автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Мировоззрение Ахмад-и Джама

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Касимова, Зинаида Ибрагимовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Мировоззрение Ахмад-и Джама'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Касимова, Зинаида Ибрагимовна

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА I. ЭПОХА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АХМАД-И ДОМА 18

§ I. Краткая характеристика исторической обстановки в Средней Азии и Иране XI-ХП вв. 18

§ 2. Истоки, социальная сущность и причины распространеия суфизма. 32

4 3. О жизни и сочинениях Ахмад-и Джема и его идейных предшественниках. 56

ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ТРУДАХ

АХМАД-И ДЖАМА. 68

§ I. Ахмад-и Джам о тайнах суфизма 68

§ 2. Проблема бога, природы и человека в учениях Ахмад-и Джама. Вопросы гносеологии 85

§ 3. Социально-этические воззрения Ахмад-и Джама 115

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Касимова, Зинаида Ибрагимовна

Актуальность темы исследования. Изучение и творческое восприятие духовного наследия и культурных ценностей прошлого, без которых немыслимо само развитие современной культуры, является одной из важных задач марксистско-ленинской философии, играющей решающую роль в формировании нового человека. "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"*.

Переживаемый человечеством исторический период отмечен небывалым за все послевоенное время по своей интенсивности и остроте противоборства двух политических курсов - социализма и капитализма. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что "идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете, и будущее человечества зависит в немалой степе2 ни от исхода этой идеологической борьбы" .

Необходимость исследования истории становления и развития философской и общественно-политической мысли мусульманского средневековья, в целом, и суфизма, в частности, диктуется также обострением идеологической борьбы на международной арене, особенно в странах Зарубежного Востока, в которых ислам продолжает играть значительную роль как надстроечное явление.

В некоторых странах Востока, - отмечалось на ХКУ1 съезде КПСС,- за последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борь

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.

М.: 1983, с.2Г.

2 Там же, с.7. ба,. но ••• исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения"1.

К исламу в полной мере можно отнести слова Ф.Энгельса, сказанные о христианстве: "С религией, которая подчинила себе римскую мировую империю и в течение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованного человечества, нельзя разделаться, цросто объявив её состряпанной обманщиками бессмыслицей. Чтобы разделаться с ней, необходимо прежде суметь объяснить её происхождение и её развитие, исходя из тех исторических услоо вий, при которых она возникла и достигла господства.;.

Религия, согласно учению марксизма, имеет социальную обусловность и в разные исторические периоды занимала в обществе разное положение. В тоже время в современном положении религии сохраняется многое из того, что связано с её ролью в црошлом. Истоки социального феномена являются предпосылкой, исходным пунктом для последующего развития. Это обусловливает применение методологического принципа марксизма - конкретно исторического подхода для выяснения современных социальных функций ислама* Историзм, как учил В.И.Ленин, является составной частью диалектики, способом изучения явления в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями, выяснения как общих, так и особых черт. "Самое надежное в вопросе общественной науки., -писал В.И.Ленин, - это-не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем разви

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: 1981, с.13.

2 Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч., изд.2, т.19, с.307. тии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"*.

Для объяснения причин живучести исламской религии и её неослабевающей роли в политической жизни стран Востока необходим дифференцированный подход к движениям, которые выступают под флагом ислама. Такой объективно-научный подход требует не только глубокого анализа современной социально-экономической ситуации, расстановки классовых сил в "мусульманских" странах, но и знания истории, понимания духовной культуры народов, которые причислены к "мусульманской цивилизации".

Идеологические представители различных классовых и социальных слоев в странах мусульманского Востока, стремяь выработать теоретическую платформу борьбы против неоколониализма и теоретически обосновать программу независимого развития, обращаются к национальному культурному наследию, отовдествляемую обычно с наследием ислама. И так как каждая из социальных групп пытается найти в исламских традициях подтверждение и поддержку собственным позициям, это обращение как правило носит избирательный характер. В этой борьбе, которая развернулась вокруг культурного наследия мусульманских народов значительное место принадлежит суфизму. Для выявления истинных причин такого внимания к исламскому мистицизму в XX в. необходим анализ содержания современной полемики по данному вопросу, в которой оппонентами выступают "консерваторы" и "реформисты" в странах ислама. Первые полностью отвергают суфизм и относят его к ересям или же, исключив из него элементы пантеизма, свободомыслия и т.д., пытаются полностью отождествить с исламской религией. А реформаторы, резко

I Ленин В.И. О государстве. Иолн.собр.соч., т.39, с.67. критикуя деятельность орденов, в то же время акцентируют внимание на антиортодоксальные положения суфизма и привлекают их для обоснования собственной интерпретации исламских догм. Именно противоречивость суфийского учения умело используется как консерваторами так и реформаторами.

На современном этапе суфизм органически входит в систему ислама и является одним из его действенных идеологических элементов. "Внимание, уделяемое суфизму в современной идеологической борьбе, свидетельствует о стремлении использовать его для восстановления основ поколебленной веры в качестве главного противовеса идеям материализма, атеизма и социального развития. Научный анализ суфизма имеет, таким образом, не только историко-философское, но и актуальное политическое значение"*.

