автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культура и быт крестьянства западных губерний центральной России в 1917-1920 гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Малашенко, Анатолий Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Брянск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Культура и быт крестьянства западных губерний центральной России в 1917-1920 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура и быт крестьянства западных губерний центральной России в 1917-1920 гг."

, ц «98

На правах рукописи

МАЛАШЕНКО Анатолий Алексеевич

КУЛЬТУРА И БЫТ КРЕСТЬЯНСТВА ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ В 1917-1920 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ БРЯНСКОЙ, КАЛУЖСКОЙ, ОРЛОВСКОЙ, СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Брянск 1998

Работа выполнена на кафедре отечественной истории Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г. Петровского

Научныеруководители:

заслуженный деятель науки

Российской Федерации, •член-корреспондент РАО доктор исторических наук, профессор ЖУРОВ Ю.В.

кандидат исторических наук, доцент ЛЫТКИН В.А.

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки , Российской Федерации, . доктор исторических наук, профессор ЩАГИН Э.М.

доктор исторических наук, профессор ФИЛИМОНОВ В.Я.

Ведущая организация — Смоленский государственный -педагогический университет

Защита состоится 1998 г. в /У часов на заседаний

Диссертационного совета К.113.29.02 в Брянском государственном педагогическом университете имени академика ИХ. Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14, ауд.______- . .'• .."•'>'

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Брянского государственного педагогического университета по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. ,

Автореферат разослан «-¿«Д» 1998 гола , ;

Ученый секретарь Диссертационного совета

МИХАЛЬЧЕККО С И.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы. Февральская и Октябрьская революции 1917 г., а также последовавшая за ними гражданская война в России 1918-1920 гг. являются одной из острейших тем отечественной и зарубежной историографии. Тема эта поистине неисчерпаема. Каждое новое поколение исследователей открывает ее новые грани, по своему переосмысливает происходившие исторические процессы.

Подавляющее большинство населения России в начале 1917 г. составляло крестьянство и от того, какие силы оно поддержит в ходе революции и гражданской воины во многом зависел исход разгоревшийся в стране классовой борьбы. Вопросам отношения крестьян к революции и участию их в гражданской войне посвящены многочисленные исследования. Однако, в современный историографии почти отсутствуют работы по исследованию культуры и быта крестьянства в годы революции и гражданской войны. Авторы вышедшей в 1986 г. многотомной истории советского крестьянства вынуждены были констатировать: «Пожалуй, наименее известна нам сейчас культурная жизнь крестьянства эпохи революции, гражданской войны и первых этапов нэпа»1. Исследователь В.А. Козлов отмечал, что вопросы культуры и быта советского доколхозного крестьянства рассматриваются в последнее время и в работах по аграрной истории, но число таких работ не велико, а анализ культурных проблем по понятным причинам, занимает в них второстепенное место2. Что касается вопросов культуры и быта западнорусской деревни, то они почти совершенно не изучены в отечественной историографии. Исследование этих аспектов жизни крестьян даст возможность установить изменения в культуре и быту различных групп крестьянства, произошедшие в 1917-1920 гг.

Научная новизна исследования связана, во-первых, со слабой изученностью темы в оощероссийском масштабе и почти полной не изученностью в региональном плане; во-вторых, новизна работы заключается во вводе в научный оборот ранее неизвестного научно-фактического материала, извлеченного как из центральных, так и из местных архивов, материалов периодической печати того времени и их первичный анализ; в-третьих, выводы и фактический материал исследования могут поставить вопросы по теоретическому осмыслению ряда проблем истории России, а также быть использованы при создании общих работ по истории российского крестьянства, для разрешения ряда научно-теоретических проблем.

Предмет диссертационной работы культура и быт крестьянства западных губерний центральной России в годы революции и гражданской войны. При выборе предмета исследования автор руководствовался как сложив-

' История Советского крестьян ста. - Т.1. - Крестьянство в первое десятилетие Советской власти 1917- 1927.-М., 1986. -С.22.

" Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. 1917-1927 гг. (По материалам еврсп»йскс.< части РСФСР.). - М„ 1483. - С. 7.

шейся в историографии традицией на совместное рассмотрение вопросов культуры и быта различных социальных групп так и тем обстоятельством, что и культура, и быт представляют собой сферу внепроизводственной жизнедеятельности людей, поэтому их совместное изучение представляется логичным и целесообразным.

В связи с тем, что социологи и философы часто вкладывают разный смысл в само понятие «культура», следует сказать, что в нашем исследовании под культурой понимается «духовная жизнь общества, выражающая сущностные (творческие) силы человека»3.

Под бытом мы понимаем сферу внепроизводственной социальной жизни, включающую удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, освоение обществом духовных благ, человеческое общение, отдых, развлечения, а также быт «как определенную среду, совокупность материальных и духовных условий жизни человека»4.

Хронологические рамки исследования охватывают 1917-1920 ¡т., от Февральской революции до конца гражданской войны в России. Выбор этих хронологических рамок связан с тем, что революция и гражданская война явились первым периодом в новейшей истории нашей страны, характеризующимся рядом особенностей, отличающими его от других периодов. По насыщенности же историческими событиями, по включенности в происходившие в обществе политические процессы всех классов и слоев общества, в том числе и крестьянства нашего региона и его отдельных представителей, эти четыре года вряд ли уступают десятилетиям «мирного» хода, истории «эпохи социализма».

Цель исследования с позиций современного уровня развитая исторической науки на основе использования разнообразных источников, как привлекаемых ранее, так и вновь вводимых в научный оборот, дать системное изложение основных компонентов культуры и быта западнорусского крестьянства в 1917-1920 гг., проследить изменения, произошедшие в этих сферах жизни крестьян в годы революции и гражданской войны, а также выявить причины, способствовавшие или тормозившие развитие культуры и улучшение бытовых условий жизни крестьян в исследуемый период. В связи с поставленной целью автор определяет следующие задачи:

- дать анализ историографии проблемы и ее источников;

- проследить меры Временного правительства в области просвещения, изучить основные принципы и законодательные акты советского правительства в сфере образован.«, дать объективную оценку состояния и развития народного образования в первые годы Советской власти, на основании данных демографической переписи 1920 г. определить уровень грамотности кре-

3 Кертиан Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. - М.. 1987. - С 6

4 Бнкмурчки П.И. Бьгг гак предмет научного иссгдовани» // Культура труда, бита и человеческих отношений - Уфа. 1580. - С. 55

стьянства региона, вскрыть причины успехов и неудач в деле введения ^всеобщего начального обучения и ликвидации неграмотности среди взрослых;

- охарактеризовать состояние «внешкольного образования» накануне революции и деятельность Временного правительства в этом вопросе, проследить разработку принципов и деятельность Советской власти при проведении культурно-просветительной работы в деревне, рассмотреть деятельность просветительных учреждений и их влияние на развитие общекультурного уровня крестьян, показать динамику роста сети материальной базы культуры в деревне и ее причины;

- определить место и роль религии и церкви в традиционной культуре крестьянства и степень их проникновения б быт крестьян, проследить политику Временного и советского правительств к русской православной церкви,, выявить отношение населения к религии и церкви, а также к «сельско-рел'игиозной» политике Советской власти;

- исследовать изменение политического сознания крестьянства от февраля к октябрю 1917 г., деятельность Советов, РКП(б) и других политических партий, профсоюзов, общественных организаций по вовлечению крестьян в политические процессы, определить влияние революции и гражданской войны на формирование политической культуры, а также выявить причины поддержки крестьянством региона Советов в гражданской воине;

- показать мероприятия советского государства по улучшению быто-зых условий жизни крестьян и влияние аграрных преобразований Советов на товышение производственной культуры крестьянского двора, выявить при-шны устойчивости крестьянского хозяйства в условиях «военного комму-шзма»;

- изучить продовольственное обеспечение крестьянства региона наказе и в ходе революции и положение дел с продовольствием в деревне в года гражданской воины;

- проследить состояние медицинской сети накануне Февральской ре-олюции и мероприятия Советской власти по приближению медицинской юмощи к населению деревни;

- проанализировать основные декреты Советской власти по социш1ь-:ому обеспечению населения страны, показать работу местных советов в той области;

- охарактеризовать жилищно-бытовые условия жизни крестьян в годы еволюции, политику Советской власти в этом вопросе, проследить измене-ия, произошедшие в быту деревни в исследуемый период;

• - предложить научную периодизацию развития культуры и быта за-аднорусского крестьянства в 1917-1920 гг.

Степень изученности. Говоря об актуальности темы диссертационно-5 исследования, мы уже отмечали ее неразработанность в литературе. В оте-¡ственной историографии отсутствуют работы, специально посвященные зучению вопросов культуры и быта российского крестьянства как общего

тай и регионального характера. Вместе с тем, отдельные аспекты темы нкшли некоторое отражение в исторических и этнографических работах в основном написанных на общероссийских материалах. В целом в историографии темы можно выделить четыре основных периода: 1) 1917 - конец 20-х гг.; 2) 30-е -первая половина 50-х гг.; 3) вторая половина 50-х - середина 80-х гг.; четвертый начал складываться со второй половины 80-х гг. и продолжается до нашего времени.

К числу первых исторических исследований, затрагивавших вопросы культурного строительства в Советской России, следует отнести книги E.H. Медынского, А.Г. Кравченко, в которых содержится первоначальный фактический материал, в основном это введение начального обучения и ликвидация неграмотности в стране, а также предприняты первые попытки анализа опыта культурного строительства в годы революции и гражданской войны5. Открыто политизированный и атеистически направленный характер носили работы, связанные с рассмотрением позиции религии и церкви в исследуемый период в общероссийском масштабе, о чем молено судить даже по их названию6. В 20-е годы, названные историком С.Б. Филимоновым «золотым десятилетием отечественного краеведения», появились первые работы- регионального плана, посвященные изучению отдельных сторон быта западнорусского крестьянства, не потерявшие своего научного значения и в наши дни. Это труды М.Е. Шереметьевой, Н.И. Лебедевой, Д.И. Востроза, К.А. Соловьёва7.

Второй период в историографии вопроса является наименее плодотворным. Но и в эти годы появились работы, авторы которых разрабатывали отдельные направления быта и культуры, вводившие в научный оборот новый фактический материал. К их числу следует отнести вышедшую в П41 г. монографию Л.С. Фрид, книги Г.Г. Карпова, М.П. Кима, а также некоторые журнальные публикации8. Научных исследований непосредственно по теме данного исследования в то время не было.

Во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг., составляющих третий период в историографии темы, был написан ряд работ, представляющих основной пласт литераэуры по интересующим нас вопросам. В эти годы идет активное накопление научно-фактического материала, рассматриваются новые, ранее не исследовавшиеся аспекты темы, появляются работы обоб-

' .Медынский E.H. Внешкольное образование в РСФСР. - М., 1923; Кравченко А.Г. Деревенские «ченки партии и культурная работа Е деревне. - М.,1925 и др.

6 Данилов С. Черное воинспю. —AI, 191S; Бляхин П. Как попы дурманят народ. - М.,1920; Мещеряков Н. Поповские обманы. - М, 1J21, Красиков П. А. На церковном фронте. - М„ 1923 и др.

1 Шереметьева М.Е. Крестьянская одежда Калужской Гамаюнщины. - Калуга, 1925; Лебедева Н.И. Народный бъи в верховьях Десны и верховьях Оки. - М, 1927; Востров Д К Крестьянские жилища Калужской губернии. - Калуга, 1927; Соловьев К.А. Жилище крестьян Дмитровсюго края. - Дмитров, 1930 и др

* См.: Фрид ЛС Очерки по истории развития палэтико-просветительной работы в РСФО' (1917 -1929 гг.). - Л.,1941; Карпов ГГ. О советской ку лыуре я культурной революции в СССР. - М., 1954; Ким МП Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. - М, 1955; Городецкий E R Борьба народных масс за создание советской культупы (1917-1920 годы).// Вопросы истории. - ¡'/54. -№4 -С. 18-37 и др.

щаюшего характера и первые региональные исследования. В этот период в литературе укрепляется «отраслевой» принцип в историко-культурных исследованиях, что со ответствовало тогдашнему уровню развития историографии.

К числу работ, в которых исследовались вопросы народного образования, школьного строительства и ликвидации неграмотности в первые годы Советской власти, относятся монографии И.С. Смирнова, Ф.Ф. Королёва, И.М. Богданова, В.А. Куманёва 9. В этот же период появляются немногочисленные работы, затрагивающие вопросы культуры и быта крестьян нашего региона в первые годы Советской власти ш.

Наряду с работами по народному образованию были написаны исследования по другим отраслям культуры. Это в первую очередь монографии по истории культурно-просветительной работы в СССР ".

Увеличилось число авторов, писавших о взаимоотношениях населения, государства и церкви12. К числу достоинств этих работ следует отнести расширение фактической базы, смягчение тона научной полемики, а также попытки оценить место и роль религии в традиционной культуре и быту крестьян.

Значительно увеличилось число трудов в течение третьего историографического периода по изучению быта крестьян. Среди них следует выделить работы этнографов; с одной стороны, и историков, с другой. К первым из них относятся монографии и статьи В.В. Бойко, Н.И. Лебедевой, С.А. Токарева и другие13. Из исследований собственно историков выделяются книги по продовольственному вопросу М.И. Давыдова и Т.М. Китаниной 14.

Характеризуя в целом работы второй половины 50-х - середины 80-х гг.; следует сказать, что они в основном написаны на материалах центральных архивов вследствие чего данные по нашему региону либо отсутствуют, либо носят фрагментарный характер.

Четвертый период в историографии вопроса, начавшийся с середины 80-х гг. и продолжающийся до наших дней, также дал небольшое количество

9 Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры а первый период Советской власти. - М„ 1959; Королев Ф.Ф. Очерк по истории советской школы и педагогики. - М, 1958; Богданов И М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. - М.. 1964; Кумаиев В.А. Революция и просвещение масс. - М., 1973 и др.

Рябков Г.Т. Развитие народного образования, культуры и здравоохранения в Смоленской губернии в первые годы Советской власти.//Учен. зап. Смол. под. ин-та. - Вып. 7. - Смоленск. 1958; Сысоев С С Очерки культурного строительства на Бряншине. - Тула, 1970.

Андреева М.С. Коммунистическая партия - организатор культурно-просветительной работы в СССР. - М., 1963; Культурно-просветительная работа а СССР. - М.. 1973.

12 Персии М.М. отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. - М„ 1958; Осипова Е С. Церковь и Временное правительство. //Вопросы истории. - 1964. - № 6. - С. 65-76.

" Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. - М., 1958: Лебедева Н И. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX - начало XX в ) - М.,1960; Бойко В.В. «Культура пития» как элемент культуры быта. - Уфа, 1980.

Давыдов М.И. Борьба за хлеб. Продовольственная политика Коммунистической партии и Сове"—-го государства в гады гражданской войны (19)7-1920).-М.Л97!: Киттьика Т.М. Война, хлеб и ргзоиония -

к* то с г

раб'от по интересующей нас теме. Однако, для них характерен более высбкий уровень обобщений, серьезная корректировка устоявшихся стереотипов, обращение к ранее не изучавшимся или слабо разработанным направлениям тематики исследования. Кроме того, для историков стали более доступными архивные источники. Рассекречены многие дела, позволяющие по-новому взглянуть на историю страны во всей ее противоречивости и диалектической взаимосвязи.

Из работ, по-новому оценивающих политику Советской власти по отношению к церкви, следует отнести книги и статьи В.А. Алексеева, Д.В. По-спеловского, М. Одинцова15. Эти работы, как правило написанные на богатом фактическом материале, в том числе и вновь вводимом в научный оборот, грешат между тем стремлением просто поменять на противоположные оценки авторов предшествующего периода.

В последнее время появились работы, авторы которых попытались переосмыслить опыт культурного строительства в первые годы Советской власти, отразить противоречивость культурных процессов. Это монография С.А. Галина, коллективная монография «История русской культуры», в которой отдельная глава посвящена становлению советской культуры1 .

Особенно хотелось бы выделить коллективную монографию «Русское крестьянство: этапы духовного освобождения», авторы которой впервые в историографии на основе обобщения громадного количества работ по истории российской деревни предприняли попытку написать своеобразную социальную биографию крестьянства17. В работе широко использованы живые «голоса эпохи» (письма и высказывания крестьян, документы сходов, мемуарная литература и т.п.). Хотя книга охватывает значительный период от зарождения капиталистических отношений в России до построения оснсз социализма в СССР, духовному развитию тгрестъянства в годы революции 1917 г. и гражданской воины з ней посвящены две главы, в которых рассмотрены различные факторы влиявшие на рост самосознания крестьян.

В 1991 г. увидела свет книга М.М. Громыко «Мир русской деревни»,о которой сама агтор писала: «Эта книга - о культуре русских крестьян ХУШ-ХЗХ веков. Больше - XIX века, особенно его конца»18. И хотя книга, о русском крестьянстве вообще, в ней содержится немало лримеров из быта западнорусских крестьян.

Определенное значение для нашего исследования имеют подшившиеся в последнее время работы общего и проблемного планы по основным узловым проблемам отечественной истории, в которых отражены новые подхрды

15 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М, 1991; Поспеловскнй Д.В. Русская православная церковь > XX веке. - М , 1995; Одинцов М. Крестный путь патриарха Серпи7/ Наука и религия. - X» 6. - С 26-28.

11 Гадин С.А Исторический опыт культурного строительства в первые годи Советской властя (19Р-1925) ,-М., 1990; Зезина М.Р., Кошман Л.В. Шульгин ВС. История русехон культуры. - М.. 1990.

'7 См.: Кабытов П.С.. Котлов В. А.. Лкгвах Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения '-М. 1988.

18 Громыко М.М Мир русской деревни. - М.,1991

и новое видение проблем, в том числе касающихся культуры и быта россий-

ъ 19

скои деревни .

