автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Массовые театрализованные праздники и предствления в Узбекистане (фopмиpoваниe и современное развитие)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ким, Виктория Никифоровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Массовые театрализованные праздники и предствления в Узбекистане (фopмиpoваниe и современное развитие)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Массовые театрализованные праздники и предствления в Узбекистане (фopмиpoваниe и современное развитие)"

1 1 ^ 0 л АКАда™ НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ п П ^-.ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЕВДЕШЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА ? им.К.КРАПИВЫ

На праЕах рукописи

Ким Виктория НикнфороБна

МАССОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПРПЩСТАВИШИЛ В УЗБЕКИСТАНЕ /Форыфование и современное развитие/

17.00.01 - театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па сои^анис ученой степени кандидата искусствоведения

МИНСК-15931'.

Рабога выполнена в Белорусской академии искусств

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор РЫБНИК А. И.

Официальные оппоненты: Член-корр. АН ЕБ, доктор

искусствоведения, профессор НЩЦ В.И.

Кандидат искусствоведения, доцент АКИЛОВ Н.Б.

Ведущая организация - Белорусский государственный университет культуры

Защита состоится "28"декабря 1993г. в 14-00 ч. на •

заседании специализированного совета К.....006.07.02.

в инстиоуте искусствоведения,этнографии н фольклора АН РБ /220.072 г.Минск, ул. Сурганова, д.1, кор.2/

С 'диссертацией гдозго оонггопитьел в библ' отеке института, этнографии г. фольклора пя.К.Кргпнгы АН Г Т.

Автореферат разослан "?.4" ноября 1Р93г.

Учений секретарь .

специализировагаопо советах^

кандидат 'Л с кус с т во в^ппия//¿^^у Т. I*'. Т' 0Р0БЧЕИК0

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Вопрос о массовых театрализованных представлениях и - шире того - о театрализованных праздниках н бывшем СССР в с£ере сегодняшних научных толкований закономерно приобрел значительную остроту. Объясняется это тем, что в СССР он всегда, и в теоретическом и в историческом аспектах, связывался с Октябрьской революцией; само рождение таких праздников было отнесено к началу советского времени. Поэтому, имея в виду даже не оценку Октябрьской революции, а наличие теперь дискуссионности в этой оценке, прежде, нежели приступить к рассмотрению избранной теш, надо четко определить собственный угол зрения. Кратко говоря, позиция диссертанта сводится к следующему.

Октябрьская революция в России и ее развитие на местах были событиями исторически закономерные, выстраданными многонациональными народными массами. Следовательно, нельзя ставить абсолютный знак равенства менду пролетарской, народной революцией и тем переворотом, какой осуществили в Петрограде большевики 25 октября1917 года. Ибо требовалось еще эту власть удержать, укрепить, что и было сделано в течение долгих лет гражданской войны. Победителем из кровавой битвы классов вышел народ, восторжествовала его идея, молниеносно распространившаяся во всем мире. Победа Октябрьской революции "явилась торжеством веками угнетавшегося народа"и она естественно роадала, поднимала творческую энергию народных масс. Не случайно эта энергия так быстро распространилась, разлилась по всей стране, дав свои плоды и на то!: национальной почве; где до тех пор революционных праздников не было вовсе.

Однако надо подчеркнуть, что подобная творческая энергия, вызывающая к жизни массовые театрализованные представления, не является особенностью только пролетарской, то есть Октябрьской революции, выводящей в авангард социальной борьбы народ и ведущей таким образом к демократизации жизни. "... Всякая подлинная демократия,1 - писал Л.В.Луначарский, - устремляется, естественно, к народному празднеству. Демократия предполагает свободную жизнь масс.

для того, чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно только когда по слову Робеспьера,

они сами я пл.] «и гея для себя зрелищем"''-.

Из сказанного надо сделать вывод о том, что процесс рождения, проведения массовых театрализованных празднеств, массовых театрализованных представлений в периоды революционных перемен и затем в периоды активного утверждения .революционных идеалов народа - это процесс не частный, а обций, закономерный, глубинный. И чем больше и настойчивее в результате таких перемен осуществляется демократизация низни, тек он шире, естественнее и, если можно так выразиться, народнее. Он ширится по воле самих масс.

