автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Место поэм Масуда Кули в лиро-эпической поэзии персидско-таджикской литературы (XV в.)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Элбоев, Бафокул Джуракулович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Место поэм Масуда Кули в лиро-эпической поэзии персидско-таджикской литературы (XV в.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Место поэм Масуда Кули в лиро-эпической поэзии персидско-таджикской литературы (XV в.)"

iVÚ 0:1

тдашяой ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦЗШШШЯ У7ИВЕРСЙШ

Диссертационной сааех Д 035.01.05

Па правах рукописи УДК: 891.550-1

ЭЛ5023 БШШ датАШЮБШ

ИСТО ПОЭМ МАСУДЛ. КГШ В ЛИР0-ЭШ1ЧЗСК0Й П0ЭЗЙИ ПШШШМШШСКОЙ ЖЕЕРАОТЫ ' ( ХУ в.)

Специальность. - 10.01.03 - Литература стран нового зарубзкья ( Таджикская литература)

АВТ0РЕ03РАТ

диссертации на соиокашгп ученой степени кандидата фялшгсгичзскюе вдук

Душанбе-1997

Работа выполнена на кафедре таджикской литературы Таджикского государственного педагогического университета им.К.Даура-ева.

ЕАУЧШЛ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор фялогтгическиг наук, профессор АЪДОХОН1АФСАХЗОД

ОСВЩШЫШВ ОШШЗШН: доктор филологических наук, • профессор ШО.ЖЗАР АС030ДА кандидат филологических наук АБУБАКР ЗШРадШЗ

ВВДУ1ШШ ОРГАНИЗАЦИЯ - Институт языка и литературы вм.Гудаки

1й Т<Ю? г.. в /О*1*

Защита диссертации состоится Л О 1997 г. в.

часов на заседании Диссертационного совета Д 0S5.0I.0b по защите диссертаций на соискание ученой степени доктор? филологических наук при Тадаихскоы государственном национальном университете (г.Дуоанба, пр.Рудаки, 174

С диссертацией иохно ознакомиться в научной библиотеке 1алшссхсгт<о государственного национального университета.

Автореферат разослав

Ученый секретарь диссертационного совета.

шысЛ

1997 г.

дстор филологических ^ —'

наук, хфофессор ' Т.Н.ХАСКАШЕВ

0&йЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

; Актуальность та:;н.В истории персидско-тадяикской поэзии ХУв. 'гвестно немало «астороз слова, чьи выдающиеся творения этносят-:я к высочайшим достижениям обцечслизеческой культуры. Эти бес-[енаыо произведения, которые берут свое начало из родников ине-ш великих представителей. персидско-тздгякской литературы, сыг-!али значительную роль в поступательной движении человеческого ■бщества, оказала болыяоо воздействие на худакествонные и эсто^ ■ ■ические воззрения ладой прошлого и настоящего.

Творчество многих поэтов и писатолоЗ второй половины ХУ в. юееторонно исследовано учеными и результаты этих исследований к5ц8Достушш. Однако до сих пор множество зис юхудскестзошшх :роизводснкй остались не иослздозапшша по 'причине их трудоодос-■ушюсти; нередко они хранятся в сокровищницах, скрытых в от.да-иншх уголках планом.

Поэмы пзрсидско-тащпкскбЗ литературы ХУ в. не получили оцо .шгзюй и исчерпывающей.научной оценка. Вообцо проблема изучения :ерспдако-тад-:;ихских поэм во всох её проявлениях не охвачена; зпаь отдельные произведения бшш изучены ¿ак:г.;л псследог'техям :ак С.Мни, Е.З.Бьртольс, А.ыирзоев, А.Н.Болдырев, Р.Ходизода, ' Бадаев, А.Афсахзод, С.Амаркулов, Н.Сайфкев, З.Ахрорз, А.Рк:-ганоз, иранскими учеными З.Сафо, С.Нафис и другими. В связи с ним данная проблема долша оказаться в центре внимания тадаш-¡ких литературоведов и текстологов.

Поэтому, принимая во внимание актуальность названной п» лбле-и, диссертии1 ставит перед собой'цель внести посильный вклад . изучение биографии з творческого наследия одного из вндажпх-. я представителей персидско-тадаясяой поэзии второй половины У в. Рукнуддина Хода! ТЛасу.да Куия, для того, • тобы открылась щв одна блистательная страница в истории персидской поэзии.

Ходяа Ыасуд Кумя принадлежит к тем замечательным писатели, . оторые, благодаря своему искрометному творг.1стзу, стали вовш веноу з золотой цепа персидско-тадкюкокой литературы.. И лишь з-за труднодоступности и утраты многих из его произведена!! ворчество отого поэта осталось малоизученный. Лишь некоторые тороны творчеств?' Касуда Кума были освещены в трудах ученых •. .Эте, Е.А.Бертзльса,. А.Хайёмпура, А.Афсисзода и Сапдсиш оли До-уда.

Материалом исследования послузкла' де г поэтических произведения поэта- "Еоуф s Зуяагха* и "Вамс в Каиар".

Погиа "Юоуф и ЗулвШса" обнаруживает сходство с соответству щеки одноименными и йишими по содержания позлил псрсидско--тадаикской литературы, являясь своеобразный отклик си ва них; поэаа "Иа^с в Катар", поотросш:ая в форма ыуиазсрц. (едназара-«•ганцон, диспут, спор, полемика), является »¿свой по содор."лклз и представляет собой вы.окохудолестзеаноо оригинальное творенл ¡iacy.ua Кушз. Б обоих произведениях прзалозиваюгея творочо^кио связи с его преццеотвеншеада - IL'áarja Глнгпеза п Хусравом Дох лави.

Как известно, сюаот "Юсуфа s Зудс&ш" борет свое качала во библейских нотивоз древиесзройской литературы. В Бпблии это гл вы 30-50 (З.Я7-92)1, а в Коране - 12-я сура (17,234-237). Чаре посредство Корана сюаот стад фактскл порсидско-тадазиской литература в приобрел значимость идеального непреходящего лигера-турного образа.

Что касается сэаета "¡Ha'íca и Kauap", то, бу.дута основанным на персииско-тад.'.идонг.х народных сказаниях о споре Воаса и Ка-иар, cu впервые в персидсдо-тсдаккской литературе вкшел из-под нора Глсуда Кумз в виде законченного произведения о богатой булой.

Актуальность изученной проблемы состоит в слеяущем:

а) названные произведения вообще не были предметом всестороннего Ессдедоввияя;

б) имеется настоятельная необхода:ость научного анализа по змц "ЮоуФ п Зу.чейха" в плане сравнения её з оддоекзнншп, вы-г~цесш ранее нотами;

в) путем сраэнеапл Библии и Корана чообходамо выявить осно ву езкета, показать, какие добавления бшш внесена создателями основанных на них поем;

г) нуано внявпть вргеш следования Паауда Кугяз за Низами Гянсаог;} при создании поэаы "Шамо и Kawap";

д) необходимо показать истоки создания пота;

с) непосредственно изучкгь тексты одноименных позу;

Здесь и далее первая цифра означает ншер книга в списке литературы, остальные цифры страницы. '

я) наконец, надо определять .мссто позм Касуда фил в лиро-"»■/шпеокоЛ псрсндско-тадоикекоа цоэзпи ХУ в, н& основа изучения антологий, лвтерагурозедчемгах трудов, названных в дацыогл И" • злодозашш с теа, тгоЗц о пойспгьа наозршэрлдмнх фактов и аргументов как мопно гочисп охарактеризовать оригинальнее твор-гостзо поэта.

