автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Культурное развитие села в условиях перестройки

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кобыльников, Георгий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Культурное развитие села в условиях перестройки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурное развитие села в условиях перестройки"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮЮР

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШМ Г0СУДАРСТВЕ1Ш!-1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.Й.ГЕЩЕНА

На правах рукописи УЖ 300»52 + 300.565

К О Б И. Л Ь Н И К О В Георгий Петрович

КтаТУИЮЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ / НА МАТЕРЙГАЛАХ РЕГИОНА ДАЛЬНЕГО ВОСТША /

09,00.02 - теория научного социализма и комыуниэма

А ВТО Р Я <?.Е РА Т

диссертации та соисканий угелой степени кандидата «{¿гяйсй^скпх наук

Ленинград - 1990

Работа выполнена на кафедре теории социализма Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени А.И.Герцена

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор философских наук, профессор

A.В.Воронцов

- доктс. философских наук, профессор

B.й.Староверов

- кандидат философских наук, доцент

А.М.Осипои

- Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт

Защита состоится 1990 г. в //~часов

на заседании специализированного совета К.ПЗ.05.10 при Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена, по адресу: 191106, г.Ленинград, наб.р.Мойки, 48, корп.П, ауд. Л 37.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.

Автореферат разослан ■ е* ¿Vя 1990 г.

Ученый секретарь специализированного

Совет . кандя" ат философских наук,

доцент г л Н.А.Мещерякова

УА -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аетуа^^си^текн^^лв^ованця. Из всего многообразия социальных, политических и экономических задач реальная ситуация в стране выцветает на передний план решение продовольственной проблема. Достижение положительных результатов в данном процессе возможно лишь на основе разработки и реализации такой аграрной политики, которая сможет возродить крестьянина как хозяина на зем-

ШВ этом основа возвращения к хизни всех без исключения регио-страни, в том числе к дальневосточного села. Усилия ученых специалистов в этой сфера и направлены сегодня, прездо всего, на создание теоретической концепции этого возрождения.

Теоретическим обоснованием культурного возрождения села дол-кно стать более глубокое соьремэнное осмысленно закономерностей взаимодействия города и села, их взаимное обогащение.

Социально-культурные различия в территориальном плане остается одним из факторов массовых перемещений людей из одного региона в другой, охватываете ежегодно 14-15 миллионов человек. Среда причин миграции из села в город, из одного региона страны в другой вачшейшее место принадлежит преимуществу их социально-куль-гурного потенциала. Поэтому необходимо усадить внимание к исследованию социально-культурных факторов миграции, проблемам возрождения культуры села, развитию региональной культуры, совершенст-ювашш культурной среды и города и села.

Хотя сегодня сельская миграция для большинства регионов стра-гы нэ является главним источником пополнения городского насвле-мя, тем не менее в Дальневосточном регионе нспытщзаотим хрони-

Вую нехватку лгдских ресурсов, как и в прежние аодн, продоляа-отток населения, презде всего молодежи, из сельскохозяйст-енного производства в промышленное, Как показали наши исследования, среди многочисленных причин миграции сельской молодежи куль-урннй фактор занимает первое место.

Нереше ность социально-культурных проблем, как показал опыт екоторих регионов СССР (ИКАО), а также восточноевропейских СФРЮ, Румыния, Венгрия, ЧССР), 'при определенных условиях может лиять на идеологическую снгуацтэ в общество, приобретать нэ олько экономический, по и обостроенннй политический смясл.

Практическое исправление положения требуот активных сониаль-нх мероприятий, нацеленных на экономию'и более рациональное пс-

пользование материальных и в человеческих ресурсов региона.

Предпосылки планомерного управления культурным развитие« села с целью его оптимизации создаются в условиях перестройки воледотвии возрастания роли самого человека не как средства, а как главной цели, развития всей системы социального управления и усиления ее воздействии на протекающие общественные процессы в регионе.

Особенностью научного познания социальных процессов в соци-^ алиотическом обществе является ра лосторснность их анализа с по- ™ зиций отдельных отраслей обществознания и необходимость, в конечном счете, обобщения полученных результатов на уровне теории социализма, обеспечивающей выход достижений всех уровней социологической теория и отдельных научных дисциплин в практику социального управления, в комплексное руководство перестроечными процессами в Дальневосточном регионе.

Информационная база исследования в наиболее приближенном к социальному объекту виде обеспечивается средства/ли кошфетной социология, поэтому проблема культурного развития регионального села является социологической проблемой в рамках теории социализма, Бтепень разработанности проблемы, В советской философской и социологической литературе проблемы культуры села рассматриваются сравнительно давно, довольно широко и разноиланово. Лдэ в 20-е годы по инициативе В.И.Ленина начались кошфетно-социалогяческие обследования деревень различных регионов страны, которые охватили разные стороны социалистического строительства, в том числе вопросы быта и культуры, В 30-е • 40-о годы, в условиях авторитарного, государственно-<5юр01фатичаского социализма и вплоть до соредины ^ 80-х годов культуре деревни не удалялось должного внимания и это ^ сказалось и на исследованиях,

С соредины 00-х годов несколько активизировались исследования культурно горазвятая села. Следует отметить, однако, что за вти годы . научной литературе нередко тиражировались псевдонаучные тенденции типа неперспективных деревень, свертывания колхозно-кооперативной собственности, доминанты совхозного производства, укрепнения колхозов, максимальной урбанизация сельской культурной среды и др., которые привели к вымиранию тысяч деревень и сел, сокращению сельскохозяйственного производства. В ряде работ эмпирические показатели этого процесса лишь констатировались,

ввдвигатась пег „"гориэ гипотезы.

