автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Критический анализ советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кочесоков, Роберт Хажисмелович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Критический анализ советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Критический анализ советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

САРАТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

На правах рукописи

КОЧЕСОКОВ Роберт Хажисмелович

УДК 300.414

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВЕТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАРОДОВ СССР

09.00.02-теория научного социализма и коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Саратов-1990

Работа выполнена на кафедре теории социализма и политолог Института повышения квалификации преподавателей общественных на/к при Ростовском государственном университете. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

на заседании специализированного Совета К.063.74.07 по присужде нию ученой степени кандидата философских наук в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского по адресу: 410071, г. Саратов, ул. Астраханская,83, корпус IX, ауд. 406.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 научной библиотеки СГУ.

Волков Ю.Г.

Демичев В.А.,

кандидат философских.наук, доцент Макаров Ю.А.

Ведущая организация - Институт философии АН СССР. Защита состоится " " и-уя^? 1990 г. в /.Р часов

Автореферат разослан П- « 1990 г.

Ученый секретарь специализированного доктор философских

- 3

ОЕШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Революционная перестройка обнажила серьезные деформации в сфере национальных отношений, допущенные в процессе социалистического строительства. "Сегодняшнюю ситуацию в межнациональных отношениях нельзя оценить иначе, как весьма сложную, - говорил М.С.Горбачев на сентябрьском /1939 г./ Пленуме ЦК КПСС. Один за другими всплыли на поверхность нерешенные здесь вопросы, дали себя знать допущенные за

I

многие десятилетия ошибки и деформации, вспыхнули тлевшие годами межнациональные конфликты. В тугой узел сплелись проблемы социально-экономические и государственно-правовые-, экологические и демографические, проблемы развития языка и культуры, сохранения национальных традиций. Каждая из них требует.к себе огромного внимания, за каждой стоят живые люди, судьбы целых наций"1.

Успешное решение проблем национальных отношений возможно только при их глубоком теоретическом осмыслении. В этом плане важное значение приобретает критический анализ советологических исследований межнациональных отношений в СССР. Это объясняется тем, что долгие десятилетия безгласья советские ученые, не имели возможности глубоко исследовать наиболее болезненные процессы в развитии национальных отношений, в то время как советологами в этом отношении проделана определенна^ позитивная работа. Кроме того, следует иметь в виду, что национальные проблемы в современном мире имеют много общих черт, которые достаточно серьезно изучены западными исследователями.

1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 19-20 сентября 1989 г. - М..-Политиздат, 1989. - С. 14

Первые годи- гласности свидетельствует о том, что советские ученые, не знакомые с исследованиям! своих заыадных коллег, в процессе изучения наиболее болезненных проблем, национальных отношений, зачастую - просто повторяют или дублируют то, что уже достаточно давно подробно изучено в других странах. При этом допускаются те же ошибки. Вряд ли стоит открывать уже открытое. Гораздо полезнее в атом плане критически переосмыслить проделанную западными коллегаш работу, аккумулировать и усвоить .га позитивный достижения и идти дальше' и глубже. .

I • •

Необходимо решительно отказаться от парадигмы антннаунности и необъективности всех исследований советологов, от навешивания на них ярлыков тиха "фальсификатор", "очернитель", "^еветник" и т.д., предвзятого отношения к ним и обвинений в дилетантизма. Все это является весьма упрощенным и даже вульгарным истолкованием характера и сущности советологических исследований.

