автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Традиции Абая и поэзия Шакарима Кудайбердиева

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Абдыгазиев, Балтабай Абдыгазиулы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Традиции Абая и поэзия Шакарима Кудайбердиева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции Абая и поэзия Шакарима Кудайбердиева"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕ ДА ГО П'НЕСКЖ! ИНСТШЭТ ИМЕНИ АБАЯ

Специализированный совет К ,113.03.01

На правах рукописи

УДК 894.342.092/Куда йб ердиев/

АБД>!ГАЗКЕВ БАЛТАБАЙ АБдаГАЗИУЛЬ! ТРАДИЦИИ АБАЯ И ПОЭЗИЯ ПМАРИМА КУДАЙБЕРДИЕВА 10.01.03 - Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ата - 1950

Работа выполнена на кафедре казахской литературы в Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Научный руководитель - член-корреспондент Академии

педагогических наук СССР, доктор филологических наук, профессор КИРАБАЕВ С.С.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

ШРЗАХМЕТ08 М.

кандидат филологических наук ЮШКА НОЕ У.

Ведущая организация - Семипалатинский педагогический

институт имени Н.К.Крупской.

Зашита состоится " 1990 года в _^Г"часов

на заседании специализированного совета К I13.03.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Адрес: 480100, Алма-Ата, ул. Советская, 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института и><гени Абая.

Автореферат разослан "Зо"

______'^90 года.

Ученый секретарь специализированного совета _ ¿¡АГАУШ М.К.

ОБВДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диалектика нового мышления, перестройка в духовной природе советского общества открыли широкие возможности для обновления взглядов нэ историческое и культурное наследие народов. Благодаря демократизации общества, позволяющей по-новому оценить богатейшее наследие, критически переосмыслить слагавшиеся стереотипы, в духовно" тизни народа произошли знамензтельные события, в числе которых «озгно выделить возвращение имен, несправедливо вычеркнутых из истории литературы и культуры. А значение творчества таких крупных пгедстэвителей казахской литературы рубезта Х1Х-ХХ веков, как Е.Кудайоердиев, А.Бзйтурсынов, М.жумабаев, Ж.А^мэуытов, Ч.Дулатов очевидно, заслуги их огромны. В свое время Р.И.Ленин писал, что "Исторические заслуги судятся не по, тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, чти они дали нового сравнительно с своими предшественниками" 1 В определэши этой истины, стирании белых пятен истории большую роль должны сыграть научные исследования, посвященные творчеству тех или иных конкретных писателей и поэтов.

Одним из таких творческих личностей в истории казахской литературы второй половины XIX - начала XX веков является талантливый поэт, писатель и историк, |илосо? и композитор Е!ака-рим Кудайбердиев. Он - видный представитель поэтической школы великого казахского поэта-реалиста Абая Кунанбаева. Творчество Шакэрима органически связано с процессами становления и развития обаевской традиции в казахской литературе.

Актуальность^^«. Несмотря на то, что ¡Гзкарям Кудзйберди-

!. Ченкн Р.И. Полное собрате сочинений. Т.2. Москва,

Полит:"агат, [Г-;.7, С.173.

ев был талантливым поэтом, прямым учеником и творческим наследником А.бэя, его имя долгое время держалось под запретом. Его самобытное и -многогранное творчество было подвергнуто духовной репрессии. На протяжений долгих лет его упрямо обвиняли в причастности к деятельности буржуазно-националистической партии. Хотя в 1559 году по протесту Генерального прокурора СССР его имя реабилитировано, до последнего времени стихи его не издавались, творчество не изучалось, рукописи для анализа не выдавались. И только после апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КПСС, ХХТП сьезда партии имя и творчество Шакарима Кудайбердиева были полностью реабилитированы. Идя навстречу пожеланиям литературной и научной общественности и проанализировав материала комиссии по изучении творческого наследия поэта, в апреле 1583 года Бюро ЦК Компартии Казахстана приняло постановление "О творческом наследии поэта Шакарима"', в котором творчество поэта было оценено как весомое и значительное наследие, занимающее особое положение в казахской литературе XIX и XX веков. Оно было возвращено народу после долгих лет "замалчивания" и незаслуженных обвинений.

Эпоха, в которой г и л и творил Шакарим, является особой эпохой в истории развития казахской литературы. Во второй половине XIX века реалистический метод Абая заложил основу качественно новой национальной литературы. И первыми творческими преемниками абаевского реализма стали ученики Абаа - группа талантливых поэтов и писателей, находившиеся рядом с ним. Среди них особо выделялся Шакарим. Необходимо заметить, что творчество этих поэтов до сих пор полностью не изучено и малоизвестно широкому кругу

I. "Казахстанская правда", 1568, 14 апреля.

читателей. А не определив юс вклад в процесс становления реализма как художественного метода в казахской литературе, мы не можем правильно оценить процесс развития литературы целой эпохи. В этом заключается главная актуальность изучения творчества Шака-рима, крупного представителя поэтической школы Абая.

Ц^^ЛЛШТШ^^Ш^Ш^- Основная цель диссертационной работы - научное исследование и анализ поэтического наследия Ша-картла Кудайбердиевэ, изучение связей и преемственности его творчества с поэзией Абая, Главной задачей исследования, вытекающей из поставленной цели, является определение идейно-тематических, жанровых, стилевых особенностей, выявление реалистических, нравственно-гуманистических, просветительско-демократических направлений в поэтических произведениях Шакарима и в результате научного анализа творчества установить место самого поэта в истории развития казахской реалистической поэзии.

