автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Национальное своеобразие новеллистики Брет Гарта

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Павленко, Евгений Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Национальное своеобразие новеллистики Брет Гарта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное своеобразие новеллистики Брет Гарта"

российский государственный педагогический университет

имонг. Л.И.Герцена

г; л

1,1 lia правах рукописи

; УДК 820 /73/ "18". /092/.Гарт

ПАВЛЕНКО Евгений Анатольевич

11АЦИ0НАЛЬН0Е СВОЕОБРАЗИЕ НОВЕЛЛИСТИКИ БРЕТ ГАРТА. / Проблема "местного колорита" в американской литературе 1830-1870-х годов /.

10.01.05. - литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1

Санкт - Петербург 1994

/

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Российского государственного педагогического университета умен

А.И.Терпена.

Научный руководитель: доктор Филологических не

про<$ессор Н.Я.Дьяконова

Официальные оппоненты: д6ктор~Филологических не

профессор В.Н.Шейнкер доктор искусствоведения профессор Б.А.Смирнов

Ведущая организация: Санкт-Петербургский rocj

ственный университет

Защита состоится cp&ipcr/lM 1994 г. в ^^часов

на заседании специализированного совета К НУ.05.05 по присуди ученой степени кандидата филологических наук в Российском гос] ственном педагогическом университете им. А.И.Герпена /19905b г. Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, д. 52, ауд

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной б!"бл1 теке университета.

Автореферат разослан " jfrbOfiJj 199 ^г.

Ученый секретарь специализированного

совета кандидат филологических наук , j

допент Н.Н.Кякшт

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

История американской литературы XIX века, особенно второй ее половины, представляет важный объект для исследования. В контексте литературного развития этого периода сосредоточены многие явления, изучение которых помогает глубже понять специфику формирования литературы США и выявить ее место и роль в мировом литературном ■ процессе.

Американская литература переходного периода от романтизма__ к реализму, в атом смысле представляет особый интерес, поскольку вобрала в себя традиции западно-европейских стран, и на этой основе выработала собственный облик, национальное сознание.

Актуальность основной проблемы и теш работы. В современном литературоведении наметилась тенденция изучать вопросы, связанные с национальным своеобразием различных литератур и, в частности, характерных для ник художественных систем, жанров и стилей. В данной диссертации эта проблема решается на материале творчества Фрэнсиса Брет Гарта /1836-1902/, которому отечественная наука уделяла до сих пор крайне мало-внимания. Отчасти это было связано с доминирующим в критике мнением о Брет Гарте как о второстепенном'Писателе, творчество которого' не выходило за региональные рамки и не оказало заметного влияния на развитие американской литературы. Отчасти, невнимание к нему объясняется тем, что его творческий метод неразрывно связан с "местным колоритом" - понятием, содержание и гранит, которого довольно расплывчаты и потому трудны для изучения. Исследование творчества Брет Гарта требовало к тому же анализа проблемы взаимодействия романтизма и реализма как в новеллистике самого писателя, так и в литературе его времени. Поэтому, главная проблема настоящего исследования, обусловливающая и его актуальность формулируется как проблема национального своеобразия новеллистики Фрэнсиса Брет Гарта. Для решения ее необходимо определить содержание "местного колорита" как литературоведческого понятия, выявить его связи с эстетическими воззрениями западно-европейских и американских романтиков, а также роль "местного колорита" в формировании национальной новеллистической традиции в литературе США конца XIX века....

Цель диссертации определяется основной ее проблемой и заключается в том, чтобы объяснить своеобразие новеллистики Брет Гарта в контексте американской литературы, выявить связь творчества писа-

теля с национальными и общеевропейскими, романтическими и реали тическими традициями, определить роль "местного колорита" в! эво ции его творческого метода. "Местный колорит" как принцип худоя венного изображения, как известно, впервые ¿озникает в эстетгке западно-европейских романтиков. Именно поэтому, в данной работе становится предметом сопоставительного анализа соответствующих

......... явлений 'западно-европейской и американской литературы. Это тем

важно, что до настоящего времени понятие "местный колорит" не являлось предметом специального исследования. Восполнять этот пробел, раскрыть его органическую связь с романтизмом является одной из задач настоящей работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые ni принимается попытка показать эстетическое значение "местного кс рита"'в становлении национальной литературы США; проследить ис —""Т-характер этого явления в новеллистике Брет Гарта; выяснить ei значение для формирования комплекса признаков и свойств, огфед< ляющих "национальное своеобразие" его творчества. Отметим, что вопрос о влиянии региональных к национальных традиций на стаио; ние его творческого метода обсуждается впервые.и позволяет еде. ряд принципиально новых выводов о развитии американской литера

Практическое применение работы. Материалы диссертации мог быть использованы при чтении лекционных курсов по истории зару ной, в частности, американской литературы XIX века; при провед спецкурсов и спецсеминаров по сравнительному литературоведению также практических занятий по актуальным проблемам американско •тературы. и по теоретическим вопросам, связанным с эстетикой ро тизма и раннего американского реализма.

Апробация работа. Основные положения излагались в выступл и докладах на научной конференции Герценовские чтения /Санкт-П бург, 1991-1993 гг./ Содержание диссертации отражено в трех пу кадиях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введение трех глав, заключения и библиографии. Общий объем 208 машиног ных"страшит;- Библиография насчитывает 254 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. .

Во введении определяется главная проблема исследования, < цели, новизна и актуальность темы.. Здесь яв устанавливаются п

и содержание понятия "местный колорит" и значение этого понятия для эстетики американского романтизма, истоки его в романтизме западно-европейском. Анализируется степень изученности понятия . "местный колорит" в отечественном литературоведении и специфика его функционирования в американской критике.

Вопрос о "местном колорите" требует особого уточнения главным образом потому, что само это понятие имеет множество определений и толкований. В работа, внимание сосредоточено на различном понимании "местного колорита" в различных эстетических и художественных школах. "Местный колорит" как выражение художественного сознания в определенный исторический период, концентрировал в себе сумму эстетических представлений своего времени. Представления эти, с эволюцией доминирующего художественного направления менялись, переосмысливались, никогда не оставались постоянными. Попытки же вывести некие общие черты "местного колорита" почти всегда приводят ,к тому, что он теряет историко-литературную конкретность, приобретает некие унифицированные формы. Это, в итоге, лишает возможности . ... выявить своеобразие "местного колорита" в литературно-эстетической системе, присущей строго определенной исторической эпохе.

Необходимость обратиться к уточнению содержания понятия "местный колорит" также обусловлена и крайней расплывчатостью, противоречивостью его толкования в современном отечественном литературоведении: под местным колоритом понимается воссоздание в литературном произведении юбычаев, одежды, предметов труда и т.д., с целью наиболее точного "копирования" картин жизни. С этих позиций,-.местный колорит признается второстепенным приемом, мало'помогающим представить своеобразие определенной исторической эпохи. Такая точка зрения отражена в Краткой Литературной Энциклопедии.^. Автор статьи о местной колорите Г.Г1.Аникин считает, что "значение местного колорита для художественного содержания произведения незначительно". В доказательство автор приводит мысль Гегеля о том, что "художественное произведение...должно...дать истинное, непреходящее содержание",.. отвечающее общенародным и общечеловеческим запросам современной культуры".'Не отрицая справедливости такой оценки, отметим, что она отражает только одну сторону вопроса.

Менее распространенный взгляд на местный колорит представил Б.Г.Реизов, который обоснованно связывает его с историческим подходом к изображению окружающего мира. "В действительности, местный

колорит был основным средством познания и изображения прошлого, тучным так же как и художественным, тес^о связанным с романтическ философией история. Местный колорит заключается, конечно, в воспроизведении не только быта, но и сознания народа, его мнений и нравов, всей суммы понятий, навыков, традиций, верований и идеалов Э правомерности точки зрения Б.Г.Реизова свидетельствует к оценка лестного колорита американскими историками литературы /Р.В.Бэрри, Р.Л.Рэмсэй/, которые считают его основным способом художественного эсмнсления в рамках региональных литератур. Действительно," в американской литературе эпохи романтизма местный колорит был одним аз важных факторов формирования ее национального своеобразия.

Поэтому в настоящей работе местный колорит понимается не прос го как "любовь к пестрым костшам и необычным декорациям, колорит а прямом и примитивном смысле слова, или, грубо раскрашенные картинки" /Б.Г.Реизов/, а, в первую очередь, как специфический способ ¡воссоздания духовного облика нации, на основе внимания к исторически обусловленным проявлениям жизни на разных уровнях: нравствен ном, бытовом, понятийном. Поскольку термин "местный колорит" в ука занном значении не имеет широкого употребления, в работе он дается в кавычках; сфера его изучения ограничена, с одной стороны, романтическим периодом, с другой - начальным этапом формирования реализма в американской литературе, когда совместились романтические и -реалистические'черти;—

Термин "местный колорит", как правило, чаде встречается в работах американских'критиков и используется в двух основных значениях: в узком - группа писателей, объединенных не только своеобраз ными-географическими условиям жизни,..но и спецификой мироощущения";. 5 более широком смысле,- литературная "школа местного колорк та - тип американской литературы, прочно связанный с родной почво? и местными характерами". -

Вопрос о "местном колорите" имеет для американского романтйзи чрезвычайна важное значение. Возникнув и оформившись в системе литературно-художественных, приемов западно-европейского романтизме "местный колорит" первоначально был связан со стремлением европейских романтиков воспроизводить исторически достоверную картину жизни. В процессе дальнейшего развития, это понятие наполняется типично американским содержанием, правдиво и достоверно раскрывает особенности местной, национальной действительности, утверждая тем

самш ее специфичность и своеобразие.

В процессе становления реалистического направления в Америке, принципы "местного колорита" органично вписываются в рамки реалистической эстетики и становятся едва ли не основным стимулом в развитии литературного процесса в силу своей зависимости от конкретных местных условий. Как следствие, возникает специфически американское явление - "школа /или движение/ местного, колорита", существовавшая практически в каждом крупном регионе Соединенных Штатов: в Новой Англии, на Юге, Среднем и Дальнем Западе.

