автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Малева, Анастасия Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Сыктывкар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа"

На правах рукописи

Малева Анастасия Валерьевна

ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ СОВРЕМЕННОЙ КОМИ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ: ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ И ПОЭТИКИ ОБРАЗА

Специальность 10.01.02-Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

15 МДП 2014 005548379

Сыктывкар - 2014

005548379

Работа выполнена в секторе литературоведения ФГБУН «Институт языка, литературы и истории» Коми НЦ УрО РАН

Научный руководитель: Кузнецова Татьяна Леонидовна

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, заведующий сектором литературоведения ФГБУН «Институт языка, литературы и истории» Коми НЦ УрО РАН

Официальные оппоненты: Налдеева Ольга Ивановна

доктор филологических наук, доцент кафедры литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Пантелеева Вера Григорьевна

кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора БУ Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования»

Ведущая организация: ФГБУН «Удмуртский институт истории,

языка и литературы» УрО РАН

Защита состоится «6» июня 2014 года в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.09 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Демократическая, 69.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». Полный текст диссертации размещен на сайте университета: http://www.rnrsu.ru/ru/diss/diss.php ?ЕЬЕМЕЫТ_Ш=27873.

Автореферат разослан » 2014 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук

Н. В. Чинаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Женская лирика - значимое явление коми поэзии: зародившись в 60-70-е гг. XX в. (лирика А. Мишариной), она получает активное развитие на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в творчестве Г. Бутыревой, А. Ельцовой, Н. Обрезковой, А. Елфимовой, Е. Афанасьевой, Н. Павловой, Л. Втю-риной и многих других. То обстоятельство, что «женская» литература к концу XX века стала занимать особое место в культуре, придает особую актуальность тендерным исследованиям и дает возможность рассмотреть женское творчество как самостоятельный феномен. Тендерный подход к интерпретации литературного текста позволяет, отстранившись от традиционных литературоведческих трактовок, исследовать произведения в аспекте особенностей мужского / женского художественного сознания с учетом его трансформации в контексте культурно-исторической эпохи, что особенно актуально в переосмыслении теоретически значимой проблемы - изображения человека в литературном произведении. Особую значимость тендерного подхода исследователи отмечают при анализе поэтических текстов: «...именно в лирике естественнее всего ожидать особенно яркое проявление особенностей мужской / женской индивидуальности, отражающей взгляд поэтов и поэтесс на окружающий мир и на самих себя. Такой большой диапазон возможностей для выражения собственного «я» обусловлен самой природой лирического произведения <.. .> одним из дифференцирующих понятий мужественности и женственности является различное чувственное и эмоциональное восприятие»1.

В России гендерное литературоведение, зародившись в 90-е гг. XX в., находится в процессе становления: несмотря на то, что исследователями выявлены многоаспектные особенности женского художественного творчества, в основе которого - влияние «женского» отношения к реальности на структурно-содержательные параметры текстов, отмечается необходимость системного осмысления выявленных данных для теоретического обоснования данного феномена.

В коми литературоведении исследование лирики поэтесс представлено либо в изучении частных аспектов своеобразия их творчества, либо в контексте исследования коми поэзии в целом. Предпосылки выделения лирики авторов-женщин в отдельное литературное явление наблюдаются в работах А. Е. Ванеева, В. И. Мартынова, которые делают акцент на

1 Бабенкова Е. А. Тендерный фактор в поэтическом тексте / Е. А. Бабенкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - С. 20-21.

выявлении своеобразия художественных образов, идейно-тематических и структурных особенностей стихотворений первой крупной коми поэтессы А. Мишариной. Следует отметить работы В. Н. Демина, который не только выявляет структурно-тематические особенности лирики поэтессы, но и отмечает их отличие от мужской поэзии того же периода в аспекте психологических особенностей характера лирической героини.

Весомый вклад в изучение коми женской лирики внесла В. А. Латышева. Акцентируя внимание на ритмико-интонационных и изобразительно-выразительных средствах поэтического языка коми поэтесс А. Мишариной, Г. Бутыревой, А. Ельцовой, Н. Обрезковой, А. Елфимо-вой, исследовательница придает лирике авторов-женщин особую ценность и значимость, отмечая ее роль в обновлении коми поэзии за счет наполнения новым содержанием. Особо следует отметить ее статью «Женская лирика коми» (2005), которая представляет первую попытку в коми литературоведении представить женское творчество как уникальный самостоятельный литературный феномен.

Не менее значимое место занимают работы, посвященные частным аспектам своеобразия творчества поэтесс. Это статьи Т. Л. Кузнецовой об особенностях антитезы в стихотворениях А. Ельцовой, анализ Е. В. Ельцовой таких жанровых форм, как танка и хокку в поэзии Г. Бутыревой, исследование А. М. СемяШкина жанра элегии в творчестве А. Мишариной и А. Ельцовой, а также особенностей двуязычия в лирике Г. Бутыревой. Своеобразие женской русскоязычной литературы Республики Коми, в частности, прозы рассмотрено в статьях Г. В. Болотовой, методология и методика исследований которой базируется на тендерной концепции анализа художественных текстов.

Лирика получивших известность сравнительно недавно коми поэтесс Н. Павловой и Л. Втюриной рассматривается нами впервые. Отдельной работы, посвященной анализу образа лирической героини в единстве его семантики и поэтики, которая позволила бы осмыслить, систематизировать, а также дополнить, расширить и углубить исследования о своеобразии коми женской поэзии, нет.

Актуальность исследования коми женской поэзии в аспекте образа лирической героини2 обусловлена не только свойствами лирики как рода, утверждением конструктивной, сюжетной, композиционной, концептуальной, жанровой и стилевой функций лирического героя в поэти-

2 Обращение в нашей работе к терминологически незакрепленному понятию «лирическая героиня» обусловлено необходимостью разграничения мужского и женского типов художественного сознания.

ческом тексте, но и необходимостью раскрытия своеобразия духовного мира современника: совершенно справедливо, на наш взгляд, лирика определяется исследователями как пространство «миро-восприятия» и «миро-отношения», как «материализованное воплощение отношений человека с миром»3.

В основе подхода к исследованию образа лирической героини в нашей работе - анализ ее образа в единстве семантики и поэтики: существенно важно понимание данной категории как интегративного явления, представляющего «сложное структурно-семантическое образование, реализуемое на уровне целостной структуры поэтического текста»4.

Термин «семантическая поэтика» сформулирован исследователями Д.М. Сегалом,Ю.И.Левиным,Р.Д.Тименчиком,В. Н. Топоровым,Т. В.Ци-вьян в их совместной статье «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» и в дальнейшем использован учениками, последователями известного литературоведа, критика Н. Л. Лейдермана в качестве объединяющего разные области его научной работы. «Семантическая поэтика» предполагает исследование все новых образов мира, «возникающих из сопряжения конкретных элементов формы, понятых, прежде всего, в их семантической функции»5.

Образ лирической героини в нашей работе определяется как семан-тико-структурный стержень лирики, скрепляющий и аккумулирующий в себе все ее содержательные формально выраженные уровни в единое художественное целое; как единство мировоззренческих составляющих- миропонимания, мироощущения и мироотношения, - обретающее концентрированную форму воплощения в характере личности с определенными ценностными установками, живущей по законам художественной - смоделированной ее сознанием - реальности.

