автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Народничество как феномен русской культуры и философии

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Фурман, Феликс Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Народничество как феномен русской культуры и философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Фурман, Феликс Павлович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В НАРОДНИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

1.1. Генезис народничества в русской культуре и философии.

1.2. Многообразие и единство народнической мысли.

Глава 2. ТОЖДЕСТВО НРАВСТВЕННОГО, КУЛЬТУРНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛОВ НАРОДНИЧЕСТВА

2.1. Антропологическое понимание общественного прогресса

2.2. Идеал революционно-очищающего действия.

2.3. Анархический принцип самоуправления: личность -культура - общество

Глава 3. НАРОДНИЧЕСТВО И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Фурман, Феликс Павлович

Актуальность темы исследования. Постсоветская Россия переживает либеральный, отчасти либерально-консервативный, бум: книжные полки заполнены исследованиями и источниками по русской религиозной философии и истории либеральной мысли Серебряного века: «веховцы», в свое время опротестованные русской интеллигенцией, в наши дни предстают настоящими героями, прозревшими истину, которую не ведал никто. При этом не всегда учитывается, что истины прозрения уступают истинам пути, то есть практического историко-культурного движения, которое определяет действительную поступь истории. Эти истины связаны с культовой идеей всего русского общества и культуры XIX - XX веков - идеей «счастья народного», как смыслообразующего и культурообразующего начала общественной жизни. Эти идеи нашли свое концентрированное выражение в народническом деиэюении - особом явлении русской философии и культуры, характеризующем целостность этой переходной эпохи.

Изучение феномена народничества актуально по целому ряду причин. Во-первых, исследование формирования и развития народничества представляет интерес для изучения исторических особенностей отечественной культуры и философии XIX - начала XX столетия, коллизий, дискуссий и поисков мыслителей этого сложного, во многом противоречивого, времени. После многолетнего замалчивания и односторонних, идеологических оценок, народничество вновь вызывает интерес и нуждается в новом, свободном от стереотипов и шаблонов рассмотрении.

Во-вторых, влияние народничества на самые разные направления отечественной культурологической мысли - бесспорно. Совершенно справедливо мнение, что «.без анализа народничества не могут быть поняты такие темы, как "Маркс в России", "богоискательство", "новое религиозное сознание", а также главные "манифесты" русского идеализма начала XX в. -"Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины". Некоторые мотивы народнического понимания России были использованы евразийством.»1. Следовательно, изучение развития народничества, а также тех влияний, которое оно оказывало, расширяет наше понимание логики развития русской культуры и философии.

В-третьих, заявленная тема диссертационного исследования неизбежно ставит вечный вопрос об общественном идеале. Как справедливо пишет В.Ф. Пустарнаков, «опыт России XX столетия показал, что мировоззрение русского народничества предшествующего века не во всех своих частях стало достоянием только истории. Следовательно, изучение истории философии народничества не только является одним из способов пополнения знаний об интеллектуальной отечественной истории, но дает дополнительные возможности ориентации в сложной палитре идейных течений совре

1 Маслин М. А. Народничество // Русская философия: Словарь. М., 1999. С. 311.

- 3 менной России»2. В конечном счете, это проблема выбора стратегии культурного развития.

Степень разработанности проблемы. Как общественное движение, оставившее значительный след в истории социально-политической борьбы русского народа за свободу и землю, как особое явление русской культуры и как идеология, соединяющая в один комплекс экономические, политические, социалистические, философско-социологические идеи о самобытности русского пути общественного развития, русское народничество имеет свою почти вековую историю, но и более чем вековую историю своего изучения.

Начало изучения народнического движения в России было положено самими народниками и их антагонистами еще в 70-90-е гг. XIX в. Примером одной из самых ранних работ, посвященных исследованию феномена народничества является книга 1893 года «Наши направления» В.В. (В.П.Воронцова). Многие народники оставили воспоминания, которые можно рассматривать как своеобразный «взгляд изнутри», самооценку собз ственнои деятельности .

