автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Культура СССР 1970 - начала 1990-х гг. в интерпретации англо-американской советологии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Лаптева, Елена Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Культура СССР 1970 - начала 1990-х гг. в интерпретации англо-американской советологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура СССР 1970 - начала 1990-х гг. в интерпретации англо-американской советологии"

ПЕРМСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННА У1ЭДВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.'.5.ГОРЬКОГО ... - :

РГБ ОД

0 АМВ ^^ На Правах р^кописи

ЛАПТЕВА Елена Васильевна . -

Культура СССР 1970-начала 1220-х гг. в интерпретации англо-американской советологии.

Специальность 07.00,01-История общественных движении и политических партий

Специальность 07.ОО.ОЗ-Всеобщая история АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степгнл кандидата исторических наук

ПЕРМЬ-1224

Работа выполнена на кафедре история Отечества Пермского орде Трудового Красного Знамени государственного университета име) А.М.Горького

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор М.Г.СУСЛОВ

Официальные оппоненты:

доктор исторических на}к,

профессор Е .И .ЖСНИН кандидат исторических наук,

доцент С.Н.ЛЭЕНТЬЕВА

Ведущая организация: Пермский государственный

институт культуры

Защита состоится' тухлее ■5 г. в 15%ас.00 мин. на заседании

специализированного-Совета К.063.58.С2 по присуждению ученой степ кандидата исторических наук в Пермском государственном университе' имени А.М.Горького по аяресу:614600.г.Пермь,ул.Букирева 15,корп.1 ауд.538.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научных работни библиотеки Пермского университета.

Автореферат

Ученый секретарь

специализированного Совета, доктор исторических наук, профессор

М.Г.СУСЛОВ

к

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ;•..<■

Предметом данного исследования является советская культура 1S70 начала 19SO-X гг. в отражении англо-американской советологии. ' Актуальность теш определяется рядом политических,научных и куль турных факторов.Западная,в частности,англо-американская историография и советология изучались ранее советскими исследователями в основном с критической точки зрения,с пози1шй"фальсификаиии"и "разоблачения".Подходя к'работам западных исследователей со специфической, историко-партийной точки зрения,советская наука долге не могла дать взвешенную и объективную опенку этим предметам,уче сть собственные ошибки и пробелы в научном знании,воспользоватьс фактическим материалом и опытом советологии,ознакомиться с футу-рологическими прогнозами и другими разработками,сделанными западной наукой.Отказ от всестороннего научного диалога неизбежно сужал восприятие советских ученых и привел к формированию стереоти ных опенок.

Современный этап развития отечественной исторической нау изменение политических и культурных (факторов развития нашего общества , развитие многосторонних связей требует пересмотра сложивш гося представления .о заданной историографии в пелом и о советол гии^ в частности.

Советология стала популярным предметом исследования,"взгля со стороны"неизбежно принимался во' внимание отечественными полит ками,учеными и деятелями культуры.Это связано с тем.что к настоя щему времени западной советологии удачось достичь существенных р зультатов в изучении советского общества и его истории.Но не уд лось избежать и крайностей:многие из советских авторов/и это отразилось на 1У Всемирном конгрессе советологов в Великобритании, 1290 г./рассматривали советологию как единственное зеркало,отражавшее без искажения все процессы.происходившие в странах социа-лизма.Поэтому появилась необходимость нового,взвешенного подхода к современной западной советологии.

Во-вторых.политические изменения,происшедшие в нашей стра не в середине 1980-х гг." отразились на западной историографии.Ре-формы М.С.Горбачева и поеледущее развитие советской демократии положили конец многим советологическим концепциям и теориям",и дали начало новым.Произошли значительные изменения в системе финансирования западной советологической науки,были закрыты многие центры .фонды и издания специального характера.

