автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Мифы о животных и птицах в фольклоре населения Горного Бадахшана

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Курбонхонова, Нуриджахон Мирасановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Мифы о животных и птицах в фольклоре населения Горного Бадахшана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мифы о животных и птицах в фольклоре населения Горного Бадахшана"

На правах рукописи

Курбонхонова Нуриджахон Мирасановна

Мифы о животных и птицах в фольклоре населения

Горного Бадахшана

Специальность: 10.01.09—Фольклористика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе - 2006

Работа выполнена в отделе литературы и фольклора Института гуманитарных наук Памирского филиала Академии наук Республики Таджикистан

Научный руководитель: доктор филологических наук

Шакармамадов Нисормамад

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Обидов Дододжон кандидат филологических наук Косимов Саъди

Ведущая организация: Институт востоковедения и письменного наследия

Академии наук Республики Таджикистан

Защита состоится » Л 2006 г. в часов на заседании

диссертационного совета Д 047. 004. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Инслпуте языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр., Рудаки, 21)

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33)

Автореферат разослан Г » 9 В 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

Общая характеристика работы Актуальность исследования. В последние годы изучение народных преданий, легенд, сказок, верований и представлений получили в Таджикистане достаточно интенсивное развитие. Видимо, это обусловлено тем, что элементы мифологических представлений и верований - это наиболее быстро исчезающая область народного творчества, связанная с необычно большой протяженностью времени их устного бытования.

Развитие мифотворчества проходило на длительном пути человека от первичных форм коллектива до образования государства, от примитивных представлений до сложных художественных форм воплощения явлений окружающего мира. В мифологии человек формировал свой первый опыт художественного обобщения и отражения действительности, который ложился затем в основу развития литературы. Мифы, мифические предания и легенды, персонажами которых являются животные, по праву считаются . одной из древнейших форм человеческого мышления, поскольку мир животных и птиц сопровождает людей на протяжении всей истории человечества. Известно» что мифы о животных и птицах вначале привели к. тотемистическому отношению к животному миру. Основу тотемизма составляла взаимозависимость между людьми и животными. Таким образом, тотемизм дал основания не только отдельным элементам мифов, но и лег в основу целого ряда мифологических мотивов и тем.

В реферируемой диссертационной работе предпринимается попытка уяснить место и роль мифологических образов животных в фольклоре населения Горного Бадахшана. В рамках таджикской фольклористики изучение мифологических представлений памирцев имеет важное значение, прежде всего для правильного понимания поступательного процесса познания объективного мира и накопления предками жителей Бадахшана знаний и жизненного опыта.

Не вызывает сомнений и актуальность исследования словесных текстов, преданий, которые всё еще бытуют в регионе в живой связи с

функционирующими поныне некоторыми традициями и обрядами.

Цель н задачи исследования. Цель данной работы - изучение персонажей животного мира в преданиях, легендах и верованиях населения Горного Бадахшана, где нашли отражение мифологические представления народа, их генезис и развитие. Исходя из этого и с учетом специфики исследуемого материала, в диссертации ставятся следующие задачи:

- классифицировать образы животного мира и птиц в соответствии с нравственно — этическими представлениями народа, определить их место и роль в фольклорном творчестве памирцев;

- выявить исторические основы и идейно - эстетические функции персонажей животного мира и птиц, олицетворяющих добро и зло;

- проследить некоторые особенности трансформации основных персонажей в связи с изменением мифологических представлений и взглядов лкхдеШ^У......У'..

- рассмотреть по возможности мифологические образы животных в* тесной связи с их мифическими параллелями в общетаджикском фольклоре, а также в верованиях и .представлениях других народов.

Объект и источники исследования. Ввиду того, что в мифологических преданиях, поверьях, сказках населения Горного Бадахшана-: представлен богатый и разнообразный мир животных и сверхъестественных существ, охватить их в одном исследовании не представляется возможным. В работе анализу подвергаются наиболее распространенные в устном творчестве памирцев образы: конь, осел, баран, коза, кошка, волк, ласточка, куропатка, павлин и некоторые другие, демонстрирующие сложную систему верований, обрядов, представлений народа.

Основными первоисточниками исследования послужили материалы и сведения, собранные автором диссертации в течение 2001 - 2004 гг. в различных районах Рошткапы, Шугнана, Рушана, Ишкашима Горно — Бадахшанской автономной области и некоторых памироязычных районах

Афганистана. В работе также привлечены к анализу материалы фольклорного фонда Института гуманитарных наук Памирского филиала Академии наук Республики Таджикистан.

Методология исследования. Конкретной научной методикой послужили исследовательские приемы, выработанные современной фольклористикой и представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых А. Н. Веселовского, В П. Аникина, А. Н. Никифорова, В. Проппа, Б. Н. Путилова, Ю. Соколова, Р. Амонова, В. Асрори, Б. Шермухаммедова, Д. Обидова, Б. Тилавова, Р. Рахмони и др.

Научная новизна диссертации заключается- в том, что мифологические предания, представления и сказочные образцы творчества населения Горного Бадахшана рассмотрены не только как материал, восстанавливающий историческую действительность различных периодов развития общества, но и в качестве формы духовно — практической жизни памирцев, их миропонимания и мироощущения.

Впервые мифологические представления народа на примере образов животного мира и птиц рассматриваются в общем контексте быта и культуры населения Горного Бадахшана с учетом его религиозных взглядов, культовой жизни, отношения к социально — историческим процессам. Наконец, впервые объектом исследования становятся некоторые сходные мотивы и моменты в мифологических представлениях населения-региона и устно -поэтическом творчестве других народов мира.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и научные выводы исследования могут быть применены при разработке общих проблем таджикской фольклористики, в частности мифологических жанров, их типологических, генетических и контактных аспектов, вопросов взаимообусловленности словесной культуры и общественно — исторической жизни народа, механизма его мифологического сознания.

Практическая ценность работы заключается в возможности ее

применения в лекционных курсах по таджикскому фольклору, при создании методических пособий, учебников и хрестоматий для средних и высших учебных заведений. Фольклорный материал, собранный автором диссертации, может служить подспорьем при составлении сборника текстов мифологии и сказочной прозы населения Горного Бадахшана.

Образцы мифологии и фольклора памирцев содержат ценный материал исторического, этнографического и лингвистического характера, в связи с чем могут быть полезны исследователям данных сфер науки.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях отдела литературы и фольклора Института гуманитарных наук памирского филиала Академии наук Республики Таджикистан (Протокол № 6 от 03.10. 2005 г.) и отдела фольклора Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук РсспубликиТаджикистан (протокол № 7 от 19.06.2006 г.).

Структура^ диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Основное содержание работы

Во введении обосновываются актуальность темы, цель и задачи, научная новизна, методология исследования, практическое значение работы.

Первая глава диссертации - «Культ животных и птиц как носителей добрых или злых начал» состоит из 2-х разделов, посвященных анализу образовг животного мира и птиц, в которых выражены представления человека об их чудесных свойствах и с которыми связано появление целого ряда мифологических мотивов и тем.

В первом разделе, названном «Животные - носители добрых начал», отмечается, что в отличие от космогонических образов, далеко стоящих от жизненно важных потребностей человека, мифологические образы животных, имеющих отношение к ежедневной практике людей, обладают конкретными формами выражения.

В разделе говорится об истоках и причинах возникновения культа животных и тотемистических представлений населения Горного Бадахшана.

Культ животных и их почитание тесно связаны с процессом познания древних людей и уровнем их жизни, когда человек пытался подчинить себе окружающий мир природы. В диссертации рассматриваются образы животных, выполняющих функции помощников человека и породивших различные культы животного происхождения.

