автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Критический анализ буржуазно-футурологической концепции А. Тоффлера

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Игнатов, Николай Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Критический анализ буржуазно-футурологической концепции А. Тоффлера'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Игнатов, Николай Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КОНЦЕПЦИИ "СУПЕРИВДУСТРИ-АЛЬНОГО ОБЩЕСТВА"

§ I. Антропологические предпосылки и волюнтаристский характер теоретико-методологических основ буржуазных концепций социального будущего

§ 2. Конвергенционистское содержание футурологических изысканий А.Тоффлера

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ БУРЖУАЗН0-ФУТУР0Л0ГИЧЕСК0Й КОНЦЕПЦИИ А.ТОФФЛЕРА.

§ I. "Практопия" А.Тоффлера как разновидность буржуазно-футурологической социальной утопии

§ 2. Апологетический характер тоффлеровских программ демократизации буржуазного общества

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Игнатов, Николай Алексеевич

ХХУ1 съезд КПСС, дав глубокий и всесторонний анализ современной обстановки, отметил заметное обострение идеологической борьбы и призвал учёных-обществоведов сосредоточить усилия на таком важном направлении как критика буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития (35,9; 35,146).

Необходимость исследований, посвящённых критике буржуазно-футурологических концепций, приобретает особо важное значение в свете требований к научному обеспечению выполнения долговременных задач по совершенствованию идеологических общественных отношений. Эти задачи вьщвинуты в выступлениях руководителей Коммунистической партии и Советского государства и чётко сформулированы в постановлениях ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" (36; 37).

В речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный Секретарь ЦК КПСС товарищ Ю.В.Андропов вьщвинул главные задачи партии в идеологической работе в современных условиях и среди них задачу создания единой системы контрпропагацды (38). Важной составляющей системы контрпропагацдистской работы остаётся критический анализ буржуазных концепций социального будущего. Он имеет существенное значение для развития теории исторического материализма, направленной против обобщаемых в футурологических концепциях наиболее современных проявлений идеалистического понимания истории, её движущих сил и перспектив общественного развития.

Авторы современных буржуазно-футурологических концепций активно включились в пропагандистскую кампанию по защите государственно-монополистического капитализма, отрицая необходимость неизбежной замены буржуазного строя социалистическим.

Развёртывание беспрецедентных по своему размаху исследований, призванных обосновать "некоммунистическое будущее", сопровождалось учреждением различных организаций, ставящих своей целью "способствовать эффективному исследованию будущего"; проведением конференций разного уровня, включая международный; разработкой и чтением в высших учебных заведениях специальных курсов по теме "Будущее"; выпуском огромного количества разнообразной литературы, посвящённой перспективам развития человечества; созданием научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами будущего.

К настоящему времени только в США создано более 500 институтов и организаций, исследующих проблемы социального прогнозирования (118,2). Среди них есть и созданный А.Тоффлером Институт альтернативных образов будущего (The Institute for Alternative Futures), функционирующий с 1977 г. на правах общественной "бесприбыльной" организации. Широкую известность приобрела международная (в основном американская) организация - Всемирное футуро-логическое общество (World Future Society) - президент Э.Корниш. Число членов этого общества за 10 лет выросло с 200 в 1967 г. до 25 000 человек. Уже состоялось четыре международных конгресса ("ассамблей") этого общества в 1971, 1975, 1980 и 1983 гг. Члены общества разработали и читают "почти 400 спецкурсов по изучению альтернативных будущностей" (222Д).

Под влиянием международных процессов и факторов внутреннего развития капиталистических стран буржуазные идеологи постоянно модернизируют старые и вьщвигают новые концепции, оказывающие значительное воздействие на сознание людей несоциалистического мира. Продолжающееся обострение идеологического противоборства двух мировых систем, особенно вокруг проблем социального будущего, обусловливает возросшую необходимость критического анализа немарксистских концепций будущего. Другая причина этому - обилие буржуазных "моделей" социального будущего, различных "посткапиталистических" по названию и буржуазных по сути концепций "обществ будущего".

На Всесоюзной научно-практической конференции "Обострение вдеологической борьбы на мировой арене' и политическое воспитание трудящихся" было названо "аксиомой . то, что для успеха в идеологической борьбе надо прежде всего знать противника, разбираться в различных концепциях, лежащих в основе буржуазной пропаганды, отчётливо видеть их классовый смысл" (140,37). Эффективным, на наш взгляд, средством идеологической борьбы является обращение к персоналиям. В трудах видных идеологов Запада, особенно рассчитанных на массовую читательскую аудиторию, как в фокусе собираются, систематизируются и обобщаются расхожие буржуазные идеи, пропагандистские аргументы и мифы современной немарксистской мысли.

Одним из таких видных представителей буржуазной идеологии, пользующимся широкой известностью и во многих отношениях выражающим типичные позиции западной футурологии, стал американский исследователь Алвин Тоффлер (род. в 1928 г.). Он представляет тех буржуазных учёных либерального толка, которые критически относятся и к капиталистическим порядкам, и к обществу реального социализма. В поисках некоего "третьего пути" они вццвигают абстрактную "гуманистическую альтернативу" и развивают внеклассовые подходы к социальному предвидению и прогнозированию будущего.

Ближайшую параллель взглядам А.Тоффлера составляют выводы А.Печ-чеи, Э.Ласло и других теоретиков Римского клуба (см., например: 132; 216 и другие работы членов этого клуба).

В творчестве А.Тоффлера учитывается проникшее в буржуазное сознание нарастающее недовольство масс капиталистической действительностью. Отсюда его призывы к "революции", к сокращению "издержек недостаточно быстрого изменения", к "демократизации". С другой стороны, стремление по-своему поддержать оптимистическую веру в незыблемость капитализма и его историческую перспективу привело А.Тоффлера к рассмотрению сначала элементов различных реформистских концепций, а затем и к созданию на базе "иццустри-ализма" своей собственной "супериццустриальной модели" социального будущего - "сверхицдустриальной цивилизации третьей волны". Реформистский проект американского футуролога прокламировал возможность стабилизации капитализма, которую он связал с развёртыванием научно-технической революции, путём "усовершенствования" отдельных подсистем ("сфер") буржуазного общества.

Раскрывая сущность подобной тактики апологетов "неприкосновенности частной собственности и свободы конкуренции", В.И.Ленин подчеркнул: "Буржуазия Европы и Америки, в лице своих идеологов и политических деятелей, всё чаще выступает с защитой так называемых социальных реформ против идеи социальной революции. Не либерализм против социализма, а реформизм против социалистической революции - вот формула современной "передовой", образованной буржуазии" (22,305).

Работы А.Тоффлера, особенно его последняя книга "Третья волна", представляют собой обобщение множества футурологических и социологических концепций, поданных в оболочке обновлённой им фразеологии. В синтетическом творчестве этого влиятельного на Западе футуролога ярко проявилась эклектичность всей буржуазной "науки о будущем", её теоретико-методологическая несостоятельность и реакционная социально-политическая направленность. Исследование концепции А.Тоффлера необходимо для раскрытия в ней конкретного проявления интегративной тенденции современной буржуазной идеологии в целом и футурологии в частности, противопоставляющих себя диалектическому и историческому материализму по всем вопросам общественного развития и постижения его перспектив. "Решающую роль в этой тенденции играет мировоззренческий утилитаризм, направленный на стабилизацию империализма на современном этапе его развития - в условиях экономической депрессии, политической неустойчивости, идейного вакуума и моральной деградации" (161,9).

В теоретическом аспекте мировоззренческий утилитаризм концептуального мышления А.Тоффлера выразился в интеграции элементов субъективного и объективного идеализма при истолковании перспектив социального развития, в смыкании в его футурологической концепции волюнтаризма, агностицизма и иррационализма, теории "конвергенции" и антропологизма. В социально-политическом плане тяготение А.Тоффлера к интеграции утилитаристского толка проявилось в его апологетическом творчестве стиранием традиционных граней мевду консерватизмом, либерализмом и реформизмом прежде всего в отношении к марксизму и реальному социализму с позиций абстрактного гуманизма и внеклассово интерпретируемых "демократии", "свободы", "равенства" и других "ценностей Запада".

Таким образом, критический анализ буржуазно-футурологичес-кой концепции А.Тоффлера необходим, так как он противопоставил её теории исторического материализма. Критика его взглядов актуальна и потому, что решение с марксистских позиций поставленных им проблем общественного развития в условиях научно-технической революции имеет важное значение для развития самой марксистской теории.

Критика футурологических идей и социологических концепций, из которых исходит А.Тоффлер, является неотъемлемой частью фундаментальных исследований советских учёных по актуальным проблемам современного общественного развития и идеологической борьбы, предвидения и прогнозирования будущего. Мы опирались на имеющие большое теоретическое и методологическое значение для критики новейших буржуазно-футурологических концепций труды И.В.Бестужева-Лады, Д.М.Гвишиани, А.М.Гендина, Г.Е.Глезермана, С.И.Гончару-ка, В.С.Готта, П.С.Гуревича, В.В.Загладина, В.Ж.Келле, М.Я.Ко-вальзона, Ф.В.Константинова, М.Б.Митина, Х.Н.Мощжяна,

B.В.Мшвениерадзе, С.Ф.Одуева, Т.И.Ойзермана, Г.В.Осипова,

C.И.Попова, Т.М.Румянцевой, М.Н.Руткевича, В.С.Семёнова, В.П.Тугаринова, П.Н.Федосеева, И.Т.Фролова, Г.С.Хозина, Г.Б.Хромушина (51; 62; 74; 77; 79; 80; 82; 85; 89; 97; 103; 122; 123; 124; 129; 136; 141; 144; 145; 155; 157; 158; 163; 165; 168).

Буржуазно-футурологические концепции явились также объектом специального рассмотрения в трудах, среди которых наиболее значимыми для нашего исследования стали работы Э.А.Араб-Оглы, И.В.Бестужева-Лады, В.И.Бовша, А.М.Гендина, Г.И.Иванова, Г.И.Иконниковой, В.В.Косолапова, В.М.Лейбина, В.А.Лисичкина, Е.Д.Модржинской, Ю.П.Ожегова, Ц.А.Степаняна, Г.Х.Шахназарова (42; 43; 52; 53; 57; 58; 63; 78; 90; 95; 107; ИЗ; 127; 175; 176).

Большой вклад в критику буржуазно-футурологических концепций внесли зарубежные марксисты, труды которых были использованы в нашей работе: А.Кожаров, А.Тодоров, Д.Цеков (БНР); М.Шимаи (ВНР), А.Бениш, Д.Райхельт, а также А.Бауэр, В.Эйхгорн и другие учёные

ГДР - авторы книги "Философия и прогностика"(М.:Прогресс, 1971); С.Раинко (ПНР), Р.Рихта (ЧССР), М.Корнфорт (Великобритания), Г. Аптекер (США), Л.Лавалле (Франция) (40; 50; 74; 99; 106; 112; 138; 154; 162; 169; 177).

Систематической критике в известных нам диссертационных исследованиях подверглись различные аспекты буржуазно-футурологи-ческих измышлений о проблемах современного общественного развития, предвидения и прогнозирования социального будущего: методологический аспект (Е.В.Щербаков), социологический аспект (Е.Г. Кпец), социально-экономический аспект (В.А.Вергун), глобальный -(А.И.Костин, Э.Э.Сависаар), политический - (Ю.В.Бобровский, А.В. Олицкий), идеологический - (В.В.Чернов, Г.Н.Чернявская), экологический - (М.Р.Мазурова), личностный - (В.И.Супрун), молодёжный -(А.Д.Винокуров), теологический - (А.П.Горкун), страноведческий аспект по: США (Т.Н.Мартира), Франции (В.П.Рачков), ФРГ (С.В.Кузнецова); "оптимистическое" направление (Б.Г.Гарибджанян), "демократически-просветительское" направление (С.Н.Комиссаров); "персоналии" по работам: З.Бжезинского (Э.В.Деменчонок), Д.Гейбора (И.А.Опарина), О.Флехтгейма (Н.С.Крюкова) (55; 66; 69; 71; 81; 88; 98; 100; 108; НО; III; 117; 118; 130; 131; 139; 142; 152; 171; 172; 178).

В работах названных выше советских и зарубежных исследователей рассмотрены многие стороны идейно-теоретического содержания буржуазной футурологии и используемой её представителями методологии, подвергнуты аргументированной критике спекулятивные конструкции футурологов Запада о развитии общества и личности в условиях научно-технической революции. При написании диссертации автор использовал не только результаты собственных исследований творчества А.Тоффлера и других буржуазных футурологов, но и проведённый марксистами критический анализ рдца буржуазных доктрин, например, критику учения об "индустриальной цивилизации", развернувшуюся в последние годы марксистскую критику концепции "постиндустриального общества", критические работы по теории "конвергенции" и другие.

А.Тоффлер оказал заметное влияние на развитие буржуазной социальной философии и всей немарксистской общественно-политической мысли. Его обобщения стали источником и теоретической основой пропаганды и защиты буржуазного образа жизни, а подходы к постижению перспектив общественного развития - типичным проявлением немарксистской методологии и буржуазного мировоззрения. Он и другие ведущие футурологи Запада, "концептуалисты", - как точно заметил И.В.Бестужев-Лада, - представляют одновременно почти всё самое значительное в современной немарксистской экономике, социологии, философии; без этих учёных буржуазная идеология свелась бы к крикливой пропаганде наёмных газетных публицистов и перестала бы быть серьёзным противником марксизма" (24,33).

В своём анализе тоффлеровской концепции мы использовали в основном три работы американского автора: Toffler A. Future Shock. - New York: Random House, 1970. - 505 p.; Toffler A. The Eco-Spasm Report. - Bantam Book, 1975. - 117 p.; Toffler A. The Third Wave. - A Bantam book, 1981. - 537 p.

Работы А.Тоффлера, ставшие сосредоточием и арсеналом новейших направлений буржуазно-футурологической мысли, продолжают вносить свой вклад в дезориентацию общественного сознания в капиталистических странах. И хотя для осмысления актуальных проблем общественного развития их роль ничтожна, они продолжают оказывать реальное негативное идеологическое воздействие. Поэтому критический анализ с диалектико-материалистических позиций развиваемой автором этих книг концепции стал актуальной задачей.

Бестселлеры" А.Тоффлера выпущены огромными тиражами. Уже к 1975 г. его книга "Футурошок" вццержала множество изданий и была переведена на 20 языков, причём её общий тираж в 50 странах превысил б миллионов экземпляров (185,117). На русский язык В.Ворониным переведены отрывки из этой книги (180; 181).

Произведения А.Тоффлера ориентированы на массового читателя, на формирование духовных интересов и запросов массового потребителя, чему в немалой степени способствует рассмотрение обсуждаемых в них проблем будущего через призму "личностных издержек" социального изменения. Они (в основном последняя книга "Третья волна") претендуют на изложение социальных проблем с внеклассовым подходом к ним в единстве с нормативными предложениями, выдвинутыми их автором на базе абстрактно понимаемого гуманизма.

А.Тоффлер не выступает открыто против марксизма-ленинизма, учитывая их растущее влияние в мире, но использует весьма изощрённый способ обращения с ними, включая распространение ставших традиционными в буржуазной науке поклонов Марксу и по отношению к Ленину. "Ленин нанёс сокрушительный удар по капиталистическим странам за их колониальную политику. Его Империализм, - пишет А. Тоффлер о книге В.И.Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма", - стал одной из наиболее влиятельных книг нашего столетия и всё ещё продолжает формировать мышление сотен миллионов во всём мире" (188,93). Не чуждо А.Тоффлеру и публичное открещи-вание от марксизма путём его огрубления: "Когда я был марксистом, будучи подростком и юношей, - это было более четверти века тому назад, - пишет он о себе, - то подобно многим молодым лщцям я думал, что имел ответы на все вопросы" (188,6).

По мере выхода в свет книг А.Тоффлера его взгляды находили аргументированную критическую оценку в составивших теоретико-критическую основу нашего исследования работах видных советских учёных Э.А.Араб-Оглы, Э.Я.Баталова, В.В.Мшвениерадзе, Г.С.Хозина (41; 47; 48; 124; 166; 167). Исследуя реальную проблематику социального будущего, находящуюся в центре внимания А.Тоффлера, советские специалисты опровергают её буржуазно-классовую трактовку американским автором.

