автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Музыкальная организация традиционных колокольных звонов

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Горкина, Анна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Музыкальная организация традиционных колокольных звонов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Горкина, Анна Николаевна

Введение.

1 глава Музыкальные свойства в звучании колоколов и звонов.

1.1. Традиционная интерпретация колокольных звонов.

1.2. Звуковой феномен колокола. Способы звона.

1.3. Звуковые особенности русских колоколов и звонов.

2 глава Физико-акустические и музыкальные характеристики звука колокола.

2.1. Внутренняя структура звука колокола. Обертоны.

2.2. Высота, длительность, громкость и тембр в звучании колокола.

3 глава Объединение колоколов в звонницу.

3.1. Состав звонницы.

3.2. Традиционные принципы формирования подбора колоколов.

4 глава Особенности звучания колоколов в ритмических построениях.

4.1. Виды звонов и их музыкально-акустическое оформление.

4.2. Основные темповые и ритмические закономерности традиционных звонов.

5 глава Трезвон. Композиция и структура.

5.1. Основные принципы организации Трезвона.

5.2. Влияние архитектуры колоколен на особенности Трезвона.

5.3. Разнообразие Трезвонов.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Горкина, Анна Николаевна

Выбор темы и объекта исследования настоящей работы во многом обусловлен необходимостью обобщить накопившийся опыт изучения звуковых качеств отечественных колоколов и колокольных звонов; а также сопоставить имеющиеся теоретические разработки с экспериментальными данными, полученными в результате рассмотрения особенностей функционирования колоколов и звонов. Современный исследователь колокольного искусства испытывает специфические трудности, связанные с неразработанностью терминологии, отсутствием сформированной системы изучения предмета и несформулированностью философских и эстетических его оснований. Сегодня не требует доказательств тот факт, что колокола -сложный художественный объект, который может быть всесторонне изучен только в результате проведения комплексных исследований с участием представителей различных отраслей наук - исторических, точных, технических, искусствоведческих. В настоящей работе центральным оказывается музыковедческий аспект этой комплексной темы.

О колоколах, звонах, колокололитейном искусстве существует довольно обширная литература. Большая часть работ, опубликованных в конце XIX - начале XX века, представляет собой археологическое описание древних русских колоколов с указанием их веса, происхождения; расшифровку надписей, что дает исследователю немало фактического материала для обобщения: имена русских мастеров-колокололитейщиков, количество, вес, величина колоколов в каждом веке, особенности распространения звонов, то есть то, без чего трудно представить уровень развития искусства колокольного звона на Руси. Важным свидетельством являются воспоминания иностранных путешественников, побывавших в России: Адама Олеария, Корнилия де Бруина, барона Герберштейна, Джерома Горсея, Павла Алеппского и других.

Существует литература исследовательского характера, в которой делаются попытай осмыслить накопленный материал и выявить определенную точку зрения на искусство колокольного звона. Труд Н.И.Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» -самый фундаментальный в этой области1 (120). Эта книга «стала первой попыткой обобщения богатого, но достаточно разрозненного материала по данной теме. До начала XX века русская историческая наука не имела исследования, в котором был бы прослежен процесс развития колокольного искусства в целом. Н.И.Оловянишников, изучив большой материал, связанный не только с историей, но и с производством колоколов, объединил в единый труд все собранные им сведения» (26, с.66).

В работах С.Г.Рыбакова «Церковный звон в России» (147) и С.В.Смоленского «О колокольном звоне в России» (158) ставится глубоко новаторская по своей сути проблема эстетического осмысления колокольных звонов. Их основная ценность заключается в стремлении осознать колокольные звоны как явление художественного порядка, как особую форму искусства, выявить его эстетическую основу.

В очерке прот.А.Израилева «Ростовские колокола и звоны» (63) впервые делается попытка выявить акустические особенности звонов и предлагается осуществить настройку колоколов на определенные звуки для извлечения более гармоничных созвучий в процессе звона. К уникальным явлениям можно отнести и нотные записи ростовских звонов, приводимые в этой работе.

В ряде публикаций рассматриваются вопросы развития колокололитейного дела в России. Одним из первых современных отечественных исследований, рассматривающих техническую сторону вопросов колокольного звона и литья колоколов, стала книга Ю.В.Пухначева

1 Переиздание этой книги осуществлено в январе 2003г. (Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искуство / Под ред. А.Ф.Бондаренко. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2003) Текст книги дополнен подробными научными комментариями, подготовленными А.Ф.Бондаренко, М.В.Есиповой, О.Н.Магницким, А.Б.Никаноровым, Ю.В.Пухначевым.

Загадки звучащего металла» (135). Специальной монографией, посвященной изучению исторической проблематики этих вопросов, стала работа А.Ф.Бондаренко «Московские колокола XVII века», основанная на изучении широкого круга исторических и архивных материалов (23).

Основным лейтмотивом большинства исследований, посвященных колокольной теме (как современных, так и более ранних), является следующий тезис: колокольные звоны - одно из весьма значительных явлений русской культуры; их основной смысл и значение неразрывно связано с православным Богослужением, а также - со многими житейскими событиями. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, о приближении врага; объявлял рекрутский набор, возвещал о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях. Колокола обозначали время, указывали дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служили маяками морским путешественникам, сообщая о близости берега. Для слуха русского человека были с детства знакомыми множество разнообразных звонов; наиболее запоминающимся колокольным голосам присваивались имена, их узнавали и отличали среди остальных. Колокола и звоны называли «красными», «постными», «проводными», «встречными», «разгонными», «вечевыми», «сполошными», «осадными», «вестовыми», «ратными», «пленными», «карноухими», «ссыльными» и множеством других. Колокольный звон призывал в церковь, наставлял на путь истинный заблудших и укреплял сомневающихся в вере, поднимал дух ратников во время битвы.