На сегодня мы имеем интересные работы ряда авторов по ре- -личным проблема;.! культуры села: Ю.В.Арутюяян, А.А.Бондаренко, П.П.Великий, А.Б.Воронцов, И.В.Журавлева, Б.П.Мельников, П.Л.Си-муш, В.И.Староверов и др. Труды этих ученых способствовав! теоретическое переосмыслению проблем села, в оних подвергается анализу богатз^дмй социологический материал. И в то же время до сих оказались почтя не затронуты и с сл е до в ан иями ваяние регионы страны, отмеченные интенсивной миграцией из села в город, из села в ПГТ, из региона в регион и переливающие глубокие эконог/дчос-кив, демографические и культурные последствия этого процесса (Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). 3 цредолах Дальнего Востока встречаются области, районы, существенно различающиеся по уровню л отраслевой направленности экономического развития городов и сельской местности, характеру демографической ситуации, по степени урбанизированное™. Културное развитие села имеет здесь оттенок, обусловленный спецификой характера материальной и духовной культуры села, урбанизированных ПГТ и районных центров. Без учета этого оттенка тал не трудно регулировать культурные прьцэссы в отдельных населенных пунктах, как и оптимизировать культурное развитие сала в целом.

Практически не освещены в научной литературе аспекты культурного развития национального села в Дальневосточном регионе.

Анализ научной разработанности теш приводит к выводу, что асощюлогичесюсс исследований по данной теме исследования в рамках Дальневосточного региона не проводилось, а механически пзре-

tputca опыт других регионов без учета регионально» специфика, о привело к развитию многих нежелательных тенденций, а порой начисто уничтожалась культурная среда того или иного села,района.

Цель к ззда^_;_ксаледова:пи. Главной целью диссертационного труда является изучение процессов- культурного возрождения и развития дальне осточного села и возможностей оптимизации эигх процессов в интересах практического решения задач региона. Указанная цель достигается в работе через решение взаимосвязанных исследовательских задач: о

- ввод в оборот научной литературы понятия "региональная культура";

- уточнени? теоретико-методологических основ категории культурная срода;

- рассмотрение культурной среды современного дальневосточного села;

- роль интеллигенции в возрождении и развитии культуры села;

- диалектика региональной системы "город-село";

- исследование состояния управленческих процессов в культурном развитии сала.

Методологическую основу исследования составили труды класс^^ ков марксиэма-^яенинизка, а также основополагающие док"«ленты лар'^Р тки и Советского государства, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС, съездов народных депутатов СССР, документов Верховного Совета СССР, труды и выступления руководителей партии и правительства.

Большое значение для исследования имеют работы советских философов, 8КОНОМИСТОВ, г1ЦКОЛОГОВ по широкому кругу проблем.

Эмпирическую основу диссертации представляет анализ данных конкретных социологических исследований, проведенных кафедрой теории социализма ДПМ им.А.И.Герцена с непосредственным участием автора: исследование по проблемам культурного развития дальневосточного сола (1988-1989 гг.): экспресс-опрос ряда социальных групп сельокого населения по отдельным вопросам (1588-1989 гг.).

Исследованиями было охвачено 1895 человек, представляющих область и два края региона, в том числе 173 крестьянина, 858 сельскохозяйственных рабочих, 864 работающих вне сельскохозяйственного производства.

Вопросы, связанные с участием сельских кителей в культуре, составлялись о учетом концепции А.Клосковской о существовании ^^ 3-х систем культуры (традиционной, институциональной и массовой^^

В работе используются также данные других авторов по интересующей нас проблеме.

Хронологические рамки исследования - начало перестройки и по настоящее время. Эмпирическим объектом исследования является дальневосточное село РСФСР (Южная зона - Амурская область, Приморский и Хабаровский 1фая).

Теоретическая новизна работы состоит в том, что в ней обосновывается концепция культурного развития дальневосточного села в Южной зоне Дальнего Востока как актуальная проблема теории социализма в условиях перестройки, а комплекс вязанных с нею прак-

тичвскнх задач так важная сфера социальной и культурной политики.

