автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Критический анализ современного буржуазного исламоведения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Балтанова, Гульнар Равильевна
ВВЕДЕНИЕ.'.
ГЛАВА I. КРИТИКА АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БУРЖУАЗНОГО ИСЛАМОВЕДЕНИЯ
§ I. Оправдание неоколониализма - определяющая черта буржуазного исламоведения.
§ 2. Миф о "мусульманском возрождении" в современном буржуазном исламоведении.
§ 3. Апология капитализма - сущность современного буржуазного исламоведения
§ 4. Извращение в буржуазном исламоведении теории и практики социалистического строительства
ГЛАВА 2. КРИТИКА "СОВЕТОЛОГИЧЕСКОГО" НАПРАВЛЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ИСЛАМОВВДЕНИИ
§ I. Пропаганда мифа о "государственном атеизме" в СССР современными буржуазными исламоведами
§ 2. Фальсификация национальной политики КПСС и Советского государства.
§ 3. Абсолютизация роли ислама в жизни восточ1ных народов
§ 4. Искажение истории восточных народов СССР.
Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Балтанова, Гульнар Равильевна
На июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года, посвященном вопросам идеологической работы партии, подчеркивалось, что современный этап общественного развития отмечен небывалой остротой идеологи« ческой борьбы между империализмом и социализмом, борьбы, от которой во многом зависят судьбы всего человечества. Важным фактором в этой борьбе являются развивающиеся страны. От того, за кем пойдут трудящиеся -массы развивающихся стран, какой путь « капиталистической или социалистической ориентации, выберут освободившиеся государства, во многом зависит исход этой идеологической борьбы. Вот почему так важно укреплять растущий авторитет и распространение социалистических идей, пропагандировать правду о социализме и его достижениях. "Не менее важно,- говорил в своей речи на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.Ю. В. Андропов,- умело разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду".^
Одним из главных средств в идеологической стратегии империализма является клерикальный антикоммунизм. В последние годы в системе клерикального антикоммунизма особое-место занимает -"исламское направление". Исламское направление в идеологической стратегии империализма характеризуется двумя аспектами: во-первых, использование религиозно-националистических лозунгов и теорий, религиозных организаций, движений под исламскими знамёнами, мусульманских деятелей, религиозной розни для разобщения национально-освободительного движения в развивающихся странах с целью подчинения их империализму. Об этом, в частности, говорилось на встрече представителей коммунистических и рабочих партий Египта, Иордании, Ирана, Ливана, Сирии, Марокко, Туниса и др., проходив
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с. 7 шей в апреле-мае 1981 года« Коммунисты арабских стран говорили о необходимости координировать совместно с движениями под религиозными знамёнами усилия в борьбе против империализма. В заявлении коммунистических и рабочих партий арабских стран особенно подчёркивалось, ".что империалисты хотят использовать реакционные силы и движения, призывающиеся религией, для подрыва национального единства, насаждения антикоммунизма и вражды ко всякому социальному прогрессу, для разжигания всякой религиозно-общинной розни".^ Исламский фактор используется международным империализмом как заслон на пути проникновения социалистических идей. Таким образом, исламское направление есть ничто иное как форма идеологического обоснования неоколониализма. Во-вторых, ислам используется идеологами клерикального антикоммунизма как оружие в борьбе против социалистических стран. Создавая мифы о "притеснении" мусульман в Советском Союзе, бурауазные идеологи вынашивают план о возрождений религиозных предрассудков в нашей стране, пытаются пошатнуть авторитет социализма в глазах трудящихся развивающихся стран.
Теоретическим обоснованием исламской стратегии современного неоколониализма служит современное буржуазное исламоведение. В советской литературе буряуазное исламоведение практически никогда не выделялось в самостоятельную отрасль знания, подразумевалось, что оно развивается в рамках востоковедения. Но в последнее время в связи с повышенным интересом западных авторов к "мусульманскому миру", увеличением количества исследований и конференций по проблемам цусульминского Востока, выделением ислама как особого объекта исследования, можно говорить об исламоведе-нии как об отдельной науке.
I, Правда, 5 июля, 1981 г. В основе современного буржуазного исламоведения лежит точка зрения, высказанная Э.Дюркгеймом, что религия является движущей силой развития общества. По мнению большинства западных исследователей, ислам является движущей силой и определяющей основой развития мусульманских обществ со времени их возникновения до наших дней. Согласно этой точке зрения, ислам не является религией в обычном смысле этого слова, скорее он является общественно-экономической формацией, наряду с капитализмом и социализмом.
Буржуазное исламоведение развивается на стыке многих наук. Это востоковедение, социология, философия, религиоведение, история, политическая экономия, этнография и шогие другие. Буржуазное исламоведение включает в себя различные разделы; история ислама, догматика, мусульманская философия, мусульманское право, изучение ислама по отдельным регионам и странам, мусульманский модернизм, культура, современное состояние ислама и т.д. В последнее время в связи с активизацией ислаьв в странах Востока и Северной Африки центральное место в буржуазном исламоведении занял миф о "мусульманском возрождении". Под этим термином западные авторы объединяют различные, порой противоположные события и явления, происходящие в странах мусульманского мира* Развивая на страницах своих изданий миф о "мусульманском возрождении", западные авторы выполняют социальный заказ империалистов, создают теоретическое обоснование стратегии и тактики неоколониализма в изменившихся условиях. Существенным моментом современных буржуазных исламоведов является их антикоммунистическая направленность. С целью предотвратить растущее влияние социализма, и удержать мир в орбите капитализма современное буржуазное исламоведение фабрикует различные прокапиталистичзские теории развития, приспособленные к условиям стран Востока.
