автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Абуладзе, Дареджани Гивиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абуладзе, Дареджани Гивиевна

Введение

Глава 1. Логико-методологические основы исследования национального самосознания

Глава 2. Национальное самосознание: сущность, структура и социальная роль

§ 1. Исторические предпосылки формирования национального самосознания

§ 2. Сущность национального самосознания, его структура и социальная роль

Глава 3. Противоречия национального самосознания, их регулирование и разрешение.

§ 1. Тенденции современного общественного развития и противоречия национального самосознания

§ 2. Регулирование и разрешение противоречий

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Абуладзе, Дареджани Гивиевна

Актуальность исследования. Общественные преобразования в России выявили скрытые мотивы напряжённости в национальных отношениях, усилились тенденции сепаратизма, возникла угроза распада государства. Чрезвычайно актуальной стала проблема сохранения целостности многонационального, многоэтничного общества, обновления национальной политики государства, совершенствования практики регулирования национальных отношений. Несмотря на принятие в июне 1996 года Концепции национальной политики, государство практически не претворяет в жизнь её идеи, не имеет для этого соответствующих властных механизмов. Недостаточное внимание к проблеме национальных отношений в СССР и России в последние десятилетия стало своеобразной традицией. Это одна из важнейших причин того, что после распада СССР Россия не смогла остановить дезинтеграционные процессы. И сейчас не спадает напряжённость в отношениях между центром и национально-государственными образованиями, другими субъектами Российской Федерации.

Своевременному и оптимальному решению национальных проблем мешали недооценка роли национального фактора в жизни общества, стремление объяснить сложную сферу национальных отношений с позиций классового детерминизма, выдать желаемое в развитии наций, их отношений и перспектив за действительное. Но как показала практика национальный фактор играет значительную социальную роль, он оказывает большое, нередко определяющее влияние на различные социальные субъекты (классы, партии, движения и т.д.)/ на их сознание и поведение.

В национальных процессах велика роль национального самосознания. Значительный его рост, своеобразный «этнический ренессанс» привёл в ряде регионов к усилению националистических настроений, обострению отношений некоторых национально-государственных образований с федеральной властью, к выдвижению требований о предоставлении им более высокого, привилегированного по сравнению с другими субъектами федерации статуса и даже о выходе из России и образовании самостоятельного государства - субъекта международного права (Чечня) . Из этого следует, что национальное самосознание требует постоянного внимания учённых и практиков и является весьма актуальной проблемой.

Между тем в отечественной философии и общественно-политической мысли вопросам национального сознания и самосознания до недавнего времени не уделялось должного внимания. Исследовалось главным образом общественное сознание, и это легко объяснимо: в марксистско-ленинской парадигме главными субъектами исторического процесса считаются социальные классы, а все другие элементы социальной структуры, их сознание - второстепенными.

Необходимость глубокого анализа национального самосознания подчёркивается и тем обстоятельством, что сложные процессы в сфере национальных отношений и национального сознания происходят не только в России, но и в странах СНГ, Югославии, Чехословакии, Великобритании, Испании, Канаде и ряде других государств.

Степень разработанности проблемы: В философской литературе проблемам, связанным с историческими формами общности людей отведено одно из ведущих мест.

К вопросу о делении человеческих общностей люди обратились уже в глубокой древности. Первыми источниками можно считать Веды и Упанишады, разделявшие людей по желанию богов, а также древние античные мифы и легенды, которые описывают уже различия общностей. Первые научные разработки принадлежат Гиппократу, Аристотелю, Тациту, Страбо-ну и другим мыслителям древности.

С развитием капиталистических отношений и возникновением новых форм общностей, их осмысление получило новый виток в трудах Монтескье Ш. и Гердера Г. и имело натуралистический характер. Идеалистическая и этатистская трактовка понятия «нация» содержится в трудах немецких классиков - Фихте И.Г., Канта И., Гегеля Г.В. и др.

Развитие материальных основ капитализма с неизбежностью привело к развитию естественных наук, следствием чего стало появление в XYIII веке различных биологизатор-ских школ, суть учения которых состояла в переносе законов эволюции животного мира на человеческие социумы. Наиболее яркие представители - Штейнталь М. и Лацариус С. и Вундт В. - создатель науки этнопсихологии.

Всплеск интереса к национальному вопросу происходит с возникновением и развитием идей социал-демократии, наиболее яркие их представители становятся теоретиками нацио-логии. В работах Реннера К., Бауэра О., Житловского X., Каутского К. и др. нации однозначно определяются как эт-но-нации.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса получил обоснование экономический принцип интеграции человеческого сообщества - складывание единого рынка.

В работах Ленина и Сталина на первый план были выдвинуты классовые принципы, а не национальные, что на долгие годы поставило отечественную нациологию в зависимость от сталинской дефиниции нации. В связи с этим вопросам национального сознания, а следовательно и самосознания практически не уделялось внимания.