Начиная с 1860-х годов происходит бурное развитие этгх региональных школ. Наиболее значимая из них - калифорнийская, во главе с Фрэнсисом Брет Гартом. В исторической перспективе этот период в истории американской литературы, на первый взгляд, не столь значителен как предыдущий или последующий. Между тем, эти годы явились своеобразным звеном, соединившим две эпохи - романтическую и реалистическую, тем самым наглядно продемонстрировав преемственноси традиций и непрерывность литературного развития. Из этого соединения родилось творчество Брет Гарта - самое значительное явление в истории американской литературы этого периода.

Вторая половина введения посвящена анализу отечественных диссертационных работ, связанных с темой настоящего исследования, а также историей изучения вопроса в американском литературоведении. В диссертации Ю.Я.Лидского, первой работе о творчества Брет Гарта, исследуется природа творческого метода Брет Гарта, который не вполне обоснованно объявляется реалистическим, оторванным от романтических традиций.

Напротив, В.Г.Прозоров считает главным источником творчества Брет Гарта романтическую концепцию фронтира и старательский фольклор. Метод писателя, по его мнению совмещает романтические и реалистические черты.

Не касаясь этих проблей Н.Г.Бякова исследует жанровую природу новеллы Брет Гарта и называет ее не "новеллой местного колорита", а "сюжетной новеллой действия".

Справедливая оценка исторического значения творчества Брет Гарта заключена в диссертации А.Б.Танасейчука, который обоснованно помещает его творчество в контекст калифорнийского литературного процесса к "школы местного колорита".

В американском литературоведении серьезное изучение творчества

рет Гарта началось с 1910-х годов. Доминирующее отношение к его 1 • ворческому наследию - преимущественно негативно. Такие суждения писателе и "местном колорите" представлены в книгах Ф.Л.Патти, .Уолтерхауза, Л.Л.Хазард и ряда других исследователей. Крайнее сражение этих оценок прозвучало в книге Карла Ван Дорена:"Совре-знная реакция против Брет Гарта - это реакция против школы мест-эго колорита.., /которая/ вышла из моды. А может даже никогда и э было причин, по которым местный колорит имел бы право на сущест-ованле?"

, Единственное исключение, пожалуй, в ряду американских работ оставляет книга Р.Рода. Автор впервые ставит вопрос о необходи-эсти серьезно оценить "движение местного колорита", о котором, ак он справедливо считает, до недавнего времени не появилось ни аного авторитетного исследования. Новелла Брет Гарта, по мнению сследователя, представляет собой новую прозаическую форму - "со-ременный короткий рассказ с ориентировкой на окружающую среду", потому для калифорнийской "школы местного колорита" является сновннм средством изучит своеобразную мастную действительность.

Из обзора литературы по избранной проблеме следует, что ни в течественном, ни в американском литературоведении не предпринкма-ось до сих пор попыток исследовать национальное своеобразие ворчества Брет Гарта, раскрыть специфику использования им "мест-

ого колорита" к проследить его связь с литературой Дальнего Запад-

Глава 1 - "Становление понятия "местный колорит" в эстетике 'Омантизма". Глава состоит из двух разделов. Раздел 1 - "Западно-вропейский романтизм и "местный колорит". Раздел 2 - "Американский 'омантизм и "местный колорит".

В предваряющих главу рассуждениях объясняется специфичность и ложность переходного периода в американской литературе последней етверти XIX века. Сложное соотношение романтических, реалистичес-их традиций, помноженных на типично американские, региональные, бусловливают к сложность становления национального характера лите-атуры. Вместе с тем, становление реалистической эстетики в Америке, е тесная связь с романтизмом, обусловили выдвижение "школы мест-гого колорита" на ведущие позиции сразу после окончания Гражданской юйны /1861-1865/. В процессе развития региональных литератур леркки, ведущее место среди них занимает калифорнийская во главе

с Фрэнсисом Брат Гартом. Поэтому вопрос о специфике "местного ко-лоритгР в его новеллистике и как литературоведческого"понятия вообще представляется особенно интересным. Для того, чтобы оценить "местный колорит" у Брет Гарта, целесообразно выявить романтичеокие истоки этого понятия, его предысторию.

В первом разделе первой главы, "местный колорит" рассматривается в контексте (эго взаимосвязи с эстетикой западно-европейского романтизма. Отмечено, что "местный колорит" непосредственно связан с историческим подходом романтиков к художественному осмыслению явлений действительности, является его прямым следствием. Соотношение в романтической эстетике интереса к абстрактно-прекрасному и объективно выраженному, реальному, способствует оформлению "местногс колорита" как значимого приема воссоздания истории. Впервые на эту важную особенность "местного колорита" обратил внимание Гегель.

С развитием романтического направления, расширяется содержание "местного колорита", уточняются его качества. Шеллинг выделяет " такое важное качество "местного колорита" как характерное, содержащееся в обыденных явлениях жизни. Внимание к обыденности, как важное качество "местного колорита" выделяет и Фр.Шлегель. У гейдель-'бергских романтиков " местный колорит"Мервив соотносится с локально окрашенным фольклорным началом. Совмещение интереса к история с интересом к конкретным формам бытия превращают, с помощью "местного колорита" историю не в экзотику, а в реальность.

Я.Гримм связывает "местный колорит" с правдоподобным изображением действительности, и определяет еще одно важное его качество-достоверность. У Авг. Шлегелл "местный колорит" соотносится с требованием подражать природе. Даже фантастические элементы должны быть облечены в реальные, узнаваемые формы. Немецкий романтик впервые говорит о_ важности интерпретации через "местный колорит" подробностей обстановки для того-, чтобы произведение было истинно ! "народным и национальным".