Учитывая панисламист с кий характер современных одгсуль ма неких концепций, часто встречающиеся призывы объединить всех мусульман, создать всемирную мусульманскую умму, буржуазные исламоведы надеются использовать этот факт для оживления религиозных предрассудков в тех социалистических странах, где имеется население,исповедующее ислам. Это послужило основой для увеличения "советологических" исследований, современными буряуазными исламоведами,
В советской востоковедческой литературе подчёркивается, что критика немарксистских теорий должна выполнять две взаимосвязанные функции: идеологическую и познавательную. В настоящей работе раскрывается идеологическая функция современного буржуазного ис-ламоведения, которая заключается в защите интересов капитализма, в антикоммунизме и антисоветизме. Автор также раскрывает методологические и теоретические пороки концептуальных построений буржуазных исламоведов, их неспособность правильно определить причины происходящих явлений и определить перспективы развития восточных стран.
Наша работа затрудняется тем, что в советской и зарубежной востоковедческой литературе отсутствуют исследования, направленные на комплексное изучение западного исламоведения, его методологических основ и главных направлений. Критика основных взглядов западных исламоведов, отдельных концепций не отличается системностью, носит эпизодический характер, хотя и представлена достаточно широко.
V/ Своеобразный бум исследований, связанных с исламской тематикой, на страницах западных изданий, требует детального анализа и аргументированной критики. В советской востоковедческой литературе отсутствует комплексный подход, направленный на изучение западного исламоведе-ния с начала его возникновения до наших дней, его основных направлений, на анализ современных концепций в качестве закономерного итога развития всей отрасли знания. Комплексный подход требует, прежде всего, выяснения методологических постулатов, философских основ, социологических теорий, лежащих в основе буржуазного исламоведения.
В целом, в советской науке широко представлена критика западных немарксистских концепций общественного развития освободившихся стран. Вццелены основные направления современного немарксистского востоковедения]* что явилось результатом применения дифференцированного подхода, дающего возможность не только вскрыть апологетический характер буржуазной науки, но увидеть и поддержать, что имеется рационального в работах отдельных исследователей. Определены общефилософские теории, лежащие в основе концепций социального развития освободившихся стран: структурно-функциональный анализ, культорологические концепции, теории эволюционизма, политической модернизации.^
1. Борьба идей в современном мире /Под ред. Константинова В./ АН СССР. Ин-т философии.- М.: Политиздат, 1978. - Т.З. Развивающиеся страны: проблемы и идеологические течения /Константинов Ф.В», Фролова Е.А., Брутень К.Н. и др./343 с. ; Гордон В.А. Идеологические проблемы современного этапа национально-освободительного движения. - В кн.: Проблемы национально-освободительного движения/отв.ред.: Ким Г.Ф., Кюзаджян 1.С. , Кузнецова С.И. и др./, М., 1980, с. 36-84.
2. Бельский А.Г. Критика западных немарксистских концепций общественного развития освободившихся стран. - В кн.: Проблемы национально-освободительного движения. М., 1980, с. 84-116.; Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока /отв. ред*: Беленький А.Б.; Полонская Л.Р./, АН СССР, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1978. - 328 с.
Советские учёные глубоко проанализировали как используется идеология национализма, религия в политической шзни освободившихся стран.^ В последнее время особое шимание советские востоковеды обращают на использование исламских возунгов в общественно-политической шзни стран Востока. На организованной по этой проблеме дискуссии - "круглый стол" лсурнала "Народы Азии и Африки" были определены причины этого явления, показан противоречивый характер движений под исламскими знамёнами, вскрыта сущность использования исламских лозунгов как прогрессивными, так и реакционным! силами.^
Однако, недостаточно раскрывается в работах советских авторов отношение идеологов империализма к движениям под знаменем ислама и попытки их использования в неоколониалистских целях. Необходимо более чётко определить место концепций буржуазных исламоведов в общей системе немарксистский социологии, востоковедения.
Советские учёные подвергают критике тезис буряуазной пропаганды о наличии "мусульманского во зрождения" в странах Востока,' указывают, что термин "мусульманское возрождение" введён в обиз ход буржуазной прессой и не отвечает реальным событиям. X. Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы.М.:Наука, 1982.; Полонская Л.Р., Ионова А.И. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения /сокращённая стенограмма лекции/. - М.:3нание, 1980, - 22 с.
2. "Народы Азии и Африки", 1980, № 2, с.40-54
3. Германович А., Медведко Л. "Возрождение ислама" или пробуждение ' народа?-"Наука и религия", 1982, № 7, с. 52-60; Вагабов М.В.Ислам в социально-политической жизни народов Ближнего и Среднего Востока.- В кн. .Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мирово ззрения./отв.ред.: Вагабов М.В., Алиева Б.А. и др./. Дагестанский Государственный университет им. В.И.Ленина.- Махачкала, 1982, с. 6-18
Вместе с тем, советские востоковеды и исламоведы широко используют этот термин, хотя и зашноченный в кавычки. Дело заключается в том* чтобы определить, действительно ли за этими событиями кроется общая закономерность, тесно связанная с исламом. Или выдвижение религиозных лозунгов в каждой стране обусловлено своими причинами, или это является манипуляторским средством в руках лидеров движений с целью управления шссами. Буржуазные исламоведы считают, что причины современных потрясений на Востоке заключаются в специфических чертах мусуль манской религии, в её догмах, особенностях развития. Советские учёные, прежде всего, выделяют объективные причины: социально-экономические, политические, исторические. Критика буржуазных концепций будет более успешной* если она сопровождается дифференцированным анализом политических событий, как на примере отдельных стран, так и на основе общих закономерностей, присущих всем странам;
В советской науке утвердился следующий подход: направлять критику не против лозунгов национализма и религии, а против реакционных форм национализма и консервативных религиозных лозунгов; В то же время в советском востоковедении критиковалась излишняя идеализация некапиталистических тенденций, поспешные выводы о прогрессивном характере антиимпериалистического национализма.^ То же самое необходимо учитывать и при анализе движений под исламскими лозунгами. Необходимо более детально показать, какие стороны исламских движений используются буржуазными идеологами, раскрыть пути и средства построения ими политической стратегии на основе реакционных сторон движений под религиозными знаменами.
