автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Краеведческое движение в Поволжье 1917-1930 гг.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Флейман, Евгений Александрович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Краеведческое движение в Поволжье 1917-1930 гг.'

Текст диссертации на тему "Краеведческое движение в Поволжье 1917-1930 гг."

' ¿?с

/ / - ^ '

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи •

• Ф Л Е Й М А Н

ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПОВОЛЖЬЕ 1917-1930 ГГ.

Специальность - 07.00.02 - Отечественная история,

7

^ / / /

Диссертация на соискание ученой стеЬени доктора исторических наук

кк

днум ВАК.

(решение от " '~Н И'

ч присудил,ученую степень ДСЗК, 1\Лг'«Ч!! 1 / '' о ' н

______ЬЫии СЯЛУЛМ^Хжуз К Г! у::' и

ачальник управжщк БАК России

Ярославль - )Ш7,

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................2

Глава I.Становление и развёртывание краеведческого движения.в

1917 - 1930 гг..........................................66

§1.Научные традиции и их влияние на краеведческое движение.66 ■ §2.Организационные основы краеведческого движения ........ 103

Глава П.Значение краеведческого движения в сбережении культурного наследия........................................... 160

§1. Краеведческие общества и музейное дело................. 160

§2.Краеведческие общества и-охрана внемузейных памятников.200 §3.Деятельность краеведческих обществ по сбережению и научному использованию документальных материалов..............227

Глава III.Роль краеведческого движения в изучении -природных

богатств и развитии хозяйства...........•.___________...273

§1.Краеведческие общества и исследование природных условий

края.......................... —..................... 273

§2.Содействие краеведческих обществ развитию краевой

экономики.................................................308

Заключение.....____...... — ....................................................348

Список использованных источников и литературы..................363

Приложение:Краеведческие общества и кружки в губерниях и национально-территориальных образованиях Поволжья на 1 января

1925 г.........................................'.................447

Список сокращений..............................................454

- 2 -ВВЕДЕНИЕ.

Изучение сведений и фактов по истории краеведения является важнейшим условием для понимания процесса развития отечественных науки и культуры,Каждая .малая территория,будь то область,район., город,село имеют свои культурные традиции,без знания которых невозможно представить общую картину духовной жизни целой страны.

Значение краеведения в России с. ее огромной территорией, многообразной исторической и национальной спецификой краев весьма велико.Оно издавна занимало большое место в жизни россиян,а потому имеет свою богатую историю.Впрочем,слово "краеведение" утвердилось в русском языке относительно недавно - лишь в начале XX в.1 В этот термин ученые вносят различное содержание.Существующая обширная литература дает возможность не останавливаться подробно на выяснении многообразных точек зрения по этому вопросу .

Однако следует раскрыть основной смысл понятия "краеведение", что важно для понимания проблемы нашего исследования.Анализ различных мнений,обращение к историческому опыту,в том числе,краеведческого движения 1917-1930 гг. позволили С.О.Шмидту дать,на наш взгляд,наиболее полное объяснение содержания слова "краеведение" с выводами о его значении в современном обществе.По определению ученого,краеведение включает в себя как научную,так и популяризаторскую деятельность "определенной проблематики:прошлое и настоящее какого-либо края (местности)".Одновременно это-форма общественной деятельности,в которой участвуют не только профессиональные ученые,но и более широкий круг лиц,преимущест~

1.Шмидт С.0.Краеведение и документальные памятники.Тверь,1992-с.4.

2.Дзенс-Литовский А.И.К вопросу о предмете и методе курса "Краевед ёние"//Краеведение.-1923,N2;Марр Н.Я.Краеведение.-Л.,1925;Гей-нике Н.А.Книга краеведа.-М.,1927;Юньев И.С.Возродить массовое краеведческое движение.//Коммунист.-1960,N3;Кабанов П.И.,Ушаков А.В.О советском историческом краеведении//История СССР-.-1963,N3; и др,

венно местных жителей.Краеведческое знание - "обычно комплексное знание: и природы.,и общества,знание не просто историческое,но и

и

историко-культурное,историко-экономическое;не только географи -ческое,но и географо-астрономическое,биологическое.А часто его можно отнести к сфере и гуманитарного,и естественнонаучного знания". Краеведение - и метод познания "от частного к общему выявление общего и особенного".Это - и способ освоения и сохранения исторического опыта,передачи традиций от поколения к поколению,что имеет воспитательное значение1.