В середине 60-х годов теория наций и национальных отношений получает дальнейшую разработку. Одни считали важнейшим признаком нации наряду с другими национальное самосознание ( Рогачёв П.М., Свердлин М.А., Джунусов М.С., Калтахчян С.Т., Мнацаканян М.О., Козлов Р.И., польские учёные Вятр Е., Вапиньский Р., Ковальский Ю., Яблоньский Г. и др.), другие - государственность (Семёнов П.Т., Вятр Е. ) .

В конце 80-х и 90-х годах в связи с развитием дезин-теграционных процессов в некоторых работах проявилась тенденция отказа от дефиниции «нация» вообще, и объектами исследования стали этносы и этнонациональности, определяемые как совокупности людей одной национальности. (Габдулин И.Р., Дильман А.А., Зарипов А.Я., Иванов Г.А., Ильинич Т.А., Молдобаева К.К., Муталимов А.Э., На-псо М.Д., Тухватуллин М.Н. и др.).

Комплексное исследование проблемы наций и этносов проводят Дробижева JI.M., Кучуков М.М., Мухамметбердыев О.Б., Овлякулиев Ё., Чеснокова И.И. и др.

Новые подходы в исследовании этногенеза и нацие-строительства представлены в работах Гумилёва JI.H., Иордана М.В., Межуева В.М., Тишкова В.А., Сулимовой Т. С., Файзуллина Ф.С., и др.

Условия формирования национального сознания, его связь с другими характеристиками нации обстоятельно рассмотрены в работах Дашдамирова А.Ф., Джандильдина Н.Д., Деркача А. А, Крысько В.Г., Журавлёва Вит.В., Сулимовой Т.С., Чистова К.В. и др.

Вопросы национального самосознания главным образом его структурирования рассматриваются в работах Арутюняна Ю.М., Дробижевой JI.M., Уледова А.К., Бороноева А.О., За-рипова A.M., Напсо М.Д., Нигоматуллиной Р., Исламшиной Т.Г., Эфендиева Ф.С. и др.

В публикациях Хабибуллина К.Н., Кучукова М.М., Тору-кало В.П. и др. анализируются функции этнического и национального самосознания.

Однако, рассматривая национальное самосознание как один из элементов общественного сознания или часть сознания общества, большинство исследователей осуществляет простейшую экстраполяцию личностного самосознания на уровень общности. Очень часто национальное сознание и самосознание не разграничиваются. Констатируя наличие теоретического и обыденного самосознания, авторы работ не рассматривают вопрос о том, как проявляют себя структурные элементы национального самосознания на этих уровнях. Практически не изучен вопрос о бессознательном в национальном самосознании, его влиянии на различные элементы самосознания нации. Главный недостаток в исследованиях состоит в том, что, рассматривая отдельные элементы национального самосознания, авторы часто упускают из виду его целостность.

В последнее время стали появляться работы в которых исследуются межнациональные конфликты (Волков В.К., Гу-богло М.Н., Дробот Г.А., Петров Н.В., Тишков В.А. и др.). Но практически нет работ, в которых бы анализировались противоречия национального самосознания на доконфликтном уровне. Мало уделяется внимания анализу их источников, формам проявления, способов сознательного воздействия на их развитие и разрешение. Все эти проблемы если и рассматриваются, то в основном в связи с национализмом. (См. работы Геллнера Э., Сулимовой Т.С., Торукало В.П., Хесли В. J1., Яковенко И. Г., Ян Э. и др.).

Важным подспорьем в исследовании противоречий национального самосознания явились работы Глезермана Г.Е., Джунусова М.С., Загладина В.В., Красина Ю.А., Хорина И.С. и др., в которых раскрывается содержание и функционирование социальных противоречий.

Объектом нашего исследования является национальное самосознание как сложный специфический элемент общественного (национального) сознания.

Предметом исследования является сущность, структура, социальная роль и противоречия национального самосознания .

Цель и задача исследования. Целью исследования является социально-философский анализ сущности, структуры, противоречий национального самосознания, его роли в становлении, функционировании и развитии наций. Для реализации этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи: определить основные логико-методологические подходы к исследованию национального самосознания; раскрыть сущность, вычленить наиболее значимые элементы национального самосознания как сложного системного образования; исследовать диалектику национального сознания и национального самосознания, выявить роль самосознания в процессе формирования, функционирования и развития нации; на основе анализа основных тенденций общественного развития выявить источники формирования противоречий национального самосознания, осуществить их классификацию, рассмотреть методы сознательного воздействия на них. сформулировать предложения по совершенствованию деятельности государства в сфере национальных отношений, отражающихся в национальном самосознании

Теоретическая и методологическая база исследования. Рассматривая национальное самосознание как сложное системное образование, мы опирались на непосредственно связанные с темой исследования философские категории ( сознание, самосознание и др.), а также философские принципы всеобщей связи и развития, историзма, системности, объективности, противоречивости бытия и сознания.

