автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Материальная культура Мавераннахра и Хорасана X-XIII вв. по данным средневековых письменных источников

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Абдулхолик Холики
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Материальная культура Мавераннахра и Хорасана X-XIII вв. по данным средневековых письменных источников'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Материальная культура Мавераннахра и Хорасана X-XIII вв. по данным средневековых письменных источников"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

им. А. ДОНИША

РГБ ОД

О О КI '00/, На правах рукописи

АЕДУЛХОЛИК ХОЛИКИ

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА

Х-ХШ вв. ПО ДАННЫМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Специальность 07. 00. 02 - «Отечественная история»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ДУШАНБЕ — 1994

Работа выполнена в Отделе история культуры Института истории, археологии и этнографии им. А. Дошила Академии наук Республики Таджикистан.

Научный руководитель — академик АН Республики Таджикистан, доктор исторических наук, профессор Н. Н. НЕГМАТОВ.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Доктор исторических паук, профессор А. Дж. ДЖАЛИЛОВ.

Кандидат,исторических наук Ю. С. МАЛЬЦЕВ

Ведущая организация — кафедра архитектурной графики и строительства Таджикского технического университета

Защита состоится « ¿7 > 1991 г. в _часов

• на заседании Специализированного совета К 013.05.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан (734025. г. Душанбе- пр. Ру-даки, 33).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди АН Республики Таджикистан.

Автореферат разослан «

Ученый секретарь Специализированного совета, / кандидат исторических наук ' Ф. Ш. ДЖУРАЕВ

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы.Материальная культура охватывает различные сферы деятельности человека,ее результаты /жилище,предметы быта,орудия труда, од евда,.у крашения и др./,которые передаются из. поколения в поколение.Предметы быта,украшения,элемента 'интерьера жилищ и архитектура составляют неотъемлемую часть материальной культуры таджикского народа.Они,как в отдельности,так и в совокупности,служат эталоном развития общества.Следовательно, одной из важных проблем исследования истории Маверан-нахра и Хорасана Х-ХШ вв. является изучение материальной культуры, которая в какой-то мере отражает уровень.социально-экономического и культурного развития народов в определенный отрезок времени.

' В результате археологических исследований в распоряжение науки поступили многочисленные предметы материальной культуры-предметы быта,вооружения,памятники архитектуры,однако они не всегда достаточны для историко-культурологической характеристики определенного периода.Для полного освещения уровня развития материальной культуры, необходимо привлечение и других источников.Только тщательный анализ и коплексное изучение разнохарактерных источников позволяют достичь отого.

Свидетельства письменных источников могут быть привлечены в качестве важного и полноценного материала к вещественным данным. В ряде случаев письменные памятники содержат уникальные сведения по истории материальной культуры и быта,не нашедоие своего отражения в археологических параллелях.Поэтому необходим сплошной учет,своего рода полная "инвентариз'ация" предметов материальной культуры ¿унификация существующего в литературе разнобоя в толковании значения терминов и названий предметоз.Массу таких фрагментарных сведений можно получить в литературных произведениях,исторических и географических сочинениях,словарях различных периодов. Следорательно,трулло переоценить значение письменных источников, которые обладает дз.умя существенными и неоспоримыми для историка достоинствами - азтохтснностью и аудентичностью.

Приняты? йакон о языках Таджикистана удваивает степень важности 'изучаемо/ лреблемы.па ¿слове данных разнородных письменных источников,летописС1,записок путешественников.произведений клас-

сиков таджикской литературы и ретроспективных данных словарей мож но составить базу терминологического минимума по истории материальной культуры таджикского народа.

Степень изученности проблемы.Несмотря на важность вышеуказанной проблемы Для истории материальной культуры народов Маве-раннахра ■ и Хорасана,она является малоизученной.Имеющиеся работы посвящены отдельным аспектам изучаемой-темы.Основы иcпoльзoвa^ сведений письменных источников при исследовании истории материальной культуры были заложены в трудах С.Айни.С.Г. Агаджанова.К.., Арендса,!0./шра?.и,С.И,Баевского,В.В.Бартольда, А.М.Беленицкого,. В. И. Вел лева, Е. Л. Беляева, А. Н. Болдырева, О.Г.Большакова, П. Г .Булгакове ,2. ,М.Вуниятова,А. Дк.Дяалилова,Л.Н.Додхудоево?,А.2гани, В.Л.%кссского,Б.Н.Заходера,И.Ю.Крачковского,^.С.Мальцева,Л.К.Ми; бабаева, Р.С .Мукимова, Р.М .Мукминовой, А.ш.Мухтарова, Б. А.-литвинско-го ,Н .Н.Ь'егматова.й.П.Петрушевского, А. А. Ромаскевта ,Ы. А.гузиева, О.Д.Чехович,Л.Якубовского,ЙЛ:.Якубова и др.Основной корпус оти источников охарактеризован в специальных обзорах зарубежных авто роз^^С.Босворта.З.Г.Брауна.Х.ГиббаД.Каона.Л.Ыеца.С.Нафиси.З.Са Ла,Ч.Стори,Де Стрендка,5.Розенталя,Х. аль-'^ахури ,К.С.ХусаГ'НИ,Б. -1_т;улера и многих других исследователей.