Конь (лошадь). По народному представлению он владеет особой чувствительностью, зоркостью. Конь раньше всех предчувствует приближение демонических сил и спасает своего хозяина (ездока), доставляя его до места назначения. Конь - верный друг человека. В кишлаке Рошорв и в других местностях, расположенных в верховые реки Бартанг, обычно в летний период лошадей отправляют на пастбища. Существует предание, согласно которому, когда умирает хозяин одного из коней, пасущихся на пастбище, животное, почувствовав несчастье, ночью возвращается в кишлак. Утром жители села становятся свидетелями печальной сцены оплакивания конем своего хозяина над его могилой. В некоторых селах Горного Бадахшана утром первого дцч Навруза (день весеннего равнодействия) коня заводят в дом, чтобы год стал для его обитателей счастливым. С незапамятных времен жители Бадахшана верили, что если ребенок заболел тебуркулезом, то необходимо обратиться за помощью к наезднику на серой лошади: «Схажи, наездник, что может исцелить больного, заболевшего тебуркулезом?». Соответственно лечили так, как советовал владелец лошади.

Как и у многих других народов, особым почитанием памирцев пользуется конь белой масти. Например, буряты и хакасы считают белого коня священным животным. Древние индусы представляли своего бога в образе белого коня. Считалась, что бога войны Митру доставили на небеса белые лошади. Жители Бадахшана верят, что этими прекрасными и благородными животными владели величайшие личности, в частности, пророк Мухаммад, который пользовался во время своих странствий белым конем или белым верблюдом.

Несомненно, конь играл важную роль в жизнц человека, с чем и связан

его культ, нашедший отражение в преданиях и поверьях населения Горного Бадахшана. В диссертации указывается, что со временем культовое почитание коня превратилось в глубокую привязанность людей к этому животному.

Осел. В представлениях населения Горного Бадахшана осел - признак власти и богатства. В некоторых местностях, например в селении Равноб (Дарваз), прежде чем въехать в новый дом, хозяева заводят в него осла, что должно принести им благополучие и счастье. В народе бытует поговорка: «Осел грязен, но дела его чисты».

В ряде местностей Дарваза есть обычай, согласно которому во время празднования Навруза в только что убранный и чистый дом в первую очередь заводят осла, на которого сажают ребенка. Нередко это животное использовалось как средство наказания за совершенный проступок. Taie, провинившегося сажали на осла задом наперед и возили его таким образом, а затем вовсе изгоняли из села. У лезгин существовал обычай, согласно которому неверного мужа забрасывали камнями, а неверную жену сажали в мешок и били палками, или же провинившегося мужчину сажали на осла, предварительно вымазав ему лицо сажей, и возили в таком виде по селу. Парфяне-так же-сажали на осла людей, совершивших бесчестный поступок.

Корова* (бык). Испытывая особую привязанность к домашним животным, человек считал некоторых из них священными. Как известно, для многих народов мира таким животным является корова. По преданию, бог одновременно с человеком сотворил быка, собаку и осла. Считается, что если в хозяйстве имеется бык, то человек живет в достатке и благополучии. Именно поэтому по традиции в памирских домах справа от входа в дом строилось помещение «говхона», т. е. место для быка, где содержали новорожденного бычка. Прежде чем приступить к посевным работам, быка кормили в течение сорока дней сеном, смешанным с мукой. В селении Калъа Рошкалинского района весной пекли четыре лепешки в форме бычьего глаза (хичцемен), в других местностях пекли лепешки в форме языка этого

животного, и кормили ими быков, чтобы урожай был хорошим. Люди верили, что если к быку относиться плохо, то это принесет несчастье их близким. Во время празднования Навруза лоб, спину и шею быка осыпали мукой, поздравляя его с праздником, как человека.

В Бадахшане на рисунках, оставленных древними людьми, из домашних животных встречаются только изображения коровы, что безусловно свидетельствует о почитании этого животного.

В некоторых мифах о животных встречаются космогонические мотивы, отражающие культы явлений природы, сформировавшиеся в условиях зарождения земледелия. Например, корову олицетворяли с небом, а иногда — с облаком. В связи с этим весной во время первого дождя ставили чашу со словами: «Лейся молоко, лейся хлеб». Таким образом, молоко и дождь были одинаково священны для людей.

Население Горного Бадахшана имело особое отношение к молоку. К примеру, когда корова телилась, то ее в течение трех дней держали дома, а молоко в эти дни употребляли только члены семьи, его даже не давали близким родственникам. Только по истечении семи дней молоко можно было давать соседям. Обычай этот сохранился и по сей день. Иногда в чашу с молоком бросали черный уголёк, что, согласно поверью, защищает корову от «черного глаза». Особое отношение памирцев к этому животному проявлялось и в том, что женщины оплакивали корову, если та умирала. По отношению к другим домашним животным это не было распространено. Существует предание, что когда священная книга Коран была ниспослана с небес, привели двух быков, чтобы книга не погрязла в земле. С тех пор якобы начались здесь и земледельческие работы. Из содержания другого мифа вытекает, что когда Коран был послан с неба, его положили не на землю, а на спину коровы, чтобы таким образом читать священную книгу. Именно по этой причине первая сура Корана называется «Бакара» («Корова»). Возможно, по этой же причине во время пахотных работ быков можно было бить по ногам, но ни в коем случае по спине.

Таким образом, культ коровы занимал среди населения Горного Бадахшана исключительное положение. Образ коровы, которую почитали жители данного региона, занял особое место и в памирской мифологии, что подтверждается анализом фактического материала работы.

Баран. По отношению к барану употребляют эпитет «благородный», что безусловно выражает культовое отношение к этому животному. По преданию,: баран был приведен из рая самим ангелом Джабраилом. Когда пророс Ибрагим в честь Всевышнего захотел принести в жертву своего сына Исмаила, он услышал голос самого Бога о том, что вместо сына он должен принести в жертву ягненка. С этого времени праздник жертвоприношения Курбан стал традиционным у мусульманских народов. В Бартанге и в некоторых других районах Горного Бадахшана, если в пятницу этого месяца рождался ягненок белого : цвета с черными пятнами вокруг глаз, его откармлквали^чтобьг принести затем в жертву. В течение трех лет никто, кроме хозяев, не должен был знать об этом жертвенном животном. При проведении похоронного обряда (цировпидид — букв, зажечь свечу), как правило, в жертву приносится баран черного цвета, что олицетворяет печаль V . к . тоску,; а во время празднования Курбана жертвенное животное должно быть белого цвета, олицетворяя чистоту и благочестие. В обоих случаях ■-- кости-животных складываются в таком месте, чтобы они не достались собакам.

Культовое отношение к барану связано и с местом, где он содержится, т. е. к хлеву. Хлев, как место обитания жертвенного животного, считалось особым местом, где, например, новорожденного укладывали поверх навоза, что, с одной стороны, спасало его от холода, а с другой - оберегало от беды и несчастья. Таким образом, можно проследить возникновение различных мифов и представлений, которые являются переосмыслением сложившихся обрядов и обоснованием их с анимистических позиций.

Горная коза (серна). В представлении иранаязычных народов серна одно из наиболее чистых и почитаемых животных. В Горном Бадахшане из

уважения к серне ее называют не своим именем, а специальным термином «чонвар» или «чондор» («живое существо»). О горной козе существует множество устных и письменных преданий, связанных с жизнью пророков.

Например, рассказывается, что в стаде пророка Ибрагима (Авраама) находилась прекрасная серна. После женитьбы на Саре стадо Ибрагима приумножилось благодаря тому, что Сара отдает мужу все, что ей принадлежало. В другой легенде рассказывается, что святой Myco (Моисей) пас многочисленные стада Шуайба. Женившись на дочери Шуайба Сафуре, Myco уходит в гору Тур, где увидел Всевышнего. После этого он отпускает свою отару. Говорят, что горные козы, встречающиеся в тех местах, из отары самого пророка Myco. В Бадахшане существует поверье, что человек раз в год должен съедать мясо серны, чтобы освободиться от грехов. Если охотник возвращался с охоты с мясом серны, то все жители селения брали себе понемногу этого мяса. Однако существовало и табу: охотник не должен был во время охоты убивать более трех животных. Если он нарушал данное предписание, то это грозило несчастьем ему и его близким. Древние источники и археологические данные говорят о том, что.жители Бадахшана издавна занимались скотоводством и охотой. Не случайно многие исторические находки связаны с изображениями животных на камнях, среди которых преимущественное положение занимает серна. В Рошткале во время празднования Навруза и в некоторых селах Бартанга при проведении обрядов «Бат» или «Бочайем» на стенах рисуют барана и серну. В Рушане, особенно в некоторых селах Бартанга, во время Нвруза из теста лепят фигурки животных, в том числе серны, и украшают их зернами абрикоса и ореха.

