автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Культура и быт хваршин. Вторая половина XIX-XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура и быт хваршин. Вторая половина XIX-XX веков"
дагестанский научный центр российской академии ндук институт истории, археологии и этнографии
РГб од
На правах рукописи
2 1 ДОГ 1995
МУСАЕВА Майсарат Камнловна
НУЛЬТУРА И БЫТ ХВАРШИН. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Специальность 07.00.07 — Этнография
Автореферат
Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Махачкала — 1995
Работа выполнена в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор исторических наук профессор С. Ш. Гаджисва
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
доктор, исторических наук, профессор С. С. Агашнринова кандидат исторических наук, доцент Г. М. Мусаев
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
Институт повышения квалификации педагогических' кадров Министерства просвещения и народного образования республики Дагестан.
Защита состоится « О »года часов на заседа-
нии Диссертационного совета Д.200.28.0Гпо защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (адрес: 367030, Махачкала, ул. 26 Бакинских комиссаров, 75).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.
Автореферат разослан « » 1995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук
Г. А. Гаджнев
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. Изучение культуры и быта народов, больших и малых, является традиционной проблемой этнографической наука и имеет, помимо познавательного, важное научно-теоретическое и практическое значение, предоставляя возможности проследить закономерности сложения не только хозяйственно-экономических, но и культурно-бытовых особенностей конкретных этносов, динамику и трансформацию внутриэтнических и межэтнических процессов, выявить в них общее и особенное. Особую актуальность исторнко-этнографнческое исследование народов приобретает в наши дни в связи с происходящими в стране процессами демократизации общественной жизни, бурным ростом национального самосознания, резким повышением интереса широких масс к прошлому своих народов, их традициям и культуре, обычаям, обрядам, а также стремлением к определенному пересмотру и переоценке отношения к ним, сложившегося за 70 с лишним лет советской истории нашей страны.
Известно, что изменения в политике, экономике, культуре и просвещении народов России после Октябрьской революции и во все последующие годы советской власти вызвали грандиозное переустройство всего уклада хозяйственной, бытовой и культурной жизни как в стране з целом, так и в Дагестане в частности. Рост уровня образования н культуры, особенно в послевоенные а.в 50 - 80 годы, широкое развитие сети коммуникаций и средств массовой информации, особенности демографической а этносоциальной ситуации, переселенческая политика правительства Дагестана создавали благоприятные условия для трансформации, а порой нивелировки и полного исчезновения всего специфического в культуре и быту народов, в особенности малочисленных, каковыми являются хваршнны. Учитывая вышеизложенное, а также то, что каждый народ вносит в сокровищницу мировой культуры, дополняя ее и обогащая, прогрессивные национальные черты культуры, в условиях современной действительности особенно важно выявление сохранившихся в быту и памяти старшего поколения элементов богатейшего наследия прошлого, восстановление по крупицам традиционной бытовой культуры, с использованием для этого всех доступных средств получения информации, показ процесса ее трансформации в условиях советской действительности, развития инновационных процессов и образования смешанных форм на основе синтеза традиционного и нового.
Цели и задачи исследования. Вопросы этнографии хв аршин еще не были предметом специального исследования в дагестановедении. Данная работа представляет собой первый опыт описания и исследования культуры и быта хваршин на довольно длительном исторической отрезке времени - со второй половины XIX в. вплоть до наших дней, что позволяет показать не только традиционный аспект исследуемых вопросов, но а проследить в динамике трансформационные и инновационные процессы в столь неоднородный в историческом и социальном отношении период. При этом в нашу задачу входит также показ на примере традиций, которые "абсолютно необходимы для существования общества"1 и инноваций, которые необходимы для его развития,2 процесса культурно-бытовых взаимодействий как внутри самих хваршин (хваршины-горцы н хваршины-переселенцы), тах и хваршин с другими народами Дагестана, исследование характера этих контактов, выявление механизма распространения культурных ценностей. Все это в настоящее время ввиду возросшей актуальности вопросов межнациональных отношений может иметь, помимо чисто научного, и прикладное значение. Немаловажно также проследить влияние на хваршин, как горцев, так и переселенцев, современной городской культуры, исследовать, как это отражается на различных элементах быта и культуры этого народа.
Объект исследования. Объектами нашего исследования являются материальная, т.е. "опредмеченная",3 культура (поселение, жилище, одежда, пища) и семья и семейный быт хваршин - небольшой по численности народности Дагестана(аваро-андо-дидойская группа; дидой-екая подгруппа). Традиционная территория хваршин находится в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, где в настоящее время они проживают в селениях: Хварши, Хонох, Верхнее Инхо-квари, Нижнее Инхоквари, Кваятлада, Саятлада, Хвайни. Большая часть хваршин (около 70%) ныне живет в равнинных районах республики Дагестан: в Хасавюртовском (сс.Муцал-аул, Дружба, Первомайское), Кизнлюртовском (с.Комсомольское), в г.Кизляр. Здесь они обосновались после возвращения в 1957 г. из Чечни, куда были насильственно переселены в 1944 году.
1 Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М., 1989. С.161.
2 Там же.
5 Волкова Н.Г., Джавахншвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX -XXвеков: традиции и инновации. М., 1982. С.4.