Исследователи отмечают, что в народном осмыслении колокол воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку - главным образом из-за способности «говорить». Колоколам давали личные имена и прозвища; к элементам антропоморфизма можно отнести и наименование частей колокола: «тулово», «уши», «юбка», «язык». Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать; в их звуках слышалась человеческая речь (в исследованиях упоминается о до сих пор бытующих у звонарей приговорках, подобранных под определенный рисунок звона). Сама судьба колоколов, особенно во время переломных исторических моментов, была подобна человеческой. Их наказывали, обрубали им «уши», вырывали «язык», снимали и «казнили» плетями, отправляли в ссылку. Такая судьба постигла вечевые колокола Пскова и Новгорода, знаменитый Угличский колокол, сосланный в Тобольск. Плененные колокола покоренных городов становились символом военных побед: «Иван Великий был не столько блестяще организованным техническим сооружением (этот смысл за памятником при всех условиях сохраняется), сколько триумфальной колонной (столпом) московских великих князей, пирамидой военных и политических трофеев, в основу которой положена идея обзора, обхода, осмотра. Предметом внимания делался сам колокол, его легендарное имя, его прошлое, читаемое отныне в контексте его новой судьбы, и в этом смысле приобретали значение его живой голос, его неповторимый тембр, его узнаваемость» (66, с.85).

Особое место занимали колокола в старинных преданиях: они часто наделялись способностью самостоятельно действовать - звонить или возвещать о грядущем. В русском фольклоре (как и в средневековой литературе других европейских стран) можно найти* немало текстов о различных чудесных событиях, с этим связанных: колокола неожиданно начинали звонить без чьей-либо помощи, падали или водружались на колокольню, по каким-либо причинам меняли или, наоборот, не хотели покидать своей звонницы. Такие сюжеты достаточно подробно рассмотрены в работе Т.А.Агапкиной «Колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян» (1).

Колокола, являясь неотъемлемыми участниками православного Богослужения, имели в народном мировосприятии статус сакрального предмета. Особое отношение к колоколу и к колокольному звону в сознании людей подтверждалось еще и тем, что прежде чем занять место на колокольне, колокола освящали специальным «Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона». Вот что говорилось там о колоколе: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию.; о еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям.; о еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всех верных своих, глас звука его слышащих.» (177, с.36). На этом основании отношение к колоколам в русской культуре могло расцениваться как своего рода показатель благочестия общества и каждого человека в отдельности, а сам образ колокола был несовместим с ложью, несправедливостью или греховностью.

В контексте современной музыкальной культуры России колокола и колокольные звоны - одна из наименее изученных тем. Будучи самым непосредственным образом связано с Православием, это искусство было подвергнуто жестоким гонениям. В Советской России были уничтожены многие сотни колоколов и значительно ограничены звоны на уцелевших колокольнях. Лишь в последнее десятилетие XX века эта древняя традиция стала оживать. Ее возрождению способствует и возникновение серьезного научного интереса к колокольной тематике, обусловившего появление достаточно большого количества публикаций. Среди авторов-исследователей можно назвать имена Ю.В.Пухначева, Л.Д.Благовещенской, А.С.Ярешко, А.Ф.Бондарецко, Т.Ф.Владышевской, В.В.Кавельмахера, Н.С.Каровскай, А.Б.Никанорова, Т.Б.Шашкиной, С.Г.Тосина, В.А.Кондрашиной и других.

В большинстве работ, посвященных отечественному колокольному звону, отмечается особая красочность, богатство его звучания и полная противоположность искусству звонов, имеющемуся в западноевропейских странах. Считается, что коренным отличием русского и западного искусства звонов является преимущественная опора на ритмичность в строении русских звонов. Ритм, будучи важной составляющей музыкального искусства, позволяет представить колокольный звон как некую достаточно развернутую ритмическую партитуру для особого типа ударных инструментов, в качестве которых рассматриваются при такой интерпретации колокола. Между тем ритмика звонов, по нашему мнению, всегда не только сосуществует, но, как правило, зависит от темброво-акустической природы колокола. Такое комплексное существование всех средств музыкальной выразительности, присущих колоколу, находит свое наиболее полное выражение именно в традиционных звонах2.

Практически в каждом исследовании, посвященном колоколам и звонам, авторы упоминают об особых музыкальных качествах этого искусства. Диссертация Л.Д.Благовещенской «Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России» (18) первая научно-исследовательская работа в современном музыкознании, целиком посвященная колокольной тематике. Предлагая различные методологические подходы, автор рассматривает колокольные звоны как сугубо музыкальное явление или один из специфических музыкальных жанров.

В многочисленных публикациях (195 - 203) и диссертации А.С.Ярешко «Колокольные звоны - один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов» (198) искусство колокольного звона рассматривается как музыкально-инструментальная форма традиционного народного творчества. Автором формулируются положения о музыкально-художественной сущности отечественных колокольных звонов, определяется место этого искусства в общем ряду национальных духовных и культурных ценностей, подробно анализируется влияние звонов на творчество русских композиторов.

Исследования С.Г.Тосина (170-174) продолжают изучение русского колокольного звона как особого музыкально-художественного феномена, подробно рассматривая вопросы современного колокольного исполнительства в России.

2Концертные колокольные звоны, получившие активное распространение на музейных звонницах в последнее десятилетие, остаются вне нашего поля зрения.

В работах А.Б.Никанорова затрагивается широкий круг вопросов -исторических, органологических, акустических (58, 108 - 115). Основное внимание автора сосредоточено на изучении колокольных звонов северозападного региона России.

Несмотря на более чем полуторавековой интерес исследователей к проблеме звукового феномена отечественных колоколов, на сегодняшний день еще не имеется специального исследования, рассматривающего музыкально-звуковые особенности русских звонов в рамках их я ос сХь£%/ц традиционного функционирования. В настоящее время возникла настоятельная потребность проработки вопросов качества звучания колоколов: индивидуального и в наборах (звонницах). Такая проблематика во многом обусловлена проведением работ по возрождению колокольных звонов во многих монастырях и приходах Русской Православной Церкви. В их ходе была выявлена очень незначительная и фрагментарная теоретическая ■ разработанность положений о необходимых звуковых качествах колоколов, j основных принципах формирования звонниц и особенностях традиционных f звонов.