Вместе с тем, ряд существенных сторон концепции А.Тоффлера в недостаточной мере подвергался подробному критическому освещению, нет специальных работ, в которых бы взгляды этого типичного и весьма влиятельного представителя современной западной футурологии рассматривались в единстве их философско-методологических основ и социально-политической направленности. Особо следует отметить необходимость анализа его неоиндустриалистской концепции в контексте эволюции футурологических идей. Это приобретает важное научно-философское и практически-политическсе значение, так как позволяет, во-первых, раскрыть механизм воздействия современных кризисных процессов в буржуазном обществе на динамику их социально-философского отображения в футурологической литературе -в "бестселлерах" А.Тоффлера и, во-вторьк, показать активную роль концепции ведущего футуролога в попытках либеральных кругов монополистической буржуазии преодолеть кризис своего общества. Поэтому избранная нами тема "Критический анализ буржуазно-футурологи-ческой концепции А.Тоффлера" представляется оправданной как в социально-политическом, так и в теоретико-философском отношениях.

Проведённые нами анализ и оценка концепции А.Тоффлера позволили определить и вычленить предмет, цель и конкретные задачи диссертационного исследования.

Предметом исследования выступают философско-методологические основы концепции А.Тоффлера, её теоретическое содержание, характер и социально-политическая направленность.

Цель нашего исследования - в ходе критического анализа выявить с позиций диалектического и исторического материализма несостоятельность методологических основ и теоретического содержания концепции А.Тоффлера, а также раскрыть превратный характер отображения в ней кризисной эволюции государственно-монополистического капитализма и реальных проблем современного общества, показать утопичность и реакционность предложенных буржуазным футурологом путей в будущее.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- исследовать теоретико-методологические основы - волюнтаристский и антропологический подходы к социальному будущему в концепции "супериццустриального общества";

- дать критический анализ конвергенционистского содержания футу-рологических изысканий А.Тоффлера;

- доказать утопичность "практопии" - изобретённого американским автором жанра, в котором он представляет свои буржуазно-реформистские программы;

- раскрыть теоретико-идеологическое и социально-классовое содержание тоффлеровских программ демократизации современного буржуазного общества.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступает теория исторического материализма. Непреходящую методологическую ценность имеют указания В.И.Ленина о том, как следует подходить к оценке буржуазных концепций(20,379-380). Мы опирались на труды классиков марксизма-ленинизма, в которых изложены всесторонне разработанные ими фуццаментальные положения диалектико-материалистической теории общественного развития; на партийные документы, превде всего материалы ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Критический анализ буржуазно-футурологической концепции Тоф-флера осуществлялся на основе современных исследований в области истории философии, диалектического и исторического материализма и научного коммунизма. Нами проанализированы и использованы труды советских учёных - специалистов по социально-философским проблемам предвидения и прогнозирования, а также зарубежных исследователей-марксистов. •

К другим источникам, связанным с темой диссертации, относятся материалы спецфондов библиотек имени В.И.Ленина, Иностранной литературы, Института научной информации по общественным наукам АН СССР (г. Москва). В процессе работы над диссертацией автор проанализировал многочисленную (в основном англо-американскую) футурологическую литературу, некоторые публикации футурологичес-кого журнала "Фыочерист", на страницах которого активно выступают А.Тоффлер и его последователи.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в критическом анализе развёрнутой буржуазно-футурологичес-кой концепции американского социолога А.Тоффлера, представляющей собой специфическое социально-философское отражение кризисной эволюции капитализма 70-х - 80-х годов. С этой целью был осуществлён анализ всех имеющихся в библиотеках СССР работ А.Тоффлера на языке оригинала.

Новыми элементами являются критический анализ антропологических предпосылок волюнтаристского подхода к социальному будущему в развиваемой А.Тоффлером конвергенционистской концепции, а также характеристика его "практопии" как буржуазно-футурологической утопии, понимаемой нами в качестве разновидности буржуазной идеологии, выражающей интересы непролетарских слоёв посредством произвольно конструируемого в отрыве от объективных тенденций общественного развития социального идеала либеральной буржуазии, воплощаемого в форме пролонгируемого в будущее реформированного капитализма. Элементом новизны является также раскрытие апологетического характера тоффлеровских программ демократизации современного буржуазного общества.

Практическая значимость работы определяется тем, что её содержание и выводы способствуют более глубокому пониманию характерных особенностей эволюции общественного сознания в капиталистических странах, что является важным и необходимым условием совершенствования идеологической, контрпропагандистской работы. Обобщённый в диссертации фактический материал, реализованная методология критики и теоретические выводы относительно манипуля-тивного назначения буржуазно-футурологической концепции А.Тофле-ра могут найти применение в практике усиления наступательной борьбы против буржуазной идеологии и такого её значительного направления как футурология, а также в разоблачении претензий представителей либеральной буржуазии на возможность "усовершенствовать" капитализм социальными реформами.

Результаты исследования могут быть полезными в партийно-пропагандистской и учебно-воспитательной работе, в процессе преподавания марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, а также при чтении спецкурсов по этим дисциплинам.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе их обсуждения на заседаниях кафедры философии Красноярского ордена Знак Почёта государственного педагогического института. Содержание диссертации отражено в публикациях автора. Результаты научно-исследовательской работы нашли отражение в выступлениях автора на расширенном заседании Проблемного Совета Министерства просвещения РСФСР по теме "Прогнозирование и планирование развития системы народного образования в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" (Красноярск, 1981), на факультете повышения квалификации директоров средних школ Восточной Сибири, перед учителями средних школ и инженерно-педагогическими работниками системы профессионально-технического образования г. Красноярска, а также в лекциях для студентов.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделяется на два параграфа, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критический анализ буржуазно-футурологической концепции А. Тоффлера"

Выводы по главе II

Детальный анализ "практопии" А.Тоффлера и критическое рассмотрение его футурологических программ демократизации буржуазного общества позволили прийти к нескольким выводам.

Обнаружение утопического характера "практопии" показало, что в своей концепции буржуазный футуролог игнорирует объективные законы общественного развития. Рельефное проявление это нашло в его грандиозном утопическом проекте расширения слоя мелких собственников компьютерной техники ("в кредит"). Подобные предложения идут вразрез ct логикой продолжающейся концентрации капитала и власти в руках собственников транснациональных корпораций .

Опираясь на волюнтаризм как на главный методологический принцип буржуазной футурологии, американский социолог активно участвует в выполнении социального заказа определённых 1фугов правящего класса - даёт теоретическое обоснование социального идеала либеральной буржуазии. Классово обусловленная произволь

- 133 ность социальных образов в его концепции "супериндустриального общества" названа нами буржуазно-футурологической утопией и охарактеризована как разновидность буржуазной идеологии, выражающая интересы непролетарских слоёв посредством произвольно конструируемого в отрыве от объективных тенденций общественного развития социального идеала либеральной буржуазии, воплощённого в форму пролонгируемого в будущее реформированного капитализма.

Для творчества А.Тоффлера характерна нарастающая утопичность в его представлениях о будущем человечества. В "Футурошоке" некорректная постановка актуальных проблем эволюции современного капитализма проявилась в абстрактно-гуманистической формулировке их американским автором. Его предложения гуманизировать капиталистическое программирование оказываются не более, чем "паллиативами", "реформистскими мерами" и поэтому он вынужден привлечь прогностические исследования буржуазных учёных для того, чтобы предостеречь от будущего. Его пожелание предотвратить неотвратимое будущее утопизирует его размышления о социальном будущем.

