автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пятилетова, Людмила Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пятилетова, Людмила Владимировна

Введение.С. 3-14.

Глава 1.

Природа любви в проблемном поле философской антропологии.С. 15-58.

Часть 1.

Полисмысловое понимание любви в истории философской мысли.С. 15-30.

Часть 2. ■

Любовь - сущностная доминан^Гчейбвека. С. 31-58.

Глава 2.

Любовь - путь к оправданию бытия как бытия в смысле. С. 59-182.

Часть 1.

Любовь как универсальная онтологическая сила, придающая бытию смысл и подлинность. Правда бытия. С. 59-130.

Часть 2.

Любовь как плодотворная духовность, оправдывающая и спасающая человеческое бытие. С.131-182.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Пятилетова, Людмила Владимировна

Актуальность проблемы. Проявление интереса, а также повышенное внимание к проблеме любви и пола в последней четверти двадцатого века совершенно не случайны, более того -закономерны и неизбежны. Это обусловлено, прежде всего, общественными факторами и обстоятельствами, сложившимися в данный период.

Двадцатый век - век радикальных изменений в различных областях человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера сексуальности. Современное состояние общественных отношений, в том числе и в этой сфере, все более проявляется как "потрясение пола", что свидетельствует об их неблагополучии, о нарастающей необходимости "исправления бытия" (Н. Бердяев).

Безусловно, любая историческая эпоха задает проблемность вопросу, связанному с полом, в силу его жизненной важности для человека и его жизни: Эрос не только централен, но и фундаментален (К. Герман). Сама формулировка - "кризис нравов" не нова и относится не только к концу двадцатого века (вспомним две "сексуальные революции" начала и середины двадцатого века и т. д.) : ни один век не избежал подобной "истерии плоти", духовного "распредмечивания" телесности, духовного разлада и упадка •• в сфере человеческих взаимоотношений. Но другое дело, когда подобное бытование тела, подобное решение полового, любовного вопроса становится оправданным, вполне допустимым и общественно приемлемым, "нормальным", не вызывающим естественной реакции дисгармонии, неприятия (разорванность триады "дух - душа - тело", принципиально нелюбовное поведение - преобладание сексуально - телесных форм взаимодействия). Речь идет не о тотальном охвате населения "синдромом пола", но о тенденции века, о духе эпохи, ее ценностях и смысловых ориентирах.

Поиск "человеческого" начала сопряжен с проблемами духовного способа бытия, с феноменом подлинного, настоящего чувства любви. Общая природа любви сокрыта в преображающем, обновляющем, очеловечивающем феномене плодотворной духовности.

Нелюбовь, безлюбость, ' антилюбовь обосновались в нашем "доме" - в бытии человека. Нарастание безлюбого отношения к миру и самому себе катастрофично, спутниками чему становится отчуждение, одиночество, бессмысленность, безосновность бытия. В последнее время особенно нарастает проблема "безлюбого" бытия (Бахтин М. М.) : характерные апатия и безразличие ко всему окружающему. Безразличие - бич нашего времени, именно оно становится безмолвным провоцирующим фактором всего античеловеческого. Эмоциональные оценки, бесспорные по своему пафосу, едва ли способны привести к конструктивному Действию. Необходим строгий анализ ситуации, причин и следствий происходящего, что в первую очередь находит свое отражение в размышлении о любви как о базовой характеристике человеческого бытия, несущей огромный потенциал индивидуальных духовных ресурсов человека, его смысложизненную "настроенность", потребность в осознании и проживании первооснов бытия, стремление быть самим собой, как и стремление действительно быть, способности противостоять тотальному насилию, "экзистенциальной шизофрении" (А. Менегетти), восстановить социальные, естественно - природные связи, всеобщую целостность и целостность собственного Я.

Необходимость позитивных, глубоких, подлинных оснований бытия связана с поиском оправдывающих это бытие ценностей и их воплощением в реальной человеческой жизни, что становится без преувеличений - потребностью выживания. Человеку необходимо научиться ответствовать бытию, обрести гарант достойного существования, "возродить" свое бытие. И это еще и еще раз подчеркивает актуальность исследуемой темы.

