автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Культурно-историческая детерминация раннебуржуазного политического сознания

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Погодин, Михаил Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Культурно-историческая детерминация раннебуржуазного политического сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-историческая детерминация раннебуржуазного политического сознания"

СГЛБ-А СРЦ:^ С:»:7ЛБГ1С:-:ОГ: ?ЕЗСЛ)~а:

Лг^ТС/ГГЕТ г-г!к;;

по ч'нлосо^ккм наука»

На пс.ъэах р'.'кописц

СОГОЛ:^. '•./..;•:•:•;

Сяе^-льйсггь 09.C0.CI -диалектический и г.сторцческиг катара *-;:зм

А. з т о р а ф а р а т аггсерташа.на ооасканае ученой степеня кандидата £клосо£ск;1х наук

Москва

Работа выполнена на каф-espe сошслк-х:'. фкл:.са фиг. ¿i:.-;occic-кого факультета Московского государстзвнксгс уккас:caraira M.B. Ломоносова.

Научный руководитель - доктор Ссоi с:-::::-: наук,

профессор roro.'zboc;.:- Z.B. Официальные оппоненты - доктор нпу?.,

профессор Сер-срл^ь -".Г..

- кандидат каук,

доцент /,;арчгкко Г.Ii. Вояуиая организация - Униворохтат ¿¡ужов народе;;,

кафедра üoui'.i.TbKDii &&soco¿xk.

Ртщита состоится "Г/ ■* " ¿^/У 19К т. 5i /Г час.

/

на заседании Специализированного совета /К С53.С5.40/ по философский наукам при Московской государственно!.', ун'/.ъсрситоте иманк И.Б. Ломоносова по адресу: Москва, Лешшскио rop¡.-, 1-i: корпус гуманитарных факультетов МГУ, фшюсо4скик факультет, II axaü, ауд. 115?.

С дкссертацкеЛ коно ознакомиться е читальном золе ололко-текс 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ juiöhb Ы.Б. Ломоносова.

Автореферат разослан ¿f'^Si-CC, i.j.j- г_

Учены!: секретарь СпеикалкзЕроьаниого

соьвта Илька L.B.

УЫУМ улрлкт^ГКСТИ;^ РАБСТВ

Лкту^ьнсстт^ ".ым псе-чезог-акя. Кд'^'ное наследие ддеддяотвуь-у:~,1.у, -гу.-.уу .-ос:: ^а'ДЛчДа^т д гзбс лр;:сталькуа л .-07 ыг/дсндо духовного одыга дроллсго - ооосдд сдособ

¿с;.::-;сл?н.:.-; ддтудд:.-н;:д для лдбого дрчкдд д

ддлу ддс^д у;-:г.:>л-.: дяПма.с:;;.

С:3г ^ к ;дд:;:;'.3ур:-уазнс:.у с о г.:::::> дсддоллед

УУУУуууу, :; о ТЙ'ллтл--:-.;-;:^'? дпосдлд;: сддде^скдод

.г.т-';с. лзгеухдгдоде:' д-:!дл0д р^одсяру;'::::;:. Удьер-

.д:г..-д'-гм д -..'Уд, ад'с; дяддд ддддддда да-ддд д/ордгдчсоддд дд?зр:.ро™а-ддд ооддлдЬгдУ: д' ддддд'гилддсодд аслдадудздай? аод^рдатодьдуз "рсд^у-дд ноддд доддоддд дриадо доаг? да ссдсдс дд "рдовдадя дстасдд. Здлдл-двддо г-тсдддда^:;: дд'дсллдд дд-дсдсд.;у дса^слдтъ д'-дедьдд™ раддедгд

дд дддд-у д:'ачггд:д/ :Vддидсд дддл1дд0~-кдда.г.дд" дуу-

ДУДДД...

.уу^ууууу. у а:а:до;.д.иддусддд ряд асвзврякбнаого созндддд. инк уедад-дактсл в оолддднствд свозк как естостгенные. апрдорд.:, сдоддддде, дсз^бдде.

Истины подобного рода дс.дд;ы оытъ подвергнута дрдтдчесдоау акзлгву. • Лсхоенйл его :.;ог.;енто1»: л однозрд^зпно усдсддс;,' еодоДлительного раоодотрзндя буржуазно? пояктичооксд г.:ыоли лглнотся дзсакралг-зацкя оойоаойолаггжаах начал, б-ссяорннх утзорхавнзй д абсолютных лолктачесхжх детин. Ксойхоедко сбнаруххть яолкретко-, :ораческоз содержание абстрактных идей, указать на сзстаатствуии« о^иестаоп-ны«г дсрядкд /стязисккя/, порокояггт дов^и ¿срг/у сознания.

Б общественной пауке долгое' дрзкя дожклроьги;:: лдбо нодат:::;-ннй, ЛКОО алологатдчкпкдй подходы к сурсмэноИ хдсологгк. Авьяор-яость оценочных сухлениГ. а в тс;.;, б другое случае затрудняли сс~ деряатвлышй анализ бус;яуаздж илктдчеодлх долтслп. Между -геи, из-биратольгюз отно;л13н:е к наличному поллтдческому наследию есть едгн-

стввяная возможность отнестись к нему как к самостоятельно" духовной ценности, как к элементу культуры и реализовать г.рп этом весь спектр подходов, не только полярных, ко, в основной, Езадимсдополняющих.

Актуальность избранной теш нсследовакия обусловлена галке социальной практикой. Общество, пережавакше реставрацию буржуазных порядков, заинтересовано в осыыслзяии истории и теор::;: Сурху-азного политического сознания. Инверсный характер протекшая социально-политических процессов только усиливает эту ксобх^пкость.

Степень научной разработанности поо0лы,ж. Оосоаяноггьк избранного подхода к проблеме исследования детерминации зеннйбуржуазного политического сознания является рассмотрение объекта ь процессе становления. В ходе этого процесса происходят форизровакне политической шсли буркуа, переход ее из формы иаопраделзшюстй в форму определенности, то есть осуществляется цетес^шхаиил как таковая. И хотя историки стараются избегать обобщений, а философы -конкретизации, в исследовании становления достигается единство исторического к философского подходов на почве концептуально-пстори-ческого знания.

Общее разращение проблемы детерминации буржуазной идеологии, как правило, основывается на структурно-формациокком анализе общества. Исторический аспект социального детерминизма затрагивается в ряде работ Энгельса, сыгравших заиетнув роль в развитии исторической науки, но оставшихся на периферии социально-философских исследований.* Ключевое значение в осмыслении буржуазной политической идеологии имеет такое фундаментальное общественное явление как "первоначальное накопление капитала", исследованное К. Марксом и теоретически представленное в "Капитале". При рассмотрении социально-экономических процессов в эпоху раннего капитализма раскрываются условия относительной независимости политической надстройки, когда проявляется решающее воздействие факторов высшего порядка /духовных, культурных, личностных, социально-психологических/ на развитие истории.

* См.: Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии /Маркс К., Энгельс С>. - Соч., 2-е изд. - Т. 7, с. 343-437; Энгельс <1. О разложении феодализма к возникновении национальных государств/.Каркс К., Энгельс - Соч., 2-а изд., Т. 19, с. 185-230.

Ори анализе современной литературы по теории общества и политики выявляется наличие содержательных предпосылок для раскрытая основных аспектов темы исследования.

Рассмотрение сошхалъно-пслхологических черт и основных положений политической идеологии класса буржуазии способствует фор-кнсованию представления о раннебуржуазно;.: политическом сознании как реальном социальном явлении. На основании работ В.Иванова, 2.А. Туманова. А.?:. Уледога. >4.3. Яковлева и других авторов ран-небуржуаэное политическое сознание реконструируется как содержательное целое, как системно организованный объект.

Ганнебуржуазное сознание является стороной и результатом общественного духовного производства. К&вдояск литература по ото;: проблеме носит в основном обобщающий характер."

Детерминированность раннебуржуазного политического сознания культурно-историческими условиями раскрывается ври осмыслении духовкой ситуации того времени в контексте кирового культурного процесса в цедск и в конкретно-историческом плане. Основой для изучения выстукает совокупность социально-*1илосо1скии трактовок культурного процесса", а также источники по истории культуры и содиаль-но-1;:лссо:Сской л:ыслн.

При многообразна литературы оорааает на себя внимание отсутствие работ, кссэя^еннкх непосредственно и только исследуемой токе. Работы по истории политических к правовых учений ближе всего подходят к токе, но дивят прикладную правоведческую ослеятациэ и почти из затрагивают проблем истоков, причин, детерминизма в политико-правовых учениях.

^ См.: Боголюбова Е.В. Луховноз производство и духовная культура // Категории исторического материализма. - ?,'., 1980, с. 93-114; Духовное производство. Сошалъно-4илосо1скЕЙ аспект проблемы духовной деятельности. Оте. ред. В.П. Толстых. - М.. 1981 ид?..