В связи с этим нами была определена основная проблема: изучение колокольных звонов как особой музыкально-звуковой среды, обладающей рядом характерных свойств. Ее границы конкретизируются понятием «традиционные», поскольку установлены в соответствии с определенными правилами и нормами. Эти требования, предъявляемые к очередности и времени звучания колоколов, имеют в своей основе древнюю традицию. Они служат внешним организующим принципом звона и включают в себя ряд количественных факторов: сколько колоколов размещено на колокольне, как они размещены, какое между ними весовое соотношение; каковы особенности управления колоколами - сколько звонарей необходимо для звона.

Центром нашего исследования становится изучение качественной стороны всех вышеперечисленных факторов. Мы предполагаем, что рассматриваемая звуковая среда, внешне устроенная согласно традиционным правилам, имеет определенную внутреннюю организацию. И в качестве основного фактора здесь выступают именно музыкальные свойства в звучании колоколов. Звук колокола и колокольные звоны музыкальны по своей природе; эта особенность заложена в физико-акустических свойствах колокола и является константным качеством. В то же время музыкальные свойства колокола и традиционных колокольных звонов не являются самодостаточными и имеют подчиненное значение, будучи одной из специфических особенностей этого искусства.

Объектом исследования становится колокол и наборы колоколов старинного и современного литья, образующие действующие звонницы; исторические и современные звоны.

Предметом исследования является рассмотрение звуковых особенностей колокола и собственно музыкального компонента его звучания: индивидуального (на основе анализа различных акустических характеристик) и - в наборе колоколов; возможностей сосуществования колоколов на одной звоннице, объединения их в благозвучные подборы и взаимодействия в звоне.

Целью настоящего исследования является выявление и обоснование организующей роли музыкальных свойств в искусстве колокольного звона на трех уровнях: звучания колокола, набора колоколов (звонницы) и традиционных звонов. В связи с этим ставятся следующие задачи:

- определение основных подходов к интерпретации функциональных особенностей традиционных колокольных звонов;

- разрешение вопроса о качественном отличии в звучании колоколов русских и западноевропейских;

- сходство и различия в звуке русских колоколов старинного и современного литья;

- исследование возможных изменений звучания колоколов в процессе звона и влияние этих изменений на специфические особенности различных видов традиционных русских звонов;

- определение основных параметров качественного звучания колокола и собрания колоколов при осуществлении подбора для достижения благозвучного звона;

- выявление основных принципов внутренней организации звонов в большое количество колоколов;

- определение роли тембра, ритмических и мелодических элементов в структурной организации звона.

Материалом исследования стали нотные расшифровки записи звучания современных и старинных колоколов разного веса (преимущественно русского профиля) - всего более четырехсот; аудио- и видеозаписи традиционных и концертных звонов и их расшифровки - более двухсот; акустические паспорта колоколов - более семисот; а также - круг фактологических данных из работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных колоколам и звонам.

В качестве методологической базы исследования используется комплексный подход, включающий в себя применение методики спектрального анализа звука (на основе современных компьютерных технологий), историко-типологического, сравнительного и музыкально-аналитического методов. Исследование ориентировано на всестороннее рассмотрение музыкально-художественных особенностей русского колокола и традиционных звонов в общем ряду ценностной иерархии основных свойств, присущих этому искусству.

Новизна диссертации определяется не только самим объектом анализа, поскольку особенности звучания отечественных колоколов и звонниц мало исследованы в российском музыкознании. Настоящая работа рассматривает основные уровни музыкально-акустической организации этого искусства, обобщая большой объем музыкально-аналитического материала. Звучание колокола и колокольные звоны исследуются в контексте традиционного функционирования, что способствует пониманию исторической специфики этого искусства и его роли в музыкальном и культурном наследии России. Предметом исследования становится практически не освоенный материал. Его изучение строится на междисциплинарной основе и направлено на художественно-эстетическую интерпретацию полученных результатов. Данные, полученные автором настоящей диссертации в ходе экспериментов и исследований, позволяют представить традиционные колокольные звоны в широком контексте отечественной музыкальной культуры, выявить специфику и динамику развития их музыкальной организации. В научный обиход вводится значительный объем информации о звуковых особенностях русского колокола; предприняты поиски подходов к музыкальной типологизации отечественных колоколов. Проведено исследование основных принципов подбора колоколов в звонницы. Ритмика традиционных звонов рассматривается в контексте музыкально-акустических закономерностей звучания колоколов.

В каждой из пяти глав работы последовательно раскрываются все вышеизложенные аспекты избранной темы.

В первой главе исследования рассматриваются имеющиеся в исторических источниках и современных публикациях подходы к изучению звука колокола и трактовке колокольных звонов в соответствии с традициями этого искусства. В связи с выявлением недостаточной разработки вопросов, касающихся особенностей звучания отечественных колоколов, обнаруживается необходимость в проведении музыкально-акустических исследований, результаты которых излагаются во второй главе.

На основе историко-типологического и музыкального анализа полученных данных, а также - материалов некоторых исторических источников, изучаются традиционные принципы формирования звонниц: этому посвящена третья глава диссертации. В четвертой главе работы изучается весь комплекс выразительных средств, который формируется в результате взаимодействия индивидуальных звуковых особенностей колоколов в различных видах звонов и возникающие в этом случае темповые и ритмические закономерности. Наиболее ярко все эти особенности проявляются в традиционном Трезвоне, который с разных сторон рассматривается в пятой главе.

В заключении подводятся некоторые основные итоги исследования, охватывающие музыкально-акустические особенности изучения звучания русского колокола, а также - всей комплексной структуры колокольных звонов.

