автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.05
диссертация на тему:
Лингвостилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Садыкова, Лариса Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.05
Автореферат по филологии на тему 'Лингвостилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лингвостилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы)"

I - *■

Московский ордена Дружбы народов

государственный лингвистический университет

-

' На правах рукописи

САДЫКОВА Лариса Владимировна

Л ИН ГВОСТИ Л ИСТИЧ ЕСКИЕ П АР АМЕТ РЫ ТЕКСТА ЭССЕ ~ -

(на материале французской литературы)

Специальность Ю.02.05 — РоманскИе языки

' - ■ *

Автореферат диссертации на.соискание ученой степени •' . ', кандидата филологических наук

Москва — 1992

Работа 'выполнена на кафедре лексикологии и стилистики фран-цузй^го языка Московского государственного лингвистического уни-верснтета. ." _ . • '.

, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЬ - кандидат филологических наук, доцент _ • ■ г .С.Ю.Завадовская - - '

ОйЗДИАШШЬ! 0ШЮШ31ТЦ - доктор филологических наук,, профессор " А.Г.Басманбва

л

кандидат филологически* наук, доцент - \ * В. А. Кожемякина БОДЦАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Московский государственный,педагоги-' . ческий- университет , . > ; - , .

.1992 г. в "//'*" чай.

Защита состоится

на- заседании специализированного совета К 053.17.02 по присуждению ученоП'степени'кандидата филологических наук в Московской государ-ственнсш' л^гвистическом университете по адресу: 119300 Москва,' ( ул.Остоженка,36. ' • , '

С\диссертацйей можно ознакомиться в библиотеке Московского '. ордена Дружбы народов' государственного лингвистического университета. ^ • 1 - _ ' - Автореферат чразослан " " 1992 года.

Ученый секретарь ' свдцяализированнбго совета-

Бурнацепа З.К.

Реферируемая диссертация посвящена исследования известного и широко распространенного о мироиой литературе вида текста, принадлежащего к жанру эссе. В работе предполагается выявить его основные текстовые характеристики.

Материалом для настоящей работы послужили конкретные текстк, наиболее характерные для жанра эссе во французской литературной традиции. •

Актуальность_темы. Текст эссе до сих пор, насколько нам известно, не был объектом комплексного лингвистического системного исследования. В связи с возросшим эа последнее время интересом i. лингвистической интерпретации различных текстов отсутствие исследования по текстам эссе представилось явным пробелом, который mv и постарались заполнить.

До недавнего времени для отечественных и зарубежных исследования оссе общим являлся закономерный интерес к литературовед"?' кому аспекту данного жанра /М.Вютор, Ж.Старобинский, Р.Шчупину..-З.Грей, Й.Терасс, М.М.Кадяарова, Л.И.Майлибаева, Ю.В.Зыкове/, ' Основное внимание'уделялось изучения эстетических кредо, филе с скоках концепций эссеистов, характерных признаков эссе как ланог. Для настоящего времени, когда интенсивно развивается новая языковедческая дисциплина - лингвистика текста, необходимым и правому .. ним становится исследование лингвистической специфики через выделение релевантных текстообразующих параметроь, гитого рнальных признаков, присущих такой единице интеракции.

Данный подход соответствует ведущим тенденциям раэр t:« оо; рег/енного язькоанания: интерпретация различных нанрои np'..- o:iit'.'.c.. с позиция обще!? теории текста, коммуникативной "!>:■

рли речегых актов и прагматики /В.Л.Наер, Л.С.Бархударов г. эинкина, М.Н.Кожина, З.П.Х'опанская, М.Анконо, Ц.То.иоио. , ..,•>.••

Т.ван Д.-. к/.

Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в следующем:

- впервые проводится анализ ;шнра эссе как целостного коммуникативного образовашт/тппа текста/;

предпринятое системное описание такого вида текста, его комплексная лиигвостилнстическая интепретация позволили выявить характер организации и функционирования оссе, выделить и определить как нормативные релевантные текстовые характеристики, обозначенные в настоящем исследовании как лингвостилистическпе параметры, которые обеспечивают связь мекду экстралингвистическш и лингвистическим в представленном типе текста;

- впервые в отечественной лингвистике изучение эссе проводится на материале французских литературных текстов / на английском и американском материале имеются работы, в основном, литературоведческого характера/;

- избранный синхронно-диахронный подход к исследуемо?* проблеме позволил показать как проходило становление, развитие и: функционирование эссе как коммуникативного образования в системе текстов французской художественной прозы на протяжении всего периода его существования;

- жанр эссе определяется как межстилевое явление, характеризующееся наличием разнообразных черт публицистического, художест-

, венного, научного стилей, устной ораторской оечп и отличающееся разноплановостью и многоаспектностыо реализуемых в нем коммуникативных целеустишвок: волюнтатизной, репрезентативно'', аппеля-тивной и фатической.

