автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Костюм раннесредневекового Тохаристана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Костюм раннесредневекового Тохаристана"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УЗБЕКСКОЙ ССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ им. ХАМЗЫ ХАК1Ш-ЗАДЕ НИЯЗИ
КОСТЮМ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ТСХАРИСТАНА
(ПО ПАМЯТНИКАМ ИСКУССТВА И АРХЕОЛОГИ!}) 17.00.04 — изобразительное искусство
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
На правах рукописи
МАЙТДИНОВА Гузель
ТАШКЕНТ— 1991
Работа выполнена в Отделе истории культуры Института истории, археологии и этнографии им. А. Донпша АН Таджикской ССР.
Научный руководитель — академик ЛИ УзССР, доктор искусствоведения, профессор Пугаченкова Г. А.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
доктор исторических наук Э. В. Ртвеладзе,-
кандидат искусствоведения Т. К- Мкртычев.
Ведущая организация — Ташкентский государственный институт искусств им. Манона Уйгура.
Защита диссертации состоится « в . 7-'т. час. на заседании специализированного совета/ К.092.11.01 по присуждению степени кандидата искусствоведения в Институте искусствознания им. Ха.чзы Узбекской ССР. Адрес: 700029, Ташкент, Аллея Парадов, 2.
С диесертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствознания им. Хамзы Узбекской ССР.
. »
Автореферат разослан » 1991 г.
-л.
—
Ученый секретарь '
специализированйЬф,с'о6.'ет^
кандидат искусствш5"еД?тя' А. А, ХАКИМОВ
История костетла народов СрэцнеЗ Азии отражает дкнам&ку развития материальной и духовной ,1изня общества. Изучение этапов его развитая дает вогтлогаость проследить черта этнической и политической истории народов и особенности развития их культуры .
Диссертация псовявона костклу средневекового Тохаркста-на - одного из налб еле о раннлх цеетроа формирования изобрази« тельного искусства Средней Азяа даадего богатый матерная к его познааи». Тохаристан, заниманий современник территории юга Узбекистана, вга Таджикистана и север Афганистана - одна из дрсвЕе&ик историко-культурных областей Средней Азии, ранее именовавшейся Бактрзей, где аккумулировались внсочайаае достижения мировой культуры. В раннем средневековье владения Тоха-ристана играли ванную роль в екзяк Средней Азия, насыщенной внешними столкновении, миграциями различных народов, и значительными социальными изменениями, кoтopis коснушись всех сфер жизни, отразились и на одежде.
Процесс развития ксстжа Тохарястана, как и культуры в целом, протекал в обстаповко постоянных взаимосвязей мезду среднеазиатскими народами и соседними. Поэтому, изучая костш населения Тохаристаяа, ?ш открываем фор:,я, свойственные не только это?: историко-культурной области, но и всей Средней Азии.
Актуальность исследования. Этапа развития история костюма населения Средней Азии изучены неравномерно. Сложность исследования исторической одеящы связана преяце-всего с ограниченностью подлинных одезд определенной эпохи. Достаточно хорошо изучен лимь костганнй комплекс классической этнографии, а так,?.е периода позднего средневековья Средней Азии по данным миниатюрной еивописи и единичным экземплярам археологической одеядц этого периода. Но ее древние форггы всэ еде мало исследованы.
Хотя отдельные вида одеацм древности и раннего средневековья и были предметом изучения, эти исследования носили ясторико-этнографический характер, вне поля зрения остался искусствоведческий аспект проблемы. Учитывая, что костш -одно из проявлений материальной и духоьной культуры и в то за время - произведение декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразухазэ облик человека, мы рассматриваем его
кал: вид художественного конструирования. Ибо художественная специфика искусства костила определяется тем, что объектом творчества является сам человек.
Выбор теш в качестве предаете исследования данной диссертации вызван рядом причин:
- Отсутствием обобщапцего исследования по истории ранне-средневекового костша Средней Азии, в частности, Тохариста-на;
- Отсутствием четкой периодизации раннесреднэвековой одежда, что лазало иногда возможности точно атрибутировать произведения искусства; г
- Важностью разработки этой проблемы дам истории костииа и истории культуры как самого Тохаристана, так и сопредельных с нк,! областей Центральной Азии, в их взаимоотношениях.
Кос та/ Тохаристана не был до сих пор объектом специального исследования, за исключением некоторых статей, рассматривании тсхаристанскую одеаду е совокупности с согдийской и затрагиваниях лишь отдельные аспекты проблемы. Не рассматривались специально, в контексте исследования всего костшного комплекса, ткани, конструкция кроя,-украшения, детская одек-да, цветовая гамма.
