автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Межэтнический конфликт в современном обществе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пейкерт, Эдуард Витальевич
Введение
Глава 1, Межэтнический конфликт, как форма социальных отношений.
1.1. Понятие, сущность и содержание социального и межэтнического конфликтов.
1.2. Динамика межэтнического конфликта.
1.3. Проблемы типологии межэтнического конфликта.
Глава 2. Основные закономерности воздействия межэтнических конфликтов на общество, объективные и субъективные стороны. 2.1. Функции социальных и межэтнических конфликтов.
2.2. Интеграционно-дифференционное воздействие межэтнических конфликтов на социальную систему.
2.3. Групповое разделение по принципу «мы - они» в процессах межэтнического взаимодействия.
Глава 3.Роль межэтнических конфликтов в развитии общественных отношений.
3.1.Политическое и геополитическое значение межэтнических конфликтов, их демографические последствия.
3.2. Национализм как следствие и причина межэтнических конфликтов.
3.3. Общекультурное значение межэтнических конфликтов и феномен этнического возрождения.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Пейкерт, Эдуард Витальевич
Актуальность темы исследования. Общественные процессы, которые происходят в современном мире, зачастую приобретают острый конфликтный характер, нередко выливающийся в открытое насилие. История отчетливо показала, что по мере развития человечества, угроза его существованию не уменьшается, а все более возрастает, что различные общественные противоречия могут стремительно перетекать в столкновения, в том числе и межэтнические. Во всем мире всё чаще возникают межэтнические конфликты, доходящие до крайней степени остроты, враждебности и взаимонеприятия, и нередко перерастающие в затяжные, вооруженные ? и кровавые конфронтации, чреватые национальной деградацией и катастрофой. Именно межэтнические конфликты в современном мире, принимая бескомпромиссные формы, оборачиваются насилием, переворотами и путчами с резкими изменениями в настроении и поведении людей, с внутренними расколами общественных движений и институтов, еще недавно представлявшихся воплощением прочности и единства.
В нашей стране кризис межэтнических отношений ощущается особенно остро, он проявляется как составная часть общего кризиса экономического, политического, социального, нравственного. Будет неправомерно считать этно-социальные проблемы России чем-то уникальным. Логика конфликта соответствует общемировой тенденции развития межэтнических отношений и понять то, что происходит в нашей стране, можно только учитывая эту общую тенденцию.
Несмотря на растущие процессы стандартизации и, связанной с этим, унификации образа жизни, рост национального самосознания приобретает все более широкие масштабы. Межэтническая конфликтность, как производная этого роста, проявляется по-разному, в зависимости от социокультурного типа конкретного общества. В экономически развитом, стабильном обществе: с высоко развитой культурой межнационального общения межэтнические противоречия проявляются, в основном, в политической сфере. В менее благополучных и менее .стабильных общественных системах они проявляются не только в политической, но и в экономической, бытовой и других сферах, выступая катализатором других конфликтных ситуаций. Взаимосвязь между социокультурным типом общества и формой выражения межэтнического конфликта требует к себе внимания и тщательного изучения.
В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества приковывает пристальное внимание не только политиков, но и ученых обществоведов.
Степень разработанности проблемы.
Попытки описания того, что происходит в сфере межэтнических отношений в мире и в нашей "стране нельзя признать полностью успешными. Несмотря на множество книг, статей и исследований, посвященных данной проблеме, создается впечатление, что она еще не получила должного, всестороннего и комплексного освещения. Трудность рассмотрения проблемы межэтнических конфликтов заключается в чрезвычайно сложном и многогранном объекте исследования. Эта проблема неразрывно связана с теорией социального конфликта. Изучение различных видов социальных конфликтов является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного знания и практической деятельности, объединяющей интересы и усилия представителей различных научных дисциплин и имеющее глубокие исторические корни.