В третьих,современный этап развития отечественной науки тр< бует пересмотра своего исторического прошлого.Неоценимую помощь в этом может оказать богатый фактический материал.имеющийся в рас

ТТЛ-ПСПН-ОЫИТЛ OUTTSJ ттиг»т> TJOmH TI п ПН ТЛ QQ ТГЧТТТЯ И1Д T1UU С- TCUTmTTU И ЛТТРНКЙ.

Историографил вопроса.Советскую историографию западной советологи мотао разделить на несколько групп.

1/Раооты общего характера,затрагивающие западную советологии в цэ лом.Эти работы дают общие представления о советологии,содержат св дения об основных теориях,авторах,развитии советологии4работы несколько устарели,г.к. изменились основные теории и концепции сове тологии.в советологию пришли новые лвди .ряд центров был закрыт.

2/Работы,затрагивающие проблемы методологии.Они написаны с критической точки зрения,противопоставляют достоинства соииалистическо системы капиталистической,выдвигают идеологические моменты и част не имеют всестороннего анализа западной методологии.^ З/Работы критического характера.рассматривающие взгляды иредсташ телей науки и реформистских партий на советскую культуру.Работы написаны в характерном для советского времени ключе неприятия советологических концепций,отрицания позитивных моментов ь изучении советской культуры западной наукой.

4/Работы,связанные с проблемой идеологии.Советские авторы говорил

0 том,что западная советология,выполняя политический заказ .внесла свой вклад в идеологическую борьбу двух систем.Советские исследователи .отмечают,что целые разделы советской культуры были преднамеренно скрыты от западного зрителя;на этом фоне соьетология со здавала картину жизни советского общества и говорила о превосходстве западного образа жизни .идеологии и культуры.^

1 .Буржуазная советология ¡основные направления и тенденции. -М. '1588.-318с.

Советологи о советологиигроиски выхода из tjпика.Реф.сб.Сост.А.М. Левина .М. :ИШ0Н, 1977.-214с.

¿.Буржуазные концепции культуры:кризис методологии.-В.Г.Табачков-ский,В.ВЛях.Н.П.Полищук и др.-АН УССР.-Киев:Наукова думка,1980гЗ 3*Ковалев В.М.Критика современных советологических концепций. Алма -ата;Наука,1985.-157с.

Смолянский В.Г.Два образа жизни.Критика советологических концешщ 1980-х. -1. :1вниздат, 1S85 -г 127с.

^•Киященко H.H. Дейзеров Н.Л .Борьба иде>1 з культуре и искусстве. М.:Знание,1972.-87с.

'Искусство и идеология:современный художественный процесс как идеологическая проблема.-М.:Рос.ин-т искусствознания,1992.-247с,

-3- . ..

5/Следукхцую группу составляют работу по советологии отдельных периодов.Достоинство этих работ в том,что они подробно анализиру: изменения основных теорий и концепций советологии,взятых на опре< деленном временном отрезке.^-

6/В отдельную группу можно выделить работы,посвященные частным проблемам,подншаемым советологией.Эти работы могут быть полезны тем,кто специально не занимается советологией,но хочет привлечь "взгляд" со стороны"при разработке какой-либо определённой проблемы ?

о

7/Достаточно много работ по отдельным разделам культуры.

8/Подавляющее большинство работ советских авторов посвящено критике западной историографаи руководящей роли КПСС.Авторы этих работ не признают западной критики роли КПСС и,в основном,поднимают проблемы фальсификации роли партии в Советском Союзе

Отдельно можно выделить работы по западной историографии историй СССР,связанные с политикой и др.Но автор не касался этих работ,хотя при разработке теш столкнулся с наличием значительного числа литературы по этим темам.

Большую помощь.автору оказали справочники,выпущенные ИНЛОНсг« в которых содержится ряд сведений об авторах,советологических центрах и др.5

1.Семенихина Н.П.Эволюция общественного мнения США в отношении Советского Союза в 1280-е гг.-М.:ЮТ ,1288.

2.Марушкин Б.И.История и политика.Американская буржуазная историография советского общества.-М.гНаука,1262.323 с.

3.Беляев А.А.Идеологическая борьба и литература:Крит.анализ амер.советологии.4л.:Худож.лит.,1288.-445 с.

Борщуков В.И.Поле битвы идей:Советская литература за рубежж.-М.:Сов.писатель,1288.-445 с.

Саволей Е.Искусство в идеологической борьбе за молодежь.-М.: Cog.д^дгот.комитет XII Всемирн фестиваля молодежи и студ. i285.-4<i

4.Пилипенко В.В.Критика буржуазных фальсификаций идеологической, политико-воспитательной работы КПСС/ffet материале англо-американской историографии 70-80-х гг./-Киев,1288.

5.Американские советологи:справочник.-М.:ИНИОН, 1220.J.70 с.

- ' -1-

Б диссертации использовались также материалы различных конференций.проходивших в Советском Союзе и затрагивавших вопросы зарубежной историографии,эмиграции и культуры.

Проблемы западной советологии затрагивались советскими авторами,но неравномерно:большинство работ касалось советологии в целом,культурологическая советология не нашла достаточного отражения.Нет полноты освещения западных историографических источников, присутствует неравномерность- изучения по периодам,школам, странам .авторам советологии .Многие работы пристрастны .Все это не позволяет говорить о достаточной степени изученности западной советологии .

Целью данной работы является исследование основных интерпретаций советской культуры в англо-американской советологии.При этом автс пытался решить следующие задачи:

1/изучить профессиональный состав английских и американских специалистов,занятых проблемами советской культуры 2/проанализировать основные англо-американские интерпретации литературы и искусства СССР 1570/80-х гг. и в начале 1£30-х гг. 3/проследить эволюцию взглядов советологов на советскую культуру на рубеже х£70/80-х гг. и в начале 11 £ 0-х гг. 4/исследовать образ советской культуры,который сложился в англоамериканской советологии.

Методологическая основа.При анализе современной англо-аиерикан-ской советологии был использован комплексный подход.включающий исторический и социологический анализ,объясняющий происхождение, построение и логику основных теорий.Одним из основных принципов стал дифференцированный подход, рассматривающий современную совет с ло'гию как сложное,многоплановое явление .Важными методологическим принципами для автора являлись объективность,научность и историзи Автор стремился избегать при анализе культурологической советологии упрощенных подходов,исследовать основные школы и направления в советологии в конкретной исторической ситуации.

Одним из основных методов явился проблемно-хронологический. Изучение проблемы велось в хронологической последовательности, что позволило показать изменения в основных взглядах и подходах западной советологии к проблемам советской культуры на разных • отрезках времени.В ряде случаев использовались методы статистического и сравнительно-исторического анализа.

(

Источники.Основными источниками для написания диссертации послужила работы зарубежных авторов,опубликованные на языке оригинала и вышедшие в Великобритании,США,Канаде в 1S70-1SS0 гг.Можно выделить несколько групп источников.К первой группе относятся работы обобщающего характера,включающие сведения географического характера,историю, литературу и т.д.^Они опенивают советскую действительность и общество в определенный.период времени.В большинстве из них проводятся сравнения с западной демократией .оцениваются личности и деятельность советских политических деятелей.Ьти работы отражают основные черты западной нонпеппии советской культуры на определенном отрезке времени. Отдельно модно выделить сугубо критические-работы, базирующиеся на материале 1S70-H.1£80-х гг..которые осуждают порою советского строя без исследования причин и пытаются дать альтернат; Представляет интерес ряд монографических источников,носящих концептуальный характер.Они написаны в соответствии с определенной теорией, концепцией и подтверждают ее на основе специфически отобранно: матери&па.ото работы М.Фридберга.МЛолдин.Дж.Данлопа.^Большую част: источников составляют работы.написанные авторами,специализирующими* по какой-либо конткрегной проблеме.Это,например,исследовани совет кой литературы М.Слонима,Л .Брауна, труды по изобразительному искусс Гж.Боулта.исследования театра Л .Клеберга,Г.Сегела3и др.¿эти исследо вания анализируют основные процессы,происходящие в нашей литератур и искусстве и констатируют.что развитие событий в какой-либо определенной области укладывается в определенную теорию.