Степень научной разработанности проблемы. Любовь неоднозначный феномен человеческого бытия. На протяжении всего исторического развития философской мысли можно наблюдать попытки как описательного, так и сущностного анализа феномена любви, как однородность, так и разноречивость ее толкования и понимания. Сложный и противоречивый феномен человеческого бытия - любовь будоражил умы уже на "заре человеческой мысли". Первые представления и размышления человека о любви нашли свое отражение в мифологии. В греческой космогонии любовь рассматривается в онтологическом плане и расценивается как упорядочивающее начало Вселенной.

Первое философско-этическое произведение о любви - "Пир" Платона, в нем трактуются многие важные вопросы, касающиеся уже понимания Сущности феномена любви (миф об андрогинах -необходимость восстановления целостности человеческого существа, достижения подлинной близости; любовь - стремление к благу, абсолютному добру, идеалу, бессмертию). В платоновской теории любви, таким образом, мы находим истоки идеи оправдания человеческого бытия посредством бытия любовного. Эти идеи нашли отражение и получили свое развитие, как в период средневековья, Нового времени, так и в"русской религиозной философии.

В средние века вопросы любви изучали основоположники неоплатонизма - Плотин и Дионисий Ареопагит, согласно этим авторам, любовь - постижение Бога, средство сочетания с ним и нравственного совершенствования. Религиозная христианская философия в понимании человека исходит из его духовного предназначения. Сущность человека - его духовный мир, душа, отражающая "объективную реальность» (С. Л. Франк). Эта реальность православием и религиозной философией понимается однозначно - Бог. В связи с этим выстраивается строгая иерархия духовных ценностей - ориентиров человеческого существования. Любовь - высшая из них. Любовь - главный принцип бытия человека, закон построения отношений с Богом и миром Другого. Таким образом, христигшство дает новый фундаментальный тип • любви, любовь жертвенную, самоотверженную, бескорыстную и искупающую человеческую греховность, тем самым оправдывающую его бытие.

Эпоха Возрождения развивает платоновскую теорию любви, в частности, это представлено в произведениях итальянских гуманистов - Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола (XV век).

Об универсальности любви, ее всеобще связующей способности говорится и в Новое время. Наиболее концептуальными в этот период представляются взгляды Н. Кузанского, оказавшие большое влияние на представителей "диалогической философии" (М. Бубер, М. Бахтин, С. Франк).

Большую роль в понимании сущности феномена любви сыграли классики немецкой философии: И. Кант (развел понятия "чувственной" - неподлинной - любви и любви "практической", основанной на "разумных" основаниях (чувстве долга)); развивавшие онтологическую концепцию любви Ф. Шеллинг, Гегель; Л. Фейербах (говоривший о»необходимости установления религии любви - любви человека к человеку; любовь, по его мнению, - одно из сущностных проявлений человеческого существа).

Тенденция второй половины XIX - начала XX столетий -- натурализация чувства любви, общая гипертрофия роли сексуального начала в жизни человека (А. Шопенгауэр, 3. Фрейд), против натурализации любви выступали такие философы, как С. Кьеркегор, Ж. - П. Сартр, К. Юнг.

Несмотря на то, что проблема любви подвергалась рефлексии уже не одно тысячелетие, ищущий ум не может удовлетвориться ее результатами. Зачастую внутреннее содержание понятия любви размыто, что отодвигает от понимания сущности данного феномена. Каждый по - своему интерпретирует любовь, внося порой в его понимание случайное и обыденное содержание. Поэтому первое, что необходимо выполнить, выявить сущностные характеристики феномена любви, определить его пределы.

