автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Личность в социокультурном пространстве переходного периода
Полный текст автореферата диссертации по теме "Личность в социокультурном пространстве переходного периода"
Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова «Военмех»
На правах рукописи
КУРАКИНА Елена Вячеславовна
ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
(Специальность 09.00.11 - социальная философия по философским наукам)
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук
Санкт-Петребург 2003
Диссертация выполнена на кафедре философии гуманитарного факультета Балтийского государственного технического университета имени Д.Ф. Устинова «Военмех»
Научный руководитель: доктор философских наук
профессор, заслуженный работник высшей школы А.П. Мозелов
Официальные оппоненты: доктор философских наук
доцент Р.А. Хомелева кандидат философских наук доцент В.А. Павлов Ведущая организация: Государственная Морская Академия
имени адмирала С.О. Макарова
Защита состоится «25» декабря 2003г. в на заседании диссертационного Совета К 212.010.01 на соискание учёной степени кандидата наук в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1, ауд. 416 УЖ, с диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГТУ «ВОЕНМЕХ».
Автореферат разослан «
Учёный секретарь диссертационного СоветаШК212.010.01 Кандидат философских наук, профессор-^у фрмёнов О.П.
2004-4 24476
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования:
В настоящее время Россия переживает достаточно сложный период смены социального строя, который характеризуется противоречивыми процессами, происходящими во всех основных сферах социума. Человек как личность находится в состоянии неопределённости и выбора между различными, параллельно существующими и часто исключающимися ценностями, мотивацией поведения и поступков, направленными на достижение жизненных целей. Сложность протекания подобных процессов в нашем обществе усиливается тем, что Россия, активно включена в глобальную систему распределения промышленных, энергетических и информационных ресурсов на мировом рынке. Данная система характеризуется активной интеграцией экономик стран всего мира, вследствие развития передовых технологий и образования единого мирового информационного пространства. С одной стороны, в недавнем прошлом люди не имели такой возможности общения и интеллектуального и культурного обогащения в результате их коммуникаций, возможности контакта с представителями других культур. С другой стороны мировой, глобальный рынок диктует жёсткие законы существования и выживания. Следствием этого включения в систему глобального мирового рынка, является кризис идентичности, утрата национальных, культурных традиций, ведущие к маргинализации личности. Одним из основных принципов и жизненных целей существования, провозглашается полная свобода в любых поступках и действиях, направленная, прежде всего на улучшение своего материального благосостояния, но не подкрепленная этическими и моральными ценностями, формирующими мировоззрение личности и определяющих личность как субъекта собственной жизнедеятельности.
Моральная основа, составляющая фундамент личности, формируется
изначально национальной культурой. Отсутс о
мировоззренческого ядра национальной идентичности позволяет манипулировать личностью, предоставляя ей жизнь лишь в иллюзии своей тотальной самореализации. Осуществляется активная пропаганда и формирование типа личности, характеризуемого Э. Фроммом как тип «рыночной ориентации», экономика требует «рынка личностей», основным положением которого является оценка личности с точки зрения спроса на неё на рынке труда. Соответственно ценность человека определяется, наряду с личными и профессиональными качествами, главным образом его успехом на этом рынке. В результате чего формируется нравственный вакуум, разрушается основная система ценностей, индивидуальность человека, если она мешает в достижении успеха, человек не развивается, формируется некий усредненный тип личности, который может являться объектом манипуляции. Необходимо подчеркнуть, что в первую очередь сохранение традиций и национальной идентичности могут, в известной мере, защитить личность от негативных процессов глобализма и позволить человеку выступить в качестве активного субъекта - своей жизнедеятельности на внутринациональном и межнациональном уровнях. Весьма существенным является вопрос о выработке определенной национальной стратегии, направленной на формирование чувства национальной гордости и патриотизма, позволяющих русскому человеку быть готовым к активному взаимодействию с представителями других культур. Поэтому представляется необходимым изучить процессы, происходящие в переходном обществе России, выявить их сущность, исследовать позитивное и негативное влияние этих процессов на личность, что кажется весьма важным для статистического прогнозирования развития нашего общества, для определения возможных путей выхода из кризиса.
Целью данной работы является исследование влияния процессов, происходящих в обществе переходного периода на личность, её мировоззрение, жизненные позиции, развитие и раскрытие её индивидуальности.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
1. Воспроизведение процессов переходных состояний в сложноорганизованных, в том числе социальных системах.
2. Философско-критический анализ некоторых западных концепций переходного состояния общества.
3. Выявление определённых характерных черт нашего общества переходного периода и личности в условиях известной неопределённости. Методология и источники исследования. Исследование осуществлено с
помощью диалектического и сравнительно-исторического методов. Методологической базой исследования являются:
1.Концепции общественно- исторического развития (А.Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, К. Поппер, H.H. Моисеев, JI.H. Гумилёв и др.), исследования общих процессов развития социума (П. Сорокин, В. Вундт, Г. Лебон, Э. Фромм, Г. Маркузе, В. Франкл и др.).
2. Концепции переходных состояний в физических, химических и биологических системах, в естествознании (И. Пригожин, Г.Николис, И. Стингере, С. А. Кузьмин, Ю.И.Емельянов, А.П. Мозелов).
3. Системы взглядов на личность (Э.Фромм, В. Франкл, К. Хорни, К.Г. Юнг, Р. Берне, H.A. Бердяев А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.К.Мамардашвили, Т. Шибутани, И.С. Кон, A.B. Толстых, В.В. Гречаный, В.Ф. Сержантов и др.).
Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою актуальность в настоящее время проблема влияния процессов социума переходного периода на личность и обратно малоизучена. Существуют известные исследования в психологии, социологии и социальной философии. Вопросы переходных периодов в развитии различных обществ и народов, рассматриваются в трудах Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилёва, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, В. Вундта, Г. Лебона и др.. В общетеоретическом плане проблема взаимодействия личности и общества отражается в трудах Э. Фромма, В. Франкла, К Поппера, Г. Маркузе, H.A. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина,
Т. Шибутани, С. Кары-Мурзы, И .С. Кона и др.. Проблемы современного Российского социума и его граждан воспроизводятся в основном в научных статьях и публикациях в социологии и психологии, а также в различных социологических исследованиях, в работах А. Толстых, К.А. Абульхановой-Славской, P.A. Зобова, В.Н. Келасьева, B.C. Стёпина, Б Д. Парыгина, Е.Г.Слуцкого и др.
Научная новизна исследования состоит в комплексной философской реконструкции особенностей переходных состояний сложноорганизованных систем, одной из которых является система Российского общества, выявлении его основных движущих сил и факторов трансформации, воспроизведение основных конструктов теории переходного общества современной России, отражающих ситуации неопределённости личности в социуме и «разбегающегося человека» в социокультурном пространстве общества.
В диссертации выносятся на защиту следующие основные положения:
1. Переходные состояния сложноорганизованных систем есть объективный процесс, характеризующийся противоречивым взаимодействием детерминант предыдущей и новой, появляющейся стадии их эволюции, что закономерно вызывает неопределённость в векторе развития этих систем.
2. Для современного общества и человека, находящихся в переходном состоянии, характерным является развитие, как эгоизма масс, так и индивидуализма что, в частности, вызвано неясностью и противоречивостью многообразных групповых и личностных норм, размежующихся по социо-культурным, геополитическим, этнонациональным и религиозным признакам. Плюрализм мнений ставит человека в ситуацию постоянного выбора между различными часто несовместимыми ценностями, что приводит личность к состоянию внутреннего конфликта. Невозможность прийти к внутреннему
согласию и продуктивному воспроизводству данных ценностей ведёт к формированию « разбегающегося человека».
3. Антиномичность разума, деятельности и поступков человека переходного периода может привести и приводит к катаклизмам социума и к непредсказуемым катастрофам в производстве и технологиях.
4. Объективно реально на рынке труда формируется тип человека с ярко выраженной «потребительской ориентацией», связанный ценностями удовлетворения преимущественно материальных и физиологических потребностей и деформации духовных, формируется общество потребления. Важно учитывать тот факт, что неустойчивость и неопределённость системы ценностей у личности может сделать её жертвой манипуляции в процессе формирования ценностных ориентации, особенно в области мировоззрения и идеологии. Только в процессе усвоения традиционных и инновационных культурных норм у человека формируются ценности и ценностные ориентации, позволяющие полностью раскрыться его внутренней сущности, поэтому чрезвычайно необходима выработка определённой культурно- национальной стратегии, отражающей как преемственность, так и определённую смену существовавшего общественного уклада.
5. В нашем обществе нивелирована социальная справедливость, происходит сильная дифференциация различных слоев населения и групп по степени адаптированности к так называемой «рыночной экономике», разделение общества на богатых и бедных, что не может не определять значительную дифференциацию и сильные различия в психологии, мышлении, мотивации и поведении людей, относящихся к разным слоям общества.
6. Серьёзной проблемой Российского общества переходного периода является так называемый кризис идентичности. Особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий и норм, в
соответствии с которыми человек идентифицировал себя, определял своё место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность. Следствием чего является массовая неудовлетворенность людей, сопровождаемая чувством тревоги и опустошенности, озабоченности своим настоящим и будущим.
7. В современном Российском обществе проявляются процессы изменения технологии передачи и воспроизводства культуры. Культура, создаваемая молодым поколением в меняющемся постиндустриальном обществе, в условиях нового информационного пространства, ориентирована главным образом, на неопределенность будущего. Возникает необходимость смены парадигмы трансляции культуры не только от старшего поколения к младшему, но и от младшего поколения старшему.
8. Положительный момент влияния переходного социума на личность видится в том, личность осуществляет выбор жизненного поведения, выражающегося в творческих актах. Вырабатываются тем самым модели личностного поведения, способствующие с одной стороны успешной адаптации личности, с другой -стабилизации общества.
Научно - теоретическое и практическое значение диссертации определяется актуальной значимостью исследования личности и социума переходного периода современной России, наблюдателями и непосредственными участниками которого, мы являемся. В диссертации рассмотрены факторы и движущие силы процессов, происходящих в Российском обществе, способствующие и в тоже время препятствующие самореализации личности и социальных групп. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по изучению общества переходного периода и состояния личности в кризисных условиях. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке
и чтении курсов по социальной философии, социологии, социальной антропологии, социальной психологии, этике, медицине. Апробация работы. Материалы диссертации отражены в публикациях и докладах на конференциях: «Ребёнок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2000), «Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия»( Санкт-Петербург, 2001), «Гуманизм, глобализм и будущее России» (Санкт-Петербург, 2002).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её изученности, формулируются цели и задачи диссертационной работы, её новизна, научно -теоретическая и практическая значимость. В первой главе - «Онтологические и гносеологические проблемы концепции переходных состояний» анализируется общество переходного периода. Выявляется качественная специфика переходных состояний в социуме.
В первом параграфе - « К определению понятия «переходный период» даётся экспликация данного понятия. Методологическая основа концепций переходных периодов в обществе лежит в исследовании теории сложноорганизо ванных систем. Общество также является сложноорганизованной (то есть имеющей различные уровни организации, дифференциации и интеграции, иерархии и т.д.) системой. Общество, как и любая другая сложноорганизованная открытая, то есть находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, система на определённом этапе своего функционирования начинает приобретать ранее не присущие ей качества. Постепенно новые качества вытесняют старые, происходит их изменение и реорганизация. Наступает новый
этап эволюции системы и ее становлении на новом более высоком уровне. Переходя на новый этап развития, система делает определённый выбор одного из вариантов своего дальнейшего развития, хотя этот выбор не подразумевает под собой лучший вариант возможного, а совершается в силу в основном внутренних процессов, решающую роль в этот момент начинает играть случайность. В настоящее время наука синергетика (изучающая развитие сложных систем), занимается вопросом о возможном расчете точек бифуркации, и, следовательно, возможном расчете определенного варианта выбора, который сделает система. В дальнейшем, подчиняясь законам эволюции, пройдя стадию зарождения и развития, система войдет в зрелое состояние.
Переходные состояния возникают в сложноорганизованных системах, в частности, в обществе циклически. При этом возникновение новых общественных связей и отношений происходит вместе с отмиранием старых. Таким образом, переходное состояние общества представляет собой объективный процесс, характеризующийся противоречивым взаимодействием детерминант предыдущей и новой, появляющейся стадии его эволюции, что закономерно вызывает неопределенность в векторе развития. Исходя из этого, основными черты переходного общества как сложноорганизованного объекта является:
- неустойчивость, неравномерность протекающих в нем социальных процессов, как правило, необратимых по своему характеру, которые усиливают неустойчивость старой социальной системы, расшатывают ее основы, способствуя развитию новых, как прогрессивных так и регрессивных элементов отношений и связей.