Актуальность исследования обусловлена также накоплением определенного изобразительного материала, открытием подлинных археологических одежд Тохаристана, что позволяет теперь восполнить определенные пробелы в истории костша среднеазиатского региона.
Учитывая, что находки подлинных одежд раннего средневековья кз Тохаркстана подтвердили историческую достоверность костшоз, изображенных в короаластике и раняесредневековой жгвопЕСЛ Средней Азии, данные изобразительного искусстза, исходя из их многочисленности, являются одним из основных источников для реконструкции костила прошлых эпох.
Воссоздание истории костша важо как продолжение древних традиций, прозедаш: испытание временем, г как обогащение современной практики художественными кдгяма, и для творческих поисков художников, модельеров, создаишх всгзд аазравлешк мода.
Шли и задачи исследовала. В десертацк,: рассматривается весь круг вопросов, связанна:: с костшом Тохаристана, вкладывая в понятие "костш" сочетание предметов сдечды, тканей,
украшений, прически, косметики, выполненных в едином стиле и художественно согласованных меэду собой.
Основной целью исследования является создание обобщащай работы по истории коетю.га Тохаристана периода У-УШ вв. В число задач диссертации входят:
- внявление и исследование тканей, используемых в костше;
- исследование принципов орнаментации, определение истоков наиболее характерных декоративных приемов и общей цветовой гаммы;
- определение основных видов и форм одежда;
- определение з стилистике костюма эстетического адеала эпохи;
- выявление конструктивного решения одежды и выделения приемов нятья;
- выявление украшений, их роли в общей композиции костюма;
- выявление эволюции основных составных частей костшного комплекса;
- выяснение в костюмах населения Тохаристана художественных особенностей, отличающих их от костюмов народов Центральной Азии или сбликашцих с ними;
- внявление периодизации раннесредневековой одежда;
- обобщение получению: данных для общей характеристики ранне-средневекового костима Средней Азии.
Источниковедческая база исследования. В качестве основных источников использованы изобразительные и археологические материалы. Дополнительно привлечены письменные ж этнографические источники. Широко используется сравнительный материал по костюмам сопредельных стран Центральной Азии в различные хронологические периода, причем понятие "Центральная Азия" в соответствии с определением ЮНЕСКО включает территории советских республик Средней Азии, Северо- Западную Индию, Лакисхан, Афганистан, Восточней Иран, Синьцзян (западная провинция Китайской Народной Республики). Для исследования привлекались раннесредневековая живопись Тохаристана и сопредельных областей (Дильбердяин, Еалалкстепе, Аджинатепе, Калаикафирза-гал, Калашодаон, Бамиан, фуядукистан). При необходимости использовались другие изобразительные источники: скульптура, коропластнка, торевтика, нумизматика.
Епервые вводятся в научный обиход подлинные археологические одежды, ткани, укранганпя из Кургана, в Старом Тертезе.
В 1982-1984 н в 19ВЬ гг. исследование и реставрации тсрмезохих уникальных находок проводили А.К.Елкинг ч автор настоящей работы. В комплексе с изобразительны:®! источниками использованы археологические материала аз памятеткоз Тохаркстана - Кургана, Екттепе, Нафыркали, Ляхпа и др.
Автор пользовался коллекциями Теягозского областного краеведческого музея, Института историк, археологии и этнографии имени А.Доиша АН Тадкакской СО?, музоя истории народов Узбекской ССР АН Узбекской ССР, Езманганского областного краеведческого вдзея, музеев Китайской Народной Республики (Урумчи, Турфан, Дунъхуан).
В качестве сравнительного кз?ериая& в исследовании художественного стиля костша зпсхк, рассматриваются азобразитель-ные источнике Согда, Уструааны, Чача, Ферганы, Монголии, Алтая, Китая, Ирана, Византии. «учения культурных взаало-дейстзлй в среднеазиатском регдаю врдзлечзкн вейявтзаичае находки из Пендаакекта, Афраснаба, Вэдамга, Курката, Чша-худдри и др. Для ^конструкции раянесредаевоковой одеанв Средней Азии впервые привлекаются унлкалыше одежда из Цуичак-теяе (Пап; Нгжаягаяская обл., УзССР), реставрированные а исследованные с участием диссертанта.
Новизна работа. В диссертации впервые в среднеазиатском искусствознании на примере костила Тохаристана рассматривается целиком костшный. комплекс, раннего средневековья. Еперше рассматривается архитектоника и конструктивное решение одекды, выявляется эстетический идеал зпохи. И наконец, впервые вводятся в науку археологические подлинники одежд исследуемого периода, изучается детский костил, дается сведения о подлинных хлопчатобума'йшх и шелковых тканях Тохаристана.