В работе

- дан критический анализ некоторых определений понятие "Культура" выявлены продуктивные подходы к ее осмыслению, что позволило автору определиться с понятием "культура";

- диссертантом предложено новое понятие для научного обращения - "региональная культура", дано его определение;

t- дан критический анализ различных подходов к понятию "культурная среда", выявлены накболео логичные подходы к ее осмыслению, предложено собственное определение данного понятия;

- уточнены методология и методика изучения культуры села, а рамках конкретного региона, с учетом этого проведено комплексное социологическое исследование, которое но сути впервые вводит в научный оборот полученные целевым методом материалы по проблемам культуры села;

- определен механизм существующей миграции и проведен ее научный анализ, прослекона взаимосвязь штивов миграция в город, из села в ПГГ, из села Б село}

- проанализирована роль интеллигенции в возрождения и развитии культуры села;

- прослежена специфика развития региональной системы "город-село" .

Практическая значимость диссертационного исследования определяет сл тем, что ее выводы и материалы могут быть использованы для уточнения концепции развития региональной культуры, культурной среды села, сближения в сфере культуры социальных слоев к

«пп сельского населения, для дальнейшего исселедсчания проблем ьтуриого развития села и разработки системы принципов ее оптимизации, в преподавании курса теории социализма я лекционной пропаганде. Выводы и материалы диссертации будут полезны в практической деятельности советских, партийных, профсоюзных органов по дальнейшему развитию социачьно-кулыурной сферы села.

1воре_"ич&ские положения, выводиш практические рекомендации были изложены в целом оряде научных семинаров и конференций таких как УП Всемирный конгресс по социологии деревни. Секция - Социальная сфера сола: противоречия и пути их преодоления, Италия, Болонья, июнь-июль 1988 гола; ХХХХ1-ХЖШ Герценовсхие чтения ЛГПИ им.Л.И.Герцена. Ленинград, апрель .1088 года, апрель 1989 года, апрель 1530 :?ода; Региональная научно -практическая коп^ерем-

шш "Проблемы краеведения", Уссурийск, апрель 1989 года.

Кроме того, по теме диосертадионного исследования имеется семь публикаций.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на 168 машинописных страницах. Приложение диссертации содержит 21 статистическую таблицу, составленных по материалам комплексного конкретно-социологического исследования культурного развития зела в условиях перестройки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРШКЕ РАБОТЫ

Во_вве,цоши раскрывается и обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость избранной теш исследований, анализируется степень ее изученности, формулируются основные цели и задачи исследования, показывается его научная новизна, определяются источники исследования, сообщаются сведения об опро-бации ее результатов.

§_0§Е12И_£5Ш*2 " "Специфика социально-культурной среды Дальневосточного региона" автор ставит проблему "выхода" на подлинно-научную основу общественного познания и культури. По мнению диссертанта, долгое время на поверхности общественного мнения, в научной, философской литературе функционировал идеальный образ социалистической культуры, который по сути дела не подвергался критическому анализу. Зачастую этот идеологически сконструированный образ произвольно отождествлялся с реальностью.

Изучение культурной реальности дальневосточного села выдвигает на первый план задачу осмысления утраченных связей мезду пронишм и настоящим. Чтобы составить объективное представление ¡Ш реальностях культуры села в условиях перестройки, раунонаправлеШ ных тенденциях, имеющих место в регионе, тиебуются значительные усилия, направленные на изучение ценностей, образцов, норм, которых. пр"черкиЕэчтся в своей деятельности люди, анализ способов принятия решений и разрешения проблемных ситуаций, к которым они прибегают в своей повседневной деятельности.

Первый параграф данной главы "Особенности формирования культурной среды дальневосточного села: посвящен теоретическому обоснованию нового подхода к пониманию культуры села в условиях перехода к гуманному, демократическому социализму, анализируется историко-философский подход к понятию культурная среда, культура.

Рассматривается подход современных философов к данной проблеме, а также социологов и экономистов.

Многие исследователи, разрабатывающие методологию подхода к культуре с лоыоаью обшей теории систем, ставят задачу создания единого определения культуры в общей методологии еа изучения. Вне зависимости от предмета исследования и соответствующего теоретического подхода обычно присутствует установка за разнообразием культурных феноменов выявить универсалии, униформность, 'единство культурных процессов. При этом во всех рассматриваемых подходах можно обнаружить стремление свести разнообразие к набору определенных инвариантных принципов, взаимосвязанных в реальности или в теории.

Диссертант принимает точку зрения Э.С.Маркаряна в определении феномена культуры, как внебйологическа выработанного и передаваемого способа человеческой деятельности.

Вместе с тем, в последнее время в рдце работ в рамках данного подхода подчеркивается значимость исследования локального разнообразная в области культуры, как самостоятельного предмета изучения. Предлагается понятие особых "локальных исторических типов" культуры в отличие от ее "общих исторических'типов".

У автора вызывает сомнение название данного феномена. В диссертации дано собственное определение данного феномена через понятие региональной культуры - как, исторически обусловленный динамический комплекс перманентно совериенструщихся во всех сферах общественной жизни Сторм, принципов. способов и результатов _акттаной творческой деятельности представителей различных ^этносов в заданном региона.

щ Проблема изучения культурного развития села, как и любого другого процесса, требует принципа историзма. Это дает возможность более рельефно выделить противоречия, присущие данному явлении, определить их иерархию н роль в общественной жизни.