Позднее изложенные А.Тоффлером "пять переходных стратегий", касающиеся в основном преодоления экономического кризиса капитализма ("эко-спазма"), носят откровенно прожектёрский характер. В них не вскрываются действительные причины, вызывающие кризисные явления в капиталистическом мире, например, главная из них, - сохранение буржуазной частной собственности на средства производства. Наконец, в книге "Третья волна" буржуазный автор описал своё предвидение основного направления социальных изменений, попытался очертить контуры "светлого социального будущего", теоретически обосновать пути, ведущие в грядущее "супериндустриальное общество". Живописав (мифотворчески) умирающую "цивилизацию индустриализма" в терминах "техно-, социо-, инфо-, право-сфер" и "индуст-реальности", он дал утопическую картину благотворного влияния ускоряющегося изменения этих сфер на "био- и психо-сферы" человека (в изобретённом им жанре "практопия").

В "практопии" антропологизм концепции А.Тоффлера обрёл конкретные очертания. Неустанное обращение к индивиду, индивидуальности, личности сделало своё дело. Книги А.Тоффлера стали притягательными для массового зарубежного читателя. Его призывы к самосовершенствованию нашли своих многочисленных почитателей на Западе. Тем не менее, в своих рассуждениях о повседневных нуждах людей буржуазный автор уходит от обсуждения насущных проблем их жизни в капиталистическом мире, их человеческих прав на жизнь, на труд, на социальную справедливость и т.д.

Предложенные А.Тоффлером футурологические программы демократизации современного буржуазного общества, предвидения и прогнозирования социального будущего являются утопическими доктринами, так как они имеют под собой волюнтаристскую методологическую основу, отрицают марксистский классовый анализ и, в конечном счёте, нацелены на защиту отживающего частнособственнического общественного строя и его политического статус-кво. Фактически буржуазный политолог игнорирует соотношение классовых сил и анализ социальных возможностей и условий реализации действительной гуманизации и демократизации буржуазных общественных отношений. Политического обоснования пути к "новой цивилизации" у него нет.

Практика политических: экспериментов, проведённых сторонниками идеи "антиципаторной демократии", отвергла возможность её реализации в буржуазном, классовом обществе. Внеклассовый подход оказывается здесь утопичным. Апология тоффлеровских программ заключается в отрицании их автором необходимости революционного изменения социально-экономических основ буржуазного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалистическое понимание перспектив развития общества предполагает историко-материалистический подход к духовно-идеологическим процессам, что означает необходимость рассматривать их в качестве отражения социально-экономических проблем и противоречий, свойственных эпохе перехода человечества от капитализма к социализму и коммунизму., Глубокий анализ нынешнего этапа общего кризиса капитализма, данный ХХУ1 съездом КПСС, является ключом к пониманию особенностей идеологической и политической жизни современного буржуазного общества, новейших концепций его идеологов. Постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" подчеркнули необходимость повышения научного уровня пропагандистской и контрпропагандистской работы, что определяется требованиями современной идеологической борьбы и задачами коммунистического воспитания трудящихся.

Обострение противоборства на международной арене двух социальных систем - социалистической и капиталистической - вьщвигает всё новые задачи критики немарксистских теорий общественного развития, среди которых видное место занимают концепции буржуазных футурологов. В арсенале средств борьбы против буржуазно-футуроло-гических доктрин важное место принадлежит критическому анализу творчества ведущих представителей буржуазной "науки о будущем". Систематическое рассмотрение и аргументированная критика появляющихся из-под их пера трудов во всё большей степени становится непременным условием эффективной предметной борьбы с немарксистской методологией и буржуазным мировоззрением.

- 136

Особую роль в повышении как предметности, так и научного уровня наступления на идеологическом фронте в плане марксистской оценки новейших буржуазно-футурологических концепций, играет критическое рассмотрение тех работ буржуазных авторов, которые ориентированы на массового читателя. Одним из таких "модных" авторов, "поп-футурологом" стал американский социолог Алвин Тоффлер. Концепция этого талантливого популяризатора отразила реальные проблемы социального развития, но теоретическое решение их при этом оказалось иррациональным.

Реальность обсуждаемых в его книгах проблем развития "техносферы", "социосферы" и других определяется новым этапом общего кризиса капитализма, социальными последствиями научно-технической революции, кризисным состоянием института буржуазной семьи и таких подсистем капиталистического общества как образование, здравоохранение, транспорт; необеспеченностью жильём, ухудшением среды обитания, подъёмом освободительной борьбы рабочего класса, студентов, интеллигенции, всех трудящихся против засилья гигантских монополий и милитаристской политики государственно-монополистических кругов. Эти проблемы стали актуальными в реальной действительности несоциалистического мира и поэтому они находят своё социально-философское отражение в работах буржуазных футурологов.

Иррациональность идейно-политического содержания буржуазно-футурологической концепции А.Тоффлера определяется его социально-классовой позицией и несостоятельностью философско-методоло-гических основ развиваемого им концептуального арсенала. В числе базисных компонентов концепции буржуазного социолога необходимо вьщелить и назвать учения об "индустриальном обществе", о "супер-ицдустриальной цивилизации" или "обществе третьей волны", "осу

- 137 ществлённой конвергенции", "практопии", "антиципаторной" и "пар-тиципаторной" демократии. В этих доктринах порой невозможно определить, какое из положений разработано самим А.Тоффлером, а где он вторичен, настолько их элементы переплетены и взаимно дополняют один другой. Главным выводом из их целостного исследования является то, что эти буржуазные доктрины не в состоянии решить вцдвинутые наукой и динамикой самого общественного развития социальные проблемы.

В идеологическом арсенале монополистической буржуазии теоретические компоненты тоффлеровской концепции (как заимствованные, так и его собственные), независимо от желания их интерпретатора и создателя, превращаются в инструмент манипулирования общественным сознанием в капиталистических странах. Не предназначив их для принципиальной постановки вопроса о существовании капитализма, А.Тоффлер объективно бессилен против попыток направить его концепцию против насущных социальных, экономических, политических и духовных требований трудящихся, в первую очередь рабочего класса. Такова диалектика развития и функционирования абстрактно-гуманистических: идей с внеклассовым содержанием, выдвинутых одним из современных представителей либерального крыла американской буржуазии. Отсюда их реакционная социально-политическая направленность.

Иррациональный теоретический и реакционный социально-поли тический смысл концепции А.Тоффлера вытекает из её методологической несостоятельности, прежде всего, из практикуемых волюнтаристского и антропологического подходов к социальному будущему. Теоретическое истолкование социального предвидения и прогнозирования в его концепции в силу рода социальных и гносеологических причин даётся с ненаучных, субъективно-идеалистических позиций. Данное понимание исходит из иццетерминистских посылок и отрицания закономерной обусловленности социального будущего его связью с факторами, действующими в настоящем.

В своём истолковании общественного развития, предвидения и прогнозирования его результатов А.Тоффлер опирается на "теорию конвергенции". Критическое рассмотрение его аргументов в пользу "осуществлённой конвергенции" капитализма и социализма в различных "сферах" общественного бытия и общественного сознания показало бесперспективность футурологических изысканий американского исследователя из-за их конвергенционистского содержания. Он игнорирует коренные различия между двумя противоположными социально-экономическими системами, между социалистическим и капиталистическим образами жизни. В его концепции представлена попытка истолковать действительный факт технологического сходства двух мировых систем в плане их слияния в социально-экономическом, идеологическом и мировоззренческом аспектах. Фактически, приведённые А.Тоффлером аргументы свидетельствуют не о слиянии социализма и капитализма, а являются дополнительным подтверждением универсального характера законов общественного развития, действие которых предопределяет открытое К.Марксом движение общества от капитализма к социализму и коммунизму.

Буржуазно-футурологичеекая концепция А.Тоффлера представляет собой специфическое отражение социальной ситуации, свойственной капиталистическому обществу периода его общего кризиса, приобретшего структурный характер. В социально-философском аспекте его концепция подчинена поискам выхода западного и в первую очередь американского общества из кризисного состояния. В философ-ско-методологическом плане она отражает метания А.Тоффлера и других буржуазных футурологов на поверхности социальных явлений

- 139 от макросоциологических ложных образов детального будущего("сценариев") в виде "усовершенствованного" капитализма к футуролого-антропологическому анализу человека, его индивидуальности в волюнтаристском освещении.

