автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Федоров, Мстислав Вениаминович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна'

Текст диссертации на тему "Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна"



Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики Министерство науки и технологий Российской Федерации

На правах рукописи

ФЕДОРОВ Мстислав Вениаминович

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА

17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения

езидиум ВАК Россе

А-\ ГЧ ЧС ( Ь > ■ 6. ■ 5У) ,

¡7' о

" Ф ювЗг № ш

(решение от у-Л/ у*-7 19 ьУ г., N2 д. ученую степей

присудил ученую степень ДОКТОРА

!

ч

игчальцик управлении:

Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики

Официальные оппоненты:

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ библиотщд

п -ilQni- QQ ä

Ведущая организация:

доктор искусствоведения В.И. Тасалов

доктор искусствоведения

профессор

В.Н. Гамаюнов

доктор социологии Ю.А. Крючков

Институт философии РАН

Защита состоится 1998 г. на заседании

Диссертационного совета Д. 038.01.01 ^во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВВЦ, корп. 115, - , ;

С диссертацией в виде науч омиться в

библиотеке ВНИИТЭ.

Диссертация в виде научного

« х^» 998

Ученый секретарь Диссертационного совета

М.М. Калиничева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Автор доклада, работающий во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстеткки с первых лет его создания (с 1964 года), принимал непосредственное участие в разработке ряда теоретических и методических проблем дизайна как руководитель научных подразделений и как специалист, ведущий научно-исследовательскую работу. В докладе представлена совокупность выполненных соискателем работ, дано краткое обобщающее изложение результатов проведенных исследований, освещен личный вклад автора в разработку научно-методических проблем становления и развития отечественного дизайна, показаны результаты внедрения работ.

Актуальность проблемы состоит в том, что для эффективного становления отечественного дизайна, его общественного признания и профессионального обособления требовалась разработка научно-теоретической и методической базы, обеспечивающей развитие новой профессии с одновременным вхождением дизайна в сферу искусства, культуры, техники как специфического вида художественного творчества.

Эта задача оставалась актуальной на всех этапах становления и развития отечественного дизайна. Социально значимой и актуальной остается она и сегодня, в условиях рыночной экономики. Дизайн в условиях рынка проявляет себя с принципиально новой стороны: в качестве специфического вида художественно-технической деятельности, используемой для создания привлекательной конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей и приносящей коммерческую прибыль. сДзль исследований - способствовать созданию научно-еретической и методической базы развития отечественного ди-как специфического вида проектной художесгвенно-д ческой деятельности, разработать научно-методические -'.-вы формирования эстетической ценности промышленных из-Я, проведения экспертизы потребительских свойств, создания гимента потребительских товаров средствами и методами -""-¡¿а, осуществить разработку социально значимых проблем в ;иях рынка.

мет исследования - дизайн как специфическая сфера проект-чудожественно-технической деятельности, его теория и ме-

ходы, потребительская и эстетическая ценность промышленных изделий, специфика дизайн-деятельности и дизайн-профессии. Объект исследования - дизайн, представленный как совокупность теории и практики, процесса дизайн-деятельности (художественного конструирования) и ее результатов - проектов, промышленных изделий, средовых объектов и т.д. Основные направления и проблемы исследования. В соответствии с поставленной целью выделены следующие 3 этапа (направления) и 8 проблем исследования.

1. Разработка научно-теоретических и методических проблем на этапе становления отечественного дизайна:

• основ теории дизайна как специфического вида художественно-технической деятельности;

• методов и средств художественного конструирования;

• основ композиции в дизайне.

2. Разработка научно-технических и методических основ формирования и оценки потребительской ценности изделий:

• формирования эстетической ценности изделий и окружающей среды;

• оценки качества, экспертизы эстетического уровня и потребительских свойств товаров;

• формирования потребительского ассортимента товаров средствами и методами дизайна.

3. Разработка социально значимых проблем в составе государственных научно-технических программ, реализуемых в условиях рыночной экономики:

• комплексного обустройства, оборудования и социально-экономического развития крестьянских хозяйств, формирования агроэкосистем и эстетически полноценной среды обитания;

• формирования и оценки предметов личного потребления, соз- -данных на базе инновационного потенциала дизайна и высокоэффективных технологий.

Границы исследования определяются составом выделенных научно-методических проблем, временными этапами проведения исследований и формами реализации результатов. Новизна исследований. Основные положения теории дизайна и методов художественного конструирования на момент их разработки и публикации обладали принципиальной новизной, пред-

ставляя целостный взгляд на дизайн как специфическую сферу художественно-технической деятельности. Разработка научно-методических проблем дизайна, эстетической ценности, экспертизы потребительских свойств и формирования ассортимента потребительских товаров средствами и методами дизайна обладали не только новизной, но и демонстрировали принципиально новые подходы к совершенствованию эстетической ценности и качества промышленной продукции, получившие официальное признание. Метод исследований - системный подход к решению научно-методических проблем дизайна как специфического вида деятель-носта. Специфика такого подхода в сфере дизайна состоит в том, что он позволяет исследовать дизайн, с одной стороны, с позиций искусствоведения, а с другой - учитывать требования научно-технического прогресса, экологии и эргономики, различных групп потребителей и т. д., характеризующие особенности подхода дизайнеров к решению эстетических и художественно-образных задач.