I. Критика национализма - реакционной идеологии современной буржуазии. / отв.ред.: Симоненко Р.Г.; Шлепаков А.И.и др./. Киев: Наукова думка, 1981. - 318 с.
Советские учёные уделяют этим вопросам достаточно внимания^, но, на наш взгляд¿требует более глубокого анализе вопрос о том, как происходит отражение в буря^азном исламоведении современных событий на Востоке, и как происходит обратное влияние буржуазной идеологии на развивающиеся страны.
В советской востоковедческой литературе широко освещаются современные мусульманские социальные, политические и экономичес
2 3 кие концепции. Так, в работах М.Т.Степанянц, Н.Аширова подробно показано, какие социальные группы и слои стоят за теми или иными концепциями, чьи интересы они защищают. К сожалению,авторы лишь мимоходом упоминают об отношении буржуазных учёных и политиков к этим концепциям, об их использовании в стратегии и тактике империализма. Необходимо также показать более полно взаимосвязь экономических, политических и идеологических факторов в стратегии империализма, их взаимообусловленность и взаимовлияние на конкретных примерах.
Как уже говорилось, существенное место в западном исламоведении занимает "советологическое" направление. Западные исследователи обращают большое внимание на ярко выраженный! "панислам-ский" характер современных мусульманских концепций, на призывы о создании единого мусульманского государства, блока, объединяющего и мусульман, живущих в социалистических странах, в первую очередь в СССР. Буржуазные политики надеются сделать ислам, "мусульманское возрождение" оружием в борьбе против единства Совет
1. Курамшин P.M. Возрастание роли исламского фактора в мировой политике и отношение к нему КНР.- В кн.:Информационный бюллетень Академии наук Дальнего Востока;, М., 19 81, té 24, с.140-165
2. Степанянц М.Т. %сульманские концепции в философии и политике KIX-XX в.в. М.: Наука, 1982, - 248 с.
3. Аширов И. Социальная доктрина ислама. М.:Политиздат, 1982.-270с. ского Союза. На это обратил внимание в своей речи на Июньском Пленуме ЦК КПСС тов. К. Н. Черн ен ко ого численные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, нациот налистическую направленность.
Апологеты империализма делают большую ставку на возрождение религиозных предрассудков в СССР, усиливают религиозную пропаганду, привлекают научные центры и университеты е исследованиям положения ислама в СССР. Раздувая миф о "государственном атеизме", о гонениях и притеснениях мусульман в нашей стране, западные учёные стремятся дезинформировать общественное шение развивающихся стран "мусульманского мира". Поэто^ критика западного исла моведения является важным оружием в борьбе за умы трудящихся масс освободившихся стран, за укрепление авторитета социализма, с одной стороны, и важным фактором в системе научно-атеистического и патриотического воспитания в нашей стране с другой.
В советской печати критика "советологического" направления западного исламоведения получила широкое распространение. Но всё-таки это важное направление нашей идеологической работы требует дальнейшего улучшения. В Постановлении ЦК КПСС "Об улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"и на Июньском Пленуме говорилось о том, что система контрпропаганды должна быть динамичной., опережающей. Это полностью относится к буржуазной фальсификации положения ислама в СССР. Положительным моментом является появление в последнее время статей и публикаций
I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 - 15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с. 60
-на страницах газет и журналов, связанных с критикой положения ислама в СССР. Большое внимание "исламской, проблематике" уделяет журнал "Наука и религия". За последний год на страницах "Правды", "Комсомольской правды", "Литературной газеты" публиковались статьи, посвященные критике фальсификаций положения мусульман в СССР, разоблачению сущности "исламской" стратегии империализма. Это статьи В.Корионова ".А караван идёт вперед1,'
Э.Ахмедярова "Вопреки клевете", Э.Юсупова "Подстрекатели в роли т защитников". Но, на- наш взгляд, эти актуальные вопросы требуют большего освещения в советской печати, особенно на страницах республиканских изданий, с привлечением конкретно-исторических фактов, конкретного фактического материала по районам традиционного распространения ислама. Необходимо применить комплексный подход к критике фальсификаций положения ислама в СССР, рассмат** ривать это направление в буржуазном исламоведении как составную часть общей идеологической стратегии империализма, клерикального антикоммунизма, "исламской стратегии" неоколониализма. Такой подход практически не применялся советскими авторами, занимающимися критикой различного рода фальсификаторских и "советологир ческих" концепций. В частности, в интересных работах Н.Аширова основной акцент делается на критику фальсификаций положения ислама в СССР зарубежными мусульманскими авторами, в основном обращается внимание на критику извращения истории восточных народов нашей страны, сказанное полностью относится и к кандидатской 3 диссертации Безъязычного Г.В. В вышедшей недавно книге "Ислам
1. Правда, 5 ноября, 1982; Литературная газета, 27 января, 1982; Литературная газета, 5 января, 1983.
2. Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975
3. Безъязычный Г.В. Критика буржуазной фальсификации положения ислама в республиках Советского Востока. Автореф.дис.на соиск. учён.степ. канд.филос.наук,/спец & 09.00.06 - научн.атеизм,• Ташкент, 1974 в СССР" в основном говорится о деятельности мусульманских зарубежных и международных организаций и центров по изучению пот ложения одгсульман в СССР. В книге Н. С.Гордиенко частично упоминается об исламском направлении в клерикальном антикоммунизме.