В диссертации рассматривается все виды одежд, доступных исследованию по изобразительным и археологическим данным. Для реконструкции недостаыцих звеньев эвешзции костша привлекались этнографические источники. Таким образом, впервые дается подобный комплексный источниковедческий подход к исследованию истории костша, что позволяет наиболее достоверно реконструировать костш эпохи. Вся предаествущая литература по истории костша, как правило, отдавала предпочтение какой-либо одной категории источников, либо затрагивала только отдельные аспекты костша Средней Азии. Новизна данного исследования заклинается:
- в комплексном источниковедческом подходе к решению исследовательских задач:
- в типологии и классификации составных частей костша;
- во вводе в научный оборот, наряду с уже известными, новых изобразительных, археологических данных, прежде не рассматривавшихся при освещении истории среднеазиатского костша;
- сопоставительном анализе подлинных археологических находок -составных частей костша и изображений в ранзесредневековых росписях Средней Азии.
Практическое применение. Впервые по росписям Балалыктепе и Калаиагодооп с привлечением данных археологически обнаруженного текстиля диссертантом были восстановлены на Яенинабадском шелковом комбинате образцы тканей У1-УП вв. Удалось реконструировать средневековый текстиль, его орнамент, приблизить фактуру ткани, используя современную технологию производства. На том же комбинате при непосредственном участии автора данной работы, впервые использован раннесредневековый орнамент тканей в производстве набивных шелков. Выводы автора позволили создать реконструкции моделей одежды раннего средневековья, что легло в основу коллекции Дома моделей "Бону" (г.Душанбе). Эта коллекция была показана на театрализованном спектакле в г.Душанбе (апрель, 1990 г.). На основе традиций костша раннего средневековья художниками-модельерами Дома моделей "Бону" созданы современные коллекции одежды. Многолетние исследования диссертанта позволили воссоздать образ основоположника персидско-таджикской музыки Борбада (этнический тип, одежду, прическу), затем графически и живописно выполненный художником Б. Напмовым.
Результаты исследований и выводы диссертации о раннесред-невековой одежде Средней Азии были использованы автором при подготовке глав и разделов нового издания "Истории таджикского народа", "Истории культуры таджикского народа", а также позволили реконструировать недосташне части археологических под-лпиников уникальных одежд из Мунчактепе.
Методологической основой данной работы стали принципиальные положения современного искусствознания а исторической науки. Главной методологической посылкой явилась необходимость изучения костила не по задам, а в комплексе, многосторонних связях с культурной средой.
При выполнения диссертационной работы автор опирался на достижения искусствоведения, ориенталистики, археологии и зтпографвд, отраженных в трудах многих советских и зарубежных ученых, которые использованы автором в связи с поставленной проблемой. В основу ке диссертации легли собственные исследования автора.
Апробация •работа. Основные положения диссертации изложены в ряде опубликованных статей, а также в докладах на мевдународных, всесоюзных, региональных конференциях: Всесоюзной конференции "Бактряя-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке" (1983), Всесоюзной научной сессии по итогам этнографических и антропологических исследований 19В6-1987 гг. (сентябрь 1988 г.), отчетных археологических сессиях региона (1988, 1989 гг.), Международном симпозиуме '-Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность" (апрель 1990 г.), Мевдународном семинаре ЮНЕСКО "Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье" (сентябрь, 1990 г.), Научно-практической конференции, посвященной 70-летаю Чимкентского областного историко-краеввдческого музея (октябрь 1990 г.). Отдельные главы и диссертация в целом были обсуждены на заседаниях Отдела истории культуры Института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литература, списка сокращений, списка иллюстраций, а также приложения с рисун-ка\я, графический! таблицами, чертежами и фотографиями.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во рведекич обосновывается актуальность теш и степень ее изученности, формулируются цели и задачи исследования, определяется территориальные и хронологические границы исследования, излагается методология и методика исследования, дается краткий обзор историографии вопроса и характеристика основных источников, осЕешдется научная новизна и практическое значение исследования, описывается апробация методов и результатов исследования.
3>агя I. Ткали. Орн?"9.нтапия, и?етоапя гауяа. Рассматриваются технологические и художественные особенности археоло-
гпческих тканей из Тохаристана (Курган, Биттепе, Каратене, Ба-лалыктепэ), используе;.не основные красители (марена и индиго). В горных владениях преимущественно использовались перстяные ткани, в равнинных - хлопчатобумажные и пелковые. Художествен-нне ткани, кроме археологических подлинников, исследовались по росписям Дильберджина, Еалалыктепе, Каладшодмон, Калаакафир-ниган. Анализ археологических подлинников, изображений тканей в етвсписи, а такке данных письменных источников свидетельствуют о существовании в раннесредневековом Тохаристане развитого текстильного искусства и об определенном уровне развития художественного иелкоткачества. Для изготовления одежды тоха-ристашщ использовали полихромные и монохромные шелка, однотонные л орнаментированные хлопчатобумажные полотна, перстяной и золототканный текстиль. Ширина вырабатывавшихся на станках тканей варьировалась от 54 см до 118 см. Выделяется хлопчатобумажный текстиль с тканным орнаментом и орнаментированный приемом перевязки готового полотна узелками.
