автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Монашеские послания в общественной мысли Руси ХIY-ХY вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кайшаури, Нина Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Монашеские послания в общественной мысли Руси ХIY-ХY вв.'

Текст диссертации на тему "Монашеские послания в общественной мысли Руси ХIY-ХY вв."

> а а

Ц / < у П

( / I ^

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Исторический факультет

на правах рукописи Кайшаури Нина Игоревна

Монашеские послания в общественной мысли Руси Х1У-ХУ вв.

Раздел 07.00.00. _ исторические науки Специальность 07.00.02. - отечественная история

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

доктор

Научный руководитель -исторических наук, доцент Борисов Н.С.

Москва, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Историография б

Источники 28

Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРОДЕ (ОБЪЕКТЕ ВЛАСТИ) В МОНАШЕСКИХ ПОСЛАНИЯХ Х1У-ХУ вв.

1.1. Происхождение "христианского народа"

и его главные особенности 74

1.2. Роль закона и морали в определении

сущности категории "христианский народ" 89

1.3. Отношение к еретикам и иноверцам 118

1.4. Концепция "богоспасаемого града" 140

1.5. Представления о православном мире 160

1.6. Христиане Руси 178

1.7. Представления о народном благе 189

Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОСУДАРЕ (СУБЪЕКТЕ

ВЛАСТИ) В МОНАШЕСКИХ ПОСЛАНИЯХ Х1У-ХУ вв.

2.1. Представления об источниках власти 196

2.2. Отражение политической иерархии православного мира в монашеских посланиях

Х1У-ХУ вв. 209

2.3. Образ идеального государя 224

2.4. Трактовка взаимоотношений церкви и

государства 253

2.5. Представления о правосудии 280

2.6. Забота о подданных 291

Заключение Список источников Список литературы

301

315 317

ВВЕДЕНИЕ

В Х1У-ХУ вв. происходило объединение русских земель вокруг Москвы, на территории Северо-Восточной Руси зарождалось централизованное государство. Важную роль в этом процессе играла православная церковь. Она являлась своего рода духовным стержнем, сплачивавшим население разных княжеств вокруг общего центра -митрополии "всея Руси". Единоверие служило одной из предпосылок национального объединения.

Самой организованной и образованной частью духовенства являлось монашество. А время его наивысшего расцвета приходится как раз на Х1У-ХУ вв. Именно тогда проводилась монастырская реформа, начатая Сергием Радонежским. Стремительно возросло количество иноческих обителей на территории русских княжеств. Монастыри приобрели небывалый ранее вес в экономике страны. Влиятельные представители черного духовенства принимали деятельное участие в политической жизни Руси.

Существовала многовековая традиция вмешательства монашества в решение острых социально-политических задач, встававших перед христианскими государствами. В сложных исторических ситуациях иноки считали своим долгом напомнить народу и правителям о христианских принципах государственного устройства и о евангельских нормах человеческих взаимоотношений. История византийского монащества и Киевской Руси содержит ряд примеров такого рода. Однако именно Х1У-ХУ вв. представляются временем, когда проповедь черного духовенства приобрела наибольшее общественное значение благодаря росту духовного влияния и укреплению социально-экономических позиций монастырей.

Общественная мысль Руси Х1У-ХУ вв. отражала различные стороны процесса образования единого русского государства. В частности, в древнерусской публицистике активно обсуждался характер и особенности княжеской власти. В данной работе изучение общественной мысли Руси Х1У-ХУ вв. будет основываться на исследовании особого вида источников. Монашеские послания можно рассматривать как своеобразный литературный жанр, в котором осмысление конкретной действительности сочетается с идеями и формами, берущими начало в восточно-христианской традиции.