Источниковедческую базу работы составили труды таджикско-пе си.д-.ких авторов рассматриваемого периода.сто,в основном,историко географические сочинения и произведения классиков литературы.Пр лг-калноь так'?>е извлечения из. арабоязычных трудов,преимущественно в переводах со озерной их с текстами оригиналов .По степени ваулс ти сдует особо в уделить труды /перечень по алфавиту/ «вфи,Бай-хаки ,Дздхиза,Дяуа,Ибн ал-Балхи.Ибн ,тундука,1;бн Хавкаля.Ибн ■ Ху;.г;ад^еха,'/лсуд:^Мукаддаси,Наршахи,Наслзи,Н!!зами,Низа.'.;и лруэи, Н!• замулмулкг,Но:ир Ху права, Омар Хайяма,Саади,Саалиби,Табари,Та-н.ухи.О.-рдоа-.-и.анонимные сочинения - "Муджмал-ут-таворих","Таъри-хи "/И'-.тсн"."Аудуд-ул-олам" ,а также переводы трудок Марко Поло, Ч.-.к Ч/ня.Ди^ссртлитом использованы такие вещественные данные а] хеологйй«саадсник .гтногра^ик.Следует заметить,что для практического удо5стеа работ;;,приближения к современным требованиям таджикского литературного я'ъгка и историографии названия,термины,и: на упоминаем« в разноязычных исследованиях транелктер'ироэанн'в

тветствии с их таджикским прочтением /например,"Худуд-ул-олам", иргох,хон,лаъли,имома,Масъуд, Дхалолуддин,АбураРхак и др./.

Цель и задачи исследования.Целью данной работы является вы-эрка имеющихся сведений и характеристика предметов материальной ультуры и,по возможности,составление общей картины этой области ультуры Мавераннахра и Хорасана Х-ХШ вв.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах: -осветить существовавщие архитектурные комплексы и их зле-энты на основе данных памятников письменности,их терминологически фонд;

-охарактеризовать специфические особенности,в том числе сФе->1 бытования предметов домашнего обихода,главным образом,посуды; -рассмотреть многофункциональность одежды и ткани;

-показать на основе данных письменных источников функции пред-:тов украшения.косметики,парфюмерных веществ в повседневней яиэ-1 населения;а также их символико-знаковое и магическое значения;

-начать создание банка данных историкс-терминологического )лкового словаря /по области материально? культуры/;

-создать основу для последующего вовлечения археологических 1териалов для сопоставительных общеисторико-культурньтх исследоза-

Теоретической и методической основой диссертации послужили временные объективные теории общественного развития,Фундаметаль-:е положения исторической науки о культурном наследии и культу-'Логии прошлого,о воспитательном значении исторического насле-:я.

. При разработке темы возникла необходимость изучения разноха-ктерных персоязычных и " арабоязычных письменных источни-в данного и частично последующего периодов. Автором испольяова-также путевые заметки китайских и европейских путешестзенни-в,а в необходимых случаях данные археологии,этнографии,изо'бра-тельного искусства и лингвистики.В связи с нгзозвозкностыо опо-на одного-двух основных письменных источника диссертанту приш-сь работать методом ознакомления,по мере возможности,с большим личеством средневековых сочинений исторического,географического, , тературного и иного характера,чтобы обеспечить, широту и глубину точнкковой баэд и рассматриваемых вопросов.

-Научная новизна диссертации состоит в том,что она представ-

ляет собой первую попытку специального исследования истории материальной культуры ¡¿авераннахра и Хорасана в Х-ХШ вв. на основе данных письменных истсников.Детальное изучение сведений разнохарактерных источников с точки зрения истории культуры позволило определить их степень значимости для изучаемого круга вопросов. Б работе собран и впервые обобщен достаточно обширны? Фактический материал,на основании которого удалось сформулировать, ряд принципиально новых заклячений по исследуемой проблеме,определить и .уточнить значение многих десятков таджикских /йгарси/ средневековых терминов по материальной культуре.

Практическая Значимость.Содержание и основные положения работы, ее *>актический материал мог.ут быть использованы при написании истории культуры таджиков и других народов Центрально? Азии; при подготовке обобщающих трудов по истории художественной к,уль-туры,искусства,архитектуры;общих и специальных курсов в ВУЬах и СУоах;для документального Боссо:.далиг? облика и -лементоБ. материальной культуры средневековья художниками кино,театра и телеви-дения;для составления словарей разного характера;оказания конкретной помощи возрождающимся отраслям народных художественных промыслов и бытового обслуживания.

■Апробация работы. Основные выводы и результаты исследования изложены в докладах и ссэобщениях на научно-практических конференциях молодых ученых и историков в г.Душанбе /1955,1967,1969/, г.Кургантюбе /1991/,на меадународных симпозиумах,посвященных 1400 летию сс дня рождения Бсрбада /Душанбе,1390/ и на симпозиуме при Всемирном конгрессе таджиков и --арубе-ных соотечественников /Душанбе .1992/.Ре- уяьтатк исследования нашли отражение в более чем тридцати научных, работах автора.Диссертация обсугдена по частям и в целом на расширенных заседаниях Отдела истории культуры Института истории,археологии и этнографии им.А.Дониша АК Республики Таджикистан.

Структура работы определялась целью и задачами исследования. Она состоит иг введения,четырех глав,заключения,списка сокращена списка использованных источников и литературы.

ГТ.ССНСШоЕ СОДЕШАНМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Бо Введении изложена постановка исследуемой проблемы,обосно:

ны актуальность,научная и практическая значимость темы,определены мель и задачи работы.Дан краткий историографический обзор литературы,связанной с темой диссертации и исследованиями по истории материальной культуры рассматриваемого периода.Определена источниковедческая база,ее категории разделенные функционально и по содержанию.