Отдельную группу составляют мемуары политических.и.общественных деятелей,которые имели возможность наблюдать за процессами .происходившими в СССР и оперировать фактами./Работы А.О^ейга .Р.Рейгана/ Важным источником служит пресса.Автор рассмотрел ряд периодически х изданий специального характера.Некоторые из них автор впервые вводит в научную практику/Арт джорнэл" ."Арт ньюз" и др/.В указанной прессе можно встретить нетрадиционные оценки советской культуры .анализ событий нашей культурной жизни.Использованы статьи из "Совьет стадиз" ."Проблеме о<|> коммьюяизм" к гдр. Привлечены косвенны источники .содержащие сведения о взглядах советологов на жизнь сове ского общества и политику государства в'области культуры.Отдельную группу источников составляют архивные материалы .Источники чрезвычайно разнопланош.в них часто не хватает анализа,но они содержат массу фактического материала и отличаются оригинальным подходом к проблеме.__. _ ■

X.Hecht L. The USSR Today:Facts and Interpretation/Springfield.Virg. .-Sholasticu-

Publ. 1978. .185 p. 2.The red pencil:Artists

"i™ rff P°n,ff1 :iCr"fts solars a censors in the USSR/Ed.b

by Choldin M.T..

v.../ lOtfl

Научкая новизна диссертации состоит в комплексном анализе советологических интерпретаций советской культуры периода 1970-н.1220 -: гг. .который ранее не был дан в отечественной науке.При исследован! теш были выявлены новые подходы и особенности англо-американско] историографии советской культуры.названы новые имена,прослежена связь старых и новых теорий советологии.прослежена связь западной науки и политики,показано прикладное значение советологии.Впервые в отечественной науке выявлен образ советской культуры современности, сложившийся в западной историографии,выделены его основные черты. Предпринята попытка анализа ранее не изучавшегося периода-конпа 1980-х-начала 1220-х гг.Привлечены новые источники. Хронологические рамки диссертации включают период с 1970 до началг 1990-х гг..который является достаточно сложным для изучения,т.к. его началу и концу соответствуют порой диаметрально противоположные взгляды и оценки специалистов.Существуют различные теории,во многом спорные,иногда противоречивые,но большинство исследователей /к которым присоединяется и автор/считают,что указанный период можно разделить на два основных этапа-1570-1285 гг. и 1285-н.122С~х Каждому этапу соответствует определенная специфика в зарубежной ис ториографии и взгляды специалистов.

Практическая значимость диссертации заключается в том,что результаты работы могут быть использованы при анализе как отдельных советологических теорий,так и школ и направлении в советологии,а также для выявления тенденций развития советологии в целом.Содержащийся в работе фактический материал и выводы могут способствовать формированию объективного подхода к советологии в исторической науке, политологии и культу ро-логаь. Знакомство с работой позволяет ввести в научный словарь ряд новых терминов.Материалы диссертации могут- быть использованы при подготовке спец.курсов по отечественной культуре,истории,зарубежной историографии,при подготовке докладов для выступлений на конференциях и т.д. Апробация -работы.Диссертация обсуждалась на кафедре истории Отечества Пермского государственного университета имени А.М.Горького. Основные материалы .положения и выводы диссертации изложены в статьях и выступлениях автора на ежегодных областных научных конференциях/122 1-22 гг./.Всероссийской научно-практической конференции/1224г./и Международной научно-практической конференции/1224г./ Структура диссертации . Работа сост'оит из введения,двух глав,заключения, приложения .списка источников и литературы.