Русская религиозная философия занималась проблемами поиска оправдывающих оснований человеческого бытия. Главным оправданием, дающим бытию прочную правдивую основу, выступает универсальная, спасительная бытийная сила - любовь. Анализ историко-философской и критико-аналитической литературы показывает, что в таком аспекте феномен любви практически не рассматривался. Исследование проблемы духовности в русской религиозной философии позволяет отвлечься от частных и ограниченных интерпретаций как всего того, что в принципе связано с проблемой духовного бытия, так и сущности человека, приблизиться к субстанциональному и имманентному единству всех человеческих сущностных проявлений - духовной сущности человечества, к любви как оправдывающей основе человеческого бытия.

Цель и задачи исследования.,. Цель работы состоит в исследовании сущности любви, специфически выстраивающей бытие человека любящего, как осмысливаемый через подлинность и совершенство оправданный способ жизни.

Поставленная цель обусловила следующие задачи: исследовать сущность любви в индивидуальном человеческом бытии; выявить причины и характер любви как полисмыслового феномена человеческого бытия; определить меру и значение любви как явленности абсолютного в изучении основных философско-антропологических проблем: смысл жизни человека, проблемы отчуждения/ одиночества/ недуховного способа существования; проанализировать сущность и потенциалы своего- иного любви (феномены влюбленности/ сексуального взаимодействия) в становлении подлинного чувства; осмыслить современную' духовную ситуацию, связанную с тенденцией "ложного" бытия, отпавшего от абсолюта (нелюбовный/ "безлюбый" тип существования); исследовать специфику отношений Я-Ты как отношений Я -Ты любящих; выявить и описать способность человеческой любви "снимать" основные дихотомии человеческого существования (должное - сущее, конечность - бесконечность, телесное -духовное и т. д.); определить внутренние потенциалы любви как универсальной бытийной силы, способной вывести человека к правде бытия; дать интегральную характеристику любви как воплощения плодотворной духовности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Важной методологической основой исследования явился спектр философско-антропологических идей о взаимосвязи человека и мира, их целостности и нераздельности. Аксио-антропологические основания работы включают идеи о любви как о жизнеопределяющей, жизнесохраняющей ценности человеческого бытия.

Кроме того, подход, на который опирается автор в исследовании индивидуального бытия, носит название онтологического, он заложен еще Парменидом, предполагает целостность, отсутствие деления, раскола на субъект и объект, на мысль о вещи и саму вещь. Индивидуальное бытие, таким образом, видится как "присутствие в целом", но вместе с тем и как "целостность присутствия". Через каждое единичное бытие раскрывается, видится бытие всеобщее, бытие вообще, в то время как и само единично - индивидуальное бытие выступает в качестве цельного, полного, целостного бытия. Воплощая всеобщее, не поглощающее его, оно, индивидуальное бытие, стремится понять и определить себя. В данном "соопределении" трансцендентное совпадает в имманентным, и наоборот.

Любовь чрезвычайно многогранный и неоднозначный феномен, поэтому данное исследование опиралось и на диалектический метод, позволяющий отразить процесс достижения подлинного, не суррогатного чувства любви, взаимосвязь абсолютного и относительного в основных свойствах человеческого бытия.

Основные задачи исследования предполагают для своего разрешения синтезированный подход к проблеме духовности: ее осмысление не представляется возможным вне сопоставления с принципами и крнструктами нерелигиозной традиции (так, большую роль в понимании сущности данного феномена сыграли концепции В. Франкла, Э. Фромма, авторов "диалогической философии", не расходящиеся принципиально с традицией русской религиозной философии (если русские философы именуют духовную общность людей "бргочеловечеством", то первые - отношениями Я и Ты, что не исключает друг друга)). В этом вопросе трудно не согласиться с общеметодологической, позицией, предложенной философом- антропологом начала XX века Плеснером: в ходе разработки какой-либо концепции человека необходимо рассмотрение всех аспектов, выявленных ранее в человеке, необходим момент обращения ко всем теориям и концепциям, каким-либо образом освещающим данный вопрос, не пренебрежение ни к одной из них; созданная концепция, в свою очередь, не является окончательной и подлежит дальнейшему приращению; но весь спектр рассматриваемых концепций не может существовать разрозненно - в поле теоретических предположений - необходимо общее связующее основание, каким является та историческая реальность, которая актуальна человеку на данный момент, соотнесенная как с прошлым, так и с будущим.