Наконец, хотелось бы отметить работы посвященные истории крестьянства отдельных регионов России. В этом отношении представляет методологический интерес вышедшая в 1985 г. книга «Крестьянство Сибири в период строительства социализма», в которой четко определены основные параметры исследования крестьянства как класса, а культуре и быту сибирского крестьянства посвящена отдельная глава20.

Имеются исследования по истории крестьянства других регионов страны. В этой связи следует отметить, что уже увидели свет два тома истории крестыгастш западного региона, в которых содержатся отдельные главы характеризующие культуру и быт западнорусского крестьянства с древнейших времен до 1917 года21. Существуют планы издания третьего тома, в котором будет освящена история крестьянства советской эпохи, надеемся, что ним планам удастся сбыться.

Анализ имеющейся литературы по интересующей нас теме позволяет сделать вывод, что в литературе имеются определённые наработки, однако комплексного исследования по культуре и быту западнорусского крестьянства, в годы революции и гражданской войны, как, впрочем, и общих работ по данной теме нет, что подчеркивает актуальность работы и позволяет перейти к характеристике источниковой базы исследования.

Источниковая база. При исследовании проблемы был использован широкий круг как архивных материалов, так и опубликованных документов . Все они могут быть классифицированы по нескольким основным группам .

Первая группа источников - архивные материалы. Диссертант использует сведения, почерпнутые из Государственного Архива, Российской Федерации (ГАРФ). В этом архиве были изучены фонды 2306 Народный комиссариат по просвещению РСФСР, 1803 Министерство просвещения Временного правительства, в которых наиболее полно отражены политика Временного и советского правительств по вопросам культуры. Много ценных сведений получено из фондов профсоюзов архива. Фонды: 5462 Центральный комитет союза работников просвещения, 5466 Центральный комитет Всероссийского союза работников земли и леса. В них содержится разнообразная информация по интересующей нас теме исследования (отчеты о проделанной работе, доклады и выступления местных руководителей, сметы расходов, справки, обзоры и т.д.), помогающие увидеть положение дел на местах, характеризующие отдельные стороны культуры и быта деревни. Большое количест но информации взято из фонда 382 Народный комиссариат труда РСФСР и других фондов архива.

9 См.: Историки спорят. 13 бесед. М.,1983; Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. - М., 1989 и др.

Крестьянство Сибири в период строительства социализма. (1017-1937 гг.). - Новосибирск. 1983 См.: История крестьянства западного региона РСФСР. Перист феодализма. - Вороне» ! 991; 1 !сто-рия крестьянства западного региона России 1861-1917 - Калуга. 191;*,

Основная масса материалов почерпнута из архивов городов Бряйска, Калуги, Орла, Смоленска. Материалы местных архивов наименее изучены, вместе с тем они содержат ценнейшие сведения по культуре и быту крестьян, так как в них хранится большинство дел по интересующему нас периоду самой разнообразной направленности и происхождения (от приговоров сельских сходов, заявлении и жалоб граждан до отчетов, постановлении, сводных ведомостей и обзоров местных органов власти). При этом мы стремились охватить как можно больший круг архивных фондов, которые бы характеризовали различные стороны жизни крестьян, а также степень их непосредственного участия в исторических процессах. Однако, избирая тот или иной фонд для работы, мы руководствовались двумя главными критериями: 1) дела фонда должны были содержать документы по всему или почти всему исследуемому периоду; 2) типичность дел, их репрезентативность.

В исследовании использованы документы из фондов Государственного Архива Брянской Области (ГАБО), Государственного Архива Калужской Области (ГАКО), Государственного Архива Орловской Области (ГАОО), Государственного Архива Смоленской Области (ГАСО), а также фонды архива бывшего Брянского обкома КПСС и Центра Документации Новейшей Истории Смоленской Области (ЦДНИСО) - архив бывшего Смоленского обкома КПСС. В работе использованы материалы 108 дел 49 фондов семи перечисленных архивов. Следует отметить, что далеко не все имеющееся у нас материалы были использованы в диссертации в силу ограниченности ее объема. При отборе документов мы стремились использовать как наиболее типичные для региона в целом, так и отражающие особенности крестьян той или иной губернин, уезда, волости или даже села, а также наиболее ярко и живо говорящие о жизни деревни региона в 1917-1920 гг.

Наряду с неопубликованными источниками в работе использованы и опубликованные офицшльные документы и материалы, составляющие вторую группу источников. Они представляют большую ценность, так как позволяют исследователю самому изучить и интерпретировать документы центральных органов власти. К числу таких источников следует в первую очередь отнести «Декреты Советской власти»22, а также сборники документов по отдельным отраслям исследования23.

Наибольший интерес для нас представляют погубернские публикации результатов переписей 1920 и 1922 гг., а также сельскохозяйственных пере-пг ч-н 1916 и 1917 гг., сборники документов по установлению Советской вла-

22 Документы хронологически относящиеся к избранному нами периоду исследования содержатся в

12 томах Декретов Советской власти, публиковавшихся с 1957 по 1986 год и являются наиболее доступным для исследователей источником.

*' Аграрная политика Советской власти'. (1917 - 1918 гг.). Документ.! и материалы. - М, 1954; Триумфальное шествие Советской власти. Документы и материалы. - М.,1963; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917 - 1973. - М..1974; КПСС в резолюциях и решение cie-uiB. хои[[>гренций и Пленумов ЦК. -Т.1.- T.2. - М. 1983; О религии и церкви; сборник высказываний классикой марксизма-ленинизма, документов КПСС (документы и материалы) - М..1981: Культурное строительство в РСФСР (документы и материалы). - М.1983; Ленинские декреты о здравоохранении -М .1Ш>. Ленинские декреты о социальном обеспечения. - М..1972 и др.

ста в наших губерниях и культурному строительству24. В этих публикациях содержится множество ранее не вводившихся в научный оборот материалов, которые с разных сторон характеризуют ход политических и культурных процессов в регионе, в том числе и в деревне, составляющих третью группу использованных в работе источников.

Четвертую группу источников составляет мемуарная литература, собрания сочинений и статьи деятелей Временного правительства и советского государства, относящиеся к теме исследования. Это, в первую очередь, пятое издание полного собрания сочинений В.И. Ленина, A.B. Луначарского, Н.К. Крупской, К. Цеткин, а также воспоминания участников революции на местах25.

Пятую группу источников составляют материалы периодической печати. Диссертантом просмотрена и введена в научный оборот информация из газет: «Беднота», «Известия ВЦИК», «Церковные ведомости», «Смоленский вестник», «Рабочий путь» (Смоленск), «Коммуна» (Калуга), «Возрождение» (Трубчевский уезд Орловской губернии), а также материалы из журналов. «Красный архив», «Российский ежегодник», «Экономическая жизнь» (Смоленск).

Следует подчеркнуть особую важность материалов, почерпнутых из газет и журналов времен революции и гражданской войны. Периодика тех лет живо откликалась на все волновавшие крестьян вопросы, в ней содержится масса первичных фактов и статистических материалов по культуре и быту деревни региона, характеризующих эпоху «великих потрясений».

Работа не претендует на абсолютно полный охват всех сторон культуры и быта западнорусского крестьянства, поскольку ее масштабность выходит за рамки кандидатской диссертации.

Диссертант выражает благодарность за оказанную помощь в работе по сбору материала сотрудникам Государственного Архива Российской Федерации, Государственных архивов городов Брянска, Калуги, Орла, Смоленска и персонально Людмиле Федоровне Осипенко (ГАБО), Ларисе Анатольевне Бацановой (ГАКО), Людмиле Дмитриевне Дешкиной (ГАОО), Лидии Николаевне Василевич (Г ACO).

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что материалы и выводы работы, могут быть использованы в процессе

Итога переписи по Брянской губернии. Пол, возраст и грамотностью. - Брянск. 1922: Предвипн тельные итоги Всероссийской переписи 1920 гола по Калужской губернии, - Калуга. 1921; Материалы всероссийской переписи 1920 года. Орловская губерния. Серия 4. Основное обследование народного образования. Вып. 1. Предварительные итоги. - Орел, 1921; Борьба трудящихся Орловской губернии за установление Советской власти в 1917-1918 гг. (Сборник документов). - Орел. 1957; Борьба трудящихся Чернигов-шины та власть Советов (1917-1919 гг.). - Чернигов. 1957; Установление и упрочение Советской власти з Смоленской губернии (в 1917-1918 гг.). - Смоленск. 1957; Калужский край Документы и материалы. Кн 2. - Калуга. 1977; Культурное строительство в Смоленской области. 4. 1. - Смоленск. 19X6. и др

"5 Красный Октябрь. 1917-1920 гг. - Калуга. 1920; Крупская Н.К. Собрания сочинений. - Т 2 -M..193«: Октябрь на Брянщине: Сборник документов и воспоминаний. - Брянск. 1957; Цеткин К. Восп<»--'-сг.тя о Ленине. - М. 1955; Коллонтай A.M. Избранные статьи и реч : - №... 1972; Керенский Л.Ф. 1Чкхн» на историческим переломе. - 1991. -№2. - С 162-181 и др

преподавания истории России XX века, культурологии в истории культуры в вузе и школе, при составлении спецкурсе» в акцсешшарю, при написании учебников и учебных пособий, также в процессе преподавания исторического краеведения, в музейной работе.