В целом орнаментация тохаристамских тканей основана на немногочисленных элементах бактрнйского прикладного искусства, которые появились в другая материале в предпествуэдие эпохи. Анализ раннесредневекового текстиля Тохаристана показывает ведущую роль растительных и геометрических мотивов на фоне единичных зооморфных и антропоморфных текстильных сшетов. Характерные украшения бактрийского костхда предопределили сюжетную линию тохаристанских текстильных орнаментов. Прослеживается связь художественного шелкоткачества Тохаристана с сасанидским искусством. В тканях Тохаристана композиции в кругах имеет характер сложившихся орнаментальных форм, с характерным преобладанием одиноких мотивов в кругах, но в сасанидских шелках, в отличие от тохаристанокого текстиля, многочисленны изображения реальных и фантастических животных, борьба зверей, сцены охоты и т.д. В мотивах и композиционных сочетаниях текстильных узо-роЕ Тохаристана четко выявляется перениточные элементы эллинистического, буддийского, кущанского стиля и более ранних эпох (построение орнаментов в ромбической и прямоугольной сетке-композицип, преобладание мотивов ромба, шахматной сетки, розеток, секиры, полумесяцев, сердечек, крестов, аканта и т.д.), а также развитие орнаментализма нового "сасанидского" стиля раннего средневековья, определившей одну из особенностей
тохаркстанского текстильного искусства.
По итогам исследования становится очевидным, что в У-У1 вв. в Тохариставе складывается своя школа художественного шелкоткачества. Особенность;тохаристанской художественной школы шелкоткачества состоит в том, что она выработала оригинальный стиль, суть которого в гармоничном творческом сочетании местной художественной традиции с элементами ыирокого круга культур других народов, стран и областей, исторически, экономически и культурно тесно связанных круг с другом. В 771 веках высокого уровня достигает шелкоткачество в Тохариста-не, Мерве, складываются ферганский и согдийский центры шелкоткачества. Тохаристанское художественное ткачество развивалось в тесной взаимосвязи с ткацкими традициями Передней и Центральной Азии, ввиду оживленных контактов по трассе Великого Шелкового пути, в то же время выделялось среди синхронных культур Востока характером стилевой основы. В орнаменте тохаркстанских тканей, в цветовом сочетании была заложена глубокая символика.
Рассматривается цветовая гамма в композиции кости,». Художники Тохаристана достаточно точно передавали цветовое решение текстиля, его фактуру и орнамент в росписях. Находки текстиля в могильнике Астана (Восточный Туркестан) с изображением вепря, идентичного изображенному в живописи Афрасиаба, подтвердили историческую достоверность передачи цвета тканей в росписях Средней Азии.
Композиции тохаркстанского текстиля решены двумя-тремя, редко - четырьмя цветами. Цветовая гамма в костюме Тохаристана - различные оттенки красного, синего, золотисто-желтый, черный, белый, зеленый. 3 декорировке косткма широко используются сочетания черного и красного, желтого и черного цветов.
Выработка собственных плотных полихромных шелков типа занданечи в среднеазиатских центрах шелкоткачества привело к постепенному преобладанию плоской накладной, футлярообразной одежды, где композиционным центром кости.® был декор текстиля.
Сохранение ряда особенностей ранкесредневекового ткачества в традиционном текстильном искусстве народов Средней Азии подтверждают генетическое развитие и преемственную связь с предаествужей эпохой.
Глава П. Основные виды и формы одегагы. Исследование свидетельствует о весьма сложном и длительном характера процесса
э
Армирования тохаристанского костша. Главной предпосылкой форсирования стиля костила Тохаристана У-УШ веков являются социально-политические, экономические условия: значительные изменения з эгносфере в сеяеи с вторжением скотоводческих темен в У-У1 вв., а со второй половины 71 в. - проникновение тюркских племен. Существенное влияние оказывает искусство сасанядского Ирана. РаннесреднэзекоЕый костш Тохаристана имеет своим истоком местное бактрийсков наследие с характерными кушанским. эфталигским, сасанидсккм, тюркским, индийским влияниям и на-содится в родстве с ирано-сасанидским и восточкотуркестанским хостшным комплексом, образуя с ним в определенной степени единый сплав. Этот синтетический костш з 7-нач.УШ ив. покоится яа подчинения пластика четкому, сухому контуру, прядаадему человеческой фигуре трапециевидную форду.