Оено^ная_цель работы - определение жанра оссе как типа текста

_ о _

./ в этом заключается вапа научная гипотеза/. Необходимо б-.то вычленить в системном ряду текстов общехудожественного содержания конкретные лингвостилистические параметры, которые могли бы опоеделить характер организации и функционирооання эссе как особого, отличного от других целостного коммуникативного образования. Наряду с этим необходимо было исследовать причини однонаправленного отбора языковых средств, которые задают параметры текста эссе и определяют его специфику, а также установить коммуникативное назначение такого типа текста.

Рабочим и отправным в настоящем исследовании стало следующее определение жанра эссе: нанр эссе это особый тип текста, целостное коммуникативное образование, в основе которого летит "трансцендентная" структура, служащая передаче С-моделей, свойственных данному типу текста /проблемы абстрактно-этического порядка/, характеризующиеся следующим» лингпостилистическими пара-, метрами: явно выраженная авторская интенциональность, аргумента-тивный характер рязвертшшния текста, объоктивно-субъектя'лный способ организации информации, непосредственная и постоянная аппеля-ция к адресату, специфику которого такие опрбделяют однон^прав-ленио отобранные и специальным образом организованные языкоцие средства и набор релевантных коммуникативных цепеустановок (волюн-татив'кал, репрееентативная, аппелятийная, фатическая), обусловливающих общую коммуникативную направленность данного текстового целого".

Метоцика^лсследования. Основным методом исследования г.;анра эссе как текста особого типа, установления обгщх закономерностей его организации является комплексная интерпретация текста., предложенная профессором 3.11.Хованской. Данный метод является деИ-

стьеннмм способом в обнаружения тех механизмов, которые приводят в действие исследуемое текстовое образование. Он позволяет проследить сеязи между лингвистическими дажшмн и внешнелингзисти-ческами факторами, обусловившими выбор отправителем речи такой формы изложения для передачи процесса осмысления окружающего мири. Использование дедуктивного метода направлено на выявление константных текстовых структур; еинхрошю-доахронный подход позволяет проследить как проходило формирование я функционирование выделенных лингвостилистических параметров, а также вариативные возможности их реализации в тексте эссе /отбор лексикограм.мати-ческих и синтаксических средств/ в тот или иной период. Плодотворными для*проведения историко-стилист шоского исследования эссе явились основные положения стилистики декодирования, разработанные И.В.Арнольд на основе теории информации К.Шеннона: важным для обеспечения адекватного декодирования ьредставлеиного текстового образования стало выявление не самих языковых средств, а определение направленности их отбора, комбинации и взаимодействия в условиях текстового целого.

I '

Теоретической основой работы послужили также базовые положения лингвистики текста, таких ее разделов, как гшмматика и стилистика, теории речевых актов и прагматики, теории коммуникации, разрабатываемых в настоящее время отечественными учонымн Н.Д.Арутюновой, Ю.С.Степановым, И.В.Долининым, Ю.М.Лотманоы, В.Д.Наер и другими.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что системное описание организации текста оссе, его комплексная лпнгмстиластическая интерпретация позволили выявить специфику несло,дуемого функционального типа текста, характер ого оргапиза-

пин и функционирования как единицы имтеранции. Исследован конкретных типов речевых произведений обогацает и стимулирует развитие общей теории текста. Комплексный, лингвостилистический ' подход к изучен.™ текста приводит » наои дни к разрушена э искусственных барьеров между различными филологическими дисциплинами, тормозившими в середине нашего века развитие филологии, лромо того, исследование такого сложного и многоаспектного обтекта, каковым является жанр эссе, позволяет нам глубже проникпуть в природу человеческого познания и способов его вербального выражения. Необходимо также отметить, что предлагаемая работа является еще одним подтверждением необходимости и целесообразности комплексны;: исследований текста. Исследование объекта в единстве формы и содержания, в комплексе всех его компонентов и уровней способствует более глубокому и полному изучению сущности рассматриваемого феномена, обеспечению его адекватного восприятия реципиентом .