9

~ См.: Боголюбова Е.Ь. Культура и общество /вопросы истории и теории/. - М., 1978; -Злобия II.С. Культура и общественный прогресс. - М., 19оС;■ Мехуев Ь.'.!. Культура и история /проблема культуры в ^тссо^.ско-нсторичоской теории марксизма/.-,". ,1977 и др.

Вплотную к теме нашего исследования подходит монография "Философия эпохи ранних буржуазных революций" /Москва. 1982/. Авторы ее указывают на недостаточную разработку проблемы обусловленности философии социально-исторической ситуацией того времени, на мало разработанную тему влияния генезиса капитализма на перестройку »кассового сознания. Разрешая эти и другие вопросы, авторы рассматривают, в частности, и переход от теологического к юридическому мировоззрению, и формирование буржуазной концепции общества, и учение с месте человека в обществе.

Методологическая основа. Наиболее обеими теоретическими г.рзд посылками исследования являются представления о естественноистори-ческом характере общественного развития, о классовом строении общества, сложившиеся еще в ралшах буржуазной науки, признание классовых отношений в качестве "субстанции" общественных явлений и главного условия объективности исследования прсолемк детерминации. Однако классово-аналитический подход в силу своей универсальности оказывается зачастую недостаточны,-« при рассмотрении особенностей исторических эпох и конкретных общественных явлений.

Этот недостаток в значительной мере восполняется использованием элементов системного анализа, позволяющего выделить системообразующие Качества, выработать представление о структуре, функциях и "внешних" связях исследуемого объекта.

Дальнейшая детализация методологического базиса требует обращения к генерализующим исторически.! приема;«:. Наиболее подходящим для нашего исследования является социокультурный подход. Его характерной особенностью является реконструкция идейного мира' прошлых эвох: а также ориентация на изучение человека, его поведения, эмоциональных реакций, мотивов, ценностей. Это создает основу .для содержательной трактовка картина мира в целом." Пдг.-ный мир прошлого представляется таким ооразок .как-фактор исторического развития.

Цель и задачи исследования. Главные- познавательные установки нашего исследования, реализуются при рассмотрении ргннебурзгуаз-•ногс политического сознания в стада становления, при этом обусловленность политической идеологии культурными /"вечными"/ и историческими /преходящими/ причинам наблюдается непосредственно. Этим обстоятельством задается и Цель исследования - теоретически реконструировать становление ранкебур:куазного политического со-

знания как этоцесс, яаторл!НкрсЕакный исторической необходимостью, сазгитиегл нозкх явлений з сбазственном бытия, а также представить культурный процесс того времени б качестве обиеи основы •л универсально;! фор:.ш развитая буржуазного сознания.

Б ссзулътатг "декоипсзипкк" содержания исследуемой прсбле-1.21 определяется ряд задач:

- представить становление раннебурзкуазного политического сознания в качестве стороны естественно-исторического процесса, а сако ото сознаяяо как объект социально-философского изучения;

- осуществить периодизацию становления: определить его основные исторячвокве .этапы и точки содержательных трансформации, а также выявить источники формирования раннебуркуазного политического сознания;

- проанализировать специфические черты буржуазного сознания и определить пнтеграткЕНые качества, позволяете представить раннебуржуазное политическое сознание как системное целое;

- рассмотреть культуру средневековья в качестве предпосылки раннеоуркуазкого политического сознания, а кризис традиционного мировоззрения и идейные искания Х17-лУП веков - как условия его становления;

- представить главные кошнты генезиса ново:: формации как существенно значимые для Нормирования политическс:': идеологии бур- ' жуа, как Факторы-, определяющие ее содерганиз.

Основные результаты и их научная новизна. В диссертации были определены исторические этапы становления, источники и основные . черты'раннебуржуазяого политического сознания.

" - Культура средневековья представлена как предпосылка /язык, проблемы, категории/, идеальное основание, на котором разворачивается генезис бур-куазного менталитета, а культура вообще - как универсальная форма-для творчества политического сознания.

- В противовес негативно-критической традиции рассмотрения буржуазной идеологии в ходе исследования сформировано представление о буржуазном политическом сознании как культурно обусловленном к формирующимся в свою, очередь во фрагмент мировой культуры.

- 3 результата рассмотрения исторических свидетельств определены факторы,, повлиявшие на процесс становления раннебургу&зно-го политического сознания. В итоге этой работа обнаружены естест-

— о —

ввнноисторическив' истоке ряда фундаментальных политических идей, ныне представляющихся "вечными".