Долгие гсды советологи, действительно, выступали с откровенно антисоветских', антикоммунистических позиций, сочиняли небылицы, тенденциозно е примитивно изображали советскую действительность. По в последние десятилетия характер их исследований существенно изменился. Ими подготовлено много солидных изданий, проведено большое количество научно-теоретических конференций. Ныне в западных странах насчитывается около 350 советологических центров; только в США более 40 университетов принимают к защите советологические исследования; только за 15 лет /с 1964 по 1.978 г./ в СМ было подготовлено 3815 докторских диссертаций, посвященных исследованию ССОР*. Причем существует множество советологических

1. См.; Римаренко Ю.И. По следам "снежного человека": /0 причинах национализма в СССР/. - М.:Моя. гвардия,1985. - С.180

- - 5 -

центров, занимавшихся исследованием конкретных регионов и народов СССР. Так, в Гарвардском университотэ функционирует Русский исследовательский центр, а Лондоне - институт'изучения историк Средней Азии, в Глазго - институт пр изучению СССР и стран Вое-, точной Европы, проблемы Закавказья изучаются в Чикагском университете, Прибалтики - з Колумбийском, Прикстокском и других университетах, Украины - в Гарвардском университете и т.д. Издается большое количество специализированных журналов: "Проблемы коммунизма" /США/, "Восточная Европа" ДУГ/, "Советские исследования" /Великобритания/, "Русское ревью" /США/, "Славянское ревью" /США/ и другие. Нелицо огромный технический и интеллектуальный потенциал советологии. Вряд ли целесообразно проигнорировать большую работу, проведенную и проводимую ею. .

Начиная с 1960-х годов заметное место в советологических исследованиях занимают проблемы межнациональных отношении б СССР. Особенно интенсифицировалась эта работа в последующие десятилетия. Соэетологамн справедливо был сделан вывод о том, что дальнейшее развитие СССР во многом будет зависеть от развития межнациональных отношений. Так, например, Э.Джоунс и Ф.Грани ци-сали: "Этнические различая бчли и будут, по крайней мэре в обозримом будущем, важным обстоятельством в разработке советской политики. Поэтому анализ национальных тенденций является ключевым аспектом западных исследований советской внутренней политл-ки"*. Следует честно признать, что советологи достаточно точно

1. Jones 2., Grupp F.I7. Heading nationality trends in the Soviet Union: a research note.// Slavic fioview. 155?.. ""!. P. 112".

предсказали обострение национальных отношений в нашей стране, довольно верно выявили его источники и корни.» Это в лишний раз подтверждает настоятельную необходимость критического обобщения позитивного вклада советологов в изучение проблем национальных отношений в СССР.

Вместе с тем, нельзя, конечно, впадать в -.другую крайность, объявляя исследования советологов истиной в последней инстанции, во всем превосходящими исследования советских ученых. Необходимо констатировать, что значительная часть советологов, к сожале-

\

ншо, еще не освободилась от парадигмы аномальности -социализма, антинаучности и необъективности- исследований советских обществоведов. Многие занимают откровенно антимарксистские позиции, отрицают какие-либо позитивные достижения социализма, тенденциозно и резко негативно характеризуют его. Они и не скрывают своих догматически-антисоветских взглядов. Так, например, Р.Пайло пишет, что, безусловно, "Россия и ее империя в экономическом отношении развивались бы гораздо лучше, если бы революция не произошла"^-.

Даже революционная перестройка в СССР и других социалистических странах мало повлияла на позиции таких советологов. Имея в виду подобных советологов, профессор политических наук в Нью4!оркском университете Александр Янов пишет, что "Америка пока что еще прозябает в комфортабельной, доперестроечной, если угодно, "брежневистскод" интеллектуальной летаргии. Новые политические идеи, тем более судьбоносного размаха, здесь вообще

!. РгоЫьиа о£" С0ШШ1Ш13Ш. 1967.'N5. Р.129

не в ходу... Нет сомнения..., что радикальная реформа, если угодно, своя собственная интеллектуальная перестройка, степь жо необходима "брежновистской" Америке, сколь блла Ъца необходима брежневской России"*.

Поэтому и наше отношение к работам-с£/встслэгэв должно.быть дифференцированным. Поверхностные, тзи более тенденциозные исследования должки бить подвергнуты убедительной и аргунеитиро-ванной критике, на что v било указан» на XX/II съезде Том более» что» как показала практика, такого рода исследовании очень часта исиользуптея в весьма неблаговидных целях. А все серьезные а вбъактивные исследования должна быть изучены и усвоены. Эта вл многом облегчит процесс теоретического осмысления проблем межнациональных отношений в налей стране.

