автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Музыкальная культура предгорья Восточной Грузии

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Петриашвили, Анна Гивиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации:
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Музыкальная культура предгорья Восточной Грузии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальная культура предгорья Восточной Грузии"

АКАДЕМИЯ КАУК ГССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ. АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ №1. К.А.ДЖАвАЛШВ'Ш

На правах рухопис/. УДК 39(479:22)

ПЕТРИАШВИЛИ Анна Гивиевна

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДГОРЬЯ ВОСТОЧНОЙ ГРУЗИИ

(По музыкально-этнографическим данным Эрдо-ТианетиУ

07.00,07 - этнография

Автореферат

диссертации на соискание учеиой степени кандидата исторических наук

Т0ЧЛ/.с-1 - 1950

Раоота выполнена в Институте истории, археологии и этнографии им. И.А.Дкавахишвили Ай Грузинской ССР.

Научные руководители; доктор исторических наук

МАЙСУРАПЗЕ Н.М.

доктор исторических наук ОЧИАУРИ Т.А.

Официальные оппонента: доктор исторических наук

ЧАНТУРКШВИЛИ И.Г. -

кандидат искусствоведения ОСИТАГОКЛИМ.

Ведущая организация* - Грузинский Государственный музей

им. С.Джанашке

Зашита состоится п%6 " _АН 1990 г.

в "_" часов на заседании специализированного совета

007.10.01 при Институте,истории, археологии и этнографии АН Грузинской ССР.

Адрес: ЭР0С09, Тбилиси, ул.Меликишвили, 10.

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке Института истории, археологии и этнографии АН Грузинской ССР.

Автореферат разослан "_"___1990г.

Ученый секретарь спгпиализкрозанного совета доктор исторических науж

Актуальность теми. Народная музнка является носителей как эстетической, так и этнической функций. Этническая особенность заключается в единстве специфических особенностей быта, духовной и материальной культур. Духовная культура является практическим проявлением коллективной психологии этнической общности,, системой форм сознания и самосознания (К.ВЛчстсз). Отсюда следует, что музыкальный язык, как важная составная часть духовной культуры народа, является выразителен этнических особенностей. Поэтому е изучении вопросов этнической культуры народа результатам проведенных в сфере народной музыки исследований придается определённое значение. Изучение отдельных вопросов народной музыки в нсторико-этнэграфическом аспекте служит восстановлению единой картины исторического развития самого народа. С этой точки зрения важное значение приобретает исследование отдельных музыкальных диалектов, их культурно-исторических связей, и основанное на анализе музыкальных данных, раскрытие внутриэтнических процессов. В связи с этим особый интерес представляет предгорье Грузии, в частности Эрцс-Тианети, как переходная зона, или срединное звене, которое непременно прошло горное население в процессе миграции. Оно имело двоякий характер - просачивающийся и групповой (Г.Читая). Этот исторический процесс, протекающий в ХУ11-ХХ веках, исследован монографически. Установлены принципы, формы и марируты переселения горцев в предгорье, в частности, в Зрцо-Тианети, а затем поселения их на равнине, выявлены особенности социально-культурной адаптации переселенцев (Р.Топчишеили-). С языковой точки зрения тиакетокий считается независимом диалектом грузинского языка - он раезмэ'?-р:гпае:тся как не кия срелнштя с ту пен;, мея.ду кахетинским п

мэбским дкалекгами (ГЛоцанидзе). Что касается музыкального бута населения Зрцо-Тианети, до сих пор не является предметом специального изучения. Актуальность теми заключается *в том, что на основании музыкально-этнографических данных выявлены те культурно-этнические изменения, которые возникают в населении, мигрирующем с гор (Хевсурети, Пшави) в предгор-■ кую полосу, я частности, в Эрцо-Тианети.

Научная новизна и практическое значение. В исследовании рассмотрены музыкально-диалектические изменения, связанные с миграционным процессом, в своп очередь переплетающиеся с вопросами современного быта. Новизна заключается и в том, что работа является первой попыткой монографического исследования музыкального быта населения предгорья Грузии; введен в научный оборот новый полевой (этнографический и музыкальный') материал. . «

Работа способствует воссозданию единой картины быта указанного региона. Кроме того, результаты исследования могут быть'использованы лицами, заинтересованными вопросами этнической истории Грузии, а тзюке вопросами истории и проблемами миграции.

Цель диссертации показать музыкально-диалектологические изменения, которые происходят после переселения с гор в предгорье горцев Восточной Грузии.

О этой точкл зрения, ми наметили скачала исследовать показать уровни музыкального мииления хевсуроЕ к ш?аеов горной полосы, раскрыть сециалыт-религиозн'-ы а слег? кг. тради-пяоннкх яакров и изменения, протекаете a с£ере. гтузиколыго-го быта. Ратем нутк дальнейшего рагпчг'я уу^иххыт:; нга-

лектов пшавов и хевсуров, мигрировавших э Эрцо-Тиакети; выявить собственно эрцо-тиааетский музыкальный элемент грузинской музыкальной культуры, формирующийся в этом регионе в процессе взаимодействия народных песен горнего и равнинного населения; на основании анализа музыкально-этнографического материала раскрыть внутриэтнические процессы, происходящие 'в эрцо-тианетскоы регионе.

