автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 70-е-80-е годы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 70-е-80-е годы"
ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ АКАДЕМИИ Н
На правах рукописи
ТОПОРОЬСКНП ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 70-е-80-е годи
Раздел 07.00.00 - Исторические науки
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история новейшего времени
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученоп степени кандидата исторических, наук
Москва - 1992
Работа виполнена в Отделе обшеееропеПскич процессов 11нстит> Европы Российской Академии наук
Научный руководитель - доктор исторических . наук, профессор
Г.А.Воронцов
СХлинальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор
К.Г.ХолодковскиП, кандидат исторических наук
Ведуиля организация - Институт мировой экономики и международн*
отношений РАН
на заседании Специализированного совета К.002.22.03 по всеоб истории новейшего времени Института международных экономически политических исследования РАН Адрес: Москва,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пнстит
международных экономических и политических исследовании РАН
Д.Волкова1
Защита ди-серташш состоится "
]992 г.
Автореферат разослан "
1992 г.
Учении секретарь Специализированного
1-овета, кандидат исторических наук
удд!7-./:"^;:.. гШНнН^а
---------^ I. Общая характеристика
Историко-иивилизашюнннй феномен складывания на европейском эстранстве единой культурной общности был отмечен в 70-80-е аы нашего столетия качественно новыми параметрами, пикированные на политическом уровне процессы наднационального гулирования культурных обменов и складывание институциональных руктур стимулировали развитие широких культурных и формационных потоков. Параллельно в обществе, переживавшем в ае эволюции этап кардинальных изменений, и на уровне щественного сознания наметились сдвиги, определившие устойчивое звитие тенденции укрепления всех уровнен культурной ентичности. Интеграционные процессы, с одной стороны, и лубление историко-культурной регионализации, политической и циальноП децентрализации, диверсификации типов общественной зни, локализация микрокультурных систем обозначили
лицентрическую направленность эволюции культурного развития, юрализм многочисленных форм и проявлении духовной жизни аэался усиленным в результате неравномерной интенсивности обальных и региональных процессов в различных зонах ропейского пространства. В то же время существенные изменения в убинных основах ментальных структур превратили общественное знание в фактор активного влияния на складывание культурной щности в Европе.
Возникшее на ее базе многостороннее культурное сотрудничество ляется относительно новым элементом в системе международных ношений, вошедшим в политическую практику в послевоенный риод. Эта область достаточно долго оставалась второстепенным ктором общей геополитической ситуации и переговорного
процесса, отражая специфику складывавшихся отношений Восток-Запад, в которых военно-политический аспект имел преобладающее значение. Однако, именно в европейской политике культурные связи стали постепенно приобретать новый характер и количественные параметры. В первую очередь это было связано с эволюцией процессов интеграции, интернационализацией основных сторон общественной жизни и "политической разрядкой", ставшей вахным компонентом европейской политики с конца 60-х гг.
Динамика ассиметрично складывавшихся на континенте политического, экономического, социального и гуманитарногс пространств имела не только политико-государственное измерение, закрепленное в международных документах и соглашениях. В основ« ее глубокой мотивации лежали кардинальные сдвиги в структура! социокультурной сферы менталитета, обеспечивавши:
цивилизационный континуитет европейской общности, идея которой i 70-е и 80-е годы переживала примечательный ренессанс.
Таким образом, многостороннее культурное сотрудничеств
оказалось в европейской системе на стыке политико-правовой с4>ер
международных отношений, эволюционировавшей под воздействие
глобальных и региональных факторов безопасности, экономическог
сотрудничества, процессов общественного развития, социальной
i
региональной диверсификации, равно как и серьезных изменен типа индивидуального бытия, в центре которого находилис морально-этические парадигмы. Уже с началом появления политическом сознании "третьей корзины" общеевропейско: процесса - комплекса гуманитарных проблем, вышедших на ypoeei межгосударственного диалога, - • культурное сотрудничест представляло из себя особый элемент. С одной стороны, е многообразные формы уже в 60-е-70-е годы далеко выходили
рамки возможной в тот период наднациональной регламентации. А с другой, - культура и культурные процессы затрагивали самые глубинные основы государственного строя, гражданского общества, идеологии и т.п. Они являлись не только показателем развития демократических процессов, но были областью, обеспечивавшей политическую и социальную стабильность правящих систем.