Исследование образа лирической героини в единстве его семантических и структурных составляющих позволяет не только рассмотреть принципы характерообразования в лирическом произведении, способы текстового и внетекстового воплощения ее взаимоотношений с миром, но и выявить мировоззренческую обусловленность многофункциональности средств художественного миромоделирования, сформировать

3 Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Монография / Н. Л. Лей-дерман. - Екатеринбург: «Словесник», 2010. - С. 305; 307.

4 Марченко Т. М. Образ лирического героя как интегративный фактор структуры лирического стихотворения / Т. М. Марченко. - Вологда, 1991. - С. 2.

5 Семантическая поэтика русской литературы: сб. науч. тр. - Екатеринбург : Урал, гос. пед. ун-т, 2008. - С. 5.

представление о мирообразе в творчестве поэта, возникающего из сопряжения мировоззренческих основ личности с формами их художественного воплощения в поэтическом тексте.

Актуальность исследования определяется необходимостью исследовать и систематизировать богатейший материал, представленный современной коми лирикой в ее «женском лице», воссоздать максимально целостную картину развития коми женской поэзии путем исследования авторской индивидуальности и типологической общности лирики известных коми поэтесс. Представляется необходимым расширить и углубить имеющиеся исследования в области коми женской поэзии путем нового концептуального подхода к изучению данного литературного феномена, при котором учитывается как тендерная концепция интерпретации художественного текста, так и концепция единства семантики и поэтики. Осмысление художественной специфики образа лирической героини в единстве его семантических и структурных составляющих дает возможность не только отразить отличительные особенности женского мировоззрения, воплощающего духовное состояние современника, и способы его воплощения в поэтическом произведении, раскрыть своеобразие поэтики современной коми поэзии и ее важнейших ценностных ориентации, но и проследить значимые изменения в способах художественного осмысления действительности.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней, наряду с поэзией 1970-80-х гг., рассмотрена новейшая коми лирика конца XX - начала XXI в., предпринята попытка системного анализа образа лирической героини современной коми женской поэзии путем обращения к новым концептуальным подходам. В диссертации как расширяются, углубляются уже имеющиеся результаты исследований в области коми женской поэзии, так и впервые выявляются особенности художественного осмысления мира отдельными авторами, самобытность их творческого облика. Впервые лирика коми поэтесс исследуется в сопоставительном и системно-типологическом аспектах, позволяющим наиболее полно осветить авторскую индивидуальность, прослеживаются трансформации в структуре семантики и поэтики образа лирической героини, обусловленные изменяющейся реальностью.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в выявлении значимых концептуальных аспектов образа лирической героини посредством учета как тендерных данных, так и реализации подхода к изучению данной категории через осмысление ее в единстве семантики и поэтики.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения и результаты могут быть использованы при написании монографического исследования о современной коми поэзии, раздела «Истории коми литературы», создании учебных и методических пособий по коми литературе, разработке лекционных курсов по современной коми литературе, а также спецкурса «Коми женская поэзия» для студентов вузов.

Объектом исследования в диссертации является коми женская поэзия.

Предмет исследования - образ лирической героини, рассмотренный в единстве его семантики и поэтики, а также с учетом существующих тендерных исследований художественных произведений.

Материалом исследования послужила лирика известных коми поэтесс А. Мишариной, Г. Бутыревой, Н. Обрезковой, А. Ельцовой, А. Ел-фимовой, Е. Афанасьевой, а также творчество активно завоевывающих популярность Н. Павловой и Л. Втюриной. Выбор авторов обусловлен объемом диссератации, не позволяющим рассмотреть творчество абсолютно всех коми поэтесс: наше внимание сосредоточено на лирике более зрелых, состоявшихся, получивших признание читателя авторов.

Хронологические границы исследования обусловлены необходимостью исследовать коми женскую лирику с момента ее зарождения в конце 1960-х - нач. 70-х гг. в творчестве А. Мишариной по настоящее время. Литература с сер. 1950-х гг. по настоящее время составляет современный период развития литературы, при этом в его составе можно выделить и границы новейшей литературы - это конец 90-х гг. XX в. по наст. вр.

Цель диссертационной работы - дать максимально целостное представление о художественной специфике современной коми женской поэзии путем анализа образа лирической героини в единстве его семантики и поэтики.

Выдвинутая цель предполагает решение следующих задач:

1. Выявление индивидуальных и типологических особенностей творчества известных коми поэтесс в сопоставительном анализе ценностных аспектов поэтики их произведений.

2. Обнаружение смысловых доминант образа лирической героини, формирующих целостное представление об особенностях ее мироощущения.

3. Рассмотрение некоторых особенностей создания образа лирической героини в художественном тексте на примере способов поэтического воплощения ее «Я»-сознания.

4. Определение тендерных доминант внутреннего мира лирической героини на основе данных, разработанных в тендерном литературоведении.

Теоретико-методологической базой диссертации послужили труды отечественных литературоведов М. М. Бахтина, Л. Я. Гинзбург, М. Ю. Лотман, Ю. Н Тынянова, Б. О. Корман, а также современных исследователей Т. М. Марченко, Э. И. Гуткиной, О. Н. Николенко и А. Н. Чеботаревой, А. В. Штраус и др. о специфике лирики и лирического героя; работы по «семантической поэтике» Ю. И. Левина, Д. М. Се-гала, Р. Д. Тименчика, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян, Н. Л. Лейдерма-на; исследования в области тендерной поэтики Э. Шоре, Т. Мелешко, И." Шаберт, М. Завьяловой, С. Охотниковой, Г- Брандт, Т. А. Ровенской и мн. др.; а также существующие работы в области коми женской поэзии А. Е. Ванеева, В. И. Мартынова, В. Н. Демина, В. А. Латышевой, Т. Л. Кузнецовой и других исследователей.

Методы исследования. Специфика изучаемого материала определила в качестве основы комплексный подход, предполагающий изучение лирического героя как интегрирующего образования, целостность которого формируется в единстве семантических и структурных составляющих его образа. Поэтому в качестве основного нами использован структурно-семантический анализ. Не менее значим в нашей работе тендерный подход, а также системно-типологический и сравнительный метод исследования художественного произведения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современной коми женской лирике особую значимость в художественном осмыслении мира приобретают такие формы постижения и конструирования действительности, как антитетичность, интеллектуальность, импрессионистичность, интровертированность, иррациональность, мифопоэтичность, несущие в себе особенности авторской индивидуальности.

2. Для современной коми женской лирики характерны значимые трансформации в миропонимании и мироощущении лирической героини, а также в способах их художественного воплощения в поэтическом тексте. Так, можно говорить о смысловом расширении концептуальных подходов к осмыслению действительности в лирике коми поэтесс, что наиболее наглядную форму выражения находит в утверждении определенных ценностных аспектов жизни героиней А. Мишариной, Г. Буты-ревой и Л. Втюриной.

3. Эволюция в мироощущении лирической героини коми поэзии предполагает утрату целостности и формирование многочисленных душевных конфликтов, вызванных несовершенной действительностью. Особое явление в данном аспекте представляет лирика Г. Бутыревой, героиня которой находится над любого рода противопоставлениями, воспринимая мир как единое неделимое целое.