Общяостт^ территории, единое историческое и политическое развитие привело к взаимопроникновению сначала отдельных элементов культуры, а затем к смешению всех культур (по принципу: самое лучшее, передовое, необходимое - в данных конкретных условиях). На юге Дальнего Востока сложилась обособленная историко-эгеографическая зона, отличная от остальной территории Дальнего Востока и всей России.

В раздела подчеркивается, что региональная культура - один из основных носителей развития региональной общности и человека. С вткх позиций она выполняет одновременно функции памяти общества, вновь созданного этноса, человеческой популяции и соответственно "социального генофонда", социально-экономического генотипа

По мнению автора, в региональной культуре можно выделить по, вижние, изменчивые и консервативные,.инвариантные элементы. Региональная культура предстает как целостноо образование, опред^ ляемое взаимодействием состазляв^л ее материальной и духовкощР культуры общества и личности, социальной экономической к технической; нравственной, эстетической и биологической, экзокультуры и эндокультуры и т.п.

Будучи региональным само о бр аз ов ан и ем, региональная культура в ее развитии определяет процессы самопознания обществом и человеком самого себя * познания среды обитания. В социологической литературе в качестве культурной среды характеризуется не только культура народа, страны, но и культурные процессы в рамках региона, района, населенного пункта, В главе рассматриваются разные точки зрения определения культурной среды Л.Н.Коганом и Ю.Р.Вишневским и др.

В результате комплексного анализа.этого феномена, автор работы дает следующее определение. Культурная среда - это .динаулч-

действии с социальным субъектом (личность, класс, группа, общество), в результате которого .формируется мзханкзк: созидания и освоения духовных ценностей, .при нтом накладная отпечаток на_в_се

Динамичность сущности региональной культуры проявляется в^Р плане ее бытия в том, что ото бытие есть всегда становлению, созидание культуры, есть культуротворчество, развернутое з историческом времени, вплетенное в шгвую историю региона Дальнего Востока. Человек тв риг культуру, утверждая себя в предметном мире. Тем самым созидание культуры есть внутреннее содержание истории общности региона, истор:ш становления и развития культурной среды. В главе раскрывается также положение о том, что сохранение культурной среды - задача не монее существенная, чем сохранение окружающей природы.

Во втором параграфа "Культурное развитие села в современных

условиях" на основе данных конкретно-социологических исследований автор делазт поаытку анализа современного состояния культуры дальневосточного села, выявления основных тенденций дальнейшего развития.

На современного человека оказивает воздействие не только его ближайшее огаукетю, культура ешьи и группы, к которой он принадлежи, но и вся атмосфера населенного пункта, а также спо-_ соб существования в нем.

Щ Нравственное значение и влияние на человека, региональную

общность, всей социокультурной среды исследуются пока слабо, хотя сам факт воспитательного (ила деформирующего) воздействия на человека его окружения не вызывает сомнения.

Социальная незащищенность человека, атмосфера эмоциональной напряженности в регионе, создание стандартной, серой, бездуховной и безликой среды, разрушение памятников культуры, уничтожение природной среды деформирует человека, лишает его внутренней стабильности, психологической защищенности. Анализируя данные, полученные в результате лроведенных социологических исследований в 1689 году в Шной зоне Дальнего Востока кафедрой ДП1И им. А.И.Герцена, автор считает, что результатом такой внутренней нестабильности является непонимание многими сельскими жителями сущности перестройки, своей личной сопричастности к ней. Так на вопрос анкеты: "Ваше отношение к перестройка*1. Всего лишь £2% опрошенных выразили свое положительное отношение, А на вопрос: "В чем Вы видите Ваше практическое участие в деле перестройка культурной жизни села, поселка?", только 23% респондентов знали чего они хотят, а, соответственно, 77% но представляй, что они ф могут лично сделать.

Уничтожение уникальной природа Дальнего Востока и, в частности, Приморского края, оказало влияние не толыю на саму природу, но и на человека. Причины разрушения человеческой душ видятся нам в хищническом отношения к природе, в трагическом разрушении социальных связей» "духовной оседлости", отчуждения человека ст труда, малой Родины, страны, истории, деформация межличностных отношений, их знхо чагдевеииг:. Все эти и многие другие Ф?кторы способствовав формировали*» человека рчвчодушного и вместо с тек, как. это ни паралсксаяьчо, агрессивного, нетерпимого и беспамнтлпгого, брссалцегося из крайности в крайность, человека "■ двойкой моралью.

Б Дальневосточном регионе сложилась особая волштариотичес-ко-бюрократическая культурная среда. В такой культурной среде между человеком и его идеалом, цель», к реализация которой он стремится, возникают непреодолимые цреграды. Самореализация человека в регионе приобрела в основном компенсаторный характер, анергия предназначенная для соэддания, перераспределяется на достижение социальной стабильности погоню за чем-либо. Такая дезориентация человека отрицательным образом сказывается на форми-^| ровакии разнообразных связей о ре юнальпым сообществом, природой, региональной культурой, другими ладьми, а также на качестве этих отношений.