- Б совокупности .осуществлена теоретическая реконструкция процесса становления раннебуржуазного политического сознания как целостного социального явления. Основным результатом работы является модель культурно-исторической детерминации раннебуржуаз-ного политического сознания, представляющая собой оощук концепцию.

Практическая значимость результатов исолелогения. Проведенное исследование культурно-ирторической обусловленности ранкебур-жуазного политического сознания развивает представление о многомерности идейно-политического прогресса. Объективное 'ьго рассмотрение на примере западноевропейской модели позволяет по-новому осиыслить. проблемы современного общественного сознания в условиях, когда общество перевивает своеобразный возврат к предшествующему этапу.

Б материалах исследования содержится совокупность положений для концептуальной поддержки идеи правового общества, реалкзуе-' мой в современной законотворческой деятельности.

Отдельные положения и выводы диссертационной работы могут быть включены в учебные курсы социальной философии, истории политических учений, социальной психологии, а также использованы при подготовке лекций и семинарских занятий, разработке спецкурсов.

Структура диссертации. Работа состоит, из введения, двух глав, катздая из которых включает в себя по'три параграфа, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. РАБОТЫ .

Во введении раскрывается актуальность темы, определяется объект и формулируется проблема диссертационного исследования. Подробно разбирается степень научной разработанности проблемы. Наряду с этим излагается методологическая основа диссертационного исследования, указывается цель к задачи работы.

Глава первая - "Раннебущуззное политическое сознание как объект социально-философского изучения"- содержит решение одной из центральных задач исследования - обосновать представление о раннебургуазком политическом сознании как о результате естествен-

но-исторического процесса. 7тверждение этого положения является необходимой предпосылкой постановки и разрешения проблемы детерминации. Политическая идеология бурнуа в процессе становления несет на себе печать времени, но представляется также и в качестве ооъекта для социально-философского изучения, поскольку проявляет вяд признаков самостоятельного социального явления: целостность, характерные черти, рефлективность, аксиологический "суверенитет", гносеологический потенциал л специфическую аксиоматику в основании теории.

Пенный параграф - "Этапы становления" - посвящен проблеме исторической периодизации становления раннебурауазного политического сознания. Решение этой задачи позволяет получить обобщенные сведения при первичном рассмотрении материала. В результате эмпирический материал предстает в систематизированном и обобщенном виде. • -

Первый этап становления ранкебургуазного политического сознания соотносится с эпохой Возрождения, с переходом феодализма от своей развитой формы к поздней. Ка основе исторических свидетельств- обнаруживаются материальные предпосылки грядущого буржуазного общества /торговля, простое товарное производство, коммутация земельной ренты/, в то кз время ярко проявляются преобразования з сфера сознания: утверждаются гуманизм и свсбомыслие.

Второй этап становления раннебуржуазного политического сознания - эпоха Реформации /ХУ1 век/. Ееформационное движение также представляло собой явление общеевропейского масштаба. Оно было подготовлено з идеологическом плане ерес.;ми и гуманистическими идеями и оформилось з три основных направления: народная реформация, королевско-княжеская и бюргерско-буржуазная. Последнее обстоятельство позволяет зафиксировать факт проявления интересов зарождающейся буржуазии в социально-политической сфере.Новым в социальной и духовной истории ХУ1 века было соединение религиозного протеста с антифеодальным движением, формирование массового политического действия, утверждение принципов демократической организации религиозной и светской жизни, возникновение национального самосознания.

Третий этап становления раннебуржуазного политического сознания - эпоха ранних оурхуазных революций второй половины ХУ1-

ХУЛ'веков. В ходе социальной борьбы /нидерландская и английская революции/ осуществляется политическое самоопределение класса, а его политическое сознание в значительной мере утрачивает религиозно-иллюзорный оттенок. И е политической истории, и в идейной борьбе в центр выдвигаются вопросы о Елаети и о сосотвэкнос-ти, находя при этом и принципиальное разрешение.

Четвертый этап становления раннебур:;:уазного политического сознания протекает на фоне общеевропейского культурного процесса - на фоне Просвещения в ХУП-ХУШ веках. Осйовкш результатом этого этапа является оформление политической иь'сли в теорию нового общественного:порядка.'Идеология буржуазии обретает адекватное основание в виде капиталистических производственных отношений, получает категориальное оформление в понятиях социально-политических учений, складнвается в теоретически проработанную, концептуальную систему воззрений. Завершение развития раннсбур-куазного политического сознания наступает в процессе рефлексии -при осознании себя в качестве знания - в форме философии историк и права.