Этпошш "хваршипы" происходит от названия самого крупного ох населенного пункта - с.Хваршп. Самоназвание хваршин "акы1Лько"(гштлько); в прошлом жители каждого села бывшего Хвартшгосого союза сельских обществ пи ели свое назвали.;. Например, шггелей с.Хваргпп позывали "акьшо", с.Ипхокварп-"пхцес" (пхъоуохзо), с.Квалтлада "кГольозо", "к1уль-оза", с.Сатлалда-"золъузо", "зольоза", с.ХвпЙ1ш-пгг1гао". Сосгдп позывают хварпшн "квартал", ихварпшя1шшсзли (шггела хваршзпского ущелья).
В настоящее время всея жзаршпн насчитывается около 2000 человек.
Выбор материальной культуры п семья а семейного быта в качестве объектов исследования определяется следующими сооброже-шкгуп. Поселеяпа, гстшщз, одеггда, пища являются важнейшнгга эле-нетпшп культуры гшзпеабсспечепня этноса и как таковые проявляют тсспуго сзазь а завпепиоегь яс только от географического п зконоии-чссхого фшяора, но п от этнических традиций п предпочтений. Мате-ряслыгая культура наиболее репрезентативно, зрпыо п хеошерегао обеспечивает представление об этническом, своеобразной, позволяет пз общей пассы прпз^шеов выделить четко те т них, которые свой-сгасиш культура исследуемого парода, ез злемеигш несут па себе знаки этической прпяадлезпост. Поэтому этнографическое исследование парода без изучилш его катериальисй культуры будет неполным п псзегодчспшн. Неютол^гспо л то, что материальная культура парода тесло связана с его петерней, обще ста елг^-п? созннннеи, полита ческой п духозцоЯ культурей п, изучая се элеыепты, иы получаем определенные представления я об этих сторонах быта п этпоса.
Что гасзятся сенш п сглеЗиой обрядности, избранных в качестве второго объекта исследования, в ш наиболее ярко проявляется этническая специфика, длягеяыноз зремя жпвут п действуют традиционные нормы а представления. Псхсаз традиционных форм сеыейпого быта и обрядов, сопровождающая вез ключевые этапы человеческой зпзяе-деятельпосш, определение запопомерпостей их формирования п эво-люцпт*, вйиплктв путей п фергд пх трансформация па отдельных этапах исторического'развитая, способствуют пошшшпш социальных взаимоотношений п обществе, выявлению а понпмапшо архаических рптуалоэ, псязгазппнся да основе доыонотенешчеаазх идеологических представлений дрезнейгпгго периода пегорпа народа, помогают рссхспшо прсб.чгл создался полой обрядности с учетом пологептель-пых традиций.
Ношз исследование сгроптся ее только па вьктленлЕ традиций, по и показе дшиштзт тщоззцнопнш: гплегшйв кшхдей изучаемой
сфере культуры и быта, начиная с начала XX ь.
Тесдупгчссггсй г г,.етодол<?щ*гесксй основой дссесртатш являются труды российских е дагестанских этнографов (Е.М.Шшшняга, М.О.Косвена, Ю.В.Бронлея, С.А.Арупопова, В.И.Козлова, Я.С.СипрновоЙ, Н.Г.Волковой, С.Ш.Гвдхшевой, С.С.Апшшриновой, М.О.ОсмЕпова н др.), на которых мы базировались ор:: определение объектов исследования и решения задач, стойщих перед азгором данной работы.
Методологически!! прлнципои исследования явкяосъ выявление устойчивости этнической сдсднфнюз в изучаемых эле^ептал культуры п быта яваргшш, определение по возкоееосте ыехеллзна передачи традшшй и установления закономерностей распростраЕешш г. утверждения инноваций н переходных форн.
Исtohivzh» Hcc^gjraatsn. Работа нашсаяа автором иа основг главные образом полевого материала, собиравшегося азторои в 190Q -1991 гг в места?, расселения хваршш как в ropas, так н ыз равшше, Полевые исследование проводились методов индивидуального i группового собеседования с информаторами. Всего опрошено около 60 человек разного попа г. возраста. Собранный ыатерпал, жрапшаЕ-ся в архиве Института Есторшх, археологии к этнографии Дагестанского научного центре Российской Ак&кешш наук, характеризует вес избранные для из учеши; сферы быта е культуры жаршпк. Основное полевой материал, используемый в диссертации, собрал у хваршии хшвуинх.в горных селшш. Этографшчссхпе сведения по хваряш наы-пересглезнаы, как наиболее показательные, привлекались для кг люстрации инновационных процессов. Это г.с случайно: хваршяцы горцы развиваются в раш:ая традиционной этнической культуры, ко и п с влиянием инноваций; переселенцы зге, проживая в условию инозпшческоШ среды и географической близости городов, есоыты вают их влияние в значительно большей степени. Элементы урбанизп роваипой культуры в горные селения попадают не только неносред ственно и через знакомство с шш по каналш теле- н радиокомы у шз кахшй, но и через переселенцев, поддерживающих тесные связи со сво ими соотечественниками в горах.
При написании диссертации использовались и архивные мате риалы аз Центрального Госархива Республики Дагестан, Рукописно го фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанскоп научного центра РАН и Архива Института этнологии и антропологи Российской Академии наук (г.Москва). Кроме полевого и архивногс
приплетался к гтатерппл, пые:ощп2ся в зстгртгесгсоП п этнографической литературе ко Дегесгг'лу.
