автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Советологические концепции о положении ислама в Азербайджанской ССР: Опыт научного анализа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Советологические концепции о положении ислама в Азербайджанской ССР: Опыт научного анализа"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
На правах рукописи
МАМЕДОВА ЖАННЕТТА ЭНВЕРОВНА
УДК 297/479.24/
СОВЕТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О ПОЛОЖЕНИИ ИСЛАМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР: ОПЫТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
(по материалам западной советологической литературы
70—80-х гг.)
09.00.06—Научный атеизм, религия (история и современность)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Баку — 1990
Работа выполнена в отделе идеологических проблем и исламоведения Института востоковедения Академии наук Азербайджанской ССР.
Научные руководители:
доктор исторических наук Керимов Г. М.;
доктор философских наук Алиев Р. Я.
Официальные оппоненты:
1. доктор философских наук, профессор Джалилов М. Ф.
2. кандидат философских наук, доцент Муршудли Г. Ч.
Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова.
Защита состоится « » г. в « / V » часов
на заседании специализированного совета Д. 004.06.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии и права Академии наук Азербайджанской ССР (370143, г. Баку, пр. Н. Нариманова, 31 — Институт философии и права АН Азербайджанской ССР).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Азербайджанской ССР.
Автореферат разослан « » _1990 г.
Ученый Специализиро! кандидат фило
ЮСУФ-ЗАДЕ Р. К-
I. ОЕи^Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ■ Актуальность теш. Осмысление новых политических реалий, свя-зашшх с объективным процессом становления вааимосвяэанного и целостного мира, трансформироиаш-юе в концепцию нового политического юлялония, явилось моигным импульсом для активизации обществоведческих исследований в нашей стране. Принципиальна положения этой концепции, заключающиеся в отказе от абсолютного, метафишпеского противопоставления сов|/еменных социальных систем, от конфронтаци-онного мышления в целом, з признании приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, прав человека над классовыми, национальными и любыми другими интересами и ценностями, свободы выбора, оказали огромное влияние на формирование новых подходов в обществоведческих исследованиях.
Преодоление конфронтационного подхода в решении научных проблем способствовало освобождению научно-теоретической деятельности советских ученых-обществоведов от излишне?! идеологизапчи. "В сущности идеологическая работа, - как справедливо оценил ее Генеральлый секретарь ЦК ГО1СС М.С.Горбачев в докладе на XIX Всесоюзной партийной конференции, - стояла на службе догматических представлений о социализме, утратила критическое отношение к действительности и тем самим способствовала застойным явлениям. Пропаганда, обходя животрепещущие проблемы бытия, вырождалась в риторическое суесловие и славословие, приобретала чисто ритуальное значение"*. Позднее М.О.Горбачев дал еще более резкую оценку той извращенной идеологической функции, которую выполняла теория, оправдывающая деформации социалистической идеи .
Наупшй анализ, лишенный конфронт&ционной заданности, больио не
^Материалы ХГХ Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - I июля 198(4 г. - М.,1Ш6. - С.ЙИ.
2См.: Гороачев М.С. Социалистическая идея и'революционная перестройка. - М.,1909. - С.13.
нацелен на то, чтобы развести на два взаимоисключающих полюса советологические исследования и их критический анализ в советской научной литературе. Отказ от "разоблачительского" подхода, монополии на истину при научном анализе советологических концепций по; 1'олнот советским ученым по достоинству оценить оригинальный вклад западных историков, политологов, социологов и других ученых, ко-тор« >.т позываем советологами, в исследование многих весьма сложных и зачастую слабо изученных проблем новейшей истории нсизей стрс да. В отдельных случаях запад!ше советологи шетупаетт даже пионерами в исследовании тем, долгое гремя считавшихся у нас "закрытыми" либо получивших искаженную идеологическими императивами трактовку, что придает их оценкам, выводам и прогнозам большое научное значение.
Пристальное внимание западных советологов привлекает национальный вопрос в СССР, в особенности так называемый "к-усульманский вопрос". Долгие года их усилия были направлены на исследование "конфликтного потенциала", существующего между русскими и нерусскими народами Советского Союза, Сегодня, когда в условиях демократизации резко обострились межнациональные отношения в напей стране, появилась потребность в научном анализе и обобщении результатов исследований западных ученых-советологов. При наличии многочисленных "белых пятен" в нашей новейшей истории их труды являются важном источником сведений, что делает весьма актуальной проблему отбора каучно достоверной информации и ввода ее в научный оборот. Совместный научный поиск советских н западных специалистов, поиск истины через сопоставление различных точек зрения, обмен результатами исследований имеют не только веяное научное, но и политическое значение.