4. Доминирующими формами миропереживания в современной коми женской лирике, характеризующими духовное состояние соврем-нника, становятся проживание героиней одиночества и ситуации расщепленного пространства, которые раскрывают такие моменты как крушение былого миропорядка, необходимость адаптации к новому путем самопознания и раширение представлений о себе и мироустройстве.

5. Противоречивость внутреннего мира лирической героини, связанная с ее адаптацией к меняющейся действительности, обуславливает поиски путей преодоления душевных конфликтов. Особое явление в аспекте «экстраверсия / интроверсия» представляет лирика А. Елфимо-вой, героиня которой максимально обособлена от окружающей реальности.

6. По сравнению с ранним периодом развития для новейшей коми женской лирики характерны бблыпая философичность, индивидуализация ощущений, переживаний и сложность художественных средств создания образа лирической героини. Преобладающее прямо-оценочное осмысление и воссоздание действительности в коми женской лирике 60-70-х гг. XX в. на рубеже веков уступает таким способам поэтического воплощения «Я»-сознания героини как лирические проекции и метафорическое миромоделирование.

7. Многофункциональность художественных средств воплощения мироосмысления лирической героини может быть обусловлена как индивидуально-авторским мировосприятием, так и культурно-историческими особенностями и общественными установками периода жизни автора. Разную смысловую нагрузку несут антитетичность в лирике А. Мишариной и А. Ельцовой, интеллектуальность и импрессионистич-ность в творчестве Н. Обрезковой и Г. Бутыревой, мифопоэтичность в стихотворениях Н. Обрезковой, Н. Павловой и Е. Афанасьевой.

8. Характер лирической героини коми поэзии представляет синтез женских психологических особенностей мышления и черт, традиционно приписываемых мужской модели поведения, что позволяет сделать вывод о «размывании» в современных социокультурных условиях жизни выстроенных стереотипов в восприятии женской / мужской идентич-

ности, о явлении утверждения женщиной в себе активного, независимого волевого начала.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в докладах на Международных, Всероссийских и межрегиональных конференциях «Культурное наследие и глобализация. Опыт, проблемы, перспективы сохранения культурных ценностей в современном мире» (Сыктывкар, 2011), «Республика Коми в составе Российской Федерации: история и современность (к 90-летию Коми Автономии)» (Сыктывкар, 2011), «Филологические исследования на рубеже ХХ-ХХ1 веков: традиции, новации, итоги, перспективы» (Сыктывкар, 2011), «Северный этнос. Традиции и современность» (Сыктывкар, 2011), «Краеведение в России: к 90-летию Общества изучения Коми края» (Сыктывкар, 2012), «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на европейском севере» (Сыктывкар, 2012), конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Алексея Семеновича Сидорова (Сыктывкар, 2012), «Молодежь и наука на севере» (Сыктывкар, 2013), «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на европейском севере» (Сыктывкар, 2013), «Художественный опыт литератур финно-угорских народов: общее и особенное» (Сыктывкар, 2013). Основные положения диссертации изложены в 16 публикациях, шесть из них - в рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК. Результаты исследований были использованы при чтении лекций в республиканском лицее-интернате при Коми государственном педагогическом институте.

Структура диссертационного исследования обусловлена логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении аргументируется выбор темы диссертации, ее актуальность и научная новизна подхода, обозначены цели и задачи работы, ее теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая основа, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о структуре работы и апробации результатов исследования.

Первая глава «Ценностные аспекты лирики коми поэтесс и специфика их воплощения в поэтическом тексте: особенности художественного осмысления мира» ставит целью представить авторскую индивидуальность в сопоставительном анализе ценностных основ худо-

жественного мира известных коми поэтесс. Ценностные поиски, осмысление и переосмысление жизни - неизменный момент любой переломной эпохи, которой и является рубеж ХХ-ХХ1 вв. Анализ ценностных ориентации героини позволяет выявить доминирующие способы лирического постижения действительности в современной коми поэзии, раскрыть мировоззренческую обусловленность многофункциональности художественных средств их воплощения, проследить эволюцию в отношении героини к реальности. Разной смысловой значимостью наполняется феномен повседневности в лирике А. Мишариной, Г. Бутыревой и Л. Втюриной, разную функциональную нагрузку несут такие способы постижения и конструирования действительности, как антитетичность в творчестве А. Мишариной и А. Ельцовой, импрессионистичность и интеллектуальность - в лирике Г. Бутыревой и Н. Обрезковой, мифо-поэтичность в стихотворениях Н. Обрезковой, Е. Павловой и Е. Афанасьевой.

Первый параграф «Поэтика ценности жизни и повседневности: лирика А. Мишариной, Г. Бутыревой и Л. Втюриной» выявляет многообразие мировоззренческих основ утверждения ценности жизни, наиболее ярко выраженного в лирике трех коми поэтесс. Осмысление и утверждение ценности жизни в разных ее аспектах - традиционная и, пожалуй, основополагающая сфера художественных интересов многих писателей. Особенность лирики этих поэтесс в том, что им свойственно не только стремление нащупать и обозначить грани и нити тесной взаимосвязи мира и собственного Я, духовная потребность ощутить целостность бытия, но и абсолютное приятие жизни во всех ее проявлениях, ее поэтизация, обусловленная при этом разными жизненными установками.

А. Мишарина (1946-2013) - первая крупная коми поэтесса, ее поэзия внесла в лирику 60-70-х гг. XX в. по-женски проникновенно-эмоциональные переживания. Жизнеутверждающие мотивы ранней лирики поэтессы, во многом сформированные мировоззренческим оптимизмом и художественной концепцией советской эпохи, продолжают звучать и в зрелый период ее творчества, который выражает глубокое переосмысление существующей, далеко не столь совершенной действительности. Утверждение А. Мишариной на протяжении всего творчества ценности земной жизни человека обусловлено осмыслением ее как единственно существующего, не имеющего аналогов, самоценного пространства, заключенного большей частью в рамках общества, в центре которого - человек с активной морально-нравственно развитой по-

зицией, участвующий в созидании гармоничного окружающего мира. Утверждение ценности жизни в ее повседневности находят свое выражение в тяготении ее героини к непосредственной информативности, императивности и дидактичности (тезисность самовыражения, приверженность к строго упорядоченной форме стихотворения с подведением выводов, оценок и пояснений, утверждающе-информативный стиль речевого поведения), в использовании лексики и синтаксиса повседневной речи, а также в преобладающем характере изображения окружающего мира над собственным внутренним (образы людей, природы, общественных проблем, морально-нравственных категорий и т.д.).

Г. Бутырева (1944 г.р.) - автор, чье творчество занимает особое место в коми поэзии: активно заявившая о себе в 1980-90-е гг. лирика поэтессы поразила не только оригинальностью поэтической формы (тяготение к верлибрам, японс. жанрам танка и хокку), но и особым содержанием, ненавязчиво раскрывающим таинственный мир восточной философии. Ценность жизни на Земле в лирике Г. Бутыревой «вырастает» из утверждения ее уникальности среди множества совершенных творений некоего Абсолюта, насладиться красотой которого - высший дар. Художественное воплощение утверждения ценности жизни в лирике поэтессы - в статичном миросозерцании ее лирической героини, обладающей особым умением видеть наличие гармонии в любой форме жизни, в восприятии мира как единого неделимого целого вне сопоставлений, в особой статичности пространственно-временного континуума, в медитативном стиле общения с окружающим пространством.

