автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Лексико-стилистические средства батальной изобразительности

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Зайцева, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Лексико-стилистические средства батальной изобразительности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зайцева, Татьяна Николаевна

Введение-----------------------------------стр

Глава I.Структурно-грамматические типы военных наименований------------------------------стр

§1.Именные словосочетания-----------------стр.

1.1Лексико-семантические группы прилагательных в качестве зависимого члена военных наименований ------------------------------------------СТр

1.2Структурно-морфологические группы прилагательных-----------------------------------стр.

1.ЗЛексико-семантические группы существительных по характеру опорного компонента----------стр.

1.4Именные словосочетания с зависимым именем существительным в форме родительного падежа---------------------------------------------стр.

§2.Глагольно-именные словосочетания--------стр.

2.1Наименования, образованные сочетанием глагола с существительным в винительном падеже-----стр.

Глава II.Способы образного словоупотребления

------------------------------------------СТр #

§1 .Ассоциативное словоупотребление---------стр

§2 . Обиходно-разговорные номинации----------стр

§3.Средства «батальной» экспрессии в романе

Непротивление»---------------------------стр

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Зайцева, Татьяна Николаевна

Художественная речь - своеобразная сфера речевой деятельности. В художественном слове как средстве познания реальной действительности находит отражение все многообразие изображаемого.

Великая Отечественная война - важный этап истории нашей Родины. Условия жизни людей в это время обусловили роль слова как средства мобилизации всех сил на борьбу с врагом, поэтому все зоны лексической системы по своему реагировали на изменения, имевшие место в жизни общества: появились новые слова и лексикализо-ванные сочетания; стало иным употребление некоторых слов, что привело к возникновению иной содержательности, иных смыслов и даже иных значений в смысловом объеме общеупотребительных слов; расширяли сферу употребления слова и выражения специальной, профессиональной речи; завоевали статус литературности некоторые слова нелитературной речи (просторечные, обиходно-разговорные);происходила переоценка стилистической позиции лексических единиц.

Слово не только откликалось на коммуникативные запросы общества, но и являлось средством оценки обозначаемого, средством выражения эмоционального отношения к предмету речи. Более того, слово может выстуз пать в качестве компонента составного наименования. «Словосочетание - это сложное наименование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово."* Составное наименование выступает как необходимое звено номинации явлений фронтовой жизни. «Если словосочетание становится обозначением единого целостного понятия, оно хотя и продолжает сохранять форму словосочетания, но по сути своей становится единым словом».** Предметная отнесенность составного наименования становится более заметной в различных видах описания; само изложение как. бы намекает на признаки, боевые свойства обозначаемого. Содержание понятия "военная лексика" включает элементы военной терминологии, профессиональной речи военнослужащих, т.е. слова и выражения, представляющие собой разговорные дуплеты военных терминов. В эту зону словаря втягивались обозначения, определяющие характер оценочного отношения к боевой возможности своей техники, а также к противнику и его 'боевой технике, - и все это находило выражение в образном словоупотреблении. Эстетические возможности словоупотребления обстоятельно рас

CL сматриваются в трудах В. В Виноградова, Б. А. Ларин, Г. О. Винокур^ М.М. БахтинЯи др. Исследователи обычно связывают образность речи с явлениями тропеизации.

Виноградов В.В. Русский язык. M.JI., 1947, с.8

Троицкий В.Н. Основные принципы словообразования // Уч.зап.Лен.пед.ин-та ин.яз. 1940,т.1, с.298

Эпитеты, метафоры и другие средства образной речи -важное средство художественной изобразительности, но художник слова под давлением "художественного сознания» может сделать эстетическим значимым любое слово, что подтверждается материалами, извлеченными из ряда произведений Ю.В. Бондарева.

По словам В.В. Виноградова, «в структуре художественного произведения происходит эмоционально - образная, эстетическая трансформация средств общенародного языка».*В произведениях о войне, естественно, используются возможности языковых единиц для воссоздания картинности, т.е. батальной живописи. Мастером батальных сцен, бесспорно, является Ю.В. Бондарев: он видел все перипетии боевых схваток, сам перенес все тяготы войны и окопного быта. Лексико-стилистические средства, содействующие воссозданию творческих ситуаций по мере развертывания батальных сцен, извлекаются из повести Ю.В.Бондарева "Батальоны просят огня". Также используются материалы других . произведений("Последние залпы" и роман "Непротивление"). Наблюдения над изобразительной значимостью речевых средств, естественно, дают представление о своеобразии манеры художественного изображения,

ВиноградовВ.В. Язык художественного произведения// ВЯ №5,1954,с.б т.е. о том, что обычно квалифицируют как идиостиль.

Стиль, по словам Ю.В. Бондарева, - это все способы, приемы образной системы автора. Это весь комплекс средств для наиполнейшего выявления мысли: отражение сущего через страсть художника. Это действительность, преломленная через его сознание».* Изучение приемов художественного словоупотребления дает в той или иной мере объективное представление о том, что и как втягивалось в зону батальной эстетизации и тем самым очерчивало контуры манеры писательского мастерства. Б.А. Ларин отмечал, что конечная ешраи ц xjHQdhс. -g (Хн^-илё. дес/иш-с nGft/ez а спроектировать стильЛ/Уменно поэтому так актуальны мысли В.В. Виноградова:" Путь конкретно-исторического изучения "языка" отдельных художественных произведений (конечно, при соответствующей теоретической направленности) может достовернее всего привести к решению больших проблем стиля писателя и языка художественной литературы."** Особенности эстетически мотивированного словоупотребления в изучаемых текстах Ю.В. Бондарева определяются приемами отбора слов и выражений для решения

Виноградов В.В. О языке художественной литературы М. ,1959, с.170

Ларин Б.А. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (опыт анализа формы)//Нева №9,1959, с.204 б того, чтобы придать художественному тексту большую документальность, которую можно понимать как «батальную» картинность, словесно представляемую наглядность, то есть как то, что может приблизить читателя к тому, что стало предметом художественного изображения .

Речевые средства образного представления реалий ирреального мира, созданного творческой фантазией писателя, содействуют реализации концептов батальной экспрессии. Изучение явлений, связанных с изобразительной значимостью определенных групп лексики в тексте художественного произведения, предопределяет актуальность данного исследования.

Цель исследования - выявить и описать лексико-стилистические средства русского языка, используемые в художественных текстах -Ю.В. Бондарева в качестве средства эстетизации изображаемого, то есть обладающего способностью вызывать эстетические эмоции .

В исследовании предполагается решить задачи: -рассмотреть структурно-грамматические типы военных наименований и способы объединения слов в лексикали-зованные сочетания; -рассмотреть приемы метафорического словоупотребления; - проследить характер взаимодействия профессионально-маркированной лексики с функциональными разновидностями общелитературной речи;

-обратить внимание на содержательность обиходно-разговорных обозначений;

- указать на роль описательных контекстов в зонах художественного текста;

В работе использованы следующие методы исследования: наблюдение как способ представления конкретного материала для филологического осмысления; описание фактов художественного словоупотребления.

Изучение эстетически мотивированного взаимодействия специальных, общеупотребительных и обиходно-бытовых номинаций области военного дела в контекстах художественной речи представляется теоретически значимым и определенным образом дает основание судить о научной новизне данной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при составлении словаря, при разработке специального пособия о языке Ю. Бондарева, при проведении семинара по лингвистическому анализу.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитированной и использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лексико-стилистические средства батальной изобразительности"

Заключение

Наблюдения над эстетически мотивированным употреблением определенных групп лексики (военные обозначения, профессионализмы, просторечие) свидетельствуют о том, что контексты литературно-художественного текста ориентированы на достижение оценочной экспрессии, которая дает представление о батальных сценах, образно представляемых в различных зонах художественного полотна .

Действия, поступки персонажей дают образное представление о том, что происходило на поле боя, т.е. в реальной действительности. Именно поэтому так важна роль слова, которое не только в реальности, но и в литературной действительности ч%переливает экспрессивными красками социальной среды"* , оно квалифицирует изображаемое и тем самым в пределах ассоциативной сочетаемости обрастает смысловыми оттенками, т.е. теми «приращениями» смысла, которые выражаются словом и выступают в роли средства, реализующего дозы экспрессии .