В диссертации впервые затронуты вопросазаложенные в срзднзазпатском костп.те,('¿Стбкгчес^ах"
средневековье^ Они на протяжении этого периода менялись з со-отгзтстгшш с худс:г.зст2е:шгм стилем эпохи л одним ль факторов его с'гслзеле-'лк бил пртход на политическую арену кочзезх народов. В У Евке мут-глна-тохаристанци предстают суровсги, физически сильными, коренастей лвдьма, с шарокаш лицами, миндалевидными глаз&мп, без бороды, с коротки»®! прическами. Идеал красоты выражен в стиле одевды хиснитов-эфталитов; в одежде приспособленной к верховой езде: короткие кафтаны и рубахи, широкая набедренная одежда и высокие сапоги с выступами над коленями. Но в У1-УШ вв. идеал мужчины несколько меняется -становится более утонченным, на смену грубой силе, видимо, приходят иные цешагые качества: ум, изящества. Мукествэнность в эту пору в Тохаристане выратается величественной осанкой и галантностью обращения с дамами. У идеального мужчины удлиненная утонченная талия, тонкие руки, украшенные кольцами, браслетами. У него изящные манеры. Красивыми считается удлиненный кафтан, плотно облегавдий фигуру, узкая набедренная одежда, изящные сапоги. В костше отразился процесс ассимиляции бынпе-го скотоводческого населения в городских центрах Тохаристана, его интенсивное приобщение к многовековой культуре оседлых народов. А в образе женщины-матери воплотился идеал тохаристан-ки. В 7-71 вв. у идеальной женщины величественная осанка. Она полнотела, широколица, женственна. У нее дугообразные брови,
большие темные миндалевидные глаза, гладкие длинные волосы, ъС\ чесанные на прямой пробор, прямой нос, маленький рот и изящные ручки. В УП-УШ вв. на юге Тохаристана меняется образ идеальной женщины: у нее теперь тонкая талия, утонченное лицо. Новые линии косткма создают пластический образ, полный женственности и своеобразной грации. Идеального внешнего облика достигали не только с помощью одежда, но и искусственно создавали, широко применяя косметику. Тохаристанские женщины и мужчины пользовались декоративной косметикой (румяна, белила, сурьма, индиго) и душистыми снадобьями.
Анализ костшов. Тохаристана У-У1Л веков показывает, что мукекой и женский косткмы имели ряд общих компонентов, хотя частичная дифференциация мужской и женской одежды наблюдалась еще в ахеменидской и кушанской Бактрии. Однотипность многих форм мужской и женской одежды связаны с архаическими принципами конструктивного решения одежды, в основе которого лежал простейший туникообразный крой, когда-то зависимый от ширины вырабатываемой на станке ткани.
В тохаристанском костше четко выражены возрастные признаки - так детские одежды короче одеяния взрослых.
Анализ археологических и изобразительных данных позволил выявить социальные признака костшов, которые выражались качеством используемых .для одежда тканей, количеством одновременно одеваемых одежд, в их декорировке, в типе головного убора, качестве и количестве украшений, используемой декоративной косметике, в преобладавшей цветовой гамме тканей, в социальных регалиях.
В косткма Тохаристана четко выражена этническая дифференциация: в эфталитский костшный комплекс входили распашные кафтаны с односторонними отворотами и туникообразные рубахи с длинными, зауженными к запястью рукавами, с боковыми разрезами на подоле, со скосом последнего вниз. Ворот, боковые разрезы, борта, подол, концы рукавов обшивались декоративной тканью. Характерной этнической особенностью являлся способ оформления низа набедренной одежды: в эфталитских (и в среднеазиатском и восточнотуркестанском варианте одежды) обшивается низ и соединительный иов внутренней части до середины икр декоративной тканью. В тюркский же ксстн.шый комплекс раннего периода входят кафтаны с двусторонними отворотами, кафтаны не
имели боковых разрезов, декоративной тканью обшивались только ворот и концы рукавов.
Таким образом, в костюме Тохарястана заложены определенная символика и знаки, он имел, как всякое произведение искусства, свой язык. В тохаристанском костюме заложены следунцие знаково-коммуникативные функции:
- костш - как знак социальной дифференциации;
- костш - как знак принадлежности определенному этносу;
- костш - как знак полового различия;
- костш - как знак возрастного различия.
Это был "язык" костша, понятный каждому члену тохарис-танокого общества, выработанный на более древних бактрийских традициях.