Иетодологической_основой^иссе2тауш послужили основополагающие труда классиков марксизма-ленинизма, а также материалы ХХТП сьеэда партии и апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КШС, постановления партии и правительства о литературе и искусстве, литературной критике и вопросах исследования исторического и культурного наследия народов.

Теоретическим фундаментом диссертации стали труды известных советских литературоведов, посвященные доследованию истории литературы и поэтических традиций в литературе.

Обьект исследования. Творческое йапедиё Шакарима Кудайбердиевэ многогранно. Объектом исследования реферируемой работы быбряны его лирические произведений и поемы. Их анализ позволяет определить творпеокус индивпдучлытсть Шакари*^ как позтв-рез-лгстя, р^птго пг«ястзв*Г9л<» чое^Ч ремясгяческой кавахской поэ-

8ии. Для этой цели исследованы архивные материалы и поэтические сборники, рукописи Шакарима. А так*е были использованы материалы о творчестсе Шакарима, опубликованные в разное время на страницах: периодической печати.

На^ная_новизна_£аботы заключается в том, что реферируемая

работа является первым самостоятельным научным исследованием творчества Еакарида. Хотя рэньше его гая и творчество упоминались и становились объемами"отдельных статей*, а в последние года появились ряд газетных и журнальных публикаций, все же не было цельной научной работы диссертационного, монографического плана , анализирующей творческое наследие Шакарима. В реферируемой диссертации учтены оценки и »нения, данные в разное время раз-яичным-: авторами, и поставлена задача расмотреть и проанализировать лирические и эпические произведения поэта в целом. В работе иаучены также особенности и основные направления развития реалистической традиции Абая, ее отражение в творчестве таких поэтов, как Кокбай Жанатаев, Нарыанбет Орманбетов, талантливых Представителей поэтической школы Абая. При этом необходимо отменить ч то, ЪИо оценки данное диссертантов поэзии Н.Орманбетова являются первым анализом творчества поэта ва последние десятилетия, когда имя его оставалось под идеологическим арестом. Все

I. Ауэзов М. Поэтическое окружение Абая //Эдебиет майданы, 1934, £11-12,0.11-20; Дуйсенбаев и. Худайбердиев Еакарим //Краткая литературная энциклопедия. Т.8. Мрсквв, 1075, С.336-337; Ыагауин м. Поэзия казахских степей //Поэта Казахстана. Ленинград, Советский писатель, 1978, С,5-€0; Беисембиев К. Идейно-политические течения в Казахстане конца Х1Х-начвла XX века. Алма-Ате, Издательство АН КазССР. 1961: Дербисалин А. Раздумья о литерату-

Ве, ллма-Ата.Наука, 1990, 0.241-254; Тазшбаев А., Сатпаева Ш. вкаркм Иудаис^рдиев //Кудайбердаев Ш. Сочинения. Алма-Ата, Жа-зуиьг, 1568, С.5-24; Нургалиев Р. Природа трагедии. Алма-Ата, Ка-зушы, 1568, С.!б-24;Магауин М. Наследник Абая 7/Кудайбердиев Ш. Стихи и поэмы. Алма-Ата,лалын, 1583,0.5-24; Кумисбаев У.Казахские и персидско-арабские лит.свяаи Х1Х-ХХ вв.А-Ата.Наука,I889,С.103.

эти проблемы диссертант стремится оценивать с позиций марксистско-ленинской методологии, нового диалектического мышления, современного понимания литературных процессов.

В настоящее

время творчество Жакарима Кудайбердиева заняло свое достойное место в истории казахской литературы. Оно введено в учебные программы общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Основные положения и вывода диссертации могут быть использованы в учебных процессах как вспомогательный материал. А также реферируемую работу мотно рекомендовать в качестве дополнительного теоретического материала для курсов по изучению истории литературы послеабаевского периода.

• Основные положения к выводы диссертации систематически докладывались на езгегодных научных конференциях /1989,1990 гг./ профессорско-преподавательского состава и аспирантов Казахского педагогического института имени Абая. Диссертация обсуждена и представлена к эашите кафедрой казахской литературы Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая. По теме исследования опубликованы четыре статьи, выпущено методическое пособие по творчеству Шакари-ма Кудайбердиева для учащихся и учителей средних общеобразовательных школ в обьеме трех печатных листов.

Структура_£аботы. Диссертация состоит ив введения, трех глав и заключения. Прилагается библиографический список.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Во_введении обосновывается выбор темы, определяются актуальность поставленных в диссертации проблем, цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы работы, ее яауч-

ная новизна и практическое значение, кратко излагается история иэ/чения там. Освещается структурное построение диссертации.

ГЛАВА I. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ АБАЯ И ИХ ПЕРШЕ ПРОДОЛЖАТЕЛИ

В данной главе затрагиваются проблемы поэтических традиций Абая и 1гх отражение в творчестве учеников поэта. В истории исследования казахской литературы эта проблема занимает особое место. О ее важности свидетельствует и тот факт, что в разное время имели место дискуссии и споры по вопросам поэтической школы Абая.

