автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Э. Мандельштама

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ежова, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Э. Мандельштама'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ежова, Елена Николаевна

Введение.

Глава I. Принципы организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама. я

§ 1. Метатекст о звуке в творчестве О. Мандельштама как посылка к самоинтерпретации. я

§ 2. Корреляция метатекстовых показателей и поэтики О. Мандельштама с идеями феноменологии.

§ 3. Лигвистические принципы организации звукового мира в поэзии О. Мандельштама.

Выводы.

Глава II. Организация языковых и неязыковых слоев звукового мира в поэтических текстах

О. Мандельштама. я

§ 1. Фонетический слой поэтических текстов

О. Мандельштама. я

§ 2. Лексический слой звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама. я

§ 3. Неязыковые слои звукового мира поэтических текстов О. Мандельштама.

Выводы.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Ежова, Елена Николаевна

Диссертация посвящена исследованию лингвистических средств организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама.

Актуальность исследования. В последнее десятилетие повышается интерес к творчеству О. Мандельштама. Сделан значительный вклад в области исследования философско-эстетических и художественных принципов творчества поэта, о чем свидетельствуют работы Л. Гинзбург, О. Ронена, С. Аверинцева, П. Нерлера, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, В. Топорова, О. Лекманова, Е. Кантора, Е. Фарыно, Е. Тоддес, И. Семенко, И. Месс-Бейер, Л. Кихней и др. Все большее внимание уделяется анализу языка текстов поэта. Некоторые важнейшие языковые особенности поэтики О. Мандельштама выявлены Л. Гинзбург, В. Топоровым, Б. Успенским, Б. Гас-паровым, М. Лотманом, А. Кузнецовым, Е. Топильской.

Для определения принципов организации языкового материала текстов поэта чрезвычайно важным представляется исследование звукового мира его поэзии, который формируется на основе всей совокупности языковых средств, направленных на активизацию модуса слуха, и репрезентируемых этими средствами интен-циональных структур, связанных с идеей звучания.

В настоящее время активно исследуются различные аспекты звуковой организации поэтического текста. Принципы анализа фонетического слоя разработаны С. Ворониным, А. Журавлевым, В. Григорьевым, А. Пузыревым, А. Михалевым, Н. Любимовой, Н. Пинежаниновой, Е. Сомовой; принципы организации семантического поля звука определены Н.Е. Сулименко, И. Рузиным, О. Денисенко, Н. Казаковой. В докторской диссертации О.И. Усминского активизация модусов сенсориума, в том числе слухового модуса, рассматривается на трех речевых уровнях (фонетическом, лексическом и синтаксическом). В исследованиях К.Э. Штайн разрабатываются понятия звукового тела и звуковой фактуры, которая реализуется как в языковых (фонетическом, лексическом), так и неязыковых слоях поэтического текста. Рассмотрены и некоторые аспекты проблемы соотношения звука и слова, музыки и слова в поэтических текстах О. Мандельштама (И. Гурвич, И. Паперно, Ж.-К. Ланн, В. Микушевич, Я. Платек, Б. Кац). Системно же лингвистические средства организации звукового мира поэзии О. Мандельштама не рассматривались.

Звуковой мир в поэзии О. Мандельштама имеет не плоскостную организацию, выраженную в системе координат горизонтали и вертикали, а пространственную, т.е. обнаруживает и параметр глубины. Поэтическое слово в текстах поэта аккумулирует в себе широкий культурный контекст и обладает высоким репрезентативным потенциалом, т.е. способностью вызывать в воображении предметы и явления, принадлежащие разным эпохам и культурам. Лексемы с семантикой звучания, активизирующие самую абстрактную сферу чувственности - модус слуха, позволяют «явиться» не только конкретно осязаемому и видимому внешнему миру, но и ощутить его динамику, услышать шум времен.

Параметр глубины звукового мира текстов О. Мандельштама выявляется при рассмотрении феноменологической заданности языковых единиц текста, осуществляющих репрезентацию интенци-ональных структур. В настоящее время актуальным стало возвращение к идеям феноменологов Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г.Г. Га-дамера, Н. Гартмана, Р. Ингардена и др., а также к традициям В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни, идеи которых стали источником самостоятельной феноменологической школы в России. В последние годы появилась возможность применять феноменологический метод в лингвистических исследованиях, снабдив его понятийным аппаратом когнитивной лингвистики, в достаточной мере разработанным в работах М. Минского, Ю. Чарняка, Ч. Филлмора, Дж. Ла-коффа, Дж. Динсмора, А. Вежбицкой, Н. Арутюновой, Е. Кубряко-вой, А. Бабушкина и др. Связь феноменологии с когнитивной лингвистикой заключается в общем подходе к языку как к механизму и инструменту репрезентации информации. Однако если феноменология обращается прежде всего к исследованию интенциональных структур, активизируемых значениями языковых единиц, то когнитивная лингвистика исследует интендирующую способность языка, в котором объективируется предметная направленность сознания. По выражению Е. Кубряковой, когнитивный подход к явлениям языка уже знаменует собой серьезный отход от генеративной парадигмы знания и «служит в своем основном качестве главной интегрирующей силой в формировании новой перспективной и многообещающей парадигмы научного знания, существенно расширяющего горизонты лингвистических исследований.» (218, с. 230).

Целью исследования является выявление лингвистических средств организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- выявить на основе метатекстовых данных творчества О. Мандельштама основные принципы метатеории звуковой организации поэтических текстов поэта;

- ввести метатеорию поэта в контекст гуманитарного научного знания начала века; установить ее корреляцию с современными лингво-философскими идеями;

- представить общие принципы звуковой организации поэтических текстов О. Мандельштама с точки зрения гармонии поэтического текста;

- установить соотношение языковых и неязыковых слоев, формирующих звуковой мир его поэзии;

- рассмотреть организацию языковых слоев текстов поэта; выявить структуру фонетического слоя и его основные фоносемантические средства;

- определить структуру лексического слоя текстов О. Мандельштама, соотношение в нем нефигуративного и фигуративного подуровней, представить семантические изотопии звучания;

- выявить структуру и принципы организации неязыковых слоев звукового мира, активизированных языковыми слоями.

Объектом исследования являются языковые средства и способы выражения идеи звучания в поэтических текстах О. Мандельштама.

Материалом исследования служат поэтические тексты О. Мандельштама, включая шуточные стихи, стихи для детей (всего 507 стихотворений), а также различные редакции и варианты текстов. Переводы О. Мандельштамом других авторов не используются. Метатекстовые данные рассматриваются с привлечением прозаических текстов - статей, эссе, автобиографической прозы, писем, черновиков.

Методы и принципы исследования. При обработке материалов нами применялся принцип сплошной выборки языковых единиц, реализующих идею звучания.

В исследовании используется структурно-системный подход, общий функциональный анализ, принцип симметрии, дополнительности, а также феноменологический метод.

Структурно-системный подход позволяет рассматривать поэтический текст как гармонизированную систему, выражающуюся в наличии координат гармонической организации - горизонтали, вертикали и глубины.

Функциональный анализ предполагает изучение функционирования языковых и неязыковых единиц в гармоническом целом поэтического текста.

Принцип симметрии способствует выявлению порядка в поэтическом тексте через идею вариативной повторяемости инвариантно заданных структурно-семантических единиц.

Принцип дополнительности позволяет рассматривать стихотворение «стереоскопично», т.е. в его разных «проекциях», он направлен на изучение антиномичности поэтического текста как структурно закрытого и семантически открытого феномена.