Степень рачр&ботаннозти темы. По критическому анализу сово-твдагачвсках концепций интернационализации образа пияни народов СССР существует довольно обширная исследовательская литература. В работах Э.А.Баграмэва, C.B.Бройлея, Т.й.Ьурчисгровэй, 1.Г.Го-лотвииа, Г.М.Губсгло, А.Ф.Дацдамкрэва, Б.А.лемичева, С.Т.^алтах-чяна, М.ИДуличенкв, Э.В.Тадбзосяна, Х.Х.ланазарова, А.И.Холмогорова я др. убедительной критике подверглись тенденциозные, поверхностные исследования советологов.

Блеете с тем следует закатить, что в советской исследовательской литературе имеются и существенные методолегическио недостатки. На январском /1967 г./ Пленуме ЦК КПСС М.С,Горбачев

I. Янов А. Новое мыялекйе и американский "бреяневизм" // Международная жизнь. 1969. Я...с.J5; »2. С.Hi ?.. Материалы ¡- Ш съезда КПСС.- М.Политиздат,1986. C.II8-TI9

' -'8 -

отмечал, что '"вместо объективных исследований реальных явлений в сфере национальных отношений, анализа действительных социально-экономических и духовных процессов - очень непростых и противоречивых в своей, сущности - некоторые наши обществоведы долгое время предпочитали создавать трактаты "заздравного" характера,

напоминающие порой больше прекраснодушные'тосты, чем серьезные

1 • научные исследования" . Эти слова в полной мере относятся и к

критической литературе.

Основные недостатки критического анализа советологических исследований, на наш взгляд, следующие: во-первых,-рассматривая концепции и положения советологов, наши авторы отвергают их с порога, нередко прибегают к обыкновенной, апологетика, взгляда западных ученых как-бы априорно объявляются антинаучными, считают, что все их работы - клевета, ложь, фальсификация и т.д. Разумеется,.немало тезисов и положений советологов носит откровенно лживый, клеветнический характер, но было бы явным упрощением назвать их'все "высосанными из пальцев". Это не соответствует действительности.

Второй методологический недостаток заключается в том, что, противопоставляя советологическим фальсификациям успехи и достижения нашей страны, авторы весьма часто увлекаются парадностью и декларативностью и при этом лишь слегка касаются допущенных просчетов и ошибок. Между тем, как отмечается в документах КПСС и Советского государства, сталинско-брежневский режим глубоко

1. Материалы Пленума Центрального Комитета 1987 г. -М. Политиздат,1987. С.40

КПСС, 27-28 января

- 9 'деформировал социализм и в значительной степени извратил ленинскую национальную политику.

И, наконец, еше один - вероятно,. самый главный, - методологический недостаток состоит в том, что, к сожалению, до сих пор нет ни одной серьезной работы, в которой обобщался бы позитивный вклад советологов в исследование проблем межнациональных отношений в СССР. Между тем такая работа в определенной степени помогла бы в процеасе теоретического осмысления проблем межнациональных отношений в СССР.

Кроме того, глобализация межнациональных проблем и резкое нарастание национальных противоречий и конфликтов, могушие иметь крайне негативные последствия в условиях становления единого, взаимосвязанного шра, требуют от советских и западных • обществоведов преодоления взаимного недоверия и противопоставления и налаживания сотрудничества и взаимодействия в выяснении сущности, причин и корней обострения межнациональных отношений в современном мире, поиске и разработке средств и способов их успешного разрешения. В этом плане важное значение приобретает объективное изучение теоретических взглядов друг друга.

Отмеченные выше обстоятельства, недостаточная разработанность указанных проблем и КХ:актуальность определили выбор автором темы исследования. '

Цели и задачи исследования :

- выделить и критически проанализировать, основные направления советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР;

- дать научную и объективную характеристику методологии советологических- исследований;'

- 10 - .