Методология и источники. В проиессе работы над диссертацией нами использовались как комплексно-интенсивной, так и сравнительно-исторический методы; основывались ча труды пс-ториков, этнографов, археологов, лингвистов, фольклористов и этномузыкологов; использовали собранный нами, в-течении ряда лет'музыкально-этнографический материал, а также архивны!! материал этнографического сектора Института истории, археологии и этнографии Грузии им. Ив.Джавахиигеили.

Апробация работы. Результаты исследования били доложены на заседаниях сектора этнографического изучения духовной культуры Грузии, Институтской проблемной группы гру'зчнекой музыкальной этнографии Института истории, археологии и этнографии их«. И.А.Джавзхившили АН ГССР. Отдельные вопросы исследования доложены на сессиях," тезисы которых опубликованы в печати.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,-списка использованной литературы и приложения музыкальных'>!екстос.

- и -

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во вступлении рассматривается история изучения предгорной полосы, в частности, Эрио-Тизнети, определены цель и з&дачи диссертации, сформирована ее структура. Отмечено, что Зрцо-Тианети, Еерховье ущелья р.Иори яелянось территорией исторической Кахети и некогда центром Кахети являлось именно Тиа-нети (Н.Бердзенишвили"). Как известно, в I половине :ТП столетия, в результате нападения Е1ах-Абаса, эта территория оказалась почти безлюдной и со II половины 7.П1 -етолетия начинается ее заселение горцами, главным образом, пшавами и хевсурами.

I глаза посвящена исследованию музыкального быта пере-се-лениах в Эрцо-Тианети с гор хевсуров и охватывает ДЕа параграфа: а) связанные с культом покойника плачи и б) религиознее празднества и связанные с ними обрядовые ритуальные песчи.

Среди грузинских музыкальных диалектов, одним из древнейших, является хевсурсккй. 3 нем сохранены древнейсие ступени развития музыкального мышления грузинского народа. Несмотря на то, что хевсурскзя вокальная и инструментальная музыка органически связана с- музыкальной культурой равнинного населения, по уровню интонационного и гармонического развития, она всегда отставала от последней. Однако, в хевсурс^ом музыкальном творчестве постоянно протекал процесс внутреннего, регионального развития народной музыки. Песенное творчество хевсуров рассматривается как часть культурного комплекса, тесно связанного с историей социально-экономической и духовной культур горного населения. В нем рельефно проявляется социально-религиозный аспект пески, а такге дре^неПгке п.-ас-

ты развития музыкального мышления грузинских племен. С этой точки зрения особого внимания заслуживает связанные с культом покойника плачи.

Архивный этнографический материал, а также научная литература свидетельствуют о том, что, в отличие от других регионов Грузии, хевсурский <5ыт до последнего времени сохранил связанные с культом покойника обряды, правила исполнения плачей, а также традиционные формы плачей - плач с причитанием ((1а1;у11Л , плач с зовом (3axil.it ^ИгШ) и плач в го-

лос (хт^ 1,11-111). По уровню развития плач в голос существенно отличается от двух других видов плачей. В его названии сохранено значение "голоса", как напева песни-плача, выражающий ритмоинтонаниокные особенности и представляющий собой музыкальную основу плача в голос. По народному верованию, каждый мог стать "плакальщиком в голос" лишь в том случае, если на то будет воля усопшего, т.е. если усопший ввергнет его в состояние плача. Дух покойного обретал своего глашатая (шеепе), который должен был стать "выразителем его желаний в подсолнечном мире" (зашгео). Поэтому, до-погребения покойника плакать в-голос воспрещалось. Плач в голос начинали после предания тела земле, разложив перед собой одежду покойного, которая как-бы олицетворяла самого усопдего. Часто плачущий в голос был также мепултане, человеком, е которого вселялся дух покойного, т.е. его глаиатаем. В таком случае он сначала е голос оплакивал покойного, а затеи начннал сул-танобя (ви^апоЪа), языком покойного поучал оставшихся ь живых с загробного мира, предупреждая пх о возможной опаснозт:; ожидавшей с ;мь.., село. К пл р. кал ь та тле, выражающей велп покойного, юс относились с болмшм уважением.

