автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Пискун, Елена Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пискун, Елена Валериевна

Введение.

Глава 1: Мультикультурализм США последней трети хх века: его истоки и значение в жизни современной Америки.

1. Феномен этничности и теории социально-культурного взаимодействия национально-этнических меньшинств в США.

2. Мультикультурализм 70-90-х годов как попытка осмысления и разрешения этносоциальных и этнокультурных проблем США.

3. Роль этнического фактора в культуре современной Америки.

Глава 2: Афроамериканский компонент в американской культуре

1. Феномен "двойственности\ многослойности" афроамериканского сознания и культуры: причины и история его возникновения.

2. Отражение процесса развития этнического самосознания в негритянской литературе Х1Х-ХХ веков.

3. Афроамериканская культура и литература в эпоху мультикультурализма 70-90-х годов XX века.

ГЛАВА 3: Творчество Т.Моррисон и Э.Уокер в контексте афроамериканской литературной традиции в эпоху мультикультурализма.

1.Концепция культуры и личности афроамериканца в произведениях

Т.Моррисон и Э.Уокер.

2."Расовая проблема" или "взаимодействие культур": межрасовые отношения в восприятии Т.Моррисон и Э.Уокер.

3. Образ афроамериканки на страницах произведений Т.Моррисон и Э.Уокер.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Пискун, Елена Валериевна

Предметом многих научных исследований в отечественной американистике стали перемены в духовной атмосфере конца двадцатого столетия и связанная с этим переоценка традиционных культурно-нравственных ценностей. Речь идет о праве всех народов на достойное существование в современных Соединенных Штатах, ставших общим домом потомков индейцев, негров и других рас и национальностей, сформировавших неповторимую американскую полиэтническую общность. Заявляя об опасности космополитизма и необходимости защиты и сохранения всех больших и малых национально-культурных индивидуальностей в общем единстве американской культуры, многие общественные деятели призывают к подъему культурного патриотизма и ослаблению политического национализма, объединяясь в мультикультуралистское движение.

Актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на значительное количество работ по мультикультуралистской, афроамериканской, феминистской тематике, в российской культурологии и литературоведении не было попыток систематизировать данный материал и представить афроамериканский компонент в культуре США в свете современного плюрализма культур. Несмотря на стремление современных исследователей представить общую картину мультикультуры США, все еще не прояснены отличия американских многокультурных процессов от европейских, не установлено, каким образом происходит межкультурное взаимодействие, иными словами, по каким каналам передается информация от одной группы другой, какова роль художественных произведений в межэтническом общении, в процессе консолидации культур.

Представляется, что восполнение такого "белого пятна" позволит не только глубже понять подлинное значение мультикультурализма для развития современной американской культуры, но избранное в данной работе направление также дает возможность осветить некоторые показательные проявления культурного плюрализма в творчестве американцев. Эти главные аспекты диссертационного исследования и обусловили, думается, его актуальность.

Помимо прочего, многие вопросы относительно значимости вклада афроамериканцев в развитие в развитие Америки остаются без однозначного ответа. Художественные произведения афроамериканских авторов вплоть до 90-х годов XX века рассматривались литературоведением преимущественно с эстетических, но не культурологических позиций. Следовательно, необходимо сделать попытку показать те особенности произведений афроамериканцев, которые указывают не только на их принадлежность к американской культуре, но и на их этнические африканские истоки. Не до конца также был выяснен и вопрос о новаторстве выдающихся негритянских писателей современного этапа Т.Моррисон и Э.Уокер, о сходных тенденциях в их произведениях. В России и за рубежом за последнее десятилетие вышли сборники научных работ, посвященных как мультикультурной литературе в целом, так и творчеству отдельных этнических авторов. Среди них особо можно выделить собрание материалов последних международных конференций по литературе США, проведенных в МГУ в 90-х годах, монография М.В.Тлостановой, диссертационные исследования А.Магдеевой, С.В.Пухнатой. Для раскрытия избранной темы, кроме вышеозначенных работ, особую помощь нам оказал сборник, опубликованный американским исследователем Д.Т.Гольдбергом, книга У.Боэльховера "Этнический семиозис в современной американской литературе" и ряд других работ зарубежных авторов.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена как довольно малым освоением заинтересовавших нас проблем, так и своеобразным подходом к их освещению. В данной работе по существу впервые была предпринята попытка одновременно показать истоки современного состояния культурного разнообразия в США, раскрыть феномен афроамериканской многослойной этнокультуры, а также рассмотреть литературу США 70-90-х годов XX столетия и, в частности, современную афроамериканскую, с культурологических позиций, показав на примере творчества конкретных авторов роль факторов этничества и расы в литературном процессе эпохи мультикультурализма. Диссертантка является одной из первых исследователей, систематизировавших материалы последних лет по мультикультурализму и афроамериканской культуре с целью проследить диалектику мультикультурного процесса в США, выявить причины и результаты такого процесса применительно к отдельно взятой (в данном случае негритянской) культуре. Истокам мультикультурализма отведено существенное место в диссертации. Соответственно с этим направлением работы рассмотрено культурное наследие черных американцев, их современное творчество, уточнены многие особенности их идеологических и эстетических позиций на настоящем этапе. По ходу анализа художественных произведений Т.Моррисон и Э.Уокер значительно углублены уже ранее сделанные сопоставления, проведены и совершенно новые, никем до сих пор не отмеченные.