Феноменологический метод используется нами не как фи-лософско-эстетический, а как аналитически-прикладной метод, который позволяет выявить на основе соотнесенности языковых единиц с интенциональными структурами такой параметр гармонической организации, как глубина поэтического текста. Этот метод применяется в корреляции с принципами когнитивной лингвистики, в рамках которой язык рассматривается как механизм и инструмент смыслообразования и репрезентации представлений и знаний человека о мире.

Теоретической основой исследования служит теория гармонической организации поэтического текста К.Э. Штайн. Использованы отдельные приемы, выработанные в ходе анализа поэтического текста Р. Ингарденом, Н. Гартманом, Б. Гаспаровым, В. Топоровым. Анализ метатекстовых данных опирается на работы А. Вежбицкой, Е. Падучевой, Т. Николаевой, Н. Николиной, В. Шаймиева . В процессе анализа звукового слоя используются работы С. Воронина, В. Григорьева, А. Пузырева, А. Михалева, Н. Любимовой, Н. Пинежаниновой, Е. Сомовой; в процессе анализа лексического слоя - работы Н. Арутюновой, О. Усминского, Л. Чернейко; исследование когнитивных артефактов музыкального искусства опирается на работы М. Вартофского, Д. Дики, Я. Волека; фреймов - на работы М. Минского, Ю. Чарняка, Ч. Филлмора, В. Красных, Е. Истоминой.

Теоретическая значимость. Исследование ориентировано на создание теории организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама, которая подразумевает использование комплекса взаимодополняющих принципов и методов. Основу работы как теоретического исследования составляет представление о тексте и формирующемся в нем звуковом мире как многослойном единстве, устанавливающемся соотношением языковых и неязыковых слоев. Признание пространственной организации звукового миpa в поэтическом тексте, характеризующегося параметрами горизонтали, вертикали и глубины, дает возможность уточнить и разработать такие понятия, как звуковое тело, звуковое пространство и звуковая фактура поэтического текста. Феноменологическая постановка в исследовании текста позволила выделить активизируемые языковыми средствами неязыковые структуры, участвующие в формировании звукового мира (акустические представления, сцены, схемы, фреймы, связанные с ситуациями звучания, артефакты музыкального искусства, эйдетические звучания).

Научная новизна работы обусловлена особым - комплексным подходом к исследованию лингвистических средств организации звукового мира, формирующегося в языковых и неязыковых слоях поэтического текста. Впервые делается попытка создания общей теории организации звукового мира поэзии О. Мандельштама, рассматриваемого в системе координат горизонтали, вертикали и глубины. Новизна определяется и избираемой исследовательской стратегией: вначале выявляются метатекстовые данные, содержащие авторский код, структурируется терминологический аппарат поэта; затем метатеория О. Мандельштама вводится в контекст научного знания, функционирующего в той же эпистемологической реальности; затем эти научные данные вводятся в современную лингвистическую парадигму (лингвистику текста). В диссертационном исследовании устанавливается соотношение элементов классического и авангардного типов текста в звуковой организации поэзии О. Мандельштама. Определяется иерархия интенциональных структур, формирующих неязыковые слои звукового мира. Впервые рассматриваются артефакты музыкального искусства как особый способ цитации в поэтическом произведении текста иного художественного медиума-музыки; выявляются языковые способы репрезентации в стихотворении когнитивных артефактов музыкального искусства.

Практическая значимость исследования заключается в выработке комплексной методики анализа звуковой организации поэтического текста, в возможности использования результатов работы в школьном и вузовском преподавании таких предметов, как «Стилистика», «Риторика», «Культура речи», «Лингвистический анализ текста», спецкурсов по современному русскому языку.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Примечаний, Библиографии, Списка литературных источников, Приложения. Общий объем работы 241 страница. Библиография, включающая список использованной литературы, в том числе словарей и справочников, содержит 250 наименований. Список литературных источников - 12 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Э. Мандельштама"

Выводы

Звуковой мир в поэзии О. Мандельштама представляет собой полифоническое единство, состоящее из множества разнородных слоев, языковых (прежде всего звукового и лексического) и неязыковых.

Фонетический слой текстов О. Мандельштама обладает высокой степенью семантизации. Отслоения звуков в тексте способны не только вводить дополнительный смысл, эксплицитно не выраженный в лексическом слое, но и резко деформировать, и даже разрушать его, порождая заумные структуры. Звуковые отслоения в поэтических текстах О. Мандельштама, как правило, контрастируют со звуковым фоном, обостряя фактурность, рельефность стихотворений.

Основными звукоизобразительными средствами текстов поэта являются звукоподражательная инструментовка, звукосимво-лическая инструментовка, звуковой лейтмотив, анаграммирование, паронимическая аттракция.

Звукоподражательная инструментовка направлена на имитацию природной фонации, звучаний артефактуального мира. Однако наиболее выразительную разработку получает в поэзии О. Мандельштама акустическое и кинетическое подражание антро-пофонам, прежде всего фоноинтракинемам (дыханью, одышке, хрипу, сглатыванию) и затемненной для восприятия речи (иностранной речи, молитвенным звучаниям, пению).

Звукосимволическая инструментовка в отличие от звукоподражательной направлена не столько на усиление основного смысла, сколько на его развитие. Наиболее устойчивый, формульный характер в поэзии О. Мандельштама приобретает доминирующий звукоповтор звука [с], который имеет в текстах различную степень семантизации — от звукоподражаний, через синестети-ческое развитие и более сложные ассоциации, к анаграммам и ме-тасмыслам.

Звуковой лейтмотив, связанный с разработкой фонетического состава слова-темы, доминирует в ранних стихах поэта. Парой имическая аттракция является преобладающим способом организации звукового слоя в поздний период его творчества. Па-ронимические звукоповторы, основанные как бы на «нанизывании» слов на единый фонетический стержень, способствуют семантическому сближению в тексте «далёких» по смыслу слов, что вызывает резкую деформацию семантического пространства, порождает заумь.

Лексический слой звукового мира поэзии О. Мандельштама является наиболее значимым в выражении идеи звучания и репрезентативным, т.к. значения лексических единиц способны передать наиболее сложные смыслы и активизировать в неязыковых слоях текста различные по уровню абстракции интенцио-нальные структуры, связанные с идеей звучания.

Лексический слой звукового мира складывается из нефигуративного и фигуративного подуровней. Нефигуративный подуровень организуется семантическими изотопиями звучания, выявляющими вертикальные связи в тексте и обеспечивающими его единство за счет возникающих смысловых связей на ближних и дальних семантических расстояниях.

На фигуративном подуровне идея звучания реализуется в «звуковых» тропах, основные из которых - метафора, синестезия, оксюморон. «Звуковые» метафоры в текстах поэта выявляют ант-ропофоноцентричность, одухотворенность звукового мира. Синестезия становится важнейшим способом выражения его качественной определенности, значительно обогащает диапазон звучаний, расширяет пределы акустического пространства. Оксюморон способствует передаче парадоксальных представлений поэта о тишине как потенциальном сгустке всех звучаний мира.

Основным источником «звуковых» тропов в текстах О. Мандельштама является семантическое сближение слов, относящихся к одной звукоассоциативной парадигме.

Неязыковые слои звукового мира поэзии О. Мандельштама формируют воображаемое звуковое пространство, которое характеризуется, с одной стороны, стереофонией и акустической перспективой, с другой стороны, глубиной, порождаемой иерархией разных по уровню абстракции интенциональных структур (конкретные акустические представления, виды, сцены, фреймы, схемы, связанные с идеей звучания; когнитивные артефакты музыки, эйдос звука.