В Англии одним из источников "местного колорита" является теория "живописного" предромантика У.Гилпина. Он требовал, чтобы художники изображали "не приглаженное, но шероховатое, до известной • степени деформированное, без симметрии и порядка". В этом он видел, основу "местного колорита".

Определенный интерес к "местному колориту" проявили В.Вордс-■ворт, С.Т.Кольридж, В.Скотт. Для Вордсворта "местный колорит" за- ~

ключается в сценах простой сельской жизни, в отборе характерных , событий, в "подкрашивании их цветами романтического воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде". Уже у Вордсворта "местный колорит" должен служить средством описать чрезвычайно детализированную окружающую среду.

Своеобразную интерпретацию "местный колорит" получает в эстетической теории С.Т.Кольриджа. Он считает, что нужно стремиться через описание внешнего "подражать тому, что внутри явления, что действует в форме и облике вещей". Кольридж сопоставляет "местный колорит" с "вторичным" воображением, которое, в отличив от "первичного", "бессознательно совершающего творческий акт", осознанно и целенаправленно воспринимает действительность и объективно вы- , раженный мир. У В.Скотта "местный колорит" впервые становится не теоретическим, а практическим приемом для воссоздания достоверных и правдоподобных исторических событий изжизни страны; он оказывается средством воссоздать "особые обстоятельства", "особые исторические условия", и тем самым - средством постижения "истинной исторической правды".

Новый взгляд Вальтера Скотта на историю, осознание им общих закономерностей развития литературы и значение в этом процессе "местного колорита" нашли своеобразный отклик в сочинениях его французских почитателей, романтиков А.до Виньи и В.Гюго.

Для Виньи, "местный колорит" связан с "жизненной правдой", которая в отличие от "особой правды", "всецело идеальной и всецело лыслимой" - конкретна. Главная задача "мертного колорита", по мысли Зиньи,- тщательно и скрупулезно, "до мельчайших подробностей" из— шть всю правду об определенной эпохе, ¿то, в конечном итоге, придает произведению столь необходимую ему "новизну и оригинальность".

Виктор Гюго впервые употребляет словосочетание "местный колорит" как литературоведческое понятие. В предисловии к драме "Кром-зель" /1827/, романтик дает ему теоретическое обоснование и определяет его основную эстетическую нагрузку. Для Гюго "местный колорит" - средство выбирать среди явлений окружающего мира н,е прекрасное, а характерное, даже "пошлое и грубое", если это самая "яркая, замая характерная и индивидуальная черта". Использование "местного колорита" в таком аспекте способствует формированию "самобытности" кудожественного произведения. Эстетическая задача "местного колорита" совпадает у Гюго с задачами романтического искусства - "вое-

производить реальность событий, нравов и характеров,..окрашенных колоритом эпохи, придавая всему правдивую и жизненную: рельефность".

Во втором разделе первой главы анализируется интерпретация "местного колорита"" в американском романтизме и ее связь с идеями

западнр-европейс^их'романтиков. ..........................

• Уже на самом раннем этапе формирования американского романтизма, "местный колорит" отличался крайним своеобразием. В ходе "американизации" этого приема решающую роль сыграли типично "местные" ' условия - комплекс взаимосвязанных между собой факторов, входящих,, в содержание понятия "национальное самосознание и национальный характер литературы". Подчеркивается, что особое место среди этих факторов занимал региональный фактор.

Регионализм оказал существенное влияние как на развитие самой американской литературы, так и на своеобразие "местного колорита". В силу огромных различий мевду отдаленными друг от друга частями страны, региональные 'литературные традиции развивались обособленно и были замкнуты на изучении "местных" условий: быта, языка, нравов, географии и т.д. С окончанием Войны за независимость /1775-1783/ в общественном сознани!у Америки происходят огромные изменения, в результате которых первоочередным стал вопрос о национальном самовыражении во всех сферах духовной жизни страны и,- в первую очередь, в литературе. -

После англо-американской войны /1812-1814/, американцы осознали себя как независимая нация, а американские писатели обратились к изучению "местной" американской тематики в разрозненных регионах, нашли благоприятную почву в живой романтике Среднего и Дальнего Запада, анекдотах о пионерах, описании жизни индейских племен, и даже в обыденности новоанглийских колоний.

Интерес к "индивидуальному лицу" каждого явления и вещи,-ха-рактеркый для региональных литератур, становится важным признаком "местного колорита". Формирующееся национальное сознание в стремлении осмыслить свои исторические корни, обратилось к изучению прошлого своей страны."В этом процессе важ.ную"роль играли"'европейские художественные открытия, максимально адаптированные к американским условиям. Своеобразный отклик в Америке получил общеромантический принцип историзма. В Америке "историческое прошлое" обладало большей степенью конкретности, "осязаемости", поскольку "прошлое" и "настоящее" на имели четкого противопоставления.

