автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Развитие традиций агитационно-революционного театра в современных массовых театрализованных представлениях

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Романенко, Азалия Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Развитие традиций агитационно-революционного театра в современных массовых театрализованных представлениях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие традиций агитационно-революционного театра в современных массовых театрализованных представлениях"

тттттяо куябтурн птаггтко? ссср

ЗРУЕШСГО® ГОСУДАРСТВЕШИЙ ТЕАТРАЛЬНА ИНСТИТУТ

имени йога Руставели

На правах рукописи

РШАНЕНКО

Азалия Ивановна

Ш Ж.®

раэзитие тралиний АПГГАШГОННО-револювдонгогс штра

з с озрем? пая; мссогот татализошш. прелставлвют i7.00.pi - Геатрвльдое искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степеяа кандидата искусствоведения

Тбгогиси - Т990

Fntfora витолнека к. предай оргашзаоти и рекксс.уры кассовну ппазднпксга Киевского государственного института нультури "ч. Л.Е.8орке!'чука

Иаучдай руководитель - доктор искусств озедсшш, профессор

Станипевский Ю.А. фиогагышо оппоненты: - доктор искусствоведения Е'влутапзюм H.H.

кандидат искусствоведения, доцент Гладапюва A.A.

Ведущая организация - Рязеиский государственный институт культуры

Еапита состоится •19 -ш llUkJjSi 1990 года в / J часов на заседании спевдализиравшшого'савета К.093.05.01 по присуждения ученой степени кандидата искусствоведения в Цэузйнсном государственном театральном институте да» Шота Руставели . / 38 0004, г. Тбилиси, пр. Руставели 17/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Грузинского Государственного ¡театрального института им. Гота Руставели.

/

Автореферат разослан Irl&frt^^j!) 1990 г.

Учений секретарь Iß jf'

Специапизирсшэяного Совета,. и\\ шик

кандидат искусствоведения, доцент Каландаримвили И,Т.

Искусство обладает огромноГ сило* воздеГствия на чечоаеха, оно кИсктивно реализует свои нравственную йункшю, Нормирует худо-гествоннн!! вкус, способствует преодолению нравственно'' неразборчивости. Искусство взмзает не только к разуму человека, но и н чувствам. вкагаая целуя гашу псоскивмшР, искусство обраивет человека к раадуцыш о роли и сжслс яаюа?, о человеческих взаикоопк*-исниях.

Культура тесно связана с искусством, гак бн не питались многие И" отделить. 1 шнеинер критичесиог ситуации культура становится едва ли не глввшм в том, что да наянам» перестроено!*.Именно сегодня история даст нам понять, что никакая самая благородная, самая лучезарная ноль не может бнть достигнута нстгаилизованнши средствами. Многие года бгтопол ппинтш, что человек-это материал, который надо переделмзать, персковквать, перевосплтквать, что это объект, над ко-торнм нужно производить некоторне манипуляции.

Человек- ис только объект, с которим что-то происходи, но он и сам ТВСРТ5П. Понять ого, воссоздать мокно только через восстановление историческоГ- культурно" трэдами. 3 наис<? стране богатая культура и богатое творческое наследие. Поссоздать культурные ценности и траги-шш во все-' стерах тате!" ялзш - вопрос первоГ необходимости.

Почему мн обраиремся к массовш зрелитм и театрализованным представлениям сегодня?

Массовые гфаздюши и представления - особая форма искусства,в котороР исполнитель сливается со зрителем. Их своеобразие заплетается в том, что представление не разыгрывается> а становится одним из • средств самовыявления актеров и зритолсГ-одко" m форм етзни.

Продолжая традиции народного театра эпохи Великой французской

револтеши, эффектные , впечатляпгатс массовые зрелища первых лет со-

диалистичесяоР революции обращались к нов™ темам, чужим старое

I

театру, л этих тет»х "охояила определенное вирекенао радость победившего яарол», которн?" стал хозяином страны, ртодашсь оригинальные-постановочное приемы и формировался ныкг дай России вид театрального искусства.