Анализ характерных черт народничества был дан Г.В. Плехановым в его сочинении «Социализм и политическая борьба» (1883), а так же в работе «Наши разногласия» (1885). Плеханов, сам непосредственно входивший в народническое движение, а затем отошедший от него, как никто другой мог дать оценку данном явлению, ибо знал его изнутри. У Плеханова были расхождения по некоторым позициям с народниками. Например, он не согласен с тезисами народников о «самобытности русского исторического процесса», об исторической склонности русского народа к бесклассовому обществу и т. п. Критикуя народничество, Плеханов дает достаточно интересный анализ этого сложного и многоаспектного явления. И хотя позиция самого Плеханова сегодня может быть оценена исходя из разных точек зрения, сам факт анализа феномена народничества достаточно показателен. Полемике с народниками была посвящена работа Г. В. Плеханова: предисловие к русскому изданию книги немецкого философа А. Туна «История революционных движений в России» (1903). Окончательно свое видение народничества Плеханов отразил в сочинениях «Первые шаги социал-демократического движения в России» (1909) и «Неудачная история партии "Народной воли"» (1912). И все же, несмотря на все расхождения во взглядах, Плеханов давал позитивную оценку народничеству: «Русское. народничество выражает взгляды и стремления того общественного слоя, кото

2 Пустарнаков В. Ф, Философия народничества // История русской философии. М., 2001. С. 260.

3 См.: Аксельрод П. Б. Пережитое и передуманное: В 2 кн. Берлин, 1923; Аптекман О. В. Общество «Земля и Воля» 70-х годов. Пг., 1924; Дейч Л. Г. Русская революционная эмиграция 70-х годов. Пг., 1920; Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 1866; Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. Сочинения: В 2 т. М., 1965; Фигнер В. Очерки биографические // Фигнер В. Полное собрание сочинения: В 7 т. Т. 5. М., 1932. Скабичевский А. Биллетристы-народники. СПб., 1889. рый в течение трех десятилетий был самым передовым слоем России. В этом заключается главная историческая заслуга названного направления», представители народничества «всегда будут иметь право сказать, что и они писали недаром, что и они в свое время умели послужить делу русского общественного развития»4.

Постепенно начинают появляться исследования, посвященные формированию и развитию народничества, его влиянию на общественную жизнь России, на развитие культуры.5 В начале XX столетия достаточно активно издаются сочинения народников.6 Пропагандирование народничеством идеи свободной кооперации и солидарности, критика идеологами народничества авторитаризма и диктатуры явились причиной для негативной оценки народничества после Октябрьской революции 1917 г. Но, несмотря на начинающиеся тенденции к отрицательной оценке народничества, до сереп дины 30-х годов дискуссия вокруг народничества все же наблюдалась .

В 1935 г. были проведены мероприятия, отражающие отношение власти к народникам: запрещено Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев; закрыт журнал «Каторга и ссылка». Ситуация в дальнейшем развивалась в том же направлении: в «Кратком курсе ВКП(б) не двусмысленно прозвучала отрицательная оценка как либерального, так и революционного народничества; были прекращены издания сочинений основоположников народничества (Лаврова, Ткачева, Бакунина). Можно сказать, и это не будет преувеличением, изучение народничества было остановлено. И все же, несмотря на негативное отношение к теоретикам народнического движения, проза писателей и сочинения поэтов народников издавались8.

В 60-е гг. XX в. можно говорить о постепенном возобновлении интереса к народничеству. Вновь публикуются сочинения народников9. Начина

4 Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948. С. 510.

5 См.: Барриве Л. Е. Освободительное движение в царствование Александра II: Исторические очерки. М., 1911.; Богучарский В. Л. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912; Глинский Б. Б. Революционный период русской истории (1861-1881 гг.): Исторические очерки. СПб., 1913; Русанов Н. С. Социалисты Запада и России. СПб., 1908; Тарле Е. В. Из истории обществоведения в России (Социологические воззрения Н. К. Михайловского) //Литературное дело. СПб., 1902. С. 277-296.