Л. Втюрина (1964 г.р.) - поэтесса, заявившая о себе сравнительно недавно. В ее лирике ценность жизни сформирована большей частью элементами религиозной философии. Привычная, угнетающая статичностью и рутинностью будничность лирической героини, ощущение собственной чуждости на Земле преодолеваются ею чувством вины и самоосуждения, общением с Богом и природой, поисками форм проявления красоты в повседневности. Особая женственность и сентиментальность героини находят форму выражения в стихотворениях сентенциального, магического и молитвенного характера.

Во втором параграфе «Интеллектуальность и импрессионнстич-ность в постижении реальности героини Г. Бутыревой и Н. Обрезковой» рассматриваются способы поэтической реализации интеллектуального и импрессионистического мироосмысления лирической героини, наиболее ярко представленного в творчестве двух коми поэтесс.

Н. Обрезкова (1965 г.р.) - известная коми поэтесса, осваивающая также малую прозу и драматургию: впервые опубликовавшись в сер. 80-х гг. XX в., она выпустила к настоящему моменту пять поэтических сборников. Для лирической героини поэтессы характерны особая лаконичность самовыражения, стремление проникнуть в суть закономерностей человеческой жизни и найти меткую, концентрированную форму его воплощения, в силу чего импрессионистичность в лирике поэтессы тесно связана с афористичностью. Если импрессионизм в лирике Г. Бутыревой реализует изначально традиционный момент - пассивное созерцание действительности и выражение мимолетного впечатления, позволяющего передать гармонию бытия в его мгновении, то в основе импрессионистического мировосприятия героини Н. Обрезковой - стремление отразить мгновение душевной, духовной и общественной жизни, а также мгновение Закономерности. Интеллектуальность героини Н. Обрезковой заключена в ее проникновенном взгляде в суть душевной и общественной организации, в их субъективной авторской «теоретизации» (стихотворения-«формулы»), в некоторой символичности стихотворений, взывающих к разгадке смысла, в то время как лирическую героиню Г. Бутыревой можно охарактеризовать как носителя более широкого, вселенского знания, в основе которого - мудрое, лежащее за границами общественных жизненных установок понимание тайны земного мироустройства.

Третий параграф «Художественное выражение интроверсии в лирике А. Елфимовой: особенности речевого поведения и жизненного пространства лирической героини» раскрывает особенности поэтического воплощения интровертированного восприятия мира, который нашел наиболее явное воплощение в образе лирической героини А. Елфимовой.

А. Елфимова (1970 г.р.) - автор, широко известный читателю, несмотря на то, что публикации сборников приходятся на рубеж XX-XXI вв. Для ее лирической героини характерны сосредоточенность на многогранных оттенках любовных переживаний, сфокусированность на сиюминутных проявлениях собственного внутреннего мира, некоторая обособленность от общественной жизни, категоричность по отношению к моментам, не соответствующим сформированной системе ценностей (речевой стиль «выкриков», смелость образов, двуполярный тип мировосприятия, выраженный приемами литоты, гиперболы, антитезы), а также формирование узкого, строго очерченного, замкнутого жизненного пространства. В этом отношении лирика поэтессы подпадает под

традиционное понимание женского творчества как реализующегося в рамках дневниковых, личных - большей частью интимного характера -заметок.

В четвертом параграфе «Антитетичность как способ поэтического видения и отражения действительности лирической героини А. Мишариной и А. Ельцовой» представлен сопоставительный анализ антитезы в лирике А. Мишариной и А. Ельцовой: антитетичность в их творчестве - основополагающий принцип восприятия и воссоздания жизни.

А. Ельцова (1979 г.р.) получила известность в конце 90-х гг. XX в.: ее поэзия поразила особой глубокой меланхоличностью мироощущения лирической героини. Несмотря на явную близость поэтических особенностей лирики молодой поэтессы творчеству А. Мишариной (обращение к традиционной - строго упорядоченной, рифмованной - форме стиха, прямо-оценочная характеристика действительности, информативность, склонность к рационализации эмоционального переживания и др.), жизненная позиция их лирических героинь обнаруживает видимые различия, в силу чего антитеза в стихотворениях поэтесс будет иметь различную функциональную значимость. Если в творчестве А. Мишариной антитеза выполняет функцию воссоздания объективной картины окружающего мира, передает контрасты будничной повседневности, то в лирике А. Ельцовой антитеза в большей степени имеет мировоззренческий, психологический характер, выполняя функцию выражения организации внутреннего мира героини. Если в лирике А. Мишариной антитеза - средство достижения истины через столкновение различных точек зрения, средство единения и примирения разнородных явлений через сопоставление их уникальности, то в лирике А. Ельцовой - средство противопоставления собственной позиции общепринятой точке зрения, форма выражения собственного несогласия с ним.

В пятом параграфе «Лирическая героиня Н. Обрезковой, Н. Павловой и Е. Афанасьевой: мифопоэтическое осмысление и конструирование мира» исследованы аспекты мифопоэтического восприятия действительности, нашедшие наиболее лаконичную форму воплощения в образе лирической героини трех коми поэтесс.

Мышление и поведение героини Н. Обрезковой выявляют тесную взаимосвязь двух - физически проявленного и непроявленного миров: одухотворение неодушевленного мира, сакрализация бытовой жизни (партиципация), приятие мифических персонажей как полноправных обитателей собственного жизненного пространства, образные перево-

площения в животный мир, воссоздание в авторских образах народных традиций, примет, ритуалов - лирика поэтессы выражает особенности целостного национального мировидения.

Мифосознание героини Н. Павловой (1966 г.р.) - автора, получившего известность сравнительно недавно, носит несколько иной характер: в лирике поэтессы можно говорить о явлении полимифологич-ности как инструменте творческого миропознания и конструирования собственного жизненного пространства через обращение к мифологическим образам, заимствованным из разных культур. Образы в лирике Н. Павловой аккумулируют в себе традиции национальной, античной и библейской мифологии, русской былины: обращение к ним вызвано потребностью метафорического изображения собственной жизни, что дает возможность обобщить отражаемую ситуацию, придать ей всеобщий, общечеловеческий смысл и дать почувствовать связь с вечностью бытия.

Лирика коми поэтессы Е. Афанасьевой (1967 г.р.), получившей известность на рубеже ХХ-ХХ1 вв., отличается особой женственностью, романтичностью характера лирической героини и визуальностью поэтических образов. Мифосознание ее героини имеет в основе универсальный мифологический образ - образ птицы (голубь, ласточка), смысловое наполнение которого максимально тождественно во всех культурах мира: это символ божественной чистоты. Образ птицы в лирике автора воплощает всю многогранность системы ценностей лирической героини, ее стремление к красоте, гармонии и чуду.

Вторая глава «Семантические и структурные составляющие образа лирической героини коми поэзии» состоит из двух, обусловленных логикой названия частей. Первая часть «Смысловые домнианты образа лирической героини» посвящена выявлению доминирующих форм миропереживания лирической героини современой коми поэзии, которыми становятся проживание ею одиночества и феномена расщепленного пространства - деления героиней своего мира на две составляющие: город и малую родину, жизнь реальную и физически непрояв-ленную.