Послания русских иноков Х1У-ХУ вв. отличаются большим разнообразием. Их тематическое и идейное содержание было обусловлено конкретно-исторической ситуацией, общественным положением адресата и целями, которые ставил перед собой автор. Некоторые из этих произведений предназначались для руководителей русской церкви и заключали в себе просьбы прокомментировать те или иные нормы канонического права, или же предпринять какие-либо административные меры. Значительным явлением в русской публицистике изучаемого периода были монашеские послания, адресованные представителям светской власти. Обычно в них излагались определенные нравственные правила, соблюдение которых, по мнению авторов, являлось необходимым для правителя. Нередко такие произведения содержали советы, касающиеся управления государством. Авторы посланий стремились оказать влияние на решения государей, убедить их совершить те или иные поступки. Иноки пытались дать религиозное истолкование важнейшим принципам внутренней и внешней политики русских князей Х1У-ХУ вв., теоретически обосновать политическую практику своего времени.

Изучение монашеских посланий позволит выяснить, с каким

спектром идей ассоциировался в общественной мысли Руси Х1У-ХУ вв. процесс объединения русских земель вокруг Москвы. В произведениях русских иноков нашел отражение подход

образованных людей Х1У-ХУ вв. к осмыслению социально-политических процессов, свидетелями которых они были. Монашеские послания демонстрируют широкий круг вопросов, волновавших русское духовенство того времени. Они могут показать, какую роль сыграла христианская традиция в формировании идеологии русского централизованного государства.

В данной работе мы будем исследовать концепции государственной власти, выработанные русским монашеством Х1У-ХУ вв. При этом мы будем исходить из предположения, что эти концепции основывались на общехристианских идеях об основных свойствах и нуждах народа, принадлежащего христианской церкви.

В рамках изучения данной проблемы нам представляется целесообразным коснуться следующих вопросов: трактовка основных категорий общественной мысли Х1У-ХУ вв. в посланиях русских иноков; темы и идеи монашеских посланий; письменные источники этих идей и особенности их интерпретации в тексте посланий; оригинальность содержания монашеских посланий или ее отсутствие на фоне общественной мысли Руси Х1У-ХУ вв.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Изучение общественной мысли Руси Х1У-ХУ вв. в отечественной исторической литературе вращалось вокруг нескольких проблем. Главной из них было постепенное формирование идеи царской власти в публицистике того времени, этот сюжет особенно интересовал дореволюционных историков. В советской историографии данная проблема трансформировалась в рассмотрение идеологических аспектов процесса создания Русского централизованного государства. Помимо этой основной теоретической задачи историки поднимали и некоторые другие вопросы: а) философские искания русских средневековых мыслителей, в том числе те, которые выражались в форме еретических движений; б) роль заимствований из иностранных источников в становлении главных направлений русской общественной мысли; в) нравственное воспитание народа и духовенства в средневековой письменности; г) рост национального самосознания населения Северо-Восточной Руси и т.д. Труды философов и филологов, посвященные публицистическим произведениям Х1У-ХУ вв. как правило, не выходили за рамки этой тематики.

История общественной и политической мысли Древней Руси как особая научная проблема возникла в конце XIX века. Ранее те источники, которые можно рассматривать как памятники общественной мысли, использовались лишь для уяснения позиции тех или иных политических сил, государственных и церковных деятелей в конкретных событиях русской истории.

Для Н.М.Карамзина, например, летописи и содержащиеся в них публицистические и художественные произведения представляли собой сборник сведений о политике государственной власти, а не о

ее отражении в сознании современников!).

В середине XIX века теоретики официальной народности и славянофилы подходили к изучению (а чаще к апологии или критике) государства, исходя из своих представлений о характерных особенностях русского народа2). Однако предметом их исследования было реальное историческое развитие, а не оценка его в умах средневековых мыслителей.

Сторонники государственной теории считали объект власти русских князей и царей инертным и крайне неорганизованным, и поэтому занимались изучением особенностей субъекта власти в России. Прогрессивное движение они видели только в складывании и развитии государственностиЗ). Политическая история

идентифицировалась в их трудах с деятельностью правительства, а общественная мысль - с учениями о государственном устройстве. Представителю "государственной" школы Б.Н.Чичерину принадлежит одна из первых работ по истории политической мысли4).