6 См.: Бакунин М. А. Избранные сочинения: В 5 т. М., 1919-1921; Кропоткин П. А. Сочинения: В 7 т. СПб., 1906-1907; Он же. Собрание сочинений: В 2 т. М., 1918; Лавров П. Л. Задачи и понимание истории. СПб., 1903; Он же. Собрание сочинений. М., 19171920; Михайловский Н. К. Полное собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1896-1913; Он же. Последние сочинения. СПб., 1905.

7 См.: П. Л. Лавров. Сборник статей. СПб., 1922; Петр Кропоткин. Сборник статей. Пг.-М., 1922; Горев Б. И. Анархисты, максималисты и махаевцы. Пг., 1918; Горев Б. И. Анархизм в России (от Бакунина до Махно). М., 1930; Залежский В. Анархизм в России. М„ 1930. о

См.: Наумов Н. И. Собрание сочинений: В 3 т. Новосибирск, 1939-1940; Нефедов Ф. Д. Сочинения: В 3 т. Иваново, 1937.

9 См.: Лавров П. Л. Философия и социология. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1965; Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789-1793. М., 1979; Ткачев П. Н. Сочинения: В 2 т. М., 1975-1976. ются новые обсуждения роли народничества в русской истории и эволюции самого направления10. Возрастает интерес и к теории культуры народничества. Публикуются сочинения народников, посвященные вопросам творчества, искусства, эстетики11. В это же время появляются исследования народничества в области его отношения к теории и истории художественной культуры, сочинения писателей и поэтов, относящихся к данному направлению12. Данные работы, несмотря на то, что они не были свободны от идеологических оценок, все же были прорывом и во многом новым этапом в истории изучения народничества.

С началом перестройки о народниках вновь заговорили и появились новые издания трудов народников13, а так же современные исследования развития этого феномена отечественной философской мысли и культуры14. В современных работах, посвященных народничеству, прослеживается стремление к преодолению шаблонов и стереотипов в оценках, как отдельных личностей, так и идей, пропагандируемых ими. В современных учебниках и учебных пособиях для вузов по курсу истории отечественной философии рассмотрение философии народничества занимает значительное ме

15 сто .

В последнее время проводятся научные конференции, на которых активно обсуждаются различные аспекты развития народничества и влияния его на русскую культуру, а так же место данного явления в мировой истории философии и культуры16. В последние два десятилетия не сокращается

10 См.: Волк С. С. Народная воля. 1879-1882. М.; Л., 1966; Богатое В. В. Философия П. JI. Лаврова. М., 1972; Итенрберг Б. С. Движение революционного народничества. Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х гг. XIX в. М., 1965; Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972; Пантин И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973.

11 См.: Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957.

12 См.: Горячкина М. С. Художественная проза народничества. М., 1970; Таратута Е. А. Степняк-Кравчинский - революционер-писатель. М., 1973; Мамаевская Т. П. Идеи и образы русского народничества. Киев, 1975; Якушин Н. «По градам и весям» - очерк о жизни и творчестве П. В. Засодимского. Архангельск, 1965.

13 См.: Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987; Он же. Философия, социология, политика. М., 1989; Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Он же. Этика. М., 1991; Михайловский Н. К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX - начала XX вв. Л., 1989; Ткачев П. Н. Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

14 См.: Балуев Б. П. Либеральное народничество на рубеже XIX-XX веков. М., 1995; Слинько А. А. Н. К. Михайловский и русское общественно-литературное движение второй половины XIX - начала XX века. Воронеж, 1982; Шахматов Б. Н. П. Н. Ткачев. Этюды к творческому портрету. М., 1981.

15 См.: Русская философия: учебник для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. М., 2001. С. 234-261.

16 См.: Гарявин А. Н. Философские обоснования социальной модели П. А. Кропоткина // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. М., 2001. С. 46-49; Николаева JI. С., Домрачее В. В. М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин: некоторые особенности теоретической концепции анархизма в России в конце XIX в. // Персонология русской философии. Екатеринбург, 2001. интерес к философии народничества, к влиянию, которое она оказывала на русское общество, что проявляется в диссертационных работах17. Выходят и очень важные работы для понимания феномена народничества - работы,

18 посвященные формированию и развитию общественного идеала в России .