Анализ раннесредневек.ового костила Тохаристана и его среднеазиатских параллелей позволяет прийти к следующий! выводам:
I. В эволюции раннесредневековой одежды Тохаристана прослеживаются три этапа. На первом этапе, в У-У1 веках, при сохранении традиций ахеменидского, эллинистического и кушанского периодов, господствует эфталитский костш. Архаические традиции сохраняются в ширине и в манере носить набедренную одежду: тохаристанская, как оактрийская периода Ахеменидов - очень широкая. В мужском костше Тохаристана превалировали туникообраз-ного кроя рубахи с прямым или косым воротом, эфталитские кафтаны и накидки с односторонними отворотами, очень широкие атаны. В женской одежде, кроме сходного о вышеуказанным мужским комплексом, бытовали шубы, длинные до ступки платья со шлейфами, кофты, юбки, плащи, накидки. Верхняя одевда - кафтаны, шубы, накидки были длиной до колен. Ворот, полы, рукава, низ верхней одежды, кромки штанов обшиЕались декоративной тканью. Детская одевда обеих полов состояла из рубахи .длиной до бедер, которую носили поверх штанов. Взрослые одновременно носили один-два-три вида одеглу.
В конце У1-сер.УП веков, наряду с костшами прздшеству-кщего периода, повсеместно распространяются тюркские кафтаны с двусторонними отворотами. Верхняя одевда удлиняется до щиколоток. В мужском и ленском костше доминируют в этот период туникообразные рубахи, кафтаны и накидки с двусторонними отворотами. В ганском ансамбле, креме того, бытует безрукавки.
.софты, прямые юбки и длинные рубахи. В этот период появляются прототипы современных мужских пиджаков с двусторонними отворотами и с петличкой.
В конце УП-нач.УШ вв. в костюмном ансамбле Средней Азии наблюдается тенденция к синтезу местных традиций с пришлыми компонентами одежд других этносов. Эти явления особенно наглядно проявляются в согдийском костюме (кангшйские традиции), в меньшей степени в тохаристанском. Осложняется крой, появляется вырезная пройма, способстЕукщая больше:© облеганию одежды. В женском костюме появляется сложнокроенные платья. В декориров-ке кафтанов, накидок с двусторонними отворотами, очевидно сближение с принципами украшения местной куианской туникообраз-ной рубахи: на накидках появляемся клеяья с разрезами, обаятн-ми разноцветными тканями, декорируются полы и изменяется об-вявка ворота. Длина одеад шке келен. Изменяется крой тункко-обрагкой одегда: рукава пришиваются чуть яиае плеча и плечевые кьы обливаются декоративным текстилем.
На протяжении всего раннего средневековья сохраняются архаичные кафганн без отворотов с доиншие и короткими рукава-га, только изменяясь в соответствии со стилем эпохи.
Стилевые особенности на каждом этапе развития раннесред-невекового костима выражались в количестве одновременно одеваемых одежд, в используемых тканях, в декоративном решении всего костимого комплекса. На каждом этапе верхняя одежда отличалась, кроме того, по пропорциональному членению: длинные, короткие, широкие, узкие. На всех трех этапах развития раннв-средневековой одежды также наблюдается продолжение развития традиций местной одежды предшествующих периодов в сочетании с пришлыми компонентами.
2. Среднеазиатские параллели тохаристанского костша сви-детельствукт об единстве составных частей костшного компле.ч-са. Косткм кавдой историко-культурной области отличался принц; нами декорировки одежды, преимущественно используемыми тканям и отдельными украшениями, манерой их кошения, головными убора мл.
Глава Ш. Конструктивное решение одежды. Приемы шитья. Впервые в среднеазиатской костшологии раннего средневековья в диссертации исследовано конструктивное решение и пошив ранне средневековой одежды. Рассматривается конструкция кроя и пошив
одежд кэ Кургана. Анализ покроев термезских одежд показывает, что в покрое рубахи и штанов отразился единый принцип кроя -максимальная экономия ткани, чтобы не было отходов; косые клинья выкраиваются из прямоугольного куска, разрезанного по диагонали. Пластическое решение тохаристанской одевды подчинено определенной конструктивной схеме.
Характер рассмотренных одежд достаточно градационен: туникообразные рубахи, расширяиаиеся к низу за счет клиньев, атаны, сшитые из двух полотнищ и вставки для шага. Отличаются рубахи оформлением ворота и боковой вставкой - в зависимости от размера рубахи и возраста его обладателя.
Варьируются размеры рубах: в одном случае вставкой бокового клина к стану примерно от уровня талии, а в другом - к прямому стану, под рукавами, пришиваются боковины, расииряхь ¡циеся к подолу. 5^кава не имеют вырезной проймы. В зависимости от размера рубахи ширина рукава вверху варьируется от 21,5 см до 48 см, но ширина у запястья и на детской, и на одежде для взрослых примерно одинакова - 11,5-12 см.