2. Основное содержание работы

Диссертация состоит га введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна и практическая значимость^ хронологические и территориальные рамки исследования, определяются цели, задачи и объем работы, ее методологические и теоретические основы, дается обзор литературы и определена, степень изученности проблемы рассматриваются источники, приведена структура работы и охарактеризованы имеющиеся приложения.

Первая глава посвящается рассмотрению культуры крестьянства западных губерний центральной России в 1917-1920 гг., а также изменениям, происшедшим в этой сфере жизни крестьян в годы революции и гражданской войны.

Первый параграф главы посвящен исследованию состояния народного образования, являющегося основой культурного прогресса любого социума , от которого во многом зависит степень приобщения народных масс к достижениям профессионального духовного творчества. Грамотность является важнейшей первоосновой культуры, тем исходным рубежом, который необходимо взять на пути к знаниям. В этой связи подчеркивается относительно низкий уровень грамотности населения деревни накануне революции 7 г. Так, уровень грамотности сельского населения Европейской России в возрасте 9 лет и старше составлял не более 33 % (см. Приложение № 1). По данным Государственного комитета по народному образованию Временного правительства 42 % детей школьного возраста не были охвачены начальным обучением. В сельской местности этот процент был значительно выше. Все это свидетельствует о тяжелом га следил, оставленном царским правительством новей России в сфере народного образования. Не произошло существенных изменении в образовании и за короткий период пребывания у власти Временного правительства. Ни одно из разрабатывавшихся в Государственном комитете по народному образованна захонопредвзяожеякп,, вгврзвазняых на реформирование системы образования в стране, так и не получало сипу закона.

Начало коренным изменениям в области культуры и народного образования положила Октябрьская революция 1917 г. Уж: п течение первого года своего существования Советская власть смела все препятствия нормативного характера на пути превращения народного образования в таковое. К октябрю 1918 г. Государственной комиссией и Народным комиссариатом по просвещению были разработаны основные прхтципы и важнейшие законодатель-

йые акты, подводившие юридическую базу под реформирование школьного образования в республике. Основными принципами народного образования являлись: 1) введение всеобщего, обязательного и бесплатного обучения детей школьного возраста; 2) подготовка достаточного количества педагогических кадров; 3) организация единой школы, обеспечивающей преемственность образования от школы до вуза; 4) светскость школы; 5) совместное обучение мальчиков и девочек и т.д. Наращу с осуществлением главной задачи — введением всеобщего начального обучения — Советская власть провозгласила также намерение добиться ликвидации безграмотности взрослых, и в течение исследуемого периода ей удалось произвести учет и приступить к ликвидации неграмотности среди взрослых. Наиболее успешно эта работа проводилась в частях Красной Армии, в том числе и в гарнизонах наших губерний, состоявших в основной своей массе из тех же крестьян.

В развитии народного образования в исследуемый период можно выделить три периода. Первый: март-октябрь 1917 г. - ликвидация пережитков и ограничений дореволюционной школы, разработка Государственным комитетом по народному образованию законопроектов по реформированию школьного дела в России. Второй: октябрь 1917- октябрь 1918 гг. - слом старого и становление нового советского аппарата управления народтгым образованием, создание правовой базы школьной реформы в Советской России, первые шаги в ее осуществлении. Третий: конец 1918-1920 гг. - расширение школьной сети, первые успехи в деле ликвидации безграмотности, установление советской системы народного образования.

По произве денным нами подсчетам за три года Советской власти число школ в нашем регионе увеличилось на 1906 единиц и составило к концу 1920 г. 7721 школу 1 и 2 ступени. В Калуге, Орле, Смоленске работали институты народного образования, готовившие кадры педагогических работников. В большинстве уездных центров действовали кратко- и долгосрочные курсы по подготовке и переподготовке учителей. В результате этого количество учителей в регионе увеличилось почти з два раза - с 8845 в 1917 г. до 17353 в 1920 г. Число учащихся в школах региона увеличилось соответственно с 456866 до 561860 (больше чем на 100 тыс. человек). В регионе появились первые дошкольные учреждения, число которых к 1920 г. составило 361 с 19297 воспитанниками в них. (См. таб. № 3. С. 48).

Эти успехи, достигнутые в деле народного образования в сложнейших условиях гражданской войны и интервенции, позволяют говорить о том ,что Октябрьская революция положила начало и революции в области народного образования. Разработанные нами таблицы грамотности сельского населения, составленные на основании материалов переписи 1920 г., а также архивных первоисточников и имеющейся литературы (таб. № 4 на с . 49 и № 5 и № 6 с. 50) показывают, что уровень грамотности сельского населения региона равнялся 27 % . Наиболее высоким был уровень грамотное га крестьян Калужской губернии - 33,8 %, самым низким - Брянской губернии - 22,0 %. При

этом для всех губернии характерно понижение уровня грамотности сельского населения за счет женщин. Так, в Брянской губ, грамотных женщин было в 3,5 раза, меньше, чем мужчин, в Орловской - в 2,5 раза, в Калужской - в 2 раза. Грамотность населения сельских местностей в европейской России по данным демографической переписи 1920 г. составила 29,4 % . Уровень грамотности в регионе - 27,8 %, лишь на 1,6 % ниже среднего по России. Это позволяет нам сделать заключение, что избранный для исследования регион отражает состояние грамотности сельского населения и является характерным для Европейской России, в целом.

Во втором параграфе первой главы прослеживается деятельность культурно-просветительных учреждений деревни и их влияние на изменение общекультурного уровня крестьян. Отмечается, что до революции 1917 г. деревня региона была очень слабо затронута «внешкольным образованием». Культурно-просветительные учреждения не имели твердой финансовой базы, чго создавала серьезные препятствия в их работе. Февральская революция вызвала заметное оживление культурно-просветительной работы. Однако, качественные изменения здесь начинают происходить после Октябрьской революции. Создается государственная системам управления этой работой. В составе Народного комиссариата просвещения создается отдел внешкольного образования во главе с Н.К. Крупской, на местах внешкольные подотделы отделов образования. В течение исследуемого периода была создана законодательная база в области культурного строительства, приняты законы, направленные на сохранение культурных ценностей и обеспечение доступа к ним широких слоев населения. К основным из них следует отнести декреты СНК от 17 июля 1918 г. «Об охране библиотек и книгохранилищ», от 5 октября 1918 г. «О регистрации приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В июне 1919 г. было принято постановление НКП «Об организации дела внешкольного образования в РСФСР. В августе 1919 г. декреты СНК «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение советского государства» и «Об объединении театрального дела». 3 ноября 1920 г. последовал декрет «О централизации библиотечного дела» и другие.

Одним из главных препятствий для культурно-просветительной работы в деревне являлось отсутствие материальной базы, опорных пунктов культуры. Поэтому в первые годы Советской власти по инициативе местных органов власти и народного образования, по почину самих крестьян под народные дома, библиотеки, клубы передавались помещичьи усадьбы, строились новые здания, учреждения культуры пополнялись культурными ценностями национализируемыми в помещичьих усадьбах. Повсеместно возникали культурно-просветительные кружки, народные театры, ансамбли, хоры и т.д. Активное участие в культурно-просветительной работе на селе в годы революции и гражданской войны принимали профсоюзы, кооперативы, комсомол и , ;ругие общественные организации.

В исследуемый период были выработаны основные принципы культурно-просветительной работы, такие как творческое участие населения в деле «внешкольного образования», направляющее воздействие Советской власти на деятельность учреждений культуры, государственная помошь самообразованию и саморазвитию широких народных масс, использование в этих целях сети массовых культпросветучреждений. По сути дела, такая широкая сеть государственных и общественных учреждений культуры, подводившая под нее материальную базу, была создала в селах региона именно в годы «военного коммунизма». Так, к концу 1920 г., по имеющимся у нас данным, в Брянской губ. было 1265, в Калужской 1835, в Орловской 1539, в Смоленской 3423 культурно-просветительных учреждений и организаций. Всего по региону действовало 8062 учреждения культуры.

В результате национализации культурных ценностей был обеспечен доступ к ним широких слоев населения Советской России, в том числе и крестьян. Созданные в эти годы культпросвет учреждения и проводимая ими работа способствовали приобщению крестьян к культуре, повышению их культурного уровня и расширению кругозора. Все это говорит о том, что «военный коммунизм» был своеобразным и органичным периодом в становлении советской культуры.