Цель данного исследования - определить значение феномена мультикультурализма в развитии культуры США на современном этапе, выявить динамику развития афроамериканской культуры как важнейшего элемента общеамериканской культуры, а также осмыслить самобытную художественную манеру выдающихся негритянских писательниц второй половины XX века Т.Моррисон и Э.Уокер, путем соотнесения их произведений с работами писателей предшествовавших периодов развития негритянской литературной традиции, а также посредством сопоставительного анализа работ этих двух писательниц, как представительниц одного поколения.

Отсюда вытекают конкретные задачи работы: а) Показать истоки современного мультикультурализма, его роль в жизни США последней трети XX столетия, а также его влияние на развитие многонациональной американской литературы. б) Рассмотреть афроамериканский компонент американской культуры с учетом постоянного двустороннего взаимовлияния и взаимообогащения белой и черной культур. в) Дать культурологический анализ произведений конкретных афроамериканских писателей (Т.Моррисон, Э.Уокер) с учетом разработки ими тем межрасовых отношений, дальнейших путей развития негритянской культуры, а также женской проблематики. г) Выявить сходные черты в творчестве Т.Моррисон и Э.Уокер, как представительниц одной эпохи и одной этнокультуры США, рассмотреть и систематизировать критические отклики современных исследователей на творчество этих писательниц.

При осуществлении намеченных целей и задач использовались содержательно-структурный, историко-культурологический и сравнительно-типологический методы анализа литературного материала.

Предметом настоящей диссертационной работы послужили произведения Т.Моррисон и Э.Уокер 70-90-х годов, а также критические материалы об этих писательницах. Их работы рассматриваются в хронологической последовательности, с тем чтобы проследить, как они обретали в се новые черты (образы, тематику и т.д.), характерные для современной мультикультурной литературы. В диссертации была определена особая роль произведений Т.Моррисон и Э.Уокер как значительного документа своей эпохи. Предпринята попытка отвергнуть устоявшееся мнение об афроамериканской литературе как о маргинальной.

На большом материале раскрывается отношение к Т.Моррисон и Э.Уокер современной критики, сопоставляются отклики на их произведения, отличающиеся идейным и художественным своеобразием. Изучение их творчества периода 80-90-х годов привело также к обнаружению традиций афроамериканской литературы, преломленных в прозе Моррисон и Уокер, к сопоставлению с сочинениями других писателей. Диссертантка рассматривает точки соприкосновения, наличие компаративных связей между этими писательницами, выявляет возникшую общность творческих достижений этих писательниц.

Методологическая основа предпринятого исследования опирается на труды американских, европейских и российских исследователей, писавших об американской и афроамериканской истории, культуре, литературе, а также о творчестве Т.Моррисон и Э.Уокер. Свои позиции диссертантка проясняет с учетом целого ряда работ вышеназванных нами авторов, в том числе справочного характера, созданных за последние годы в основном в США. При написании настоящей работы учтены достижения по теории культуры и литературы, истории американской словесности Х1Х-ХХ веков. На данной методологической основе стало возможным проследить сложную, но стройную эволюцию американской культуры XX столетия, ее с каждым десятилетием обогащающиеся черты: стремление к пониманию "другого". Преломление субкультурных традиций в общей культуре. На этом материале осмысливается развенчание мифа о воплощении американской мечты в унифицированном обществе, современные выступления в защиту ценностей самобытных культур, предполагающих множественность идеалов, в защиту права каждой этнической культуры на свободное самоопределение и самовыражение в рамках общеамериканской.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях мультикультурализма.

Материалы и содержание диссертации могут также быть использованы при подготовке учебных курсов по ряду предметов истории и теории культуры, культурологии, антропософии.

Обоснованность и достоверность диссертационного исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик, адекватных задачам и условиям эмпирического исследования и внутренней согласованностью полученных данных, а также объемом проанализированных материалов.

Цель и задачи работы обусловили ее структуру: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер"

Заключение.

Подводя итоги многостороннего исследования, представляется важным сделать следующие выводы. Полемика современных ученых по поводу культурного многообразия в США показывает, что мультикультурализм - это реальное, а не искусственно сконструированное понятие, причем существенно, что синтеза культур еще не наступило, несмотря на сильные тенденции к ассимиляции культурных элементов при взаимодействии рас и этносов. Мультикультурализм - проблема вех для многих стран, но парадоксальность ситуации в Соединенных Штатах состоит в том, что несмотря на установку на всеобщую американизацию, унификацию образа жизни, здесь то и дело наблюдаются вспышки неприкрытого национализма, когда у представителей меньшинств с» 11 м повышается внимание к своей чуждости и они выступают против "основного потока" и собственно культурных догм.