Поэтому следует изучать данный процесс. Его изучение тем более важно, что оно обращено не только к истории: подобные праздники, представления должны распространиться сегодня и завтра всюду на территории бывшего СССР, где жизнь идет по пути светского развития.- История культуры народов Средней Азии и Казахстана после революции 1917 года это убедительно доказала, а в связи с твердом намерением подавляющего большинства представителей этих народов и дальше двигаться по тому же пути, докажет,, очевидно, еще яснее.

Таков социально-политический аспект избранной диссертантом актуальной ныне тем. Весьма существенен и культурно-исторический аспект ее» Особенно теперь, когда все бившие сованые республики СССР и многие из автономных объявили себя суверенными а решают свои важнейшие и, причем, чрезвычайно сложные ■ задачи. Вполне очевидно, что главная из них, определяющая решение .других - это всемерный подъем духовности каждой нации, каждого народа, возрождение их культуры. 3 связи с определяющей задачей особенно обострился вопрос о характере развития национальных культур на основе использования и развития их собственных прогрессивных традиций, а, значит, вопрос о процессе взаимодействий народной и профессиональной культур. Известно, что в качестве наиболее частных таких взаимодействий выступают моменты, а то и периоды значительных социальных сдвигов, когда творческая энергия народных масс оказывается раз- ' буженной, особенно активной. Надо полагать, многие народы бый-

I. А.Б.Луначарский о театре и драматургии. Избранные статьи в 2-х токах. Том I, "Искусство*1, м., 195&, с. 190.

шего СССР ннне> одэеживают начал»'именно такого периода.

Отсюда следует безусловное что изучать историю массовых театрализованных представлений - это значат фактически изучать коренную проблему народности театрального искусства той или иной нации. Развивать же этот жанр /или форму названных представлений/ - значит способствовать углублению народности национального театрального искусства.

Итак, обобщим,, дополнив^ сказанное об актуальности темы данного исследования. Подчеркнем снова, что на современном этапе развития художественной культуры народов бывшего СССР стало не только закономерным, но обязательным использование различных видов и жанров, форм и стилевых особенностей традиционного,, народного творчества,.ибо без этого возрождение национальных культур,, подъем духовности наций немыслимы. Ч.Айтматов справедливо писал, о том, что "необходимо находить'в недрах своей родной литературы1 своей древней культуры то, что важно и актуально для современности"1.

С древнейших времен в народных обрядах, в представлениях на разного рода празднествах отмечались две стороны: элементы культовые и элементы фольклорные. Из недр фольклорного театра время вывело на первый план свойственную народу и его искусству активность отношения к действительности. Складывавшиеся в первые послереволюционные годы традиции новых по сг/шслу и характеру театрализованных представлений, празднеств отвечали тенденциям развития советского общества, стремившегося к демократизации жизни. Эти традиции давали выход творческой, энергии широких народных масс, являлись одной из форм общения людей и вместе с тем - средством духовно-практической организации общественной жизни. Всенародные торжества и сопутствовавшие им смотры, фестивали искусств, театрализованные концерты и кассовые представления и прежде и ныне свидетельствуют о незатухающей творческой активности народа, о его жажде идеалов демократизма. Понятно, что ныне они свидетельствуют об этом в еще большей мере, ибо в наше врег/л, характерное стремление народов к подлинной демократии, обеспечиваемой сувери-

I.Айтматов Ч. Да приду!1 к нам благооодние мнсли со всех сторон, -Литературнат газета, 1Е&Г,. I января.

яитетом их государств, ставящих своей целью возрождение и быстрейший подъем национальных культур, удовлетворение'и самоудовлетворение художественных потребностей каждого индивидуума становится актом, приобретающим все больший социально-политический и социально-психологический смысл. Такой акт оказываЕТ все возрастающее воздействие на динамику общественно-эстетического и нравственного развития общества.

Поэтому осмысление и обобщение процессов формирования, развития форм массовых театрализованных представлений в художественной культуре Узбекистана, как и других суверенных государств СНГ,, стало делом безусловно необходимым, актуальным.

Отсюда вытекают конкретные цель и задачи исследования.

Диссертант видит перед собой цель в том,, чтобы определить иотоки- и национальное своеобразие массовых театрализованных представлений в Узбекистане.. Исходя из названной цели,, диссертант ставит следующие задачи:

- охарактеризовать социальную природу национального /узбекского/ массового театрализованного представления как искусства глубоко демократического по своей идейной, направленности и синтетического по своему художественному облику;

- выявить в народных обрядах, в произведениях фольклора те элементы идейно-художественного, жанрово-структурного и образ- > в о-выразительного порядка,, какие не утратили своей общественно-эстетической направленности, ценности и обладают потенцией к органическому развитию в связи с практикой современного массового театрализованного представления;.