На Западе идеи народничества привлекали внимание представителей молодежной контркультуры, движения «новых левых», различных «альтернативных» общественных движений и социалистических учений19. Важное значение имеют работы западных исследователей, отличающиеся глубоким постижением феномена народничества20.

Несмотря на имеющиеся исследования народничества, можно отметить, что большинство из них рассматривают лишь отдельные аспекты этого сложного и многогранного явления, не ставя вопрос о целостности русской культуры и роли народничества в ней.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает все смысловое поле русской культуры и философии второй половины XIX - начала XX вв., взятое в контексте вопроса о народе и народности. Соответственно предмет данного исследования стягивает пространство объекта к концептуальному единству понятия народничества как феномена русской культуры и философии указанного периода, претендующего на центральный, смыслообразующий вектор культурной эпохи перехода от патриархальности в современность.

С. 167-173; Харитонова Т. А. П. Ж. Прудон и П. А. Кропоткин: идея справедливости // Русская философия между Западом и Востоком. Екатеринбург, 2001. С. 269-273; Юдин А. И. Пророчества Михаила Бакунина // Человек-культура-общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 1. М., 2002. С. 192 и др.

17 См.: Желенин А. С. Политические взгляды Михаила Бакунина и Карла Маркса: сравнительный анализ. Автореферат диссертации кандидата политических наук. М., 1999; Куц Н. В, Идея «Всеславянской федерации» М. А. Бакунина: социально-философский аспект. Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 1994; Омаров С. А. Концепция личности теоретиков партии социалистов-революционеров. Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 1988; Янгутова Р. Р. Социальная философия П. J1. Лаврова. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Улан-Удэ,

1999.

См.: Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием (проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века»): В 2 ч. Новосибирск, 1997; Керн Л. А. Проблема социального идеала в российской культуре второй половины XIX в. Екатеринбург,

2000.

19 См.: Лавров - годы эмиграции: Архивные материалы: В 2 т. Дордрехт; Бостон, 1974; Хорос В. Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М., 1980.

20 См.: Avrich P. The Russian Anarchists. N.Y., 1978; Offord D. The Russian Revolutionary Movement in the 1880s. Cambridge, 1986; Rock M. Anarchimus and Terror. Trier, 1977. Co-pleston F. Y. Philosophic in Russia: From Herzen to Lenin a. Berdaev. Universuty of Notre Dame press, 1986. - 445 p. Goerdt Wilhelm. Russische Philosophic: Zugange und Durchblicke. Freiburg: Munchen: Alber, 1984, - 768 S. Offord D. The Russian Revolutionary Movement in the 1880s. Cambridge, 1986.

Цели и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является изучение народничества как феномена русской культуры и философии второй половины XIX - начала XX вв., несущего в себе потенциал культурно-исторического развития раннебуржуазной эпохи в направлении либеральной и социальной демократизации культуры.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть происхождение и развитие народничества в русской культуре, эволюцию его мировоззренческих форм;

- выявить общие и особенные черты в различных направлениях народничества и установить основные параметры народнической парадигмы;

- изучить народническую концепцию тождества нравственного, культурного и общественного идеалов и ее методологическое значение для современной культурологической мысли;

- установить степень влияния народничества на развитие отечественной культуры, его функционирование в художественной литературе, музыке, живописи, театре, литературной критике;

- проследить феноменологическую направленность народнической мысли в различных проявлениях русской культуры и философии.

Теоретическая и методологическая база исследования. Общую теоретическую и методологическую основу работы составили принципы диалектического и сравнительно-исторического подходов к предмету исследования. Это значит, что мы исходим из гипотезы саморазвития культурных форм и наличия универсальных доминант такого развития, позволяющих сравнивать и устанавливать общность и различие аналогичных феноменов в разных культурах.

Непосредственную теоретическую базу исследования составила немецкая философская классика, заложившая основы культурфилософского постижения «фактов истории». Это кантовская идея включенности религиозного откровения в логику движения морали как сферы практического разума. Это гегелевская идея саморазвития объективного духа через формы деятельности, включая «формы производства» самой жизни. Это шеллинговская идея философии откровения, синтезирующей старые религиозные формы в новое качество актуального философско-эстетического мифотворчества «единого поэта». Это фейербаховская максима перевода тайнописи теологии на язык антропологии. Наконец, это марксовская идея постижения культурных феноменов («форм общения») в едином пространстве социума, как социальной материи, а также логики достижения личностной свободы не путем бегства от социальности, а путем ее освоения.