Что касается литературного процесса, то несомненно мультикультурализм присутствовал в мировой литературе всегда, в частности, можно проследить греческие влияния на древнеримскую культуру. В США же ведется активный полифонический диалог традиций, иными словами, в литературе Америки существует подвижное поле культурологически ценных текстов, при этом сопоставляются две модели : традиционная и гибридная. В последней наблюдается "маргинализм", или нестандартное с точки зрения "белой" культуры отношение к морали, эстетике и т.п., когда этнические авторы сознательно играют с массовыми образами, развенчивая их, предлагая свой взгляд на проблему. В 80-90-х годах постепенно происходит корректировка подхода к современной американской литературе и суть подобных перемен связана не с экзотикой творчества меньшинств, но с потерей общих критериев анализа художественных произведений, так как для современных мультикультурных авторов не свойственна эстетическая цельность и единство.

Стабильно нетрадиционными американскими моделями в культуре и литературе ученые считают афроамериканскую и индейскую. Впрочем, первую нередко причисляют к господствующей культуре в силу ее мощного влияния на "основной поток". Современные исследования показывают, что афроамериканцы в значительной мере определяют социо-культурную политику страны, особенно начиная с 60-х годов. Африканские истоки и тяжелая судьба этой группы в США определяют неповторимость "черного" облика Америки, а ее вклад в развитие страны делает облик видимым в калейдоскопе американской культуры.

Литература афроамериканцев, прежде отличавшаяся стремлением к решению сугубо негритянских проблем, в эпоху мультикультурализма включает в сферу своего внимания вопросы не только межрасовых отношений, но и возможностей развития своей неповторимой этнической индивидуальности. Кроме того, афроамериканцам не чужда и проблема феминизма, которая обретает в их трактовке особый смысл.

Обратившись к творчеству Т.Моррисон и Э.Уокер, выдающихся афроамериканских мастеров слова, мы пришли к выводу, что в их произведениях наблюдаются общие тенденции, характерные для современного этапа. В частности, межрасовые отношения трактуются ими не как противостояние, но как взаимодействие, которое должно обогатить американскую культуру. Сама афроамериканская культура рассматривается как развивающаяся, неповторимая и в то же время органически вписывающаяся в культуру США. Призывая негров оценить свое богатое культурно-историческое наследие, Т.Моррисон и Э.Уокер однако жестко отвергают национализм и сепаратизм, что отличает их от многих писателей предшествовавшего периода. Считая черных женщин хранительницами этнической культуры и высокой морали, Моррисон и Уокер предлагают свой взгляд на "женскую проблему", которая, в их глазах, обретает не только расовый, но и общенациональный характер. Расовое и женское равноправие рассматривается как синонимичное, но не тождественное. Только оценив свой внутренний мир, свою культуру, которая определяется этническими корнями, современная женщина с любым цветом кожи сможет стать свободной в своем развитии. Несомненно, Т.Моррисон и Э.Уокер последовательно продемонстрировали в своих произведениях новый тип художественного мышления, отличающийся историческим оптимизмом, стремлением к равноправному диалогу культур, отказом от догматизма.

 

Список научной литературыПискун, Елена Валериевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Брукс, В.В. Писатель и американская жизнь. Избранные статьи. Т.2. М., Прогресс, 1971.

2. Ващенко, А.В. Литература колониального периода // История литературы США. М., 1997. Т.1.

3. Внуков Н. Кое-что о дядюшке Джонатане: Вступительная статья. // Были и небыли дядюшки Джонатана: фольклор народов США. Москва, 1987.

4. Высоцкая, Н. От "универсума" к "плюриверсуму": смена культурной парадигмы в США // Американский характер: очерки культуры США. М, Наука, 1998. С.309-332.

5. Гачев, Г. Национальные образы мира: Америка. М., Раритет,1997.

6. Гиленсон, Б. В поисках "другой Америки": из истории прогрессивной литературы США. М., Худ. Лит., 1987.

7. Гиленсон, Б. Новые работы о негритянской литературе США: Обзор. // СХЛД977. № 3 с. 138-143.

8. Гиленсон, Б. Рец. на книгу: A Freedomways Reader: Afro-Americans in the 70-s. Ed. E.Kaiser. Berlin, 1977. // СХЛ, 1981. №1 c.87-92.

9. Гиленсон, Б. Рец. на книгу: Blacks in Bondage: Letters of American Slaves. N.Y.,1974. // СХЛД976. №4 c.59-61.

10. Гиленсон, Б. Современные негритянские писатели США. Москва: Знание, 1981. -64с.