В этой роли используются в художественных текстах Ю.В. Бондарева: Виноградов В.В. Русский язык. . М. ,-JI. , 1947- с. 19

1) Военные обозначения, называющие реалии военного дела, которые выступают как "лики" изображаемого по мере развертывания батальных сцен;

2) Именные словосочетания, детализирующие понятия области военного дела указанием на родовойсковые признаки изображаемого (войсковые формирования, подразделения части, особенности вооружения, способы боевых действий и т.д.);

3)Глагольные сочетания, реализующие целостный, но лексически делимый смысл, который мотивируется "военной" содержательностью зависимого имени (дать очередь, дать залп, дать выстрел). Глагольно-именные сочетания могут совмещать элементы военно-терминологического значения с иным содержанием, являясь фактом общеупотребительной речи;

4) Важнейшим ресурсом изобразительной зримости батальных сцен выступают тропеические средства: метафоризация, эвфемизация и др.;

5) Ассоциативные связи слов содействуют повышению выразительно-изобразительных возможностей художественного текста: используются сближения для выражения зрительных или слуховых впечатлений при восприятии происходящего на поле боя;

6) Военные термины обрастают в художественном тексте параллельными обозначениями и предстают как образные эквиваленты обиходно-разговорных, литературнооценочных, образно-характеристических заместителей официальных наименований области военного дела;

7) Разговорно-просторечные эквиваленты выступают в роли средства, содействующего переводу профессионального обозначения (военного термина) в речевое средство обиходно-разговорной речи; они расширяют диапазон экспрессивно-оценочной содержательности военного понятия;

8) Материалы, извлеченные из текста "Батальоны просят огня", дополняются лексико-стилистическими средствами из других произведений Ю.В. Бондарева, что содействует осмыслению некоторых особенностей, которые дают известное представление о художественном мастерстве писателя.

Основные источники

1. Бондарев Ю. Батальоны просят огня: Повесть// Повести. - Ташкент, 1987

2. Бондарев Ю. Последние залпы: Повесть// Повести. - Ташкент, 1987

3. Бондарев Ю. Непротивление: Роман. - М., 2 000

 

Список научной литературыЗайцева, Татьяна Николаевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Адрианова Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. - M.-JI., 1947

2. Адрианова Перетц В.П. Из истории русской метафорической стилистики // Поэтика и стилистика русской литературы / Под. ред. М.П. Алексеева. - JI., 1971

3. Адмони В. Г. Некоторые частные свойства аналитических форм//Аналитические конструкции в языках различных типов. -JI. , 1963

4. Абакумов С.И. Устойчивые сочетания слов//РЯВШ, 1936, №1

5. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора//Лингвистика и поэтика/ Под. ред. В.П. Григорьева. М., 1979

6. Аспекты семантических исследований/ Под. ред. Н.Д. Арутюновой. М., 1980

7. Ахманова О.С. Лингвистическое значение и его разновидности/ /Проблемы значения в лингвистике и логике.- М., 1963

8. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. -М., 1963

9. Бакланов Г. Новая повесть Ю. Бондарева//Новый мир.- 1959.-№7

10. Бахтин М. Слово в поэзии и в прозе//Вопросы литературы. -1972.-№б

11. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

12. Береснев С.Д. Терминологическая фразеология//Труды кафедры иы.яз.Свердл.гос.мед.ин-та, вып.29, I960

13. Бондарев Ю. Взгляд в биографию. М. , 1971

14. Бондарев Ю. Поиск истины. М., 197 6

15. Бондарев Ю. Человек несет в себе мир. М., 1980

16. Белошапкова В.А. Изменения субстантивных словосочетаний/ /Изменения в системе словосочетаний.-М., 1964

17. Бочаров А.Г. Послевоенная проза о войне// Филологические науки. -198 4.-№3

18. Вельский А.В. Метафорическое употребление существительных (к вопросу о генитивных конструкциях) //Уч . зап .МГПИИЯ т.УШ, сб.6, Изд.Моск.ун-та, 1954

19. Бастрыкина Т.Н. Метафорическое словоупотребление в прозе Вс.Иванова:дис.канд.филол. наук, Иркутск, 1968

20. Бабкин A.M. Фразеология и лексикография//Проблемы фразеологии. M.-JI., 19 64

21. Бабкин A.M. Лексикографическая разработка русской фразеологии. М.-Л., 19 64

22. Барлас Л.Г. Изучение художественно изобразительной роли лексики литературного произведения: Автореферат диссертации канд. филол. наук. - М., 1961

23. Великая Отечественная война и русский язык// Русский язык в школе.-1975.-№2

24. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова//Вопросы языкознания. -1953.-№5

25. Виноградов В.В. О некоторых вопросах русской исторической лексикологии// Изв. АН СССР, СЛЯ.-1953.-Т.XII.-Вып.3

26. Виноградов В. В. Язык художественного произведения//Вопросы языкознания. -1954.-№5

27. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (стилистические наброски)//Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976

28. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963

29. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959

30. Виноградов В.В. О теории художественной речи. -М., 1971

31. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981

32. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941

33. Виноградов В. В. Русский язык. M.-JI., 1947

34. Виноградов В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке//Академик А.А. Шахматов. М., 1946

35. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетания// Вопросы языкознания, 1954. -№3

36. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики// Вопросы языкознания., 1955, №137 .Виноградов В. В. О художественной прозе .-М.-JI. , 1930

37. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку.-М., 1959

38. Винокур Г.О. Некоторые явления словоупотребления// Тр.МИФЛИ т.5, 1939

39. Винокур Г.О. Глагол или имя?// Русская речь, вып.З, 1928

40. Винокур Г.О. Некоторые явления словообразования в русской технической терминологии, 1939

41. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания// Семантическая структура слова/ Под. ред. А.А. Леонтьева. -М., 1972

42. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1984

43. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Лексика. -М., 1954

44. Гей Н.К. Художественный образ как фундаментальная категория литературоведения//Литература в школе. 1982. № 2

45. Гей Н.К. Художественная литература: Поэтика, стиль. М., 1975

46. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983

47. Григорьева А.Д. О лирике Ф.И. Тютчева// Русский язык в школе. -1983. -№5

48. Григорьева А.Д. Слово и образ Фета// Григорьева А. Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв./ Под. ред. А.И. Горшкова. М., 1982

49. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980

50. Горленко Ф.М. Экспрессивно семантические связи слов в художественном тексте: Автореф. дис. канд. фи-лол. наук. - М., 1986

51. Григорьев В.П. К спорам о слове в художественной речи//Слово в русской советской поэзии/Под. ред. В.П. Григорьева. М., 1975

52. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 197 9

53. Грамматика русского языка// Изд.АН СССР, т.2,ч.1, М., 1954

54. Гусев Вл. Память и стиль. М., 1980

55. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980

56. Добрякова Н.Д. Создание функциональных гнезд ассоциаций как средство проникновения в содержание текста//Психолого педагогические и лингвистические проблемы исследования текста/Под. ред. Серовой. Пермь, 198 4

57. Есперсен О. Философия грамматики, 1958

58. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи.-М., 1961

59. Ефимов И.С. Принцип филологичности и филологический анализ слова художественного текста//Русский язык в школе. -1982. -№ 2

60. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

61. Залевская А. А. Межкультурный аспект проблемы ас-социаций//Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977

62. Звегинцев В.А. Семасилогия. М., 1957

63. Захаров М.Н. Из наблюдений над процессом образования новых составных наименований в современном русском языке. Учен. зап. Кишеневского ун-та, т. 22, 1956

64. Змиевская В. А. Субъективно оценочная модальность в художественном тексте// Лингвистические аспекты образности. - М., 1981. -Вып.174

65. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973

66. Золян С.Т. Семантическая структура слова в поэтической речи//Изв. АН СССР, СЛЯ. -1981.-Т.40 -№б

67. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М., 1979

68. Иванникова Е.А. Об основном признаке фразеологических единиц//Проблемы фразеологии.-М.-Л., 1964

69. Исхакова.Д.К. Семантические связи лексики тропа с лексикой текста// Лингвистические аспекты образности. М., 1981.- вып.174

70. Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля// Филологические науки. -1972. -№1

71. Карлин А. Ответственность памяти//Октябрь. -1974, №373 . Кожевникова Н.А. О соотношении прямого и метафорического словоупотребления в стихах В. Хлебнико-ва//Язык как творчество. М., 1996

72. Кожевникова Н.А Метафора в языке и тексте. М. 1988

73. Краснов ■ Ф. О предмете фразеологии//Учен. зап. Киргизского ун-та. Вып.10, 1964

74. Колесников Н.П. Военная лексика эпохи Великой Отечественной войны//Тр. Тбилисского гос. ун-та, Т.83, 1959, вып.2. Сер. филол.

75. Ковалевская Е.Г. Слово в тексте художественного произведения//Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения/Под. ред. Е.Г. Ковалевской. -Л., 1983

76. Киреев Л.Ф. Устойчивые словосочетания прилагательного с определяемым существительным в терминологической функции//Научные зап.Днепропетр.гос.ин-та, вып.17, т.70, I960

77. Кожевникова Н.А. О типах повтора в прозе А. Белого // Лексические единицы и организация структуры литературного текста/Под. ред. В.П. Волеперского. Калинин, 1983

78. Кожин А.Н. Стилистические средства авторского повествования в романе К. Федина "Костер"//Очерки по стилистике художественной речи/Под. ред. Кожина А.Н. -М., 1979

79. Кожин А.Н. Слово о Великой Победе//Русская речь. -1980.-№3

80. Кожин А.Н. Опорные звенья художественного повествования //Стилистика художественной литературы/Под. ред. А.Н. Кожина. М., 1982

81. Кожин А.Н. Язык художественной литературы как эстетичес'ки стимулируемая форма существования литературного языка//Структура и функционирование поэтического текста (Очерки лингвистической поэтики)/ Под. ред. А. Н. Кожина. М., 1985

82. Кожин А.Н. Лексико-стилистические процессы в русском языке периода Великой Отечественной войны. М., 1985

83. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 198 3

84. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966

85. Каминский Г.В. Контекстная семантика. М., 1980

86. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.

87. Конецкая В.П. О системности лексики//Вопросы языкознания. -1984.-№1.

88. Котелова Н.З. Значение, слова и его сочетаемость. М., 1975

89. Куликова И.С. Эстетическая функция и ее отношение к эстетическому значению//Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения/Под. ред. Е. Г. Ковалевской. Л., 198 3

90. Кутена Н.А. Внутрисмысловые микросистемы в художественном тексте //Слово в системных отношениях/Под. ред. К. И. Демидовой. Свердловск, 1982

91. Кутена Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск, 19 83

92. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974

93. Ларин Б.А. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (опыт анализа формы)//Нева, 1959, №9

94. Ларин Б.А. Очерки по фразеологии (О системности и методах исследования фразеологических материалов) //Учен. зап. ЛГУ, № 198. Сер. филол. наук, вып.24, 1956.

95. Левковская К. А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. -М., 1962

96. Леонтьев А.А. Слово речевой деятельности. М., 1965.

97. Леонтьев А. А. Введение//Семантическая структура слова/Под. ред. А. А. Леонтьева. М., 1971

98. Леонть ев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах// Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.

99. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972

100. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М., 1970

101. Лукьянова Н.А., Черемисина М.И. образность как характеристика значения слова//Синтаксическая и лексическая семантика (на материале языков разных систем) /Под. ред. М. И. Черемисиной.1. Новосибирск, 1986.

102. Лукьяненко A.M. Семантические и лексические процессы в русском языке эпохи Великой Отечественной войны//Учен. зап. Саратовского гос. ун-та, 1948, т. 20

103. Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы //Анализ художественного текста/Под. ред. Н.М. Шанского. М., 1975.-Вып. I

104. Максимов Л.Ю. О соотношении ассоциативных и ко-структивных связей слова в стихотворной речи//Русский язык. Сборник трудов. М. , 1975

105. Мартине А. Основы общей лингвистики//Новое в лингвистике.-М., 1963, вып.З

106. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория// Вопросы языкознания. 1983. -№б.

107. Морозов А. А. Метафора и аллегория у Стефана Яворского//Поэтика и стилистика русской литературы/Под. ред. М.П. Алексеева. Л., 1971.

108. Москальская О.И. Семантика текста//Вопросы языкознания. -1980.-№6.

109. Москальская О. И. Текст два понимания и два подхода//Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст/Под. ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1984.

110. Мурзин JI.H. Художественное произведение как связанный текст//Актуальные вопросы лексики и грамматики современного русского языка/Под. ред. А.А. Дементьева. Куйбышев, 1976.

111. Мыркин В.Я. Текст, подтекст и контекст//Вопросы языкознания. -197 6. -№2.

112. Михайлов О.Н. Юрий Бондарев. М., 1976.

113. Новые слова в русском языке периода Великой Отечественной войны//Вопросы языкознания.-198 5.-№6.

114. Нагапетян А.С. Метафора А.Блока: Дис.канд. фи-лол.наук, -Ереван, 1974

115. Некрасова Е.А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи//Слово в русской советской поэзии/Под. ред. В.П.Григорьева. М., 1975

116. Некрасова Е.А. Словесно-ассоциативные ряды в стихотворном тексте (к проблеме словесно-образной синонимии) //Изв . АН СССР, СЛЯ. -1983. -Т.42.

117. Некрасова Е.А. функциональная роль сравнений в стихотворных■ идиостилях различных типов// Бакина

118. М.А., Некрасова Е.А. Эволюция поэтической речи XIX -XX вв. М., 1986.12 0. Некрасова Е.А. Лингвистическая типология стихотворных текстов: Автореф. дис. докт. филол. наук. -М., 1985.