Каззхская литература, берущая свое начало из недр богатой устной литературы и традиционной акынской поэзии, во второй половине XIX века обогатилась новыми идеями и темами, новыми художественными методами и приобрела реалистические качества. Таким образом, начала свое развитие совершенно новая реалистическая казахская литература. На первое место выходит правдивое отображение действительности, мотивы гуманизма и гражданственности, высокая художественность. Родоначальником этого реалистического метода в казахской литературе стал Абай. Как отмечает академик М.Б.Храп-ченко•• "Развитие искусства, в особенности реалистического, неотделимо от яркого проявления творческих индивидуальностей"'. Если исходить из этой мысли, то только таким титанам как Абай было под силу взяться за эту эпохальную ношу. Впитав в себя все богатое духовное наследие родного народа и пользуясь истоками культуры Востока и Запада, Абай разработал новый реалистический метод и основал целую поэтическую школу в казахской литературе. Жизнеспособность этого нового художественного метода

1. Храпченко М.Б. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З. Москва, Художественная литература, 1981. - С.бб.

подтвердилась сразу же, находя своих продолжателей в лице талантливых учеников Абая. Б реферируемой работе уделено внимание творчеству этих поэтов - первых продолжателей реалистических традиций" Абэя. К это обоснованно. Го утверждение М.Лырзахметова: "Очень трудно, почти нереально полностью оценить процесс становления и развития творчества Абая, не изучая его литературное окружение, с кем он общался, И пока не будет правдивой картины этого явления, невозможно понять суть и величие самого Абая и его традиции"!

Число учеников Абая, бравших от него уроки поэзии все время менялось. И почти всегда из этого числа выпадало имя Шакарима. Первое утверждение о том, что Еакарим является учеником Абая принадлежит М.Ауэзору^. И тем не менее имя и творчество Шакарима были долго под запретом. Причиной тому явились клевета нэ поэта, извращение его мировоззрения и философских мыслей о жизни, стремление унизить любыми методами его поэзио, все творчество. Такая же участь постигла и творчества других талантливых учеников Абая, таких, как Кокбай Жанатаев, Нэрманбет Ормэнбетов.

Литературный процесс непрерывен. Когда речь идет о поэтическом наследии Абая, в первую очередь необходимо помнить о непрерывности и последовательности его влияния. 7 истоков этого уникального процесса стояло творчество поэтов-учеников Абая, непосредственно бравших у него уроки поэзии. И среди них саше талантливые - это его сыновья АкылбаЯ и ¡..згауия, Шакарим Кудайбер-диев, Ас"Т Найманбяев, Арип ТанЯрбергенов, КокОаЙ Жанатаев, Нар-мчнбет Ормэнбетов. Они чувствовали генипьность учителя, распрос-

1. Мырзэхчетов Ч. Чухтар Ауэив и проблемы вбаеэедения. АЛ-Мя-Ата, Наука, 1582, С.271,

2. Ауэзов М. Поэтическое окруаение Абая //Здебйет майданы, 1.34, 7 11-12, С.11-20.

траняли его произведения и в то же время сами учились творить.' Свои прозведэния они представляли на суд Абая. Они были единомышленниками. Одно время в казахской литературе существовало мнение г> том, что среди окружающих Абая не было идейно-эстетического единства. С этим утверждением трудно согласиться. Правда, мы не можем сказать, что все творившие рядом с Абаем и считавшие себя учениками были одинаково одаренными, истинными мастерами художественного слова. И все же .нельзя сводить на нет то, что основанием и источником их эстетических, идейно-художественных взглядов послужил один фактор - талант Абая. Об этом свидетельствуют реалистические произведения Акылбая, Магауии, Шакарима, Асета, Арипа, Кокбая, Яарманбета.

Вместе с тем у каждого из этих поотов имеется свой почерк, свой индивидуальный стиль, поэтический талант. Их перу принадлежат уникальные лирические произведения, Новые по идейно-тематическому авучани» дастаны.

В реферируемой работе затрагиваются главные особенности их поэзии, определяющие идейно-художественную ценность ворчества этих поэтов. Также в работе немало место уделяется творчеству Кокбая Жанатаева и Нарманбета Орманбетова и на их примере прос~ леживается процесс влияния ь^'аевской традиции критического реализма на творчество окружающих его талантливых учеников.

Кокбай Канатаев/1863-1927/ многие года был рядом с Абаем, в тесной творческой связи с великим поэтом. Первоначально свое первое стихотворение Абай опубликовал под именем Кокбая'. Несколько стихотворений он посвятил самому Кокбаю. Это свидетельствует о тесной творческом сотрудничестве между учителем и учеяи-

I. Жаэды ктн иилде болганда //Дала уалаятыныч гаэеИ ,1889,

% :

ком.

Кокбай - поэт-лирик. Его перу принадлежит поэма "Сабалак". Основная часть его поэзии - лирические произведения. Тематика лирики Кокбая созвучна с поэзией Абая. КокбаЙ критически отражает происходящее вокруг явления, клеймит баев и феодалов. Как и у Абая, у него тояе есть стихотворение "Дутбаю". этот факт воспринимается не как повторение учителя, а как стремление реально отразить эпоху, показать жизненную правду, продолжить абаевскую традицию критического реализма. Кокбай в своих стихотворениях показывал отрицательные черты человеческого характера, исповедовал гуманистические и нравственные принципы, свойственные и творчеству Абая. Б целой лирика Кокбая отличается реализмом в изображении действительности, правдивостью, критичностью и объективностью.

Нэрманбэт Ормэнбетов/18бО-1918/ - видный представитель поэтической школы Абая. "Нэрманбет, безусловно, крупный, талантливый поэт, критик-peaлист своей эпохи, - писал профессор Е.Исмэи-лов. - В его творчестве ярко отражена политическая и экономическая, социальная действительность казахской степи конца XIX и начала XX века. Остовной мотив творчества Нарманбета - это повествование общественной згизнч народа"'.

Созвучность лирики Нармэнбета с поэзией Абая заключается в том, что он правдиво, с искренним реализмом изображает объективную действительность. Поэта особенно сильно тревожила колониальная политика цегской России, Он с болью в сердце писал в таких стихотворениях, как "Сарыэрка"/"Степьи/ о захвате переселенцами

I. [Тсмзилов Е. Поэт Нармзнбет // Стихи Нарманбета. Алма-Ата, 1639, 0.4.

казахских просторов, притесняя местных жителей, В этих произведениях прослеживается одно'противоречие творчества позтз. Обличая колониальную политику, он не замечает различия между простыми русскими мужиками и их господами.

Просветительская и гуманистическая идеи - одна из основных линий, которая роднит лирику Нарианбета с поэзией Лбая. Этой теме посвящены стихотворения Нарманбета "Бала «андзй'У'Дитя"/, "Буя кунде байлар гаяр, билер мекер"/"Шнчэ хитры богачи"/, "КоптI кергеи канем¡н"/"Прожита жизнь долгая"/ и другие.

В этой главе делается краткий обзор поэзии Шакарима. Рассматривается истоки его поэзии, главные линии, связывающие его с поэаией великого Абая.

глава п. лтт шарма

В настоящей главе рассматриваются лирические произведения поэта. йцейная, тематическая к жанровая особенности играют решающую роль в творчестве любого поэта. В связи с этим в этой главе особое внимание уделяется тематическим и зганровым направлениям лирики Шакарима и главным идеям, заложенным в них, новаторству поэта. Если учесть, что поэтическое наследие Шакарима долгое время находилось под запретом, то в первую очередь нужно было выделить основные темы и идеи, поднятые в лирических произведениях Шакарима, и таким образом установить истинную сущность его поэзии, гразданскуо к гуманистическую позиции поэта.

Реализм Шакарима - прямое продолжение традиций Абая. В своих лирических произведениях Шакарим проявил себя как реалист, сумевший достоверно и с высокой художественностью отразить этэнь и правду своей эпохи. Как заметил М.Б.Храпчеико; "Каждый ругатель - гразданин, и яаздый из них - в меру своих способное-

тей - выражает свое восприятие явлений, свое образное видение действительности"'. Шакарим тоже воспринимал эпоху в своем Еиде-;:;«!, стремился по-своему отражать ее. Яирике Шакарима чужды ложные, выдуманные картины и краски. В лирике поэта ярко проявляется критический реализм.

В основе критики Ц'акарима лежит цель по исправлению, изжитию недостатков. Главная мысль его стихотворений - высокие обязанности каждого человека перед своим народом, всем человечеством. Критикуя негативное в характерах людей, недостатки, присуще образу жизни народа, противоречия в обществе, он шкотда не оставляет себя в стороне. Критикует не для того, чтобы оправдать себя, отказаться от своего народа, общества. Критикуя, он желает, чтобы его народ избавился от недостатков. Поэт старается указать ему правильный путь. Эта линия особенно проявляется в его стихотворениях: "Еск1ден калган ces тер!п"/"Уроки прошлых лет изучив"/, "Насихат'У'Исповедь"/, "Ер1наек"/"Лентяй"/, "К¥марлыц"

/"Страсть"/, "Сэнчойлар"/"Цеголи"/, "Ыза^орлар"/"0бидчивые"/, "Калжыцшыл кылжа^пас"/'"Шутники"/. В них он критикует духовную отсталость своего народа и пишет:

Мен яетелеп елемш, Я погибну, ведя брге царай 4аэа^ты. К высотам казахов, Рлсем де ойын болемгн, Погибну, пазделяя их мысли, Сеабен салып азапты.^ Словом заставляя страдать.

/Подстрочный перевод/ Б этих строках явны и критика, и заявление о готовности поэ-

I. Храпченко М.Б. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З. nlocjma, Худояестреннач литература, IS9I, С.34.

?.. Ктрдайбер.сиер И. 11"Г9рмэлрры. АлмэтыДазупы, IS63, НО-бзт,

та переносить все тяготы вместе со своим народом. Это является одной из главных идей реалистической лирики Какарима.

Ш'зкарим беспощадно высмеивая невежд, думающих только о личном обогащении, чванливых, злобных, ленивых. В своих стихотворениях он создает типичные образы этих людей. Как бы подытоживая эту линию, поэт в стихотворении "Хайуан мен вкымацтар"/"Животные и дураки"/ приравнивает их к животным. К таким острокрптическч,.. произведениям Шакарима можно отнести: "Ашу мен ынсап"/"Возмущение и спокойствие"/, "Е^руа мен ысырзп"/"Трудяга и расточитель"/, "Акык; пен танык"/"Явгое и знакомое"/, "Ер ^оспэк, пен сез свйле-мек"/"Слово и дело"/, "Макгау кен ceric''/''Хвала и порицание"/, "Мшдеу мен кгндеу"/"Критика и зависть"/ и другие. В них ¡Пакарим, начиная с критики отдельных" типов людей, поднимается до обличения ir достатков всего общества.

По понимании Шакарима, человек и общество взэимоотражакзт друг друга. Это повлияло на появление в лирике поэта множества типичных образов его современников. Проблему взаимоотношения человека с обществом в казахской литературе первым поднял Абай. Ша-карим обогатил эту концепцию. Он всегда давал понять, что все характерные черты и недостатки героя корнями уходят в природу самого общества. Все недостатки общества роздеш временем. Illa карим считал, что их всегда можно устранить. И здесь ярко проявляется его критический реализм. Он тоже, как Абай, скорбил из-за язв, которые были на теле общества той эпохи.

Глубоко ощущавший социальное неравенство казахского общества, ¡Еакарим искренне сочувствует бедным, и подвергает беспощадной критике представителей власти. Его острокритические стихотворения служили грозным оружием и составили значительный вклад в историю казахской реалистической поэзии.

Во многих стихотворениях Шзкарим создает реальный психологический портрет казахского общества в период упрзвл. лип царской адуинистрзнии. Главной темой в этих произведениях выступают действительность, реальная картина общество. К таким произведениям мо*но отнести: "Партия адакы" /"Конкуренты" /, "Казак,тын, гама на болмас"/"Плохи ли казахи"/, "ёкинипм ем1р"/"Роды досади"/, "ЕЙ, кеп халыц, кеп халы«;"/"Слушай меня, народ"/, "Казак,"/"Казахи"/, "Тагы сорлы цаза^"/"0, бедные казахи"/, "Кои, зг\гртыч"/"Проиэй, мой народ"/. В стихотворении "Кош, ж«-ртым"/"Проа^З, мой народ"/ О.'акарим делает обзор пройденного пути с высоты прогихых вместе с народом ,тизни. За это время казахская степь начинала освежаться новьм светоч. Поэт ото хорошо чувствовал и радовался. Он видел эпоху свержения царя и победа революции. Ему казалось, теперь и умереть не обидно. Тем не менее были еще причина, беспокоившие поэта. Поэтому он писал:

Казацтыи яайнар даласы, Зацветет казахская степь,

Жет!лер окып баласы. Рыучивоиеь, вырастут ее дети,

Шошытахын кеш сол Но пугает и страшит меня

Олардын кгядес, таласы.' Их зависть и соперничество.

/Подстрочный перевод/ В этих строках - и мечта, и нздезда, и опасение поэта. Особы« паюсом выделяются стихотворения "Бостандык тэкы ат-ты"/"Взошла заря свободы"/, "Бостандык туы жар^ырап"/"Вьется знамя свобода"/, написанные в годы революции и после. С воодушевлением встречает Вакарим революцию. Об этом свидетельствуют сле-дущие строки иа стихотворения "Бостандык таны втты"® :

I. К^зйбердиев ДО. [Гыгармалары. Алматы, Иазушы, 1£ВЗ.ЗЗР-оет. 2: Там же. С.185.

Боставдщ таны атты, цазагым, кер^адер, Арга ие Сасшынын сочынан ерпщер. Тац артынан хаци^ат кун шыгада, Бражек, жалк,аульщ эдеттен без1'ндер.

Свобода день встает. Казахи, мой народ, Идите за людьми, узревшими восход. За светлой зарей идет и солнце вслед, Казахи, вам пора навеки сбросить гнет.

/Перевод Бс.Рождественского/ Одной из основных идей лирики Шакарима является просвтети-тельская идея, т.е. призыв народа к просвещению. По мнению поэта существуют три пути преодоления недостатков общества: труд, просвещение и перенимание опыта у высокоразвитых народог. Здесь просветительские идеи Шакарима созвучны с идеями Чокана Валиханова,' Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.

У Шакарима много лирических произведений, призывающих народ к просвещению. Среди них по глубине мысли, выразительности, художественности особо выделяются: "Адам немене'У'Что такое человек"/, "Бострндак, таны атты'7"Ваоала варя свободу"/, "Анадан аягаш туга-нымда"/"Когда родился я младенцем"/, "Мятылганньщ 9М1рГ7"Кизнь Забытого"/, "%асымнан жет1к 61лд1м ттр!к пл1н"/"Смолоду язык турецкий изучил я не от скуки"/, "Жастарга'У'К молодежи"/, "Наси-хат"/"Исповедь"/, "Тш-ак, турл! ем1р 0ар"/'"1рй .тизненных ступенек"/. Б них поэт в первую очереА , обращается к молодым. Например/, в стихотворении "№эстарга"/"К молода:.и"/, точно указывая

и значение Абая в истории казахов, просит молодых брать с него призер. По мнению поэта, молодежь ДиЛ*на в конечном итоге ¡'.•¡ти путру, у«чзэниым Абоем,

Просветительский реэлизм Сакарниз отмечает пороки, в то же время интересуется их социальной подоплекой. Вслед за Абаем он вводит в национальную поэзию нового лирического героя, стремящегося к самоусовершенствования, знаниям, дабы с Ьомощьо просвещения народа преодолеть отставание казахского общества.

В своей просветительской лирике Шакарим не делил общество на бедных и богатых:. Он часто обращал свои стихи к соотечественника м в целом. Свои увещевания позт одинаково обращал к богатым и бедным. В стихотворении "Насихат"/"Йсповедь"/ он обращается богатым: "чем бесцельно пускать по ветру богатство5 лучше обучи своих детей", а бедным он говорит: "не бездельничай, задумайся". Молодим предупреждает: "помекьзе играй, побольше думай для того, чтобы потом не пришлось сожалеть, когда молодость пройдет". Здесь прослеживается явная созвучность идей Еакарима с идеей Абая.

В своей просветительской лирика Еакаркы. призывая народ к знаниям, в то же время предостерегает: по его мнении, какую бы науку человез; ни освоил, он должен вкладывать этот духовный багаж во благо всего человечества. Невежду нет смысла обучать наукам, опасно обучать наукам и людей со злыми, подлыми намерениями в душе. И действительно, наука может ввергнуть мир в хаос и в то же время спасти его.

Тема труда занимает большое место в лирике Шакаримз. Как и Абай. он тоже оценивает высокую роль труда в становлении человека. Чтобы выйти на верный путь нужны три венда, считает поэт, это-яеэомутненный, чистый разу?.!, верное слово и честный труд.

Третье направление в просветительской лирике Шэкарима - идея перенимания опыта у раавитых, с высокой культурой народов. Считаем целесообразным выделить три направления в деятельности поэта по укреплению связей казахского народа с мировой культурой. Пер-

вое - пропаганда в своих стихотворениях ярких представителей мировой литературы, второе - творческая связь с такими писателями, как Л.Толстой, третье - его деятельность как переводчика.

Шакарим считал, что одной из главных причин отсталости казахов является оторванность их от европейской науки, культуры. "Когда другие народа устремляется к знаниям, казахи остаются за бортом цивилизации, варясь в собственном соку", - говорит он в стихотворении "Казакч"/"Казахи"/. Сокрушаясь этим, он ищет пути к преодолению этих ошибок.

Своими лирическими произведениями Шакарим ввел в казахскую поэзию жанр философской лирики. Лирике поэта присущ философская глубина мыслей. Его лирика часто повествует о внутреннем состоянии, мировосприятии поэта, его отношении к религии. Свидетельством этому являются стихотворения "Тау басындагы ой"/"Мысли, рожденные на вершине"/, "ИриЫк, жан туралы"/"0 жизни и душе"/, "Аныц пен таньщ"/"Явное и знакомое"/, "Махаббат пен ^марлик" /"Любовь и страсть"/,."Шыннан езге падай жоц"/"Бог-это истина"/, "Тура жолда «айгы т?рмэс"/'Нэ верном пути нет страдания"/, "Ар-ман"/"1елание"/ и другие. В них видны и поэтическое масторство, и талант мыслителя, и противоречия взглядов Шакарима на те или иные явления. Считаем, что нет оснований требовать от Шакарима чисто материалистического мировозрения. Он жил и творил в атмосфере философии своего времени, и она оказала на него огромное влияние. Несмотря на это, в лирических произведениях Шакарима часто встречаются мысли, в основе которых летет материализм.

Еще одна яркая сторона лирической поэзии Шакарима - мастерство поэта в передаче сокровенных чувств человека. Как и Абай, он обогатил лирику глубоким психологиэмо7.», основанным на широком ?нзнии пгигодч человеческих отношений, людских хзгактеров. В его

поэзии поражают глубина чувств, чистота помыслов, (гиротз взглядов. Мгновения молодости, образы влюбленных часто становятся объектами его лирики. Произведения "Касты« туралы"/"0 молодости"/, "Жарымды лзным стйд!.. ."/"Стремление к возлюбленной"/, "Акыл адаспай аспандаса"/"Когда взлетает голубь разума"/ раскрывают эстетические идеалы поэта. Из них особо можно выделить стихотворение "Жостык; туралы"/"0 молодости"/. Оно созвучно отдельным произведениям Абая. Выбор поэтических средств портретной характеристики героиня не традиционен: поэт избегает сравнений с луной, со звездами, хотя подчеркивает красоту героини. Хоть иногда и кажется, что начинает преобладать натурализм в изображении отдельных сцен, все же в любовной лирике Шакарим проявляется как мастер-реалист.

В этой главе на основе конкретных примеров выявляются и делаются выводы об эстетике Шакарима и новаторстве его поэзии, его вкладе в развитие реалистической традиции в казахской поэзии.

ГЛАВА Ш. ПОЭШ ШАКАРИМА

Глава посвящена анализу поэм Шакарима "Йалкаман-Мамыр", "Ен-лик-Кебек", "Нартайлак-Айсулу". Во второй половине XIX века в казахской литературе появился жанр реалистической поэмы, основоположником которого стал Абай. И Шакарим как поэг-эпик внес большой вклад в продолжение и развитие этого процесса. Его достижения и поэтическое мастерство в лирической поэзии ярко высветились и в поэмах.

Поэмы Шакарима отличились своей устремленностью к выяснению причин, имеющихся болевых точек в кочевом обществе. А это означало большой шаг вперед к социальному анализу, составляющему основной компонент реалистического отображения действительно«1".

В основе рсех трех поэм Шакарима лежат события, издавна ип-

вестные среди казахов. Герои поэм - конкретные исторические леди, когда-то жившие в этих местах. Географические названия тоже конкретны. Но, несмотря на это, эти произведения не являются историческими. Для изложения своей цели и идей Шакарим мастерски использует исторические факты.

События, заложенные в сюжетные основы поэм, были хорошо знакомы Шакариму с малых лет. Если для многих простых слушателей от этих легенд в памяти оставалась лишь трагедия любви главных героев, то Шакарима волновало совсем другое. Трагедия влюбленных в поэмах Шакарима явилась ключом раскрытия основной идеи поэта. Эти трагедии впечатляли, влияли на Шакарима совсем с другой стороны. Поэт сумел мастерски показать, что трагедия влюбленных напрямую связана с трагедией общества. Самая главная ценность поэм Шакарима заключается в глубине отражения социальных проблем.

Следует отметить, что социальные подтексты в поэмах Шакарима разнообразны. На первый взгляд, его поэмы сюжетными линиями, развитием событий и художественными решениями кажутся похожими. Но асе зге каждая поэма по-своему нова, своеобразна и неповторима, многозначны и идеи, которые Ийкарим трактует через показ конфликтов и противоречий. Например, в поэме "Калкаман-Мамыр" конфликт происходит из-8а противоречий между- патриархально-родовыми устоями и религиозными догмами. А в поэме "Енлик-Кебек" наблюдается конфликт между родами. Здесь прослеживается эволюция роста Шакарима как поэта-реалиста, поэта-эпика.

Основная идея поэм Шакарима - идея справедливости. Герои по-ъч всегда стремятся к достижению справедливости. На этом пути каждый выбирает свой путь достижения цели. Необходимо отметить, что Шзкэрум сумел показать всю эту сло1йосгь проблемы.

В по?«е "Калкячэч-Мчмыр" события разворачиваются вокруг люг-

ви девушки Мамыр и юноши Калкаман, которые являются дальними родственниками. По этой причине обе стороны начинает большой спор. С позиции понимания и взглядов той эпох" соединение Калкамана и Мамыр явно противоречит родовым обычаям, лсли влюбленные считают свои действия и намерения справедливыми, то и Нокекай,со стороны девушки, и Анет-баба,со стороны джигита, считают, что нельзя допустить нарушения справедливости. Но если для Кокекая справедливость - это жить по обычаям предков, то Анет-баба во имя спасе-1гия любви молодух: аргументирует положениями шариата.

Конфликт влюбленных и изображении Шакерима вскрывает продолжающийся процесс разложения патриархально-родового строя. Основная идея поэмы заключается в том, что Калкаман покидает свсй род, который не только примирился с убийством его любимой Мамыр, по и доже принес в жертву косным обычаям его самого. Историческая рамка в поэме способствует глубокому раскрытию идеи поэмы о неизбежности крушения патриархальщины, тормозившей всякое развитие. Решение Калкамана в то время было одним иа видов борьбы за справедливость. Действительно, он не смог бы уже жить в этом окружении. Для него уже чужда мораль и поступки своих сородичей. Любимая Мамыр убита, никто из близких'ему людей, даже Анет-баба. не смог стать опорой. Нет теперь смысла искать заняты в мире, где правят патриархальное и религиозное сознание.

Такая картина вырисовывается в душе Калкамана. В этот момент он принимает решение. Через это решение и через образ Калкамана выражается основная идея поэмы.

Одним из главных достоинств поэш являются колоритность и сложность образов. Наблюдая за действиями героев поэмы, нельзя сказать, что они только положительны или только отрицательны. К примеру, образ Анет-бабы воплотил в себе все черты человеческого

характера той эпохи. Психологической достоверность» высвечен образ Кокеная, которому не чужда и суровость, и жестокость, и искренность, и честность.

Образы, созданные Шакаримом в этой поэме, реалистичны. У поэта Мамыр не отличается внешней красотой, она прекрасна душой, своим поведением и углом. Образ ее раскрыт в процессе конкретных действий, в жизненной ситуация. Это и является отличительной чертой мастерства Шакарима в создании реалистических образов.

Поэма "Еняик-Кебек" повествует о трагедии двух влюбленных и их неравной борьбе с порядками патриархальщины. В поэме автор пытается расширить горизонты повествования за счет включения событий эпического плана. И в этой поэма Шакарим не прерывает историческую нить, начатую в предыдущей поэме. В поэме есть упоминание о присоединении Казахстана России, об изгнании джунгар с казахских земель. Однако эти факты несут в себе функцию создания цельности исторического фона.

Поэму "Енлик-Кебек" отличает, более глубокое социальное звучание. Образы главных героев, сюжетная канва похожи с поэмой "Калкаман-Мамыр"в Если в "Калкэман-Мамыр" конфликт разворачивается между патриархальными устоями и положениями религии, то здесь есть конфликт между родами, группами людей. В поэме через трагедию влюбленных показывается трагедия народа, возникающая из социальных противоречий, ведущих к глобальным конфликтам. В отличие от "Калкаман-Мамыр" здесь проявляется конфликт, связанный с разделом земли между родами. Поэт, напоминая в самом начале поэмы о раздоре между родами Тобыкты и Матай за обладание землями в Чингизских горах, задает трагическую тональность поэме.

В этой поэме есть социвльно-психологический портрет исторической япохи. В ней Шакарим винит не отдельных людей или род, а

считает, что причиной всех этих трагедий является жестокость общественно-политического строя. 8то трагедия не одних влюбленны?, а трагедия всего народа. Бее действия героев направлены на достижение покоя и мира. Но добиться этого нелегкой Енлик и Кебек -одни иэ тех, кто погибли на этом пути. Толкают их на гибель не отдельные люди, 8 само общество. Даже влиятельный и авторитетный бий Кенгирбай не смог спасти влюбленных. Он, как иАнет-баба, на стороне молодых. Но есть разница мегду этими образами. Кенгирбай уступает Авету в смелости действия. Он хочет добиться цели по законам. Это правильно. Но Енлик и Кебек жили в эпоху силы и насилия. Поэтому Кенгирбай в своей борьбе обречен па поражение.

В создания типичныхОбразов Шзкарим достиг в этой позме немалых высот. Герои Шаяйрима впитали в себя всю философа» и психо логию той эпохи. Даже появляющийся только в начале поэмы образ Шсана отличается глубиной характера, трагедийностью. Нисан -сложный характер. Одной только фразой он в начале поомы предсказывает предстоящую трагедию и в то же время Создает определённей портрет Еюгика. И больше в поэме на встречается детали, которая бы так точно характеризовала портрет девушки.

Образ Внлик - один из ярчайщих образов нэ только в творчестве Шакарима, но и во всей казанской литературе. Енлик можно называть "Татьяной степи", так как между образами Татьяны A.C.Пум-вина и Ейлик, СОэданным Шакаримом, много обшеРо. Обе эти героиня похожи красотой души, искренностью чувств й даже поступками. .Если "Татьяна - это редкий, прекрасный цветок, случайно выростй й рассейине дикой скалы"то и Енлик тоже Можно сравнивав со стен-

t. Белинский В.С.. Собрание сочигэний в трех томах. Т.З. Москва, ОГИЗ, Г948, С.546.

шм цветком, символом чистой человеческой любви.

Реалистично создан ПЗакаримом и обраэ Кебека. Нет лишних красок, высоких эпитетов в его изображении. Натура Кебека познается через его богатый внутренний мир, поступки в конкретных ситуациях.

Диссертант анализирует эту поэму, сравнивая ее одноименной поэмой другого представителя поэтической школы Абая - Магауии. Обращается внимание на сходства и различие двух, поэм, написанных по творческому совету Абая.

Третья поэма Шакарима называется "Нартайлак-Айсулу". В ее основе лежит драма любви. Хоть сюжетные линии похожи на предыдущие поэмы,' П5акарим здесь не в полной мере проявляет свою поэтическую силу. Слабы в поэме философские и социальные мотивы. Если в вышеназванных поэмах Еакарим делает из частных случаев обобщающие вывода, то в данном произведении он не достиг тех высот социального анализа.

Это не означает, что поэма является простым повествованием сой.гий, лишенным художественных качеств. Б процессе противоречий и конфликтов Шакарим создает реальную картину жизни казахов той эпохи. Он не обходит социальг~по несправедливость, классовые противоречия, реалистически рисует живйъ сирот и нищих, различие между богатыми и бедными, бесправие яинкдаяы и многоженство.

В реферируемой работе произведен детальный аналиа образов поэмы, покееэяо высокое художественно-эстетическое мастерство Гакарима как поэта-реалиста.

В целом поэмы Шакарима являются пеадиетическими, высокохудожественными, значительными по содержанию произведениями. Богатство яеьжа, обравность слова, особый стиль, уникал^ые детали и ртнрграф^ческ*» реялии подчеркивают художественность его поэм и

в то же время утвеггдаюг '"акаркма как мастера эпических поэм.

5_?зключепии делаются основные выводы исследования. 'Приводятся доводы того, что Гакарим '{удэйбердиев является ярким представителем поэтической школы Абая, продолжателем традиций критического реализма в казахской литературе, основоположником которых был Абай. Обобщая уысли о лирике и поэмах Шакзрима, об их художественных особенностях, диссертант делает вывод о месте Еака-рима в казахской реалистической литературе. Значение изучения творчества Шэкарииа заключается в том, что он является крупным поэтом-резтостом в истории иациоиэяъной литературы, прямым продолжателем традиций 'великого гуманиста Абая Кунанбаева.

1. Слова сильны бессмертием своим //Жалын - литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ЛКСМ и Союза писателей Казахстана. - 1938. —?Е4.- С.65-67. - На каз.яз.

2. Правда Шакарима //Зерде - научно-популярный журнал ЦК ЛКСМ Казахстана. - 1999. - ®П. - С.34-36. - На каз.яз.

3. Шакарим Кудайбердиев. Творческая биография /Методическое пособие/ - Алма-Ата, 1989. - Обьем 3 п.л. - На каз.яз.

4. Певец духовной дружбы //Наука в учебном процессе. Часть П. - Алма-Ата, Г990. - С.15-17. - На каз.яз.

5. Мастерство художника и интернациональная идея //Межнациональные связи казахской литературы - Алма-Ата, 1990. - С.19-25. -Fía каз.яз.

Основные положения и вывода диссертации изложены в следующих публикациях:

*