11. Голенпольский, Т.Г. Публицистика Джеймса Болдуина и негритянское освободительное движение в США. Т.:Т6ГУ,1972.

12. Дэйвис, А. Женщина, раса, класс. М., Прогресс, 1987.

13. Захарова, М.Н. Народное движение США против рабства. Москва: Наука, 1965.

14. Зверев, А. Девяностый Нобелевский лауреат: Тони Моррисон //Диапазон. М., 1994. №1. С.88-91.

15. Злобин, Г.П. По ту сторону мечты: страницы американской литературы 20 века. Москва: Худ. Лит.,1985.

16. Знаменский, А. Этнонационализм: основные концепции американского обществоведения // США: Экономика, Политика, Идеология, №8, 1993.

17. Каримский, A.M. Что такое "черная теология"? // Атеистические чтения. М.:Политиздат, 1984. Вып. 13. С.36-47.

18. Клепацкая, И.Н. Идейно-художественное преломление «женской темы» в романах США 70-начала 80-х гг. XX века. Канд. Дис. Пермь, 1987.

19. Колосова, Ю.А. Особенности урбанизации негритянского населения США. // Сов. Этнография, 1968. №2. С.46-55.

20. Лернер, М. Демократия в Америке. Соч. в 2-х томах. М., Наука, 1992.

21. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. М., Прогресс, 1998. Т.1. Магдеева, А.Р. Романы Э.Уокер (Творческая эволюция). Канд. Дис. М., 1998.

22. Мендельсон, М.О. Роман США сегодня на заре 80-х годов. М.:Сов. Писатель, 1983.

23. Моррисон, Т. Нобелевская лекция, 1993 // Пер. с англ. Кулагиной-Ярцевой В. // Иностранная литература. М., 1994. №7. С.211-214.

24. Мулярчик, A.C. США: XX век. Грани литературного процесса. М., Минск, Барановичи, 1994.

25. Нитобург, Э. Л. Семья черных американцев. // США: Экономика, Политика, Идеология, 1989. №5.С.27-35.

26. Нитобург, Э.Л. "Черные" и "белые": об интеграции негроидного населения в состав наций.//Латинская Америка, 1989. №10.С.28-41.

27. Нитобург, Э.Л. К вопросу о так называемом распаде негритянской семьи в США. //Сов. Этнография, 1972. №6. С.64-74.

28. Нитобург, Э.Л. О характере этнической общности афроамериканцев США. // Сов. Этнография, 1985. №4.С.36-47.

29. Нитобург, Э.Л. США. //Африканцы в странах Америки. Африканский компонент в формировании наций Западного полушария. М.:Наука, 1987. С.7-63.

30. Нитобург, Э.Л. Черные гетто Америки.//Новая и новейшая история, 1969.№4.С.33-44.

31. Паррингтон, В.Л. Основные течения американской мысли.1. М., 1962.

32. Писатели США о литературе. Сост. А.Николюкин. М.:Прогресс, 1982.

33. Пригодий, С. "Нация наций?" "Страна равных возможностей"?: современная художественная проза и положение национальных меньшинств в США // Радуга, №4, 1984. С. 149-153.

34. Проблемы становления американской литературы. Ред. Н.А.Засурский. М.:Наука, 1981.

35. Пухнатая, С.А. Художественная проза Т.Моррисон: (новые тенденции в современной литературе США). Канд. Дис. М., 1991.

36. Сенкевич, Т.К. некоторые проблемы современного негритянского романа в США( 1940-52) и "Невидимый человек" Ральфа Эллисона. Тбилиси, 1970.

37. Спенсер, Г. Опыты научные, политические, философские. Минск, 1998.

38. Сурова, О.Ю. "Черный экзистенциализм" и его место в негритянской литературе США 20 века.//Вестник Московского университета. Филология, 1990. №4.С. 19-27.

39. Сурова, О.Ю. Творчество Ральфа Эллисона и развитие негритянской прозы США 50-80-х годов 20 века. Москва, 1991.

40. The Negro in the making of America. Ed. Benjamine Quarles. Macmillan Publishing Company, N.Y.,1987.

41. Тлостанова, M.B. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М., Наследие, 2000.

42. Торопова, E.JI. Дух американизма и маргинальная этничность // США: Экономика, Политика, Идеология, №11, 1998. С.74-87.

43. Тугушева, М. Рец. на книгу: Black Women Novelists: The Development of a Tradition, 1892-1976. London, 1980 // СХЛ, 1983. №4. C.74-76.

44. Фиск, Д. Открытие Америки. Соч. в 2-х томах. М., Солдатенков, 1893.

45. Цинцадзе, Т.К. Литература Негритянского Возрождения в США. Тбилиси, 1983.

46. Цинцадзе, Т.К. Очерк развития негритянской литературы в США. Тбилиси, 1983.

47. Чаковский, С.А. Афроамериканцы и литература США. Москва, 1983.

48. Червонная, С.А. Трагедия черных гетто. // США: Экономика, Политика, Идеология, 1985. №8.С.69-72.

49. Шанина, В.А. Афроамериканская проза в литературе Африки и Латинской Америки. // Москва, 1972.С.92-109.

50. Шлепаков, А.Н. Расово-национальная проблема США: итоги и перспективы исследования советских американистов.// Изучение национальных взаимоотношений в зарубежных странах. М.:Наука, 1985. С.163-177.

51. Этнические процессы в СССР и США: материалы советско-американских симпозиумов. М., 1986.

52. All the Women are White, All the Men are Black, but Some of us are Brave: Black Women Studies. Ed. By Hull G.T. Old Westbury (N/Y/). Feminist Press, 1982.

53. American Divercity, American Identity: the Lives & Works of 145 Writers Who Define American Experience. Ed. J.K.Roth. N.Y., 1995.

54. American Immigration and Ethnicity: Ethnic Communities -Formation and Transformation. Ed. George E. Pozzetta. Garland Publications, Inc. N. Y., London, 1991.

55. American Kaleidoscope: Race, Ethnicity and the Civic Culture. Ed. Lawrence H. Fuchs. London, Wesleyan University press, 1990.

56. Anderson, B. Imagined Communities: Reflections on the Origins & Spread of Nationalism. London, 1983.

57. Anzaldua, G. Boderlands / La Frontera: The New Mestiza. San Francisco, 1987.

58. Archdeacon, Th. J. Becoming American : Ethnic History. N. Y.: The Free Press, 1984.

59. Arnold, M. Culture & Anarchy. Cambridge University Press,1987.

60. Awkward, M. Tradition, History & Afro-American Women Writers // Michigan Quaterly Review. Ann Arbor, 1988. V.27. №1. P.214-219.

61. Baker, H.A. Blues, Ideology and Afro-American Literature. Chicago,London, 1984. Baker H.A. The Journey Back: Issues in Black Literature and Criticism. Chicago, London, 1980.

62. Baker, H.A. Workings of the Spirit: the Poetics of Afro-American Women's Writings. Chicago, London, 1991.

63. Bakerman, J.S. Failures of Love: Female Initiation in the Novels of T.Morrison // American Literature. Durham, 1981. V.52. №4. P.541-563.

64. Bauman, Z. Modernity & the Holocaust. Oxford: Polity Press,1989.

65. Bell, B. The Afro-American Novel and Its Tradition. Amherst:the University of Massachussets press, 1987.

66. Bell, D. Faces at the Bottom of the Well: The Permanism of Racism. N. Y.: Basic Books, 1992.

67. Benhabib, S. Situating the Self: Community of Postmodernism in Contemporary Ethics. London: Routledge, 1992.

68. Berlant, L. Cultural Struggle & Literary History: Afro-American Women's Writing // Modern Philology. Chicago, 1990. V.88. №1. P.57-64.

69. Berlant, L. The Anatomy of National Fantasy: Hawthorne, Utopia and Everyday Life. N. Y., 1993.

70. Bernstein, R. Dictatorship of virtue: Multiculturalism and the Battle for American Culture. N. Y., Knopf, 1994.

71. Best S., Keller D. Postmodern Theory: Critical Interrogation. N. Y.: The Guilford Press, 1991.

72. Bhabha, H. Nation & Narration. N.Y., 1990. Bhabha, H. The Location of Culture. N. Y., 1994. Bigsby, CH.W. The Second Black Renaissance: Essays in Black Literature. London, Greenwood press, 1980.

73. Bjork, P.B. The Novels of T.Morrisons. The Search for Self & Place Within the Community. N.Y., London, 1994.

74. Black Fiction: Afro-American Novel Since 1945. Ed.A.R.Lee. London, 1980.

75. Boelhower, W. Through a Glass Darkly: Ethnic Semioses in American Literature. N. Y., Oxford University Press, 1987.

76. Braedlin, B. Alice Walker's "Temple" as Pastiche // American Literature. Durham, 1996. V.68. №1. P.47-67.

77. Carby, H. The Multicultural wars // Black Popular Culture. Ed. GinaDent. Seattle: Bay Press, 1992.

78. Chow, R. Writing Diaspora: Tactics of Intervention of Contemporary Cultural Studies. Bloomington: Indiana University Press, 1993.

79. Comparative American Identities: Race, Sex, & Nationality in the Modern Text. Ed. Hortense J. Spillers. N. Y.: Routledge, 1991.

80. Comparative Literature in the Age of Multiculturalism. Ed. Bernheimer, Ch. Johns Hopkins University Press, 1995.

81. Confirmation: An Anthology of Afro-American Women. Ed. Baraka Amiri. Bloomington, 1988.

82. Connor, S. Theory & Cultural Value. Oxford: Basil Blackwell,1992.

83. Cooke, V.G. Afro-American Literature in the Twentieth Century: The Achievement of Intimacy. New Haven, London, Jale University press, 1984.