У В.О.Ключевского идея развития Руси выражалась в схеме: 1) род, основанный на кровном родстве; 2) племя, основанное на единстве языка, обычаев и преданий; 3) народ, основанный на нравственном сознании единства; 4) государство, основанное на политических связях. Методы В.О.Ключевского оказали большое влияние на труды М.А.Дьяконова, что проявилось, прежде всего, в его работах по истории сельского населения Московской Руси. Но магистерская диссертация М.А.Дьяконова была посвящена формированию официальной

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. В 6-ти кн.

Кн.3-4. - М.Д993.

2 Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. - М.Д993.

с.373-397.

3 Там же. 397-434

4 Чичерин Б.Н. История политических учений. ЧД-5. - М.Д869-1902.

идеологии самодержавия5). В ней получили глубокое осмысление древнерусские концепции государственной власти. М.А.Дьяконов рассматривает основные политические темы, к которым обращалась письменность Х1У-ХУ вв. и пытается проследить преемственную связь между византийской традицией и сочинениями древнерусских авторов. В качестве результата развития политической мысли Северо-Восточной Руси и ее высшей теоретической формы он показывает учение о русском православном царстве. Ступенями на пути к этому итогу стала разработка таких тем, как старейшинство, политическая иерархия князей и знати; богоустановленность власти и особая ответственность князей перед Богом', сохранение истинного благочестия на Руси и падение Константинополя вследствие отступления от православия. Источники

государственно-политических представлений русского духовенства он видит в евангельском и апостольском учении, а также в византийской литературе.

В конце XIX - начале XX в. некоторые историки выдвигали на первое место в истории развитие идей, отводя им главную творческую роль в жизни государства. Так, например, А.С.Лаппо-Данилевский считал историю наукой о духе. В своих работах он оперировал категориями типа "идея государства" или "идея личности"6)> В.Сокольский, рассказывая об участии духовенства в формировании самодержавной царской власти в Северо-Восточной Руси, сосредоточил свое внимание на идеологической поддержке московского государя церковной иерархией и монашеством?).

5 Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории

политических идей Древней Руси. - СПб., 1889.

6 Шапиро А.Л. Указ.соч. С.581.

7 Сокольский В. Участие русского духовенства и монашества в развитии

единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце

Возникновение определенной формы монархической власти на Руси он объясняет проникновением в общественное сознание византийских политических идей и применением их к московскому великому князю.

Церковный историк Н.Державин обнаруживает сходство между "теократическими воззрениями" Ветхого завета и русских средневековых авторов8). Основу этих воззрений он видит в провиденциализме и вере в свое богоизбранничество. Таким образом, Н.Державин связывает государственно-политические идеи русской письменности с представлениями о характерных чертах народа. Однако он не идет дальше изучения взглядов русских авторов на взаимоотношения населения своих княжеств с Богом. При этом он почти отождествляет ветхозаветные представления об "избранном" народе с древнерусскими. Н.И.Ефимов, посвятивший свое исследование политическим идеям Кирилла Белозерского, во многом повторяет концепцию Н.ДержавинаЭ).

Книга В.Вальденберга "Древнерусские учения о пределах царской власти" содержит тщательный анализ взглядов средневековых авторов на полномочия и обязанности князяЮ). Он отрицает выводы своих предшественников о полной зависимости древнерусских учений о власти от Священного Писания и византийских политических сочинений. Доступные русскому книжнику тексты по-разному трактовали вопрос о взаимоотношениях между государем и подданными. "Византия могла дать русским мыслителям толчок для

ХУ и первой половине ХУ1 в. - Киев, 1902.

8 Державин Н. Теократический элемент в государственных воззрениях

московской Руси сравнительно с воззрениями древних евреев. -

Киев, 1906.

9 Ефимов Н.И. Преподобный Кирилл Белозерский и его послания. -

Симбирск, 1913.

10 Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. -

Пг, 1916.