^орсзолюцпошшх псточ7п!-
ггях, гтрсдс7"2гг:зп^1л собою Зяплсхя пртг;стз?пг?.ссов, воспсшяга-«тя рус-"гг; о'^дсрэп-у^истттггго^ Юзтсазсхо^ йойш«, статья п очерет/, Ес^егг^гпз« п раз;ягктыл пспкод^тгсгспх пздгпнп". Нтггго аз этих татороз ге з»д«ж?л из обще*! м^сга пг.зрцся ля ггг.-.; эттт-
че гругзг/, ля з жалесгаз ся:юстостсльлого соцпплъпо-
полпгтггсяого ебрззопягпха.
Згптг г* ас.тгттти тозп>гю ецттпг'ят-'г рябот, з гготерпя,
г.о'п ~ йеяоторма топ^зтгтх'? сп•лдоттз о .тпппшпиал.
• тга -г^'-Лтчсс'ого о£-
ш^т.ч!Г"Г!».-¿г.а'Э'гхтЕгсотояка сх&тгте-
ЕЛС:?ГТГСЗ лсс^тйсгзр. п бмга (сг~**сз« Г.С'Г-ог, ШУГЛ, тсл^г-,}, Особая
этзпоггз» рг.Слта состоят а топ, -гте здесь г^ф:п:с:?ропа.тш пабптодсг:п тторт. э с>т*с71 начале ЗОС з. Небояыпяе езедеппя о языяв лпаршпп щгаяедепк Ф.Эр^ертом, который называет его переходным ст гядггЛ-с~ого к дпдойскоиу.* О естест^ешо-географическах условиях обитания хпаргапн можно получить представление из статьи К.Ф.Гана об экскурсии з Чечшо и ЗападашЗ Дагестан лето?? 1901 г.5
Начало научного исследования хваршид относится к середине 40-х и г;»«-алу ЗЭ-л годов XX в.: В 1945-1946, 1950-1952 гг в Дагестан были направлены нз Москвы специальные этнографические экспедиции, целью которых бьга сбор полевого материала для кнпга очерков о социалистической культуре а быте местных зародов. Непосредственное отноггаше к линей теме пнетот мптерпглк Б.М.Шиллинга, Ю.В.Ивапопой, М.И.Атаюшиевой, храпятщ»,еся в архиве института' зтнолопш и аятроиолопш, в которых представлены как этлографнче-
! Дохчад Завадского А.М. о поездке вверх по Андийскому Koilcy. а) Протокол состоявшегося 23 сентября 1903 года обыкновенного об-гдзго собранна члеаоз отдела. // ИКОРГО. ТЛб. Вып. 5. Тпфлкс, 1903. СЛ9-24.
5 С?!.: КозубшгЙ Е.И. Р.Ф.Фоз-Эр:сег>т а его сочинение "Die sprachen йсз Csacssishca". // ИКОРГО. Тифлис, 1903. Вып.4. ТЛб. С.71. 3 Г?;х К.Ф. Экскурсия в нагорпухо Чечню п Западный Доггсгац пото?д 1901 г. // ИКОРГО. Тпфлас, 1902. Зып.4. ТЛ5. Отд.?.. С.227,234-235.
скис опнсалня, характеризующие традиционный и совреыешхый авторам быт п ссиешше отношешш, тшс п некоторые ст&тпстичеасне данные, касающиеся хварппш.
В последующие годы, вплоть до середшш 70-х годов, когда появилась небольшая по объему, по цепная по сноса:у содержанию статья Г.А.Сергсевой,! не было шпеахак работ о хваршинах. Позлее вышло несколько исследований, в которых в той или шхой свези упоминаются хваршипы (Г.А.Сергеева, А.Г.Булатоаа), а та:сие публикации самого диссертанта об этом Пароде.
Все, изложенное выше, даст воз^оггсоск» судить о степени изученности хваршнк: ил одаш зопрос истерли, бага п культуры этого народе не исследован с достаточной гопкохой, a rtiiorns из шк никогда н не были объектами внимания иссясдозателей.
Hnymnn исазппа ддссертадшх зшаврч. тсв в ток, что пегтоацее псслсдозвлпс является первой нопъпкай 1:с.тсрз;::о-'УШ^:рафцчгс::ого изучения быта п культуры яварпшн в гечаше длительного полутора-векового периода, (со второй половины XIX г,, до шаппх длен), со вссип процессами, происходящими с последуешьлщ сбластани культуры и быта хвирдлш. В ней впервые введены в пиучсгИ оборот этнографические материалы, архивные псточшгж н литература по псслг-дуемону народу.
Пратспнесстп з?геч:75к>стр> работы состоит в том, что материалы и положения диссертации могут быть использованы в легциохшыя курсах н при подготовке обобщающих трудов по нсторш в этнографии народов Дагестана, Кавказа в Роеспс. Материалы автора yse используются при создании географического атласа "Народа Дагестана", статьи автора о хвархшшах пришил для издания в эвдшйюпедпяя ''Народы мара", "Народы Россзв".
Апробагозя pgfcma. Диссертация обсукдалась на заседании отдела этпотрафшз Института историв, археолопш и этнографии Дате стапсхого научного центра Российской Академии паук к получила положительную оценку. Основные положения диссертации опубликованы в б статьях в 7 тезисах докладов, опубликованных в различных сборниках статей и катеришюх сессий и научных конференций.