Отсюда вытекает актуальность сог^иологаческих методов выявления и обобщения фактов культуры, - в единстве количественных и качественных оценок, а также степени их зависимости от экономической жизни, ее всепроникающего характера, как это понимали М. Вебер и К. Маркс. Герменевтические приемы позволяют выявить в данном исследовании авторскую диспозицию отдельных представителей народничества и меру влияния субъективных качеств на объективный социокультурный процесс. В этой связи особое внимание уделено экзистенциальным аспектам анализа жизни и творчества народников, степени их влияния на факты судьбы. Феноменологический подход позволяет улавливать смысловые тональности народнической парадигмы даже там, где находится, казалось бы, противополож-ныи народничеству лагерь русской культуры - «государственный либерализм».

В предметно-методологическом отношении в центре исследования стоит проблема соотносенности методологии историко-философского и культурологического исследований. Народничество нас интересует в единстве идеально-содержательной (идейной) и функционально-атрибутивной сторон: что есть народничество в себе и что оно есть для культуры и в культуре; каковы идеи народничества и как именно они воспринимались и функционировали в историко-культурном процессе.

Исследование основывалось на широком спектре разнообразных источников: трудах выдающихся отечественных философов и деятелей культуры, философской периодике XIX-XX вв., на современных исторических, философских, культурологических и искусствоведческих исследованиях, мемуарной литературе, диссертационных и монографических исследованиях, учебно-методических пособиях.

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной философ-ско-культурологической мысли народничество рассматривается целостно как универсальный феномен русской культуры и философии второй половины XIX - начала XX веков, альтернативный либерализму и консерватизму, но вбирающий в себя их базовые ценности - личности и традиции. В исследовании рассмотрена эволюция мировоззрения народничества во всех его направлениях и тенденциях; установлено концептуальное единство нравственного, культурного и общественного идеалов в философско-антропологических построениях народников; выявлена феноменологическая многоаспектность проявлений идей народничества в русской культуре. Это позволило представить народничество как смыслообразующее явление всей переходной культурной эпохи - от патриархальности к современности, связанной с консолидацией и развитием национальной культуры на светской основе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование существенно расширяет представление о народничестве как феномене русской культуры и философии и впервые переводит его из разряда частного идейного и культурного явления в плоскость универсалии культуры раннебуржуазной эпохи.

Полученные результаты диссертационного исследования, теоретические выводы и разработки могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области истории русской философии и культуры, а также экстраполяции их на область других национальных культур. Они дают ключ к пониманию культурно-исторического смысла советской эпохи.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы для чтения лекций по курсам истории отечественной философии и культуры, теории культуры, этики, эстетики, а также спецкурсов и семинаров по проблемам русской философии и культуры XIX - XX вв., в лекторской работе.

Апробация работы. Положения диссертации были освещены автором в его выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Карл Маркс и Россия: рубежи столетий. Третьи Марксовские чтения» (Нижневартовск, 18-19 мая 2001 г.), Региональной научно-теоретической конференции «Человек в философско-правовом измерении. Четвертые Соколовские чтения» (Нижневартовск, 5-6 октября 2001 г.), Региональной научно-теоретической конференции «Человек в историко-философском измерении. Пятые Соколовские чтения» (Нижневартовск, 25 сентября - 5 октября 2002 г.), Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура» (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.), в теоретическом докладе на научно-методическом семинаре кафедры философии НЭПИ ТюмГУ, а также при разработке и чтении учебных курсов философии и политологии в Лангепасском филиале УрАГСа. Важные аспекты исследования нашли свое отражение в пяти научных публикациях автора.