- временный характер переходного общества, так как итогом переходного состояния в развитии любого общества является вступление его в зрелую стадию, и утверждение новых социальных отношений. Длительность переходного периода для каждого конкретного общества остаётся
индивидуальной и подчиненной действию множества факторов- политических, социокультурных, социально-экономических, нравственных, этно-национальных и т. д.
- вероятность, альтернативность, многовариантность развития. В теории английского социолога А. Тойнби прохождение обществом точек бифуркации определяется через так называемый «вызов истории», который бросает обществу окружающая его меняющаяся действительность. В зависимости от адаптивных возможностей данного конкретного общества, его способности к изменению, приобретению новых качеств, открытости и внутренней устойчивости оно выживает в новых условиях, при эшм, трансформируясь и развиваясь, или же погибает и поглощается культурой другого более сильного и гибкого общества (народа, цивилизации).
- трансформативная динамичность. Происходящие в переходном обществе изменения представляют собой быстро протекающие процессы. Поэтому когда они затрагивают систему основных социально- экономических и политических отношений, социальные слои и группы населения не могут также быстро и адекватно адаптироваться к новым условиям, принять новую систему ценностей. В результате возникает состояние социальной нестабильности, и в зависимости от того, насколько быстро общество сможет его преодолеть, будет достигнуто социальное равновесие.
- отсутствие целостности, полноты свойств и признаков социальных форм отношений переходного общества, их смешанность и противоречивость. Для переходного общества свойственно параллельное сосуществование как старых, уходящих, так и замещающих их новых социальных отношений, которое протекает в условиях постоянной борьбы, столкновений и противоречий. Переходная эпоха несет в себе, как правило, изменения и эволюционность революционного характера.
- прогрессивные тенденции и необратимость изменений переходного общества. Переходное состояние связано, как правило, с положительными трансформациями и восходящим развитием, которые имеют необратимый характер. Даже при варианте возврата к старой системе, точный повтор её прежнего состояния невозможен.
- историческая индивидуальность каждого переходного общества, связанная со спецификой исторического времени, в котором происходят переходные процессы, и с которым связаны различия в начальных и конечных состояниях переходного общества.
Во втором параграфе «Проблема факторов переходных состояний общества» рассматриваются причины, приводящие систему(общество) к состоянию трансформации и дисгармонии. Как известно, переходные, трансформационные процессы в жизни общества начинают происходить, только тогда, когда противоречия между его элементами и подсистемами не могут больше сглаживаться существующей системой. Она теряет способность к саморегуляции. Расшатывание системы изнутри происходит наиболее быстро при накоплении большого числа свободных потенциалов, которые не имеют внутрисистемных связей с другими элементами системы. В самоуправляющей системе это может быть вызвано ее усложнением и несовершенством существующих внутрисистемных связей. Те же самые процессы могут происходить и в управляемой системе и возникать в следующих случаях: 1 .Регулирующий орган получает информацию от одного элемента, о не передает ее другому, нарушая информационную связь.
2. Регулирующий орган получает информацию от одного элемента не в полном или искаженном виде, но передает ее другому элементу.
3. Информация перелаете» гут одного к другому элементу б искаженном или неполном виде и при этом искажается дополнительно еще в процессе передачи. Накопление свободных потенциалов неизбежно начинает оказывать на нее
определенное воздействие. Первым следствием, которого, является разбалансировка системы - образование в некоторых местах системы излишков свободных потенциалов, а в других местах наоборот их дефицит и вследствие этого усиление диспропорций в использовании ресурсов. Свободные потенциалы, накопившиеся с излишком, начинают образовывать собственные связи, которые не входят в основную структуру, а затем и свои собственные структуры, которые и являются впоследствии причиной наиболее серьезных внутренних возмущений. Так как эти образования до определенного времени не учитываются существующей системой и не включены в ее информационный обмен, они образовывают свои информационные подсистемы. Подобные подсистемы могут существовать параллельно с основной информационной системой, обеспечивая информацией, незначительное количество элементов, которые являются заместителями элементов, не достающих в основной системе. Ситуация значительно усложняется, когда подобные не пристроенные потенциалы появляются в системе не только в результате искажения информационного обмена, но также из-за большой жесткости существующей структуры, которая не допускает возможность образования между элементами новых внутрисистемных связей, таким образом сильно ограничивает степень их свободы. В таких случаях возникающие параллельные информационные и другие подсистемы начинают вступать в конкурентные отношения, с основной системой доводя ее до разрушения и возникновения новой структуры.
Таким образом, основные причины, приводящие общество как органическую систему к кризисным состояниям, состоят в следующем:
Первое- несовершенство информационных связей. По выше описанной схеме в экономике начинают образовываться параллельные структуры, называемые теневой экономикой. В политической жизни общества это выражается в возникновении различные объединений, оппозиционных групп. Следует отметить, что такие объединившиеся в подобного рода связи элементы намного более восприимчивы к новшествам и прогрессу, чем элементы
основной структуры. Как только система начинает утрачивать гибкость и прочность, происходит рост неструктурных элементов и их объединений. Система затрачивает все больше усилий для их подавления, а не на собственное развитие и входит в предкризисное состояние. В экономике это выражается в снижении темпов роста производительности труда, отсутствие стимулов профессионального роста у работников, смещение ценностных ориентации в обществе в целом. Существующая в обществе идеология, являющаяся фундаментом любого стабильного, процветающего общества перестает определять его интересы, не соответствует процессам в нем происходящим, максимально не учитывает интересы различных социальных групп. В результате чего возрастает неудовлетворенность социальных групп своим положением в обществе, возрастает недовольство существующей системой управления и власти. Возникает необходимость в создании новых форм политики, экономики и идеологии, наиболее адекватно отвечающих современной реальности
Второе - в каждой системе потенциально присутствует (заложена) возможность ее экстенсивного развития. Пока система развивается внутри своих границ, она реализует свой потенциал развития, но когда она исчерпывает этот потенциал, она вынуждена или стагназировать или перейти в иное качественное состояние. В такой ситуации излишний экономический и научно технический потенциал может быть реализован за границами системы, либо по средствам внедрения новых различных технологий, принципиально новых видов продукции.