Прак2ическая_ценносгь исследования заключается в с/елукгцом: в настоящее время степень владения языком определяется * эояз степень владения типами текстов: чем больше Фипов текстгг может продуцировать, понимать й использовать'говорящий на том пли ино?: языке, тем шире диапазон его речевой деятельности. С это" точки зрения теория типов текстов тесно соприкасается с теорией и практикой обучения языку.

Полученные в ходе исследования результаты /языковоГ л соде кателышч аспекты проблему/ могут быть использовали н*. г-.няткягс по следующим учебным дисциплинам: литература, стилистике ч иь-тепретация текста, лингв ютика текста, речевой этикет. «'• та];//.'! пр.; состаглент; лекций но данным дисциплинам. Большой ши^рес

представляет исследование языкового материала в плане выявления специфики его отбора, организации л функционирошшия для обучающихся на факультетах /¡журналистики. Задним результатом работы является исследование содержательного аспекта эссе: отличающая его философская и концептуальная направленность является необходимым условием формирования положительных личностных качеств человека, совершенствования общества как социального института.

Корпус исследования составляют эссе французских авторов, начиная с ХУ1 века - времени появления.на свет данного жанра и до настоящего времени - периода расцвета эссеистики, ото эссе следующих французских авторов: Ы.Монтень "0пыты"ХУ1 век, 5.Ла-брюРер "Характеры", Б.Паскаль "Мысли" "УН век, Ш.Монтескье "О духе законов" ХУШ век, Ж.Мишле "История французской революции", Ш.Сент-Бев "Беседы по понедельника;.,XIX пек, М.Бланшо "Бесконечные размышления", К.Бернанос "Волыни^ кладбища под луной", А.Камю "Миф о сизифе-", Н-П Сартр "Экзистенциализм это гуманизм", -Э.Морен "Человек и смерть", П.Шарден "Человеческий феномен", Р.Кайуа "Человек и священное" XX век. ■

Выбор эссе этих авторов определяется следующими факторами. Во-первых, важностью хронологической последоватеаьности для осуществления предпринимаемого сикхронно-диахронного подхода к исследованию данного текстового образования. Во-вторых, это эссе, в которых философские, научные, отическио и художественные задачи составляют единое целое / идет ли речь о человеке как об индивидууме си всеми присущими ему положительными и отрицательными качествами или об обществе как о социальном институте с егс религией, историей, политиков, философией и моралью/. 3-третьих, необходимо показать, что эссе относится к высшим достижениям

мировой литературы вне зависимости от эпохи или авторства.

Апробация цаботн^ Диссертация обсуждена ка кафедре лексикологии и стилистики французского языка Московского государственного лингвистического университета. Результат» исследования апробировались на конференции молодых ученых Института пэтозка-ния АН СССР в 1950 году.

Структура V содержание диссертации обусловлены наложенными выше целью, и задачам». Работа состоит из введения, двух глав, заключения л списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность, новизна, теоретическая значимость ;; практическая ценность работы, определяется методика исследования.

В первой глчве дается анализ тех'проблем лингвистики текста и лингвостилистика, которые являются существенными для изучения ганра эсса как текста особого типа, целостного коммуникативного образования. Определяются псторлко~л1!нгзцстические характэрнстнки »акра эссе, представлена эволюция его становления и развития ьо фран^зской литературной традиции.

Во второй глазе работы рассмотрен целый комплекс характеристик текста эосз. Среди них, ар'гумонтативний характер и объективно-субъективный способ организации информации, способы выражения авторской иктенциональности, особенности аппеляции к адресату. Эти и .^ругиа характеристики текста эссе исследуются в многообразии их функций и средств вербализации.

3 заключении диссертации обобщается результаты исследования и намечаются пут;: дальнейшего изучения языковых и неязыковых особенностей текста оссе. Ст^чг.ется, '-¡то зооросчг.^ '/.ктерьС шиг-вкстов к ::зучен-л» различных текстовых образован»!?, хакотм я»-

лямтся стили, подстили, канры, открывает большие возможности в изучении принципов отбора, организации и изложении в них вне-речевого материала.

Возникновение эссе как нового литературного жанра относят к 153(3 году времени появления ка свет известной книги М.Монтеня "Опыты" в которой,согласно замыслу ее соэдителя, худо-

жественный способ видения .мира выступает в единстве с олемзнта-ми научного познания. М.Монтень был одним из тех, кто закладывал основы опытного познания толькс не в научном, а в литературно-гуманитарном направлении, что, однако, не исключало признание слита, эксперимента основным источником истинного знания.