- критически проанализировать и обобщить позитивный Еклед советологов в исследование интернационализации образа жизни народов СССР; •

-обобщить -и критически проанализировать советологические предостережения о возможных, негативных сопутствующих факторах интернацксн'алкзацш образа жизни рэздг^шх народов;

- подвергнуть убедительной и аргументированной критика тенденциозные и необъективные исследования сов этологов.

•Научная новизна диссертации заключается в том, что:

... i ' '

- дана научная и-объективная характеристика методологии

• i ' ^

советологических, исследований; .

- выделзны и критически проанализированы основные направления совотологичезких исследований интернационализации образа жизни народов СССР;

- обобщен и критически проанализирован позитивный вклад советологов в исследование интернационализации, образа жизни народов- СССР;

- обобшены и критически проанализированы советологические предостережения о возмсяскых негативных сопутствующих факторах •¿нтернеционализации образа жизни различных народов;

- убедительной и аргументированной критике подвергнуты тенденциозные и необъективные' исследсв^иясоветологов.

Методологической основой исследования являются произведения основоположников марксизма-ленинизма, материалы Съездов народных депутатов СССР, ХХ711 съезда КПСС, Х.1Х Всесоюзной конференции КЛСС, Блеиумоз ЦК КПСС,- другие партийные и советские документы. В своем исследовании диссертант широко опирался ка

работы советских ученых, использовал статистические ц другие материачы.

Источники исследования. Объектом критического анализа являются работы советологов на английском, немецком и французском . языках, опубликованное в дослздние 15-20 лет.

Первую группу источников составляют'работы, в которых исследуется процесс интернационализации образа яизнн пародов СССР в целом1. - ' ■

' I

Во вторую группу входа? работы', анализирующие процесс кн. о тернационализацки в различных рэгионах нашей страна".

На защиту быносяуся следтоше положения: 1. Советологические интерпретации интернационализацииьсбраза жизьи народов СССР можяо сгаств к- четырем основным группам: • первач - отрицание возможности тпиврнацгоиалЕзапяй образа жизни различных народов, базирующееся-на приписывании иррациональной сущности таким ^екоменам, как нация, этнос и национализм; вторая - отождествление процесса Ентеркационалйзаций с этнической

1. Sinon. G. Hatioaaïi-cateùprobleme and die. Äegierbarfcaifc der . Sowjetunion. - If Sin, 1964-; tfockatfc H.Ii. \Sthnic rtafcionalities in the Soviet Union. Sociological' perspectives en a historical problc-rt. - IT.Y., .1931; Саи'сг d'Encausse II. '¿'.Empire éclaté. - .P.'1960; stc. .

2. The USSR ar,a the Muslirä 7/orld. Ed. by Y.Ko'i. - L. ,198'4

. Bennigsen А. вп.д.Згоаир' И. The Islamic Threat to the Soviet fitate.-L. ,'1983; éennissen ; A.A., Wimbush S.S. Muslim National Commun ism in the Soviet Union. - Chic.-L..1979» etc.

амальгамацией; 'третья - отождествление советской национальной политики с ассявшяторокоЁ "пиитикой тари&ма; четвертая - отрица-. ние возможности процесса интернационализации в условиях СССР вследствие-несовместимости "мусульманского" образа лизни, якобы имманентного народам Советского Востока, и советского социалистического образа жизни.

_ 2. Советологические трактовки кнтернационалкзации экономической сферы образа жязн» народов СССР можно подразделить на три основное группы: • первая группа признает .экономический прогресс

.. . I ■

народов наше*!-страны, но питается приумень^ть его значение положением о том, что это характерно для всех развитых стран, а не только СССР; вторая группа рассматривает гкономаческие достижения. народов СССР как специфическою форму ассимиляции национальных меньпшнетв; третья группа", признавая определенный экономический прогресс народов СССР, утверждает, что Советская власть, тем не менее не смогла покончить с национальным неравенством.