В диссертационной работе сделана попытка выявить своеобразие
"мусульманского вопроса" в Азербайджанской ССР, одной из регионов традиционного распространения ислама в СССР. Рассматривается период с начала 70-х до середины 80-х гг., с особым акцентом на рубеж 70-&0-Х гг., когда отмечалось беспрецедентное усиление влияния ислама во Есем "мусульманском мире" - "исламское возрождение". В период застоя аспекты своеобразного преломления этого глобального феномена в общественно-политической жизни "мусульманских" народов СССР затушевывались, замалчивались. ¡1ше сяма жизнь делает актуальным научный а.чзлип этих сложных процессов.
Степень разработанности проблемы. Основополагающие идеи критики религии и национализма, а также отдельные указания на механизм возникновения их взаимосвязи,' ее сущность и первоначальные формы мы находим в произведениях К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. В.И.Ленин ставил вопрос о симбиозе религии и национализма в буржуазном обществе, об особой опасности утонченных форм национализма, в частности религиозного национализма.
В диссертационной работе критически переосмыслены такие документы и материалы, как Письмо ЦК РКП/б/ всем партийным комитетам и политотделам о работе среди народов Востока от 21 февраля 1920 г., резолюции X и XII съездов РКП/б/ по национальному вопросу, материалы 1У совещания ЦК РКП/б/ с ответственными работникам национальных республик и областей /1923 г./. 'К работе привлекались и другие официальные материалы, затрагивающие рассматриваемую проблему.
Принципам критики буржуазного национализма посвящена монография
М.С.Дкунусова, в которой дан глубокий и всесторонний анализ этого т
явления . Написанная в период застоя, двадцать лет тому назад, эта работа лишь в нате время стала известной научной общественности. , В 70-80-е гг. появился ряд монографий, в которых, в частности,
АДжунусов М.С. Буржуазный национализм; .принципы критики. - М. ¡Наука,1986. - 239 с.
затрагивался вопрос об использовании "исламского фактора" в пропагандистских акциях западных советологов. Среди них книги И.И.
Т 2 Ч
Галлона, О.И.ЧечешсшюЯ , Н.Аширова , Э.И.Лисавцова , З.С.Черги-
ной^, Э.А.Багрова0, Н.С.Гордиеило^, А.Ахмедова', Н.З.Ярощука®, О.С.Родтсповой^, Р.А.Саликова, И.Я.Копилова, Э.Ю.Есупова^ и некоторых других. Креме того, определенный интерес предстаачяют сле-дух'!!;ис работ», подготовленные- авторскими коллективами: "Реальный социализм в СССР н его буржуазные фальсификаторы", "Социализм и идеологическая борьба: тенденции, Форш и методы", "расшитой социализм и кризис "советологии", "Ислам в. СССР: Особенности процесса секуляризации б республиках Согетского Востока", "Критика фальсификация национальных отношений б СССР", "Несостоятельность бур-гурт a :х фальсификаций пационалыягх отношений в республиках Согетского Востока", "Интернациональное и национальное в социалис-TimccKOU образе жизни советского народа"^ и др. В диссертацион-
iPpon;en И.И., Чсченкшга О.Й. Кретина бург/азноЯ фальсификации национальной политики КПСС, - М.:Мысль,1974. - 238 с. р
Апмров Н. Ислам и нации. - И.¡Политиздат,1975. - 144 с.
^Лисовцев Э.Н. Критика бутад-азноЯ фальсификации положения религии в СССР. - 1.!.:Мцсль,1975. - 316 с.
^Чертила З.С. Национальные отношения при социализме в буржуазной историографии CuA. - М. : Наука, 1982. - 141 с.
"Багрпмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идея. - И. Политиздат, 1902. - 336 с. ^
^Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в соврстаюй борьбе идей: Критика клерикального антикоммунизма. - Л. :Лсииздат,1962. - 175 с.
^А>1.:едов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - К.: П«литиэдат,19&5. - 240 с«
®Яроссдс Н.З. Почему национализм обречен. - к'.:!б1сль,19С5. - 141 с.
9Редяелова О.С. Средняя Азия в объективе буржуазной советологии. - Ашхабад:Ылкм,1986. - 167 с.
*°Саликов P.A., Копылов И.Я., Юсупов S.D. Национальные процессы в СССР. - M.íНаука,1987. - 351 с.
**Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы. - М.: Мысль,1977. - 381 сСоциализм и идеологическая борьба: тенденции, формы и метода. - М. :Наука,1979. - 393 е.; Развитой социализм и кризис "советологии". - М.:Наука,1982. - 365 е.; Иола!' в СССР:
пом исследовании использовались и такие Пс'.упно-погтулярние бропцоры,
написшшие на высоком профессиональном уровне, как работы Н.Аширо-I °
ва, Х.;1с!.:'шлопах, И.С.Болотина'" и др., а также материалы ежегодников "Aprywciivî;", "Вопросы научного атеизма", "Соа^и/.еннпй ислам: проблемы политик;) и идеологии" и т.п.