то^дояотзпкия. Оснозпая цель дисоерзацаи соо-говт в спредглещу моста поэм Цасуда Куш в -^ро-элэтекой [ероцдсао-гадшяссаоЕ поэзии ХУ з. Лея реализация эрой цели дис-¡ортант намотил следующим задачи:

пользуясь методом сравнения р сопоставления, освотить яизкь I творчество погта, последовать йотам создания ого яск.1, дать ¡х исчорпшиздяй слализ;

изучить в сравнительном плаце ощюсгистнао о шип пропаза-;ония порспдоко-тддзлкскоЗ литература, выявить оЗсюоть з при-1ат одооназкаых поэа; •

рассмотреть труды составителей антологии, ученых о творчост-

0 Цасуда Цуки;

показать касторство позта в создания образов, его оЗдоотаок-¿л яозвцао, выбор тока, аавоаисаоо изоЗрагадпо соЗьтгД.в »о роизведепшк, уаолоз ксаользоааиио ем :^дк13стоощиа сродстз;

рассмотреть социалыщо п морильно-зтэтескиа взгляды "аоуда умн;

ваявять с научных позпцка иосто позу Куш в лмро-эшгеэокей зроидсао-гагкиксзой псэзал ХУ и степень ого поэтзчооиого зланта в создании ляро-эшгюских поэм.

'Гооротичоск.ча и удтояопогизоскяе. .основ» .уссардструщ. ираясь на плодотворнее тэорстичоовзе и правгячоскиэ результа-

1 научных исследований таких у чеки;-; как Э.^'рауц, Х.Это.К.Э.Бер-ш.0, А.Й1рзоаз, И.С.Ерагинскай, Ш.Нумоии, С.Иафяси, З.Сафо,

, Ера отар, Н.1,!Дарави, Р.Ходазода, А,А£лалзиД, А.Сг.гтороа, Х.За-1фоз, сверяя саоа наблюдения и ынслп с их вшод&'ла, автор две-фтацгш рашаат цоставлоцнуа цаль на основа тшологзчоского )ав!штольяого анализа, который применяется в созремешюу ллто-яуроводеаии. ;

Цдточцчяя -сслрполатея. Материалом для данного настоящего юледозания послу;глло едяяетвзпиоо одиотсиноо и»даниз позм.Ка-да Кумп "Юсуф я ЗуяоСха* и "Иамс и Камар"; арсое г ого, «шор

обращайся в процессе работы к Библии, Кортну, "Толкованию суры Юсуфа", к антошогпяа, словарям, -чщиклопедим и к другой науч-noS литературе, кспои^сдстзоняо связанной с давиыы вопросом.

Нстгена исследования. В диссертации автор впервые в соврэ-ыэннса тадаакскаа литературоведении выявляет шето поаа Масуда . Ку:.;з "¡Ooyi я Зулзпха" н "Шаге и Каиар" в ларо-спической перезд-ско-тадшсской поэзаа ХУ в. и подвергает их -зсосторохшеиу анализу. Диссертант впервые и аргумсятиризаано приводит в систеуу неупорядоченные материал, иссяадсвсзг:: учеши по творчеству поэта, его тверчеекш удачаа и цодо^таа.

В хода работы автор впервые сравнивал? поеду "Юсуф и Зулой-ха" с создг'-лшш рано о одаошиш-'З поазанз: noaaoä, приписывав еиоЗ Л.буяькасш»7 ¿зрдоуси ч поэмой Шохиаа Еарази, тексты которых доотушш. Позна "Лаыо и Кааар", созданная по ¿¡огивам позмы "Хусрав и Шрин" Низали Гяндаеви, впервые подзергаотея сравнительному анализу диссертантом. В процессе исследования поэш "Шаис в Kabiap", написанной в глнро муназарн, автор работа д~лает экскуро в ис?орги становления ланра и оанш из первых показывает сходства и различая медду закрой иуиазары и аанрш поэма. лроие того в диссертации впервые приводятся в систему сво-докая о 2ШЗШ1 п творчестве поэта, которые до того ."5шш разроз-KGiütKr.'ii к неполшЕш. Рспюниэ указанной проблемы в лпт^атурно-псторпчзскон извне такнэ впервые вродло~ено диссертантом.

Н°л'ч;'>о-пра':тэтескач цецпоот^ тпботк. Г»атериакн и результата исследования в будущзи могут быть использованы при написан. j ыхольша: и вузовских у^обншеоз, словарей, литературных о'щикло-педзй, пг:; чтения лекцй, на праатячоскик га:£ятзяг, в спецкурсах по история перскдс~о-тад2ккской литературы. Ibra ¡.;огут соо-пачьзшаться студэнты-С^лалогл, исследсатеди истории персид-ско-тадшсской литература п специалисты по типологическому изучению литератур и янтератур-шх залроа.

Ахтообагея сабсун. Диссертация бцла обойдена и рекоиендоза-на к занято на заседания кафедра тядавкскоЗ литературы Душанбинского гссударствонного педагогического университета ииени К.Дгураеза (цротсаол Л 2 от 22 октября I9S5 г. )и на кафодрэ истории тадажсксй классичвокоЗ литературы Тадаикского государственного национального университета (протокол 3 12 от 20 мая 1997 г.) что напло отразенге в опубликованных гзтороа тезисах

о

it научпкх докладах на рзоцуйиаанскоЗ научно-теоретической кон-^срегдаа професоорсяо-прсподаватзльгагого состава ДуЕКиЗкаснсго ро5у.:1зрзгвонарго педагогического уиизерситета клзнв К.л?-урарча (Дулапбо, 1933 г.), а так^е в вида статей в сборниках научкнх забот и цуриглах, которое сказаны о конце азтергфердта.

■ Структур, яn^çnpynnjn. Диссертация состоит из веодоипл, чо-гнрех глаз, заключения в баблиограЯкш.

ОСНОВНОЙ С0Д2Р2А1Ш ДЙОТШШИ

Во введен^ показана актуальность изучаем Л пройло::п, исто-зш со изучения н степень иссладозашооти, 'цели и задачи работа, go ::ау :о-тсор:упчаекоо j зргэтпчеепоэ значение.

Паевая глав-п .тг.с^стахгп лоезяцеиа' рассмотрение похп, в до-горую творил nos?, его Епзпегс.сго. и творческого пути.

Врбл:л авзни Ходка 1'лоу.гд Куки прзходитея lia вторую лояоанну ¡осьиorо века, что соответствует ЗУ веку нового летоисчисления. I истории Хорасана и Швсранааггра ото бил один аз относительно ¡покойных в политической сгнозоusia перподоз; со стороны г.о куль-г.рц o:i характеризовался подь&сч: всех областей пауки и

кжусоота, за-отнвгл .постк:о:п^гл1 в наз!_:шш£ сферах.

Точное врыл п кесто рагденап Хода !.!аеуда Куья m укаоыва-;тся ни в одной из иоточшдоз, вклэтая н его собствсшшо сочи-:ения. Приняв ото во внигланаз, т, опярачс. на сревнениэ шчньсх источников, s которпх упшинг.. гея его иг.«л, и на произ-едения поэта приолп к виз оду, что врет его рог.деипя приходкт-я на I422-1430 года. Точнез, истшшая дата рождения Маоудз Ку-а - 1429 год, так как в 1483 г. он напасал пс^.ту кЮсуф в Зу-ойха", бейт из которой подтверждает внскас нноэ шешю:

G.2I8) fU ^U/^.La,

ятьдэсят четыре года твоих П^х-ло в с час-тыл и в аисчаотой.

То есть поэту в год появления пое..м было 54 года, и если выесть нз числа 1483 число 54, полустоя 142Э - дата, которая очно указывает время роадонпя поэта.

Итак, Цасуд Куаи появился на свот в 1429 г.а городе Кум в; бразсванноЗ с-:льз. Огец поэта Хо.сл Кавомутдзш Цугаьатад, по вадетельстззу Тика Коси (11,170 б), исполкял в Куме обязанности ози, аз чего следует, что воспитании сына оа придавал особое

значение.

Улл поэта - Гукпудгиа Г^еуд, и дгсоритурпнй пссэдойем его здзт сг его ."о киоаг. т.е. йазуя. Балгаяхогсо асмраркегоз уло-иягза? его под шопом Хс^ди Низу да Ц/ст. В сових гагедяк, ка-сидтх, поэ:.:ах я боДтах аоог аозальзуег ассздс:г_л йагуд. "Куш" (ог герэда Цуа, хоога регог-лдк пег.'с.) о:-: дгаь с.днн раз упоьаша-05 з поэ:.гз "Эоуф и ЙулсГгхи":

1.Ю г и как меня '"З'л'л, Пзшвтаемувт да ото иое^у пола.:е:ш:а? С яереаьачзяа настроен:^;.;, скркг^-л правей Я, неискусный а речах Куй:;.

О дегежг; годах поэта нет тотагз: сведений, и сам он об этом периоде ::з уаоипаает ни в одах; из своих проззведошй.

Рукнущин Цасуд получил качальноз образование на свое!: родов в города К^м, с детства "осг-аточко дададол нзобходи«а;..и в эо враля визшими, а в сродней возрасте он бн.1.' у:.;э зрелш поэма п иснодаяд долстостл коза в городе Кул, о ч-оа сообщает Сайд ВДв»:: "Ход-а Изсух х\уи:: кзвееяши поэтем своего времена, 15, вринздяекал я куаскоЗ знати, исполнял дсага.ость козя" (10,^16). <

До деси...линя зрелого возраста ¡Масуд аил на своей родине, посла чего бил назначая Султоком Якубом Туркмапсм на долацость заиастатсля едкого зз вазах ввзираз в Кзриаае. Некоторое прогул он иия а йнриане и Тебрззо, но сведецзй об эгем периода "¿тт поэта не имеется.

• По п силах вынести притеснений, которые вапаа на его дол:: от Султана Яяуба Турккана я ого прийш энных, он переселяется в Герат, причем нигде на сообщает о причинах своего поступка. У пожне шг о об этом содержзя жт в поз."о "Юоуф и Зулойха":

и V лТ 0иТ У

С тою дця, как этот исштавсзгЙ гнет Из Ирака бросился бегать. Он, короче, трудно клв логко,-Яо достиг области Хорасан.

Из авторов, составителей антологий, только Таяв Коша (II, Т70й) упоминает о переселения поэта в Герат.

О ни зил поэта в Герате сведений нет. У сгшо лишь на основании его бейтов, иосвящеиних прсдаетаыцшду Герату того времени сделать вывод, что тан поэту шиось неплохо.

. Спорной прсйлсмоЗ в низиеописажга Шсуда Купи является то, что некотором исследователи упшлиазт ого под именем Г/лсуд ТУркиан или ?урд, и эту поясницу поддорзалз пскоторна современные ученые.

. .Лутфалибек Озар по этому поводу сказал следующее: "1"зсуд -из тюрок, п он очень образовал" '5,87).

Г(узаффар Хусайн Сабо тоаэ считает ¡.'¡асуда тюрко:.!: "Ходаа Пасуд 1Суши в до^ствитсльнэстп из рода тюрон"...(7,С27).

Другой исследователь истоков биографии Шсуда ¡Супа Такиуд-дин Авхади, двазда обрсшузясь к вопросу о прояохаздеиии поэта, такг.о впадает в заблуждение: "Ходгл '.лсуд Кума был одаям из лучших представителей свосЗ эпохи, и некоторые знала его под пмо-IIэк Цасуда Туркмоиа". И нх:о: "Цасуд Туркион, которого : югда, следуя за "¡Ладаолис" (т.е.Т.Ь.^олис-ун-кафояс" Алиэсра Навои), 1 ^знваит Ходха Масуд Куии, па самом дело, родившись в Купе, бил родш туржон" (12,991-932).

Хусайнкулихон Азиггободи (18,1335) там считает поэта турк-цонш.

На наш взгляд, выкладки названных авторов грешат прогул ис-тшш в двух ысшнтах:

1. Поэт казквает себя Куца, и нигде в его произведениях на встречается самоназвание "тюрк" или "туркмен".

2. !.1<хшо предположить, что прозвгщэ было дано Ыа-су.ду Куми в результата его связей о Султангм &убои Туркиапш, при дворо которого поэт определенное врегля г&$ до переезда в Герат.

Нашиб ПоЗдл Харави такгго придерживался юшияя, что прозвн-иэ "туркмен" дано Масуду Хуми ещо а бытность его в раншй период яазни при дворе Султана Якуба Туркмана (15,12-13).

Ирги акт! ученый СаНидали ала Дсоуд сначала считал поэта выходцем из тюрек Азсрбайгпана, но позднее утверэдастг'мсешо сказать, что прозвище "тургшен" дало Ходдаз Пасуду яабо иэ-за его связей с Султанам Якубои Турк^еноу, либо оттого, что предай ого

были азербайджанскими тюрками" (в,12-13).

Напрашивается шсль, что Сайилали ели Дозуд, не изучив в дасшой мере цервояст*, спиов, опирается иа свидетельства исследователей, называвдзх поэта то "тюрком", то "туркменом", что в корне неверно.

А.Лфсахчод осибочно сначала называет поэта "тарном"(1,121), а затем "туряменш"(2,171).

¡¿асуд Куыя ничего не эставил на тюркском языке: асе ого произведения написаны родши порсидско-та^азкскал язжои.

Составители антологий единодушии в той, что !.:асуд Купи создал покш "ЕЗсуф и Зулойха", "Памс и Kaiap" а муназару "Тег и Капал",- к только Аляшер Базой, Таки Коли и Ашн Ar ид Рози отметили собрание стихов поэта, которое включает в себя 5000 бейтов.

Иасуд Куш принял после переселения в Герат заказ от Хусейна Бс&кары на написание стихотворной истории его правл-.гл?-создал сё ъ объеме 12 тыс.бейтов.

Хожха ¡-"асуд Кука скончался в Герате в *488 г. I.'.cc-ro ого погребения, как одиюдушо счатаат Алипор Навои (IG,33), Таки Коси (ll.iv'lö) и Aöjz-".по 11абули (14,210) находится рядх; с захоронение« Пири Сесадоола (cy<J.«ü Пари Сосазсола умер в 1/34 г.) что не по.длкшт сомнении.

Относительно даты кодчшш Масуда Кум л сроди составителей антологий нет единого иненпя. ¿'с"аия Бо'^ло Багдада (4,435) приурочивает её к 1492 г.,Тшш Коли (11,1716)- к 1491 г., Абдуллс Кобули (14,210)- 1405 г. Бсо эти мнения шибочны.

Алидер Навои (IG,39) и ЦузаКар Хусайн Сабо (7,627) указывают кш: дату смерти Г.'аоуда Куга 890 год хидхры,- это 1400 г. по новогау летоисчислению. А.Афсахзод (1,23<"0 тшгсе называет 1488 г. что полностью соответствует данным Алиаора Навои.

Вуогшт глава диссергации называется "Песто поза ¡.'асуда Куиз в лиро-эпичоскоЗ поэзии перовдско-тйдлтсско^ литературы (ХУ в.)'

В ХУ в. в персидско-таджикской литературе создавалась, в основном, лэсбовныо, либавно-рстнтическке, философскио в исторические поэмы. Ходка Пасуд Куш, входивзиИ в круг одаренных поэтов г.торой половины ХУ з., сладозал в созданпи аозм за Фирдоуси, Низа>.?к и Амироа Хусравса Дехлавк.

¡Ласуд Кума, избегая голого поцра^^я, наполнил историчос-

э

гяй сксязт лиро-эш;чоских изрек до н о-т адгшк ск и х пг ?м новым емно-юм, цозш видением, познан речевыми средствами. 05 этоа он пз-сам:

f^j' v о' J-íW t J* у* о*!1* ¡r j' f—&

,6,244)

[очу построить совершенно новый храм, ¡ котором один бейт был бы лучпо другого.

Большинство из лучэзх скатов классических поэм воцут своо ipoüaxcroiomio от дрезнях сказочных мотивов, и икеано эти сше-ры, осасзашщо кг. паровал говоро и шеацпо среди иранских народов шюгочислешшо варианты, легли в основу поза "ЮЬуф i* Зу-isíixa" и "Иаио и ICaüap",

Поааа "Есуф и СулеЗха" создана по иотивам "ЛбЗли и ¡Лехагу— lo.", a "üsmo и Гл^ар" - п"> нотисам "Хусрава и Пиран", припац-aaiamiK пору Низг-тс, о чс:.! свз;;етельстауот иосоглюпное сходст-зо в стихотворио:л разборе, языке й стило обоих поэтов.

Все персидско-тад-шгские поама, варганимо в художсстве.ч-юй форыо сшот "¡Осуша й Зудеихи", испояь- звали сизот сз Кора-ia. Спи надзлхта Юзуйа, как главного гороя поз."!, психологией jem'jcüoü религия и в долам ьедалско отолли от того еодор .'¿шля, »отороз присугствуот в Коране.

В процессе срмнения газета в Баблиз л Коране выясняется, iío такие эпизода, как аслазио илота догсЗ у правителя Ейграба Cniir-зуса» рождение ЗулеГхи,' возникшая во сне лабивь со к Всучу, 2ü иеиотэаые любсдшз страдания, надсада Зулойхи па благосклонность Юсуфа, её раннее старение от любви, восстановлоние дсвст-змшости с благоелезлепил Якуtía, брак с Юсуфсм, ршденао детей, зыерть главных героев а названных свянсшшх книгах но показаны: эти эпизода - всего лиаь плод творческого воображения поэтов, зоздавав'лкх произведения па дагшую тему, и ьспользовала они их ил того, чтобы разнообразить сдхеты своех пози, сделать их более красочными.

Среди поач !.' асуда Куия особняк г" стоит поэма "Тог з Калач", которая ввиду недоступности оо текста, в диссертации, но рассматривается. Эта логыа написана в шоЗ творческой капоре; в ней использован прием аллегорического изображения, вследствие , чего оо действующие лица "Тег" и "Кала-j" достигает уровня идеальных типических образов. •

Иасуд Кума не указывает времени создаг м и окончания своих поэм; лишь год завершения поэмы "^'ег и Калам" он обозначает выражением "Иахзани каънш", что соответствует 857 году хандри (1467 г.по новому летоисчислений).

Поэт создает сначала ыунаэару "Тег и Калам"(в 1459 г.), затем, иезду 1473-80 годами, поэму "Шаг« и Камар" я, аанонец, в 1482-83 гг. - поа-лу "Юсуф и Зулейха". Со времени их появления и поныно идеи этих пока влияют на духовнув шззиь общества, высоко подали алт авторитет и ценность порсядско-такамскоЗ лзпе-ратуры.

В .дорроД тасти^тороЗ-Глаэн жосоотанад - Поэма "Осуф и Зулейха" - автор, указав сначала на уровень изучения данного произведения в бывшей Созетскм Соизе, сравнивает поа-ху Иасуда Ку-ии с поэмами, "очинёнными ранее, а затем подворгает её всестороннему анализу.

Б дшшоЗ части диссертант, используя наглядные примеры,показывает уровень изучен:« поэм цикла "Юсуф и Зулейха" в татг_-скоЗ, узбекской, турецкой, курдской, грузинской литературах.

Персидско-тад:жкские поэмы цикла "Юсуф и Зуло2ха* мосяо разделить на две категории:

1„ Поэмы, создашшо от эпохи /.бул^аЕяда Балхи до Абдуррах-пана Дзами. К этой группе относятся по г:.-а, которая прииленваот-ся Оирдоусв, ^оа-лы Аиака Бухороа, Пасу да Харави, Похина Шразз, ¡.'асуда Дехлавк, Озара Туей и 1'асут Куми.

2. Поэш Абдуррахиана Дкамз, Тазарви Абхари з др. (цо Дяу-найдулло Хозика).

Следует упомянуть, что из поз:.! первой группы тра, а именно: I • которая приписывается Фирдоуси; 2 - поэма Похина Сирази; 3 - поэма Иасуда Куми.. - тексты которых хоступны, будучи совер-пенно самостоятельными производонияаи, вмещают большое количество исторического, назидательно-эпического содорглдия. В этом плане поэма Масуда Куьш резко отличается от двух предвдущих.так как в не;; прэобладает темы любзи, красоты, нравственно-этические проблемы.

Произведения второй грушш созданы под влеяшюи поза Абдур-рахмелт Ддами.

А.А$захзод считает, что Иасуд Куми, соз.давая свои произведения, следовал за Абдуррахггалш Двами (1,195). Это спорное у-:-

верядокио, так кг*; "асуд Купи сочинил свою noaiy в I48I-I483 годах, a Абцуррахман Д^аыа сиоа позиу наш:сал в I4S-1 г.

Покза "Зоуб з флейта* Цасуда Цуки написана размером "ха-зад:; иусагдас ахраЗ иахбуз максур махзу.Т)": нафьуду каТюпдга исфойи мафъулу насилу л тфойл ' - - У1У - Т - ¡У - ~ --У1У - У - 11'----

Позма состоит ra 3G00 бо£тов, 23 глаз, причел со частя "Предисловие", "О нозлссанки пророка", "Причина налисапш книги", "Назнданнз сапу" и "03 окончания книги" «э связаны с cio-лсотои поо:.:н.

Пооэт изеуда Гуги, будучз пронз^дзиасм и;.;сст aócoEowioro сходства с поздатш*и ранее шкмаик на, эту тс:;у, од;:а из кот-орах припизаваотсл Опрдоуси, а .гругая г.гкяад-допят пору Шохина Кнпазл.

В соответствии с задачой исследования автор диссор'гацил сч::-тает вегзигл показать путем орашгсзял игхью&о сходства и различия поэш 1!асуда К"у;;и от поэ:.:«, пр:шиснваа-!о.» й-ирдсуои и созданной Похином Ииразн.

Гл'.'.кал из отах поэм сеть со;-'оотоятс.' -нос, проазводоипэ и уса обаза .для них, что сразу бргоается в глаза, является с:х:от, который качщй из авторов подаог с присущи ому индивидуально языков, ствлса, поатачеекга иасторстэоа. В отпшоглзп размера Зра-цаот на.себя вшииияз то, что поэиа, приписываемая Фирдоуси, написана трздпционшгл paci:opo:i эпических иоа:л- "бахрн мутаяариб" a noc.vu Шохина Пирззл и Цасуда Кумя - раз;.:сром''бахри хозаг;:;".

"г.сторстзо всех vpex поэтов в создании об! зов таю не одинаково. Если в поэме, пршисиваамоЛ Фирдоусч и toíí, что создана Шохине;.! Шираза, образ Юсу<1>а подастся как образ пророка, то Ооуф Масуда - это ва::дь, лудргй предподителг . '.'лсуд таким сио-зобол в образе своего Юсуйз стремился показать современного правителя и правителя будущего.

Общзй чертой для всех названных поси является трактовка те-¿и любви, в которой главный горой nosu-lOcyib- но проявляет зк-. гивности.

Относительно развитая ешхота: в поэтах здссь гак.\:о заметно различие.

Сдена рыдания Юетфа на коги.:о ггатери один из трогательных г,агентов во всех трс_ псз;.:ах - наполнена высоким смыслом и выражена с боль02;.! художественным иасгерством.

Энезо.гщ, связанные с постигши каразан бедствие;,! - бурей в пустыне - и спасение его благодаря молитве Есуфа, купля Юсуфа на базаре Азлыом ¡.'дера.!, препоручение еи на воспитание Зу-хоНхе, прззращенио черс . некоторое вре.-лз её материнской любви в настояпуа любовь кеацу цунчлнон и ;:онддаоц во всех трех поэтах опнотишш, но они расцвечены присущими ка-г.агу из поэтов худсаоствонкнгли красками.

Главы, посвященные неуронаЗнсиу году в Каньоне, приезд братьев Юсуфа в Египет за зерноы и узнаваниа им братьев выполнены в окисел ключе; главы "Письмо Якуба Юсу фу" и "Юсуф получает письмо Якуба", которые последовательно выцер^швавт-.д у Фирдоуси, в поэмах Похина Пирози и Пясуда Ку:.:и отсутствуют.

В помо, приписываемой Оивдоуси и сознанной Шохина.! Ширази, мы не встретили от дольной главы о смерти Лчуба, 1йсуд не поо-шцаот этому особую глоту.

Заключительные зпкзоцы поэм - встреча Всуфа с Якубш п родственниками, брак Юсуфа с Зулейхой пнеится во все;; ноэ;,;ах.