В целом, в плане опровержения антикоммунистических извращений положения ислама в Советском Союзе необходимо усилить дифференцированный подход. Имеются две тенденции в подходе антикоммунистической идеологии к положению мусульманской религии в нашей стране:
-откровенная буржуазная фальсификация;
-мел ко бур разная трактовка, связанная с неразвитостью классового сознания трудящихся в освободившихся странах.
В критике наших идейных противников упор нужно делать на выявление апологетического характера, реакционной идейно-полити-чэской направленности буржуазной идеологии. Во втором случае необходимо обратить внимание на позитивную сторону критики, на разъяснение сущности социализма, достижений социалистических стран, показать, как теория марксизма-ленинизма находит своё реальное воплощение в процессе построения социализма, обеспечивающего свободу личности, в том числе и свободу совести. Необходимо аргументированно, на Примерах из реальной жизни восточных республик раскрывать клеветнический характер буржуазных измышлений.'
КПСС и Советское государство уделяют большое внимание проблемам атеистического Боепитания, в частности в восточных республиках, научной работе, связанной с проблемами преодоления пережитков ислама в СССР. 1Ък, за последние два года были проведены конференции, посвященные проблемам развития советского исламове
I. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Лениздат, 1982 дения в Ташкенте, Душанбе и в Шхачкале.
Предметом данного исследования явились работы буржуазных исламоведов Англии, Франции, США и некоторых других западных стран, вышедшие за последние годы. Автор ограничивает объект исследования теми работами, общей чертой которых является их ярко выраженная антикоммунистическая направленность. На материалах анализа новейших исследований в области буржуазного исла моведения впервые делается попытка показать, каким образом оно становится теоретическим обоснованием политики современного империализма в отношении развивающихся стран.
Данное исследование является оригинальной попыткой анализа социально-политического направления в современном буржуазном исламоведении, включающего в себя рассмотрение современных событий на Востоке, их причин, движущих сил, попытки социального прргнозирования дальнейшего развития стран "мусульманского мира? Автор определяет, что ядром большинства немарксистских исламовед-ческих концепций является миф о "мусульманском возрождении".
Автор впервые прослеживает диалектику взаимовлияния буржуазной. идеологии и науки на примере буржуазного исламоведения. В работе показано, каким образом буржуазные исламоведы видоизменяли теории, пытаясь приспособить их к меняющейся'социально-политической обстановке в странах Востока.
Новизна данного исследования заключается во всестороннем рассмотрении центрального в современном буржуазном исламоведении мифа о "мусульманском возрождении". Автор впервые показывает,что с помощью этого мифа западные идеологи стремятся замаскировать истинные причины событий в странах Востока и патаются навязать •освободившимся странам прокапиталистические теории общественного развития, склонить на свою сторону общественное мнение развивающихся стран. В данной работе впервые делается попытка систематизации и критики тех причин, с помощью которых буржуазные исламоведы объясняют современные движения в странах Востока, причин, коренящихся в исламе.
Данное исследование представляет собой также первую попытку показать, каким образом буржуазные исламоведы пытаются приспособиться к изменившимся условиям в странах Востока, к активизации ислама в социальных движениях; пытаются использовать "исламскую" оболочку в своих проимпериалистических интересах. Так, автор впервые детально анализирует попытки отождествления ислама и капитализма, рассуждения об общности судеб ислама и капиталистического Запада. Автор также впервые показывает, как с помощью исламских лозунгов западные исламоведы продолжают критиковать теорию научного социализма и практику социалисти-1 ческого строительства.
Впервые в данной работе дается всесторонний анализ "советологического" направления в буржуазном исламоведении, его основных теорий - мифа о "государственном атеизме", о притеснении мусульман, о растущем мусульманском национализме, неизбежном "мусульманском возрождении" в СССР.
Таким образом в данной работе впервые делается попытка комплексного анализа "исламского" фактора в стратегии империализма, который включает в себя и "советологического" направление. Автор впервые показывает, что между исследованиями буржуазных исламо-Еедов "мусульманского возрождения" в странах Востока и Шгриба и между извращениями положения ислама в Советском Союзе имеется - много общего, а главное их общая идейно-политическая направленность - антикоммунизм. Автор вводит в научный оборот новые материалы, содержащиеся в работах буря^азных исламоведов Англии, франции, Америки и других стран, материалы, посвященные исламской тематике, опубликованные на страницах массовой печати западных стран и США.
Методологической основой: данного исследования явились работы классиков марксизма-ленинизма, их важнейшие положения по вопросам анализа религии, её социальных корней., места в обществе, а также по вопросам критики бурнуазной науки, философии, социологии, В разработке темы и решении поставленных задач автор опирался на решения партии и Советского правительства, материалы съездов, работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства. В диссертации проанализированы труды ведущих советских востоковедов, исламоведов, историков.
