автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Мировоззрение Шакрима Кудайбердиева

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Айбеков, Бегшат
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение Шакрима Кудайбердиева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение Шакрима Кудайбердиева"

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДА1ШИВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

■паЛ.Н.ГЕИЩЦ,

На правах руаошоя

АЙКЖОЗ Еэггат

ШРОЕОЗЗРЕШЕ ШШРЙМА КУДАЙЕЕРДИЕВА (1Е58 - 193Г гг.)

Споцгальвоать 09.CD.0S - ссторгет н теория религии,

еаебвдашолия а аяеисма

А В Т О Р Е # Е Р А Т дгосвртадии на ооЕвгашо' ученой стслзш Еецдпдзта философских наук

СаааЫЬтсрбург 1992

хыполнгна на кафздрэ истории рзлигии в атеизма Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета км, Д.И»Герцена.

Научный руководитель: кандидат Философских кеда,

доцент Д.Р.Харахоркш.

Официальные оппонента: доктор философских ндук,

профессор К.Ш.Щулеибавв

кандидат философских наук, Р.Н.Ствпано8*

Ведущая организация: Институт философии АН Республики

Казахстан.

. . , , ■ ||Г=:

Защита состоится^ " 1992 г. на заседании

специализированного советаШ)3.05.10 по ° присуждают упеной степени кандидата наук а Российской государственном педагогической университете иы.А.И.Герцена / 191186, Санкт-Петербург » наб.р. Мэйки, 48, корпус 20 /.

С диссертацией можно ознакомиться вфувданентальной . библиотеке университета.

Автореферат разослан " (С " су^,'|;1992 г. ^■мШ секретарь

специализированного совета Т. ЦУПКО Т.В„

СЕВЯ ШШТШСШк РЛБОТН

Поодо распада СССР уохо-рзшзшз гзкаеот nsoT прсдэсо огаговяэшм Peonyблгкн Казахстан хзв oyrapesioro rooyjppoîca. ВазиоЗ ооотшмяпдей этого -процоооа sssaaws иозрэддешге п яаяьнв&зо рзеззтав хшцзошльеой дугав > пой гультурз гшгзакого гзродз. 3 овягз а такой oasycgrefl пооогг-ггэавуо аггуалыгеоть пргобрэтаэт шоладозазша тоорэптчосзого Езоаозш шиззетая цре^огалнгслаЗ каггшшсЗ пата, сагровзш реазщуэ pass n sasaassa основ о той кульзура. В ss жоло вхзяп? Ежарт ^удзйборлпсэ (IS5S-I93I), знгоинЗ досгойкгй вг-гад в го-sapsa пасзгсгаЭ г^говной культура.

Еззд^ таз до essora поолоднего йрёизяз ого гвортэзЕэ по-с0«?еззшеп> сгЕзяшшаготе пая еэ ваягееозв зршЕзалогь. Да а esa он в scisp £0-2 J craaa'. po~ü3 подааргзлзя П2СбгЗЕ>-c232z3 т*ятгзди.<»я, " виуяядввм в мзрзтс-э з?ошзяеэ. 4îo ssssso es kîshsss сзу з г^гуг. з гигзвега т^гезэ црегжщгзвпо, я прятао?-ESSSS з дсятааьггзЕз бур^агш^азцЕОЕзгтакиезЕй шрет "АЕГГ-Орду"» з озрегяеша воспитать irasazoB poESjsosoo ÇssaTnscsa,

3 дчр** сотрудяечсо230 о бвопачеиз.

А та оеыэн дэлз Шаварга ^дайбэрдпзв бал вндавдшоя поэтоа и ray болта еводитолеа, которнЗ ста одеоЗ заботсЗ — аак помочь своеау народу преодогэть вековуо о оптадьну о и яультурвуэ о то та-лезть, додезот»© ргвврыяь овой дугоэвай noseansai з шйте ез pydass саврекзнноЗ цпвалпгзяпп. Зонэчео, он Сад енша своего щргззш. ез гее во? реализовать аз ЕадувЕШЯго, ему бшш npsoyss я доотозштвэ я падоотатгз, so поаогштальнов в ого гаорчоство праэбладаао еэд отрщатогаЕНи, побэа^ пагэ 'йй» бадьаа8 ЕзраагнвЗ, a nspqs вгрздзя oobssís aro ^sosa, а эамузэ - вэооа-

каннн. Творчество aro долзео получать едаватцуе одзнау» с по-одедняя возможна лишь как равульто? canoro нательного и воа-отороннего научения творческого наодадая Шакарниа Еуда2берд2о-ва, в том чноде п его ызроаоааранЕЯ. Такса айучошю Едот spa-моннооть широко иоподьегшать Ecop^eczso втого Егдаваогеая ЕО&-та г мыслителя, ученого г просветителя дая отаповлонЕЯ я развитая современно! духовной культуры казахского народа в ^гзот» ноати, дня утверждения в аовзаниа нокге вовддогзЗ tpasüsa Pao-публики Казахотан дршщшхов гуыаназаа, оййэтедввэчесхшг syjssyp-шх ценноотеЗ» высокие социальны-:? в иравогаекш: asaaaos.

Степени разработанности рррАдаз. Уошшяьш оозатаааа уче-шх достигнута определенные уопехн в Еоодадовактт шроаовзрз-еея исторических деятелей Казахстана, в оярадэяенаа В тжаэда в развитие национальной культуры г оС&аотаентЁ шоее»

Много оделяли для Есследовашш актуааьтгнг вройгеа ноторш казахской общеетвзнной шаги А.Д.Атшюв* К.Б.Ееаабмйиаэ» Й.С. Бурабаев, Д..Х.Каоашашш, О.А.Сагвзбаеа, Отзвдвьныв аопектавтих пройдем оовевдш г пуЛлккадиях Х.А£даровоЗ, MJ3.¿XHHsaaoaa, -Б.Гвбдудлнна, Ы.Дроенова, А.Нокакова. С.Сыар<&ева, Т.Т.Ташбае-ва и др. '.".'■'■ ' ;

Определенное йниыание удалялось рассматривавши проблемам г в фундаментальных союзных изданиях, среда которсг грвцде во его следует выделить коллективные труда: "Ноториг философии" в шеоти тонах, "Иатория фалооофив в СССР" в пяти томах e esko— иша другие.

Монографических исследований, целиком поовященннх анализу ю.рововарения Шакарима Кудайбердиева, вет ни на русоком языке, ни на казахском. Однако, в ряде публикаций получили освввднйе отдельные оторош лшзни и деятельности втого по»» и маслите-

ля. Правда, ото соезезепэ еэ ззегаз отвзчэот криторзел ofesit-

Пзрззя лопата* рассмотрения яирозоззрвняя ffiasapisra Куд-й-бордазнз бала ЕОЕстрг®гга К.ЕепзекбЕсзна з двуз его монографиях.' Езгодпзь з плод? отерзотнясз сшсзго гренонн, прнвудатаяьЕо гзгягашк' 03S3S9 и потоцу н.эпреодолг:.аз з тэ года, алтор ыоео-Гргйай obsesa ПС512 а ггзяогэ в рзпрэд <5огэоео2оз, озабоченная $П№Я£ШЯ£!3 разИГШ! 3 ПрОШВОПООЕШвНЕен 00 наунэ* Ез кообгег.-тшшай-гь тшсоЗ ssp^EfepssTsaa Шакерзга Кудайбердазва указал Е.Бейос;<5ззву ого кзяжзгэ СЛСнрабэев з рецвнаяа ш шагу IfceS-нэ-лвлнтичеашгэ язчэеея в Казахотапэ конца 202- начала SX з.%

232223 у^зрбшй? тйкой подход к твор^зотзу лобого кп0лпт8ля»

погаа педоататап рзсдуЕзагся, а двотоплэтаз оотавтзя вврасярз-ггш. ,

Зшчителвно объективнее сдэкпд п екарзктзрязов&а кзровоз-зрзпзэ Езкаргыэ Кудзпбардиопа И.Бурзбаев. Он ошетал, что ез отчество этого поэта п шсшиши оишчалооь квотой дезпвзош, о чей сввдетаяБсязуот его труда по фягооофщ, зтногрзфаа, отнзэ, поторпя п раяпгпл, которнв провязана гяубапнка фадоеофокЕш разязшаанЕяиЕ.

Веска пшюатгздьво отсгвалоя о фтооофзкях воззрениях Ша-карзна Кудайбердаева Б.Абдигазноз, еглетпвгшЗ мировоззренческую глубпву я соцЕая&цуо. заоагрэвнасть ллтзразурно-иоэтзчеокого тпорчэотза ккалитаЕЯ.

Однако» ш сдан из упогащушг ваша изеледоватэлеЁ нэ даа полной я эовоторонш2 гзрактврготшгд гязрозоззрекЕя Шакврима ЕудаЁбердшзва, ото ооцго£ыз>"фгасоофзотк а радапозяо-этачео'-евх вогарошй.. Воэпсшз» • ьпот щюбаз - цела данно2 даоовртацвв.

За «иав&зпа ввсзтарокЕзго

иоследовавзя научного а поэтЕзеакаг© творчества Шакарзиа дайбердиева (в тем чиода а вяорвнв опубликованиях уао в езеэ время его работ) даоовртант отраиплая дать объективна анална ооновных ооатавляадах ызровоззрання втого поэта в шшштоая, ученого и просветителя. Ваяглаш ооявальше а идейные прзгпо-оылка становления мировоззрения Шакаргаа Кудвйбердаава, охарактеризован! ооциадьно-фшософокие и ралнгиозЕО-атетевкш воззрения в то го доотойного оына казахского народа.

Указанная цель потребовала реаения оледувдих задач:

- охарактеризовать оловшй и трудный хазнанный путь поэта и мыслителя, оказавший влияние на его творчеотво;

- иоол адова ть о «дальше ж идвйвав црвдпосшасн стааовлвння шровозарэния Шкаркма Кудайбердиева;

- проанадизяровать ооциалъго-фдаооофоквэ воззрения тнзта в мыслителя;

- определить валял Шакарямз КудайбердЕава в развитие ш-циональной культуры кавзхокогонарода;

- проанализировать религиозно-этические воззрения ноата. и шшштадя.

Шдаща^щррвд двооертапда определяется тзи, что в ней впервые дан целоотшй анализ мировоззрения Шахарииа Кудайбердиева и охарактеризована его роль в становлении и развитии духовной культуры аазахсвйГо народа^

Конкретная новизна захятаетвя в аледуюваы:

1. Исследована роль выдаодэгося казахского шолигелян хшеха ¿бая Кунанбавва в определении аизненного нути и формирования мировоззрения Шакарима Кудайбердиева.

2. По-каэсму охарактеризовав!! ооциальше взгляда Шакарима Кудайбердиева и их влияние на становление национального оамо-

с02ешш1 казахского пзродз.

3. Иаааодесспз гол совокупность филооофоких воззрений поэта п еусзетовя п гыявяепз иг .споцщша.

4. Раскрыта отепокь влияем Шзкаргка Кудайбердаева на раЕзятпэ вацноЕашюЗ культура казахского народа.

5. Воаоторонпэ раоекозрзп подход ученого а прооветаталя к репзнзп рэлягзозшх пребдеп своего вре:<:зки.

5. - Прсаналлзцропши отпчоскяэ зозсрозпя Шакарааа Дудайбер-даева п показана ш. хуканготнчеокэя направленное ть.

Пряктачеакая. ооотоит з том, что оодерка-

шеоя в нзЗ шзода п обобщения погут. быть гопользоваш з есра -вочно-ОЕЛЕЕЯопвдЕчоокзх изданиях, осващащпх потерю общеотаен-во-полнтзчеоЁо! п философской шоли Казахстана, в вузовских курсах истории Казахстана п история ^алооофаи, а татззэ истории щрозой п отечественной пулыурз, в лекциях для кассовой аудн-юрш! га проблешга истории и культур казахского народа.

■йдробэпьд работа. Материалы п внвода диссертационного исследования псшш озрзеонео в ввотупленияЕ на Герце но еокех чтениях в РШ7 им.А.И.Горцена (1989, 1320 и 1991 гг.), на иецдуна-родвои СЕШозиуаэ-секинаре "Вооток - Запад: диалог культур" (Алма-Ата, 1992 г.), а такге в четырех публикациях. Диооерта-тртя обсуддзна на кафедра истории религии а атеизка Российского государственного педагогического ушверонтета ш.А.И.Герцена и рекомендована к защита.

Структура дйсоерташш. По шло введения' в дисоертацзп зри отавы, разбитые на параграф, гаклзчсппэ п список попользованной лнтзразуры. '

ОСНОВНОЕ ООЕаРЖШШ ?ш>ш

ро введения обоонована актуальной ть тега, определена оте-пень ее разработанности, оформУдзроганы цеди а задачи исследования, раскрыта научная новизна, опрадшюка его теоретическая и практическая значимость.

репвая глава "Социальные и адейше предпосылки отансвлекгя мировоззрения Шакарима Кудайбердиева" ооотоит из трех параграфов.

р первом параграфе - "Жизнь и деятельность Шакариш Кудай-бердавва"-охарактеризован жизненный путь поэта в мыслители, далекий от благополучия и внешних успахов, - трудный в начало и трагический в конце. •

Рано осиротев, Оакарим воспитывался скачала дадоа Купан-баем, а затем дядей Абаем Кунанбаевны - велзшш казахским . поэтом и просветителем. Благодаря Абаю, Шакарим всерьез занялся самообразованием, овладел несколькими языками, что дало ему возможность глубоко изучить, культуру Востока, Роооии а ¡Западной Европы. Он отал не только талантливым поатои, во и ввдао-щимоя мыслителем^ Его перу принадлежат много выоокохудоаесхэей-ных стихотворений и поэм, а такие поэтических переводов произведем А.С.Пушкина и Л.Н.Толотого. Им создан ряд работ исторического ("Родословная торой, киргизов, казахов и хайов"), рели-гиоведчеокого ("Основные положенияверы") и философского ("Три истины") характера, оказавших значительное титтр т оуяповл^ -нхе ¡адаонального оамосознания казахского народа.

Оклеветанный недоброжелателями, Шакарим был коварно убит, а его творчеотво длительное времялибо фальсифицировалось» либо

псячасЕп гашлззталось. Лить а конца 50-х годов он был реабилитирован, a aro поэтические проазведекия и научные труда стала публиковаться п изучаться. Поэту и мыслителю возвратила доброе имя, а казахскому Езроду - aro вндатагося сына,- просветителя, шестого знататальний вклад а кааахскув нацгональ-луэ культуру. Появилась возкагность гзу^ать а обнародовать шроЕоззравнв Шашриьа Кудайбердаева, что а сделано дзссортан-гоа. .

часкзе условия формирования шровоззрения Иакаршла Кудайбзрдав-за" — охарактеризована та исторзтаесная обстановка, .в которой форщропалось жровоззрсниа псзта л кксдитвля.

Зо второй половина 2К а. казахское обпаегво находилось на стадия феодального•развития. Вкаста с тега как в экономической, sas а и социальной сйорах общественной яазни все eme сохранялась значительнее паразитки патриархально-родового строя. Характерной оюбеввсстьэ рассматриваемого периода явилось за-зерданйе прнсоадинвЕШ! Казахстана к России л связанное с данным процессом проникновенна в Казахстан товарно-денезшх отеоявнпй. Началась активная колонизаторская политика царизь-а в Средней Asee й Казахстана. Колонизация нрая ввела-о собой классовоо рассловпаа обааезэа s внасте с той сдагулзрозала экономический и социальный прогресс, становлений казахской нации» рост национального самосознания казахов.

СЕ03 полЕТЭТаокое присутствие в Казахстана и эконсглчас-ш>а воздействла на хозяйственное состояние региона царское правительство стрсьялось саярапать на только а-данпаграишно»;. _ но а вдбологачески - путем лавлгивапая свсгкону яаоолзкаа 2as кцровозвршпесик ДЕЕноогеПг которна отвечали антарвоам

"I

'Социально-эконоетчвсгша я полита-

преадв воаго роосийокого сагздзрэдшя. Утаорздалась эта цагяо-сти, дошнирушзе полона низ среди которых занимало православие с его ориентацией на сакрализавдэ русского едрзаа е оправдание его политики, двояким способом: посредством шссзонерской деятельности и с помоша школьного образования. Миссионерство заметных успехов не принасло, так как ко времени присоединения Казахстана к России значительная часть казахов находилась □од влиянием ислама, ассшилированпаго шогве злементн роде-пламенных варований и мастных бытовых традиций, а потому воецрг-ниманлагося как "своя15 вара в сопоставлении с "чуяны" православием. Школьное образованно было более успешным: создана наряду с национальными Мадраса казахског-русскив школы способствовали просвещению коренного населения. В этих школах русскай язык использовался не только для навязывания учащимся иг мусульманских самай "истин православной вары и норм христианского благочестия", но и для преподавания ий таких общеобразовательных дисциплин, кап арифметика, география, природоведение и Т.д. .-..• .. ■ ■ ■■

Помимо школьного образования бнлй и другие кавалн пронаи-нования в казахскую среду прогрессивных идей в выдающихся культурных достижений. Нескольку Казахстан был местом ссылка про--тивников сакодераавия и политически неблагонадеаных лиц, то там з разное время побывали представители всех поколений революционеров и прочих оппозиционеров царизму г много сдалаших для политического и культурного , просвещения казахского народа.

Изложенные вше обстоятельства оказали влияние на формирование казахской интеллигенции и активизации ее просветительской деятельности. Ведущая роль в ее среде принадлежала. ученом; и* собирателю фольклора Чокану Валиханову (1835-1865), педагогу

а пасатало Ибргэ Ажпшсарану (I84I-I869), великому поэту Абаю Куааабаову (I845-IS04). В эту плеяду входил и Шекарам Кудай-борднев, чье гворчаство знрагало потребности парадовнх слоев обязства, заивтврасованннх з социальном а культурном прогрессе, а становления падиопального самосознания казахского народа.

В.. треть аа параграфа - "ИдеШша истоки í/лровоззрения Шакарп-ка Кузайббрдаава" - показано, что ьшровоззранна аоэта и мкслитэ-ла фор^роЕШзсь дод воздействием трех факторов, явившихся ли-Езгвльанна ясточЕпта его идой а образов.

Оактср первнй: устное народное творчество в сагабытная народная культура казахов. Оно оказало на Шакарпма двоякое влпя-ша. Во-первж, сформировало его щрэощущание, прядав аыу явно вцраганную деиократачаскуи нацравланность. Во-вторкх, фолькдор-ша идеа, образа а спеты аапоерздетвзкно вшли в творческий арсенал Шакаршги

йаигар второй: культура народов Востока, налшдаая внрааа-нав в научной шеда и поэтачаскои творчества арабских, персидских, узбаксках, туркменских учаннх, философов и поэтов, a Tanza а адаях а образах лслэа, зафиксированных в ТСоранз а Сунна. Шатарш ознакомился в оригинала с арабо-парсидсквм героическим эпосом, историческими трудаш Табарн, Рабгуви, Бабура, фалосо^-пщггр ддаяЕи Аль~®арабл, Ябв Саны, Ибн Рушда, поэзией Хафаза, йизули, Нвзаж, Сзади. Он был знаком с сочпнашиэгз крупных исламских богословов, хорозо разбирался в суиастаа их теологичао-кзх дискуссий а высказывал собственную точку зрения по обсуотав-

шшея проблемам. . '

Фактор третий: русская литература, обазствето-политичве-кая и философская йнсль, з пергз ах посредство' - апровая кугь-тара (-о? ■¿яярпюй а среязззоаогса до заяадновнроаойское левого

времони). Шакарим испытал на сабе благотворное! влияние творчества А.С.Пущина, М,Ю.Лермонтова, Д.Н.Толстого, ВЛ*.Болпнского, АЛ.Герцена, Н.Г.Чарншевского, Ф.М.Достоавского, Н.Е.Салтыкова-Щедрина и др. Он хорошо знал, благодаря руссиаз нзданаш, идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, бил знаков о воззрениями Р.Двкарта и Г.Спвнсвра, увлекался идеями 2Д.Руссо и М. «.Вольтера, оапаривал многие положения О.Конта и А .Шопенгауэра.

Наличие столь богатых и разнообразных истоков мировоззрения Шакарима на могло на сказаться на глубина, всесторонности и прогрессивной , направленности его взглядов на мир, в чей и убеждает исследовательская, поэтическая и просветительская деятельность этого выдающегося сына казахского народа, проанализированная а последующих главах диссертации.

Вторад глава - "Социально-философские воззрения Шакарпш Кудаабердавва" - содержит три параграфа*

3 первом параграфе - "Проблемы социального развития в творчества Шакарима Кудайбврдиева" - проанализированы подхода поэта и мыслителя к решению актуальных социальных проблем своего грешки, а также понимание им перспектив общественного развития.

Источником многих социальных бед, испытываемых, народом, Шакарим считал разобщенность казахов, мешавшую осознанию ими своих общенациональных интересов. Эта разобщенность как следствие длительного господства родо-племенных отношений выливалась в многочисленные межродовые конфликты, от кот .дых страдали в первую очародь простыв люди - кочевники-скотоводы. Он пропагандировал идею общенационального единства, в котором видал будущее своз.ч) народа. '

Шакарим убаздал богачей быть благоразумными я не доводить

п

бедноту до отчаяния, да плодить шшзх а бездомных, а быть по отшпанию в б одного щадрдаи а благотворительными. К все se он считал, что от бадаостн а нищеты саасет на благотворительность, а собственный труд. Тревогадо его и таков социальное зло, как засзлао вакошх предрассудков, нравственных пороков, темнота а нсвэжгстга. Праодаяенав згаго зла виделось Шакариму в про сношении всшс слоев казахского общества; поборником такого просвещения дайна бала стать казахская интеллигенция, формирование которой он стал вааной общанагзояальной задачей.

Заботясь о будущем своего народа, Шакараи предлагал сладу-гаиа способы переустройства общественного и бытового укладов. Основой дяе хорошей зизки человека, полагал мыслитель, долены стать шшя.тт, .«тогщкй шуч^^шш ,<?евдае. Баз этих качеств не обресш а зазнз rspa к согласия, а поэтому они дасша стать доыишрушима, Трудолюбивый, образованный, добросердечней человек за станет чинить зла другим а будет обретено общее йяагоас тучна. Правда, roctzzbbzd такого состояния препятствуют порока, пороетгоша бесконечную вбравацу всевозможных злодеяний: наешша, логь, властолюбив, стякательство, жестокость а пр. Саши действенным способом избавления от них Шака-рам считал нравственное воспитание, прав а денно о в систему а охватывающее все слои общества. Эту систему он называл "Наукой совести11» дающей надекду на исправление человека а человечества.

Социальные' воззрения Шакарака гуианастачвв по своей сущности а полны исторического оптимизма, хотя формировались в ig>aâ-нэ неблагоприятных общественных условиях. Они пронизаны заботой о человеке з человечестве а характеризует Шакарима как просветителя, который аереаавал за свой народ, эерал в пего а расгчж-яшгюнфэдохвеа вособ~ого образования а продуманного воспита-

ния в духа гуманизма обеспечить ему широкую а светдуэ историческую перспективу. Многие размышления и ракомендадии Шакарика, касавшиеся воспитания в борьбы с пороками, и сегодня на потеряли своей актуальности, V

Во втором параграфа - "Фидосойскяа воззрения Шаяараиа Бу-дайбердиава" - исследованы подхода мыслителя к решение философ« ских проблем.

Свои философокие взгляды Шакарим выразил преада acaro в исследовательских работах мировоззренческого, плана: "Основные положения веры" ("Иман гибадат") в "Три истины*. Но многие философские проблемы ставились им в в поэтических Произведениях -например, в стихотворениях "Asma, Тало и познание", "Жизнь и. душа", "Вера моя" и др. ;

Шакарим но придерживался традиционного делания философов на материалистов и идеалистов, а стремился решать философские проблемы, исходя из своих демократичаскйх убеждений и просветительской позиции. Анализ его творчества убакдает, чтооснолнкм вопросом философии был для вето мировоззренческий вопрос об отношении между Богом, природой и человеком, между душой и талом. Решал он этот вопрос с позиций дуализма: "душа, как в тело, существует изначально". Рассмотрев как материалистические, таг г идеалистические представления о духовной жизни, Шакарим сконцентрировал свое внимание на двух аспектах интересовавшей его проблемы: на обосновании бессмертия души и на «ня^шии яяр^опричи»» явлений реального мира.

Признание бессмертия души имеет дляШакарима не только чисто философсгле значение, но в этическое. Одним из важнейших свойств души он считает совесть, которая пяя-та на только в звиной. жизни, но и в загробной. А поиски первопричины провали ого

.......... ,

а часто дазстетескоэд воеараятаа Еога: для Шанарат Бог но некое продрпраделяшэо Начало, постоянно вкоаапашоося з зшзнь природа, обаества в человека, а Первоначало. Порвртодчак. но шеггвахшзся 8 последугсга эталн, фазы природных и социальных процессов.

Даастзчаская позиция дает Иаварину гозмоаность прознать я отставать ядав поступательного, прогрессивного развитая приро-,да - идею, очень близкую учении об зволпгщокноы развитии мира, хотя ов в критикует учанза Дарвина о происхокдении видов и естественной отбора.

В воззраниях Шакаряиа шого витания удалено проблема двигана*, яонагаааого как внутреннее состояние телесного а духовного вира. Затрагивая проблацу ео^езнзя, мыслитель отдает долн-ное дознашвЗ роли чувств* Но глпвнуа роль в этом процессе он отвози разуму, утвзрзд&я, что * истину чало^ак влдит н воспрз-нивает на просто гляяямя» а таззагст разума"»

Книга "Три естинн" - это на . только свод философских воззрений сашго Шакарика, но и ^аткиЗ очерк нстории философии - прв-дцуаастаенно антично! а западноевропейской. Этот очерк отличается глубокий проникновением автора а суть философских воззре-ни£ наиболее значительных шсднтелвй. античности, средневековья <~в нового враиени, представляшпх сааы&различнна направления и школа. 'Проявляя деликатность по отношению в таи мыслителям, воззрения которых он нэ раздоляат, Шакариц гфятйкуат лишь две философские позипда - зульгарно-иатериалистическуа а субъективно-идеалистическую, отвергая хакдуь из них.

Таковн наиболее существенные аспекты философских воззрений Шакариш Кудайбарднеаа, характеризующие его как широко мыслящего исследователя^ прогрессивного ьзгслзталя, приверженца' ради-

. и - о"., 7 .

окалдзиа, популяризатора знаний о чщра 2 человека, анешаго значительный вклад в развитие философской шслп казахского народа. :

В третьем параграфа "Вклад ШакараиаКудайбаретара в развитие национальной культуры" казахского народа" - расаготраш вагнейдио результат научно-исследовательской и куяьтурно-щю-снотатольской деятельности шгслитедя я поэта.

. Шакарш-дссладоватвль поншгал, что без кзузаная собств энной истории народ на ыокет сформировать вадаонадьЕоа самосознаний - стеряань национальной культура. Его данохра§ея "Родосзюа-вая сорок, киргизов, казахов и ханов", написанная на казахской языка, ввода казахов в собственную историю: историс кочевых плавен трах жузов, историю ах борьба против пояят Чингиз-хала е калшков, историзз становления казахской народности, а затаи и нации. Эта кннга а сеЗчас не потеряла своей познавательной ценности я воашгагальной значимости.

Как исследоватад1г»просватиталь подошад Шакарак а к опрвда-деншо роли иоляма в духовной гизш я кулиурноы наследии казахов. Он считал праобшанив казахов к иусулыганстау еягш шарад ПО сравнении » яяргтяяуяУ**; ппрпядяя-

ннми jtfVTyy-njrmjflmrwm "тяоччгерямтт л садшлЕзукше sîot устаревший уклад жизни; Поэтому пропаганда иде£ ислама воспринималась им как важная культурно-просветительская акция, осЕсбозданшая общество от отживших, рудаыантарвнх форм духовной аизни а выводящая его на новые, современные рубежа. И. сама пропаганда велась ш. с рационалистических позиций, осутзданиихся исламскими ортодоксами. . . . ..

Шакарим был на только исследователем, но и популяризатором достшсвний шровой-культуры»/Он 031шксгшд соотечественников с

научной is/aibs аптечного шрз, древнего Востока, России я Запалю" Европы. Популяризировался весь объем богатоЯпей духовной культуры, накопленной стараншая выдавшихся деятелей Востока и Запада, во недоступной без поропода основной шсса чита-zczx казахов - совраиакнзков Шакарпш. Благодаря пора водам шедевров восточной поэзии казахи вошла в состав народов, читааднх на роддом языке произведения Низана, Фазули, Навои, Хафиза и • других талдтпггея поэтов Востока. Более того, идеи а образы восточных мыслателвз и поэтов органично вошли в собственные сочинения Сахарина, стада кошюнентака казахской духовной культуры.

Шакариы заложил основы казахскойлирики. Ем написано более двухсот стихотворений, отразияаих практически все стороны соврэ-кеявой ецу казахской действительности. В его поэтическом наслоит ссЕсально-обличитвльные стихи соседствуй с дадактико-про-светитедьскикп, лирика аврецезается глубоким! философскими раз-халаленияа. Лейтмотив егопоэзии -воспевание грасоты и гармонии, мугаства а человечности, осявдение д оставив человвчосгах пороков, социальных а нравственных преступлений. Старанияш -Шатлриш -казахская поэзия заняла достойное иеоТо в мировой поэтической культуре. о

С покопьл переводов Шакариц пржобщя своих соотечественников s сокрогялам русской а западноевропейской поэзпа л прозн. Высокими художестввнянка достоинствами отличаются его поэтические переложения таких пушкинских прозаических произведений, как рокан "Дубровский" и повесть "Мотель", переводы ряда про- • изведёний 2.Н.Т0ДСТ0Г0.

Поэт оживал интерес своих современников г казахскому устному народному творчеству - одной из опор духовности народа, одному из истоков этнического самосознания казахов. Наконец,

16 ' ■: • 7.

своими прозаачвспши а поэтачесяама проаавадмшша Еанараы способствовал становлению £ развахяо казахского литературного языка, обогащений его научной £ философской терцанологией.

Таким образоц, Шакараа Кудайбордаев ¿нес оаутишй вклад в развитие сакых различных ксапонентов надзональноЕ культуры казахского народа.. Еасатеб atoro аклада настолько значителен, что ого влияшо ощушш» как г дрошгоа, гак a s вастоаааа; ска-катся оно, несомненно, а в- будущей.

Третьдггщвд- "Ршадаозво-згаческве воззрения Йакарвш Кудайбердаева" - состож? as двух параграфов.

В царвом дапаграйе - "Пробяеш веры в Ентерпретацпа Шака-рш4а ■Кудайбордиева" - охарактеризовано отнс&сяяе поэта и кыслн-таля к рвдагзозноЗ цроблакатЕка, заннианзвй весьш значительное место л его гворчасгве.

Подходя к ршшгиознда проблемам как филос&>-расЁонадЕст, .Шакарша стремился ва только црцвздь вару» но а ?ШЗЕК2> ее, а шесте с чш еблогшть такое донииашге ж друты. В своей шноцаа-фш "Основные шшжанин веры" он не просто взлзгает основные положения ислама, а разшшяяет о них, приглашая z msouy размышлению я своих читателей, стараясь убедить ex е sok, что к по-стикеншэ исламского вероучения надо вдта рацаональшм путем а принимать его догматы посла проверки ег содержания о позиций : разума. -

ПО мяяттап Шдуяриця4 мпштд ВбрИТЬ ЛИШЬ В то, ЧТО HOSHSHO

интеллектом, Вара - функция ананая, а не знание- функция веры. Поэтому lipa рассмотрении вероучения любой религии надо вначале исследовать его о позиций интеллекта и лить посла этого решать - принимать его ила не принимать. Сдшдозательно, истинной религией можно дризнагь лить .щ'жгервя оогшауетоя с разуиоа,-

шзжзрует п pasуцу a сбосззанваогся: разумен, "лпппэ sasoiî рэ~ лзгасй счзтад Пакарса есзш.

Sas проявлялся раязоЕаазга Easapsisa прз акаллзэ важнейших пелгияга исламского пзроучавШ2? ■

Главный обьоет вера ыусудьгаудта - Аллах. Псэто!лу Saitapaa з парауп очередь стрегплся рациональнш путец доказать суааст-сованиа Аллаха, его реальность. Об этоа страиланаз свидвталгст-•ays2 caía названая шаографш "Основные полозания гари": "Поз-, наша существования Аллаха с по^оньэ разука", "Познание единства Аллаха путоа разкЕШания", "Познанпо атрибутов Аллаха" и др.

В качество средств разуиного познавая Аллаха Шакаряи приводит ряд доказательств бктдя Бога, разработанных таологаьа я рзлигаозшаш фплософаш разных , зранзн, начиная с античности, л разной конфессиональной пряЕадлшшостя. .

Начинаем он с косшлосгчзского допазатальства^ зосходшае- • го к Платону а Арастоталз ж щзадус^атрйваз^зго восприятия Бога sas Парзопрачинн^ Внстрапвается йледугпая цепь, разиниланий: . яояя сотворил отец,. отпз - aro отец я тан данаа вплоть до Адана, А кто был причиной появления Адака? Параопрнчияа - Бог (Аллах?. а

Такова аа суть приводимого Шакарясяза до!эзатвльства бытия '^Бога как Парв'одвигателя: пз факта всаобдяостп двигония логически выводится признанна первого толчка, : осуществленного Аллахом.

Используется Шакаримоа л телеологическое доказательство баяна Бога* сводащаеся к признании наличия в ггнра абсолютной деласообразности. Вса а шра, пшат он, лаеат свои даль, сладо-ватадьяо, существует каков-то высаве целаполагав^еа начало каа источник даласообразноста веавй я явлзнай.

я

Апалируат Шакарщ а к онтолоЕзчвскоау доказательству бнтля

Бога» огшаязь яри этш ш различные отеаена есжэрЕзиокщ пра-родшх явлений sas ш обоэкавадаз аеаабваасэтг су^стшЕаная ваеооаераанвого существ, каковьщ а шееттоя ¿лдах.

Ннконад/а качестве дсаааатальстш «bisca Бога Етзршг. приводит валюта в гщрэ таких оаоаадьшх язеспей, sas кагизтива, ощрятазм» таашшзня» сошавулЕШ.

Тспк? обраосш, Шакарш Евяод&веБад stms ш арсенал лооофако-богоодовоких доказательств бэтия Бота, охщрзщпхся еэ на б-зздушуе E2pj, с ш довода раауш. Tea сашм шкшогш:-cosaca объективно кдашазь в гшоаогсэ разрз, з прославзшгаш Евтедаек^-агьннх E0sa¡!XiE0CTü2 человека, в драена к рационализации вора.

Sa как результат слаасЗ вара, в как следствие догачвских раашшонЕЁ рязсштравад Шакарш в вдаэедшагва Ахишв, которая тоже быда дредоатсз острых богословских дискуссий как в паркод етановденин кадаиа, так s го времена активной -¡sopsecKofi дзятедь-Еоотв казахского шзта в ïsaanreaa. Еакарна ирадгшш «вода читетоляз «шатала порасоувдатъ ишота с нш та asy se^y г двдь позле таких раосувдений, всдодотвяг разаашденнй скалать свободна! вывод.

Ход его разшйаевий таков. Вели доауоЕнть вгк-зоЕзоваши двух Богов, то неизбашо возникает тупиковая ситуasea: один Бог npsasT какое-то решение (например, "пуоть будэт оотвораио ето°), а другой - не цриазт, Следовательно, при лобоы исхода только одав из двух скаается Ваекогущсл. Некоторый ыозет показаться, разшшляат Шакаршл, что Боге eoryï решить дайстзовать совместно, ш тогда ш njrvrv! из них es станаг Воешышнш, чзо противоречит идее Бога. Стало быть, ¿ядах — один, и ват Ерше него Бога.