Поскольку проблема национального самосознания носит междисциплинарный и полидисциплинарный характер, были использованы материалы из истории, этнографии, этнопсихологии, психологии.

Источниковедческую базу составили - тексты Вед и Упа-нишад, мифы народов мира, летописи, легенды, сказания, труды классиков: Аристотеля, Тацита, Страбона, Монтескье,

Гердера, Фихте, Гегеля, Маркса, Энгельса, Лебона, Шпета, Юнга и др.

Были использованы также многочисленные монографии, статьи, публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных анализу человеческих общностей.

Информационной базой, на которой строился анализ, стали статистические данные, документы правительства, Конституции и Законы республик, определяющих национальные отношения, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в том, что: на основе принципа историзма осуществлён авторский анализ становления и развития социально-этнических общностей и их отражения в социально-философской и общественно-политической мысли; разводятся понятия «духовная жизнь нации», «национальное сознание» и «национальное самосознание», анализируется диалектика их взаимосвязи; углубляется понимание сущности, содержания и элементного состава национального самосознания, его социальной роли; обосновывается идея о том, что стержнем и результирующим элементом национального самосознания является национальная самоидентификация, а знания и их адекватная интерпретация - условием его уравновешивания, стабилизации; проводится и аргументируется мысль, что в условиях развивающихся интеграционных процессов, усиления связей и взаимопроникновения наций национальное самосознание и включает в себя сознание своей принадлежности к национальной, донациональной и наднациональной общностям; ■ впервые исследуются противоречия национального самосознания, осуществляется их классификация, анализируются методы сознательного регулирования и разрешения противоречий .

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что исследование национального самосознания позволяет глубже понять приррду этого явления, его роль в становлении и наций и наднациональных человеческих общностей. Полученные результаты могут стимулировать дальнейшую теоретическую разработку проблем национального самосознания, а также быть использованными при разработке спецкурсов, изучении определённых тем в курсе философии и политологии.

Содержащиеся в диссертации идеи, выводы и рекомендации могут найти применение в деятельности структур власти различного уровня, политических партий и общественных движений по управлению противоречиями национального самосознания и их разрешению.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях, докладывались на методологических семинарах (1994г) и Республиканской научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вклад народов Якутии в победу над фашизмом» в г. Нерюнгри (1995г). Диссертация обсуждалась на кафедре социальной и политической философии Института Молодёжи (г. Москвы). Материалы исследования были использованы автором в процессе преподавания курсов философии и политологии в Нерюнгринском филиале Якутского Государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия"

Заключение.

Осуществлённый в нашей работе анализ истории и современного состояния исследований человеческих общностей, сущности, структуры и противоречий национального самосознания позволил прийти к следующим выводам.

1. Содержание исследований этнических и национальных процессов и явлений находятся в прямой зависимости от теоретико - методологических принципов, политических интересов, конкретной исторической ситуации и этнической практики. Так как многие государства Восточной Европы и Россия исторически были полиэтническими образованиями, представленными стоявшими на разных уровнях развития общностями, то именно здесь возникает и получает развитие идея о взаимосвязи способа производства с конкретной формой этноса. В государствах Западной Европы и Америки получила развитие идея этничности. Причём оба подхода неприемлемы для объяснения этнических процессов, происходящих на Востоке. При всей своей многоэтничности восточные общества строятся на основе патернализма, поэтому здесь приходится иметь дело с различными формами клановости, основанными на территориальном, кровнородственном, религиозном и т.д. принципах.

Основные понятия современной теории этносов - род, племя, народность, нация, народ, национальность, этносоциальный организм, этникос, суперэтнос и т.д. являются полисемантичными и в них вкладывается различное, а нередко и противоположное содержание.

2. Нации возникают, когда формируются определённые виды связей в социуме, вызываемые становлением товарного способа производства, когда этнические черты отступают перед нивелирующими социальными. Нации, пройдя более чем двухсотлетний путь, несут в себе объективно сформированные историческим развитием новые признаки. Современные нации - это прежде всего надбиологические, социо - культурные, политические, полиэтнические образования, объединённые национальным самосознанием.

3. Национальное сознание в наиболее общем виде предстаёт как интегративное единство сложных подсистем - национального самосознания, национального чувства и национального характера. Национальное самосознание включает в себя все осознаваемые элементы сознания, которые содержат рефлексивные, аксиологические моменты бытия нации, функционирующие благодаря свойству интенциональности (направленности) сознания.

4. Национальное самосознание - сложное, многоуровневое образование, в котором можно выделить теоретический и эмпирический уровни отражения бытия нации, и следующие наиболее важные элементы: национальная самоидентификация, национальные знания и представления, автостереотипы и стереотипы, историческая память, система национальных ценностей, которая включает в себя национальные идеалы и нормы, национальные потребности и интересы, национальные традиции.

5. Национальное самосознание проявляется через его носителей, т.е. индивидов, составляющих общность. Стержнем национального самосознания мы считаем национальную самоидентификацию как результирующий элемент системы, а ядром - национальные знания и их адекватную интерпретацию, которые служат основой национальной самоидентификации. Национальное самосознание как сложное духовное образование формируется под воздействием сознательного и бессознательного в духовности нации.

6. Развитие национальной общности находится в прямой зависимости от формирования национального самосознания. Национальное самосознание внутренне присуще нации, это её атрибут. Наряду с воздействием государства он является одним из важнейших факторов процесса нацие-строительства.

Самосознание может иметь разную степень осознания единства и выполняет многочисленные функции: приспособительную, защитную, ценностно-экспрессивную, познавательную, самоконтроля, стабилизирующую, воспроизводящую, регламентирующую, социализирующую и конституирующую как главную среди них.

7. Национальное самосознание, отражая неоднородность бытия национальной общности (пережитки предыдущих форм этнических образований, зачатки общностей более высокого порядка), объективно включает в себя три основных момента : собственно национальное самосознание; национальное самосознание с элементами осознания принадлежности к более узкому(предшествующему нации) социуму; национальное самосознание с элементами осознания принадлежности к более широкой общности;

Эти моменты вызваны общемировыми тенденциями интеграции и дезинтеграции человеческих общностей.

8. Национальное самосознание как сложная система содержит в себе противоречия, они существуют в различных формах. Причиной этих противоречий является более или менее адекватное осознание противоречивых явлений национального бытия.

В целях более глубокого познания противоречий национального самосознания мы осуществили их классификацию, выделили следующие основные их виды или типы (названия условные): противоречия собственно национального самосознания, вызванные неоднородностью социально-групповой структуры общества, которые включают в себя, в частности, противоречия осознания отношений между государственно организованными отношениями, внутренние противоречия национального самосознания «элиты», между частью «элиты» и большинством нации, межпоколенческие противоречия; противоречия наднационального самосознания, связанные с осознанием принадлежности и к нации и к формирующейся более широкой общности; противоречия преднационального (или донационального) самосознания, связанные с осознанием принадлежности к нации и включённости в систему донациональных форм человеческих общностей; противоречия межнационального самосознания, как осознание процессов взаимодействия «мы»(моя нация) и «они»(другая нация) в рамках единого многонационального государства.

9. Возможно сознательное воздействие на противоречия национального самосознания, которое включает в себя следующие наиболее целесообразные методы: а)предупреждение их возникновения и обострения; б)управление ими, включая сознательное соединение противоположностей; г)разрешение.

10. Современная общемировая тенденция - возрастание роли государства в формировании национальных и межнациональных отношений. Научно-обоснованная национальная политика государства - мощный фактор становления осознанного единства социума, регулятор противоречий национальной жизни и национального самосознания.

Главное для современных государств - утверждение приоритета общенациональных интересов над специфическими национальными .

Разрешение государственных национальных коллизий надо вести только путём переговоров, основанных на принципах компромисса, взаимных уступок, договорённостей и т.д., так как ни одна попытка решить национальную проблему военными методами нигде в мире не увенчалась успехом, а только привела к многочисленным жертвам и затягиванию её решения.

Серьёзного внимания требует пересмотр структуры нашего государства, построенного ныне на взаимно противоречащих друг другу принципах - этно - территориальном и административно - территориальном. Даже при сопротивлении национальных образований необходимо постепенное создание и внедрение для страны единой экономической системы, элементами которой станут интернациональные структурные экономические образования.

 

Список научной литературыАбуладзе, Дареджани Гивиевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. 50/50 : Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. Ферро и Ю. Афанасьева. М., 1989. - 560 с.

2. Автандилян Е.А. Эдвард Уилсон./ В кн.: Современная американская социология. М., 1994. - С.274-289.

3. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала, 1965.

4. Агаев А. Г. Нациология: проблемы конституирования.// Философские науки, № 5, 1991. С.66-70.

5. Агаев А.Г. Нация, её сущность и самосознание. // Вопросы философии, № 7, 1967. С.87-104.

6. Агаев А.Г. Теория нации в тисках схоластического догматизма. // Социально-политические науки, № 12, 1990. -С.26-34.

7. Американская социологическая мысль : тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. - 496 с.