Первая глава диссертации посвящена выяснению сущности современного буржуазного исламоведения. В работе раскрываются методологические основы, на которых зиждется исламоведение - буржуазная философия и социология, буржуазное религиоведение. В первой главе вкратце рассказывается об основных центрах в США и Европе, которые занимаются исламской проблематикой и разрабатывают теоретическую основу взаимоотношений империалистических и развивающихся стран, о том большом интересе и внимании, которое уделяется сегодня исламскому миру, о чём свидетельствует большое количество конференций и публикаций на страницах специальных изданий и массовой прессы. Центральное место в современном буржуазном исламоведении занимает миф о "мусульманском возрождении". Автор показывает, что под этим условным названием вкрывается изменившаяся тактика современного империализма. Во шогом современ-^ ныэ события на Востоке, проходящие под религиозными знамёнами, обусловлены кризисом буржуазной идеологии, политики "вестерниза-ции", что является следствием общего кризиса капитализма в этом регионе, прежде всего капиталистической системы хозяйствования, системы экономических связей, при которой развивающиеся страны оказываются сырьевыми придатками развитых стран. Понимая, что евроцентристские, прозападные теории не имеют успеха, идеологи капитализма изобретают новые "исламизированные", обильно снабжённые ссылками на Коран. В диссертации доказывается, что сущность этих новейших концепций остаёется прежней - призванной оправдать апологию капитализма. Краеугольным камнем всех новейших теорий, отстаивающих "исламский путь развития", "исламскую экономику", конвергенцию Запада и Востока, ислама и христианства, "исламского социализма", является сохранение частной собственности, оправдание социального неравенства, ориентация на империалистические страны, на капитализм - как на самый прогрессивный общественный строй.
Апология капиталистического строя сочетается в работах западных исламоведов с яростными нападками на шрксизм-ленинизм, на теорию научного коммунизма, на социализм. Буржуазные авторы либо вообще не признают социализм, либо поддерживают его ненаучные варианты, например, исламский. Но исламский социализм пригоден для них лишь в том смысле, что он отличается от социализма научного. С его позиций они критикуют теорию научного социализма, учение о социалистической революции, экономическую основу социализма, коммунистическую мораль, принцип пролетарского интернационализма, на котором строят свои отношения социалистические страны.
Ядром антикоммунизма является антисоветизм. Империализм использует исламский фактор в борьбе против Советского Союза. Теоретическим обоснованием этой борьбы является.советологическое'на-17 правление исламоведения. Анализу этого направления посвящена вторая глава диссертации. В центре этого направления находится миф о "государственном атеизме". По мнению буржуазных исламоведов особенно рьяно политика насильственной атеизации проводится в отношении народов, населяющих районы традиционного распространения ислама Автор раскрывает несостоятельность утверждений буржуазных исламоведов, которые говорят, что в СССР'не существует равноправия наций, имеют место национальные и религиозные антагонизмы. Западные исследователи считают, что ислам является важнейшим составным элементом в жизни восточных народов, неотъемлемой! чертой их духовной и культурной жизни. Они пишут, что ислам помогает сохранить восточным народам свои традиции, национальную особенность и неповторимость в условиях ассимиляторской политики. Фальсифицируя факты истории, буржуазные исламоведы пытаются подвести обоснование исторической обусловленности вражды между народами, населяющими нашу страну, гальванизировать националистические и I религиозные предрассудки у советских людей. В диссертации даётся 1фитика этих измышлений, доказывается их необоснованность и абсурдность. I
В заключении работы автор фордаирует рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование научно-атеистической пропаганды, научно-атеистического воспитания в районах традиционного распространения ислама.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Критический анализ современного буржуазного исламоведения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании материалов настоящей диссертации можно сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Современное буржуазное исламоведение является идейным выражением политических интересов современного империализма, оправданием неоколониализма и имеет антикоммунистическую направленность. Оно направлено на апологию буржуазного строя. Задача буржуазного исламоведения состоит в том, чтобы страны "исламского мира" встали на путь "капиталистического развития".
2. Важной стороной современного буржуазного исламоведения является "советологическое" направление. Его задачи - возбуждение националистических и религиозных предрассудков у народов СССР, бывших в прошлом под многовековым господством ислама, с целью разложения экономического, социального и идейно-политического единства нашего общества, реставрации капитализма в нашей стране. Поэтому буржуазные советологи фальсифицируют национальную политику КПСС и Советского государства, политику КПСС в отношении мусульманской религии, создают миф о "государственном атеизме", о "гонениях" на мусульман, извращают прошйое и настоящее восточных народов СССР.
3. Поэтому марксистская-критика современного буржуазного исламоведения, его антикоммунистической направленности должны занять важное место как в плане научных исследований, так и в.системе пропагандистской, массово-политической работы. Эти задачи вытекают из .Постановления июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г. На Пленуме подчёркивалось, что "следует разЕИвать политическую бдительность советских людей, их непримиримость к враждебным взглядам, умение противостоять идеологическим диверсиям классового противника, опг портунистическим и рзвизионистским наскокам на реальный социализм?. В Постановлении говорится, что активный отпор антисоветизму и антикоммунизму - это постоянное направление деятельности партийных комитетов, средств г® с со вой пропаганды. • .
4. Успешному решению этих серьёзных задач мешает недостаточная разработка проблем критики современного буржуазного исламоведения в нашей стране. Буржуазное исламоведение - это комплексная отрасль знания, рассматривающая историю, экономику, политику, духовную жизнь мусульманских народов. Поэтому и его критика должна вестись представителями различных наук - историками, экономистами, социологами, политологами, философами, атеистами. Особое место в этой критике должны занять вопросы, связанные с современным положением и перспективами дальнейшего развития стран "исламского мира". Советское востоковедение включает большое число исследований по критике немарксистских концепций развития стран "мусульманского мира",* в том числе и буржуазных. Но эти исследования носят узкоспециализированный, региональный характер. Недостаточнр разрабатываются проблемы, связанные с современным исламом за рубежом, с критикой исламоведения советскими философами и атеистами.
5. Критика современного бургкуазного исламоведения, на наш взгляд, должна осуществляться по двум направлениям: во-первых, по линии опровержения аргументов современных буржуазных учёных, доказательства логической несостоятельности, ложности, методологического обоснования и тенденциозной антисоветской направленности их концепций; во-вторых, по линии пропаганды достижений зрелого социализма, в частности, экономического, социального и духовного расцвета народов, бьшших впрошлом под властью мусульманской религии. Одним
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 гт М.: Политиздат, 1983, с. 74 из аспектов этого вопроса является пропаганда осуществления свободы совести в.СССР.