-7-

П¿ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяются актуальность теш,предмет исследования, пели и задачи.Обосновывается научная новизна.дается историографи-чесикй обзор и характеристика источников,раскрывается методологическая база исследования.

В первой глава- "Образ советской культуры 197С.-н. 1990-х гг.в современной англо-американской советэлогии"исследуются основные черты советской культуры указанного периода с точки зрения англо-америкап-ской советологии-в русле основных советологических теорий.Автор обращает внимание на то,что многие политологические и культурологические теории советологии имеют общие черты и характеристики советской культуры.Часть этих теорий совпадает напрямую с характеризуемыми советологами чертами советской культуры .1970-н. 1990-х гг.

Автор обращает внимание па то,что при составлении образа советской культуры сыграл большую роль целый спектр восприятий Советского Союза,на основании которого рождались различные теории.Данная проблема тесно связана с психологией .т.к. в большинстве советологических трудов прослеадвается перенос особых восприятий,особенностей национальной психологии на культуру советского народа в це-лом:СоветСкая культура предсташяет собой,по мнению большинства исследователей, сплав дореволюционного психологического наследства и "напионал-большевитских"ценностей.

В главе исследуются {акторы,которые влияли на образ советской культуры.Автор отмечает,что он строился на основе теорий тоталитаризма, русификации, коллективизма и русского национализма.Значительное влияние на складывание образа советской культуры в западной советологии оказали идеи и предположения об антизападной направленности советской культуры и ее консерватизме.

Кроме того,одной из главных характеристик советской культуры западная советология считала ее бюрократизированность и наличие мощного цензурного аппарата.При составлении образа советской культуры немаловажную роль играло обращение западных специалистов к истории создания советского государства;исследователи считали,что многие сегодняшние характеристики советской культуры пришли с 1920-30-х гг.

В главе отмечается,что на формирование образа советской культуры влияли политические процессы.Культура неразрывно связывалась советологами с официальной идеологией,и это отразилось на мюгих теориях,созданных западными учеными в ¿970-80-е гг.

Как показано в главе,период 1970 -н.1990 -х гг. изучался советологами довольно подробно.В этот период характерно появление

советологичесних теорий,связанных в основном с консервативной х теристикой советской культуры.

По мнению англо-американской советологии,общество формируете, основе куль туры, по этому впечатление, составленное западными учен] о современном советском обществе аналогично их представлению о < ьетской культуре.В главе рассматривается вывод западных советов о подверженности советского общества и его культуры всепроникаю: влиянию моноидеологии и тотальному контролю,с помощью которых ', считали многие специалисты,формировались и поддерживались велик жавные .консервативные ценности и идеалыД!.Слоким.Д.Браун,Р.Пайп-Дж.Хоскинг,М.Фридберг,ВЛакер/.

Автор рассматривает принятое в советологии деление советской льтуры на официальную и нонконформистскую и считает,что существ; щая модель советской культуры .состоящей из двух частей,перестад удовлетворять западную науку к середине 1280-х гг. в связи со м гими изменениями политической ситуации,жизни советского обществ целом.Основные интерпретации советской культуры 127С-первой пол ны 1280-х гг. несли в себе элемент противоречия,т.к.,по мнению тора, они укладывались в дихотомию "делю щктан-диктатура", но не с ветствовали дихотомии" капитализм-социализм", т. к. основы вались на идейных и духовных ценностях,относимых одновременно к обеим сис Кроме того,тот факт,что большинство советологических идей,во кающих при формировании образа советской культуры укладывались орию конвергенции.наводил на мысль о слабом знакомстве западны следователей с практикой советской действительности.

В работе указывается,что изменение основных советологических орий,касающихся советской культуры,было связано с рядом факторо

именно: -недостаточной разработанностью концепции советской ку.

-изменением политической ситуации и переменами в облас культуры .связанными с приходом к власти М.С.Горбачева -увеличивающимися контактами с Западом.

