'. И если досократовские философы' стремились к созданию одномерной структуры природы /в целостности ее лежит единое начало из цифр, огня, воздуха, логоса как различных элементов /, то в классическую эпоху эта концепция наполняется новым содержанием, образуя новую структуру - бидименсиона'ль, то есть разделение природы и человека; Историческая роль глппократовских врачей как раз и состояла в той, что они как бы "исправили" абсолютизацию человека Сократом. 3 своем знаменитом высказывании-принципе "познай самого себя" он не слишком почтительно относится к природе человека. Сократовской абсолптизации души ггппокра-тпкп противопоставили единство качественно? двойственности: "природа - человек". В этом ключе решены их наброски /идеи/ относительно эволюции человечества /о первопричине Формирования человека в процессе космог.енезис а/, концепция гармоничного питания, антропологическая к эмбриологическая доктрины, теория наследственности, учение о семи возрастах /или периода): жизни/ человека.

Ни в одной из философских систем /Платона, Сократа, Аристотеля/ не была создана такая цельная, детально разработанная к в то же время совершенная кокчепаия человека, как в сочинениях Корпуса Гиппократа. Наиболее существенными чертами этой концепции являются: а/ установление многообразных спяэеП человека с огруга-ио его природой и обществом; б/ установлен'/е прямо:* »•вясг!,о-

сти болезней человеческого организма от образа жизни, обычаев, географического расположения местности, воздуха, воды и пищи, климата и смены времён года; лечение болезней связывалось о положением планет и Космосом в целом; в/ в "Клятве" Гиппократа отрахепа вершина христианское этики - восхождение человека на божественный пьедестал"!

Таким образом, суммируя все изложенное в трех главах диссертации, в заключении утверждается, что Корпус Гиппокреога -это еще одна ступень в общем ходе развития истории человечества, его эволюции. В сочинениях Корпуса нашли яркое отражение философские и медицинские учения древнего Востока предшествующих эпох; Все вместе взятое позволяет сделать общий вывод о той, что мировое знание едино и не принадлежит какому-либо . одному народу или человеку'^

По теме диссертации автором опубликованы тезисы к авторско-читательской научной, конференции "Вестника древней истории" я Зсесоюзной Ассоциации антиковедов "Древние цивилизации: среда, личность, общество", проведенной кафедрой истории древнего мира Института всеобщей историк /Москва, 10-13 июня 1991 г;/х "Клятва Гиппократа как этический документ";

а