Первый параграф «Феномен одиночества в лирике коми поэтесс»

исследует семантическую многогранность достаточно остро переживаемого в коми женской лирике феномена одиночества. Ощущение единства со всем миром в ранней женской лирике (творчество А. Мишариной) трансформируется в ощущение собственной чуждости земному миропорядку (лирика Л. Втюриной), ощущение крушения собственных жизненных ценностей (лирика А. Мишариной), ощущение неприкаян-

ности, нереализованности, мировой бесприютности (лирика Н. Обрезковой). Имеет место одиночество, в основе которого - столкновение экстраверсии лирической героини с интровертностью окружающего мира, или ее идеальных ценностей и несовершенной действительности, и одиночество-уединение, в основе которого - тяга героини к истокам как средоточию целостности и гармонии. Одиночество в коми женской лирике не только представляет привычную, будничную атмосферу лирической героини, но и становится средством ее самопознания (явление автокоммуникации) и переосмысления существующей реальности.

Второй параграф «Феномен иррационального в лирике коми поэтесс» воссоздает тяготение лирической героини к осмыслению мира через интуитивные, внерациональные формы мирочувствования (фантазии, сновидения, веру, сакрализацию и т.д.), в основе которого - либо побег от действительности, исполненной конфликтами (героиня Л. Втю-риной, А. Елфимовой, А. Ельцовой), либо черты национального миро-видения (героиня Н. Обрезковой), либо сознательная установка на творческое, ассоциативно-метафорическое постижение и конструирование окружающей действительности (героиня Н. Павловой). Прикосновение к ирреальности в лирике коми поэтесс становится не только способом достижения желаемого путем преодоления и разрушения преград физически ощущаемой реальности, но и выражением расширения представлений о себе и мироустройстве

Третий параграф «Своеобразие жизненного пространства героини: феномен оппозиции «свой / чужой» в аспекте двое-мирия «малая родина / город»» знакомит с достаточно актуальным явлением в творчестве писателей родом из села, ныне проживающих в городе. Ситуация выбора между городом и селом характеризует всю коми лирику в целом и женскую поэзию в частности. В основе данного топонимического деления - переживание героиней крушения прежнего мира, сосредоточенного в малой родине и осмысление необходимости освоения другого, изначально чуждого коми человеку культурного пространства - городского. Данная ситуация в лирике авторов тесно взаимосвязана с осмыслением собственной национальной идентичности и находит выражение в доминирующем отчуждении героиней города как пространства чужого, одностороннего, нецелостного, а также в преобладающем характере изображения образа малой родины, нежели городского пространства.

Вторая часть главы «Особенности создания образа лирической героини: способы поэтического воплощения «Я»-сознания» акцентирует внимание на собственно текстовых способах воплощения образа

лирической героини, в частности ее «Я»-сознания. В современной коми женской поэзии, наряду с прямо-оценочным мироосмыслением, значительную роль играет и опосредованное, связанное с обращением к различным средствам образной самопрезентации лирической героини.

Первый параграф второй части главы «Прямо-оценочное осмысление мира» выявляет такие средства создания образа героини, как личные местоименно-глагольные формы, языковые средства, косвенно выявляющие наличие сознания героини в тексте (обращения, междометия, вводные слова и т.д.), а также простые сравнения, установка на диалог с окружающим миром (монологический диалог, диалог, риторические вопросы).

Во втором параграфе «Лирические проекции и метафорическое миромоделирование» рассматриваются более сложные способы создания образа лирической героини, в основе которых - экстериоризация «Я» героини вовне (наделение окружающего мира собственной речью, собственным мирочувствованием, воплощение себя как единого целого в ментально-эмоциональных образах - таких феноменах внутреннего мира человека, как душа и сердце и, наконец, самовыражение героини в образе третьего лица), интериоризация (наделение героиней себя качествами иных форм жизни) и, наконец, метафорическое миромоделирование (самопрезентация героини в контексте конкретного временного пространства, особенность интерпретации которого - в многозначности его понимания).

В Заключении подведены итоги исследования, приведены основные выводы.

Активное развитие в конце XX в. женской лирики внесло значимый вклад в коми поэзию в целом. В период поисков и переосмысления сложившейся системы ценностей, когда понимание жизни нуждается в обогащении качественно иным, архетипически обусловленном психологическим мировосприятием, а иррациональное, интуитивное постижение действительности начинает выступать как полноценный способ его познания, женское творчество приобретает особую значимость и актульность.

Исследование современной коми женской лирики позволяет сделать выводы о разнообразии в коми поэзии форм художественного осмысления и конструирования действительности, говорить о качественной эволюции в миропереживании лирической героини и способов его поэтического воплощения в лирике авторов разных творческих поколений, констатировать факт тесной взаимосвязи функции художественных средств и выражаемой ими мировоззренческой позиции автора.

Коми женская поэзия выявляет смысловое расширение концептуальных подходов к осмыслению действительности, что особенно явно выражено в особенностях осмысления лирической героиней А. Мишариной, Г. Бутыревой и Л. Втюриной феномена жизни и повседневности, ценность которой в их стихотворениях сформирована как индивидуально-авторскими особенностями миропонимания, так и социокультурными установками времени их жизни. Утверждение жизни на Земле как единственного самоценного пространства, заключенного в рамках общества сменяется осмыслением ее как места определенного рода испытаний, параллельного другому миру - миру Бога и, наконец, как жизни одного из множества уникальных миров, созданных неким Абсолютом.

Наблюдаем также обусловленные временем изменения в функциональной значимости художественного средства, выражающего жизненную позицию автора: несмотря на явное сходство поэтики стихотворений авторов, разную нагрузку несет антитеза в лирике первой крупной коми поэтессы А. Мишариной и автора конца XX - начала XXI в. А. Ель-цовой. Прием интровертируется, начинает нести психологическую нагрузку, обнажать противоречия не внешней, общественной, а душевной жизни человека.

Не менее заметна и эволюция в мироощущении лирической героини, а также способов художественного воплощения ее характера. «Бесконфликтность», ощущение единства со всем миром в ранней женской лирике переходит в утрату целостности лирической героини, что связано в формированием многочисленных душевных конфликтов, вызванных несовершенной действительностью. Формируется драматическая дуальность сознания и мышления: для героини характерно делить мир на прошлое и настоящее (преобладание пассеизма), на свой и чужой (переживание одиночества, ситуации расщепленной родины), физически осязаемый (несовершенный) и ирреальный (мир идеальных ценностей) и др. Особое явление в данном аспекте представляет лирика Г. Бутыревой, героиня которой находится над любого рода противопоставлениями, воспринимая мир как единое неделимое целое.

Противоречивость внутреннего мира лирической героини обуславливает поиски путей преодоления душевных конфликтов: юмор (героиня А. Мишариной), ощущение тонкой сакральной взаимосвязи с национальным миром в его верованиях, традициях, в его образе жизни и миром параллельным (героиня Н. Обрезковой, Н. Павловой), единение с родной северной природой и общение с Богом (героиня Л. Втюриной),

приобщение к переживаниям всего человечества через ощущение собственной боли (героиня А. Ельцовой). Особое явление в данном аспекте представляет лирика А. Елфимовой, героиня которой максимально обособлена от окружающей реальности.