Больше место в параграфе уделено проблемам миграции. Миграция лвдей по своей сути язлязотся социальным явлением, Она представляет собой исторически неотъемлем» часть существования любого общества. Миграция населения находится в неразрывной связи с уровнем развития производительных сил региона.

В шбозримом будущем в регионе планируется увеличившие доли обрабатывающих производств (и большая их часть в сельской местности), возрастет значение инфраструктурных отраслей, что еще больше усилит потребность региона в трудовых ресурсах.

Метод .организованного набора кадров и общественного призыва молодежи, на который государство расходует огромные средства, как показывает практике, не дал позитивных результатов.

Автор не отрицает переселенческую политику в целом, но эта политика должна осуществляться на строго научной основе, учитывая все факторы, формирующие сельские трудовые ресурсы.

Особое место в работе уделено проблемам расселения. Решение 4 проблемы расселения только с учетом производственных нувд сегодня недостаточно, ибо не отражает целого ряда других критериев, кавднй из которых необходимо учитывать. Эти критерии выражаются в следующем:

- оп.ишзац; I рекреационных функций сельской местности, которые предусматривают определенную комфортность сельских поселений, высокий уровень благоустройства, развитость дорожно-транспортной инфраструктуры;

- охрана культурного наследия прошлого, памятников истории ц культуры. Претворение этой важнейшей социальной, культурной и политической задачи имеет особый смысл и значение именно сегодня.

Сельский житель региона нувдаетоя в пространственной или временной близости к центрам, культуры - крутшейпдгм города»* региона. Поэтому эффективное использование потенциала городов - развитых центров крайне важно для социокультурного преобразования села.

Современное сельскохозяйственное•производство требует культуры труда, которая невозможна без определенной степени образования, духовного, в тем тесле.художественного и нравственного развития индивидов.-Культура 'необходима для роста "производительности труда и создания новых-более.гуманных отношений.' ' . .

Участие сельского населения, в культурной жизни находятся в. прямой зазксимостя от наличия-свободного времени, Механизация скльского хозяйства пока незначительно учитывав увеличивает свободное время.

Основываясь на результатах социологического исследования, автор пришел х выводу, что на селе Дальневосточного региона возникли две позиции в отнопетш свободного времени, вытекагациа из различий мезду поколениями. Старшее поколение кителей села цеяит прежде всего рабочео время, отодвигая на Еторой.шхан свое свободное время. Для молодежи, напротив, свободное вреда является одной из важнейшее ценностей, становясь элементом молодежной субкультуры, формирующейся под влиянием городского образа жизнз.

В диссертации исследованы различные формы досуга сельских жителей, их общение.

В рамках первой системы культуры на передний план выступают повседновные контакты о соседями. Трудно устанойить качество этих контактов. Семья, индивидуальное хозяйство, круг соседей, родственники, неформальные группы я локальные институты создаю? сеть отношений и зависимостей. Которые сохраняют специфку сельской обютостц до настоящего времени. Следует отметить, что в условиях кризиса советского обдшетва, наступило оживление мапчело-вечосгаос отношений, вез большее число лпдей вовлекается а политический кругеворот событий. Тем но менее треть респондентов в основном пожилого и среднего возраста не интересуются происходящими в стране и региона событиями, считая, что "все вернется на круга своя".

Вопросы, связанные о культурой, являются датеко не глг шм предаетом встреч и разговоров с соседями и родственниками. ..де

всего они возникаю в связи с обсуждением информации, получаемой по радио, через телевидение или прессу.

Результаты исследования показывают, что культурно-просветительская деятельность сельских клубов носят спорадический характер.

Что касается произведений художественной литературы, то оп-роаенные сельские жители предшчтение отдают книгам, которые, по кх ившао. даст воэшжность отдохнуть, разрядиться, отвлечься от повседневных забот. Информационная познавательная функция лите- 4Ц ратуры отходят на второй плане,

другая проблша - чтепаз специальной литературы. Оно находятся а прямэй зависимости от уровня образования, профессии я уровая развития хозяйства.

Анализ участия в культурной жизни села работников совхозов показывает, что в »той социальной груше преобладает пассивное проведение свободного времени. Тяжелая физическая работа в совхозе вля кооперативе дополняемая такой же работой на приусадебной участка, ведет х тоцу, что свободное овремя предназначается на зЕСтаисиниае воспраазводство рабочей силы, то есть на восота-аовдазие ее раетр&чвшнос в процессе производства сил и способностей. В таяой ситуация в рамках свободного времени нет условий для саиооЗразованая, саюрвялизацкн, художественного творчества, об-частвекш^ работы.

В гда&е обращается важнаяже На последовательное изучение и ззвдешштш щшюсте! история ■ культуры всех народов живуилх в жхвшх в регионе: руссах, украинцев, белоруссов, татар, молдаван, чжурчжета я т.д., подчеркивается «шея» о сохранении народ-аай вашп. Ш машош автора, крайне желателен переход к со труд- м шгчеетаог оо вша регхоыгиж, откуда прибывали мигранты, в той ™ ч*еяе % с ЯдонвеЙ. Еореой, Кхтаеы, СЕА н Канадой. Пограничное сотдгдавгаБСш> в регионе сугэс.вует не один год, во оно пока

страначеш в охзатнаает ляяь сферу строительства, шгра-яжтпкш торпшли а ззфлзш.