Доминирующее положение в неязыковых слоях звукового мира текстов поэта занимают артефакты музыкального искусства. Основными способами активизации артефактов музыки в текстах поэта являются прямое цитирование названий музыкального произведения, фрагментов вокальной партии; цитирование (в широком смысле) содержания и формы музыкального текста; активизация культурной коннотативной информации, связанной с ситуациями его создания и исполнения. Основным языковым средством активизации артефактов музыки в тексте являются значения лексических единиц, принадлежащих семантической изотопии музыки или связанных с образами и мотивами музыкального произведения; дополнительными средствами - семантизирующийся звуковой слой стихотворения, а также композиционные и структурные принципы гармонической организации поэтического текста. Активизация в поэзии О. Мандельштама «чужих» фактур — фактур музыкальных звучаний расширяет пределы звукового мира и обогащает разнообразие его фактурных проявлений.

Заключение

Принципы организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама заложены самим поэтом в его метатекс-товых данных, которые складываются в целостную метатеорию поэтического творчества. Обращение к этой метатеории, содержащей авторский код; введение ее в контекст гуманитарного научного знания, возникающего в той же эпистемологической реальности; установление ее корреляций с современными лингвистическими идеями - это избранная исследовательская стратегия, которая связана с попыткой создания непротиворечивой теории организации звукового мира в поэзии О. Мандельштама.

Анализ метатекстовых данных поэта о звуке позволяет определить фоноцентричность метатеории и выявить ее основную идею - идею динамического равновесия в поэтическом слове и тексте двух противоположных начал - анализа и синтеза - звуковой стихии и Логоса - смысла. Эта идея основана на положениях лингвистической ономатопоэтической теории В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни о неоднородности структуры слова; выделении в ней внешней формы, содержания и внутренней формы; об антино-мичности поэзии.

Идея синтеза противоположных начал - иррационального и рационального, деструкции и упорядоченности - лежит в основе представлений поэта о поэтическом слове и изоморфном ему тексте. С одной стороны, он провозглашает возвращение слова к вещам; с другой стороны, говорит о его высвобождении от конкретной вещи и выходе за пределы смысла. По сути поэт рефлексирует два пути поэзии, два типа языка — синтетического языка классической поэзии и заумного языка авангарда.

Положения метатеории О. Мандельштама закономерно вступают в корреляцию с распространяющимися в России в начале века феноменологическими идеями. Установка акмеизма на ак- • тивизацию широкого культурного контекста, на воспроизведение вещного мира, передающего колорит определенной эпохи, выражается в том, что поэтическое слов О. Мандельштама обладает высокой степенью репрезентативности, т.е. способностью активизировать разные по глубине интенциональные структуры.

Способы построения акмеистической модели мира, формирующейся на основе закона тождества бытия и мышления, и «жизненного мира» (Э. Гуссерль) в феноменологии оказываются принципиально сходными. В основе картины мира поэзии О. Мандельштама идея синтеза динамически уравновешенных и взаимодополнительных противоположных начал. С одной стороны, поэт провозглашает возвращение к вещам реального мира; с другой стороны, говорит об уходе от сущих вещей к их «абстрактному бытию» - к «чистому содержанию» вещного мира. Эта антиномичность выражается и в способах познания вещи: с одной стороны, он говорит о чувственном восприятии вещи, т.е. ее данности в множестве сенсорных ощущений и вариативности в зависимости от воспринимающего модуса чувств; с другой стороны, об интуитивном познании, т.е. «схватывании» вещи в ее инвариантной целостности, органичности, «множественном единстве». Этот динамический подход к явлениям вещного мира обусловливает сосуществование в поэзии О. Мандельштама двух типов мироощущения: говоря в терминах А.Ф. Лосева, «зрительного» и «слухового». С одной стороны, его поэзия направлена на воссоздание живописных пластических образов, четких графических форм; с другой стороны, поэт обращается к потоку происходящего, к динамике, текучести мира (голосам эпох, шуму времени, реву событий), что позволяет поэту интуитивно соприкоснуться со сферой духовного.

Установление подобия способов создания картин мира в поэзии О. Мандельштама и феноменологии дает основание использовать для исследования текстов поэта феноменологический метод (в его аналитически-прикладном содержании) в корреляции с современными принципами когнитивной лингвистики. Феноменологическая постановка в исследовании поэтического текста позволяет выявить параметр глубины через иерархию неязыковых слоев, активизируемых языковыми слоями.

Звуковой мир в поэзии О. Мандельштама формируется всей совокупностью языковых и неязыковых средств, реализующих идею звука, и существует в тексте как неразрывность его материальных и нематериальных слоев. Понятие звуковой мир включает в себя не только перцептивную акустическую среду текста, возникающую на основе чувственного восприятия материальности звучащей поэтической речи и активизируемых словом «чистых перцепций», но и отношение субъекта к этой среде, т.е. особый авторский взгляд на нее.

Звуковой мир в поэзии О. Мандельштама имеет пространственную протяженность. Звуковое пространство включает в себя и пространство самого текста как физического объекта и ментальное акустическое пространство, объединяющее в тексте информацию о звуке. Звуковое пространство поэзии О. Мандельштама является трехмерным: оно определяется параметрами горизонтали, вертикали и глубины. Пространственную трехмерную протяженность обнаруживают и каждый из отдельных слоев. Когнитивными геометрическими моделями, структурирующими звуковое пространство в поэзии О. Мандельштама являются модели пучка-веера и винтовой лестницы. Звуковое пространство текстов поэта характеризуется, с одной стороны, стереофоничностью, т.е. возникновением иллюзии звуковой перспективы, порожденной различными по глубине звуковыми планами; с другой стороны, многомерностью и глубиной, формирующейся иерархией различных по уровню абстракции неязыковых структур.

В результате наслоения языковых и неязыковых структур стихотворения, активизирующих его звукосенсорные свойства, формируется качественно новое синтетическое единство - звуковое тело поэтического текста. Важнейшим принципом организации звукового тела в поэзии О. Мандельштама является диф-фузность формирующих его разнородных слоев, т.е. взаимопроникновением их периферийных компонентов. Диффузия фонетического и лексического слоев обусловлена, с одной стороны, высокой степенью семантизации фонетического слоя, его «лексич-ностью»; с другой стороны, звукоассоциативным способом развития лексического слоя. Диффузия языковых и неязыковых слоев возникает за счет напряженной суггестивности языковых средств звукового тела текстов поэта, расширения их семантики за счет ассоциативных признаков информационного потенциала значения.

С представлением о телесности текста связано понятие звуковой фактуры, которое выражает качественную определенность звукового тела текста, существующего как неразрывное единство его структуры и фактуры. Звуковая фактура формируется в тексте как множественное единство - ансамбль - трех типов фактур: 1) материальной, чувственно ощутимой фактуры фонетического слоя; 2) относительно материальной семантической фактуры; 3) «теневых» фактур, т.е. активизируемых языковыми слоями текста представлений о фактурах звучаний реального мира и искусства. Важнейшими свойствами звуковой фактуры в поэзии О. Мандельштама являются обострение «вещественных» (тембровых) параметров звучаний за счет использования явления синестезии и транспонирование в текст «чужих» фактур, прежде всего фактур музыкальных произведений за счет введения в текст артефактов музыки. Важнейшим параметром звуковой фактуры текстов поэта является рельефность, которая отражает аналогию между повышением/понижением регистра звучания и соответственно повышением/понижением рельефных форм. Основные типы рельефа звукового тела поэзии О. Мандельштама: 1) ярко выраженная рельефность; 2) нейтральная рельефность; 3) намеренная антирельефность.

В ходе анализа языковых и неязыковых слоев выявились специфические принципы организации каждого из них.