Не обошел Еакарим- вшшавзви л пробдеыу атрибутов '¿шшв. íKaa иавеожво, предоставления ^оудЕ&авакИг ¿згосдовав еб'облике

ID

йляяхз прэтпворэчзш. Шэ в Ш а, пол аязяззеа звЕззяавокаг учений среда пслгггсзтсз гозааядв спора по этоуу асггрооу.. Про -дозвались опз а зо зрагзаа Шазарзаои Суппптокал. ортодоксальная традясая, которой прздэрзпзаяззь аяугнгота в аазвжотаЕзгав: иачетях ггудяые требовала признания догаата о вогноаноотп задать Аллаха талесныка очаиа па тел овэто. Плача говоря, в господство-павашх пра Шакаргагэ суннатоках представлениях об Аллаха явно ' нааачеотаозала врояаяенпя антропокорфазза.

Характеризуя атрибуты Мянха, Иакариа разделил ш на три группа.

3 порву© - шшяэш оуЕностпыо атрибута ("затия"): Аляаг судсствузт азЕЗчально, ашето его т создавал, оя никогда аэ кзчезнзт, у езго аэт еау равной, еа ня на что пз похоз. Иначе говоря, Аллах лишен какой бз то вн Сало определенности и. представляет собой чисто духозяоо начало, Теши- сбразоз, Шэкзрзм отстаивал идао tísoталеапоста ЕоГа - ядов чиото фадософокуо, ва-пкотвовзинуо у Ариототэдя. .

Ко второй отнесена атрябу®! существования ("сифатия"): Аллах язвой, всеиогугзй, творягщЗ, обладающий волей, говорящий» аяушщий, видящий и т.п. Все эта качества наличествует у Аллаха в превосходной, степвнз и дай человека шаредотавиш, а значит, лвшанз'каких то ни боло паоявленвй антропоморфности.

^рэтьп составляют атрибуты дзйотвия ("оиябият"): Аллах ' предо таваяат собой абсолютное соверпанатзэ, он на гаивняетоя и "находится в состояний вечного боофвгвования. При характеристике этих атрибутов Шакарии отмечал, что те признаки Аллаха, которые похожи на чиото человеческие качества, да сладует понижать "в обыденном сшслэ". так как приме!» аз человеческой жизни не пригодны дая объязвевия бежаотвэааых творений-. Следовательно,

с в данной случае Еапарш отззрг ентсрспокорфгшо врэдагавявнЕя о Боге« охпраптарязавав ¿вяяда жт безтааеовоо, чезто духовное начало.

С новец2ё фивооофеком радаонак£21ш сиоздцд Шаззрин на только п цробЕвко веры, ко н к ргакрсгтшэ рггш прорешав г кшш. Пророка» начиная с Адама б кончая ЦзпсЕшадоа, оаврактарЕвоваш ш как поодавда Ааваха, щшгванше указать дщаеа еокщннй оЗрае гнзнз на Земле. Ймзшо довикзнвв stoíí шоош првровш ойаегчае? цуоульиаяш гору в них, а сладаватаньЕо, ts» уташо Еорава, которое она paonposspaara.

С тог se раднонаяиотЕчеашх позиций обьязвя* Шгкаряи и необходшооЕ. оабаэдешя цуеулыгзвака вашаSees еолшускех обрядов: пятакра-шзй шдитвн (Bf?«as), кеоячною ясаза (урааа), сбора налога -В пользу цуздашшхоя цуоулызав (вакях) г ввлоынжчест— ва в MfiKsy (хаджа). Вое вто делается uycj£wosm.z:t означал он, дня спасания овоеЗ душ в содайстшш &iaiy ósmmroj что угода Аллаху.

Твквза образои, при раоовотренш вопросов варз Щакарш проявил себя век шеища оайОотоятельннй шслнтезшг зрактувдпЁ богословски© проблемы в фЕдооофово-^радиоЕалнстнчослссш духе. 1&sy был чуцд ортодоксальный консерватизм и чрвэзэрная Ешзтвфнкадия ислама, характерные для современных еду казахских религиозных деятелей в публицистов. Он отстаивал права равуыа ва понимание, Еотолкование и отстаивание вавнайших полокашй исламской догматики. Это был филооофако-просветигадьекий подход в религии» обогативший казахскую фидооофокув мысль нетрадациотшш воззрениями на -актуальные религиозные проблема.

Во втором параграфе - «Радпяоаяая атака Дааашаа Еудай-берддаава* - рассмотрено дгасйанав- Шакарша ж .лишмаквй двтерцра^

Ж ' ,

ещзя ¡зоргиш я езявяэезэ раза празатзешгзогз а стззи г-уаулжэ-ппиэ. _

Ралягаэзнэ-нрзвотазншз irpcd&eîsa оглодано кяого «гота а в поэтачеокш тзор?во®э ¡Паяаразз н в зло иовогрсфаях, о тая свзавтальотзуит, а чаотноота, аазвшззя равяааоз пнзга "Озеоззево поаозеняя вере*; "Чадсзеа долаон <&тз нр21ЮТБозншза, "Чзлоззл обязан совершать добрао дала", "Сотерзгайоя алых поступков п . плохого характера", "Прайсов пользу, азбэгай ааа" а пр.

Казне гз конхрэтзо ралаггоздо-нрзвояэвгннв проолегга ота— вал н рагаа з сваях грудах Пйкараа?

Первое а глазета еэзто в иг ряду еадвкаэт проблеет свобода аози, над pèssesasa аоторой' m врэтазеннн веаов балаоь (я про-. доявает батьса поезеэ) паетзцагзя гзудулуданодаэ богоаловн а фа-лсзсфи. И в отси ют вачзго у^сззатэлъшго, sac кзз способы ра-□аная данной проблаш определяв? характер ответов аз зззяанно nasEHO попроси: чел детармязарогапэ щовсззеянов поеэдэнко чало— века» отаатотвэнаа щ он га своя поступка, в чей цель и сьзгсл. аггяя, едо потока добра нзаа, во грозен ла пргзоязвЕЕзй зрогреоо чааазетэстеэ

Esa азэевтно, кусулЕзанш долган такать отвага на волнув-щв его вопроса, à Коране. Паз ла сяедуэт ему находнтъ я яслш—. - скяй гарзант ■ резаная аробдеш свобода золя» И он ищет, m безуспешно. Дело э тез, что Коран, еодерзазай цаяый ряд аятов» харан-' таразувщх поввдвваэ человека Св:39; 7:134; IthlOQ; 16:9; 76:3 в др»)»нз лаву однозначного ответа на данный вопроо. Из одних аяхоз следует, что внбор чалсвакои авоах поступков полноетыз

подчаЕаз бозэотвеннай золе. Союаош другим -.öcseoтленная сала : ■ - ... . лнбо совоеа на змешшаатоя э доведение человека» лябо остается

нейтрально?«» • -

за ;.

йакщсаз Тфоанагзйщроваа sps sosssebss псдасода в дзвнз£ нроблеаэ, aяеетащоя а ncaaassoS богеадовзией литература» & . енрээнг свое ^отгзшггз к аавдй^ йз nss. вткоштаа езшке-Еоа, гаг ваа es традЕдсзшшг подходов кажется йаодвтаиэ

ЕедозяедэвазиЕзгш, к^злс-ш» црэкшораздгшез, во Еэдврдаещш . oKonepsnsa ра&ука.

Свободу воап чедаззга Шйкарпа агяшгао? о здесЯ абоогот-' вза'оцрезедаязоъя Lsseasa Sües ¿asas впревегшш» .ад» в езз-ез-хоядаса û? вего мозэг .dagsтавш> ощшвэдвеш®. Сзоковатгльш, нвощизонзшзао'учдавд; ш деявягг шждет os «assors чегшшш. .Шли eso Tas» ï9 воля человека свобода» s он в с&огг лозтупезх et -BÊÏOîbOEOn TÖESSC Шрад собой» „■

Шакарш вздет воточвж зла в чуБствешзшс -.зданиях чаге©©-sa. Каздеп гарант наказазно sa cebos вину в каяшА обротает üsassmsso воотзэтствсзЕаевогц гаслугеа, Лсеягзг^аая еудьба язляетоя, по Шакар^, вабатаваЕзя ©гэ добрах к

влы2 дел. Подучаотзи» что личность сага реалвзуот caos шраль-ш возможности, а ва дош> Бога штещэз? дшь pass еэоаобтав -наго бухгалтера.

Рационалиотичеови шолшшё §нлозс§ оедзаалвя щоадаяэть протгворечавоозъ ортодокоальтах еолшзюк подадов с цроблоиа свобода воянр яривеаги sz в определенной порядок» годврнхить доводами pasyas, ограничив принцип предопределения и 6ssea-i®QE~ кого проазвол2аи1 Лш сакам он воашошюя над ооврешвшш еьзу золдаокиаи' религиозными деятелями, • так как раосгазрнвал взу про áaeay но с абатраЕТЕо-схолаогкчБакпх еозецкё, а с ооцшлбно-втичеаках; и "вазошяа®, .ев^аизаягаируявнимание es es бога, а на человеке. '■ '

: Еывадя вравеавшоза .^.x^nri^ Езг^гшн^ш! -

раякюаа ез& грзг, соззрззтзгйЗ ио ©згэгэнзэ и бэгд. ФшгайЕЕ-ма грашгз оз счзтея аазерго з ояззззтазнпооа ¿гаага» скзарЕЭ-едовиа, оборзчз^зззеся хуаоЭ га Дллага, сбрзпзпяэ в вкзеем, гадазаеа» знахарка, ооздзшю г^тяроз п гошздавзэ га, лма. п плятасирготуидзЕ-э.

Цсттачиояензга ш>роаш Шзетрзн гфотезопеозаыиш еэ кзшга кногочзслоншо добродотазд: твршшшовт&, оврсмнооть, справедливость, доброта л т.п. Чазова; дешев вгйгн о ообэ о® пачеэт-га а реализовать нх атяш псзодашгеа; егсппо сиозобноояьэ к тшкшу сашнгазвашго чааовез отлетается от аазотного. Доотагаот-ся это савопозкавиа воопнтаЕисм, вравотгонной актшшоотыэ человека. А проявляться вктезпсоть доднез в ч во тем трудо, в отрем-, ланнз а просзегапнп, а спозобшзстз. к ?гшюоердет. Ратуя пз вроавез»онта народа, Егзарзи прзйгзаз богэтах соотечественников па тратать даньги на удоаяо*шор9НД9 своэго яоалавия, на собот-зешзв прихоти, а 22$а&ввазъ ах з озроатальогво ешхя, гдэ длгах- . окзэ доте Ь'ОГЙП би аолучагь 20Р02«Э ОбрЗССВЗДЕЭ п дсотоёкоэ воспитанно. . •...•-.'.'•■

Такаа образов, згзва ШгЕарзза, ралапюзЕая по основаниям, йлубоко гуггзндотата да своей щпрзалвзноога. йожалвно в цент- \

рэ ез пестооопгй Бор, а фаатичедах она обращена к человеку о - его дозтоинегтана а недоототкауз« Й утзерзетннэ • вора рзокатрп-вгэтея еэ т как сааоцель, а кая срадогзо укрепления правотоен-внзе уетоев лнчиоата и обцеотаа.

аодводош итога исследования, сформулирована осиовЕНа взвода а высказана ракшавдацнз по яг использований в теорзтичэоаой и .практической деятельности. .

ОашззЕЗс cesszcras дрзоерггцзл es&ssars :в цгаяуизвс вуб-дешщшх:

I» Праблага böjs в psra Кук£барде2вз. « îIses-

CS2S ЛИ Регшу&шга Kasssssös, IS92, S 2, g.I3~2I.

2. Проблема егобаду boss в узштз Essajesa ^уе^бардпеаа. - Йавезтая Ш РеещбЕшш KasssossE, ÏSS2, & 3. с .10-23.

S. Оававше повсгевяя есшпз в труда: какотьрнг Easaz-GSEX кзсдЕтеяей. - Csaïas цшовщравава в ЕааНаИШШ В SS07-Ea 92 от 24.0I.S2, 12 с.

4. йисл dassm чзлоаеаа s црайЕе^а aro оуззотЕсгакне в шфа в трудас свшшннеезуЕЕТЁлай в кавахопзх кэагштаксй. Статья хсшощрагана в КааШШЖИ В 3S07-Ea 92 от 24.01.92, 9з.

ГЙПШ 3Ï2345 TÎIOO I .I0»92rs БВЛШАТЮ ?