- определить формы взаимодействия в массовом театрализованном представлении традиционного и современного, национального л интернационального, общечеловеческого, показав, как в ходе этого массовое зрелищное действо в Узбекистане обретало новые са-иобытные черты;

- выявить перспективы дальнейшего развития массового теат-лизованного представления в Узбекистане как жанра театрального искусства.

Методологические почитипн исследование-,' Одним из главных методологических принципов, которых придерживается диссертант,

является принцип историзма. Содержание конкретных явлений искусства в работе рассматривается как производное от социокультурной ситуации, специфичной для каждого анализируемого этапа исторического времени.

Методологической и теоретической основой исследования явились труди театроведов, литературоведов - историков современно! художественной культуры и фольклористов, а такке философов, затрагивающих проблему взаимодействий современного и традиционного творчества. 3 их числе - известные труды М.Бахтина и Д.Лихачева, имеющие общетеоретическое значение; работы старые , /П.Керженцева, А.Пиотровского, О.Цехновицера/ и новые, из коих многие имеют значение практических руководств /учебные пособий И.Шарова, В.Триадского, Д.Генкина, А.Коновича и др./

Что касается узбекской театральной культуры, то при отсутствии специальных исследований избранной для данной диссертации темы, опора была найдена в работах сменного характера. Ценный материал для выявления элементов кассового праздника-представления был почерпнут в трудах ученых, непосредственно изучавших узбекский театр устной традиции /А.Троицкая, Н.Маллаев, М.Кадыров, Т.Уарзаев/. Вопросы народности узбекского сценического искусства, без понимания которых невозможно научное освещение избранной темы, в большей или меньшей степени освещены в исследованиях О.Кайдаловой, V..Рахманова, Т.Турсунова, А.Рыбника, Гл.Хаг.лдовой, И.Ыухтарова и ряда'других театроведов. Что касается массового театрального искусства, то его исследованием занимался специальна и последовательно только Н.Ким, сосредоточивший главное внимание на театрально-зрелищном искусстве среднеазиатского региона. Некоторые материалы касательно массовых действ опубликовал В.Дьяченко.

Научная новизна предлагаемой диссертации обусловлена, во-первых, тем, что в театроведении Узбекистана опыт изучения проблемы формлрования и развития массового театрализованного представления ставится впервые. Поэтому впервые прослеживается как .его истоки, - народный обряд, фольклорный театр, представления площадных комедиантов с их влиянием на формирование и раззчтие массового театрализованного действа. Далее расскат-

ь.

ривается влияние традиционного народного творчества на своеобразие современного площадного театрализованного представления. Наконец, в диссертации изучаются: совершенствование мастерства постановщиков театрализованных представлений, рост исполнительском культуры участников на основе прежде всего роста их общей культуры, что обусловлено било социальным развитием республики,, а такие углубление эстетического кругозора зрительской массы.

Практическая ценность диссертации определяется следующим. Данная работа содервит систематизированный материал, могущий стать серьезным подспорьем для создания новых, более обстоятельных трудов по истории узбекского театра, а также узбекской художественной культуры в целом.. Диссертация может явиться основой специального курса, посвященного истории массовых праздников для студентов институтов культуры, на соответствующих факульте-■ тах культпросветтехникумов и училищ искусств» Исследование может быть использована при составлении учебных планов и программ семинаров для молодых режиссеров, театральных критиков, филологов-фольклористов.

Апробация работы. Диссертация обсувдена сначала на заседании кафедры режиссуры массовых представлений Ташкентского государственного института культуры им.А.Кадыри. Обсуждение проводиг-лось р участием ведущих' специалистов кафедр режиссуры и мастерства актера, методики культпросветработы того же вуза.

Основные положение диссертации в течение 19Ь7-1991 годов докладывались на Всесоюзных и республиканских научно-теоретических конференциях, региональных и областных практических селина-рах работников народного творчества.

3 завершенном виде диссертация апробирована кафедрой истории, языка и литературы Белорусского государственного театраль-но-худокественного института.

Структура работы обусловлена ее периодизацией. Исследование состоит из введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы по проблематике диссертации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Зо Введении обосновывается актуальность проблематики диссер-

о

тации и в соответствий с этим актуальность избранной теки, определяются цель и основные задачи исследования, дается краткая характеристика источников, использованных в работе.

Цервая глава - "Истоки жанра" - посвящена обзору многовековой предыстории узбекистанских массовых театрализованных представлений современного"образца и, прежде всего, - вопросу о бытовании в узбекской среде своих национальных традпцчй, способствовавших рождению и развитию интересующего нас жанра.

Кассовое зрелищное творчество в различных его формах на земле Узбекистана существует не менее двадцати столетий с эпохи местной античности. Сначала оно развивалось на территории Греко-Бактрийского государства, а затем, в период раннего средневековья в Хорезме, Нарфии, Согдиане - то есть на землях некоторых нынешних срезднеазиатских республик. Античная зрелищная культура с ее неотъемлеиой частью - кассовыми праздниками не была до конца разрушена и в позднее средневековье; она выжила, сохранилась в виде некоторых своих характерных образцов, приспособилась к новым условиям жизни, пронесла сквозь долгое время господства феодализма негасимый факел народных обычаев.

Как известно, праздники в Древней Греции, а такие в Древнем Риме - это одни из ранних, если не первых форм организованного действа, в котором проявлялись такие специфические черты его, как ярко игровой характер, зрелищность, комплексность, массовость. Подобные массовые праздники существовали в определенных своих модификациях на территории Средней Азии. Здесь праздники в честь местного культа Диониса тоже не мог не внести свои вклад в рождение первоначальных форм народной комедии. Тот же процесс наблюдался у народов среднеазиатского региона и при культивировании различных обрядов - Навруза в первую очередь, когда во множестве исполнялись песни и танцы, заводились массовые игры, показывались комические сценки.

Эллинистическая культурная основа массового праздника начала деформироваться и затем разрушаться только в конце УП века, когда арабское нашествие принесло с собой новое для Средней Азии вероучение - ислам. Однако проникновение ислама в быт, а духовную культуру ряда местных народов, в систему их миролонп-

'мания не было тотальным. Например, "как ни старалось мусульманское духовенство вначале запретить Ноуруз, а затем внести в его празднование религиозные элементы, ничего не получилось. Народные массы сохранили внерелигиозный характер Ноуруза как праздника поены"1-. Ноуруз, Навруз /что в переводе "Новый день"/ - один из самых древних местных праздников - живет поныне, и сегодня он широко распространен именно как народный календарный.

Люди недаром издавна считают Кавруз лучшим временем года, когда все радостно отмечают пробуждение природы. Б этот день все преображались, надевали свои лучшие наряды и украшения, показывали - каждый - свое искусство. В этот день забывались обиды и огорчения, люди старались совершать только добрые деяния. Нав-руз - день равенства всех без различия чинов и привелегий. Нав-руз - день мира, и когда он наступал, прекращались раздоры, даже войны, завязывались новые дружеские'связи. Навруз, наконец, - это как бы символ веры в доброе и надежды на лучшее будущее. II хотя, используя широчайшую популярность Навруза в народе, власти стремились придать ему официальный характер, а духовенство использовало праздник, придавая ему религиозную окраску, Навруз сохранял свое жизнеутверждающее значение, свои эстетически привлекательные черты. На этом празднестве получали свой выход здоровая творческая энергия трудовой кассы,, ее тяга к вольной, насыщенной мажорными красками жизни. .

В связи с характеристикой местных народных истоков жанра диссертант останавливается на основных концепциях праздника.

Для известного исследователя народного творчества, проблемы комизма и смеха В.Проппа связь праздника с трудовой деятельностью является определяющей: праздничные обряды, развлечения и игры - это с его точки зрения своего рода модель повседневного крестьянского труда, а праздник - своеобразное продолжение труда, вольное повторение сложившихся в труде навыков, обычаев, отношений. Концепция В.Проппа являет собой разновидность так называемой "трудовой" теории праздника, предложенной В.Чичкровым. ' "Трудовая" теория отторгает все типы, виды празднеств, какие организует и оформляет свободное время как таковое во имя ал со-

1-^инскш' ^'С. исследования по таджикской культуре. Г<:., «V | с • XX 9 •

верпенствования человека, во ига ли регламентации общественных норм. И уж тем более эта теория не в состоянии объяснить суть и характер празднеств, силою исторических обстоятельств вовлеченных в общественную борьбу, становящихся сферой пробуждения и проявления революционной активности масс.