119. Никитин М.В. Лексическое значение слова. М.,1983

120. Новиков Л. А. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста//Русский язык в школе. -1980.-№412 3. Новиков Л. А. Семантика русского языка. М., 1982. .12 4. Новикова М.Л. Метафора и текст//Русская речь. -1982. -№4.

121. О развитии русского литературного языка в эпоху Великой Отечественной войны//Филологические науки.-1975.-№312 6. О языке военно-документальной прозы// Филологические науки. -1995.-№3

122. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.12 8. Ожегов С.И. О структуре фразеологии/ /Лексикографический сборник, 195712 9. Ольшанский И.Г. Взаимодействие семантики слова и предложения//Вопросы Языкознания. -1983.-№3.

123. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. Л., 1980

124. Петрова Е.Г. Языковая природа стилистического приема " развернутая метафора" и его роль в создании целостности художественного текста (на материале англо-американской художественной прозы XIX-XX вв.): Ав-тореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1984.

125. Петрова З.Ю. о некоторых образных соответствиях природных реалий в языке В.Хлебникова//Язык как творчество. М., 1996.

126. Руднев А.Г. Проблема фразеологии. -Л., I960

127. Русская грамматика. М., 1980, т.1

128. Сухотин В. П. О глагольно-именных сочетаниях в русском языке//Русский язык в школе, 1962, №2

129. Сухотин В.П. К разработке проблемы «Русский язык и советское общество» (об исследованиях по разделу синтаксиса)//Изв. АН СССР ОЛЯ, 1961, вып.5

130. Сухотин В.П. Глагольные словосочетания с винительным падежом в прозе М.Ю.Лермонтова//Матер.и ис-след. по истории русского литературного языка, т.З, -М., 1953

131. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста//./!^ . АН СССР, СЛЯ. -1980.-Т.39.-№3.

132. Степанов Г. В. Несколько замечаний о специфике художественного текста//Сборник научных трудов МГПИИЯ. Лингвистика текста. -М.,1975.-Вып.103

133. Степанов Ю.С. Семантика. М.,1971.14 6. Троицкий В. Н. Основные принципы словообразования/ /Уч.зап.Лен.пед.ин-та ин.яз., 1940, т.1

134. Томашевский Б.В. Стилистика. Л.,1983

135. Толстой Л.Н. Кому и у кого учиться писать.//Собр. соч. в 24-х т.т. под ред.П.И.Бирюкова, т.13, М., 1913

136. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М.,1962

137. Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. М., 1974.

138. Уфимцева А.А. Семиологический подход к изучению лексики//Изв. АН СССР, СЛЯ. -198 4.-Т.43.№5.

139. Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск, 1985.

140. Филин Ф.П. Язык художественной литературы и чи-татель//Русская речь.-1977. -№4.15 4. Филин Ф.П. О просторечном и разговорном в литературном языке//Филол. науки. -1979.-"2.

141. Филин Ф.П. О языке Великой Отечественной войны// Диалектологический сборник/Под. ред. А. С. Ягодинско-го. Вологда, 194 6.-Вып.III15 6. Федь Н.М. Художественные открытия Бондарева.1. М., 1988.

142. Харченко В. К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике сло-ва//Русский язык в школе. -198 4.-№3.

143. Харченко В. К. Образность в семантике слова// Русский язык в школе.-1984.-№3.15 9. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы//Вопросы литературы.-1975.-№3.

144. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

145. Храпченко М.Б. Текст и его свойства//Вопросы языкознания. -1985.-№2.

146. Чагдуров С.Ш. О выразительности слова в художественной прозе. Улан-удэ.-1959.

147. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи.-Киев,1981.

148. Чернухина И. Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. Воронеж,1977.

149. Чулкова B.C. Стилистические средства создания связности текста//Логические и стилистические проблемы функционирования слова и словосочетания. М., 1977.

150. Черных П.Я. Русский язык в дни войны (заметки собирателя)//Сибирские огни, 1946.-"4.

151. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.,1984.

152. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. -М., I960

153. Шведова Н.Ю. Об активных потенциях, заключенных в слове//Слово в грамматике и словаре/Под. ред. В.Н.Ярцевой.- М.,198 4.17 0. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.,1964.

154. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М.,1964.

155. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973

156. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. -М.,1977.

157. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.,197 7.

158. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе (словосочетание). М., 1966.17 6. Шапиро А. Б. Словосочетание в русском языке//Славянское языкознание. М.,195 9.1. Принятые сокращения

159. БАС словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. - М.-Л., ' 1950-1965гг.

160. СОТТ Словарь оперативно-тактических терминов. М.,1956