Серна считается очень чистым животным, и если к ней приближается грешник, она слепнет, а если серна попадает в грязное место, то погибает.

Интересно отметить, что анализируемые легенды, предания и поверья, связанные с охотничьей сферой деятельности человека, несут в себе информативно — познавательные функции, являясь как бы «кодексом поведения», т. е. в них сильна практическая, рекомендательная, табуирующая

функция.

Верблюд. Верблюд так же относится к тем животным, к которым люди с древних времен относились по — доброму. Жители Бадахшана считали его священным животным. Оно явилось на землю из рая, и когда святая Биби Фатима Захро собиралась сесть верхом на верблюда, он сгибал свои ноги, чтобы ей было удобно садиться. Народ верит, что святой Мухаммад странствовал на белом верблюде.

Собака. Это животное пользуется достаточно большой популярностью, как в устном народном творчестве, так и в письменной литературе, .где говорится о свойствах собаки и ее роли в жизни людей. В диссертации обращается внимание на тот факт, что собака в легендах и преданиях представлена в двух планах: с одной стороны, в ее изображении прослеживается реальное содержание (ее повадки, поведение, отношение к человеку), а с другой - наличествуют элементы вымысла и фантастики. Одна из легенд, имеющих мифологический характер, легла в основу коранического сюжета: Абулбашар (Адам), первый человек, на сороковой день своего бытия благодаря козням Азозила (дьявола) был изгнан из рая. По велению .Всевышнего ему..были подарены три вещи: конь, меч и собака. Согласно ~ другой легенде, Всевышний вылепил тело Адама из глины, и пока Создатель не вложил в него душу, его охраняла собака.

Среди жителей Горного Бадахшана существуют различные поверья и представления, касающиеся собаки, которые нашли отражение в культовой жизни памирцев, в их традициях и обрядах.

В представлении населения Бадахшана, там, где есть собака, не могут находиться враждебные человеку силы.

У памирцев, в частности у шугнанцев, существует одно поверье. После рождения ребенка в доме необходимо прикрепить веточку колючки, а во дворе семь дней должна находиться собака. В селении Рошорв (Рушан), чтобы новорожденный был здоров, в первый день материнское молоко дают не ребенку, а собаке. В некоторых местностях, если в какой-то семье дети

умирают один за другим, чтобы сохранить жизнь новорожденному, в колыбель кладут сначала щенка, а затем уже ребенка.

В народе считают, что если собака спит на спине, часто меняет свое положение, долго лает, то в доме хозяина случится беда. Если же кому-то случайно встретится собака, то это к добру.

Таким образом, в легендах, мифах и преданиях населения Горного Бадахшана собака является неотъемлемой частью окружающего человека мира и зачастую представлена в конкретных жизненных обстоятельствах.

В целом, рассмотренный здесь фольклорный материал свидетельствует, что образы животных здесь несут в себе, как правило информативно-назидательные функции, поскольку в них очень ярко выражены практические, рекомендательные, табуирующие стороны жизни и быта человека. Указанные образы имеют широкие параллели у различных народов мира. Однако трактуются они по-разному, что обусловлено особыми историческими, географическими условиями жизни населения Горного Бадахшана, различными проявлениями духовной культуры (религиозных .представлений, культовой жизни и т.д.).

Второй раздел первой главы назван «Животные, связанные с хорошими или плохими приметами».

В отличие от животных, рассмотренных в предыдущем разделе, которые трактуются только положительно и представлены носителями добра, реальных ценностей и материальных благ, образы волка, медведя, лисы, кошки воспринимаются двояко - они могут нести в себе как добрые начала, так и враждебные человеку последствия.

Являясь по своей природе хищным животным, волк, согласно поверьям, относится к миру зла. Он — один из основных персонажей сказок о животных и большей частью рисуется диким, глупым, тупым хищником, наносящим вред людям. Однако среди населения Горного Бадахшана существуют мифологические рассказы и предания, в которых это животное представлено как доброе существо, умеющее ладить с человеком. В

некоторых случаях волк оказывается даже умнее человека. В одном из таких рассказов повествуется о том, как встретились пастух и волк. Волк обратился к человеку с просьбой: «Отдай мне одну овцу». Пастух отказывается: «Это стадо не мое - богач накажет меня». Волк просит: «Сходи к хозяину и попроси для меня одну овцу». Пастух отвечает: «Ты же волк, как я могу доверить тебе стадо?». «Пусть я стану последней жертвой конца света, -заверяет волк, - я не трону твоих овец» и, положив голову на лапы, улегся возле стада. Пастух выполнил просьбу волка и с разрешения хозяина отдал ему одну овцу. Как только волк окончил свою трапезу, пастух попросил объяснить, что. значила клятва волка о конце света. Волк ответил: «Понаблюдай- внимательно, что станет с объедками, которые остались после моей трапезы». Пастух день за днем наблюдает, как объедки съедают черви, а когда они все закончились, черви начинают поедать друг друга. В конце концов последний червь, не имея другой пищи, пожирает сам себя. Это и есть конец света», - объясняет мудрый волк.

Древний человек, воспринимая животное как своего собрата и встречаясь ..с. ним, наблюдал характерные признаки его поведения и, естественно, отмечал для себя что-то разумное в их действиях. Общаясь с миром животных, человек становился сильнее и мудрее.

В- диссертации указывается изменение идейной интерпретации некоторых бадахшанских преданий и сказок о волке, что связано, видимо, с изменением отношения человека к природе. С одной стороны, в них проявлялся произвол дикой природы, несущей угрозу для человека, а с другой — в них образно выражены стремление народа к познанию окружающего его животного мира и мечта управлять им.

Медведь, лиса, кошка и некоторые другие животные также несут в себе как положительные начала, так и отрицательные. Наиболее древними функциями этих животных являются либо вредительство, либо помощь человеку. Существует поверье, что убить кошку — это значит не только совершить грех, но и накликать на себя беду. Говорят, что джины иногда

принимают облик кошки и причиняют людям вред. Согласно поверью, если кошка вьется вокруг ног человека, то он через определенное время умрет, а если кошка чистится, то это к снегу или дождю.

Таким образом, легенды, предания, поверья об этих животных основаны на фантастических представлениях людей о способности животного мира влиять на их жизнь, помогать им или, напротив, приносить вред.

Вторая глава диссертации называется «Почитание пернатых». В ней анализируются персонажи легенд, преданий и поверий, где в главной роли. выступают пернатые, сделана попытка, определить роль и место гэтих. персонажей в системе других мифологических образов. г

В первом разделе главы «Птица - друзья человека» рассматриваются образы птиц, связанные, в представлении людей, с добрыми началами.

Сюда относится, прежде всего, петух, к которому различные народы мира, в том числе потомки древних арийцев, имели особое отношение.

Такое отношение к петуху проявляют и жители Горного Бадахшана. Петух сопровождает человека на протяжении всей истории человечества. Он предвестник рассвета, будит людей по утрам, призывая совершить молитву во имя аллаха и приступить к работе. Начать работу с наступлением рассвета считается богоугодным делом, ибо только тогда она приносит желаемые результаты. Потому петух считается символом зажиточной жизни.

К ласточке человек испытывает особенно доброе отношение, считая ее своим другом. В одном из мифов рассказывается, что в давние времена змея велела осе определить, чье мясо и кровь слаще всего. Оса попробовала кровь всех живущих на земле и определила, что человечья кровь слаще других. Она поспешила сообщить об этом змее, чтобы та вперед охотилось только на человека. По дороге оса встретилась с ласточкой. Ласточка, узнав о намерениях осы, своим хвостом отрубила ей язык и тем самым спасла людей от уничтожения.

Люди по поведению ласточки могут определить погоду. Если она

летает низко, то это предвестье того, что скоро пойдет дождь или снег. Если же кто-то поймает ласточку и приложит ее лапку к своим пальцам, то этот человек становится искусным мастером, а у того, кто обидит ласточку, будет всю жизнь трястись голова.

В представлении жителей Горного Бадахшана, куропатка — еще одна почитаемая птица - очень чуткое существо. Существует предание, что когда у одного человека сын, который находился далеко от дома, сорвался со скалы и умер, куропатка отказывалась пить и есть, пока мальчика не привезли в дом и ~ не похоронили. По словам жителя села Хуфи (Рушан) Г.Абдулназарова, бог сотворил куропатку в радостный день праздника Навруэ,- который считается началом нового года, наделив ее прекрасным голосом. Люди верят, - что если в доме есть куропатка, то к нему не приблизится змея.

Жители Горного Бадахшана с особым почтением относятся к голубю и считают его священной птицей. За свои добрые качества голубь получил от бога в знак особого уважения зеленый ободок вокруг шеи, который символизирует вечную жизнь. Об этой зеленой полоске на шее голубя существует и другой миф, который гласит, что пророк Ной отправил его измерить уровень воды. Голубь по шею ушел в воду, и водоросли обвились вокруг него, но птица выполнила веление пророка. А зеленая черта вокруг ее шеет-это след от водорослей.

Голубь также считается птицей, которая способна развязать возникшие на жизненном пути трудности. Поверье гласит, что если больному, который болел продолжительное время, дать мясо голубя, то он выздоровеет или же прекратятся его мучения, т.е. умрет. Еще есть такое поверье, будто когда пери спускаются на землю, то принимают облик голубя, поэтому голубь считается из рода пери.

Некоторые племена считают, что ведут свое происхождение от какой-то птицы и боготворят ее. Например, тотемным предком казахского племени казбек считался орел, к которому люди племени относились как к священной

птице. Орел - зоркая птица, и зоркость эту он унаследовал со времен пророк Мухаммада.

Однажды пророк Мухаммад, находясь в пустыне, снял обувь, чтобы помолиться. В это время змея заползла ему в сапог. Орел, заметив змею, поднял сапог высоко в небо и бросил его на землю. Змея выпала из сапога. Пророк Мухаммад благословил орла, и с того времени он считается самой смелой и зоркой птицей.

Интересны поверья, связанные с удодом. Так как на голове птицы имеется хохолок в форме короны, это, в представлении людей, возвышает его над другими пернатыми. Говорят, что удод так же зорок и дальновиден, как орел. Кроме того, он считается предвестником радостных вестей. Обидеть удода считается большим грехом. Желтый цвет птицы свидетельствует о ее благочестии и набожности.

По народному представлению, если человек ранней весной неожиданно встретится с удодом, то перед ним открывается тайна бытия, и он становится очень счастливым и богатым.

Если весной раньше других пернатых появляется удод» то считается, что год будет теплым, а если на один из столбов дома повесить клюв удода, то нечистая сила обходит этот дом стороной.

О мифической птице Снмург в народе есть поверье, что она будто является стражем ворот солнца и луны. Живет эта птица на самой высокой вершине мира под названием гора Коф. Согласно мифу, приведенному в «Шахнаме» Фирдоуси, Симург живет на горе Албурз (Эльбрус), где вместе со своими птенцами воспитывала отца Рустама Заля. Когда отец забрал Заля домой, Симург отдала юноше несколько своих перьев, чтобы тот в случае необходимости мог призвать птицу на помощь. Как видно из народных сказок, например, «Медвежонок», «Золотая птица», «Царевич и Симург», эта птица пользуется особым уважением у горцев.

Второй раздел второй главы посвящен пернатым, имеющим положительные и отрицательные начала и оказывающим определенное

влияние на человеческие судьбы. К примеру, так как сорока имеет черную и

белую окраску, то в народе существует поверье, что она (сорока) приносит

' *

как добрые, так и печальные вести. Черный цвет - олицетворение горя и беды, а белый - признак радости и счастья.

Однажды, когда повсюду распространилась болезнь под названием тиф, люди не знали способов лечения от этой болезни, и большая часть населения погибла. Тогда люди обратили внимание на необычное поведение сороки во время эпидемии. По ее голосу определяли, в каком доме больной умирает, а в каком выздоравливает. Если сорока вблизи какого-либо дома ведет себя шумно^та в таком доме обязательно кто-то умирает.

Согласно поверью, если сорока летает низко над землей или громко трещит в пятницу, то это к несчастью. В таких случаях, обращаясь к сороке, говорят: «Весть добрая — молочная каша тебе в клюв» или «Сахар тебе в . клк>в»~ Когда же сорока летает высоко над землей, то это ведет к добру.

Другой птицей, с которой связаны хорошие и плохие приметы, является павлин. За особую красоту павлина держат во дворцах и в домах богачей. Некоторые считают присутствие этой птицы в доме плохой

приметой.: Считают, что из-за павлина человек был изгнан из рая. Павлин • *

сторожил • ворота- в рай и пропустил туда дьявола. Павлин украшен разноцветным -опереньем, подаренным ему ангелами. Когда же павлина выдворили из рая, то ангелы отобрали у него оперение и отправили в изгнание в Индию.

Третий раздел назван «Символы несчастья и разрушения», где рассматриваются образы таких пернатых, как ворона, дятел и сова.

Жители Горного Бадахшана считают ворону предвестницей различных бед. Считается, что если ворона подлетает к двери дома и каркает, то в этом доме случится несчастье. В таких случаях в сторону вороны кидают полугорелую головню, чтобы сжечь нерадостную весть.

Содержание большей части мифов о вороне связано с цветом вороны, благодаря которому мотивируется ее предназначение, приносить беду,

поскольку черный цвет — это цвет горя и несчастья. Известно, что в преданиях более позднего происхождения люди посредством интерпретации поведение птиц выражали свои общественно-социальные, религиозные взгляды, отношение к природе, быту и социальным связем. Этот тезис подтверждается мифами и легендами, посвященными дятлу. Согласно содержанию одного мифа, Имам Хасан и Имам Хусейн отдают жизнь за веру в пустыне Карбало. Дятел смазал себя кровью двух имамов, полетел к их врагам и дал им знать об их гибели. Так как эта птица служила врагам веры, ее стали называть «кофирак», т.е. неверная, немусульманка.

Сова так же, как и дятел, не пользуется в народе любовью. К такому выводу можно прийти из анализа содержания мифов, бытующих среди жителей Горного Бадахшана. У Каюмарса был сын по имени Хушанг, который отличался большой набожностью и все время проводил в молитвах. Однажды дивы увидели Хушанга и решили убить его, чтобы причинить боль отцу мальчика. Как только Хушанг приступил к молитве, дивы ударили его камнем по голове и убили. Однажды Каюмарс отправился в горы, чтобы увидеть сына. Когда он приблизился к горе, к нему несколько раз подлетала сова, издавая характерные звуки. Каюмарс решил поймать сову,-но она летела все дальше и дальше. Таким образом Каюмарс поднялся на вершину горы и нашел своего сына убитым. Вот почему сова пользуется в народе плохой репутацией.

Согласно поверьям, если сова беспрестанно издает звуки, то наступает голод. Если она появляется в какой-то местности, то это место превращается в развалины. Человек, на которого падает тень совы, становится нищим.

Как показало исследование, в сказаниях и поверьях о вышеупомянутых пернатых они являются воплощением отрицательных начал, и борьба с ними изображается как борьба со злом. Как правило, это существа, обладающие плохой аурой, «дурным глазом», в связи с чем наносят вред людям, животным, растениям. Поверья о «дурном глазе» связаны с ведомством -колдовскими действиями, которые начали формироваться еще в среде

первобытных людей. Эти поверья отличаются особой устойчивостью и почти не подвергались влиянию исламской религии.