Б первой главе - "Письменные источники о монументальных и ' гражданских сооружениях Мавераннахра и Хорасана Х-ХЩ зв." раскрывается положение о том,что несмотря на меняющиеся на- политической арене события,наблюдается небывалое развитие архитектуры в Мавераннахре и Хорасане. Были возведены великолепные дворцы, крепости ,каравансараи ,бани.Мадраса,различные культовые сооружения. С огромным размахом строились правительственные резиденции.Это наследие Х-ХШ вв. представлено очень широко и включает как наземные сооружения,дошедшие до наших дней,так и их остатки, выявленные э процессе археологических раскопок.Однако,как бы ни были многочисленны сохранившиеся архитектурные памятники,их количество не сравнимо с числом упоминаемых в разнохарактерных письменных источниках.Это известия о строительстве правителями дворцов,мечетей,Мадраса,мавзолеев,рабатов,кушков и др..сведения об устройстве зданий,отдельных их элементов,о декоре и внутреннем убранстве,о затратах на постройку и содержание,а также данные о зодчих.

Как показывают данные письменных источников,каждый правитель - от верховного владыки до сахиба небольшого удела - стремился к постройке своей резиденции.Пышные дворцы правителей были местом собраний и приемов.Дворцовые постройки занимали очень большую площадь,окружались высокой стеной,с главными и дополнительными входами.Многочисленные комнаты были предназначены не только для нужд правителя,но и для-других служебных целей.Дворцовый комплекс включал диваны,комнаты для хаджибов.катибов,прислуги,телохранителей, гарема,почты и др.

Порекрытия.в основном,были купольными¡подземные ходы связывали ■ разные части комплекса.В качестве основного строительного материала использовали жженный кирпич,мрамор,древесину,гадж, обтесанные камни.черепиц.Большой двор с садом,прудами,ручейками,фонтанами обычно ' примыкал к дворцовым постройка!.!.Один из входев приемного пала пел именно в этот сад.СуФФа,расположенная э приемном' тле.осстязлгла неотъемлимый конструктивный элемент

этого зала.Двери богато укращались резьбой,стены - позолоченной росписью,окна - разноцветными стеклами мина.Прослеживает-ся высокий уровень развития архитектурного декора и богатого внутреннего убранства.По сведениям авторов,в. интерьере дворцов и домов большую роль играли изящные ткани,разные ковры,посуда,мебель - трон.кресла,столы /миз.хон/,тюфяки,подушки,знамена и др.Такой же интерьер присущ и летним помещениям,зафиксированным в письменных источниках.Существовали различные типы помещений,используемые во время знойного лета.Наземные сооружения,построенные отдельно от других помещений - хай-шхона,хонаи тобистони,хонаи бахори,бодгард - служили для высокопоставленных лиц.Б них применялись различные способы охлаждения.Постройки легкого,разборного типа представлены палатками и шатрами - саропарда.хиргох.харпушта.нимтарг.хайма.сидилла и др. Существовали и подземные л.'тние помещения - сард о ба, баджь-ам, у.у у и др.

Ь сочинениях средневековых авторов фигурируют крепости»где находились обычно тюрьма., казна и дворец правителя. Они1 строились на возвышенной части города.вокруг них возводили крепкие стены с зубцами даилона,кунгура,со сторожевыми башнями бурджи посбо-нон .воротами и рвами хан да к. Часто упоминаемые кутки включала дверцы с большим садом,группу пышных сооружений и являлись местом проживания и отдыха правителей,вельмож и их семей.Застройка здани? производилась по предаорительно подготовленному плану,за-мьол.у и.как правило,при непосредственном руководстве ведущих архитекторов .правителей и высокопоставленных лиц.

Ь рассматриваемый период быстро растет и число сооружений культового и учебного назначения:мечетей,минаретов.мавзолеев, мактабоь.мадра^а.Упоминаются три типа мечетей:кусалло /намоз-г~,у,у--ъ и квартальные мечети.Они являлись и местом сборищ, новдетп для страд ству:-сщих и приютом для бездомных.Мечети строились сбц-с-'.о па счет госказнь:,на средствах отдельных сановников и гт'ГатоГ' аристократии.Циновки,лампы,светильники.подсвечники. «олитзРЖ«:е коврики,сосуда и др. составляли инвентарь мечетей. . В мечетях имелись отдельные помещения .для правителей и высокопоставленных лиц,которые связывались подземными ходами,а во дворе росли тениеть-е деревья.находился водоем.Существовали специ-

с

альные правила посещения мечетей молящимися.Составной частью мечетей являлись минареты,на самом верху которых располагались мизанаты - место,откуда муаззин призывал окрестное население к молитве.Минареты являлись весьма важным Формообразующим фактором в высотно-архитектурной композиции города и его силуэта.

Анализ сведений, письменных источников поназывает,что в рассматриваемый период строение мавзолеев получило большое распространение.Мавзолеи представляли собой мемориальные сооружения над могилами известных религиозных лип,правителей,вельмож. Средства на сооружения монументальных усыпальниц выделялись правителями»духовными лицами и вельможами еще при их жизни, или же их наследники и последователи стремились увековечить память своих близких.Для содержания отих сооружений выделялись ваку&ные земли.Со временем они становились местом поклонения и почитания.