Критика концепции западного схяднеазцовбдеиия, н-посрсдствешю связаню/х с положением полimo, дана в ¡яде диссертационных исследований , среди которых работы Г.В.Болъяшдгного^, К.К.Шади'Н'е^ и др.
По ср^ъненшо с республиками Средней Акии и 1£аэахстаном советологическая концепция "мусульманского вопроса" в Азербайджане преимущественно рассматривалась в общем контексте поломеиия ислама в СССР и не являлась, за редким исключением, объектом самостоятельного исследования. Обращает на себя внимание факт сомнительного дефицита публикаций, а также узости тематики работ, посвященных критическому анализу концепций западного азербаДдтановеденин. За последнее десятилетие вышли из печати лишь две коллективные монографии азербайджанских ученых, посвященные всецело указанной Пробст
лематике , Защищено несколько диссертаций, имеющих косвенное отно-
Особешюсти процесса секуляризации в республиках Советского Востока. - М.:Мысль,1983. - 173 е.; Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. - М.Политиздат, 1984. - 496 е.; Несостоятельность буржуазных фальсификаций национальных отношений в республиках Советского Востока, - Алма-Ата:Науна,Х984. - 183 е.; Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. - м.:Наука,1985. - 293 с.
^Аширов Н., Иемаилоь X. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР. - М. ¡Знание,1у82. - 64 с.
болотин И.С. Критика антикоммунистических концепций современного религиозного национализма. - м. .'Знание, 1984. - 63 с.
безъязычный Г.В. Критика буржуазной фальсификации положения ислама в республиках Советского Востока: Автореф. дис. ... канд. филоо. наук. - Ташкент,1974. - 18 с.
^Шадиев К.К. Критика концепций'буржуазной советологии о положении ислама в республиках Средней Азии: /По материалам англсяз. лит./: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Ташкент,1987. - 21 с.
^Против буржуазных фальсификаторов истории и культур« Азербайджана. - Баку:Элм,1978. - 220 е.: Советский Азербайджан: мифы и действительность. - Баку:Элм,1987. - 388 о.
юснио к данной теме*. Опубликовал также ряд статей азербайджанских
и других советских ученых, затрагивающих тот или иной аспект темы
2
данного диссертационного исследования .
Особое место с отом ря.ду занюхает статья Ф.К.Кочарти и P.O.ftyp*-бслова "О реакционной сухости концепции "мусульманского национального коммунизма", поднимающая те)¿у, которая по существу не получила глубокой научно!! разработки в силу негласно существовавкего за-
^ПК-кугов A.W. Религиозные и национальные традиции: Автореф. дис. _ калл."'Ьи:о1, наук. - Dairy,1574. - 20 е.; Гахадыров A.C. Ислам и национглизм: Агтореф. дис. ... канд. филос. наук. - Баку, 1979. -2G е.; Асланом F.H. Г'кизм, характер его пережитков в Азербайджане и некоторые вопрос.» атеистического воспитания трудящихся: Авторе»}!, дне. ... канд. филос. наук. - Еаку,11Л31. - 24 е.; i/дгеррпмов С.А. Развитие национальных отношений как фактор ссмгрярппапип в развито!,' социалист1Р!сском обществе: /на материалах Азорб. ССР/: Д;:с. канд. филос. наук. - Базе/,ICiM. - 135 е.; Ахадов А. Нелом в corje-менноы Азербайджане, его модернизация и преодоление: Авторе?, дис. ... д-р гнилое, паук. - Еаку,19С7, - 56 с.