В качестве источников используются оригинальные тексты таких представителей русской религиозной философии, как В. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лосский - тех, кто непосредственно занимался проблемой оправдания человеческого бытия на том или ином выбранном основании. Большую роль играет и литература, являющаяся источниковедческой базой русской религиозной философии (Платон> Плотин, Дионисий Ареопагит, Экхарт, Кант, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Фрейд, Юнг), критико-аналитическая литература по проблемам русской религиозной философии. Кроме того, работы тех авторов, кто непосредственно занимался изучением сущностных характеристик данного феномена (Э. Фромм, В. Франкл, X. Ортега - и - Гассет, Батищев Г. С., представители "диалогической философии" К. Ясперс, М. Бубер, М. Бахтин), в том числе ряд современных исследователей (Кон И. С., Голод И. С., Губин В. Д., Рюриков Ю. Б., Демидов А. Б., Малышев М. А., Бочарова О., Ивин А. А., Левинас С., Лем С.), были использованы работы и тех авторов, которые занимались проблемами духовного бытия человека, проблемами смысла, ценности жизни, истины и правды бытия (Каган М. С., Плотников В. И., Мясникова Л. А., Панпурин В. А., Эйнгорн Н. К., Кемеров В. Е., Орлов Б. В., Бакшутов В. К., Пивоваров Д. В., Перцев А. В., Гагарин А. С., Емельянов Б. В., Мамардашвили М. К., Шалютин Б. С., Любутин К. Н., Куликов Б. В., Лившиц Р. Л., Круткин В. Л., Котенко Р. В., Слободчиков

B. И., Берн Э., Щердаков О. Н., Знаков В. В., Ксенофонтов В. И., Деменчонок X. В., Ахутин А., Алексеев П. В., Гуревич П.

C.) .

Научная новизна и результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях: и

1. Любовь является тем основным сущностным состоянием человеческого бытия, которое способно обратить человека к Абсолюту. Вне причастности к Абсолюту качество человечности, человеческого способа существования по существу утрачивается. Человеческая жизнь отпадает от правды бытия и бытийного смысла, утрачивая качество человеческого способа существования. Согласно этому, мировоззренческая и деятельностная ориентация на Абсолютное - конкретное его "обживание" путем любовного бытия - является необходимым условием предупреждения и решения экзистенциальных проблем, в том числе и фундаментальных, связанных со смысложизненной фрустрацией, с неподлинностью, безосновностью и неоправданностью конкретно-единичного бытия.

2. Феномен любви выступает в качестве одного из основных "инструментов" аксиологической процедуры оправдания, цель и суть которой - установление тех ценностных условий, тех оправдывающих ценностей, в соотнесении, с которыми человеческая жизнь может мыслиться и переживаться как самоценная в любых возможных жизненных мирах. Подлинный смысл оправдания посредством любви заключается в утверждении положительного начала вообще, в той необходимой аксиологической процедуре, которая приводит к принципу достаточного основания.

3. В бытии любящего человека, общая правда совпадает с правдой единичной жизни по причине установления действенной любовной связи, посредством которой содержание конкретно-сущего бытия находит свое место в бытии общего и целого: всякое содержание тогда оправдано и обосновано, когда определена и установлена его необходимая связь с другим -истинным, несомненным, подлинным - содержанием. Любовь выступает той живой действенной универсальной силой, которая, овладевая внутренним существом человека, выводит его к обладанию полнотой бытия, к подлинности существования: воплощение любящим бытием высших духовных ценностей придает этому бытию действительный смысл.

4. Любовь предстает как особая модальная форма бытия, где бытие трансцёнденции представлено через транссубъективное в единичном бытии посредством "внутренней объективности", тем самым модифицируя поведение любящего человека в "объективное» (С. Л. Франк) - оправданное поведение.