Письменные источники сообщают о церквях,монастырях христиан,ремонт и восстановительные работы на которых также производились за счет казны,правителей и общин прихожан.

Учебных сооружений - Мадраса,судя по источникам,было очень много.Только в Хутталяне их было двадцать.Они строились обычно рядом'с мечетью,имели большие библиотеки.В инвентарь Мадраса и их худжр входили циновки,лампы,сосуды,канцелярные товары и другие необходимые принадлежности..

К зданию мечети примыкали многочисленные крытые базару,лаз-<и и торговые ряды,которые в торжественные дни и праздники украшались^ такие дни к ним пристраивались новые пристройки /на-фимер,арки/.Склады,гостиницы,постоялые дворы /хан,ыабистан/ и ;ани составляли неотъемлемую часть городского центра.

Рабата - торговые фактории,построенные в большинстве слу-[аев за чертой города,в малозаселенных местах,служили и как куш-:и,местом для проживания,охоты /подобно охотничьим паркам более аннего периода - пардиз или сарбаг/,отдыха и всселья праэите-ей.Внутри стен рабата имелись ручьи,водоемы,колодцы,сады.Кро-е крупных построек,предназначенных для правителей,в рабате рас-олагались и постоялые дворы,каравансараи для нужд торговцев,пу-ешественников.К ним примыкал целый ряд построек хозяйственного ззначения /кухня,место для верхового животного,скота,сенохрани-яща и др./.Содержание производилось за счет-правителей,казны,

отдельных лиц,вакуФных земель и прибивающихся торговцев.

Существующие сведения авторов о больницах /бемориетон/ по-казыввт.что в них работал небольшой штат врачей и служащих; при них имелись столовая,баня,аптека.Содержание всего комплекса больницы о!ло за счет казны,высокопоставленных лиц.

Вторая глана - "Письменные источники о предметах быта и орудиях тр.уда Мавераннахра и Хорасана Х-ХЩ вв."посвящена сбору и систематизации материалов по кухонной,столовой и тарной керамической,металлической и деревянной посуде и емкостям,домашней утвари,орудиям земледельческого и ремесленного труда.

Анализ данных письменных источников позволил выяснить целый ряд терминов и понятий относительно предметов быта и орудий труда,которые окружали повседневную жизнь населения.Посуда,являв-щаяся основным реалием домашнего обихода,преставлена весьма разнообразно - по назначению,форме,объему,названиям.Блюда и подносы /лаъли,лаган,нуклдон,даври,табак/,кувшины,графины и вазы /караба, остоба, б.улбула, с.у рохи, чашнигир.наргксдон, банаФсиджийа, сабуй,каду,тунг и др./,чаши и кубки /джом,пиёла,ппнгон,пилпо, кихф и др./,тарелки /лангари,х.уфия/,и многие другие категории и ' типы посуды отличались друг от друга по указанным особенность-ям и материалам изделия.Письменные источники этого периода дают сведения и о котлах /дег/,сковородах /тоба/,различных сосудах, для воды /мамк,сатл,кирбат/,тазах /таит/ и обидастонах.Многочисленно и разнообразно представлены другие предметы утвари,ору-" дия и принадлежности труда ремесленников,различные сундуки и другие средства транспортировки и хранения"вещей.Предметы "быта у, труда были Функционально,художественно и по прочности - совершенны.Многие из них представляли собой подлинные- произведения искусства,а все в целом - отражали высокий уровень материальной культуры опохи.Дошедшие до нас,преимущественно благодаря археологии, являются щедеврами современных музейных коллекций и частных собраний.

Трзтья глава - "Ткани и одежда Х-ХЩ зв. по данным письменных источников" посвящена историк развития костюма населения рассматриваемого региона и различных тканей бытующих я изучаемом периоде.Приведенные в главе сведения показывают высокоразвитое ткачество.которое не только удовлетворяло нужды местного населения,но и основную часть изящных тканей поставляло

далеко за пределами региона.Города Мавераннахра и Хорасана специализировались по производству определенное категории и вида продукции,которые славились.по всему тогдашнему миру:мулхам Мерва,занданечи Бухары,возори Самарканда,орандж,собури,сакло-тун,хо*и и амири Хорезма,тохтадж Ь'ишап.ура,мубрам,зо^ури Ас-тарабада ,м,унайяр Рея,тэвази,синизи Кирмана и др.Все они слави--лись своей изяществом,плотностью,простотой.