Второй параграф - "Источники вдршшванпя" ■ - посвящен поиску объективных оснований раянебуркуазного политического сознания на начальном этапе складывания новой формации, в условиях,, когда еще отсутствуют развитые капиталистические отношения.

При рассмотрении этого вопроса невозможно не прибегнуть к конкретно-историческим свидетельствам. Наиболее показательным для ътота является пример Англии, которая считается не только классической буржуазной страной, но также пережила в классической форме и генезис капитализма.* Более того, по млению истори-

?

ков, ока являлась также и типичной феодальной страной.

В английской истории первое событие, в котором со всей зрелостью проявляются антифеодальные устремления общественных сил, -крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера в 1381г. Оно открыло эпоху социальных конфликтов и преобразований, отда-

1 См.: Маркс К., Энгельс ®, Соч., 2-е изд. - Т. 23,.' с.?28.

2

См.: ПетрушевскиВ Д.М.'Восстание.Уота Тайлера.М., 1937, с. 7.

- S -

денным итогом которой п.яъалвя капитализм, Зто-восстание, являясь skcekü:'пунктом крестьянской классовой борьбы, также воорало в себя выступления зарождающейся сельской и городской буржуазии и плебейских касс. Практика восстания показала их относительное единство перед лицом обаогс противника - феодализма, на основе чего можно констатировать и относительную целостность политического сознания Teil эпохи. В основ? его преобладали на этот момент крес-тъянскс-плсбейские настроены и интересы. Приведенная в тексте диссертации оценка политических программ восставшие - Какл-Зндо-кзи и СбЗгт^илдскоГ: - позволяет сделать вывод о том, в какой степени осознавалась необходимость демонтажа феодальных собственных установлений, что являлось общей предпосылкой буржуазного строя.

Е ХП-П7 веках складывается свободолюбивая и жизнеутверждающая тенденция в культуре, в народном поэтическом творчестве: ву~ точнач позма ''Стрела Кокейк", ранние баллады о Робине Гуде рисуют" "рай земной" на основе крестьянского труда пли призывают к торжеству ".дубинного права".

Антифеодальные настроения выразились и в еретическом движении ка специфической бюргерской почве: Джон Уиклиф /1320-1384/про-возглашает принцип верховенства светской власти над духовное, трг-5ует оекуляризацип церковных владений в пользу короля и упрощения обрядов. Более радикальное направление бюргерской ереси воплотитесь в английском гуманистическом движении: Джеффри Чосер /1Р40-[400/ ставит в центр внимания земную жизнь человека и проблему установления мира и порядка.

Претензии зарождающейся буржуазии на вкяние в политической 5фзре выражаются в первом светском политическом учении Джона Фор-гескью /1395-1476/, который предписывает государству роль попечителя о благе и счастье подданных.

' В ПУ-ХУ1 зеках зарождаются основы экономических воззрений iypxya и определяется такая их особенность, как сочетание экономики и политики. .Меркантилисты не только теоретически разрабатывав? ¡роблемы богатства, денег, торгового обмена и т.п., но добиваются акже покровительственных и протекционистских законов. с

На основании этих примеров и аналогичного опыта в большинст-е других западноевропейских; стран закономерен вывод о наличии ши-окой оппозиции феодальному строк, всестороннем развитии прогрес-йе'ной общественно-политической кыоли и буржуазном харакоете неко-

торых тенденций в развитии общественного сознания.

В третьем пас-чгоацо - "Структура и основное черты"- реализуется основная задача первой части диссертационной работы - представить объект исследования в единстве конкретно-исторического явления и социально-философского содержания. Выполнение этой задачи предполагает многоаспектное рассмотрение объекта, представление его в систематической форме.

Принадлежность раннебуржуазного политического сознания к роду политических явлений позволяет сформулировать круг проблем и ряд категорий, отличающих данное явление от других общественных явлении: власть, государство, собственность, управление. Специфически буржуазное отношение к этим проблемам выражается в утверждении политики з качестве вида человеческой деятельности, в социальной институализации политических явлений /партии, программы, органы государственного управления/. При этом происходит "очищение" политики от морали, индивидуальных особенностей субъектов политики, патриархальных регуляторов общественных связей. Человек утверждается в универсальном отноавикв к обществу.

