автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Мантика как социокультурный феномен

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Гарькина, Марина Львовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Мантика как социокультурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гарькина, Марина Львовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I: Мантика: феноменологический аспект.

1.1. Понятие мантики.

1.2. Типология основных подходов к изучению мантики.

1.3. Структура мантической ' деятельности. Классификация мантических действий.

ГЛАВА И: Социокультурная значимость и психологическая «технология» мантической деятельности.

2.1. Историке - культурный анализ мантической духовности.

2.2. Смысловые и социодуховные основания мантики.

2.3. Психологическая «технология» мантической деятельности как способ манипулирования сознанием и поведением человека.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Гарькина, Марина Львовна

Актуальность темы исследования. В современной философии все чаще происходит обращение к изучению мистического опыта как одной из форм познания. Мантика (гадание), будучи одной из составляющих мистического мировосприятия, тем самым, вписывается в рамки философского анализа духовного бытия общества.

Интерес к научному познанию данного феномена вызван необходимостью более глубокого анализа социально-философских и онтологических проблем бытия человека.

В ряду внутренних детерминант человеческой жизнедеятельности важное место занимает стремление человека к познанию будущих перспектив. Предсказание будущего является объективно обусловленным, необходимым элементом человеческой деятельности. Именно с этих позиций вскрывается укорененность мантики в природе человеческого бытия.

Но следует отметить, что, несмотря на «вечность» проблемы, вопросы предсказания будущего в неопределенное, неустойчивое настоящее, зависящее от множества случайных факторов, приобретают на современном этапе особую актуальность.

Философское постижение сути мантики вызвано жизненной эмпирией. Социальный позитив оказывается возможным в теории, но, как правило, мало вероятным на практике. Проблема несоответствия человека миру, мира человеку приобретает черты глобальности, определенным образом воздействуя на индивидуальное и коллективное сознание.

Нарастающая «девальвация» традиционных онтологических систем координат приводит к потере человеком бытийной идентификации и разрушению мировоззренческих установок. Неопределенность, разобщенность, неустойчивость, чувство бессилия и подавленности 3 вызывают состояние экзистенциального вакуума, ужаса перед неизведанным, необъяснимым. Проблема будущих смысловых ориентиров - одно из главных отличий современности. Вероятно, время исторических переломов рубежа веков диктует приоритеты данных настроений - бытие осуществляет в этот момент некий вызов с помощью мантики, поворачивая к себе. Ситуация такова, что есть смысл говорить о «мантиозности», как одной из форм массовой мистификации, принципе и образе жизни, общеприемлемом стиле поведения человека.

Таким образом, особенно важным в данной ситуации становится потребность в философской рефлексии мантического феномена, внесении ясности в понимание его сущности, выявлении причин «мантического ренессанса».

В последнее время гадательная индустрия приобретает респектабельные рыночные формы. В процесс вовлекаются представители классической науки, что создает ощущение объективности. Наличие потока практико-ориентированной литературы по вопросам мантики, как востребованного духовного явления нашей эпохи с одной стороны, и отсутствие серьезного теоретико-философского анализа и адекватной научной реакции на оккупацию мистицизма, - с другой, также обусловливают необходимость более глубокого изучения рассматриваемого феномена в парадигме современных научных знаний.

Востребованность данной позиции - очевидна, ибо защищает общество от ложного сознания, развивает критическое мышление и, в конечном счете, способствует объективно-научному освоению проблемы.

Поиск смысла мантической деятельности становится возможным и необходимым благодаря и тому, что все ее исторические типы представлены в интенсивной динамике, а в атеистическом мировоззрении запретом на научную разработку и пропаганду ряда вненаучных вероучений.

Данное обстоятельство уже само по себе порождает создание определенной проблемной ситуации. Поэтому, мантика, как целостное явление, как закономерный момент в системно-исторической динамике культуры, в единстве ее когнитивного и ценностно-эмоционального аспектов не может быть только монополией мистицизма.

Сегодня объективно придать феномену мантика статус специфического предмета конкретно-научного познания и выработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы ее исследования.

Основная проблема данного диссертационного исследования представлена изучением ценностно-смысловой составляющей мантического знания в мистическом опыте, как одного из интегративных свойств культуры.

Степень научной разработанности. Проблема предсказательной практики в общем виде уже поставлена в научной литературе и на протяжении ряда столетий разрабатывались ее различные аспекты.

Однако изучение специфики мантики, как самостоятельной отрасли вненаучного знания, в рамках массового сознания до сих пор не стало объектом специального философского анализа, оставаясь на уровне обыденного сознания. Намного большую часть составляет рекламно-художественная литература, якобы имевших место безупречных предсказаний.

Можно выделить ряд философских, этнографических, историко-религиоведческих, психологических исследований, касающихся природы мистического восприятия, и применяемых в анализе и научно-практическом осмыслении изучаемой проблемы.

Изучение мантики основывается, прежде всего, на исследованиях в области магии, так как мантика в первооснове своей имеет 5 магическую ориентацию.

Философское осмысление мантики имеет древнюю историю. Уже в античности вокруг гаданий велись активные споры среди представителей различных философских школ. Здесь следует отметить труды Платона (136, 137,138), Аристотеля (8,9,10), К. Птолемея, Тертуллиана, Августина, критика мистики Цицерона (209).

Среди философских работ Средневековья и Возрождения выделим работы Р. Бэкона, Фомы Аквинского (212), Мишеля Монтеня (121).

Среди философов Нового времени необходимо назвать Ф. Бэкона (35), Р.Декарта (72, 73), Г. Гегеля (45, 46, 47).