За. «штага дасяг*1летия в ретвонз нз вазкедано нк одного соору-жеовв, хйъорэЕ шш откгстж к произведеяияы архитектуры и искусств "X. Касптм бважхах строеш ютжотялга сотчн, тььячи да чьиэ-жхсх&явш сел и поселков. Погарэйет югша ХК века, начала аХ вежа .жшвтсз «ааазшыии »¡^ржерами, фюнзфуявзот! истерические соб»-

тия, и занимают важное место в иерархии продуктов материальной культура, общественном мнении. На наа взгляд, культовые здания играют важнейшую роль акцентов и ориентиров в архитектурной системе городов и сел. и можно предполагать, что значение их сохранится и впредь, вызывая эстетические реакции в массовом общественном мнении.

Освоение исторического опыта взаимосвязи архитектуры л пря-родноландшафтной среды в культурной традиции всех тех народов, которые формировалзг население Дальнего Востока представляется весьма перспективным для творческой практики дальневосточных архитекторов, особенно при реконструкции существующих и возрождении малых, в прошлом "неперспективных" сел.

Диссертант приходит к выводу, по основными критериями оценки среди обитания являются утилитарно-функциональные и эстетические требования. Дня сельского жителя Дальнего Востока это, во-пэрвых, организация крестьянского усадебного комплекса (жилого дома с хозяйственными постройками на достаточной площади), во-вторых, обеспечение, необходимым в современных условиях, обслуживанием (торговля, служба быта, учреждения культуры и т.д.), а также организация общественного центра (ацимнистратгазные здания ' и службы), в-третьих, возможность наилучшей реализации своего труда, т.е. организация производственных территорий. Из всего этого складывается архитектурно-планировочная структура села и поселка, которая решает первую часть задача - утилитарно-функциональную. Теснейшим образом с ней связана вторая часть - эстетическая. По миешга автора, она должна решаться неразрывно с первой и предполагает связь с природным окружением, которое уникально на Дальнем Востоке, эстетику рестьянских и общественных сооружений, всего селения в природно-климатических условиях Дальневосточного региона.

Культурное развитие дальневосточного села таким образом требует более системного и постоянного анализа состояния этой проблемы с помощью социологических исследований, которые позволят глубже разобраться в социально-политических, экономических, нравствешго-этк ¡еских причинах кризисного состояния культуры села и перспектив его подъема.

Бторая_гла2з - "Основные тенденции развитой дальневосточного сел?" посвящена раскрытию наиболее значимых путей возражения

,, дальневосточного села » развития его самобытной культуры.

Задача вазроадения и развития культуры села требует отказа от неадекватных ситуаций образцов решения проблем, стереотипов деятельности, устаревших традиций и ценностей. Чтобы динамично развивать культуру дальневосточного села, поддерживать ее ростки там, где они еще до конца но утеряны, нужно кардинально и незамедлительно решать массу проблем. В диссертации проанализированы наиболее значимые из них. л

В первом параграфе "Повышение роет интеллигенции в возровде- " ней культуры села" рассматривается проблема привлечения интеллигенции к культурным процеосам на селе.

По глубокому убеждению автора, » обстановка демократизации и гласности, выаывапцей раошепощение духовных сил общества происходит нарастание социальной активности человека, В этой ситуации создаются предпосылки для укрепления статуса интеллигенции, для формирования нового мышления, для вытеснения монологической культуры диалогической. Диалогическая форма культуры реализуется именно в атмосфера общественной свободы и осознания приоритетов личного достоинства человека.

Диссертант приходит к выводу, что дифицат интеллигентности и интеллигенции, людей, умеицих самостоятельно и непредвзято мыс-листь, видеть перспективы, возник не сразу, но сегодня он стал особенно ощутим. В чудовищное опустошение культуры внесли существенную лепту некоторые "корифеи наук". Кроме того, перенесение метода бюрократического управления на сферу духовного производства, имело своим следствием жесткую централизацию творчества, которое по природе своей децентрализовано и по иному существовать не может. '

В диссертации предпринята попытка изучения культуры самок интеллигенции. Более точная оценка участия сельской интеллигенции в культуре на наш взгляд, требует специальных исследований, однако Имеющиеся сведения позволяет нам сделать вывод о том, что наиболее активными "потребителями" культуры являются инженеры, рабочие промышленных предприятий и специалисты сельского хозяйства. От них в этом плане сушественно отстают врачи, учителя, культпросветработники,

Однако несомненно одно: сельская интеллигент . не является непосредственным носителем культурных образцов, не переносит куль-

турные ценности в сельскую сферу, тем более ценности "высшего порядка", не предлагает а не реализует гуманистических идеалов.