Технология пошива одекда Тохаристана изучена по археологическим подлинникам из Кургана и Биттепе. Использовались разные приемы ручного шитья: нов "назад иголка", заполивочный, подшивочный, обметочный, стачной. Сходные приемы шитья применялись в Согде и Фергане,
Сравнительный анализ археологических и изобразительных данных позволяет подвести некоторые итоги исследования:
1. В основе одежды Тохаристана лежал туниксобразный крой наиболее простого конструктивного решения приспособления ткани к пропорциям человека. Верхняя одежда имела трехчастную композиционную структуру: рукава, стан,-боковины. Из трех частей состоит и структура набедренной одежды: из двух полотнищ ткани и мотни. Начиная о середины УП века появляется в одезде вырезная пройма, способствующая облеганию одезды.
2. Сравнительный анализ археологических и изобразительных данных Тохаристана позволяет выявить в крое два наиболее распространенных метода конструирования: туникообразный и сложно-кроенный.
3. Анализ покроев одезвд населения Тохаристана и других историко-культурных областей Средней Азии свидетельствуют об единстве традиций, достаточной длительности культурных, эконо-
мических и этнических связей, что позже отражается в народно}, одедде этого региона.
4. В конструктивном реягешш одежды Тохаристана отражены зе знаково-комэднакгтивные функции, которые шражались в спе-¡шшических деталях, характерных для определенного этноса.
5. Приемы, используемое населением Тохаристана для шитья одеады, характерные и у других среднеазиатских народов раннего средневековья, прослеживается в этнографических параллелях в этом регионе и свидетельствуот о преемственности исторических традиций.
Глава 1У. Украшения. Важное значение б декоративном реше-н;ш костша Тохаристана имели украшения. По способу ношения оки подразделялись на головные, шейные и нагрудные, для рук и ест, поясные. :,!ужчшш носили одно-.цвухчастные серьги,' а женщины - одно- и многочастные, но браслеты носили и мужчины и женщины. В Тохаристане только кукчиш и прислуга кенского пола косили пояса, знатные дамы не опоясывали одерду.
За просты;,ш формами украшений, за образам, воплощенными в оберег, за материалами, применяемые для их изготовления, стояла философски продуманная система символов, понятная каждому члену раннесредневекового общества. Любой тохаристанец мог расшифровать язык украшений, соответственно выражал свое отношение: знал назначение, смысл увиденного, определенную закономерность ношения, социальное положение носителя.
Видимо, одежда воспринималась человеком раннесредневекового общества, как своеобразная пространственная конструкция верха и низа. Головные уборы соотносились с сакральным верхом и соответственно украшались солярными символами. Многочисленные нагрудные, ручные, поясные украшения являлись символическими носителями плодородия и соотносились с земным началом.
Анализ украшений в костюмном комплексе позволяет сделать ряд заключений:
I. Украшения в раннесредневековом костше являлись знаками, определявдимк социальное положение человека, что выражалос: в их количестве одновременно носимом, иерархии материалов из которых они изготовлены и в ношении специфических украшений, регламентированных для определенных социальных категорий общества. Каадое украшение в костшном комплексе несло смысловую нагрузку, отражая сакрально-магическое представление тохари-с танце в о мире.
2. В костшном комплексе ювелирные украшения составляли декоративно-стилевое единство, которое выражалось в достижения целесообразности и в гармоничности сочетаний частей ювелирного ансамбля. Украшения и их манера ношения в совокупности с оде~-дой, характером попользованных тканей создавали единую худог.е-ственно-композицксняую систему костила, отражая стилевую особенность костша Тохаристана.
3. Украшения Тохаристана, как и весь костшный комплекс, развивались в тесном взаимодействии с ювелирным искусством населения Средней Азии, стилевые особенности украшений Тохаристана выражались в приемах исполнения, в формообразующее и
ко;,позиционных традициях.
Глава У. Генезис тохаристанского костила и его исторические параллели в Центральной Азии. Анализ центральноазиат-ских параллелей костшного комплекса выявила тесные этнические и культурные взаимосвязи народов в этом регионе. Выделяются варианты эфталитской одежда - восточнотуркестанские и среднеазиатские, причем первый тлеет к то.1,¡у же ряд узколокальных различий в костше. Наблюдаются тесные связи в костшах населения Тохаристана и сасанидского Ирана.
Генезис тохаристанского костша восходит к традициям бактрийского костша эпохи бронзы, периода ахеменидов, но особешо тесны генетические связи с костшом населения кушан-ской Бактрии. На формирование этого бактрийско-тохаристанско-го стиля одевдщ оказали воздействие: стиль эпохи бронзы, ахе-менидский стиль, сакский, эллинистический, кушанский, ирано-сасанидский, эфталитский, тюркский. В совокупности на тоха-ристанской почве сформировался новый стилевой сплав, ставший новым художественным явлением в искусстве Тохаристана. Выявляются обширные влияния и разнородные связи с европейскими и азиатскими народами и государствами, которые испытал раннз-средневекозый костил Тохаристана - северные (Согд, Уструшана, 'Фергана, Чач, степной мир), восточные (Алтай, Монголия, Китай), южные (Кран,Индия), западные (Византия, Северный Кавказ) .