1 См.: Сергеева Г.А. Этографачеаспе наблюдения у хваршнн. // Новое в этнографии и антропологии (Итоге полевых работ Института этнографии в 1973 году). М. 1975. С.65-75.
2. СТРУКТУРА 33 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Работа состоит из введения, двух глав (9 параграфов), заключения, библиографии, списков сокращений и ¿шформаторов.
Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна и практическая значимость, определяется цель, задачи и объем исследования, методологические а теоретические основы работы, рассматриваются источники и определяется степень изученности проблемы.
Первая глава посвящена материальной культуре хваршнн. Она состоит из 4-х парахрафов» первый аз которых посвящен одному в? важных элементов материальной культуры - пос&шззш.
Отмечается, что при выборе места поселения хваршины исторически руководствовались теми не принципами, что и другие народы Дагестана: возможностью максимального использования естествеппо-географическях условий (близость земельных угодий и источника воды, экономия земли, приспособление к особенностям рельефа, использование солнечного тепла) и интересами обороны. Это обусловило скученность построек и тесноту, интенсивность и плотность вертикальной застройки.
Особенностью хваршннских селений в прошлом были их небольшие размеры. Образование хуторов было связано с зональными особенностей хозяйства (скотоводческие базы - хутора).
Исследование, проведенное в широких хронологических границах, охватывающих период после завершения Кавказской войны и весь XX z., вплоть до наших дней, показало, что уже с конца XIX в. при довольно еще устойчивом сохранении традиционного образа жизни в хваршипское село понемногу начинают проникать инновации. В материальной культуре произошли коренные преобразования. Значительные изменения претерпели а поселения: хотя в горах в силу' существующего рельефа и тесноты они поддаются перестройке с большим трудом, все же рядом со старой их частью появились новые кварталы горизонтальной планировки, меняющие облик всего noce1 пения.
3 переселенческих же поселениях ужа в самом генеральном алане их строительства были заложены все возможные удобства: уянчно-квартальная планировка, застройка благоустроенными домами усадебное типа с надворными постройками для скота а иши, р явно-мерное водоснабжение, озеленение, санитарное благоустройство и т.д.
Все они имеют автомобильное (в том числе автобусное) сообщение между собой и с другими поселениями и городами республики. Вместе с тем рельеф местности и плановая застройка являются причиной единообразия всех переселенческих селений на равнине, где поселения хварпшн ничем не отличаются от поселений других народов.
Новые экономические отношения, развивающиеся в последние постперестроечные годы несколько приостановили постоянный отток трудоспособного населения в равнинные районы н города республики н создали предпосылки доя возрождения полузаброшенных и почти обезлюдевших населенных пунктов нагорья.
Второй параграф главы посвящен яаивхцу, характер которого, его форма, планировка определяются прцродно-географическпнЕ условиями, уровней социально-экономического развития, в частности типами хозяйства, этническими традициями, типами семей, их развитием. Изучение жилища дает ценный материал для восстановления истории, бытовой и художественной .культуры народа, ею взаимосвязей с другими пародами.
Традиционное жилище хваршнн прошло путь от одноэлементной постройки с плоской земляной кровлей до многокамерного многоэтажного хозяйственно-жилого комплекса, где жилье занимало верхний этаж, а хлев и сеновал - нижние этажн.
Длительное время, вплоть до 30-х годов XX в. в хваршннском селе продолжал функционировать центральный очаг, хотя в отдельных домах уже был пристенный очаг - камин с дымоходом и стала появляться железные печки - времянки.
В интерьере традощпонного жилища значительное место занимал большого размера деревянный ларь с несколькими отделениями для хранения различных продуктов питания, который в процессе эволюции жилища оказался вынесенным за его стены, хотя и сохранял с ним прямое сообщение через специальный ход. Традиционной составной частью интерьера килпшд были и отдельные предметы местной мебели (резной деревянный давал, тахта, низкие табуреты).
Ленка и вымывание традиций, начавшиеся с большей интенсивностью с 30-х годов XX в., исторически связанные с коллективизацией крестьянских хозяйств в созданием колхозов, г возобновившийся с конца 50-х начала 60-х годов, когда часть хваршин, которая в 40-х годах была насильственно пересилена в Чечню, вернулась в горы, другая часть осела на Приморской равчине Дагестана, продолжается по сей день. ,
Полевой материал позволил проследить иновационные процессы а жилище в поэтапной динамике: растет камерность и этажность жи-
лища, совершенствуется система обогрева, увеличиваются размеры дверных и оконных проемов и т.п. В настоящее время идет интенсивная перестройка домов, увеличение количества комнат за счет возведения капитальных перегородок п прнстроек. Появляются дома новой планировки. Для этого больше представляется возможностей в равнинных селениях, где в строительство внедряются индустриальные методы, используются новые строительные материалы и архитектурные приемы. Однако здесь сильнее и процесс унификации.
В третьем параграфе "Одежда", состоящем из 6 подразделов, дается характеристика мужской и женской одежды и украшений, мужской и женской обуви, детской одежды. Отмечается, что одежда хвар-пшн в XIX в. ни в своих комплексах, пи по покрою существенно пе отличалась от одежды других народов аваро-авдо-дндойской группы п была однотипна с одеждой других пародов Дагестана. Отдельные элементы мужской одежды (бешнет, черкеска) имели северокавказ-спш потер ой. В качестве особенного можно отметить ношение п цуж-чппзмп, и женщинами нательной одежды, сшитой из овчины мехом внутрь, что встречалось и у некоторых других горных народов аварской п лезпгоской групп. Для мужской одежды хваршпн была характерна д тушпеообразпая войлочпш* куртка, имевшая ограниченное распространение з горной Дагестане. Роль этнической метки выполнял и обязательный красный кушак в женской одежде н своеобразная форма мужской н женской вязалой обуви.