5. Посредством любви как активно-действенного акта происходит воссоздание трехчастной структуры человеческого существа (диалектическое единство тела - души - духа), посредством чего достигается его целостность, способность к самотрансценденции и духовной интенции. Тем самым возможно разрешение основного противоречия человеческого бытия (принадлежность человека природному и надприродному миру, его разорванность и нецелостность) путем специфического способа бытия-в-мире - любовного бытия, любовной экзистенции.

6. Феномен любви задает духовную доминанту существования, являясь незаменимым источником духовного опыта. Человеческое проявление духовного начала происходит одновременно как трансцендентное и имманентное человеческому существу. Функциональная сторона духовного представлена в активном акте любви как плодотворной творческой деятельности, активизирующей ц совершенствующей внутренний мир любящего, кроме того, инициирующей, "провоцирующей" активный отклик -любовь Другого.

7. Любовь как творческий акт - это синтез отношения и деятельности, поэтому феномен любви задает принципиально иную архитектонику Я-Ты-отношениям, дает возможность любящим раскрыться во всей своей онтологической силе и уникальности. Посредством любящего - принципиально "диалогичного", "встречного" - бытия решаются проблемы одиночества, отчужденности, обеэличенности и бессмысленности существования.

Научно - практическая значимость работы. Анализ феномена любви имеет свое актуальное значение в современной ситуации, когда это понятие часто употребляется в теоретических, публицистических дискуссиях, направленных на поиск оптимального решения проблем межличностных отношений и отношения к окружающей действительности, миру в целом. Кроме того, в диссертационной работе рассматриваются важные общетеоретические и конкретные вопросы, имеющие проблемный характер, поскольку в философии еще не разъяснены многие важные понятия, связанные с феноменом любви. Помимо этого, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методологических материалов по курсам "философская антропология", "этика", "философия культуры", "этикет". Выводы диссертации могут оказать практическую помощь педагогам, родителям, занимающимся вопросами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Апробацияработы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре этики, эстетики, теории и истории истории культуры Уральского государственного университета, использовались при разработке и чтении лекций в курсе "этика" на философском и психологическом факультетах УрГУ. Подготовлен и сделан доклад на пленарном заседании конференции "О нравственно - половом воспитании подрастающего поколения" (Екатеринбург, 28 - 29 апреля 1998 г.). По теме диссертационной работы подготовлены и опубликованы тезисы для научной конференции "Человек - экология - культура" (Челябинск, 28 - 29 октября 1997 г.), для II Всероссийской научно - практической конференции "Гуманитаризация образования - императив XXI века" (Пермь, 25 - 27 марта 1997 г.), для международного научного религоведческого Конгресса "Религия, человек, общество" (Курган, 22 - 24 сентября 1998 г.)/ для Республиканских чтений "Философы XX века: Семен Франк" (Минск, 26 - 27 мая 1998 г)., для научной конференции "Человек в истории: теория, методология, практика" (Челябинск, 27 - 29 октября 1998 г.), подготовлены и сдапны в печать тезисы Для II Всероссийского философского Конгресса (Екатеринбург, 4-5 июня 1999 г.). Опубликована статья по теме исследования в сборнике "Мировоззренческие поиски современности" (Уфа, 1998 г.)/ а также подготовлена и сдана в печать статья для сборника "Кризис и перспективы культуры на рубеже тысячелетий" (Екатеринбург, 1999 г.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни"

Результаты исследования феномена любви как в русской религиозной философии, так и у представителей других философских традиций, позволят сделать несколько основных выводов. Непосредственно проблема феномена любви как оправдывающего феномена была сформулирована русскими религиозными философами, наиболее отчетливо это прозвучало в философских произведениях В. Соловьева ("Смысл любви", "Оправдание добра".), Н. Бердяева ("Смысл творчества", "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики".), С. Франка ("Смысл жизни", Духовные основы общества. Введение в социальную философию", "Путь к очевидности", "Непостижимое"), но истоки проблемы мы находим уже в период античной философии (концепция Платона), а также в христианской антропологии.