Куда более универсальной является концепция праздника, подробнейше обоснованная М.Бахтиным. Согласно этой концепции праздник . не просто дублирует труд, подводя итоги трудового цикла и подготавливая празднующих к новой фазе трудовой жизни, но, что особенно важно, провозглашает и возвеличивает народный идеал кизни, с которым он связан изначально. Праздник по Бахтину -это не просто художественное воспроизведение пли отражение жизни, но сама кизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, неразрывно связанная с культурой общества, однако представляющая и воплощающая ее совсем иначе, нежели это делает труд, производящий материальное, или собственно художественная деятельность, специально орипетированная на собрание произведений искусства. М.Бахтин высказывает очень важное соображение, заключающееся в том, что понятие "праздник" нельзя вывести, а, значит, и до конца объяснить, исходя из практических условий и целей материально-общественного труда. На.это соображение, очевидно, и следует опираться в поисках ответа на вопрос о специфике и изначальном смысле праздника кок явления культуры.

В средние века расслоение массового праздника на территория нынешнего Узбекистана продолжалось, но еще более эффективно. С одной стороны культивировали государственные праздники - официальные, прославляющие существовавшие тогда порядки, величие властей. С другой - неофициальные народный действа. И именно праздники "скеицегося на площади народа" были по-настоящему праздничными, наиболее массовыми, ибо они были неразрывно связаны сосстремлением к идеалу и, следовательно, устремлены в будущее.. Во все почти'средние века на территории Средней Азии шла непрекращающаяся борьба г/еясду официальными, в том числе религиозными, установлениями и неистребимой потребностью человека в искусстве. Власти и духовенство по причине остроты этой борьбы не могли полностью игнорировать такую народную потребность. Власти поэтому стали кягч.е относиться к келанаям городских ремес-

ленников и дехкан проводить сайли /праздники/ и устраивать зрелища, приуроченные к праздникам, в которых принимали' участие профессиональные музыканты, танцоры, лицедеи-комики с самыми разнообразными их программами. Традиции массовых праздников и традиции народно-профессионального; народного искусства таким образом в жизни тесно смыкались, образуя особую бытовую атмосферу. Надо заметить, что в ХУШ-Х1Х веках число народных саи-лей значительно увеличилось. Почти во всех крупных городах на территории нынешнего Узбекистана организовывались цеховые.объединения мастеров народного искусства - "касабаи - созанда", активно обслуживавшие население, его праздники.

В последней части главы характеризуется многообразие узбекского народно-профессионального и народного искусства устной традиции, имевшего непосредственную связь со сценическими представлениями, то есть отличавшегося театрализацией или же являвшим собой театр- Искусства богатого, каким оно представало на протяжении долгого времени, включая первые десятилетия нынешнего века. Диссертантом особо выделяются народное площадное комеди-анство /традиционный театр масхарабозов, кизикчи и кугирчокбозов-кукольников/, а также сказительство. Представители этих искусств были активнейшими участниками массовых театрализованных праздников. Широко бытовавший и обогащавший свое содержание, традицион-. ный театр узбеков являлся бродячим, площадеым и представлял собой весьма развитую форму публичного зрелища. Что же касается сказителей /бахши/, то они исполняли произведения, не имеющие канонического текста, развертывая перед массовой аудиторией то или иное эпическое повествование по сути дела в лицах. Сказитель свободно импровизировал в рамках традиционного сюжета,, расцвечивал его образное движение собственной фантазией. Сказитель-бахиш был одновременно музыкантом;, в его исполнении слово и музыка переплетались,. взаимопроникая и рождая особого жанра художественные произведения.

Изменения в общественной жизни Туркестана, возникшие во второй половине XIX века после присоединения края к России, наложили свой отпечаток на традиционное искусство, однако не столь уж заметной. В общем развитие художественной культуры было таким: рус-

ла национального искусства - профессионального и народно-профессионального устной традиции - оставались почта теми ке без существенных изменений,, а рядок возникали новие русла - уже под влиянием важных общественно-политических перемен. Надо полагать, поэтому дореволюционная эпоха жизни узбекского народа накопила большой театральный опыт. Сценическое искусство-красочное и разнообразное, а также творчество другого рода, тоже характерное богатыми элементами театральности,- глубоко вошло в быт коренного населения. В своем развитом виде - не вялым и не затухавшим -оно проявляло себя в новую, послереволюционную эпоху.