В данной диссертации предпринимается попытка комплексного исследования основных факторов формирования системы многосторонних культурных контактов в Европе с момента их зарождения в институциональных формах в 60-е годы и до начала 90-х годов, отмеченных многоуровневым взаимодействием культурных зон. Этот процесс подвергнут анализу как с точки зрения политической практики, сложившейся на европейском континенте после второй мировой войны, так и в контексте цивилизационного развития,' обеспечившего историческую и духовную преемственность.
Актуальность темы обусловлена тем, что изучение многостороннего культурного сотрудничества позволяет открыть практически не исследовавшийся ранее пласт межгосударственного диалога в Европе. Идеологическое противостояние не позволяло сделать культурные процессы предметом объективного исследования, к<}торое раскрывало бы роль этого элемента в послевоенной системе
международных отношений, в зародившемся "общеевропейском"
/
процессе и, в целом, в концепциях политического сотрудничества эпохи существования глобальной биполярной системы.
На современном этапе для России и других стран СНГ особое значение приобретает проблема наднациональных механизмов и структур, возникавших в рамках интернационализации культуры и складывания ее единого пространства. Это дает новый аналитический материал для изучения интеграционных процессов, тенденций
субрегионального сближения и, безусловно, паневропейско диалога, охватывающего все новые области межгосударственно сотрудничества и обдественных взаимосвязей.
Особое научное значение приобретает культура сотрудничество для изучения проблем современной европейски идентичности и социокультурной среды. Являясь их субстанциальн выражением на уровне политической практики и общественно диалога, такой тип сотрудничества проецирует на себя объективные процессы, которые лишь в косвенном проявлении мог быть оценены количественно и отчасти качественно. В формирован национальной культурной политики, переговорном процессе институционализации, в методах, которыми правительство, либо ин структуры регулируют регионализацию, отчетливо проявляют тенденции, характерные для этно-психического слоя сознани
мутаций в социокультурной среде, определяющих культурн
*
идентичность Европы. Такая же взаимозависимость характерна и д политико-этичесюи концепций, осмысливающих в современн условиях новую роль культуры, индивидуума, общественных групп образований в определении дальнейшей эволюции обществ.
Указанная тема представляет и несомненный практическ интерес. В данном случае необходимо указать два аспект Во-первых, изучение всего комплекса проблем, связанных многосторонним культурным сотрудничеством, дает возможное сформулировать основные принципы культурной политики. Э особенно характерно для России и других государств СНГ, где распадом тоталитарной системы встал вопрос об определении обще контекста отношений государство-общество-индивид в сфе культурных процессов. Таким образом, одной из важных зад построения демократически функционирующих структур и обеспечен
:новных. гражданских прав становится разработка практических гханиз1иов культурной политики, призванной регулировать не только акро-, но и микропроцессы в социо-культурной среде.
Во-вторых, современный этап европейского развития отмечен :тойчивоЯ тенденцией сближения стран Центральной и Восточной 1ропы с западноевропейским регионом, В вопросе не только льтурного, но и в целом гуманитарного сотрудничества юявляется объективная тенденция расширения западноевропейского остранства с его структурами и механизмами кдо уровня внеевропейского". Поэтому перед восточноевропейскими сударстваыи стоит проблема вхождения, адаптации и аимодействия с существующими структурами, функционированию торых и посвящен анализ многостороннего сотрудничества.
Обшая цель диссертации состоит в определении основного уга "сюжетов новой для научных исследований темы огостороннве культурное сотрудничество. Автор стремился, с ной стороны, вычленить основные составляющие исследуемого эдмета, выстроить их в логической взаимосвязи различных точек ^смотрения. С другой стороны, ставилась конкретная цель юания и анализа принципиальных тенденций, проявляющихся на гх уровнях анализируемых систем. В этом контексте было важно гдставить интегральный взгляд на проблему культурных обменов, 'анично связав ее с главными тенденциями общественного 1вития, с формированием европейской духовной общности античностью, коллективными представлениями и т.п.). На же двух уровней анализа - традиционного международно-мтического и философско-социологического, - феномен
многосторонних культурных связей получал бы новое содержание принципиальное иное осмысление, выводящее на междисциплинарны уровень оценок.