Нравственную и образовательную роль краеведения отметил и Д.С.Лихачёв.По его выражению оно "учит людей не только любить свои родные места,но и знания о них,приучает интересоваться историей, искусством,литературой,повышать свой культурный уровень''".

■ В наши дни краеведение привлекает -пристальное внимание.Конечно, это не- случайно.Здесь сказывается его созвучие современности. Краеведение с его бережным отношением к прошлому и настоящему имеет большое значение в деле сбережения отечественного культурного наследия сохранения и развития духовных ценностей россиян.В первую очередь именно поэтому сегодня так высоко оценивается его потенциал.Оживлению краеведческой работы способствуют демократические преобразования в обществе,которые обеспечивают свободное развитие различных общественных движений,в том числе и краевед-' ческого,определяют повсеместный подъём работы и шаги,предпринимаемые по её организации.В 1987 г. в Полтаве состаялась Всесоюзная конференция по историческому краеведению.В 1988 г. в Твери прошло совещание организованное Всероссийским обществом охраны ' памятников истории и культуры,где обсуждались вопросы участия

1.Шмидт С.0."Золотое десятилетие" советского краеведения//Оте~ чество.Краеведческий альманах.-Вып.1.М.,1990.

2.Лихачёв Л.С.Любить родной край//0течество. Краеведческий■альманах.-Вып Л. М. ,1990.-С. 7.

молодежи в изучении края.В 1989 г, масштабная, конференция по историческому краеведению состоялась в Пензе.В 1990 г. в Челябинске на учредительном съезде российских краеведов был создан Союз краеведов России.Близкого содержания конференции прошли в автономных республиках,областях,музеях и архивных учреждениях.

Но общественный эффект краеведения зависит не только от организационных усилий,но и от степени осмысления его теоретических основ,а последнее не может быть достигнуто без научного анализа исторического опыта.Решение задач по созданию общей концептуальной истории российского краеведения станет возможным тогда, когда будут исследованы материалы и написаны работы по отдельным регио-' нам и всем этапам его развития.Навстречу этой актуальной общественной потребности и направлено исследование "Краеведческое движение 1917-1930 гг. в Поволжье".

Под краеведческим движением в этом случае мы подрузамеваем организованную массовую общественную деятельность в форме добровольных объединений граждан направленную на всестороннее изучение отдельных местностей страны и популяризацию краеведческих знаний. Тогда эта деятельность воспринималась как "одно- из характернейших явлений Советской России"1,а в современной литературе получило название "золотого десятилетия" советского краеведения2.Это общественное явление возникло и развивалось в период коренных социально-экономических и политиче- ' ских преобразований в нашей стране,для" которого были характерны яркие общественные инициативы.Краеведческое движение являлось одним из наиболее заметных проявлений подобной творческой актив-

1.Филиппов А.И.,Ветчинкина Р.И. Материалы по статистике развития и состояния краеведения в России и СССР.//Метод.сб-к:Труды студенческого кружка краеведения при геогр.фак-те Ленингр.ун-та.-Л. 1929.-С.13.

2.Шмидт С.0."Краеведение-дело,значение которого не может быть преувеличено"//Памятники Отечества.-1989гЫ1.

ности граждан.Если в 1917 г. в стране насчитывалось всего 155 краеведческих организаций (в том числе музеи)1,то в 1930 г. их было уже 23342.По официальным сведениям в 1927 г, в различных краеведческих организациях принимали участие до 100 тысяч краеведов3. Эти количественные характеристики^ они важны для понимания общей картины,свидетельствуют о большой популярности в те годы краеведения принявшего характер массового общественного движения.

Актуальность изучения краеведческого движения определяется не только необходимостью создания общей истории отечественного краеведения,но и обусловлено рядом других обстоятельств.Дело в том,что в условиях нынешних социально-экономических преобразований, когда происходит постепенное выравнивание роли центра и регионов, возникает настоятельная .потребность обратить особое внимание на жизнь и провинции,в частности,на ее культуру.Именно от -провинции следует ожидать новых веяний,которые дадут начало выходу культуры России из трудного переходного состояния.Важнейшим же элементом провинциальной культурной жизни в России всегда было краеведение.Без него невозможно представить духовную жизнь россиян. Издавна отдельные любители истории и природы,учёные,сотрудники журналов и газет,целые объединения и организации-музей и архивы,научные общества и культурно-просветительские общества занимались изучением края,хранили и передовали из поколения в поколение самобытные традиции местного населения,популяризировали культурные ценности жителей края,создавали,особую творческую атмосферу в больших и малых городах страны.Надо иметь в виду и то, что российская провинциальная культура всегда отличалась значительной национальной мозаичностью.Здесь накопился богатый опыт

1.Известия ЦБК.1927.-N8.-C.266.

2.Советское краеведение.1930.-N6.-С.30.

3.Приветствие от III Всероссийской конференции по краеведению -академик Ферсман//15 съезд ВКП(б).Стен, отчет.-М.,Л.,1928гС.827

культурного взаимодействия различных народов.Наличие именно такой специфической культуры в большой мере характеризует Поволжье -территорию.,где переплелись черты различных национальных культур. Краеведение неоднократно подтверждало свою способность наиболее полно аккумулировать и отражать историко-культурное своеобразие отдельных этносов,их духовные традиции.Особенно ярко такое свой. ство проявилось в период формирования национально-государственных автономий в 1920-х гг.Политизация населения вызванная революционными событиями октября 1917 г. подняла волну движения за национальное самоопределение народов Поволжья приведшая в конечном итоге к созданию их государственности.Последнее предопределило формирование соответствующей атмосферы,которую подпитывали национальные школы} печать, искусство, краеведческое движениемузейное и архивное дело.Для данного периода характерно; сохранение этнических диалектов,преобладание традиционных черт в народной культуре и быту,успехи в народном образовании,развивающихся на этнических языках,создание сети музеев и архивов.Большую роль в культурной и научной жизни здесь тогда -сыграяо краеведческое движение,объединившее национальную интеллигенцию.

Ясно,что обращение к историческому опыту краеведческого движения 1917-1930 гг. имеет большое значение г в плане современной постановки дела сбережения и популяризации многонационального культурного наследия россиян.Здесь в первую очередь надо исходить из того факта,что в настоящее время многие российские этносы утрачивают свои национальные признаки.Вместе с тем ■ наблюдается рост их национального самосознания.Такое противоречие несёт в'себе напряжённость в обществе.Возрождённые культуры в рамках культурной и национально-государственных автономий,союз между ними может.выступить новым фактором интеграции России и сохранения общественной стабильности.Культура сглаживает-конфликты.

Значение краеведения в развитии и сближении культур,как основы духовного единства всех россиян верно отметил один из организаторов краеведческого движения 1917-1930 гг. в Поволжье О.Н. Чернов:"Что из себя представляет наша страна? Этнограф знает,насколько она разноплеменна;этнограф - да и не только один этнограф -знает,как среди национальных меньшинств сейчас ширится единое государственное чувство,и мы,краеведы,как раз здесь могли бы приложить свою 'работу.