Русская философская мысль представлена трудами философов XX века П. Флоренского (192, 193, 194), А. Ф. Лосева (107, 108,109), Н. А. Бердяева (20).

Важное значение имеют разработки представителей этнографии: Э.Тайлора (179), Дж. Фрезера (195), А. Леманна (106), И. Снегирева (160).

Среди трудов по истории мантики в отдельных регионах мира и в отдельные эпохи необходимо отметить исследования западных ученых Я.Буркхардта (33), А. Леви - Брюлль (104), А. Леманна (106), X. Патерсона (129), Э. Э. Эванса - Причарда (225), Огюст Буше - Леклерка (237).

Из библиографических работ необходимо выделить работу Фредерика Ли Гарднера (240), а также работы Т. Клэйри (245, 246). Отметим книгу Юстаса Ф. Бозанкета о ранних печатных прогнозах (236). Отдельные сведения могут быть почерпнуты в труде по истории календаря (1), а также в работах, посвященных конкретным религиям и культурам (27, 28, 33, 65), в энциклопедиях (141, 227, 228, 229, 230).

Гносеологический аспект мантики изучен весьма слабо. Он заключает в себе познавательные возможности, способы и методы данного феномена. В наиболее общем виде он определяется через анализ трудов Э. Тайлора (179), 6

Дж. Фрезера (195), А. Леманна (106), Э. Гуссерля (70), М. Хайдеггера (203), M. М. Бахтина (16), К. Левина (247), Г. Олнорта (235). Данные исследования содержат философские общетеоретические и методологические основания, обосновывающие возможность исследования предсказания будущего.

Работы Я. Ф. Аскина (13), Ю. Б. Молчанова (120), Г. Рейхенбаха (153), В. Н. Ярской (233) и других авторов решают проблему отношения времени, пространства и предвидения в различных культурах.

Довольно широкий круг исследований продемонстрировал влияние прошлого опыта на преднастройку исполнительных систем человеческого организма (6, 7, 26). Осуществление такой преднастройки оказывается возможным на основе вероятностного прогнозирования человеком предстоящих изменений в среде (166, 187).

Вопросы фатализма, предопределения человеческой судьбы исследовались Ю. Я. Бондаренко (32), Л. И. Ибраевым (80), Л. Н. Коганом (93), Н. В. Пилепенко (135), О. Я. Сивковым (164).

Проблема прорицания как знаково-смысловой возможности выделена в произведениях М. Фуко (202), Ж. Делеза (74).

Исследование символа заключено в работах А. Белого (18), П. Флоренского (193,194), К.- Г. Юнга (232).

Мантика представлена и источниковой базой: Ветхий, Новый завет, Книга Перемен, Каббала (40, 114, 147, 154, 213).

Значительная часть работ посвящена раскрытию специфики конкретных видов предсказательной практики. Среди них работы, в которых исследуются различные аспекты пророчеств. В частности, историофилософский аспект затронут в трудах русских философов: Н. А. Бердяева (20), В. С. Соловьева (171), С. Н. Трубецкого (185), А. С. Хомякова (206), Н. Ф. Федорова (186).

Исследования М. И. Рижского раскрывают культурно - историческую проблему пророчеств и освещают трактовку ветхозаветных источников (154). Пророчества в их обыденной трактовке, как предсказания, высказывания о будущем представлены в работе А. С. Карпенко (86).

Столетии» Нострадамуса, как письменный источник более позднего времени, исследует историк Э. О. Берзин (21, 22, 23, 24). А. Б. Венгеров рассматривает истоки феноменов предсказания и пророчества в историческом ракурсе (38).

Феномен астрологии представлен в отдельных исследованиях западных ученых: Р. Бертело, К. Бецольда, Ф. Болля, Д. Радьяра (150). Ряд вопросов, связанных с изучением исторических аспектов астрологии затрагивается в работах российских ученых Ю. Я. Бондаренко (30, 31), Ф. К. Величко (37), Г. А. Гурева (63), П. С. Гуревича (67, 68), Ф. Ф. Зелинского (78), И. Т. Касавина (79), М. И. Шахновича (215, 216).

Вопросы онейроскопии, предсказания по сновидениям, были затронуты в работах Артемидора (11), Платона (136), Аристотеля (8), Цицерона (209), Т. Гоббса (54), 3. Фрейда (198), К. Юнга (232). Джеймса. Р. Льюиса (110).

Данную проблему поднимают в своих, работах и российские авторы: А.Б. Венгеров (38), А. Ю. Григоренко (59), П. С. Гуревич (69), В. А. Мезенцев (117), В. Е. Рожнов (155) М. И. Шахнович (215) и др.

Практическая хиромантия представлена работами В. Вреде (41), Г. Фреймарка (191).

Психолого-философский подход к рассмотрению мантического поведения определяет мантику на личностном уровне в связи с психофизиологическими особенностями, присущими человеку: познавательной деятельностью, поиском смысла жизни (2, 85, 161, 197, 201, 231,234).

Решение проблемы изучения мантики как подсознательного заблуждения, непосредственно связанного с конструированием иллюзий, требует рассмотрения ее с точки зрения манипуляционной психологии. К 8 числу работ в данной области должны быть отнесены исследования Э. Берна (25), Д. Карнеги (88), 3. Фрейда (196), Э. Шострома (219), А. Пиза, Г.Робинсона, Н. Бессонова, Р. Р. Гарифуллина (44), Д. И. Дубровского и Э.З. Феизова (71).

Исследования, касающиеся манипуляционных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, и, в частности, в мантической сфере, находятся на сегодня в стадии научного оформления.