Приложение включает в себя отечественную «колокольную летопись», составленную на основе исторических фактов, ставших заметными вехами на протяжении развития традиции; ряд материалов, связанных с изучением особенностей исторического и современного колокольного звука; схемы основных типов звонниц и расположения колоколов; пример акустического Паспорта на колокол.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыкальная организация традиционных колокольных звонов"

Заключение

Подводя итоги музыкально-акустического изучения особенностей звучания русского колокола, а также - всей комплексной структуры колокольных звонов, отметим следующее.

Искусство традиционного колокольного звона, как и отдельно взятый звук колокола, неразрывно объединяет в себе все те свойства (сигнальные, символические, музыкальные), которые сосуществуют в каждом конкретном варианте реального его воплощения: определенном звоне, озвученном на какой-либо звоннице. Очевидно наличие в звоне определенных музыкальных свойств: тембровых и ритмо-мелодических выразительных средств. В то же время эти звуковые качества не являются самодостаточными, будучи определенной частью всего многофункционального комплекса.

В качестве основных можно обозначить следующие отличительные черты традиционного колокольного звона: отсутствие мелодизации, опора на Благовест, строгая иерархия, существующая между тремя группами колоколов, неповторимое разнообразие тембрально-гармонического ансамбля колоколов.

Общая звуковая мощь и яркая тембровая окрашенность являются выражением как сигнальных свойств звонов, так и музыкальных. В то же время в этом многофункциональном комплексе музыкальный компонент становится весьма значительным при сравнительной характеристике качества звучания того или иного колокола или колокольного набора. Многовариантность обертонового строения звука колоколов, выраженная в соответствующей интервальной интерпретации, является характеристикой традиционного благозвучия каждого и возможностей их объединения в одну звонницу.

Особенности тембральной окраски звучания колокола напрямую связаны со способами звона: язычным (преимущественно использующемся в

России со второй половины XVII века); посредством раскачивания или вращения колокола (католическом); карильонным.

Были выявлены общие закономерности внутреннего расположения обертонов, составляющих тембр колокола: как для западноевропейских (католических), так и для русских колоколов (и старинного, и современного литья).

Комплексный подход в изучении звука колокола позволил выявить многочисленные варианты таких его музыкальных характеристик, как: определенная высота звука, продолжительность и громкость, а также -особое тембровое богатство. Было также установлено, что музыкальные характеристики несколько изменяются в зависимости от различной силы удара в колокол: процесс развития звука происходит более интенсивно и длительно - при сильном ударе и менее ярко - при слабом ударе. Таким образом, при звоне в колокола можно внутри определенных динамических границ корректировать звучание колокола, что окажет определенное воздействие на темброво-акустические свойства. При последовательных и совместных ударах колоколов различным образом происходит наложение друг на друга различных фаз звучания. Наложение ударов объединяет тембры двух (или более) колоколов в новый темброво-красочный комплекс.

Колокола, собранные на одной звоннице, могли изначально составлять единый набор (то есть быть отлитыми на одном заводе или одним мастером) или объединяться постепенно. Процесс пополнения набора новыми колоколами, как правило, был направлен на увеличение размера и веса благовестника (что всегда связано с большей мощностью и диапазоном его звучания). С появлением более тяжелого колокола менялся и темброво-акустический облик и звонницы, и ее звонов. Акустические свойства колокольного звука, представленные как различные сочетания более или менее интенсивных обертонов и заключающие в себе основной секрет особой красоты русского колокола, позволяют комбинировать и совмещать достаточно разнообразные колокольные голоса. Определяющим в этом случае оказывается качество звучания благовестника, своим диапазоном образующего основу всего звона.

Колокола звонницы не подбирались в соответствии с какими-либо музыкально-ладовыми или гармоническими закономерностями. В звонах на первом плане всегда присутствовали выразительные тембро-акустические свойства одного или нескольких колоколов, которые, как показало исследование, способны с течением времени изменяться в своих характеристиках. В то же время общее качество звучания - благозвучие колокола остается, по-видимому, неизменным и под воздействием временного фактора.

Было выявлено, что между группами колоколов, в целях достижения наиболее качественного темброво-акустического звучания набора в звонах с участием всех или большей части колоколов (Переборе, Перезвоне, Трезвоне) должно соблюдаться определенное размерно-весовое соотношение. Это обеспечивает равную обертоновую заполненность по всей ширине диапазона звонницы. Такая равномерная озвученность наиболее ярко проявляется при одновременном ударе всех имеющихся колоколов - «во вся», а также - в Трезвоне. Для комплексного звука этого соборного колокола и его развития во времени важно также разнообразие ритмических комбинаций в группах средних и малых колоколов. Вследствие различной продолжительности и вариантного чередования их ударов общая тембровая палитра звучания соборного колокола принимает самые разнообразные очертания.

Также было установлено, что в ритмических вариациях зазвонных и подзвонных колоколов можно проследить определенную мелодическую последовательность, образующуюся из ярких мгновенных вспышек наиболее интенсивных обертонов (в момент удара и сразу после него). Сама по себе такая мелодия не является определяющей для Трезвона и не несет в себе никаких особых функций, возникая достаточно стихийно. Также и ритмические формулы, чередующиеся или постоянно проходящие через

Трезвон конкретной звонницы, являются дополнительным, хотя и весьма ярким, темброво-выразительным средством, расцвечивающим звон.