А .Дуютарски*5 считал не.ропние празднества и массовое постановки одно" из дс-''ствсш!кх Форм политического и хужигоственного воспитания масс:." Пол агиташоннг.м театром,- писал он в №1 году,-я пондааю... театр-плакат, театр, который в яркит образах пропаганда-руот опрокслопнко пгшзт!, раскидает содержание текущих событик, борется с продрассудками и контрроволпшоипо?' агитацией, " ^

Роядешше pontwuimef и явлцдаюся ос отрагениом кассовые праздники приплояаиг своими вгеокиш. принципами, гражданским пафосом, монументальностью Форм, бурно" да ним к of дегствия, взаимодаГотвием профессионального и самодеятельного искусств, активизашеГ зрителя,

Режиссура современных массовых праздников и театрализованных представлений опирается на основнне пршшшш агитационно-пропагандистских массовых нрелстивленир, которне были залоге«ш еще в начале двадцатых голов, а затеи мочйиотровались.

Вопрос, связанный с изучением развития традиге!'" агиттеатра в режиссуре современных тертеа.лизовашшх представления, мало разработан исследователями. Кроме того, сама кизнь сейчас, насыщенная до предела стихийными и нестихяГдани мигингеш, стремлением большинства лщдеГ вернуться к истокам свое?" культуры, своим трагашюш, стремлением народа к самовыявлению, позволяет считать данную тему диссертации крайне актуально"-.

* ДУначарскяР А.П. О массовых празднествах, эстра.тсе, нпрко. - М., ТГР1. - C.Tff1.

Нель работы - рассмотреть праздники 20-х годов, каи истоки массовых театрализованних представлони!' на современном этапе, изучить принципы режиссуры современных театрализования: представлендГ- в своте продолжения традзши^ агаттсатра ?0-х готов, перспективы развития этих представлений, виясшть, в чем наблюдается модификация массовых зрелищ.

Поскольку в диесепташга но представляется возмогним подробно осветить всо новые Форш театрализованного представления с одинаковой полного;1, основ нос вяление удалено особенностям режиссуры театрализованного представления в запретом помещении и под открытым небом.

В работе сделана попытка проследить процесс развития траданиГ;, в первую очередь, в связи с тем постановочными принципами, которые были характерны для массового театра 20-х года."

с<ти принципы, в делом, остается ос ново!» массовых форм искусства и ва сегодняшний день, модфишруигся на качественно новом уршнв.

Объект исследования - творческая деятельность по воплощению в еизнь массовых праздников и театралйзованшх представлений.

Предает исследования - творческие / спенарно-рекиссерские / основы успешной реализации традиши" агяттеатра 20-х годов в современных условиях.

Следует отметить, что расцвет реетссуры массовых театрализованных представления наблюдался в 70-е года и в начале 80-х. Зо многом, взгляд режиссуры был направлен на решение задач, характерных для того времени: восхваление руководства, системы, торжественные театрализованные отчеты, рапорты и т.п. Однако, ни в коем случае нельзя огульно считать, что только парадность и помпезность были своРственш всем проводам представлении1.) и праздникам.

В диссертации отводится значительное место исследовании тех театрализованных представлений и праздников, в основе которых лежало

3

отрешение режиссеров возвёкиить подвиг простого советского солдате в Отечественной войне, сохранить у зрителей память о ветеранах, поке эать настоящих героев труда.

Такая форма представления как театрализованный митинг^ являлась модифицированной разновидностью массовых представлений 20-х годов. Театрализованный митинг пораяал огромной активностью зрителей, которые подписывали воззвание против войны. Следует отметить, что в нас тошес врет, когда сема кизкь требует организованного, целенаправленного театрализованного митинга, режиссура отходит от данной форми выжидает и старается уйти от злободневных проблем.

Поэтому, автор'диссертации, как рекиссер-практик, проводивший с 1973 года и по се)" день массовые театрализованнне. представления, и, податокившй опыт виденных постановок, делает попытку не только обо щеюм опыта, но и поиска путей дон достижения эффективности режиссур массовик театрализованных представлений в. наш бурные дни. ■

Н аучная новизна диссертации состоит в исследовании сценарной основы и режиссерских приемов при проведении нсвых форм театрализованных представлений.'

. Практическая значимость работы заилкнается в том, что эти материалы могут быть использованы как в дальнейшей научной разработи данной проблематики, так и в учебник курсах по режиссуре массовых театрализованных представлений.

Проведенные в диссертации методические разработки могут быть использованы режиссерами, работниками культуры, которые занимаются организацией и проведением театрализованных представлений, а также студентами институтов культуры и культлросветучилюи.