Классово обусловленная: произвольность социальных образов в концепции "супериццустриального общества" названа нами буржуазно-футурологической утопией и охарактеризована как разновидность буржуазной идеологии, выражающая интересы непролетарских слоёв посредством произвольно конструируемого социального идеала либеральной буржуазии, воплощённого в форму пролонгируемого в будущее реформированного капитализма. А.Тоффлер конструирует на базе волюнтаризма в его антропологической модификации такую концепцию грядущего, которая дезориентирует рабочий класс и народные массы и уводит их в тупик буржуазного реформизма. Тем самым он объективно выполняет социальный заказ правящего класса, пытаясь своими гносеологическими ухищрениями и "потусторонними", абстрактно-гуманистическими представлениями создать видимость решения острейших проблем кризисной эволюции капитализма 70-х - 80-х гг.

В работах буржуазного автора волюнтаристская методология органически связана с реакционной социально-политической направленностью его концепции, с апологетикой существующего строя. Поэтому за пределы буржуазного строя ни его фантазии, ни его утопические предложения не выходят, а его концепция "общества или цивилизации третьей волны" направлена против материалистического понимания истории и марксистской концепции социального предвидения и прогнозирования исторического развития общества.

Футурологические программы демократизации современного буржуазного общества явились апологетическими доктринами А.Тоффлера, так как они не приемлют в классовом обществе марксистский клас

- 140 совый анализ. Фактически, буржуазный политолог игнорирует соотношение классовых сил и анализ социальных возможностей и условий реализации действительной гуманизации и демократизации буржуазного общества. При всех отдельных реалистических предположениях, осуществляемое А.Тоффлером социальное "предвидение" объективно направлено на сохранение "статус-кво" и поэтому служит вольной или невольной апологетикой капиталистических общественных отношений, политики транснациональных монополистических корпораций. В этом мы видим реальную негативную роль его концепции в современной идеологической борьбе.

Критический анализ концепции А.Тоффлера позволил: выявить несостоятельность теоретико-методологических основ - волюнтаристского подхода и антропологических предпосылок в понимании буржуазными футурологами социального будущего; показать псевдонаучность конвергенционистских трактовок социальных изменений в развитии общества; аргументировать, что тоффлеровская "практопия" - это очередная буржуазно-футурологическая утопия; показать, что игнорирование классового анализа социальных возможностей и условий реализации действительной гуманизации и демократизации общественных отношений, ориентация на абстрактное единство людей, не выводят концепцию А.Тоффлера за пределы абстрактно-гуманистических традиций буржуазной мысли и детерминируют её практическую утопичность и реакционную социально-политическую направленность.

Предпринятое исследование, не претеццуя на полное освещение творчества Алвина Тоффлера, является этапом критического изучения типичной для определённых направлений современной буржуазной футурологии интерпретации актуальных проблем общественного развития, предвидения и прогнозирования перспектив их решения.

 

Список научной литературыИгнатов, Николай Алексеевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

2. МАРКС К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

3. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-586.

4. МАРКС К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.4, с.65-185.

5. МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

6. МАРКС К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.

7. МАРКС К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5-9.

8. ЭНГЕЛЬС Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.350-354.

9. ЭНГЕЛЬС Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-230.

10. ЭНГЕЛЬС Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1-338.

11. ЭНГЕЛЬС Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.-- 142

12. МАРКС К. Капитал. Критика политической экономии. Том I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.1-784.

13. МАРКС К. Письмо Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с.401-412.

14. МАРКС К. Письмо Иосифу Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.28, с.422-428.

15. ЭНГЕЛЬС Ф. Письмо Йозефу Блоху, 21-22 сентября 1890 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.393-397.

16. ЭНГЕЛЬС Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1894 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.174-177.

17. ЛЕНИН В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи "Русского Богатства" против марксистов). Полн. собр. соч., т.1, с.125-346.

18. ЛЕНИН В.И. Ещё о думском министерстве. Полн. собр. соч., т.13, с.261-265.

19. ЛЕНИН В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн. собр. соч., т.17, с.15-26.

20. ЛЕНИН В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн. собр. соч.,т.18, с.7-384.

21. ЛЕНИН В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. -Полн. собр. соч., т.20, с.84-89.

22. ЛЕНИН В.И. Реформизм в русской социал-демократии. -Полн. собр. соч., т.20, с.305-318.

23. ЛЕНИН В.И. Две утопии. Полн.собр.соч., т.22, с.117-121.

24. ЛЕНИН В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч., т.,23, с.40-48.

25. ЛЕНИН В.И. О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы. Заметка. Полн. собр. соч., т.23, с.236-241.- 143

26. ЛЕНИН В.И. Марксизм и реформизм. Поли. собр. соч., т.24, с.1-4.

27. ЛЕНИН В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма (Популярный очерк). Поли. собр. соч., т.27, с.299-426.

28. ЛЕНИН В.И. Философские тетради. Поли. собр. соч., т.29. -782 с.

29. ЛЕНИН В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Поли. собр. соч., т.33, с.1-120.

30. ЛЕНИН В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн. собр. соч., т.37, с.74-78.

31. ЛЕНИН В.И. Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая. Полн. собр. соч., т.38, с.333-372.

32. ЛЕНИН В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"). Полн. собр. соч.,т.39, с.1-29.

33. ЛЕНИН В.И. Ещё раз.о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч.,т.42,с.264-304.

34. Материалы ХХУ съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1976.-256с.

35. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, I98I.-223c.36. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.

36. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Коммунист, 1983, № 9, с.39-46.

37. АНДРОПОВ Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. -Коммунист, 1983, № 9, с.4-16.

38. АНТОНОВИЧ И.И. Буржуазная социологическая теория: Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Минск: Вышйшая школа, 1981. - Часть 2. Диалектика кризиса. - 318 с.

39. АПТЕКЕР Г. 0 природе демократии, свободы и революции. -М.: Прогресс, 1970. 128 с.

40. АРАБ-ОГЛЫ Э.А. Гордиев узел и Дамоклов меч. Иностранная литература, 1972, № 3,( с.250-256.

41. АРАБ-ОГЛЫ Э.А. В лабиринте пророчеств. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М.: Молодая гвардия, 1973.- 304 с.

42. АРАБ-ОГЛЫ Э.А. Демографические и экологические прогнозы. Критика современных буржуазных концепций. М.: Статистика, 1978.- 319 с.

43. АРАБ-ОГЛЫ Э.А. Социальное предвидение и идеологическая борьба. В кн.: Философские проблемы идеологической борьбы/Ред. коллегия: С.Ф.Одуев и др. - М.: Мысль, 1978, глава II, с.237-265.

44. АРАБ-ОГЛЫ Э.А. Тофлер. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983, с.690.

45. АШИН Г.К. "Плюралистическая демократия" или всевластие монополистической элиты. США: Экономика, политика, идеология, 1983, № 4, с.18-29.

46. БАТАЛОВ Э.Я. Между прошлым и будущим. 0 книге Олвина Тоффлера "Третья волна". -- Иностранная литература, 1981, № 9, с.199-213.

47. БАТАЛОВ Э.Я. Элвин Тоффлер. Третья волна (Реферативное изложение). США: Экономика, политика, идеология, 1982, № 7,с.84-99; № 8, с.83-90; № 9, с.78-83; № 10, с.99-109; №11,с.90-98.-- 145

48. БАТАЛОВ Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982. - 336 с.

49. ЕЕНИШ А., РАЙХЕЛЬТ Д. Буржуазные концепции общества и действительность. М.: Прогресс, 1980. - 248 с.

50. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА И.В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М.: Мысль, 1970. - 269 с.

51. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА И.В. Эволюция американской футурологии. -США: Экономика, политика, идеология, 1977, № 3, с.37-49.

52. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА И.В. Кризис буржуазных концепций будущего человечества. М.: Знание, 1979. - 63 с.

53. БЕСТУЖЕВ-ЛАДА И.В. Будущее США: три консилиума. США: Экономика, политика, идеология, 1982, № 3, с.24-35.

54. БОБРОВСКИЙ Ю.В. Политическое прогнозирование в американской футурологии. Автореф. дис. канд. филос. наук. -Минск, 1975. - 24 с.

55. БОБРОВСКИЙ B.C. Личность и социальное прогнозирование: (Критика футурологических концепций). Минск: Наука и техника, 1977. - 182 с.

56. БОВШ В.И. Футурология и антикоммунизм. Минск: Наука и техника, 1977. - 272 с.