Фонетический слой поэтических текстов О. Мандельштама обнаруживает отчетливо выраженную тенденцию к расслоению на фоновую горизонталь и динамические вертикальные структуры, стремящиеся к высокой степени семантизации. Это обусловливает острохарактерность фактуры фонетического слоя текстов поэта.

Структурные типы гармонических единиц (звук, слог, морфема, сложные консонантные звукокомплексы), степень и способы их семантизации в тексте являются критериями для выделения основных звукоизобразительных средств фонетического слоя в поэзии О. Мандельштама: звукоподражательной и звукосимволи-ческой инструментовки, звукового лейтмотива, анаграммирования, паронимической аттракции, заумных структур.

Звукоподражательная инструментовка используется поэтом с целью имитации как голосовых звучаний (зоофонов, антро-пофонов), так и неголосовых (звучаний природного и артефактуального мира). Наиболее выразительную разработку получает акустическое и кинетическое подражание антропофонам, прежде всего фоноинтракинемам (дыханию, одышке, сглатыванию, хрипу.) и «затемненной» для восприятия речи (иностранным звучаниям, молитве, пению и т.д.).

Звукосимволическая инструментовка в текстах поэта направлена не столько на усиление семантики звучания в тексте, сколько на внесение дополнительных смыслов. Наиболее устойчивый, формульный, характер в поэзии О. Мандельштама приобретает повтор звуков [с], получающий в текстах поэта различную степень семантизации - от звукоподражаний - через синесте-тическое развитие, более сложные ассоциации - к анаграммам и метасмыслам.

Звуковой лейтмотив, являющийся одним из ведущих способов гармонизации фонетического слоя в раннем творчестве поэта, основан, как правило, на повторе инициального звука слова-темы, реже финального звукокомплекса или наиболее «изобразительного» звука.

Паронимическая аттракция становится одним из важнейших звукоизобразительных средств фонетического слоя в поздний период творчества О. Мандельштама. Паронимическая аттракция в текстах поэта связана с общим принципом его поэтики - принципом звукоассоциативного развития образов. О. Мандельштам использует как морфологизированные, так и неморфологизированные зву-коповторы, основные функции которых - «оживление» этимологии слова, переосмысление его семантики за счет сближения со словом - паронимом, усиление одних сем и приглушение других.

Анаграммирование - частый прием семантизации звукового слоя в поэзии О. Мандельштама. Поэт вводит в текст как скрытые анаграммы, так и явные, которые скорее активизируют имя, нежели зашифровывают его, и даже используются наряду с экспликацией этого имени в тексте. Наиболее часто поэт зашифровывает в тексте собственное имя.

Заумь в творчестве поэта связана с «разжижением» кон-венциального смысла слова, доведением децентрированности поэтического текста до предела в результате перемещения звуковых отслоений в доминантную структурную позицию. Природа зауми в текстах поэта выходит за грань фонетического слоя, скорее можно говорить о заумных структурах как промежуточных между фонетическим и лексическим слоями, т.к. она реализуется прежде всего в особых парадоксальных соотношениях между целостно оформленными фонетическими комплексами - словами - на макроуровне строфы или текста в целом.

Анализ лексического слоя показал, что он как наиболее содержательный является доминирующим в формировании звукового мира поэтических текстов О. Мандельштама. Лексический слой складывается из нефигуративного и фигуративного подуровней.

Нефигуративный подуровень формируется, как установлено, семью семантическими изотопиями звучания: звучания, производимые голосовым аппаратом человека; звучания животного мира; звучания мира природы; звучания артефактуального мира; термины, связанные со словесным творчеством; термины, связанные с музыкальным искусством; метафизические звучания внешнего и имманентного мира. В текстах поэта вертикали звучания формируются, как правило, лексемами, принадлежащими разным семантическим изотопиям, однако эти вертикали выполняют в тексте интегрирующую функцию, часто внося в него семантику нерасчлененного, слитного шума - шума времени и пространства, транспонируемого в область метафизического. Это позволяет преодолеть семантические лакуны в звуковом теле текста и обеспечить его единство на дальних семантических расстояниях.

Фигуративный подуровень формируется прежде всего такими «звуковыми» тропами, как метафора, синестезия, оксюморон. Звуковая метафора в текстах поэта основана на категориальном сдвиге, выявляющем установку на антропофоноцентричность звукового мира и на транспонирование звучаний из области перцептивного пространства в сферу метафизического, сущностного. Звуковая синестезия, основанная на категориальном сдвиге на уровне согласования лексем, обозначающих звучание и его тембровые характеристики, становится в поэзии О. Мандельштама важнейшим способом выражения качественной определенности, «овещест-вленности» звукового мира. Оксюмороны, основанные на парадоксальном соединении лексем с семантикой наличия/отсутствия, концептуально выражают идею тишины, молчания, с одной стороны, как среды звука, фона, на котором звук как бы оттачивается, с другой стороны, как потенциального сгустка всех звучаний.

Анализ неязыковых слоев звукового мира поэтических текстов О. Мандельштама показал их неоднородность, «расщепленность» на множество интенциональных структур, формирующих глубину звукового пространства. Под глубиной звукового пространства в узком смысле подразумевается иллюзия его физической глубины, в широком смысле иерархическое углубление по «ступеням абстракции» от конкретных акустических феноменов, сцен, связанных с ситуациями звучания, через обобщенные схемы и фреймы, к артефактам искусства, прежде всего музыкального, и далее - к «чистым», эйдетическим, звукам. Происходит как бы «расслоение» различных пластов культуры и человеческого сознания. В реальном культурном опыте поэт пытается найти «нематериальные отзвуки» разных времен.

В стихотворениях О. Мандельштама репрезентируются артефакты различных искусств, доминирующую роль в формировании звукового мира играют артефакты музыкального искусства, сквозь призму которых поэт осмысливает историю человеческой культуры в целом, конструирует собственную модель мира и творчества.

Введение в стихотворение музыкального артефакта, т.е. по сути «остранение» чужого материала - материала музыки — в рамках текста поэзии, используется поэтом с целью привнести в текст ощущение текучести, процессуальности, непрерывности, приблизиться к познанию «чистого» качества изображаемого предмета, что способна дать только музыка. В языковом плане процесс репрезентации артефактов в поэтическом тексте является цитированием (в широком смысле) интермедиального типа. Цитирование музыкального текста в поэзии О. Мандельштама может быть как прямым (введение в текст цитат названия музыкального произведения, фрагментов вокальных партий и т.п.), так и косвенным (активизация языковыми средствами текста элементов содержания и формы музыкального произведения). Воспроизведению артефактов музыки способствует и активизация значениями лексических единиц культурно-коннотативной информации, связанной с ситуациями создания или исполнения музыкального произведения (введение в текст имени собственного композитора, автора вокального текста, исполнителя.; репрезентация фреймов «биография композитора», «концерт», «театр» и т.п.).

Главным итогом наблюдений над лингвистическими средствами организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама является вывод об ориентации его поэзии в целом на классический тип текста при очень сложных формах его деконструкции. В основе звуковой организации текстов поэта лежит идея синтеза динамически уравновешенных в стихотворении собственно языковых связей и связей гармонических, возникающих в результате деконструкции. Синтетические и аналитические элементы «скрещиваются» в тексте, между ними возникают отношения взаимодополнительности: синтетические элементы формируют основу звукового мира текстов поэта; аналитические элементы, выходящие за пределы языковых связей, расширяют звуковое пространство текстов поэта, внося в него те смыслы, которые возможно выразить только имеющим за-словесную силу звуком.

 

Список научной литературыЕжова, Елена Николаевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Аверинцев С. Ранний Мандельштам // Знамя. — 1990. — №4.— С. 207-212.

2. Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. — М.: Ху-дож. литература, 1990. — 638 с.

