автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Научная, просветительская и общественно-политическая деятельность Цыбена Жамцарано в Монголии (1911-1931)

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Жамбалын Цэцэгма
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Научная, просветительская и общественно-политическая деятельность Цыбена Жамцарано в Монголии (1911-1931)'

Текст диссертации на тему "Научная, просветительская и общественно-политическая деятельность Цыбена Жамцарано в Монголии (1911-1931)"

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЖАМБАЛЫН ЦЭЦЭГМА

НАУЧНАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЫБЕНА ЖАМЦАРАНО В МОНГОЛИИ (1911-1931 гг.)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история

Научные руководители: доктор исторических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Улымжиев Д.Б.

кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Республики Бурятия Цыбиктаров А. Д.

Улан-Удэ 1999

Содержание

стр.

Введение............................................................................ 3

Глава I Санкт-Петербургский университет и начало научной

\

деятельности Цыбена Жамцарано................................................ 15

Глава II Деятельность Цыбена Жамцарано в первый период его

пребывания в Монголии (1911-1917 гг.)..................... 29

Глава III Государственная, общественно-политическая и научная деятельность Цыбена Жамцарано во второй период его пребывания

в Монголии (1921-1931 гг.)..................................................... 46

§ 1 Государственная и общественно-политическая деятельность Ц.Жамцарано в Монголии в 1921-1931

годах ............................................................................... 48

§ 2 Особенности идейных взглядов Ц.Жамцарано.............. 62

§ 3 Научно-просветительская деятельность Цыбена

Жамцарано.......................................................... 81

§ 4 Цыбен Жамцарано и религиозный вопрос......... ........ 102

Глава IV Последние годы жизни и научной деятельности Цыбена

Жамцарано..................................................................... 118

Заключение.......................................................................................... 129

Библиография..................................................................................... 134

Введение

Актуальность исследования.

Востоковедение имеет в России глубокие корни. Оно всегда занимало одно из ведущих мест в развитии отечественной науки. Общепринятыми авторитетами в области мирового востоковедения являются Н.Я.Бичурин, П.Кафаров, О.М.Ковалевский, В.П.Васильев, В.М. Алексеев, С.Ф.Ольденбург, И.Ю.Крачковский, В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, В.В.Радлов, А.М.Позднеев, В.В.Бартольд, Д.А.Клеменц, Б.Я.Владимирцов, С.А. Козин и многие другие. Одно из ведущих мест в российском востоковедении принадлежит монголоведению. Передовые позиции российских учёных в мировом востоковедении отнюдь не случайны. Занимая место между Востоком и Западом, России исторически было предназначено выполнять роль связующего звена между этими культурными и историческими мирами. Поэтому интерес российских учёных к востоковедению был вовсе не случаен, а скорее наоборот закономерен. Их вклад в изучение стран Восточной и Центральной Азии общеизвестен и высоко оценён в мировом научном сообществе. При этом, как правило, широко известны имена ученых из Санкт-Петербурга, Казани, Москвы и других крупных научных центров России.

Вместе с тем хорошо известно, что этим учёным оказывали огромную помощь и проводили конкретные работы в Монголии и Китае выходцы из местной среды. Это признавали и об этом писали сами исследователи. Однако их деятельность, за исключением Д.Банзарова, в силу различных причин, в течении длительного времени замалчивалась и не получила должного освещения. Можно назвать имена Г.Гомбоева, А.Доржиева, Б. Барадина и многих других. К их числу относится и Цыбен Жамцарано. Это был выдающийся человек, чья деятельность оставила глубокий след в истории двух стран на разных этапах их государственного, общественного и политического развития: России дореволюционной и России Советской, Монго-

лии феодальной и Монголии народной. Он жил и творил в сложное и противоречивое время, тонко чувствовал это время и активно участвовал во многих событиях. Цыбен Жамцарано оставил глубокий след в российском востоковедении. Ощутима его деятельность и в развитии взаимоотношений России с Монголией в дореволюционный период. С революционными преобразованиями в этих странах он внёс большой вклад в становление и развитие государственности в Народной Монголии и Бурятии, государственных отношений между народной Монголией и Советской Россией. В последние годы жизни Ц.Жамцарано, живя и работая в Санкт-Петербурге (Ленинграде), занимался обработкой многочисленных материалов, собранных в Монголии. В 1936 году ему без защиты было присвоено звание доктора наук. Это была высокая оценка его вклада в российское монголоведение. Однако, будучи причисленным к так называемому движению «пан-монголизма», Ц.Жамцарано в 1937 году был репрессирован и имя его было предано забвению. Хотя в 1956 году он был реабилитирован, но его жизнь и научная деятельность до сих пор не получили должного внимания и изучения.