Разрабатываемая проблема обретает особую актуальность в условиях современной идеологической борьбы. Известна та большая роль, которую играет в настоящее время использование культурного, в частности философского наследия в духовной жизни народов стран Востока. Поэтому его правильная марксистско-ленинская оценка имеет большую научную ценность и важное значение для борьбы против буржуазных реакционных фальсификаций духовной жизни народов Востока.

Изучение творчества представителей философской и общественно-политической мысли прошлого приобретает особую значимость для современной идеологической борьбы, для освещения истории философии с подлинно научной точки зрения на основе методологии марксизма-ленинизма.

Роль суфизма в судьбах народов Востока не была однозначной.

I Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире. В кн.: Филососфское наследие народов Востока и современность. М.: 1983, с.135.

Мистическое учение и его практика использовались для умиротворения верующих, для подавления в них духа протеста и достижения полного подчинения воле духовных наставников» Суфизм в то же время служил формой выражения социального протеста против господствующей государственной системы и официальной религии.

Для более верного понимания идейной борьбы, общественно-политической жизни и социальных движений народов Востока, как в прошлом так и в настоящем, необходимо изучение с позиций марксизма истоков и социальной сущности суфизма, его места и роли в истории "мусульманского мира", А это обязывает нас обратиться прежде всего к анализу творчества видных теоретиков суфизма, чьи социально-философские, художественные произведения стали теоретической базой суфизма в целом. В частности одним из них был Ахмад-и Джам, социально-философские взгляды которого и рассматриваются в данной диссертации.

Анализ творчества Ахмад-и Джама, определение направленности мировоззрения мыслителя с марксистско-ленинских позиций имеет важное значение для изучения той идеологической борьбы, которая имела место в духовной жизни, в истории философии и общественной мысли народов стран Ближнего и Среднего Востока XI и первой половины ХП века.

Во многих исследованиях последних лет отмечается сложность и неизученность суфизма. Анализ же философских воззрений Ахмад-и Джама в известной мере поможет нам выявить внутреннюю сущность и отдельные особенности суфизма. К тому же это будет способствовать более конкретному и адекватному пониманию тех отношений, которые складывались между идеологией суфизма и прогрессивной общественно-философской мыслью, отношений, которые с неизбежностью испытывали на себе многие поколения мыслителей Востока.

Поэтому, актуальность предмета исследования, как представляется, очевидна» Ибо без выявления тенденций мировоззренческого развития и оценки наследия отдельных мыслителей прошлого нельзя воссоздать достаточно полной картины внутренне-противоречивого процесса духовного восхождения народов Востока, Диссертант выделяет в этом процессе и анализирует лишь только один фрагмент, связанный с историей суфизма и деятельностью столь неординарного мыслителя-суфия, каким был Ахмад-и Джам. Он сыграл немаловажную роль в разоблачении окостенелых догм мусульманской схоластики, суеверий и фанатизма.

Важность анализа философского наследия Ахмад-и Джама состоит еще в том, что изучая и оценивая его творчество, можно не только воспроизвести, но и уточнить научную оценку суфизма с позиции диалектшсо-материалистической теории. В ряде исследований, посвященных философской и общественно-политической мысли народов Средней Азии и Ирана эпохи средневековья очень правильно ставится вопрос о том, что без изучения творчества и взглядов отдельных мыслителей суфизма нельзя дать правильную адекватную оценку самому суфизму.

Диссертант стремится в данном исследовании выделить наиболее важные аспекты философского воззрения Ахмад-и Джама,

Разработанность темы исследования. Проблеме суфизма и изучению наследия его представителей посвящены отдельные работы таких крупных советских востоковедов, как Е.Э.Бертелье, А.М.Бо-гоутдинова, И.М.Мумшюва, Г.М.Керимова, З.Кулидаде, М,Р.Раджа-бова, М.М.Хайруллаева, М.Б.Баратова и зарубежных ориенталистов

А.Арберри, Р.Никольсона, Касима Гани, Сайда Нафиси*.

Однако до сих пор нет специальных работ по исследованию с марксистско-ленинских позиций мировоззрения Ахмад-и Джама, одного из видных теоретиков суфизма Х1-ХП вв. Анализ его социально-философских взглядов с позиций марксизма-ленинизма представляется нам важным и необходимым.

Наследие Ахмад-и Джама привлекло и привлекает интерес прежде всего с точки зрения изучения суфизма, все еще не нашедшего должного теоретического освещения. Авторы, интересовавшиеся историческими судьбами суфийской идеологии, неизменно называли его в числе видных суфийских мыслителей и давали высокую оценку его творчеству.

В работах средневековых летописцев и историков таких как Мухаммад Газнави (ХП в.), Абулфатх Мухаммад (Ж в.), Зайнаддин Абубакр ат-Таибади аль-Хавафи, Шихабаддин Мукаррам, Абдурахман Джами (ХУ в.), Дарвиш Али Бузджани (ХУ1 в.) даются сведения о жизни и деятельности Ахмад-и Джама. Попутно в них комментируются отдельные стороны его учения. Однако, на наш взгляд ни одна

I Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: 1965; Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе: 1961; Муминов И.М. Избранные произведения в 4-х томах. Ташкент: 1976; Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку: 1969; Кулизаде 3. О некоторых противоречиях в определении и оценке суфизма в нашей литературе . Известия АН Аз ССР. Общественные науки. Баку: 1965, № 5; Раджабов М.Р.Абдурахман Джами и таджикская философия ХУ века. Душанбе: 1968; Хайрул-лаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. М.: 1982 ; Баратов М.Б. О произведении аль-Газали "Ким'ей-саодат". Известия АН УзССР, серия общ.науки. Ташкент: I960, 2; его же. Из истории борьбы за цросвещение Узбекистана. .Ташкент? изд.АН УзССР, 1961.

Arberry A.J. Sufism. An account of the mystics of Islam.

London : 1950 : Nicholson K.A. The mystics of Islam.

London : 1914 ;„

Л VTY0 ul^ pip ^-.Ijjv^o? ^jjb из этих работ не раскрывает собственно философских оснований мировоззрения мыслителя и специфики его философских воззрений.

Произведение Мухаммада ибн Иакуба ал-Газнави ("Макамати шейх Ахмад-и Дам" "Степени духовного совершенства шейк Ахмад-и Джама") посвящено жизнеописанию Ахмад-и Дзкама как известного cjh фийского шейха и поэта. Произведение это является важным источником для изучения состояния хоросанского общества Х1-ХП вв. Здесь содержится богатый материал для изучения биографии Ахмад-и Джама, его мировоззрения и социального положения в современном ему обществе, его взаимоотношений с представителями различных слоев Хорасанского населения и, в частности, с правителями т

Сельджуком Санджаром (III8-II57 гг.) .

Труд Абулфатха Мухаммада ибн Мутаххира ("Хадикат ал-хакика" "Сад истины") принадлежит к произведениям о суфизме, где автор на основе изучения сочинений Ахмад-и Джама объясняет суфийскую терминологию. Судя по сведениям, изложенным самим Абдулфатх Мухаммедом к написанию указанного труда его заставило обратиться непонимание современниками сути предписаний, которые признаны исполнять суфии . Автор "Хадикат ал-хакика" пытается разъяснить дервишам сущность суфизма, основываясь на учении Ахмад-и Джам.

Известный Хорасанский законовед Зайниддин Абубакр ат-Тай-бади аль-Хавафи (ХУ в.) написал толкование ("Минхадж ар-Рашад" "Путь праведности") на труд Ахмад-и Джама, ("Мифтах ан-наджат" "Ключ к спасению"), в котором говорится о религиозно-обрядовых з обязанностях мусульман .

1 л 1> »! у^д ^L \lu cSjJjii ' '•fj&t 1А»' Jfc**

Собрание рукописей Ленинградского отделения института востоковедения АН СССР, инв. $ 1эЗЗ.

2 tbJbJl Д> j^a» Сь 1 Мл» QiftJ 1у* I

Собрание восточных рукописей института востоковедения АН Уз ССР, инв. JS 3151. •

3 ^ ^tyJI cs^LsbJi jS-j-JUixUui-j

Там же, инв. № 34Q2.

- II

К той же эпохе относится произведение Шахибиддина ибн Му-каррама ("Хуласать аль-макамат" "Сущность степеней духовного совершенства")1,- один из источников информирующих о жизни и деятельности Ахмад-и Джама.

Известный мыслитель своего времени Абдурахмае Джами в своем знаменитом труде ("Нафахат аль-унс" "Дуновение друзей") уделяет Ахмад-и Джему значительное место» В этом труде автор дает его о биографию и перечисляет известные ему труды Ахмад-и Джама .

Сочинение Дарвиша Али Бузджани" ("Манакибе авлади шейх аль-ислам Ахмада Джам ан-Намики" "Мистические подвиги потомков шейх ал-ислам Ахмад-и Джама ан-Намики") посвящено жизнеописанию не только самого шейха, но и его потомков, В своем произведении Дарвиша Али Бузджани подчеркивает, что все четырнадцать сыновей шейха были известными и образованными людьми. Некоторые из них принимали участие в дервишском движении в качестве членов ордез на Накшбанди .

Работа ("Макамат аль-Ахмадийя" "Ахмедовы степени духовного совершенствования") посвящена описанию характера, облика и нравственных принципов Ахмад-и Джама^.

Эти источники вовлечены в научный оборот современными иранскими учеными для характеристики суфизма, в частности, характеристики Ахмад-и Джама как суфийского мыслителя.

1 ^LUJI <aJ и^Лт^

Собрание рукописей Ленинградского отделения института востоковедения АН СССР, инв. № С 1928,.

2 ; «^-Ui: o»W bi^J 1 jux.

O* WjK Ifb-LKiJj J 3

Собрание восточных рукописей ИВАН УзССР, инв. $ 863.

4 ь, ^ UU. там же, инв. & ДВ 753.

- 12

Значительный вклад в изучение произведений Ахмад-и Джама, характеристику его личности внесли современные иранские исследователи Сайд Нафиси, Али Фазил, Хашимет Муайид и другие. Сайд Нафиси в своей работе ("Сар чашмае Тасаввуф дар Иран" "Истоки суфизма в Иране") приводит биографические данные о многих суфиях Ирана. Среди них он называет и Ахмад-и Джама, как одного из известнейших суфиев*.

В 1976 г. Али Фазил написал вступительную статью к труду Ахмад-и Джама" ("Равзат ал-музнабин ва джанат ал-муштакин" -"Поляна грешников и рай страстно жаждущих истину"), в которой подробно прокоментировал данную работу^.

В 1964 году Мухаммад Али Муваххид также сделал критический анализ труда Абул фатха Мухаммеда ибн Мутаххира" ("Хадикат алхакика" "Сад истины"), в котором рассматриваются ступени развита тия суфизма, основываясь на взглядах Ахмад-и Джама .

Доктор Хашимат Муайид изучил посвященную Ахмад-и Джаму работу его современника Мухаммад Газнави ("Макамати шайх Ахмад-и Джам")4.

Среди европейских востоковедов, которые интересовались Ахмад-и Джамом, можно назвать Ф.Манера, В.А.Иванова, А.Шиммель и других5.

В "Энциклопедии ислама" шейх Ахмад-и Джаму посвящена статья;

1 vri\ iHuljjl jyC o—i» JjA>>

2 \vr\ ol^j pi.Nl б*»IsiJ' j Ui-^iJI гьjj JLli^

2 WW uljfj J^z* ьцJj^AJ Iу I ^LjJbJ 1 Ub J>

4 \vt\ CAj^S (jjyji- fl> j^LU.

5 См.работы: Meir F. Zur Biographie Ahmad-i Gam's und zur Quelen-kunae von Gam's Nafahat ul-uns. ZDMG,194-3 s.47-67 ;Ivanov V.A. Biography of'Shaykh Ahmad-i Gam,From the gournal of the Royal Asiatic Society April,1917» Schimmel Dimensions of Islam. Ghapell Hill,1978. где отмечается, что он является суфием, философом, богословом сельджукского периода**

Однако мы не вправе ждать от многих из них объективного научного анализа проблемы генезиса суфизма и тем более раскрытия прогрессивных, позитивных моментов в мировоззрении Ахмад-и Джама. В исследованиях зарубежных авторов мы находим биографические сведения об Ахмад-и Джаме и противоречивые, порой антиисторические, упрощенные толкования не только его творчества, но всей концепции суфизма, идейной борьбы в Средней Азии и Иране Х1-ХП веков. Это обстоятельство диктует необходимость более глубокого и специального изучения с марксистско-ленинских позиций данной проблемы и в его аспекте подвергнуть аргументированной критике буржуазные фальсификации развития духовной жизни народов Востока.

Общий обзор имеющейся литературы по исследуемой проблеме обнаруживает недостаточность научных исследований творчества и мировоззренческих концепций Ахмад-и Джама, отражающих его стремление к разоблачению некоторых аспектов социальной несправедливости, духовного деспотизма, угнетения, разрушения пут и ограничений, налагаемых на человека ортодоксальной идеологией, официальной моралью мусульманской религии в условиях восточного средневековья.

В советской востоковедческой литературе весьма недостаточно сведений о творчестве Ахмад-и Джама. В трудах Е.Э.Бертельса "Суфизма и суфийская литература" и "История таджикской и персидской литературы" имеются некоторые сведения об Ахмад-и Джаме, В монографии О.А.Сухаревой "Квартальная община позднефеодального города Бухары" дается описание кварталов города Бухары, в том

I . The Encyclopedia of Islam. V.1.London,1962, p. 283 - 284 числе и квартала "Зиндафил Ахмад-и Лжам", где говорится, что ". в квартале были мечеть, школа, хауз и небольшое кладбище, где находилась святыня-мазар Зиндафиль Ахмад-и Джама, который считался могилой одноименного "святого"1.

В данном диссертационном исследовании ставится цель изучить с марксистско-ленинских позиций мировоззрение Ахмад-и Джама, определить его роль и место в развитии средневековых концепций суфизма, причины сохранения значимости его идей в современном исламе и той идеологической борьбе, которая развертывается вокруг него. Научная разработка комплекса воцросов, связанных с темой диссертации,требует решения следующих конкретных задач:

- изучение особенностей социально-исторической обстановки и идейной борьбы в Средней Азии и Иране в XX—ХП вв.;

- раскрытие социальных и теоретических истоков, сущности и причин распространения суфизма;

- анализ становления философской концепции Ахмад-и Джама как одного из ярких представителей суфизма;

- выявление идей свободомыслия в мировоззрении Ахмад-и Джама, связанных с его критическим отношением ко многим социально-этическим установкам правящего класса и исламского духовенства в Х1-ХП вв.

Не претендуя на исчерпывающее решение этих задач, автор диссертации стремится внести посильный вклад в изучение вышеназванных проблем.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается системно-научный анализ с позиции марксистско-ленинской методологии философских и социально-этических воззре

I Сухарева О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М.: 1976, с.130. шш Ахмад-и Джама.

Выявлены прогрессивные черты его учения, сыгравшие определенную роль в дальнейшем развитии философских идей и общественной мысли в средние века в Средней Азии и Иране.