3. Азначеева Е.Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста. В 3-х частях. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1994. — 228 с.

4. Алексеева Л.М. Терминопорождение и творчество в науке // Текст: Стереотип и творчество. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1998. - С. 31-49.

5. Антология феноменологической философии в России. Т.1. -М.: Русское феноменологическое общество; Логос, 1997. — 512 с.

6. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки / Опыт феноменологического исследования. — М., 1992. — 160с.

7. Аркадьев М. Креативное время, «архетипическое письмо» и опыт Ничто // Логос. Философско-литературный журнал. — 1995. — №6, —М.: Гнозис, 1994.— С. 164-179.

8. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988. — 341с.

9. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, Ленингр. отделение, 1971. — 376 с.

10. Ахматова А. Листки из дневника // Юность. — 1987. № 9. — С.72-74.

11. Бабаев Э. Мандельштам как текстологическая проблема // Вопросы литературы. — 1988. — № 4. — С.201-212.

12. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологиче-ской семантике языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. - 104 с.

13. Барт Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М: Прогресс; Универс, 1994. — 616 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

15. Башляр Г. Предисловие к книге «Воздух и сны», «Поэтика пространства» // Вопросы философии. — 1987. — № 5. — С. 109112, 112-121.

16. Безродный М. Конец цитаты // Новое литературное обозрение. — 1995. — № 12. — С.266-336.

17. Бельчиков Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики // Язык: Система и функционирование: Сборник научных трудов. — М.: Наука, 1988. — С. 30-35.

18. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре стиля // Вопросы философии. — 1994. — № 4. — С.114-128.

19. Бергсон Анри. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, 1998.— 384 с.

20. Бессонов Б.Н. Герменевтика. История и современность // Гадамер Г.Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988. — С.5-36.

21. Бетеа Д.М. Мандельштам, Пастернак, Бродский: Иудаизм, христианство и создание модернисткой поэтики // Русская литература: Исследования американских ученых. — Вирджиния; СПб: Петро-РИФ, 1993. — С. 362-400.

22. Бродский И. Сын цивилизации // Звезда. — 1989. — № 8. — С.183-195.

23. Бухштаб Б. Поэзия Мандельштама (1929) // Вопросы литературы. — 1989. — № 3. — С. 125-148.

24. Вагнер Р. Избранные работы,- М.: Искусство, 1978.- 695 с.

25. Валуенко Б.В., Кузнецов Э.Д., Адамов Е.Б. Книга как художественный предмет. 4.I. Набор. Фактура. Ритм. — Москва: Книга, 1988.— 382 с.

26. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988. — 506 с.

27. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. 4.1. Ритмика. — М.: Музыка, 1972. — 150 с.

28. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. 4.2. Интонация. Ч.З. Композиция. М.: Музыка, 1978. — 366 с.

29. Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике текста. — М.: Прогресс, 1978. — С. 402-421.

30. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М.: Русские словари, 1996. — 416 с.

31. Винокур Г.О. О языке художественной литературы; Учебное пособие для филол. спец. вузов. — М.: Высш. школа, 1991. — 448 с.

32. Волек Я. К анализу понятия «артефакт» // Чешская и словацкая эстетика XX века. В 2-х т. Т.2. — М.: Искусство, 1985. — С.271-279.

33. Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.— 244 с.

34. Воронин С.В., Сабанизде М.Я. Синестезия в языке: Аналитический обзор подходов к проблеме // Лингвистические исследования. Социальное и системное на разных уровнях языка. — М., 1986. — С.68-74.

35. Воронин С.В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 200 с.36. «В Петербурге мы сойдемся снова.»: Материалы Всеросс. мандельштамовских чтений (дек. 1991). — СПБ: Изд-во СПбГУПМ, 1993.— 121 с.

36. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991, —367 с.

37. Галацкая B.C. И.С. Бах. — М.: Музыка, 1966. — 88 с.

38. Галацкая B.C. Музыкальная литература зарубежных стран. — М.: Музыка, 1977. — 560 с.

39. Гартман Н. Эстетика. — М.: Иностранная литература, 1958. — 692 с.

40. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века. — М.: Наука, 1993. — 304 с.

41. Гаспаров М.Л. Поэт и культура: Три поэтики Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Полное собрание стихотворений. — СПб.: Академический проект, 1997. —С. 5-64.

42. Гин Я.И. Из «поэзии грамматики» у Мандельштама: Проблема обращенности // Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1992. — Т. 5. — № 5. — С. 52 59.

43. Гинзбург Л. «Камень» // Мандельштам О. Камень. Л.: Наука. Лениградское отделение, 1990. — С. 261-277.

44. Гинзбург Л. Поэтика О. Мандельштама // Известия АН ССР. Серия литература и язык. 1972. — Т.31. — Вып. 4. — С. 310327.

45. Горнштейн Т.Н. Философия Н. Гартмана. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. — 279 с.

46. Городецкий С.М. Некоторые течения в современной русской поэзии // Русская литература XX века: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1987. — С. 467-469.

47. Греймас А.Ж. и Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. — М., 1983. — С.489.

48. Григорьев В.П. Опыты описания идиостилей // Очерки истории языка русской поэзии XX века. М.: Наука, 1990. - С. 58-166.

49. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры: Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1985. — 451 с.

50. Гумилев Н.С. Русский символизм и акмеизм // Русская литература XX века: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1987. — С.468-470.

51. Гурвич И. Звук и слово в поэзии Мандельштама // Вопросы литературы. — 1994. — Вып.З. — С.96-108.

52. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект: Сборник.— М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. — С. 14-95.

53. Гуссерль Э. Феноменология: Статья в Британской энциклопедии // Логос. Философско-литературный журнал. — 1991. — №1. — М.: Гнозис, — С.12-21.

54. Гуссерль Э. Философия как строгая наука: Сборник статей. — Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. — 358 с.

55. Делез Ж. Различение и повторение. — М.: Петрополис, 1998.— 384 с.

56. Денисенко О.И. Микрополе «звучащий» как целостный фрагмент лексико-семантической системы языка: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Харьков: Изд-во ХГУ, 1988. — 18 с.

57. Джон Ын Джу. Лексико-семантическое поле «музыка» в современном русском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1996. 18 с.

58. Динсмор Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения // Язык и интеллект: Сборник. — М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. — С.385-412.

59. Друскин М.С. Вагнер. — М.: Госуд. музыкальное издательство, 1963. — 96 с.

60. Друскин М.С. История зарубежной музыки. Вып. 4. Вторая половина XIX века. — М.: Музыка, 1967. — 520 с.

61. Дубравка О. Цитатность // Russian Literature XXIII (1988). — North-Holland, р.113-132.

62. Журавлев А.П. Фонетическое значение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 160 с.

63. Завадская С.В. «В необузданной жажде пространства»: Поэтика странствий в творчестве О.Э. Мандельштама // Вопросы философии. — 1991. — № 11. — С.26-32.

64. Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер: Язык и время // Хайдег-гер М. Разговор на проселочной дороге. — М.: Высшая школа, 1991. — С.159-177.

65. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. 1. М.: Просвещение, 1964. - 466 с.

66. Ивлиева И.В. Семантические модификационные возможности глаголов звучания: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 29 с.

67. Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М.: Иностранная литература, 1962. — 572 с.

68. Истомина Е.А. Фреймовая структура как форма упорядочивания знаний в тексте энциклопедической статьи // Языковая динамика в синхронии и диахронии: Сборник научных трудов. — Тверь: Изд-во ТГУ, 1993. — С.31-37.

69. История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 3. Конен В.Д.

70. М.: Музыка, 1989. — 544 с.

71. Каган М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

72. Казакова Н.Л. Принципы разработки поля звука в семантическом словаре русского языка: Дис. .канд. филол. наук. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 184 с.

73. Кантор Е. «В толпокрылатом воздухе картин»: Искусство и архитектура в творчестве О.Э. Мандельштама // Литературное обозрение. — 1991. — №1. — С.59-68.

74. Карасев Л.В. Флейта Гамлета // Вопросы философии. — 1997, —№ 5.— С.58-71.

75. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. —264 с.

76. Кац Б. В сторону музыки: Из музыковедческих примечаний к стихам О.Э. Мандельштама // Литературное обозрение. — 1991.1, —С. 68-76.

77. Кац Б. Защитник и подзащитный музыки // Осип Мандельштам «Полон музыки, музы и муки.»: Стихи и проза. — Л.: Советский композитор. Ленинградское отделение, 1991. — С.7-54.

78. Кацис Л.Ф. «Дайте Тютчеву стрекозу.»: Из комментария к возможному подтексту // «Сохрани мою речь.»: Сборник. — М: Обновление, 1991. — С.75-83.

79. Кацис Л.Ф. Словарь «Стихов о неизвестном солдате»: От Толкового словаря живого великорусского языка к библейской «симфонии» // De visu. — 1993. — № 6 (7). — С.39-43.

80. Кенигсберг А.К. Людвиг ван Бетховен (1770-1827): Краткий очерк жизни и творчества. — Л.: Музыка, 1970. — 92 с.

81. Кирсанова Л. Смерть и розы // Ступени. Философский журнал. — СПб, 1992.— №2(5).—С. 15-24.

82. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика А. Ахматовой и О. Мандельштама: Ав-тореф. дис. .д-ра филол. наук. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 40 с.

83. Клинт О.А. «Латентный» символизм в «Камне» (1913) О. Мандельштама // Филол. науки. — 1998. — № 2. — С.24-32.

84. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. — М.: Наука, 1990. — 108 с.

85. Корецкая И.В. К интерпретации стихотворения Мандельштама «Ламарк» // Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1991. — Т. 50. — № 3. — С.258-262.

86. Красных В.В. О чем не говорит «человек-говорящий»? К вопросу о некоторых лингвокогнитивных аспектах коммуникации // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. — М.: Филология, 1997. — С. 81-91.

87. Кузмин М. О прекрасной ясности // Русская литература XX века: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1987. — С.474-475.

88. Кузнецов А.Ю. Проблема достоверности в лирике: Линг-вопоэтический аспект (на материале поэзии О.Э. Мандельштама): Дис. .канд. филол. наук. — М.: Изд-во МПГУ им. Ленина, 1997. — 220 с.

89. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Г.Г. Шпета // Логос. Философско-ли-тературный журнал. 1992. - №2. — М.: Гнозис, 1991. — С. 199-214.

90. Кузьмина С.Ф. О. Мандельштам и русская художественная традиция: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Свердловск: Изд-во УГУ, 1991, —17 с.

91. Кулаков В. Просто искусство // Гуманитарный фонд.1992.-№ 23 (126).-С. 1-2.

92. Кушнер А. Выпрямительный вздох // Нева. — 1989. — №2. — С.177-181.

93. Кэвана К. Модернисткое созидание традиции: О. Мандельштам, Т.С. Элиот, Э. Паунд // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. — Вирджиния; СПб: Петро-РИФ,1993. — С.400-462.

94. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. Сборник. — М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. — С.143-185.

95. Ланн Ж.-К. Мандельштам и футуризм. Вопрос о зауми в поэтической системе Мандельштама // Столетие Мандельштама: материалы симпозиума. —Tenafly: Эрмитаж, 1994. — С.216-227.

96. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контекте эпохи: Исследование. М.: Музыка, 1991. — 166 с.

97. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вып. II. — М.: Го-суд. музыкальное издательство, 1961. — 296 с.

98. Левицкий В.В. Фонетическая мотивированность слова // Вопросы языкознания. — №1.- 1994. — С.26-37.

99. Лейдерман (Липовецкий) М.Н. Русский постмодернизм: поэтика прозы: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. — Екатеринбург: Изд-во УГУ, 1996.— 40 с.

100. Лекманов О.А. К интерпретации стихотворения О.Мандельштама «Валькирии» // Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Материалы Третьих Дягилевских чтений. Вып. I. — Пермь: Изд-во Пермского университета, 1993. — С.194-197.

101. Лекманов О.А. Книга стихов как «большая форма» в русской поэтической культуре начала XX века. О. Мандельштам. «Камень» (1913): Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Москва: Изд-во МГУ, 1995. —24 с.

102. Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т.1. По XVIII век. М.: Музыка, 1983. -696 с.

103. Лосев А.Ф. Философия имени. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —269 с.

104. Лосев А.Ф. Форма — Стиль — Выражение. — М.: Мысль.1995.— 944 с.

105. Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак: Попытка конт-растивной поэтики // Лотман М.Ю. Статьи. — Таллин: Aleksandria,1996. — 175 с.

106. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. — СПб: Искусство. — 69 усл. печ. л.

107. Любимова Н.А., Пинежанинова Н.П., Сомова Е.Г. Звуковая метафора в поэтическом тексте. — СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996.- 143 с.

108. Маковский М.М. «Картина мира» и миры образов: Лингвокультурологические этюды // Вопросы языкознания. — 1992. — №6. — С.36-53.

109. Мамардашвили М. Картезианские размышления. — М.: Прогресс, 1993. — 352 с.

110. Мандельштам и античность: Сборник статей / Под редакцией О.А. Лекманова. — М.: Радикс, 1995. — 208 с.

111. Мандельштам Н.Я. Вторая книга: Воспоминания об О. Мандельштаме и его литературном окружении. — М.: Московский рабочий, 1990. — 559 с.

112. Мартине Андре. О книге «Основы лингвистической теории» Луи Ельмслева // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1960. — Вып. 1. — С. 437-462.

113. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997.-206 с.

114. Маслова В.А. Филологический анализ поэтического текста. Минск: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований. - 1999. - 206 с.

115. Маяцкий Михаил. Некоторые подходы к проблеме ви-зуальности в русской философии // Логос. Философско-литера-турный журнал. — 1995. — №6. — М.: Гнозис, 1994. — С.47-77.

116. Мен А.Г. О составе и композиции первой книги стихов О.Э. Мандельштама «Камень» // Русская литература. — 1988. — №3. — С. 179-182.

117. Месс-Бейер И. Эзопов язык в поэзии Мандельштама 30-х годов // Russian Literature. XXIX (1991). Vol. 29. — North-Holland. — p.243-394.

118. Микушевич В. Ось: Звукосимвол О. Мандельштама // «Сохрани мою речь.»: Сборник. М.: Обновление, 1991. - С. 69-74.

119. Минский М. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. — М.: Мир, 1978. — С.250-338.

120. Михалев А.Б. Теория фоносемантического поля: Ав-тореф. дис. .д-ра филол. наук. — Краснодар: Изд-во Кубанского госуниверситета, 1995. — 37 с.

121. Мотрошилова В.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. — М.: Высшая школа, 1968. — 128 с.

122. Мусатов В.В. Ранняя лирика О. Мандельштама // Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1991. —Т.50. — №3. — С.236-247.

123. Назайкинский Е.В. Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе: Сборник статей. — М.: Музыка, 1986. — 374 с.

124. Нерлер П. Отголоски шума времени // Вопросы литературы. — №1. — 1991.—С.32-68.

125. Николаева Т.М. Метатекст и его функции в тексте (На материале Мариинского евангелия)// Исследования по структуре текста. — М.: Наука, 1987. — С. 133-147.