развития и материал для обоснования самых различных учений о царской власти", - пишет онИ). Выбор источников и их толкование зависели от взглядов самого древнерусского автора. Взгляды же эти формировались, в определенной степени, под воздействием исторических событий. Самыми значительными факторами, обусловившими дальнейшее развитие политической мысли Руси, В.Вальденберг считает принятие христианства; обвинение митрополита во мздоимстве в начале Х1У века; ересь жидовствующих', свержение татарского владычества; притязания боярства в ХУ1 веке. Зато такие события, как Флорентийская уния, падение Царьграда, брак Ивана Ш с Софией Палеолог, принятие царского титула Иваном Грозным, события Смутного времени не оказали никакого влияния на развитие идей о пределах царской власти!2).

В последующей историографии отражение в общественной мысли Х1У-ХУ вв. различных этапов образования Московского государства рассматривалось в несколько ином аспекте. Оно изучалось в контексте процесса объединения и централизации Руси. На развитие идеи национального единства в русской литературе Х1У-ХУ вв. впервые обратили серьезное внимание исследователи летописей. А.А.Шахматов, М.Д.Приселков, А.Н.Насонов, затем Я.С.Лурье, изучая политические интересы, отразившиеся в летописных источниках, указывали на общерусский характер некоторых из них13). Я.С.Лурье, написавший ряд работ по истории общественной мысли Руси, не раз обращался к этой теме. В статье "Роль Твери в создании русского

11 Там же. с.81.

12 Вальденберг В. Указ.соч. С.444-446.

13 Шахматов A.A. Обозрение русских летописных сводов Х1У-ХУ вв. -

М.Д938. Приселков М.Д. История русского летописания XI-ХУ вв. -

СПб., 1996. Насонов А.Н. История русского летописания XI - начала

ХУШ вв. - М.Д969. Лурье Я.С. Общерусские летописи Х1У-ХУ вв. - Л.Д976.

национального государства" он изучает тверскую литературу середины ХУ века и делает выводы о расстановке политических сил внутри Тверского княжества, о различных партиях и их роли в формировании идеологии централизованного государства^). М.А.Ильин, тоже посвятивший свою статью тверской литературе ХУ века, приходит к аналогичным выводам^). По его мнению, борьба с сепаратизмом кашинских князей привела к возникновению в общественном сознании Твери мысли о преимуществах единодержавной власти, что поставило этого город во главе нового идеологического движения, получившего дальнейшее развитие в сочинениях московских авторов.

Общественная мысль Руси XI - начала Х1У и ХУ1 вв. была основательно изучена в работах И.У.Будовница16). Но почти весь период Х1У-ХУ вв. оказался за рамками его исследования. Общественную мысль конца ХШ - начала Х1У века И.У.Будовниц рассматривает в контексте проблемы образования русского централизованного государства. В первую очередь его интересует, как в общественной мысли отразился процесс усиления Москвы. По мнению этого ученого, именно московская литература пропагандировала идею единой сильной Руси, а тверская публицистика лишена была "широты взглядов и ясности поставленных задач" и "обслуживала ограниченный круг тверских феодалов"17)< Носителями общерусских идей И.У.Будовниц считает горожан. В другой

14 Лурье Я.С. Роль Твери в создании русского национального государства.

\\ Ученые записки ЛГУ. 36. Серия исторических наук. Вып.З. - Л.Д939.

15 Ильин М.А. Тверская литература ХУ в. как исторический источник. \\

Труды Московского историко-архивного института. Т.З. - М.Д947.

16 Будовниц И.У. Русская публицистика ХУ1 века. - М.-Л., 1947.

Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль древней Руси

(Х1-Х1У вв.). - М.Д960.

17 Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль древней Руси. С.433.

книге, посвященной общественной мысли ХУ1 века, он изучает основные проблемы, рассматривавшиеся в русской письменности этого периода и различные идеологические подходы к решению этих проблем. В центре внимания историка вновь оказываются вопросы, связанные с учениями о государственной власти, о ее взаимоотношениях с церковью, о п