Сам феномен любви не имеет четкого и однозначного определения, как и любой другой феномен человеческого существования, определяющий сущность человеческого бытия (свобода, творчество, игра.), мы наблюдаем постоянное стремление выразить любовь посредством парадоксальных формулировок. Анализ любви помогает установить основные -сущностные его характеристики, выводящие человеческое бытие к духовным масштабам, хотя необходимо подчеркнуть принципиальную неопределимость любви и отрицание сведения этого феномена к какому-либо одному или нескольким философским аспектам. Основные моменты явленности любящего бытия полагают решение других - фундаментальных проблем человеческого существования, также связанных с его сущностной земной определенностью: проблемы обоснованности, осмысленности существования человека и его возможностиответствовать Правде бытия. Оправдание чем бы то ни было - аксиологическая процедура, смысл которой состоит в установлении тех ценностных условий, тех оправдывающих ценностей, в соотнесении, с которыми человеческая жизнь может мыслиться и переживаться как самоценная не только в лице наличного бытия человека, но и в любом из возможных миров. Правда - ценностный эквивалент истины, поэтому оправданное бытие - бытие истинное, связанное с реализацией духовного начала, всего спектра духовных ценностей. Необходимо выявление такого феномена, потенциал которого позволил бы наиболее полно придать оправданное онтологическое основание любому человеческому существованию, кроме того, который бы позволил "снять" основную этическую дилемму, экзистенциальную дихотомию человеческого бытия: противоречие между "должным" и "сущим", где "должное" выступало бы не в качестве обязанности, граничащей с навязыванием, принуждением, но в качестве естественно-органичного, желанного типа бытия (совпадение "должного" и "желанного"). Именно таким потенциальным "необязующим" феноменом выступает феномен любви - любовь не как кантовский долг и обязанность перед Высшим в воплощении "должного" (хотя русские религиозные философы полагали духовное бытие прямой обязанностью человеческой жизни, прежде всего по отношению к себе самой в аспекте ее оправданности и целесообразности), но как желанное, благодатное, радостное бытие, "не оторванное от истины".

Любовь является одной из фундаментальных категорий феномена духовности, выступая как наиболее эффективное средство раскрытия человеческой сущности. В этом смысле любовь является подлинным "трансцендированием" человеческого существа, позволяющим с наибольшей полнотой выявить имманентное ему содержание. Любовь как средство реализации духовного имеет, таким образом, очень важный аспект осуществления: она выступает в качестве функции, назначения человека (способность жертвовать собой, ограничивать потребности собственного эго, признавать безусловность существования другого, умения любить и желания быть любимым.). Любовь как активный деятельный творческий акт позволяет достигнуть духовного строя бытия, реализовать весь "комплекс" высших абсолютных ценностей - Добро, Красота и Истины, феномен любви делает возможным адекватное обнаружение подлинного существа и содержания "объективной" духовности в конкретно - индивидуальном личном бытии, дает возможность человеку в его наличной форме вместить абсолютное содержание, тем самым - стать абсолютной личностью, на пути любви человек получает возможность прозревать в недолжном должное, спасать это должное от затмения, и человек в этом процессе - не только необходимый участник, но и его объект (как любимый, так и непосредственно любящий). Таким образом, в достижении истинного строя бытия - Добра как ценностного эквивалента истины, как единственно правильного пути человеческой жизни -видится главное целевое назначение творческого акта любви. Интенциональный акт любви - особый способ • бытия, обнаруживающий подлинность человеческого существования. Это та живая, действенная сила, та истина, которая, овладевая внутренним существом человека, выводит его за порог недостойного бытия.

Любящий человек совершенно по-иному осуществляет свое телесное бытие, гармонично содержащееся в недискретной структуре организации человеческого существа: тело - душа -дух, тем самым преображая не только свое собственное биологическое существо, но и в целом природное. Оправдание человеческой жизни становится возможным только в подлинности чувства любви, имеющего восходящую структуру, связанную со структурой трехчастной. Так, обнаженное сексуальное чувство, как и феномен влюбленности в ограниченной своей стадии осуществления, не способны совершить дело любви - истинного, настоящего чувства, выступающего не только в качестве отношения, но и в деятельностном аспке.