Научная значимость и внедрение результатов исследований определяются применительно к выделенным направлениям .(этапам) и проблемам исследований.

На первом этапе (1964-1976 гг.) была создана научно-методическая база становления и развития отечественного дизайна: разработаны основы теории дизайна, методики художественного конструирования и композиции в дизайне. На втором этапе создана концептуальная, научно-методическая и нормативная база включения дизайна в работу отраслей промышленности. С этой целью разработаны:

• концепция формирования эстетической ценности изделий и предметной среды;

• концептуальные основы, методические материалы и нормативные документы (ГОСТы, РД, стандарты СЭВ) проведения экспертизы эстетических свойств новых товаров и потребительских свойств изделий, аттестуемых по высшей категории качества для присуждения Знака качества. Такая экспертиза проводилась ВНИИТЭ в 70-е и 80-е годы как обязательная по важнейшим группам потребительских товаров в масштабе страны;

• методические материалы и руководящие документы по формированию ассортимента потребительских товаров средствами и

методами дизайна, получившие официальное признание и используемые дизайнерами в отраслях промышленности страны. На третьем этапе (1991-1997 гг.) осуществлялась разработка социально значимых проблем в составе государственных научно-технических программ "Высокоэффективные процессы производства продовольствия" и "Высокоэффективные технологии развития социальной сферы" (рук. направления JI.A. Кузьмичев, рук. проектов М.В. Федоров). Разработаны:

® концепция обустройства, оборудования и социально-экономического развития крестьянских хозяйств, формирования агроэкосистем и эстетически полноценной среды обитания с внедрением в центральном и сибирских регионах России при участии 10-ти специализированных институтов сельского хозяйства и строительства; ® система формирования потребительской ценности изделий на базе использования инновационного потенциала дизайна и новых технологий;

® научно-методические обоснования и методики оценки эстетических и эргономических свойств потребительских товаров в условиях рынка.

Внедрение результатов разработок планируется на федеральном и региональном уровнях при создании научно-инновационных центров с подразделениями дизайна и методическом руководстве ВНИИТЭ.

С 1996 года государственная научно-техническая программа "Высокоэффективные технологии развития социальной сферы" включена в состав Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1414.

Результаты проведенных автором исследований опубликованы в виде 217 изданий (в том числе 41 книга, 3 ГОСТа, 3 РД, 78 публикаций без соавторов). Эти работы известны широкому кругу специалистов в области дизайна, активно использовались при подготовке кадров дизайнеров средней и высшей квалификации. Они оказали существенное влияние на развитие теории и практики дизайна на этапах его становления и развития и не утратили своей

научной значимости по принципиальным научным позициям до настоящего времени.

Таким образом, комплекс проблем, выдвинутых автором для публичной защиты, получил сегодня официальное признание и государственные формы реализации применительно к решению социально значимых задач новой экономической ситуации. Работа в содружестве с другими специалистами. Поскольку круг проблем дизайна, который интересовал автора, достаточно широк и поскольку многие из этих проблем формировались на стыках разных наук, автор считал своим долгом активно работать в содружестве с другими специалистами для полноты охвата каждой проблемы и получения высокого научного результата. Автор глубоко признателен за плодотворное сотрудничество в разработке научно-методических проблем дизайна, завершившееся совместными публикациями книг и статей, проф., к. арх. Короеву Ю.И., д. иск., проф. Минервину Г.Б., к. иск. Сомову Ю.С., д.т.н. Григорьеву Э.П., к. арх. Казариновой В.И., к. иск. Соловьеву Ю.Б., руководителям отделов ВНИИТЭ Семенову Ю.К. и Щарен-скому В.М., специалистам Задесенцу Е.Е., Шипилову Е.И., Соловьеву Б.Л., к. биол. наук Конча Л.И., а также д. психол. наук Му-нипову В.М., к.т.н. Даниляку В.И., члену-корреспонденту Инженерной Академии Чаянову P.A., д. иск. Сидоренко В.Ф., директору ВНИИТЭ, к. иск. Кузьмичеву Л.А.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА (1964 - 1976 гг.)

Начало становления отечественного дизайна как сферы научной и художественно-технической деятельности было положено в 1962 году, когда необходимость в повышении качества и эстетического уровня промышленной продукции была осознана как острая потребность времени.