Позвольте вам рассказать,как в общей работе сближались народы края,представителем которого являюсь я,как в рабочем содружестве выступали все народы этого края.Выступали великороссы,и мордва,и киргизы,и немцы,и чуваши,и татары,и калмыки,и другие народности.Вся эта работа,проходившая под краеведческим углом, привела к тому,что стало намечаться гораздо больше понимания друг друга,больше знания друг друга,чем до этой поры.Радостно мне здесь отметить,как приятно было замечать этих новых друзей,как прекрасно было их чувство глубокого удовлетворения,что к изучению их края,их быта,их прошлого подходят люди науки.Во взаимном об-мене,-смею в этом быть уверенным,-установились другие отношения к великороссам,чем до тех пор.Так что,с точки зрения государственной политики,создание единства национально-государственного чувства в стране может быть проведено через краеведческую работу"1. .

Выступление ученого из Саратова на I Всероссийской краевед- • ческой конференции в' 1921 г. звучит удивительно современно.Сегодня, как и почти 80 лет тому назад,краеведение с его бережным отношением к традициям,историко-культурному наследию,способностью к передаче духовных ценностей от поколения к поколению позволит в большей мере реализовать животворный потенциал многослойной и многонациональной культуры российской провинции,то есть той основополагающей силе, которая способна обновить общество.

1.У истоков советского краеведения:(Из выступления участников всероссийских краеведческих конференций 1920-х годов)/Подг. С.Б.Филимонов//Памятники Отечества.-М.,1989.-1(19).-С.20-21.

Изучение опыта краеведческого движения 1917-1930 гг.. способствует и утверждению в отечественной исторической науке нового подхода в познании культуры.Суть его заключается в отходе от традиционного наследия только по высшим достижениям и творчеству наиболее известных представителей.Российская культура гораздо разнообразней и содержательней., а потому в поле зрения учёных должны находиться культурная жизнь не только столичных центров и крупных городов,выдающиеся памятники истории,судьбоносные для страны события,творческие биографии выдающихся писателей,учёных, музыкантов,художников и т.д.,но и культура провинции-именно от -туда идут корни всей российской культуры,там формируются духовные ценности россиян.Краеведческое движение 1917-1930 гг. представляет собой яркий.пример такого подхода,так как было нацелено на изучение отдельного края,а в целом жизни всей страны.Участники краеведческого движения накапливали и популяризировали сведения о крае,особенностях его.исторического развития,природных условий,собирали и публиковали материалы о знаменитых людях края,составляли их биографии,исследовали специфику местных памятников,то-есть доказывали возможность и важность изучения всего комплекса вопросов российской культуры.

Актуальность опыта краеведческого движения состоит и в том, что позволяет полнее реализовать испытанную уже на практике деятельность краеведческих обществ для совершенствования работы современных добровольных и государственных организаций.В наше время возникают многочисленные самодеятельные объединения,в том числе, непосредственно связанные с краеведением:общества по охране природы, экологические группы,общества восстановления памятников старины, исторических названий городов,посёлков,улиц и т.д.Деятельность подобных общественных объединений,а также Союза краеведов России, Российского международного фонда культуры,общественных организаций в национально-государственных автономиях,поставившиепе-

ред собой цель возродить национальные культуры способствует возвращению граждан к духовным истокам и традициям - тому,что так бережно сохраняли краеведческие организации 1917-1930 гг.Таким образом, изучение краеведческого движения 1917-1930 гг. выявляет большие,но во многом ещё не использованных резервов общественной инициативы в таком важном деле,как сбережение национального культурного наследия и охрана окружающей природы.

Опыт краеведческого движения даёт возможность не только уяснить роль общественности в культурной жизни,но и,что немаловажно, определить степень необходимого участия государственных органов власти в поддержании общественной.инициативы и народного творчества. А опыт учит,что для создания в этой сфере общественной жизни благоприятных условий требуются немалые материальные расходы и заботливое отношение властных структур.Попытки реформировать экономику в сторону рыночных приоритетов поставили- сегодня науку и культуру на грань выживания.Причины такого положения,конечно,исходят не от самой сути реформы,а от того,что в процессе её проведения эти сферы неоправданно лишаются государственной поддержки-необходимого условия для их нормального существова