Диссертация «Народничество как феномен русской культуры и философии» была обсуждена на заседании кафедры философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (пяти параграфов), заключения и библиографии (169 наименований). Объем текста диссертации - 124 стр.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Народничество как феномен русской культуры и философии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из традиционных способов дифференциации органического тела культуры - это выделение культуры верхов и культуры низов, так называемой, высокой культуры и народной культуры. Но в условиях радикальной социальной разобщенности верхов и низов, элиты и народа, рано или поздно возникает вопрос их сближения и диалога, а на этапе раннебуржуазного развития - и поиска единого знаменателя в национальной культуре. Именно в эти моменты истории культуры актуализируется народнический дискурс. Можно сказать, что он присутствует во всех национальных культурах как способ консолидации нации перед необходимостью снятия сословных различий, установления единого правового пространства для всех слоев общества. Таково в основе свей творчество Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса, Джека Лондона и многих других литераторов. Народническая тема захватывает все виды духовной культуры. Дух революции и социальных преобразований, поселяется в умах людей и руководит их помыслами и поступками не только в краткие периоды революций, но на протяжении целой культурной эпохи Нового времени. Именно это обстоятельство приводит Ф.И. Тютчева в 1849 году в работе «Россия и революция» к заключению, что самый образ Европы символизируется одним словом - Революция. Россия на этом фоне приближена к природе, к органике, к народу, как абсолютному источнику культурного отдохновения. Тютчев еще не подозревал, что пройдет всего несколько десятков лет и тот же дух революции проникнет в Россию и всколыхнет народную тему отнюдь не романтическим крылом, а пафосом народнического освободительного движения.

Таким образом, можно утверждать, что народнический дискурс присутствует во всех национальных культурах стран Европы Нового времени. Но именно в России он приобретает выраженный, обособленный, самобытный характер осознанного социального и культурного движения. Это продиктовано исключительным сопротивлением властей в деле сокращения культурно-правовой дистанции между господствующими слоями и народом: слишком глубокой была борозда проведенная петровскими реформами между бытием народа, погруженного в рабство и восточно-деспотический способ управления им, и новым (по сравнению с традиционным «русским барством») господским классом, ориентированным на европейскую культуру и европейски понимаемые идеалы свободы и справедливости. Этот контраст температур в русском социальном генотипе и должен был предопределить возрастающую амбивалентность русской культуры, вынужденной сочетать в себе ценностные полярности. Народничество явилось одним из центральных ее проявлений: оно и притягивало к себе, завораживая глубиной «народного духа», и внушало тревогу возможным проявлением бунтарской стихии, но действовало с какой-то неотвратимостью, заявляя себя повсюду и самым неожиданным образом. Оно создавало особый колорит русской культуры, с ее внутренним демократизмом и дистанцированностью от деспотизма властей.

В основе этого /народнического порыва русской культуры лежит исключительный статус ее Создателей и носителей - русских интеллигентских слоев. Зажатые между деспотизмом власти и раболепием народа, они видели свое историческое и культурное призвание в возрождении и освобождении народного духа. Народничество и стало той центральной парадигмой русской культуры, которая позволяла надеяться на реализацию этого исторического призвания интеллигенции.

Народничество как феномен русской культуры и философии второй половины XIX - начала XX веков развивалось пропорционально степени общественного самосознания русской интеллигенции, осознания ею своей исторической роли и значения в деле освобождения народа от рабства, социальной и культурной зависимости его от русского барства.

Все это позволяет сформулировать положения, содержащие новизну и выносимые на защиту:

1. Народничество представляет собой сложное и многогранное явление в русской культуре и философии второй половины XIX - начала XX вв., включающее в себя ряд направлений: консервативное, либеральное, революционное, анархическое. Основное различие между ними проходит по линии радикализации народнической парадигмы, состоящей из нескольких обязательных элементов: 1) научно-материалистического мировоззрения; 2) антропоцентризма, выразившегося в философии личности и оценке ее исключительной роли в историческом процессе, в концепции «критически мыслящих личностей» и революционной деятельности; 3) восприятия народа как абсолютной цели и ценности общественного мироустройства, как активного участника строительства справедливого общества, субъекта и объекта общественного прогресса; 4) ориентации на практику и общий приоритет практического над теоретическим; 5) понимания традиций России как наилучших условий для осуществления социалистических преобразований и построения подлинно гуманного общественного строя.