Накопленные в досоветское время опыт и достаточно сильные традиции могли поэтому активно способствовать возникновению и, развитию массовых театрализованных представлений нового типа уже после 1917 года.. К сказанному надо добавить еще об одной важной черте в характере узбекского народного искусства - о его массовости не только в смысле широкой распространенности по областям земли или широкого привлечения зрителей на представления,, а о том,, что эти представления часто совершенно "смывали" границу между представлявшими и смотревшими. Актеры вовлекали в действие зрителей, рождая своего рода "соборность", основанную на психологии коллективизма.. Эта "соборность" несомненно облегчала потом внедрение в жизнь массовых театральных действ, театрализованных представлений.

Во второй главе - "Рождение форм'массовых театрализованных представлений"' - рассматривается интересующий нас процесс на протяжении всего довоенного времени и наиболее подробно в 20-е годы, то есть когда он'становится,, обретая собственное лицо.

Октябрьская революция поставила народные массы,, ее принявшие, в совершенно новые отношения с действительностью. Целиком посвятив себя будущему, эти массы хорошо понимали и умели ценить собственные завоевания, обещаншие им достойную жизнь, благополучие, счастье. В состоянии высокого энтузиазма, горения они пребывали целый ряд лет. С таким состоянием, напрочь стирающим различия между столь полярными категориями бытия, как "повседневное" и праздничное", и связал свою генеалогию советский массовый ре-

ризуется смысл ряда специальных директив новой государственной власти, сыгравших значительную роль в формировании советской праздничной культуры, в ее развитии на пути овладения элементами театрального искусства. Многочисленные динамичные описания тогдашнего революционного быта позволяют представить сегодня тот политический и социально-психологический фон, на котором развертывались события Октября, а чуть позднее развернулись массовые театрализованные праздники и представления.. Они же дают возможность выявить и происхоздендение этих представлений и празднеств, в частности, происхождение того, что можно назвать их обрядово-зрелшцной стороной.

Особое место в советской празднично;) культуре первых лет после революции принадлежит дню I мая. Праздничные церемонии в его честь и положили начало революционным празднествам, театрализованном представлениям не только в Москве и Петрограде, в городах Украины, но и Средней Азии. Однако, если в центральной части России главная цель политико-воспитательной работы заключалась тогда в вовлечении масс в строительство фундамента социализма, то в Туркестане, на территории Узбекистана одновременно с яой задачей надо было решать и другие самые насущные проблемы. Во-первых, на этой территории существовали ече Бухарский эмират и Хивинское ханство. Во-вторых, во многих местах, несмотря на переход власти к Советам, основное население - крестьянство находилось еще всецело в подчинении местного духовенства. В-третьих, народы Туркестана, испытавшие на себе двойной гнет, были во многом отсталыми и практически неграмотными.

Учитывая эти" специфические особенности жизни края, надо было делать упор именно на массовые формы воспитания и просвещения трудящихся, дававшие возможность при помощи пропагандистов широко включать различные слои населения в обсуждение насущных проблем, формируя у них общественное мнение. Для того, чтобы быть понятной и близкой народу, пропагандистская работа в свою очередь должна была опираться на национальную основу. Особое значение приобретало поэтому использование народных . праздников-, прогрессивных обычаев, зрелищных форм традиционного искусства и наполнение их новым содержанием. Нужны были и

новые фор™,, отвечающие духу нового времени. При этом бесценным резервом оказывался опыт других народов, особенно российского пролетариата, уже владевшего продуктивными методами создания массовых театрализованных представлений и действ.

Самый большой диапазон художественно-выразительных средств искони в Узбекистане использовался в представлениях масхарабозов и кизикчи. В новый период их искусство,, хотя и постепенно, начинает проникаться новыми идеями, выдвигать, новые теш.

Народные праздники по сути дела издавна посвящались труду я . природе, имели календарную основу. В их традициях в новое время стали отражаться революционизирующие идеи,, зовущие человека к свободе мысли и воли.

Большая заслуга в формировании узбекских советских праздников принадлежит Хамзе Хаким-заде Ниязи. Борясь против реакционных традиций, обычаев, он противопоставлял им истинно народные торжества,, но наполненные новым ярко интернационалистским, глубоко гуманным содержанием.. Среди всех праздников он прежде всего выделял такой близкий и всем понятный,, как Навруз. Особое внимание он обращал на ту часть праздника, какая более всего привлекала население - то есть на зрелище. Организуя так называемые "восточные вечера", Хамза ставил актуальные общественные задачи. "На этих гуляниях, - заявлял он, — мы должны показать народу все отвратительные стороны старого мира и начать против них борьбу"^. Диссертант 'анализирует характер и содержание "восточных вечеров", организованных Хамзой в разных городах Туркестанской республики в 1919— Г922 г.г. С какдыи разом он делал их программы все более разнообразным и интересным, вгаючая в них различные народные игры и представления, устные агитационные выступления, театрализованные концерты, инсценировки на местные острые темы и т.д.

В главе далее говорится о тон, как в последующие годы на праздниках, демонстрациях, митингах все шире использовались художественные средства и в результате эмоциональное воздействие на их участников намного усиливалось. Не случайно вскоре организаторы массовых зрелищ от механического соединения разных форм и средств искусства переходят ко все более органичному их сляя-

I. Рахманов I.". Хаю а и узбекский театр. Ташкент, l&ôù, c.ISI.

нию, к синтезу.. Возникают и получают большое распространение своеобразные театрализованные концерты, агитспектакли, агитсуда, инсценировки.. Митинги-концерты, распространившиеся в 20-е г.г. на веек территории Средней Азии,, сыграли важвую роль в воспитательной работе среди местного населения, часто,по сути дела формируя общественное сознание простых людей»

В главе анализируются содеркание и формы массовых действ -инсценировок и представлений, возникавших как необходимость "при-, ближения театров к народным массам и социалистическому началу"', как "задача сделать искусство орудием агитации"1. Так, грандиозное действо было устроено, например в Самарканде фервую годовщину Октября, карнавал-шествие был организован в Ташкенте в связи с Ь'евдународннм юношеским днем и т.д. Особенно действенными-были агитоуды, устроители коих находили острые приемы для того,, чтобы вовлечь зрителей в спор,'вызвать на откровенность и в конечном счете убедить в народной правоте.. В диссертации дается , анализ одного из ярчайших массовых действ - "Суда над старым строем", организованного красноармейцами Ташкентского гарнизона, в 1920 году.

Массовые театрализованные представления,, ро;;денные Октябрем,. способствовали, развитию не только самодеятельных кружков,, но и созданию особого рода аг и т драматурги и.. Под этим углом зрения в главе рассматриваются инсценировка Харты "Капитал", пьеса "Последние дни мирового капитала"» В последней Хамза достиг больших художественных высот, добился яркой плакатно-символичес-кой образности.. Поставленная в Андижане любителями с помощью профессиональных актеров, она имела успех, обозначивший событие в общественной жизни.

Массовые театрализованные представления со многими его разновидностями /митигти-концерта, агитсуды, карнавальные шествия/ были самыми распространенными формам художественной пропаганды в Узбекистане периода 20-30-х грдов. В главе дается их классификация /только митинги-концерты имели три ранозидности/ и анализ содержания наиболее интересш-'х из.-них. Важно при этом подчеркнуть, что выступления здесь велись практически на всех употреб-

I. Мейерхольд Вс.Э. Статья, речи, беседы. I,:., 1КЬ, т.2, с. Ь.

лившихся в жизни языках, в программы включались революционные песни как русских, так и узбекских авторов при интернациональном составе зрителей-участников. Это не случайно: массовым театрализованным действам того времени как и всему, массовому искусству в Узбекистане были присущи два культурных пласта - европейский и азиатский. Такой была хорошо обдуманная политика, имевшая в виду использование всех форм агитации и пропаганды, слияние искусства и пропаганды в том числе и в деле популяризации, разъяснения самого искусства, его зрелых произведений.

В заключительной части главы анализируется под углом зрения теми диссертации позднее драматургическое творчество Хамзы, рассматриваются особенности идейности и художественности его агит-пьес "Земельная реформа", "Прежние выборы" и .др., и, в частности, подчеркивается приверженность Хамзы к конкретизации его идей на местном материала.

Постановкой многочисленных массовых действ в Узбекистане был накоплен значительный и очень ценный материал, еще больше опыт, и<5о в них органично сочеталось то, что было заимствовано от традиционного народного искусства с примерами нового времени - ее митингами,, демонстрациями, особой организацией народных пасс.