Для монгольского народа имя Ц.Жамцарано особенно дорого и важно прежде всего с точки зрения его вклада в развитие государственных отношений между Монголией и Россией, в возрождение Монголии после получения автономии в 1911 году, а затем уже полного освобождения от колониального гнёта после Народной революции 1921 года. Очень значителен вклад Ц.Жамцарано в распространение образования и просвещения среди монгольского народа, становление монгольской науки.

Именно в Монголии особенно ярко проявились его организаторские способности во всех этих сферах. Монголия, ставшая на путь независимости и самостоятельного развития, особенно нуждалась в таких высокообразованных, инициативных и деятельных людях, как Ц.Жамцарано. Но все эти аспекты его творческой деятельности до сих пор являются очень мало

изученными. Российским исследователям были мало доступны фонды монгольских архивов, а в Монголии его жизнь и деятельность замалчивались как представителя иностранного государства. Трудно переоценить вклад этого деятеля и в изучении многих сторон жизни и культуры монголоязыч-ных народов вообще и прежде всего фольклора.

Особо следует отметить вклад Ц.Жамцарано в установление и развитие добрососедских, дружественных отношений между народами России и Монголии. Это очень актуально с современной точки зрения, когда отношения между Россией и Монголией выходят на новый уровень развития в связи с изменениями в современном мире.

Однако все эти аспекты деятельности Ц.Жамцарано до сих пор не получили всестороннего и акцентированного изучения. Они только начинают разрабатываться. Таким образом актуальность исследования определяется прежде всего относительно слабой разработанностью темы в монгольской и российской историографии.

Характеристика источниковой базы. Источниковую базу диссертации составили материалы научного наследия Ц.Жамцарано, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах Монголии и России. Многие из них впервые вводятся в научный оборот, в частности из Центрального государственного исторического архива Монголии, Архива Центральной государственной библиотеки Монголии, Центрального архива МНРП. Эти материалы представляют собой документы, связанные с пребыванием и деятельностью Ц.Жамцарано в Монголии в области научно-просветительской, партийно-государственной работы, переводы различных научных, научно-популярных работ европейских ученых, литературных произведений, осуществленных Ц.Жамцарано, тексты его выступлений на разного рода совещаниях, конференциях, съездах МНРП, МРСМ и т.д. Отдельную группу источников составляют научные труды и учебники, написанные самим Ц.Жамцарано, и его воспоминания. Они освещают не только деятельность

этого человека как ученого и просветителя, но и характеризуют его общественно - политические и идейные взгляды. В качестве источников использованы газеты и журналы, издание которых было начато по инициативе и самом непосредственном участии Ц.Жамцарано как издателя, редактора и автора многих статей и заметок. Это журнал «Шинэ толь», газета «Нийслэ-лин сонин бичиг». Использованы воспоминания соратников и современников Ц.Жамцарано. Архивные материалы по истории становления научных учреждений Монголии (Ученого комитета, музеев, библиотек), партийно-государственного строительства в стране в 20-е и начале 30-х годов показывают общеисторическую ситуацию Монголии этих лет и обстановку, в которой жил и творил этот человек в те годы, позволяют лучше понять причины отъезда Ц.Жамцарано из Монголии и трагической его смерти в застенках ГУЛАГАа в период активизации его научной деятельности в Институте востоковедения АН СССР. Таким образом круг привлеченных источников характеризует самые разные стороны жизни и деятельности Ц.Жамцарано в Монголии с 1911 по 1931 годы и позволяет всесторонне их осветить.

Историография проблемы.