Третье - кризисные состояния возникают вследствие дефицитности в экономической подсистеме прибыльных отраслей. В результате чего разрастается коррумпированность общества, складывается легальный рынок коррумпированных услуг, власть и бюрократия срастаются с теневой экономикой.
В третьем параграфе « Некоторые Западные концепции переходных состояний общества» рассматриваются различные теории развития цивилизаций, обществ и народов. (В. Вундт, Г. Лебон, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс). По теории английского социолога и историка А. Тойнби прорывы, стимулирующие развитие обществ в переходные моменты развития выполняет «активное меньшинство». Общество в своей жизни сталкивается с серией задач, которые оно и решает наиболее приемлемым для себя образом. Каждая такая проблема-это вызов истории. Вызов является стимулом к росту. Отвечая на вызов общество, решает вставшую пред ним определённую задачу, и таким образом оно переходит в более высокое и более совершенное, с точки усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к развитию. Согласно О.Шпенглеру, выдающиеся личности и все их действия, которые оказывают огромное влияние не только на жизнь своего общества, но и на ход истории в целом, подчиняются безусловному фактору судьбы, то есть выполняют лишь свою роль лидера в чреде событий, которые неизбежно должны были свершиться. Развития обществ, как развития определённых культур, изначально уже заложены в прафеноменах этих культур. Каждый этап и период в развитии конкретной культуры, каждый её подъём и падение, по мнению Шпенглера, соответственно заранее предопределёны и имеют определённую длительность. С точки зрения В. Вундта и Г. Лебона, в основе индивидуального исторического развития каждого определённого народа лежит его психическая организация, то есть душа народа, его национальный характер. Миф, язык и обычай составляют целостность народа, и распад этой целостности приводит к распаду этноса. Согласно Г. Лебону у различных народов возникают различные типы психологических организаций, которые определяют понятия о мире, о жизни, сформированные в его культуре, и, следовательно, его поведение, социальные институты и историю, а также правительство и формы правления. Эти типы психологических организаций являются индивидуальными, и не могут быть
переданы от одного народа другому. По мнению К. Ясперса история народа заключена в его традициях, а природа человека в его наследственности. Наследственность является более устойчивой, чем традиция, однако в период общественного кризиса, прерывание традиции может привести к исчезновению исторического этноса. Поэтому в период социального раскола, механизм дальнейшего существования, вырабатываемый обществом, является сугубо индивидуальным и неповторимым для каждого конкретного общества, имеющим, вместе с тем, и самые общие черты сходства. В переходные этапы своего развития общество становиться наиболее открытым по отношению к окружающему миру, происходит своеобразная трансляция экономик, механизмов управления, культур, которые служат его дальнейшему развитию.
Во второй главе «Личность в условиях неопределённости переходного общества» анализируется понятие «личность», раскрываются основные проблемы Российского общества, ограничивающие её самореализацию.
В первом параграфе рассматриваются процессы социализации личности. Основы деятельностного понимания социального, психического развития человека были заложены в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и др.
По мнению Л.С. Выготского и его последователей основой развития внутренних (интрапсихологических) процессов в человеческой психике являются внешние межличностные (интерпсихологические), социальные процессы. Поэтому главный механизм развития психики человека представляет собой усвоение человеком исторически сложившихся видов и форм деятельности, системы знаков, которые затем преобразуются во внутренние процессы личности. Личность как составляющая общества, его член, современник своей эпохи, её продукт и т.д. подобна обществу. Но её возможности, способности, цели и притязания никогда не совпадают полностью с требованиями, которые предъявляются обществом к личности. Таким образом, человек вынужден решать эти противоречия, чтобы соответствовать окружающей действительности, в результате чего он
становиться субъектом своей жизнедеятельности. Леонтьев понимает личность «как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности». По его мнению, личность впервые социализируется в обществе, и порождается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. При этом процесс развития личности всегда остаётся сугубо индивидуальным и неповторимым и зависит от конкретных исторических и социальных условий, в которых живёт человек.
Часть исследований по теории личности базируются на концепции, согласно которой человек всегда движется по пути максимальной внутренней согласованности. Подобные теории находятся в тесной взаимоствязи с теорией Я- концепции, впервые разработанной У. Джемсом. Я -концепция имеет следующую структуру: реальное Я- представления индивида о себе самом( своих способностях, качествах и т.д.); зеркальное (социальное) Я -представления человека о том, как его видят другие; идеальное Я-представления индивида о том, каким бы он хотел быть. Таким образом, Я концепция определяет положительное отношение человека к себе самому, принятию себя, ощущению собственной ценности. Я- концепция имеет основополагающее значение для человека, именно согласно ей он реализует себя в жизни. Теорию «зеркального Я» развил и систематизировал известный американский психолог Дж. Мид. По Миду, самосознание индивида -представляет собой результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приучается смотреть на себя как на объект. Вследствие чего он начинает воспринимать себя в соответствии с теми характеристиками, которые дают ему окружающие.
Согласно Т. Шибутани личность состоит из потенциальных действий. Под потенциальными действиями подразумевается ю определённое направление, в котором люди стремились бы действовать, если бы это им позволяли возможности. Таким образом, осознанно или неосознанно люди
пытаются реализовать те возможности, которые соответствуют их основным ценностям. Как считает 3. Фрейд, влияние общества на личность в большей или меньшей степени оказывает значительное влияние на подавление природных инстинктов личности, стремлений и влечений. Часто такое подавление и невозможность реализовать природное начало приводит к неврозу. С другой стороны, Сверх -Я или другими словами общественная мораль, является самым сильным механизмом управления личностью государством, так как она формирует самосознание личности. В зависимости от общественной морали можно говорить по Э. Фромму, о той или иной степени здоровья данного общества. Человек обладает способностью приспосабливаться ко всем условиям, диктуемым ему обществом, однако, это будет связано с негативными изменениями в его психики. Одной из главных проблем, которую решает человек на протяжении всей своей жизни, по мнению В. Франкла является обретение смысла своего существования, по средствам совершаемого им выбора во время принятия решений, и соответственно принятия ответственности за свою судьбу. Созвучно с Франклом Э. Фромм также считает, что единственной задачей человеческого существование является его плодотворность, - то есть полное раскрытие и реализация заложенных в человеке сил и способностей. Кризисный переходный период общества, погружая человека с ситуацию постоянного выбора, в известной мере представляет многочисленные возможности для раскрытия и реализации этих потенциальных сил и способностей.