^Курбанол P.O., Э'ен,диев Т.П. О националистической сущности концеп-иии "исламский образ .тнзн1!г//0брпз .тизня и идеологическая богьба: Материалы Всесоюз. науч.-теогет, ионФ, 'Мнтернац. и нац. в оораэе жизни cor. народа". 5>pVnr>e,I9t:0. - С.94-96; Кеч а геи С. К.,
Курбанов P.O. О реакционной оукности концепции "з-г/сулы.'аиского национального ко!лп1шпмг/7/Вопр. 'i г,-ос о-! ги. - I9C 2. - 1Г12. - C.I05-113; Курбаков P.C., Муста^аев А.Х. Критика буржуазных концепций развития наци опальных культур народов Советского Востоха/л^етодо-логические acneirru социального познания: Лрепроттк догсл. участников методол. семинара аспигантов и мл. науч. сотрудников Огд-ння аютал. пробл. ист. материализма ¡!н-т& филосоЛии Mi СССР. - К., I9C2. - С.22-29; О.идход^аев Б.Г. Стереотипы ислама Е буртуезкой псоветологиин//ПУ1 съезд КПСС и проблемы идеологической борьбы на современном отапе. - М.,19ГЗ. - С.174-1Й; ¡.¿.чедов СЛ.'. биографические концепции на слуг,Се антиеоЕетизма//Нарсденаселение и conepnciiCTBOPOinre планирования социальной ин;! растру ктуш: £окл. В:есоюз. науч. кэнф. 2-4 окг. 1984 г. - Евку,1£Б4. - С".74-83; Ул-ме,гов A.C. Критика мусульманских концепций национальной культуры //1У Всесоюзные Филосотсике чтения молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и .лггуалыше проблемы марксистско-ленинской философии", 4-8 мая 1984 г.: Тез. к конф. - Й.,1984. - Вот.8. - С.98-99; Куличенко Ii, Несостоятельность фальсификации антикоммунистами национальных отношений в СССР//Коммунист Азербайджана. - 1984. - И. - С.72-62; Кочарли Ф.К. Кгитика бур?куазных фальсификаций социалистической культуры азербайджанского народа/Д!арксистско-ленинское идейно-философское наследие: Современность, идеологическая борьба. - Баку, 1985. - С.60-77; Маддидов P.M. Концепция "мусульманского образа жизни" и ее использование в целях шт'ком.*таизма//СовременннЙ ислам: проблемы политики и идеологии. - М.,1985. - Вып.З, ч.1. - С. 228-233; Сиябов А.Г. Критика антимарксистских фальсификаций положения мусульман в СССР//Вопр. атеизма. - Киев,1987. - Вып.23. -С.124-127.
прета на научное исследование национал-уклонизма. Партийные и го-сударствешше деятели Азербайджана и другие исторические- л>гчности, попавшие в этой связи в зону умолчания и недомолвок, их деятельность приобрели со временем размытую характеристику. В отих условиях западные советологи интерпретировали "национальный кок.унизм" ■ как "социалистический национализм"; в его идеологии видели философское обоснование националистических проявлений в социалистическом об::;естсе. Значение вышеупомянутого направления научных исследований и в теоретическом, и в практическом плане, по нажму мнению, трудно переоценить.
Разработка теш данной диссертации охватывает широкий круг проблем, множество аспектов и требует междисциплинарного подхода, характерного для советологических исследований. Соискатель локализует свою задачу рамками рассмотрения лишь тех вопросов, которые самим непосредственным образом связаны с национально-религиозными отношения)™ в Азербайджанской ССР, Речь идет о том комплексе проблем, который с известной долей условности моя« назвать "мусульмански« вопросом" в СССР. Западюгми исследователями недостаточно изучена специфика положения Азербайджана в "мусульманском мире" Советского Союза. Что г.е касается советских ученых, то ими до сих пор не обобщены материалы исследований западных азербайдаановедов, связанные с прогнозированием "исламского возрождения" в нашей республике вследствие активизации политизированного ислама в странах "мусульманско-
«
го мира". Все это свидетельствует о своевременности предпринятой в диссертации попытки научного анализа всего комплекса затронули проблем.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования реконструировать целостную советологическую концепцию "проблемы ислама" в Азербайджанской ССР, основываясь на широком охвате совето-
логической литературы по национальным и религиозным отношениям в СССР, включая "мусульманский вопрос"; выделить ее ключевые положения для критического анализа; провести его с реалистических позиций, разрабатывая новые подходы к рассмотрению затронутых проблем.
Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:
. - шявить, с одной стороны, специфику советологического подхода к изучению Азербайджана, с другой - общность поднимаемых советологами проблем для всего региона традиционного распространения ислама в СССР; ■ ,
- определить степень изученности западными советологами "мусульманского вопроса" в СССР;
- выделить ключевые положения советологической концепции "проблемы ислама" в Азербайджанской ССР;
- провести критический анализ тезиса об "идентификации национальной и религиозной принадлежности" советских азербайджанцев на
I
примере советологических концепций "мусульманского образа жизни", "мусульманской культуры" и "мусульманского национального коммунизма" ;
- дать оценку советологической интерпретации идеологического влияния "исламской революции" в Иране на Советский Азербайджан;
- оценить значение ислама как фактора политической культуры мусульман в Азербайджанской ССР.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическое и методологическое значение для решения поставленных иссле.т довательских задач имеют работы К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, творчески развитый ими диалектический метод. Учитывая историческую обусловленность оценок и выводов■классиков марксизма, связанных в ■ ¡саждом отдельном случае с конкретным анализом конкретной ситуации,
мы ограничиваемся их использованием в качестве основы для формирования новых подходов к решению проблей? поиска места религии в современном обществе. Творческое применение диалектики как метода лозголяет отличать сухость социализма от его деформационшис проявлений, изучать явления яивой жизни /религиозность в том числе/ во всем многообразии, сложности и противоречивости, столкновениях различных интересов.
Идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Ч.Лсн.'Шй о свяэ!? религии с общественным разьитием, о подчинении религиозного вопроса задачам революционной борьбы, о готовности коммунистов к сотру,дничеству с верующими в политической жизни и др. продолжает сохранять актуальность и в наш дни, в частности, для объективной оценки места и роли религии в национально-освободительном и других общественно-политических дЕИлениях современности.
Тсорот;г?ескоЯ основой исследования послужили также мотс'риалы съездов '-Т:СС и Компартии Азербайджана, XIX Всесоюзной партийной конференции, пленумов ЦК, совещаний.
Источниковедческая ¿аза исследования включает труда таких представителей немарксистской историографии, как А.Ееннигсен, Ш.Лемер-сье-Келькезсе, Э.К.д'Анкосс, Дк.Уилер, С.Э.Уимбуш, 'Л.Ероксап, М.Б. Сллкотт, Д.Ниссман, М.Рывкин, Т.Сеиточовский, Ф.Казем-эаде, Г.Ерз-кер, Э.Чилииски и др. Их работы являются источником достоверной аналитической и прогностической информации, реалистических оценок. Среди них выделяется ряд статей и книг, в которых предметом исследования стали те или иные аспекта "проблемы ислама" в Азербайджанской ССР
Bennigsen A. Aserbaidzhan: Prep, for the coaf. on Soviet Caucasus, Hay 15, 1979. - V»aeh,:7ülaon center,1979. - 14 p.i Lemercier-Quelquejay Ch. Azerbaijan - the foreign influences« Prep, for the conf. on "Nationalism end social ■change in Transcaucasia", Apr. 24-25, 1980. - Wash.sWileon center.1980. - 13 p.8 Lemerciei^
Научная новизна исследования связана, прежде всего, с актуальностью темы диссертации, представляющей в настоящее время не только научный интерес, но приобретающей также важное политическое значение. Данная диссертация представляет собой первую попытку реконструкции целостной советологической концепции "мусульманского вопроса" в Азербайджанской ССР в период "исламского бума", т.е. политической активности ислама в странах "мусульманского мира". Впервые введены в научный оборот материалы исследований западных советологов по комплексной "проблеме ислама" в Азербайджанской ССР.
Обобщение тщательно отобранного и проанализированного материала позволяет сделать вывод о том, что период начала 70-х - середины 80-х гг. стал вполне законченным этапом в советологических исследованиях рассматриваемой проблемы. Своего пика поток публикаций достиг на рубеже 70-80-х гг., что совпало с апогеем событий "исламской волны". Во второй половине 80-х гг., отмеченной неудачами "исламской революции" в Иране, политическими провалами сторонников ислашзацйи, резко уменьшилось и количество публикаций, посвященных изучению потеюсий политизированного ислама в Советском Союзе. Характер последних по времени работ западных советологов свидетельствует о перегруппировке сил в центрах по изучению "советского ислама", переориентации их на другую, более злободневную тему, свя-
¡¡¡uelquejay Ch. Islam and identity in AaerbaijanZ/Central Asian survey. - 1984. - Vol.3, No.2. - P.29~55i, Niasman D, Iran and Soviet Islam: The Azerbaijan and Turkmenistan S3Ra//Central Asian survey. - 1983. - Vol.2. No.4. - P.45-60» ftorlich A.rA. Not by history alones The retrieval of the past among the Tatars and the Aseria//Central Asian survey. - 1984. - Vol.3, No.2. - P.87-93; Swietochowsk'. T. National consciousness and political orientations in Azerbaijan, 1905-1920» Prep, for the conf. on "Nationalism and social change in Transcaucasia", Apr. 24-25, 1980. - Wash.jWilson center,1960. - /2/, 39 P.? SwietochowBki T. Russian Azerbaijan, 1905-1920» The shaping of national-identity in a Muslim community.
Cambridge etc. «Cambridge University Press,1985. - 256 p.} (fim-buBh S.£. Divided Azerbaijani Nation building, assimilation, and mobilisation between thr«e -state b//So vie t Asian »thnic frontiers. - B.Y. etc.,1979. - P.61-81.
занную с перестроечными процессами в нашей стране.
• Термин "положение ислама", принятый в советской научной литературе, на. наш взгляд, не вполне адекватно обозначает тот блок проблем, которые западные исследователи относят к "мусульманскому вопросу", или "проблеме ислама" в СССР. В домной диссертации отдано предпочтение тератологии, принятой на Западе, как Солее корректной по отноиошпо к изучаемы»/! явлениям, сущность которых во многом определяется степенью' влияния "колгамского фактора" на сондалыгуп, политическую и дуг.стгую жизнь народов Советского Востока, в частности советских азербайджанцев.