Автор анализирует составные части советской нонконформистск культуры,выделенные западной советологией:протест творческой ин теллигенции .выраженный в уходе в андеграунд .наличие параллельно культуры,феномен диссиденства,развитие культуры в эмиграции,поя ние самиздата,магнитиздата и т.д.В главе указывается,что с сере 1280-х гг. в связи с политическими изменениями в СССР,советолог включила в образ советской культуры в качестве новых,положитель характеристик гласность и открытость советского общества.Перест ка трактовалась западными специалистами как период .появления но возможностей,слома старой культуры,основанной на идейных и дух ных ценностях великодержавия, национализма и большевизма.Автор о

щает внимание на неглубокость советологического анализа изменений в культурной жизни нашей страны,и связывает этот факт с подверженностью советологов излишней увлеченности личностью?;!.С .Горбачева и эйфорией от перемен.

Кроме того,в главе указывается,что приход в советологию новых молодых специалистов/и довольно в значительном количестве/в к.80-н.90-х гг.неизбежно сказался-"-на уровне науки и пошшял на формирование основных советологических идей указанного периода/Т.Нэйлор, Дяс.Уолл ,А .Олкотт ,А .Ноув/.

Проводимое западными учеными сравнение советской культуры конца 1£80-х с периодом хрущевской"оттепели"связывается автором с возникновением в англо-американской советологии"левой альтернативы", определяющей ее развитие последних лет.

Во второй главе-"Взгляды англо-американских советологов на советскую литературу и искусство 1970-н.1220-х гг. исследуются точки зрения западных советологов на советские театр,музыку,кино.литературу .архитектуру и живопись указанного периода.В главе показано, что на Западе существуют различные оценки творческого процесса в СССР,связанные с концепцией советской культуры в целом.Четко прослеживается разделение литературы и искусства СССР на официальные и нонконформистские.Основным критерием разделения служит с точки зрения западных исследователей отношение создателя художественного произведения к методу социалистического реализма,степень конформизма художника.Автор выделяет 3 группы советологов,извест- ' ных в настоящее время в литературоведческой советологии: 1/"патриархи"советологии .известные в основном работами по классике советской литературы/В.Александрова.М.СлонимДж.Билл ингт он, Э.Браун/; 2/представители старшего поколения,ведущие поиск наиболее острых произведений нашей литературы,посвященных в основном социальным и культурным проблемам/Тй.Фрицберг.В.Лакер/;

3/молояые советологи,которых интересует в основном так называемая "литература перестройки"и положение дел в наших литературных кругах,в частности,в ССП/Г.Франкел Дж.Уолл/.

В главе исследуется эволюция взглядов на советскую литературу в течение 1970-В0-х гг. и в начале 1990-х гг.,когда всплеск интереса к советской литературе прошел и основная масса советологов, изучающая проблемы нашей литературы,потеряла к ним интерес.Литературоведческая советология значительно сократилась и свелась к небольшому числу профессионалов.

В отличие от литературы.изучение советского искусства было достаточно стабильно во все времена.В главе выявляется,какие виды советского искусства привлекли более пристальное внимание западных специалистов,и,следовательно,были изучены в большей степени.

-ю-

Автор связывает интерес западной советологии к таким вещам, кино,театр и живопись нашего Отечества с интересом к истории кого революционного авангарда, очень популярного на Западе .В г исследуются основные подхода западной советологии к изучению ского искусства,проверяется адекватность некоторых советологи идей советской действительности на основе архивного материала В диссертации подчеокивается,что в отличие от литературы,с ское искусство в конпе 80-начале 90-х гг. не потеряло своих пр вержениев среди советологов,а наоборот.приобрело еще больаее Это связано с ' тем,что именно с конца 80-х гг. западному миру новятся известны наиболее талантливые произведения советского кусства,созданные в разный период времени.Западные исследоват по мнению автора,склонны подчеркивать,что советское искусство льшей степени,чед литература,отразило перемены в жизни соьетс общества,основные направления развития советской культурной ы и позицию властей.В главе указывается на то,что западной сове гией было оказано приоритетное внимание политизированности со ского искусства на протяжении всего изучаемого периода. В заключении диссертации подведены итоги исследования,сформу ваны обобщающие выводы.Анализ западной советологии дает бозмс выделить основные периоды ее развития,в соответствии с когорь находятся определенные идеи и теории .подходы к изучению иове Союза и его культуры .В русле общеисследовательского подхода а выделяет этапы развития советологии:

1/1950-начало 60-х гг.-господство теории тоталитаризма.Совете культура рассматривается как полностью подчиненная идеологии, трудах советологов этого периода подчеркивается жесткий полит ий контроль государства, господство метода соц.реализма в со ел с определенными репрессивными элементами. 2/начало 1260-конеи 60-х гг.-возникновение идеи"оттепели"и вс ности свободного развития советской культуры,выхода андеграув подполья .Внимание исследователей обращено на новые направлена литературе и искусстве,которые не соответствовали официальной ктрине.

3/начало 1970-середина 80-х гг.-преобладание теорий"напиональ коммунизма" ,групповых интересов .бюрократического социализма,!: стриального общества и конвергенции.Под воздействием политиче

факторов меняется отношение к Советскому Союзу.Западные исследователи объясняют сущность и основные черты советской культуры с помощью теорий русификации,коллективизма и национализма! 4/середина 1280-х-начало 1920-х гг.Появление теорш"новой оттепели", Взлет советологии обусловлен перестройкой всей жизни Советского Союза.изменениями во внутренней и внешней политике.увлеченностью личностью М.С.Горбачева.Рассматриваются новые возможности для свободного развития культуры в общемировом потоке.

Можно выделить 3 группы исследователей,различающиеся своим подходом к проблеме:в первую входят те,кто занимается конструированием широких теоретических кониеший.ко второе относятся исследователи,собирающие материал без наличия поставленной политической проблемы.третья группа строит свои гипотезы на эмпирическом анализе,ведет поиск новых путей и методик исследования.Цели этих групп также неодинаковы:одни принимают на себя популяризаторские задачи, другие готовят конкретных специалистов,участвующих а ггиалоге двух стран.Кроме того,существуют,по мнению автора,4 основные возрастные группы советологов:

1/преяставителтл старшего поколения-эмигранты .профессионалы.специализирующиеся в одной конкретной области/М.Слогам,Д.Браун,Н.Ряза-новский/.

2/поколение 50-60-х гг.-теоретики.профессионалы .консультанты правительства, преподаватели вузов,обладающие широкой сферой научных интересов/Дж.Биллингтон,М.Фридберг,П. Кенез/. З/поколение 70-х-представители тазличных профессий,в большинстве своем-ученые с именем,которые продолжают искать научную истину, развивать советологическую науку/Дж.Боулт,С.Старр,Б.Рубл/. 4/молодые советологи-эмигранты последней волны .журналисты.дипломаты, ученые. Сфера их интересов чрезвычайно широка,исследования не всегда безупречны в научном отношении,но отличаются оригинальным подходом к проблеме/А.Олкотт,Б.Сильвер,Дд.Уолл,И.Голомшток,П.Рамет/

лвтор отмечает отрицательное в ряде случаев отношение исследователей к советской культуре,к Советскому Союзу в целом.¿то связано с определенными стереотипами восприятия;на западных исследователей влияла теория"американской исключительности"."боязнь коммунизма"и др.Налицо имеется перенос особых восприятий.особенностей национальной психологии на культуру СССР.

Неполнота исследования,определенная приоритетным изучением альтернативной культуры СССР сказалась на выводах советолошв. Возникшая концепция неоднородности культуры/офиииальноы и альтернативной/имеет ряд положительных моментов,но отражает принципиальное расхождение в подходах и оценках явлений культуры отечественных и западных специалистов.Имеет место перенос методов изу-

чения западного общества на славянский мир.