2. С тех пор как русская светская культура обрела - по итогам западного ученичества XVIII века - внутреннюю энергию развития, она прежде всего должна была обустроить свою нишу, создать свою национальную ауру. Сделать это вне народа и помимо народа как источника и потребителя культурных ценностей невозможно. Вот почему апелляция к народу в русском народничестве была продиктована не столько политическими соображениями (каким-то исключительным пристрастием социализму), сколько внутренней культурно-исторической потребностью. И только упорное сопротивление властей - светской и церковной - этому органическому движению русской светской культуры к народному освобождению и исторической реабилитации толкало народническую парадигму в сторону вынужденного экстремизма народовольческого типа. И все-таки эпицентр этого движения находился не в сфере социально-политической, а в сфере духовной культуры - науки, философии, искусства, их высвобождения из под церковной и самодержавной опеки в контексте глобального секуляризаци-онного процесса.

3. Можно утверждать, что вся русская культура к концу XIX века была проникнута народническим духом. И Достоевский и Толстой, каждый по-своему, были захвачены темой народа в ее социальном, национальном или общекультурном значении, т.е. народничеством в широком смысле. А это были знаковые фигуры в русской культуре. Становление народничества связано с преодолением дихотомии западничества и славянофильства: славянофилам - с их идеалом в прошлом Святой Руси, и западникам - с их идеалом в настоящем опережающего развития Запада, были противопоставлены народники - с их идеалом будущего социального и культурного обустройства России на компромиссной основе сочетания западных заимствований с исконностью своей народной традиции. Решающий ход народнической мысли состоял в умении видеть в факте отставания исторического и культурного развития России ее преимущество. Это сознание преимущества развития догоняющего в одном отношении, но сохраняющего свою самобытность в другом отношении, стало универсальной смыслообра-зующей парадигмой русской культуры данного периода.

4. Новый водораздел между народничеством и ненародничеством возник на рубеже веков, на этот раз по критерию способов продвижения к этому будущему России. Народнический вектор русской культуры настаивал на революционном характере исторического движения. Причем культивировалась не только идея и практика социальной революции, но не менее рао v «» 1 дикально истолкованной культурной революции, идея духовной реформации, которая и вдохновила «русский духовный ренессанс» Серебряного века. Народнический пафос русской культуры прямо противостоял барству русской власти. Идеологическое столкновение народничества и официального консерватизма приобрело характер столкновения культуры и власти.

5. Народнический дискурс присутствует во всех национальных культурах стран Европы Нового времени. Но именно в России он приобретает выраженный, обособленный, самобытный характер осознанного социального и культурного движения. Это продиктовано исключительным сопротивлением властей в деле сокращения культурно-правовой дистанции между господствующими слоями и народом: слишком глубокой была борозда, проведенная петровскими реформами между бытием народа, погруженного в рабство и восточно-деспотический способ управления им, и новым (по сравнению с традиционным «русским барством») господским классом, ориентированным на европейскую культуру и европейски понимаемые идеалы свободы и справедливости. Этот контраст температур в русском социальном генотипе и должен был предопределить возрастающую амбивалентность русской культуры, вынужденной сочетать в себе ценностные полярности. Народничество явилось одним из центральных ее проявлений: оно и притягивало к себе, завораживая глубиной «народного духа», и внушало тревогу возможным проявлением бунтарской стихии, но действовало с какой-то неотвратимостью, заявляя себя повсюду и самым неожиданным образом. Оно создавало особый колорит русской культуры, с ее внутренним демократизмом и дистанцированностью от деспотизма властей.

6. В основе народнического порыва русской культуры лежит исключительный статус ее создателей и носителей — русских интеллигентских слоев. Зажатые между деспотизмом власти и раболепием народа, они видели свое историческое и культурное призвание в возрождении и освобождении народного духа. Народничество и стало той центральной парадигмой русской культуры, которая позволяла надеяться на реализацию этого исторического призвания интеллигенции. Народничество как феномен русской философии и культуры второй половины XIX - начала XX веков развивалось пропорционально степени общественного самосознания русской интеллигенции, осознания ею своей исторической роли и значения в деле освобождения народа от рабства, социальной и культурной зависимости его от русского барства.