Жизнь и деятельность Цыбена Жамцарано, несмотря на значительный вклад этого человека в изучение фольклора бурят и монголов, в развитие просвещения, образования, науки в Монголии и Бурятии, до сих пор не получила подробного и обстоятельного освещения в имеющейся научной литературе. Вместе с тем отдельные аспекты его жизни и деятельности освещались в отдельных статьях и газетных заметках. Они были опубликованы отечественными и монгольскими исследователями Б.Д.Цыбиковым, Ш.Б.Чимитдоржиевым, Д.Б.Улымжиевым, П.Б.Балданжаповым, Г.О. Туде-новым, Ц.А.Дугар-Нимаевым, Р.Шерхунаевым, И.Н.Шагдуровой, Д. Даш-жамцем, С.Идшинноровом, Л.Бат-Очиром, Д.Улам-Баяром, Д.Ёндоном, Г. Цырендоржем, Ц.Цыреном, Ц.Аюушем, Д.Дашем и др. Значительная часть

работ носила юбилейный характер. Издание их началось с 80-летнего юбилея Ц.Жамцарано в 1962 г. и продолжено в год его 110-летия1. Г.О.Туденов осветил деятельность Ц.Жамцарано как собирателя фольклора . О вкладе ЦЖамцарано в изучении фольклора монголоязычных народов писали

A.И.Уланов3, М.П.Хомонов4, М.П.Хамаганов5.

Значительный вклад в изучение творческой биографии Ц.Жамцарано внесли научные конференции, посвященные его 110-летнему юбилею. Они состоялись в 1991 г. в Улан-Удэ и Улан-Баторе. Значительная часть докладов была посвящена различным сторонам научной и общественной деятельности Ц.Жамцарано в России и Монголии. Они нашли отражение в материалах конференции «Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность. Доклады и тезисы научной конференции. - Улан-Удэ, 1991». В работах В.Ц.Найдакова, Н.О.Шаракшиновой, Р.А.Шерхунаева, Ц.А. Дугар-Нимаева, Г.О.Туденова, М.И.Тулохонова, С.С.Бардахановой, Д.А. Бурчи-ной, Г.Р.Галдановой получили освещение исследования и наследие Ц. Жамцарано в области фольклора и этнографии монгольских народов на территории Прибайкалья, Забайкалья и Монголии6. Доклады Ш.Б. Чимит-доржиева, Г.Н.Заятуева, В.Э.Раднаева были посвящены его просветительской деятельности . И.Д.Бураев, Ц.П.Пурбуев, Д.Энхтур, Х.Ж.Гармаева охарактеризовали материалы рукописных фондов Ц.Жамцарано в архивах Ленинградского отделения ИВ АН СССР, Государственной библиотеки АН МНР, Рукописного отдела БИОН СО РАН8. Д.Б.Улымжиев, М.Гольман,

B.Ц.Найдакова посвятили свои доклады взаимоотношениям Ц.Жамцарано с академиком Б.Я.Владимирцовым, известным художником и просветителем Н.К.Рерихом, западными ориенталистами А.Мостэром, Э.Хэнишем, Д.Пелли, Р.Ч.Эндрюсом и др.9 Т.М.Михайлов, Ю.С.Ширапов рассмотрели взгляды Ц.Жамцарано по отношению к религии и роли традиционных общинных институтов в жизни бурятского общества10.

В 1997 г. вышла из печати работа Б.Цыбикова и Ш.Чимитдоржиева «Цыбен Жамцарано» в серии «Биография выдающихся деятелей Бурятии» (Улан-Удэ, 1997. - 39 е.). Авторы в ней обобщили все доступные им материалы и сведения о жизни и деятельности этого замечательного представителя бурятского народа. В сжатой и содержательной форме они осветили этапы жизненного и творческого пути Ц.Жамцарано: детские годы и учебу в Чите, Иркутске, Санкт-Петербургском университете, исследования в области изучения фольклора монгольских народов, участие в национальном движении бурят, деятельность в Монголии и последние годы жизни Ц. Жамцарано в Ленинграде11. В целом работа Б.Д.Цыбикова и Ш.Б. Чимит-доржиева заслуживает высокой положительной оценки. Она на данный момент является наиболее полным изданием сведений о жизни и деятельности Ц.Жамцарано.