Философско-антропологическое осмысление конфликта берет своё начало ещё в Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Над проблемой конфликта-в философии работали так же: А. Гелен, Гегель, Ж - П. Сартр, А. Камю, М. Шелер, А. А. Миллс, О. А. Митрошенков, О. Б. Шелупова, Н. А. Бердяев, Л. Шелестов* v С.С. Батенина, В. И. Григорьева, П. С. Гуревич, Д. Ж. Жовтун. В области психологии к данной теме обращались: 3. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Лефевр, А. Гурен, Л.А. Петровская, В. А. Сосин, В. С. Агеев и др.
Первые социологические теории конфликта возникли в прошлом столетии. В двадцатом столетии исследования социальных конфликтов получили бурное развитие, прежде всего в западной социологии и философии, и во множестве случаев, являлись реакцией на недостатки функциональной теории Т. Парсонса, критикой его гипотезы общественного равновесия. Макс Вебер называл социальный конфликт - борьбой. Г. Зиммель считал конфликт спором, психологически обусловленным явлением и одной из форм. социализации. В конфликтах, по его мнению, отражаются интеграционные процессы социального развития. Г. Спенсер, Ф. Гиддингс, Г. Ратценхофер, Л. Гумплович, У. Самнер, Ф. Теннис, Л. Уорд, Т. Веблен, Э. Росс, Ч. Кули, Т. Боттомор, К. Левин, У. Мур рассматривали социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считали его неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. К. Боулдинг, опираясь на социал-дарвинистскую методологию, считает, что конфликты знаменуют собой осознанные или созревающие интересы и столкновения этих интересов.
Немецкий социолог Л. Визе развил концепцию социального согласия, отвергая дарвинистский подход к конфликту как к проявлению естественного отбора, выдвинул идею их регуляции через дружеские соглашения или с помощью социальных институтов. Приверженцами концепции социального согласия являются также представители чикагской школы социальной экологии: Р. Парк, Э. Берджесс и др. Р.Парк включил социальный конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия, наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией.
Развитие конфликтологии как специального направ/1ения в социологии в двадцатом веке осуществлялось благодаря интенсивным исследованиям социальных конфликтов, прежде всего в Западной Европе и США. Это было обусловлено спецификой развития общественных отношений в экономически развитых странах.
Американский социолог J1. Козер определяет конфликт как идеологическое явление. Его работа «Функции социального конфликта» (1956) считается отправным пунктом современной социологии конфликта. В ней развивается теория конфликтного функционализма, где социальный конфликт рассматривается как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей.
Немецкий исследователь Р. Дарендорф противопоставляет свою диалектическую теорию конфликта, как марксисткой теории классов, так и концепциям социального согласия. Он считает конфликт результатом сопротивления, существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, а причины конфликта неустранимыми.
В 60-е годы обсуждение категории конфликта получило наибольшее развитие в американской социологии: Р. Макк; Р. Спайдер; К. Зингер; Д. Бернард; К. Боулдинг. Надо признать, что хотя к проблеме межэтнических конфликтов в частности стали уделять особое внимание только к концу XX столетия, американская школа внесла ощутимый вклад в развитие общей теории социального конфликта. Над проблемой конфликта в западной науке работали также Д. Галтунг, К. Финк, У. Юри,
Н.Келман, Д.Бертон, Ф.Дьюкес, К.Митчел, О. Надлер, М. Дойч, Р.Фишер, Д. Вике, Р. Коулзон, К. Крессель.
Марксистская теория рассматривает социальный конфликт как коренной антагонизм в макроструктуре общества, где конфликт вырастает из противоречия интересов, борьбы за статус, власть, влияние, ресурсы и т.д. Здесь следует сказать, что марксистская теория затрагивает в своей характеристике лишь макроструктуру общества и в свете современного социологического опыта выглядит устаревшей, но, несмотря на это современный американский социолог Д. Белл считает классовую борьбу наиболее острой формой конфликта, ведущуюся из-за перераспределения доходов.
Отечественная наука советского периода проявляла весьма ' слабый интерес к социальным конфликтам вообще и особенно к межэтническим, что было обусловлено идеей «бесконфликтности» развития социалистического общества. Тем не менее, в семидесятые-восьмидесятые годы в отечественной социологии проводились единичные исследования, посвященные осмыслению проблематики социального конфликта: Л. А.Семенова, Л. А. • Нечипоренко, В. В. Танчер. На современном постсоветском этапе развития науки этой проблеме посветили свои работы: А. Г. Здравомыслов; А. В. Дмитриев;
B. Н. Кудрявцев; С. В. Кудрявцев; З.М. Зотова; А. И. Чумиков;
C. А. Эфиров. Проблемы межэтнических конфликтов в частности рассматриваются в работах: Л. М. Дробышевой; В. А. Соснина; Е. И. Степанова; Т.Г. Сулимовой; В. А. Тишкова; П. Н. Шихирева; Р. Г. Абдулатипова; С. Чешко и др.
Фундаментальная идея современного общенаучного подхода к пониманию конфликтов состоит в отказе от однозначной трактовки данного феномена как деструктивного явления и осмыслении его в качестве одной из форм социального взаимодействия, где конфликт -это такое состояние общества, которое является прямым следствием структурной сложности и многогранности самой общественной системы. В любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации. Такое представление о конфликте позволило совершить принципиальный переход от поиска возможностей подавления и устранения конфликтов к задачам их регулирования и разрешения.
Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования является определение межэтнического конфликта, его места в системе общественных отношений, изучение основных закономерностей, механизмов и результатов его воздействия на процессы общественного развития.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- определить понятия социального конфликта и межэтнического конфликта, их соотношение;
- дать типологию межэтнических конфликтов и проанализировать их динамику;
- выделить основные функции межэтнического конфликта;
- определить основные закономерности и механизмы воздействия межэтнического конфликта на общество;
- выявить результаты этого воздействия и их проявления в различных сферах общественной жизни;
- концептуализировать ролевое значение межэтнических конфликтов в развитии современного общества.
Автор понимает, что содержание исследуемой проблемы обширно и разносторонне и не может быть развернуто с желанной для автора степенью обстоятельности, детальности и глубины. Поэтому еще одной задачей данного исследования будет являться как можно более конкретное и последовательное изложение проведенного исследования.
Объект исследования Объектом данного исследования выступают межэтнические конфликты как закономерные явления общественной жизни.
Предмет исследования - место и роль межэтнических конфликтов в системе общественных отношений, формы и механизмы их воздействия на развитие общества.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой диссертационного исследования послужили различные философские и социологические концепции, посвященные социальным конфликтам вообще и межэтническим в частности, а также концепции, гипотезы и подходы, характеризующие всевозможные проявления воздействия межэтнических конфликтов на общество, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе по различным отраслям гуманитарного знания.
В исследовании указанного предмета автор широко применял системный подход. При разработке некоторых глав использовался диалектический и структурно-функциональный методы. fi
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Межэтнический конфликт является одной из закономерных форм взаимодействия различных этнических групп, которая характеризуется осознанным и ярко выраженным столкновением интересов сторон, укрепляет или разрушает социальную систему.
2. Социальное .противоречие является основой, на которой возможно возникновение конфликта. Реакция субъектов конфликта, вызванная осознанием противоречия и выраженная в открытом противостоянии, является границей отделяющей данное противоречие от конфликта.
3. Понятия «межэтнический конфликт» и «межнациональный конфликт» являются неравнозначными и нетождественными. Эти понятия соотносятся как частное и общее.
4. Межэтнический конфликт в социальной системе выполняет одновременно несколько функций. Воздействие межэтнических конфликтов разделяет социальные системы на два основных типа: ригидные или плюралистические.
5. Изменения в социальных системах, вызванные воздействием межэтнических конфликтов, имеют две основные тенденции: интеграции и дифференциации.
6. Значение межэтнических конфликтов в общественном развитии определяется, прежде всего, соответствием результатов и форм выражения конфликта доминирующим общественным ценностям, тенденциям и нормам.
7. Форма и время проявления межэтнического конфликта, результаты его воздействия на социальную систему, а также способы его разрешения в первую очередь определяются культурными особенностями субъектов данного конфликта.
8. Межэтнический конфликт выступает в роли механизма разрешения противоречий, складывающихся в процессе взаимодействия различных культур, как способов жизнедеятельности.