В соответствии с поставленной целью основными задачам диссертации являлись:
- анализ складыванйя в Европе культурного пространства н базе наднациональных механизмов и системы международного права принципы его функционирования, взаимодействие с внешне политической и внутренней социальной средой; темпы формирования складывание границ;
- изучение влияния интеграционных процессов на формировани зон "высокой интенсивности" культурных обменов и корреляци национальных культурных политик; выявление связей с процессо регионализации, диверсификации и децентрализации культурны процессов;
• - описание модели государственного .контроля над культурно! сферой, сложившейся в замкнутых- тоталитарных режимах; определени< основных принципов ее развития, потенциальных возможносте! саморегулирования и реформирования, рассмотрение тенденци! культурных процессов в идеологически замкнутых регионах;
изучение исторических процессов складывания европейско! идентичности, ее вертикальных и горизонтальных уровней, основны: параметров и особенностей; сопоставление тенденци! цивилизаци'онного и политического развития в формировании едино! культурной общности;
.анализ социально-психологических факторов европейской циокультурной среды: сдвиги в ментальных структурах, изменение пов общественной и индивидуальной жизни, складывание ллективных представлений, характеризующих европейский уровень мопознания и оценок;
- '•определение основных тенденций политико-культурного и циально-культурного развития на краткосрочную и среднесрочную рспективу; исследование устойчивости системных и субсистемных ементов, оказывающих определяющее влияние на / эволюцию ропейского культурного пространства.
Предметом исследования диссертации являются три типа оцессов, отражающих многоуровневость подхода к изучению данной мы. * Во-первых, это макропроцессы интеграции и нтростремительные паневропейские тенденции, в результате звития / которых происходит складывание механизмов днационального сотрудничества и структурное оформление ропейского культурного пространства. Во-вторых, в диссертации ализируются процессы микроуровня, связанные с внутренней олюцией европейских обществ в спектре от регионально-локальных самых первичных форм коллективных общностей и даже некоторых
ементов индивидуального бытия. И, в-третьих, наконец, речь идет
>
цивилкзационном развитии Европы как совокупности циокультурных факторов в перспективе исторического прогресса.
Объектом исследования стали основополагающие наднациональные руктуры европейского культурного пространства на уровне Совета ропы, Европейских Сообществ, "общеевропейского процесса", гионального. сотрудничества, составляющие взаимосвязанный и аимодействующий комплекс, обеспечивающий практическую ализацию многосторонних контактов. К изучению были привлечены
также и международно-правовые документы (конвенции, соглашения и т.п.), являвшиеся юридической базой наднациональной координации в сфере культурных процессов и дальнейшей стандартизации норм и принципов, унифицирующих европейское пространство. В равной степени объектом исследования стала национальная культурная политика, отражаввая эволюцию внутреннего развития общественных систем и складывание национальных и региональных типов культурного бытия.
В своих методологических принципах работа основывается на сочетании методов диалектического анализа исторического процесса с сочетанием ряда принципов позитивистской и культурфилософской школ, равно как и методов анализа различных течений исторической антропологии. На теоретическую базу диссертации большое влияние оказали работы В.Дильтея, О.Шпенглера, И.Хейзенги, Ф.Броделя, Д.Ружмона, в которых содержатся принципы цивилизационного подходе к анализу европейского развития и устанавливаются глубинные взаимосвязи общественных основ с духовной эволюцией континента у детерминированным процессом складывания европейской общности.
Неразработанность данной темы в отечественных и I зарубежных исследованиях отражает фактическое отсутствие специальных работ, посвященных многостороннему культурному сотрудничеству. На протяжении многих лет оно входило составно( частью в общие исследования по проблемам европейской интеграции, отношений Восток-Запад и восточноевропейского развития. Частичнс оно затрагивалось в исследованиях общегуманитарного аспекте европейского сотрудничества. Среди них наибольший интерес представляют работы Р.Грегуара,.> А.Форреста, Ж.Лежен, И.Лиш и др В отечественной историографии следует отметить труд| Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, А.Л.Гуревича, А.О.Чубарьяна
вещавших вопросы культурной идентичности, а также работы Кашлева, являющиеся в принципе единственными по проблемам 1ждународного культурного сотрудничества.
