автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Традиционная китайская живопись

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Яковлева, Наталья Фёдоровна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Традиционная китайская живопись'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная китайская живопись"

На правах рукописи #

ЯКОВЛЕВА Наталья Фёдоровна

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии

5 ДЕК 2013

Чита 2013

005542988

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств социокультурного и общенаучного плана: огромным гуманистическим потенциалом искусства Востока, возрастанием интереса к разнообразию культурных типов и ростом межкультурных коммуникаций в современном мире. Под влиянием процесса глобализации культурное поле человечества подвергается всё большей трансформации и унификации, а сохранение этнического своеобразия и ценностей традиционных культур становится всё более острой проблемой. В этой связи жизненную важность приобретает обращение к классическим духовным ценностям, гуманистическому потенциалу культуры.

Традиционная китайская живопись - один из самых древних и жизнеспособных видов искусства в мире - представляет интерес для исследователей с точки зрения выявления мировоззренческих и идейных установок предыдущих исторических эпох, анализа процессов взаимодействия традиционного и инновационного, толерантного диалога и взаимного обогащения культур Востока и Запада. Живопись как вид изобразительного искусства, заключающийся в передаче зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность, принадлежит к художественной культуре, которая неразрывно связана со всеми сторонами жизни человека и со всеми сферами бытия социума (экономикой, политикой, этикой и т.д.). Художественная культура фиксирует достижения общества в его материальном и духовном творчестве, отражает своеобразие исторического развития нации, является богатейшим источником знаний о культуре, её структуре и функциях, потенциале развития. При этом традиционная художественная культура всё чаще используется в качестве условия патриотического воспитания, неисчерпаемого источника идей для культурных индустрий,' этноконсолидирующего фактора.

Пример бережного отношения к традиционному культурному наследию показывает современный Китай. Руководство КНР уделяет большое внимание наращиванию «мягкой силы» государства, т.е., способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, а не принуждения. В качестве средств «мягкой силы» наряду с дипломатией, экономической и гуманитарной помощью, научными и образовательными программами

- теории социальной и культурной динамики (К. Манхейм, А. Моль Л. Морган, И. Пригожин, П. Сорокин, В. Тернер, Э. Тейлор, С. Хантингтон);'

- концепция диалога культур (М.М.Бахтин, В.С.Библер A.B. Ахутин);

- семиотическая концепция культуры (В.В. Иванов, Ю.М. Лотман Б.А. Успенский, A.M. Пятигорский, В.Н. Топоров);

- концепции социального и культурного пространства (П. Бурдьё М. Фуко, Б.А. Серебренников, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман);

- концепции коммуникативного действия и жизненного мира (Э. Гуссерль, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман, Ю. Хабермас).

Методологическую основу исследования составляют системный сравнительно-исторический, ретроспективный, структурно-

функциональный подходы. Системный подход дал возможность раскрыть целостность традиционной китайской живописи как уникального социокультурного явления, выявить его взаимосвязь с историей Китая Сравнительно-исторический подход позволил осуществить комплексный историко-кулыурологический анализ традиционной китайской живописи определить тенденции её эволюции, выявить основные природные и социальные факторы, влияющие на процесс становления и развития китайской живописи. Сравнительно-исторический подход использован при сравнении различных научных концепций, стратегий. Ретроспективный подход позволил через оценку событий истории Китая выявить причины трансформации китайской живописи, понять особенности творчества выдающихся китайских художников. Структурно-функциональный подход дал возможность рассмотреть исследуемый феномен с точки зрения его структуры, функций, воздействия на социокультурную среду.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, компаративистский, структурно-функциональный, историко-генетический методы.

Научная новизна исследования.

1. Доказана продуктивность культурологического подхода к изучению традиционной китайской живописи, позволяющего рассматривать её интегративно, как поле производства культурных благ;

2. определена роль китайской традиционной живописи в истории Китая как средства социальной коммуникации, этнической интеграции, инструмента самореференции и саморепрезентации социума;

3. выделены ключевые этапы генезиса китайской живописи в контексте развития культуры: доканонический, канонический и постканонический;

4. уточнена специфика ведущих жанров традиционной китайской живописи; охарактеризованы их художественные особенности, технические приёмы и социокультурная обусловленность;

5. на основе сравнительного анализа концепций символа европейских и китайских авторов выявлено символическое содержание традиционной китайской живописи как семиотической системы;

6. обоснована значимость для современной культуры Китая традиционной китайской живописи как квинтэссенции культурной традиции;

7. в научный оборот вводятся источники на китайском и английском языках, переведённые автором.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурологический подход к изучению традиционной китайской живописи позволяет рассматривать её интегративно, как поле производства культурных благ, способствующее формированию культурно-ценностных императивов, трансляции этнической культуры, обеспечению устойчивости социальных систем и консолидации китайского этноса.

2. Уникальность культурного феномена традиционной китайской живописи, сформировавшейся под влиянием комплекса природных и социокультурных факторов, проявляется в сочетании художественного совершенства, исторической глубины и гуманистической направленности. Это позволяет ей на протяжении многих веков выступать одной из существенных детерминант жизненного мира китайского этноса; важнейшим средством социальной коммуникации и интеграции! социализации и культурного воспроизводства.