Бурно развивающаяся действительность требовала немедленного решения многочисленных практических задач. Этим задачам подчинялась и философская мысль и ее конкретное эстетическое преломление Так, например, общеромантическое понимание природы не только носи ло нравственно-философский характер, но наполнялось практическим содержанием: природа становилась ареной борьбы за существование. Б эстетическом плане, романтическая теория воображения как ключа к познанию мира проявила себя в требовании конкретно и правдиво отражать непрерывно меняющуюся картину мира.

• В художественной практике "местный колорит" по-разному понимался американскими романтиками. У.К.Брайент понимал его как прие 1 воссоздания в поэзии обычного, узнаваемого, характерного. Поэт вводит в произведения "местную", природную обстановку. Вашингтон Ирвинг особое внимание уделял "живописным" сторонам действительнс та, но главной задачей считал представление "точной локальности, настоящей американской обстановки и людей". Его задачам соответствовал жанр литературного эскиза.

Джеймс Яенимор Купер в своих исторических и морских романах, связывал задачи "местного колорита с воссозданием важных событий прошлого и решением проблем настоящего Америки. "Местный колорит" для Купера - важный прием воссоздания американской тематики, "характерных обычаев своей страны", "американских деталей", а также средство проникновения в сущность национального характера, в те условия, которые помогают понять специфику американской жизни toi - -времени. »

Изменение задач художественного освоения американской дейст! , тельности поставило вопрос об изучении национальных нравов. Купе] начинает разрабатывать эту.проблему в романе "Дома" /1838/, а ра< вивает ее Натаниэль Готорн в романах и рассказах, посвященных нрг вам новоанглийского пуританизма. "Местный колорит", воспринятый Моторном под влиянием Скотта, Ирвинга, Купера, трансформируется i зго творческом сознании как способ познания "характерного" в нов< английской духовной атмосфере.

Некоторые черты "местного колорита" в различной степени реализовались в творчестве других американских романтиков /Г.Мелвыи Г.Лонгфелло/. Сравнительный анализ функционирования "местного koj дата" в эстетике западно-европейского и американского романтизма

доказал, что в русле американского ¡Уомкнтизма этот прием начинав:

' * \

I I

утрачивать ориентировку на масштабность и широкий контекст. Рамки его действия "сужаются" и ограничиваются требованием воссоздавать географические особенности, специфику местного фольклора и т.д. Процесс переосмысления "местного колорита" в Америке способствовал тому, что объектом его внимания становится не философский, а социально-бытовой аспект.

Глава вторая - "Местный колорит" и американская литература от романтизма к реализму", посвящена анализу восприятия и употребления" "местного колорита" в переходный период истории американской литературы. -------------• ■

Творчество Брет-Гарта этого периода' неразрывно связано- с- этим понятием и с калифорнийской "школой местного колорита". Хотя Брет Гарт не был ни основоположником американской литературы, ни даже одним из ее тюнеров, он представил своеобразный "местный" характер в сложный период его становления, запечатлел своеобразный облик героя американского Запада, и, тем самым сформировал новую литературную традицию, которую продолжили Марк Твен, Джек Лондон, О.Генри, Ринг Ларднер и другие американские писатели.

• Фактически все творчество Брет Гарта неразрывно связано с жанром "короткого рассказа", родоначальником которого по праву считается Эдгар По. Однако, в творчестве Брет Гарта этот жанр наглядно иллюстрирует, как американский материал становится преобладающей литературной темой. Опираясь на новеллистический опыт своих предшественников - Ирвинга, Готорна, Мелвилла и Здгара По, Брет Гарт ориентирует жанр на то, чтобы наиболее полно отразить локальные, провинциальные н^авы, выделить доминирующую черту не только в характере, но и подчеркнуть своеобразие природной обстановки и местных обычаев. Жанровая разновидность его новеллы в американской критике закрепилась в терминах " новелла местного колорита", "новелла окружающей природной обстановки".

Успеху Брет Гарта как мастера "короткого рассказа" способствовали некоторые важные обстоятельства. С одной стороны, традиция локального юмора, возросшая на богатом устном творчестве фронтира, один из основных источников новеллистики писателя. С другой стороны, обработка Брет Гартом тем, сюжетов, жанров устного творчества "" в соответствии о общей тенденцией того времени - требованием краткости, лаконичности литературных произведений, а также широкое распространение многочисленных литературно-художественных журналов,

которые отдавали предпочтение публикации "коротких'рассказов". Именно благодаря публикациям журналов "Оверленд Мансли", "Калифорнией" и других, писатель обрел славу талантливого новеллиста как в Америке, так и за ее пределами.

Успех новелл Брет Гарта также был подготовлен .его ранними опытами в области литературной пародии /сборник "Романы в сжатом изложении", 1867/. Для становления стиля писателя соединение этих традиций - устной и литературной - сыграло определяющую роль. Брет Гарт с помощью "местного колорита" заимствовал ее многообразные жанры: анекдот, скетч, легенду, историю и т.д. Литературный опыт как европейских, так и американских писателей успешно объединялся в его творчестве и способствовал их обработке.

Значительная часть второй главы посвящена роли калифорнийского региона /Дальнего Запада/ в становлении американской литературы этого периода. Особое внимание обращено на то, что ко времени публикации первых произведений Брет Гарта, географическое освоение Дальнего Запада в основном было завершено. Фактически это означало, что Америка сложилась как целостное территориальное единство, и , ""вместе с тем, существенные черты национального характера, формирующиеся в ходе освоения региона, легли в основу общего представления об американском характере и завершили _эволюцию национального сознания.

Главной задачей американской литературы на данном этапе ее развития стала задача формирования единой "этической территории", единого национального мировоззрения.

Смысл и цель деятельности Брет Гарта вытекают из основных задач современной ему литературы. Он способствовал распространению и 'западной школы местного колорита" и, вместе с тем, подошел к ре-пению важной мировоззренческой и культурной задачи - объединения « только уже существующих литературных представлений об Америке и тции, но и формирования некоего обц^егр представления, со<зтавной тастью которого стало западное сознание. Основой, на которой формировалось это общее представление о новой культуре и литературе, был регионализм. "Местный колорит" изначально содержался в основе регионального подхода к действительности и был тесно связан с региональным типом сознания. После Гражданской войны "местный колорит" получил настолько широкое распространение в литературе Соединенных Штатов, что восьмидесятые годы ее истории вообще называют "десяти-

' 1 - 13 -

летием местного колорита".

Роль "западной школы местного колорита" и ее общепризнанного лидера Брет Гарта приобретает при этом особое значение: в русле этой школы оформлялись позиции американского реализма с его стремлением выявить исторические и "местные" истоки основных типов американского восприятия мира, к художественному осмыслению которых подходила на этом этапе национальная культура.

"Местный колорит" у Брет Гарта имеет определенные источники и обусловлен всем развитием американской литературы предшествующего периода. В главе анализируются наиболее важные из них: традиция локального юмора и творчество ранних юмористов фронтира, устная традиция, областническая тематика и соотношение этих факторов с развитием реализма в эти узда. Особое внимание уделено исследованию творчества напосредственных предшественников Брет Гарта - группы юмористов, так называемых "литературных комедиантов". Отмечено, как юмористическая практика представителей этой обширной группы, повлияла на становление творческого метода Брет Гарта, особенно открытие ими образа "настоящего американца" - простого человека" Пайка /Спиллер/. Тема Пайка становится одной из характерных тем всего творчества Брет Гарта; разрабатывая ее писатель "конструировал" национальный тип героя, характерную для него психологию, поведение, речь и т.д. Значительная часть главы посвящена диализу взаимоотношений "местного колорита" с ранним американским реализмом. Отмечено, что "местный колорит" был одним из важных факторов его становления. Принципы, реализма оформлялись в творчестве Х.Гарленда, Э.Эгглстона.Г.Бичер-Стоу, У.Д.Хоуэллса и Брет Гарта, а также обширной группы писателей-областников "западной школы местного колорита". Ярким-свидетельством того, что последний способствовал становлению реализма, является оформление в рамках "движения местного колорита""концепции точности", которая предполагала воссоздание природной среды, особенностей диалекта и особое внимание к описанию детализированной <, • окружающей обстановки. "Местный колорит", таким образом становится своеобразной формой воплощения раннего реалистического подхода к осмыслению действительности, необходимой ступенью, мостиком, соединившим две главные эпохи - романтическую и реалистическую.

Практическое воплощение "местного колорита" в творчестве Брет Гарта анализируется в третьей главе - "Местный колорит в "новеллах Фрэнсиса Брет Гарта". Предметом анализа избраны несколько десятков

новелл, опубликованных в калифорнийских газетах и журналах с 1862 по 1875 годы и получившие название в критике - "калифорнийский" цикл.

Брет Гарт последовательно реализует специфические возможност "местного колорита", влияние которого обнаруживается в его понима-- нии целей "короткого рассказа", в воссоздании им "местных" услови! представлений, нравов и обычаев.

Пристальное внимание Брет Гарта к географическим подробности* и особенностям ландшафта Калифорнии является стабильным показателе "местнического" восприятия действительности. Хотя природа как объе изучения не была открытием "школы местного колорита", однако уже з Брет Гарта воссоздание окружающей природной обстановки имеет целые эткрыть "своеобразие места и времени" и, вместе с тем, подчеркнут! эе роль как главного фактора, обусловливающего характер и самый зпособ существования "калифорнийской цивилизации". Брет Гарт показывает, что старатели вступают в сложную взаимосвязь с природой: з одной стороны, она является основой их существования, определяет эсновные качества их личнооти и поведения, а с другой стороны, она некая стихийная, самостоятельная и грозная сила, с которой старате • га вступают в противоборство и зачасТукА возвышаются над ней.

Переосмысляя просветительское и романтическое понимание приро цы, Брет Гарт создает ее новый образ, локально, географически, клк штически детерминированный. Формирование его осуществляется с помощью "местного колорита", благодаря которому показаны "экстра-эрдинарные возможности западной природной обстановки, и те условия в которых формировался отличный от предыдущих тип американского зознания".

Особенности географии Калифорнии учтены писателем уже в самих названиях новелл цикла: "Идиллия, Красного Ущелья", "Рыцарский рома а ущелье Мадроньо", "Ночь в Уингдэме", "Фидлтау некая история", "Монте-Фяетская пастораль", и т.д. Действие большинства новелл .происходит в каньонах, на старательских приисках, в салунах и бара или непосредственно в диких заповедных лесах.

Ландшафт в "калифорнийском" цикле редко является самоцелью; однако в описаниях природы, на фоне которой-происходит действие, часто содержится ключ к пониманию той или иной из рассказанных автором историй. Особая роль в каждой из. них отводится детали. Точность и постоянство деталей скрепляет в' общем непрочный мир необыч'

ннх ситуаций и гиперболических героев в цикле. Для Брет Гарта значение детали состоит еще и в том, что она призвана в первую очередь воссоздать атмосферу "местного колорита", то есть представить особенности природы, ландшафта и быта старателей.

Особнэ природные условия и климат Калифорнии обусловливают и облик и стиль жизни, и характеры старателей. Однш из первых в молодой американской литературе Брат Гарт намечает как бы двойную тему разрушительного влияния человека на природу и воздействия природы на человека. Оригинальность понимания писателем взаимоотношений человека и природы в "калифорнийском" цикле обусловлена в первую очередь национальной традицией; она опирается на американский практицизм и разрабатывает различные аспекты специфически американского отношения к проблемам "естественного" человека, воспринятого в свете "местного колорита". Природа у Брет Гарта приобретает ва'кное значение как объект изображения; он продолжает разрабатывать целостный, национально окрашенный образ природы, начало которому положено романтиками, а также понятие природы как ¿[актора, формирующего национальное сознание через непосредственное своп влияние на людей, поставленных в прямую зависимость от неосвоенной природы Дальнего Запада - последнего бастиона Нового Света. Однако, если для просветителей природа - идеальная колыбель "естественного" человека к спасение от искушений цивилизации, если для романтиков природа - темная, иррациональная, почти одушевленная сила /Фатум, Рок/, то у Брет Гарта - природа, прежде всего реальный фон /'И-«'«!!. ¡"лс^ошл! основа, которая оказывает определенное воздействие на становление человека, но которой отказано в определяющем значении, потому что человек волен преодолеть природу, даже в себе самом. Взаимодействие человека и природы является, таким образом, одной из важнейших тем для Брет Гарта. В отличие от своих предшественников, он изучает различные аспекты этого взаимодействия. Он рассматривает не только нравственный ущерб, наносимый золотоискателям суровыми природными условиями, но те нравственные победы, которые они одерживают в борьбе с нею.

Брет Гарт последовательно опровергает представление о грубости и жестокости старателей, безнравственности калифорнийской жизни. Писатель подчеркивает, что старатели принадлежат к не совсем еще сформированному обществу, но уже обладающему определенными взглядами на жизнь. В каждом старательском поселке - свои законы и порядки,

свои представления о справедливости, и зачастую они так же бесхитростны к прямолинейны, как законы самой природы. С помощью "местного колорита" Брет Гарт показывает разноликий и многонациональный состав старательского общества и отмечает, как из пестрой толпы золотоискателей внкристалкзовывается нация.

Особое внимание в главе уделяется анализу собирательного героя Брет Гарта. Отмечено, что, хотя исследователи уже не раз обращались к изучению его героя, но до сих пор попыток восстановить собирательный образ героя Брет Гарта не предпринималось.

В "калифорнийском" цикле новелл писатель дает образ нового человеческого типа - представителя западной цивилизации в его проекции на тип общенациональный. Из многих индивидуальных свойств Брет Гарт "собирает", восстанавливает общие черты национального характера. Американцем считается не только тот, кто родился в Америке, но прежде всего тот, кто сумел выжить там, доказал свою способность жить среди себе подобных, активно участвуя в переустройство мира. У Брет Гарта, собирательный герой - это Пайк, он практичен к обладает неисчерпаемым запасом энергии, свойственной юности - отсюда ориентация на важнейшую в системе американских духовных ценностей привилегию молодости. И, вместе с тем, герой этот является своеобразным вариантом Американского Мечтателя - он простодушен, бесхитростен к наивен. Основа его характера - комическое соединение возвышенных мечтаний к практического "здравого смысла". Образ Пайка занял достойное место в галерее образов "американской комической мифологии", составившей основу национального характера, наряду с франклкновским бедным Р;:чардом, ирвинговским Никербокером и присоединившимся к ним впоследствии твеновским простакам.

Герой Брет Гарта не только вбирает в себя многие, развивающиеся в дальнейшем и в жизни к литературном воплощении черты национального характера, такие как энергия, иногда утрированная простота поведения и настойчивость, необычное сочетание романтики, фантастических мечтаний и жизненного практицизма и т.д. В этом герое воплотилась отличительная черта нации, зафиксированная и на лозунге, начертанном на государственном гербе Америки - "Е ри«.'^ «лот " , "из многих единое". В итоге, намечаются очертания нового национально детерминированного' героя, созданного Брет Гартом, а также психологические основы американского типа сознания в том виде, как их понимал писатель. Однако, попытка Брет Гарта определить основные черты своего

героя, и с его помощью осмыслить современный ему национальный тип, обусловили некоторую долю его условности. Она объясняется тем, что Брет Гарт включил в облик своего героя "местные" черты и, как пока-• зало будущее, верно угадал направление-вго дальнейшего развития — тенденцию к "общности единого образца, внутренне бесконечно разнообразного" .

В новеллах цикла это проявилось в совмещении Брет Гартом общего и локального в сознании его героев. Через "местный" /индивидуальный характер Брет Гарт пытался вывести черты универсального, а тот факт, что разница между общим и "местным" характерами в "калифорнийском" цикле еще слишком резка была результатом не незрелости мастерства писателя, а свидетельством его принадлежности к переходному времени, со свойственной ему неопределенностью в очертаниях национального типа, рождающегося в процессе бурного развития Америки.

"Западное" сознание, исследуемое Брет Гартом, воспринималось ид как составная часть общенационального мировоззрения: на основе конкретных наблюдений, писатель выстраивает формулу "единого образца", но так как "калифорнийская цивилизация" не располагала тогда готовой этической системой и готовым национальным характером - идеалом национальной литературы, то писатель стремился приблизиться к.такому идеалу через художественное переосмысление различных фактов "местной' ¡действительности. Осознание национального типа героя и национального' сознания у Брет Гарта, таким образом, связано с осознаниекпимцифики калифорнийской жизни.

В заключительной части главы особое внимание уделено анализу становления "западной формы нравственности и этики", которая является такой же существенной чертой "местного колорита" как и внимание к особенностям природно-географических ориентиров. Важным показателем "местного колорита" является описание Брет Гартом зарождения нового кодекса взаимоотношений между старателями, так называемого "кодекса старательской чести".

Новый тип сознания в "калифорнийском" цикле новелл представлен^ образом "нестоящего человека" - лишнего в старательском мире, поскольку его удивительная доброта и чуткость, незлобливость, его неумение ухватить то, что "само плывет в руки" в условиях постоянного единоборства как неумение жить. Образ "нестоящего человека" является выражением "авторского этического идеала".

В структуре старательского сознания особое место занимает идея

успеха, восходящая к идеологии колониального периода освоения Америки. Переосмысливая ее с точки зрения локальных представлений, Брет Гарт определяет стремление к успеху как еще одно важное качест во национального типа героя.

Выводы Брет Гарта, основанные, по его собственным словам, на "превосходном знании особенностей" американской жизни, убедительны и доказательны при взгляде на калифорнийскую действительность зквозь призму "местного колорита", через, описание локальных особенностей и деталей быта; .благодаря этому частная характеристика отдельных представителей калифорнийского региона вырастает до обобщенного портрета американского национального характера. В своей симпатии к нему, в боли за своих героев - обыкновенных, рядовых американцев - во внимании к особенностям их повседневной жизни со всеми "местными" признаками, - раскрывается Брет Гарт как национальный писатель.

В заключении подводятся общие итоги работы. Отмечено, что "местный колорит"._как основа творческого метода Брет Гарта и литературного процесса того времени, имел, наряду с уже известными,, европейскими, определенные американские источники. У Брет Гарта такими важными источниками становятся - западный фольклор, локальный юмор, диалект и тот специфический калифорнийский материал, разработке которого он посвятил все свое творчество.

"Местный колорит" Брет Гарта - совокупность художественных приемов, направленных на такой отбор деталей, фактов, подробностей объективной действительности /обычаев, нравов, быта, языка, характера, природной обстановки и т.д./, которые позволяют представить общее через" частное, реальное через обыденное. Разнообразие этих художественных приемов, множественность их видов.и форм, обостренное внимание к определенным облаотям общественной и духовной жизни обусловлен индивидуальным видением писателя, его мировоззренческой позицией, но, вместе с тем, зависит от господствующих в'тот период литературных теорий и представлений. "Местный колорит" становится способом, художественным принципом осмысления окружающего мира, особенностью его видения, обладающий своими эстетическими критериями и ориентирами, которые сформировались в ходе длительной эволюции в теории и практике предшествующего литературного периода.

В диссертации была предпринята попытка оценить значение творчества Брет Гарта, которое вызвало противоречивые и чрезвычайно

крайние оценки: от восторженных и преувеличенных похвал, до уничижительной критики. Хотелось показать, что хотя творчество Брет Га] не принадлежало к вершинам американской литературы, но оно было одновременно и воплощением дательной жизненной и литературной трг диции, и началом нового периода в развитии специфически американского художественного сознания. Умение Брет Гарта выразить особенности национальной психологии своего времени в процессе ее рождения и развития; его сострадание к людям, строящим жизнь в борьбе, которая ежеминутно грозит обернуться поражением; его понимание обыкновенного, "среднего" мышления и образа чувств и обретение им адекватной художественной форму очерка и "короткого рассказа" -дают Брет Гарту право на внимание и уважение к нему читателя за I пределами его собственной эпохи.

Основное содержание работы отражено в следующих публикадия

'1. К вопросу о становлении понятия "местный колорит" в амери канской литературе.- Кривой For: Криворожский педагогический ин-т 1990.- ¿9 с. - 'Рус, - Деп. ИНИОН АН CUUf - 1990, » 41178./в соавт

2. Конфликт в новелле Фрэнсиса Брет Гарта "Нестоящий человек // Поэтика. /Опыт анализа художественного текста/. Метод, рекомен часть 11. Кривой Рог, 1993. С.36-40.

3. Национальное своеобразие новеллистики Фрэнсиса Бре" Гарта Типология жанра и литературный процесс. Сб. науч. трудов кафедры зарубежной литературы РГПУ им.А.И.Герцена. 0,5 печ.л. /в печати/.

\