8. Ананченко Н.П. От нации к интернациональной общности людей. // Вопросы истории, № 3, 1967. С.82-96.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. -432с.

10. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии).// Вопросы философии, № 2, 1996.- С. 82-90.

11. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики. / В кн.: Исследования по общей этнографии./ Под общ. ред. Бромлея Ю.В. М., 197 9. - С. 24-60.

12. Арутюнян Ю.А. Социально-культурное развитие и национальное самосознание.// Социологические исследования, № 7, 1990.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

14. Баграмов Э.А. Национальные проблемы в современных условиях. Киев, 1989.

15. Балхов Д. Развитие национального самосознания народных масс в условиях перехода от докапиталиситических отношений к социализму. М., 1972.

16. Барсегов Ю.Г. Народ нагорного Карабаха субъект права на самоопределение. - М., 1993. - 56 с.

17. Барсегов Ю.Г. Обязательная сила права народов на самоопределение и средства его обеспечения. М., 1993. -33 с.

18. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М., 1993. - 41 с.

19. Барулин B.C. Социальная философия./Уч.пос. в 2-х ч. М., 1993.

20. Бауэр О. Национальной вопрос и социал-демократия. -С.Петербург, 1909. 600 с.

21. Белоусов В.Г. Русский менталитет.// Вопросы философии, № 5, 1996.- С.189 195.

22. Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. 239с.

23. Бергсон А. Два источника морали и религии. М. 1994. - 384 с.

24. Бердяев Н.А. О современном национализме .//Философские науки, № 3, 1991. С. 99-104.

25. Бердяев Н.А. Самопознание(опыт философской автобиографии) .-М.,1990.-336с.

26. Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений. // Вопросы социологии, Т. 2, № 2, 1992. С.106 122.

27. Бжезинский 3. Большой провал. Агония коммунизма. / В кн.: Квинтэссенция: филос. альманах. М., 1990.1. С.256 277.

28. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.И. Системный подход в современной науке./В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.- С. 37-39.

29. Блумер Г. Коллективное поведение./ В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. - С.168 - 214.

30. Боронев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. -СПб., 1994.

31. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988. - 208 с.

32. Бромлей Ю.В. Основные разновидности национальных общностей (понятийно-терминологические аспекты). // Научный коммунизм, № 1, 1990. С.29-39.

33. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

34. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы : теория, история, современность. М., 1987. - 333с.

35. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1989.

36. Бурмистрова Т.Ю. Теория социалистических наций. Л., 1970.

37. Васильев Л.С. История востока./ Уч-к в 2-х томах. -М.,1993.

38. Васильев Л.С., Стучевский И.А. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. // Вопросы истории, № 5, 1966. С. 77-90.

39. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. Е.В. Попова. М., 1995. - 336 с.

40. Введение в философию. М., 1989.

41. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Москва-Киев, 1994. - 656 с.

42. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск, 1994. - 144с.

43. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. М., 1997.

44. Вундт В. Психология народов./ В 10-и т. СПб., 1902 .

45. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.,1990. - 240 с.

46. Гаркавец А.Н. Принципы национальной политики и языкового строительства. Алма-Ата, 1990.

47. Гарнцев М.А. Проблема самосознания западноевропейской философии. М., 1987.

48. Геллнер Э. Нации и национализм. // Вопросы философии, № 7, 1989. С. 119 131.

49. Гертц Ф. Социализм и национальный вопрос.// В сб-ке: Задачи социалистической культуры. СПб., 1907.

50. Грачёв А.А. К истории формирования взглядов на предмет этнопсихологии.// В кн.: Вопросы истории общей и прикладной психологии. Ростов-на-Дону, 1978.

51. Гумилёв JT.H. Письмо в редакцию.// Вопросы философии, № 5, 1989. С. 157-160.

52. Гумилёв JI.H. Этнос: мифы и реальность.// Дружба народов, № 10, 1988. С.218-231.

53. Гумилёв JI.H. Этносфера. М., 1991.

54. Гумилёв JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к их изучению.// Социс, № 1, 1992.

55. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М., 1982. - 312 с.

56. Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Киев, 1969.

57. Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология./ Уч.пособие. Ч. 2 М., 1992. - 200 с.

58. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1972.

59. Джунусов М. Мы самые, самые ./ Жизнь национальностей, 1993, № 5-6. С. 48 - 52.

60. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей. // Вопросы истории, № 4, 1966. С.16-30.

61. Диагностика и прогнозирование социально-экономических процессов (Материалы международной конференции) . Киев, 1993. - 162 с.

62. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. Социальная психология и общественная практика. М., 1985.

63. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995. - 352с.

64. Житловский X. Социализм и национальный вопрос. Киев-Петербург, 1906. - 120 с.

65. Жорницкая М. Юкагиры. / Жизнь национальностей., 1993, № 5-6. С.24-26.