3. Содержанием ключевых этапов генезиса китайской живописи (доканонического, канонического и постканонического) выступает соответственно: возникновение предпосылок создания живописного канона; его формирование и совершенствование; выход художественного творчества за пределы канона и переход канона в снятое состояние,

в исследовании художественной культуры. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть полезны для историков, искусствоведов, социологов, востоковедов и других специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности привлечения его материалов, основных положений и выводов к подготовке научных работ по истории, востоковедению, искусствоведению, эстетике. Материалы диссертации могут служить основанием для создания обобщающих трудов и учебных пособий по истории Китая, культурологии, мировой художественной культуре. Ряд материалов может стать важной составляющей при подготовке общепрофессиональных и специальных учебных курсов по теории межкультурной коммуникации, социологии культуры для студентов культурологических, искусствоведческих, страноведческих и других гуманитарных специальностей. Содержание диссертационного исследования может найти широкую сферу применения в музейной и художественной практике, в экскурсионной деятельности при краеведческих и художественных музеях, в сфере культурного туризма.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры теории и истории культуры, искусств и дизайна Забайкальского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования получили отражение в выступлениях автора на международных и межвузовских научно-практических конференциях и в публикациях соответствующих сборников: «Молодая наука Забайкалья» (Чита, 2007); «Лингвистическое образование в контексте XXI века (Чита, 2007); «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире (Чита, 2007, 2009, 2010, 2011); «Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2012); Межвузовском научно-методическом семинаре «Иностранные языки в высшей школе: проблемы, опыт, перспективы» (Чита, 2007).

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ общим объёмом 3,71 печатных листа, в том числе 3 - в журналах из перечня ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложений.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обоснована актуальность проблемы, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, перечислены положения, выносимые на защиту, изложены теоретико-методологические основания и охарактеризованы источники исследования, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приведены сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения традиционной китайской живописи» рассматриваются специфические черты китайской живописи в контексте определения отношений человека с природой и социумом.

В параграфе 1.1 «Понятие «традиционная живопись» и его место в категориальном ряду культурологии» проведена концептуализация центрального понятия путём сопоставления различных научных подходов к изучению живописи, а также соотнесения понятия «традиционная живопись» с категориальными рядами «культура - художественная культура - искусство - пластические искусства - изобразительное искусство» и «этнос - этническая культура - традиция - традиционная культура».

Живопись в диссертации понимается как вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. Живопись выступает значимой социокультурной сферой, визуально репрезентирующей картину мира как интегральную типологическую характеристику культуры определенного этноса. Используя терминологию П.А. Сорокина, живопись можно отнести к символическим проводникам культуры, наделяемым ценностно-смысловыми значениями, позволяющим аккумулировать коллективный опыт и передавать его посредством актов социального взаимодействия другим поколениям, преодолевая при этом пространственно-временные границы1.

Традиция рассматривается как однонаправленно сориентированный во времени атрибут общества, продукт коллективной адаптации социума к окружающей среде. Традиция локализована в отношении определённого

1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 206.

11

сообщества, характеризуется устойчивостью, непрерывностью и потенциальной динамичностью. Традиция существует как особый способ кодирования социально-значимой информации, необходимый для изменения и воспроизводства разнообразных подсистем общественной жизни, необходимых для совместной жизнедеятельности людей.

Автор выявляет и сопоставляет совокупность разнообразных научных подходов к исследованию традиционной живописи.

Исторический подход акцентирует внимание на истории развития живописи, фиксирует этапы её развития, процессы создания творческих методов, становления школ живописи, изучает источники, посвященные её развитию.

Социологический подход анализирует социальные группы творцов и ценителей живописи, выявляет социальные взаимодействия в подобных группах, социальные институты, связанные с художественным творчеством.

Психологический подход исследует причины и закономерности возникновения и трансформации психических процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление), состояний (эмоции, чувства) и свойств личности (характер, темперамент), связанных с процессом создания и восприятия произведений искусства.

Этнографический подход направлен на изучение живописи как летописи жизнедеятельности этноса на определённом этапе исторического развития, его материальной и духовной культуры, этнической специфики.

Этический подход обращает основное внимание на моральные ценности, воплощённые в произведениях искусства, систему моральных и нравственных норм в жизни и творчестве художников.

Эстетический подход нацелен на выявление законов, норм, форм и типов развития эстетического в живописи, на анализ способов воплощения в художественном творчестве основных эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, трагическое).

Искусствоведческий подход направлен на изучение истории и теории изобразительного искусства, формы и содержания художественных произведений, художественной критики, художественной культуры общества в целом.

Педагогический подход выявляет цели, принципы, методы и формы художественного образования, содержание и развитие художественных канонов и классических трактатов по живописи.

Наиболее соответствующим целям и задачам данного исследования автор считает культурологический подход, который акцентирует внимание на взаимодействии живописи и культуры в целом, реконструирует, объясняет и прогнозирует культурные процессы, воздействующие на развитие живописи. Именно культурологический подход позволяет рассматривать традиционную живопись интегративно, как поле производства культурных благ, способствующее формированию культурно-ценностных императивов, трансляции этнической культуры, обеспечению устойчивости социальных систем и консолидации китайского этноса.

Продуктивной представляется трактовка живописи как поля культуры (П. Бурдьё) - структурированного социального пространства с его собственными правилами, схемами доминирования, законными мнениями и так далее. Степень автономии поля измеряется его способностью функционировать в качестве специфического рынка, создающего определенный тип ценностей, техники и стилей; способного наделять группы, которые их производят, дистанцирующими признаками (специализация, манера, стиль). Культурное поле - это арена конфликтов между соперничающими школами, между канонизированными и неканонизированными авторами, действия которых порождают неустойчивое равновесие. Адекватное восприятие и понимание произведений искусства предполагает знание культурных кодов, формирующих культурное достояние любого общества.

В параграфе 1.2 «Традиционная живопись как феномен культуры Китая» проанализирована обусловленность классической живописи Китая природными и социокультурными факторами, выявлены функции, которые живопись выполняет в обществе.

Древние китайские мастера оставили после себя грандиозное наследие, включающее в себя необыкновенные по красоте памятники искусства живописи, архитектуры, скульптуры, художественных ремёсел. Китайские живописцы и поэты сумели донести до наших дней интерес к многообразным явлениям жизни, восторженное чувство красоты природы. Живопись издревле пользовалась в Китае большим уважением, о чём свидетельствуют средневековые стихи, прославлявшие живопись, трактаты о творчестве живописцев, описания известных картин и сводные истории живописи, упоминающие многочисленных художников различных эпох.

Многие из художников, картины которых не сохранились, отошли в область легенд, превратились в своего рода символы художественных направлений.

Китайская живопись развивалась под воздействием разнообразных факторов, в том числе природных (космических, географических, биологических и др.) и социальных (политических, экономических, научных, религиозных, философских и др.), обогащалась благодаря иноземным культурным влияниям, драматическим социальным коллизиям, таланту и трудолюбию выдающихся китайских художников разных эпох.

Так, например, мировоззрение китайского этноса предполагало восприятие природы как огромного космоса, мельчайшей частицей которого является человек. В стране великих гор и рек жизнь человека зависит от стихий, поэтому природа, с её циклами и состояниями, является объектом пристального наблюдения. В древнейший период китайскому обществу был свойственен культ природы - поклонение духам земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра, священных гор. Восприятие природы приняло в Китае форму поэтического пантеизма, стало центральной эстетической и философской проблемой, повлияло на особенности художественного языка и выразительных форм, привело к развитию особого пространственного мышления, предопределило популярность пейзажных жанров, обогатило социальные функции традиционной живописи. В числе этих функций в параграфе рассмотрены эстетическая, творческая, познавательная, информационная, социально-воспитательная и некоторые другие.

Автор констатирует, что традиционная китайская живопись - это уникальное культурное явление, основные особенности которого сохраняются на протяжении длительного времени. Среди этих особенностей: образно-мифологическое толкование действительности, символико-ассоциативный метод передачи человеческих чувств, лирическое отношение к природе (понимаемой как конкретный и зримый, но сакрализованный космос), ощущение гармоничного единства мира и вечности, отождествление красоты и гармонии, поиск гармонии мира и человека, уважение к художественным канонам, традиционность сюжетов и образов, декоративность, абсолютное чувство красоты и другие.

В параграфе 1.3. «Периодизация развития китайской живописи с древности по настоящее время» представлен анализ основных этапов в развитии живописи Китая.

Диссертант отмечает, что развитие живописи на всем протяжении истории Китая испытывало на себе опосредованное влияние экономики и политики, было связано с социокультурной практикой и династийной историей Китая. Это позволяет квалифицировать традиционную китайскую живопись как средство визуальной интерпретации социальных процессов, инструмент самореференции и саморепрезентации социума.

В диссертации выделены три основных этапа развития традиционной китайской живописи: доканонический, канонический и постканонический.

Доканонический этап охватывает период с древности до конца I тысячелетия до н.э. Самые ранние памятники китайской художественной культуры относятся к У-Ш тыс. до н.э. и восходят к неолитической эпохе. Религиозные представления древних китайцев, а именно мифология шанского периода, культ Неба, культ предков эпохи Чжоу, нашли выражение в изобразительном искусстве. Характерной чертой искусства древнего Китая являлся символизм, отсутствие непосредственного показа реальной действительности и развитого сюжета. Памятники искусства этого периода - керамические и бронзовые сосуды, изделия из камня, росписи на стенах - свидетельствуют о высоком художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля. Орнамент имел магическое значение, связанное с представлениями китайцев о силах природы (символы Неба, Луны, Солнца), а мотивы фантастических и полуфантастических животных, например, драконов на фоне облаков, символизировали её могущество. Во второй половине I тысячелетия до н.э. в художественном творчестве вместе с абстрактной символикой появляются изображения людей и реальных животных (образы птиц, зверей, рыб).

Канонический этап развития китайской живописи начинается в эпоху Хань (206 г. до н.э - 202 н.э), когда станковая живопись существует самостоятельно и её ведущим содержанием становится жизнь человека. В этот период были заложены основы запечатления элементов природы в живописи.

В средневековом Китае (НИХ вв.), благодаря буддизму, произошло разделение живописи на светскую и культовую. Культовая живопись стала украшать стены буддийских храмов, а светская - шелковые свитки и стены дворцов. В искусстве синкретически сочетались древние традиции и новые для Китая образы и сюжеты. В светском искусстве чрезвычайно возросла роль человека, мир его чувств получил новое образное воплощение. К этому

времени относится подлинное слияние живописи и каллиграфии. Учёными и художниками формулируются теоретические правила, касающиеся эстетической значимости живописи, задач и содержания искусства, разрабатываются каноны. Живопись достигает эмоциональной зрелости и широты охвата жизненных явлений.

В период правления династии Тан (608-917 гг.) пейзаж выделяется в самостоятельный жанр. Характерные для мировосприятия буддизма и даосизма черты, такие как преклонение перед необъятностью, красотой и силой природы, осознание того, что человек является лишь частью огромного мира, нашли своё отражение в картинах. Одной из особенностей этого периода было то, что художники не писали с натуры, а воспроизводили по памяти её типизированный и отстранённый облик.

Светская живопись разделилась на такие самостоятельные жанры, как пейзажная живопись, жанр цветов и птиц, изображение быта, портрет. Реальная жизнь все чаще служила объектом изображения, даже божества и небожители в картинах показывались в будничной обстановке, характерной для жизни простых людей. Живопись становилась средством выражения духовного, внутреннего мира и настроения людей.

В конце канонического этапа начинается постепенное размывание канона классической живописи, ведущими становятся бытовой жанр, гравюра, лубок и книжная иллюстрация, отвечавшие потребностям городского населения. Художники всё более детально описывают повседневную жизнь людей, их будни и праздники. Однако консервативные живописные традиции, касающиеся форм и образов, были еще живы. Широкие картины повседневной жизни изображались только в соответствии с жёсткими каноническими правилами.

Постканонический этап развития традиционной китайской живописи начинается на рубеже Х1Х-ХХ вв. В это время в китайской художественной среде укореняются принципы реализма, усиливается влияние популярных западных течений в живописи (например, импрессионизма), художники активно усваивают технику западной живописи, прежде всего масляной, в сюжетах нарастает критическая направленность. Китайские художники XX вв. с большим реализмом рассказывают о народных бедствиях драматических периодов новейшей истории.

После провозглашения Китайской Народной Республики перед художниками были поставлены новые задачи: отражение наиболее

моралью и другими). Например, эстетические принципы единства человека и природы, а также идентичности гармонии и красоты восходят к традиционным философским идеям. Взаимодействие между китайской живописью, с одной стороны, и литературой, каллиграфией, архитектурой -с другой, способствовало проявлению синтеза указанных жанров, составившего значительную часть этнической художественной специфики.

Следует подчеркнуть, что большинство особенностей китайской традиционной живописи имеют социокультурную предопределённость. Так, взаимодополняющее сочетание в картине живописного изображения и каллиграфически исполненного поэтического изречения вызвано, на наш взгляд, не только эстетическими соображениями, но и традициями этнопедагогики, древними представлениями о содержании классической образованности, восходящими к конфуцианскому идеалу благородного мужа цзюнъ-цзы. Использование шелковых и бумажных свитков как основы для написания картин предопределено формой и функциональной спецификой китайского жилища, а также особой ролью шелководства и рисоводства в культуре Китая.

В диссертации проанализированы основные жанры китайской живописи: «горы и воды» шанъ шуй, «цветы и птицы» хуа няо (включая анималистический жанр как разновидность), портретная живопись жэнь-у.

Пейзаж «горы и воды» раскрывает необъятность вселенной и путь человека в её просторах. Горы и воды олицетворяют полярные силы ян и инь, трактуемые в китайской философии как основные космические силы, первопричины изменчивости природы. Пейзаж - это изображение части необъятного мира, грандиозного космоса, в котором человек противостоит величию и непостижимости пространства и времени, поэтому для китайского художника и зрителя он наполнен космогоническим и экзистенциальным смыслом.

Жанр «цветы и птицы» посвящен сюжетам из жизни птиц, растений и насекомых. Художники этого изящного направления живописи виртуозно передают в своих картинах видение мира не только художественными средствами, но и аллегориями, поскольку многие представители флоры и фауны в Китае персонифицируются, наделяются человеческими качествами. Картина превращается в культурный текст, нуждающийся в интерпретации.

Китайские исследователи традиционной живописи в разные эпохи по-разному классифицировали её жанры, сохраняя единство лишь в отношении

упомянутых основных тематических направлений. Анималистический жанр рассматривался как более или менее собирательное направление, например, в период правления династии Южная Сун выделялся жанр чу-шоу-чун-юй, то есть «домашние животные - дикие звери - насекомые - рыбы»2. Некоторые классификации включают сразу несколько разновидностей, называемых по роду отображаемых объектов. Сегодня анималистический жанр часто называют просто дун-у, т.е. буквально «животные». Картинам анималистов также присущ символизм, иносказательность благопожеланий, герменевтическая глубина.

Портретная живопись жэнь-у включает собственно портрет, а также бытовые, городские, исторические сюжеты, иллюстрации легенд, мифов и преданий. Портрет в традиционной китайской живописи проникнут идеями внутреннего совершенствования человеческой личности: в портрете мыслился столько не реальный человек, сколько благородные качества, которыми он наделён. На портретах чаще всего изображались императоры и их свита, государственные деятели, чиновники, поэтому художественные достоинства портрета дополнялись социокультурным смыслом, затрагивая проблемы роли личности в истории, социальной стратификации, этнической идентификации и другие. Изображение вельмож и простых людей, с их эмоциями и повседневными заботами, наполнено для культуролога важнейшей конкретно-исторической информацией о социокультурных практиках, принципах социальных взаимодействий, о материальной и духовной культуре и жизненном мире этноса в целом.

В параграфе охарактеризованы выразительные средства и технические приёмы, составляющие изобразительную специфику традиционной китайской живописи. Среди них - внимание к сущности изображаемого явления, чёткость композиционных решений, психологический масштаб (укрупнение более важных предметов), воздушная и рассеянная перспектива, сдержанность колорита, виртуозная гибкость линии, разнообразие мазков и другие.

Жанровое и выразительное богатство традиционной китайской живописи является следствием длительности её бытования, свидетельствует о масштабности и жизнеспособности живописи как культурного феномена, обусловленной её значительной ролью в жизни социума.

Гохуа ды фэньлэй ю насе (Как классифицируются картины гохуа) URL-http://guohua.baike.com/article-19062.html (дата обращения - 5.11.2013)

В параграфе 2.2 «Символизм традиционной китайской живописи» на основе сопоставительного анализа представлений о символе в европейской и китайской науке выявляется содержание и социокультурное значение символических образов живописи Китая.