В третьей главе — "Современное состояние жанра, поиски новых форм" - анализируется фактически весь послевоенный период жизни Узбекистана с точки зрения культивирования и развития в нем массовых театрализованных представлений. Подчеркивается на основе характеристики ряда явлений, что процесс организации и развития массовых театрализованных представлений не протекал в эти годы по прямой линии: в нем наблюдались и взлети /особенно когда праздничное событие глубоко волновало народ - например, дата Победы в Великой Отечественной войне/ и спады, но эта сфера художественной деятельности не придавалась забвению, она постоянно была в состоянии поисков новых форм, экспериментов.. Кассовые театрализованные праздничные представления в Узбекистане этого периода можно классифицировать, деля ах на стадионные праздники-представления, карнавальные шествия и концерты, художественно-спортивные праздники и светоспектакли на открытом воздухе, а такие праздники-представления па воде. Лучшим из них по

1С.

яркости, виразмтелыюсти в главе дается характеристика и при этом подчеркивается,, что все они очень заметно отличались разнообразием форм, наличием режиссерских замыслов /авторы их - профессионалы,. режиссеры массовых действии, как правило, специалисты Ташкентского государственного института культуры им.А.Кадыри/г все эти представления характерны своим национальным колоритом, хотя естественно имели, так сказать, общепринятый тогда идейный стержень.. В каждом случае ставились и разрешали свои художественно-постановочные задачи /например, использование параллельного действия в массовых народных зрелищах/ и таким образом утверждались, внедрялись принципиально новые приемы в культивировании жанра.

3 главе анализируются различные театрализованные представления последнего времени - в том числе поэтические "Звезда и смерть Хоакина Мурьетти" со стихами И.Неруда и А.Вознесенского, "£двее всех живых" по поэме X. Алимджана, фдлософско-публицистическое, остро-политическое действо по пьесе С.Азимова "Драма века". Эти и другие театрализованные праздничные представления стали неоспоримым доказательством того,, что они и сейчас - одна из наиболее приемлемых и удачных (форм вовлечения масс народа в сферу общения не но необходимости, а по душевному порыву, вызванному высоким гражданским, патриотическим чувством.

Эта мысль диссертанта продолжена в Заключении работы, где делается главный общий'вывод о том, что в современной жизни мног-гих республик бившего СССР /как свидетельствует практический огшт/ роль массового праздника не падает, а возрастает, его место в художественной культуре наций становится значительнее.. Это потому, что праздник теснейшим образом связан с происходящими нине глубокими качественный! изменениями. Главное же здесь то, что происходит необратимый процесс демократизации жизни. Иначе говоря, создается хотя и медленно, атмосфера, в какой праздничное действо может возникнуть естественно.

За все время истории,, не говоря о длительной предыстории, накопился большой общественный опыт,, обусловивший жизнесдособ-ность и подлинную массовость, действенность, наступательный ха- ' • р акт ер исследуемого в диссертации жанра.. Одно это дает твердые основания пристально изучать процесс развития его в Узбекистане,.

Однако тема и, следовательно, проблема, возникающая в связи с нею,, эти!« не исчерпывается. Выясняется,, что избранная тема тг." ~ серьезное и теоретическое и практическое значение в виду пополота в истории республики и ее народов, в виду обретения и утверждения Узбекистаном его суверинитета.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕЛЕ:

1. Хамза - создатель массовых интернациональных форм зрелищного искусства в Средней азии /доклад на Всесоюзной зональной конференции, Душанбе, ноябрь, 19Ь9/, объем - 0,7 п.л.

2. Кассовые театрализованные праздники и представления на современном этапе /доклад на конференции профессорско-преподавательского состава Ташкентского института культуры ям.А.Кадырн/ февраль, 1990 г., объем - 0,5 п.л.

Б. 'Традиционное народное искусство и современное театрализованное представление в Узбекистане. "Коре ильбо", 1990„ 15 ноября - объем 0,3 п.л. 4.. Особенности рекиссуры в массовом театрализованном празднике /методическое пособие для студентов заочного обучения/, Тяш-ГйК, апрель, 1990 г., объем - I п.л. 5. Музыка в театрализопапном представлении /методическая рекомендация для режиссеров отделения РОЫИ ТашГЛКа/, объем - I п.л.

Подписано к печати 22. <1.33г. Заказ 260 тираж 100 экз Отпечатано на ротапринте 05АН Республика Узбекистан г.Ташкент /л.М/минова 13