Третий параграф главы посвящен исследованию политической культуры крестьянства в годы революции и гражданской войны. Ретроспективный взгляд на историю России второй половины XIX - начала XX века говорит о существовании у российского крестьянства общинных и муниципальных демократичгских традиций и наличии у него определенного политического опыта, связанного с участием в революции 1905-07 гг., а также опыта выборов в Государственную Думу России. Подчеркивается, что важным катализатором политической активности крестьян западных губерний России была первая мировая война и близость региона к ее фронтам. Большое влияние на рост политической культуры крестьянства и вовлечения его в политические процессы, происходившие в стране, имел период между двумя революциями 1917 г., связанный с проведением многочисленных выборных компаний в различные государственные и общественные организации, а также активной агитацией и пропагандой различных политических сил в связи с выборами в Учредительное собрание.

В данном разделе рассматриваются основные политические события, происходившие в регионе, и степень участия в них западнорусског о крестьянства, определяется деятельность государственных и общественных организаций, РКП(б) по вовлечению крестьян в политические процессы.

Оценивая политическое развитие крестьянства России за 1918-1920 гг., М.И. Калинин отмечал, что оно за эти три года политически выросло больше чем за последние сто лет. На наш взгляд, с этой оценкой можно согласиться по существу. Как показывают материалы, использованные в работе, время с 1917 по 1918 гг. составило важный этап в становлении политической культуры советского крестьянства нашего региона. Участие крестьян в выборах го-

сударственных, общественных, кооперативных организаций, работа в сельских советах, комитетах бедноты, партийных комитетах и ячейках РКП(б), посещение митингов, сельских сходов, служба в рядах Красной Армии, весь ход русской революции были для них непревзойденной политической школой. По степени включенности широких слоев крестьянского населения региона в общественно-политическую деятельность, по накалу и размаху политической борьбы годы революции и гражданской воины не имели аналогов в политической истории России XX века.

Четвертый параграф первой главы представляет собой попытку рассмотрения места религии и церкви в традиционной культуре крестьянства, степень их проникновения в крестьянский быт, определения отношения сельского населения региона к религии и церкви и «сельско-релишозной» политике Советской власти.

Здесь следует отметить, что несмотря на имевшиеся случать захвата крестьянами церковной и монастырской земли, отождествлявшейся ими с частнособственнической, в период от февраля к октябрю 1917 г. происходит заметное оживление деятельности религиозных обществ, складывается союз иерархов РПЦ с представителями Временного правительства на местах. Основой такого союза, на наш взгляд, служила политика временного правительства, хотя и провозгласившего под напором революционной демократии о свободе совести, но никоим образом не покушавшегося на «первенствующее» положение и богатства РПЦ.

Более сложными, противоречивыми, а иногда, и враждебными были отношения церкви и Советской власти. Что касается крестьянства, то оно. исходя из своей материальной заинтересованности в земле, поддержало политику Советской власти по секуляризации церковных и монастырских земель. Но при этом крестьяне, руководствуясь собственными представлениями о справедливости, выступали за наделение сельских священников и членов клира землей по потребительно-трудовой норме на равных с ними правах.

Более враждебно крестьяне отнеслись к политике Советской власти по отделению церкви от государства и школы от церкви, подрывавшей, на их взгляд, традиционные устои, нарушавшей складывавшиеся на протяжении веков бытовые традиции. Без понимания крестьяне региона относились к привлечению священнослужителей к службе в тыловом ополчении. Это вызывало у них сочувствие к своим пастырям.и стремление добиться для них освобождения от призыва. Религиозные обряды, глубоко вошедшие в быт и культуру крестьянства, требовали постоянного присутствия священника для исполнения религиозных треб. Неуважение и непонимание местных властей к их потребностям подпитывало тезис «о гонении на церковь».

Религия продолжала оставаться важной частью традиционной культуры крестьянства, обеспечивавшей преемственность в его духовной жизни. В целом, церковь, опираясь на активную поддержку верующих, удалось в 1917-1920 гг. сохранить свое влияние на значительную часть русского кре-

Ьтьянства, приспособиться к изменившимся условиям и продолжать свою миссию по духовному воспитанию своих приверженцев. Но теперь церкви приходилось осуществлять свою деятельность в условиях объявленной правящей партией большевиков борьбы с «религиозны обманом» и провозглашенной в статье 13 конституции РСФСР свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды»26.

Во второй главе исследуется быт крестьянства западных губерний центральной России в 1917—1920 гг., а также изменения произошедшие в этой сфере в результате аграрно-крестьянской революции.

Параграф первый этой главы посвящен исследованию деятельности Советской власти по улучшению бытовых условий жизни крестьян и оценке производственной культуры крестьянского двора. В данном разделе подчеркивается, что крестьянское производство в исследуемый период во многом носило традиционный характер. Уровень технической оснащенности хозяйств был низким, переоснащение их усовершенствованным инвентарем шло медленно. В этой связи большее значение для улучшения позиций крестьянских хозяйств наряду с разделом земель нетрудового пользования имело распределение находившегося в помещичьих имениях сельскохозяйственною инвентаря и рабочего скота, а также части инвентаря и скота кулачества между деревенской беднотой. Рассматриваются мероприятия Советской власти по организации снабжения сельского хозяйства орудиями производства и металлами, выделению семенной ссуды, организации агрономической и ветеринарной помощи крестьянским хозяйствам и т.д. Начавшаяся гражданская война прервала процесс восстановления производительных сил сельского хозяйства, наметившийся уже к концу 1918 г. Но, несмотря на трудности гражданской войны, советское государство продолжало оказывать помощь сельскому хозяйству путем увеличения семенной ссуды, организации ремонтных мастерских и прокатных пунктов.

Главными причинами, способствовавшими упадку сельскохозяйственного производства в деревне региона, стал, на наш взгляд, призыв в действующую армию работоспособных мужчин, на которых в крестьянском хозяйстве падали наиболее ответственные и тяжелые работы. Заменившие их женщины, старики и подростки не могли поддерживать производство и агротехнику на должном уровне. К числу других причин следует отнести реквизиции лошадей, основной энергетической силы в крестьянском хозяйстве, уменьшение производства сельскохозяйственных орудий, а также лишавшая крестьян материальных стимулов к расширению произвочетча, продразверстка и другие. .

Производственная культура крестьянского двора в западных губерниях центра России носила традиционный и довольно архаичный характер. Основной системой земледелия у крестьян региона оставалось трехполье, выводившее из интенсивного оборота около 1/3 пахотного клина: Многопольные,

Л Си.: Дсхрсгм Соястсюй «яасти. -Т.1. - М., 1959. - С. 553.

травопольные и иные, более прогрессивные системы земледелия, не имели широкого распространения в крестьянской среде.

Параграф второй преследует цель изучения продовольственного обеспечения крестьянства, региона в годы «военного коммунизма». В этом разделе рассматривается продовольственное положение в деревне региона в период между февралем и октябрем 1917 г., отмечается острота продовольст- | венной проблемы в деревне. Основная же часть посвящена изучению политики Советской власти в продовольственном вопросе, особенно в годы политики «военного коммунизма».

Приведенный в работе анализ состава суточного рациона питания крестьян Брянской и Орловской губерний показывает, что питание крестьян этих губерний в ноябре 1920 г. отставало от научно обоснованной нормы в 3000 килокалорий на 9,7 и 11,4 %. Учитывая традиции и структуру питания крестьян, а также то, что страна в течение семи лет находилась в экстремальных условиях войн и революционных потрясений, такое падение объяснимо. В цело же следует сказать, что потребление подавляющего большинства крестьян региона улучшилось, а потребление зажиточной части деревни, в случае полного отчуждения излишек, снизилось и усреднилось. В результате чего произошло «осереднячивание» деревни и в отношении продовольственного обеспечения и питания.

В третьем параграфе этой главы рассматриваются такие аспекты, как медицинское обслуживание и социальное обеспечение крестьян. В тексте подчеркивается, что состояние медицинской сети в деревне региона к 1917 г. не обеспечивало своевременное и эффективное оказание врачебной помощи крестьянству.

В течение 1917-1920 гг. в Советской России начала складываться государственная система здравоохранения. Высшие органы государственной власти и советы на местах делали все от них зависящее, для того чтобы приблизить медицинскую помощь к народу. На территории западных губерний центральной России была создала сеть медицинских, лечебных и профилактических учреждений здравоохранения. Важнейшими принципами здравоохранения в Советской России стали бесплатность к общедоступность медицинской помощи, профилактика и борьба с причинами болезней, комплексное решение задач по охране здоровья людей. В этот период складывается государственная система социального обеспечения. Историк В.А. Лыткин в своей фундаментальной монографии, посвященной истории социальной работы в России, отмечает: «В настоящее время в ряде публикаций дается негативная оценка роли государственных и общественных организаций в осуществлении благотворительной деятельности и создании системы социального обслуживания населения после октября 1917 года. Видимо, это неверно. Государство взяло на себя эти функции и сумело пусть на нижесреднем уровне, но обеспечить выживаемость, а затем и нормальную жизнедеятельность нуждающихся в социальной защите слоев населения: детей, стариков, инвали-

'дов, больных»27. Произведенное нами исследование социальной политики Советской власти в годы революции и гражданской воины, а также деятельность местных советов в этой сфере позволяет согласиться с этим выводом, так как он подтверждается многочисленными источниками по нашему региону.