Понятие символа в современной философии фиксирует способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать (в контексте социокультурных аксиологических шкал) идеальные содержания, отличные от непосредственного чувственно-телесного бытия. Понятие символа получило многоаспектную трактовку в работах Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, А.Ф.Лосева, Ю. Хабермаса и других философов и культурологов. У Э. Кассирера символическим выступает любое восприятие реальности с помощью знаков, позволяющее систематизировать всё многообразие культурных форм (таких как искусство, наука, язык, религия) и обеспечивающее понимание культуры как целого. Ю.М. Лотман связывает представление о символе с идеей некоторого содержания, служащего планом выражения для другого, культурно более ценного содержания3. А.Ф. Лосев констатирует отсутствие у символа непосредственной связи и содержательного тождества с символизируемым4.

Хабермас отмечает, что символические структуры жизненного мира воспроизводятся путём присоединения новых ситуаций к имеющимся состояниям жизненного мира. Культурные традиции связаны с семантическим измерением значений и содержаний, с измерением социального пространства (для сосуществующих социальных групп) и исторического времени (для разных поколений). Носителями процессов культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации выступают соответствующие структурные компоненты жизненного мира -культура, общество и личность5.

В Европе символизм стал неотъемлемой частью культуры Нового времени, в том числе поэзии и живописи, и получил теоретическое обоснование в трудах по эстетике, искусствознанию, социологии, культурологии у таких авторов, как Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, Т. Карлейль'

3 Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. T.I. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С.191-

* Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

См.: «Жизненный мир» в концепции Хабермаса. URL: http://historic.ru/books/item/iD0/s00/z0000022/st080.shtml (дата обращения-2.11.2013)

Г. Хофштэттер, Р. Голдуотер, Дж. Мид, Ч.Х. Кули, У. Томас, В.А. Крючкова и другие. Теоретики символизма считали, что живопись иносказательна по своей природе. В основе символизма лежит представление о разобщенности, не сводимости друг к другу конкретного образа и его идеального смысла. Конкретному наблюдению в символизме противопоставлено идеальное начало, понимаемое как уход от реальности, как противоположный полюс. Мир символической живописи проблематичен, полон загадок и нераскрытых тайн. Искусство символизма - яркое явление в европейской художественной культуре конца XIX века. В нём преломились существенные противоречия эпохи, шли напряженные поиски новых изобразительных средств и способов отражения меняющейся действительности.

Если для европейского искусства символизм - это одно из направлений живописи, возникшее в определенный исторический период, то для китайской традиционной живописи символичность является определяющим свойством на протяжении всей истории существования. Значительную роль в формировании символики живописи оказал даосизм, главной категорией которого является дао - путь, всеобщий закон природы, источник всего сущего, первопричина всех материальных и духовных явлений. Стремление увидеть взаимосвязь явлений, постичь в малом всеобщие законы мироздания стало характерной особенностью китайского искусства, выражаемой в его символике.

В параграфе анализируются традиционные китайские символы (например, реальные и фантастические представители фауны и флоры, психологические состояния человека), нашедшие отражение в классической живописи. Одним из таких символов является дракон - сказочное существо, наделяемое в китайской культуре позитивной энергией. Дракон символизирует мудрость, бессмертие и величие, идеалы и стремления народа. В прежние годы дракон был символом императора и его божественным покровителем, а ныне нередко расценивается как «тотем» китайской нации, символ государства и составляет важную часть культурного наследия.

В параграфе 2.3. «Роль традиционной живописи в современной культуре Китая» продемонстрировано, что китайская традиционная живопись сохраняет свою актуальность и широкую востребованность в современном Китае. Это происходит благодаря таким её качествам, как

художественное совершенство, символическое содержание, историческая глубина, гуманистическая направленность. В параграфе анализируются многообразные преломления традиционной живописи в современной культуре, способствующие развитию культурных индустрии Китая. Шедевры китайской живописи имеют в современном Китае широкое коммерческое применение. Традиционная живопись служит основой художественных новаций, этномаркирующим фактором, коммерческим брэндом, базисом анимации, объектом инвестиций и др.

Современные художники обогащают западную и китайскую живопись, синтезируя их традиции. Разнообразие течений в современном китайском искусстве служит отражением его ризомной динамики в. эпоху глобализации, однако, несмотря на стилевую диверсификацию современного искусства, классика сохраняет свою популярность. Традиционная китайская живопись по-прежнему служит выражением этнического своеобразия, классической эстетики и богатства древней китайской культуры.

В «Заключении» изложены основные результаты и выводы исследования. Проведённый в диссертации анализ традиционной китайской живописи с точки зрения динамики (история становления) и морфологии культуры (структурная характеристика); соотношения формы (жанровое и техническое своеобразие) и содержания (символическая наполненность) позволяет констатировать, что традиционная китайская живопись, выражающая мировоззрение китайского этноса и визуально фиксирующая его историю, заслуженно является выдающимся феноменом в культуре Китая. Зародившись в древности, традиционная китайская живопись до сих пор сохраняет свою актуальность во многих сферах жизни социума, выступает объектом инвестиций, источником идей художественного творчества, этномаркирующим брэндом в культурных индустриях, эвристическим элементом синтетических видов искусства, в том числе базирующихся на современных компьютерных технологиях. В связи с этим опыт китайского руководства, уделяющего особенное внимание сохранению культурных традиций и поддержанию культурного многообразия, заслуживает изучения и избирательного заимствования.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Яковлева, Н.Ф. Китайская живопись «Гохуа»: важнейшие факторы развития и ключевые свойства // Вестник Забайкальского государственного университета (Вестннк ЗабГУ). № 9 (88). Чита: ЗабГУ, 2012. С. 9-12 (из перечня ВАК) (лично автором - 0,29 п.л.).

Яковлева, Н.Ф. Восприятие мира в традиционной китайской живописи // Вестник Бурятского государственного университета (Вестник БГУ). Выпуск 6а. Улан-Удэ: БГУ, 2012. С. 262-266 (из перечня ВАК) (лично автором - 0,51 п.л.).

Яковлева, Н.Ф., Иванова Ю.В. Традиционная живопись в современной культуре Китая // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия Философия, культурология, социология, социальная работа. № 4 (51). Чита: ЗабГУ, 2013. С. 228-237 (из перечня ВАК) (0,8 п.л., лично автором 0,4 пл.)

Яковлева, Н.Ф. Изобразительное искусство традиционного Китая. Светская живопись: ведущие жанры и направления // Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы междунар. конф. Чита. 2007. Том 2. С. 210-214 (лично автором - 0,33 п.л.).

Яковлева, Н.Ф. Три учения, или три религии духовной жизни китайского народа// Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник. Чита. 2007. С. 210-216 (лично автором - 0,41 п.л.). Яковлева, Н.Ф. Обряды и собрания в храме предков // Лингвистическое образование в контексте XXI века: сборник статей II межвузовской научно-практической конференции. Чита, 2007. С. 210215 (лично автором - 0,27 п.л.).

Яковлева, Н.Ф. Буддизм и китайская культура // Иностранные языки в высшей школе: материалы межвуз. научно-методического семинара. Чита, 2007. Выпуск 7. С. 189-194 (лично автором - 0,27 п.л.). Яковлева, Н.Ф. Китайская живопись и традиционная культура //Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы III междунар. научно-практ. конф. Чита, 2009. С. 288-293 (лично автором — 0,24 п.л.).

Яковлева, Н.Ф. Современное изобразительное искусство Китая // Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире:

материалы IV междунар. научно-практ. конф. Чита, 2010. С. 346-349 (лично автором - 0,28 п.л.).

Яковлева, Н.Ф. Древние философские представления китайского искусства И Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы IV междунар. научно-практ. конф. Чита, 2011. С 193-199 (лично автором - 0,46 п.л.). Яковлева, Н.Ф. Религиозные учения китайской цивилизации // Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации: сборник научных трудов: в 2 ч. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. Ч. 2. 268 с. С. 227-229 (лично автором - 0,25 п.л.).

Подписано в печать 22.11.2013. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Способ печати оперативный. Усл. печ. л. 1,4. Уч-изд. л. 1,4. Заказ № 13913. Тираж 100 экз.

Забайкальский государственный университет 672039 г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30

 

Текст диссертации на тему "Традиционная китайская живопись"

На правах рукописи

04201453266

ЯКОВЛЕВА Наталья Фёдоровна

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

(культурология)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата культурологии

Чита 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ.................12

§1.1 Понятие «традиционная живопись» и его место в

"категориальном ряду культурологии.................................................................12

§ 1.2 Традиционная живопись как феномен культуры Китая...............32

§ 1.3. Периодизация развития китайской живописи с древности по настоящее время..............................................................................................43

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ.......86

§ 2.1. Жанровое богатство и техническое своеобразие традиционной

китайской живописи............................................................................................86

§ 2.2 Символизм традиционной китайской живописи.........................117

§ 2.3. Роль традиционной живописи в современной культуре Китая 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................148

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................157

ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................................175

Хронология китайских династий...........................................................175

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств социокультурного и общенаучного плана: огромным гуманистическим потенциалом искусства Востока, возрастанием интереса к разнообразию культурных типов и ростом межкультурных коммуникаций в современном мире. Под влиянием процесса глобализации культурное поле человечества подвергается всё большей трансформации и унификации, а сохранение этнического своеобразия и ценностей традиционных культур становится всё более острой проблемой. В этой связи жизненную важность приобретает обращение к классическим духовным ценностям, гуманистическому потенциалу культуры.

Традиционная китайская живопись - один из самых древних и жизнеспособных видов искусства в мире - представляет интерес для исследователей с точки зрения выявления мировоззренческих и идейных установок предыдущих исторических эпох, анализа процессов взаимодействия традиционного и инновационного, толерантного диалога и взаимного обогащения культур Востока и Запада. Живопись как вид изобразительного искусства, заключающийся в передаче зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность, принадлежит к художественной культуре, которая неразрывно связана со всеми сторонами жизни человека и со всеми сферами бытия социума (экономикой, политикой, этикой и т.д.). Художественная культура фиксирует достижения общества в его материальном и духовном творчестве, отражает своеобразие исторического развития нации, является богатейшим источником знаний о культуре, её структуре и функциях, потенциале развития. При этом традиционная художественная культура всё чаще используется в качестве условия патриотического воспитания, неисчерпаемого источника идей для культурных индустрий, этнокон-солидирующего фактора.

Пример бережного отношения к традиционному культурному наследию показывает современный Китай. Руководство КНР уделяет большое внимание наращиванию «мягкой силы» государства, т.е., способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и

привлекательности, а не принуждения. В качестве средств «мягкой силы» наряду с дипломатией, экономической и гуманитарной помощью, научными и образовательными программами обмена, Китай использует моральные ценности и привлекательность своей традиционной и современной духовной и материальной культуры.