На вопрос анкеты; "^сди бы у Бас увеличилось свободное время, то как бы Вы его использовали?" На первом места стоит чтение литературы, на втором месте - хождение в гости и прием гостей и только 1,1$ опрошенных хотели бы посещать клуб, 3,1$ - хотели бы заниматься художественной самодеятельностью. Возможно интеллигенцию не устраизает работа клуба, но кто же как не они должны возглавить народное творчество, заботиться о культуре и быте сельских тружеников.

По прежнему острой проблемой является обеспечение условий для подготовки квалифицированных специалистов культуры и образования и закрепления их на село. Для дальневосточного села это вопрос особой важности, так как сегодня в сельских школах и культ-просветучреждениях ощущается острая потребность в специалистах. По данным Министерства культуры, лишь каждый десятый клубный работник имеет впалое образование, каждый третий - среднее специальное, а применительно к Дальневосточному региону зти показатели значительно ниже. Велика текучесть кадров среди выпускников учебных заведений культуры.

Проведенный нами опрос среди студентов культпросвзтучилкца г.Уссурийска показал, что только 4,7/4 первокурсников ориентированы на работу в сельском клубе, а большая часть (49,7!?) не имеет определенной установки относительно места работы, вернее ориентированы на город.

йцч сложнее обстоит дело с качеством подготовки культпросветработников и учителей. По данным нашего исследования 31,6$ опрошенных преподавателей считают уровень подготовки выпускников училища недостаточным, а 49,9$ клубных работников отметили, что у них знании меньше, чем требует того работа.

В работе высказаны конкретные предложения по качественной перестройке подготовки кадров культпросветработников, закрепления их на соль*. По мнению автора, форма среднего специального образования (кудьтпросветучилидо) себя не оправдывает. Приставляется вакянм п, одумать систему отбора абитуриентов институтов культуры, сделав упор, главным образом, на жителей села региона, поступавших по целевому набору, расширить прием колхозных стипендиатов, ввести возрастной ценз для поступающих, имея в гиду

,обязательный стаж работы в народном хозяйстве. Эти и другие организационные чары сами по себе не могут решить задачи, если юс не подкрепить работой по качественной перестройке всего дела преподавания к обучониЯ'клубных работников. Со данным социологического опроса, проведенного в Дальневосточном региона, лишь 1% клубных и библиотечных работников ответили на вопрос "Каким Вам видится культурный человек?" Исходя из этих данкых, автор правомерно делает вывод, что 83';» опрошенных клубных и библиотечных работников не шла г/г даже представления о "модели культурного человека, т.е. они не дают себе четкий отчет, каким же должен быть культурный человек, которого Формируют детский сед, школа, кяуб, семья и т.д. Естественно правомерен вопрос "как можно формировать, воспитывать, "лепить" то, что сам четко не представляешь?"

Гольшое 'место в диссертации отведено сельской школе, качественно новому подходу к работе о молодежью. В детском сознании сегодня отражаются.все процессы, происходящие в обществе. Отсюда и многообразие проблем, которые приходится решать учителю, отвечать на самые острые вопроса, связанные с нашей историей, историей региона, политикой. Учителя нередко не готовы ответить на них, не вооружены необходима',га знаниями, не всегда умеют грамотно вести дисскускп.

Учитель становится учителем, опираясь на социокультурную среду региона, на культурный слой ближайшего окружения. Без этого культурного слоя учитель обречен на метания во всем, чем бы он не занимался: в работе, политике, идеологии. Низкий уровень культуры учителя, его экономических, политических, общих знаний, т.е. отсутствие компетентности, закрывают возможности сделать сознательный выбор, принять самостоятельное решение и открывают возможность для манипуляции его сознанием.

На наш взгляд, серьезной с-ибкой партии и правительства являлось и является то, что развитее культуры и просвещения объявлялось автоматическим следствием, а не первопричиной динамичного, развития эконом;;:« в повышения жизненного уровня. Сегодня, ре. ферма,' ставя во главу угла необходимость перевода народного хозяйства региона на интенс;эннй путь развития, одновременно "эю-номлт" на социальной инфраструктуре региона (культуре, образовании, здравоохранении), возводя тем самым в принцип чоиевкзну и низкую квалификацию рчбочей силы, что является одним из п^а;более

существенных показателей экстенсивности развития. Недальновидность такого подхода очевидна уже сейчас, так как жесткая бюджетная экономия затрачивает в первую очередь культуру и просвещение.

Во втором параграфе второй главы "Использование культурного потенциата в региональной системе "город-село", подвергается анализу ззаимодейстзия городской и сельской культурной средн.

Отношения между городом и селом являются одной из важнейших сторон общественных отношений, одним из основных рычагов возрождения и развития культуры села.

При сопоставлении культуры города и культуры села в современных условиях можно отметить как тождество, так и различие. Их тождество обусловлено социально-политическим единством советской культуры, которая в данном отношении выступает единой и общенародной культурой. Ко за пределами этого отношения они но тоддест-векнн, хотя и не являются закрытыми системами и разнообразно взаимодействуют друг с другом.

В Дальневосточном регионе продолжает Интенсивно формироваться система расселения. Качественно новая социальная черта региональной системы рассоления - создание ее опорного каркаса, состоящего в основном из средних.(более 50 тыс.жителей), больших (более 100 тыс.жителей), крупных (более 250 тыс.жителай) и крупнейших (более 500 тыс.жителей) городов, обладающих относительно достаточным социально-культурным потенциалом для развития человека, в том числа и жителя села.

Специфическая особенность Дальневосточного региона - перспектива принятия куупнёйиими городами (Владивосток, Хабаровск, Магадан) функций центров.систем расселения довольно различных иерархических уровней, а следовательно - и с широкими различиями в характере, зонах и видах социального обслуживания. Эти различия обусловлены огромными пространствами региона и разной степенью развитости социально-культурного потенциала крупнейших городов.

Областныэ к краевые центры обязаны своим развитием селу и, следовательно, нссут ответственность за культурно-бытовое обслуживание более 4.5 млн.сельского населения региона. Как-показывают социологические исследования, культурно-морская помошь города селу, некогда принявшая массовый характер, сведена сейчас а условиях хозрасчета на нет. 71,3$ из числа опрошенной сельской иител-

лягенции; 61,3$ - сельскохозяйственных рабочих, 58,2$ - рабочих промышленных предприятий не чувствуют культурно-шефскую помощь города селу.

В третьем параграфе "Меры по упорядочении культурного развития села" исследуются вопросы, связанные с управлением культурными процессами на селе.

Управление в сфере культуры понималось упрощенно -многообразие сводилось к максимально достижимому, единообразию, диало-гичность в культуре вытеснялась искусственной монологичносгью. И, как показала жизнь, монополия на истину, присущая монологическому мышению ведет к тупику и в общественной жизни, и в экономика, и в культурной жизни, ибо сразу же оскудевает приток новых идей, утверждается социальная аппатия.

Административный методы управления культурой, бюрократическая централизация привели к тому, что циркулировали и функционировали заранее определенные ценности культуры, спонтанность уходила из нее, поляфоничность исчезла, а диалог в культуре заменялся монологом. Размывалась иерархия ценностей, происходило усреднение культуры, даже висило ценности использовались в русле экстенсивной культуры, выполняющей просветительские, информационные, развлекательные функции. Поток низкокачественной продукции наводнил рынок,

На сегодняшний день возникла острая необходимость создания "Комплексной программы культурного развития Дальневосточного региона", которая бы объединила идеологическую, политика-воспитательную, научную и культурно-просветительпкую работу. Зта программа явилась бы основным документом культурного развития региона. Она должна:

- способствовать превращению региональной культуры в важнейший фактор прогресса регион, льной общности,

- задействовать асо о^йры и стороны культурных процессов,

- в полной поре раскрыть возможности региональной культуры,

- стержнем всей программы сделать человека, его культурный рост, культурные потребности;

- конкретизировать модель культурного человека,

- радикально изменить всю систему народного образонтня, придав ей динамизм непрерывного образования.

- становление культуры личности должно быть представлено в

виде системы непрерывного процесса,

- существенным образом изменить механизм управления культурными процессами на селе, исключив изначально межведомственную разобщенность,

- создать службу прогнозирования, которая бы способствовала предотвращению отрыва культпросвет работы от непосредственных нужд сельского жителя.

^ Реализацией отой программы будет проходить на всех уровнях ре-Р гиональной общности и затронет все региональные структуры.

Культурная программа дол-,да бороться за каздого человека, стать таким движением, содержанием которого близко каждому человеку, каждой семье, всем возрастам. Только так можно добиться того, чтобы развитие каытого стало условием раявития всех.

В Заключении сформулированы внзоди исследования и практические рекомендации по проблемам всего комплекса культуры села.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Активизация человеческого фактора и некоторые направления формирования соыдаменного типа мьсзлония и сознания в духовной сфере. Рукопись деп. в И: КОН АН СССР, 741140 от 26.02.1950, 20 с.

2. Региональные аспекты активизации челоззчвского фактора / К постановке про Зле:,а»' на материалах Дальневосточного региона/. Рукопись деп. в ПНИ ОН ЛЯ СССР, ¡£41141 от 26.02.IS90, 20 с.

3. Социальное развитие дальневосточного села в условиях перестройки. Рукопись деп. в И'ИОН ЛИ СССР, 41142 от 26.02.1990, 16 с.

Л. Культурное развитие Приморского села: проблемы и пути решения. // Проблемы краеведения.- Уссурийск: УГПИ, 1963.-С.89-90.

5. Роль школы б культурном развитии села. // Роль духовной ку.тъ-

»уры в активизации человеческого фактора,- Л. I ЛРГИ, 1989.- С.122-125.

6. Культурные такт ори в решении Продовольственной проблемы.// Социальная сУнэра села: противоречия и пути их преодоления. Тезисы докладов и сообщений советских ученых й УН Всемирному конгрессу по социологии дегсзвни. Италия, Болонья, июнь-июль 1988.- И.: йСИ АН СССР. , 1038.-С.55-57.