7. Методология народнической мысли исходит из концепции тождества нравственного, культурного и общественного идеалов, которая в свою очередь опирается на идею тождества личности, культуры и общества в историческом и логическом пределе их совершенствования. Этим она принципиально отличается от методологии либеральной и консервативной мысли, для которой личность и общество образуют онтологические противоположности, а значит, несут в себе непреодолимый антагонизм.

8. Один из важнейших исторических уроков, которые можно и нужно извлечь из истории и логики развития народничества в недрах русской культуры и философии XIX - XX веков, связан с пониманием непреходящего значения социальной проблемы и способа ее решения в идее и практике социального строительства. Социализм есть такая же универсалия современной культуры, как либерализм и консерватизм. Каждый из них имеет свою нишу и свою меру ответственности за будущее человечества.

 

Список научной литературыФурман, Феликс Павлович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Алексеева Т.Д. Народничество в России в XX века. Идейная эволюция,-М.: Наука, 1990.-230 с.

2. Андреев А.Л. Н.А. Бердяев философия истории и политика // Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. С. 161200.

3. Аннинский Л. Серебро и чернь. Русское советское, славянское, всемирное в поэзии серебряного века. М.: Книжный сад, 1997. 224 с.

4. Антология русской философии: В 3 т. / Вст. ст., сост., комм. А. Ф. За-малеева, Ю. Н. Солонина. СПб.: Сенсор, 2000.

5. Бажов С.И. И.В. Киреевский и Н.Я. Данилевский о самобытных началах русской культуры // Философия в России XIX начала XX в.: Преемственность идей и поиски самобытности - М., 1991.

6. Базаров В.А. Анархический коммунизм и марксизм. СПб., 1906. 98 с.

7. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.- 624 с.

8. Балакирев А. Русские коммунистические утопии и учение Н.Ф. Федорова // Россия XXI, 1996, № 1-2. С. 117-140.

9. Балуев Б. П. Либеральное народничество на рубеже XIX-XX веков. -М.: Наука, 1995.-267 с.

10. Белявский Ф. Культура без бога Пг., 1917. - 26 с.

11. Берви-Флеровский В. В. Избранные экономические труды: В 2 т. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.

12. Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1992.- С. 37-260.

13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма М.: Наука, 1990. - 222 с.

14. Бердяев Н.А. Субъективизм и объективизм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском. М.: Канон +, 1999. -480 с.

15. Бердяев Н.А. Судьба России: Из психологии войны и национальности-М., 1990.-240 с.

16. Берлин И. История свободы. Россия М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 544 с.

17. Богатое В.В. Философия П.Л. Лаврова.-М.: МГУ, 1972. 316 с.

18. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М: Правда, 1991. С. 31-72.

19. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.

20. Буткевич А. Ортодоксальный марксизм и православие. Очерк партийной психологии-М., 1907. 107 с.21.22,23,24,25,26,27,28,29,3031,32,33,34,35.36,37.38,39

21. Виленская Э. С. Н. К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х начала 80-х годов XIX века. - М.: Наука, 1979. -304 с.

22. Волков Г.Н. Три лика культуры М., 1986.

23. Володин А.И. Начало социалистической мысли в России М., 1966. -270 с.

24. Володин А.И., Штенберг Б. С. Еще раз об отношении к Марксу и марксизму в России 60 70-х годов XIX века // Вопросы философии, 1983, № 1. С. 45-59.

25. Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1986. -288 с.

26. Горячкина М. С. Художественная проза народничества и народническая литературная критика. Автореферат диссертации доктора филологических наук. М., 1980. - 42 с.

27. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросы философии, 1995, №5. С. 3-15.

28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1996. Евангелие Толстого: Избранные религиозные произведения Л.Н. Толстого.-М., 1992.

29. Евлампиев И. И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. - 584 с.

30. Емельянов Б. В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.). Екатеринбург-Нижневартовск: Издательство Уральского государственного университета; Издательство Нижневартовского государственного педагогического института, 1995. - 226 с.40