66. Журавлёв Вит. В. Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания. М., 1961.

67. Журавлёв Вит.В. Проблемы духовной жизни общества. -Ростов-на-Дону, 1972. 144 с.

68. Журавлёв Вит.В. Политический процесс и динамика общественного сознания в странах СНГ.// В кн.: Диагностика и прогнозирование социально-экономических процессов.- Киев, 1993. С.44-52.

69. Журавлёв Вит.В. Социальная память и историческое сознание. // В сб.: Историческое сознание: разбегающиеся смыслы. М., 1997. - С. 37-42.

70. Журавлёва Е.С. Буддизм древнейшая мировая религия.- М., 1994.

71. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика. // ОНС, № 7, 1997.

72. Зюганов Г. А. Самое трудное. Национальный вопрос в современной России. Проблемы и подходы.// Советская Россия, 1998, от 12 февраля.

73. Иванов А.В. Уровни русского самосознания.//Соц.-полит, исслед. М., 1993. - № 6. - С.56-63.

74. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации.(теория диаспоры) М., 1994. 168 с.

75. Ильинский И.М. Куда идти России. М., 1995. 128с.

76. Иноземцев B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения.// Вопросы философии, № 10, 1997. С. 29-44.

77. Исламшина Т.Г. Возвращение утраченного. Диалог о национальном. Казань, 1991,- 120 с.

78. Исследования по общей этнографии./Под общ. ред. Бромлея Ю.В. М., 1979. - 277с.

79. Историческое сознание: разбегающиеся смыслы.// Сборник научных статей. М., 1997. - 174 с.

80. История политических и правовых учений. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1983. - 718 с.

81. Исупов П.П. Исторические знания и национальное самосознание молодёжи: проблемы взаимосвязи. // В сб.: Историческое сознание: разбегающиеся смыслы. М., 1997. - С.75-80.

82. Калтахчян С.Т. Исторические формы общности людей. -М., 1966. 56 с.

83. Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии «нация». // Вопросы истории, № б,1966. С. 24-43.

84. Калтахчян С.Т., Холонина З.М. Дискуссия о нации и государстве.// Вопросы истории, № 5, 1967. С.187-193.

85. Капустин Б. Г. «Национальный интерес» как консервативная утопия.// Свободная мысль, № 3, 1996. С. 13 -29.

86. Карсавин Л.П. Основы политики./ Россия между Европой и Азией: Европейский соблазн. М., 1993.

87. Категории исторического материализма / ред.кол. Н.И. Дряхлов и др. М., 1980. - 351 с.

88. Каутский К. Борьба национальностей и государственное право в Австрии. Киев, 1906. - 32 с.

89. Квинтэссенция : философский альманах. / Сост. В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990. - 447 с.

90. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

91. Кирилова Е.А. Необходимый момент в истории русского самосознания(философско-историческая концепция)// Вестник МГУ, философия, № 5, 1990.

92. Князев JI.H. О понятии «национальное самосознание».// Учёные записки, Вып. 16 Ижевск, 1968. - С.145-163.

93. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации.// Вопросы истории, № 1, 1967. С.88-99.

94. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса)./ В кн.: Исследования по общей этнографии/ Под общ. ред. Бромлея Ю.В. М., 1979. - С. 5-23.

95. Кон И.С. К проблеме национального характера.//В кн.: История и психология. Под ред. Б.Ф.Поршнева и Л.И.Анцыферова. М., 1971. - С. 122-158.

96. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей.// В кн.: Социальная психология. Краткий очерк. -М.,1975. С.141-153.

97. Кочура В.Н. Общественное сознание: состояние и тенденции развития. // В кн.: Диагностика и прогнозирование социально-экономических процессов . Киев, 1993. -С.91-98.

98. Красин Ю.А. Национальные интересы : миф или реальность? // Свободная мысль, № 3, 1996. С. 3 -12.

99. Крапивеньский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

100. Круглый стол: «Философские проблемы теории и практики национальный отношений при социализме».// Вопросы философии, № 9, 1988.

101. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология./ Теория и методология. Ч. 1. М., 1992. - 142 с.

102. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII начала XIX века. - М., 1989. - 480 с.

103. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск,1992. 80 с.

104. Кули Ч. Первичные группы. / В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. - С.330 - 334.

105. Культура. Политика. Молодёжь./ Сб-к научных статей. М., 1995. - 154 с.10 6. Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик, 1992. - 232 с.

106. Лашук Л.П. О формах донациональных этнических связей.// Вопросы истории, № 4, 1967. - С. 77-92.

107. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: 1995. -314 с.

108. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: 1996. 544с.

109. Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 188 - 193.

110. Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа). Нижний Новгород, 1993.