М.Монтеиь в заглавие своей книги г иосит слово "эссе" /опыт/ в значении попытки, пробы в передачи личного, а также общечеловеческого знания, жизненного опыта. Анализ ;..догознач.чостк человеческого существования осуществляется, на перЕий вэглед, хаотично. Однако, несмотря на каауцуюся обрывочность, фрагментарность, Хаотичность, просматривается четкое движение мысли автора в поисках истины, в нахождении ответов. Таким образом,'название книги М.Монтеня "Опыты" /¿esaie/ становится обозначением одного из новых жанров - яанра эссе, широко распространенного в настоящее время во всех европейских литературах.

Слово "эссе" происходит от позднелатинского "езйвАии»Г'вяаве» poids / вес, взвешивание. Дальнейшая эволюция этого слова привела к появлению новых значений и соответственно новых слов, таких как "expérimentation,d&but,esquisse ". значение которых в самом общем виде могло предстаьить как первую попытку, пробу писателя, художника, философа, ученого в представлении своих вы-

'3 <

аодаБ и сугэдсний по интсресуюцим и волнующим их тем или иным

- b -

проблемам человеческого бытия. Таким образом, необходимо о-.метить важность этимологических трансформация слова "эссе" для обеспечения его адекватного восприятия как жанрового и текстового образования.

Появление нового литературного жанра было не случа^ньм. Оно было предопределено предшествующим ходом развития литератур-нор традиции нэ только Франции, но и Античности. Истоки эссе как жанра можно найти в "Диалогах" Платона, "Ыоралинх" Плутарха, "Эпистолярных посланиях к Луцилиусу" Сенеки и многих других произведениях, где на первый план выступала личность автора /цементирующей оснозой текста эссе является прежде всего личность автора, единство его философско-эстетичэских воззрений, своеобразие его индиеи,дуально? картины ьмра/.

Б истории становления и развития жанра эссе во французской литературной традиции можно выделить два синхронных среза. Такое деление основано ка различиях в системе способов номинации объективной действительности. Первкй синхронный срез составляют произведения эссеистов ХУ1-ХУШ векоз /М.Монтень, Б.Паскаль, Ж.Ла-О'ряйер, С.Монтескье, Л.Вовенарг/. Второй - э^о эссепстнчзскпе произведения Х1Х-ХХ. векой /Ш.Сент-Бе'в,' К.Леметр, Ж.Мищле, А.Камю, А.Моруа, К-П.Сартр, 3.Морен, М.Елансо, Е.Вернаиос, П.Карден и другие/.

Эссеистика первого периода полностью соответствует требованиям норм античной риторики, отличается лаконизмом и коммуникативной ясностью, эксплицитно выражением отношения адресанта к фактам. Несмотря на каг^ущуася свободу изложения мысли, речь эссе обдумана, систематизирована. Языковая фррма полностью подчинена основной целя: выражению логики мысли, воздействию на получателя

_ о _

рочи. йссеистпку данного синхронного среза отличает минимальная частотность структур "разговорной речи. Оценочность носит открыты", интенсивный характер.

Оссе'.'.стичсскне произведения Х1Х-ХХ веков отличает посикен-шя частотность структур экспрессивного синтаксиса: эллипсис, повторы, градация, инверсия, параллельные конструкции. Их использование направлено на активизацию внимания адресата,. актуализации связи "автор - читатель", ритмизацию речи, облегча&цую процесс восприятия информации. Средства .экспрессивного синтаксиса выполняют нйгл?дно-конкретизирую;щю функцию, подчеркивая логическую, понятийную сторону высказывания. Высокочастотны структуры разговорного стиля.

Слезет отметить, что на протяжения всего периода своего существования эссе функционирует как кежст^левоа явление, объединившее в себе черты многих стилей и жанров, преимущественно публицистического, научного,-художественного, ораторского. Общепринятой на настоящий момент является точка арония в соответствии с которой канр оссе относится к публицистическому стилю /М,ш.{Сад-и:ьрсва, Л.В.Константинова, Р.З.Еякога/. Такой подход, с напей точк,: зрения, сникает адекватность восприятия реального статуса оссе как коммуникативного образования и как эстетического объекта, который отличают серьезные философские обобщения, острый публицистический анализ, художественно-образная конкретизация, логичность изложения, ораторская организация речи. Представляя, такт образом, своеобразный канал передачи окстралингвистического мата-риала, эссе становится действенным средством реализации авторских интенций, направленных на обеспечение максимального воздействия на получателя речи и убездекия последнего а -истинности задвигаемых