Важным методом наращивания «мягкой силы» выступает культурное строительство, осуществляемое путем превращения культурной индустрии в опорную отрасль народного хозяйства, активного вывода китайской культуры за рубеж, интеграции китайского культурного наследия в мировую культуру, повышения разнообразия культурной продукции под знаменитым лозунгом «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Культура в Китае расценивается как пульс нации и духовный очаг народа. Реализация культурной политики в Китае ориентируется на служение народу и нацелена на построение социалистической культуры - национальной, научной и массовой, вбирающей все традиционные достижения и ориентированной на модернизацию, на весь мир и будущее. Осуществление стратегии «выхода китайской культуры вовне» способствует формированию имиджа КНР как крупной культурной державы. Успехи Китая в этом направлении заслуживают внимательного изучения и заимствования лучших достижений.

Степень научной разработанности проблемы. В западной, российской и китайской научной литературе к настоящему времени накоплен достаточный материал по общим проблемам диссертационного исследования.

Теоретический фундамент исследования составляют труды общей культурно-цивилизационной и теоретико-методологической направленности Н.Я. Данилевского, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Э.С. Маркаряна, П.А. Сорокина, А. Тойнби, Э. Шилза, О. Шпенглера, Л. Уайта, Т. Элиота, К.Г. Юнга и др.

Философско-культурологический аспект развития социума разрабатывался в трудах таких учёных, как В.Г. Афанасьев, Т.И. Заславская, Э.А. Орлова, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов и др. Важное теоретико-методологическое значение для диссертационного исследования имеют работы общего характера о закономерностях протекания и регулирования культурных процессов, развитии и функционировании куль-

туры в различных социальных контекстах, позволяющие выявить специфику живописи как культурного феномена. Среди них труды таких авторов, как Е.Я. Александрова, М.М. Бахтин, В.П. Визгин, П.С. Гуревич, Вяч. Вс. Иванов, В.Ж. Келле, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев,

Е.М. Мелетинский, Т.Н. Попова, К.Э. Разлогов, В.Н. Топоров и др.

Осмыслению общей картины культуры Китая, закономерностей её функционирования и развития посвящены исследования В.А. Абрамова, H.A. Абрамовой, В.М. Алексеева, В.Г. Бурова, Ф.С. Быкова, J1.C. Васильева, Е.В. Васильченко, А.Ф. Лосева, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, О.С. Прокофьева, М.И. Артамонова, Т.Б. Араповой, М.Н. Кречетовой, В.П. Стужина, Ю.Г. Шапиро, И.А. Чжен, Л.Е. Янгутова и др.

Существенными для данного исследования являются проблемы функционирования художественной культуры, которые в своё время рассматривались такими исследователями, как Е.Б. Витель, B.C. Игнатов, A.A. Петров,

A.Н. Семашко. Рассмотрение генезиса китайской художественной культуры невозможно без обращения к проблематике преемственности и традиции, при рассмотрении которых автором использованы идеи В.М. Алексеева, П.А. Белецкого, H.A. Виноградовой, Ю.В. Ивановой, М.Е. Кравцовой, O.A. Осиповой, В.Д. Плахова, A.M. Позднеева.

Китайская традиционная живопись получила достаточно широкое освещение в научной и популярной литературе. Среди зарубежных источников следует отметить издания на английском (таких авторов, как L. Ashton, D. Clarke, С. Clunas, R. Goldwater, R.L. Hobson, F.D. Murphy, M. Prodan, G. Rowley, M. Sullivan, M. Tregear, C. Williams, W.Y. Willetts) и китайском языках (Ди Чэнгуан, Ли Ли, Пэн Дэ, Сян Цюхуй, Фан Лили, Хан Цзянь, Хуа Мэй, Цзинь Чжилинь, Чжан Цычжи, Чжан Яньюань, Чжан Яцин).

Среди отечественных исследований живописи Китая наибольший интерес представляют произведения В.Г. Белозеровой, H.A. Виноградовой,

B.В. Евсюкова, Е.В. Завадской, М.Е. Кравцовой, В.В. Малявина, Т.А. Постреловой, в которых представлена история развития живописи, её изобразительные особенности, дан обзор творчества выдающихся художников Китая разных эпох.

Отдавая должное огромной научной и практической значимости работ, касающихся различных аспектов китайской культуры, следует отметить, что традиционная китайская живопись изучалась в основном в историко-искусствоведческих работах, нередко фрагментарно, в узких аспектах. Это свидетельствует о необходимости целостного культурологического исследования традиционной китайской живописи, тенденций её эволюции и роли в современном обществе.

Актуальность темы и недостаточная разработанность её культурологических аспектов определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает традиционная живопись Китая.

Предметом исследования является историко-культурное своеобразие традиционной живописи Китая.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе культурологического анализа процесса развития традиционной китайской живописи выявить её жанровое, содержательное и символическое своеобразие, место в традиционной культуре Китая, а также степень влияния на современную культуру. Достижению этой цели способствовало решение следующих задач:

1. На основе сопоставления различных подходов к изучению традиционной живописи и её соотнесения со смежными категориями культурологии осуществить концептуализацию данного понятия и определить особенности его культурологического анализа;

2. выявить роль традиционной живописи в социокультурной системе Китая путем анализа её социальных функций и факторов, предопределявших её развитие;

3. проанализировать основные этапы эволюции традиционной китайской живописи в их соотнесённости с социокультурным контекстом;

4. систематизировать и обобщить представления о жанровом богатстве и техническом своеобразии традиционной китайской живописи, выявить их историческую и социокультурную обусловленность;

5. охарактеризовать символическое содержание традиционной китайской живописи на основе компаративистского анализа представлений о символе в европейской и китайской науке;

6. обосновать значимость традиционной живописи для современной культуры Китая.