Основная научная литература по вопросам , затрагиваемым в диссертации, представлена следущим образом:

4 "

Изучены работа вндавдихся . деятелей культура, литературы и гсрусства, к нищ к .сборники по теме диссертации.

В ходе исследования изучеш л использованы соответствушие до-уме нгк, а танке материалк, собранные автором на протяжении деотель-юсти, связанной с постановкой массовых праздников на ,№раине.

Таким образом, диссертационное исследование било проведено на ¡азе двух типов источников: научной литературы и постановок. .: Среди изученных научных источников наиболымР интерес представ-дгаг работы, затрагивающие как творческие,так и теоретические проб-:емы, вопроси рекиссурн театрализованных представлений и праздников, собого внимания заслуживай1 слэ.пудакп работа; еленцова' Н.^" Народный револтгонннй театр в Россия эпохи хрвздаи- ' кой войш в начале 20-х годов" / Ш., 1973 /; Мазаев А.Я. " Праздник ак социально-художественное явлеш1в" / И., I97P- /; Розолский М.Г.

Fejaicc-ep зрелища" /М•, 1973 / J *Пуманов If.Ы*"Режиссура массового раздника; я. театрализованного концерта" / М., 1976 /; Шроев И.Г.

Режиссура эстрада и массовых представлени? " / М.» ISP6/.

Апробация работы; Диссертация била обсуждена я рекомендована к ащита кафедрой организации.и режиссуры массовых праздников Киевского осударственного института культуры яме ни А.Е.Корнейчука, а также вфедро.й режиссуры .ТрузинскоГО государственно га театрального ииститу-а имени ПГота Руставели.. .

Структура работн. дадачи, поставленные автором, определяли и лога-ir структуры диссертации..

Диссертация состоят из введения, двух глав и ваклгаения.

\ .Во введении/излагаются срормулированни» выше обэдге положения и эедешя о работе в целом: дано обоснование выбора темы, сделан анализ иературы я состояния теоретического исследования на современном

сапе, предает, задачи и метода исследования, ,

Б '

Глава первая. " Массовые праздники и театрализованные представления и их связь с постановочными традициями агиташонно-револшион- • ного театра 80-х годов . "

В первой главе рассматриваются театрализованные представления как форма массового театра, скликающая театр с народом, с движением времени, активизирующая зрителя и утвериддкиря героическую тему.

Расцветы зрелищного театра сопровождали как правило, почти все революции.

" «Твляется совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции / добавим-любот: револшии - А.Р. / всегда были и будут народные празднества. " *

Массовые празднества, как и все самодеятельное иск^ство, наибольшее худонественное и иде?':но-эмопиональное воздействие оказывали на своих участников. Лишенные частностей, бытовых подробностей, вырвавшиеся под открытое небо из традиционных театральных залов, массовые празднества своим обобщенно-условным строем оказались созвучны героическому паоосу времена.

Актуальность и политическая острота идей, определенность социальной характеристики, героичность и масштабность образов, яркость и «

свежесть сценических средств,- все эти качества массовых постановок не могли не оставить следа в истории театра.

" Массовые депства " волновали не только теоретиков искусства. >'уд|лкники, поэты и режиссеры откликнулись на рождение этих новых форм проявления человеческой общности. Они участвовали в организации торжест; внося выдумку и художественное вдохновение в поиск форм.

■Г Луначарский А .В. О массовых празднествах, эстраде , щрке. - М.,

19Р1. -С.Я4.

6

Спектакль дватцтатнх говдв был попобен детству, собранию, митингу, Где говорилось о револшии, о народе. Массовий агиттеатр создавал свои астетические категории.

Символина, стремление к гиперболизации, народная монументальная героика и, вместе с тем, комедиГ-но-сатиротеская линия, восходящая к народному ярмарочному зрелищу, явились определяшими чертами массового агитационного театра.

£эрождвние, а затем успешное осуществление масссвих театрализо-вангаг.; представлений первых лет револшии неразрывно связано с именами деятелей искусства того времени, осознавших великое значение свершившегося переворота. Тел, организатором представления " К мирово? Коммуне" / т? ими Т??0 г. /, посвященного 9-му Конгрессу III -го Интер-наииона.®, бшга '1.Г).Андреева, а режиссерами Г.Тардаанкивили К.А., Ч.В.Петров, Р.Н.Ооловьев, С.й.Раллов, А,".Пиотровский, Андреева была то к:'о организатором массового представления " Блокада России" / 20 июня Т9/ 0 г. / С постановки в г. Иркутске / 1921г./ " ХЪроижьпатетичеекого массового детства " в честь Х-го мая начал своп режиссерскую деятельность Н.Л.Охлопков. На Украине постановкой массовых действ занимался Ч.Терещенио, ищушР порывистые агитатор молодого советского театра.

Реэолшиошш!* театр двадпатых годов тесно связан был с именами выдакпихся режиссеров Мейерхольда, Чар.ткакигавили, Леся Курбаса. Рассмотрению особенностей театральных методов этих реяиссеров по' ш-шена первая глава.

Спектакли , поставленные Тс. Мейерхольдом, Л.Курбасом, К. Марджанишвили носили отчетливо выраженный агитационно-политический характер. Обдал для всех спектаклей являлось их сильнеРшее идеРяо-эмоциональное воздействие на зрителя. Постановочные приемы режиссеров иногда перекликались , но , вместе с теп, каждая из режиссеров имел свою творческую манеру.

Мейерхольду принедтеяит честь создания Политического театра, алиям»; которого тан глубоко сказалосй на современной театральной культуре.Ои придавал пьесам чппты плакатного политического обозрения с nrpof актеров в зале и на сиене, с выходами со спены в зал и из вала, то-есть, все то, что используется в современном профессиональном и самодеятельном театрах. *№ерхояья ввел в современную театральную эстетику понятие стилизации, соязтоал его с идеей условности, обобщения и симвоча.

0,т.ним из основных принципов основ творчества, глоялвгихся в прак-. тике Театра РСФСР -I являлось воспитание актера-агитатора, который играет открыто слое отногвиие к образу в ситуации, пряно обращается к залу, нв прячась за храм и к ост™ персонажа, свободно владеет своим телом и заменяет традиционный психологизм динамикой дввкения.

Главным из зелоеквани''' Мейерхольда, вошедших в практику мирового ■театра, можно считать повиданную активизации зрительного зала, прорыв четвертой стены, установление прямого и открытого контакта актера со зрителем, превращение театра в средство массовой политической агитации и пропаганды, всемерная демократизация театрального зрелиир..возврате ни с театра - на новой основе - к традиции народного площадного искусства.

Право и обязанность театра вторгаться в политику активно отстаивал украинский режиссер Лесь Курбас. Его постановки- импровизации на современные, то-есть, на яизныо заданные темы, которые, являясь художественно законченными произведениями, воспроизводили и улавливали тему и нерв эпохи. Массовые и коллективные сиены строились в совершенно реалистической символике, упрощакщей, но не затемнящей действительность.

Спектакли Курбаса - синтез документа и искусства, драматические концерты, концерти-мптиппг, поставленные .1,Кур басом отличались син-тети чеокго! характером построения. п

Подлинно новаторски?' t ярки'1 и красочны/* , глубоко оптимистичный спектакль " 'уедае Овехуна" К. Мардаашгвили был одним из первых omv-тов создания революционного спектакля на материале классической пьесы. Зса средства режиссуры Чарджагшвигот были направлены на выполнение одно!' цели: обьедипгаь сиену и зрителя в едином порыве, заставить сотни сердец биться в унисон.

К. Мардааглгаэили известен ке только как режиссер театра. Оч принимал участие в подготовке я проведении ПервомаГских торжеств в Киеве, в 1919 году. Особенностью рекиссуры праздника являлось то, что ;,(ар,таий ивили внес в него театральный элемент, это эаялкяалось в том, что в самый день праздника на особых, трибунах и площадках разыерывали янте-медаи, отракакиие исторические этапы международного рабочего движения, Были устроены и карнавальные шествия при участии артистов театра И цирка, которые вовлекали зрителя в массовое дегствие.

Режиссерские приемы, провозглашенные Вс. Мейерхольдом, Л.Курбасом, К. М&рлканяявиля на театре, поетворялись в яизнь их последователями на площадях, в массовых дсГствах, митингах-концертах.

В диссертации рассматриваются режиссерские приемы и постановочные принципы спектаклей "Зс. КеРерхольда: " Шстерня-Буфф " Вл. Маяковсково, " Сори " Верхарна и " Ji.E. "; Л. Кур бас в: " Октябрь " Рур", " йавдми Хиггинс ";К.Мардзмшиявили - " Ъуенте Овехуна

В диссертации рассматривается также творчество интересного украинского режиссера М. Терещенко, постановщика не только спектаклей, но и массовых представления на улицах и площадях Киева в двадцатые год).