Третья глава диссертации называется «Формы поклонения животным и птицам». Глава состоит из пяти разделов и посвящена тотемистическим представлениям различных народов, в том числе и жителей Горного Бадахшана о животном мире. Так как первобытный человек не понимал многих явлений природы, он целиком зависел от нее, живя по законам животного мира. Человек не отделял себя от этого мира и считал, что часть животных когда-то были людьми, но стали животными из-за своих прегрешений. Некоторые из этих поверий бытуют и в настоящее время.

В'фонде Д1ГН имеется рукопись мифа, записанного у жителей кишлака Баджув Рушанского района, который подтверждает наши доводы. В мифе говорится, что в кишлаке Баджув жил бедный человек по имени Шейх. Он ходил па кишлаку и просил подаяние у своих богатых соседей, но они ему ничего не давали. Шейх обращается к богу и просит, чтобы бог превратил его в волка, дабы отомстить жадным соседям. Бог удовлетворил просьбу Шейха. Шейх в облике вожака стаи волков долгое время вредит своим соседям. Скорсгдюди узнали о том, что волк, который терроризирует их, не кто иной, как нищий Шейх. В кишлаке его наградили прозвищем шейх - волк. Через некоторое время Шейх понял, что прежняя его нищенская жизнь намного лучшее чем теперешняя волчья жизнь. Он вновь обращается к богу и молится, чтобы вернутся к прежней жизни. Бог милостивый возвращает шейха-волка в его прежний облик, т.е. к человеческой жизни. Хотя повествование носит мифический характер, но в нем явственно ощущаются элементы социального сознания, говорится об имущественном процветании одних и неблагополучии других, звучит призыв к равенству и гуманизму.

Согласно поверьям многих народов, душа человека после его смерти переходит в животных и птиц. Животное и птица, в плоть которых переходит душа покойника, в народе порою становится тотемом. У лезгинов принято, когда змея заползает в дом, ее встречают с уважением, угощают маслом,

молоком и хлебом. У них существует поверье, будто в плоть змеи перешла душа умершего в этом доме человека. По представлениям населения Горного Бадахшана, если в дом заползает змея, ее встречают с почестью и обсыпают мукой.

Среди жителей Бадахшана и по сей день бытует мнение, что на третий вечер после смерти человека во время церемонии «Чарогравшан» прилетает бабочка. Считается, что душа умершего находится в бабочке и она прилетает, чтобы перед дальней дорогой проститься с людьми. Бабочка остается в доме до утра, т.е. до завершения церемонии, и продолжает порхать по дому, но не каждому смертному дано увидеть ее.

В главе анализируются те черты быта, которые свойственным-различным народам, своеобразие конкретных социально-экономических" »' природных условий, определивших отношение каждого -народа-ж миру животных, его национальный склад мышления. У ^многа^ народов существовал обычай жертвоприношения, в котором нашли отражение тотемистические, космогонр' зские, теологические представления людей. Например, народности Севера для обряда жертвоприношения предпочитают белого оленя. На таком олене, как правило, не ездят-и содержат его только для вышеупомянутого обряда.

Среди некоторых жителей Горного Бадахшана бытует традиция: если рождается ягненок белого цвета с черной окраской вокруг глаз или на лбу, то такого ягненка предназначают только для жертвоприношения.

У жителей сел Горного Бадахшана по сей день, существует другая традиция — «кишши» - очищение дома длинной метлой, во время который в день Навруза от восхода до захода солнца запрещается заходит в дом не только соседям, но и родственникам.

В Вахане на первое утро Навруза на завтрак готовят сумхуч (вид сумалака). После завтрака хозяин, накинув на спину осла новый палас, заводит его в свой дом. Идя следом за животным, хозяин произносить: «шогун бахор муборак» (шогун с праздником весны), жена ему отвечает: «ба

руи шумо муборак» (со счастьем на вашем лице) и обсыпает плечи хозяина мукой. Затем перед животным ставятся овес, вода и трава. К чему из них осел прикоснется, того в новом году будет в изобилии.

В Бадахшане есть поверье, если у молодых родителей новорожденные умирают в раннем возрасте, то родители для последующих детей дают имена птиц, животных и деревьев, дабы уберечь их от смерти. Эти такие мужские имена, как Булбул (соловей), Кабутар (голубь), Боз (сокол), Шер (лев), Гург (волк), Боша (сокол), и женские имена Тутти (попугай), Товус (павлин), Зариз (курапатка), Чах (курица). С течением времени к этим именам добавились слова шох, али, мухаммад, в связи с чем образовались новые имена типа: Кабутаршох, Булбулшох, Бозмамад, Шермамад, Шерали, Гургали и т.д. Такие имена, с одной стороны, восходят к тотемному г,V отношению наших предков к миру животных, а с другой — в них нашли отражение.: позднейшие„ наслоения, появившиеся с развитием религиозного мышления и форм общественного сознания.

В диссертации отмечается, что связь мифов с обрядами проявилась в ритуальных играх и танцах в масках животных. В прежние времена в различных* местностях Горного Бадхшана исполнялись танцы и игры под названием «танец орла», «танец голубя», «медвежьи игры», «лисьи игры», в которых исполнители подражали животным, их внешнему виду и повадкам. Среди таджиков и других соседних народов большим успехом пользуется такая игра: как «бузкашн» («козлодрание»). В этой игре изначально использовали только тушу козла, так как именно это животное считалось исчадием ада, что объясняет смыл ритуала.

Другая игра, которая пользовалась особенным успехом у детей, называлась «волк и овца». Эту игру отметили этнографы М. С. Андреев и А. А. Половцев.

Следует сказать, что миф не всегда представлял собой часть, обряда, тем более, что со временем начался развиваться процесс выделения мифа из обрядового комплекса. Т.е. происходит поворот в художественном видении

окружающего мира, и миф по мере развития мифологического сознания обогащается художественными элементами, проявляя все большую самостоятельность от религиозно-обрядовой традиции.

В заключении диссертации нашли отражение общие результаты исследования:

- мифы, легенды , сказки о животных, имеющие мифические основы, в определенной степени выражают исторические реалии, культуру и древнюю философию каждого народа, в том числе населения Горного Бадахшана;

- анализ мифологических памятников фольклора показывает, что они относятся к тому времени, когда основным занятием древнего человека было одомашнивание представителей животного мира;

- выделив себя впоследствии из мира животных, где он воспринимал животное как своего собрата-тотема; человек видел характерные признаки их поведения, отмечал что-то разумное в их действиях. Возможно, одним из распространенных мотивов в фольклоре является тема понимания языка природы;

- мифологические произведения издавна служили средством передачи опыта, знаний, истории народа из поколения в поколение. Эти памятники несут в себе информацию о различного рода поверьях, представлениях, через которую регламентируется поведение человека. Как показал анализ обширного материала, целью одних мифологических произведений является утверждение достоверности бытующих в народе поверий, других -наставление о том, что дозволено и не дозволено при столкновении с животным миром. Т.е. вся сложная система поведения состоит из табу, рекомендаций и тд;

- особенно много интересного дает сравнительно-исторический и историко-типологический анализ мифологических произведений населения Горного Бадахшана с аналогичными памятниками других народов, поскольку они свидетельствуют о множестве сходств и параллелей, требующих отдельного исследования;

- зарождаясь в тесной связи с обрядом, миф по мере развития мифологического сознания, обогащался художественными элементами, все более отделяясь от обрядового комплекса.

В дальнейшем, сойдя со сцены, миф уступает место сказке и эпосу.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора (на тадж. яз):

1. Мифы и легенды о животных и птицах. - Душанбе: Нодир, 2003. - 39 с.

2. Поверья о^. петухе. ://Энциклопедический словарь. - Душанбе, 2002.

- С.57-.58.,

3. Два распространенных образа в творчестве великого поэта. //Вестник университета (гуманитарные науки).-№ 3. — Хорог, 2001. — С.67-69.

4. Один распространенный фольклорный образ. //Вестник университета (гуманитарные науки). -№ 4. -Хорог, 2002. -С.86-91.