Теоретическую основу исследования составляют:

- антропологическая концепция культуры (Р. Бенедикт, П.С. Гуревич, К^Леви-Стросс, Б. Малиновский, М. Мид, Э.Б. Тэйлор, 3. Фрейд);

- структурный функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс);

- теории социальной и культурной динамики (К. Манхейм, А. Моль, Л. Морган, И. Пригожин, П. Сорокин, В. Тернер, Э. Тейлор, С. Хантингтон);

- концепция диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.B. Ахутин);

- семиотическая концепция культуры (В.В. Иванов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, A.M. Пятигорский, В.Н. Топоров);

- концепции социального и культурного пространства (П. Бурдьё, М. Фуко, Б.А. Серебренников, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман);

- концепции коммуникативного действия и жизненного мира (Э. Гуссерль, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман, Ю. Хабермас).

Методологическую основу исследования составляют системный, сравнительно-исторический, ретроспективный, структурно-функциональный подходы. Системный подход дал возможность раскрыть целостность традиционной китайской живописи как уникального социокультурного явления, выявить его взаимосвязь с историей Китая. Сравнительно-исторический подход позволил осуществить комплексный историко-культурологический анализ традиционной китайской живописи, определить тенденции её эволюции, выявить основные природные и социальные факторы, влияющие на процесс становления и развития китайской живописи. Сравнительно-исторический подход использован при сравнении различных научных концепций, стратегий. Ретроспективный подход позволил через оценку событий истории Китая выявить причины трансформации китайской живописи, понять особенности творчества выдающихся китайских художников. Структурно-функциональный подход дал возможность рассмотреть исследуемый фено-

мен с точки зрения его структуры, функций, воздействия на социокультурную среду.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, компаративистский, структурно-функциональный, историко-генетический методы.

Научная новизна исследования.

1. Доказана продуктивность культурологического подхода к изучению традиционной китайской живописи, позволяющего рассматривать её инте-гративно, как поле производства культурных благ;

2. определена роль китайской традиционной живописи в истории Китая как средства социальной коммуникации, этнической интеграции, инструмента самореференции и саморепрезентации социума;

3. выделены ключевые этапы генезиса китайской живописи в контексте развития культуры: доканонический, канонический и постканонический;

4. уточнена специфика ведущих жанров традиционной китайской живописи; охарактеризованы их художественные особенности, технические приёмы и социокультурная обусловленность;

5. на основе сравнительного анализа концепций символа европейских и китайских авторов выявлено символическое содержание традиционной китайской живописи как семиотической системы;

6. обоснована значимость для современной культуры Китая традиционной китайской живописи как квинтэссенции культурной традиции;

7. в научный оборот вводятся источники на китайском и английском языках, переведённые автором.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурологический подход к изучению традиционной китайской живописи позволяет рассматривать её интегративно, как поле производства культурных благ, способствующее формированию культурно-ценностных императивов, трансляции этнической культуры, обеспечению устойчивости социальных систем и консолидации китайского этноса.

2. Уникальность культурного феномена традиционной китайской живописи, сформировавшейся под влиянием комплекса природных и социо-

культурных факторов, проявляется в сочетании художественного совершенства, исторической глубины и гуманистической направленности. Это позволяет ей на протяжении многих веков выступать одной из существенных детерминант жизненного мира китайского этноса; важнейшим средством социальной коммуникации и интеграции, социализации и культурного воспроизводства.

3. Содержанием ключевых этапов генезиса китайской живописи (дока-нонического, канонического и постканонического) выступает соответственно: возникновение предпосылок создания живописного канона; его формирование и совершенствование; выход художественного творчества за пределы канона и переход канона в снятое состояние, оказывающее неявное, опосредованное воздействие на творчество современных художников. Анализ творчества художников разных поколений позволяет выявить непосредственную связь истории живописи со становлением социокультурных практик и династийной историей Китая. Анализ традиционной китайской живописи в русле культурной динамики позволяет считать её средством визуальной интерпретации социокультурных процессов, инструментом самореференции и саморепрезентации социума.

4. Анализ жанров и технических особенностей традиционной китайской живописи позволяет взглянуть на неё с точки зрения морфологии культуры. Ведущие жанры традиционной китайской живописи («горы и воды», «цветы и птицы», «животные», «портрет») социокультурно обусловлены. Формирование художественных особенностей и технических приёмов китайской живописи испытывало существенное влияние мировоззрения и культуры повседневности.

5. Сравнительный анализ концепций символа в европейской и китайской науке позволяет выявить символическое содержание традиционной китайской живописи, отвечающее архетипам жизненного мира китайского этноса и связанное с традиционным для Древнего Китая анимистическим и космогоническим мировоззрением, даосскими, буддистскими и конфуцианскими реминисценциями. Символическая глубина традиционной китайской живописи позволяет рассматривать её как сложную семиотическую систему, предполагающую небходимость интерпретации.

6. В современной культуре Китая традиционная живопись продолжает выполнять значимую роль, выступая неиссякаемым источником культурных смыслов, инновационных технологий и культурных индустрий. В условиях накопления стилевого разнообразия в современном изобразительном искусстве и нарастания ризомности глобализирующейся культуры традиционная китайская живопись сохраняет свою роль квинтэссенции классической эстетики, этических идеалов и культурного наследия Китая в целом.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в научное осмысление современных проблем взаимодействия культур, культурных индустрий, региональных практик КНР, дополняют и расширяют методологический потенциал культурологии в исследовании художественной культуры. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть полезны для историков, искусствоведов, социологов, востоковедов и других �