Четвертый параграф второй главы посвящен исследованию жилищ-но-бытовых условий жизни крестьян. Несмотря на, то что жилище, одежда, домашняя утварь и пр. в сути своей в деревне региона, оставались традиционными изменения и новации в исследуемый период заметны и в этих сторонах быта крестьян. В результате самовольных действий крестьян, а также принятых Советской властью законов они получили возможность улучшить свои жилищные условия. И здесь наиважнейшее для крестьян значение имел «Основной закон о лесах», принятый ВЦИК 27 мая 1918 г. Возможность получения леса под строительство вызвала повсеместный рост числа крестьянских хозяйств. Деревня отстроилась, получив возможность построить не только жилье, но и хозяйственные постройки. Недостаток продовольствия в городах привел к перераспределению в пользу деревин предметов домашнего обихода. Увеличение крестьянского землепользования позволяло им расширять посевы технических культур, таких как лен, конопля, являвшихся основным сырьем при изготовлении одежды. Все это, а также социальная политика Советской власти, опирающаяся на союз рабочего класса и трудящегося крестьянства и действующая в их интересах, позволяет, говорить как об осуществившейся в западнорусской дерезне аграрно-крестьянскон революции, изменившей не только экономический и социальный, но и бытовой уклад жизни подглзляющего большинства крестьянского населения региона в лучшую сторон}/ уже в течение 1917-1920 гг.

В заключении диссертации подведены итоги исследования. Отмечается, что состояние и развитие культуры и быта крестьянства западных губерний центральной России в 1917-1920 гг. претерпели существенные изменения и обрели во многом новое качество.

В развитии культуры и быта западнорусского крестьянства, как я, возможно, крестьян других регионов на подконтрольных Советской власти территории молено выделить три периода, имеющих свои особенности.

Первый период: Февраль-октябрь 19 Н года. Он соответствует тому короткому промежутку времени, когда у власти находилось Временное правительство. Нежелание этого правительства по революционному быстро разрешить главные требования народных масс о мире, о земле, продолжение мировой войны, оттяжки с созывом Учредительного собрания, откладывание давно назревших реформ до лучших времен наложили свой отпечаток и на развитие культуры и быта крестьян в этот период. Развитие революции по восходящей линии, провозглашение политических свобод способствовали повышении политическое культуры российского крестьянства в целом и кре-

Лыткин В. А. История социальной работы в России. - Калу га. 199?. - С 50.

стьян западного региона в частности. В других отраслях культуры Временное правительство пошло лишь на отмену наиболее вопиющих ограничений, сдерживавших развитие культуры масс. Вместе с тем следует сказать, что Февральская революция вызвала определенный подъем в деятельности культурно-просветительных-учреждений, стремившихся «помочь населению деревни в ею организации, политическом самоопределении и подготовке к выборам в Учредительное собрание»24. В этот период складывается союз между Временным правительством и православной церковью, оживляется деятельность религиозных организаций, производятся выборы участников поместного собора РПЦ. Сколько-нибудь значительных изменении не произошло в этот период и в быту крестьян. Приобретения крестьян между февралем и октябрем 1917 г. были, в основном, связаны со случаями разгрома и разграбления помещичьих усадеб, самовольными парубками леса, захвата, продовольствия, а также земельных, сенокосных и иных угодий.

Второй период: 1917-1918 гг. Для него характерным является следующее. Во-первых, в течение первого года существования Советской власти был создан аппарат управления сферой культуры в лице Народного комиссариата просвещения в центре и отделов народного образования и их подотделов на местах. Происходит становление советской системы управления и создание в структуре советов отделов здравоохранения и социального обеспечения, имевших важное значение для реализации социальных мероприятий Советской власти, направленных на улучшение быта крестьян. Во-вторых, с конца 1917 и в 1918 г. была создана законодательная база, сформулировавшая основные принципы и направления культурного строительства в Советской России. Декрет от 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» регулировал комплекс отношений государства, населения и церкви. В-третьих, в связи с наступление германской армии на Украине крестьянство западных губерний, оказавшись в прифронтовой полосе, было поставлено ранее крестьян других регионов в ситуацию выбора и определения своего отношения к Советской власти. Это обстоятельство, а также ход двух «социальных войн», произошедших в деревне в 1918 г., способствовали повышению политической активности всех слоев крестьянского населения, особенно его бедняцкой части, развитию его политической культуры. И, наконец, в-четвертых. В результате аграрных преобразований Советской власти происходят важные изменения в быту крестьян региона. Повышается оснащенность крестьянских хозяйств инвентарем и рабочим скотом, обеспечившие усиление их мощности, улучшившие производственную культуру крестьянского двора. Увеличивается крестьянское землепользование и происходит его значительное поравиение. Ставшее фактом осереднячивание деревни, а также продовольственная политика Советской власти, особенно в период деятельности комбедов, значительно облегчили остроту продовольственного вопроса в деревне. Важное значение для улучшения быта крестьян

ГЛОО. - Ф. 81. - Он. 1. - Д 3. - Л. 333.

имело социальное обеспечение нуждающихся. Особое значение в улучшении жилищных условий крестьян имел принятый 27 мая 1918 г. «Основной закон о лесах», регулировавший вопросы пользования лесом и лесными материалами с учетом интересов крестьянской бедноты.

Третий период: 1919-1920 гг. Этот период, совпадающий с наибольшим размахом и завершением гражданской войны и проводимой властью политикой «военного коммунизма», невозможно оценить однозначно. Необхо-I димость создания массовой Красной Армии и направление максимума ресурсов оказавшейся в кольце фронтов Советской России на борьбу с контрреволюцией привела к мобилизации в армию крестьян трудоспособного возраста, изъятию из деревни лошадей, являвшихся основной энергетической силой в крестьянских хозяйствах, сокращению производства нужных деревне машин, инвентаря и друг их промышленных товаров. Все это, а также лишавшая крестьян экономических стимулов к расширению производства сельскохозяйственных продуктов разверстка, трудгужповинность являлись главными причинами, поверившими вспять наметившийся в первый послереволюционный год процесс восстановления производительных сил в сельском хозяйстве, что в свою очередь не могло не сказаться на развитии культуры и быта кристьян. Однако и в этот период продолжается рост числа школ и дошкольных заведений, учреждений культуры и медицинского обслуживания. Несмотря на трудности, Советская власть из года в год увеличивала расходы на образование. Так, если в 1918 г. расходы на народное образование составляли 6,6 % общего государственного бюджета, го в 1919 - 8,0 %, а в 1920 - 10,9 %29, превысив в конце гражданской войны расходы на эти цели царского и Временного правительств. В декабре 1919 г. был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», позволивший многим сотням тысяч взрослых крестьян, особенно находившимся в частях Красной Армии, ликвидировать свою неграмотность. В этот период наметился более терпимый и взвешенный подход Советской власти к религиозным чувствам верующих крестьян, выразившийся в терпимом отношении власти к церкви при условии лояльного отношения к ней последней. В течение 1919-1920 гг. группам верующих передаются церковные здания с находящимися в них предметами культа и богослужения. Надо сказать, что декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви вызвал, пожалуй, наибольшее недовольство крестьян, так как религия не только глубоко проникла в их быт, но и составляла важную часть традиционной культуры крестьянства на протяжении многих веков. Поэтому имевший место произвол властей в о »ношение священнослужителей, а также привлечение их к выполнению различных обязанностей наравне с другими гражданами вызывал у крестьян негативную реакцию. Но здесь следует также отметить, что широкомасштабных «гонений» на церковь со стороны Советской власти в чти годы не наблюдалось. В бытовом отношении наиболее ощутимые изменения в шгеледние два года

55 См.: Народим» комиссариат по просвещению РСФСР. (Краткий отчет) - М. 1920. -С. 103.

гражданской войны произошли в жилищно-бытовых условиях крестьян региона. 'Закон о лесах республики являлся, пожалуй, наиболее значимым в этом отношении завоеванием революции, обеспечившим возможность решения жилищной проблемы для многих крестьян, о чем может свидетельствовать повсеместный рост числа крестьянских хозяйств в нашем регионе. Немаловажное значение для крестьян имела организация государственной системы социального обеспечения и расширение сети учреждений медицинского обслуживания.

* В целом, проведенное нами исследование позволяет сказать, что существенные, революционные по своей сути и форме, изменения в культуре и быту крестьянства западных губерний центра России начинают происходить именно после победы Октябрьской революции 1917 года. Так, число школ в регионе за три года Советской власти увеличилось с 5815 в 1917 г. до 7721 в 1920 г., а количество обучавшихся в них детей с 456866 до 561860 соответственно, т.е. более чем на 100 тысяч. Почти вдвое увеличилось количество учителей с 8845 до 17353. Детские дошкольные учреждения появились в деревне региона только после Октябрьской революции. Кроме всеобщего начального обучения для детей школьного возраста Советская власть впервые в истории поставила задачу ликвидации безграмотности среди взрослых. И хотя этот процесс объективно требовал более длительного времени, уже в годы революции и гражданской войны для миллионов крестьян была создана мотивация к ликвидации безграмотности, был произведен учет количества подлежащих обучению взрослых, повсеместно создавались школы грамоты и кружки ликвидации безграмотности (ликбезы), позволившие тысячам крестьян научиться читать и писать. Особенно успешно ликвидация неграмотности происходила в Красной Армии, в том числе и в тыловых частях и гарнизонах нашего региона, более чем на три четверти состоявших из тех же крестьян.