Дается критика идеалистических и реакционных фшгософско-мировоззренческих взглядов мыслителя, на примере которых раскрываются некоторые религиозно-идеалистические черты суфизма.

Автором впервые переведены с персидского на русский язык, интерпретированы и введены в научный оборот рукописные произведения Ахмад-и Джама, а также ряд других ценных источников по истории средневековой восточной философии.

Практическое значение исследования заключается в том, что анализ и оценка воззрений Ахмад-и Джама способствуют дальнейшей углубленной интерпретации теоретических основ суфизма, более глубокому пониманию истории его становления и развития вплоть до сегодняшнего дня, дает новый материал, который может быть использован для аргументированной критики религиозного мировоззрения и для атеистического воспитания молодого поколения.

Данное исследование вводит в научный оборот новый материал по духовной жизни народов Средней Азии и Ирана в XI-XE вв. Его использование будет способствовать дальнейшей действенной критике буржуазных фальсификаций философского наследия и духовной жизни народов этого региона.

Основные выводы и обобщения исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов и спецсеминаров по курсу истории восточной философии на философских и востоковедческих факультетах вузов, а также при исследовании характерных тенденций развития средневековой культуры Востока.

Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения основоположников марксизма-ленинизма, решения ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов Щ КПСС, постановления ЦК КПСС и Советского правительства.

Основными источниками при написании диссертационной работы явились рукописные произведения Ахмад-и Джама: "Анис ат-таибин ва сират аллах ал-мубин" ("Друг кающихся и ясный божий путь")» "Равзат ал-музнабин ва джаннат ал-муштакин" ("Поляна грешников и рай страстно жаждущих истину"), "Диван".

В ходе исследования были использованы отдельные монографии, книги, статьи советских и зарубежных авторов, в которых в известной степени освещаются отдельные аспекты изучаемой проблемы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр философии и истории философии и логики философско-экономическлго факультета Ташкентского госуниверситета имени В.И.Ленина.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях молодых ученых и аспирантов Ташкентского госуниверситета имени В.И.Ленина в I98I-I983 гг*, на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Бухарского технологического института пищевой и легкой промышленности в 1979, 1980 годах, на республиканской конференции молодых ученых и специалистов в 1984 г., изложены в статьях, опубликованных в научных сборниках, в республиканских научных периодических изданиях.

Структура исследования. Диссертация изложена на 155 стр. машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мировоззрение Ахмад-и Джама"

- 133 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идейно-философское содержание сочинений Ахмад-и Джама показало в основном мистическую окрашенность, суфийско-со-зерцательный характер его взглядов, в которых под мистикой, часто выражалось критическое умонастроение мыслителя.

Ахмад-и Джам в суфизме считает себя последователем Абу Сайда Абдул-Хайра. В своем творчестве он также развивал мысли и учение Мансура Халладжа, о чем свидетельствуют также многочисленные ссылки, на его высказывания. Иранский ученый Хаши-мат I Муайид отмечает значение мыслителя в области суфизма: г,Ы J «— LJ> KSSJ*. ifjj* fW ixij I ji l^f-l Jj^. и^ЛЬ- uyS b J Ахмад-и Джам великий суфий, чья жизнь и творчество до сих пор не удостоились должного внимания".

Творчество суфия Джама примечательно тем, что все его цроизведения написаны на персидском языке, который был доступен простому народу2.

Свои глубокие мысли и высокие чувства он выражал под мистической оболочкой, используя эзотеризм и выступал таки м образом против фанатизма ислама и его ортодоксальных деятелей.

На мусульманском Востоке суфизм получает широкое распространение особенно в XI-XH вв. Это течение оказывало огромное влияние на широкие слои народа, в связи с тем,что ряд идей его

1 Равзат ал-музнабин . л.4.

2 Хашимат Муашд, Макамати. Мукадцама, с.9.

- 134 левых направлений были созвучны некоторым духовным потребностям народных масс, были направлены против социальной несправедливости , против эксплуатации и гнета, смыкались с протестом народа против них.

В соответствующих главах было отмечено, что Ахмад-и Джам является суфиев-теоретиком и одним из его свободомыслящих деятелей. Он был знаком также с творчеством Ибн Сины и с учением представителей школы перипатетиков, которое оказало на него определенное влияние.

Вахдат" - аль-вуджуд" - единство бытия, существование единого бога - вот основной воцрос философии Ахмад-и Джама. jl j* Ы j

Во всем бог, 1фоме него нет бога!"

Философской основой творчества Ахмад-и Джама является пантеизм, который по своей сути монотеистичен и основан на идеях неоплатонизма, взращенных на благодатной ниве оппозиционной неортодоксальной мистики. Поэтому,согласно ему, разум - это искра божественного в человеческой природе; он старается всячески возвеличить творческие способности разума.

Как и многие другие свободомыслящие представители средневекового Востока, Ахмад-и Джам не отрицает значение божественного отхдэовения, но резко сужает его границы, сводя их к постижению "высших субстанций", "божественного" и наоборот, значительно расширяет возможности человеческого познания окружающего мира и природы в суфиской доктрине.

- 135

Им провозглашен одним из важных условий знания, что акцентирует опыт, больше поднимает значение творческих способностей человека, его разума и чувственных знаний.

Гносеологические идеи Ахмад-и Джама свидетельствуют о его близости к рационализму, в области познания мира, природы. Внутренней проницательности, интуиции (басират) мыслитель отдает предпочтение в познании тайн божества. Прозрение - это особая познавательная способность человека. В познании материального мира, по Ахмад-и Джаму, разум играет особо важную роль, так как тайны природы могут быть постигнуты человеком лишь с его помощью.

Ахмад-и Джам, цризнавая единого бога, утверждает возможность единения человека с богом. По мнению мыслителя, это возможно лишь путем самосовершенствования и облагораживания человека. Здесь ярко выразились характерные черты суфийского религиозно-философского учения.

Ахмад-и Джам высказывая догадки о вечном одновременном существовании бога и мира однако в рамках признания сотворен-ности последнего.

Проблему отношения души и тела он решает, как и все его предшественники идеалистически, в некоторых моментах расходясь однако с господствующей идеологией.

Во взглядах Ахмад-и Джама на мир, несмотря на их мистичность и идеализм проявляются элементы стихийной диалектики. Изменения в мире по мнению мыслителя - не случайные или спорадические явления - а постоянно свойственны ему. Через мир явлений предстает сущность бога, которая развертывается в бесчисленных многообразных формах.

- 136

Анализ произведений Ахмад-и Джама показывает, что мыслитель критически относился ко многим господствующим феодальным порядкам, религиозному ханжеству и лицемерию, проявлял свободомыслие и в толковании ряда общественных вопросов, призывал к веротерпимости. Для него все религии равны. Смысл жизни - в достижении истины, в совершении благородных деяний, в защите бедных людей. Важным представляется и тот факт, что Ахмад-и Джам использовал суфизм и для осуждения несправедливости и тирании, социального зла, для выражения свободолюбивых мыслей.

Из общей концепции оппозиционного суфизма вытекает превосходство одних религий и народов над другими. Это связывалось с тезисом о том, что все разными путями ищут единую истину. На такой вывод, в период обострения вражды и религиозных воин между различными толками ислама, имел несомненно прогрессивное значение. Призыв к признанию равноправия различных верований противостоял лозунгу "священной войнй", которая приносила трудовому народу много горя и бед. Поэтому он, даже будучи основан на принципах суфизма, имел не только идеологическое, но и политическое значение.

Обобщая анализ сложных и противоречивых философских и социальных воззрений Ахмад-и Джама, можно сделать следующий вывод: своим свободомыслием, призывом к равенству различных противоборствующих религий и сект, своими выступлениями против ряда положений официальной догматики мусульманства за установление справедливости он сыграл положительную роль в истории общественно-философской мысли Востока.

В то же время, как один из крупных теоретиков суфизма, он способствовал дальнейшей разработке этого религиозно-философско

- 137 го учения, поэтому критический анализ его воззрений способствует также раскрытию религиозно-идеалистической сущности суфизма, в целом, его современных форм, в частности.

 

Список научной литературыКасимова, Зинаида Ибрагимовна, диссертация по теме "История философии"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. К критике гегелевской философии црава. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

3. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.

4. Маркс К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.10, с.165-173.

5. Маркс К. Магометанский мир. Архив Маркса и Энгельса, том.У.-М.: Государственное издательство политической литературы, 1938, C.I09-II4.

6. Маркс К. Формы предшествующие капиталистическому производству. М.: Политиздат цри ЦК ЕКП(б), 1940, 52 с.

7. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К.

8. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-437.

9. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306-314.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5-338.

11. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339-626.

12. Г.Ю.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.

13. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.495-516.

14. Энгельс Ф. И.Блоху 21-22 сентября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.393-397.

15. Энгельс Ф. В.Боргиусу 25 января 1894 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174-177.

16. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505-550.

17. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7-384.

18. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Маркса и Энгельса "Святое семейство". Полн.собр.соч., т.29,с.3-40.

19. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Гегеля "Лекции по истории философии". Полн.собр.соч., т.29, с.219-278.

20. Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике.-Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.

21. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Аристотеля "Метафизика". Полн.собр.соч., т.29, с.323-332.

22. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в резолюции. Полн. собр.соч., т.33, с.1-120.

23. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.

24. Ленин В.И. О 'значении воинствующего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23-33.

25. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39,с.64-84.

26. Документы и решения коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства

27. Материалы XX7I съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I.-254C.

28. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976, - 144 с.

29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

30. Труды, речи и статьи руководителей коммунистической партии и Советского государства

31. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.

32. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.

33. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.-Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - с.5-26.

34. Рашидов Ш.Р. Идеологическую работу на уровень современных требований партии. - Правда Востока, 1973, 2 марта.4. Литература и источники

35. Абу Али Ибн Сина. К ЮОО^яетию со дня ровдения (Сб.статей) Ред.кол.Баратов М.Б. и др. Ташкент.: Фан, 1980.-248 с.

36. Абу Хамид Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. (Перевод с арабского, исследование и комментарии В.В.Наумкина.)-М.: Наука, 1980. 376 с.- 141

37. Аристотель. Сочинения в 4-х т., т.1. Метафизика; 0 Душе М.: Мысль, 1976. - 550 е., I л.ил.

38. Ахундов М.Ф. Избранные философские цроизведения. Баку.: Изд-во АН АЗССР, 1953. - 338 с.

39. Ашуров Г.А. Философские взгляды Носири Хисрова. Душанбе: 1965,-113 с.

40. Байхаки Абу-л Фазл. История Масуда (I030-I04I). Перев. с перс.введение (с.15-64), коммент. и прил. А.К.Арендса. Изд. 2-е доп. М.: Наука, 1969. - 1008 с.

41. Баратов М.Б. Из истории борьбы за просвещение Узбекистана. Ташкент.: Изд-во АН УзССР, 1961. 95 с.

42. Бартольд В.В. Сочинения, т.У1. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Наука, 1966. - 784 с.

43. Бартольд В.В. Ислам. Пг: Огни, 1918. - 96 с.

44. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Пг.: Огни, 1918.112 с.

45. Бартольд В.В. Мусульманский мир. Пб.: Наука и школа, 1922. 92 с.

46. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, 2-е изд., М.: Наука, 1966. 280 с.

47. Беляев Е.А. Мусульманское сектанство. М.: Изд-во восточной литературы, 1957. - 100 с.

48. Бергельс А.Е. Носир и - Хосров и исмаилизм.-М. :Изд-во восточной литературы, 1959. - 289 с.

49. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы: Избранные труды.-М.: Изд-во восточ.лит., I960. 556 с.

50. Бертельс Е.Э. Низами и Фузули: Избранные труды. М.: Изд-во восточ.лит., 1962. - 554 с.- 142

51. Бертельс Е.Э. Навои и Джами: Избранные труды. М.: Изд-во восточ.лит., 1965. - 498 с.

52. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература: Избранные труды. М.: Изд-во восточ.лит., 1965. - 524 с.1 4.19. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Душанбе.: Таджикгосиздат, 1961. 332 с.

53. Богоутдинов A.M. Избранные произведения.- Душанбе:До-ниш 1980. 418 с.

54. Болтаев М.Н. Абу Али Ибн Сина великий мыслитель, ученый энциклопедист средневекового Востока. - Ташкент.: Фан, 1980. - 164 с.

55. Болтаев М.Н. Воцросы гносеологии и логики в произведениях Ибн-Сины и его школы. Душанбе: Ирфан, 1965.600 с.

56. Босфорт К.Э. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеологии. Пер.с англ.Ю.А.Брязне. М.: Наука, 1971. - 324 с.

57. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литературы. Избранные работы. М.: Наука, 1972. - 524 с.

58. Васильев A.M. История Саудовской Аравии <1745-1973)-М.: Hayica, 1982. 612 с.

59. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818). М.: Наука, 1967. - 263 с.1. 4.27. Великие.ученые Средней Азии и Казахстана (УШ-XIX вв.).-Алма-Ата: Казахстан, 1965. 240 с.

60. Виппер Р.Ю. История средних веков. М.: ВПШ при ЦК ВКП(б), 1947. 296 с.- 143

61. Всемирная история, т.1. М.:Госполитиздат,1956.-748с.

62. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. М.:Госпо-литиздат, 1955. - 544 с.

63. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. - 664 с.6 4.32. Гегель Г.ФСочинения, т.4. Система наук.-М.:Соцэкгиз, 1959, 440 с.

64. Гегель Г.Ф.Г. Лекции по истории философии:Сочинения, t.IX-XI. М-Л.:1933 - 1935.

65. Гегель Г.Ф.Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М.: Мысль, 1974-1977 гг.

66. Гольдциэр И .Ислам (Перев. Крачковского) Спб.: I9II. -51с.

67. Гольдциэр И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.:Гаиз, 1938, - 180 с.

68. Гольдциэр И. Лекции об исламе (перев.с немец. 1912)-272с.

69. Гордлевский В.А. Государство сельджукидов Малой Азии.-М-Л. АН СССР, 194I. 5-199 с.

70. Гордон-Долонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (критика мусульманского национализма) М.: Изд-во восточ.лит., 1963. - 326 с.

71. Григорян С.Н. Великие мыслители Средней Азии. М. Знание, 1958. - 32 с.

72. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв.-М.: Изд-во АН СССР, I960.-331 с.(с црилож.).1.' 4.42. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352 с.

73. Гршебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры:Статьи разных лет.-М.:Наука, 1981. 227 с.- 144 и 4.44. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.

74. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.-М.: Искусство, 1981. 359 с.

75. Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. Ашхабад. :Шшм, 1978.176 с.

76. Джумабаев Ю.Д. Из истории этической мысли в Средней Азии (с древнейших времен до Х1У в.). Ташкент :Фан, 1975. - 95 с.

77. Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ вв. М. :Изд-во МГУ, 1974. - 255 с. с/ 4.49. Диноршаев М. Философия Насиридцина Ту си. - Душанбе; Дониш, 1968. - 157 с.

78. Додихудоев Х.Д. Очерки философии исмаилизма. Душанбе: Дониш, 1976. - 144 с.

79. Дози Рейнгарт Питер. Очерки истории ислама (Перев. с франц. В.И.Каменского). -Спб.: 1904. 87 с.

80. Древность и средневековье народов Средней Азии. М.: Наука, 1978. - 122 с.

81. Жуковский В.А. Омар Хайям и странствующие четверостишия.-Спб.: 1897. 39 с.

82. Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков.-Спб.: 1895. 32 с.

83. Закуев А.К. Из истории арабоязычной логики средних веков. Баку: Элм, 1971. - 83 с.

84. Закуев А.К. Философия "Братьев чистоты".-Баку:Изд-во АН АзССР, 1961. 122 с.- 145 -- 4.57. Закуев А.К. Философия ан-Наззама.-Баку: Изд-во АН АзССР, 1961. 119 с.

85. Захидов В.Ю. Мир идей и образов Алшнера Навои. Ташкент.: Гослитиздат, 1961. - 376 с.U

86. Захидов В.Ю. Три титана (Абу Наср Фараби,Абу Рейхан Бируни, Абу Али ибн Сина). Ташкент: Фан, 1973.-86с.

87. Заходер Б.Н. История восточного средневековья. (Халифат и ближний Восток) М.: Изд-во МГУ, 1944. - 152 с.

88. Иванов М.С. Очерки истории Ирана. М.: Госполитиздат, 1952. - 468 с.

89. Идеи гуманизма в литературе Востока. М. :Наука,1967.-216 с.

90. Игнатенко А.А. Ибн Халдун. М.:Наука, 1980. - 195 с.

91. Исмаилов Шаиг. Философия Махмуда Шабустари. Баку: апм, 1976. - 169 с.

92. Из философского наследия народов Ближнего и среднего Востока. Ташкент: Фан, 1972. - 264 с.

93. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. ХУ вв. М.: Мысль, 1961. - 629 с.

94. История античной диалектики. М.:Мысль, 1972. -335с.

95. История Ирана с древнейших времен до ХУШ в.-Л,.:Изд-во ЛГУ, 1958. 390 с.

96. История Ирана. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 486 с.

97. Историй персидской и таджикской литературы. Под ред.Яна Рипка. Пер.с чешского,ред.и авт.пред.исп.Брагинский Й.С. М.:Прогресс, 1970. 440 с.

98. История таджикского народа: в т.2, кн.1.- М.:Наука, 1964. 492 с.- 146

99. История стран Азии и Африки в средние века. М.:Изд~во МГУ, 1968. - 496 с.

100. История философии: в 6-ти т., т.1.~ М.:Изд-во АН СССР, 1957. 5-297 с.г 4.74. История философии в СССР. T.I.-M.:Наука, 1968. 246с.

101. История философии и марксизма. М.:Мысль,1979.-231 с.

102. Казанский К.Мистицизм в исламе.-Самарканд: 1906.-239 с.

103. Керимов Г.М.Аль-Газали и суфизм.-Баку: Зим,1969.-109с.

104. Климович Л.И. Ислам. 2-е изд.доп.-М.:Наука,1965.-334с.

105. Конрад Н.И. Запад и Восток. 2-е зд.-М. .-Наука,1972.-496с.

106. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения в 6-ти томах,т.2.-М-Д:Изд-во АН СССР, 1956. 702с.

107. Крывелов И.А. Ленин о религии-М. :Изд-во АН СССР,1960.-239 с.

108. Крывелов И.А. Маркс и Энгельс о религии.-М. :Наука, 1964.207 с.

109. Крымский А.Е. История Персии , ее литературы и дервишс-кой теософии, 3-е изд.~М.:1912 г. 261 с.7 4.84. Крымский А.Е. Лекции по Корану.-М.: 1902.-69 с.

110. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма. До конца Ш века гидкуры. М.:1895. - 49 с.

111. Кули-заде З.А. Мировоззрение Касими Анвара. Баку: ЗИМ, 1976. - 144 с.

112. Кули-заде З.А. Хуруфизм и его представители в Азербайджане. Баку: Элм, 1970. - 265 с.

113. Кулматов Н.А. Этические взгляды Саади. Душанбе: 1968.129 с.- 147

114. Лей Герман. Очерк истории средневекового материализма.- М.: Изд-во иностранной литературы. 1962. 587 с.

115. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М.: Наука, 1970. - 619 с.

116. Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии. -Ташкент.: Фан, 1981. 200 с.

117. Маковельский А.О. История логики. М.: Наука, 1967,- 502 с.

118. Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане.

119. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М.: Наука, 1966, -458 с.

120. Морочник С.Б. и Резенфельд В.А. Омар Хайям поэт, мыслитель, ученый. - Сталинабад, Таджикгосиздат, 1957. - 209 с.u 4.100.Муминов И.М. Выдающийся мыслитель Средней Азии. М.:

121. ИЗ. Петраш Ю.Г. Тень средневековья. Алма-Ата. : Казахстан, 1981. - 150 с.с 4.II4. Петров Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк. М.: Наука, 1969. - 207 с.

122. Петрушевскйй И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв.-Л. :Изд-во ЛГУ, 1966. 400 с.- 149