.~асуд Кууи н,е изображает смерти Зулейхз; его поз-.а заверил-егся стерты Всуфа,

В поздю, приписываемой Фирдоуси и в созданной Шохпноа Шра-зи на первый план выступавт моменты религиозного и воспитате._> ного характера, а в поэме Глоуда Куми с огромной силой иразст-вонло-этичзского воздействия раскрывается основная тема произведения - теиа любзи.

Б посгле "Юсуф и Зулейха" поу^мо центральных образов Юсуфа а Зулзйхп встречаются персонала второстепенные, проходные, вро де отца Юсуфа, правителя Египта, братьев Юсуфа, иатзрз Всуфа и др. Соэт попользовал эти образы в нушых местах, в соответстви с сшетной линией и собственными вкусами, для создания более эффективного и красочного повествования.

Образы поэмы детально рассматриваются в диссертации, поэто иу, о целью избегать повторов, мы их здесь не рассматриваем.

В поэие присутствуют тахае образы правителя Египта, Азпза Г.!исра, караванщиков, яендип Египта, тасемщияов, раба Башира, приближенных правителя в сестры Якуба,- но это образы второ-

степенные, которые используются для придания стету более ярких красок.

Эпилог по омы представляет собой отдельную главу, в которой содер^птся назидание сыну поэта, а такза главу в самом концч. • книги, последняя страница которой утеряна.

Осмыслить традиционнуз канву ськета поэиа но составляет труда. В зкспозпцпз произведения .читатель узнает об услоьл.'х лизни Якуба и его домсчаицеа, о рахденнл гласного героя - КЪу-фа. Повествование предол::саетсл упоминанием о сно 1ЭсуСа, о проявлена!! в его обляхэ признаков г.5уцро2ти, знания, а в култ.кпна-доги'п в развязке апега опиотаетсл брак Юсу^ с Зуле^хо'л.

Оснсвноа те;„"ой по к/ц является лзбозь, но в пей внр:г.сается «аюаэ адо.1 справодишого государя, и доя равенства лпдей. При тра^тог-кь темы либви поэт наряду с зелноЗ лзбовыо внооцзт образ возвгасшюЗ лабви к богу.

Произведение "Юсуф и ЗулоПха"''.¡асуда ¡чА-Я основано на луч-иго: традициях создания лзро-зпичзских поэгл в пзрспдско-тяютс-скоп ли'^-.ратурэ. В своем прозазенении пос^-, соблюдал ппг'И пер-сидсяо-тадаикского ясша, исяользозал благозву. ль'.о слова и выражения, наро.щше пословицц и поговорка, богатуа палитру художественных образов, благодаря чму его т^орчззгас стаю выпа-ззтельнш, аадеглшелзгиея и кпогоцзотшм.

Во втост;; ч^стилтото" тугзт двсоертадаз рассматривается позма "Шагло и Канар", созданная в 1хнрэ ыуназарл, после но: *>, проанализировав шскамта^ния ученых о яанре муназара, дасоор-тант в сравшиельпом плане пссл.дуот данную позму, при создании которой позт следовал за поацоЗ Низ<ши Гяндоевв "Хуерав и Иирпн".

Позка "Зама и Ка:.гар" оснозана на народном сказании о споре царя Ховарза^яна и'амса с красавицей пз Китая Хамар и о любви его к ней л состоит пз 2075 бейтов.

£ачр одназары в перспдско-таилшсяой литоратуро ямсе? древние корни. В частности, написанные па нохлеви произведения, которые остались от доисламской эпохи, такие, как "Дарахти Лсу-рик", Типун Хпрзд", "Доотони 1$уипти Орион" я др. пшгасанн з заиро иуназары.

Цупазара - это рисованное или нор»1повшшоо "тзочзведсиио, в котором два оппонента дискутирует в погонах истины. Б ауназа-

ро но участвует много героев. 1!х, в основном, даос, но иногда в '¿уназаре участвую- трк-чптчрь лица, которые вносят поправка в спорные вопросы, обсузддеыио главными героями. Во многих ¡.у-ыазара третыи лицом выступает сам поэт.

Цупаэара в пэрсвдско-таддаскоЗ литературе не выступает в какой-лисю одной жанровой разновидности: ока ис;:ет встречаться в видз кытъа, касиды и иаснава, ¡.дао- быть представлена разиы-:л! стихотворными размерами.

Будучи устоявзшся литературные жанром, иупазара в п-репд-скэ-тадизнской литературе нередко используется в построензз лз> безяых, философских, назидательных у ояззчоспих пекл .для более красочного изображения событии, .для усиления динаглжа действий героев произведений.

В тадас.'зкаа латературозедеглзи сстория становления ыуназар] кагс отдельного аанра изучена недостаточно.

Б трудах Е.Э.Есртельса, Х.Эте, С.Нирсиаэа и Р.Цусулаокиён раскрыты ляль некоторые сторчш этого сэчра.

¡'.уха^глад Глёсиддин в "Гаёс-ул-лугот" назвал цуназару отдел не? наукой (9,855).

Р.мусулмошшн полагает, что :.:уназара ость разновидность притчи (8,135). Это утверждений незерно: муназара - это не разновидность притчи, а особый эпический капр.

1'.а;::ду ьуназарой п поэмаил, в особенности любезными, виста различия и сходства, которые диссертант впервые обстоятельно езлсшш в 13-л пунктах. - -

Поэма "Шаг.; с и Калгар" Масуда Ку^и написана стихотворным раз-иерои "хазада ыусадас максуру ыахзуф", который широко недоль зу ется в персидской поэзии:

иафоъйлун / кафоьйДуа / ыафоъйл

у---у У---/ У - -

Поэма *Иамо и Каиар", согласно традиции сложения порсидско--таетгкеких лиро-эпических поэм, строится в традиционно" однобитовой манере па, бб, вв и связана рифмой и рэдифом.

"Шаис и Камар" Ыасуда Куш, будучи продолжением цикла лиро -эпических поэм в перси дек о-тадгак ской лпторатуро, является но еой по содвраааио, так как до ХУ в.и аоззо никто не облек в по атвчоокую форму сшет этого основанного Еа дровней сказании опора, как это сделал Касуд Куш.

Обралеясь вря создании поэиы к с'-с^оту повествования "Иаас и Кгг.:ар", поэт пспельзуст лнтэратуркй прием передачи слав сказителя:

у-' V Ь Jjtji-^fjtU v fj'j сг^Ч^1

Lí^U-fu^l ¿¿^ip*. uraL-i Jji jr" to j

■ От сказителя eov что есть у пеня в памяти, Внслушй от напала до конца: То, что в пределах Востока бил сах ' •

Из тех, что когуцестзсшш, с неиечпеишмши воЗскаш

Ilooxa "Sa'¿c и Комар" создала мезду 1479-1400 годами и состоит из 2075 бейтоз я 58 глав. 1Сая лир о-эшгчз citan поэма персид-ско-тгусшкской литературы она начкнл эттся с традтиотюй части - прзцзелозия - з содзрзят главы "О ыольбе к богу", "О восхвалении 1^ухах!одаи л "О вознесении".

Пссло традиционных глав поэт приводи главу под названием "Причины написания янютй в готороЗ показал сеоо следование непосредственно за Низами Гязцслези п Хусрсзсм Дехлавл.

В глазе "Начало поэш... и указания к её взлосскню" он в 10 бейтах сообг.аот о евгом намерении "сказать новое слово", "придать речи незоо азучзнио", "выстирать одецды речи","своими средствами скривить свой рынгч", потел иороходпт я оснозаой цели - изл соить схеот дшшого сказания, что составляет часть экспозиции данного произведена.

Развитие с;г::ста предзтпляет собой глава "¡Самар узнает о достоинствах к)а\:са, подобного солнцу", в которой Катар, устилав о достоинствах toca, срочно привязывается и нему, сердцем.Поэт в 20 бейтах очень состоятельно перечисляет все совершенства го-роя.

В главе "Каир видит Иамса во сне" поэт говорит о той, как Шамс приснился героина п, ллабившнсь в него, она отправляется в путь в страну Шанса Хозарзамин.

Одна из особенностей позмы "Шамс я Каыар* состоят э том, что если глава повествует об успехах яла неудачах героев, поэт, обращаясь в этой главо к низи.давяям и поучениям, воодушевляет героев.

Так после сцоны, когда Кешр видит сон и влюбляется в Шш-са, LJacy.u Куш вводи ' особуы глазу под названием "Несколько слов назидания", гдо он от лпца героев наставляет читателей,.

призывая к ввдершее и терпения.

Поело этого поэт поеввдаог два главы близкому знакомству п бое еде Еаыса о Ка^ар, где узо намечается развязка поелн.

Кульминационный пункт поялы - встреча Шаиса с Кааар,- и его поэт излагает в трех главах, используя возвшдешшэ и мелодичные обороты речи.

В дислертацнп показало, что ва второе l:qcto в поэгле после те.\м л-обвп - героическая теца, и во второй части поэмы эпическая сё сторона выраззпа на высокое художественном уровне.

Эпическая часть поэ;лк начинается с 42 глазы и ввдоргагвазтея до конца поо:.:н.

Краткое содерзанио поэмы и всесторонняя хараятзрпстп::а образов даны в диссертации, поэтому ш воздер^зшасуог от позтороз.

Посла "Bavo и Каиар" !,!а -;да Куми и поэиа "Хусраз и Ширин" Пазами весила cxor-тщ по стихотворнс:лу разбору, языку и стила, но различаются ошотои, выбероа героев, социальными задачами обеих поэтов.

I поэиэ Низами использован исторический материал, а в поз;ле 1/;асуда Ку:ли - фольклорный. Соответственно, герои Нпза'лп Хуср-з и йирин являезтея историческими лит-оотяша; с их помощью поэт роеает свои художественные задачи. Герои Масуда Ку;.п; являются исключительно плодом творческого воображения поэта. В диссертации детально рассмотрена сходства и различия названных позм.

Основную причину опоры автора "йаыса и Kamp" на поэму"Хус-рав и Ширин" диссертант видит в том, что в поэие Низами Хусрав, хоть и являэтея царевичем, но в делах управления государствам он но образец для подражания, Масуд Kyuu попнтал i создать идеальный образ царевича иранского происхождения, который бил бы впечатлшздшл примером кастоязцого правителя.

В поэ:.;е "Шамс б Ка'лар" бросается в глаза ограниченность в рэиенли проблемы любви и происхождения человека. Главшй герой покш - Шаис пассивен в лэбви отчасти от того, что он гордится свош царским происхождением. Здось «лоано заметить известную духовную ограниченность поэта и его героя.

И все ке иасуд 1\уиа был противникам барьеров, которыэ существовали и езду разшлли слоями общества. Вот i ¡чему в ого поэмо совершается показательuuä акт: царевич Еамс вступает в брак с Ка-иар, которая били из низших слоев общества.

Итак, в соответствии со своими намерениями, 'Ласул 1Суии облек сшот парода ого сказания в поэтическую йорму и создал по-а.;у, которая заняла гости в ряду лучших ляро-эпичоекпх поэм порсидско-тадлиской литературы.

Третья глотл етссортглип назшается "Сопяалыше и птичод-кно взглягч в поэтах Расуиа и состоит из дву:: частей.

Цасуд относится к числу поэтез, которые в поэмах цикла "Юсуф и Суло'.У.а", "¡Лаио и Катар" таскрцваит при создания полою ряг.л полалителышх и отрицательных образов лучшие и худ-гг.з стзрогы езодх героев, бичуют социальные пороки совреконно-го пм общества, своигли наставлениям учаг читателя выбрать правильный путь в г.пзни, - а для этого, считает Куни, необходимо уважать друг друга, быть обрпавашшн человеком и патриоте«, изуч-ть ремесла, в созерденстве овладевать профессией а т.д.

Цасуд, как искусный литератор, в процессе создания поэм при-во вшканио историческую основу :1глфа, тая как з персид-1.:::-тгдакскои литературе "и-спазп, в об'.ден вклзочаит асторичес-кпо события г этическое содержание" (10,17).

Передача социального и этического содержания в поэмах 1.1асу-.да Куми разнообразна. К згилюйжл проблема,I, которые поэт затрагивал в них, относятся критика общества, прославление образа идеального царл, осуждение воили л пропаганда пира и дру:.'.бы, осуждение недостойных поступкоз, прязпв к добрым делам, к благородству, великодушии и т.д. Всо эта стороны поэт отразил на высоком эстетической уровне.

Первая часть третьей главы диссертации называется "Сокмяль-

Социальные взгляды :.'лсуда Куми получили отражение в образах главных героев поэи "Юсуф и Зулейха" и "Шаыо и Камар".

В обоих поалах поэт раскрывает теиу любви, причем в образе идеального справедливого царя (¡Натеа) и в образа мудрого и вер-

* ного в любви предводителя (Юсуф) оа аргументированно высказывает свои шела по соципльнш вопросам.

Поэт, разочарований несправедливое--^ правителей своей вдохи, о глубокие чувствам внразавт свое недовольство, созвучное о нодовольствш трудящихся «асе, и обршиется н царям о призывом н спразедливости, к благоустройству страны:

(6,24?)

3 ) о V ¿'•»-У л!,' О1-^

Хорасано:л мудро управляй, Помни такие об Ирак о и Персии

В образе ЮсуФа поэт видит идеального правителя, котср:;Л стрзиятся к благоустройству страны и интереса общества ставит вние личннх интересов.

Несмотря на то, что братья Юсу^с причинили алу немало зла, он, ка*" подобает рааушому человеку, прощает их, что во газ века считалось добродетелью.

Паеуд К?ыи - поэт-оптиглкст; он цризшаег ценить аизнь,терпеливо Ере одолевать трудности:

(6,182) } ^ЬТ ^ ojtj ,^«>1=—- y ¡S

Благодарзпис, что всякая телпая ночь Сисняогся солнцем и луной! •*•

0.ды:!ы словом, пзобраь-а в образе Юсуфа человека, всегда ги-тозого гчпЕти н пшо:^ блязноглу, г.слаю:.;сго весгл добра, человека глубоко религиозного, Касуд Куьга наделил этот образ csoííot-вагли идеальной человеческой личности.

В С-зазо Зулвйхп иагло заметить отрицательнее черти, которые, хотя и встречаться у ноншш во все времена. но в доле." по свойственно поведению аенщаны ра_„'1ыоц п благочестиво!!. Радп того, чтобы удовлетворить свою страсть к Юоубу, она порывает со своим иу;:;еи Азизосл Diopoa; использовав оруьао клозеты, она са-кает Юсупа в тсыницу» она способна проявлять такпо осудцае;.;ио поэтом огрзщательлие качества как эгоизм, л лзость, непочтительность, неблагодарность и бесстндство.

В образе цянц Зулейхп он вывел парацатслышй образ коварной вероломной Еенщивд.

Шамс в отличие от "зуфа, о первых страниц поз-сы "Иа-лс и lía— t;apn предстаот пород читателем как образозааниИ, реинтс.^ниИ, рассудительный человек, достойный наследник своего отца. Шамс милостив по отношению но только к своему народу, но протягивает ъ трудную икну ту руку поиоаи соседям,- и здесь образ Dauca высвечивается, как образ царя справедливого, милосерднг-го и предусмотрительного, какими и доосшн быть в любую эпоху правители, стремящиеся к благу подданных.

Хотя сначала, в едено признания в шли к нему Kaiiap, Само ощо но принимает идеи социального равенства, все zc в дальней-Ejoii поэт о большим аоэтпчзскии мастерства постепенно приводит

героя к правильным мыслям.

В противоположность Еаису я Юсуфу, Кайвон, который зидат реаеаио проблемы в кровопролитии, изображен в образа царя-притеснителя, крсвоаадного, безрассудного а агрессивного.

Поэт дает наставление о том, что воЗны а насшгао но вечны:

о—1 .SU «, ,jUb у ,JU> 4 syU J-.V» iJfUi

(5,290) , | . , . |Ь

Дерево угнетения нГдйт йодоз, ù1-»* jjj J^i* j-^» Угаетатил» зиэ, но нля ого - з зазгз1 Опасайся селя слез страддгкдх, Здание притеснения - непрочно.

Саъд в поэис "Само а Катар" пзобразхса з образе мудрого советника, проданного друга HlaLja, к котором? тот всегда обращаете;: за помодьа. В образе Саъда поэт хочет висказать шйль, что цари всегда поддаются в такте мудрых ссзетннках, что к управлз-никк.ч)сударстваи они долаш привлекать ученых, мыслителей.

Вторая часть трргьо.1 глг.чш дассертацзи называется "Этичос-

Позя! "Юсуф и Зулейха" а "Шата a Камарп ст первой п до последней страницы насыщены нравствеино-этпческш содержанием.

Следует отметить, Что см Цасуд Куш получил традиционное для порсидско-тадаикскзх поэтов а писателей нравственное п этическое воспитание» Теи не иснеа в своих произведениях са смог внести в оту проблему сзс'Л ззгляд на зеща, расцветить еЗ нови-ми худог.истзишими краскшл.

В по о:.:о "Юсуф и Зулейха" Цасуд выделяет оообув главу под названием "Назидание сшгу Гяёсиддину îijrx£i<.'.<яду..."

В поэме "Иамс я Kayap"" таеится две главы поД цаазанпеи^Пос-колько слов назидания и настазлёнпя".

Целя а зэдачи нравоуг'тельной литературы состоят в tcj,чтобы прославлять полсшггелыше качества ¿идей.

Этические взгляды Маоуда Хуыз выраяаюгея а поете "Юсуф з Зулайха" уг.о о первой главы, где речь идет о братьях-прптесяз-' талях, савидупцлх Юсуфу иг -за ба згра^пгчной любви к пему отца. Зависть братьев достигла такого накала, что, подвергнув ei ; му-чониш, они продают его за ничтознуа цену. Данные» эпизоды понадобились автору для осуядепня завистливых ладей.

Прославляя во многих местах свсзх поэм знание и цудрость,

го

вообходвшэ для духовного еаверззкствозанвя личности, Масуд Ку-иа лзобрааает своих главных героев как носителей шонно этих качеств.

Раскрывая тему равенства в братства лздей, Масуд куиш прославляет эта понятая, считает их дучавни проявлениями человеч-восги:

(6,88) ^iij^'jíj ¿—ц ¿ ЬоТ

Насколько возаезно понять. Что мокет быть лучше братства?

Поэт сраашшаз? братьев Юоуфа, которые истязали его, с ХШ4-нкаяа зверями, осундаат их бесчеловечное поведение и предпочитает дергаться аодальгде от таких людей:

(6, 98) ^Ьл a-,

** t & о*) ' j** J> fV* ) f

Масуд, не отхода ко сну, вставай, Беги от этого плешнп как ыакио скорой!

Цысли поэта о патриотизма, слуяонии народа, келании кара в больней степени выражены в пома "Шамс : Каыар".В образе Шачса поет изображает царя, который прекде всего патриот и друг народа.

Патриотизм Шамса проявляется в благоустройстве им страны, в том, что поддашшэ его живут ыирноИ, спокойной яизньш.

Шаао - миролюбивый царь; оа стремится к то».?у, чтобы конфликт мезду двуля соседчиш странами - Ховарзаьяшэм и Занзибаром - разрешился мирны*.* путем. Поэт прославляет здесь ииролк>-бие, выступает против вс2н я всякого кровопролития.

В повме "Шамо а Каиар" поэт выделяет со обув главу "О слове", в которой воздает хвалу слову; он (.читает, чтот роль сло-sa в нравственной соверлонствааацян человека очень валика.

В конца пошн "£)суф в Зулейха в "Назидания сыну..." ш дает полезные наставлешш енну в, продолжая традиции персидскс--¿гадшссхоА литературы, крвзнваог его к изучении наук, к скромности.

Поэт советует сыну но <л»гь высокомерным по отношению к своим близкш, ва водить коипаяшо с 1шшш1 лвдьыи, нредос. эрега-ет от употпеиленЕЯ вша:

Oe-Ü» о-Л liU t ¿w-ü. o—j JIÍ f Jj» tí

(6,216) ti t l* vJ Lil- SjIÍ ¿i ¿y Jiji^ Ь

С плохими лг.дьии не сиди, Не сада тазм во на своеа ;:есте.

Чтобы к твоей '^стоте не пристала грязь. Но смачивай хубн в вше !

Изучеиио наук, овладение в совершенстве профессией - с сге-ствешо верный путь прз воспитанна лга-зета, ибо, саладев в ''овор'ленство про^ссиеЛ, человек, считает поэт, становится ува-з&рэдым члепш об-^ства, способен влиять на рост материального благосостояния обцзстаа, а это, уверен поэт, есть реоаюаая основа хорошего воелитания:

Ль^ь-З^ у м>~ о1 ^ и*—^

Профессия, благодаря которой становятся вквэ. Нет ничего лучше совершенства в профессия I

Несмотря на некоторые изъяны, размышления Ь!асуда Ку?.Я на морашю-этаческис те:ш относ :тся к такого рода св&гш мыслям, коте, не воспитывает читателя в духе трудолюбия, страсти к дознания, патриотизма, отвага, мудрости, воздер.хнля, снршностя, ь'ирс,. юбяя, почитания старних а родителей, в духа стойкости и готовности к добрш дела:.'.

Чотяестач, глазд, диссертации называется "Худопествсянта осо-бошю^'н ?1 стиль грэн ,'Ласуда Кугл^".

Поа-.-ы "Эсуф и Зулок^а" и "»Ламе и Камар" ншыссгш своеобразным стилем и со оторопи структуры и хоиаознцзи являются ссзер-поныька худозоотвошшмз произведеншага.

В "Юсуфе и Зулейхо" и "Шансе и Камар", вообще п большинство лиро-отпссхах поил шрсидсно-тадязкекой литература соблпдаотся позествсзателышй сталь ся-зш и народных сказаний, - п Масуд Купи использовал эту народную повествовательную каперу пра создании своих позм.

В поэдо "Юсуф и ЗулеИха" поэт подает события з духа особого литературного присяга - со слов 'сказителя это!! песня","создателя этого рассказа", "знатока этого рассказа", "того, кто тянет яемчутдуп нить слов", "трупешшга этой-лоамы" а .др.

Однако пра создания поэмы "Иамс в Камар" он использует данный праву в меньшей степени а ограничивается употребленном только понятий "рова" (рассказчик) и "знаток речи".

Масуд используот в сво^х поэмах повествозатэльную мадеру, при которой события излагаются последовательно одно за другим.

В манере язлонеаяя "Юсуфа и Зулвйха" ааиол худоавствзнноэ

воплощенна ряд приемов раскрытия черт характера героев поэмы, дарико-философсниэ отступления автора, а в поэма "Пайс и Камар" - приемы раскрытия черт характера героев, муназара шш споры гэроов и лирические отступления поэта.

В поаме "¡Ламе и Камар" образцы «уназары встречаются в 3-х случаях:

а) при описании красоты и обаяния Камар;

б) при описании превосходства коней и боевых верблюдов Cauca;

в) при решении спорного вопроса, возникшего метлу двумя странами, изображении переписки ыодду ними.

Пользуясь вышеуказанным приемом, автор поэмы в задушевной манере, о большим художественным мастерством передал чувства и намерения героев.

Используя лирические отступления в начальных главах поэм, Цасуд Кумя знакомит читателя с содерзавгем главы, в конце ке • гларч лирические отступления используются для выражения, высоких мыслей v 1ческого, философского звучания, которые и завершают главу поэмы.

Если в поэме "Юсуф и Зулейха" фсуд Куми в конце какдой главы приводит свой поэтический пеевдоаш, то в поэме "Шамс и Кя>-.\ «ар* этот прием не используется вообще.

"Юсуф я Зулейха" и "Шамс в Камар" по объему сравнительно невелики; вообще поэмам йасуда Куш свойственна немногословие.

Поэт не использовал в своих поэмах, подобно другим авторам, притчи.