о. Советологические интерпретации интернационализации социально-политической сферы образа жизни народов СССР можно подразделить на две основные группы: первая- группа считает, что в зтои сфере Советская власть не имеет никаких преимуществ перед царизмом, поскольку советские национально-государственное образования носят формальный характер; вторая, группа утверждает, что соватсюге национально-государственные образования были созданы в целях раскола и ускорения ассимиляции национальных меньшинств..

4. Советологические интерпретации интернаиионалиьации. .духовной жизни можно подразделить на две группы: первая ■ группа " рассматривает развитие национальных культур как специфическую

. - 13 -

форму "культурной ассимиляции"; вторая группа, исходя идоаяи-стическиго тезиса о несовместимости различных культур, отрлгает процесс интернационализации духсеной с+ери образа жизни народов СССР.

5. Основными методологическими ошибками советологических исследований,'которые в конечном счэте закетяс снижают их уровень научности и объективности, являются: первая - годмена понятий; вторая' - оперирование неточными и неверными понятиями; третья - односторонность, гипертрофирована некоторых факторов

и аспактов процесса интернационализации и игнорирование других.

6. Следует согласиться с советологами в том, что углубление интернационализации может привести к дальнейшему обострению межнациональных отношений при игнорировании следующих сопутствующих ей факторов: во-первых, маргинализация отдельных, людей и даже целых народов; во-вторых, концентрация, смачивание и определенное замыкание в себе народов; в-третькх, заметное оживление чувства конфессиональной идентичности.

Практическая значимость исследования состоит в том. что

оно:

- может явиться подспорьем в агитационно-пропагандистской работе и деятельности парторганизаций по интернациональному воспитанию;

- поможет в подготозке спецкурсов и методических пособий з курсе научного социализма;

- может быть использовано в учебной работе в системе высшего-и среднего специального образования, а также в системе политического просвещения.

- 14 -

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на кафедре научного социализма Кабардино-Балкарского госуниверситета и в Институте поьыиэния квалификации при Ростовском госуни-верслете. Основные полояент работы были изложены автором на научных конференциях.

Основное содержание диссертации получило свое отражение в 9 научных публикациях.

Структура и объем дисцзртбпки. Диссертация состоит из введения, двух глав,_заключения к библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введеггик дается обоснование актуальности избранной темы, анализируется степень ец разработанности, определяются цели к задачи исследования, указывается научная новизна и практическая значимость выводов.

В петаой. главе - "Характер, методология и основные направления советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР" - отмечается, что проблемы интернационализации «¿раза жизни народов СССР занимают заметное место в советологической литературе. В последние десятилетия характер исследований советологов существенно изменился: большинство из них отказало;, о? прежних примитивных, откровенно антисоветских и • антисоциалистических подходов и стало более объективно анализировать процессы интернационализации в нашей стране., ; :

■ Более объективный анализ тенденций межнациональных отношений в СССР гозаолил советологам достаточно точно выделить те факторы, которые вели к обостренна межнациональных-.откоаений. В числе таких факторов они.называли, вр-первнх,. кеоСосновакнуи гапардектрализасию советской экономики, во-вторых, курс.на■

неоправданно ускоренное слияние'наций, в-трэтькс, формальная фе-деративность к реальный унитаризм СССР, в-четвертых, нерегулируемые миграционные процесса, и в-пятых, игнорирование резкого роста национального самосознания народов.

Тем не мекеэ, подчеркивается в диссертации, подавляющее большинство исследований советологов имеет существенные методологические недостатки, которые в конечном счете заметно снияают уровень научности и объективности этих исследований и пр1шо.цят л неверным выводам и обобщениям. Наиболее распространенными мзто-дологическими .ошибками ссветологсв являются, во-первых, подмена понятий, во-вторых, оперирование неточными я неверными понятиями, в-третьих, односторонность, гипертрофирование некоторта факторов и игнорирование других. Нельзя не заметать также, чгсо некоторые советологи и сэйчас Ео брезгуют обыкновенной ложью, прибегают к фальсификация к клевете.