Плачи, исполнизмые мужчинами -во время покоса на т.н. рукоятке косы назывались "Гврини". Существует мнение, что целью исполнения плачей на рукоятке косы являлось снискание доброго расположения духов мертвых, дабы они обеспечили обилие сена и надоя (Т.Очиаури). Вместе с тем, высказано предположение, что исполнение яяачей п голос в гврини не исключало его траурный характер, что указывает на то, что гврини, по-видимому, являлось аналогичным распространенному на Ближнем Востоке и в Европе ритульному плачу при жатве и сенокосе. При этом оплакивали безвременно погибшего юноиу - божество полей, который, естественно, принадлежал к плеаде смертных и вновь воскрешающих божеств А.СУргуладзе"). С точки зрения стихопостроения, покосные песяи и плачи в голос совпадает (А.Шанидзе'). .

Анализ музыкальных текстов гврини и собственно плачей в голос показывает, что с определенного периода гврини отдаляется от плачей и занимает промежуточную ступень .мужду собственно покосными песнями и плачами. Покосные песни отличаются более развитой структурой - предложение содержит несколько (три алк четыре) фраз; их волнообразное движение придает покосным пссшш большую музыкальную выразительность.

Все вняееказаиное создает ясное представление о связанных с культом покойного некоторых обрядах и плачах, которые до сего времени сохранились в хеЕсурском быту.

Эрцо-тианетские хевсуры межлу собой отличают "горных" и "равнинных" хевсуров. К пзпеьш, т.е. "сорита хевсурам" они относят ту часть эрпо-тианетопх хевсур; которые помнят к сами являются очевидцами переселения их сеией из гор в Эрио-т1:анети, а к "равнинным хевсурам" причисляют тех хевсур, которые лишь по преданию знают о переселении »х предков с гор

в Эрцо-Тианети и которые хронологически относятся к числу ранне переселенных. Такое их название естественно, т.к. известно, что Эрцо-Тианети является исторической территорией Кахети (Н.Бердэешшвили). Выделение в Эрцо-Тианети "горных" хевсур от "равнинных" со своей стороны объясняется к функционированием по сей день бытовых традиций хевсур-горцев.

В хевсурском населении Эрцо-Тианети до сих пор сохранены связанные с культом покойного обряды, хотя некоторые их элементы видоизменены и постепенно предаются забвению. 3 частности, если в Тевсурети покойного, хоронят на второй-третий день, в Эрцо-Тианети сроки эти продлены до четырех-пяти. В дна поминания духа покойного вместо целого ряда ритуалов горных хевсуров, хевсуры предгорной полосы растелают одежду умершего. приглашают близких и плачут. Кто иовет - плачет, в голос, остальные причитают. Так как в Эрцо-Тианети сегодня мало кто имеет ксня, обряды благословения коня покойника и бегов . постепенно предаются забвению. Определенные изменения претерпевают и различные виды пдачей.

У хевсуров предгорной полосы в настоящее Ереыя есть два вида плачей - в голос и причитанием. В Эрцо-Тианети пла-калыаииа в голос является большой редкостью.Ез функция весьма обеднена, обесцвечена с той точки зрения, что идея вселения в нее духа покойного постепенно исчезает, на передний план выходит плач в голос, как одна из форм траура, хотя и по сей день плач в голос все *е не освободился от тех миропредставлений, на почне которых возник.

В Эрцо-Тианети функция плача в голос в опредслзнной мере обедчена. На передний план выступает плач в голсс, как одна из Ф^пм траура. Именно этим и следует объясните то, что

- Я -

здесь все, кто В той или иной степени одарен музыкально-поэтическими данными, плачут.

Близость как музыкальных структур, так и функций плачей с зовом и причитанием определили слияние этих двух видов плачей, в результате чего образовался эрцо-тиэнетский "плач с громким причитанием". 1сли хевсурский плач с причитанием без-слезный, то эрао-тианетеккй ллач с громким причитанием не исключает слез. Следуег отметить, что музыкальные тексты плача с громким причитанием и хевсурского плача с зевом аналогичны.

. Громко причитать может каждый, включая мужчин.

1евоурские плачи, записанные в Эрцо-Тианети, интонационно и пс форме вмещается в структуру плачей горных хевсуров. -Мелодия характеризуется нисходящим движением звуков и минорным • *

звучанием. Подобно плачам в голос хевсур-горцев, в Эрпо-Тна- " ветских хевсурских плачах припев исполняется также на 1У сту-пеки лада. Он представлен хак соединяющий строфы звук или ме-лодичесхое построение.

Сразу же по переселенки в Эрцо-Тиаиети теряется традиция исполнения Твряни*! при покосе. Сказители отмечает, что покосные песне сохранились в их памяти и таким образом передаются, иэ поколения в поксленче.Музыкальные тексты гврини и покосных пеезн в Эрпо-Тиаиети по сей день сохранили, тот уровень, которое они имели в Яевоурети. .

Итак, связанный с культом покойника комплекс обрядовых действий в хезеурах предгорной полосы почти полностью сохранился в реликтовом виде, а те изменения, о которых речь шла впае, происходят внутри комплекса этих обрядовых действий.