Во втором параграфе «Кондициональные закономерности социума и личность» рассматриваются основные аспекты бытия человека в период общественного кризиса. Следует отметить, что некоторая социальная дезорганизация является неотъемлемым этапом процесса социального изменения, появляются новые потребности и мотивы, вырабатываются новые варианты индивидуального поведения. Для общества переходного периода, характерна неясность индивидуальных и групповых норм, а следствием
противоречивости норм, неприятия их всерьез, является развитие индивидуализма, погружение человека в самого себя. Люди начинают чувствовать себя более свободными, способными реализовать собственные цели и интересы. Ещё одной чертой переходного общества является плюрализм, который ставит человека в ситуацию выбора между несколькими эталонными группами и соответственно присущими им ценностями. Если ценности и различные картины мира этих эталонных групп противоречат друг другу, человек попадает в ситуацию внутреннего конфликта, и не знает поведению какой эталонной группы он должен следовать, целостное мироощущение и мировоззрение человека дробиться на различные, часто несовместимые социальные миры, с которыми он не может себя идентифицировать, вследствие чего происходит как бы расслоение личности, определяемое нами как разбегающийся человек. Процессы, происходящие в переходном обществе, способствуют также появлению личности так называемого «маргинального человека». Маргинальными считаются люди, которые находятся на границе между несколькими социальными мирами, но не принимаются ни одним из них как полноправные его члены. Однако, маргинальные люди, иногда, являются наиболее творческими, так как могут воспринимать и синтезировать сразу несколько социальных миров и соответственно присущих им культур.
Общие тенденции личностных трансформаций в переходный период в нашей стране проявляются и в постепенном нивелировании коллективизма, в преобладающем развитии «эго» и рационализма над созерцательностью и эмоциональностью, эгоизма над альтруизмом, а также в определённой стандартизации личности, опосредованной давлением формы над содержанием не только на товарном и вещевом, но и на личностном уровнях.
Традиционно «Я» - концепция или ядро самосознания личности складывается из трёх отношений - к себе, к другим и ожидания отношения других к себе. По данным отечественных социологических исследований
исходным для формирования мировоззрения людей в России оказалось отношение «Я» - общество». Основные различия выявились в представлениях о себе как о субъекте или объекте. В ходе исследований выделилась значительная группа лиц, имеющих представление о себе только как об объектах, от которых ничего не зависит, которые оказываются зависимыми, подчинёнными, а значит управляемыми. В тех же категориях субъекта и объекта разными личностями оцениваются социум, государство, власть.
Одной из серьёзных проблем современного Российского общества является межпоколенческий кризис. Современное состояние поколений в России, характеризуется как их асинхронность (А.Толстых), т.е. потеря единых оснований для взаимодействия. Асинхронизм поколений является одним из факторов дестабилизации общества. В настоящий момент он совпадает и усугубляется ещё и изменением межпоколенческой преемственности. Традиционная форма воспроизводства культуры путём передачи знаний от старшего поколения к младшему сменяется новой. Культура, формируемая в определённой степени молодым поколением в настоящем, на базе нового информационного пространства, и ориентированная главным образом на неопределённость будущего, транслируется старшему поколению.
В третьем параграфе- «Личность и мифологизация её сознания» рассматриваются основные установки позитивного и зачастую негативного характера существующие в общественном сознании и мировоззрении граждан. В России переходный период условно начался в 1985 году. И ознаменовался отчасти сменой политического и экономического строя. Переход от социализма к капитализму и так называемому свободному «демократическому обществу», вызвал кризис во всех сферах жизни, который продолжается и сегодня. Возникшая в России ситуация оказалась особенно сложной т.к. в предыдущий период в советском обществе, стабильность выступала основополагающим фактором всей общественной жизни, являлась атрибутом идеологии и
сознания. Россия всегда была страной общинных форм собственности, высокого духовного развития и новая форма рыночных отношений, на которых строится наша экономика сейчас, не находит отклика у большинства людей т.к. не отвечает их сложившимся обычаям, образу жизни, этическим нормам, сформировавшимся в обществе. При этом важно учитывать русский менталитет, складывавшийся веками, для которого не является типичным плюрализм мнений и превалирование в обществе различных точек зрения на значимые вопросы, определяющие жизнь всего общества. Для некоторых групп разрушение стереотипов, сформированных в советском обществе, воспринимается как утрата идеалов, потеря смысла жизни. В подобных условиях, компенсаторную функцию, поддерживающую некое целостное мировосприятие, и связывающую разнообразные компоненты общества взяли на себя мифы. Мифы стали выступать в качестве наиболее эффективного средства адаптации человека к сильно меняющейся социальной среде. Положительная функция мифа заключается в его способности компенсировать недостаток информации и служить средством связи между людьми и социальными группами, за счёт чего миф является неким фундаментом, сдерживающим деструктивные процессы в обществе. Однако мифы имеют и негативную функцию, так как они замещают реальную, объективную информацию о процессах происходящих в обществе, следствием чего является отрыв человека от реальности.
Мифологизация сознания может стать опасной, когда в обществе сильно деформированы представления о нравственных нормах, так как она представляет человеку некую целостную картину мира, иллюзорно отражающую реальность настоящего дня, не опирающуюся на традиции прошлого и не связанную с реальным будущим. В настоящий момент в Российском обществе наиболее распространены следующие мифы: Миф о вестернизации России, согласно данному мифу, Россию может привести к процветанию только освоение и применению западного опыта. Миф о мудром
руководителе, который сможет вывести страну из кризиса. Подобная позиция снимает с человека ответственность за собственные поступки и способствует возникновению потребительской ориентации. Широко распространён в общественном сознании современного человека также миф «о социальной ответственности» или неком («виновнике»), в происходящих в нашем обществе событиях. После распада Советского Союза появились различные мифы, идеализирующие" советского человека или наоборот, наделяющие его сугубо негативными чертами. Периодически в общественное сознание проводятся разнообразные мифы о построении демократического общества, и развившихся рыночных отношениях, в то время как серьёзные исследования действительных процессов происходящих в Российском обществе, зачастую остаются невостребованными. Ориентация людей на иллюзорные формы самореализации (мистика, оккультизм, фанатство и т.д.) может негативно сказываться на обществе как социальной системе в целом. Выход из создавшейся ситуации видится в разумном сочетании рациональных и внерациональных компонентов мышления и поведения. Подобное их сочетание можно найти как в традиционализме, так и в инновациях материальной и духовной жизни современной России.