Результаты проведенного нами исследования не позволяют согласиться и с имевшейся в литературе тенденцией рассматривать крестьянство 20-х годов прежде всего как объект культурного воздействия города. Так, исследователь А.Я. Куклин полагал, что крестьянство становится субъектом культурной деятельности лишь на завершающем этапе культурной революции30. Такой подход представляется нам как недостаточно диалектичным, так и несоответствующим исторической действительности. Крестьянство западных губерний центра России в годы революции и гражданской войны внесло огромный вклад в развитие материальной базы культуры, выразившейся в увеличении числа школ и других учреждений культуры на селе, что свидетельствует о его активности, понимании важности и стремлении к культуре, «к свету знания». Рост числа культурно-просветительских кружков, самодеятельных народных творческих коллективов в условиях острой нехватки кадров культпросветработников также не позволяет говорить о «вливании»

См Куклин А.Я. культур;' свободного времени сельского населения (На материалах Ленпнград-чч-й иш;'с;и) - Автореф. дисс... какц. ист. наук. - Л., 1970.

«ультуры в деревню, так как у города просто не было для этого реальных возможностей. Поэтому мы считаем, что крестьянство являлось не только объектом, но и активным субъектом начавшейся культурной революции.

Говоря о причинах культурного роста советской деревни в первые годы Советской власти, следует, на наш взгляд, выделить те «главнейшие исторические факторы, которые цементировали все составные элементы культуры, связывали их в единую цепь и определяли ее общее состояние и развитие». Такими факторами являлись: ликвидация препятствий и ограничений, сдерживающих развитие культуры масс, обеспечение доступа населения страны к культурным ценностям, активная позиция, занятая крестьянством в культурной революции и, наконец, разработка принципов и действенное участие государства и общественных учреждений в деле культурного строительства.

Именно благодаря соединению двух главных потоков: стремлению к культуре самих народных масс - снизу, ликвидация препятствий й создание Советской властью условий для развитая культуры - сверху, стал возможным культурный рост, происходивший в вашем регионе не смотря на все трудности гражданской войны и политики «военного коммунизма».

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Первый российский референдум (К вопросу о политической культуре деревни и демографических изменениях в первые годы Советской власти).// Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России. - Москва-Брянск, 1996. - 0,13 п.л.

2. Грамотность и образование сельского населения западных губерний центральной России в 1917-1920 тт. (на материалах Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской областей). - Деп. в ИНИОН РАН. - 1997. - №52792. -1,12пл. -'■•/3 . Культурно-просветительные учреждения деревни и их влияние на

рост общекультурного уровня крестьян западных губерний центральной России в 1917-1920 гт. //Проблемы отечественной и всемирной истории. -Брянск, 1998. 0,45 пл.

4. Политическая культура крестьянства западных губерний центра России в 1917-1920 гг. (на материалах Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской областей)! //Страницы прошлого Брянского края. - Брянск, 1998. -0,76 пл.

Подписано в печать24_. 11.98. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Тиран; ' 00 экз. Заказ № -SOI .

Отпечатано в подразделении оперативной полиграфии БГТ1У 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д.14.

 

Текст диссертации на тему "Культура и быт крестьянства западных губерний центральной России в 1917-1920 гг."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

На правах рукописи

МАЛАШЕНКО Анатолий Алексеевич

КУЛЬТУРА И БЫТ КРЕСТЬЯНСТВА ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ В 1917-1920 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ БРЯНСКОЙ, КАЛУЖСКОЙ, ОРЛОВСКОЙ, СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научные руководители:

заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО доктор исторических наук, профессор Ю.В. Журое кандидат исторических наук, доцент В. А. Лыткин

Брянск 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3

Глава I. КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯНСТВА В 1917-1920 гг................... 25

§ 1. Народное образование ............................................. 25

§ 2. Просветительные организации деревни и их влияние на

рост общекультурного уровня крестьян ............................ 53

§ 3. Политическая культура крестьянства в годы революции и

гражданской войны.............................................. ...... 64

§ 4. Отношение населения к религии и церкви. «Сельско-религиозная» политика Советской власти......................... 80

Глава II. БЫТ КРЕСТЬЯН ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ ЦЕНТРА

РОССИИ В 1917-1920 гг............................................... 104

§ 1. Деятельность Советской власти по улучшению бытовых условий жизни крестьян. Производственная культура крестьянского двора......................."....;................................ 104

§ 2. Продовольственное обеспечение крестьянства региона в

годы «военного коммунизма»......................................... 131

§ 3. Медицинское обслуживание и социальное обеспечение

крестьян................................................................... 152

§ 4. Жилищно-бытовые условия крестьян......................... 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................... 189

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА..................................... 199

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................... 219

ВВЕДЕНИЕ

Февральская и Октябрьская революции 1917 г., а также последовавшая за ними гражданская война в России 1918 — 1920 гг. являются одной из острейших тем отечественной и зарубежной историографии, привлекая внимание историков, социологов, политологов, философов.

Подавляющее большинство населения России в начале 1917 г. составляло крестьянство, и от того, какие политические силы оно поддерживало в ходе революции, зависел исход разразившейся в стране классовой борьбы. Поэтому внимание исследователей к позиции российского крестьянства в годы революции, к выявлению причин поддержки им революции или контрреволюции гражданской войне вполне объяснимо, так как позволяет глубже и адекватнее понять наше прошлое и извлечь из него необходимые уроки.

Объектом настоящего исследования является крестьянство западных губерний центра России в переломные для истории государства годы революции и гражданской войны, определившие на многие десятилетия направление и ход исторического процесса в новейшей истории нашей страны. На территории западного региона площадью 149186 км2 проживало 7321393 человек населения, подавляющее большинство из них — 85 % или около 6222850 человек, составляли крестьяне. В административном отношении уезды региона в 1917 г. входили в состав Калужской, Орловской, Смоленской и Черниговской губерний. В конце 1919 г. была образована Брянская губерния РСФСР, состоявшая из Брянского, Карачевского, Севского, Трубчевского уездов Орловской губ. и Жиздринского уезда Калужской губернии. Позднее, в 20-х годах, к Брянской губернии были присоединены 4 северных уезда Черниговской губернии: Мглинский, Новозыбковский, Стародубский и Суражский, составляющие юго-западную половину современной Брянской области и входившие в 1919—1920 гг. в Гомельскую губернию. Поэтому в данной работе использовались материалы по этим уездам, но статистические данные относительно грамотности крестьян, количества школ и культурно-просветительных учреждений в деревне региона по Брянской губернии относятся лишь к пяти уездам составившим первоначальный костяк этой губернии и входившим в нее на протяжении всего исследуемого нами периода.

Хронологические рамки работы охватывают 1917—1920 гг. от Февральской революции до конца гражданской войны в европейской части страны. «Российская революция 1917-1920 гг. ... раскаленной лавой прокатилась от столицы «до самых до окраин» огромной империи, сметая устои не только прогнившие, но и прогрессивные, начавшие утверждаться. В водоворот событий вовлекались все без исключения социальные слои и группы населения. Перемены коснулись буквально всех сторон жизни страны в целом и каждого человека в отдельности»1. Выбор этих хронологических рамок связан с тем, что революция и гражданская война составляют первый период в новейшей истории нашей страны, характеризующийся рядом особенностей, отличающих его от других периодов. По насыщенности же историческими событиями, по вовлечению в происходившие в обществе процессы всех классов, слоев и социальных групп, в том числе и крестьянства нашего региона и его отдельных представителей, эти четыре года вряд ли уступают десятилетиям «мирного» хода истории «эпохи социализма». Следует сказать, однако, что крестьянство является объектом исследования не только для истории, но и для целого ряда других общественных наук.

Предметом диссертационного исследования избраны культура и быт западнорусского крестьянства 1917—1920 гг. как наименее исследованные. При этом мы руководствовались как сложившейся в историографии традицией на совместное рассмотрение вопросов культуры и быта различных социальных групп, так и тем обстоятельством, что и культура и быт представляют собой сферы внепроизводствен-ной жизнедеятельности людей, в связи с чем их параллельное изучение представляется логичным и целесообразным.

Сразу же следует сказать, что социологи и философы зачастую вкладывают разный смысл в само понятие «культура». Поэтому в нашем исследовании «под культурой понимается духовная жизнь общества, выражающая сущностные (творческие) силы человека»2.

В статье «Советская культура как предмет исторического исследования» В.Т. Ермаков отмечал: «Если весь процесс развития советской культуры представить как бы в вертикальном разрезе, то историк культуры, видимо, призван выявить и проанализировать в нем наиболее значимые, общие пласты, которые бы характеризова-

1 История России. XX век. - М., 1996. - С. 146.