Положения, выдвигаемые для заа;иты. Проведенный научный анализ позволяет Еыдвинуть для защиты следующие основные положения:
- интерес к "советскому исламу" на Западе значительно возрос в 70-е гг. в связи с так называе»лым "демографическим взрыво?л" в республиках Советского Востока и его последствиями для исторических судеб страны, а также с политической активизацией ислама на рубеже 70-80-х гг. в странах "мусульманского мира", к которому религиозно-культурная традиция справедливо относит часть территории Советского Союза;
- политизированный характер проводимых советологами исследований вовсе не исключает наличия в них верных обобщений и выводов, точных прогнозов, что подтверждает, 'в частности, современная политическая практика;
особого внимания заслуживают иславизированные формы националистических проявлений,.в честности "культурного национализма", способствующего распространению сепаратистских настроений;
- необходима научная переоценка "мусульманского национального коммунизма", известного у нас под политическим ярлыком султангали-евщины. Осуждение этого явления стало своеобразной вехой в долго-
временной'практике искажения ленинских принципов национальной по. Т1г'и;
- для оценки идеологической ситуации в Лзербайл^жанс в рс.ссмат; ваемЛ период нельм не учитывать влияния следующих факторов: ос бенпостн восприятия прэлеких' событий и вмс:.'!неполнт1Р1еской гтропап да .ЧТИ советскими Азербайджанцами; "параллельный ислам", его 1<нф; структура и понт, влияния; политико-националистический. потенциал i которое культурных процессов; миротворческая и Д]угие виды граздг ской деятельности мусульманского духовенства Азербайджана.
Практическая значимость псследогпния. связана с его использовш ем в идеологической работе, для погашения се уровня и качества. С держащийся в диссертации материал, новые подходы к исследовании проблемы, теоретические положения и гыводы могут быть испольэоваь в качестве рекомендаций для пыработки прсктотескоГ. политики в об;; сти национальных и религиозных отношеигЛ в регионе традиционного распространения ислама г» СССР, в частности в Азербайджанской ССР.
Апробация работы. Основные положения и гыводы изложены авторе в докладах на научных конференциях "Ислам: история и соврсчешюст /9-10 октября 1905 г./ и "Ислам в идеологии к политике стран Елкж него и Ci-еднсго Востока и Северной Африки" /20-21 мая I9S7 г./, р де нау'яшх статей, опубликопшамх в сборниках, а такте в журите "Коммунист Азербайдаша". Кроме того, материалы диссертации пепол довода при подготовке газетюлс статей и передач иногеи^ния Аз ради
Диссертация обсуждена на заседаниях отдела идеологических проб лем и исламоведения Института востоковедения АН Азербайджанской С( и отдела теории и практики научного атеизма Института философии и права АН Азербайджанской ССР.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литерат;
ры по теме исследования.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснован выбор теш, ее актуальность, дана краткая-характеристика степени разработанности иссле,дуемой проблемы и ео историографии, сформулированы цель и задачи исследования, определена его теоретическая и методологическая основа, научная новизна, перечислены основные положения диссертации, выдвигаемые для защиты, определена практическая значимость результатов исследования.
3 первой главе - "методологический аспект изучения "советского ислама" в советологических центрах Запада" - проведен сравнительный анализ методологии изучения "мусульманских" народов СССР в со-эетологических центрах Соединенных Штатов Америки и стран Западной Европы.
Азербайджанская ССР как объект изучения западных советологов дифференцируется ими среда .других "мусульманских" республик СССР то ряду отличительных признаков. Ее специфику определяют такие факторы, как "геополитический" /стратегическая важность региона/, "этнический" /степень разгитости национального сознания/, "демографический" и далеко не в последнюю очередь "шиитский фактор". Уникальность положения Азербайджана в советском "мусульманском мире" в определенной степени объясняется и оторванностью его территории от "мусульманского монолита" республик Средней Азии и Казахстана. Оддако вшеупомянутые факторы, по мнению советологов, не югут помешать тем интеграционным процессам, которые происходят в 'советском исламе".
Для западных советологов, специализирующихся на "советском ис-таме", характерен междисциплинарный подход, а также координация усилий, необходима ;уга разработки актуальных проблем, представляющих научный и политический интерес. Такой исключительны* интерес
на Западе представляет "мусульманский вопрос", или "проблема ислама" в СССР. Он обусловлен, с одной стороны, демографическими тенденциями оперся аюцого роста "мусульманского" населения СССР по сравнению с "немусульманским", а с другой - активизацией политизированного ислама в странах Ближнего и Среднего Востока, дсобенно в тех, которые непосредственно примыкамт к мжным границам СССР. Эти обстоятельства и сталировали советологические исследования "советского ислама" на Западе. >1х ¡штенс!гвность постепенно нарастала с начала 70-х гг. и достигла кульминации на рубеже 70-80-х гг.