Научные перспективы дальнейших исследований представляются достаточно широкими. В настоящей диссертации были только намечены основные направления для рассмотрения русских традиционных звонов как сложного художественного музыкально-акустического феномена. Наиболее актуально, на наш взгляд, продолжение изучения колокольного звука с использованием современных компьютерных технологий. Такие способы позволят объективно анализировать звоны после их аудио- или видеозаписи, и подойти к исследованию различных композиций звонов более детально, охватывая все многообразие восстанавливающейся традиции. Также достаточно перспективными представляются: паспортизация колоколов, направленная на изучение индивидуального колокольного звука; обследование существующих и реконструирование (с привлечением методов компьютерного моделирования) утерянных звонниц; исследование опыта колокололитейных школ Древней Руси (на основе сохранившихся образцов) и выявление особенностей каждой из них. Для более детального рассмотрения художественных музыкально-акустических особенностей традиционных звонов важно, с нашей точки зрения, продолжать изучение основных принципов балансировки колоколов на звонницах, учитывая их влияние на технику звона, качество звучания колоколов и возможности осуществления контроля над звуком. Все эти направления представляются нам необходимой научной основой для возрождения отечественной традиции колокольного звона во всей былой полноте и многообразии.

 

Список научной литературыГоркина, Анна Николаевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Агапкина Т.А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий. М., 1999, с. 210-282.

2. Алдошина И.А. Восприятие высоты музыкальных звуков // Звукорежиссер. 1999, № 6. С. 28-33.

3. Алдошина И.А. Громкость//Звукорежиссер. 2000, № 8. С. 42 46.

4. Алдошина И.А. Нелинейные свойства слуха // Звукорежиссер. 1999, № 7. С. 22-23.

5. Алдошина И.А. Тембр. Звукорежиссер. 2001, №2-4. С. 40 45, 54 - 59, 50 -53.

6. Алдошина И.А. Слуховой анализ консонансов и диссонансов // Звукорежиссер. 1999, №9. С. 38 40.

7. Алексеев А. Исторические сведения о происхождении колоколов и значение их в жизни христиан. // Вестник военного духовенства. 1899, № 5. С. 139-145.

8. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998.

9. Арсений, иеромонах. О Царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1880.

10. Ю.Асафьев Б.В. О русской песенности // Избранные труды. Т.4. М., 1955. С. 75-84.

11. П.Бажанов Н.С. Акустические методы исследования в музыкознании // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. С. 50 54.

12. Балакшин Р. Древо колокольное // Наука и религия. 1988, № 10. С. 12-16, 23-26, 43.

13. Бенардос Н.Н. Исправление "Царь-колокола" и сооружение в г. Москве всероссийского памятника "Царь-колокольни". СПб., 1892.

14. Бережанский П.Н. Абсолютный музыкальный слух. М., 2000.

15. Вернадская Т.С. и др. Курс теории музыки. Л., 1988.

16. Благовещенская Л.Д. Звонница музыкальный инструмент // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 28-38.

17. Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 35-52.

18. Благовещенская Л.Д. Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России. Дисс. канд. иск. Л., 1989.

19. Благовещенская Л.Д. Печатные и архивные материалы по колокольному звону // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. С. 197-215.

20. Блессйнг П. О звоне церковных колоколов // Научное обозрение. 1911, № 35. С.1028-1031.

21. Бондаренко А.Ф. Из истории колокололитейного дела в Москве в XVII в. // Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России. М., 1999. С.182-188.

22. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. М., 2002.

23. Бондаренко А.Ф. Московские колокола XVII века. М., 1998.

24. Бондаренко А.Ф. Об эпиграфике московских колоколов XVII века // Труды Русского исторического общества. М., 1998. С. 175-179.

25. Бондаренко А.Ф. Развитие колокольного дела в России в XVII веке. Дисс. канд. ист. наук. М., 1997.

26. Бондаренко А.Ф. Труд Н.И.Оловянишникова «История колоколов и колокольное искусство» как колокольная энциклопедия XX века // Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. Вып. 4. Колокола и колокольни. М., 1994. С. 66-73.

27. Бондаренко И.А. Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. М., 1998. С.130-140, 261-263.

28. Бусева-Давыдова И.Л. Архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии // Искусство древней Руси. М., 1994.

29. Виденеева А.Е. О колоколах Ростовского Рождественского монастыря // Русское возрождение. 1998, №2. С. 43-52.

30. Владышевская Т.Ф. Древнерусские колокола и звоны // Русское возрождение. 1998, №2. С. 63 95.

31. Выголов В.П. О колокольне Симонова монастыря // Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 48-59.

32. Ганулич А.К. Слышен звон бубенцов издалека. М., 1990.

33. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. M.-JL, 1948.

34. Гарбузов Н.А. Музыкальная акустика. М., 1954. С. 52-59.

35. Гельмгольц Г. О физиологических принципах музыкальной гармонии. СПб., 1896.

36. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физическая основа для теории музыки. СПб., 1875.

37. Гиппиус Е.В. Ростовские колокольные звоны // Русское возрождение. 1998, №2. С. 233-241.

38. Голубинский Е. Колокольни и их архитектура (киевского или домонгольского периода) // История Русской Церкви. Т. 1,2. М., 1904. Репринт: М., 1997. С. 150-161, 339-341.

39. Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М, 1907.

40. Голубцов А. Чиновник Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908.

41. Голубцов А. Чиновник Нижегородского Преображенского собора. М., 1905.

42. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899.

43. Голубцов А. Чиновник Холмогорского Преображенского собора. М., 1903.

44. Голубцов С., протодиакон. Устав Троице-Сергиевой Лавры 1959 г. // Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. М., 1998, С. 154-176.

45. Горкина А.Н. Ритмика православного звона. М., 2002.

46. Горкина А.Н., Хадорич А.Б., Шариков В.Г. Звучание колоколов и время // Израилев А.А., прот. Труды, публикации, исследования. М., 2001. С. 756760.

47. Горкина А.Н., Чеботарев A.JI. О чем звонят колокола. М., 2002.

48. Горкина А.Н., Шариков В.Г. Израилев и настройка колоколов // Израилев А.А., прот. Труды, публикации, исследования. М., 2001. С. 756-760.

49. Гуляницкий Н.Ф. Колокол в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 36. М., 1988. С. 64-93.

50. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Т. 1. СПб. М., 1907. Репринт: М., 1994.

51. Днепров Э.Д. Обучение при Пушкарском Приказе // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. М„ 1989. С. 110-114.

52. Жильцов В.В. Да поможет Вам колокол ! СПб., 1996.53.3аварихин С.П. Валдай // Памятники Отечества. Вып. 2. М., 1990. С. 6976.

53. Записки звонаря. СПб., 1862.

54. Иванов Д., Никаноров А. Из опыта компьютерной обработки звука и создания музыкально-акустической базы данных о русских колоколах Северо-Запада России // Инструментоведение: молодая наука. СПб., 1998. С. 36-38.

55. Игнатьев Р. О древнем новгородском обряде бить в блюдо, билах и колоколах//Иллюстрация. Т.6. М., 1860. С. 371-375.

56. Израилев А.А., прот. Должен ли колокольный звон быть благозвучным? Должны ли колокола быть в согласии между собой? // Израилев А.А., прот. Труды, публикации, исследования. М., 2001. С. 99-102.

57. Израилев А.А., прот. Музыкально-акустические работы // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 41. Вып. 18. СПб., 1884. С. 58-72, таб. I-V.

58. Израилев А.А., прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884.

59. Ильин В.Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Русское возрождение. 1998, №2. С. 18-25.

60. Искусство колокольного звона // Учебное пособие для средних специальных учебных заведений Министерства культуры РФ. М., 1990.

61. Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI первой половины XVII в. // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118.

62. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 39-78.

63. Казанский П.С. О призыве к Богослужению в Восточной Церкви // Труды Первого археологического съезда в Москве. T.l. М., 1871. С. 301-318.

64. Калганов В. Колокольчики, бубенчики звенят. Записки коллекционера. М„ 2000.

65. Каровская Н.С. Феномен колокола в Русской культуре. Дисс. канд. культурологии. Ярославль, 2000.

66. Кирюхина В.А. Государев колокольный мастер Иван Фальк создатель колокола Церкви Святой Троицы в Никитниках // Государственный Исторический Музей. М., 1998. С. 65-73.

67. Клопов В.А. О синтезе колокольного тембра средствами оркестра // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. А.Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 146-152.

68. Кнаббе B.C. Литейное дело. Отливка изделий из чугуна, стали, железа, бронзы, латуни, цинка, свинца и олова // Библиотека промышленных знаний. Под ред. Д. Менделеева. Т.6, ч. 6. СПб., 1900. С. 209-226.

69. Колоколо-литейный завод П.И. Оловянишникова сыновей в Ярославле. Перечень покупателей колоколов от 1000 до 100 пудов. Ярославль, 1896.

70. Колокольно-литейный завод А.Д. Самгина. М., 1896.

71. Колокольно-литейный завод П.Н.Финляндского. М., 1896.

72. Кол окольные звоны // Практическое руководство для православных звонарей. Сост. Бочков. М., 1997.

73. Колокольный звон. Когда принесешь ты благую весть России? Сост. Десятерик В.И. М., 1999.

74. Кондрашина В.А. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 79-87.

75. Кондрашина В.А. Московская школа колокольного литья в русской культуре второй половины XVII в. Дисс. канд. культурологии. М., 2000.

76. Коновалов И.В. История российского колокольного звона в послереволюционном периоде // Русское возрождение. 1998, №2. С. 129-145.

77. Корсунский Н. Благовест. Изд. 3-е. Ярославль, 1887.

78. Красникова Т.Н. Музыкальная фактура и стиль. М., 1995.

79. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. М., 1989.

80. Лавров Д.В. Угличский ссыльный колокол. Углич, 1913.

81. Лапшин А.В. Опыт бронзового литья в русских традициях. Рыбинск, 2001.

82. Лебедев Л. Москва патриаршая. М., 1995.

83. Лер А. Проектирование качающихся и карильонных колоколов в прошлом и в настоящее время // Перевод с англ. яз. М., 2000.

84. Лобашков A.M. История ссыльного колокола. Ярославль, 1988.

85. Лоханский В.В. Русские колокольные звоны // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 18-27.

86. Лукьянов Р. Колокольный звон на Руси // Библейский сборник в память 1000-летия Крещения Руси. Джорданвилл, 1988. С. 522-543.

87. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1979.

88. Мазепус В.В. Акустические основания артикуляционной классификации тембров // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. С. 63 67.

89. Макаров М. На Даниловской колокольне. // Московский журнал. 1992, № 2. С. 44-49.

90. Макарова С.Е. Трубы, била и колокола как сакральные музыкальные инструменты (К символическому истолкованию «трубного гласа» и «звона»), // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 11-32.

91. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М., 1991.

92. Мансветов В.И. Колокола Московского Исторического Музея и их замечательные надписи. М., 1912. С. 20-26.

93. Мартынов А. Московские колокола // Русский архив. М., 1896 Репринт: М., 1994. С. 63-94.

94. Мартышин B.C. Колокольные звоны России // Библиотечка "В помощь художественной самодеятельности". Вып. 21. М., 1990.

95. Матвеев Н.В. Колокольные звоны // Хоровое пение. М., 1998. С. 265277.

96. Мишин В.В. Колокола России. М., 1995.

97. Можаровский А. Казанская старина. Нечто из церковной археологии города Чебоксар. Казань, 1881.

98. Музыка. Энциклопедический словарь. М., 1990.

99. Муравьев В. Московские слова и словечки. М., 1997. С. 142-172.

100. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

101. Немировский Е.Л. Андрей Чохов. М., 1982.

102. Неаполитанский А. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и в особенности праздничных служб в течение времени года, в 3-х частях. Изд. 11-е. М., 1907. Репринт: М., 1994.

103. Никаноров А.Б. Звонарский устав Оптиной Пустыни 1843 года // Наследие монастырской культуры. Вып. 1. СПб., 1997. С. 48-63.

104. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб, 2000.

105. Никаноров А.Б. Экспериментальное исследование звуковысотности старых русских колоколов // Инструментоведение: молодая наука. СПб., 1998. С. 52-54.

106. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Из опыта работы над проектом реконструкции колоколов и звонов Новгородского Юрьева монастыря // Прошлое Новгорода и новгородской земли. Новгород, 1993. С. 108-109.

107. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Опыт библиографии по русской кампанологии 1785 1940 гг. // Рукописные памятники. Вып. 5. Из истории музыкальной культуры. СПб, 1999. С. 178-213.

108. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Парный принцип в структуре колокольного набора Новгородского Юрьева монастыря // Вопросы инструментоведения. Вып. 2. СПб., 1995. С. 73 75.

109. Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Софийская звонница и современные проблемы русской кампанологии // Прошлое Новгорода и новгородской земли. Новгород, 1993. С. 165- 169.

110. Никаноровы А. и О. Колокола Новгорода // Чело. 1999, № 1. С. 77-83.

111. Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. Репринт: 1995. С. 29-42, 149-156.

112. Нюнин Б.Н. Колокола Храма Христа Спасителя // Русское возрождение. 1998, №2. С. 145-167.

113. Нюнин Б.Н. и др. Проектирование колоколов для реставрируемых звонниц // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2002, №12. С. 22-23.

114. Нюнин Б.Н. и др. Расчетно-экспериментальное исследование виброакустических характеристик старых русских колоколов // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб, 1999. С. 142-146.

115. Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 2-е. М., 1912.

116. Орбели И. Колокол с английскими орнаментальными мотивами 12-13 века // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т.20. Вып. 1. СПб., 1911. С. 23-39.

117. Орловский Ф. Сила благовеста. М., 1896.

118. Осокин С.П. Пурехское медно-литейное производство во второй половине XIX начале XX вв. // Памятники истории и этнографии Горьковской области. Горький, 1989. С. 15-31.

119. Отчет о разработке рекомендаций по оптимизации конструкции колокольни храма-часовни во имя Иконы Державной Божией Матери и схеме размещения колоколов на колокольне. М., 1994.

120. Оттогова Т. и др. Рождение музыкальных инструментов. JL, 1986.

121. Парфенов А., свящ. Чиновник Ростовского Успенского собора (конец XVII века) // Сообщения Ростовского музея. Вып. 9. Ростов, 1998. С. 200-218.

122. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М., 1990.

123. Переверзев Н.К. Исполнительская интонация. М., 1989г.

124. Петровский В.М. Школа звонаря. Архангельск, 1991.

125. Подчиненов Н.В. Устройство и установка железной конструкции для привеса колоколов на древней колокольне Московского Данилова монастыря. М., 1909.

126. Покровский A.M. О музыкальном значении звонниц // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 212-222.

127. Портнов М.А. Царь-пушка и Царь-колокол. М., 1980.

128. Привалов Н.И. Колокольный звон на Руси // Ежегодник императорских театров. Вып. 1. М., 1910. С. 21-45.

129. Пряхин Н. Колокольный звон. Достопримечательные колокола в России//Русский Паломник. 1886, №19. С. 170-172,181-184,195-198.

130. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. М., 1974.

131. Пухначев Ю.В. Колокол // Наше наследие. 1991, № 5. С. 5-20.

132. Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. М., 1897. Репринт: М., 1990. С. 288-320.

133. Пыляев М.И. Старая Москва. СПб., 1891. Репринт: М., 1997. С. 448454.

134. Пьянкова С. Колокольный звон и другие виды церковного искусства в модусе христианской этики // Кампан. 2002, №2. С. 51 54.

135. Пьянкова Т. Музыкально-филосовское осмысление звука колокола и колокольного звона на основе представлений К.К.Сараджева // Кампан. 2002, №2. С. 43 46.

136. Р.Д. Возвращение из Англии пленного монастырского колокола в Соловецкую обитель. М., 1913.

137. Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства. Дисс. докт. иск. М., 1998.

138. Pare Ю.Н. Методологические вопросы акустического анализа колокольных звонов // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 118-126.

139. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 1902. Репринт: М., 1995.

140. Рыбаков С.Г. А.В. Смагин. Один из представителей искусства церковного звона // Русская музыкальная газета. 1897, № 12. С. 720-726.

141. Рыбаков С.Г. Церковный звон в России (фрагменты) // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 176-197.

142. Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. СПб., 1896.

143. Самоучка-механик, изобретатель механического церковного звона // Вятские епархиальные ведомости. 1904, № 11. С. 680-682.

144. Сараджев К.К. «Музыка-колокол» // Русское возрождение. 1998, №2. С. 180-191.

145. Сараджев К.К. Колокол // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С.222-228.

146. Семенов А.И. Новгородские и Псковские литейщики XVI XVII веков // Сборник Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1928. С. 51-56.

147. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1910. Репринт: М., 1995. С. 5-11,48-50, 197, 240.

148. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей М., 1973.

149. Славянов Н.Г. О возможности исправления московского Царь-колокола. М., 1893.

150. Слободской С., прот. Закон божий. М., 1966. Репринт: М., 1993. С. 699711.

151. Смирнов В. Потонувшие колокола // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 29. Кострома, 1923. С. 1-4.

152. Смоленский С.В. Красный звон // Татевский сборник. СПб., 1899. С. 257-259.

153. Смоленский С.В. О колокольном звоне в России // Русская музыкальная газета. 1907, № 9-10. Стб. 264-296.

154. Соборная звонница Ростова Великого. Ростов, 1993.

155. Спиридонов JI.C. Колокола и их история // Церковь. 1912, № 40. С. 964966.

156. Список колоколов весом более 100 пудов, отлитых с 1870 по 1905 г., и весом более 20 пудов, с 1905 по 1912 г., на заводе Тов-ства П.И. Оловянишникова С-вья в Ярославле. М., 1912.

157. Стретт Дж. В. (Лорд Рэлей) Теория звука. Т. 1, 2. М., 1955.