Научная новизна исследования. Осуществленный в данной работе анализ воздействия межэтнического конфликта на общественные процессы содержит, по мнению автора, следующие элементы научной новизны:
- выделены критерии, которые отделяют межэтнические и другие социальные конфликты от социального противоречия;
- дано определение и осуществлен содержательный анализ категорий «социальный конфликт» и «межэтнический конфликт»;
- раскрыта динамика межэтнического конфликта;
- показан диалектический характер воздействия межэтнического конфликта на социальную систему, выражающийся одновременно в процессах интеграции и дифференциации, а также объективные и субъективные проявления данных процессов;
- обоснована зависимость формы и времени проявления межэтнических конфликтов от культурных особенностей их субъектов, а также зависимость оценки результатов конфликта от доминирующих общественных стереотипов.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в научной и политической практике. Знание закономерностей возникновения, протекания и воздействия межэтнических конфликтов на развитие современного общества может быть применено при разработке моделей и технологий по разрешению и локализации межэтнической напряженности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Межэтнический конфликт в современном обществе"
Заключение.
Анализ исследований в различных отраслях гуманитарного знания, посвященных проблемам межэтнического взаимодействия, показывает практическую возможность широкого углубления и систематизации знаний о значении межэтнических конфликтов и их влиянии на окружающую социальную среду.
В структуре социального взаимодействия, ерзди однородных социальных процессов был выделен и охарактеризован межэтнический конфликт, как неотъемлемый, важный элемент социальной системы. Функциональная характеристика которого, позволила определить его место и роль в общественном развитии, выявить направления, механизмы и результаты его воздействия на различные сферы ? человеческой жизнедеятельности.
На основе некоторых, существующих определений социального конфликта, мы попытались определить это социальное явление, на базе которого межэтнический конфликт был охарактеризован с одной стороны как вид межгруппового социального конфликта, где субъектами конфликта выступают социальные группы, образованные по принципу этнической принадлежности, а с другой как субъективное, специфическое, конкретно-этническое выражение объективных и субъективных социальных противоречий. При этом был определен ряд критериев, позволяющий выделять данное явление среди однородных социальных процессов. Межэтнический конфликт может возникнуть на базе социального противоречия, но жесткой зависимости между конфликтом и противоречием не существует, существование противоречий не всегда приводит к возникновению конфликтов. Анализ этих социальных явлений показал, что разделяющей их границей является реакция субъектов конфликта, вызванная осознанием противоречия.
Зачастую в исследованиях, посвященных данной проблеме, смешиваются и отождествляются понятия «межэтнический конфликт» и «межнациональный конфликт». Мы пришли к выводу о необходимости неравнозначного использования этих понятий. В диссертации они представлены в соотношении как частное и общее.
Исследование межэтнического конфликта выявило динамичный характер этого социального явления, сложную прогнозируемое^ логики его развития и результатов. Типология межэтнических конфликтов, осуществленная с учетом количественных и качественных критериев, наиболее полно отражает динамику исследуемых процессов. В противном случае различные формы и фазы протекания одного конфликта могут быть восприняты как разные типы конфликтов. При этом любая типология может совершенствоваться с учетом происходящих событий и закономерностей развития межэтнических процессов.
Анализ функционирования межэтнических конфликтов в социальных системах подтверждает сложность и многогранность данного явления. Эта сложность проявляется в многоплановом и различном по характеру воздействии межэтнических конфликтов на социальную систему. Он может укреплять её посредством усовершенствования внутрисистемных связей и отношений, но может и привести к распаду системы, как единого целого. Таким образом, межэтнический конфликт является индикатором слабых мест социальной системы, указывает на противоречие механизмов саморазвития и самосохранения этой системы в сложившихся условиях. Изменения в социальных системах, вызванные воздействием межэтнических конфликтов, проявляются в русле двух основных тенденций: интеграции и дифференциации. В этой роли межэтнический конфликт выступает одним из механизмов эволюции социальных систем. Он усиливает объективные и субъективные различия сторон и их внутрисистемные связи.