В ранней коми женской лирике доминирующее позитивное отношение к жизни находит выражение в прямо-оценочном освоении действительности, при котором героиня чаще всего выступает как наблюдатель, как человек с установкой изобразить и оценить существую реальность. В новейшей коми поэзии прямо-оценочное осмысление действительности уступает более сложным художественным формам: бо'льшую значимость в поэтическом воплощении внутренних переживаний получает метафоризация, происходит увеличение в лирическом тексте вопросительных конструкций, рост многозначности толкования стихотворного текста, возрастает роль образных проекций собственного «Я» на окружающий мир и т.д. - лирика рубежа веков, находящаяся в поисках, при меньшей оптимистичности становится более философичной, раскрывая расширение авторского ассоциативного мышления.

Выявление некоторых особенностей образной системы коми поэтесс также позволяет отметить такую тенденцию развития коми лирики, как усиление в ней личностного начала по сравнению с более ранним периодом, что выражается в акцентированное™ на менее масштабных и глобальных понятиях и в потребности лирической героини очерчивать личное, зачастую узкое пространство.

В коми женской лирике находят выражение как «женские» психологические особенности восприятия мира (осмысление себя в качестве любящей и любимой женщины, как матери, пассивность в решении проблем, фатализм, терпение и покорность, преобладание эмоции над мыслью, жертвенность, беспомощность, мечтательность), так и черт, традиционно приписываемых мужской модели поведения (способность отделять рациональные доводы от эмоциональных, доминантность, независимость и логичность в рассуждениях, склонность к аналитичности, интеллектуальности), что свидетельствует о «размывании» в современных социокультурных условиях жизни выстроенных стереотипов в восприятии женской / мужской идентичности - женщина утверждает в себе активное, независимое волевое начало.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

В ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК:

1. Малева А. В. Женская поэзия коми рубежа ХХ-ХХ1 веков: некоторые особенности характера и мироощущения лирической героини // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2011. — Вып. 4 (16). - С. 204-210.

2. Малева А. В. Творчество коми поэтессы Н. Обрезковой: особенности художественного осмысления жизни // Вестник Орловского государственного университета. - 2011. - № 5 (1). - С. 389-392.

3..Малева А. В. Отношения «Лирическая героиня - мужчина» как реализация темы любви в современной женской лирике коми // Вестник Орловского государственного университета. -2011. - № 4 (18). - С. 419-425.

4. Малева А. В. Современная женская коми лирика: мотив двоемирия // Финно-угорский мир. - 2012. - № 1-2. - С.19-23.

5. Малева А. В. Современная женская коми поэзия: некоторые особенности художественного воплощения «Я» лирической героини // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - Вып. 3. - С. 542-552.

6. Малева А. В. Современная женская коми поэзия: особенности оппозиции «свой / чужой» в аспекте двоемирия «малая родина / город» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4 (22). - Часть 1. -С. 107-109.

В других научных журналах, сборниках статей и материалах

конференций:

7. Малева А. В. Лирическая героиня современной женской поэзии коми: формирование концептуальных взглядов // Культурное наследие и глобализация. Опыт, проблемы, перспективы сохранения культурных ценностей в современном мире. Материалы межд. науч.-практ. конф. - Сыктывкар, 2011.-С. 117-119.

8. Малева А. В. Особенности мироощущения лирической героини Анастасии Шомысовой // Филологические исследования на рубеже ХХ-ХХ1 веков: традиции, новации, итоги, перспективы»: Сборник статей по итогам Всерос. науч. конф. - Сыктывкар, 2012. - С. 194-197.

9. Малева А. В. Одиночество как смысловая доминанта образа лирической героини современной женской коми поэзии // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2012. - Вып. 1. - С. 51-58.

10. Малева А. В. Лирическая героиня коми поэтессы Л. 3. Втюриной (Зарни Люся): особенности мироотношения // Финно-угроведение. -2012.-№2.-С. 47-51.

11. Малева А. В. Особенности художественного воплощения характера лирической героини коми поэтессы Надежды Павловой // Известия изучения Коми края: сборник статей. - Сыктывкар, 2012. - Выпуск 12.

- С.151-154.

12. Малева А. В. Лирика коми поэтессы Алены Ельцовой: особенности поэтического воплощения внутреннего мира лирической героини // «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на европейском севере». Материалы XI Всерос. научно-теорет. конференции (с международным участием). - Сыктывкар, 2012.

- 4.2. - С.178-182.

Электронные публикации (на сайте информационного центра «Финноугория» Финно-угорского культурного центра РФ):

13. Малева А. В. Женская поэзия коми рубежа ХХ-ХХ1 вв.: концепция жизни, человека и счастья // Информационный центр «Финноугория». Литературная критика. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/logos/ Ш_кгШка/2309/25289.

14. Малева А. В. Своеобразие художественной реализации «Я» лирической героини // Информационный центр «Финноугория». Литературная критика. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/logos/lit_ кгШка/2309/25422.

15. Малева А. В. Инакопроявление «Я» лирической героини современной коми женской поэзии И Информационный центр «Финноугория». Литературная критика. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/logos/ Ш_кгШка/2309/25423.

16. Малева А. В. Женская лирика коми рубежа ХХ-ХХ1 вв.: система мотивов как отражение отношений лирической героини с миром // Информационный центр «Финноугория». Литературная критика. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/logos/lit_kritika/2309/25428.

Тираж 100 экз.

Заказ № 38.

Редакционно-издательский отдел Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. 167982, ГСП-2, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26.

 

Текст диссертации на тему "Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа"

Уральское отделение РАН Коми научный центр ФГБУН Институт языка, литературы и истории

04501457515

На правах рукописи

Малева Анастасия Валерьевна

ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ СОВРЕМЕННОЙ КОМИ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ: ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ И ПОЭТИКИ ОБРАЗА

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

(финно-угорская)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -кандидат филологических наук старший научный сотрудник Кузнецова Т. Л.

Сыктывкар 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................4

ГЛАВА I Ценностные аспекты лирики коми поэтесс и специфика их воплощения в поэтическом тексте: особенности художественного осмысления мира.................................................................................................25

1.1 Поэтика ценности жизни и повседневности: лирика А. Мишариной,

Г. Бутыревой и Л. Втюриной..............................................................................26

1.2 Интеллектуальность и импрессионистичность в постижении реальности героини Г. Бутыревой и Н. Обрезковой............................................................68

1.3 Художественное выражение интроверсии в лирике А. Елфимовой: особенности речевого поведения и жизненного пространства лирической героини..................................................................................................................81

1.4 Антитетичность как способ поэтического видения и отражения действительности лирической героини А. Мишариной и А. Ельцовой........95

1.5 Лирическая героиня Н. Обрезковой, Н. Павловой и Е. Афанасьевой: мифопоэтическое осмысление и конструирование мира..............................108

ГЛАВА II Семантические и структурные составляющие образа лирической героини коми поэзии.........................................................................................119

2.1 Смысловые доминанты образа лирической героини...............................119

2.1.1 Феномен одиночества в лирике коми поэтесс.......................................119

2.1.2 Феномен иррационального в лирике коми поэтесс..............................129

2.1.3 Своеобразие жизненного пространства героини коми лирики: феномен оппозиции «свой / чужой» в аспекте двоемирия «малая родина / город».. .136

2.2 Особенности создания образа лирической героини: способы поэтического воплощения «Я»-сознания.......................................................142

2.2.1 Прямо-оценочное осмысление мира......................................................142

2.2.2 Лирические проекции и метафорическое миромоделирование..........151

2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................161

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................175

ИСТОЧНИКИ..................................................................................................206

ВВЕДЕНИЕ

Коми поэзия, отмеченная полуторавековым периодом развития (60-е гг.