158. Субботин А. Колокольное производство // Историко-статистический обзор промышленности России. Т. 2. СПб., 1886. С. 30-34.

159. Сулоцкий А., прот. Замечательные по Сибири колокола. Омск, 1869.

160. СухманМ.М. Иностранцы о древней Москве. М., 1991.

161. Теофил, монах. Записка о разных искусствах // Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и регистрации музейных художественных ценностей. Сообщение № 7. М., 1963. С. 66-73, 154-177.

162. Тизик К., свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде (описание колокольни). Ревель, 1900. С. 60-65.

163. Типикон (Устав Богослужения Русской Православной Церкви). Репринт: М., 1997.

164. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк о колоколах // Материалы 7-го съезда археологов в Ярославле. Вып. 2. Ярославль, 1887. С. 14-36.

165. Тосин С.Г. Колокола и звоны России. Новосибирск, 1998.

166. Тосин С.Г. О профессионализме в искусстве русского колокольного звона // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 55-62.

167. Тосин С.Г. Основные аспекты изучения русского колокольного звона как явления музыкального искусства // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 7-16.

168. Тосин С.Г. Размещение колоколов традиционной русской звонницы // Вопросы инструмеНтоведения. СПб., 1997. С. 99-100.

169. Тосин С.Г. Русская звонница: конструктивные особенности и вопросы исполнительства. Дисс. канд. иск. Новосибирск, 2001.

170. Ульянич B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве. Дисс. канд.иск. М., 1997.

171. Устав благовеста к церковному пению и о колокольной фамилии // Древняя Российская вивлиофика. Ч. 11. СПб., 1789. С.197, 254.

172. Устав церковного звона. М., 2002.

173. Устав церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе (около 1634 г.) // Русская историческая библиотека, издаваемая Археологическою комиссиею. Т. 3. СПб., 1876. С. 1-156.

174. Устинов А. Компьютерное моделирование исполнительских приемов выразительности // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. С. 46 49.

175. Финдейзен Н. Экспонаты колокольных заводов // Русская музыкальная газета. 1896, №9. С. 1018-1020.

176. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.

177. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1,2,3. М., 1995.

178. Цветаева А.И., Сараджев Н.К. Мастер волшебного звона. М., 1988.

179. Чудинова И.А. Колокольный звон в церковном уставе. Школа литургического музыкознания // София. 2000, № 1. С. 20-22.

180. Чудинова И.А. Пение, звоны, ритуал. Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга. СПб., 1994.

181. Шамнэ A.M. О принципах анализа звуковысотных изменений в песнопениях знаменного распева // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. С. 80 -84.

182. Шариков В.Г. и др. Практическое руководство для звонарей православных храмов. М., 1997.

183. Шариков В.Г., Жихарев А.И., Маркелов П.Г. Использование бил в православном звоне. М., 1996.

184. Шатов А.И. О колоколах Русской Православной Церкви. // Русское возрождение. 1998, №2. С. 167-178.

185. Шашкина Т.Б. Модульный метод колокололитейного ремесла. // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 216-237.

186. Шашкина Т.Б., Галибин В.А. Памятники древнерусского колокольного литья (результаты химико-аналитического исследования) // Советская археология. М., 1986. С. 236- 242.

187. Шашкина Т.Б., Кондрашина В.А. Секреты колокольного мастерства // Природа. 1981, № 8. С. 78-87.

188. Шик М. Колокольня и колокола // Троице-Сергиевская лавра. Сергиев Посад, 1919. С. 144-155.

189. Эйзен И. Колокол. Исторический обзор по поводу его 1500-летия // Ежемесячные литературные приложения при журнале "Нива". СПб., 1894.

190. Ярешко А.С. и др. Искусство колокольного звона. Программа факультатива для музыкальных училищ. М., 1990.

191. Ярешко А.С. Влияние колокольных звонов на особенности колорита в творчестве русских композиторов // Традиции русской музыки XVII-XIX веков. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 38. М., 1978. С. 47-65.

192. Ярешко А.С. Колокольные звоны инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества // История русской и советской музыки. Вып. 3. М., 1978. С. 36-73.

193. Ярешко А.С. Колокольные звоны один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов. Дисс. канд.иск. М., 1996.

194. Ярешко А.С. Колокольные звоны России. М., 1992.

195. Ярешко А.С. Музыка колокольных звонов в творчестве русских композиторов второй половины XIX века: П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский -Корсаков // П.И. Чайковский: Вопросы истории стиля. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 108. М., 1989. С. 90-114.

196. Ярешко А.С. Русские колокольные звоны. История, анализ, перспективы развития // Искусство колокольного звона. Материалы к курсу по специальности №21.03 Духовые и ударные инструменты. М., 1990. С. 77 -137.

197. Ярешко А.С. Русь звонная: традиции и возрождение // Русское возрождение. 1998, №2. С. 52-63.

198. Ярешко А.С. Творчество А.Н.Скрябина и русские колокольные звоны // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 38-61.

199. Яхнин Л.Л. Колокола. М., 1993.

200. Elphick G. The craft of the bellfounder. London, 1988.

201. Van Heuven E.W. Acoustical Measurements on Church Bells and Carillons. Amsterdam, 1949.

202. Georg Houl. Meter in music, 1600-1800. New York, 1987.

203. Jennings T.S. Bellfounding. London, 1992.

204. Lehr A. The art of the carillon in the low countries. Netherlands, 1991.

205. Lehr A. The designing of swinging bells and carillon bells in the past and present. Netherlands, 1987.

206. Lehr A. Partial groups in the bell sound // The jornal of the Acoustical Society of America. 1986, №6. P. 2000-2011.

207. Lehr A. Statistical inthestigation of historical swinging bells in West Europe // International journal on Acoustics. 1991, vol. 74.

208. Longridge J. Condacting and coursing order. London, 1989.

209. Price P. Bells and man. New York, 1983.

210. Williams E.V. The bells of Russia. History and tehnology. New York, 1985.