6. В системе научно-атеистического вое питанияр содержании каждого печатного и устнсг,„ выступления обязательно должна быть представлена критическая сторона, направленная на разоблачение антикоммунистических и антисоветских измышлений современной буржуазной идеологии. Особого внимания заслуживают эти проблемы в регионах былого распространения ислама, которые выступают объектами зарубежной религиозной пропаганды. Нуждается в улучшении пропагандистская работа на национальных языках восточных народов /издание ли-, тературы, выступления в периодической печати, устные выступления/.
7. Особенно спекулирует антикоммунистическая пропаганда на отдельных фактах нарушения принципа свободы совести в СССР. Поэтому строгие соблюдения принципа свободы•совести - важная сторона деятельности советских и общественных организаций, имеющая большое идеологическое значение.
8. Нуждается в улучшении постановка информационной работы в области критики современного буржуазного исламоведения. Необходимо поставить критику фальсификации современных идеологов империализма на предметную основу - привлекать материалы по восточным республикам, увеличить сеть региональных исследований.
Реализация этих задач несомненно повысит уровень научно-исследовательской и пропагандистской работы в области критики современного буржуазного исламоведения, и, следовательно.всей идеологической работы.
Список научной литературыБалтанова, Гульнар Равильевна, диссертация по теме "Философия религии"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7 544.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Рецензии из
5. Лш*"Ш,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7,с.208-223.
6. Маркс К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.
7. Маркс К. Коммунизм газеты ».- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.194-207.
8. Маркс К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.Ю, с.165-173.
9. Маркс К. К критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167.
10. Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с.1-784.
11. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-437.
12. Энгельс Ф. Турецкий вопрос.- Маркс К.»Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.20-26,
13. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.
14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5-326.
15. Энгельс Ф. Юридический социализм.- Маркс К.»Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.495-516.
16. Энгельс 3?. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.
17. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма.- г ?; Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.11-52,
18. Энгельс Ф. Предисловие к работе "О социальном вопросе в России".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.438-453.
19. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.353-358.
20. Ленин В.И. Новый фабричный закон,- Полн.собр. соч., т.2, с.263-314.
21. Ленин В.И. Развитие капитализма в России.- Полн.собр. соч., т.З, с.1-609.
22. Ленин В.И. Проект программы нашей партии.- Полн.собр. соч., т.4, с.211-239.
23. Ленин В.И. Социализм и религия.- Полн. собр. соч., т.12, с. 142-147.
24. Ленин В.И. О природе русской революции.- Полн.собр.соч., т.17 с.9-13.
25. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр. соч., т.17, с.429-438.
26. Ленин В.И. Заключение к сборнику "Марксизм и ликвидаторство".-Полн.собр.соч., т.25, с.118-127.
27. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.-Полнсобр.соч., т.26, с.106-110.
28. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма.- Полн. собр.соч., т.27, с.299-426.
29. Ленин В.И. Тетради по империализму.- Полн.собр.соч., т.28, с.1-740.
30. Ленин В.И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП/б/- 159 в Ц^уркестане.- Поли.собр.соч., т.41, с.433-436.
31. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономиза-ции".- Полн.собр.соч., т.45, с,356-362.
32. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 232 с.32. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.- М.: Политиздат, 1982,- 31 с.
33. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983. г.- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.
34. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль.- Казань: Татарское книжное изд-во, 1976.-320 с.
35. Актуальные проблемы идеологии и культуры стран Востока /отв. ред.: Ланда Р.Г.; и др./ АН СССР. Ин-т востоковедения.- М. Жука, 1982.-175 с.
36. Актуальные проблемы изучения религии и атеизма /отв.ред.: Ко-журин Я.Я.; и др./.- Л.: изд-во ГМИРиА, I98I.-I58c.
37. Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения /отв.ред.: Вагабов М.В.;/.- Махачкала: изд-во Дагестанского универ-та, 1982.- 160 с.
38. Алиев С. Ислам и политика.- "Азия.и Африка сегодня", 1981, № 12, с.5-9.
39. Алиев С. Проблемы политического развития Ирана.- "Азия и Африка сегодня", 1980, №11, с. 15-16.
40. Анализ концепций социально-экономического развития стран "Третьего мира". Междунар. конф./г. Киев, сент. 1976 г./отв. ред.": Аваков P.M.; Лидлейн И.А. и др./ АН СССР. Ин-т мировой экономикии международных отношений.- M, 1976.-100 с.
41. Ахмедов А. Под флагом ислама /некоторые положения марксистско-ленинской теории в кривом зеркале мусульманских фальсификаторов/ . -"Аргументы" , М., 1981, с.5-37.
42. Ахмедов А. В общем хоре антикоммунистов.-"Наука и религия", 1982, №1, с.56-60.
43. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама.- М.¡Политиздат, 1982.269 с.
44. Аширов Н. Ислам и нации,- М.¡Политиздат, 1975.-144 с.
45. Борьба идей в современном мире /под общ.ред. Константинова Ф.В./ АН СССР. Ин-т философии.- М.¡Политиздат, 1978, в 3-х т.
46. Бондаревский Г. Империализм враг мусульманских народов /сокращён. стенограмма лекции/.- М.¡Знание, 1980.-15 с.
47. Васильев Л.С. История религий Востока.- М.¡Высш.шк.,1983,-368 с.
48. Германович А., Медведко Л. "Возрождение ислама" или пробуждение народа?-"Наука и религия", 1982, №7, с.56-60,
49. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной'борьбе идей.-Л.¡Лениздат, 1982.-174 с.