Известно, что в формировании грузинского музнкЕльного язчка-осноЕч. напева-основы, наряду с плачами, существенную

роль сыграли и хороводные песни. Процесс развития напева-основы наиболее четко проясился именно в хороводных (Н.Майсу-радзе). В горных регионах Восточной Грузии к, в частности, в Хбвсурети, хороводы до последнего времени являлись обязательным компонентом религиозных праздников. В Хевсурети известны следующие хороводные: круговые, полукруговые, длинные в один или дьа ряда, одна позади другой и друг против друга.

Во время религиозных празднеств после выполнения определенных обпядов.. как-то: заклание жертвенного скота, благословение главным священнослужителем (хихез'О подношений, стрельба в йишень и т.д. Исполнялись хороводы. Содержание хороЕодннх главным образом определяется полуксторическими, полулегендарными и мифологическими преданиями о божествах, в честь которых устраивались празднества (В.Бардавелидзе).'

Хевсурские хороводные песни двухголосные, представлены в виде фразы или предложения; при импровизации создается множество вариантов. Мелодия характеризуется нисходящий движением. В основном они'исполняются во фригийском ладе. •

Интонационно с хевсурскими хороводами роднйется историкс-героические песри, которые подобно хороводным, составляют один из непременных компонентов религиозных праздников. Они исполняются во время обряда.воспития "святого" пива. Таких обрядов было несколько и названия большинства из них связывалось с игрой на пагнг.ури и пениём (Ал.Оччаури, В.Бардавелидзе).

Хевсурские героические песни одно- или двухголосны. Быс-» казако предположение, что одноголосие песни обусловлено правилом ее исполнения, которое называется "г.ение поодиночке" , (Н.Майсурадлс) ) отт-лте от последнего, пр/ исполнении сб~ пяда "пения стоп" или "пиния с чадой", историко-героичезкиз песни лрухго.чоонч.

Собранный нами в Хевсурети этнографияеокий материал дает иную картину. На религиозных празднествах и на сей день функционирует определенные обряды, особенно такие, как заклание жертвенного скота, благословение подношений, исполнение хороводов. Но эти обряды все-таки обеднены, и несмотря на то, что историко-героическяе песни исполнятся и по eel день, исполнение их далеко не столь ярхо и впечатляюще, как это было в прошлом.

В хевсурсюом населении Эрцо-Тианета песни, связанные*с религиозным празднествами, находятся на грани исчезновения. Этнографический материал свидетельствует, что религиозные праздники, хевсурское население празднует у перенесенных с гор в Эрио-Тианети своих святилищ в виде нип; сюда они приносят купленною ка общие, собранные всем селом деньги, жертвенную скотину, вино или водку. Материал свидетельствует и об исполнении "прислужником" определенных обрядов, например, заклание жертвенной скотины, разрезание ритуальных.лепешек, зажжение свеч. При круговом шествии вофуг святилища хороводные песни не исполняется, они позабыты. Более того, здесь ухе вовсе не исполняются хевсурские песни. Их сменили.пшавские, хахеткнехие и городские песик, которые и исполняется во время застолья. По словам сказителей, молодежь уже не знает хевсур-еких песен.."Я люблю хевсурские песни, но мне больое нравятся эетрздные. Но если непременно народные, то я предпочитаю ка-'xeTKHCKHe** - так говорит юноша хевсур, что, по-видимому, является общми мнением х ев су рекой молодежи;

Определенная часть хевгурского населения Эрио-Тиаиети часто на праоаники поднимается з свои гевсурские святилища, в tod«. ¡Зто е основном т.н. "горные" хеьсуш. Яруг а ь часть на-

- гг -

селения, которую составляют как т.н. "горные", так и "равнинные" хевсуры, религиозные праздники справляют у перенесенных с гор в виде ниш святилищ. Но есть еще и та часть "равнинных" хевсуров, которая псзабнв свои святилища, иногда на религиозные празднества направляются в кахетинские святилища. В таких случаях в первую очередь они контактирует с поселенным в Кахети окахетиневшимися хевсурами; естественно, здесь заметно и влияние кахетинского песзнного творчества.

Музыкальные тексты, записанных нами в Эрцо-Тианети, хороводных и историко-героических песен абсолютно идентичны с хев-сурскими песнями зтих-же »анров горцев-хевсур и, что главное, изучение музыкально-этнографического мате риала показывает,что в эрцо-тианетском регионе хевсурский музыкальный диалект в реликтовом виде в основном сохранен благодаря старшему и частично среднему поколению хевсуров, переселившихся в позднее время. Молодежь почти полностью отошла как от хевсурских песен, так и от хевсурских бытовых традиций.