5. О культе петуха. //Вестник университета (гуманитарные науки). -№ 4.

- Хорог, 2002. - С.92-94.

6. Ворона в представлениях людей. //Вопросы памироведения. - Вып.5.

- Душанбе, 2005. - С. 99-102.

-7. Лошадь и осел в представлениях людей. //Вопросы памироведения. -Выя.6. - Душанбе, 2005. -С.152-162 (в соавторстве). . 8;. Единство" г. тотемистических взглядов в мифе. Материалы Республиканского симпозиума «Экономика и наука Горно-Бадахшанский автономной области: прошлое, настоящее и будущее».

- Душанбе, 2005. -С.113-117.

9. Общность мифов и легенд народов. //Вестник университета (гуманитарные науки). -№ 5. -Хорог, 2005. -С.86-88.

© Издательство РТСУ. 2006г. -Сдано в набор 18.08.2006г. Подписано в печать 21.08.2006г. Зак.№85 Объем 1,5пл. Тираж ЮОэкз. Отпечатано в типографии РТСУ.

 

Текст диссертации на тему "Мифы о животных и птицах в фольклоре населения Горного Бадахшана"

61:06-10/1651

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПАМИРСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Курбонхонова Нуриджахон Мирасановна

Мифы о животных и птицах в фольклоре населения

Горного Бадахшана

Специальность: 10.01.09 - Фольклористика

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный руководитель: доктор филологических наук Шакармамадов Нисормамад

Душанбе - 2006

АКАДЕМИЯМ илмх;ои ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН БАХШИ ПОМИРИ ПАЖУ^ИШГОХИ УЛУМИ ИНСОНЙ

Ба дукми дастнавис

Курбонхонова Нури^а^он Мирасановна

УСТУРАИ ЧОНВАРОН ДАР ФОЛКЛОРИ

БАДАХШОН

Ихтисос: 10.01.09 - Фолклоршиносй

РИСОЛАИ ИЛМИ

барои дарёфти унвони илмии номзади илми филология

Ро^бари илмй:

доктори илми филология

Шакармамадов Нисормамад

Душанбе - 2006

МУН ДАРИЛА.

Муцаддима-----------------------------------------------------------------------------4

ФАСЛИ ЯКУМ. Дар бораи парастиш ва эътицодоти ^айвонот аз руи хислату аломатдои ощо

1.Хайвоноте, ки муниси одаманд.......................—....................—16

2Дайвоноте, ки фоли нек ва бад доранд.......................................-58

ФАСЛИ ДУЮМ. Дар бораи парастиши парандадо

1.Парандая>ое, ки муниси одаманд................................................78

2.Паращщое, ки фоли нек ва бад доранд..................-..................115

3.Тимсоли бадй ва харобй ........................................................120

ФАСЛИ СЕЮМ. Аломат^ои рамзии парастиши ^айвонот ва паращщо

1.Табдили инсон ба ^айвон......................-...............................-—133

2.Табодули ру^и одами....................-..........................................141

3.Парастиши чиненой райрииней дар алок;амандй бо расму оин ва маросим^ои суннатй...................................................................143

4.Ифодаи рамзии лав;абу унвон....................................................152

5.Рацсу бозй дар сурати ^айвонот ва паррандадо....................-........154

Хулоса------------------------------------------------------------------------------------156

Адабиёт ва сарчашма^о--------------------------------------------------------------158

Муцаддима

Аз ибтидои нимаи дуюми садаи бист баробари дигар масоилу падлудои фолклори то^ик мудак; к; ик; они содадои гуногуни Чомеашиносй, бахусу с, мардумшиносй ва фолклоршиносй ба омухтану тад^щи эътщодоту бовардо, таъбироту парастишдо, к;иссаву дикоятдо дойр ба чинсу ашёдои райритабий, шахсдову додисадои асотирй ва райра, ки дар ма^муъ ощоро ба истилоди асотир ифода кардан мумкин аст, беш аз пеш ривоч меёбад. Агар иддае аз мудак; к; щ он ин навъи тасаввуроти цадимии одамонро дар асоси асотири хаттии цадимй (106:115), (89:96), (67:411- 435) ба таздщ гирифта бошанд, иддаи дигари ондо мавриди баррасии асотир маводи шифодиро зери назар гирифтаанд (48:51 - 52), (69:72), (57: 58), (52:55), (65:70).

Мусаллам аст, ки э^одиёти бадеии лафзй сарчашма ё худ маншаи асосии адабиёти хаттй буда, бунёди он асотир мадсуб мешавад. Вожаи асотир арабй буда, шакли муфрадаш устура мебошад. Зудуроту густариши устурадо бошад, ба пайдоиш ва ташаккули забон ва эдсоси дарки ашё ва додисадои мудит иртибот мегардад.

Алоцамандии ин се унсури мудим: асотир, фолклор ва адабиёт, ки дара^аи инкишофи тафаккури бадеии одамонро акс мекунанд, дар даврадои минбаъда низ гусаста нашуда, балки дар пайвастагй ва дар иртибот бо якдигар шакл гирифта, мукаммал гардидаанд. Ин пайванди дамешагй, махсусан, байни асотир ва дигар осори фарданги мардумй, ба вижа, ривояту афсона бар^аста ба чашм мерасад. А^аб нест, ки дамин пайванди ногусастании ин навъдои осори бадеии мардумиро ба эътибор гирифта, иддае аз адли таздщ, бахусус, мураттибони луратномадо истилоди ондоро дар омехтагй шарду тавзед медиданд. Чунончи, дар фарданги муътабари

ду^илдаи забони тоники устура ба истилодоти "хурофот" ва "афсона" шард ёфта бошад (80:86 ), дар "Лугати русй-то^икй" омадааст: "миф. 1. асотир, к;исса, ривоят; 2. маънои ма^озй: а^оибот, Бароибот, муъ^иза; фасона, noF" (72:487). Ин тарзи тафсир, датто дар фардангдои тахассусй дам ба назар мерасад. Дар "Фарданги истилоди адабиётшиносй", ки бо ибтикори чанде аз донишмандони то^ик ба чоп расидааст, мафдумдои ёдшуда дамчун муродифи якдигар фадмида шудаанд (92:13). Дар фарданги шапщилдаи мудавдщи Эрон Муин истилоди устура ба маънии афсона, ^исса, сухани парешон тафсир ёфтааст (46:267). Аз руи таъкиди фолклоршинос И. Г. Левин арабдо ба чои жанри масал истилоди устураро истифода мебаранд (33:12). Яке аз мудак;в;ив;они устурашинос В. П. Пивоев ба ин маънй издори андеша намудааст: «Миф аз калимаи юнонй гирифта шуда, маънодои зиёдеро, аз цабили калима, мунозира, в;исса, гуфтор, афсона ва масалро дар бар мегирад» (60:3).

А. М. Горкий байни афсона ва асотир тафовут гузошта, ь^айд кардааст, ки «Асотирро одамон чизи дав;щй, вале афсонаро чизи хаёлй мепиндоштанд» (77:5). Равшани Радмонй хусусиятдои умдаи афсонадоро нати^агирй карда, ин нуцтаро ба тафсилтар тавзед додааст: «Афсона аз устура тафовут дошта, дам шаклан, дам мазмунан ва дам услубан дар кадом жанри мустав; ил аст, дарчанд устурадо аслан, яке аз манобеи пайдоиши афсонадо мебошанд» (69:61).