57. БОВШ В.И. Футурология в идеологической стратегии современного антикоммунизма. Социально-политический анализ. Автореф. дис. докт. филос. наук. - Минск, 1981. - 54 с.

58. БОГОМОЛОВ А.С. Вопросы критики современной буржуазной философии в учебном курсе (статья I). Философские науки, 1983, № 2, с.137-146.

59. БОГОМОЛОВ А.С. Вопросы критики современной буржуазной философии в учебном курсе (статья 2). Философские науки, 1983, № 3, с.136-144.- 146

60. БОРОВОЙ Я.JI. Король безнравственности. М.: Политиздат, 1981. - 62 с.

61. Борьба идей в соЕременном мире. В 3-х томах./Под общей редакцией академика Ф.В.Константинова. Т. 2: Современный капитализм: противоречия и доктрины. - М.: Политиздат, 1976. - 399 с.

62. Будущее человеческого общества. (Критика современных буржуазных философских и социально-политических концепций)./Под ред. Е.Д.Модржинской и Ц.А.Степаняна. М.: Мысль, 1971. - 399 с.

63. БУГРОВ А. Нефтяные спруты. Мировая экономика и международные отношения, 1976, № 10, с.143-144.

64. ВАЖЖЕНИЧ А.В. Американский либерализм: иллюзии и реальности. М.: Наука, 1976. - 342 с.

65. ВЕРГУН В.А. Критика социально-экономических аспектов буржуазной футурологии (На материалах ФРГ). Автореф. дис. канд. эконом, наук. - Киев, 1976. - 23 с.

66. ВИНОГРАДОВ В.Г., ГОНЧАРУК С.И. Законы общества и научное предвидение. М.: Политиздат, 1972. - 231 с.

67. ВИНОГРАДОВ В.Г., ГОНЧАРУК С.И. Методологические принципы социального предвидения. М.: Знание, 1979. - 64 с.

68. ВИНОКУРОВ А.Д. Молодёжь капиталистического мира и футурология. Минск: Наука и техника, 1979. - 136 с.

69. ВОЩИКОВА М.И. Прогностические аспекты социального идеала. В сб.: Проблемы социального прогнозирования. Вып. 4./Редколлегия: А.М.Гендин (отв. ред.) и др. - Красноярск, 1978,с.27-33.

70. ГАРИВДЖАНЯН Б.Г. Кризис буржуазного общества и футурология в США (Критика "оптимистического" направления). Автореф. дис. кацц. филос. наук. - Ереван, 1979. - 21 с.

71. ГАРИБДЕАШН Б.Г. Кризис буржуазного общества и футурология в США (Критика "оптимистического" направления). Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1980. -- 142 с.- 147

72. ГВИПМАНИ Д.М. Послесловие к книге: Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1980, с.283-300.

73. ГВИПМАНИ Д.М., МИТИН М.Б., РИХТА Р. Техника, общество, человек (Критика буржуазных концепций "философии техники"). -М.: Знание, 1981. 64 с.

74. ГЕГЕЛЬ Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. T.I. Наука логики. М.: Мысль, 1974., - 452 с.

75. ГЕНДИН A.M. "Эффект Эдипа" и методологические проблемы социального прогнозирования. Вопросы философии, 1970, № 5,с.80-89.

76. ГЕВДИН A.M. Предвидение и цель в развитии общества (Фи-лософско-социологические аспекты социального прогнозирования). -Красноярск, 1970. 436 е.,

77. ГЕНДИН A.M. Волюнтаристский характер буржуазных концепций будущего. В кн.: Методологические проблемы социального предвидения. - Киев: Наукова думка, 1977, с.254-303.

78. ГЛЕЗЕРМАН Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. - 303 с.

79. Г0НЧАРУК С.И. Законы развития и фнкционирования общества: (Гносеологический и методологический анализ). М.: Высшая школа, 1977. - 144 с.

80. Г0РКУН А.П. Социально-философские основы марксистской критики концепций будущего христианской теологии. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1975. - 19 с.

81. Г0ТТ B.C. Ленинское научное предвидение и современность. М.: Знание, 1969. - 95 с.

82. ГРИГОРЬЯН Б.Т. Философская антропология: (Критический очерк). М.: Мысль, 1982., - 188 с.-■ 148

83. ГУРЕВИЧ П.С. Человек будущего: мифы и реальность. -М.: Молодая гвардия, 1979. 175 с.

84. ГУРЕВИЧ П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980. - 367 с.

85. ГЭЛБРЕЙТ Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. - 480 с.

86. ДАВЫДОВ Ю. Иррационализм. Философская энциклопедия. Том 2. - М.: Сов. Энциклопедия, 1962, с.318-326.

87. ДЕМЕНЧОНОК Э.В. Социальный смысл и идеологические функции теории "технотронного общества". Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. - М., 1977. - 22 с.

88. ЗАГЛАДИН В.В., ФРОЛОВ И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М.: Международные отношения, 1981. - 240 с.

89. ИВАНОВ Г.И. Социальная сущность теории конвергенции. -М.: Политиздат, 1975. 200 с.

90. ИГНАТОВ В.А. Буржуазная футурология о будущности наций (Критический анализ). Киев: Hayкова думка, 1982. - 152 с.

91. ИГОЛКИН М.В. Марксистско-ленинские методологические основы критики современного антикоммунизма: Монография. М.: Высшая школа, 1982. - 175 с.

92. ИКОННИКОВА Г.И. Теория "постиндустриального общества". Будущее человечества и его буржуазные толкователи (Критический анализ). М.: Мысль, 1975. - 221 с.

93. Категории исторического материализма /Редкол.: Н.И.Дрях-лов и др. М.: Мысль, I960. - 351 с.

94. КЕЛЛЕ В.Ж., КОВАЛЬЗОН М.Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. - 288 с.

95. КЛЕЦ Е.Г. Технологический детерминизм как идейно-теоретическая платформа буржуазной футурологии. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Одесса, 1975. - 30 с.

96. КОЖАРОВ А. Монизм и плюрализм в идеологии и политике. -М.: Прогресс, 1976. 304 с.

97. КОМИССАРОВ С.Н. Социально-философское содержание демократически-просветительского направления в футурологии. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1975. - 19 с.

98. КОМИССАРОВ С.Н. Социально-политические аспекты либерально-демократического направления в буржуазной футурологии. В кн.: Социально-политические теории современной буржуазной идеологии (Критический анализ). - М.: Наука, 1981, с.170-196.

99. КОВДАКОВ Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. - 720 с.

100. КОНСТАНТИНОВ Ф.В. Марксистско-ленинская философия и современность. М.: Наука, 1982. - 479 с.

101. КОРНЕЕВ П.В. Современная философская антропология (Некоторые проблемы и направления). М.: Изд-во МГУ, 1967. - 71 с.-- 150

102. КОРНЕЕВ П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека: Монография. М.: Высшая школа, 1981. - 136 с.

103. КОРШОРТ М. Открытая философия и открытое общество. Ответ д-ру Карлу Попперу на его опровержение марксизма. М.: Прогресс, 1972. - 532 с.

104. К0С0ЛАП0В В.В., ЛИСИЧКИН В.А. Критика буржуазных концепций будущего. М.: Мысль, 1978. - 168 с.

105. КОСТИН А.И. Глобальные проблемы современности и теоретическая несостоятельность буржуазной футурологии: (По материалам докладов Римскому клубу). Автореф. дис. канд. филос. наук. - МГУ, 1979. - 17 е.

106. КОХ Г. Некоторые аспекты критики футурологии. В сб.: Зарубежные марксисты в борьбе против буржуазной идеологии. - Сб. пер. под ред. В.В.Мшвениерадзе. - М.: Прогресс, 1971, с.243-260.

107. НО. КРЮКОВА Н.С. Критика некоторых футурологических концепций современной буржуазной социологии: (На примере футурологии О.Флехтгейма). Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: МГПИ, 1980. - 17 с.

108. КУЗНЕЦОВА С.В. Критика буржуазных концепций социального прогнозирования (На материалах ФРГ). Автореф. дис. канд. филос. наук. - Л.: ЛГУ, 1975. - 19 с.