В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) как научный и методический центр страны.

Сложность ситуации состояла, однако, в том, что все приходилось начинать почти с нуля. Информация о состоянии зарубежного дизайна практически отсутствовала. И даже использование термина "дизайн" фактически находилось под запретом. Поэтому отечественный дизайн в начале своего пути не имел даже собственного имени, не говоря уже о четком представлении о том, что является главной целью и предметом его разработок.

Научная терминология была неупорядочена или просто отсутствовала. Понятие "техническая эстетика" понималось даже в кругах специалистов достаточно упрощенно - как проявление эстетики в технике или как приложение категорий и закономерностей общей эстетики к предметному миру вещей. Художественное конструирование также рассматривалось обычно как чисто оформительская деятельность.

Сложившееся к середине 1964 года положение выявило острейшую необходимость в осуществлении срочной разработки научно-теоретических и методических проблем дизайна, определении целей и задач художественного конструирования, становлении технической эстетики как теории дизайна. Выполнение этих работ во ВНИИТЭ было возложено на отдел теории и методов художественного конструирования, руководить которым было поручено мне.

1.1. Разработка проблем теории дизайна и подготовка труда "Основы технической эстетики"

Первая проблема, которую пришлось решать, - это формирование научно-теоретических представлений о дизайне как новой сферы деятельности с разработкой основ теории дизайна, определяющей цели и задачи развития дизайна и специфику работы художника-конструктора в промышленности.

Первые результаты работ, излагающих научную концепцию ВНИИТЭ по проблемам дизайна, нашли отражение в статье Г.Б. Минервина и М.В. Федорова "О технической эстетике" в журнале "Вопросы философии" (1965, № 7) [ 15 ]. Главная цель публикации - утвердить взгляд на дизайн как новый формирующийся вид деятельности в промышленности по созданию конкурентоспособной продукции - полезной, удобной, красивой. В статье указы-

валось, что новая сфера деятельности, именуемая "дизайном" или "промышленным искусством", - это сфера деятельности Художника-конструктора (дизайнера) в промышленности, результаты которой - промышленные изделия, должны отвечать необходимому комплексу требований: быть функционально целесообразными, эстетически выразительными, технически совершенными и экономически оправданными.

Техническая эстетика была представлена соответственно как теория дизайна, раскрывающая природу дизайна, закономерности его развития, проблемы художественного творчества в художественном конструировании. Отсюда делался вывод, что техническая эстетика не может рассматриваться просто как часть общей эстетики. Ее задача - исследовать широкий круг проблем, включающих, с одной стороны, раскрытие закономерностей художественного творчества в промышленности, а с другой - комплекс проблем, связанных с практическими запросами человека-потребителя, таких как формирование ассортимента и типажа изделий, удобств эксплуатации, учет эстетических и эргономических требований и др.

Основные положения, изложенные в статье "О технической эстетике", получили дальнейшую углубленную разработку в материалах первых номеров сборника "Вопросы технической эстетики", опубликованных в издательстве "Искусство" [16, 84] и других работах. При этом необходимо отметить, что на структурирование проблем дизайна существенное влияние оказала работа группы методологов (Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский), а также теоретиков и историков дизайна K.M. Кантора, Н.В. Воронова, B.J1. Глазычева, Л.А. Жадовой, проводившаяся в отделе теории и методов художественного конструирования. Создание концептуальных основ теории дизайна было завершено изданием книги "Основы технической эстетики" (под общей редакцией Г.Б.Минервина, М., ВНИИТЭ, 1970) [18, 19, 20, 21, 22, 23], излагающей взгляд на дизайн как особую сферу проектной художественно-технической деятельности. Книга включала три части. В первой - "Дизайн в СССР" - давалась краткая характеристика состояния отечественного дизайна и определялся комплекс проблем, подлежащих рассмотрению. Вторая - "Дизайн как сфера деятельности" - содержала анализ процесса художественного конструирования, определяла предмет и результаты деятельности дизайнера, раскрывала специфику творческого

мышления художников-конструкторов. Третья часть "Дизайн в развитии" характеризовала комплексную цель дизайна - формирование предметной среды и намечала прогнозируемые контуры будущего дизайна.

Дизайн как сфера деятельности был расчленен на составляющие, подлежащие теоретическому рассмотрению: теорию, практику, процесс (художественное конструирование) и результат (изделия, прошедшие художественно-конструкторскую разработку). При этом теория подразделялась на общую, изучающую социально-философские и методологические проблемы дизайна, и прикладную, обобщающую опыт практики, обслуживающую ее нужды и вырабатывающую конкретные нормы и методики. Техническая эстетика в этой концепции получает наименование теории дизайна и рассматривается как научная дисциплина, предметом которой является область деятельности художника-конструктора. Она изучает общественную природу и �