Глава II. Обряды пшавов Эрцо-Тианети и связанные с ними песни. Известно, что в определенном историческом периоде пшэвы и хевсуры составляли одну этнографическую группу под названием "пховиы" (Н.Марр, Й.Дяавахишвили, СДяанашив'). Б соответствии с этим, пшавские и хевсурские песни составляли единый музыкальный диалект. Позднее происходит их разделение и формирование в отдельные'диалекты (Н.Майсурадзе). Музыковедами при характеризаиии этих двух' лизлектэв подчеркнуты как общие., так и различающие их признаки (Гр.Чхиквадзе, Ш.Асланкшвяли"). В отличие от хевсурских, исследователи подчеркивают больыую мягкость звучания и развитость травеккх песен.

Так ктк в укззрнннй истерический' период пизвч и уевсурм

имели общий музыкальный диалект, виды плачей, связанных с культом покойника, сохраненные хевсурами до последнего времени, должны были быть отражены и в быту пшавов. Как архивный, так и опубликованный в научной литературе этнографический материал свидетельствует о том, что в Пшави из вышеупомянутых видов плачей сохранился лишь плач в голос, словесный текст которого абсолютно идентичен с хевсурским. Плач с рыданием, бытующий у пиавов, подразумевает лишь плач со слезами. По сравнению с Хевсуретя, в Пшави обряды оплакивания также в той или иной степени обеднены, затушеваны. Например, если в Хевсурети еще действует запрет оплакивания женою покойного мука, в Пшави этот запрет не действует - женщины-и мужчины одинаково оплакивают умершего супруга или супругу. Приведенные в диссертации музыкальные образны пшавских плачей в сравнении с хевсурскими плачами в голос структурно более развиты, мелодизированы.

Анализ эрцо-тианетского этнографического материала дает возможность проследить те изменения, которые происходят в быту пиавов после их миграции с гор. Материал свидетельствует, что паавы, так же как и хевсуры, вместо традиционного третьего дня, покойника хоронят на пятый-шестой день после смерти. Исчез обычай "разлома куска хлеба на груди покойного". В Пшави полагалось зажигать свечи на могиле б течении семи недель, в Эрцо-Тианети ишавн выходят на могилу на второй, седьмой и сороковой дни после смерти. Постепенно придается забвении и. обычай раскладывания одекды. В отличие от хевсурских, в пшавсккх плачах в голос ке прослеживается идея поселения'духа усопшего в плакалыциие. Они сохранены е виде традиционной формы траура. /

В записанном в Эрцо-Тианети музыкальном тексте плача в голос заметно чередование эолииского и фригииского ладов. Мелодия характеризуется широким диапазоном. В отличие от пшавских. плачей в голос, в нем на первый план выдвинута заканчивающая предложение фраза, как основная музыкально-интонационная канва, генетически связанная с древнейшим, общегрузинским пластом музыкальной культуры; однако, в этом случае она является вторичным явлением и представляет собой сравнительно поздний этап развития музыкального мышления. Это наше предположение подкрепляется однообразным словесны!! текстом указанных фраз, который, по-видимому, первоначально существовал в виде рефрена, как заканчивающее основную мелодию мелодическое построение, позднее оно выступает на передний план я формируется в виде основной мелодии. "

Итак, в сравнении,о пшавским, плач в голос предгорной полосы характеризуется отличительной и, вместе с тем, развитой структурой, хотя полностью не выходит из рамок горного ггоав-ского музыкального диалекта. Следует отметить, также, что интонационно и по форме, ч также мелодичёской структурой эрцо-тианетскяе пшавские плачи в голос дают уже иную, характерную для тианетской культуры, картину.

В быту эрцо-тяанетских пшавов полностью исчезли покосные песни, они сохранены лишь в-их памяти. Специально исполненный ими музыкальный текст покосной песни с точки зрения архитектоники весьма обеднен в сравнении с горными покосными, в них не видны те широкие мелодические ходы, кгторые сохранены в горных покосных. Эрцо-гканетские покосные проявляют определенную музыкально-интонационную связь с горными пшавски-ми >оповсдными, что, естественно, так как эрпо-тианетские

пшавы, правда редко, но все-таки исполняют хороводные. В общей мелодическая структура эрцо-тианетских покосных выходит за райки как горных покосных, так и хороводных.

В Пшави, также как и в Хевсурети, до последнего времени хороводные яеляится неотъемлемой частью религиозных праздников. Музыкально-интонационно они близки хороводной песне •'Перед крестом" (5уаг! с!пша), которая исполняется на свадьбе, при обхождении очага женихом к невестой.

Музыкальные тексты указанных песен двухголосные, состоят из фраз и предложений, которые в свою очередь, охватывают два или три мелодических оборота. Мелодия характеризуется нисходящим волнообразным движением'от квинты или сексты лада к тонике, исполняется в дориискоы, в основном во фригииском ладе. Метр этих песен простой трехмерный.

В Пшави на религиозных праздниках, а также при семейных сборищах исполняется песня бытового жанра под названием."Пша-ури". Ее исполняют чередуясь, два солиста на фоне баса и, в сравнении с хороводными песнями, ока отличается богатой орнаментикой, большей певучестью и эмоциональностью.