Руководствуясь лэкичскшш принципами критики буржуазной социологии, диссертант выделяет основные направления советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР. Первое направление отрицает возможность интернационализации образа уизни различных наций и народностей, независимо от общественно-политической системы. Такой вывод базируется на приписывании иррациональной сущности таким феноменам, как нация, ■ этнос и национализм и полним игнорировании их социально-экономических аспектов.

." Второе направление охватывает советологические концепции, которые признают возможность интернационализации, однако сводят не к этнической амальгамации. Рассматрьв'ая ее как объективную закономерность, советологи отказывают социалмзуу в каких-либо

- 16 -

существенных преимуществах перед капитализмом.

Концепции третьего направления отождествляют советскую национальную политику с национальной политикой царизма, рассматривают СССР в качестве пережитка прошлого колониального мира.

И, наконец, четвертое направление советологических исследований интернационализации образа жизни народов СССР охватывает те концепции, которые отрицают возможность интернационализации б условиях Советского Союза вследствие несовместимости "мусульманского" образа жизни, якобы имманентного народа/л Советского Востока, и советского социалистического образа жизни.

Более подробны! анализ всех этих направлений позволяет выявить существенные методологические недостатки исследований советологов. Во-первых, для них характерен метафизический подход, вследствие чего процесс интернационализации рассматривается в статике. Во-вторых, некоторые стороны;интернационализации фетишизируются , а другие игнорируются. Как, правило, они фокусируют внимание на негативных факторах интернационализации. .

Вследствие этих методологических ошибок советологи делают неверные вывода и обобщения: либо интернационализация образа жизни различных народов вообще невозможна, либо интернационализация ¿л-дуцируется к этнической амальгамации. . Эти крайние-.выводы вытекают из одностороннего подхода к проблемам интернационализа- . ЦИИ.

Марксизм рассматривает интернационализацию образа жизни различных народов как объективную закономерность. Процесс интернационализации происходит на основе диалектического взаимодействия интернациональных и:национальных ценностей, и ни в ксем случае не может быть сведен к насклькому вытеснению нацио-

нального интернациональном. Марксизм не рассматривает национальное и интернациональное как некие иррациональные, имманентные и незыблемые феномены. Интернациональные ценности формируются на основе взаимодействия и взаимовлияния различных национально-специфических ценностей. Выдержавшие испытание временем национально-самобытные ценности постепенно выходят за рамки национального и приобретают статус интернационального.

Однако марксизм предостерегает против навязывания народам интернациональных ценностей, искусственных инновационных процессов. Интернациональные ценности могут быть усвоены и адаптированы народами только вследствие объективного, внутреннего развития этих народов. Поэтому ни в коем случае нельзя подстегивать инновационные процессы.

Диссертант считает необходимым при формировании национальной политики принять во внимание некоторые предостережения советологов о возможных негативных последствиях просчетов и ошибок в регуляции процесса интернационализации образа жизни.

Это, во-первых, маргинализация отдельных людей и даже целых народов, которая заключается в том, что в результате ускоренной интернационализации или навязывания инонациональных ценностей, к которым данный народ не готов, отдельные люди и даже целые народы могут лишиться своих веками выработанных ценностей и при этом не усвоить и инонациональные.

Во-вторых, процесс модернизации не только учашает многопто-ронНие связи народов, но и концентрирует, сплачивает и в определенной степени замыкает в себе народы и тем самым противопоставляет интересы народов, т.е. вызывает рост национализма.

-- 18 -

В-третьих, интенсификация интернационализации образа жизни разли^ьых народоЕ сопровождается заметным оживлением религыоз-рого воздействия на межнациональные отношения. Этот процесс может -лметь особенно негативные последствия у тех народов, у которых чувство национальной идентичности еще слабо развито к зачастую уступает по влтаянпю чувству кона:ессионаяьно2 идентичности."