Концептуализация 'Чусульманского вопроса", или "проблемы ислама" в Азербайджанской ССР явилась результатом исследовательских усилий международной советологии, лид)грулт,ее полотенио в которой благодаря огр'п-ым организационным и финансовым возможностям заняла американская советология.
В С1!А "ногый отач" в изучении нерусских народов СССР саязан с переориентацией исследовательских усилий на выявление "конфликтного потенциала" между национальностями и регионами. Причем зоной повышенного вшмания 'стол Советский Восток. К наиболее перспективным направлениям исследований в данной области американские советологи относят тему "демографического взрвгаа" в среде "советских ыусуль-ман" и его последствий для исторических судеб страш, изучение политических, диплокатстеских и военных аспектов, связанных с в?лю-чеч,:ем "мусульманских" территорий в состав царской России, а гаюге советской политики, направленной против ислама, и оказываемого ей сопротивления.
В странах Западной Европы, имеющих давние траднгаш избиения центральноаэиатского региона, акадеы-ический /вкупе с политическим/ интерес в значительной степени стимулировался событглыи "исламской волны". ЕДва осознав факт свер-лешш "исламской реведециг" в Кране,
английские советологи стали немедленно обсуждать возможности со свершения в "мусульманских" республтсах СССР. Основшл.'и направлениями исследован»! фраз плоских сопетологов, занимавшихся "советски!/ исламом", являются следующие: роль ислама в современном, бистро модернизирующемся обществе; "мусульмански национальный коммунизм" кок концепция "собственной дороги I: социализму"; нскн~ тегрируемость "советских мусульман" в советское общество. Для западногерманских советологов характера специфический ягггсрсс :с воздействии "проблемы ислама" на в^треннюю и внегатю политику советского государства. Достаточно широк, хотя и ординарен, круг проблем, поднимала« скандинавскими советологами: "демографкчес-кий взрыв" и его последствия; влияние мусульманских движений социального и политического протеста на народа Советского Востока и на политику СССР в отношении стран "мусульманского мира"; ислам и культурта:е традиции и др.
Сравнительный анализ различии советологических ;;;кол, яанимага-От'.ся "советским исламом", позволяет выявить их органкзациошгый и каучно-тесретичсскиЯ потенциал, .'.'етодологически они несколько отличается друг от друга. Если для американских советологов характера тенденция к моделированию структур: и поведения "мусульманских" народов СССР, то для их западноевропейских коллег оказался предпочтительнее метод сравнительна проблемных исследований. При зтеи каждая советологическая школа имеет свои приоритетные напра? вления исследования "советского -ислама".
Для западной азер^аЯдг-'янистики характерны политизирование спе-гуляции гскруг "параллельного ислама", "святых мест" и "подпольных мечетей", э тпкке на цепкости исламских традиций, якобы пре-пятстьуг^их интеграции азербайд^щев в советское общество. Игно-рирова^гле качественной стороны прогресса советских азербайджанцев
при социализме, нового содержания их национального сознания, существенного изменения в характере их отношения к исламу составляет один из главных пороков исследовательских работ западных советологов.
Во второй главе - "Анализ советологических концепций "идентификации национальной и религиозной принадлежности": на примере советских азербайджанцев" - рассмотрены концепции "мусульманского образа кизнн", "мусульманской культуры" и "мусульманского национального коммунизма", представляющие собой сублимацию националистического синдрома у "мусульманских" народов СССР, и в частности у советских азербайджанцев.
"Советский ислам" привлекает пристальное внимание западных советологов ввиду его гипотетических возыозкностей стать ядром "нового национализма". Вследствие'слабой изученности проблем генезиса . националистических проявлений в социалистическом обществе.совет-• сними учеными, научные результаты западных советологов представляют значительный интерес. '
В вышеназванных концепциях "идентификации национальной и религиозной принадлежности" единая религия рассматривается советологами лишь в качестве формального признака мусульман. Ислам в совето-логичеекгк исследованиях выступает не столько как религиозная система, сколько как система межличностных, ме;шациональных, социальных отношений внутри уммы - единой мусульманской общины. Говоря об "общности" всех мусульман, об интегративннх процессах в исламе, советологи акцентируют внимание на проявлениях егноконфессиональ-ной исключительности »мусульман, на их морально-этических и психо-логдаееких особенностях. Объектом их особого внимания является "псл;т!з:ф0ЕашыЙ" ислам, его симбиоз с национализмом, спещфгчес-кие форт такого симбиоза.