Население особое внимание уделяло виду и покрою самой одежды. Верхняя мужская одежда,упоминавщаяся в источниках,состояло в основном,из каба,джубба,дурраъа,тайласан,камке,,ау-вадж и др.х Первая из них-была самым распространенным видом верхней мужской одежды Х-ХТП вв. по <£орме напоминающая совре- . менную таджикскую джома.Она сшивалась обычно из шелковой тка-' ни м.улхам, зандэнечи, дорой .уттоби,саклот.ун,дибодж и др., а также из шерсти /пашмин каба/ и хлопчатобумаги.Косой и прямой разрез, вышитые меховые лацканы,пуговицы с обоих сторон разреза украшали зтого вида одежду.Каба была наиболее универсальным видом, мужского костюма.Другой вид верхней мужской одежды был тайла-сан /арабизированное слово толисон/,который считался одеждой ученых,законоведов,судей и катибов.Тайласан был двух типов: длинный и узкий,подобно шарг^у.наброшенный на плечи или же в виде просторного плаща,драпирующего все тело и покрывающего го-лозу. Он обычно изготовлялся из шерсти и полушерсти.Катибы носили также и дурраъа - плац из хлопчатобумаги.шерсти.шелковых тканей - м.улхам и дабики.Существовали другие виды плаща:борони, тарози,мирт.Д'/падж,также- часто упоминаемый авторами средневековья, представлял собой "разновидность длинного плаща,покрывающего, все тело до стоп.Прямой• разрез спереди,застежки и закругленные полы были присущи отому виду костюма.Джуббу - с широким воротом из плотной ткани,пуговицами,обычно на вате или из шерсти,одевали поверх других одеяний."на была зимней одеждой. 1'кл распространен прототип паранджи - ^араджк.Этэт предмет одежды представлял собой широкий долгополый халат,преимущественно из сукна,с широкими и длинными рукавами,прикрывающими *гнпы'пяльцев.Вероятно,он был генетически связан с предметом 1'тхней 'одежды' древ не Иране к их народоз - кандиз.-'арадди__'

Существующий этикет,во многих случаях не позволял авторам ;родневеков-ьг, описание' женской, одежды и нижнего белья.

была одеждой высокопоставленных лиц,часто украшался золотым шитьем на шелке /Фараджийаи згокаш/.Такая же царственная оде:\ца -бадана также изготавливалась сразу в Форме облачения,в основном, из золотой нити /шушаи пар/.Существовали и другие виды верхней одежды;ридо,або,хирка,камис.пирохан,мубаттана,таргу,изор и др. ,о которых сообщаются в письменных источниках X—XI11 вв.

Головные уборы в источниках представлены в нескольких видах Это кулах.дастор,асоба,имома,шошийа,салла,туртур,бурнус,калане,у-ва,тадж,к.умма и др.Кулахи были с перьями /иахорпар.дупар или д.у-шох/.Следует отметить,что чалмы /дастор,асоба.имома/ производимые в городах Мавераннахра и Хорасана славились во всем мусульманском мире.Распространенный вид головного убора был шошийа.; Свое название этот головной убор получил по месту первоначального производства - области Iliaiii /Чач/.

Важный олемент одеяния древнеиранских народов - пояс упоминается в источниках как минтака,камар,камарбанд,мухра.Он часто разукрашивался серебром,золотом и драгоценными камнями.Названия поясов,авторы письменных источников X-XIII вв. производят именно от размеров содержавшихся в них.драгоценных^камней или золота ¡например,камяри^сазсджкол пояс с тыеячемискалевьгм кам-нем.камари зари хаФтсадмисколи - пояс,в котором содержалось золото в семьсот мискалей.Все вельможи двора опоясывались дорогими поясами,нередко имевшие надпись с именем правителя.

Древнеиранским элементом считаются и шаровары.В рассматриваемый период славились шаровары и их шнурки /тикак,и;алворбанд/ из шелковых тканей дабики, продукции: Туса,Лхлата,Тиба,Мерва,Та-баристана.Шаровары арабами были заимствованы у иранских народов с изменением иранского названия шалвор в саравио или шаравил /шарарир/,которые впоследствии распространились по всему мусульманскому миру.

Славилась и обувь производимая в Мавераннахре и Хорасане X-XIIJ вв. Важным центром производства мужских и женских сапогов счита/ся округ Байхак.где производили микалозские сапоги с вылитыми серебром и золотом /шушаи зарбоФта/ голенищами /музаи скиду з/ и туфли также вышитые золотом /каФши зардуз/.Высоко ценились кожанные легкие женские ""уфли Исфареина /пойафзори чует/, разные виды обуви Хамадана.Казвина,Чача,чулки /джураб/ Туса, Бухары и Еадахшана.Традиционной обувью считался наълайн - пара туфел с загнутыми носами без задников /мужские и женские,обыч-

но с позолотой/.Обувью бедняков были деревянные башмаки /каб-коб/,войлочные сапоги /музаи намадин/.

Существовали специальные правила одевания и обувания,присущие прежде всего городскому населению и его аристократической среде,представителям духовенства.Данные письменных источников показывают главную особенность одежды и обуви - их многофункциональность.Это же можно сказать,и о предметах украшений,которые играли немаловажную роль в повседневней жизни населения и зафиксированы в.памятниках письменности Х-ХШ вв.

В четвертой главе - "Украшения,парФюмерия и косметика Х-ХШ вв. по данным письменных источников" произведена возможная выборка материалов и на их основе раскрывается значение предметов украшения,косметики и веществ парфюмерии,определяются их функциональное назначение.Автору удалось выяснить важную символико-зна-ковую Функцию предметов украшений,а также их практическое применение в соответствующих условиях.Украшениям присуща и другая особенность - долгое бытование,они передавались из поколения в поколение. ' '

Украшения представлены в письменных источниках этого периода перстнями,кольцами,ожерельями,браслетами,серьгами и другими предметами,а также многочисленными .видами драгоценных камней.Перстни /анг.уштари/ являлись основным предметом украшения.Сделанные из драгоценных металлов,они нередко были с печатьями из благородных камней /бирюза,яхонт,опал,рубин,лазурит и др./,которые добывались на территории Мавераннахра и Хорасана.Печать /нигин/ имела надпись с именем правителя.Такой царский перстень имел различные функции.Вручение такого перстня означало знак прощения, назначение на высокий служебный пост,или же для печати и др.Под печаткой хранили из-за предострожности и я,Ц.Перстень /если один/ обычно надевали на указательный палец левой руки.