Рассматривая в целом степень разработанности темы, необходимо отметить, что, несмотря на имеющуюся теоретическую и практическую исследовательскую базу по данной проблеме, исследования в этой области в рамках современных научных знаний нуждаются в тщательном углублении и развитии. И связано это с теми изменениями, которые происходят в современном общественном сознании.

Цели и задачи диссертационного исследования обусловлены научной и практической актуальностью проблем раскрытия сути мантической деятельности, определения роли и места мантики в парадигме современных духовных ценностей и способов их воздействия на психику человека.

Автор диссертации ставит своей основной целью: дать системный анализ мантики как социокультурного феномена и перевод ее на следующие уровни научного осмысления: социодуховный, собственно философский, психологический.

Реализация поставленной цели требует решить следующие задачи:

- от эмпирического многообразия и дескриптивного освещения перейти к теоретическому осмыслению мантики, изучив, при этом, ее понятийную базу, спецификацию, структуру, классификацию;

- проанализировать основные подходы к рассмотрению мантики представителями разных направлений на определенных этапах ее исторического развития;

- дать историко-культурный анализ мантики в виде хронологического 9 ее описания;

- выявить социально - психологические и когнитивные механизмы и причины воспроизводства мантики как важнейшего модуса духовности социума и человека;

- раскрыть психологическую «технологию» мантической деятельности, как способ манипулирования сознанием и поведением индивида.

Объектом исследования является мантика в социокультурном, научно-познавательном контексте.

Предметом исследования являются история, логико-познавательная и психологическая «технология» гаданий, социодуховная востребованность и значимость мантики.

Рабочая гипотеза исследования. В основу исследования заложено предположение о том, что если мантика не случайное явление в жизненно важном пространстве социума и индивида, то это социокультурный феномен, существующий на протяжении всей истории развития человечества. Он выступает универсальным заместителем иных социальных институтов, когда последние еще не выработали необходимых способов совпадения с ситуацией неопределенности или индивиду эти способы неизвестны. Как способ духовно-практического освоения мира, мантика должна иметь многообразные связи и отношения со всеми элементами универсума человеческой культуры, чтобы рассматриваться во всей полноте ее парадигмальных установок: генезиса, гносеологии, онтологии, психологии и назначения как социодуховного феномена.

Методологическая основа диссертационного исследования опирается на методологию научного познания в целом, в частности, на методологию анализа общественных явлений, к числу которых относится и мантика.

Для конструктивного решения основной проблемы использован системный подход, ибо идет рассмотрение мантики в контексте всех общественных явлений.

Сочетание исторического и проблемного подходов к рассмотрению природы мантики, позволяет учитывать ее эволюцию в хронологическом аспекте, включая практику веры в рамках ее функционирования на уровне таких категорий, как сущности и явления, необходимого и случайного.

Исследование построено на основе комплексного использования разнообразных методов. При изучении конкретных условий и причин воспроизводства мантического искусства на всем протяжении его существования использованы методы анализа и синтеза, которые собственно предопределили основные выводы диссертации относительно сущностных характеристик исследуемого феномена. Методы аналогии и сравнения, социально-психологический анализ применены при изучении спецификации и структуры мантики, а также выявлении причин мантического поведения отдельных социальных групп. Совокупный метод раскрывает принцип единства социологического и гносеологического рассмотрения предмета исследования.

В анализе причин широкого распространения видов мантической деятельности учитывались не только объективные условия, детерминирующие мантическое поведение, но и такие субъективные факторы, как интересы и потребности, характеризующие состояние массового сознания.

Работа носит социально - философский и теоретико - познавательный характер. Она ориентирована на выявление и обоснование когнитивной сущности мантики как социодуховного феномена.

Научная новизна исследования определяется постановкой его цели, задач и сводится к следующему:

- проведено системное исследование мантики как способа духовно-практического освоения мира и целеполагающей деятельности человека, с учетом ее развития в рамках всей человеческой культуры - и в

11 онтологическом, и в когнитивном, и в социальном смыслах;

- в целях научного обеспечения исследования проведена работа по уточнению понятия мантики на основе анализа смежных по смыслу дефиниций с обозначением ее спецификации.

Диссертантом определены структурные элементы мантической деятельности и схематически представлена классификация мантики, осуществляемая через конкретные виды, заложенные в историческом и личном бытии человека;

- в исследовании дан анализ основных подходов к рассмотрению мантики представителями разных направлений и дана их типология; представлена хронологическая парадигма историко - культурных этапов мантической духовности;

- мантическая деятельность рассмотрена как многоаспектный и многофункциональный процесс, как способ раскрытия внутренних и внешних потенциалов личности с целью «депроблематизации», а также рефлексирования человеком смыслов бытия в целом.

В диссертации дана оценка роли мантики на основе теории институализации. Исследованы явления манипуляционных «технологий», применяемые в мантической деятельности.

В ходе проведенного исследования автор пришел к выводам, которые можно резюмировать в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Мантика - социодуховный феномен, носящий закономерный характер в жизни общества и индивида, существующий на всем протяжении развития человечества и выполняющий функцию духовного реаниматора в условиях разбалансировки социальных норм и смысловых устремлений личности.

2. В основе мантики лежит представление о существовании управляющего природой и людьми сверхъестественного мира, установив связь с которым можно узнать «будущее», не познаваемое естественным путем. Это антитеза рационального и опытного знания, существующая в

12 сознании индивида в качестве компоненты бессознательного. При этом мантическое сознание нацелено на иллюзорное будущее («футурологическая интенциональность») с соответствующей данной мотивации психологической «технологией» профанирующего, манипулятивного характера, имеющей своей основой удовлетворение корыстных интересов субъекта гадания.