109. ЛАВМЛЕ Л. За марксистское исследование будущего. -М.: Прогресс, 1974. 143 с.

110. ЛЕЙБИН В.М. "Модели мира" и образ человека: (Критический анализ идей Римского клуба). М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

111. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий /Ред-кол.: М.Б.Митин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. - 263 с.151

112. ЛЮБУТИН К.Н. Критика современной философской антропологии. М.: Знание, 1970. - 48 с.

113. ЛЮБУТИН К.Н. "Человек, социальный прогресс и современная идеологическая борьба". Информационный бюллетень - М.: Философское общество, 1981, № 3, с.31-32.

114. МАЗУРОВА М.Р. Критический анализ экологических концепций современной буржуазной футурологии. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1982. - 16 с.

115. МАРТИРА Т.Н. Проблема будущего в современной буржуазной философии и социологии США: (Критический анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. - Л.: ЛГУ, 1981. - 20 с.

116. МЕЛЬВИЛЬ А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М.: Политиздат, 1980. - 143 с.

117. МЕНЬШИКОВ С.М. Современный капитализм: от кризиса к кризису. М.: Мысль, 198.!. - 240 с.

118. Методика критики современной буржуазной философии и социологии в преподавании диалектического и исторического материализма: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 280 с.

119. МИТИН М.Б. Философия и социальный прогресс: анализ современных буржуазных концепций социального прогресса. М.: Наука, 1979. - 231 с.

120. М0ЩЩЯН Х.Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. М.: Мысль, 1981. - 80 с.

121. МШВЕНИЕРАДЗЕ В.В. Современное буржуазное политическое сознание. Философский аспект. М.: Наука, 1981. - 448 с.

122. НАРСКИЙ И.С. Новейшие течения буржуазной философии: (Критический анализ). М.: Знание, 1982. - 63 с.

123. Новая программа Коммунистической партии США. США:Экономика, политика, идеология, 1983, №1,0.117-124; №2,с.120-127; №3,c.I2I-I27; №4,0.117-125.-- 152

124. ОЖЕГОВ Ю.П. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1975. - 192 с.

125. ОЖЕГОВ Ю.П., СУПРУН В.И. Тецценции развития буржуазной футурологии. В кн.: Социально-политические теории современной буржуазной идеологии (Критический анализ). - М.: Наука, 1981,с.134-169.

126. ОЙЗЕРМАН Т.И. Сущность человека как проблема. В кн.: Философия марксизма и современная научно-техническая революция. ХУ Всемирный философский конгресс. - М.: Наука, 1977, с.114-126.

127. ОЛИЦКИЙ А.В. Критический анализ теоретических основ буржуазного социально-политического прогнозирования. Автореф. дис. кавд. филос. наук. - М., 1980. - 22 с.

128. ОПАРИНА И.А. Критика социологических концепций английского футуролога Дениса Гейбора. Автореф. дис. кавд. филос. наук. - М., 1979. - 19 с.

129. ПЕЧЧЕИ А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.- 302 с.

130. ПЛЕХАНОВ Г.В. Фердинавд Лассаль. Его жизнь и деятельность. Сочинения. Том ТУ. - М.: Государственное издательство, 1923. - 332 с.

131. ПОНОМАРЁВ Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма (Ответ критикам). 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983. - 159 с.

132. ПОНОМАРЁВ Б.Н. Учение Маркса руководство к действию.- Правда, 31 марта: 1983 г.,

133. ПОПОВ С.И. Проблемы "качества жизни" в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат, 1977. - 279 с.

134. Рабочая книга по прогнозированию /Редкол.: И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.). М„: Мысль, 1982. - 430 с.- 153

135. РАИНКО С. Марксизм и его критики. М.: Прогресс, 1979.- 242 с.

136. РАЧКОВ В.П. Критический анализ французских буржуазно-футурологических концепций. Автореф. дис. канд. филос. наук.- Казань, 1974. 19 с.

137. РУСАКОВ К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся: Доклад на Всесоюзной научно-практической конференции 12 октября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 47 с.

138. РУТКЕВИЧ М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. - 356 с.

139. САВИСААР Э.Э. Социально-философские основы работ Римского клуба по глобальному моделированию. Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: МГПИ, 1981. - 16 с.

140. СЕЛИВЕРСТОВ В.П. Социальное содержание футурологичес-ких концепций "алармизма". Социологические исследования, 1982, № 3, с.54-58.

141. СЕМЁНОВ B.C. Капитализм и классы. Исследование социальной структуры капиталистического общества. М.: Наука, 1969.- 339 с.

142. Советская социология. Том П. Динамика социальных процессов в СССР. /Т.В.Рябушкин, Г.В.Осипов (отв. редакторы). -М.: Наука, 1982. 256 с.

143. Современная буржуазная философия. Учебное пособие. /Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского. М.: Высшая школа, 1978. - 582 с.

144. Современное политическое сознание в США. /Отв. редакторы Ю.А.Замошкин, Э.Я.Баталов. М.: Наука, 1980. - 446 с.- 154

145. Соединённые Штаты Америки. /Отв. ред. А.В.Аникин, О.Н. Быков, А.И.Шапиро. М.: Мысль, 1982. - 446 с.

146. СОКОЛОВА М.А., КУЗЬМИНА Е.Н., РОДИОНОВ М.Л. Сравнительная педагогика. М.: Просвещение, 1978. - 192 с.

147. Социальная философия франкфуртской школы: (Критическиеочерки). /Редкол.: Б.Н.Бессонов и др. 2-е изд., доп. М.: Мысль; Прага: Свобода, 1978. - 357 с.

148. США глазами американских социологов: Социальные аспекты американского образа жизни. /Отв. ред. Ю.Н.Давццов, Г.В.Осипов.- М.: Наука, 1982, книга I. 264 с.

149. СУПРУН В.И. Философско-методологические основы анализа футурологических теорий личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Томск, 1978. - 21 с.

150. ТИТАРЕНКО Л.Г. "Технологический детерминизм": концепции, идеологические функции. Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 136 с.

151. Т0Д0Р0В А.Ст. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. М.: Прогресс, 1980. - 224 с.

152. ТУГАРИНОВ В.П., РУМЯНЦЕВА Т.М. Предвидение и современность. Л.: Лениздат, 1976. - 352 с.

153. ФЁДОРОВ М.Г. Русская прогрессивная мысль XIX в. от географического детерминизма к историческому материализму. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1972. - 162 с.

154. ФЕДОСЕЕВ П.Н. Философия, мировоззрение, наука. Проблемы мира и социализма, 1978, № 12, с.39-44.

155. ФЕДОСЕЕВ П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. В кн.: ХУ1 Всемирный философский конгресс. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. - М.: Наука, 1981, с.4-48.- 155

156. Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1980. 444 с.

157. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

158. Философские проблемы идеологической борьбы. /Ред. коллегия: С.Ф.Одуев и др. М.: Мысль, 1978. - 382 с.

159. Философия и прогностика (Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования). /А.Бауэр, В. Эйхгорн, Г.Кребер и др. М.: Прогресс, 1971. - 424 с.

160. ФРОЛОВ И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссия, обобщения). -М.: Политиздат, 1979.- 336 с.

161. ХАРЧЕВ А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 367 с.

162. ХОЗИН Г.С. Глобальные проблемы современности (критика буржуазных концепций). М.: Мысль, 1982. - 279 с.

163. ХОЗИН Г. Иллюзии: и реальность: футурологические этюды Э.Тоффлера. Мировая экономика и международные отношения, 1976, № 10, с.103-109.

164. ХОЗИН Г. Ещё один гимн постиндустриализму (Э.Тоффлер и его иллюзии). Мировая экономика и международные отношения, 1981, № 4, с.131-139.

165. ХРОМУШИН Г. Дороги мечты. М.: Молодая гвардия, 1982.- 320 с.

166. ЦЕКОВ Д. Футурология и философия. София: Партиздат, 1980. - 126 с.

167. ЧЕРНЕНКО К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Коммунист, 1983, № 9, с.17-39.- 156

168. ЧЕРНОВ В.В. Классовая сущность буржуазного ццеологи-ческого прогнозирования и его роль в стратегии антикоммунизма. -Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: МГПИ, 1981. - 18 с.