Не умаляя заслуг этих и других авторов, перечисленных выше, все же отметим, что многие аспекты творческого пути этого ученого, просветителя и общественного деятеля до сих пор остаются недостаточно изученными и исследованными. Они не получили подробного и всестороннего освещения, анализа и оценки с объективной точки зрения. Это во многом объясняется трагически завершившейся судьбой этого человека. Ц. Жамцарано был репрессирован в 1937 г. и жизнь его оборвалась в 1942 г. в застенках ГУЛАГа. Не смотря на полную реабилитацию в 1956 г. этот факт его биографии во многом способствовал тому, что имя Ц.Жамцарано в течение долгих десятилетий было предано забвению, а вклад в просветительство, общественную и государственную жизнь Монголии и Бурятии первой трети XX века не получил должного освещения и оценки. В этой связи примечательно, что до 90-х годов выходили в основном статьи юбилейного характера и преимущественно в периодической печати. С начала 90-х гг., после окончательного развала тоталитарной системы в СССР и Монголии, начал проявляться подлинный научный интерес к освящению жизненного

пути, творческого наследия и вклада Ц.Жамцарано в развитие просвещения, образования и национально-государственного строительства в Бурятии и Монголии. В 1991 г. проводятся полноценные юбилейные научные конференции, публикуются их материалы, появляются специальные статьи.

Аналогичная ситуация с изучением жизненного и творческого пути Ц.Жамцарано прослеживается и в трудах монгольских ученых. На протяжении многих десятилетий, начиная с конца 20-х гг. и до 80-х гг., Ц.Жамцарано входил в число государственных и политических деятелей Монголии, имена которых находились под запретом. Поэтому до конца 80-х гг. в Монголии были опубликованы единичные работы, посвященные этому человеку. В частности замалчивался факт составления им первой программы Монгольской народно-революционной партии в 1921 г., практически не освещалась деятельность Ц.Жамцарано в создании и укреплении государственных органов Монголии, в политической жизни страны, его взгляды по религиозному вопросу. Все эти аспекты деятельности Ц.Жамцарано начали подниматься в работах Л.Бат-Очира, Д.Дашжамца, Д.Даша, С.Идшиннорова, Д.Улам-Баяра и других монгольских ученых со

второй половины 80-х гг., а большая их часть была опубликована уже в 901

х гг . В Монголии полная реабилитация имени Ц.Жамцарано состоялась после крушения тоталитарной системы. Поэтому в 1991 г. в Улан-Баторе была проведена, как и в Бурятии, конференция посвященная его 110-летнему юбилею. Наконец в 1997 г. в Монголии выходит первый том «Избранных трудов» Ц.Жамцарано с большой вступительной статьей С. Ид-шиннорова. В ней деятельность этого замечательного человека во время его пребывания в Монголии с 1911 по 1917 гг. и с 1921 по 1931 гг. получила объективную и справедливую оценку13.

Таким образом, как в российской, так и в монгольской историографии прослеживаются принципиально одинаковые пути в освещении жизни и деятельности Ц.Жамцарано. При этом все же следует отметить,

что бурятские ученые по сравнению с монгольскими исследователями уделяли большее внимание изучению научной, просветительской и государственной деятельности этого человека.

В целом оживившаяся деятельность отечественных и зарубежных исследователей со второй половины 80-х гг. внесла заметный вклад в изучение творческого наследия Ц.Жамцарано. Однако их работы носят, как правило, достаточно узкий тематический характер и не дают целостного представления об этом человеке, как крупном ученом, просветителе, общественном и государственном деятеле Монголии и Бурятии первой трети XX столетия. Особенно мало изучена деятельность Ц.Жамцарано в различных сферах общественно-просветительской и государственной жизни Монголии во время его почти двадцатилетнего пребывания в этой стране. Во многом это объясняется недоступностью монгольских архивных фондов вплоть до самого последнего времени. Восполнению перечисленных пробелов и недостатков в изучении жизни и творческого наследия Ц. Жамца-рано посвящено настоящее диссертационное исследование. Автор не только использовал результаты исследований своих предшественников, но и привлек новые материалы из архивов Монголии.

Актуальность данного диссертационного исследования состоит и в раскрытии подлинной правды о деятельности, идеях и устремлениях репрессированных учёных.

Изучении государственной, научной и общественно - просветительской деятельности Ц.Жамцарано позволяет существенно дополнить историю политических и дипломатических отношений между Россией и Монголией, по новому представить исторические судьбы национальной интеллигенции Монголии, и её места в истории развития монгольского народа, в расширении и укреплении связей между монгольским и росс