126. Николина Н.А. Типы и функции метаязыковых комментариев в художественном тексте // Семантика языковых единиц: Доклады V международной конференции. Т.Н. — М.: Московский госуд. открытый педаг. ун-т, 1996. С. 178-180.

127. Озеров Л. Краткий трактат о яблоке // Вопросы литературы.-М., 1968.-№ 2.-С. 102-110.

128. Орлов Г. Древо музыки. — Вашингтон; СПб: Советский композитор, 1992. — 407 с.

129. Осип Мандельштам и его время. — М.: L'Age d'Homme — Наш дом, 1995. —418 с.

130. Павлов М.С. «Как светотени мученик Рембрандт»: Анализ одного стихотворения // Филологические науки. — 1991. — №6.1. С.20-30.

131. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 464 с.

132. Паперно И. О природе поэтического слова. Богословские источники спора Мандельштама с символизмом // Литературное обозрение. — 1991. — №1. — С.29-36.

133. Петрова Н.А. «Камень» — обертоны смысла // Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Материалы Третьих Дя-гилевских чтений. — Пермь: Изд-во Пермского университета, 1993.1. С.217-221.

134. Петрушанская Е. «Слово из звука и слово из духа»: Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского // Звезда. — 1997. — №1. — С.217-229.

135. Платек Я.М. Верьте музыке! — М.: Сов. Композитор, 1989.— 352 с.

136. Покровский Б.А. Беседы об опере: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.

137. Поликарпик Л.К. Расширение семантики поэтической речи: На примере творчества О.Э. Мандельштама // Научн. Доклады высшей школы. Филол. науки. — 1991. — №6. —С. 12-20.

138. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976.614 с.

139. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта / На материале произведений А. Блока, К. Бальмонта, А. Белого, В. Набокова: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Саратов: Изд-во СГУ, 1995, — 17 с.

140. Пузырев А.В. Анаграммы как явление языка: Опыт системного осмысления: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. — Саратов: Изд-во СГУ, 1995. — 38 с.

141. Резникова И.В. Тема поэтического текста как форма выражения музыкального мироощущения. // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. Т. II. — М.: Изд-во МГОПУ, 1996. — С.189-191.

142. Рикер П. Живая метафора // Теория метафоры: Сборник.

143. М.: Прогресс, 1990. — С.435-455.

144. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры: Сборник. М.: Прогресс, 1990. — С.416-433.

145. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. I. До сер. XVIII века — М.: Музыка, 1969. — 536 с.

146. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. — М.: Лабиринт, 1994. — 222 с.

147. Ронен О. Заумь за пределами авангарда // Литературное обозрение. — 1991. — №12. — С.40-43.

148. Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение.1991. — №1. — С.3-18.

149. Руденко Д.И., Прокопенко В.В. Философия языка: Путь к новой эпистеме // Язык и наука конца 20 века: Сборник статей. — М.: Изд-во РГГУ, 1995. — С.118-143.

150. Рузин И.Г. Модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 22 с.

151. Рэнсом Д.К. Новая критика // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.177-194.

152. Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы: Трактаты, статьи, эссе. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.313-335.

153. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. — Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1987. — 198 с.

154. Семенко И. Поэтика позднего Мандельштама. — Roma: Carucei, 1986. — 126 с.

155. Семчук Ю.О. «Чужое слово» в поэтике О. Мандельштама: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Харьков: Изд-во ХГУ, 1992. -17 с.

156. Сентенберг И.В. Сохранение и обновление семантической структуры слова // Языковая динамика в синхронии и диахронии. — Тверь: Изд-во ТГУ, 1993. — С.77-85.

157. Серов А.Н. Избранные статьи. В 2-х т. Т.2. — М.: Музгиз, 1957. — 733 с.

158. Сидорова М. Звуковой компонент мировосприятия в изобразительном тексте // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. Т. II. — М.: Изд-во МГОПУ, 1996. — С.200-202.

159. Силантьев А.Н. Ипостаси слова в метаязыке поэтики Н.А. Заболоцкого // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 10. Филологические науки. — 1997. — С.88-96.

160. Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: Сборник статей по материалам научной конференции. — М.: Издательство МГУ, 1992. — 128 с.

161. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. университетов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. — М.: Высшая школа, 1989. — 800 с.

162. Сомова Е.Г. Звукосимволизм как фоностилистическое средство в поэтическом тексте: Дис. .канд. филол. наук. — СПб: Изд-во СПб госуниверситета, 1991. — 184 с.

163. Спектор Т. Роль слухового образа «тяжело-звонкое скаканье» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» // Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии. — СПб (Россия); Лоуренс (США); Дэрем (США); 1996. — С. 107-119.

164. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. — М.: Наука, 1985. — 336 с.166. 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка. — Л.: Музыка. 1987. —486 с.

165. Стрельникова И.Д. Семантическое поведение слов в поэтическом тексте (На примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом) // Филологические науки. — № 4. — 1995. — С.114-122.

166. Сулименко Н.Е. Текстовое слово в представлении звуковой картины мира // Функциональная семантика слова: Сборник научных трудов. — Свердловск: Издательство СГПИ, 1992. — С.4-14.

167. Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики: Межвузовский сборник научных трудов. — Кемерово.: Изд-во КГУ, 1990.— 142 с.

168. Теория метафоры: Сборник. М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

169. Тоддес Е.А. Из заметок о Мандельштаме // De visu. — 1993. — № 1. — С. 46-54.

170. Тоддес Е.А. Статья «Пшеница человеческая» в творчестве Мандельштама начала 20-х годов // Тыняновский сборник. Третьи Тыняновские чтения. — Рига; Зинатне, 1988. — С. 184-217.

171. Топильская Е.Е. Фольклоризм как речевое средство (на материале лирических текстов А.А. Ахматовой и О.Э. Мандельштама): Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.— 24 с.

172. Топоров В.Н. К исследованию анаграмматических структур: Анализы // Исследования по структуре текста. — М.: Наука, 1987. — С.193-237.

173. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама//Топоров В.Н. Миф, ритуал, символ, образ. Исследования в области мифопоэтического. — М.: Прогресс, 1995.1. С.428-445.

174. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста: Сборник статей. — М.: Наука, 1980. — С.53-54.

175. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. — М.: Высшая школа, 1993.— 319 с.

176. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.— 574 с.

177. Тюрина Г.А. «Фреймовая гипотеза»и проблемы организации лексики. // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. Т.Н. — М.: Изд-во МГОПУ, 1996. — С.108-110.

178. Усминский О.И. Сенсорно-прагматичесие и типологические аспекты русских тропов: Автореф. дис. .д-ра филол. наук.

179. Екатеринбург: Изд-во УГУ, 1997. — 40 с.

180. Успенский Б.А. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — С.306-340.

181. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Миф имя - культура // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории, семиотика культуры. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С.433-459.

182. Фарыно Е. Археопоэтика Мандельштама (на примере «Концерта на вокзале») // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. Лондон, 1991. -Tenafly: Эрмитаж, 1994. — С.183-204.

183. Феноменология искусства. — М.: РАН; Институт философии, 1996. — 263 с.

184. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике / Составление В.А. Звегинцева.

185. М.: Радуга, 1983. — С.74-122.

186. Флоренский П. Имена // Вопросы литературы. — 1988. — №1. — С. 162-176.

187. Флоренский П. У водоразделов мысли. Собрание сочинений. В 2-х т. Т. 1. Статьи по искусству. Париж: Ymca-Press, 1985.-400 с.

188. Флоренский П. У водоразделов мысли. Собрание сочинений. В 2-х т. Т. 2. -М.: Правда, 1990. -448 с.