Ожерелья названы авторами тавк,икд,михнака,а браслеты - дчст-баранджен,ёра,боз.убанд,сивзр,халхол.Тавк из драгоценного металла и браслеты ёра из золота,инкрустированные драгоценными камнями /мурассаъ ба джа^охир/ являлись основными предметами наград сипахсаларам.Ожерелья икд^ обычно были из алмаза,бирюзы,лазурита. Жемчужное ожерелье /икди гухар/ стоило очень дорого /тысячу динаров/.Монистое ожерелье - михнака считалась царственной.Халхол и побиранджан - браслеты носимые женщинами на.ногах были из серебра

. или золота;сивар надевали На предплечье.

Серьги /гушвор,халка/ упоминаются как символы царства или., рабства /халкг.и бандаги/.Но царские серьги обычно были из драгоценных металлов и с нанизанными на них драгоценными камнями. Раковинки /мухра/ сорта джазъ и другие редкости моря /за-роиФи дарё/ являлись составной частью царских подарков.

Согласно сведение письменных источников.благородные камни полученные в /.'авераннахре и Хорасане шли и на ' экспорт. Самую лучшую голубую бирюзу /фир.уза/ получали в Нишап.уре.Б Ба-дахшане добывали разных сортов яхонтов /ёкуТи бадахши/.лазури-та,рубина /лаъли Сацахшп/,в горах Буттама особый сорт бирюзы , /фи р.у з а и худ жан ли/ и др.

Предметы украшения и благородные камни хранились и транс--портировались в специальных ларцах табла,х.укка,дурдж.^андук,ко-торые запирались на замок,имеющий мелодичное устройство.Эти ларцы изготавливались из драгоценных металлов и камней. .

Предметами косметики,часто упоминаемыми в источниках дан-, кого периода были зеркала /оина/,гребни /дона,мушт/,зубочистки /мисвок/.Зеркала поступающие из• Кухбинана /Кирман/ , гребни из сандалового дерева и мисвок из кустарника арак считались самыми лучшими. •■:-■..

Согласно письменным источникам,парфюмерное ремесло разви- , валось зо многих округах Мазераниахра и Хорасана,в каждом горг-Дй сумРСТксвали кварталы, парфюмеров /куй атторон/. на база- , рах,- лг.вки и ряды /д.уккон па растай аттори/.Изготовляли много г;::ргсв парфюмерных масел из Фиалок,нарциссов,лилий .жасмина и. других цзетог.Широко применялись для этой дели роза,базилика. '.

Пончики плльцев красили хной:обычно,желтокожей девушке - • черным, чернекс'кей - краенкм и золотисто-желтым цветами.Мужчины и женщины педзедили глаза сурьмой .Сурьма синего цвета,которая'влияла на с.';?рот,у зрения,счи1:алась лучшим сортом.Брови -женщины' чернил'/ вусмой хиз'-б¡мужчины пожилого возраста красили волосы 'и береди. ¡улрстроипли различные виды причесок.По ним можно было ' сг.j^Д'.-лить место происхождения людей.

Ря ьтичные сорт*« Слагевлний упоминается авторами письменных onhmkod у> составе подарков правителей и вельмож.ото'-мускус' .'• /угак/ .камфара /ксфур/,т6а. /унноб/,амбра■ /пчбар/,алоо'Ууд/.га-' '■'

шйа.тахайа.нзфавидж и многие другие.В золотых-жаровнях или к,у-)ильницах /мнджмара,бу йс.у з/ окуривались благо,ухащие вещества и гепанд /от сглаза - газанд/.Одежды даримые правителями,всегда ¡лагоухали благовониями лучшего качества.Благовония перевозились ! хранились в кувшинах,парфюмерных шкатулках - табла/аттори/,сун-|уках - чубсандук,бумажных пакетах - когаз и др.

Следует особо отметить,что хотя в источниках X-XIII вв. упо-шнаются различные инструменты ювелиров /наковальни сандон.тон-;ие сверла для сверления яшмы пармаи борик.пилочки заргара.бура >в ел ирная бурак ас-сага и др./,о рабочих инструментах парфюмера ючти ничего неизвестно.Видимо,ото обстоятельство было связано : характером работы парфюмера,который держал в тайне проиэводст-1енный процесс и пути получения лучших сортов благовоний.Ко тем ie менее,можно предположить о широком применении в процессе ра-юты парфюмера разнообразных стеклянных флаконов,пробирок,весов I др.

Таким образом,сопутствующие повседневную жизнь населения Ма-ераннахра и Хорсана предметы украшения,косметики и парфюмерные .ещества,говорят о высоком эстетическом запросе народов этих ре-■ионов.

В' заключении диссертации подведены итоги исследования,сформированы основные выводы и сделаны обобщения.Обзор приведенных ведений письменных источников показывает высокий уровень разви-'ия'материальной культуры Мавераннахра и Хорасана в Х-ХШ вв. 'кономические и культурные взаимосвязи этих и других регионов ильно влияли и на материальную культуру.Мусульманская культура :тановилась интегральной и всеобщей и для рассматриваемого Hawи >егиона.Вышеприведенный материал подтверждает правоту мнения мно-■их видных исследователей /например,профессора Б.К.Заходера/ о ■ом,что быт и культура всех народов.составляющих исламского мира,, [вляют черты такого органического культурного единства,что мы име-м достаточно оснований находить в них целостность,без различия специфике каждого народа в отдельности.Зто единство отражено в писаниях всех сФер материальной культуры /прежде всего элементов рхитектурных сооружений,одежды,предметов быта,украшения и т.п./ :аверачнахра и Хорасана,которые продолжали развиваться и далеко •

за пределами этих регионов.Несмотря на меняющуюся политическую и этническую ситуацию она оставалась.прежде всего,таджикской.