169. ЧЕРНЯВСКАЯ Г.Н. Идеологическая функция буржуазной футурологии (Критический анализ социологической литературы США). -Автореф. дис. канд. филос. наук. Харьков, 1973. - 21 с.

170. ЧЕРНЯВСКАЯ Г.Н. Апологетическая функция буржуазной футурологии. В кн.: Методологические проблемы социального предвидения. - Киев: Наукова думка, 1977j с.304-346.

171. Что такое "демократический социализм"? /П.Н.Федосеев, С.В.Александров, Г.Л.Еганов и др. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1979. - 248 с.

172. ШАХНАЗАРОВ Г.Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М.: Политиздат, 1979. - 352 с.

173. ШАХНАЗАРОВ Г.Х. Грядущий миропорядок: 0 тенденциях и перспективах международных отношений. -М.: Политиздат, 1981.- 447 с.

174. ШИМАИ М. К третьему тысячелетию. М.: Прогресс, 1977.- 421 с.

175. ЩЕРБАКОВ Е.В. Философско-методологические принципы и социально-политическая сущность современной буржуазной футурологии (Критический анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. -Иркутск, 1983. - 16 с.

176. ЯКОВЛЕВА В.Н. Объективные законы и социальное предвидение. В сб.: Методологические аспекты социального прогнозирования. /Редкол.: А.М.Гендин (отв. ред.) и др. - Красноярск, 1981, с.3-9.- 157

177. ТОФФЛЕР 0. Столкновение с будущим. (Отрывки из книги). Иностранная литература, 1972, № 3, с.228-249.

178. ТОЗЩЕР 0. Столкновение с будущим. (Монтаж по книге "Футурошок"). В кн.: Запад вблизи. Современная документальная проза: Сборник. /Пер. с разных яз. - М.: Прогресс, 1982, с.711-743.

179. TOFFLER A. Future Shock. New York: Random House, 1970. - 505 p.

180. TOFFLER A. The Eco-Spasm Report. New York: Bantam Book, 1975. - 116 p.

181. TOFFLER A. What is Anticipatory Democracy? The Futurist, October 1975.187» TOFFLER A. The Third Wave. In: Through the 80s. Thinking globally, acting locally./Ed. by Frank Feather. -Washington: World Future Society, 1980, p.9-11.

182. TOFFLER A. The Third Wave. A Bantam book, 1981.-537 p.

183. ABEL Th. On the Future of Sociological Theory. In: International Social Science Journal, 1981, vol. XXXIII, No. 2, p.217-226.

184. AMARA R. The Futures Field: Searching for Definitions and Bounderies. The Futurist, February 1981, p.25-29.

185. AMARA R. The Futures Field: Which Direction Now? -The Futurist, June 1981, p.42-46.

186. ARMSTRONG J.S. Long-Range Forecasting: Prom crystal ball to computer. New York: John Wiley & Sons, 1978. - 612 p.

187. ARON R. Progress and Disillusion. The Dialectics of Modern Society. Harmondaworth, Penguin Books, 1972.194» BECKER T. Teledemocracy. The Futurist, December 1981, p.6-9.

188. BECKWITH B.P. The Next 500 Years. Scientific Prediction of Major Social Trends. New York: Exposition Press, 1967.

189. BELL D. Introduction. In: Kahn H. et Wiener A. L'an 2000. La bible des 30 prochaines annees. - Paris: A Gerard and Co, 1972, p.I-XII.

190. BELL D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York: Heinemann Editorial Books, 1974. - 507 p.

191. BERGER G. Etapes de la prospective. Paris: PUF, 1967.

192. BERGER G. Method and Results. In: Shaping the Future, 1973, vol. 11, Section III, p.99-106.

193. BEZOLD C. Citizen Participation in Congressional Foresight. The Futurist, April 1978.

194. BONO E. de. Future Positive. London: Maurice Temple Smith, 1979. - 234 p.

195. Challenges from the Future. Proceedings of the International Future Research Conference. Tokyo: Kodansha, 1970. -Vol. 1. - 390 p.;. Vol. 2. - 457 p.

196. CORNISH E. What Shall We Call the Study of the Future? The Futurist, 1977, vol. XI, No. 1.

197. CORNISH E. Toward A Philosophy of Futurism. The Futurist, 1977, vol. XI, No. 6.205* DAMMANU E. The Future is in Our Hands. Pergamon Press, 1979. - 171 p.- 159

198. ELLISON J. Anticipatory Democracy in Action. The Futurist, December 1981, p.10-14.

199. The Future as a Social Problem. /Ed. by R.Fernandez. -Santa Monica (Cal.), Goodyear Publ. Co., Inc., 1977. 348 p.

200. The Future as an Academic Discipline. The Hague: Mouton & Co., 1975. - 232 p.

201. The Future of the Corporation. /Ed. by H.Kahn. New York: Mason & Lipscomb Publishers, 1974. - 211 p.

202. The Future of Education. Perspectives on Tomorrow's Schooling. Boston: Allyn and Bacon Inc., 1975. - 208 p.

203. Futurism in Education. Methodologies. California: Berkeley, 1974. - 502 p.

204. The Futurists. /Ed. by A.Toffler. New York: Random House, 1972. - 321 p.

205. GABOR D. Inventing the Future. Harmondsworth, Penguin Books, 1964.

206. GUILLETT G., Jr. Your Window to the Future. Over 700 Forecasts, Predictions and Probabilities. /Editor: Lynn Ball. -2nd Edition. Dallas, 1980. - 90 p.

207. GUILLETT G. Window to the Future: Probable World Changes. /Editor: Lynn Ball. Dallas, TX, 1981. - 52 p.

208. GRAS A. La futurologie. Paris: Seghers, 1976. - 212 p.

209. GRIBBIU J.R. Future Worlds.-Plenum Press, 1981. 225 p.- 160

210. HAMIL R. The Pate of Democracy in a Technological World. The Futurist, April 1979.

211. HIRSHORN L. Post-Industrial Life. Futures, August 1979, vol. 11, n. 4.

212. Handbook of Futures Research. /Ed. by Jib Fowles. -London: Greenwood Press, 1978. 822 p.

213. JOHANSEN R. Electronic Meetings: Technical Alternatives and Social Choices. Calif.: Menlo Park, 1979. - 244 p.

214. КАШ H., BRUCE-BRIGGS B. Things to Come. Thinking about the Seventies and Eighties. New York: The Maami11an Company,1972.

215. KENNETH C. Sharing the Profits: A Popular Future for Capitalism. London, 1980. - 38 p.

216. Learning for Tomorrow. The Role of the Future in Education. /Ed. by Alvin Toffler. New York: Random House, 1974. - 421 p.

217. MARIEN M. The Good News and the Bad News, Optimism vs. Pessimism in Recent Writing About the Future. The Futurist, June 1980, p.3-9.

218. MEADOWS D. and FERELMAN L. Limits to growth, a challenge to higher education. Prospects, 1977, vol. VII, No. 1, p.33-43.

219. MULLER H.J. Uses of the Future. Bloo.mington & London, 1974. - 264 p.

220. POLAK F.L. Prognostics. A science in the making surveys and creates the future. Amsterdam, L., N.Y. , 1971. - 425 p.

221. POPPER K., ECCLES J. The Self and its Brain. An Argument for Interactionism. Berlin, L., N.Y., 1977. - 478 p.

222. ROSTOV/' W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960.

223. ROUSSEAS S. Capitalism and Catastrophe: A critical appraisal of the limits to capitalism. Cambridge Univ. Press, 1979. - 139 p.

224. SAMPSON A. The Seven Sisters. The Great Oil Companies and the World They Made. New York: Viking Press, 1975. - 334 p.

225. The Uses and Abuses of Forecasting. /Ed. by Tom Whiston.- London: The Macmillan Press Ltd., 1979. 358 p.

226. Webster's New Twentieth Century Dictionary. Unabridged Second Edition. London: William Collins Publishers, 1979.- 2129 p.

227. World Futures: The Great Debate. /Ed. by Ch.Freeman & M.JAHODA. London: Martin Robertson, 1978. - 416 p.