3. Универсальность мантики как социальной подсистемы состоит в ее институциональности, замещении иных социальных институтов, которые не в состоянии адекватно отражать и контролировать изменяющуюся реальность, для конкретного носителя мантического сознания.

Это способ духовно - практического освоения человеком мира путем трансцендирования, выход за пределы фактичности как эмпирического обстоятельства, устремление к будущим ценностным смыслам и идеалам.

Научно - практическая значимость работы заключается в том, что даное исследование вносит определенный вклад в разработку мантической практики, который состоит в анализе и обобщении информации и переводе ее с обыденного на научный уровень осмысления в рамках философии, истории, этнографии, религии, культурологии, психологии.

Исследование открывает новые возможности объективного подхода в изучении мантики как социокультурного феномена в теоретическом и практическом смыслах.

Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения антропологической и теоретико-познавательной проблематики в философии, общей теории религии и культуры, а также для социологического анализа, в психологии.

Некоторые положения диссертации могут служить определенным ориентиром в борьбе с лжепрорицательством и выработке соответствующей законности в этой сфере.

Отдельные выводы работы могут быть использованы в качестве методологической основы нравственного воспитания человека, укрепления его воли, научно-материалистического мировоззрения.

Работа может быть рекомендована при подготовке курсов по социальной философии, этике, эзотерике, истории мировой и отечественной культуры, истории религии, спец. курсов по теории познания.

Апробация результатов исследования: основные положения диссертации использованы в выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях студентов и преподавателей ЧТУ (2000-2003 гг.), в публикациях.

Объем и структура работы определена с учетом характера и специфики темы исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мантика как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, проведенное по теме «Мантика как социокультурный феномен», показало, что проблема мантики, является весьма актуальной и значимой на современном этапе, отличающимся разрушением мировоззренческих ориентиров.

Универсальность мантических механизмов, с которыми сталкивается каждый человек, одна из острых проблем социальной философии начала нового века.

В данной работе сделана попытка разрешения проблемы социодуховной значимости мантики с позиций общесоциологического подхода. Работа над предметом исследования в соответствии с целями, задачами и научными интересами автора позволила сделать следующие теоретические выводы:

1. Исследование показало, что, начиная с древнейших времен, мантическая составляющая присутствует как некая культурная доминанта в развитии, как всех социальных систем, так и отдельного индивида - носителя мантического сознания, никогда не исчезает полностью и возрождается в условиях кризиса и гибели привычных социальных институтов.

2. Как социокультурный феномен, мантику необходимо осмысливать в контексте ее понимания как важнейшего модуса духовности, в частности, взаимополагаясь с такими феноменами, как надежда на лучшее «будущее» и | предохранения духовного мира человека от саморазрушения. Мантика за всю • историю своего существования создала особую реальность культурно-психологического порядка с помощью систем координат: личность,"культура, — ментальность.

3. Диссертационное исследование включает типологию подходов к изучению природы мантики представителями разных направлений в разные периоды ее развития. Категориальный уровень предполагает по-новому

168 осмыслить и выделить классификацию мантической практики по разным основаниям, что позволяет более эффективно анализировать изучаемое явление в гносеологическом аспекте.

4. Результатом анализа специфики объекта и предмета исследования является определение самого понятия «мантика», как древнейшего вненаучного, эзотерического знания, опирающегося на мистическое трансцендирование как естественный процесс - через логико-дискурсивные и образно-интуитивные усилия сознания, раскрывающие духовную составляющую личности и социума в поддержании способности смыслообразования и веры в будущие жизненные перспективы. Это сплав прагматизма, идеализма и мистики, что подводит к выводу об универсализме данной рефлексии.

В широком смысле на уровне массового сознания необходимо рассматривать мантику в качестве мировоззренческой установки, являющейся практически принципом и образом жизни человека.

В узком смысле слова проявление мантики характеризуется как гадательная практика - целенаправленное культивирование мантических традиций, проявляющихся различными способами, но имеющих одинаковую процедурную и ритуальную базу.

5. Социокультурная сущность мантики определяется способностью к духовно-практическому освоению действительности и состоит в ее институциональное™, замещении иных социальных институтов, не обеспечивающих уверенность в ситуациях кризиса рационалистического мировоззрения, дающего повод для принятия желаемого за действительность, а также в их неспособности открыть и адекватно отобразить истину.

6. Мантическая деятельность является почвой для продуцирования людьми ложных представлений, позволяющих говорить о принципе иллюзионизма личностного сознания индивида, с соответствующей ему системой манипулятивных «техник» введения в заблуждение, с целью удовлетворения корыстных намерений субъекта гадания.

В исследовании сделана попытка, систематизировать приемы обмана, самообмана, используемых в гадательной индустрии, вскрыт механизм их предотвращения. Суть данного рассмотрения состоит в том, что механизмы эти представляются не просто исполнительными. Автор расценивает их в качестве важных структурообразующих элементов человеческой личности, ее ценностно-смысловых установок.

Безусловно, в современном мантическом «ренессансе» есть что-то не совсем типичное для прошедших эпох, где гаданияускорее герметичные и оставались уделом избранных. Следует особо подчеркнуть, что на данном этапе мантика, как явление массовое, захватывает страны на сломе их исторического развития и питает фрустированное сознание целых социальных слоев. Но самое главное, что в условиях так долго и, казалось, безнадежно ожидаемой свободы практически нет этому оппонентов.

Все это позволяет сделать вывод о том, что контекст рассмотрения мантики, в парадигме современных научных знаний, должен быть непосредственно связан с научно-объективным подходом, включающим, прежде всего, философскую оценку, основательное понимание человеком того, что происходит с ним и с обществом, объективный анализ проблемных ситуаций, возможность психического управления физическими и духовными процессами. Именно такой естественнонаучный подход составляет необходимое условие человеческого выживания и более глубокого практического освоения индивидом и социумом своего «будущего».