В собранном нами этнографическом материале наблюдается определенные изменения, В Пшави молодежь, традиционно посещающая в святилищах религиозные'празднества, в определенных ритуалах уже не участвует - остается лить в роли наблюдателя.

ЭриогтианетскиЧ материал свидетельствует о том, что в указанном рзгионе празднества в основном совершаются в перенесенных в виде ниш иэ Пшавц, святилищах. Подобно эрпо-тиа-нетским хевсурам и чшэеы покупают на §бщие деньги скот, предназначенный для жептвоприиошения; е некоторых святилищах варят пиво. Чго касается хороводкнх песен, сосгарлявдих один

из компонентов пшавских религиозных праздников, которые эрио-тианетские пшавн и в настоящее время исполняют когда поднимаются в горы, в места своего обитания до переселения в низовье, то в эрцо-тианетских святилищах их 'исполняют редко. Из-за отсутствия ниш ряда святилищей, некоторые празднества празднуют в семьях, где хороводные уже не исполняются. В Эрцо-Тианети как в святилищах, так и в семьях на праздниках и иных сборищах исполняется пвавская песня "Кафка" (Rafla), которая не имеет ритуальную функцию.

Материал явствует,'что носителем вышеперечисленных песен также, как и у хевсуров, у пшавов является s oœobhom старшее поколение, чьи культурные контакта ограничиваются связью с местным, эрцо-тканетеким и горный пшавскии населением. Это частично касается и среднего поколения. Они в реяиктовом виде сохранили хороводные песни.

Буг эрцо-тиангтеких пшавов показывает, что пиавская молодежь и частично среднее поколение, подпал* под влияние тушинского песенного творчества, что объясняется тесиым общением проживающих в Кахети тупинов (Ахметскяй р-н) с эрао-тиа-нетскиии пшавами. С другой стороны, освоение плавали тувинского, лежет бить объяснено близость» уровней развития музыкального мышления этих двух этнографических групп, что, по-вядииому, является главный. Эрпо-тианетские тувинские песни музыкально-интонационно и по форме, характеризуются присудила тушинскому музыкальному диалекту особенностями, но в сравнении с тувинским, более схематичны. Эрцо-тианетское пшавс-хое население по-своему воспринимает туиивские песни, что а определенном смысле придает эрио-тианетскяя ппавским песням

НОВЫЙ JTT6HOK..

Населявшие Эрцо-Тиакети пшавы поют и кахетинские песни, которые в их исполнении отличаются упрощенной структурой и в этом смысле близки к пшавскии песням. Подобное освоение пшавами высокоразвитых кахетинских песен, по-видимому, определяется уровнем развития музыкального мышления пшавов.

В результате протекающих в музыкальном быту эрцо-тиа-нетских пшавбв вышеуказанных изменений, формируются элементы собственно эрцо-тианетской вдльтуры. Однако, здесь следует отметить, что несмотря на это, эрцо-тианетские пшав-ские.песни укладываются в рамки, характерных для музыкального мышления горной полосы.

III глава посвящается празднеству "Ихинчоба", которое устраивается в святилище копала иорских пшавов. Этот праздник интересен тем, что на нем собираются ве только эрцо-ти-анетские пшавы, хевсуры и другие местные кители, но и ранее в предгорье, а затем на равнину переселенные.и причастившиеся к равнинной (кахетинской) культуре горцы. Следовательно, на этом празднике исполняются песенные образцы населения горных и равнинных областей, а также предгорья (хороводные, историко-геройческие песни, пшаури /бытовые песни/).

Следует отметито факт исполнения на празднестге хороводной '7атис иавнана", музыкально-интонационная сторона которой свидетельствует о ее равнинном происхождении. Обычно эту песню исполняют в святилищах. Кахети во время кругового шес-. твии вокруг них. Таким же образом исполняется "Хэтис иавнана" и на "Ихинчоба". Интересно, что в исполнении ооряда "Кати с иавнана" вместе с поднявшимися из Кауети молельщиками т.е. с окахеткьиишимися псавани, участиуют и орио-ттнетские пшавы, хотя он:? и не грллются иепосрзл'сч-венними исполнит«1-

лями песнопения ТСатис иавнана". Эти и другие музыкально-этнографические данные ясно свидетельствуют о том, что эрцо-тиаиетские пшавы во взаимосвязи с музыкальной культурой равнинного населения (Кахети) развиваются, своеобразно. Как •указывалось выле, в музыкальном быту эрцо-тианетских пшавов появляются собственно эрно-тианетский элемент, который однако, не выходит за райки горного пшавскэго музыкального диалекта. Таким образом, в представленной главе похагзано, сосуществование элементов горной, равнинной культур и культуры предгорья и сложный процесс их взаимосвязи и взаимовлияния.

В заключение даются выводы: эрио-тианетское хевсурское . население различает "равнинных" и "горных" хевсуров. "Равнинными" называются с гор ранне переселенные хевсуры, которые по преданию знают о переселении своих предков с тор. Определенная их часть позабыла свои первоначальные святилища и участвует в "равнинных" религиозных празднествах. Торными" хевсурами называются позднее приведшие в Эрпо-Тианети хевсуры, в памяти которых сохранился факт их переселения в . указанный регион". Сегодня эта часть хевсуров является старшим поколением. В отличие от среднего и, в особенности, от молодого поколения, эта та часть горно-хевсурского населения, чьи культурные контакты в основном ограничены взаимосвязью с местным эрчо-тианетским и живущим в горах хевсур-ским населением. Именно это поколение в том или ином объеме сохранило в Эрцо-Тианети хевсурские традиции, в том числе религиозные обряды и соответствующие песви. В специально

»

исполненных ими песнях прослеживаются все характерные для хевсурского музчкалыгого диалекта особенности. Сохранение

хевсурских песен в памяти старшего поколения в таком виде, с определенной точки зрения мокно объяснить указанными контактами с проживающим в горах хевсурским населением.

В хевсурском населении Эрцо-Тианети по сей день сохранен связанный с культом покойного обряд, хотя некоторые его элементы Видоизменены и постепенно забываются. У хевсур предгорной полосы, в настоящее время есть плачи двух видов:-плач в голос и плач с причитанием. Функция плача в голос в'какой-то степени обесцвечена, обеднена, на передний план выступает плач в голос, как одна из форм траурных песен. Близость музыкальных структур и правил исполнения пла-' ча с причитанием и плача с зовом, обусловило слияние этих двух видов плачей, в результате чего получен "плач с громким причитанием", музыкальный текст которого аналогичен тексту хевсурскопо плача с зовом.

Сразу-же после переселения в Эрцо-Тианети теряется традиция исполнения при поюсе гврини. В их памяти сохранилась и передалась из поколения в поколение лишь развитая форма музыкального текста гврини - собственно покосная.

Записанные в Эрцо-Тканети музыкальные тексты как хевсурских покосных песен, так и плачей, интонационно и по форме помещаются л структуре горных хевсурских плачей, сохраняя уровень, который они имели в Хевсурети.

Можно сказать, что связанный с культом покойника комплекс обрядовых действий предгорной полосы, в частности эрцо-тианетских хевсуров, полностью сохранился в реликтовом виде, а внутри этого комплекса гроисходчт определеннее изменения.

' Сохранение хевсурских песеи** подобной виде с определенной точки зрзния объясняется контактами с пт.ожилавдим

в горах хевсурскиы населением, что в основном заключается в их непосредственном участии в религиозных праздниках горного населения.

Определенная часть проживающих £ Эрио-Тианети хевсуров празднуют религиозные праздники в перенесения* сюда в виде ниш святилищах. В таких случаях обрядовые песни не исполняются, а в устроенном здесь-же "лхини" (времяпровождение") поют пиавские, кахетинские и городские песни, не имеющие ритуальной функции. Исполнителями являются среднее и, в соновном, молодое поколение. Следует отметить, что молодое поколение постепенно отдаляется от сохраненных

предками традиций и причащается к новой среде общения.

«

Здесь небезинтересно отметить, что в Хевсурети издавна были распространены бытовые песни под названием "Птаури"; однако, распространение их'как развлекательного жанра, в настоящее время в хевсурском населении Зрцо-Тяанети обусловлено с одной стороны, контактами хевсуров с местным пшавским населением, а с другой стороны - более высоким уровнем музыкально-интонационной выразительности "Лазури" в сравнении с хевсурскими песнями. Что касается городских песен, они распространяются в хевсурах Эрцо-Тианетк через Кахети. Эстрадные-же песни доходят до них с одной стороны через молодежь, переселившуюся в города с целью учебы, работы или-же поменяввул местожительство, а с другой стороны по средствам радио и телевидения. . - '

В случаях, когда эрцо-тианетские хевсуры не имеют перенесенную с гор нишу и празднуют праздники в семьях, ■ уевсурсхие обряды и связанные с ними пес.чи они не исполняй* и "ногдз на религиозные празднества ходят в ка-

хетинские святилища. В таких случаях они поподают под влияние кахетинского песенного творчества.

Итак, хевсурсксе песенное творчество сохранилось благодаря старшему поколению, проживающих в Эрцо-Тианети хевсуров и на сей день в предгорной полосе оно целиком сохранено в реликтовом виде.

В переселенных с гор. в Эрцо-Тианети пшавах, также как и в хевсурах, связанные с культом покойника обряды претерпевают ряд изменений. В предгорной полосе как пшавы, так и хевсуры плакальщиц более не приглашают. В пшэеских плачах в голос, в отличие от хевсурских, не прослеживается идея вселения духа. Они представляют собой одну из традиционных форм траурных песен, исполнение которых требует лишь определенных поэтических и музыкальных способностей.