50. Иванов B.C. Социальные аспекты современного ислама.-"Азия и Африка сегодня", 1982, №3, с.5-9.
51. Ислам. Краткий справочник /редколл. Иванов H.A., Кямилев С.Х. /отв.секр./ и др./.-М.¡Наука, 1983.-159 с.
52. Ислам в истории народов Востока./отв.ред.Г Смилянская И.М., Кямилев С.Х. и др./.-М.: Наука, I98I.-I96 с. .
53. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки: Материалы координац. совещ, Ташкент, март, 1980 г. /отв. ред.¡Примаков Е.М./.-М.,Ташкент, 1980.-500 с.
54. Ислам в истории и современности.- Баку:изд-е Азербайджанского ун-та, 1981,-148 с.
55. Ислам и политика :сборн. информацион. мат-лов/под общ. ред. Панкова- Ю.Н./ ИОН при ЦК КПСС.- М.,1981, в 2-х томах.
56. Ислам в СССР /отв. ред.: Филимонов Э.Г.; и др./.- М.:Мысль, 1983.-173 с.
57. Кочарли Ф.К., Курбанов P.O. О реакционной сущности концепции "мусульманского национального коммунизма".-"Вопросы философии" 1982, №12, с.I06-114.
58. Критика национализма реакционной идеологии современной буржуазии /отв.ред.: Симоненко Р.Г.; Шлепаков А.Н. и др./.- Киев:: Наукова думка, I98I.-3I8 с.
59. Курамшин P.M. Возрастание роли исламского фактора в мировой политике и отношение к нему КНР.- "Информационный бюллетень". Академия наук Дальнего Востока. M.,I98I, №24, с.140-165.
60. Лисавцев З.И. Религия и борьба идей в современном мире.- М.: Знание, I981.-64 с.
61. Лисавцев З.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.-М.:Мысль, 1971,-278 с.
62. Лукьянов А.И., Денисов Г.И., Кузьмин З.Л., Разумович H.H. Советская конституция и мифы советологов.-М.:Политиздат, 1981.269 с.
63. Медведко Л. Ислам и освободительные революции.-"Новое время", 1979, №43, с.18-21.
64. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Изд-е 2.-М.: Наука, 1973.473 с.
65. Население СССР: справочник./под общ.ред. Володарского Л.М.; Волков А.Г. и др./.-М.Политиздат, I983.-I9I с.
66. Политическая культура стран ислама, вып. 1,2.греферат. сборн. /отв.ред. Разумович H.H.; и др./ АН СССР. ИНИОН, М., 1982.
67. Полонская Л. Ислам и политика на современном Востоке.- "Наука и религия", 1983, №4, с.57-60.
68. Полонская Л.Р., Ионова А.И. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения /сокращён, стенограмма лекции/.-М.:Знание, 1980.- 22 с.
69. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы.- М.: Наука, 1981.
70. Проблемы национально-освободительного движения: реферативн. сборн. /отв.ред. :Ким Г.Ф.; и др./ АН СССР. ИНШН. М. ,1980.-254 с*
71. Религия и церковь в современную эпоху.-М.:Мысль, 1976.-327 с.
72. Саидбаев Т.С. Ислам и общество.-М.:Наука, 1978.-253 с.
73. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока /отв.ред. Беленький А.Б.; Полонская Л.Р. и др./ АН СССР. Ин-т востоковедения.-М.:Наука, 1978.-328 с.
74. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии, и политике ИХ-ХХ вв.-М.: Наука, 1982.-247 с.
75. Тимофеев И. Роль ислама в общественно-политической жизни стран зарубежного Востока.- МЗМО /мировая экономика и международные отношения/, 1982, №5, с.51-56.
76. Безъязычный Г.В. Критика буржуазной фальсификации положения ислама в республиках Советского Востока. Авторефер. дис. на соиск. учён, степени канд. филос. наук /Спец.№/ 09.00.06 научный атеизм. Ташкент, 1974.-18 с.
77. Усманов М.А. Основные этапы эволюции ислама. Авторефер. дис. на соиск. учён, степени доктора филос. наук /Спец.№/ 09.00.06,-научный атеизм. М., 1978.-45 с.
78. За рубежом", 1982, №48. "Комсомольская правда", 1982, 30 июня. "Литературная газета", 1983, 5 января.- 16 3
79. CUoUé'-'TrUt&A. ctru. </¿r deft: cù> e 'frecurt- ¿ £ '¿>cci£&/?if1. K¿>n¿U " , 9 clez. f9?9.
80. Ufît&t- dfgjz-nSs-fctJv: kSSß 's zotes--¿¿p. "foc/e*1. Uva£¿fS¿ " ¡réf. 9,^9
81. ШиъеЖ SM. Мсиъ ¿/ъ l/SSX,*^^ а*и/?иъфе.23J-LU'AS- fyicee^'eJ ffso.1. CL Ms "Ttia^'/n** 'Ûw*cu a ftase» бьР-З&мо/- eSc. : Ъ&и'ье*et.ct-fcf -¿¿шА^'а^^Мг foi. Cè/v. 1. S&twtsCL1. Л/i,
82. C¿Z-¿X- СЫ/HJLA. . Sd^t^L. л^г7Tu'cüíÚL " /9?9, /?. ÍOQJclA^/vO^u Z. a+b¿>/
83. Cct+uef of tfc^t&ts Pu^'j/ce^s ^1. Jb .- 164 -CUt/*u*t¿ " P., WO,bzh+jp^ ж offùsS-Me1. В-он+ы^е^ Л. s» ¿io*** ^ ^ 1. Л.; e*. üatßf^/^' Сл.