Другой аспект рассмотрения раннебуркуазного политического сознания реализуется в представлении его в качестве стороны духовного производства.. Последнее гменно при капитализма приоорстает развитый светский характер. Его функции сводятся к критике некапиталистической идеологии, разработке идеалов буркуазного общества, легитимации буржуазных отношений.

Предает отражения раинебуржуазного политического сознания -область социально-классовых отношений: трудящихся классов, феодалов и буржуа, а также их роль в политической казни к участие в государственном управлении. В общественном сознании интересы бур- -жуа представляются в качестве всеобщих интересов человеческой цивилизации. Структура раняебуржуазкого политического сознания представляет собой единство социальной психологии и идеологии, а также более частных элементов:-общественных настроений, политико-правовых доктрин, политических оценок современности, программ .и деклараций. Духовный склад буржуа обусловлен в общем виде частнокапиталистической формой собственности и осознанием "произаеденнос-ти" нового экономического уклада. Ценностями буржуазного сознания являются индивидуальная свобода, личная независимость, чувство

- И -

собственности, рзцхоналлзк и прагматизм. Психологическию перса-га бур::суа эастушчг инициативность, готовность к риску, прздпри-кимгтзльск:::: авторитаризм, сйтккпзк к т.п. В&душук> роль играет полг.глч«5ок£Я идеология Суркуа, содержательное ядро которой составляют идеи естественного право, осцестьзккэго договора, народ-пего сугорсннтгта, демократии, свобода личности и равенства всех перед законе';«*.

лнтогрнрук:;:м; факторен ракке0уря:уазкого политического сознания яслявгел раннсналг.кое, прагматическое отношение к государству, к института:,; политической власти. Свидетельством целостности буржуазного С03Н2НЛЛ выступает формирование философски позитивного отномения к различным сфзр&й общественной кизнк: философии истории, права, хозяйства, религии. Зто отражает прочность социально-политического положения бурмуа.

Наиболее обсей характеристике;: качественного своеобразия политического сознания является постулируемое отношение человека и общества: каким образом санкционируется еизнь человека в социальной среде. В таком понимании категория "смысл кизяк" обозначает способ социальной самодетерминации и выступает как одна из самкх глубоких доминант с&йесгвонного и индивидуального сознания. Харак-" тарное зля средневековья органически-цельное понимание личности как образа к подобия Бога дополнялось постулатом о разделении ее на эмоциональную и рациональную стороны. В раннебурлуазном созна- ^ :зии указанное расщаплснке сфер имеет тенденцию превратиться в противоречие: зера /чувственная сторона/ зитесняется атеизмом /науч-?ая картина мира/. Характерная для буржуа, ориентация на успех в шгной казни /в противовес идее спасения в загроонсм мире/ привозит к десакраллзашга емкела человеческой гязни, сводит его к рациональному Функционированию в рамках общественного конгломерата.

Во второй главе - "Условия и Фактору становления раинебур-¡уазпого политического сознания"- проблема детерминации рассматри-¡ается в концсптуально-истсрпческом плане - на основе обнаружения :родпосылок, условии и факторов становления раинебурнуазного поли-■ического сознания, выступающих моментами детерминации.

Общая схема рассмотрения детер:н:нацпсшшго процесса основы-ается на выделении определенных фаз становления, з рамках ното-

:кх воздействие условии и факторов относительно устойчиво, - фаз

зароядендя, роста а расцвета ракнзбуркуазного полгткчаокого сознания. Содержательным "полем", в котором разворачиваются эта лсоцессы. является в целом культура средневековья, которая внсту-пазт хх соаей дьедпосчлкой. Б ч-азе зароздения наблюдается кризис традиционного сознания к проявляется первые эле« нты нового кя-ровоззсзяия. Средневековые доплаты и ценности сознания, вовлекаемые в диалог с козы:-,; :.д:розоззрением. составляют усддрдя становления раннебуржуазного щлаткчоскогс сознания. В Cass роста глазным •побуддтгдьнки котизоы политического творчества заступает историческая необходд.'/.ость. На зто« этапе фиксируются уддтсдд, под воздействием которых (дорг.арукас-йся сознание ооретает свою определенность. В 1азе расцвета кредд.еток отражения в Сольаей керз становятся внутреннее состояние сознания; так происходит закреллекла положительных итогов становления, ¿ортарование- саыодетор;дикапи1! з ксначксх счете затсрдлкизает духовный процесс.