Причинами, препятствующими достижению общественного согласия, на наш взгляд, являются: географическое положение России как Евразии т.е. столкновение различных культур, которые должны гармонично сосуществовать в пределах одной системы; значительная территория России при сравнительно невысоком развитии путей сообщения и информационных связей; разнообразный национальный состав, порождающий многочисленные межнациональные конфликты вследствие неадекватной национальной политики, которая проводилась в последнее время; многочисленные религиозные секты, проповедующие разные религии; различия в исторических традициях и чертах национального характера народов населяющих Россию; плохая информированность населения о реальном положении дел в стране и
возможных путях преодоления кризиса, о целях нашего правительства; сильная имущественная дифференциация различных слоёв населения и т.д.
Среди факторов, способствующих достижению общественного согласия и стабилизации в обществе можно выделить: наличие в различных культурах народов населяющих нашу страну, таких ценностей, которые способствуют их внутреннему единению, как добро, красота, любовь, справедливость, гуманизм, ответственность, уважение, порядочность, этническая и историческая общность народов населяющих Россию (русские, украинцы, белорусы и пр.), а также необходимость взаимодействия в экономической, политической, культурной областях, что способствует разрешению конфликтов.
В четвёротом параграфе « Молодёжь в Российском обществе переходного периода» рассматриваются вопросы, на наш взгляд, непосредственно влияющие на самореализацию молодых поколений: незначительная социальная защищённость, представляемая государством молодёжи как социальной группе, по существу отсутствие государственной молодёжной политики, которая способствовала бы привлечению молодёжи к активному участию во всех сферах жизни страны, что приводит к недоверию к существующей власти и проводимым реформам, вследствие чего молодёжь не видит в себе активного участника преобразований, происходящих в нашем обществе не только в настоящем, но и в будущем. Основными ценностями по данным социологических исследований у молодёжи являются семья, дети, материальное благополучие, здоровье, жильё. Большая часть молодёжи считает для себя необходимым получение образования. Однако отсутствие в обществе переходного периода чётко выработанных моральных, нравственных и ценностных ориентиров непосредственно сказывается на мировосприятии и поведении молодёжи. Следует отметить, что в Российском обществе транслирование культурной традиции, нравственное воспитание молодого поколения осуществляется в основном благодаря институту семьи, и в определённой степени за счёт начальной и средней школ.
Ещё одной проблемой, с которой сталкивается молодое поколение, является проблема востребованности современным обществом творческой деятельности молодёжи. Так как в современных условиях основной задачей людей является материальное обеспечение, перед любым молодым художником встаёт вопрос насколько его творчество актуально, кто будет потребителем продукта этого художественного творчества и какими путями оно может быть реализовано в жизни. Даже при выборе творческой профессии с небольшим материальным вознаграждением, после обучения, молодой человек сталкивается с огромными трудностями трудоустройства, к тому же в настоящий момент в России ещё не развита система поддержки молодых талантов ( грандов, госзаказов и т.д.,). Совмещение же творчества и работы практически не представляется возможным. Таким образом, ещё одну серьёзную проблему молодого поколения, можно определить как проблему выбора между занятием творчеством и обеспечением своего элементарного существования. Положительный момент подобной ситуации видится в том, что адаптация к кризисным условиям переходного общества способствует формированию у личности таких качеств как самостоятельность, решительность, уверенность в собственных силах, ответственность. Молодые люди пробуют себя сразу в нескольких сферах деятельности, что способствует их личностному развитию.
В заключении подводятся итоги работы. Намечаются пути дальнейшего исследования.
По материалам диссертации опубликованы работы:
1. К проблеме творческой самореализации молодёжи// Ребёнок в современном мире. СПб, 2000,- с.86-87
2. Глобализм, Россия и духовность// Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия.СПб.2001.-с. 103-104
3. Личность в условиях глобальных процессов современного общества//Гуманизм, глобализм и будущее России.СПб, 2002.- с. 175
Подписано в печать 20.11.2003 Формат 60x84/16. Бумага документная. Печать трафаретная. Печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №58 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Типография БГТУ 190005, С-Петербург, 1-я Красноармейская, 1
РНБ Русский фонд
2004-4 24476
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куракина, Елена Вячеславовна
Введение.
Глава 1: Онтологические и гносеологические проблемы концепции переходных состояний
1.1. К определению понятия "переходный период".
1.2. Проблема факторов переходных состояний общества.
1.3. Некоторые Западные концепции переходных состояний общества.
Глава 2. Личность в условиях неопределённости переходного общества
2.1. К определению понятия личность.
2.2. Кондициональные закономерности социума и личность.*.
2.3. Личность и мифологизация её сознания.
2.4. Молодёжь в обществе переходного периода.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Куракина, Елена Вячеславовна
Актуальность темы исследования:
В настоящее время Россия переживает достаточно сложный период смены социального строя, который характеризуется противоречивыми процессами, происходящими во всех основных сферах социума. Человек как личность находится в состоянии неопределённости и выбора между различными, параллельно существующими и часто исключающимися ценностями, мотивацией поведения и поступков, направленных на # достижение жизненных целей. Сложность протекания подобных процессов в нашем обществе усиливается тем, что Россия активно включена в глобальную систему распределения промышленных, энергетических и информационных ресурсов на мировом рынке. Данная система характеризуется активной интеграцией экономик стран всего мира вследствие развития передовых технологий и образования единого мирового информационного пространства. С одной стороны, в недавнем прошлом люди не имели такой возможности общения и интеллектуального и культурного обогащения в результате их коммуникаций, возможности контакта с представителями других культур. С другой стороны, мировой глобальный рынок диктует жёсткие законы существования и выживания. Следствием этого включения в систему глобального мирового рынка является кризис идентичности, утрата национальных, культурных традиций, ведущие к маргинализации личности. Одним из основных принципов и жизненных целей существования провозглашается полная свобода в любых поступках и действиях, направленная, прежде всего на улучшение своего материального благосостояния, но не подкрепленная этическими и моральными ценностями, формирующими мировоззрение личности и определяющих личность как субъекта собственной жизнедеятельности.