84. Creative Ethnicity: Symbols and Strategies of Contemporary Ethnic Life. Ed. Stephen Stern & J. A. Cicala. Utah State University Press, 1991.

85. Criticism and the Colour Line: Desegregating American Literature Studies. Ed. H.B.Wonham. N.Y.,1996

86. Cultural Difference and the Literary Text: Pluralism and the Limits in North American Literatures. Ed. Winfried Siemerling & K. Schwenk. Iowa City: University of Iowa Press, 1996.

87. Culture, Media, Language: Working Papers in Cultural Studies. Ed. Stuart Hall. London: Routledge, 1980.

88. Cultures of US Imperialism. Ed. Amy Kaplan & Donald E. Pease. Duke University Press, Durham & London, 1993.

89. Daniels, R. Coming to America : A History of Immigration & Ethnicity in American Life. Visual Education Corporation, N. Y., 1990.

90. Davis, C.A. Self, Society & Myth in T.Morrison's Fiction // Contemporary Literature. Madison, 1982. V.23. №3. P.323-342.

91. Du Bois, W.E.B. A Reader. Ed. D.Leverling Lewis. N.Y.,1995. Duvall, J.N. Descent in the "House of Chloe": Race, Rape & Identity in T.Morrison's "Tar Baby". London, 1993.

92. Eagleton, T. The Crises of Contemporary Culture Oxford, 1993. Edelberg, C.D. Morrison's Voices: Formal Education, The Work Ethnic & the Bible // American Literature. Durham, 1986. V.58. №2.1. C.217-237.

93. Eliminating Racism: Profiles in Controversy. Ed. P. A. Katz &

94. D.A.Taylor. N.Y.: Plenum Press, 1988.

95. Estrada K. A Dialogue on Multiculturalism and Democratic Culture // Educational Researcher, 22, 3.(April, 1993).

96. Ethnic Perspectives in American Literature. Ed. R.J. di Pierto.1. E.Ifcovic. N.Y., 1983.

97. Facing Up to the American Dream: Race, Class and the Soul of the Nation. Ed. Jenifer L. Hockschield. Princeton Univ. Press, New Jersey, 1995.

98. Fairchild, H.P. The Melting Pot Mistake. Boston: Little, Brown & Co., 1926.

99. Fish, S. There is No Such Thing as Free Speech, & It is a Good Thing Too. Oxford University Press, 1993.

100. Furman, M.J. T.Morrison's Fiction. Columbia: University Press of South Carolina, 1996.

101. Gale Encyclopedia of Multicultural America. Ed. Judy Galens & Anna Sheets. Gale Research Inc. An International Thompson Publishing Company, 1995.

102. Gates, H.L. "Race", Writing & Difference. Boston, 1986. Gates, H.L. Figures in Black: words, signs and the "racial" self.1. N.Y.,1987.

103. Gates, H.L. Coloured People. N.Y.,Knopf,1993. Gates, S. Multiculturalism & Epistemology // Public Affairs Quaterly 6, 4(October 1992).

104. Geertz, C. The Interpretations of Cultures: Selected Essays. N.1. Y., 1973.

105. Gelfant, B. Sister to Faust: the City's "Hungry Woman" as Heroine //Novel, Providence, 1981. V. 15. №1. P.23-38.

106. Gellner, E. Nations & Nationalism. Oxford: Basil Bl., 1983. Geyner, M. Multiculturalism & the Politics of General Education // Critical Inquiry 19 (Spring 1993).

107. Gibson, D.B. The Politics of Literary Expression. A Study of Major Black Writers. Westport, London, 1981.

108. Giroux, H.A. Border Crossings. London, Routlege, 1992. Glein, C.Louiy One by One from the Inside Out.Essays and Reviews on Race and Responsibility in America. The Free Press, N.Y., 1995.

109. Gordon, M. Assimiliation in American Life. N. Y., Oxford University Press, 1964.

110. Graham, L.Otis Member of the Club: Reflections on Life in a Racially Polarized World. Harper Hollins Publishers, 1995.

111. H.L.Menken's Smart Set Criticism. Ed. Nolte W.H. Ithaka (N.Y.), Cornell University Press, 1968.

112. Hacker, A. Two Nations: Black & White, Separate, Hostile, Unequal. N. Y., Charles Scribner, 1992.

113. Handley, W.R. The House a Ghost Built: "Nommo", Allegory & the Ethics of Reading in T.Morrison's "Beloved" // Contemporary Literature. Madison, 1995. V.36. №4. P.676-701.

114. Harlow, B. Resistance Literature. Boston, Toronto, 1987.

115. Harvey, D. The Condition of Postmodernity. Oxford: Basil Blachwell, 1989.

116. Heinze, D. The Dilemma of "Double-Consciosness": T.Morrison's Novels. Athens, 1993.

117. Hicks, D. Border Writing: The Multidimentional Text. N. Y.,1991.

118. Historical and Cultural: Atlas of African Americans. Ed. Molefi K.Asante, Mark T.Mattson. Macmillan Publ. Co.,N.Y.,1992.

119. Hollinger, D. A. Postethnic America: Beyond Multiculturalism.1. N. Y., 1995.

120. Jameson, F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. N. Y.: Verso, 1990.

121. Jay, P. Contingency Blues: the Search for Foundations for a Criticism. N.Y., Knopf, 1997.

122. Johnson, Ch. Being and Race: Black Writing Since 1970. Bloomington, Indiana Univ, press, 1988.

123. Kallen, H. Cultural Pluralism & the American Idea. Philadelphia, 1956.

124. Kennedy, J.F. A Nation of Immigrants. N. Y., Harper & Row,1986.

125. MacKennel, D. Empty Meeting Grounds. London, Routledge,1992.

126. Making America: The Society & Culture of the United States. Ed. Luther S. Luedtke. Information Agency, Washington D. C., 1988.

127. Making Face, Making Soul. Ed. Gloria Anzaldua. San Francisco,1990.

128. Mason, A. Ports of Entry: Ethnic Impressions San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1984.

129. Mason, T.O. The Novelist as Convensator: Stories & Comprehention in T.Morrison's "Song of Solomon" // Contemporary Literature. Madison, 1988. V.29. №4 P.564-581.

130. McAdoo, H. Black Families. Sage Publications, Beverly Hills, london, 1988.

131. McGowan, M.J. Atonement & Release in Alice Walker's "Meridian" // Critique. Atlanta, 1981. V.23. №1. P.25-36.

132. McKay, N.Y. Critical Essays on T.Morrison. Boston: Hall,1988.

133. McLaren, P. Critical Pedagogy & Multiculturalism. Albany, Media, Culture & Society. Ed. Richard Collins London: Sage Publications, 1980.

134. Memory, Narrative & Identity: New Essays in ethnic American Literatures. Ed. Amritjit Singh. Boston: Northeasten University Press, 1994.

135. Minority Language & Literature: Retrospective & Perspective. Ed. Dexter Fisher. New York: The Modern Languages of America, 1977.

136. Minority Organisations: A National Directory. Garret Park Press,1992.

137. Mohanty, S. P. Literary Theory & the Claims of History. Postmodernism, Objectivity, Multicultural Politics. N. Y., 1997.

138. Morrison, T. Memory, Creation & Writing // Thought. N.Y., 1984. V.59. №235. P.385-390.

139. Morrison, T. Playing in the Dark: Whiteness .& the Literary Imagination. Cambridge: Harvard University Press, 1992.

140. Moses, W. Jeremish Black Messiahs and Uncle Toms: Society and literature manipulations of religious myth. University Park, London, 1982

141. Multiculturalism: A Critical Reader. Ed. David Theo Goldberg. Blackwell, 1994.

142. Munoz, C. Youth, Identity, Power. London: Vorso, 1989.

143. N. Y.: State University of NY Press, 1990.

144. Naming Silenced Lives. Ed. J. McLaughlin. N. Y.: Routledge,1987.

145. Newman, K. The American Equation: Literal ire in a Multiethnic Culture. Boston: Allyn & Bacon, 1971.

146. Norris, Ch. What's Wrong with Postmodernism? Baltimore, MD: The John's Hopkins University Press, 1990.

147. North, M. The Dialect of Modernism: Race, Language and XXth century Literature. N.Y., Oxford Univ. Press, 1994

148. O'Neale, S. Inhibiting Midwives, Usurping Creators: the struggling Emergence of Black Women in American Fiction // Feminist Studies. Basing-Stoke, London, 1986. P. 139-156.

149. Out There: Marginalization & Contemporary Cultures. Ed. R.Ferguson, C.West. N.Y.: New Museum of Contemporary Art Press, 1992.

150. Page, Ph. Dangerous Freedom: Fusion & Fragmentation in T.Morrison's Novels. Jackson: University Press of Mississipi, 1995.

151. Pare, F. Exiguity. Reflections on the Margines of Literature. Vintage, 1997.

152. Past the Last Post: Theorizing Post-Colonialisr i & PostModernism. Ed. Adam lan & Helen Tiffin, 1991.

153. Pease, D.E. National Narratives, Postnational Narration. //Modern Fiction Studies, West Lafayette(Inc.), 1997. V.43№1, p. 1-23.

154. Plotting Change: Contemporary Women's Fiction. Ed. Linda Anderson. London etc., Arnold, 1990.

155. Pollitt, K. Stretching the Short Story // New York Times Book Review, 1989. May 29. P.9-15.

156. Postmodernism, Feminism & Cultural Politics. Ed. H.A.Giroux. Albany, N,Y,: SUNY Press, 1990.

157. Prophetic Reflections: Notes on Race & Power in America. Monro, ME: Common Courage Press, 1993.

158. Race-ing Justice, En-gendering Power: Essays on Anita Hill, Clarence Thomas, & the Construction of Social Reality. Ed. Toni Morrison. N.Y., 1992.

159. Ranger T. Rhodes, Oxford & the Study of Race Relations. Oxford: Clarendon Press, 1989.

160. Repositionings: Multiculturalism, American Literary History & the Curriculum. //American Literature, Durham, 1994. V.6634, p.769-828.

161. Rexroth, K. The Alternative Society: Essays from the Other World. N.Y.: Herder& Herder, 1970.

162. Robert, C. Language & Discrimination: A Study of Communication in a Multiethnic work-places. N.Y.: Longman, 1992.

163. Robinson, C. No Short Journeys: The Interplay of Cultures in History & Literature of Boderlands. Boston, 1994.

164. Rogers, L.R. Canaan Bound: the Afro-American Great Migration Novel. Urbana: Chicago: Univ. Press of Illinois, 1977.

165. Romero, L. Home Fronts. N.Y., 1996.

166. Rosaldo, R. Culture & Truth: The Remaking c f Social Analysis. Boston: Bacon, 1989.

167. Said, E. Culture & Imperialism. London, 1993.

168. Said, E. Orientalism. N.Y., 1978.

169. Said, E. The World, the Text & the Critic. N.Y ,1983.

170. Sassen, S. The Global City. Princeton University Press, 1992.

171. Schweder, R.A. Thinking Through Cultures: Expeditions in Cultural Psycology. N.Y., 1991.

172. Schwiderski, R.M. Lives Between Cultures: A Study of Human Nature, Identity & Culture. N.Y., 1991.

173. Scruggs, Ch. Th e Nature of Desire in T.Morrison's "Song of Solomon" // Arizona Quaterly, Tuscon, 1982. V.38. №4. P.311-335.

174. Simone, T.M. About Face: Race in Postmodern America. Brooklyn, N.Y.:Autonomedia, 1989.

175. Solomon, R. Up the University: Recreating Higher Education in America. Reading Mass.: Addison & Wesley, 1993.

176. Sowell, Th. Ethnic America: A History. N.Y. Basic Books, 1981.

177. Spencer, H. Structure, Function & Evolutin. Ed. Stanislav Andreski. London, Nelson, 1972.

178. Spivak, G.Ch. In Other Worlds: Essays in Cultural Politics. N.Y.: Routledge, 1988.

179. Steinberg, S. Turning Back: The Retreat from Racial Justice in American Thought and Policy. Beacon Press, Boston, 1995.

180. Stevens, W.K. Study Bolsters Value of Special Diversity // The New York Times, February 1,1994.li

181. Strategies for Improving Race Relations. The Anglo-American Experience. Ed. John W. Shaw, Peter Nordlie. Manchester University Press, 1987.

182. Strout, C. Making American Tradition: Visions and Revisions from Ben Franklin to Alice Walker. New Branswick, 1990.

183. Strout, C. Making American Tradition: Visions or Revisions from Ben Franklin to Alis Walker. New Branswick, 1990

184. Suttles, G.D. The Social Order of the Slum: Ethnicity & Territory in the Inner City. Chicago: the University of Chicago press, 1968.

185. T.Morrison's Fiction: Contemporary Criticism. Ed. D.L.Middleton. N.Y., London, Garland, 1997.

186. Takaki, R. A different Mirror: A History of Multicultural America. Little, Brown & Co., Boston, Toronto, London, 1993.

187. Taylor, Ch. Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition. Princeton (N.J.), 1974.

188. Tennenhouse, L. American Literary History in the Age of Critical Theory & Multiculturalism. //Modern Language Quaterly Seattle, 1995. VJ 6№2, p.207-220.

189. The black Columbiad: Defining Moments in Afro-American Literature and Culture. Ed. Sollors W., Diedrich M. Cambrige, London, Harvard Univ, press, 1994.

190. The Bounds of Race. Ed. Dominic La Capra. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1992.

191. The Cultural Studies Reader. Ed. Simon During. London: Routledge, 1993.

192. The Disuniting of America. Ed. A.M.Schlesiitger. W.W.Norton & Co.,N.Y., London, 1992.

193. The Letters of Henry Adams. Ed. J.C.Levenson. Cambridge (Mass.), London, 1982.

194. The New Historicism. Ed. Veeser Aram H.NY.: Routledge, 1989.

195. Theories of Ethnicity: A Critical Reader. Ed. W.Sollors. London, 1976.

196. Tricksterism in Turn-of-the-Century American Literature. A Multicultural Perspective. Hanover, London, University Press of New England, 1994.

197. Uglow, J. The Folk at the Bottom // Times Literary Supplement. London, 1980. Dec. 19. №4055. P.14-42.

198. Unflinching Gaze: Morrison & Faulkner Reenvisioned. Ed. Carol. A. Kolmerten. Jackson, University Press of Mississipi, 1997.1. Mf- ê