• Особенно сильно подвержена инновациям одежда. В диссертации прослежена динамика их проншшовення в костюмные комплексы всех возрастных категорий. Традиционную одежду в более или ыенез полном комплекте утгге ншето яе носит. В старших половозрастпыя группах сохраняются отдельные ее элементы (головные уборы, овчинные шубы, изредка - вязаная обувь). Обшрй процесс урбанизации ц аптерЕйционализациц культуры более всего коспулса представителе.^ молодого поколения в горах и основной нассы населения в переселенческих селениях, где одежда уже пе имеет этнических признаков.
В заключительном параграфе главы рассматривается шгца. Народная пшца относится к тем стойким компонентам культуры, которые по определению академика Ю.В.Бромлея, несут основную этническую нагрузку, составляют как бы ее кархас1. Устойчивостью сложившихся национальных форм, длительной сохранностью истерически складывающихся традиций народная система пзтания прежде всего обладает из-за связи особенностей шпця с хозяйственной деятель-
1 Бромлей Ю.В. Эгаос и этнография. М., 1973. С.67.
цоетыэ и своеобразием еетестеенно-геаграфшескш: условий, которые аерерастают в культурио-традщщош$ые и этнокультурные. Возможно, «сто сохранение древних традиций «шза-ез Е с отмечаемыми исследо-»атепямн психологическими стереотипами, гредубекденкши, которые со эргменек вырабатывали о физиологическое невосприятие некоторых пшцевых продуктов5. Устойчивость народной системы шта-над? обусловлена еще е тем, что она находится в тесной связи с семейным бытом: приготовлением ишщз преимущественно занимаются женщины, которые были к явлшотш хранэтеяьашщ&ш культурно?
жовык традиций. Традиционная пища хваршин была мучной н мясо юлочной. Кухня их проявляет большое сходство с таковой у других горцев Дагестана как набором основных блюд, так и способом их приготовления, хотя наблюдалось и некоторое своеобразие, имевшее этнический (ианршер, форма хпнкала) шш заимствованный характер (форма отдельных мщан хлеба). Отмечается, что с процессом питания т"сео связан ряд других компонентов народной культуры, в частности изготовление и применение посуды и утсари, предназкачеотой для приготовления п приема тпщз, формирование определенного этикета к традиций; все это объединяется введенным в научный оборот кссле-доватедаша лещатцеы "система шяшя"'. Незначительные изменения,* которыеш яре'-джегши онредедехшого времени все-таки происходили в производстве продуктов патаниг, их ассортименте, способах приготовленья некоторых бшод, были связаны с проникновением и распространением новых-культур (таких как кукуруза, картофель). Со временем качественно и количественно изменилась и утварь. Она оказалась более подверженной влиянию времени. Ушли в прошлое отдельные кушанья, приготовление которых ассоциировалось с бедностью, появились (это больше относится к переселенцам) заимствования из русской. ухни и кухни других народов. В большей степени инновации связаны не столько с перечней блюд, бытующих на кухне- ?.варщш в наши дни, сколько с количеством и качеством потребляемой нищи, составом « калорийностью повседневного меню, увеличением в рационе питания овощей и фруктов, новыми способами их заготовки. Заметны изменения в детском летании.
' Волкова Н.Г., Дхсавахншашш Г.Н. Бытовая культура Грузик XIX XX вь : традиции и инновации. С.80.
• Арутюнов С.А., Мкртуняв Ю,И. Проблемы классификации ¿лекеа-т j культуры (на призере армянской системы штанкя). И СЭ. 1981. №4. С.14.
Приведенный в исследовании материал, позволяет заключить, что таким образом, этническая специфика в современной урбанизнро-ванной материальной культуре хваршин проявляется, в целом, не столько а предметах, ее составляющих, сколько з характере их использования: з функциональном распределении помещения, в особенно стих его декора, в обрядовых функциях отдельных сохранившихся элементов одежды, в способах приготовления пищи.
Бо второй главе дадотся сведения о семье и семейных обрядах хваршин. В параграфе "Секяья ¡я семейный бытг" рассматривается традиционная форма семьи, ее состав, жизненный уклад. Исследование показало, что основной формой семьи в исследуемое время была малая семья "гьаку", состоявшая из супругов и их детей, численностью в 5-6 человек. В пей иногда шиш родители мужа с пеленатыми и незамужними детьми. Во 2-ой подоапие XIX - начале XX в. п семье сохранялся патриархальный уклад. Существовало строгое половозрастное разделение обязанностей в семье. Авторитет мужа и отца был непререкаем. Характерной была авторитарная власть планы семьи - отца. Вместе с тем, массовое отходничество мужской части населения з различные районы Северпого Кавказа и Закавказья в исследуемое врсня, предоставляло женщинам воэчопиости решать в отсутствие иухсей многие важные для семьи вопросы» т.е. приучало пх к определенной самостоятельности. Поэтому всгаластпе отца в семье, санкционированное обычным правом п ускыоиленюпга шариата, взаимно дополнявшими друг друга, была па абсолютным, в адекватным ситуации.