Поэтому, диссертация "-в основном построена на изучении |рокого круга источников. Прежде всего это документы Совета ропы (европейские конвенции, резолюции Парламентской ассамблеи, •енографические отчеты о заседаниях специализированных 'митетов, .межправительственные программы, официальное доклады Фламентских групп и отдельных парламентариев, политические баты, материалы Комитета министров культуры и их европейских >нференций и т.п.). Во-вторых, к диссертации привлечены и работаны документы Европейских Сообществ последних двадцати лет | проблемам культурной политики и культурных связей. Они лючают в себя доклады Комиссии ЕС, специализированные следования независимых экспертов, проводившиеся по заказу КЕС, утреннюю документацию генерального директората КЕС по диовизуальной сфере, информации, коммуникации и культуре, дельный массив документов связан с деятельностью Совета нистров и Европарламента. Автором собраны резолюции, отчеты по рламентским дебатам, проекты основных программ, в которых
держится материал по всем областям культурной политики и
>
льтурных обменов.
Исследования по проблемам "восточноевропейской" зоны льтурного пространства и модели складывавшихся культурных менов между бывшим СССР и восточноевропейскими странами также нованы на широкой источниковой базе. Впервые в научный оборот одятся архивные материалы и ранее не публиковавшиеся документы нистерства культуры СССР и Управления по культурным связям МИД :СР. В них содержится уникальная информация о реальном
формировании культурной политики бывших социалистических стран структуре и механизмов официального сотрудничества, методе государственного и партийного контроля над сферой культурно деятельности в ее внутренних и внешних аспектах.
Для анализа основных тенденций динамики складывай^ многосторонних культурных обменов и процессов в общественно сознании автором привлечен широкий круг статистически материалов. Для Западной Европы - это прежде всего публикаш* "Евробарометра" - официальной социологической службы ЕС, даннь которого позволяют проследить эволюцию тенденций на протяжен^ двух последних десятилетий. В отношении бывшего СССР восточноевропейских стран использованы ранее не публиковавшее данные статистических отчетов Министерства культуры и МЩ покрывающие весь период 70-х и 80-х годов.
Хронологические рамки работы охватывают период 70-х, 80-х начала 90-х годов, который отмечен кардинальными сдвигами культурной политике европейских государств, зарождени« общеевропейского процесса, а также тенденциями определивши» качественно новый этап в духовном развитии европейских обществ.
Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отде.1 общеевропейских процессов Института Европы РАН, ее основ»!
*
положения изложены в двух опубликованных статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, дв; глав, приложений и библиографии.
Введение содержит обоснование актуальности темы, определен! цели, конкретных задач и хронологических рамок исследованш обзор источников и литературы.
Первая глава "Культурная политика в Европе: основные тенденции многостороннего сотрудничества" посвящена изучению складывания его практических механизмов и структур на всех уровнях европейского пространства.
В первом параграфе "Западноевропейская модель культурных связей" рассматриваются вопросы формирования основных элементов наднационального типа культурных связей, основанного на приоритете гражданских свобод, демократическом функционировании и регулировании макропроцессов. В соответствии со спефицикой западноевропейского развития, его исторической многозональностью, параграф включает в себя три органичные части: анализ тенденций в западноевропейской зоне гуманитарно-правового пространства, покрываемого деятельностью Совета Европы, интеграционные процессы, выделившие Европу двенадцати в полюс наибольшего притяжения на континенте и создавшие сегмент наибольшей" интенсивности культурного взаимодействия, и, наконец, Северный Совет как тип нового регионального сотрудничества в области культурных контактов.
иг
Второй параграф "Культурные обмены СССР и восточноевропейских стран" раскрывает эволюцию создания автаркической модели культурной политики в Восточной Европе. В нем прослеживаются основные принципы создания и функционирования централизованной системы государственного сотрудничества, методы и практические формы реализации идейно-политических приоритетов, обусловивших значительную автономизацию культурного развития этого региона.
В третьем параграфе "Культурное сотрудничество в контексте "общеевропейского процесса" сделана попытка рассмотреть проблемы паневропейского сближения с точки зрения взаимодействия
сложившиеся в Европе друх моделей культурного сотрудничества в 70-80-е гг., их реформирования в результате политики "нового мышления" и краха тоталитаризма в Восточной Европе к началу 90-х гг., когда был завершен период политического раскола континента.
1. Два десятилетия культурных процессов в Европе были отмечены разнонаправленным и разноуровневым развитием двух основных зон европейского пространства. Их автономное существование обеспечивалось политическим расколом континента, что привело к созданию принципиально различных моделей многостороннего культурного сотрудничества на Востоке и Западе Европы.
2. В каждой из автономных зон существовала объективная тенденция общеевропейского сближения, отражавшая историческое и культурно-цивилизационное. единство континента. С распадом авторитарной социалистической системы и исчезновением искусственной модели централизованно-государственных культурных обменов, тенденция общеевропейского культурного сотрудничества на базе различных структур стала в начале 90-х годов преобладающей.
3. Процессы европейской интеграции и общеевропейского сближения стимулируют развитие региональных и локальных подсистем на основе их культурно-исторической идентичности. Культурна*
I
интеграция и культурная диверсификация все больше становятся преобладающими тенденциями культурного развития в Европе, отражая его макро- и микроуровни.
4. Многостороннее культурное сотрудничество в Европе характеризуется становлением институционального и юридического многоуровнего культурного пространства. Его наднациональные структуры не несут в себе регулирующей функции и не затрагивают основных культурных потоков, остающихся на негосударственно)
уровне. .Они ориентированы на макропроцессы, ставящие проблемы сохранения единого "культурного наследия, поддержки функционального баланса между локальными, региональными и 1ациональными культурами, развитие новых технологий и координации еультурной политики.
б. Многостороннее культурное сотрудничество на современном >тапе отмечено развитием двух тенденций: институционализации и 1ецентралиэации. Это отражает сложившиеся в Европе два типа аановесия: общественное - между индивидуумом и государством, и тратификационное - между различными уровнями идентичности локальным, региональным, национальным и наднациональным).
Вторая глава "Формирование европейского культурного ространства. Цивилизация и общества" посвящена
ультурно-цивилиэационному анализу складывания европейского динства, ,его глубокой внутренней мотивировке, лежащей вне элитического контекста современных процессов. В ней исследуются роцессы "длительного исторического времени" (по выражению .Броделя), раскрывающие цивилизационную обусловленность фопейской культурной общности.
Первый параграф "К проблеме европейской культурной (ентичности" затрагивает одну из центральных проблем современной 1лософскоЯ и ооциальной мысли. В нем исследуются процессы но-психического и социокультурного генезиса европейских ществ, степень их цивилизаиионной гомогенности й общности ховного развития. Он включает также в себя оценки исторических ьтернатив центростремительных и центробежных процессов ховного становления Европы.
Во втором параграфе "Общественное сознание и эволюции культурных процессов" дается оценка культурным процессам с точк! зрения коллективных представлений, как на основе социальное стратификации общества,так и индивидуальных типов сознания. Этс позволяет оценить глубокие корреляционные связи в период, когде ментальные структуры приобретают значение активно формирующего фактора социально-политической действительности и оказывают влияние на трансформацию самых глубинных общественных основ.
Третий параграф "Культурная политика в современных политико-этических концепциях" посвящен проблеме современного интеллектуального восприятия культурных процессов, реализующихся в практике межгосударственных отношений и на уровне национального регулирования. В нем рассматриваются основные концепции "правых" и "левых" политических сил обществ, их идейная мотивация, философские истоки и реализация в правительственных программах. Особое место уделено эволюции социокультурных концепций католицизма, превращающегося в главный фактор
религиозно-этического влияния на континенте.
Радикальными преобразованиями - отмечено развитие
общеевропейского культурного пространства. Его разрыв и
автономная эволюция двух частей в период "холодной войны"
>
постепенно смени- лись, в результате радикальных политических перемен, устойчивой тенденцией к новому типу общности. Постепенно' набирает силу про- иесс его полицентричного функционирования, зародившийся в начале XIX века и прерванный в первой половине XX столетия. Однако, он отмечен целым рядом новых особенностей, среди которых наиболее существенными становятся наднациональное регулирование, географи- ческое
асширение, обуславливаемое в первую очередь политическими ешениями, и внутренняя многоуровневая структурированность на азе общественных, и государственных.организаций.
К началу ,80-х. годов устойчивая тенденция интернационализации бщественной жизни вызвала мощный процесс в культуре и всей эцио-культурной. среде. Экономическое и политическое развитие вропы, демографические и социальные подвижки продолжают гимулировать его постепенное нарастание, которое при^охранении ынешних темпов превратится к концу XX столетия в преобладающую знденцию культурной эволюции. Интернационализация,культурного актора, особенно его вертикальной составляющей -ксоциальной гратификации общества, - совпадает по направлению с процессами в Зщественном сознании и политической практике в русле складывания эвой «европейской, идентичности. Наднациональные структуры, элитика_ которых ориентирована на укрепление всех форм центичнорти, становятся легитимным . ответом политических систем а базовые сдвиги в социокультурной- среде, обеспечивая зправленное складывание элементов европейской общности в Зластях многостороннего регулирования.
Однако, параллельно с этим наблюдается и противоположный роцесс, отражающий своеобразную реакцию на "универсализацию", знденция интернационализации привела к определенному ослаблению, в ряде элементов - размыванию национального культурного уровня, го вызвало адекватный рост регионального самосознания и развития экальных культурных форм. Их дальнейшая "кристаллизация" внутри ациональных систем будет представлять новое устойчивое аправление' в эволюции, культурного пространства.
В краткосрочной перспективе под влиянием политических процессов, вызывающих наростающее сближение и частичную интеграцию Восточной Европы и СНГ в структуры западноевропейского пространства, динамично расширяющегося в некоторых областях до общеевропейского, историческая идентичность прежде всего-"восточноевропейской" , но также и "российской" зон... в культурном аспекте отходит на второй план и уотупает место "европейской". На этот процесс оказывают влияние не только политико-экономические изменения, но и глобальная эволюция культурных процессов, усиливающая универсализацию и интернационализацию. Тем не менее, среднесрочная перспектива будет, безусловно, отмечена и параллельным процессом возрождения "зональной" идентичности, связанным с лимитами интеграции в западноевропейские структуры, эволюцией национального самосознания и тенденией исторической субрегионализации.
Одновременно в 70-е и 80-е годы произошло заметное ускорение сдвигов в фундаментальных основах культуры как социально-духовной первоосновы общества. Ее понятие, сформировавшееся в начальный период Нового времени и закрепившееся не только в общественном сознании, но и в формообразующих элементах человеческого бытия, постепенно утрачивает свою социальную и гностическую функции. Как акт индивидуального творчества, культура в европейско» понимании была средством духовного познания мира и включение» действительности, попавшей в сферу человеческой свободы, в нравственно-личностный порядок. Она несла в себе созидательную функшп оформления и развития "духовной ауры" общества, пронизывавшей со' циальные, политические, экономические и-ментальные отруктуры. I этом смысле культура была активным формообразующим элементом ци вилизационной эволюции и, наряду с религией, нравственно-этичес
■сим гарантом межличностных отношений и всего комплекса обществен-яого функционирования. Таковой была особая, специфическая роль именно европейской культуры на протяжении всей эпохи ее существования.
Вторая половина XX века и особенно его последня треть стали началом рождения нового фгномена - "массовой культуры", ставшей 1реобладающим элементом в системе духовных связей общества. Уже в звоей основе она полностью лишена социальных и гностических функций, осуществлявшихся "элитарным" слоем культуры, доминировавшим
.1 ч
\а протяжении всех предшествующих столетий. "Массовая культура" >тражает принципиально иной тип общественных взаимоотношений и 1уховного развития, оставаясь лишь на уровне чувственной аппеля-1яции к массовому сознанию, рациональный элемент которого теперь >стается вне культуры, уходя под влияние иных элементов и факто-)ов. Этот глубокий сдвиг постепенно видоизменяет духовные основы »бщества, освобождает бессознательные силы психики и социального 1вижения, практически реализуя идеи позднефранцузского экзистенциализма, отрицавшего за бытием всякий смысл.
Таким образом, "массовая культура" порождает бёзнаправлен-юе, спорадическое движение духовных сил индивидуума и общества, оздавая новый биполярный тип "пост-культуры" (в традиционном поймать смысла "культуры"), когда его верхний, надличностный ряд тремится к предельному нивелированию, а нижний, индивидуальный -максимальной фрагментации и освобожденности каждого субъекта в ыборе духовных приоритетов. Нравственно-этическая и социальная оль культуры в этом смысле полностью исчезает, оставляя обществу нутреннюю " аморфную свободу, ограниченную лишь формами стетической динамики.
"Элитарный" тип культуры в силу своей природы мог оказывать влияние на общество как суверенная сила. "Массовая культура" растворяется в обществе, освобождая его внутренние механизмы к разнонаправленному -развитию. Именно в »том' себтоит то1глубокое изменение характера европейской культуры, которое можно охарактеризовать в терминах прихода ее нового типа на смену существовавшему.
Безусловно, этот процесс далеко не завершен, чтобы говорить о начале новой эпохи в культурном развитии Европы. Однако он объективно развивается в полном отрыве от государственного или наднационального регулирования культурного движения. Система политической власти в современной Европе настолько удалена в ре' зультате развития демократйи от личностных форм реализации основных гражданских свобод, "что она не обладает никакими рычагами воздействия на эволюцию духовных процессов, остающихся за рамками структурных уровней идентичности.
В заключении в обобщенном виде сформулированы итоги исследований, а также излагаются перспективы основных тенденций, которыми отмечено развитие культурной политики и складывание культурного пространства. Автор отмечает пять основных положений:
1. 70-е-80-е годы были новым этапом в складывание европейского культурного пространства, отмеченного неравномерны» по интенсивности и динамике развитием различных его различны) зон и уровней. В нем асимметрично формировались механизм) многостороннего сотрудничества, взаимодействие под влияние! центростремительных и центробежных сил.
2. К началу 90-х годов в результате радикальных изменений : Центре и на Востоке Европы происходят качественные изменения I характере культурных процессов. Западноевропейская модель
|адающая структурированными основами, стала постепенно :ширяться до общеевропейского уровня, частично сливаясь с ним и :рывая этим новые возможности институционализации Хельсинкского щесса.
3. Модель культурных связей бывших социалистических стран, ¡троенная на принципах жестского централизма и противоречившая 'бинным тенденциям развития европейской цивилизации, оказалась балансированной еще в начале политических реформ, затронувших анизмы ее функционирования. Вакуум, созданный ее распадом, был тро заполнен неконтролируемыми "базовыми" потоками культурных 1енов и расширением области общеевропейского сотрудничества.
4. В складывании европейской культурной общности постепенное . значение имели единые цивилизационные истоки, словившие.континуитет духовности народов Европы в историческом витии, когда неуклонный социальный и экономический прогресс
1мулировал тенденции универсализации и интернационализации. Они
р
лечили объективную однонаправленность эволюции европейских |еств, не прервавшуюся на глубинном уровне даже в период 1итического раскола континента.
5. Современное культурное развитие в Европе, основанное на юритете индивидуальных и гражданских свобод, полицентричном 1актере взаимодействия национальных культур, регионализации и альной диверсификации, останется преобладающей тенденцией 1Ткосрочной и среднесрочной перспективы, соединенной с щессами углубления ^ интеграции и высокоуровневой 1Нмозависимости в географических и духовных границах Европм.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. .Культурное сотрудничество. - Диалоги о<5 общеевропейском доме. - Москва. - 1992. - 0,8 п.л. (на испанском языке).
2. Европейское гуманитарное пространство. - Диалоги об общеевропейском доме. - Москва. - 1992. - 0,8 п.л. (на испанском языке).
Ин-т русского языка им. А.С.Пушкина. Т. 60 Зак. № 137