Исследование мантики в направлении социальных опосредований может быть продолжено в рамках междисциплинарного синтеза.

 

Список научной литературыГарькина, Марина Львовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культура. Киев.: София, 1998.-396 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Наука, 1965.-253 с.

3. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Медицина, 1986 - 187с.

4. Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск.: Урал, 1991. - 387 с.

5. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Наука, 1969. Т. 1. - 524 с.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Наука, 1968.-296 с.

7. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962, № 7.

8. Аристотель. О гадании по снам // Льюис Дж. Энциклопедия сновидений. Ростов н / Д.: Феникс, 1997. - С. 24.

9. Аристотель. Об истолковании // Избранные произведения. СПб.: Нева, 1984.-С. 76.

10. Аристотель. Поэтика. М., 1951.

11. Артемидор. Толкование снов / Человек в зеркале сновидений. М.: Знание, 1993.- 123 с.

12. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Мысль, 1992. - 268 с.

13. Аскин Я.Ф. Проблема времени. М.: Знание, 1966. - 197 с.

14. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. - 464 с.

15. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. - 208 с.

16. Бахтин М.М. К философии поступка / Философия и социология науки итехники (1984-1985). М., 1986. - С. 86.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Советская Россия, 1986.-296 с.

18. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

19. Белова З.С. Проблемы визуализации теоретического знания. -Чебоксары: Б. и., 1998. -36с.

20. Бердяев H.A. Собрание сочинений. В 2 т. Смысл творчества. Париж: IMCA- PRESS, 1991. Т. 1. - 451 с.

21. Берзин Э.О. Нострадамус // Наука и религия. 1988, № 10-12.

22. Берзин Э.О. Нострадамус и его предсказания. М.: Республика, 1992. -319с.

23. Берзин Э. О. О России. (О «предсказаниях» Нострадамуса) // Знание -сила. 1991, № 11.-С. 68-74.

24. Берзин Э. О. Что сбылось из предсказаний Нострадамуса? // Наука и жизнь. 1992, №2.-С. 116-121.

25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под общ. ред. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 400 с.

26. Бернштейн H.A. Биологические основы рассудочной деятельности. -М.: Наука, 1986.-387 с.

27. Бируни А.- Р. Индия. Ташкент.: ФАН, 1963.-236 с.

28. Богуцкий К. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев: Ирис, 1998. - 329 с.

29. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 5.-640 с.

30. Бондаренко Ю.Я. Астрология за и против // Наука и религия. 1989, № 2,3.

31. Бондаренко Ю.Я. Астрология как социально-исторический феномен.1. М.: Знание, 1990. 153 с.

32. Бондаренко Ю.Я. Идея судьбы: корни и эволюция. М.: Знание, 1989. -96 с.

33. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем. А. Е. Махова. М.: Интрада, 1996. - 491 с.

34. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПБ.: 18901904.

35. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1974.

36. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Знание, 1984. - 200 с.

37. Величко Ф.К. Астрология симбиоз науки и искусства // Химия и жизнь. 1990, № 3. - С. 34-40.

38. Венгеров А.Б. Предсказания и пророчества: за и против. М.: Московский рабочий, 1994. - 240 с.

39. Вересаев В.В. Литературные воспоминания. М.: Художественная литература, 1975. - 384 с.

40. Ветхий завет. Кемерово, 1991.

41. Вреде В.А. Хирология. М.: Келвори, 1996. - 142 с.

42. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1960. - 484 с.

43. Гадамер X. Г. Истина и метод. - М.: Наука, 1988.

44. Гарифуллин Р. Иллюзионизм личности. Казань, 1997. - 427 с.

45. Гегель. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. - 667 с.

46. Гегель. Философия религии: В 2 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. - 531 с.

47. Гегель. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1973. Т. 4. - 312 с.

48. Гельвеций К. А. О человеке. М.: Соцэкгиз, 1938. - 438 с.

49. Гете И.В. Сочинения: В 13 т. М.: Художественная литература, 1970. Т. 10.-524 с.

50. Генис А. Вавилонская башня // Иностранная литература. 1996, № 9.

51. Гиляровский В. А. Психиатрия. М.: Медицина, 1954. - 427 с.

52. Гинзбург В. JI. О лженауке и необходимости борьбы с ней // Наука и жизнь. 2000, № 11. С. 17.

53. Гловинская М. Я. Предсказания и пророчества в русском языке / Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Знание, 1994. - 358 с.

54. Гоббс Т. Левиафан / Избранные произведения: В 2 т. М.: Изд-во политической литературы, 1964. Т. 2. - С. 75-133.

55. Гозман Л., Эткинд А. Культ власти. Структура тоталитарного сознания. М.: Прогресс, 1990. - 412 с.

56. Горбовский A.A. Пророки и прозорливцы в своем Отечестве. М.: Эго, 1990.- 102 с.

57. Гречишников С.Е. Магия как социокультурный феномен. Автореф. диссер. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. М., 1994.

58. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М.: Советская Россия, 1987. -189 с.

59. Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ: Критические очерки о мистицизме и иррационализме. Л.: Лениздат, 1986. - 176 с.

60. Григоренко А.Ю. Философский анализ магии. Диссер. на соиск. уч. степ. докт. фил. наук. М., 1992.

61. Гроллман Э. Суицид. -М.: Москва -М, 2001. -276 с.

62. Гроф С. За пределами мозга. М.: Знание, 1993. -399 с.

63. Гурев Г.А. История одного заблуждения: Астрология перед судом науки / Под ред. М.И. Шахновича. М.: Наука, 1978. - 205 с.

64. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972.

65. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.

66. Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов.174

67. М.: Искусство, 1975. 359 с.

68. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм?: Критические очерки. М.: Политиздат, 1984. - 304 с.

69. Гуревич П. С. Лебедь, спустившийся на грудь // Наука и религия. 1994, №1. С. 33.

70. Гуревич П.С. Мистицизм против человека. М.: Знание, 1987. - 61 с.

71. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М.: Мысль, 1994. -197 с.

72. Дубровский Д.И., Феизов Э.З. Чудеса телепсихотерапии: о массовых сеансах внушения А. Кашпировского и А. Чумака. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1990. -35 с.

73. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Наука, 1970. - 568 с.

74. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1989. Т. 1. - 594 с.

75. Делез Ж. Логика смысла. М.: Знание, 1995. - 275 с.75. Домострой. М., 1990.

76. Еременко В. П. Мистика в православии. Киев: Наукова думка, 1986.- 125 с.

77. Ермаков В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметногосознания. Чебоксары: Волго-Вят. Регион. Центр «Ассоц. содействиявузам», 1996. -160 с.

78. Зелинский Ф. Ф. Умершая наука. М.: ABA - Пресс, 1994. -201 с.

79. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. / Сост. и общ. ред. Касавин И.Т. М.: Республика, 1996. - 447 с.

80. Ибраев Л.И. Сквозь лики мира: Критика философских оснований мистицизма. М.: Молодая гвардия, 1979. - 206 с.

81. Исмуков Н.А. «Абстрактное и конкретное» в диалектике категорий единичного и общего // Потребительская кооперация социально-ориентированная система. - Чебоксары: Чебоксар, кооп. ин-т. МУПК, 1997.-С.22-23.

82. История древнего мира. М.: Просвещение, 1986. - 423 с.

83. Калашников В. Атлас тайн и загадок. М.: Белый город, 2000. - 545 с.

84. Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

85. Камю А. Миф о Сизифе / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 22-319.

86. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3.

87. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М.: Золотая аллея, 1991. Т. 1-4. - 560 с.

88. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. Екатеринбург: Изд-во - «Литур», 2000. - 720 с.

89. Карпенко A.C. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. -М.: Наука, 1990.-214 с.

90. Касавин И.Т. Размышление о магии, ее природе и судьбе / Магический кристалл. М.: Институт философии АН СССР, 1994. - 221 с.

91. Кириллов В.К. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. -268 с.

92. Книга афоризмов. М.: Изд-во: «РАСС», 1998. - 269 с.

93. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

94. Косарева Л. М. Герметизм и формирование науки Нового времени. -М.: Наука, 1993.-328 с.

95. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга., И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982. - 431 с.

96. Критический анализ ненаучного знания / Под ред. И.Т. Касавина. М.: Институт философии АН СССР, 1990. - 129 с.176

97. Кругляков Э.П. Ученые с большой дороги. М.: Наука, 2001.

98. Кругляков Э.П. Что же с нами происходит? Новосибирск: Издательство СО РАН, 1998.

99. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека. М., СПб.: Алетейя, 1999.

100. Кураев А. Оккультизм шагает по стране // Москва. 1994, № 4. С. 201-203.

101. Кутал ев Д.Р. Новая астрологическая энциклопедия. Биографическая часть. Книга 1. Томск: Зодиак, 1997. - 350 с.

102. Лалуев В.Я. Трансцендентное и имманентное в пророчествах. Автореф. диссер. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Омск, 2000.

103. Ланда В. О. Ванге // Свет. 1997, № 8.

104. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Знание, 1994.-503 с.

105. Леви Строе К. Магия и религия / Структурная антропология. - М.: Наука, 1985.-535 с.

106. Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев. 1993. - 399 с.

107. Лосев А.Ф. История античной философии. М.: Мысль, 1989. - 205 с.

108. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

109. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

110. Льюис Дж. Энциклопедия сновидений. Ростов н / Д.: Феникс, 1997. -336 с.

111. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Книга, 1989.- 176 с.

112. Маслихин A.B. Философское введение в науку. Йошкар-Ола: Марийский полиграф, издат. к-т, 1994. - 216 с.

113. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Магический кристалл. М.:1. Республика, 1994. 527 с.

114. Масленников В. Загадки «Книги Перемен» // Наука и религия. 1990, № 5. С. 55-57.

115. Мегрелидзе K.P. О ходячих суевериях и «пралогическом» способе мышления. М., 1935.

116. Мезенцев В.А. О суевериях всерьез. М.: Советская Россия, 1989. -240 с.

117. Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. Алма-Ата: Гл. ред. Казах. Советской энциклопедии, 1989. - 464 с.

118. Мифы народов мира / Под ред. С.А. Токарева. В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. - 449 с.

119. Молчанов В.В. Массовая мистификация: поп культура и суеверие. -Л.: Лениздат, 1987. 216 с.

120. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -М., 1977,- 142 с.

121. Монтень М. Опыты / О предсказаниях. Избранное. М.: Советская Россия, 1988.-416 с.

122. Мэретт P.P. На пороге религии. М.: Знание, 1980. -153 с.

123. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Мысль, 1997. - 303 с.

124. Наука и жизнь. 1999, №11.-С. 17; 2001, №12. С. 17.

125. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: Народы и культуры. -М.: Инфра М, «Весь мир», 2000. Т. 7. - 407 с.

126. Отерсон О. Печаль о потерянном в середине жизни. СПб., 1990. -296 с.

127. Павловские клинические среды. М.: Наука, 1978. -189 с.

128. Павлов И.П. Полн. собр. трудов. М.: Наука, 1987. Т. 3. - 462 с.

129. Патерсон X. Кельтская астрология. 13 знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер с англ. О.О. Чистякова. - М., 1996. - 314 с.

130. Пекарчик С. Вера в судьбу / Средние века. СПб., 1971.

131. Пензенский А. Нострадамус творец и герой мира // История. 2002, -№ 18.-С. 12-15.

132. Перетц В. Н. К истории Громника. Вып. 1. СПб.: Изд-во А. Мартынова, 1899. - 220 с.

133. Петров Ю.А., Феизов Э.З. Методология научного познания. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 590 с.

134. Петрухин А.И. Методологические направления формирования научного мировоззрения. Чебоксары: : Изд-во Чуваш, ун-та, 1986.

135. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. М.: Знание, 1980.- 183 с.

136. Платон. Государство / Соч: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. - С. 318.

137. Платон. Избранные диалоги.-М., 1965.

138. Платон. Тимей / Соч: В 3 т. М, 1971. Т. 1. - С. 84.

139. Плиний Старший. Естественная история. УП, 203.

140. Псевдо Плутарх. Мнения философов. Кн. 5. Ч. 1. // Перевод по изданию: Plutarchus. Plutarchi Moralia. Placita Philosophorum: - Leipzig, 1971.-P. 50-153 //Человек. 1999, № l.-C. 80.

141. Полная энциклопедия мировых гаданий. М.: Вече, 1999. - 440 с.

142. Пономарева Н. Для людей открыла Ванга дверь // Спортивная жизнь России. 1997, № 10. С. 33-35.

143. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - 295с.

144. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М.: Знание, 1992. Т. 1.-425 с.

145. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1998. -418 с.

146. Посысаев Н. Отчего сбываются предсказания прорицателей? /179

147. Собеседник. 1994, №17. С. 13.

148. Поэзия и проза Древнего Востока / Серия БВЛ. М.: Художественная литература, 1973. - 286 с.

149. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского., М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

150. Пурынычева Г.М., Шишкина В.И. История русской философии (XI -нач. XX вв.). Йошкар-Ола: Map. ГТУ, 1997. - 264 с.

151. Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. М.: Антарис, 1991.-369 с.

152. Ракитов А. Предвидение научное / Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Совесткая энциклопедия, 1967. Т. 4.-504 с.

153. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности / Вестник Московского Университета. Серия «Философия». М.: Изд-во МГУ, 1995, №2.

154. Рейхенбах Г. Направление времени. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 396 с.

155. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1987. - 366 с.

156. Рожнов В.Е. Пророки и чудотворцы. М.: Политиздат, 1977. - 175 с.

157. Розин М. Мифология предчувствий // Знание сила. 1991, № 7.

158. Росциус Ю. В. Гадание: суеверие или .? М.: Знание, 1991. -48 с.

159. Росциус Ю. В. Предвидеть, чтобы избежать // Техника молодежи. 1984, №1. С. 53.

160. Рубинштейн С.Я. Использование времени как показатель осознаваемых и неосознаваемых мотивов личности / В кн.: Бессознательное. Тбилиси, 1980. Т. 3. - 336 с.

161. Русские достопамятности. В 3 т. / Под ред. И. Снегирева. М., 1877.1. Т. 1.4. 1.-394 с.

162. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-345.

163. Сафронов Д. Пророчества и предсказания от древности до наших дней. М.: Фирма «Герда», 1996. - 191 с.

164. Святополк Четвертынский И. Введение в герметизм // Наука и религия. 1993, № 12. - С. 48-51; 1994, № 2. - С. 52-54.

165. Сивков О.Я. Судьба как неизбежная цепь событий. М.: Знание, 1994. -85 с.

166. Сидельников Ю. Будущее как на ладони // Дело. 1994, № 33. С. 18.

167. Симонов П.В. Вероятностное прогнозирование и предсказание как принцип работы мозга». М.: Наука, 1998. - 391 с.

168. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993. - 632 с.

169. Словарь русского языка: В 4 т. М.: Азбуковник, 1997. Т. 3. 478 с.

170. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.

171. Соина JI. Антиномия морали и мистики // Человек. 1997, № 2. С. 4761.

172. Соловьев B.C. Собр. соч. Т. 4. СПб., 1903. Т. 2.

173. Соловьев B.C. Ложь // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб.: 1890-1904. 1896. Т. XVII.

174. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: ИПЛ, 1992.

175. Спид Инфо». 2000, № 11. - С. 11.

176. Сорокин Э. Хиромантия: от мистики к науке // Народное творчество. 1990, №8. -С. 38-39.

177. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М: Наука, 1957. Т. 1.

178. Стоянова К. Ванга // Смена. 1989, № 19. С. 22-24.

179. Сурдин В. Почему астрология лженаука? // Наука и жизнь. 2000, № 11.-С. 79.

180. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

181. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М: Наука, 1996. - 423 с.

182. Ткачева А. Вверх по лестнице, ведущей в никуда // Наука и религия. 1998, №8. -С. 36-37.

183. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. -M.: Рус. яз., 1981-1982. Т 1. 699 с.

184. Тоффлер А. Футурошок. СПб: Нева, 1997. - 206 с.

185. Трифонов Г.Ф. Диалектика: законы, категории и принципы / Науч. ред. Ермаков В.М. Чебоксары: Изд-во чуваш, ун-та, 1995. - 55 с.

186. Трубецкой С.Н. Избранные сочинения. М: Знание, 1993. - 479 с.

187. Федоров Н.Ф. Об условности пророчеств. Сочинения: В 4 т. М.: Знание, 1995. Т. 2. - С. 128.

188. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии. 1963. № 2.

189. Фейгенберг И.М. Мозг, психика, здоровье. М.: Наука, 1972. - 111 с.

190. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960. Т. 1.-504 с.

191. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. -576 с.

192. Финогеев В. Лечить судьбу: (О хиромантии) // Огонек. 1991, №1. С. 14-15.

193. Флоренский П. У водоразделов мысли. Новосибирск: Кн. изд-во, 1991.-181 с.

194. Флоренский П. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. - 799 с.

195. Флоренский П. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. - 765 с.

196. Фрезер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980. - 703 с.

197. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 94-143.

198. Фрейд 3. Психология обыденной жизни. М.: Наука, 1996. - 379 с.

199. Фрейд 3. Толкование сновидений / Под ред. Б.Г. Херсонского. Киев: Здоровья, 1991.-382 с.

200. Фреймарк Г. Хиромантия или тайны руки. СПб., 1914.

201. Фромм Э. Иметь или быть / Общ. ред. В.И. Добренькова. М.: Прогресс, 1990.-330 с.

202. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии «Природа и человек» / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -398 с.

203. Фуко М. Слова и вещи. М.: Знание, 1977. - 296 с.

204. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Республика, 1993. - 447 с.

205. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

206. Херсонский Б. Смысл жизни: обретение и утраты. М.: Современник, 1994.-326 с.

207. Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. М: Наука, 1982. Т. 2.

208. Царев И. Точно знаю, что будет завтра // Труд. 1994, № 19.

209. Цвейг С. Очерки. М.: Советская Россия, 1985.-560 с.

210. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. - 384 с.

211. Чернобров В. Можно ли верить астрологам и предсказателям? // Российские вести. 1994, № 4. С. 9.

212. Чернышевский Н.Г. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1986.Т. 2. - 516 с.

213. Честертон Г.К. Святой Фома // Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Мысль, 1991.-416 с.

214. Чжоу Изунхуа. Дао И цзина: Путь к прорицанию. Киев, 1999 - 173с.

215. Чулаки М. Верите ли Вы в судьбу? // Труд. 1994, № 12. С. 4.

216. Шахнович М.И. Приметы верные и суеверные. JL: Лениздат, 1984.192 с.

217. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.: Наука, 1965.- 189 с.

218. Шейнин Ю. Прогнозирование / Философская энциклопедия: В 5 т. -М.: Советская энциклопедия, 1990. Т. 5. С. 512.

219. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Антология мировой философии: В 4 т. М.: Наука, 1971. Т. 3. - С. 694 -696.

220. Шостром 3. Анти Карнеги или человек- манипулятор. М.: Дельта, 1992.-352 с.

221. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М.: Интербук, 1990. -351 с.

222. Штернберг Л.Я. Первобытная религия. М.: Знание, 1996. - 439 с.

223. Штюц Р. Предсказания, которые не сбылись //За рубежом. 1995. С.10.

224. Щербатых Ю. Искусство обмана. М.: Эксмпресс, 1998. - 348 с.

225. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М.: Знание, 1960.-367 с.

226. Эванс Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде / Магический кристалл. - М.: Республика, 1994. - 527 с.

227. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: ПРЕСС, 1998. - 294с.

228. Энциклопедия гаданий. М.: Вече, 1999. - 524 с.

229. Энциклопедия мистицизма. СПб.: ВИАН, 1997. - 585 с.

230. Энциклопедия оккультизма и мистики. М.: КРОН ПРЕСС, 2000. -590 с.

231. Энциклопедия предсказаний. М.: Локид-Миф, 2000. - 572 с.

232. Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: София, 1996.

233. Юнг К. Сновидение. Воображение и бытие. М.: Логос, 1990. - 208 с.

234. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Саратов, 1989.184

235. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Знание, 1991.

236. Allport G. W. Becoming. Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven, 1955.

237. Bosanquet E. F. English Printed Almanacks and prognostications . to 1600.-London, 1917.

238. Bouche Leclercq A. Histoire de la Divination dans e Antiquité. T. 1-4. -Paris: Ernest Leroux, 1879-1882.

239. Debus A. Man and Nature in the Renaissance. Cambridge, 1980.

240. Evans Pritchard E.E. Witcheraft, Oracles and Magic among the Azande. - Oxford University, 1937.

241. Frederic ly Gardner. Catalogue. Raisonne of works on the Occult Sciences. -London, 1902-1903.

242. Hund Y. Misticism and Modern. -New York, 1984.

243. Halbronn J. Les historiens des sciences face al activité astrologigue de Kepler. Paris, 1970.

244. Joseph Tonterose. The Delphic Oracle. University of California Press, 1978.

245. Keith Thomas. Religion and the Decline of Magic. London, 1971.

246. Kleiry T. Occult bibliography. London, 1978.

247. Kleiry T. Paranormal Bibliography. An Annotated List of Books published in English. London, 1976.

248. Lewin К. Defining the Iield ata given Time. Psychol. Rev. New York, 1989.

249. Maslow A. Motivation and personality. New York, 1984.

250. SchausM. Katholische Dogmatic. Bd 1, 6. Anfl.-München, 1970.

251. Sutich A. The emergence of the transpersonal orientation / The Yourn of Transpers Psychol. 1976, №1.

252. Thorndike L.A. History of Magic and Experimental Science during the First Thirteen centuries of Our Era. Vol. 1-2. New York.: The Macmillan1851. Company, 1923.

253. William James. The Will to Beliew, Longmans green. London, 1897.1. Ь-д-ОЪ