В "Юсуфе х Зулейхе" имена гороав взяты из действительности, в "Шамое и Каь:ар" они с^мволическ -е и взягк от солнца (шамс) и луны (камар). Примечательно имя отрицательного иароонажа поэмы "Шамс и Камар" Кайвона: оно означает "неблагоприятная звезда".

При создании своих поав Ыасуд Куми избегает пустословия, он стр.мится к насыщенности каядого слова глубоким смыслом.

.Изображение красот природы, внешнего вида и внутреннего мира героев, г: борьба за свершение своих деланий, сцен расставания возлюбленных, вс-'рэч героев на поле битвы пранадле:лат в поем ах к наиболее впечатдяпвдда и трогательным моментам, которые вызывают в дуй- читателя гамму чувств. В хаздаь художественном произведения подобные моменты насадят своч отражение с помощью

разнообразных художественных средств

При изображения событии в своих поэмах ¡Ласуд куии использует ыяогочиалешшо средства художественной выразительности, в первую очередь тазбе^ (сравнение), истгора (метафора), цуболи- ' га (гиперболз), ташс^ (парадигма),- тадглис (каламбур), тавснф Сэшиет), саводу длавоб (вопрос я отзат), надо (восклицанио), сифатчиыи (порочголсиве) 3 др.

Все они подробно рассматривается в диссертации и характери-Sj'L".' по?-а как искусного пастора художественного слова.

Ясин проаэводеаий ¡.'л су да Дума очень богатый, выразительный, красо^ашй, благозвучный и понятный. Язык - основное средой создания любого худсаестзеакого произведения, iiseimo благодаря языку автор произведения, вир лая оъои мысля и чувства, создает худо-ествошшо образы.

События, происходящие в яизни, Касуд Куми порэдает в своих прог-ведениях лаконично, задушевно к илавио. Пра показе внешних обстоггельств в г.изик героев-и их внутреннего мира, разных кнз-ношшх ситуаций, трогательных ишнут, когда исполняются желания героев, поэт сшрико использует народные слова и выражения, пословица и поговерка. В прозах Цасуда Купи мозно встрзтить такие научзшо торены - исторические, философские, религиозные. ¡Ласуд Кума воздерживается в своих яоэыах or использования малопонятных арабских выра™ени2, которые в обилии встречаются в других персидско-тадаияских поэмах. Арабские- выражения он использовал ллиь в частях, "Восхвадоыи. пророка...", "Ночь вознесения пророка..." и в названиях глав в поэме "Эсуф и Зулейха", а в ^оэме "Шаис п Камар" - в глапх "О тайной молитве.,.", "О восхвалении его светлости Сайда...", "О вознесении" и "Восхваление Абулго-зи Сулгояа Хусайни Баходурхона*.

Умостаое использовали" пословиц и поговорок, формальных и содержательных средств придают поэмам Касуда Кугли особую притя-гательяуо сяду.По caoeil содержательности, искусному изображению состояния героев, по своим идеям и благодаря создании привлекательных обрг.зоз поэглы ."асуда Кума представляют собой уни-кальыоз явление.

В заключении диссертация основные её выводы и результаты изложена в 12 пувктах.

СШЕОК ЦИППРСВАШГОа ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афса^зод А. Адабиёти форсу точик дар шыаи дуввуци асри ХУ. - Душанбе: Дониш, 1987 , 254 саз;.

2. Афса^зоц А. Иасъуди 1$уый. Дар китоби Энциклопгдияа адабаёт ва сазпти то^ик. ^идгда II.- £№анбе,1939, 544 са$.

3. Библия: Афш чадам ва Ддз чадил. Института тарчуиаи Библия ба забони то*ряй, ыутар^ял Ыордехай беи-зраэ Бачасз.- Стокгольм, 1992, 1529 ca^.

ГУ» «J • lTAYoVe5«T ¡j^jLjy'itjjk. ^ jljti, Ul,

f tf j^rr f О ' yp'^t ^liv-botol^^w^i

7. V' f u»i J 4 o-^jj j)j • V* o«—

8. Liycyx.]OUKBH P. Назарияи адабиёт. - Дуишнбе: ИаорЕф,1920, 344 саз?. ' (

чр 1T6S« оЧтГГ о'-к-5^^ jj^f^l'j^.

JQ<i>\\wT cb*5*!—T eO—tf" C)4i j-'iu'ji' JJ ¿fjt'^j-r^J Je-

ll. fUyjl^i^. ^»^jiJjo'iiU^ti ^fiyt jlSV I i'^.jjlja-i 'Л >U

• 'П — с fij« ¡yjAi (¿rri v4 JU. ^«»lU^tS yk» ¿^LiltJioU 13 ^

^jKlpjfc оу.^.-.Л•ijij'i •-'му*^.. 1.1«j vUi ¿.jU"1' Vjii; .ЛЛ .v«

VTA fij ofc-V'^bf^

15.

o'x—'iSj./* J,!. ^v-rJJift «.*J jjut u»V oUU, . ^Ikij—yi if*

. 0 * . . * Jb \rY \ IQ.ji^ci^J*fUsAl U< цг^д/ «Lb iij** ^liii'ijJU« . uilji jj.'jh

fYl « ( ИГТ

17. ^ГЯА'о'У J^i JW'.U 'j+Siti'*^^! vi 1 i-'4*?/ •0,Ji

к ; «^¿jj * ' Jiit» I gn>l»« ji-i* . ii JU (s-^- (jifaj■■ J>

•t^nf '-f IW

ОСНОВНЫЕ ШЖШГИ даСЕРТАЦИ! 01РАТЭЩ В шшгща ПШИКА1С2К

I. Xo^a L3aci»y.iw I^yMi ja достони у "Юсуфу Зула1Ьсо".(У.од.'л (Ласуд i^tm ы ого поила "Юоуф и ЗулеЁха"). / Темнен докладов нвдч-ной кон5«реншш проподаватолей и студо:иоз, посшщ>.:лоа 5-o:i годовщине незав(к/д!ости Республики Тадхикпоган.-;уаанба, 19Э5, 0.73.

2. Достони "Шансу 1фмар" - в Насгуди 1£гмй, (Нома "Иамс я Камар" Цасуда Куш). / Тозвсы докладов научной конференции преподавателей и студентов, посвященной 5-ой годовщине независимости Республики Тадаикистая." Душанбе, 1996. о.74.

3. Цачогли достошсоя Чаоъу.ди ф-ый дар достонсароия асри 2У ада-бвоти форсу то^ик. (Цзсто поэм Масуда Ку^-а в поэзия персид-

ско-тадозкской литерзтуры ХУ века). Тезисы докладов научной конференции преподавателей и студентов, посвященной 5-ой годовойг? нозтазсзмости Республики Тадилк^таа.-Дупанбо,1ЭЭ6,с.75.

4. Аз таърихи мунозарасароЗи дар адабиёти форсу точин.(Из истории создания иуназары в персидско-тадгшкской литература),

/ Зуриал "Маърифат", 1996, & 3-4, с.21-23.

5. Услуби эчодпи Масгудз ^уия дар дс ¿тонсарои. (ТворчеспаЗ стиль Масуда Кумя в создании поэм). /Вестник педагогического университета, гуманитарная секция. - Душанбе,1996, й 3, 0.53-54.

6.. Андеоа^ои гугЕ-чогии Г&сгчр (Социальные взгляды Цасуда Куии). /Вестник педагогического университета, гуманитарная секция.- Душанбе, 1996,й 3, с.55-57.

7. Достони "Самсу фшар"- и Маеъуди 1$умй. (Пома "Шамс и Кшар" Косуда Ki-t--.ii). /Зурнал "Садои Шарк". 1995,13 9-12, С.135-13Э.

8. Робитаи э^одии ¡'лсъуди ф ,.:й бо Низали дар достонсарой. (Творческие связи Цасуда Кума с Низами в создании поэм)./Вестник

педагогического университета, секция филологии и обдэстаоводе-и.-Я. - Душанбе. 1997,3 5, г ,23-26.

9. Ру 'згор ва ос оря Надъуди Щ'/лйь (Зизнь и творчество Масуд: Ку-ми). /Нураа; "Садои Парк". 1997, 0,7 п.л. (находится в печати).