В феномене любви совершенно по-иному раскрываются Я-Ты отношения. Через осуществление подлинного Диалога и Встречи Я и Ты достигают настоящего, несуррогатного единения основной, по Э. Фромму, человеческой страсти. Любовное бытие Я и Ты феномен глубинного общения (подлинность межсубъективной встречи как онтологического события достижения истинной взаимной общности): Я обретает посредством трансцендирования к Ты (Я-подобной, самоценной реальности) онтологическую опорную точку для себя, таким образом, модифицируя саму любовь в нечто иное, чем просто эмоциональное отношение к другому - "чувство".

Оправданное бытие любящего - бытие-в-смысле. Достижение смысла - через любовную деятельность в рамках всего жизненного процесса. Смысл не может иметь обоснования в том, что само требует обоснования (поэтому нет смысла в том, чтобы "просто жить"). Обоснование и придание смысла носит контекстуальный характер и происходит через выяснение сопричастности меньшего и большего ("вписываемости" определяемого в смыслоопределяющее). Смысл жизни удостоверяет включение меньшего в бесконечное и безусловное, то есть именно абсолютное как предельное и самодостаточное основание. Осмысленное и оправданное бытие любящего, таким образом, позволяет разрешить основные дихотомии человеческого существования; между "должным" и "сущим", конечностью и бессмертием, смыслом и бессмысленностью человеческого бытия (а также ряд противоречий, связанных с основными: телесное духовное бытие, автономное - открытое, незамкнутое существование, одиночество - бытие-с-другими, влюбленность и любовь и т. д.). В этом ключе представляются весьма перспективными в интересующем нас аспекте рассмотрения феномена любви и другие, способные обогатить понимание любви как смыслообразующего и оправдывающего жизненного акта, категории и понятия, выделяющие новый срез дихотомий. Таковыми, по мнению автора, принципиальными в свете поставленной задачи являются категории веры, надежды, свободы, смерти как основные феномены человеческого бытия. Таким образом, раскрытие сущности любовного существования должно происходить посредством интегрального рассмотрения человека в тотальном сущностном его проявлении. Кроме того, проясняющими моментами являются и нерассмотренные в данной работе подробно вопросы, непосредственно касающиеся феноменов влюбленности, антиподов любви (ненависти, безлюбости.), градации любовного чувства (выделение видов и родов любви в современной классификации), а также связь любви с другими человеческими чувствами (жалость, милосердие, сострадание, благоговение, всеприятие и т. д.). Именно поэтому тема остается незакрытой и перспективной, приоткрывающей завесу новых открытий, загадок и парадоксов не только для ее исследователей: вне любви человеческая жизнь теряет всякое свое содержание, смысл и оправдание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе произведен анализ феномена любви в аспекте потенциальности онтологического акта любви в вопросе оправдания человеческой жизни. Автор ставил перед собой задачу раскрыть смысл и значение феномена любви как оправдывающего феномена человеческого существования.

Казалось бы, проблема оправдания, проблема духовного бытия по-разному интерпретировалась у таких философов, как В. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, С. Франк, И. Ильин, однако концептуальный анализ позволяет выявить определенное единство концепции духовности и оправдания человеческого бытия, присущей подавляющей части представителей как русской религиозной философии,так и представителей нерелигиозных направлений мысли. Понятия "духовность", "оправдание" неотделимы от сущности человека. Порядок рассмотрения нами проблемы феномена любви представлен как процесс такого познания, при котором развертывается сущность человеческого существа и приводится к явленности "духовный архетип" не только человечества, но и самой природы как "духовной телесности".

Сам вопрос оправдания человеческого бытия связан непосредственно с актуализацией духовного бытия посредством феномена любви (в данном случае теоретической базой при рассмотрении феномена духовности выступаем понятие "духовная телесность", что позволяет увидеть, все проблемы, связанные с духовным типом бытия человека в наиболее чистом виде, без примеси противоречивости или незначительности применения понятий "духовность", "любовь" в русской религиозной философии, философской традиции вообще).

Если мы откажемся от всякого метафизирования феномена духовности, феномена любви, то не сможем адекватно уловить суть данных феноменов как во внерелигиозных традициях их постижения, так и в собственно недискурсивной метафизике русской религиозной философии.

Понятия сущности человека, духа и духовности, любви и целесообразности, осмысленности, тем самым - оправданности человеческого существования, являются предметом философии, религии, искусства почти с самого момента их зарождения как непременные атрибуты человеческого вопрошания о бытии, предстающим для самого человека бытием "проблемным", "неотвеченным".

Вместе с тем накоплены огромные знания в области теории и практики "духовного делания" (в том числе и посредством любящего бытия, любовного типа существования), философское осмысление которых способно глубже постигнуть человеческое существо как духовное и потому оправданное, истинное, следовательно, безальтернативное, сказать о нем нечто новое, посмотреть на "привычное" иным - осмысленным - взглядом, развернуть его сущность еще глубже, чтобы человек яснее увидел и осознал, чем он является и чем может явиться, помочь увидеть такой путь существования, который ведет к подлинности. Исследование проблемы человеческой духовности в русской религиозной философии позволяет отвлечься от частных и ограниченных интерпретаций как самого феномена духовности и его явленности посредством "родственного" феномена любви, так и сущности человека, приблизиться к субстанциональному и имманентному единству всех человеческих сущностных проявлений - духовной сущности человека. Смысл проблемы духовности в русской религиозной философии, любящего бытия, как он выявлен в диссертации, определяется как активное отношение человека, прежде всего, к своей собственной жизни и к окружающему его миру, в котором он существует и с которым строит отношения. Проявление духовности в бытии человека любящего выражается в осознании человеком собственного бытия, своего отношения к онтологическому строю высших духовных ценностей, отношения человека к каждому моменту своей жизни с точки зрения этого ряда высших ценностей и вечности, проявляющегося в "правде" или "лжи" человеческого бытия.

Исследование проблемы феномена любви как самобытного феномена привело автора работы к выявлению основных сущностных характеристик феномена любви, а также его смысложизненных "параметров", устраняющих безосновность существования.

 

Список научной литературыПятилетова, Людмила Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абеляр П. Этика, или познай самого себя // Человек. 1995. № 5. С. 89 109.

2. Абрамов А. И."Метафизика половой любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. В 2 ч. М., 1990. Ч. 1. С. 149 162.

3. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992. 335 с.

4. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. 158 с.

5. Алексеев П. В. Философская концепция С. JI. Франка // Предисл. к Франк С. JI. Духовные основы общества. М., 1992. С. 5 12.

6. Ахутин А. На полях "Я и Ты" (Попытка вдуматься) // Философия: В поисках онтологии. Самара, 1994. С. 49 -74.

7. Байлук В. В. Человекознание: В 3 кн. Самопознание. Екатеринбург, 1998. Книга 1. 286 с.

8. Бакшутов В. К. Философия чувств. Екатеринбург, 1996. 492 с.

9. Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 1994. 256 С.

10. Батищев Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 103 130.

11. Бахтин M. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1978. С. 7 -180.

12. Бахтин M. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985 гг. М., 1986. С. 80 - 160.

13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 470 с.

14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

15. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. М., 1994. С. 364 461.

16. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. М., 1994. Т. 2. С. 7 150.

17. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М. , 1993. С. 20 254.

18. Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. М., 1994. С. 151 176.

19. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. М., 1994. Т. 1. С. 37 342.

20. Бердяев Н. А. Спасение и творчество // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. М., 1994. Т. 1. С. 343 366.

21. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. М., 1994. С. 318 364.

22. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Философия свободного духа. М., 1994. С. 22 230.

23. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. 383 с.24,25