84. Jt^-^ sUtvf-o^.-d.' /Ъ**7псъег Аж, f9**fisu^&b sUfmétsjh. awsbtrrussrb. Ch. yhs -tcsiSo*- : a lezro ¿сс&о/игъ*,
85. BÁccé^tv,' , Я7и> sfrss/l /л ¿Ь/^-ЪлаГ&ее**:stf&cen-ß- ¿2"л / J?se>. ^-Ms " У. looses ает^сь-Д^СctSfj/Л "3o/n Sag, - 165 •1. CWtZ'P. cCa+r's fêy&nï^' / /
86. C-CVÍAÁ O?. ' Qt -focescCenï- ^ccr- -ée*
87. Tmrst^e/n^tn^s '<ej/>¿?c¿> ai^bée.- "feuert* " y? ^
88. С&ы&ъе OÍ *Z/vGci^sse M. 'te* Ctcc/ъг ¡^^¿»г <&е sr~
89. СаЛг'ъегг ¿>/'i/jcuussse M. ¿¿^-foe/a***' * A,у / /
90. Салъ&ье of '2/? caisse /&. с/ ¿a&t&re'.
91. Яrte* t/A^s /?. /у?/па^/0/9 уe*cJ acuse.- fyio&cse Pz^ejs ^
92. Ctsu/ Irj'S/Y&^S ^ e^ -/¿bp ¿Ïsïieis'ce?'*р/м-есЫ&е^л**. / -fps/, ¿sos: ^1. As fO/ j>.
93. S> r?7£?¿ fr —efe. sir's? <f(?A~oé£2 ? ifA-^^o :—1. Vnctscf €/te•' /W ^ ^¿Gicsy rO&s*.
94. СЬ&рел "f. <¿¿T 9<f£a*r>. а ъ'&игybu> (угих'Р " -fÇfp^ réf. fï; p. **ls'^A-e&urß. 'frlcrs-e, *7 Az^eej -Z/SS4.- "/Qt&s
95. Cusué. yjeasií¿¿^ Ocrevu? "¿'Рг/?ге*г "1. У/1. WS. ЗУ, УЗ.
96. A. fi. ¿s£c¿ /ъ, а ь^е J?L/¿>¿¿¿£eам( Tlev&L ¿tyu'cQ — "Сете*?- ЛйУе^ t^&S. ^o^uo/vece. У У. c¿e<f /n¿Aru£/n¿b/? VWogte*?
97. Pbfy'&f", f 9*9, -/Ve, />.
98. Ur.rs/4 /» y*As 4?u> Os &srtsn.a ûCosttsvaguee, ¿2££<Cet?ifA. У^/г: /fr^&sn** Sztxs1. J9S0.
99. TVS SK ^ />> ¿Zf'a. Sternsапс/ C° j fPSo „ ¿-/ff.a/3- ï ' '
100. Ussse -т&ы/^Аг'р^г " />. -fSÏ-jS-f. 7 ^
101. DsCasm ¿Ьмл/ cíete. f-etf. fs^os/^ej)y/ —oífáe&rt. ^ -/PS/. cpovyo-3*7 est '¿CfS—fi. Д^хг uS/etstej ф^ъ&ясг, /&AJ. .1. OCUJ . c¿.; Jhs&VCÍ'-*^
102. MUß ¿асггл-cU " ^ъяя+о^ eaf. 39, /гЗ, />. 369-39/.0?u*s&r/rt ¿tiefer s7¿>s?-£s&?/r>r'cъесве- "Сагр/7-f A/s-to^ *S?Se>, w. , asсиыел. ^t/'Á^yir^?/» />b&je/?y ¿?s?c/¿¿xasjb&t-e- , WSo-*/,**. 9/'Го Y
103. OLSlSC/L £ /tOsff 'OSL.CbPJsâ? /9J . ' 'Tnuj^r 'sbj '/¿L*yO. tt-f-Jf.
104. JUSte* Ма&е+еЪ; S9ï9.-¿<rc>/>.tedero^^'оп^^с-ьсть/^s ¿¿е.C£JZ Ъ/is: e>f утъа* Аег^е ¿Щ^.iCLsne. ^ . /Ъег'&'сяе&ёЬ/ъ -Л.: ¿егег&р y9*/.
105. Koctsnon*'/п />о& /res. "/Ь&Ъ'реее./Ä^y, />' 997-999.foj^e*.» <£/ut?/-e<t " У^/^Я,/*. J-36-39.o¿&/rv&i>c/e>* peceras . — sfi&be^'^n. ¿nfíges ësuie fC&si^e ге* с e " 'oí o éf'ss**
106. Oun/V> ^^^^c&s/ajа^ъ/е fP-sr 9S P.knrfZQ? ßd/'a Cbtvofyut'c. Sapeas " /^ЛГ i-eS. ATW/ л /^¿-3 -SQQ.
107. OLCCJL/'Л- Ob- . &¿Jt ' ém^-éti*-, ps? ер.dtenshy^ If* "¿?jSa* scUoMéUr-cbA A^e//'^cí^Cfv &e*>t*ses Ctf. <4*. S. ^lOAcSseo. •- 169
108. C&M-tbJï-e ûs/a.- ^.¡/^ol.-y&f-P.
109. CUrsV sÇcP/sj. . • &ггс>/>4 A,¿Pe,Уг «¿yes
110. СЛь&еЛе*. Sjêasnn ¿tsru&f -¿te 'U*ÙS<c>sl. .i^^ó-T ттг. S. з^сСе^У : 'TKzJb'o»dstem a^fau'b* " у 2'/>.avft? -^éet-A- ^tß/ 's*-*' Л-r's•bt'OfiuCvt- Jb А^ fr^jp J////,