Субъективные различия проявляются в существовании психологической установки «мы - они», которая заключается в единстве этнической самоиндификации индивида и противопоставлении своей этнической группы, какой либо другой.
В мировой науке давно ведутся споры о «полезности» и «вредности» социальных конфликтов для общественного развития. Межэтнические конфликты воспринимаются в основном как негативнее' явление. Анализ протекания этих конфликтов в различных общественных системах показал, что формы их выражения и их социальные последствия во многом зависят от социокультурных особенностей субъектов конфликта. Именно культура межэтнического общения, уровень культурного развития этносов имеют решающее значение в развитии ? межэтнического конфликта, определяют степень остроты, время и формы его выражения. Следует отметить, что оценка позитивности или негативности результатов межэтнического конфликта определяется, в первую очередь, субъективным осознанием современниками конфликта соответствия его результатов доминирующим культурным ценностям, нормам морали и права.
Воздействие межэтнического конфликта носит комплексный характер, оно может проявляться сразу в нескольких сферах общественной жизнедеятельности, имеет объективные и субъективные формы своего проявления. Результаты этого воздействия выявляются в становлении новых и разрушении старых социально-политических, социально-экономических и других общественных институтов, и даже в образовании новых государств на карте мира. Межэтнические конфликты существенным образом влияют на психологию людей. Подобное воздействие может не только привести к неприязни в отношениях между этническими группами, но и проявляться в различных формах национализма. Причем национализм в данном случае является не только результатом воздействия конфликта, но и причиной возникновения новых подобных явлений. Межэтнические конфликты вызывают существенные изменения в демографической сфере, которые оказывают влияние на различные сферы жизни общества и могут детерминировать возникновение новых межэтнических конфликтов. В тоже время межэтнические конфликты на современном этапе развития общества выступают фактором, формирующим новые формы межэтнического взаимодействия, исключающие крайние, насильственные способы разрешения противоречий.
Увеличение числа современных межэтнических конфликтов способно привести к изменениям существующего геополитического пространства. Рост числа межэтнических конфликтов в современном обществоведении связывают с феноменом этнического возрождения. Данный феномен проявляется в усилении роли культурных традиций в повседневной жизни разных народов. Причинами нарастания межэтнических конфликтов выступают не только геополитические, экономические, этнодемографические факторы, но и перенос западноевропейских ценностей и норм поведения на иные социокультурные образования. Другой причиной их возникновения являются неравные возможности в реализации прав этнических групп, провозглашенных различными международными организациями.
Не смотря на нарастание глобальной стандартизации и унификации образа жизни в современном мире, проблема межэтнических конфликтов не утрачивает своей актуальности. Процессы модернизации общества ведут как правило к утрате этнической самобытности, вызывая стремление у разных народов сохранить свои культурные традиции, даже если они противоречат процессам модернизации. Межэтнический конфликт является по своей сути конфликтом культур, как различных способов жизнедеятельности. Его роль как фактора эволюции общества отражается, .не только в модификации различных
121 общественных систем, но и в изменении старых и становлении новых культурных форм, в частности в образовании новых форм культуры межэтнического общения.
Признавая закономерность существования межэтнических конфликтов, как .формы общественного взаимодействия представляется, необходимым акцентировать внимание на необходимости общественно-политического регулирования подобных явлений, что может стать одной из новых форм их разрешения. Поэтому, наиболее значимой проблемой сегодня является задача выработки действенных способов и методов регулирования и локализации межэтнических конфликтов, недопущения их разрастания за рамки политической сферы общества и применения насилия. При ? этом, любые действия, любая социальная политика в отношении того или иного этноса без учета его социокультурных особенностей- не сможет дать положительного результата.
Список научной литературыПейкерт, Эдуард Витальевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, -1993.
2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., - 1983. Айзатулин Т. А. Идеологическое влияние европоцентризма. // «Социс», -1995, - №4.
3. Аклаев А. Р. Проблемы насилия. // Социальные конфликты. М., - 1993,- №3,
4. Акопян И. Мы вступаем в будущее, пятясь назад. II Знание сила. -1989,-№9.
5. Аристотель. «Метафизика». II Соч. в 4-х т., Т.1, М., -1976. Арутюнян Ю. В., Дробижева J1. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М., - 1998.
6. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи. Н Вопросы философии. 1996, - №12.
7. Баграмов Э. А. Национальные проблемы в современных условиях. М.,- 1987.
8. Бойков В. Э. Социально-политические факторы развития российского общества. // «Социс», 1995, - №11.
9. Бородкин Ф. М., Коряк А. М. Внимание конфликт. Новосибирск, -наука,-1989.
10. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., -1988.
11. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., -1989. ВайнуХ. М. Эстония: узел межнациональных противоречий. - М., - 1990. Вебер М. Избранные произведения. - М. -1990.
12. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа. РГУ, -1994. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен двадцатого века. // Вопросы философии. - 1992, - №2.
13. Гасанов Н. Н., Зачёсов К. Я.: Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины. // Социально-лолитичесикй журнал. М., -1993, - №3. Гасанова Н. М. К проблеме этнопсихологической адаптации. // «Социс», -1995,-№11.
14. Геллнер Э. Нации и национализм. М., -1991.
15. Геллнер Э. Национализм возвращается. // Новая и новейшая история. -М.,-1989,-№5.
16. Гилберт П. Человеческая природа и страдание. М., -1991. Горовский Ф. Я. Национальный вопрос и отечественная практика. - М., -? 1991.
17. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. ЛГУ - 1989.
18. Гуревич П. С. Философия культуры. М., -1994.
19. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., -1981.
20. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., -1969.
21. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и её проблемы в
22. Восточной Европе. // Вопросы философии. 1990, - №9.
23. Дементьев И. О психологии национальных конфликтов. // «Коммунист»,1990,-№1.
24. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. (Юридическая конфликтология. 4.1.),- М., 1993. Доган М. Угасание национализма в Западной Европе. //^Социс», - 1993, - №3.
25. Дуга» конфликтов и Россия. // Международная жизнь. 1993, - №7. Дудченко О. Н. и др. Социальная идентификация и адаптация личности. //«Социс», -1995, - №6.
26. Дьячков М. В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах. // «Социс», -1995, №7.
27. Дьячков М. В. Родной язык и межэтнические отношения. // «Социс», -1995, №11.
28. Жовтун Д- Т. Противоречие и социальные конфликты в условияхсоциализма.//Научный коммунизм. -1989, №7.
29. Загер П. Национализм новая опасность.// Дружба народов, - 1992,7.
30. Запрудский Ю. Г. «Внутри конфликта». // «Социс», 1993, - №7.' Здравомыслов А. Г. Исследование конфликта на макроуровне. - Н.Новгород, -1994.
31. Здравомыслов А. Г. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. М., -1994.
32. Иванов В. Н. и др. Этнополитическая ситуация в. регионах Р. Ф. // «Социс», 1995, - №6.
33. Иванов В. X. Социально-психологический фактор в межнациональных отношениях. // «Социс», -1992, №4.
34. Каменский 3. А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса. // Вопросы философии. -1995, №2. Кастельс М. Социология модернизации и экономического развития. - М., -1991.
35. Кащаев А. Е. Социальный конфликт. Иркутск, - 1998.
36. Климова С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации. // «Социс», -1995, №1.
37. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей. II
38. Социологические теории национализма.-М., -1991.
39. Конфликты в СНГ: некоторые вопросы методологии исследования. //
40. Мировая экономика и международные отношения. -1994, №8-9.
41. Конфликт цивилизаций?» Семинар в институте этнологии иэтнографии РАН.//«Российские немцы», -1998, №6.
42. Косолапое Н. А. Постсоветские конфликты и Россия. // «Этнополис»,1995,-№5.
43. Кравченко И. И. Рациональное и иррациональное в политике. И Вопросы философии. 1996,- №3. ? Крапивенский С. Э. Общий курс философии. - Волгоград, - 1998. Кудрявцев В. Н. Проблемы конфликтологии. // Социологические исследования. -1993, - №9.