189. Франк И. Третий глаз: Диалектика искусства. — М.: Мартис, 1993. — 156 с.

190. Фрейдин Г. Осип Мандельштам: История и миф (19301938) // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. — СПб; Вирджиния: Петро РИФ, 1993. — С.302-362.

191. Фрейдин Г. Сидя на санях. О.Мандельштам и харизматическая традиция русского модернизма // Вопросы литературы — №1. — 1991. — С.9-32.

192. Фрумкина P.M. Смысл и сходство // Вопросы языкознания. — 1 985. — №2. — С.22-31.

193. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977. — 488 с.

194. Хазан В.В. Апокалипсис у Мандельштама // Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1991. — Т. 50. —№3. — С.248-256.

195. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. —445 с.

196. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос. Философско-литературный журнал. — 1991. —№1. — М.: Гнозис, 1991. — С.38-45.

197. Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Зарубежная эстетика и теория литературы: Трактаты, статьи, эссе. — М.: Изд-воМГУ, 1987, — С.264-313.

198. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. — М.: Высшая школа, 1991. — 190 с.

199. Чаркич М. Креативность и стереотипы в стихотворных дискурсах (на материале сербской поэзии) // Текст: стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1998. — С. 180-196.

200. Чарняк Ю. Умозаключения и знания // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. XII. — М.: Радуга, 1983. — С.171-208.

201. Чекалов И. Поэтика Мандельштама и русский шекспи-ризм XX века: Историко-литературный аспект полемики акмеистов и символистов. — М.: Радикс, 1994. — 135 с.

202. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 320 с.

203. Черняк В.Д. Реализация семантического потенциала синонимического ряда в тексте // Функциональная семантика слова: Сборник научн. трудов. — Свердловск: Изд-во СГПИ, 1992. — С.38-47.

204. Шаймиев В.А. Композиционно-синтаксичекие аспекты функционирования метатекста в тексте // Русский текст. — 1996. — №4. — СПб (Россия); Лоуренс (США); Дэрем (США); 1996. — С.80-92.

205. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. — М.: Наука, 1973. —256 с.

206. Шопенгауэр А. Собрание сочинений. Т.1. Мир как воля и представление. — М.: Московский клуб, 1922. — 394 с.

207. Шпет Г.Г. Сочинения. — М.: Правда, 1989. — 501 с.

208. Штайн К.Э. К вопросу о семиологии первого произведения // Первое произведение как семиологический факт: Сборник статей научно-методическиго семинара «Textus». — Вып. II. — СПб; Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. — С.4-13.

209. Штайн К.Э. Поэтический текст в научном контекте: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. — 92 с.

210. Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста: Учебное пособие. — СПб; Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1993. — 276 с.

211. Штайн К.Э. Эйдос звука в лирике М.Ю. Лермонотова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1993. — с. 64-80.

212. Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония. — Ставрополь: Книжное изд-во, 1989. — 206 с.

213. Эллиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв: Трактаты, статьи, эссе. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.169-177.

214. Эткинд Е.Г. Материя стиха. — Париж: Institut D'Etudes Slaves, 1985. — 506 с.

215. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994. — 320 с.

216. Юрченко B.C. Бог. Человек. Слово. Лингво-философский очерк. — Саратов: СГПИ, 1991. — 137 с.

217. Язык и наука конца 20 века: Сборник статей, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. 432 с.

218. Якобсон Р. Звук и значение // Воронин С.В. Фоносеман-тические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С. 30-35.

219. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «За» и «Против»: Сборник статей. — М.: Прогресс, 1975. — С.193-230.

220. Faryno Е. «Сеновал». Mandelstam // Text, Symbol, Weltmodele. — Munchen. 1984. — P. 147-158.

221. Gillis D.C. The Persephone myph in Mandelstam's Tristia // California Slaric Studies, 9 (1976). — P.139-159.

222. Meijer I.M. Metaphor and syntax in particular in Mandelstam's poem «Grifelnaja oda» // Russian poetics. — Columbus, 1982. — P.263-283.

223. Meyer H. Der Akmeistus Mandelstam's als eine modernistische Neoklassik // Weiner Slawistisher Almanach, 28 (1991).1. P.107-147.

224. Przybylski R. An essay on the poetry of O. Mandelstam: God's grateful guest, Ann Arbor, 1987.

225. Ronen O. Mandelstam's «Кащей» // Stuies presented to prof. R. Yakobson by his Students. Cambridge (Mass), 1968. — P.252-264.

226. Rothe H.M. «Der Dekabrist» // Archiv f.d. Studium der nenen Sprachen und Literaturen. — 212(1975). — P.95-115.

227. Starzynski I. Delacroix et Shopin // Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe. Akademie Polonaise des sciencec Centre Scientifique a Paris, 1962. — 24 p.1. Словари и справочники

228. Александрова З.Е. Словарь синонимом русского языка.

229. М.: Русский язык, 1986. — 600 с.

230. Библейская энциклопедия. — М.: Изд. Центр «Терра», 1990.— 902 с.

231. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского. — М.: Просвещение, 1991. — 208 с.

232. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — М.: Русский язык, 1978-1980.

233. Краткий словарь когнитивных терминов. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкратц, Л.Г. Лузина / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 248 с.

234. Квятковский А.П. Поэтический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 375 с.

235. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / В.В. Морковкин, Н.О. Беме, И.А. Дорогонова, Т.Ф. Иванова, И.Д. Успенская; Под ред. В.В. Морковкина. — М.: Русский язык, 1984. — 1168 с.

236. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред.

237. B.Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 682 с.

238. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 736 с.

239. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред.

240. C.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991-1992.

241. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред Ю.В. Келдыш. В 6-ти т., М.: Советская энциклопедия, 1973-1982.

242. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т.1-2 — М.: ГИС, 1959.

243. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат. 1990. —494 с.

244. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997.— 384 с.

245. Словарь античности. Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1989.704 с.

246. Словарь ассоциативных норм русского языка. Под редакцией А.А. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — 192 с.

247. Словарь русского языка. В 4-х т. М.: Русский язык, 19811984 (MAC).

248. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953-1965 (БАС).

249. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. — М.: Политиздат, 1991. — 414 е.

250. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. — М.: Прогресс, 1986.

251. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х т. — М.: Русский язык, 1994.

252. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.

253. Список литературных источников

254. Ахматова А. Сочинения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения и поэмы. — М.: Худож. литература, 1986. — 510 с.

255. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7 т. М.: Худож. литература, 1973- 1975.

256. Данте А. Божественная комедия. М.: Просвещение, 1988.-286 с.

257. Державин Г.Р. Стихотворения. Л.: Худож. литература, 1981.-285 с.

258. Мандельштам О. Камень. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. — 400 с.

259. Мандельштам О. Полное собрание стихотворений / Вступительная статья М.А. Гаспарова И А.Г. Меца. — СПб.: Академический проект, 1997. — 720 с.

260. Мандельштам О. «Полон музыки, музы и муки. : Стихи и проза / Составление, вступительная статья и комментарии Б. Каца. — Л.: Сов. композитор, 1991. — 144 с.

261. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений. В 4-х т. Стихотворения. Проза. Составление и комментарий П. Нерлера и А. Ники-таева. — М.: Арт-Бизнес-центр, 1993 — 1994.

262. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Составление, подготовка текста и комментарий П. Нерлера; вступ. статья С. Аверинцева, — М.: Худож. лит, 1990. — 638 е.; Т.2. Проза. — 464 с.

263. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1-3. М.: Правда, 1981.

264. Тютчев Ф.И. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Худож. литература, 1984. -495 с.

265. Цветаева М.И. Сочинения. В 2 т. М.: Худож. литература,