Важную роль играли родственные отношения. Самым близким считалось родство до 4 колола. В тух уме различали следующие категории родства: I) родственников ("къемыс"}; 2) людей нашей головы и ног ("кьеы к1ак1аси); 3) людей, который доверяли ("бо;ки боркыГ); 4) дальних родственников ("шш>га1а кьеляьп"); 5) людей, стоящих в конце родства, отдаленных родственшпсов ("къенлъп лнтЫу").
Господствующей формой семьи у хваршин. п ныне продолжает оставаться малая семья, которая сейчас является большой частью вук-леарной, т.е. состоящей нз брачной пары с детьми она является носителем этнических черт, ншсроичейкой воспронзиодства этчоса, но процессы урбанизации и унификации ощутимо затронули и ее. Это выражается в изменении взаимоотношений ез члетов, изживании авторитарности, утверждении в ней демократических, порядков. Современные прс , лсы в хзаршнвской семье протекают ярче и нагаях ее в переселенческих поселениях, где население по многим культурно-бытовым показателям ближе к городскому.
В параграфе. "Фермы заключения брег:а" отмечается, что в прошлой у хварпош предпочтение отдавалось внутритухумным, внутрпсгльским бракам и бракам внутри Хварпшнского союза сельских обществ, в основе чего лекала экономические интересы общества (сохранение рабочих рук, земельных фондов и другого имущества).
Брачные отношения имели патриархальный характер, брак заключался по желанию родителей. Наряду с наиболее распространенной формой брака сватовством, сохранялись браки уводои, обменный, люлсчный, левиратныи, сорорапшй и др., считающиеся пере-киткемп взаимоотношений полов в древнейшие периоды человеческого общества. Обычай левирата н сорората сохранялся еще в первые десятилетия XX в. как выражение заботы о детях, оставшихся без одного из родителей; имела значение в экономическая причина - стремление удержать имущество жены в семье. Практиковался и обычай "цодольа", по которому вдова шш девушка, достигшая брачного возраста, сама называла имл избранника, который обязан был на неё г:е-нитьси, если даже у>:;е имел семью.
Редки были случаи похищения девушек, так как это могло вызвать вразду мехеду тухумамн.
Процесс модификации семейно-брачных обычаев начался с 20-30-х годов ЮС в. Наибольшему изменению подверглись формы заключения брака. Некоторые из них изжшы полностью ("цоцольа", люлечиыд сговор, левират, сорорат) шш встречаются крайне редко. Интересно, что кузенный брак, не имевший в прошлом большого распространения, оказался наиболее стойким и даже приобрел определенную популярность. В работе отмечается возросшая самостоятельность молодых людей при выборе спутника к из пи, изменение мотивации брака. Основным стимулом для вступления в браге в настоящее время является личное чувство. В системе семьеобразующик факторов ведущее место занимает любовь, а не экономические причины, хота б самое последнее время они тоже не исключаются.
В образовании семьи в настоящее время основную роль вгразот эмоциональные факторы, поэтому большинство браков заключается после достижения молодыми не только содовой, но и психической и социальной зрелости, следствием этого шляется повышение брачного возраста. Хотя в последние 50 пет, вследствие процессов индустриализации и урбанизации, шгаеасизно происходивших в Дагестане, иогви-лись возможности для территориального расширения брачного крут, у хвартин стойко сохраняется пзыопшиость браков, случаи межнациональных браков единичны не только в горных селениях, но и в переселенческих.
3 параграфе посвященном сяадс^имм обряд ал? характеризуются обряды свадебного торжества, трздгадаопно наиболее распространенной формы брака - по сговору. Цикл предсвадебных действий начинался с подбора невесты н посещения ее родителей, матерыо жениха с целью яредварптельпого сговора. Далее происходила официальная процедура сватовства и получение согласия на брак, после чего для засватанной девушки начинались некоторые ограничения, которые исследователи называют избегапием.
"Махъар"- религиозное закрепление брачного союза - предшествовал собственно свадьбе.
В последний четверг перед свадьбой в доме невесты производился обряд кройки для нее одежды - "бах1арай щнк'ьу нахдогу зебу", напоминав цшй русские девичншеп и представлявший собой нрощзлпе подруг с девушкой, уходившей в другой дом и переходившей в разряд замужних легации. Свадьбу начнналя обычно в чотзерг, одновременно в домах кепшеап невесты. Главным распорядителем на свадьбе являлся "бертинос уд алан", ему помогали виночерпии "льарахагГ, а также "г1адлус жик1о", чьей обязанностью было следить, чтобы мужчины не напивались. Брачная ночь проводилась тайно в чужом доме (по договоренности), а молодежь активно противодействовала встрече жениха п невесты. Свадебный обряд отдельных селений различался в деталях.
Послесвадебными были ритуалы вывода невесты за водой -"багЛарай лыпебол екъе" н посещения молодыми вместе с родней жениха родителей невесты.