Летальное изучение сведений разнохарактерных письменных источников с точки зрения истории культуры,позволило определить, их степень значимости для изучаемого круга вопросов.

В письменных источниках Х-ХШ вв. монументальная и массовая жилая архитектура являлись основным объектом отражения.О высоком уровне развития архитектуры и эстетических запросов населения, региона говорят сведения об устройстве зданий,отдельных их частей,о декоре и внутреннем убранстве всех видов сооружений, а также мастерство зодчих.Застройка зданий проводилась по плану,замыслу и,как правило,при непосредственном участии зодчих,высокопоставленных лиц и правителей.

Ценность письменных данных в том,что по ним можно представить,хотя бы в общих чертах,внешний вид и внутреннее убранство, планировку и отдельные элементы кушков.крепостей /калъа.хисор, кухандиз/ и дворцов.Они располагались как в черте,так и за пределами городов,в кушках,отдельных крепостях или же обособленно от других построек.Однако.сведения представляющие собой отражение увиденного или услышанного авторами сочинений,не дают полного и специального описания всех деталей какого-либо конкретного сооружения.По ним мы узнаем,что названные сооружения обычно занимали большие площади.окружались высокой стеной с главным и дополнительными входами.Многочисленные комнаты были предназначены' не только для нужд правителя,но и других служебных целег.

Сведения об интерьере дворцов и гражданских жилых построек указывают на высокий художественный .уровень населения Маверан-нахра и Хорасана в Х-ХШ вв.Двери сделанные из особых пород де-ревьеи и украшенные резьбой.стенопись часто с позолотой,окна застекленные разноцветными стеклами /мина/.богатые отделочные ткани,тюфяки,подушки,посуда,ковры,мебель /трон,кресла,столы/,яв-лялись составными частям/, внутреннего убранства и архитектурного декора помещений.Центральное купольное здание дворцов служило как зимнее помещение,в нем же находился приемный; зал правителя, где располагалась и суффа.

Летние помещения представлены в письменных источниках как наземные сооружения с красиво украшенным интерьером,разными спо-

собами охлаждения,а также множеством построек легкого,разборного типа - палатками и шатрами.Существовали и разнообразные подземные летние помещения.

Обзор данных письменных источников позволил выяснить целый ряд терминов и понятий относительно предметов быта и орудий труда.При работе появилась необходимость сопоставления ориги -нальных текстов и их переводов на русский язык для уточнения некоторых из отих понятий.Сведения источников показывают,что основными предметами домашнего обихода была посуда,различная по Форме,назначению,названию.Многообразие Форм и Функций посуды привело к тому,что в русских переводах источников,был допущен ряд неточностей.Например,такие типы сосудов,как караба.офтоба, сабуй,сурохи и даже хум обобщенно переводились термином кувшин или же кубок..Анализ оригинальных текстов источников выяснил, что-речь идет о совершенно разных по' назначению сосудах.Такая же неточктсть в переводах допущена и относительно понятия тоба,переведенного как котелок■кастрюля,в то время как русским эквивалентом слова является сковорода.

Для освещения домов,улиц,мечетей,базаров- широко использовались Фонари,светильники.Развита была и категория спецорудий труда строителей,крестьян.ремесленников.

Данные письменных источников представляют важный материал для изучения истории костюма населения Мавераннахра я Хорасана п тканей Х-Х1Л вз. Высокоразвитое ткачество региона можно проследить по описаниям авторов о специализации каждого города или округа страны по производству тех или иных видов тканей ..которые :ачаст.ую вывозились далеко за пределы региона.В них отражены многочисленные виды верхней мужской одежды,головных уборов,обуви,поясов .Некоторые из них являлись пртотипами- современного таджик-:кого костюма.Выявлены неточности русского перевода наименований тканей и одежды,а также видов одежд /бадана,дурряъа,тарг.у,сакло-гун,хоро,уттоби/,головных уборов /например .'.нора/.

По сведениям письменных источников выявлен ряд правил одева-¡ия и обувания,присущих прежде всего городскому населению и его фистократической среде,представителям духовенства.Сни показьгва-;т многофункциональность одежды в X—XIII вв.Это можно сказать 15 I предметах украшений.Удалось определить их преобладающую функцию - симйолико-знако'вую.А практическая их значимость,по срав-

нению с одеждой,была минимально?. '

Следует отметить,что вне поля нашего рассмотрения остались . важные проблемы изучения технологического процесса в ювелирном деле.По стой проблеме оказалось очень мало конкретных данных в изученных нами письменных источников по рассматриваемому периоду. 3ato мы занялись по возможности,частично,изучением ювелир--' ного инструментария,уделили главное внимание терминологическим аспектам.Но полный анализ и всесторонное изучение истерии ло- , кальньгх ювелирных укол данного периода по существующим сведениям авторов пока еще не возможны.Однако,свидетельства авторов о многочисленных мастерских заргаров,ласок,кварталов говорят о рг.зпктом кнелкрнск деле в Мавераннахре и Хорасане• X-XIII вв.