Бо вучуди чунин тафсироту тавзедот аксари адли тадв;щи тахассусй бар он а^идаанд, ки дар яке аз он анвои фарданги мардумй вижагидои худро низ доранд. Чунончи, Равшан Радмонй нигоштааст: «Маъмулан, дар устурадо тасаввуроти фавцуттабиии инсон акс ёфтааст, ки инсон ба он бовар дорад». Дар адабиёти аврупой устураро миф (Myth) меноманд. Миф, аслан, вожаи юнонй

буда, нацлдои бофта ва сохтаи мардум дар бораи худоён ва падлавонон аст. Миф ё устурадо тасаввуроти инсондои ^омеаи ибтидой мебошанд (69:58-59). Олим дар тацвияти мулодизадояш ба гуфтадои Мирчолияда ном пажудишгаре ручуъ кардааст, ки у навиштааст: «Инсони чомеаи бостонй бо тацлид аз кирдордои сармашцгунае Худо ё к;адрамони устурай ё тащо бо бозгуии мо^аро^ущои оноп худро аз замони фонй дур мекунад ва ба шакли 40дуй вориди замони бузург, замони мук;аддас мешавад» (69:59).

Олими дигар Ф. X. Кессиди дар нати^аи омухтани мифдо ба чунин хулоса омадааст: «Миф намуди махсуси диссиёти ба худ хос, образнок ва тасаввуроти синкретй (омехта), дар бораи табиати во^ей ва рузгори умумибашариву шакли цадимии шуури ^амъиятй мебошад» (30:41).

Пайдост, ки ин олимон ба дар навъе, ки оид ба ин анвои адабиёти шифодй ак;идаашонро баён карда бошанд, асотир нахуст тасаввури одамон оид ба ашё ва додисадои табиат ва фав^уттабиии инсощои таърихй ва чинсдои мавдум мебошад.

Дар хусуси истилоди илмии ривоят дам дануз байни адли таджик; бадс вучуд дорад (69:70-80). Бо вучуди ин иддае аз мудаодщони фарданги мардумй ба ривоят дамаи он чиро мадсуб медонанд, ки дар ондо дар бораи куду теппа, нав;шдои руи санг, мазордо, зиёратгоддо, Бордо, чашмадо, олами дайвоноту наботот, парандадо, хазандадо, ашхоси хаёлй, Ху^аи Хизр, Х|отами Той, Л угомони Хдким, авлиёву анбиё, ашёву ^инсдои фавцуттабий ва Fafipa нацл мешавад (66:92-96, 57:29-52, 64:208, 96:92-97). Бисёрии ин ифодаву мафдумдо дар пайвастагии асотир ва ривоёт баён мешаванд, аз ин нигод, нисбат ба ондо истифода бурдани ибораи ривоятдои асотирй дам шояд чоиз бошад. Заминаи асосии дам устурадо ва ривоятдо бовар ва эътицоди одамони даврадои ибтидой нисбат ба а^носи олами дастй ва хаёлй мебошанд. Мадз, ак;идадои анимистй (рудпарастй) ва тотемистй

(дайвонпарастй), ки хусусияти му^ими устурах,о ва ривоят^о мебошанд, дар нати^аи бовардои одамон ба вучуд омада, дар замири ощо нав;ш бастаанд.

Асотир ма^сули ^ама гуна афкори и^тимой ва бадеии ^адимии хал к; до буда, он бунёд ё худ маншаи асосии навъу намуддои э^одиёти бадеии лафзии ондо низ мебошад. Устурашинос Малиновский к;айд кардааст, ки устура дар навбати худ нишондидандаи маросим ва та^рибаи ^амъиятй аст (77:13).

Асотир, ки маздари эътщоду бовари инсощо мадсуб ёфтааст, возех, аст, ки дар нати^аи мушо^ида ва та^рибаи тулонии одамон дамчун як намуди тафаккури бадеии хал к; дои гуногун шакл гирифтааст. Бахусус, дар дар як халв; дар баробари худоёну в;адрамону диловарони фавцуттабий ва дигар ашёву додисадои гайритабий тасаввуроти в;адимии одамон нисбат ба ин ё он намуди паранда ва ё дайвон дар гуна эътщоду бовардо ба вучуд омада, датто бархе аз ондо мавриди парастиш к;арор ёфтаанд. Ин бовару эътик;одот сабаби ба вучуд омадани ацидадои тотемистй гардидаанд. Устурашиносон асотирро таърихи муцаддаси тамаддуни ^амъияти ибтидой номидаанд. Бо мурури замон устурадо тавассути навъу намуддои дигари фолклорй, бахусус, жанрдои дигари насри шифодй густариш ёфтаанд. Хдмин густариш ва пайвастагии асотир ва жанрдои дигари насри мардумй боиси ба вучуд омадани бадей зиёде гардид. Иддае аз адли таджик; асотир ва циссаро як намуд мешуморанд. Ба а^идаи С. А. Токарев асотир ва щссадоро аз дамдигар фарв; кардан душвор аст (76:150). Иддае аз мудаодщон исбот мекунанд, ки в;исса аз навъдои алодидаи э^одиёти бадеии халв; буда, он дар асоси додисаву во^еадои таърихй э^од шудааст. Агар бино ёфтани ягон шадр ё ба вучуд омадани ^ангдо ва Faftpa мавзуи ^иссадо бошад, мавзуъ ва мудтавои асотир зудуроти додисадои табиат мебошанд.

Адабиётшиноси то^ик Худой Шарифов дар мавриди тафсиру ташреди истилоди "цисса", "Фар^анги Онандроч", китоби манцури "Кдсас - ул - анбиё" ва дигар сарчашмадои илмй ва адабиро зери назар гирифта, нигоштааст: "Тафовути цисса аз достон дар ин аст, ки якумро мепардозанд ва дуюмро месозанд. Мо гуфтем, ки цисса чизе дар асоси вов;еияти аёнй пардохтааст. Пас, к;исса чизе ба каси маълум руй дода аст, ки тавсифашро бояд мураттаб кард ва пардохт. Бинобар ин, ъ;исса ва воцеоти зиндагии шахе бо тамоми шебу фароз аст, ки мувофщи ходиши шунаванда ё ба нияти расондан ба ниёзмандон нак;л карда мешавад". Олим аз ин гуфта ба чунин хулоса омадааст: "Арзиши к;исса аз дарёфт, ороиш ва банду бает вобаста аст. Кдсса саргузашти у^щщш касе аст ва дар шакли эдтимоли руйдоди во^еие ба маъраз оварда мешавад" (100:295-299).

Фолклоршиноси то^ик Равшан Радмонй ин нуцтаро аз мудавдщи устурашиноси эронй Вусто Сархуш Картисй щтибос кардааст: «Устурадои эронй в;исса^о ва достощои кудан дастанд, ки мав^удоти хорщуллода ё моварошабиро шомил мешаванд. Ин устурадо, ки аз гузаштаи афсонаи Эрон бар чой мондаанд, дидгоддои чомеаро мунъакис мекунанд, ки дар ofo3 ба он тааллук; доштанд, дидгещои ин мардум нисбат ба руёруи хайру шар, аъмоли худоён ва диловаридои цадрамонон ва мав^удоти афсонавй» (69:90). Худи Р. Радмонй, аз як су, ба таъкид гирифтааст, ки «устурадои бостонй нав;лдои фавв;уттабий ва ифодакунандаи эътщ оду ихлоси Чомеаи он замон будааст, ки мардум дар замони худ ба ощо комилан боварй доштанд». Аз суи дигар, ин олим нигоштааст: «Навъи дигари устурадое мавчуданд ва имруздо низ вирди забони мардум дастанд, ки мо ощоро дикоядои асотирй номидем» (68:61). Дар мафдуми «дикоядои асотирй» «Хизр, парй, бало, а^ина, чин, албастй, лашкар, номгирак, мома, арвод, ол ва дигар махлуцоти ба чашм нонамоён»- ро зери назар гирифтааст (68:62-68). Ба назар

мерасад, ки Р. Радмонй ибораи «дикоя^ои асотирй» -ро аз руи таълифоти иддае аз фолклоршиносони рус, ба мисли «Мифологические рассказы» (43:46), «Мифологические рассказы и легенды» ва Байра ба асос гирифтааст (44:47).