111. Левяш И.Я. Культурология.// Курс лекций. Минск, 1998. - 543 с.

112. Лихачёв Д. С. О национальном характере русских.// Вопросы философии, № 4, 1990. С.3-6.

113. Лобанова А.С. Групповой эгоизм как социальное явление.// В кн.: Диагностика и прогнозирование социально-экономических процессов. Киев, 1993. - С.156-158.

114. Магнус-Салинский B.C., Шептулин А.П. Рецензии и аннотации: В. В. Лузгин. Становление самосознания в процессе антропосоциогенеза. Казань, 1989. - 81 с.// Философские науки, № 12, 1990. - С.113-114.

115. Макайвер Р. Реальность социальной эволюции. / В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. -С.78 - 93.

116. Маркс К. К критике политической экономии./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 13. С.1-167.

117. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей)./Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12. С.709 - 738.

118. Маркс К. Письмо из «Deutsch Franzosische Jahrbu-cher»./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1. -С.371 - 381.

119. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд., т.З. С. 7 - 544.

121. Маркузе Г. Одномерный человек. / В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. - С.121 - 14 6.

122. Мартьянов Е.Д. Некоторые проблемы этносоциологии. // В кн.: Диагностика и прогнозирование социально-экономических процессов. Киев, 1993. - С.136-141.

123. Матвеева С.Я. Возможность нации-государства в России: попытка либеральной интервенции.// Полис, № 1, 1996.

124. Мильдон В.И. Природа и культура(опыт философской безнадёжности).// Вопросы философии, № 12, 1996.1. С.62-74.

125. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М., 1988. 251 с.12 9. Мнацаканян М.О. Нация и национальная государственность.// Вопросы истории, № 9, 1966. С.27-36.

126. Молдобаев К.К. Этносоциальная память в контексте социально-политического развития народов в постсоветский период. СПб., 1994. - 29 с.

127. Московичи С. От коллективных представлений к социальным. // Вопросы социологии, Т. 2, № 2, 1992. С.83- 97.

128. Мухамметбердыев О.Б. Национальное самосознание: (Социо-психол. анализ). М., 1992. - 139 с.

129. Назарчук А.В. Индивид, государство и общество в немецкой и англо-американской социально-философской традиции. (Попытка методологического анализа).//Вестник МГУ, Философия, № 2, 1997. С.106-111.

130. Народонаселение. / Энциклопедический словарь. М., 1994. - 640 с.

131. Научный коммунизм: Учеб. пособие для вузов. / Ануфриев Е.А., Бесмтужев-Лада И.В., Богина Е.Л. М., 1988.- 463 с.

132. Национальный интерес(круглый стол).// Полис. 1995. №1.

133. Необычайные прогнозы.//Известия, 1992, № 13. С.9.

134. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. -147 с.

135. Новохатько А.Г., Михайлов Ф.г. Общественное сознание и самосознание индивида.// Вопросы философии, № 9, 1992.14 0. Овлякулиев Ё. Формирование национального самосознания: социально-философский анализ.// Автореф. дис. . д-ра филос.наук. М., 1993.- 41 с.

136. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия.// Вопросы философии, № 10, 1997. С. 13-28.

137. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

138. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия (пуританизм) . М., 1989. -246с.

139. Рерих Н.К. Сказки. Л., 1991. - 159 с.

140. Рогачёв П.М., Свердлин М.А. О понятии «нация».// Вопросы истории, № 1, 1966. С. 33-48.14 9. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума.// Вопросы философии, № 10, 1997. С. 2-12.

141. Рязанова Е.В., Соколовская С.А. «Парадокс веры» и противоречия отчуждённого самосознания// Вестник МГУ, философия, № 6, 1990. С.36-44.

142. Сагадеев А. Ислам и гуманизм./ Жизнь национальностей, 1993, № 5-6. С.27 - 31.

143. Саликов Р.А., Копылов И.Я., Юсупов Э.Ю. Национальные процессы в СССР. -М., 1987. 351 с.

144. Сафонова Т.В. К вопросу о феномене социальной свободы. // Вестник МГУ, Философия, № 2, 1997. С. 111113.

145. Семёнов П.Г. Нация и национальная государственность в СССР.// Вопросы истории, № 7, 1966. С. 72-81.

146. Скиннер Б. Технология поведения. / В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. - С. 30-45.

147. Словарь иностранных слов. М., 1995. - 832 с.

148. Советский энциклопедический словарь. М., 1994. -1640с.

149. Современная американская социология./ Под ред. Доб-ренькова В. И. М., 1994. - 295 с.

150. Современная западная философия. / Словарь. М., 1991. - 414 с.

151. Современная социальная теория : Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск , 1995. - 120 с.

152. Современное революционное движение и национализм. -М., 1973.

153. Сорокин П.А. Голод и идеология общества./ В кн.: Квинтэссенция : филос. альманах/ Сост.: В.И. Мудрагей, В.И.Усанов. М., 1990. - С.371- 413.

154. Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм. /В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. - С.358 - 378.

155. Социальная философия. / Учеб. пособие . М.,1995.- 231 с.

156. Социальное и этническое развитие народов северо-востока Российской Федерации./ Сборник научных трудов/.- Якутск, 1992. 77 с.

157. Спиркин А.Г. Основы философии : Учеб. пособие для вузов. М.,1988. - 592с.

158. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. -303с.17 0. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Соч., т.2.

159. Сталин И.В. Национальный вопрос и ленинизм. Соч., т.11.

160. Сталин И.В. Об основах ленинизма. Соч., т.6.

161. Тишков В. А. О нации и национализме.// Свободная мысль, № 3, 1996. С.30 - 38.18 0. Тишков В. А. О природе этнического конфликта.// Свободная мысль, № 4, 1993. С. 4-15.

162. Тишков В.А. Семь вариантов. Заметки о выходе из чеченского кризиса.// Свободная мысль, № 5, 1997. С. 43 -55.

163. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе. // Вопросы философии, № 12, 1990. С.З 15.

164. Тишков В. А. Что есть Россия ?(перспективы нацие-строительства). // Вопросы философии, № 2, 1995. С.З-16.18 4. Тишков В.А. Этнонационализм и новая Россия.// Свободная мысль, № 4, 1992. С.19-24.

165. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Санкт-Петербург, 1995. 480 с.18 6. Торукало В.П. Нация и национальные отношения: истоки, теория, современность.// Автореф.дис.докт.филос. наук.- М., 1997. 37 с.

166. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф. О структуре национального самосознания.// Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994. - С.78-80.

167. Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1981. - 93 с.

168. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. -М., 1985. 268 с.

169. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации.// Социс, 1997, № 8.

170. Фасеев К.Ф. Национальное и интернациональное в социалистической культуре. Казань, 1970. - 80 с.

171. Философия. Основные идеи и принципы./Под общей ред. А.И.Ракитова. М., 1990. - 368 с.

172. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. - 590 с.

173. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 900с.

174. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.

175. Фотев Г. Джордж Хоманс : теория социального обмена./ В кн.: Современная американская социология. -М.,1994.- С.119 -131.

176. Фрейд 3. Психология бессознательного : Сб. произведений. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. - 448 с.

177. Фольц У. Этнический конфликт и вмешательство: некоторые международные аспекты.// Кентавр, март-апрель, 1992. С. 25-26.

178. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1993. - 119 с.

179. Хан B.C. Структура практики и способ мышления эпохи первобытной родовой общины.// Вестник МГУ, философия, № 1, 1993. С.83-91.

180. Хесли B.J1. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий.// Полис. 1996. № 6.- С.39-51.

181. Хорин И.С. Основное противоречие эпохи и современность . М., 1984.

182. Хюбшер А. Мыслители нашего времени./ Справочник по философии Запада XX века. -М., 1994. 312 с.

183. Цамерян И.П. Актуальные вопросы марксистско-ленинской теории нации. // Вопросы истории, № 6, 1967. С.107-122.

184. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени./ Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996. - 376 с.

185. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения.// Мировая экономика и международные отношения. М., 1993. - № 1. - С. 4153.

186. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия.// Социс, № 3, 1995.

187. Чупров В.И., Савва М.В. Этнический статус в молодёжной среде. М., 1992. - 56 с.

188. Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности.// Советская этнография, № 4, 1968.

189. Шопенгауэр А. Избранные произведения ./Сост. И.С.Нарский. М., 1993. - 479с.

190. Шпак Н.С. о некоторых этнокультурных воззрениях А.Тойнби: (К вопросу о цивилизационном подходе к изучению национального самосознания).//Социальная теория и современность. М., 1993. - Вып.7. - С.86-101.

191. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. -592 с.

192. Шпет Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. - 147 с.

193. Шпрингер Р. Национальная проблема (Борьба национальностей в Австрии). С.-Петербург, 1909. - 293 с.

194. Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. - 335 с.

195. Энциклопедический социологический словарь. / под ред. Осипова Г.В. М., 1995. - 939 с.

196. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994. 406 с.

197. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб., 1997. - 537 с.

198. Юнусов А. М. Интернациональное и национальное в развитии духовных ценностей советского народа.(на при мере республик Средней Азии). Ташкент, 1987. - 208 с.

199. Яковенко И.Г. От империи к национальному государству.// Полис, № 6. 1996.

200. Ян Э. Демократия и национализм единство или противоречия?// Полис, № 1, 1996.1. РООСЯ!':"1'- лгссгл« • •"-►г- В-.Т71. СМ