Извлеченный материал из источников этого периода показывают широкую сферу бытования предметов косметики и пользования плр^мерии и разнообразии видов,сортов этих веществ,которые сопутствовали повседневную жизнь населения.В них прослеживается высокий уровень эстетики,традиционно сохранившиеся и несохра-нинп:иеся поныне элементов и предметов этой стороны материальной культуры таджикского народа.

В целом хотелось бы отметить,что сведения пельменных источников позволяют обрисовать интереснейшие подробности средневековое материальной культуру,быта горожан,преимущественно аристо-кр.'-тических с л ее з ,пока очень мало'выявленных и изученных в тад-жик'/ст'.нскей историографии .Перед нами целый кладезь еще слабс-и.'-умрнного материала.без которых невозможно конкретное и полнее 1:р';Лот.пг-дрнкз истории и .культуры.Объем 'диссертационно? работы н( позволил отразить весь собранный и исследовании? нами материал, п научности .г.о готорни вооружения-и военного снаряжения,по спо-cnC^î к.средствам транспортировки товаров и некоторым-другим ст( рейс.) материально? культуры X-XIII вв;Следуа;ими этапами.работ! по ".аниС'й np^f'.irvc должкь" стать сопостапйтельнке • исследования дт!ных' iiücí-.í'.c'-'in.rx источников ? .материалами• 'археологии.отого . ne-pair ч с лриы.'-'.-енисм этнографических параллелей,что несомненног 2 j ■ ' пели./*' кпрткну метррилльно? культуры и осей истерии .'период! я. пока^ь-м^т спит г.той. р.-.боп-'.тякк« кслэгдопяния; сл'-V" пз пер/одам.историк т-"-ьжпкскогЧ народа.'. Г»; г- ни? к-.»?>р;'.я нзр.-л'; Су::г>? ¡-г- полной' и не. конкретной,без гих -

1езозможно будет также составление таджикского исторического терминологического словаря,очень необходимого для разнообразных н.ужд народного хозяйства и культуры.Думается,что для таджиковедческой историографии настала пора написания серии сниг по конкретной истории для всеобщего занимательного чтения.

■ Основные положения диссертации изложены з следующих работах автора:

Т.Отражение материальной культуры Кавераннахра и Хорасана (I в. в "Истории Масъ.уда" Байхаки // Республиканская научно-фактическая конференция молодых ученых и специалистов,посвя-ценная 60-летию образования ЛКСК Таджикской ССР.Тезисы докладов .Секция общественных наук.История,философия,право.-Душанбе: Цониш,1985,с.39-40. ■

2.Летние помещения X-XJII вв. Мавераннахра и Хорасана по аанным письменных источников //Материалы Республиканской кауч--io-практической конференции молодых ученых и . специалистов Таджикской ССР,посвященной 70-летию ВОСР.-Душанбе:Дониш,1987, з.163-164.

З.Энциклопедияи адабиёт ва санъати то^;ик.-Душанбе :Сарредак-цияи илмии Энциклопедиям Советии Точик. ,1988 /"Болохона"-с. 290;"Бом"-с.<90;"Босма"-с.293-294 ;"Волод"-с.330;'Тилмоя"-с.351 ; "Гулгашт"-с. 364 ; "Гулнак/'-с. 370-371; "Гулком"-с .374 ; "Гунбаз"-с. 374 ;"Дахма"-с.39!;"Долой"-с.411 ;"Дуредгар'й"-с.428 ;"Зардеворй"-с.4об;"Зок"-с.471;"Зулфин"-с.476 - на тадж.яз./.

4.Сведения письменных источников о жилищных и дворцовых интерьерах Мавераннахра и Хореана X-XIII вв. // Еорбад и художественные традиции народов центральной и Передней Азии:11стория и современность.Тезисы докладов и сообщений Международного симпозиума,- Душанбе:Дониш,1990,с.196-197. .

5.Предметы домашнего обихода таджикоз-X-XIII вв. в письменных источниках /Посуда/.Вклад иранских народов в развитие мировой цивилизации:Кстория и современность,Тезисы 1.'зждународного симпозиума,посвященного Всемирному конгрессу таджиков и зарубежных соотечественников - Душанбе:Донив,1992,с.40-41.

о.Вопросы изучения материальной культуры.по данньп.: письменных источников. // Вклад иранских народов в развитие мирово? цивилизации -.История и современность.Тезисы Международного симпози-

ума,посвященного Всемирному конгрессу таджиков и зарубежных соотечественников.- Дуыанбе:Донищ,1992,с.о9-50.

7.Отражение предметов транспортировки в персидско-таджикской литературе Х-ХШ вв. // ?арси - язык науки.Тезисы докладов Международной конкуренции.-Душанбе:Дониш,1994,сс.8-11 /на персид. и англ.яз./. '

8.Сведения письменных источников о стеклянной и керамической посуде Мавераннахра и Хорасана Х-ХТП вв. /Бокалы и кувшины/. // Журнал "Центральная Азия"-Пакистан,1994 /0,5 п.л.,на англ.яз./. -

9.Традиционный вид верхней мужской одежды населения Мавераннахра и Хорасана Х-ХТТ1 вв. по данным письменных источников.

// Известия ЛН РТ.Серия:история,Филология,востоковедение.- Душанбе: Дониш,1994,КI /0,5 п.л./