Функция национализма состоит, по выражению В.И.Ленина, в разделении и раздроблении трудящихся под самыми благовидшми и прекрас-нозвучнши предлогами. К предлогшл подобного рода можно с определенными оговорками отнести "мусульманский образ жизни", "мусульманскую культуру", "мусульманский национальный коммунизм", которое в этом качестве используются в идейно-политической борьбе как инструменты манипулирования общественным сознанием. Среди широких масс таким !тнструт<снто!,: мойс-т быть "(.усульмзнскиЯ образ :*-и->ни", противопоставляемый советскому, со своим специфическим "порядком лояльности". Для средних слоев манипулятором сознания монет стать такой инструмент, как "мусульманская культура", со своим особым набором ценностей, противопоставляемая' "европейской культуре" со всеми ее ценностями, включая марксизм. Что же касается "мусульманского национального коммунизма", то зто наиболее рафинированная фо.пма национализма, представляющая собой философ гао культиг/ровзлия "мусульк.¡некой оппозиции" в СССР. 1Саддая из о тих концепций по-своему, в своей среде и на споем уровне, способна запустить механизм дезинтеграции ншкего общества.
Концепция "мусульманского национального коммунизма" нукдаотся в специальном исследовании, ибо до ста пор она была незаслуженно обойдена вниманием советских ученых. Сама идея "нац'лон&л-ког'му-низма" оказалась жизнеспособной, а о,с потенциал, и позитишп'й, и негативный, далеко не исчерпан. Взгляды Султон-Галкева, особенно касающиеся отнопения к исламу, свидетельствуют о его политическом реализме. В^грзбот.гшше им принципы ведения антирелигиозной роботы среди мусульуд-н сохраняют актуальность и сегодня; они могут найти применение в практической политике /жизненность пропаганды, агитация делом и др./. Негативна смысл концепции заключается в противопоставлении одних народов /"пролетарские народности"/ другим .
'/"цивилизованные народности"/, что вполне объяснимо, учитывая кон кретно-исторические реалии того времени.
Б третьей главе - "Некоторые аспекты идеологической ситуации в Азербайджанской ССР в 70-80-е года" - сделана попытка оценить, прежде всего, фактор идеологического влияния иранской революции 1578-79 гг. на Советский Азербайджан.
. Тема идеологического воздействия "исламской революции" в Иране на Советский Азербайджан стала актуальной у западных советологов с момента совершения этой революции. Используя метод косвенных до казательств, они пытались обнаружить следы такого влияния, его возможный объект, формы проявления идеологических искривлений, ка явные, так и скрытые, прогнозировали их долгосрочные последствия. Ввиду исключительной важности этой тему для выработки практическс политики, выводы советологов характеризуются минимумом политических спекуляций.
' Не располагая прямыми доказательствами изменения идеологическс ситуации в Азербайджане, западные советологи основывают свои вывс да на суше косвенных признаков, свидетельствующих, по их мнению, об активизации консервативного "параллельного ислама" в республш под влиянием иранских событий. "Параллельный ислам", согласно пр< гнозам советологов, в будущем может стать базой националистичесш го движения в Азербайджане.
Советологи дают' политические оценки и некоторым культурным пр< цессам, происходящим в республике. Несмотря на определенную гипе] трофшо этих оценок, нельзя не согласиться с анализом националист) ческих тенденций, подмеченных ими в сфера культурн.
• Примером удачной реализации политических потенций ислама явля ется миротворческая деятельность -мусульманского духовенства Азер байдкана, исполнявшего свой религиозный и гражданский долг.
В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования.
Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях:
1. Роль и место "мусульманского национализма" в пропаганде антисоветизма/материалы республиканской конференции "Ислам: история и современность" /9-10 октября 1985 года/. - Баку,1985. -
С.32-35.
2. Роль и место "мусульманского национализма" в пропаганде ан-?исоветнзма//Лктуалытыс проблемы современного ислама. - Баку,1986.
- С.168-180.
3. Миф о "проблеме ислама" в СССР//Коммунист Азербайджана. -1986. - Р6. - С.71-77.
То же на азерб. яз.: с.77-83.
4. "Ислауская культура* как "политический ресурс" антисовотиз-
о
ма: Критика советологических концепцкй/Д'птериалы рсспублщ<алской конфер енции "Ислам г. идеологии л политике стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африка" /20-21 мая 1987 года/. - Баку,1987.
- С•ЗЗ^Зо•
5. "Исламская культура" как "политический ресурс" антисоветизма: Критика советологических концепций//Актуальные проблемы современного ислама. - Баку,1988. - С.220-228.
6. "Концепция иира" в исламе: По материалам Международной ис-_ ланской конференции "Мусульмане в борьбо за мир", Баку, 1-3 октября 1585 г.//Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока: Сб. ст. - Баку,1988. - С.150-161.
7. Ясторизк прег.пз "ыиросизма": два подхода к одной проблеме// Коммунист Азербайджана. - 1368. - Р-4. - С.104-109.
То же на азерб. яз.: с.114-119.
8. Советологическая концепция "мусульманского вопроса": Науч. аналит. обзор. - Баку,1989. - 88 с.