Хдмин гуна ихтилофи назар^о ё натщагирщои мухталиф дойр ба устура ва афсона^о ва дигар жанр^ои насри лафзй низ ба чашм мерасад. Фолклоршиноси рус Ю. И. Юдин дар нати^аи омузишу таздщи афсонадои тамсилй ба хулоса омадааст, ки дар он афсона^ои тамсилй, ки тасаввуроту а^ида ва бовар^ои асотирй акс ёфта, ощо маншаи тотемистй дошта, дар ощо ацщщои тотемистй дерпц нигоз, дошта шудаанд, «оьщоро мумкин аст, афсона^ои асотирй номбар кард» (110:48).

Аз руи хулоса ва нати^агирщои адли адабу илм маълум мегардад, ки асотир баробари як навъи махсуси тафаккури бадеии ибтидоии халвдо буданаш нафа^ат он чун манобеи жанр^ои насри мардумй к;арор дошт ва ё дар шаклгирии ощо нацши мухдм бозид, балки он бо вижагщояш дар цисме аз навъу намуд^ои афсона, нацл, цисса, ривоят ва Байра мав^еашро ншщ дошта меояд. Ин аст, ки иддае аз мдавдщони осори бадеии шифо^й дар нисбати чунин навъу намуд^ои фолклорй истифодаи ибораву ифода^ои «афсона^ои асотирй», «ржоязфи асотирй», «^исса^ои асотирй» раво донистаанд.

Азбаски бисёрии намуди ривоят^о, ки мавзуи ба^си мо царор доранд ва бо унсурдои асотирй дар сурати синкретй дар истеъмол мебошанд, нисбат ба ощо баробари мафдуми «устурадо» ё «асотир» истифодаи «ривоят^ои асотирй» -ро низ добили ^абул донистем. Ин маф^уму ибора^о, махсусан, он бовару эътщодот, тасаввуроту а^ида^ои цадимии одамон, ки дар нисбати ^айвоноту паращщо ва дигар ^инс^ои райрииней баён ёфтаанд, комилан ифода карда метавонанд. Ба назар мерасад, ки ин гуна асотиру ривоятх,ои асотирй

аз чумлаи цадимтарин намуди афкори бадеии одамон ба дисоб мераванд.

Мусаллам аст, ки дар дар хал в; у кишвар вобаста ба шароити щтимой - таърихй ва мудити воцей - табий тасаввуроту алидад о, ихлосу бовардо нисбат ба чонварони табиат бо тарздои гуногун шакл гирифтааст, вале чунонки аз таджик; оти олимон ва маводи ба дастомадаи мо бар меояд, он бовару эътщодот, ав;ида ва тасаввурот чун асотир ва ба вижа, ривоятдои асотирй шакл гирифтаанд, ки дануз бисёре аз халцдои олам аз а^доди ягонаи худ дур нагаштаанд. Аз чумла, ба даврадои цадим реша давондани устурадо дар бораи дайвоноту парандадо бисёр афсона ва ривоятдои асотирй, ки дар байни бисёр хал в; до аз нигоди мазмуни ягона мавв;еъ доранд, мулодизаи фавк;ро то андозае тасдщ мекунад. Дар ибтидо гуё дар руи замин тандо инсондо вучуд дошта, ба гузашти айём шумораи ондо хеле афзудааст. Аз ин боис Худованд дайвоноту парандагони вадширо меофарад, то ки дар мубориза алайди инсондо бошанд (70:39).

Азбаски асотир мадсули афкори хеле цадим буда, ба расму таомулу маросимдо алоцаи зич дорад, имруз баъзе суннату маросимдо дар байни мардум ба 40 оварда мешаванд, ки маънояшон пурра дарк намешавад. Дар баъзе чоддо он маросимдо агар суннатй бошанд, ондоро мук;аддас дисоб мекунанд. Барои дамин дам, муаррихи англис Робертсон Смит «асотир аз суннат гирифта шудааст, на суннат аз асотир»- гуфтааст (77:528).

Устурадо дар бораи дайвоноту парандагон, в^аблан, ав;идаи тотемистиро ба вучуд овардаанд. Ин ав;ида замоне пайдо шуд, ки одамон дануз мисли дайвон мезистанд ва ондо дарк мекарданд, ки аз табиат ва ашёву чинсдои он вобастагии беше доранд. Ба гузашти айём одамон тадри^ан ба парвариши бархе аз ондо шуруъ мекунанд. Асоси тотемизмро вобастагии одаму дайвон ташкил медидад. Дамин буд, ки бархе аз в;авму цабоил ва хал к; до тотемро

чун саромади худ парастиш мекунанд ва ё нисбат ба он ихлоси махсус зодир менамоянд. Табиист, ки ащдадои асотирй дар ягон макони мушаххас ба вучуд омада, одиста-одиста вобаста ба шароиту мудити зисти одамон ба тамоми о лам густариш меёбанд.

Бояд тазаккур дод, ки дойр ба мавзуи мавриди тащив; ва баррасй царорёфта, ба истиснои баъзе в;айддо ва маълумоти мухтасари М. С. Андреев (2:129), М. А. Бубнова (16:263-282), Т. С. Ь^ландаров (31:188) дар бораи парастиши дайвоноти хонагй ва эътщоду бовардои вобаста ба ондо дар байни сокинони мадалдои чудогонаи наводии Кудистони Бадахшон, инчунин оид ба бовардо ва эътщодоти адолии Сарихосор нисбат ба гург (54:6) дигар ягон таълифоти назаррас ба вучуд наомадааст. Таджик;и ба тафсилу амщи ин мавзуъ бошад, ба бисёр падлудои даёти маишй ва маънавии мардум, ба вижа, ба бовару эътщодот, ацидаву тасаввуроти в;адимии ощо дойр ба дайвоноту Чинсдои гайриинсй ва дар алоцамандии зич царор доштанашон рушанй ходад андохт. Зиёда аз ин, аз тадцщот ^адре бошад дам, возед мегардад, ки реша ва бунёди бисёре аз эътщоду бовардо, ки дар ма^муъ ацидадои асотирии одамонро ташкил медиданд ва дар заминаи ондо ривояту афсонадо шакл гирифтаанд,. барои чандин халв;и кишвардо як аст. Яке аз дадафдои асосии тадцщи мавзуъ дам аз маълум кардани ягонагй ва тафовути алидад о и тотемистии халд до иборат мебошад.

Мувофщи таддщоти иддае аз олимони фолклоршинос ва мардумшинос равшан мегардад, ки одамони ^адим, ки шикор аз машгулият ва таъмини асосии зисту зиндагониашон дисоб меёфт, дар ибтидо барои ба даст овардани сайде на ягон асбоби дуруст доштанду на ягон воситаеро истифода карда метавонистанд ва бар зидди он чондордой гайриинсй низ чи гуна мубориза бурданро дам дарк намекарданд. Дар нати^а ба гузашти айём одамон тиб^и хусусияту хислат баъзе дайвоноту парандагонро тотемашон интихоб намуданд, ки

ин додиса боиси ба вучуд омадану инкишоф ёфтани адидадои тотемисти гардид.

Тиб к; и тад^щоти донишмадони таърихи дунёи б; ад им дар замони цадим хешигарии одамон аз руи тотем муайян карда мешуд. Он к;абиладое, ки як тотемро парастиш мекарданд, худро бо дам хеш мегуфтанд ва ^абилаашонро бо дамон тотем ном мебурданд. Робертсон Смит к;айд кардааст, ки дайвони тотемй ин дайвони му^аддаси забила буда, он рамзи цабилаи ягона ва якшавии ондо ба худояшон мебошад (77:54).

Дар Австралия дар як в;абила барои худ тотеми алодидаеро интихоб намудаанд. Масалан, агар тотеми як забила у в; об бошад, аз цабилаи дигар 30F аст. Халцияти зироаткори Мисру Юнон барзагов ва дар ^индустон мору говро муцаддас медонанд, цабилаи африкой агар яке фил ва гамбускакро парастиш кунанд, дигаре ба тортанак, сангпушт ё саг эътимоди комил доранд. Мардуми манотщи Шимолии Русия бошанд, гавазнро муцаддас дисоб мекунанд (38:5).

Одамон тотемро аз дигар дам^инсон дар ч