адресантоу суждений. Следует отметить, что в теисте эссе находит СЕое выражоп/.е направленность делтельности адресанта на формирование новых, соответствующих мировосприятию последнего, стереотипов мышления и поведения, а также на разрушение старых стереотипов, что представляется весьма важной задачей из-за устойчивости эги/ стереотипов. Процесс освоения окружающего бытия, представленный в эссеистччесних произведениях, направлен на его совершенствование, в частности ка совершенствование человека как личности, общества как социального института с его политикой, культурой, идеологией, религией, нравственностью и моралью.

Явно_вкра:хешая авторская ¿нтенщональность. Одним из основ-н..х свойств любого речевого действия, а также речевого произведения признается интекииональность /намеренность в.осуществлении того или иного действия/. Характер проявления интенциональности в различны, типах текстов варьируется а весьма широком диапазоне, что определяет возможность ее рассмотрения как одного из критериев типологизации, отнесекйости определенного корпуса текстов к одному из текстовых типов. Данный механизм обеспечивается за с.ет-того, что та или иная ситуация передается соответствующими языковыми средствами, обусловливающими устойчивость каждой из них, а, как следствие, образование текстовых типов. Такое положение релевантно для эссе как типа текста.

3 данном текстовом образовании интенцнснальность носит явно выраженный характер. Тот факт, что она реализуется на уровнях текста - лексическом, синтаксическом и стилистическом - свиде-тьт ствует о широком диапазоне действия данной текстове" категории. Другими словьмч, ясность, отчетливость намерений адресанта в тексте эссе является одним из его неотъемлемых и характерных

И -

свойств, определяющих специфику организацию к функционирования такого текстового образования на протяжении всего периода его существования во французской литературной традиции, независимо от авторства или зпокч.

На лексическом ур-эне это проявляется в эксплицитной выраженности целевых установок эссепстпчесхих произведений. Четкое • и ясное раскрытие целеГ и задач, а также определение круга тек, рассматриваемых в оссе, достигается за счет использования лекси-ко-граммачмчэских „редств описательно-декларативного характера: выделительного оборота "с." est.. ,<3.ue ", глаголов "<i&crir9fe:faBii-П0Г,pfiiiul.ro" 5.1.Лабр»йер в своем эссе "Характеры" сообщает, что "ce sont les caractores ou le с moeurs ds ce siôcla que décris,je ewj suis d'y peindre les hoaaea' en. bénirai со лаз d^s raisons (qui i.'ixuroût dans l'ordre dea chapitres dans им certaine euita iiuieuniblo des refissions cui les coupooent." П.Монтескье также определяет четко свои цели "C'est ce que ;j'entre-

prends dans cet ouvra^a^'e^ainini-rai tous ces rapports:ile forment tout ensemble ce qu'an cppelle l'esprit ûss lois", А.Камю в эссе "Миф о сизифе": trouvera ici la description à l'é-

tat pur,q'un mal со 1*esprit." Пе; зчекь примеров может быть продолжен, однако, характер интенционалыюсти останется прежним -эксплицитно выраженным.

К стилистическим средствам выражения авторской интенцисналь-ностп следует отнести прежде всего фигуры экспрессивного синтаксиса - риторические вопросы, параллельный конструкции, выделительные обороты, градация - все то, что способствует четкому и ясному раскрытию намерений адресанта, выявлению его позиций по чощ или многу вопросу, передаче аиторского восприятия окружающей действи-

тельности. Усиливая прагматический эффект текста эссе в целом,' повышая эмоциональную насыщенность отдельныí его фрагментов, представленные средств способствуют создания эмоциональной атмосферы восприятия предлагаемой адресанту информации и обеспечивают условия для адекватного /"¡кодирования намерений создателей эссеист-ческлх г.ро'3be%0Hiî!*.

2-.!/1ишле в споем эссе "Histoire da la Révolution, française " исследует такое сложное социальное явление как религия: ее происхождение, роль и социальную направленность в обществе, сущностные свойстра. Автор, рассматривая отдельные аспекты данной проблемы, ставит своей задачей найти причины чрезвычайно парадоксальмо-г положения, когда религия, будучи проповедницей любви, мира, добра, стяновптся прич/.ноЯ пролития крови. Оформляя свою мысль в риторическую форму, адресант стремится обеспечить более эмоциональное и с.сспрессирчое изложение проблемы, представить свою позицию по данному вопросу - непрлятие такого положения вещей " Je тпэ suis souvent domandè en poursuivant la soubre âtuda du "loyea âço...coaaen-t la rélis;ion,la р1из douce dans son. principe, о о Ile qux part de l'amour elle-mêhe a-t-olle donc pu couvrir, le monda da eatte vaste mer de^'^cHCny приведенного риторического высказывания составляют результаты его исследовательской работы, которые представляют дно отчетливо выраженные точки зрения Шшле , по данному вопросу. 3 формулировке первой он исходит из частных наблюдений " ,1о ко suis souvent dâaandà" и представления конкретных черт религии "caille qui part de l'amour,la rôlifçion la plus doi ,e", во второй, он приходит к обще? закономерности "comment a-t-olla pu couvrir lo топаз cotce vasta лдг do емщ "...

Тщатель:а-,й анализ показывает, что мысль адресанта передана

путем логической расчлененности, основанной на антитезе. При этом, противоположности .ырадени с помощью эмоционально-оценочного эпитета pitia doíitia" и приема персонификации "callo qui part de l'amour elle-шоаз", с другой стороны, при помоги метафорического ' сравнения "couvrir lo m' id-» de cette vante ner ds caí•J; . Максимализм характеристик усиливает осуществляемое воздействие на эмоциональное состояние дрееата, способствует более четкой и даже жесткой акцентуациг своих рассуздений и наулрени «.

Аргументативкы^ ха2акт^_разве2тивания_тек£та. Выделенный на основе анализа эссе различных авторов, представлении? лкнгво-стилг.стический параметр определяется как константная текстовая структура, определяющая характер организации и функционирования текста эссе.

Целесообразность и правомерность выделения данного параметра, рассмотрения текста эссе как аргументативкого типа сообщения определяется тем, что в кем основным средством организации информации и воздействия на реципиента является стратегия логической аргументации. Это означает, что движение идет "не естественным развитием зерна, данного в изначальной ситуации, а логическими актами в виде сопоставления, противопоставления, аналогии, доказательства или диалектического полагания, всеми темп средствами, которые представляют аргументация)" /Реформатский, I9d7/.

Аргументирование в ходе речевого воздействия осуществляется при помощи использования расличнкх языковых и внеязыковых средств, в основном, интертекстуальных конструкций- афоризмов, сентенци", макс.ы, нитат с целью порождения определенных эмоций и ещущгклй, способных обеспечивать формирование новых, либо модификацию старых изначальных стереотипов поведения и ыдалонля.

- К, -

Г1роил"юстрируем ото на примере из эссе исследуемых авторов. В главе "^u pèdantisme" из эссе М.Монтеня "-Ssfiaia" адресант рис-су «дает о педантизмj как об одном из отрицательных качеств, свойственных человеку. Чтобы убедить адресата в правильности и верности своей точки зрения, чтобы воздействовать на его эмоционально-интеллектуальное соотоянпе, автор эссе использует в качестве доказательств различные ннтертекстуадьные конструкции: сентенции, афоризмы, цитаты. Все они объединены одним семантическим содержанием - неприятием лояной педантичной учёности, которая оказывает отрицательное влияние на нравственность человека, его личностные положительные качества.

Примерами собственно прямой речи могут служить следующие высказыврчия исторических лиц и литературных деятелей: "Но ненавистен мне ученый вид педашов"/Дю Балле/, "Я ненавижу людей, не пригодных 1. делу и пои этом пространно рассуждающих? /А.Гелий/, "Они научились говорить перед другими, но не перед самими собой" /Цицерон/, "Ненавижу мудрогб, который мудр не для себя" /Цицерон/.

В эссе Iii.Монтескье "Дэ l'esprit das 1оЫ' различные формы ш.гертекста такжо играют большую и 'важную роль в организации повествования. В главе " fijplluatiob du paradons dos anciens par rapport au* moeurs '¡адресант рассувдает о существующем в эпоху Античности отношении к музыке как к средству положительно воздействующему на состояние человека, его нравственности и на состояние нравов в обществе, связывая это с тем, что к^уэкка способна смягчить нравы и целать душу человека более некной, мягкой , вое-при' мчи вой к добру. Д'1Я того, чтобы представить существующую точку зрения, адресант использует косвенную речь "Polyba.le ¡judicial lJo]yba ,nou3 dit qua lu muai qua était nécessaire pour adoucir 1аз '»овигз.^Здtoft,.'iristote lutarqw.Strabon ont penaâ теше la puissance de la iiusiqus, кир laa ijoaura,"

- 15 -

Об^икглгчо-с^бъекти вныП способ_о£Г'аниг!Ц1.ти4_ин^орма!]1т ^ Это танке константны;1 лчнгмостилнстичеокий параметр текста эссе, определяющий характер его организации на протяжении всего периода существования и функционирования данного текстового обрагшва-1 НИЛ.

Основное коммуникативно-прагматическое назначение этого параметра определяется следующим образом: передача объективной ин-формяпии сопровождается суждениями, мнениями, размышлениями отправителя речи в эссе. В соответствии с концепцией Д.Паляи,'"со-дерх«лц'1Рсч в диктуке /фактическое содержание/ объективная г »форма ция представляется в сопровождении модуса /индивидуальной оп'нки/'

Вчкннм момента является тот факт, что предлагаемая шииа-нию адресата информация / размышления о смысле ю'.знч, о человеческих. положительных и отрицательных качествах, поступках, исторг чеекмх VI политических событиях/ получена в результате бельмо'1 творческой п мыслительной работы эссеиста, личного осознания реального мира, окружающей действительности.

Чередование личного и неличного способов представления информации коммуникативно и прагматически значимо, так как при этом создается необходимая адресанту атмосфера восприятия информации 'и достигается знач"тельнн" стилистически* эффект, обеспечивающий глубокое эмоциональное воздействие на реципиента, необходимые условия для рпалчзаци! намерьни" а,дреоанта, поставленных при этеп коммуннкативпх задач.

В тексте оссо субъективный или персональны" способ органи-олцил V нформпщщ к-'» ходит г вое непосредственное вмрткение в повеет впцани/1 от 1-го лиц'1, яэь'коашии гжтуалг.зы'пи.ами которого являются .1 .иеста^иия и соотносимые с ними |т>рми гллгодоп,

органа зукм'/'е вокруг себя лексические, синтаксические ч стилистические средства, скличакжщэ сему лица.

Основной приэьлс местоимения " ja " - ото присущая ему конкретная референция производителю высказывания. Эссеист, отожествляя себя с субъекто»' ьыишэыванля, стремится убедить адресата б истинное л; своих суздениЯ от своего собственного имени.

Объективный способ организации ин}эрмчцяи предполагает передачу объективной информации о фактах и явлениях окружающей действительности, излагаемой в каждом конкретном речевом произведении. Обеспечению оптимального уровня воспроизведения информации, реализации при этом поставленных коммуникативных целef» и задач ;.,есобствуют целенаправленно отобранные лексико-грамматические л синтаксические средства: неопределенно-личное местоимение "ou", которое выполняет генерализирую^» функцию, безличный оборот "ilу..а",.пассивные конструкции, косвенная речь и другие языковые зредстиа, которым свойственен обобдающнЯ характер.

Одной из релевантных черт объективации в тексте эссе япляет-*ч ее обобщенно-философский характер. Это связано с тем, что j^HOBhüM предметным содержанием текста эссе являются серье лше ;онцептуалььме вопросы, связанные с философией, моралью, этикой, 1сихологпеП, с нравственными проблемами.

Анализ примеров проводится на конкретном текстовом материа-ш с учетом специфики организации информации в эссе. Объективация i субъективность тесно связаны излагаемым материалом - объектни-¡ая информация сопровождается индивидуальным! размышлениями и :y;¡ ;ениями отправителя речи.

В эссе К.Вернаноса "Les granas cimásiíraí; sous За luna " [редстаслены размышления о существовании "das inbéciles'* - "'/oua

- Y> -

ne direz qu<- ces rçeiis-là,lee soldats étaient 1Í93 saints.Hon, ja vous n a sure, es n étaient pas das saints .C'étaient das résignas. Il j a dans tcut nomrag иве énorme capacita do r&signation,l'hocv-rne not naturellement resignó.. .ХЛьоагое est naturellement rfesiçnô. ilais nous aurions tor de croire nue cette rôsii-nation. on fait un animal inoîfonsif .filio concentre en lui dae poisons qui le rondint disponible le .loment venu pour toute espèce de violence'.'

Чередование средс1в субъективности /повествование от 1-го лица единственного и множественного числа " ¿о " и "nous"/ и объективации /безличный оборот, "il ya" и местоимение 3-го лица " alin "/свидетельствует о единстве объективного и субъективного в тексте эссе как о его неотъемлемом свойстве.

Одной из основных синтаксических структур, обеспечивающих объективно-субъективный способ организации информации в тексте эссе и определяющих в значительной мере его специфику, являются восклицательные высказывания. Зто связано с том, что объёктивно--субьективное повествование всегда эмоционально, а "эмоциональное, как справедливо отмечает Ш.Балли, всегда тяготеет к восклицанию" /Балли, I96I: 351/.

В оссеистических произведениях восклицательные высказываний могут начшать иди заканчивать весь текст, или отдельные главы, или. отдельные его разделы, способствуя таким образом-реализации тех или иных интенций адресанта: эмоционально настроить аудиторию, сделать акце»г на той или иной мысли того или иного произведения.

Болыт.ш стилистическим эффектом обладают те восклицательные высказывания, благодаря которым достигается неожиданный сдвиг в повествовании. Это происходит при переходе от беспрерывного авторского повествования в субъективную плоскость изложения.

- 1в -

Непоспедстваниая и постоянная аппеллция к адресату. Выделение данного лингвостилнотического параметра основано на том, что одной из -.оновных смысловых структур данного текстового образования является обращенность к адресату; А - а.цресант призывает В - адресата " совместным размышлениям над предлагаемым в каждом гонярЁтном речевом произведении экетралпнгпистическом материале: проблемами абстрактно-этического порядка.

Коммуникативные роли адресанта и адресата в текста эссе определены следующим образом: А - адресант - это реальная фигура писателя-эссеиста, чья идеологическая, этическая и социальная установки раскрываются получателю речи по ходу изложения информации. Б - адресат - потенциальный читатель, на организацию внимания и ментальной деятельности которого направлена вся деятельность

»

адресанта.

В теките эссе, как отмечает Ж.Старобинский, читатель - это "активно действующая структура, конститутивный элемент всякого литературного произведения,"его "всевидящее око"" /st&robinai,

Реализации речевого взаимодействия способствуют выделенные н_>ми- квазьдиалогические структуры: вопросно-ответные единства, риторически организованные высказывания, высказывания с императивной модальностью. Обеспечивая диалогиэацию коммуникативного процесса, заключенного в текста эссе, они обусловливают специфику его организации и функционирования.

Проиллюстрируем ото на примере использования вопросно-ответ-ноги единства из эссе Э.Морена "L'homme et la mort В главы "t risque de l'iort"'3 вопросно-ответной форме представлен ход рассуждений адолсанта о том, ччо человеку свойственно рисковать жизнью. Автор задается вопросим, чем обусловлено, каковы причины доверии ми я такого акта. Несмотря на существующий всеобщей и то- 19 -

тадьныП стра<, страх перед смертью, люди рискуют la risqua ûi

«art est lo part. Лоз о suprême de l'homme devant la îaort puisqu1 il contredit; totuleaie -t et radicalement l'horreur de la mort. Pout-an,en ce qui concerne la guerx'e,parler véritablement de

risqua da mort?Ia mort risquée sur le c-hamp d3 batailla n'entoile pas plutôt une mort subie aveuglement du fait da cette cécité A la mort que provoqua le rossaisseuent de l'individu par son groupe ou 1" exaltation amicale du combat."

Таким образом, анализ конкретного речевого материала показал, что жанр эссе это текст особого типа, целостное .-оммуника-тавное образование, специфику организации которого определяют релевантные лингвоотнлистические параметры, функционирующее в системе текстофранцузской художественной прозы.

Осмовнш положения диссертации освецены в еле,дующих публикациях:

1. Лпнгвостилпсти )еские параметры текста эссе. Сб.нэучн.тр. Рлуритир речи и обучение языку. ч.1. !!нст~т яз-я АН СССР Москва; 1990 г. стр.49-57.

2. Лингвистическая характеристика образа автора. Сб.шучн.тр. Развитие речи и обучение языку ч.П. Инст-т яз-я АН СССР Москра; 1990 г. стр.151-161.

3. Аргументация в тексте эссе. Тезисы докладов конференции "Семантико-пргп'матические и социолингвистические аспекты изучения языка". Кнсг-т яз-я АН СССР Москва; 1990 г. стр.135-103

По .и I. Mf-ii.ni 9.jp. !<><>? г iin, ..'¡ня .4[.;i.\

14 57-

Ijrji и л ) Г'<г- 9»

lu на

Л мpi-' }h\-i;huh'h уп Оскьчгпка, ЗМ