2 Кертман Л.Е. История культура стран Европы и Америки. 1870—1917. — М., 1987. — С.6.

ли основные стороны культурного процесса страны в их диалектической связи с общей историей советского общества»'. С чем вполне можно согласиться. Представляет интерес позиция В.Л. Соскина, считавшего, что задача историка культуры состоит «не в выявлении внутренних закономерностей и особенностей развития той или иной отрасли духовной культуры, а в определении политической направленности, организационной структуры, основных количественных и качественных характеристик, место каждой отрасли в общем процессе культурной революции. Чтобы развитие культуры предстало в виде единого процесса, нужно найти те исторические факторы, которые цементируют все составные элементы культуры, связывая их в единую цепь, определяя ее общее состояние и этапы развития»2.

Говоря о недостатках имеющихся работ по истории советской культуры, В.А. Козлов писал: «Это прежде всего «отраслевой» подход в изучении культуры и определенная «автономность» историко-культурных исследований, когда культурные процессы рассматриваются в отрыве от экономических, политических, бытовых и других общественных явлений. Другой недостаток существующей литературы состоит в том, что теперь, когда потребовалось знание культуры классов, выяснилось, что в опубликованных трудах по истории культуры нет социального «среза», и дан-

л

ные о культурности масс носят суммарный характер» . Вместе с тем, в уже упоминавшейся статье В.Т. Ермаков счел необходимым оговориться: «Ставя вопрос о том, что «отраслевой» подход к освещению истории культуры в целом исчерпал себя, необходимо сделать следующее пояснение. Ограниченность такого подхода сказывается, главным образом, при раскрытии проблем истории советской культуры в общих работах... За пределами этих трудов «отраслевой» принцип сохраняет полностью свое значение. Создание фундаментальных трудов по истории культпросветработы, школы, науки, литературы, искусства и т.д. было и остается одной из главных задач исследователей, занимающихся изучением различных сфер культуры»4. Такой подход и нам представляется вполне оправданным.

' Ермаков В.Т. Советская культура как предмет исторического исследования.//Вопросы истории. — 1973. - № 11. - С. 23.

2 Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы новой экономической политики. — Новосибирск, 1971. - С. 16-17.

3 Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. 1921 — 1927 гг. (По материалам европейской части РСФСР.). - М, 1983. - С.7.

4 Ермаков В.Т. Указ. соч. — С. 22.

Под бытом мы понимаем сферу внепроизводственной социальной жизни, включающую удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, а также освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. Исследователь П.И. Бикмурзин наряду с устоявшимся пониманием быта отметил важность и необходимость рассматривать быт как определенную среду, совокупность материальных и духовных условий жизни человека'. Нам представляется такой подход верным и оправданным, так как жизнь людей, и особенно крестьян в указанный период, во многом зависели от их экономических возможностей.

Цель исследования с позиций современного уровня развития исторической науки, на основе использования разнообразных исторических источников, как привлекаемых ранее, так и вновь вводимых в научный оборот, - дать системное изложение основных компонентов культуры и быта западнорусского крестьянства в 1917—1920 гг., проследить изменения, произошедшие в этих сферах жизни крестьян в годы революции и гражданской войны, а также выявить причины, способствовавшие или мешавшие развитию культуры и улучшению бытовых условий жизни крестьян в исследуемый период. Исходя из цели исследования, ставятся следующие задачи:

— дать анализ историографии проблемы и ее источников;

— проследить меры Временного правительства в области просвещения, изучить основные принципы и законодательные акты советского правительства в сфере образования, дать объективную картину состояния и развития народного образования в первые годы Советской власти, на основании данных демографической переписи 1920 г. определить уровень грамотности крестьянства региона, вскрыть предпосылки успехов и причины неудач в деле введения всеобщего начального обучения и ликвидации неграмотности среди взрослых;

— охарактеризовать состояние «внешкольного образования» накануне революции и мероприятия Временного правительства в этом вопросе, проследить разработку принципов и деятельность Советской власти при проведении культурно-просветительной работы в деревне, рассмотреть работу просветительных учрежде-

1 См.: Бикмурзин П.И. Быт как предмет научного исследования.//Культура труда, быта и человеческих отношений. - Уфа, 1980. - С. 55.

ний деревни и их влияние на изменение общекультурного уровня крестьян, показать динамику роста материальной базы культуры и ее причины;

— определить место и роль религии и церкви в традиционной культуре западнорусского крестьянства и степень их проникновения в быт крестьян, проследить политику Временного и советского правительств по отношению к русской православной церкви (РПЦ);

— исследовать политическую культуру крестьян накануне революции, эволюцию политического сознания крестьянства от февраля к октябрю 1917 г., деятельность Советов и их органов, РКП(б) и др. политических партий, профсоюзов, общественных организаций по вовлечению крестьян в политические процессы, определить влияние революции и гражданской войны на формирование их политической культуры;

— показать мероприятия советского государства, направленные на улучшение бытовых условий жизни крестьян, а также влияние аграрных преобразований Советской власти на повышение производственной культуры крестьянского двора и повышение его экономической мощности, выявить причины устойчивости крестьянского хозяйства в условиях «военного коммунизма», основные причины падения сельскохозяйственного производства;

— изучить продовольственное обеспечение крестьянства региона накануне и в ходе революции и положение дел с продовольствием в деревне региона н в годы гражданской войны;

— проследить состояние медицинской сети на момент Февральской революции в России и мероприятия Советской власти по приближению медицинской помощи к населению деревни;

— проанализировать основные законодательные акты Советской власти по социальному обеспечению населения страны, показать работу Советов по социальному обеспечению крестьянства региона;

— охарактеризовать жилищно-бытовые условия жизни крестьян в годы революции, политику Советской власти в этом вопросе, проследить изменения , происходившие в быту крестьян в годы гражданской войны;

— предложить научную периодизацию развития культуры и быта западнорусского крестьянства в 1917—1920 гг.

Определяя задачи исследования, мы не претендовали на полный охват всех сторон культуры и быта крестьянства даже в рамках относительно короткого промежутка времени , избранного в качестве хронологических рамок, так как за пределами работы останутся многие вопросы избранной темы в виду ее масштабности. Более того, понимаем, что каждое из обозначенных направлений достойно отдельного исследования. Однако, мы предполагаем рассмотреть наиболее характерные и значимые, с нашей точки зрения, пласты проблемы.

Полемику может вызвать правомочность рассмотрения места религии и церкви в культуре крестьян , их отношение к религии и церкви , и политики властей к ним. Но здесь мы исходим из принятого определения культуры как духовной жизни общества. Исключать же религию из духовной жизни, и особенно из быта крестьян, на наш взгляд будет ошибкой. Религия в целом и православная в том числе, оказывала огромное влияние на культуру и быт русских крестьян на протяжении многих веков. Церковь наряду с идеологической выполняла и коммуникативную, и воспитательную, и мировоззренческую функции, формировала нравственные и эстетические воззрения крестьян, видела свою цель именно в духовном окормлении паствы. Философ М.Б. Ешич одним из видов духовного освоения действительности выделял концептуально-теоретическое, «которое может верно вскрывать сущность явлений реального мира..., и, напротив, приписывать явлениям нереальные сущности, связи и причины. В первом случае мы имеем научное познание... и идеологию. Во втором случае имеет место религия и другие виды ненаучного сознания и идеологий»1. Можно по-разному относиться к этой позиции, однако, важным является, что он не исключал религию из системы «культура».

Авторы вышедшей в 1989 г. коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» также выдвинули задачу поставить церковную историю «в контекст гражданской истории, рассмотреть ее в общей системе социально-экономической, политической и культурной истории...»2. Мы полностью разделяем подобную позицию и полагаем, что рассмотрение места и роли религии и церкви в культуре и быту крестьянства вполне правомочно, так как без этого из темы был бы изъят весьма значимый пласт духовной и бытовой жизни крестьян времен революции и граждан-

1 Ешич М.Б. Культура в системе общества.//Культура в общественной системе социализма. (Теоретические и методологические проблемы). — М., 1984. — С. 35—36.

2 Русское православие: вехи истории. — М„ 1989. — С. 6.

ской войны. Вместе с тем соискатель осознает, что сможет только наметить контуры и лишь слегка приблизиться к исследованию данной проблемы.

В данном исследовании автор стремился показать культуру и быт крестьянства западного региона центра России в 1917—1920 гг. и изменения, происходившие в этих сферах в ходе аграрно-крестьянской революции, основываясь на максимально доступных источниках и имеющейся литературе, которых, думается достаточно для освещения вопроса.

Методологической основой диссертации являются важнейшие принципы исторической науки: объективность, историзм, комплексный и социальный подходы к рассматриваемым явлениям, событиям и фактам, доказательность выводов, системный подход в группировке и изложении фактического материала. Диссертант широко опирался на общенаучные и собственно исторические методы исследования (метод периодизации, хронологической последовательности, сравнительно-исторический). В р