XIX в. - по наст, вр.), - сложившийся феномен национальной культуры, органично связанный с литературной традицией России. Значимое явление коми поэзии, в особенности в период конца XX - нач. XXI вв., представляет женская лирика, зарождение которой приходится на 60-70-е гг. XX в. (творчество А. Мишариной). 80-90-е гг. XX в. отмечены выходом поэтических сборников Г. Бутыревой. В конце XX - нач. XXI вв. получают известность Н. Обрезкова, А. Ельцова, А. Елфимова, Е. Афанасьева, Р. Куклина - поэтессы, вступившие в настоящий момент в период творческой зрелости, завоевывают популярность Н. Павлова, Л. Втюрина, Ан. Шомысова, Л. Ануфриева, Ал. Шомысова, А. Старцева, О. Баженова и другие коми поэтессы. Активное развитие в конце XX в. женской литературы характерно для литературной ситуации России в целом, чем во многом обусловлен возросший интерес литературоведов к тендерным исследованиям.

В области гендерологии развиваются многочисленные исследования: женское творчество начинает рассматриваться как самостоятельный художественно-эстетический феномен. Появление на Западе в 60-70-е гг.

XX в. женских исследований1 как отдельной академической дисциплины, носящей при этом междисциплинарный характер («психология женщин», «история женщин», «женская литература»), явилось следствием потребности в обновленном, цельном взгляде на устройство мира посредством дополнения и расширения одностороннего - сугубо мужского - видения предмета: «когда собственный опыт женщин помещается в центр познавательного процесса, это позволяет <...> вносить существенный вклад в понимание нас самих и нашего мира» [Ярская-Смирнова, 2001]. Трансформация женских исследований в форму тендерных приводит к тому,

1 Оборот «женские исследования» (womens studies) в обозначении начального этапа тендерных исследований широко используется в работах данного направления, в т.ч и словарях.

4

что противопоставление женщин мужчинам перерастает в выявление различий половой и тендерной (социокультурной) идентичности, знаний о маскулинности и феминности как взаимодействующих и взаимодополняющих поведенческих особенностей, а также особенностей репрезентации тендера в культуре. Тендерные исследования в филологии на Западе (англо-американское и французское направления) в период появления представляют собой выявление связи сознания и языка (исследования Элен Сиксу, Люси Иригарэ и др.), а также попытку рассмотреть уникальную непрерывную женскую литературную традицию (работы Элен Шоуолтер, Элен Моэрс, Джудит Феттерли и др.).

В России тендерное литературоведение находится в процессе становления. При этом как в западном, так и отечественном литературоведении пока отсутствует выработанная методология и методика тендерной интерпретации художественного текста. Осмысление литературы сквозь призму тендера - «гендерная поэтика» - зарождается в 90-е гг. XX в. в работах доктора философии Ирины Савкиной и немецкой русистки Элизабет Шоре, получая активное развитие в исследованиях Т. Мелешко, И. Шаберт, М. Завьяловой, С. Охотниковой, Г. Брандт, Т. А. Ровенской, а также М. Михайловой, Н. Пушкаревой, Е. И. Трофимовой, Е. 3. Тарланова, И. Жеребкиной, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, М. П. Абашевой и Н. В. Воробьевой, Е. А. Бабенковой, С. Н. Барашковой и С. Ф. Желобцовой, Е. А. Николаевой, Е. В. Изусиной, О. В. Пензиной, Г. А. Пушкарь и мн. др.

Первые работы в области тендерного литературоведения вслед за лингвистикой были посвящены выявлению особенностей «мужского» и «женского» стилей письма. Далее внимание исследователей сосредотачивается на особенностях содержательного аспекта женского и

2 Как отмечает С. Охотникова, данное понятие «уже введено в обиход в современном литературоведении» [Охотникова, 2002].

мужского моделей поведения в тексте, после чего происходит обращение к поискам жанров и форм, которые бы наиболее полно отражали черты женской субъективности, женского само- и мировыражения [Пензина, 2008: 134]. На данный момент доминирует исследование «женской» литературы над «мужской»3, «женской» прозы над «женской» поэзией, а также изучение отдельных аспектов «женской» литературы над системным ее осмыслением, который позволил бы структурировать ее, как, например, в работе Г. А. Пушкарь, выделившей в зависимости от определенных моделей тендерного поведения героев четыре типа женского творчества. Тендерное литературоведение представляет совокупность отдельных наблюдений и взглядов («мужественное» в женском представлении, женские образы в литературе и т.д.), систематизация которых с целью выработки методики освоения тендера в литературе и теоретического обоснования понятия «женская литература» как социокультурного феномена - основная задача исследователей.

Необходимость и плодотворность тендерного аспекта в интерпретации художественного текста отмечается многими исследователями: подход способствует переосмыслению известных произведений, позволяет, отстранившись от традиционных литературоведческих и социально-политических трактовок, исследовать произведения в аспекте особенностей мужского / женского художественного сознания с учетом его трансформации в контексте культурно-исторической эпохи, что особенно актуально в решении теоретически значимой проблемы - изображения человека в литературном произведении. Особую актуальность тендерного подхода исследователи отмечают при анализе поэтических текстов: «...именно в лирике естественнее всего ожидать особенно яркое проявление особенностей

3 Можно отметить две работы: Мелешко Т. Драматургия Е. Гришковца: тендерные аспекты анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // enwe.2002 /1/pas/rus/thesis.htme; Смирнов А. С. «Точки зрения» в повествовательной структуре рассказа У. Фолкнера «Запах вербены» / А. С. Смирнов // Современные методы анализа художественного произведения: материалы научного семинара 2-4 мая 2003 года / сост. и ред. Автухович Т. Е., Ермоленко Г. Н. - Гродно : ГрГУ, 2003. - С. 81-94.

мужской / женской индивидуальности, отражающей взгляд поэтов и поэтесс на окружающий мир и на самих себя. Такой большой диапазон возможностей для выражения собственного «я» обусловлен самой природой лирического произведения <...> одним из дифференцирующих понятий мужественности и женственности является различное чувственное и эмоциональное восприятие» [Бабенкова, 2003: 20-21].