Моральная основа, составляющая фундамент личности, формируется изначально национальной культурой. Отсутствие у личности этого мировоззренческого ядра национальной идентичности позволяет манипулировать личностью, предоставляя ей жизнь лишь в иллюзии своей тотальной самореализации. Осуществляется активная пропаганда и формирование типа личности, характеризуемого Э. Фроммом как тип «рыночной ориентации», экономика требует «рынка личностей», основным положением которого является оценка личности с точки зрения спроса на неё на рынке труда. Соответственно, ценность человека определяется, наряду с личными и профессиональными качествами, главным образом, его успехом на этом рынке. В результате чего формируется нравственный вакуум, разрушается основная система ценностей, индивидуальность человека, если она мешает в достижении успеха. Человек не развивается, формируется некий усредненный тип личности, который может являться объектом манипуляции. Необходимо подчеркнуть, что в первую очередь, сохранение традиций и национальной идентичности могут, в известной мере, защитить личность от негативных процессов глобализма и позволить человеку выступить в качестве активного субъекта своей жизнедеятельности на внутринациональном и межнациональном уровнях. Весьма существенным является вопрос о выработке определенной национальной стратегии, направленной на формирование чувства национальной гордости и патриотизма, позволяющих русскому человеку быть готовым к активному взаимодействию с представителями других культур. Поэтому представляется необходимым изучить процессы, происходящие в переходном обществе России, выявить их сущность, исследовать позитивное и негативное влияние этих процессов на личность, что кажется весьма важным для стратегического прогнозирования развития нашего общества, для определения возможных путей выхода из кризиса.
Целью данной работы является исследование влияния процессов, происходящих в обществе переходного периода, на личность, её мировоззрение, жизненные позиции, развитие и раскрытие её индивидуальности.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
1. Воспроизведение процессов переходных состояний в сложноорганизованных, в том числе социальных системах.
2. Философско-критический анализ некоторых западных концепций переходного состояния общества.
3. Выявление определённых характерных черт нашего общества переходного периода и личности в условиях известной неопределённости.
Методология и источники исследования. Исследование осуществлено с помощью диалектического и сравнительно-исторического методов. Методологической базой исследования являются:
1.Концепции общественно-исторического развития (А.Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, К. Поппер, Н.Н. Моисеев, JI.H. Гумилёв и др.), исследования общих процессов развития социума (П. Сорокин, В. Вундт, Г. Лебон, Э. Фромм, Г. Маркузе, В. Франкл и др.).
2. Концепции переходных состояний в физических, химических и биологических системах, в естествознании (И. Пригожин, Г.Николис, И. Стингере, С.А. Кузьмин, Ю.И.Ефимов, А.П. Мозелов и др.).
3. Системы взглядов на личность (Э.Фромм, В. Франкл, К. Хорни, К.Г. Юнг, Р. Берне, Н.А. Бердяев А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.К.Мамардашвили, Т. Шибутани, И.С. Кон, А.В. Толстых, В.В. Гречаный, В.Ф. Сержантов и др.).
Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою актуальность в настоящее время проблема влияния процессов социума переходного периода на личность и обратно мало изучена. Существуют известные исследования в психологии, социологии и социальной философии. Вопросы переходных периодов в развитии различных обществ и народов рассматриваются в трудах Н.Я. Данилевского, J1.H. Гумилёва, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса, В. Вундта, Г. Лебона и др. В общетеоретическом плане проблема взаимодействия личности и общества отражается в трудах Э. Фромма, В. Франкла, К Поппера, Г. Маркузе, Н.А. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, Т. Шибутани, С. Кары-Мурзы, И.С. Кона и др. Проблемы современного Российского социума и его граждан воспроизводятся, в основном, в научных статьях и публикациях в социологии и психологии, а также в различных социологических исследованиях, в работах А. Толстых, К.А. Абульхановой-Славской, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, B.C. Стёпина, Б.Д. Парыгина, Е.Г.Слуцкого и др.
Научная новизна исследования состоит в комплексной философской реконструкции особенностей переходных состояний сложноорганизованных систем, одной из которых является система Российского общества, выявлении его основных движущих сил и факторов трансформации, воспроизведение основных конструктов теории переходного общества современной России, отражающих ситуации неопределённости личности в социуме и «разбегающегося человека» в социокультурном пространстве общества.
Научно - теоретическое и практическое значение диссертации определяется актуальной значимостью исследования личности и социума переходного периода современной России, наблюдателями и непосредственными участниками которого мы являемся. В диссертации рассмотрены факторы и движущие силы процессов, происходящих в Российском обществе, способствующие и в тоже время препятствующие самореализации личности и социальных групп. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по изучению общества переходного периода и состояния личности в кризисных условиях. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении курсов по социальной философии, социологии, социальной антропологии, социальной психологии, этике, медицине. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Личность в социокультурном пространстве переходного периода"
Заключение
Переходный период является этапом эволюционного развития общества, его восхождения на новый, более высокий уровень развития, либо стагнацией и регрессом. Переходные состояния сложноорганизованных систем характеризуются противоречивым взаимодействием предыдущей и новой стадии эволюции, следствием чего является неопределённость в векторе развития этих систем. Дальнейшее развитие общества зависит от его адаптивных и трансформационных способностей, открытости, гибкости сочетающихся с внутренней устойчивостью состояний.
Переходный период является конкретно-историческим процессом. Специфика его протекания, траектория дальнейшего развития, выработка нового механизма функционирования общества обусловлены историческим развитием этого общества, его традициями, культурой и психологическим складом народа, особенностью возрастных поколений (довоенное, послевоенное, современное и т.д.).
В переходный период, как правило, обнажаются многие негативные стороны общественной жизни, детерминируемые социально-культурной дезорганизацией.