Режиссеры находили органичные для массового действа признаки и формы идейности, массовости и политической направленности. И, несом-

9

ненпо, чертой народного действа площадного театра становилось дай них требование синтетического зрелииа, соединяпцего в себе танец, песни, музыку, красочность, пластичность и элементы .чатональных Фольклорных тгсаиров,

faлее автор исследования определяет основные постановочные принципы агитационно-пропагандистских массовых представлений -О-х I лов на примерах наиболее ярких массовых постановок, проводимых в Ленинграде, №аново-3ознесенске, Туле, Харькове, Киеве и других города-,..

О характере и содержании массовых театрализованных представлена? того времени моино сдить яаке по их названиям: " Шт освобожденного труда". Петроград. I мая ЮТ г. " Действо о Ш Интернационале" Петроград. " К мирово? Коммуне". Петроград. TP икля Т9?0 г. " Труд и Капитал". Киев,тг-?т г.

Геяшссерами- постановкиками было использовано много различных средств. Часто вводились такие элементы , как демонстрация подлинного трудового Процесса, пантомима, песпя, военные парады и действия, подвнзчине и неподвижные плакаты. При мизансиенировании широко испоп-аопашет- а.рхитек1:/рда.е и планировочные возможности улшш и пдопали / например, празднество у кондово» биржи /.

С самого начала массовые представления породили свой стиль п rtpner,ft'. в mix сочетались элементы реального с аллегорическими, услов-янчи элементами. С одно? стороны, воссоздавая различные спеив представ,пения, v ;:.ix действовали реальные, подлинные рабочие, подлинные тчшетее части, вооруженные настоян»»® винтовками, орудиями, ведущими стрельбу хоюсты»лг патронами и зарядами. / Слеш гагурка были

10

непременно!- частью бо.пьгт-шстаа претставлепнР /. г гругоГ огоронп, представление на открытом воздухе, перед огромно" аудиторчег требовало укрупнения выразительных средств,

п маггсвнг представлениях ичроко использовались игра но контрастах / например, гневные крики толпк т зредсвялись с ее утгвт«' молчанием, или переклички исполнителе Г-, разделенных большим пчострпп ством, - с олноР п потали на ярущ) /.

№до отметить, что прием чередования ренте; хора с репликам; отдельных персоиагеР использовался в магговотс представлениях на пто щдях и удилах аегьча скупо, рто объясняется , прежде всего, тем, что в условиях улили и площади слово выступавшего без технических средств усиления не могло то"тл л но могло быть уелмано огромноР массоГ зрителе", л раз так, значит оно не могло вести сдает и действие, не могло нести эмоционально" не грузки, /чо второ"' главе рассматривается значение техштаеских средств в эпоху научно-техническое револпчш, благодаря котором каолимльяо изменилось участие слона в массовом современном празднике по сравнению с двадцатыми годами /'.

ч диссертации уделено болытое внимание сознанию первого сценария, основным его пологениям и поиштшу монтагпостн, ьоторые сохранилась и п 1гстияи'сс впега.

К сой-'ялснпп, сгенаряп создавались на -пин раз, не сохранялись, не гТ'пксппшались,п лишь по -.ом крохам печатных текстов, которые доит до нас, мокло говорить о существе спенаоия тех лет. Уотя во многой стюпрряп илеитячпк и часто Дотрут друг друга, ость ря" отлтптвльдес черткетш" сиенэри" был приспособлен к местным условиям, к месту проведения г^ства, а некоторые / как видно из денного иссле'чивнпя /> такие, кал Иваново-Чоанесенская постановка нлп " Носстяннс арсеиальиов" в г пене, сохраняя строгую »ог.умрнпуг*-ность ч пас лстаатсдьнсстъ, сурово и четко посщчигзэотлк нпоп.-се.

В конке двадцатых годов массовые зрелиша поми на. убыль. Виш отдельное постановки, как, например, " Восстание ерсенальгев " в Клеве / 1Р27г. / или массовое зрелище к 10-летип Октября в Ленинграде, но, в целом, они уке вытеснялись клубим самодеятельным театром.

Таким образом, в лрадпаткс гоп;, все способы сценической выразительности были использованы для показа и пропаганда иле?> револшии, борьба с классовым врагом, разрухо", голодом и интервенщюГ.

Новые задачи, вставпие церед страноР поело окончания гражданской воРиы, вызвали к жизни новое содержание и новые формы агаташгонной работы. Такими формами явились клубные инсценировки, агитпропбригада,

м -

/'кявые газеты" и т.п.

В РО-е года вновь пробуждается интерес к массовым праздникам и театрализованным представлениям, заметно модифицированным на новом этапе. Зопрос, связанны!! с модификатор массовых зрелищ и особенностями режиссуры театрализованного представления, рассматривается во второй главе предлагаемо)? диссертации.

Вторая Глава - " Преломление основных спенарно-постановочных принципов агаттеатра в режиссуре театрализованных представлений 70-х -р 0-х годов

Общественные функции искусства, согласно марксистско-ленинской, эстетике, вклхгаюг в себя познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Эти задачи тесно связаны с традициями.

Традиции несут в себе не только исторический опыт, они осуществлять связь прошлого с настоящим. В это? связи нельзя считать, что массовые праздники и зрелища прекратили на время полностью свое существование, как, например, это утверждает Т.И.Андреева, заявляя, что " традиции массовых зрелищ, обркзаюгея, в основном, В 1922 году " I.

^Андреева Т.Н. Клубный самодеятельны? театр Т9?0-х годов. -.Я., 1977.

Можно говорить о том, что били периода больтей или мекькей активности в этой а?)ере художественной деятельности, но пропесс этот являлся непрерывным. Происходит рождение новых форм и ноэнх разновидностей и в этом то;;:е есть развитие традишй. Традиции должны развиваться, осовремениваться, при сохранения их основы и сути. Естественно, что невозможно, да и не .чукно слепо повторять постановки двадцатых годов, чтобы доказать суидаствование традиций.

Как утэеркдал Г.А.Товстоногов, " без новаторства любая традиция мертва. Но наше сегодняшнее мастерство может основываться только на том, что накоплено поколениями " ^ .

Опыт показал, что, сохраняя верность традициям апггтеатра 20-х годов, выбирая самое ценное из накопленного предгестеешшками опыта, современные реетссерн-постяновщикп учитывает новое течение времени, новые запросы зрителя.

Пробуждению интереса к массовым праздншим и театрализованным представлениям в койне 50-х, начале РО-х годов, надо полагать, способствовала " оттепель", появившаяся после УУ съезда партии. Ослабление командной системы, стремление к демократизации обшества, активизация творческих сил народа - все это способствовало не только желанию л-дай общаться друг с другом, но и потребности раскрыть себя, раскрыть свои творческие способности.

УХ Всемирный Т,естиваль молодежи и студентов / 1957г./ явился мощным толчком к широкому использованию в различных программах элемента театрализзшш и современных технически' средств, способствовал необычно" массовости и красочному воплощению лозунга фестиваля " Ра мир и друкбу" в разнообразных культурных программах.

* Товстоногов Г.А. Крут мыслей. -Д., 1°7>. - С.г.

13

Го.11Ы!!ук) роль в появлении профессиональных режиссеров массовых театрализованных представлений сыграло открытие специальных кафецр а вузах культуры. И поэтому, уже в 70-е годи постановки массовых праздников и театрализованных представлений перестали быть редкостью в областях и ра^онсх страны.

Появилась имена режиссеров-мастеров атого направления в искусстве: Й.М.Тумчнов, который был не только последователем, но и непосредственным учеником В.Е>.Чо№рхольда, Я.Петров, Н.Тихомиров, Л.Силаев.

Используя многое из накопленного опыта, эти режиссеры как бы заново " прочли " шип массовые представлений.

Исследователь ИД.Гароеп считает, что " массовое детство все больше и больше удаляется от традиционных форм. Г! последнее время происходит бурное рождение новых разновидностей масс.ов1Х празднеств и зрелищ. " *

Можно сделать ь-твод, что происходит модификация массовых арелии,-именно появ"С1ше многочисленных новых разновидностей в этом виде ■ искусства способствовало взлету режиссерской фантазии, поиску новых • риемов.

" Современный политический театр вовсе не повторяет, не копирует старик, грешивши*' утилитарностью форм и идер агиттеатр.

О

Он просто-чапросто его превзошел. "

Во второг главе рассматривается особенности режиссуры театрализованного представления под открытым небом и в закрытом помещении. Рассматривается понятие " режиссерского замысла " и его реализации в массовом театрализованном представлении, проводится параллель меуду драматургией пьесы и спецификой сценария представления.

1 Г'ороев И. Граматур-ия массового детства. - М., 1979. - С.39. ^ РозовскиГ Ч. Реглгсер зрелища. - Ч., 1974. - С.14.

14

Реотссура массовых праздников я театрализованных представлений тесно связана со сценарием, который является основой любого деРства. в первоР глрво рассматривались первые опыты создания сценария массового детства,отмечалась при этом его монтажная структура. Мотет является определягачим драматургическим приемом и в современных массовых театрализовавши« представлениях, хотя по мере их модификации, меняется и сам монтаж.

И.Г.Р'ароев считает, что " новый принцип сценарного построения " копгвга номеров в жанре массовых действ явился творческим преломлением таких плодотворных поясков, как " монтаж эпизодов" МеРер-хольда» " монтаж аттракционов " ЭРзенмгертна, а также сценарного каркаса " Мистерии-буГта ". Т

Следует согласиться с этой точкоР зрения, так как практика многочисленных постановок театрализованных представлений убедительно доказывает их монтэнное построение.

Основные компоненты сценария театрализованного представлешм-ЕПМРРЛ и НСМЕР. В театрализованном конверте доминирующим является номер, в театрализованном тематическом вечере-эпизод.

Своеобразие .драматургии массового театрализованного представления заключается и в природе конфликта, которая здесь иная, чем в драматурга?! театральной. 3 драматургии театрализованного представления кончают определяется на уровне стволов. Практика показывает, что для внешнего выявления конфликта в массовом театрализованном представлении часто используются такие выразительные средстза как танец, пантомима, игра цветов и т.п.

-1- П'ароев И. Драматургия массового детства. -М., 1975. -С. 10.

Верное определение конфликта в театрализованном представлении является для режиссера-постановщика залогом интересного и своеобразного построения действия»

Вторая глава содержит, в основном, внедрение в практику основных теоретических положений. Поэтому она построена на основе наблвдшшй диссертанта, обобщения опыта просмотренных постановок, о такие анализа собственного опыта постановок массовкх театрализованных представлений, •

Особое внимание уделено использовании в современном театрализованном представления технически средствСовременная слота - вто эпоха научно-технического процесса,'который оказывает огромное влияние на все стороны )ете?< жизни, в том числе, и на характер развитая искусства. Массовые праздники и театрализованные представления берут от НТР самое необходимое- технику, которая является активнш фактором воздействия на вмопии. зрителя.

•Рвет и'звук* являющиеся важнейшими компонентами массовйх театра^ лйзованных представлений, все болыю завоевывает свое место в них. Высветить любое место плошддки, стадиона, создать теневую проекцию, световой занавес, выделить нужную деталь,' притупить на время массовку - все это в возможностях светового оформления.

Фонограмма помогает вызвать в падай любое историческое событие Г и ассоциации, связанные с ним. Однако надо отметить,'что недостатке»! многих праздников и театрализованных: концертов является излишнее уплачсгае*Лоногра.,.1:.1оР. неопытность:и беспомощность реяиссуры часто прячется за бесконечный словесный текст', записанный на пленку. То,' что можно инсценировать, некоторые поста(шшда зашняю стихотворным текстом. " -' "

'•'ало помнить, что лля праздника имеет первостепенное значение, чтобы его участники понижали причины, мотивы и общественное значение

происходящего и, особенно, массовых действие и поступков.

Нужно также учитывать, что зрители являются и участниками праздника, поэтому, непосредственно работая с участнтшт-исполютелями» нельзя забывать о предварительном эмоциональном настрое зрителе? на будущий праздник.

Следует отметить один из наиболее распространенных недостатков при проведении массовых театрализованных представлегай. Это недопонимание театрализованного представления как явления искусства, недооценка его художественной стороны» Ве.ть проблема синтеза искусств в массовом празднике и театрализованном представлении до сих пор тлеет Место. Некоторые организаторы праздника довольно мало обращаются к эмоциональной ооере восприятия человека, систематически перегружая его потоком слсв и дайр.

Примером использования традиционных принципов массовых зрелищ двадштых годов может служить проводимый с I9P7 года ежегодно в Кпеве большой массовый театрализованный праздник " Лень Клева ". Праздник длится два дня. Масштабность его oipoMHa. Радействованы повсеместно площадки всех районов города, больше театрализованное представление на стадионе,.обязательный карнавал,- с шествием , десятками декорированных машин; каждая имеет свою тематику оформления, маски, плакаты, "ожшзащие " застывшие картины.

В диссертации рассматривается ряд массовых театрализованных

представлений* проводимых на шквдадях города, а также праздник улиш, как форма, наиболее вобравшая в себя злемеети театрализованного митинга. -

Одно?1 из сгсл« распространении разновидностей театрализованного представления в закрытом помещении и по сей день является театрализованный тематический вечер.

17

Основу содержания театрализованного тематического вечера составлял; значительные факты истории и современности, а такав портреты выдашихся лоте!'* эпохи.

Театрализованный тематически? вачер представляет собо1/ интерес и с точки зрения реяюсури, так как в нем наиболее ярко проступае!1 одна из характерных черт данного каша - синтез худокоственного и документального материалов.

Подробно рассматривая реглссуру к методику проведения ряда театрализованных вечеров, диссертант дает рекомендации по повышению эффективности эмоционального воздьРствия на зрителя.

В заключении делается вывод, что, сыграв свою огромную роль в двадцатые годы, массовые праздники и театрализованные представления не исчезли, а постепенно стали видоизменяться, достигнув нового расцвета в послевоенные года. Изменились ^ормы этого вида искусства, родилось много новых разновидностей, но определяпдаш началами стали тра- . диционше постановочные принципы массовых зрелищ двадцатых годов.

Массовые зрелища двадцатых года были тесно связаны с постановочными традициями агитационно-революционного театра. Это вело к вза-ймог^Яствию профессионального и самодеятельного иснусси>, что впоследствии привело к обогащению самодеятельного искусства за счет профессионального.

Массовый театрализованный праздник немыслим без коллективного творчества широких народных масс. Поэтому, максимальное вовлечение в действие массового зрители всегда было одно? из важных прочем, стоящих перед авторами массовых празднеств.

В 60-80- года наблюдается модификация массовых зрелищ. Именно появление многочисленных новых разновидностей в этом виде искусства способствовало поиску новых режиссерских приемов.

18

Разнообразные выразительные средства помогайг создать сложи.,» эмоциональную структур/, как массового праздника под открытии небом, так и театрашзсва иного представления в закрытом помещении. Наиболее интересными с точки зрения режиссуры являются такие разновидности театрализованного представления, как театрализован!®? митинг под открытым небом и театрапизсгааннш" тематически'" вечер / в закрытом помещении /.

Подробный анализ снегарно-регисеерских основ названных видов дает возможность утверждать, что они базируйся на сгеиарно-постаяо-вочннх принципах массовых девств и инспанировок двадцатых годов, но в более совершенном качестве.

^ связи с выпеизложетшм, хотелось бы остановиться па проблеме массовых театрализованных представлений вгороР половины РО-х годе®. Если 70-е годы можно считать расшетом массовых праздников и театрализованных представлениА, посвященных пагнеСшим событиям нагое? страны, в целом удачно л интересно поставленных, то в последние года , к сожалении наблюдается тенденция, если не к полному исиоренениг, то к резкому енжетцо их количества. Яроводчтся сегчас праздники на Украине, в основном, ''юльвлорно-обрялового характера: масленица, праздник песни» праздник родного сова и т.п.

Активизация современного зрителя, которыГ сейчас как никогда ищет возможности самовыражения, стремление направить его на добро, на правильное понимание процессов перестройки - эти задачи и должны стать основ ними дта режпесеров-поетакавтиков масовнх театрализованных представлени".

19

По теме диссертации опубликованы следущие работы:

1. Методические указания по режиссуре театрализованного тематического вечера. Киев: КШ,_19Р0. - 1,3 п.л.

2. Массовые праздники и театрализованные представления как средство

идейно-эстетического воспитания трудящихся, // Сб. Особенности культурно-просветительной работы в условиях НГР. - Николаев

- 1980. -0,2 п.л.

3. Методические указания по режиссуре а ш т аыи о н но-х у доже с тв е нно го представления. Киев: КТОК, 1РРР. - I п.л.

Тип. ИПК РК. Зая. Ш. Тир. '.V