г дсдеоу. nsparpale - "Кулътуде средневековья как пдгдлосдл-ка сззнеб-.'ряуазкого политического сознания" -.указывается вначале различие средневекового к современного соадально-фклосо^ского значения понятия "культура". 3 этом.приеме заключается возможность определения раннебуркуазкого сознания не- путе.м дёдуцяровакая его содержания из современного понпу.ашгя культуры, а путем отличения от предшествующей культуры - то есть -клейко так, как это исторически созерцалось.

Дрх рассмотрении идейного 'кира средних веков в качестве ' предпосылки буркуазного менталитета обнаруживается исторический прецедент взаикодействия различных культур - рокаяо-германский • синтез в первые'века нашей эры. Наиболее общи;.'; итогом античной •• культуры яеилось христианское вероучение, составившее идеологическую оскову сеодальнего строя. Поставленные в христианстве содержательные проблема: свободы и рабства волк, предопределения, отношения веры и знания, - дебатируются нз только на всем прохяке-.нии средневековья, но и в период становления раннзбурлсуазного cor знания. - '

политическая история средневековья правела к складыванию ряда дукда'.гектальных положений, которые либо преодолевались, либо адаптировались буркуа как универсальные. К их числу относятся: , признание государства в качестве универсальной,fop»ffl общественной

организации и высшей ценности; ориентация на монархическую форму государства; соединение собственности и политической власти в од-ком лице; верховенство религиозной власти над светской; использование монастырей к монашеских орденов в качестве проводников господствующей идеологии /отдаленный прообраз партий/; формирование еретического движения я традиции народно-освободительной борьоы.

В данной параграфе сделана попытка средствами социокультурного исследования реконструировать фрагменты духовного склада средневекового человека.

До втогсм параграфе - "Условия становления евнкеОукеуазксго политического сознания в Х1У-ХУД веках" - 'на основе рассмотрения ндейно-поллтическсп истории Возрождения и ?ефор;ацид исследуется ситуация сосуществования и взаимного влияния господствующей феодальной идеологии и политической идеологии нового класса. Зарождающееся сознание, отличая сеоя от традиционного, относится изои-рательно к сложивщпмся культурно-историческим предпосылкам. так что некоторые их них выступает в качестве условий.

В начале рассмотрения этого вопроса'подчеркивается ключевое значение указанного периода в культурной и политической истории Западной Европы. Приведенная в диссертации периодизация эпохи Бсз-рсмдсния позволяет осуществить историческуц синхронизации и соотнести социально-философский контекст с историческими условиями и главными политическими, событиями : эпоха Возрождения пре дстает не только в качество европейского процесса, ко и исторически типич-югс. •

В начальный период формирования новой культуры при значительной несамостоятельности новаций наиболее достушш» было переосмыс-:ение традиционной культуры. Перед лицом этой грандиозной задачи ырабатызался универсалистский взгляд на вещи и возвьиенко-патетп-еский тон рассуждений. Эти особенности отразились в творчестве за-ннатеяя Возрождения Данте Алигьерп, который уделит внимание всем сковным вопросам теслогическсго мировоззрения, но дал их алтропо-знтристское толкование. Данте оказал заметнее влияние на иятел-зктуальный процесс: ферма, некоторые идеи, аллегорические приемы сами жанры позже воспроизводились кногикп авторами, везли в ду- -:>внув тсаднплэ.

Нейтральное- идейное течение в эпоху Возрождения - гуманизм, уготовленный христианской традицией пристального внимания к лич-

ностя. В основу этого идейного течения легли не только писания отцов церкви, ко также и "языческая мудрость" - неоплатонизм, который является всеооъемлвщпм синтезом античной ¡¡¡woco&ckoíí мысли.Ха-оактерные чеоты гуманизма - свободомыслие и светский индивидуализм политическая и гражданская направленность, дух новации.

Политические тенденции Возрождения наиболее полно реализуются в творчестве Нпкколо Макиавелли, автора светской политической доктоины. В ПООТИБОВСС теологическим трактовкам власти Н. Маккавел. на основе принципа историзма раскрывает реальные факторы политики: общественные силы, интересы лздзй.

Европейское Возрождение сменяется Ре-формацией ХУ1-ХУП веков, для которой характерно расширение маептабов антифеодального протес та. Свлзувахк звеном ме:кду гуманизмом и Реформацией выступил Зразм Роттердамский, основным лейтмотивом творчества которого было сезда кис новой морали в духе "философии Христа".

На следующем отапе в отнощаниях между гуманизмом и реформацией происходит взаимное расхождение к определеннее противопоставление: спор о рабстве и свободе воли и предопределении уьел рефер-кацдоькоз дьхкение ь радикальное русло /Ц. Хэгер/. Упование на справедливость и желание построить царство-Вожде ка зе:.у(е привели е конечном итоге к утверждению реформированного вероучения, свооод него ст власти Рима, с упрощенной культовой стороной и демократически организованными община;,:;: верующих /Германия/. Утвердившийся в Пйейцарии кальвинизм-отличался сольщей нетерпимоегьи в вопросах веры, неприятием гуманизма с его религиозной индифферентностью, Д| талькой регламентацией частной жизни к строгими этическими предписаниями. Отстаивание тезиса о раостве человеческой волк и ориентация на успех в земных начинаниях превращали верующих в - "воинство Христово" и оправдывали ¡lx усилия обустроить этот мир. Нормируя убеждения человека, кальвинизм достигает более высокой степени социализации личности по сравнению с предшествующа католическим во питанием-и создает новый, более эффективный способ социальной сам детерминации. .

Б целом наличные, средневековые порядки" явились условием в' с ноьлении раннеоурл.;.-азкого политического сознания,' в политической .тории Возрождения и Реформации: традиционные вопросы об источнике власти, об общем благе, свебоде. воли номинально сохраняются, но

Г'олулшство из икс получает аозуо трактовку а ооогветствик о за-гн'ооами г-.оеме:-:::.

ч

«ультурно-псторическио .условии, сонрономдандпа гарохЕбни-з юллткческого сознания оуркуа, сохраняются в течение некоторого

:цбну процесса детерминации выходят факторы становления. Ксме-;ально зто происходит в фазе роста раннебуркуазного политического ;сзнанкя, которая освпагает с эпохой европейских Сурму^зных рево-:наип второй половины ХУ1-ХУШ зеков.

События исторически первой буржуазной резолюции - нидерландкой - рассматриваются с точки зрения проявления закономерности, ни приводятся в качестве описательных доводов, обозначай-,их со-ержательние момент« в раннебуржуазном политическом сознании.

Слоеный к непредсказуемы;; социально-политический процесс в идерландах породил разнообразные содержательные формы, в которые тлизалась "социальная материя" нового строя, некоторые из них тановятся типичными л утверждаются как ценности оуркуазного поли-ического сознания: -республиканский строи, разделение верховной и сполнитсльной властей, главенство представительных органов власти, емократический характер соцналышх преобразований, кальвинистская цеология, стремление к гракдаяскому миру и правовому порядку.

Отличие буржуазных ценностей сознания от традиционных было голь значительным, что привело ко взаимному отрицанию. Развернув-аяся в Европе в ХУ1-ХУП веках научная революция способствовала ус-зновлеаив новых основ познания действительности /естественно-науч-зя картина мира, эмпирический метод, рационализм/. Антирелигиозный i'ioc привел к натурализации человека и механицизму в обществоведе-ООаим культурно-историческим фоном становления раннебурмуазно-) сознания явилось Просвещение, начавввеся под влиянием английской шолвцйк ХУП вика. 3 хзг1-хуп веках вообце совершается переход от ^логического к юридическом}' мировоззрению, стоящему на позициях

ы. о

с

- 1й -

"эд^агого г "естественного человека"; пэ-когоку истолко-

вываются фнлсс'ния и право, суверенитет и свобода, власть >: слу-: : 1 ;•;:, государство п подданство, а также' утверждаете:-: буржуазная

э

.»«га уТЛОшПйкг; к рассматриваемому ссыкту.

Адтобаддя работы д дуб.ц'кад::;:. Отдельное результат;, исследован::.-: додлашвалдсь на симпозиума "Смысл человеческой жизни/диалог мировоззрении/" в мае 1391 г. в г. Нижнем Новгороде.

Основные положения диссертационно:: работы отражены з оледую-дд:% публикациях:

- Методы исследования становления раанеЗур&уазного политического созашам/ХТезЕск доклада на Всесоюзной конференции '"Социальная флддеезфня в конце Хл века". - И., декаорь 1550. - 3 с.

- Смысл жизни и оправдание об1дсства//Тезисы доклада на симпозиуме "Смысл человеческой жизни /Диалог мировоззрении/". -Нижний Новгород, май 1551. - 12 с.

- Етапы становления буржуазного политического сознн.-л*я//Ру-копксь депонирована з 'ЛКОК АН СССГ, :: 4Е41Т от 8 ок-ябоя 1291 -РА с. '

Г. V"