Следует согласиться с теми западными исследователями, кот.;-раз считают, что для нейтрализация зозмс&тшх негативных последствий интернационализации образа тизни различных .народов и вннк-вгкия человечества важной задачей является формирование "планетарного сознания". Око представляет собой осознание всеми наро-дамя своей общечеловеческой идентичности. ' ,.

При этом важно не скатиться на позиции отрицания чувства национальной идентичности, не стараться полностью его вытеснить к не противопоставлять его чувству общечеловеческой идентичности. Чувство национальной идентичности и чувство общечеловеческой идентичности соотносятся в современном мире как общее и отдельное. "■■.•■■■■-■-:■.■.■•■•..■.

Учет этих факторов поможет в значительной мере ослабить существующую в современном мире тэвдеюш? резкого подъема напко-нащютиче«. .-к двшеняй и обострения межнациональных отношений. Интернациоьализацкч образа жизни различных народов является • объективной закономерностью социального прогресса и ее невозможно приостановить и иоверкуть вспять. Поэтому валке^зш императивом современности >-ь.№етсч экстраполяция нсвсго политического мниленчя на мекнашгоиаяъкые отношения. Сентябрьский /198Эг./ Пленум ЦК КПСС раскрыл сущность нового политического мышления в сфере межнациональных отношений: "Надо исходить из того,

- 19 - ■

что интернационализм - это не отрицание права на национальное, наоборот - это возрастающее внимание к национальным потребностям народов и одновременно - защита общечеловеческих ценностей, учет интеграционных тенденций, набирающих силу во всем мире. Важно, чтобы интернационализм воспринимался как осознанная собственная потребность, а не нечто навязанное извне, со стороны"*^.

Во второй главе - "Критический анализ советологических концепций интернационализации экономической, социально-политической и духовной сфер образа жизни народов .СССР" - дается подробный анализ советологических интерпретаций и трактовок интернационализации различных сфер образа жизни народов нашей страны.

Классифицируя советологические интерпретации интернационализации экономической сферы, диссертант выделяет три группы. Первая группа советологов, признавая экономический прогресс народов СССР, вместе с тем пытается .умалить его значение положением о том, что это, мол, является проявлением всеобщей закономерности, а вовсе не заслугой социализма.

Во вторую группу можно включить тех советологов, которые истолковывают экономические достижения народов нашей страны как результат тактической политики советских руководителей, будто бы стремящихся путем экономического развития народов СССР стереть этнические и другие национально-специфические черты и тем самым ускорить процесс их ассимиляции.

И, наконец, третью группу составляет советологи, признающие экономические достижения всех народов СССР, но оговариваю-

1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 19-20 сентября 1989 г. Политиздат,1989. С.233

- М.:

щихся, что, несмотря на это, Советская власть не смогла покончить с социально-экономическим и национальным неравенством.

Сушествуктае советологические интерпретации интернационализации социально-политической сферы образа жизни народов СССР диссертант дзлить ка две основные группы. Первая группа советологов считает, что народы СССР фактически не имеют своих национально-государственных образований и в этом плане СССР практически ничем не отличается от царской России. Вторая группа советологов, напротив, ),р;:зкает реальность национально-государственных образований, но при этом, разумеется, делает соответствующие оговорки. По мнению этой группы, национальная государственность была предостазлена национальны!»! меньшинствам в целях их раскола и ускорения ассимиляционных процессов.

Несомненно, наиболее заметное место з исследованиях советологов занимают проблемы интеркашгашлкзации духовной жизни народов СССР, Практически асе западные исследователи признают огромную помошь, оказанную Советски»/, государством нациям и .народностям наше:-! странь* в возрождении и развитии национальных культур. Но в истолковании характера к сущности этой помощи кет единства взглядов.