В ев'; "-ебной обрядности, складывавшейся на протяжении многих столетий, оытовалн пережитки реликтовых явлений, многие из которых в XIX - начале XX в., утратив свой первоначальный смысл, имели игровой и развлекательный характер. Они в совокупности создавали, своеобразный этнический калорпт и воспринимались в качестве культурно-специфических особенностей духовной культуры хваршин. В' процессе развития общества происходила постепенная перестройка старых обычаев и традиций; новая действительность, хотя п медленно, вносила определенные коррективы во многие элементы семейпо-брачной обрядности. Изменения в свадебной обрядности заключаются во временном сокращении ее .циклов и упрощении. Однако^ в основном, сценарий традиционной свадьбы в настоящее время сохраняется, хотя в него вошли н некоторые элементы современной городской свадьбы. Осовремениванию подверглись и материальные компоненты свадьбы, состав и размеры которых в денежном выражении зависят от действующих на момент свадьбы стандартов.
Свадьба в переселенческих селениях по всем признакам ближе к городской, чем свадьба в горах.
В целом, весь свадебный цикл хварппга в настоящее время представляет собой переплетение традиционных, новых н смешанных форм, т.е. синтез традиций и инноваций.
В четвертом параграфе главы "Обрады детского цикла*, отмечается, что у хварпдш в исследуемое время существовал сложный и своеобразный комплекс обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей. Обряды родильного в детского циклов ритуалнзи-рованно оформляли один из ключевых моментов человеческого бытия; они составляли разветленную систему, значение которой а згшзии людей определялось важностью выполняемой ею функций - магическое обеспечение репродукции данной этнической группы. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия, неуверенность в бльлн олучном исходе родов, постоянная угроза смерти и т.д., вызывали в сознании людей обострение? чувство зависимости от вредоносных сил, воздействию которых как казалось особенно активно подвергались роженицы. В связи с этим для беременной женщины существовали определенные запреты и ряд действий, в основе которых лежала предохранительная магия, направленная на обеспечение благополучного исхода беременности. Беременная женщина, по представлениям, должна была остерегаться определенных дней ("дни Бад-руса", день Ашуры), опасаться и так называемой Будаллаба - демонической женщины, способной похитить ребенка из утробы.
При родах пользовались к основном услугами повитух, которые обладали определенным минимумом медицинских знаний и имелись в каждом селе. Среди облаченных в магическую оболочку ритуалов было множество рациональных приемов, основанных на многовековом историческом опыте повитух. Основные моменты жизни ребенка (наречение имени, укладывание в люльку, стрижка волос, ногтей, появление первых зубов, первые шага) сопровождались различными магическими действиями и обрядами.
Как показывает исследование, детский цикл представлял собой отработанную вековой традицией систему, в которой первые годы жизни ребенка сопровождалась выполнением целого комплекса обычаев и обрядов, отмечавших все важнейшие события этого периода. Большинство пз них носили узкосемейный характер. В целом, изучение обрядов и обычаев, связанных с дородовым периодом, родами ч. первыми 2-3 годами жизни ребенка, показывает значительную архаику этого ритуального комплекса.
Одной пз загзиых фугосцзй семьи являлось воспптапле и соцпа лизацпя реб<лп:з. В восппталш! детей у "г.припп, ко:: п больишиства пародов, хшелпсь два зозрастпых рубежа, соотпетсгаовсзгппх 6-7 п 10-12 годп.'г: п заметно сСггг.р>тс1гпслоник традиционные различия в полопсеветмзль'гаков з девочек.
Соцпгпнзацпя детей п подростков осуществлялась двумя путями: через геггосредстзеппое участие ад з повсгдпеапоЗ пргхткс се?1ьп п путей оргеэтгщпп га ззроошиа паразлячлые трудозыс ропп.
В процессе пгр-здатя последующее позеолешяпл полошггелыгого опита коралл (общественной, бытовсЗ, реллгаозпе:!) парную роль пгрплл п обтгпп-готрялшггп. На оснсзе м^согсояезпой трсясаас-ст, з зпг'-'г. тпадгтцигл"гой пукьтуры яэзтктгп! ятлработал^ст» дгле-наяразлеггл-л с~с?.~:,:я. соепптаят п соцпштпзал.тш ргбсгпса.
Соцггзльгго-окономпчеаспв перемены, прп'лепзчллпгз за года Со-гетсгсоЯ злг>.с~л п з перзстрое'ппгЗ пергтед, пргвелн :: значительным ¡ззиетстт»: "о зссЯ спсгсле зоспгггхпга дстс*1 нп зегх этапах - от млл-депчсггзс. до ссзерхоптожяш. Мпогпо гз обрядов детехго цикла, поез.'ццгч:жго роггдсшно ребегса п вагпгеЗшзм моменте!! его ггазни (перпаа стргг."геа, перзьгл зуб, первый шлг я т.д.) отмечаются и в паши дли; уходп? з прогзлее мттгчеекпе ритуалы и знахарские приемы врачевания детсЗ; в переселенческих селкшях, где лучше обстоит дело с медицинским обслуживанием, пх вообщз не ^дщот. Инновации в обрядовую сферу семейного быта, связанную с рондеппем детей, проникают весьма пптессшщо, хотя соотношение традиций п шшоваций в различима ее элементах неодинаково.