Этнографические параллели раннесредневекового коотп.та Тохаристана свидетельствуют и об его генетических корнях. Устойчивость костшных традацяй: верхняя одежда типа кафтана, рубаха туникообразннх кроев, штаны со вставкой для шага и
островерхие головные уборы, бытоваваие у многих евраазийских народов в древности и несущие в себе реликты архаической одежда, являются тем генетически!,! фондом, в котором отразились общие исторические судьбы их носителей.
Этнографические исследования одежды населения, проживающего на территории бывшего Тохаристана свидетельствуют о преемственности исторических традиций в костше: в конструкции кроя туникообразной одежды, в декорировке костша, в украшениях, в формах головных уборов, орнаментальных мотивах и приемах орнаментации текстиля, в ширине набедренной одежды. Эти традиции и их параллели в Центральной Азии свидетельствуют о разнообразных связях и контактах между тохаристанцама и цент-ральноазиатскими народами в средневековье, в ку шанскую и ахе-менидскую эпохи, и даже о более ранних связях с носителями скотоводческой и оседлоземледельческой культур эпохи бронзы. Наибольшее сходство обнаруживается в традиционной народной одежде Средней Азии, Восточного Туркестана, Ирана, Афганистана.
Сравнение раннесредневекового косткмного комплекса Тохаристана и всей остальной среднеазиатской одежды позволяет четко выявить преемственность в различных этапах истории их развития, позволяют говорить о непрерывности развития культура народов всего региона и его прикладного искусства от древности до времени сложения современных народов Средней Азии.
Заключение. Подводятся основные итоги проделанной работы.
Основные положения диссертации опубликованы автором в следукщих работах:
1. Женские костимы Тохаристана и Согда в период раннего средневековья (по произведениям изобразительного искусства) // Тезисы докладов Всесоюзной конференции "Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке". Москва: Наука, 1983.
0.1 п.л.
2. К интерпретации живописи Афрасиаба УП в.н.э. (сцена •в лодке) // ИООН АН Тадшкской ССР. 1984, Л 2. 0,5 п.л.
3. К истории одеады населения Средней Азии // ОНУ, 19В6, А Ю. 0,5 п.л.
4. Отражение в женских костшах Тохаристана и Согда культурных взаимосвязей раннего средневековья // ИМКУ. Вып.21. Ташкент: <Еан, 1987. 1,1 п.л.
с. Значение ксстзмного комплекса для исследозаний этногенеза (по археолого-этнографотеским дакнь?.! Средней дзиш /7 Тезисы докладов Всесоюзной научней сессии по итогам этно-ггафлческих и антропологических исследований 1983—1067 гг.
: "Аиазара", 1988. 0,1 п.л.
5. Ваннесредневековы$ костил адзнкавгов а чсицороз Сродней Азии // ИООН АН Тадапксяой ССР, 1389, й I. 0,5 п.л.
7. Лабсси вкдли: бахс давом дорад // Ддабиёт ва санъат. 1269, Л 20. 0,4 п.л. (на тадк.яз.).
8. Худох'ствэнные ткани Тохаркст&ча (хлспчатобуглаппия
л шерстяной текстиль) // Тезисы докладов ^гдународщого сим-зогкума "Бср5ад з худоз-лгетвенкые традиция народов Центральной я Передней Азии: история л современность". Душанбе: Донпл, 1=90. 0,1 г;.л.
3. Исследование тканей лз могильника Блттепе // Тезиси докладов хея^еревдаа "Археология Средней Азип". Ташкент, 1290. 0,1 п.л.
10. 7ии:еальн9в едэвдт/ из Кургана - памятника на трассе Толктого Жзлкогого пути (вопроси реконструкции) // Тезисы дог-садов "садуяародаого семгнара ХШЖО "Сорыарозавяэ з раз-
трасс великого Еелхового пути з Цнтрзльной Азии з древности и средаезекоььс". Ташкент: Фан, 1990. 0,2 п.л.
11. Периодизация раннеерэдневековой одежды Средней Азии // Тезисы докладов научно-практической конференции", посвященной 70-летию организации Чимкентского областного истсрико-краевэдческого -лузея. Алма-Ата, 1990. 0,2 п.л.
12. О трансформации головного убора у древних кочевников (к истории одекды раннего средневековья) // Культура Среднего Востока. Развитие, связи и взаимодействуя (с древнейзгах времен до нагих дней). Изобразительное и прикладное искусство. Ташкент: Фан, 1990. 0,6 п.л.