Пер;ля группа советологов считает, что развитие национальных культур являлось всего лига, споткической формой "культурной ассимиляции.". Поэтому, по их мненчю, советские руководители поошрялг развитие-ладь тех элементов национальных культур, которые способствовали ассимиляции национальны:: меньшинств. Вторая группа советологов исходит из адеаяистпеского тезиса о несовместимости различных культур, отрицания возможности их взаимодействия к Езай^ообогав.ения. Особенно часто этот тезис

выдвигается тогда, когда речь вдет о культуре "¡/•уиульнанских" народов СССР,

В диссертации подчеркивается, что эти внесли и обобщения советологов нельзя считать достаточно арг/менткрогчишш; и обоснованными и обращается внимание на серьезные методологические ошибки- западных исследователей.

Во-первых, практически все советологи исходят из парадигм ассишляшонистских стремлений КПСС п Советского государства. Поэтому они в основном акцентируй? свое внимание именно на ае факторы и аспекты интернационализации, которые подтверждают эту парадигму. Вследствие этого советологи редуцируют интернационализацию к этнической амальгамации. На самом же дале, марксизм вовса не рассматривает процесс интернационализации как унификацию различных этносоциальных общностей. На XIX.Всесоюзной конференции КПСС подчеркивалось: "Социатаст/леский идеал - кэ омертвлявшая унификация, а полнокровное к динамичное единство е национальном многообразии"*.

Во-вторых, советологи неправомерно отождествляют деформации социализма с его сущностью. Соглашаясь с справедливыми критическими замечаниями советологов по отношению к деформациям социализма, диссертант вместе с тем подчеркивает, что советскую национальную политику нельзя свести к этим деформациям.

Опираясь на дохумзнты и материалы КПСС и Советского государства, а также широко пользуясь работам:: советских ученхх и статистическими данными, диссертант показывает недостаточную

1. Материалы XIX Всесоюзной кок-ХеренкпЕ КПСС. 28 июня - 1 юадк 1988 г. - 1Л.:Политиздат, 1988. C.lób

аргументированность и объективность советологических интерпретаций интернационализации образа жизни народов СССР.

В заключении делаются выводы из проведенного анализа, выдвигаются положения и рекомендации для теоретического и практического использования результатов данного диссертационного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Интернационализация образа жизни социалистических наций и несостоятельность домыслов антикоммунизма // Молодежь и общественные науки. - Нальчик,1983. - 0,2 п.л.

2. К вопросу об интернационализации образа жизни социалистических наций // Молодежь и общественные науки. - Нальчик,

1985. - 0,2 п.л.

3. Основные направления буржуазных фальсификаций интернационализации образа жизни социалистических наций // Молодежь

и общественные науки. - Нальчик,1985. - 0,2 п.л.

4. К высшему единству // Бяокнот агитатора. - Нальчик,

1986. №22. - 0,4 п.л.

5. Правда жизни // Ошхамахо /литературно-художественный и общественно-политический журнал на кабардинском языке/ -Нальчик,1987. '№2,— 0,4 п.л. -

6. Несостоятельность буржуазных фальсификаций языковой жизни народов Северного Кавказа // Молодежь и общественные науки. - Нальчик,1987. - 0,2 п.л.

7. Рост национального самосознания народов СССР: советологические интерпретации и реальность // Актуальные проблемы формирования интернационалистского сознания в свете решений

- 23 -

ХХУ11 съезда КПСС. - Нальчик,1988. - 0,6 п.л.

8. Экономическое единство народов СССР и несостоятельность вымыслов антикоммунистов // Актуальные проблемы истории и теории советского общества. - Нальчик,1989. - 0,2 п.л.

9. Действительность против иллюзий. - Нальчик:Эльбрус, 1989. - 3,3 п.л.

ЦЛ-

Подписано к печати 11.05.90 г. Объем I п.л. Тираж 100 экз. Заказ 765. Офсетная печать ГКП ПГ0 "Южгеология".