В уихспталшои параграфе главы "Позорзпггочкигпгалмьге сбрту^ы", отмечается, что обряды похоронного цикла - наиболее консервативная сфера обрядовой яспзпп семьи п наиболее исламнзиро-ваипая пз всех сфер сецейного быта. Возможно этим п объясняется устойчивое бытование у хваршин в настоящее время традициопного нохоропно-поминального ритуала. Исследование показывает, что похоронный ритуал у хварпшн, как и у других пародов Дагестана был многослойным, несмотря па регламентацию мусульманским духовенством многих моментов дояоропного цикла. В ней сохранялись и отражались в трансформированном виде некоторые элементы былой язычесгой обрядности: передача через покойного гостинцев, бритье во время траура волос с головы молодой вдовы, флага на кладбище и т.д. Таким образом, исследование семьи и семейной обрядности хв аршин показало, что традиции в них продолжают занимать существенное место. Это в большей степени касается жителей горных селений, нежели переселенцев.
В Заключении диссертации подведены итога исследования, содержатся выводы в обобщения. Анализ представленного в работе материала приводит автора к выводам:
За Брсик многовековой история хв ершив у mix сформировалась яркая самобытная культура, нашедшая огра:;:епкс как в материальных компонента?., твх п в развитой рнтуалькоП сфере бита ci....:i,:n еа формах, особеалостях укладам образа еизхш.
Гедетд'ссскоз родство, об1цаесяъ судсЗ, сходство
срыродцо-гсогрсфн^скпх п социальцо-ЗЕолоип'г-гси^л ус::оас2 развитии обусловили возникновение у ssspnnzs фэру бьгтоеоЗ культуры, 'которые щдашшшг гакозьш у друпа д^пгла-с^х асродоь, в первую сигргдь у tsepçes а народов saapcsoS rpjariK. Однако, ьо гдюгпх ее 0Е.зле:гга1 ¡ipc^nasrcr; ц vz'xc г. цлдг'.т.етй.'Я ыничс^.^я спгцс-Ееторг^шш Kioujjsj^&sca несгнь:-.-• Культура с бда: гзЕранз гвздодпе? сос • ■ уйй ^о'.с-лтлйого ©5-ucïincnHiî. Указанные тсздешщс к cîja^.' . î^tsçur-. а уик^'-'-^Ч« элг-ксатов битовой довгуры, харакгерзгге гоегчдйгж и
праведапе к возаикйоаеншэ ©пряней* кг&гс-уо» в ш, в самое последнее время встречают аиутрегшео E?oicso&<a£eraac парода. Это привою к возрождению интереса к этыягсхему, традвияогшому, что в свою очередь способствуем воззрту ко ыногам положительным традшщяъ: прошлого. Это иссомпмшо, шгеет позитивные последствия возвращающее керодаой культуре ее этический аромат, красоту и силу этнического самовыражения в эмоционального воздействия.
Flo тгета y^-g-f*?:
!. Свадебные обш&а а обрндн хааргящз в XIX - ккч.ХХ в. // Тезисы локиадо© научной ссссзш, иосэящгетоа втолш экспедиционных ис-следозатг.Ш Ипстатут ИЛЛ ь 150? - 1905 гг. Махачкала, 1SS6. (ОД пл.).
2. Обряды вызывания доззда и солнца у хв&рпши. If Сборник статей: Каяелдаръ и калеидарпые обряды у иародов Дагестана. Махачкала, 1987. (0,8 пл.).
3. Взаимопомощь и ее фор:.::!, у хварпигн. // Сб.ст.: Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - нач.ХХ в. Махачкала, 1987. (0,8 пл.).
4. Некоторые обычая а обряды хворшин, связанные с рождением ребенка (XIX - нач.XX в.). // Тезис; г докладоз научной сессии, поезя-
щеяной итогам экспедиционных исследований ИИЯЛ в 1936-37 гг. Махачкала, 1988. (0,1 п.л.).
5. Одежда н украшения хвяршпн в XIX - нач.ХХ в. И Сб. ст.: Материальная культура пародов Дагестана в XIX - пач.ХХ в. Махачкала, 1938. (0.8 пл.).
6. Традиции н новацпп в свадебном обряде хварппш. // Сб. ст.: Брак и свадебные обряды в современном Дагестане. Махачкала, 1980. (0,3 п.л.)/
7. Пшца хварпяш: традиции п ппновацпк. // Сб. ст.: Система питания пародов Дагестана. Махачкала, 1990. (0,1 п.л.).
8. Формы заключения брзка у хварашп. II Тезисы докл. паучной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1938-89 гг. Махачкала, 1990. (0,1 пл.).
9. Судопроизводство хваршпн. II Резюме докладов и выступлений Международная конференция "К новым подходам в отечественной этнологии". Грозный, 1992. (0,3 п.л.)
10.Институт "временного брака" у хваршпп. // Краткое содержание догсладо'в лазрозсюхх (срецнеазпатско-казказских) чтепхш. С.Петербург, 1992. (0,3 п. п.).
11 .Традиционное исчисление времени у хварппш. П Материалы сессг/п по йтопш полевых исследовали?! ИИЯЛ за 1990-1991 гг. Тезисы докладов. Махачкала, 1992. (0,1 пл.).
12.Народная метеорология у хваршпц. // Краткое содержание докладов лавровс:снх (среддеазлатсю-хсазказскнх) чтений. С.-Петербург, 1993.
13.Устпое неродное творчество хварппш. Н Научная конференция молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных цаук. Тезисы докладов. Махачхала, 1993. (0,1 п.л.)
14."Хваршшш. XIX - пач./С-С в. Исторшсо-зтпогряфкческое исследование". Махачкала., 1995. (15,5 пл.)