Плач в голос в отличие от горных пшавских плачей в голос , отличаются иной и вместе с тем более развитой структурой, хотя полностью не выходит за рамки музыкального диалекта горного пшавского. Слздует отметить, что по своей мелодической структуре и интонационно, плачи в голос все-таки дают иную, характерную уже для тианетской культуры, картину.

Бытовые условия в предгорной полосе исключили исполнение при покосе не только плачей, но даже собственно покосных песен.

Связанные с религиозными празднествами хоророцные пески как спеди хевсуров, так и пшавов чаще исполняется а находящихся в горах сютилищау, чем в святилища?, перенесенных к пиле ниш е Эрио-Тианети. На празднеств!»*,

устраиваемых в нишах или семьях, в основном старшее поколение исполняет "Пшавские".

В некоторых эрцо-тианетских святилищах отмечаются элементы культуры как горного, так я равнинного населения. С этой точки зрения интересен праздник эрио-тианетских пшавов "Ихинчоба", который проводится.в святилище Копала. Ядесь молится не только хевсурское, пшавское и иное население Зрпо-Тианети, но и переселенцы, спустившиеся сначала в предгорную полосу, а затем поселившиеся на равнине, главным образом в Кахети, испытывающие влияние кахетинского песенного творчества.

Итак, на празднике "йхинчоба" собирается вместе население горной, равнинной (Кахети-) л предгорной областей и это обусловливает сосуществование здесь элементов культур горной, равнинной я предгорной полосы - происходит сложный процесс взаимовлияния этих элементов.

Что касается процесса распространения кахетинских песен среди эрио-тиавэтских пшавов, т.к. эти последние связаны с Кахетией различными тесными контактами (общие святилища, единой трудовой процесс), эрцо-тианетские пшавы имели возможность в той или иной мере приобщиться к высокоразвитым кахетинским песням. Выясняется, что кахетинское песенное творчество не получило широкого распространения среди паавов, хотя в некоторых случаях и отмечается освоение сравнительно простых образцов кахетинских песен. То, что пшавы не сумели полностью освоить кахетинские пески, следует объяснить тем, что здесь встретились два сформированных музыкальных диалекта, отличающихся

друг от друга как уровней развития, так и диалектологический» особенностями.

Определенна? часть эрио-Тианетских пшавов испытывает влияние тушинского песенного творчества, хотя структура этих песен сравнительно упрощена и схожа с пшавскими. Как показал этнографический материал, это влияние обусловлено тесной взаимосвязью эрцо-тианетских пшавов с Кахети, в частности, с Ахметскии районом, где находятся два тушинских: поселений - Зеыо и Квемо Алвани. Из этих сел распространяется в Кахети тушинская песня, откуда по-своему ее осваивает эрцо-тианетское пшавское население.

Анализ музыкальных текстов свидетельствует о том, что по уровню развития пшавское песенное творчество находится т на более высокой ступени, чем хевсурское. Несмотря на

это, оно является одним из составных элементов музыкальной культуры горцев и не выходит за рамки музыкального

мышления восточногрузинских горцев. «

В некоторых зрцо-тианетских пшааских песнях прослеживается влияние восточногрузинских равнинных песен, хотя интонационная основа этих песен собственно ппавская. Неслучайно. что арцо-тианетские пшавы в первую очередь осваивают образцы тувинского песенного творчества. Это можно объяснить близостью уровней развития музыкального мышления. Тканетский тушинский интонационно и по форме повторяет характерные для тушинского музыкального диалекта особенности, но, в отличие от последнего, схематичен и структурно приближается к пшавскил песням. Таким образом, . появляется характерней для ярио-тианетскоИ культуры ;лле-

мент. Совокупность всех вышеперечисленных особенностей'позволяет судить не только об особенностях эрцо-тианетского песенного творчества, но и об уровне развития музыкального мышления создавшего и исполнявшего эти песни населения. Пшавское песенное творчество предгорной полосы, в частности Эрцо-Тианети, развивается своеобразным путем и в этом процессе создается тот синтез новых признаков, котррый в канечном сче*е формируется как "собственно эт>цо-тианетский". Это можно осмыслить как сложный процесс формирования эрпо-тианетского музыкального диалекта.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. О песенном творчестве хевсуров, переселенных в .Эрво-Тианети. Традипионная хозяйственная и духовная культура' грузинского народа (этнографический сборник'). Тбилиси, 'Мецниереба", 1987 г., олп.л.

2. Плачи хевсуров предгорной и равнинной полосы - материалы по этнографии Грузии, т.ШУ - Тбилиси, Нецниере-ба". Т9В8,,0.5 п.л.

3. "Яхинчобап - Традиционная и духовная культура грузинского народа (этнографический сборник'), Тбилиси,. "Мепни-еоеба"', 1990 г.. 0.1 п.л.