Автор отмечает также неравномерность интереса советологе отдельным явлениям культуры и исследует закономерности этого песса.Автором отмечены терминологическая и понятийная неточн отсутствие разработанных критериев.

Вместе с тем советология содержит богатый фактический иа имеет достижения в методике,успехи в определении футурологии прогноэов.Изучение западной советологии расширяет наши знаки западной обществоведческой науке в целом,способствует развит: диалога ученых разных стран.

Ознакомление с широким кругом западной литературы и исто' ков по проблемам советской культуры помогает проследить эвол: основных советологических идей и теорий на примере конкретно: Необходимо отметить,что выявление особенностей навиональн школ в западной историографии затруднено вследствие постоян» миграции исследователей.

Западные исследователи продуцировали советский политичес: сттюй с моноидеологией на культуру .отмечали их взаимопроникн< мне и взаимовлияние.Интерес западной советологии к изучению < ской культуры менялся в зависимости от политической ситуации Ь ходе исследования автор не полностью осветил все состав; части темы.Неисследованными остались:танец.скульптура.декора: ное искусство/в силу специфики предмета/,недостаточно иссдедс архитектура,музыка/вследствие малого количества источников/ 1 Зти темы могут стать предметом самостоятельного исследования, лее полно могут быть исследованы работы канадской и австрали! советологии,а также немецкие и французские аьторы.в частност; работы М.Татю.Э.Каррер д'Анкос Д.Г.СкиллингаД.Купера,Т.Ригб! Г.Глезнега и др.Автор выражает уверенность,что в скором врем эти пробелы в научном знании будут ликвидированы.

В плане рекомендации автор предлагает провести научную ко* реншш по проблемам современной советской культуры в западно; ветолопщ,опубликовать отдельные наиболее интересные и значив работы западных советологов на русском языке.подготовить сбо£ работ советологов по каким-либо определенным проблемам,обсуди на"круглом столе"проблемы и судьбы англо-американской совет си подготовить спецкурс по этой тематике.

Обращение к западной советологии позволяет лучше понять ис своего общества,восстановить историческую правду и предвидеть дущее.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1.Буржуазная историография о роли партии в политической системе об-щества//Областная отчетная научная конференция.Секция общественных науй.Тезисы докладов.-Пермь,1951.С.80-83.

2.К вопросу о воздействии американской советологии на выработку внешнеполитического курса страны.//Областная отчетная студенческая научная конференция.Секпия исторических наук.Тезисы докладов.-Пермь, 1292.С.55-57.

3.Современная англо-американская советология:некоторые проблемы развития/Орачева 0.И.//0бла«тная отчетная научная конференция "Человек.политика,рынок".Секция общественных наук.Тезиеы докладов.-Пермь, 1222.С.45-47.

4.0 консервативном подходе американской советологии к изучению советской культуры 70-80-х гг.//Областная отчетная научная конференция "Переходное общество .-тенденции развития".Секция общественных наук. Тезисы докладов.-Пермь, 1223.'С.22-30.

5.0 проблемах изучения современной советской культуры американской советологией.//Пермский университет.-Пермь,1223.-Юс,-Рукопись деп. в ИШОНе АН РАН № 48441 от 12.08.23.

6.К вопросу об американской советологии и ее основных теориях. //Всероссийская научно-практическая конференция"Проблемные вопросы истории,культуры .образования,экономики северного Прикамья.-ьерезшш 1224 г.С. 62-71.

7.Тоталитаризм и советская культура в англо-американской советологи! //Международная научно-практическая конференпия"Тоталитаризм и личность".Тезисы докладов.-Пермь,1994.0.33-41.

8.Русская культура и авангард 1220-х гг. в американской советоло] //Йаучная конференция"Россия и Запад:политические и культурные . традиции".Тезисы докладов.-Пермь,12Г4.С.41-43.