Процессы, происходящие в переходном обществе, погружают человека в состояние постоянного выбора между несколькими эталонными группами и соответственно присущими им ценностями, различными манерами поведения, что может привести к формированию личности либо маргинального человека, взаимодействующего с несколькими социальными мирами и способного к синтезу присущих им ценностей, либо к формированию личности «разбегающегося человека», неспособного к продуктивному воспроизводству данных ценностей, с отсутствием целостного мировоззренческого ядра.
В переходном обществе современной России существует кризис национальной идентичности, который выражается в том, что люди не могут найти в обществе ориентир для идентификации с какой-либо социальной группой, своей нацией, что приводит к массовой неудовлетворённости, чувству тревоги и страха за своё настоящее и будущее.
В настоящее время «культурная политика», активно проводимая в нашем государстве, в частности, с помощью средств массовой информации, направлена на формирование человека «среднего», «одномерного», стремящегося только к удовлетворению своих физических и материальных потребностей. Необходимо учитывать тот факт, что отсутствие у человека устойчивой системы ценностей ведёт к обезличиванию, такой человек может легко стать жертвой манипуляций в процессе формирования ценностных ориентаций, особенно в области мировоззрения и идеологии. Только культурная традиция даёт человеку устойчивые ценностные ориентиры, позволяющие раскрыться его внутренней сущности, и служит определённой защитой самореализации личности от иллюзорности и подверженности внешним влияниям. Поэтому правомерно в настоящий момент говорить о необходимости выработки в Российском обществе определённой национальной стратегии, которая способствовала бы сохранению традиционных, исконно русских ценностей, обогащённых мировой культурой.
Положительный момент влияния переходного социума на личность видится в следующем: поскольку в обществе ещё не выработан способ выхода из возникшего кризиса, его участники вынуждены использовать преимущественно собственный потенциал. Таким образом, данные ситуации могут в определённой мере способствовать раскрытию и развитию личностных сил и способностей, формированию целостной гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем не столько развитие всех способностей человека (это некоторый идеал), а, прежде всего, профессионализм человека, дополненный самодеятельностью личности в становлении всех других человеческих качеств.
Теоретическая реконструкция личности переходного периода может быть плодотворной на основе методологии междисциплинарного синтеза, поэтому выглядят неадекватными попытки отдельных наук (будь то история, антропология, психология, социология и т.п.) претендовать на воссоздание целостного отображения человека. Только специфическая организация познания как диалектического процесса и оказывается эвристичной.
Список научной литературыКуракина, Елена Вячеславовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абалкин Л.И. Избранные труды. В VI-x томах. Т.4: В поисках новой стратегии.-М.: ОАО «НПО «Экономика»,2000.-799с.
2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психол. Журнал, 1994.-№4.-С.56-84.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.: Луч, 1991-234с.
4. Абульханова-Славская К.А. Субъект- символ российского самосознания// Сознание личности в кризисном обществе/ Под. ред. К.А.Абульхановой Славской.- М.: Ин-т психологии РАН.-С. 10-28.
5. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.-М :Наука, 1973-76с.
6. Айзек Г.Ю. Структура личности.-Пер. с англ.-СПб.: Ювента.М.: КСП+.-464с.
7. Ален Турен. Возвращение человека действующего. Очерк социологии.-М: Научный мир, 1998.-204с.
8. Американская социологическая мысль: Тексты/Р. Мертон, Т. Парсонс, Д. Мид,А. Шюд; сост. Е.И.Кравченко, ред. В.И. Добреньков.-М.: Изд-во МГУ, 1994.-495с.
9. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/ К.Г. Юнг, Э. Самюэле, В. Одайник, Дж. Хаббек.-М.: Мартис, 1995.-320с.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.-351с.
11. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.- Изд.2-ое.-М.: Аспект Пресс,2000.-288с.
12. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: «Академия», 2001-592 с.
13. Аиезер А.С. Культурно-психологические проблемы осмысления и «решения» переходных процессов// Мир психологии.-2000.- №3.-С.38-49.
14. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. Социальная психология личности.-М.: Аспект Пресс, 2001.-301с.
15. Белицкая Г.Э. Типы проблемности социального мышления// Психология личности в условиях социальных изменений.-М, 1993.-е 6998.
16. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды/Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская.-М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 1999.-311с.
17. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ./ Под. Ред. Н.И. ПарамоноваМ.: «Прогресс», 1986.-416с.
18. Берне Р. Что такое Я концепция// Психология самосознания. Хрестоматия/Под.ред. Д.Я. Райгородский.-2000.- с.З 93-395.
19. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/Пер. с англ.-4-е изд.-М.: Дело Лтд, 1994.-720с.
20. Брушлинский Г.Э. Проблемы психологии субъекта.- М.: Прима, 1994-116с.
21. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем/ Под. Ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С. В. Лёзова.- М.: Республика, 1995.-464 с.
22. Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию отрытого общества в России.- М.: ИЧП « Издательство Магистр», 1997.-48с.
23. Векторы развития культуры на грани тысячелетий: Материалы международной научной конференции/ Ред. Кол.: П.А. Подболотов и др., Науч. Ред. С.Н. Иконникова, С.Т. Махлина; СПб. гос. ун-т культуры и искусств.-СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2001.-279с.
24. Волновые процессы в общественном развитии/ Васильков, И.П. Яковлев, И.Н. Барыгин и др.- Новосибирск: Изд -во Новосиб. Ун-та, 1992.-228С.
25. Вундт В. Проблема психологии народов.- СПб.: Питер, 2001.-160с.
26. Выбор метода: изучение культуры России 1990-х годов: Сборник научных трудов/ Сост. и отв.ред. Г.И. Зверева.-М.: Изд-во РГТУ, 2001.-318с.
27. Выготский.Л.С. Психология развития как феномен культуры/ Под.ред. М.Г. Ярошевского.-М.: Изд-во «ИПП», 1996.- 512с.
28. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.-224с.
29. Галажинский Э.В. Самореализация личности как психологическая проблема// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4/ Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылёвой.- СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2000.- С. 87-100.
30. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: Перевод.-СПб.:Наука.-1994-1999.
31. Гилинский Я.И., Юнацкевич П.И. Социологические и психоло-педагогические основы суицидологии.-СПб: Медицина Северо-Запада, 199.-246C.
32. Глок Ч. Индивид и его религия. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.-400с.
33. Гражданское общество в поисках пути/ Под. Ред. А.Ю. Сунгунова.