44. Малага С., Зиммель В. Современные западные исследования социологической классики. Вып. №1, Георг Зиммель. Реф. Сб. М., -1992.
45. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М., -1972.
46. Мнацаканян М. О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., -1998.
47. Мнацаканян М. О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире. // «Социс», -1999, №5. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М., -1990.
48. Мокляк Н. Н. Социальные отношения: структура и формы проявления. -Киев,-1986.
49. Моска Г. «Правящий класс». У/ Социологические исследования. 1994, -№2.
50. Мукомел. В. И, Демографические последствия этнических конфликтов. И Этнополитический вестник. -1992, №1.
51. Мукомел В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ. // «Социс», 1999, - №6. Национальные процессы в СССР. - М.; -1991.
52. Нечипоренко Л. А. Буржуазная «социология конфликта». М., - 1982, -С .43.
53. Нечипоренко Л. А. Феномен социального конфликта в условиях социализма. // Драма обновления. М„ - 1990, - с.471. Осипов Г. В. Социология Т.-1: Социальная структура и социальные процессы. - М., -1990.
54. Паин Э. А. Проблемы регулирования этнических конфликтов в постсоветском обществе. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.2, - 4.1, - М., - 1992, -С.123 -139.
55. Пер Бак, Кан Чен. Самоорганизованная критичность. // В мире науки. -1991,-№3.
56. Перепёлкин Л. С., Шкаратан О. И. Экономичёский суверенитет республик и пути развития народов. М., -1989.
57. Петров И. И., Семенова Л. А. Проблемы социального конфликта в современной буржуазной социологии. // Философские науки. 1975, -№3, - С.89.
58. Политология вчера и сегодня. М., - 1991, - Вып. №3.
59. Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этническогосамосознания. // Международный конгресс антропологических наук.
60. Доклады советской делегации. М., -1973.
61. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., -1966.
62. Прохоренко И. Л. Межгосударственные и межнациональные конфликтына территории бывшего СССР (взгляд зарубежных ученых). США ЭПИ.-1994,-№8-9.
63. Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии. Бишкек, -1995.
64. Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. -Вып.25, М., - Наука, - 1998.
65. Российский социум в 1994г.: конфликтологическая экспертиза. // «Социс», 1995, - №2.
66. Рубан Л. С. Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия. // «Социс», -1995, №4.
67. Седова Н. Н. Интернационализм. Патриотизм. Личность. Волгоград -1989.
68. Семенов В. С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием. // «Социс», -1993, №7.
69. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. ЛГУ, -1990.
70. Смелзер Н. Социология.-М., -1993.
71. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., -1992.
72. Сосин В. А. Социология: Т.З. Междисциплинарные исследования. М.,1991,-С.75.
73. Табатадзе Г. С. Межгосударственные отношения во взаимозависимом мире.-Ашхабад, Илым, -1990.
74. Танчер В. В. «Льюис Козер: Функциональность конфликта и польза несогласия в науке». // Современная американская социология. М., -1994.
75. Тишков В. А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. М., - 1989.
76. Тишков В. А. О природе этнического конфликта. // Свободная мысль. 1993, №4.
77. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. II Вопросы социологии. -1993, №1\2. Тишков В. А. «Что есть Россия ?»//Вопросы философии, -1995, - №2. Тойнби Д. Постижение истории. - М., -1991.
78. Фадеева Т. Европейская идея: путь к интеграции. // Вопросы философии. -1996, №6.
79. Шихирев П. Н. Современная социальная психология-.':-* М., 1985.
80. Щербанин Ю. А. и др. Международные экономические отношения и интеграция. М., -1997.
81. Эванс Г. Ненасильственный национализм. И Дружба народов, 1992, -№7.
82. Amstutz М. An Introduction to political science. The management of conflict. Scott-1982.
83. Greenfield L. Nationalism: Five Roads of Modernity. New York, etc., -1992, -p.25.
84. The Cold War as Cooperation: Superpower Cooperation in Regional Conflict Management. London -1991.
85. Документы и материалы, используемые в исследовании: