автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Традиции Абая и поэзия Шкарима Кудайбердиева

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Абдыгазиев, Балтабай Абдыгазиулы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Традиции Абая и поэзия Шкарима Кудайбердиева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции Абая и поэзия Шкарима Кудайбердиева"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ОРдаНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕ ДА ГО П 1ЧЕСК:ЛЙ ИНСТИТУТ йМЕНИ АБАЯ

Специализированный совет К ИЗ.03.0!

На правах рукописи

УДК 8^.342.092/Кудайбердиев/

АБдаГАЗКЕВ БАЛТАБАЙ АБДаГАЗШЫ ТРАДИЦИИ АБАЯ И ПОЭЗИЯ ШАКАРИМА КУДАЙБЕРДИЕВА 10.01.03 - Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ата - 1990

Работа выполнена на кафедре казахской литературы в Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Научный руководитель - член-корреспондент Академии

Ведзпцая организация - Семипалатинский педагогический

институт имени Н.К.Крупской.

на заседании специализированного совета К 113.03.01 по загците диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Адрес: 480100, Алма-Ата, ул. Советская, 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая.

педагогических наук СССР, доктор филологических наук, профессор КИРАБАЕВ С.С.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

ШРЗАХМЕТОВ М.

кандидат филологических наук КАЛИЙНОЕ У.

Автореферат разослан "ЗР."_____г__ года.

Ученый секретарь специализированного совета

ОВ!ГАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диалектика нового мышления, перестройка в духовной природе советского общества открыли широкие возмозгности для обновления взглядов на историческое и культурное наследие народов. Благодаря демократизации общество, позволяющей по-новому оценить богатейшее наследие, критически переосмыслить слогашгиеся стереотипы, в духовно": гизни на пода произошли знаменательные события, в числе которых- молю выделить возвращение имен, несправедливо вычеркнутых из истории литературы и культуры. А аначение творчества таких крупных представителей казахской литературы рубежа XIX-XX веко», как Е.КудаЗбердиев, А.ьайтурсынов, М.Кушбаев, К.АЧмауытов, М.Лулатов очевидно, заслуги их огромны. В свое время Р.Р.Ленин писал, что "Исторические заслуга судятся не по точу, чего не дали исторические деятели сравнительно с современники требованиями, а по тому, чти они дали нового сравнительно с своими предшественниками"! В определе!ши этой истины, стирании белых пятен истории большую роль долтны сыграть научные исследования, посвященные творчеству тех или иных конкретных писателей и поэтов.

Одним из таких творческих личностей в истории казахской литературы второй половины XIX - начала XX веков является талантливый поэт, писатель и историк, |илосо? и композитор ¡Напарим Кудэйбердиев. Он - видный представитель поэтической столы великого казахского поэта-реалиста Абая Кунанбаева. Творчество Шзкарича органически связано с процессами становления и развития обзевекой традиции в казахской литературе.

Актуалъностъ^емы. Несмотря на то, что ¡Гзкарич Кудзйберди-

I. 1е>г:н P.il. Полное собрание сочинений. Т.2. Москва, Гол'т-п-ат, IP07, С. 173.

ев был талантливым поэтом, прямым учеником и творческим наследником Абэя, его имя долгое время держалось под запретом. Его самобытное и многогранное творчество было подвергнуто духовной репрессии. Нэ протяжений долгих лет его упрямо обвиняли в причастности к деятельности буржуазно-националистической партии. Хотя в 1569 году по протесту Генерального прокурора СССР его имя реабилитировано, до последнего времени стихи его не издавались, творчество не изучалось, рукописи для анализа не выдавались. й только после апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КПСС, ХХ7П съезда партии имя и творчество Швкарима Кудайбердиева были полностью реабилитированы. Идя навстречу пожеланиям литературной и научной общественности и проанализировав материалы комиссии по изучение творческого наследия поэта, в апреле 1588 года Бюро ЦК Компартии Казахстана приняло постановление "О творческом наследии поэта Шазшрима"', в котором творчество поэта было оценено как весомое и значительное наследие, занимающее особое положение в казахской литературе XIX и XX веков. Оно было возвращено народу после долгих лет "замалчивания" и незаслуженных обвинений.

Эпоха, в которой эгил и творил Шакарим, является особой эпохой в истории развития казахской литературы. Во второй половине XIX века реалистический метод Абая заложил основу качественно новой национальной литературы. И первыми творческими преемниками абаевского реализма стали ученики Абая - группа талантливых поэтов и писателей, находившиеся рядом с ним. Среди них особо выделялся Шакарим. Необходимо заметить, что творчество этих поэтов до сих пор полностью не изучено и малоизвестно широкому кругу

I. "Казахстанская правда", 19В8, 14 апреля.

читателей. А не определив их вклад в процесс становления реализма как художественного метода в казахской литературе, мы не можем правильно оценить процесс развития литературы целой эпохи. В этом заключается главная актуальность изучения творчества Сакарим а , крупного представителя поэтической школы Абая.

ВДачи_иссле^ования. Основная цель диссертационной работы - научное исследование и анализ поэтического наследия Ша-рсаримэ Кудайбердиева, изучение связей и преемственности его творчества с поэзией Абая. Главной задачей исследования, вытекаю-цей из поставленной цели, является определение идейно-тематических, жанровых, стилевых особенностей, выявление реалистических, фавственш-гуманистических, просветительско-демократических вправлений в поэтических произведениях Шакарима и в результате тэучного анализа творчества установить место самого поэта в истории развития казахской реалистической поэзии.

Иетодологической_основой^ссе£тацш послужили основопола-•ающие труда классиков марксизма-ленинизма, а также материалы УТП съезда партии и апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КПСС, пос-ановления партии и правительства о литературе н искусстве, ли-ературной критике и вопросах исследования исторического и куль-урного наследия народов.

Теоретическим фундаментом диссертации стали труды иявестны* оветсккх литературоведов, посвякэнные исследованию истории ли-ературы и поэтически* традиций в литература.

Обьект исследования. Творческое йапедие Шакарима Кудайбер-рева многогранно. Объектом исследования реферируемой работы ыбранч его лирические произведений и поэмы. Их анвлиа появоляет предглить творческую индивидуальности Вакэрт»а кэк тозта-рея-рстч, р1«пяого представителе човай реалистической кавахскоЯ поэ-

б

вии. Для этой цели исследованы архивные материалы и поэтические сборники, рукописи Шакарима. А так*е были использованы материалы о творчестве Шакарима, опубликованные в разное время на страницах периодической печати.

На^[чная_ноБизгаработы заключается в том, что реферируемая

работа является первым самостоятельным научным исследованием Творчества Шакарима. Хотя рэньше его имя и творчество упоминались и становились обье! :ами'отдельных статей*, а в последние года появились ряд газетных и журнальных публикаций, все же не было цельной научной работы диссертационного, монографического плана, анализирующей творческое наследие Шакарима. В реферируемой диссертации учтены оценки и »«нения, данные в разное время разЛичными авторами, и поставлена задача расмотреть и проанализировать лирические и эпические произведения поэта в целом. Е работе изучены также особенности и основные направления развития реалистической традиции Абая, ее отражение в Творчестве таких поэтов, как Кокбай Канатаев, Нарманбет Орманбетов, талантливых представителей поэтической иколы Абая. При этом необходимо отменить ч то, Что оценки данные диссертантом поэзии Н.Орманбетова являются Первый анализом творчества поэта sa последние. десятилетия, когда имя его оставалось под идеологическим арестом. Все

I. Ауэаов Ы. Поэтическое окружение Абая //Эдебиет майданы, 1934, $11-12,0.11-20; Дуйсенбаев и. Худайбердиев Еакарим //Краткая литературная энциклопедия. Т.8. Москва. [975, С.333-33?; Магауин м. Поэвия казахских степей //Поэты Казахстана. Ленинград, Советский писвтель, 1978, С.5-60; Беисембиев К. Идейно-политические течения s Казахстане конца XIX-начвла XX века. Алма-Ата, Издательство АН KasCCP. 1931: ДербисаЛий А. Р88Думья о литературе. ллма-Атв.Наука, 1990, C.241-2S4; Такибаев А., Сатпаева ш. Шакарим Кудайбердиев //Кудайбердиев Ш. Сочинения. Алма-Ата, Казусы, 1998, С.5-24; Нургалиев Р. Природа Трагедии. Алма-Ата, Еа-зупьг, 1058, С.16-24;Магэуин М. Наследник Абая //Кудайбердиев Ш. Стихи и поэмы. Алма-АтаЛКалын, 1S68,С.S-S4: Кумисбаев У.Казахские и персидско-арабские лит.связи Х1Х-ХХ BB.A-AT8,HayKa,I989,C.I03.

эти проблемы диссертант стремится оценивать с позиций марксистско-ленинской методологии, нового диалектического мышления, современного понимания литературных процессов.

® настоящее

время творчество Шакарима Кудайбердиева заняло свое достойное место в истории казахской литературы. Оно введено в учебные программы общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебных процессах: как вспомогательный материал. А такке реферируемую работу можно рекомендовать в качестве дополнительного теоретического материала для курсов по изучению истории литературы посгеабаевского периода.

Апробацияработы. Основные положения и выводы диссертации систематически докладывались на ежегодных научных конференциях /1569,1950 гг./ профессорско-преподавательского состава и аспирантов Казахского педагогического института имени Абая. Диссертация обсуждена и представлена к эашите кафедрой казахской литературы Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая. По теме исследования опубликованы четыре статьи, выпущено методическое пособие по творчеству Шакарима Кудайбердиева для учащихся и учителей средних общеобразовательных школ в обьеме трех печатных листов.

Ст^гсзда _£аботы. Диссертация состоит ив введения, трех глав и заключения. Прилагается библиографический список.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЙ

Возведении обосновывается выбор темы, определяются актуальность поставленных в диссертации проблем, цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы работы, ее яауч-

нея новизна и практическое значение, кратко излагается история изучения теш. Освещается структурное построение диссертации.

ГЛАВА I. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ АБАЯ И ИХ ПЕРШЕ ПРОДОЛЖАТЕЛИ

В данной главе затрагиваются проблемы поэтических традиций Абая и их отражение в творчестве учеников поэта. Б истории исследования казахской литературы эта проблема занимает особое место. О ее важности свидетельствует и тот факт, что в разное время имели место дискуссии и споры по вопросам поэтической школы Абая.

Казахская литература, берущая свое начало из недр богатой устной литературы и традиционной окынской поэзии, во второй половине XIX века обогатилась новыми идеями и темами, новыми художественными методами и приобрела реалистические качества. Таким образом, начала свое развитие совершенно новая реалистическая казахская литература. На первое место выходит правдивое отображение действительности, мотивы гуманизма и гражданственности, высокая художественность. Родоначальником этого реалистического метода в казахской литературе стал Абай. Как отмечает академик М.Б.Храп-ченко: "Развитие искусства, в особенности реалистического, неотделимо от яркого проявления творческих индивидуальностей"'. Если исходить иэ этой мысли, то только таким титанам как Абай было под силу взяться за эту эпохальную ношу. Впитав в себя все богатое духовное наследие родного народа и пользуясь истоками культуры Востока и Запада, Абай разработал новый реалистический метод и основал целую поэтическую школу в каэахской литературе. Жизнеспособность этого нового художественного метода

I. Храпчечко М.Б. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З. Москва, Художественная литература, 1581. - С.бб.

подтвердилась сразу же, находя своих продолжателей в лице талантливых учеников Абая. Р реферируемой работе уделено внимание творчеству этих поэтов - первых продолжателей реалистических традиций" Абая. И это обоснованно. По утверждение М.Мырэахметова: "Очень трудно, почти нереально полностью оценить процесс становления и развития творчества Абая, не изучая его литературное окружение, с кем он обнялся, И покэ не будет правдивой картины этого явления, невозможно понять суть и величие самого Абая и его традиции"!

Число учеников Абая, бравших от него уроки поэзии все время менялось. И почти всегда из этого числа выпадало имя Шакарима. Первое утверждение о том, что Еакарим является учеником Абая принадлежит М.Ауэзову^. И тем не менее имя и творчество Шакарима были долго под запретом. Причиной тому явились клевета на поэта, извращение его мировоззрения и философских мыслей о жизни, стремление унизить любыми методами его поэзию, все творчество. Такая же участь постигла и творчества других талантливых учеников Абая, таких, как Кокбай Жанатаев, Нарманбет Ормзнбетов.

Литературный процесс непрерывен. Когда речь идет о поэтическом наследии Абая, в первую очередь необходимо помнить с непрерывности и последовательности его влияния. У истоков этого уникального процесса стояло творчество поэтов-учеников Абая, непосредственно бравших у него уроки поэзии. И среди них самые талантливые - это его сыновья АкылбаЯ и кзгауия, Шакарим Кудайбер-диев, Ас^т Найманбяев, Арип Танирбергенов, Кокбай Жанатаев, Нарманбет Ормзнбетов. Они чувствовали генипьность учителя, распрос-

1. '(ырээхчетов Ч. Мухтвр Ауэс т и прочему абаеведения. АЯ-мя-Ата, Наука , 1532, С.271.

2. Ауэзов М. Поэтическое окрузение Абая //Здебиет маЯдэпы, 1.34, Т П-12, С.1Г-20.

траняли его произведения и в то же время сами учились творить. Свои проэведения они представляли на суд Абая. Они были единомышленниками. Одно время в казахской литературе существовало мнете о том, что среди окружающих Абая не было идейно-эстетического единства. С этим утверждением трудно согласиться. Правдэ, мы не можем сказать, что все творившие рядом с Абаем и считавшие себя учениками были одинаково одаренными, истинными мастерами художественного слова. И все же .нельзя сводить на нет то, что основанием и источником их эстетических, идейно-художественных взглядов послужил один фактор - талант Абая. Об этом свидетельствуют реаяисютескке произведения Акылбая, Магауии, Шакарима, Асета, Арипа, Кокбая, Нарманбета.

Вместе с тем у каждого из этих поотов имеется свой почерк, свой индивидуальный стиль, поэтический талант. Их перу принадлежат уникальные лирические произведения, новые по идейно-тематическому звучаний дастаны.

В реферируемой работе затрагиваются главные особенности их поэзии, определяющие идейно-художественную ценность ворчества этих поэтов. Также в работе немало место уделяется творчеству Кокбая Жанатаева и Нарманбета Орманбетова и на их примере прослеживается процесс влияния ьРаевской традиции критического реализма на творчество окружающих его талантливых учеников.

Кокбай Жанатаев/1863-1927/ многие годы был рядом с Абаем, в тесной творческой связи с великим поэтом. Первоначально свое первое стихотворение Абай опубликовал под именем Кокбая'. Несколько стихотворений он посвятил самому Кокбаю. Это свидетельствует о тесном творческом сотрудничестве между учителем и учени-

I. Жавды ктн ш!лде болгавда //Дала уалаятынын газет1,1889,

15 7. :

<ом.

Кокбай - поэт-лирик. Его перу принадлежит поэма "Сабалак", Зсновная часть его поэзии - лирические произведения. Тематика лирики Кокбая созвучна с поэзией Абая. Кокбай критически отрзл;ает происходите вокруг явления, клеймит баев и феодалов. Как и у \бэя, у него тоже есть стихотворение "Дутбаю". Этот факт воспринимается не как повторение учителя, а как стремление реально отразить эпоху, показать жизненную правду, продолжить абаевскуа традицию критического реализма. Кокбай в своих стихотворениях показывал отрицательные черты человеческого характера, исповедовал гуманистические и нравственные принципы, свойственные и творчеству Абая. Б целом лирикэ Кокбая отличается реализмом в изображении действительности, правдивостью, критичностью и объективностью.

Нэрманбэт ОрманЗетов/1860-1918/ - видный представитель поэтической школы Абая. "Нэрманбет, безусловно, крупный, талантливый поэт, критик-реалист своей эпохи, - писал профессор Е.Исмаи-лов. - В его творчестве ярко отражена политическая и эконоьгачес-кая, социальная действительность казахской степи конца XIX и начала XX века. Основной мотив творчества Нарманбета - это повествование общественной жизни народа"'.

Созвучность лирики Нарманбета с поэзией Абая заключается в том, что он правдиво, с искренним реализмом изображает объективную действительность. Поэта особенно сильно тревожила колониальная политика царской России. Он с болью в сердце писал в таких стихотворениях, как "Сэрыарка"/"Степь"/ о захвате переселенцами

I. Исмэилов Е. Поэт Нармэнбет // Стихи Нарманбета. Алма-Ата, 1&39, С.4.

казахских просторов, притесняя местных жителей. В этих произведениях прослеживается одно противоречие творчества поэта. Обличая колониальную политику, он не замечает различия между простыми русскими мужиками и их господам.

Просветительская и гуманистическая идеи - одна из основных линий, которая роднит лирику Карманоета с поэзией АСая. Этой теме посвящены стихотворения Нарманбетэ "Бала цандай"/"Дитя"/, "Бул кгнде байлар гаяр, билер мекер"/"Нынче хитры богачи"/, "Копт! керген кенемпГ'/"Прожита жизнь долгая"/ и другие.

В этой главе делается краткий обзор поэзии К.'зкарима. Рассматриваются истоки его поэзии, главные линии, связывающие его с поэзией великого Абая.

ГЛАВА П. ЛИРИКА ШАКАРйМА

В настоящей главе рассматриваются лирические произведения поэта. Идейная, тематическая и жанровая особенности играет ре-саюауо роль в творчестве любого поэта. В связи с этим в это;; глазе особое внимание уделяется тематическим и яа яровым направлениям лирики ¡Гакэрима и главным идеям, заложенным в них, новаторству поэта. Если учесть, что поэтическое наследие Шакарима долгое время находилось под запретом, то в первую очередь нужно было выделить основные теш и идеи, поднятые в лирических произведениях Шакарима, и таким образом установить истинную сущность его поэзии, грагданекую и гуманистическую позиции поэта.

Реализм Шакарима - прямое продолжение традиций Абая. В своих лирических произведениях Еакарим проявил себя как реалист, сумевший достоверно и с высокой художественностью отразить *и?нь к правду своей эпохи. Как заметил М.Б.Храпченко: "Каждый писатель - гражданин, и каздый из них - в меру своих способное-

:ей - выражает свое восприятие явлений, свое образное видение действительности"'. Шакарим тоже воспринимал эпоху в своем виде-гии, стремился по-своему отражать ее. Лирике Шакарима чужды лож-:ие, вцдуманные картины и краски. В лирике поэта ярко проявляет-¡я критический реализм.

В основе критики Шакарима лежит цель по исправлению, изжи-'ию недостатков. Главная мысль его стихотворений - высокие обя-1анности каждого человека перед своим народом, всем человеческом. Критикуя негативное в характерах людей, недостатки, присуще образу жизни народа, противоречия в обществе, он никотда не (ставляет себя в стороне. Критикует не для того, чтобы оправдать ебя, отказаться от своего народа, общества. Критикуя, он желает, тобы его народ избавился от недостатков. Поэт старается указать му правильный путь. Эта линия особенно проявляется в его сти-отворениях: "Еск1ден калган сез тер1п"/"Уроки прошлых лет иэу-ш"/, "Насихат"/"Исповедь"/, "Ер1ншек"/"Лентяй"/, "К?марлыц" "Страсть"/, "Свн«ойлар"/"Щеголи'7, "Ызакорлар"/"Обидчивые"/( Калжыцшыл килжан,пас"/"Шутники"/. В них он критикует духовную тсталость своего народа и пишет:

Мен жетелеп елемгн, Я погибну, ведя врге ^арай ^аза^ты. к высотам казахов. Рлсем де ойын белемгн, Погибну, пазделяя их мысли, Сеабен салып азапты.^ Словом заставляя страдать.

/Подстрочный перевод/ Р этих строках явны и критика, и эаявление о готовности поэ-

1. Хрэпченко М.Б. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З. оскпэ, Художественная литература, 1Р91, С.34.

2. КтД9йберпйер И. В'тарчзлрсы. Алматы,Тазуш, 1663, НО-бет.

та переносить все тяготы вместе со своим народом. Это является одной из главных идей реалистической лирики Шакарима.

Шакарим беспощадно высмеивал невежд, думающих только о личном обогащении, чванливых, злобных, ленивых. В своих стихотворениях он создает типичные образа этих людей. Как бы подытоживая эту линию, поэт в стихотворении "Хайуан мен акьшаа;тар"/"ЖиЕоткые и дураки"/ приравнивает их к животным. К таким острокритически^ произведениям Шакарима можно отнести: "Ашу мен ынсап"/"Бозкуае-ние и спокойствие"/, "IL-'pya мен ысырап"/"Трудяга и расточитель"/ "Аныц пен таны^"/"Явное к знакомое"/, "Ер цоспзц пан сез сайле-мек"/"Плово и дело"/, "Мацтау мен ceric''/''Хвала и порицание"/, "Мшдеу мен ктццеу"/"Критика и зависть"/ и другие. Б них Гакарим начиная с критики отдельных типов людей, поднимается до обличения нгдостатков всего общества.

По пониманию Шакарима, человек и общество взаимоотражают друг друга. Это повлияло на появление в лирике поэта множества типичных образов его современников. Проблему взаимоотношения человека с обществом в казахской литературе первым поднял Абай. Ша-кэрим обогатил эту концепцию. Он всегда даввл похшть, что все характерные черты и недостатки героя корнями уходят в природу са"о-го общества. Все недостатки общества рождены временем. Шакарим считал, что их всегда можно устранить, й здесь ярко проявляется его критический реализм. Он тоже, как Абай, скорбил из-за язв, которые были на теле общества той эпохи.

Глубоко ощущавший социальное неравенство казахского общества, Еакарим искренне сочувствует бедным, и подвергает беспощадной критике представителей власти. Его острокритические стихотворения служили грозным оружием и составили значительный вклад в историю казахской реалистической поэзии.

Зо многих стихотворениях И'акарим создает реальный психологический портрет казахского общества в период управл-лия царской администрации. Главной темой в этих произведениях выступают действительность, реальная картина общества. К таким произведениям мо*но отнести: "Партия адамы"/"Конкуренты"/, "Казацтыц гу■>■-.: болмэс"/"Плохи ли казахи"/', "екптчтг ем[р"/"Год>1 досады"/, "Ей, квп халущ, кеп халы^"/"Слушай меня, народ"/, "Казак,"/"Казахи"/, "Тэгы сорлы цазач"/"0, бедные кэззхи"/, "Кос, к?ртыч"/"Проиэй, мой народ"/. В стихотворении "Кош, -*-ртым"/"Просей, мой народ"/ Шакарим делает обзор пройденного пути с высоты прожитых вместе с пародом жизни. За это время казахская степь начинала освещаться ноеым светом. Поэт это хорошо чувствовал и радовался. Он видел эпоху свержения царя и победа революции. Ему казалось, теперь и умереть не обидно. Тем не менее были еще причины, беспокоившие поэта. Поэтому он писал:

Кззантын жзйнэр далась), Зацветет казахская степь,

Жет1лер оклп баласы. Еыучившибь, вырастут ее дети.

Шошытахын кен1 сол Но пугает и страною меня

Олардон кундес, таласы.' Их зависть и соперничество.

/Подстрочный перевод/ В этих строках - и мечта, и надежда, и опасение поэта. Особым пафосом выделяются стихотворения' "Бостандыч таны ат-ты"/"Взошла заря свободы"/, "Бостанды^ туы жарвдзап"/"Вьется знамя свободы"/, написанные в года революции и после. С воодушевлением встречает Шакарим революцию. Об этом свидетельствуют сле-дуккцие строки из стихотворения "Бостандык таги атты"^ :

I. К^эйбердиев Ш. Пыгармалары. Алматы, Яаэушы, 1£63,ЗбР-оет-2: Там же. С.185.

Бостандьщ таны атты, ^азагсш, кер!вдер, Арга ие басшынын соцынан ерищер, Тац артынаи хаадат кгн шыгады, Ерпшек, жал^аульщ эдеттен бези(дер.

Свободы день встает. Казахи, мой народ, Идите ва людьми, узревшими восход. За светлою зарей идет и солнце вслед, Казахи, вам пора навеки сбросить гнет.

/Перевод Вс.Рождественского/ Одной из основных идей лирики Шакарима является просвтети-тельская идея, т.е. призыв народа к просвещению. По мнению поэта существуют три пути преодоления недостатков обшества: труд, прос-вешение и перенимание опыта у высокоразвитых народог. Здесь просветительские идеи Шакарима созвучны с идеями Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсаринв, Абая Кунвнбаевв.

У Шакарима много лирических произведений, призывающих народ к просвещению. Среди них по глубине мысли, выразительности, художественности особо выделяются: "Адам немене"/"Что такое человек"/, "Босг>»нда^ таны атты"/"Взосяэ ааря свободы"/, "Анадан алгаш туга-нымла"/"Ког,гщ родился я младенцем",', "Мктылганнъщ ем1р1 "/"Жизнь Забытого"/, "Чясымнвн жети 61лд1ч тур!к Т1Л1н"/"Смолоду язык турецкий изучил я не от скуки"/, "Кастаргв"/"К молодежи"/, "Наси-хат"/"Исповедь"/, "Тш-ак. турлг ем1р бар'7"Трл жизненных ступенек"/. Р них поэт в первую очере^ , обращается к молодым. Например, в стихотворении "№ястарга"/"К молоде;.л"/, точно указывая •.««»стэ и знпчение Абая в истории казахов, просит молодых брать с и«го пги'.'йг. Го мнению поэта, мслодежь в конечном итоге

•••лти путр\>, у^чээннчу Лбоем.

Просветительский реализм Сэкаримз отмечает пороки, в то же время интересуется их социальной подоплекой. Вслед за Лбзем он вводит в национальную поэзию нового лирического героя, стремящегося к самоусовершенствованию, знаниям, дабы с помощью просвещения народа преодолеть отставание казахского общества.

В своей просветительской лирике Еакаркм не делил общество на бедных и богатых:. Он часто обращал свои стихи к соотечественникам в целом. Свои увещевания поэт одинаково обращал к богатым и бедным. В стихотворении "Наскхат"/"Исповедь"/ он обрапрется богатым: "чем бесцельно пускать по ветру богатство, лучше обучи своих детей", а бедным он говорит: "не бездельничай, задумайся". Молодым предупреждает: "поменьше играл, побольше думай для того, чтобы потом не причлось сожалеть, когда молодость продет". Здесь прослеживается явная соззучнссть ¿дей Еакаримз с идеей Лбая.

В своей просветительской лирике Шакарим, призывая народ к знаниям, в то .те время предостерегает: по его мнений, ::акую бы науку человек ни освсил, он должен вкладывать отот духовный багах во благо всего человечества. Невежду нет смысла обучать наукам, опасно обучать наукам и людей со злыми, подлыми намерениями з душе. й действительно, наука может ввергнуть мир в хаос и в то .те время спасти его.

Тема труда занимает большое место в лирике Шакарима. Как и Абай, он тоже оценивает высокую роль труда в становлении человека. Чтобы выйти на верный путь нужны три вещи, считает поэт, это-неэамутненный, чистый разум, верное слово и честный труд.

Третье направление в просветительской лирике Сэкарима - идея перенимания опыта у развитых, с высокой культурой народов. Считаем целесообразным выделить три направления в деятельности поэта по укреплению связей казахского народа с мировой культурой. Пер-

вое - пропаганда в своих стихотворениях ярких представителей мировой литературы, второе - творческая связь с такими писателями, как Л.Толстой, третье - его деятельность как переводчика.

Шакарим считал, что одной из главных причин отсталости казахов является оторванность их от европейской науки, культуры. "Когда другие народа устремляются к знаниям, казахи остаются за бортом цивилизаций, варясь в собственном соку", - говорит он в стихотворении "К,аза^"/"Казахи"/. Сокрушаясь этим, он ищет пути к преодолению этих ошибок.

Своими лирическими произведениями Еакарим ввел в казахскую поэзию жанр философской лирики. Лирике поэта присуща философская глубина мыслей. Его лирика часто повествует о внутреннем состоянии, мировосприятии поэта, его отношении к религии. Свидетельством этому являются стихотворения "Tay басындагы ой"/"Мысли, рожденные на вершине"/, "TipminiK, жан туралы"/"0 жизни и душе"/, "Аньи^ пен танык"/"Явное и знакомое"/, "Махаббат пен ц?марлыв;" /"Любовь и страсть"/, . "ПЬшнан езге к*дай жои;"/"Бог-это истина"/, "Тура жолда к,айгы т?рмас"/"На верном пути нет страдания"/, "Ар-ман"/"Желание"/ и другие. В них видны и поэтическое масторство, и талант мыслителя, и противоречия взглядов Шакарима на те или иные явления. Считаем, что нет оснований требовать от Шакарима чисто материалистического мировозрения. Он жил и творил в атмосфере философии своего времени, и она оказала на него огромное влияние. Несмотря на это, в лирических произведениях Шакарима часто встречаются мысли, в основе которых лежит материализм.

Еще одна яркая сторона лирической поэзии Шакарима - мастерство поэта в передаче сокровенных чувств человека. Как и Абай, он обогатил лирику глубоким психологизмом, основанным на широком ПН.1ШГ/ пгигодч человеческих отношений, людских хагактеров. В его

оээии поражают глубина чувств, чистота помыслов, широта вэгля-ов. Мгновения молодости, образы влюбленных часто становятся бьектами его лирики. Произведения "Вастыц туралы"/"0 молодос-и"/, "Жарымда жаным сгйд!..."/"Стремление к возлюбленной"/, Ацьш &^¥сы адаспай аспандаса"/"Когда взлетает голубь разума"/ эскрывают эстетические идеалы поэта. Из них особо можно выдоить стихотворение "Жостыц туралы"/"0 молодости"/. Оно созвучно сдельным произведениям Абая. Выбор поэтических средств портрет-гай характеристики героини не традиционен: поэт избегает срввне-гий с луной, со звездами, хотя подчеркивает красоту героини. ,'оть иногда и кажется, что начинает преобладать натурализм в изображении отдельных сцен, все же в любовной лирике Шакарим прояв-сяется как мастер-реалист.

В этой главе на основе конкретных примеров выявляются и делаются вывода об эстетике Шакарима и новаторстве его поэзии, зго вкладе в развитие реалистической традиции в казахской поэзии.

ГЛАВА Ш. ПОЭШ ШАКАРИМА

Глава посвящена анализу поэм Шакарима "Йалкоман-Мамыр", "Ен-птк-Кебек", "Нартайлак-Айсулу". Во второй половине XIX века в казахской литературе появился жанр реалистической поэмы, основопо-ножяиком которого стал Абай. И Шакарим как поэг-эпик внес больной вклад в продолжение и развитие этого процесса. Его достижения и поэтическое мастерство в лирической поэзии ярко высветились и в поэмах.

Поэмы Шакарима отличились своей устремленностью к выяснению причин, имевшихся болевых точек в кочевом обществе. А это означало большой шаг вперед к социальному анализу, составляющему основной компонент реалистического отображения действительное!'-.

В основе всех трех поэм Шакарима лежат события, надавив ив-

вестные среди казахов. Герои поэм - конкретные исторические люди, когда-то жившие в этих местах. Географические названия тоже конкретны. Но, несмотря на это, эти произведения не являются историческими. Для изложения своей цели и идей Шакарим мастерски использует исторические факты.

События, заложенные в сюжетные основы поэм, были хорошо знакомы 31акариму с малых лет. Если для многих простых слушателей от этих легенд в памяти оставалась лишь трагедия любви главных героев, то Шакарима волновало совсем другое. Трагедия влюбленных в поэмах Шакарима явилась ключом раскрытия основной идеи поэта. Эти трагедии впечатляли, влияли на Шакарима совсем с другой стороны. Поэт сумел мастерски показать, что трагедия влюбленных напрямую связана с трагедией общества. Самая главная ценность поэм Шакарима заключается в глубине отражения социальных проблем.

Следует отметить, что социальные подтексты в поэмах Шакарима разнообразны. На первый взгляд, его поэмы сюжетными линиями, развитием событий и художественными решениями кажутся похожими. Но асе же каждая поэма по-своему нова, своеобразна и неповторима, многозначны и идеи, которые Шакарим трактует через покаэ конфликтов и противоречий. Например, в поэме "Калкаман-Мамыр" конфликт происходят из-эа противоречий между- патриархально-родовыми устоями и религиозными догмами. А в поэме "Енлик-Кебек" наблюдается конфликт между родами. Здесь прослеживается эволюция роста Шака-Г^'э как поэта-геалиста, поэта-эпика.

Основная идея поэм Шакарима - идея справедливости. Герои поэм всегда стремятся к достижению справедливости. На этом пути каждый выбирает свой путь достижения цели. Необходимо отметить, <ггя ГСякарт' сумел поковать всю эту слолность пгоблемы.

В по?«в "Калиячэч-Ччмур" события разворачиваются вокруг лют -

¡и девушки Мамыр и юноши Калкамэн, которые являются дальними родственниками. По этой причине обе стороны начинают большой спор. ' позиции понимания и взглядов той эпох" соедините Калкамана и [амыр явно противоречит родовым обычаям, ьсли влюбленные считают ,'вои действия и намерения справедливыми, то я йокеиай,со стороны [евушки, и Анет-бзба,со стороны джигита, считают, что нельзя дометить нарушения справедливости. Но если для Кокенэя справедли-юсть - ото жить по обычаям предков, то Анет-баба во имя спасе-гия любви молодых аргументирует положениями шариата.

Конфликт влюбленных в изображении Шакарима вскрывает продолжающийся процесс разложения патриархально-родозого строя. Основ-гая идея поэмы заключается в том, что Калкаман покидает свсй -од, который не только примирился с убийством его любимой Мамыр, ю и даже принес в жертву косным обычаям его самого. Исторнчес-сал рамка в поэме способствует глубокому раскрытию идеи поэмы о геизбежности крушения патриархальщины, тормозизшей всякое разви-:ие. Решение Калкамана в то время было одним из видов борьбы за :праведливость. Действительно, он не смог бы уже жить в этом ок-эужении. Для него уже чужды мораль и поступки своих сородичей. 1юбимая Мамыр убита, никто из близких ему людей, даже Анет-баба. ю смог стать опорой. Нет теперь смысла искать защиты в мире, 'де правят патриархальное и религиозное сознание.

Такая картина вырисовывается в душе Калкамзна. В этот мо-<ент он принимает решение.- Через это решение и через образ Калкамана выражается основная идея поэмы.

Одним из главных достоинств поэмы являются колоритность и сложность образов. Наблюдая за действиями героев поэмы, нельзя зкавать, что они только положительны или только отрицательны. К тримеру, образ Анет-бабы воплотил в себе все черты человеческого

характера той эпохи. Психологической достоверностью высвечен образ Кокеная, которому не чужды и суровость, и жестокость, и искренность, и честность.

Образы, созданные Щакаримом в этой поэме, реалистичны. У поэта Мамыр не отличается внешней красотой, она прекрасна душой, своим поведением и умом. Образ ее раскрыт в процессе конкретных действий, в жизненной ситуации. Это и является отличительной чертой мастерства Шакарима в создании реалистических образов.

Поэма "Енлик-Кебек" повествует о трагедии двух влюбленных и их неравной борьбе с порядками патриархальщины, В поэме автор пытается расширить горизонты повествования 8а счет включения событий эпического плана. И в этой поэм© Шакарим не прерывает историческую нить, начатую в предыдущей поэме. В поэме есть упоминание о присоединении Казахстана к России, об изгнании джунгар с казахских аемель. Однако эти факты несут в себе функцию создания цельности исторического фона.

Поэму "Енлик-Кебек" отличает, более глубокое социальное звучание. Образы главных героев, сюжетная канва похожи с поэмой "Калкаман-Мамыр". Если в "Калквман-Мвиыр" конфликт разворачивается между патриархальными устоями и положениями религии, то здесь есть конфликт между родами, группами людей. В поэме через трагедию влюбленных показывается трагедия народа, возникающая из социальных противоречий, ведущих к глобальным конфликтам. В отличие от "Калкаман-Мэмыр" здесь проявляется конфликт, свяванный с разделом земли между родами. Поэт, напоминая в самом начале поэмы о разборе между родами Тобыкты и Матай за обладание землями в Чингизских горах, задает трагическую тональность поэме.

В этой поэме есть социально-психологический портрет исторической эпохи. В ней Шакарим винит не отдельных людей или род, а

^читает, что причиной всех этих трагедий является жестокость об-(ественно-политического строи. Это трагедия не одних влюбленных, трагедия всего народа. Все действия героев направлены на дос-ижение покоя и мира. Но добиться этого нелегкой Енлик и Кебек -дни иа тех, кто погибли на этом пути. Толкают их на гибель не тдельные люди, а само общество. Даже влиятельны? и авторитетный ий Кенгирбай не смог спасти влюбленных. Он, как и Анет-баба, на тороне ?толодах. Но есть разница меж^у этими образами. Кенгирбай ступает Анету в смелости действия. Он хочет добиться цели по аконам. Это правильно. Но Енлик и Кебек жили й эпоху силы и на-илия. Поэтому Кенгирбай в своей борьбе обречен па поражение.

В создании типичных.Образов Шакарим достиг в этой позмэ незлых высот. Герои Шакарима впитали в себя всю философию я психо огию той эпохи. Даже появляющийся только в начале позкы образ ¿сана отличается глубиной характера, трагедийностью. Нысан -ложный характер. Одной только фразой он в начале поэмы предска-лзает предстоящую трагедию и в то же время Создает определенней эртрет Енлика. И больше в поэме Не встречается детали, которая >1 так точно характеризовала портрет девушки.

Обраэ Вгогик - один пз ярчайщих образов не только в т~орчеС-зе Шакарима, но и во всей казахской литературе. Енлик можно начать "Татьяной степй", так кай «езду обраэаш Татьяны А.С.Пуа-ша и Ейлик, созданным Шэкаримом, много обшвго. Обо эти героини эхожи красотой душ, искренностью чувств й даже поступками. .Если Татьяна - э*о редкий^' прекрасный цветок, случайно выростйй й »сселине дикой скалы"', то и ЕнЛия тоже можно ерайиива!ъ со етеп-

!. Белинский В.Г., Собрание сочигэнйЙ в трех томах. Т.З. нжва, ОГИЗ, 1ИЗ, С.546.

ш цветком, символом чистой человеческой любви.

Реалистично создан Шакаримом и образ Кебека. Нет липших красок, высоких эпитетов в его изображении. Натура Кебека познается через его богатый внутренний мир, поступки в конкретных ситуациях .

Диссертант анализирует эту поэму, сравнивая ее одноименной поэмой другого представителя поэтической школы Абая - Магауии. Обращается внимание на сходства и различие двух поэм, написанных по творческому совету Абая.

Третья поэма Шакарима называется "Нартайлак-Айсулу". В ее основе лежит драма любви. Хоть сюжетные линии похожи на предыдущие поэмыШакарим эдесь не в полной мере проявляет свою поэтическую силу. Слабы в поэме философские и социальные мотивы. Если в вышеназванных поэмах Шакарим делает из частных случаев обобщающие вывода, то в данном произведении он не достиг тех высот социального анализа.

Это не оэначает, что поэма является простым повествованием соб! ?ий, лишенным художественных качеств. В процессе противоречий и конфликтов ¡Пакарим соадает реальную картину жизни казахов той эпохи. Он не обходит социальг~та несправедливость, классовые противоречия, реалистически рисует жизнь сирот и нищих, различие между богатыми и бедными, бесправие женщины и многоженство.

В реферируемой работе произведен детальный аналив образов поэмы, покявэно высокое художественно-эстетическое мастерство Гякзрима как поэта-реалиста.

В целом поэмы Шакаряма являются пеалистическими, йысокохудо-жественннми, значительными по содержанию произведениями. Богатство явыкэ, обравяость слова, особый стиль, уникальные детали и ртчргг«-|учрск»? реалии подчеркивают художественность его поэм и

то же время утвеггдают И'акарима как мастера эпических поэм.

5_?§ключении делаются основные выводы исследования. Приво-ятся довода того, что 1'акарим Кудэйбсрдиев является ярким пред-гавителем поэтической школы Абэя, продолжателем традиций крити-еского реализма в казахской литературе, основоположником кото-ых был Абай. Обобщая мысли о лирике и поэмах Еакзрима, об их ху-ожественных особенностях, диссертант делает вывод о месте Шакайма в казахской реалистической литературе. Значение изучения ворчества Шакарима заключается в том, что он является крупным оэтом-реалисточ в истории национальной литературы, прямым про-олжателем традиций'великого гуманиста Абая Кунанбаева.

1. Слова сильны бессмертием своим //Жолып - литературно-ху-ожественный и общественно-политический журнал ЦК ПКСЧ и Союза исателеЯ Казахстана. - 1998.--£4.- С.65-67. - На каэ.яз.

2. Правда ¡Гакарима //Зерде - научно-популярный журнал ЦК кем Казахстана. - 1599. -ВН. - С.34-36. - На каз.яз.

3. Шакарим Кудайбердиев. Творческая биография Аетодическое особие/ - Алма-Ата, 1589. - Обьем 3 п.л. - На каз.яз.

4. Певец духовной дружбы //Наука в учебном процессе. Часть . - Алма-Ата, 1990. - С.15-17. - На каэ.яз.

5. Мастерство художника и интернациональная идея //Межнацио-альные связи казахской литературы - Алма-Ата, 1990. - С.19-25. -а каз.яз.

Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях: