автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Национальные проблемы современного Афганистана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальные проблемы современного Афганистана"
Р Г 6 од
- 5 ДО? ¡003
российская академия наук
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
Ю. В. БОСИН
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО АФГАНИСТАНА
Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (новая и новейшая история)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва— 1992
Работа выполнена в Институте востоковедения РАН.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук Л. Р. Гордон-Полонская доктор исторических наук Л. Б. Теплинский
_________Научный „руководитель-д. и.н.,лро/р,Л2&, Ганковский
Ведущая организация: Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова.
Защита диссертации состоится « . . » . . . . 1992 г. в ... час. на заседании специализированного совета Д.003.01.02 по историческим наукам Института востоковедения РАН по адресу: Москва, ул. Рождественка,, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН.
Автореферат разослан «'...»....... 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета доктор исторических наук Б. Г. Сейранян
Институт востоковедения РАН, 1992 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предмет ипслеппшния. Цредметом диссертационного исследования является национальный вопрос в современном Афганистане, одна из ключевых и нерешенных проблем социально-политической жизни' этой страны. Специальное внимание в работе обращено на изучение истории возникновения и эволюция этно-национальных проблем в Афганском государстве со времени его образования в середине XVIII столетия и до конца 80-х гг. XX века; исследуются структура, цели и действия основных социально-политических сил Афганистана, оказывающих влияние на состояние национального вопроса, а также результаты этого воздействия на реальную обстановку в стране.
Актуальность, научная и практическая значимость пяботы Арктический материал, содержащийся в диссертации, и выводы, изложенные в ней, позволяют выявить суть и состояние национальных проблем в Афганистане последнего десятилетия. Это важно для понимания особенностей развития современного афганского общества и правильной оцевки его главных политических сил - НДПА и исламских группировок. Диссертация может быть использована при подготовке лекционных icypcoD я спецкурсов по средневековой, новой и новейшей истории Афганистана '
Задачи и цели исследования.
- выяснить Приблизительную численность и 'места расселения этни-чесгак общностей, населяющих ..созрешшшй Афганистан, составить его згно-лтггвистическуга гарту о учетом факторов последнего вре-. мени, оказывают;« влияние на демографическую ситуацию.
- исследовать геофизические/ исторгасо-полотические и социально-зконошмескиэ основы межэтнических отношений народов Афганистана со врэмеш» образовать Дурранийской дерэавы до конца 70-х гг. 20. в. Область общественной психологии при этом остается за пределами настоящей работ
- простодиг5 RCTopira зоашпогавения, крнкретныз .формы проявления и путп эволщга! национального вопроса в афганском обществе.
- исследовать основные подагичэсга:е силы современного Афганистана, оказываюягге. вдияике ка национальны? процессы в стране. *
- проанализировать состояние •навдрпальных' проблем современного Афганистана,' изучить перешетивы их реоенкя.
Следует отметить, что в работе не ставится задача изучения
- г -
международного аспекта (на региональном уровне) национальных проблем Афганистана. Очевидно, это должно стать темой отдельного исследования.
Степень изученности проблемы, научная новизна диссертации. В диссертации впервые предпринята попытка комплексного изучения национального вопроса в современном Афганистане. Немногие работы, посвяшрнные этой проблеме, освецаст главным образом вопросы этнографии отдельных народов Афганистана, этапы их социально-политической истории.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены и одобрены на заседании сектора Афганистана отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения АН СССР. Отдельные части диссертации легли в основу выступлений на школах молодого востоковеда (декабрь 1988 г. и апрель 1990 г.), а так» научных конференциях. По темам, близким диссертационной, были опубликованы несколько статей.
Структура диссертации. Структура работы определяется задачами исследования. Диссертация содержит введение, три главы - "Эг-но-лингвистическая карта современного Афганистана", "Основы межэтнических отношений в Афганистане (историю-политические, социально-экономические, геофизические)", "Национальный вопрос в современном Афганистане", заключение, библиографию и приложения, в которых даны таблицы, схемы и графики, составленные на основе изученного материала.
Характеристика источников. Использованные в диссертационной работе источники можно разбить на несколько групп.
I. Летописи, хроники, исторические и географические сочинения. Весьма важным источником являются труды известного афганского летописца «айз Ыухадмада (1862-1931 гг.), занимавшего пост официального историка при змирах Хабибулла-хане (1901-1919 гг.) н Аманулла-хане (1919-1929 гг). Сочинения Файз Мухаммеда интересны для избранной темы еще и тем, что он, будучи по национальности хазарейцем, так или иначе уделял в них много внимания судьбе своего народа, а также являлся прямым участником современных ему событий, например, входил в специальное посольство, отправленное £ачаи Саккао к хазарейцам с гаданием склонить их племена к выступлению против Аманулла-хана.
Наиболее известный труд Фвйэ Мухаммеда - "Сирадж ат-Таварих" ("Светильник истории"), опубликованный в Кабуле в 1331-1333 гг. <1912-1915>. В третьем томе "Сирадж ат-Таварих" содержаться цен-¡®е сведения о завоеваний в 1889-1893 гг. Хазараджата' Абдуррах-ман-ханоы и начала его колонизации пуштунами-скотоводами. Обширный материал о времени царствования в Кабуле Бачаи Саккао, этнической окраске его двнгэния можно найти в переведенной на русский язык и опубликованной в 1988 г. книге Файз Ыухаммада "Кэтаб-е та-аагасор аль-енкелаб" ("Книга упоминаний о мятежа").
Очевидно, к этой пз группе источников можно причислить и объемное сочинение одного из крупнейших афганских историков XX в. Пир Гулам Ь!ухаммад Губара (1895-1978 гг.) "Афганистан дар масир-е . тарих" ("Афганистан • на пути истории"). В заключительном разделе этой книги описываются события начала XX в., участником которых часто являлся автор. В нем содержатся сведения, позволяющие дополнить картину состояния национального вопроса в Афганистане в период принятия в 1923 г. первой афганской Конституции. Этот источник дает такте полезные материалы для . анализа. межэтнических отношений в эпоху становления афганской государственности в середине 18 в.4 и централизации страны во время правления эмира Абдур-рахман-хаиа
Трудно переоценить значение сведений, содержащихся в автобиографии Абдуррахман-хана, переведенной на русский язык и прокомментированной !1 Грулевым. По Форш она представляет собой хронологическое описание событий, связанных с приходом к власти и правлением эмира Абдуррахман-хана. Особый интерес для настоящей работы представляет главы, рассказывающие о ситуации в Афганистане наисануне возвращения из эмиграции Абдуррахман-хала, начальном зтапэ его политики з качестве змирз, восстании Исхак-хана, поко-рэпии зарадавта н Нуристана.
К этой та группе источников шлю причислить труд Бурхапуд-. для-хана Купкэки "Паттаган. и Вадахсзн. Данные по географии страны, естественно-псторичзсгагм условиям, населению, экономика и путям сообщения". Книга была переведена на руссгай язык и опубликована з Таьтаите' в 1926 году. Используя содержащиеся з ней сведе-шш, мояго проследить динамику пувтупской ¡юлоннзацпи северных районов страт*
Для составления этно-лингвистической карты Афганистана полезной оказалась книга "Д*ографийа-йе Афганистан" ("География Афганистана") , изданная в Кабуле в 1301 году <1884>. Следует отметить, что некоторые данные из этого издания • - о численности и районах расселения народов Афганистана - требуют дополнительного . подтверждения.
/ При изучении народов Нуристана значительную помощь оказал труд Н. И. Вавилова и Д Д. Букинича "Земледельческий Афганистан", изданный по результатам экспедиции 1924 года.
11. Официальные документа В этой группе источников следует прежде всего сказать об изданиях Пуштунской академии (Паото толы-на) - кабульских ежегодниках ("Ды Кабул каланай"), которые начали выходить в свет с 1310 года <1931-1032>. ГЬ структуре каждый ежегодник делился условно на две части. Первая представляла собой данные о королевской семье, правительстве страны, работе всех министерств и ведомств и содержала подробные сведения о всех кадровых перемещениях, отчеты о заседаниях департаментов и комиссий министерств, а также отчеты о выполненной работе за истекший год. Для темы данной работы особый интерес составили материалы о деятельности Министерства просвещения, Пуштунской академии, Управле-. ния по делам курсов языка пушту, Департамента печати, Общего отдела по делам переселенцев КЩ Афганистана и др.
Вторая часть ежегодника обычно состояла из набора статей, посвященных, как правило, важнейшим событиям в мире, в. Пуштунис-тане, работе отдельных отраслей экономики, проблемам истории Афганистана, языка пушту и т. п.
Важными документами, использованными в работе, являются афганские конституции. Всего их было пять: 1923 года, 1931, 1964, 1977 и 1987. Некоторые•статьи конституций, например, об афганском гражданстве, государственной религии, государственном языке позволяют сделать вывод об изменениях в общих направлениях национальной политики правительства в каждый соответственный период.
Особое значение приобретают официальные документы для изучения афганского об паства в период после саурской революции 1978 года. Понимание национального вопроса и планы НДПА по его рошению ' были изложены в 1-ой программе НДПА (1966 год), а также в "Основных направлениях революционных задач правительства ДРА" (май
- б -
197В Г.). декрете N4 PC ДРА (28 мая 1978 г.), "Тезисах ЦК НДПА ко 2-ой годовщине Саурской революции" (апрель 1980 г.), основных принципах ДРА (апрель 1980 г.), Программе действий ЦЦПА (март 1982 г.), Конституции Республики Афганистан (ноябрь 1987 г.), в выступлениях высших партийных, государственных и военных руководителей Афганистана и других документах. Помимо этого, ценными источниками стали декреты PC ДРА (NN 4,7 и др.) материалы пленумов ЦК НДПА (7-го, 9-го, 12-го, 16-го, 18-го, 20-го и др.), сессии Революционного совета, конгрессов Национального отечественного фронта
В работе широко использовались такае материалы заседаний Вулуси джирги Национального совета Афганистана (Палаты представителей парламента). После объявления НДПА курса на национальное примирение, выборы в парламент проходили на многопартийной основе. Это предопределило столкновения мнений во время дебатов по составу кабинета министров и программе коалиционного правительства Предметом разногласий стали также вопросы межэтнических отношений в стране. Отчеты о слушаниях были опубликованы в специальной газете Вулуси джирги - "Ды Вулуси дхирге джарида".
В выяснении численности и национального состава афганских беженцев в Пакистане и Ираке оказали помоешь статистические обзоры Верховного комиссариата ООН по делал беженцев ("UNHCR Humanitarian Assistance to Afghan Refugees in Pakistan, Report Mil") и амэршсанского,комитета no делам беженцев ("World Refugee Survey. 1987 in review, Washington, 1988").
Ш, Мемуары, путевые записки, служебные доклады, нарратив-пш сочинения очевидцев. Весьма обдирная группа источников, стяо-' сящпсся главным образом к XIX веку. Большинство авторов были аяг-лЛскиш политическим! деятелями и колониальными чиновниками. Одним из наиболее значительных источников, бесспорно, является ставший классическим труд IL Эльфинстона "Отчет о Королевстве Кабул". М. Зльфиисгов а качестве главы дипломатической миссии английской Ост-Кндсгай компанш посетил Афганистан в конца 1808 -начале 1809 гг., а период заката династии Садозаев. Сочинение ЫЭльфинстона Ошга издало в Лондоне з 1815 г. .и 1842 г. (в 2-х токах). В работе использовалось 2-тсшое издание. Оно содержит tea« Еодтабпсе описание географии Афганистана, населяющих его па-
родов, так и экскурс в историю государства Дуррани со времени его образования в 1747 году, фи изучении книги К. Эльфинстона были обнаружены интересные детали, дополняющие картину племенного деления и расселения чараймаков, белуджей и брагуев. Было также использовано описание двора дурранийских шахов. народных восстание во времена Ахмад-шаха, Тимур-шаха/ Заман-ааха, Шаха Уахмуда, положения в покоренных пуштунами областях.
Ценные сведения по земельной и налоговой политике Ахмад-шаха и его преемников даются в докладе Г. Роулинсона, высокопоставленного офицера британской службы времен 1-ой англо-афганской войны. Его доклад, датированный 1841 годом (изданный в 1871 году в Калькутте) , представляет собой описание аграрных и налоговых отношений на землях дурранийских племен и предназначался для британс-tcoro правительства для выработки концепции аграрной политики на завоеванных территориях в случае успешного завершения войны.
Бшшыш источниками по истории Афганистана первой половины 19 в. являются сочинения известного французского офицера, путешественника по Африке и Среднему ]Востоку Д&Зеррье. В работе использованы английские переводы его книг "Caravan Journeys and Wanderings in Persia, Afghanistan, Turkistan and Beloochistan, with historical Notices of Countries lying between Russia and India" (L. ,1857) и "History оГ the Afhans" (L. ,1958).
Серьезный вклад в изучение Афганистана внес англичанин Г. В. Еэлыэ, который в 50-60-е гг. 19 в. служил ассистентом военного хирурга на, по его словам, "заиндской границе Британской . Индии", в течение долгого времени (около 10 лет) гид среди афганцев. Одним из первых Г. В. Белью составил словарь и граша?кку пайка пушту, предназначенные для чиновников английской колопиадыюй администрации. Две его книги "Afghanistan and the Afghans" (L ,1879) и "The Races of Afghanistan" (Calcutta, 1880) оказались особенно полезными при составлении этно-лингвистической карты Афганистана.
Среди источников этой группу следует также упомянуть труд LL Хаят-хана "Хаят-е афгани" (Лахор, 1283 г. х.). ti Хаят-хан находился на службе британской администрации и посвятил свое сочинение истории и социально-;зкооткошенкяи пзгетукских пгэ-мен.
При изучении народов Нуристана оказал помощь труд Г. В. Лейт-нера "Языки и расы Дардистана" (Лондон, 1876 год). Венгр по происхождению, он находился на английской военной службе, неоднократно бывал в горных районах современного северно-восточного Афганистана. Именно он впервые ввел в употребление термины "Дардис-тан" и "дардц".
Сохраняющим до настоящего времени значение трудом по Нуристану и населяющим ого народами является книга Дк. С. Робертсогга "Кафиры Гиндукуша". По профессии он был врачом, затем был назначен английским политическим агентом в Гильгите. В 1890-1891 гг. одним из первых европейцев совершил в одиночку продолжительное . путесествие по районам Нуристана (тогда Кафиристана). По результатам экспедиции издал книгу в 1896 году. В 1905 году она была частично переведена на русский язык и издана в Ташкенте.
При исследовании межэтнических отношений в период правления эм:фов Дост 1,(уха!,агада и Шэр Али-хана использовались путевые заметки и воспоминания путешественников, предпринявших, в различное врэкя гжспеднцш в Афганистан и сопредельные страны - С. 1!асеоиа ("bhsson.C., Narrative оГ Various Journeys in Baloochistan, Afghanistan, the Panjab, Kalat, Including a Residence in Those Countries from 1826 to 1838, L. , 1842"), А. Бориса (Burnes, A.. Travels into Bokhara, a Journey from India to Cabool, Tartary and Persia in 1831-1832. L., 1835, vol. 1-2). Ч.Стюарта (Stewart,С."E., Through Persia in Disguise, with Reminiscences of Indian Mutiny, L., 1Q11), Ф. Мартина (Mart in, F. Л. , Under tRe'Absolute' Алйг, M. Y., 1907), Г. Енгна ("Yigne.G.T., Л Personal Narrative of a Visit to Ghusnee, Kabul, and Afghanistan, and of a Residence of the Court of Dost '.bhanraed, with Notices of Ranjit Sing, Khiva and the Russian Expedition, L., 1840"), ГДЬйендорфа ("hfeyendorf.G., A Journey from Orenburg to Bokhara in the year 1825, Jena, 1025"), X Г. Раверти ("Raverty, H. G., Hotes on Afghanistan and Part of Baluchistan, L. ,1888") и.др.
' Для описания событий' 30-х годов XX века ценными являются свидетельства ?. Вайрока, англичанина, который в 1934-1935 гг. пу-тесзствоваа по'Срэдпо!^ Востоку и в 'частности посетил Афганистан. Его зо?атки, юзкзз» форзлу диевпика, били изданы в Лондоне в 1S50 году. Опи иптереопи среди прочего тем, что, будучи современником
описываемых событий, Р. Байрон был склонен соотносить внутриафган-ские процессы с региональными и европейскими тенденциями развития. Он в частности связал получившую распространение в Афганистане теорию арийского происхождения с идеями•победившего в Германии нацизма.
Среди отечественных источников данной группы можно назвать труды выдающегося русского географа, исследователя Казахстана, Средней Азии и сопредельных стран Я. КХаныкова (1818-1862 гг.), в частности его "Описание Бухарского хансгва", изданное в Санктъ-Петербурге в 1843 г. Здесь же следует назвать книгу И. Минаева "Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи" (Спб. ,1879 г.).
В работе были использованы также книги "Афганистан" А. Гамильтона и "Патаны" О. Кероу, занимавшего в течение нескольких лет пост губернатора Северо-западной пограничной провинции Пакистана.
IV. Периодические издания. Для исследования проблем межэтнических отношений в Афганистане, национального вопроса на современном этапе развития афганского общества большое значение имеют материалы прессы. Среди использованных изданий основное место занимают афганские. Большую помощь в анализе пуштунского национализма оказали публикации одной из первых афганских газет "Сирадж ал-ахбар-е афгания", впервые вышедшей в свет в 1011 году. Обязанности ее главного редактора исполнял Махмуд Тарзи, он же был автором большинства статей. В публикациях газеты в 1912-1915 годах им были сформулировали понятия афганской нации, национального языка, национальной истории и др.
Для анализа национального вопроса в период гражданской войны в конце 20-х годов оказались полезными материалы газеты "Ислах". Ее стал издавать Надир-хан для агитации против Бачаи Сакао. Она печаталась на территории племени джаджи.
Подъем пуштунского национализма в 40-е годы XX века получил отражение на страницах новых официозных периодических изданий. Одним из них стал журнал "АГкЬап1з£ап". Он выходил в свет один раз в три месяца, первый номер был выпушен Государственным департаментом печати в начале 1946 года. В обращении к читателям определялись "цйм яурйала - обзор различных аспектов культурной жизни Афганистана, показ его культурного и исторического наследия. Статьи печатались на европейских языках - английском, французе-
ком, немецком. Авторами статей были видные представители афганской науки - М. Г. М. Губар, Абдулхай Хабиби, Али Мухаммад, а также иностранцы, главным образом, ученые из французской археологической экспедиции в Афганистане (1922-1946 гг.) (Д. Штомберже и Я. Акэн). Публикации журнала "Afghanistan" за 1946-1949 гг.- помогают воссоздать картину общественных настроений в Афганистане, проследить процесс оформления пуштунского национализма в официальную государственную идеологию. С этой же точки зрения инте- . ресны статьи из журнала "Кабул", органа Пуштунской академии и "Маджалла-йе Герат".
При изложении десятилетнего периода реформ М. Захир-шаха . (1963-1073 гг.) помощь оказали публикации газет "Анис", "Kabul Times", "Хевад".' К этому же времени относится появление изданий национально-демократического направления среди которых были и органы НДПА - "Хальк" и "Парчам". В них были напечатаны программные установки новой партии, сформулированы ее взгляды по проблемам общественного развития, в том числе национальным.
В эпоху, открытой апрельской революцией 1978 года, материалы прессы сохранили свое значение для научного анализа внутриаф-ганскнх йроцессов, в том числе в сфере межэтнических отношений. Оказались полезными статьи в "Хакикат-е енкелаб-е саур" (впоследствии "Пайам") "Kabul Turves", "Анисе". Для избранной темы были найдены Интересные сведения в изданиях Министерства по делам народностей и племен Афганистана - "Моллийатха-йе берадар" и "Двдр-га". Следует тагасе отметить материалы гяурнала "Afghanistan today", органа Афганского общества солидарности, мира и друкбы.
При подготовке диссертации были изучены материалы изданий партий и организаций, которые после принятия НДПА курса на расширение социальной базы революции и национальное примирение легально выали на политическую арену. В первую очередь в этой связи следует назвать газету "Майхан", орган РОТА и "Адалат", орган партии крестьянской справедливости Афганистана, среди публикаций которых (особенно первого) национальная проблематика занимает заметное место.
Оказали помов?) при анализе национального вопроса в современном Афганистане западные периодические издания как специальные ("Problems of communism","Asian Affairs", "Far Eastern economic
review"), так и массовые ("Cristian solence monitor", "The Guardian", "Newsweek" и др.). Следует отметить также материалы пакистанской и индийской прессы ("The Herald", "The Muslim", "Link" и др.), оказавшиеся особенно полезными при исследовании проблемы афганских беженцев в сопредельных с Афганистаном стра-, нах.
Справочные издания. Оказали большую помощь в составлении эт-но-лингвистической карты Афганистана. Среди них следует назвать хорошо известные энциклопедические издания Брокгауза и Ефрона (Спб., 1890 год), под редакцией С. Н.Южакова (Спб., 1903 год), ежегодники БСЭ, Universal Jewish Enciclopedia (NY., 1939), справочники по Афганистану, опубликованные в Москве в 1960 и 1964 годах. Также широко использовались автором этнографические и демографические справочники: United Nations. Populations and vital statistics report (NY., 1957), Брук С. И., Население мира/ М., 1985 год и Народы мира, историко-этнографический справочник, Ы, 1988.
При исследовании периода пуштунской колонизации северных областей Афганистана во время правления Абдуррахман-хана ценные материалы были обнаружены в "Биографическом отчете о вождях и сардарах Афганистана" ("Biographical Account of Chiefs, Sardars, and Others of Afghanistan"), вышедшем в свет в Калькутте в 18SS г., а такие в оксфордском многотомном справочнике "Inpareal Gazetteer of India" (Oxford. 1903). Для выяснения деталей системы родо-племенного деления путгуков автор обращался к изданиям. "А Dictionary of Pathan Tribes" (Simla, 1899) и "A Glossary of the Tribes and Casts of the Panjab and NortlrV/ast Frontier Province" vol. I—III (Lahore, 1911). Полезные сведения по географии Афганистана были почерпнуты из б-томного газеттира JL Адамека, изданного в Граце в 70-е гг. ("Historical and political gazetteer of Afghanistan").
Литература вопроса. Значительную помовц> при изучении национально- этнических проблем афганского общества оказали труды отечественных ученых, посвященные истории Афганистана и сопредельных стран, а таге® этнографии и языкам народов, проживающих на территории современного Афганистана В большинство они затрагивают тему диссертационной работы косвенно. Прн составлении этно-лиигвис-
тической карты Афганистана были использованы коллективные труды -многотомные серил "Страны и народы", "Страны и народы Востока", "Расы и народы", а также "Народы Передней Азии" (М.,1957), "Народы Средней Азии и Казахстана" (11,1962-1963), "История таджикского народа" (М.,1964), "Россия, Полное географическое описание ка-еэго отечества Настольная и дорожная книга под ред. П. П. Семено-ва-Тян-Шанского" (Спб. ,1913) и др.
При написании первой главы использовались труды русских вос-тоютведов - а К Бартольда (в частности "Историко-географический обзор Ирана" (Спб. ,1903)) ( Д. Н. Логофета. Н. А. Аристова, М.Грулева, А. Г. Серебренникова, И В. Лаврова и др.
После революции 1917 г. работы по Афганистану и другим странам Среднего Востока стали появляться только в 20-х гг. (главным образом во второй половине). Среди них следует назвать исследования А. В. Сносарева, М. С. Андреева, 0. Тумановича, Г. И. Карпова и др. К этому яэ времени относятся первые работы основоположника советской афганистики И. 11 Ре йене ра ("Независимый Афганистан", 1-1,1928). Большую помощь для выяснения основ межэтнических огкоиэннй в империи Дурракгг оказала книга И. Ы. рейскера "Развитие. феодализма и образование государства у афганцев" (М. ,1954). Интересные замечания по национальным процессам в Афганистане, идеологии пуэтунского национализма содержатся в статье И. м. Рейснера "К Еопросу о сгладив алии афганской нации", опубликованной в 1947 г. в журнале "Вопросы историй".
ДЬфоко использовались при написании диссертации работы ¡а а Ггапазвского - монографии-и статьи. Они помогли разобраться в особенностях категориального аппарата избранной тематики, методов логических основах исследования, а также конкретных историко-по-дггичзегага и этнографических проблемах - государственом устройст-еэ Дурр*:пп£скоГ5 дерганы, этногенезе крутщейких народоз Среднего Востсга и Екяой Ази;1, современном политическом положении в Рес-пубг;п:э Афганистан. .
• При изучении пуотуков Афганистана автор неоднократно обращался к работам а А. Ровдинэ, Л Темирханова, II А. Бабаходгаева. При исслодоЕашп! хазаройцез полезной оказалась книга Л. темирхано-па "?йзарсйцц. Очерка коеой истории" (¡1,1972). Работы Б.- Р. Лэга-сзвой.и А.К.Бабаевой огсазаи пеиог» в изучении туркмен Лфгаписта-
ка Для описания народов Еадахшана интересные сведения были обнаружены в работах А. Г. Абаевой.
Следует отметить, что при исследовании народов, населяющих . современный Афганистан, были привлечены работы по языковедению -ДИ. Эдельман "Дардские языки" (М.,1965), А.А.Грюнберг "Этнографические и лингвистические заметки" (Страны и народы Востока, IL . 1971), Е А. Фролова "Белуджский язык" (Ы., 1960), Е А. Ефимов "Язык афганских хазара ЯКаувдонский диалект" (М. ,1965) и др.
При написании диссертации использовались также работы П. Алексеенкова, Ы. Р. Аруновой, М. Г. Асланова, Р. Т. Ахрамовича, С. Б. Багдасарова, Б. Г. Гафурова, Э. Г. Гафферберг, Л Р. Гордон-Полонской. Г. Ф. Гирса, Е Ы. Гуревича, А. Д. Давыдова, Е Е Зайцева, Е Г. Кор-гуна, В. М. !,!ассона, X Назарова, Л R Ошанина, А. Я. Соколова, R Е Спольникова, А. Станишевского, A. IOl Умнова, Е А. Халфина
Западная литература по различным аспектам истории и этнографии Афганистана весьма обширна Некоторые работы, выполненные на основе полевых исследований, обладают значительной научной ценностью. В полной мере это относится к трудам "ЛДюпра, известного американского афганиста. автора многочисленных работ по истории, социально-экономическому и политическому развитию афганского общества.
При изучении тюркских народов Афганистана большую помощь оказала книга ХШармана "Монголы Афганистана" (S. -Graventage, 1962J. Интересный фактический материал о межэтнических, отнесениях в Афганистане в 60-е гг. XX в. содержится в книге Дк. Гриффитса "Afghanistan: key to a continent" (L. ,1967).
Глубокими историческими исследованиями являются работы ЕГрегорьяна "The Emergence of l.bdern Afghanistan. Politics of reform and iradernisatibn" (Stanford, 1969), JL Поллады "Reform and Rebellion in Afghanistan. King Amanullah's Failure to Ktodernize a Tribal Society, 1919-1929" (Ithaca-L., 1973). Из числа английских и американских авторов, чьи работы учтены при написании диссертации, назовем таю» С. Иорриша, Е Сайка, Е <5рззера-Тайтлзра, А. Флетчера, А. Хаймана, Р. Тэппера, Е Тзппер, 2. Ахмеда, 3. Халильза-да, IX Леванта, А. Дастарака
Необходимо обратить внимание на заштнш успехи, которых с начала XX века достигли в афганистиюе иемзтшэ ученые. Общею-
вестны работы С. Хедина "Zu Land nach Indien durch Persia, Selstan, Belutschistan" (Leipzig, 1910), Г. Джэрринга "Jarring G., On the Distribution of Turk Tribes in Afghanistan" (Lund-Leipzig, 1939), О.Хентиха "Der Nahe Osten ruckt naher" (Leipzig, 1940) и др. Среди работ последнего времени, которые были использованы при написании диссертации, можно назвать переведенную на русский язык книгу К. Йеттмара "Религии Гиндукуша" (Ы. ,1986), а также работу Э.Ориваля "Die Baluc in Afghanisch-Sistan: Wirtschaft und sozio-poli tische Organisation in Nimruz,SV-Afghanistan" (Berlin, 1982).
Большую помощь в исследовании этно-национальных проблем Афганистана оказали труды западных географов и лингвистов - Дх. Хам-дума, П. Сноу, С. Попова,' Г. Моргенстирне, Е Ленца и др.
Из работ афганских ученых, которые использовались при написании диссертации, следует отметить уже паз ванного М. Г. М. Губара, в частности его труд "Ахмад-шах - основатель Афганского государства" (М.,1959), Сеид Касем Риштип "Афганистан в XIX веке" (M ,1959), M. Али "Afghanistan. The. Mohararedzai Period" (Kabul,1959), а также Ахмад Али-хан Кохззда, Седикула Риитина, Абдуррауфа Бенава, Хасана Катара.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, покззана степень ее изученности, сформулированы цели и задачи исследования, определены научная новизна и практическая значимость.работы, содерхзггся анализ использованных источников и литературы.
В первой гласе "Этко-лингвистическая карта современного Афганистана" сделана попытка выясшггь численность и места расселения народов изучаемой страны.
В 1979 a 19S3 годах в Афганистане были осуществлены выборочные переписи, которые но содержали сведения о национальной принадлежности или родном языке опрошенных. Показатели величины среднегодового естественного прироста населения оскаливаются на приблизительных оценках ( для 80-х гг. - около 2.4 Z), ото сказывается на достоверности данных о численном и национальном составе населения Афганистана.
События последнего десятилетия принесли заметные изменения в этническую ситуацию в Афганистане. Они оказали влияние как на географию расселения, так и на численность населяющих его народов. Гражданская война унесла более одного миллиона жизней, в основном среди мирного населения, что не могло не отразиться на общих темпах его прироста. С началом боевых действий приобрела огромные размеры эмиграция жителей Афганистана в сопредельные страны. В конце 1989 г. в Пакистане пребывало около 3,7 млн. чел., облада»-!цих, в отличие от сезонных кочевников, статусом "афганский бе ненец". Значительное число мигрантов осело такие в Иране, в меньшей степени в Китае. Таким образом, модно говорить о том, что около 1/3 населения Афганистана - 5,751,000 чел. - живет вне пределов родины, превращая факт своей эмиграции в постоянный демографический фактор. Следует добавить, что внешняя эмиграция сопровождалась значительными внутренними миграциями населения, которое в поисках безопасности покинуло исконные места проживания и переселилось в труднодоступные районы и крупные города. Исходя -из этого, можно утверждать, что общэпринятые данные о числспност» » ге~> ографии расселения народов Афганистана должны быть существенно уточнены.
Национальная принадлежность погибших в войне неизвестна. О национальном составе афганской эмиграции можно сделать более определенные выводы. По имеющимся данным, 852 из афганских беяэнцэв в Пакистане составляют пуштуны (вместе с белуджами). Бели принять во внимание, что большая часть беженцев, обосновавшихся в Иране -ато хазарейцы I! представители национальных меньшинств из пограничных районов северо-западного Афганистана, представляется обоснованным определить дола пуштунов среди всей массы беженцев в 60-702, что составляет'3,5-4 млн. человек. В Афганистане, согласно этому, проживает (с учетом военных потерь) 4,5-5 или. пуштунов.
Таджиков эмиграция затронула меньше. Северные области страны, населенные таджиками, были более спокойными в отношении вооруженных столкновений. Отдельные районы находились под устойчивым контролем сил исламской оппозиции, например, Пандмюрская долина. Миграция таджиков в Пакистан была, очевидно, затруднена различиями в языке, отсутствием соплеменников за рубенои, родо-племенных
связей, традиций кочевок. Таким образом, в конце 80-х гг. их численность в Афганистане должна была составить около 3 млн. человек. Суммируя галогенное, можно сделать важные выводы. К началу 90-х гг. населешк.» Афганистана сократилось и равняется приблизительно 11-12 млн. человек. Пуштуны уже но являются большинством по отношению к другим этническим группам страны ( очевидно, их не более 42-45Х всего населения Афганистана). Доля таджиков выросла и достигла, вероятно, 252.
Во второй главе "Основы межэтнических отношений в Афганистане" исследуются геофизические, историко-политические и социально-экономические факторы, сопровождавшие развитие Афганского государства и оказавшие влияния на межэтнические отношения проживают« на его территории народов.
Под геофизическими основами межэтнических отношений понимаются географические н климатические условия, которые оказали влияние 'на'характер взаимодействия народов на территории, ограниченной рубежами Афганского государства. Ко времени своего образования в середине XVII века оно представляло собой обширные области, населгнныэ более чем 20 народами, различными по расовым признакам, языку, этногенезу н культуре, находящимися на разных уровнях социально-экономического развития. Такая ситуация явилась следствием того, что эти области в течение долгого исторического периода (до конца среднзЕе1созьп) были перекрестком миграций, военных вторгоний, культур и религий.
Трактор ландЕафтоз, ишиатические условия, недостаток пригодный для гизни районов на территориях, образовавших Дурранийс-¡сую дергаву, обусловил изолированность ареалов обитания населяк>-ее народов, консервация натуральной экономики, слабость про-цессоз интеграции и слогэшт обЕэафганского рынка. В XIX веке геофизические и геополитические факторы сыграли заметную роль в превращении Лфганист&ча а буферное государство и установлении политических границ страны, ргздоливзих этнические общности.
. -/Езскза "апго-д^л шгалза шеттпических отношений в Афганис-тапо ксследовал;гз поторга-зэ-политических факторов, наложивших отпечаток на зеолкщпэ афганского общрства вплоть до настоящего мошгга. Глава?«!! I» зтиз ф^ггсров являотся следующие. Знать некоторых пуптулских, племен угэ в XVI - первой половине XVIII вв.
заняла важное место в иерархической системе управления территориями государств, в границы которых в эту эпоху входили области современного Афганистана (государства Шейбанидов, Великих Моголов и Сефевидского Ирана). Внутри пуштунского этноса выделились привилегированные кланы, обязанные своим возвышением не положению в традиционной системе родо-племенного деления, а связям с сефевид-ским двором. Например, Сефевиды сделали вождем племени абдали Асадулла-хана Попользая (род. 1558 г.), главу клана садозаев, в которому принадлежал и Ахмад-шах Дурранн. Садозаи получили в связи с этим ряд привилегий.
На фоне ускоренного социальпо-экономичеасого развития пуштунских земледельческих племен названные обстоятельства привели 1С тому, что знать абдали после развала империи Надир-шаха Афкара (1736-1747 гг.) сумела создать в восточных районах этой империи собственное государство.
Дурранийская держава была создана в ходе завоеваний Ахмад-шаха Дуррани. Главные военные и административные должности были наследственно закреплены за ханами и маликами дурранийских кланов и родов. Этот порядок не мог нарушить даже шах. С первых десятилетий существования нового государства в нем утвердился принцип этнической сегрегации, ставящий непувтуаские этнические группы в положение объектов внутреннего колониализма. Завоевательные и репрессивные кампании в отношении этнических меньшинств являлись обычными методами государственной политики вплоть до середины XX в. Дискриминация этнических меньшинств распространилась на все сферы жизни, став характерной чертой афганского общества Она проявлялась по-разному, например, в земельной и налоговой политике правящих пуштунашх слоев, в результате которой ухе к концу правления Ахмад-шаха (70-е гг. XVIII в.) кассы■ неафганского крестьянства лишились своих наследственных владений и превратились в наемных рабочих на землях, отошедших к дурранийским ханам. Крайняя степень обострения межэтнических .отношений приводила л волнениям в различных частях Дурранийской дергкавы, которые принимали антипуштунскую окраску, например, крупное восстание белуджей в 1758 году, постоянные движения в Южном Туркестане и др. Помимо национального конфликта между пуштунами и национальны!,® меньшие-..' твами, существовали серьезные разногласия мезду пуштунскими пле-
менами, например, между дур ран и и гнльзаями, которые не дали возможность правящей элите Афганистана образовать долговременнее ауэтунское единство.
Возрождение и развитие Афганистана в XIX веке иод властью династии Баракзаев принесло новые черты в меязшимеокие огнодиения народов страны. Афганистан стал одним из узлов англо-русского. противостояния на Среднем Востоке. Огведениая ему роль буферного государства определила оформление его границ, которые были установлены по политическим соображениям и разделили этнические общности. Пользуясь поддержкой Англии, афганские эмиры устремили свою завоевательную энергию в районы, сохранявшие большую степень независимости или отошедшие к Афганистану после разграничений -Хазараджат, Кйиый Туркестан, Кафиристан. Завоевательные кампании сопровождались массовыми репрессиями в отношении этнических меньшинств. Их представители -стали основным источником пополнения рынков 'работорговли. Беззакония и притеснения меньшинств со стороны четной пуштунской администрации были обычным явлением.
С последней четверти XIX века качался интенсивный процесс колонизации пупггунами подчиненных территорий, главным образом севера страны. Его инициатором, опираясь на помощь Британской Кадии, выступило правительство, которое преследовало несколько целей: укрепить еавернув границу Афганистана, сломить враждебность местного непуятуншеого населения, задействовать экономический потенциал новых земель. За последующий двадцатилетний период колонизация Афганского Туркестана обрела черты планомерной государственной по.нггшш. Вал образован специальный Общий отдел по делами переселенцев в ршжах !.ШД Афганистана, мигрантам предоставлялись льгетц гз гатергкитыгзя помог». Пуигуносая колонизация оказача глу-бс;соэ создейстЕИс на ¡-эдэтничеекив отношения в Южном Туркестане. Одним нз ее последствий стаю перераспределение земельной собственности в пользу приведших пуитуиов, а также, дискриминационная налоговая политика по отнокению к местному населению, большинство 1»гор"5го ссстазлялп ??лстки и узбеки.. Обострение национального "спроса з празхениз змира Абдуррахман-хана выливалось в широкие .ск7:!яравитзльетгс:«шэ виотушодия» обретавшие антипуиттунскую ок- восстание ¡«аттагглских узбеков 1889 г., бадахшанских тад-гпятаз 1850 г., дгнглгпгэ чграЯ»!аиов в конце 80-х гг., движение в
Афганском Туркестане под предводительством Исхак-хана и др.
К концу XIX - началу XX вв. откосится ааровдение буржуазных отношений в афганском обществе. В правящих слоях и среди интеллигенции начинает формироваться идеология афганского национализма. Определяются понятия афганской нации, национального языка. В специфических условиях Афг&чистана, однако, развитие нового экономического уклада не привело к изменению существовавшей структуры государственной власти, которая оставалась практически исключительной монополией пуштунов. Дискриминация этнических меньшинств была характерной чертой всех сфер жизни Афганистана. Национализм, имеющий в своей основе идею единой нации, в Афганистане лег на неадекватную ему гетерогенную почву экономически отсталого, этнически и религиозно расколотого общества. В силу этих особенностей' афганский национализм, проводниками которого стала моноэтническая правящая элита (сохранившая, однако, существенные пережитки племенного сознания внутри себя) и связанная с ней родственными связями немногочисленная интеллигенция, приобрел черты пуштунского шовинизма. Несоответствие государственной политики, питаемой идеями национализма, реальному положению афганского общества вылилось в глубокий кризис в период правления Аманулла-хана (1919-1929 гг.).
Национальная однородность движения Бачаи Саккао (в основном таджики Кухдаыана и Кухистана) позволяют увидеть среди предпосылок восстания многолетнее этническое противостояние, которое многообразно переплелось с религиозной правдой внутри афганского об-■ цества. Мобилизуя пуштунские племена на борьбу с• Бачаи Саккао, Надир-хан использовал националистические лозунги, представляя Бачаи Сагасао таджикским узурпатором законной пувтунской власти.
В период правлевия Надир-хана и последующего двадцатилетня пуштунский шовинизм превращается в ведущий ¡гаштонент идеологии афганского национализма, охватывает широкие слои афганского общества, становится господствующим в среде интеллигенции и государственного аппарата Появляются официально пропагандироваввиеся теории арийских корней пуштунского этнос^, превосходства языка пушту, как самого чистого и самобытного языка. Некоторые моменты . этих изысканий были, вероятно, заимствованы из расовых теорий германских нацистов. Существование национального вопроса, а иног-
да и самого факта многонациональное*™ Афганистана отрицалось. Последовали дискриминационные пропуштунские законы в области языковой и культуршЛ политики, что имело своим результатом утешение прав этнических меньшинств, которые большей частью лишались возможности получения образования, культурного развития, продвижения на государственной службе.
В десятилетие правления И Дауда в качестве премьер-министра Афганистана пуштунский национализм получил политическое наполнение, благодаря активизации проблемы Пуиггунистана и превращения ее в общегосударственную политику. Реформа афганской армии значительно укрепила центральную власть, однако этнические меньшинства оставались замкнутыми, подозрительными по отношению к ней общностями, предпочитая полагаться на свои собственные параллельные струга1 уры власти.
Одним,нз следствий реформ Захир-шаха явилось то, что национальные проблемы были впервые вынёсены на заседания парламента, одна!® проекты в этой области в основном не вышли из стадии дебатов. Напротив, национальное неравенство из области политики и культуры продолжало интенсивно распространяться на социально-экономическую сферу, что выразилось в частности в пропуштунской политике государственного экономического планирования. География размещения новых проектов промышленного и аграрного развития страны определялась главным образом в пользу пуштунских районов к югу и юго-востоку от Гиндзлс/са, а такга некоторых северных областей с появившейся там залетной прослойкой пуштунского населения.
В пятилетие республиканского развития Афганистана (1973-1978 гг.) межэтнические отнесения испытывали на себе противоречивы» тенденции. С одной стороны, М. Дауд заявлял о необходимости унячтогзнпя национального неравенства и Е1слючил з новую конституция принципы национального равноправия, зафиксированные в конституция 1964 года. С другой стороны, демократизм этих положений сводился иа нет набирающим силу стремлением м. Дауда к авторитаризму и запретом на дзятелыгасть политических партий. Нацио-ияльнш проблэиы о.чеззлпсь заггштоа вглубь, перейдя в латентную фор*«?, что сыграло суг,?с7г.еппуя рода з событиях 1978 года и раз-разнвгзйся за одо гравд^^с.'азй войне.
В третьей главе "Иацггоь-зльный Еопрос в современном Афганис-
тане" исследуются основные социально-политические силы Афганистана, оказывающие влияние на национальные процессы в стране, результаты этого воздействия на общественную ситуацию.
Хотя поляризация афганского общества в послереволюционный период шла главным образом на политической основе, обе противодействующие силы - ВДПА и исламская оппозиция - оказались подверженными этническим противоречиям внутри себя.
Межнациональная вражда, а также отсутствие единства внутри пуштунского этноса нашли отраяэние в формировании, структуре и методах деятельности политических группировок.
Национальный момент сыграл существенную роль в фракционных разногласиях между "Хальк" и "Парчам" (особенно на уровне рядовых членов), а в отношениях с некоторыми левыми группировками, например РОТА, стал основной причиной конфронтации. Что касается исламских партий и организаций, базирующихся в Пакистане и Иране, то можно утверждать, что национальные противоречия, несмотря на их сглаживание пропагандистскими положениями о единой мусульманской нации, явились одним из тех факторов, которые воспрепятствовали распространению деятельности каждой исламской партией в отдельности на всю территорию Афганистана, а также их прочному союзу.
Придя к власти с лозунгами демократии и равенства, НДПА встала перед необходимостью осуществить в страна соответствующие своим программным установкам социально-экономические и политические преобразования, в том числе в области регулирования межэтнических отношений. Это означало необходимость уничтожения дискриминации этнических меньшинств со стороны пуштунского большинства, обеспечение реального национального равноправия во всех сферах жизни, экономический подъем отсталых регионов, населенных этническими меньшинствами. Для успешного претворения в гашнь этих принципов требовалось, как представляется, совмещение как минимум трех взаимосвязанных компонентов: 1. искренность и настойчивость в проведении преобразований; 2. экономические и политические возможности для их осуществления; 3. адекватйая почва, на которую ложились бы эти преобразования. Рассмотрю.! их по порядку. Лидеры фракции "Хальк", занявшие доминирующее положение.в государственном руководстве Афганистана после саурской революции 1978 года.
упустили инициативу и не использовали благоприятную обстановку для реформирования национальных отношений в стране, когда этнические меньшинства могли связать с падением дурранийского правления и установлением революционной власти надежды на облегчение своего положения. Решение национальных проблем было отодвинуто халькистами, занятыми тактическими задачами - фракционной борьбой и консолидацией власти - на второй план. Очевидно, сыграл роль и преимущественно пуштунский состав фракции "Хальк". В результате политических репрессий пострадали многие представители этнических меньшинств. Это вызвало их вооруженное противодействие режиму, произошло резкое обострение национального вопроса в стране. В силу этих ошибок национальная политика парчамистов, пришедших к власти в конце 1979 года, представляла собой уже ряд вынужденных, половинчатых н большей частью неудачных мер.
Еяе одним отрицательным фактором этого времени является развертывание вооруженного контрреволюционного движения и резкое со1фагзекие в связи с этим экономических потенций Афганистана. На' циональная политика ЦДПА в этот период ограничивалась гуманитарными сферами - провозглашением равенства языков, культур, литератур народов Афганистана и др.' Экономическое развитие районов проливания этнических меньшинств как базисная задача в решении национального вопроса из-за отсутствия средств и бремени военных расходов не вышло из стадии бумажных проектов или имело более чем скромные масштабы. Прибавились новые проблемы. Внутренние и внешние миграции привели о двизкение огромные массы людей. Очагами ¡.^.национального напряжения стали перенаселенные города, где заметно увеличилась доля этнических меньшинств (например хазарейцев з Кабуле), а пуштуны из-за значительного числа беженцев в сопредельные страны, перестали составлять абсолютное большинство.
3 настояние время вооруженные двнаэния этнических меньшинств есэ больше переходят на местный уровень (особенно после вывода советских йойск), сыходя из прямого подчинения созданных за границей оппозиционных альянсов. При этом оформляется тенденция к ¡и пстло!Г/ сбоссблеп:;:о с угрозой дезинтеграции Афганского государства.
7рзть:ш фактором, предопределивши неудачу национальной пс-.т'ггепс! 1{ЦГО», пз-яйтся неадекватность этой политики существующим
социальным условиям внутри Афганистана Их особенность заключается в том. что в Афганистане не сущэствовало и не существует гражданского общества, обладающего чувством единства государственных задач, того общества, которое появилось в странах Запада в результате длительной буржуазной эволюции и где субъектом отношений между государством и подданными выступает отдельный индивидуум, а не этническая, племенная, конфессиональная, профессиональная или иная общность. К характеристике.афганского общества современного периода, очевидно, применим термин "комбинированное" (в отечественной науке) или "сегментарное" (в западной науке). При втих обстоятельствах наиболее реальной национальной полютнсой была бы, как отмечал Л. Дюпре, та, которая приняла би форму специфических отношений между центральным правительством, с одной стороны, а' этническими и племенными группами, о другой - в пределах установленных границ автономии последних. Очевидно, тага» жизнеспособной была бы определенная форма федерализма Афганистана с использованием традиционных институтов самоуправления. В последний период можно наблюдать некоторые действия со стороны ¡ЩПА (с июня 1S3Q года - Партия отечества) в этом направлении - курс на расширенна социальной базы революции, диалог с этническими меньшинства«! посредством джирг и т.п. Однако поверхностность и непоследовательность усилий центральных властей вместе с осложнившейся военно-политической обстановкой не позволяют ожидать от этой политики больших результатов.
В заключении работы подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами.
1. Анализ этио-демографических процессов в современно!»' Афганистане позволяет существенно обновить оценки численности лак всего населения, так и отдельных народов, нроживакида па его территории. Среди наиболее серьезных факторов, оказываяцих влияние на демографическую ситуацию в Афганистане, следует назвать продолжающуюся гражданскую войну, обшрныз миграции населения внутри страны и в сопредельные государства Есть данные полагать, что к концу 80-х гг. население Афганистана сократилось до 11-12 или. чел. Это сопровождалось изменением количественного соотношения между наиболее крупными народами страны, в первую очередь таджиками и пуигунами. Численность последних упала более чем на треть.
их доля а населении Афганистана составляет сейчас менее 50 X. Прэцэггг ?адаякоя, напротив, увелзгшлся до 25 %. Таким образом, Епзрвыэ в Афганистане, со врзизни оформления его сегодняшних г.ра-пиц создалась ситуация, когда национальные ыэныяинства образуют устойчивое большинство по отношению к пушунаы, традиционно обладавши числзнпьы превосходством.
2. Отдельно взятый, это? факт недостаточен для выводов о состоянии национальных проблем а афганском обществе. Дая этого следует изучить кстормсо-погггнчзскт, социально-экономические и геофизичзс1с:з причины Бозщпшоззшга национального вопроса в Афганистане, иачаз анализ с сорэдины XVIII века - времени образования ДуррашШской даргавы. Из могло тушировать следующим образом. Когда в 1747 г. произопяо объединеииэ афганцев в едином независимой государства, господствуем пологэнкэ в нем в силу ряда причин заняла аизть довольно шлочяслэиного рода садозаев из плеиепи абдалй (дурраии). О того Ероиэни ваянейске посты в государственной аппарате и аршзд бвг» наследственно закреплены за ханами и донявши плс!*зи дуррапи. Тогда гэ в политической и зконокйгсеской пршсгикв пра&щдас с леев стал утверждаться принцип этнической езт>-рэгацпи, пмзподлглй иацгюладьныэ иэиьшшства до положения объектов спутрзикзго иоетниал1!зш. Постепеипо это приобрело вид национальной дискрпмяиацга!, которая распространилась на все сферы диз-
В свази с анализом цэгэтпичэсгаа отнесений в Деряаве Дурра-ка, кей и а пмхедукзтэ пор:годн истории Афганистана, возникает вопрос о том, почэму идея (5зд©ратгпз!ШГо устройства не нашла воп-■лоцзппэ 8 галстге» государства, гдэ иаселяпдие его народы компактно ззпееэт „"сгалышэ тэрреторшг. Ответ затруднен в частности прготпчзскп отсутствием до'сзпэнтпдьиых источников, позволякздх делать ешюду о политических устрегллещих правящих слоев того врвиэпп. Игкоториэ пссявябвгггвла, 'шшришр Л.Псшада, полагают, что унитарная . иодоль государства оказалась в Афганистане более гзпкеапегебкой пэ отлегэияя к ^эдоращя!, так как ханы пуштунских пхз:лп бала зазнггересаггни э сгоой автокотъ не видя в центральной ¿геста полезного партнера, а цащяпалыш» меньшинства испытывала кедосоркэ г: пракяельству, которое ассоциировалось у них с пргагепогшул и ропрзеекгпег.
С зарождением и развитием буржуазного уклада в Афганистане претерпевала изменения и традиционная деспотическая структура власти. Однако привилегированное положение пуштунов оставалось характерной чертой общества
а В послереволюционном Афганистане национальные процессы испытали на себе влияние 2-х наиболее крупных сил - НДПА и исламских группировок. Структура, цели и методы их деятельности отражают сложность межэтнических отношений в стране. Разногласия на этнической почве стали весьма существенным фактором отсутствия единства как внутри НДПА, так и в обоих оппозиционных альянсах. Национальная политика НДПА прошла через несколько этапов. В настоящее время она призвана решить тактические задачи правящего режима - привлечь этнические меньшинства к организации отпора' контрреволюционным группировкам. Исламские партии, используя религиозную пропаганду, стремятся распространить с помощью» этнических меньшинств вооруженную борьбу на всю территорию страны. Следует, однако, отметить то важное обстоятельство, что, как свидетельствует последнее течение, событий, этнический фактор превращается в самостоятельную политическую силу, вышедшую из-под контроля НДПА и исламской оппозиции. В условиях потери пуштунами позиций большинства населения реальной предстает угроза дезинтеграции Афганистана и утраты его государственности.
4. В настоящее время в Афганистане национальный вопрос реально существует как проблема общественного развития.. Он заключается в неравноправии населяющих его народов, дискриминацией пуштунами национальных меньшинств страны во всех областях. При том что социальная и национальная структура государственной власти несколько изменилась, вто не означало торенного демократического реформирования афгансюэго общества с учетом интересов национальных меньшинств. Усилиями НДПА национальный вопрос решен не был. Произошло его обострение и развитие дезинтеграциошшх процессов, угрожающих территориальной целостности Афганистана В настоящий момент не имеется благоприятных перспектив для смягчения национальных проблем афганского общества
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Специфика национальных отношений в современном Афганистане, Тевисы к 5-ой Всесоювной толе молодых востоковедов, Ы.,
1989, т.1. С. 200-203.
2. Проблема афганских беюэнцев, "Восток и современность", N2
1990, Й., 1990, С. 40-61.
3. Белуджи Афганистана, в сборнике "Этно-политическая ситуация в Юго-Западной Азии" (в печати) - 1,2 п. л.
4. Национальный вопрос в Афганистане, в сборнике *дто~т-лнтичаская ситуация в Юго-Западной Азии" /в печати/ - 0,8 вил.