В тендерном литературоведении исследователями выявлены как особенности женского художественного творчества, в основе которого -влияние «женского» отношения к реальности на структурно-содержательные параметры текстов, так и своеобразие восприятия его читателем-женщиной. Отметим некоторые из них. Так, в философском осмыслении женская литература предстает как явление не только зафиксированное в культурном пространстве и терминологически обозначенное, но и как художественное воплощение женской ментальности, в основе которого - архетип Матери [Николаева, 2005: 128]. Доминирующими чертами женского художественного творчества называются чувственно-чувствительный, сентиментальный, автобиографичный, молитвенный стиль письма, повышенный автопсихологизм, семейная и любовная проблематика, тяга к подсознательному, интуитивность, мистицизм, необремененность идеями, многогранность и импрессионистичность миро- и самоосмысления и выражения, преобладание интимного над аналитичным, смешение контрастных чувств, детализация в описании чувства, чувственно-предметное восприятие, или восприятие мира в деталях (в запахах, звуках, цветах) и мн. др.

Многие из выявленных стереотипов в отношении женской и мужской

модели поведения в тексте являются обусловленными социокультурными

приоритетами общества на данном этапе его развития: тендерные доминанты

внутреннего мира героев в литературе XIX века теряют значимость в

современной литературе. Кроме того, как отмечают исследователи,

характерные для 1980-90-х гг. поиск и утверждение специфической женской

7

субъективности, формирование характерного для нее художественного мира и системы приемов на рубеже веков сменяются постепенной объективацией в литературе женского начала за счет канонизации и формализации сформированного: женское в тексте становится «разыгрываемой», конструируемой идентичностью [Абашева, Воробьева, 2007: 157].

В российском финно-угорском литературоведении интерес к женскому творчеству, сосредоточенному, прежде всего, в рамках поэзии, зарождается на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: вышли в свет исследования, посвященные творчеству отдельных авторов-женщин в контексте исследования национальной поэзии в целом, также женская поэзия рассматривается как самостоятельный литературный феномен. Следует отметить работы удмуртских литературоведов Л. П. Федоровой, А. С. Зуевой, В. Г. Пантелеевой, коми-пермяцкой Л. А. Косовой (Старцевой), мордовских Е. И. Азыркиной, М. А. Тростиной, марийской С. П. Манаевой-Чесноковой и других.

В коми литературоведении изучение женской лирики также представлено в исследовании тех или иных аспектов творчества поэтесс. А. Е. Ванеев, рассматривая основные художественные образы, идейно-тематические и структурные особенности стихотворений А. Мишариной, не только характеризует ее как первую поэтессу в коми лирике, намечая тенденцию развития коми женской поэзии, но и на основании опыта развития русского женского творчества, делает предположение о предстоящем обновлении коми поэзии в силу привнесения новых - «женских» - мыслей, интонаций, тем [Ванеев, 1974: 117-118; 1977: 56].

Статьи В. И. Мартынова посвящены выявлению своеобразия молодой коми поэзии 70-х гг. в лице А. Мишариной и А. Некрасова [Мартынов, 1975: 59-62] и 90-х гг. - в лице А. Ельцовой [Мартынов, 1997: 45]. Как и А. Е. Ванеев, коми литературовед знакомит с некоторыми содержательными и формальными аспектами творчества поэтесс, пытаясь раскрыть индивидуально-авторскую направленность

тематики их стихотворений и доминирующих художественных средств.

8

Следует отметить работы В. Н. Демина, который исследует лирику Г. Бутыревой не только в плане жанрово-содержательной новизны творчества поэтессы [Демин, 1995:268-272], но и в контексте сопоставительного формально-содержательного анализа коми лирики 196080-х и 1990-х гг. [Демин, 1994: 68-76]. Лирика А. Мишариной рассмотрена коми литературоведом в контексте специфики развития жанровой системы всей коми поэзии в целом [Демин, 1997: 177-179, 197, 200]. Как и в работах

A. Е. Ванеева, в наблюдениях В. Н. Демина можно обнаружить предпосылки выделения лирики авторов-женщин в отдельное литературное явление: анализируя стихотворения А. Мишариной, исследователь отмечает их отличие от мужской поэзии того же периода в аспекте психологических особенностей характера лирической героини, пытаясь обозначить некоторые особенности женского мироощущения автора [Демин, 1995: 264, 267].

Весомый вклад в исследование коми женской лирики внесла

B. А. Латышева, которая не только отмечает отличительные особенности творчества первой коми поэтессы в аспекте женского психологического восприятия мира, но и придает им особую ценность и значимость, так как, по мнению исследовательницы, благодаря им происходит обновление коми поэзии того периода за счет наполнения ее новым содержанием и мироощущением [Латышева, 2005: 46, 49; 2005: 132-133]4. Исследовательница не только характеризует художественное своеобразие лирики таких поэтесс, как Г. Бутырева, А. Ельцова, Н. Обрезкова, А. Елфимова, делая акцент на ритмико-интонационных и изобразительно-выразительных средствах их поэтического языка, но и стремится раскрыть выражаемый ими мир женской души. Особо следует отметить ее статью «Женская лирика коми» (2005), которая представляет первую попытку в

4 Особую значимость женского художественного творчества в развитии литературы в целом отмечают и марийские исследователи: «...именно женщины в марийской поэзии еще больше усилили ее лирическое пространство, еще более обогатили ее своей духовной красотой, своими сокровенными чувствами, обнаженными до предела» // Колумб В. Чодра пеледыш. - 1966. - С. 18

коми литературоведении представить женское творчество как уникальный самостоятельный литературный феномен.

Особое место в исследовании коми женской лирики занимают работы, посвященные частным аспектам своеобразия творчества поэтесс: так, Т. Л. Кузнецова, рассматривая поэзию А. Ельцовой, особое внимание уделяет особенностям антитезы в стихотворениях поэтессы [Кузнецова, 1997: 75-77; 2003:110-114]; А. Семяшкин в контексте современной коми поэзии исследует жанр элегии в творчестве А. Мишариной и А. Ельцовой [Семяшкин, 2005: 102-106; 2007: 106], выявляет семантические различия стихотворений Г. Бутыревой, написанных на русском и коми языках [Семяшкин, 2005: 182-185]; А. Ельцова анализирует особенности освоения Г. Бутыревой таких японских жанров, как танка и хокку [Ельцова, 2007: 150-154]. Вклад в изучение коми женской лирики также внесли и исследователи родственных финно-угорских литератур: следует отметить работы финской исследовательницы Р. Бартенс [ВаЛеш, 2004] и комментарии к поэтическим сборникам коми поэтесс известного эстонского писателя А. Валтона. Своеобразие женской русскоязычной литературы Республики Коми, в частности, прозы рассмотрены в статьях Г. В. Болотовой, методология и методика исследований которой базируется на тендерной концепции анализа художественных текстов [Болотова, 2002: 141-145; 2005: 169-174; 2009: 24-29 и др.].

Лирика получивших известность сравнительно недавно коми поэтесс Н. Павловой и Л. Втюриной рассматривается нами впервые. Отдельной работы, посвященной анализу образа лирической героини в единстве его семантики и поэтики, которая позволила бы осмыслить, систематизировать, а также существенно дополнить, расширить и углубить исследования о своеобразии коми женской поэзии, нет.

Актуальность исследования женской поэзии в аспекте образа лирической героини5 определяется родовыми свойствами лирики, в которой превалирует не «внесубъективное описание и обрисовка реальных событий, а, наоборот, манера постижения и восприятия субъекта» [Гегель, 1958: 294], необходимостью исследования духовного мира современника: лирика, как наиболее динамичный род литературы, активно и наглядно выявляет изменения в духовной и социальной жизни общ