автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Некоторые вопросы творчества художников Ферганской долины (проблемы композиции и художественной целостности)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Эрматов, Рустамжон Гуломжонович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Некоторые вопросы творчества художников Ферганской долины (проблемы композиции и художественной целостности)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Некоторые вопросы творчества художников Ферганской долины (проблемы композиции и художественной целостности)"

§ -

> ••>

Академия Художеств Узбекистана Научно-исследовательский институт искусствознания

На правах рукописи УДК: 75.01

ЭРМАТОВ Рустамжон Гуломжоновнч

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ (проблемы композиции н художественной целостности)

Специальность- 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Автореферат

диссертации насонскалне ученой степени кандидата искусствоведения

Ташкент - 1997

Диссертация выполнена в отделе "Изобразительного искусства" научно-исследовательского Института искусствознания Академии Художеств Узбекистана.

Научный руководитель - Заслуженный деятель искусств Узбекистана,

кандидат искусствоведения А. Р. Умаров

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор,

Почетный академик Академии Художеств Узбекистана Р.Х.Такташ; кандидат искусствоведения, доцент Н.У.Абдуллаев.

Ведущая организация - Национальный институт живописи и дизайна

имени К.Бехзода

Защита состоится " oj^y^r сГ//5?> 1997 г. в /4" ^часов на заседании Специализированного совета Д.0S2.11.21 в НИИ искусствознания Академии Художеств Узбекистана.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствознания.

Адрес: 700029, Ташкент-29, Мустакиллик майдони, 2.

Автореферат разослан " 1997 г.

Ученый секретарь

Специализированного совета

кандидат искусствоведения

Ф

w

" Д. Рахматуллаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теми. Данное диссертационное исследование посвящено к изучению творчества художников Ферганской долины с точки зрения понятия ! композиции, вобравшего в себя многие коренные вопросы

художественного тзорчества. Как известно, решение многих творческих проблем изобразительного искусства, в частности, живописи оказывается непосредственно связанным именно с 'этим явлением.

Существует значительное количество публикаций и диссертационных исследований, связанных с научным анализом современного изобразительного искусства Узбекистана. Здесь уместно отметить труды Н.Абдуллае-ва, Н.Ахмедовой, В.Долинской, Л.Жадовой, Н.Зиганшиной, В.Лаковс-кой, Т.Махмудова, М.Мирзарахимова, Д.Саидовой, Р.Такташа, А.Ума-рова, А.Хакимова, А.Эгамбердиева, Л.Шостко и других искусствоведов, в которых осеешаются художественные достижения мастеров изобразительного искусства, их жизненные и творческие пути, выразительные особенности отдельных произведений искусства. 8 то же время, подчеркнём недостаточность специальных научных работ в узбекском искусствознании, посвященных анализу законов художественного творчества, изучению системы изобразительных и выразительных средств, вопросам стилистики. В этом смысле научный труд искусствоведа М. Мирзарахимова "Проблемы композиции в современной живописи Узбекистана" до сих пор остаётся первым и единственным исследованием в республике, касающимся рассматриваемой нами проблемы.

Достижение государственной независимости открывает широкий путь художникам Узбекистана для свободного от идеологических запретов и эстетических догм творчества, служит дополнительным стимулом к поиску новых средств выразительности в изобразительном искусстве. Отметим при

У

этом, что в последние десятилетия активно развивается и творчество самобытных художников Ферганской долины. Однако, до настоящего временя практически отсутствуют научные исследования, посвященные их творческой деятельности..Между тем, изучение стилистической самобытности художников, живущих и работающих в данном регионе, определение их места б художественной культуре нашего народа несомненно является одним из важных вопросов узбекского искусствознания. В определённой мере это может восполнить недостаточность научного интересз к одной из фундаментальных искусствоведческих проблем, воплотившей в себе многие сложные вопросы художественного творчества.

Цели и задачи исследования. Настоящая диссертация посвящена изучению творчества художников Ферганской долины, выявлению' на данном материала основных стилистических направлений и тенденций на основе анализа вопросов композш|йаннрй, выразительно-изобразительной целостности1 и<: произведений. При этом, научный анализ и обобщение стилистических направлений творчества некоторых художников Ферганской долины путём изучения композиционных решений произведений, подход к ним с точки зрения "художественной целостности", отражения в выразительном строе картин целостного художественного настроения/образа/.

-В диссертации отсутствуют общие сведения о жизненном и творческом пути отдельных художников. Подчеркнем, что хотя в диссертации анализи-

1 Композиция является способом совершенного решения художественной задача, в основе которой лежит выразительный строй произведения. Выразитель- кость же - есть целостное проявление смыслового содержания. Следовательно, художественная целостность произведения, ее основы и внутренние факторы представляют собой актуальные для изучения стороны яб-лекия композиции.

У

' о -

руются иивопись художников Ферганской долины 1970-1990-х годов, автором анализируются не творческие процессы или стилистические изменения, характерные для определенных периодов их творчества, ко предприкимает-ся попытка рассмотрения условно единой картины живописного творчества последнего тридцатилетня как целостного явления.

3 соответствии с поставленной целью основное внимание уделяется выразительному строю их творчества и воздействующим на него факторам.

Для достижения указанной цели автор видит необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. Обобщение фактологического материала, собранного в результате научных экспедиции, осмысление сведении из научных источников, связанных с темой исследования;

2. Выявление основных факторов достижения и создания выразитель- , ной целостности произведений;

3. Определение и анализ основных особенностей выразительных средств в творчестве художников Ферганской долины;

4. Характеристика места и значимости выразительных средств з процессе создания художественной целостности картин, представляющих собой отражение индивидуальности художников, их мастерства и целей;

•5. Попытка теоретического решения проблемы выразительных средств . а изобразительном искусстве мастеров Ферганской долины путем обращения к вопросу композиционно-выразитель кой целостности произведении.

Таким образом, решение поставленных автором диссертации целей 51 задач может способствовать внесении научной определенности в характеристику творческого своеобразия художников Ферганской долины, методов достижения художественной целостности их произведений.

- б -

Научная новизна исследования. Впервые в искусствоведении Узбек»" тана делается специальная попытка изучения понятия композиции путе обращения к одной из важнейших составляющих данное явление - вопрос художественной целостности и методов ее достижения. Ео-вторых, авто обратился к изучении стилевых направлений и основных критериев своеоб разия творчества художников Ферганской долины, пока не получивших отра жения в научной лрещт'УР^.

При обращении к существующей литературе, посвященной рассмотрена проблем композиции, в большинстве случаев можно обнаружить увязывани этого явления с определенной системой художественных -правил и законов Между тем, композиция является не только результатом определённой системы правил и установлении, но производной творческого поиска художника. В связи с этим, в диссертации исследуются не правила п законы, извне определяющие художественную целостность композиции, но,напротив, изучаются порождающие её внутренние основы и возникающие в связи с этим некоторые стилистические явления.

В вышеупомянутом исследовании М.Мирзарахнмова1, являющемся первьа и единственным до настоящего времени е искусствоведении республики научным -трудом,посвященном вопросам композиции, глубоко изучены развитие изобразительного искусства Узбекистана, вопросы содержания, художественности и профессионального мастерства с точки зрения проблемы прост-ранственностп. В сравнении с этим исследованием, в настоящей диссертации содержатся вьпвеупЪмян/тые новые положения.

х Мирзарахиыов М.И. Проблемы композиции в современной живописи Узбекистана, диссертация ... канд.иск. Талтанг, 1984, рукопись, библ. НИИ искусствознания

Научная ценность. В настоящей диссертации сделана попытка рассмотрения понятия композиции с точки зрения выразительно-художественной целостности произведений и методов её достижения. Зто, з свою очередь может послужить методологической основой в дальнейшем изучении таких важных вопросов искусствоведения как "Художественно-выразительные направления", "Природа художника и средства выразительности" и т.д.

Кроме того, настоящая диссертация является единственным научным источником, содержащим анализ творчества художников Ферганской долины последних 30-лет.

Практическая значимость исследования в первую очередь определяется недостаточностью научных источников на узбекском языке, обращенных к вопросам внутренних основ композиции, методов ее создания, раскрывающих проблемные стороны художественного творчества. В то же время, можно отметить практическую значимость и самого факта обращения диссертанта к вопросам художественной целостности и методов ее достижения, являющихся важнейшими составляющими художественного творчества. Диссертация может быть использована в качестве теоретического пособия в процессе творческого самоопределения художников, в поиске ими собственного выразительного стиля, а- также служить дополнительным материалом в художественных учебных заведениях, при преподавании основ' живописи, художественного мастерства, при анализе художественно-выразительных стилей и изучении других вопросов. Кроме того, работа может послужить источником сведении для всех ингерес'/10ии1хсл творчеством художников Ферганской долины.

Методология исследования.

Автор, ознакомившись с работами перечисленных ученых в исследуе-ыоп пм области, в определенной мере использовал их результаты. С методологической точки зрения диссертант опирался кз общепринятые методы

- у -

искусствознания, в частности, им были применены логическая классификация изучаемых сторон художественного творчества, последовательное описание и эстетическо-художественный анализ стилевых направлений. Диссертант путем обращения к критерия;.! изобразительной целостности обращается к основам живописного искусства, полученные же в результате зтого научные выводы объективно обобщает.

Аппробация исследования. Диссертация выполнена в Отделе изобразительного искусства Научно-исследовательского института искусствознания Академии Художеств Узбекистана. Обсуждена на заседании кафедры истории и теории искусств и живописи Национального института живописи и дизайна им.К.Бехзода и на научном семинаре Ташкентского государственного педагогического института. Отдельные положения диссертации получили изложение в докладах ка научно-теоретических конференциях, текстах иг-данных тезисов, статьях в научных сборника;»;, журнальных и газетных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения и Приложения - альобома фоторепродукций. Основной текст диссертации содержит список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении дается обоснование актуальности избранной темы, освещается степень ее изученности в научной литературе, цели и задачи, методические аспекты исследования, научная и практическая значимость работы.

Основываясь на теории Н.Волковах и собственных наблюдениях, автор условно разделил проблему исследования ка две группы вопросов, обозначив их как "внешние связи" и "внутренние связи".

- См: Волкое К.Н. Композиция в живописи. М. . 1'577, СС 18-21, Зо-ОО.

Внешние связи - это способ создания изобразительно-выразительной целостности внешней стороны произведения, как содержательного соответствия цвета, формы,соотношения частей его смыслу и внутренней цели.

Внутренние связи - это выражение идейной целостности произведения и ее соответствия с смысловым содержанием, сюжетом, изображением и составляющими их формами и элементами.

Предложенное условное разделение темы исследования на две группы вопросов послужило основньм толчком к построению диссертации ь виде двух глав и заключения.

Первая глава - "Внешние связи" как выразительное значение целостности композиции". Здесь анализируются способы использования изобразительных средств художниками в процессе достижения композиционной целостности.

В большинстве случаев целостность содержательной выразительности произведений проявляется как преобладание одного из средств изобразительности. В частности, к примеру, выразительный план произведения может отличаться преобладанием определенного цветового оттенка или графической Формой, или, наконец, активностью светотени. Выполненное на основе определенного изобразительного элемента произведение и проявление его выразительной целостности - зависимые друг от друга явления. По этой причине, в диссертации вопрос» значимости и места изобразительных средств в создании целостности произведении были условно разделены и изучены в следующем порядке:

- выразительная целостность как цветовое решение;

- дос-тименне выразительной гармонии средствами светотени;

- вопросы целостности в анализе внутренней Форш произведений.

Выразительная целостность как•цветовое решение. При рассмотрении

образцов живописного творчества художников Ферганской долины мы вид™ в подавляющем ряде случаев преобладание реалистического принципа отображения действительности. Однако, на самом деле, в первую очередь, мы имеем дело с цветовой, соответствующей содержанию и целям конкретного творческого замысла, целостностью произведений. И действительно, б живописи это - прежде всего - выражающая чувства и переживания, связанная с внутренним замыслом произведения целостность цветовой гаммы.

В данном разделе диссертации рассматриваются некоторые произведения художников Эркина Азизова, Пулата Жалилова и Обиджана Еакирова с точки зрения анализа характерных для их творчества цветовых средств выразительности, значения данных элементов формы в создании выразительной целостности живописных полотен.

Так, например, указывается, что Зрккн Азизов, в большинстве случаев пользующийся разными оттенками красной цветовой гаммы, достигает изобразительно-выразительной целостности за счет приспособления всех внутренних элементов художественного полотна к воплощенному в основной Форме характеру цветовой гаммы.

В картина:-: же Пулата Жалилова отмечается значение приглушённо коричневых и желтоватых тонов, придающих особое своеобразие его произведениям, Повторное же, в соответствии с особым выразительным замыслом, закрашивание картин тоже является отличительной особенностью, определяющей изобразительную целостность его полотен.

Анализируются также и способы достижения художественной законченности в картинах Обиджана Бакирова, склонного к использованию чистых зеленых,синих и желтых тонов.

Делается вывод о том, что независимо от жанровой или стилевой принадлежности произведений, во всех из них сохраняется значение цвета как одного из важнейших факторов художественно-изобразительной целост-

- 1 X -

кости живописных полотен.

Светотень как одно из средств достижения художественной целост- ; ности. Диссертант отмечает проявление светотеневых отношений в ритми^.' ческих связях внутренних форм живописных произведений. Здесь соотношения яркости и затемненности различных линий и форм образуют внутреннюю гармонию полотен. Простой опыт рассмотрения нового живописного произведения в черно-белой ретроспекции доказывает обусловленность худо- ' жественной целостности светотеневыми отношениями. Следовательно, ритмическая структура, выразительная целостность произведений определяется во-многом отношениями светотени, яркости и затемненности, густоты и разреженности красок. В диссертации эти вопросы рассматриваются на примере анализа и эстетической оценки некоторых произведений Ибрагима Валиходжаева, Хасанбая Саидова, Хайдарали Усманова.

Отмечается, в частности, склонность Ибрагима Валиходжаева к поис-' ку и созданию отношений светотени, далеких от натуральных.

Анализируется также использование художником Хасанбоем Саидовым. близкого к естественным формам колорита как связующего выразительное целое элемента.

8 творчестве Хайдарали Усманова подчеркивается опора художника,'^ при достижении художественной целостности, на близкие природным формы.

На основе конкретных наблюдении делается вывод о распространенности в творчестве художников Ферганской долины, в основном, двух видов светотеневых отношений:

- формы, возникающие в случаях красочно?! насыщенности и густоты общего колорита или основных элементов картины, как результат усиления связующей функции светотени;

-формы, связанные с использованием сзэглои и яркой палитры в изображении общего фона или больших, или относительно больших плоское- "

тей пространства картины, усиливающих художественную значимость затененных ее частей. Таким образом, отмечается изменение функций светотени и-колорита, как организующих художественное целое элементов формы.

' Основываясь на наблюдениях, исследователь выделяет следующие способы достижения изобразительно-художественной целостности через отношения колорита и светотени:

- формы, связанные с уменьшением яркости цветовой палитры от центра к границам полотен;

- формы, характерным свойством которых является яркость пограничных элементов полотен и густота колорита в их центральных разделах;

- шахматообразные соотношения различных по цветовой гамме и яркости участков картин;

- горизонтальная или вертикальная соразмерность светотеневых участков; и другие...

Вопросы художественной целостности в анализе внутренней формы произведений. Диссертант отмечает,что в эстетической основе творчества художников в художественном обобщении зримых явлений природы, редко встречаются композиционно организованные формы. Таким образом, подчеркивается, что расположение изображаемых предметов в художественном пространстве является одним из важнейших факторов выразительной целостности произведений. Обращение к этим вопросам в диссертации связано с рассмотрением творческих опытов художников Т.Ахмадалиева, А.Рахимова, М.Журабаева, Т.Апг/рова, Э.Кувандикова.

Отмечаются следующие характерные особенности композиционного построения картин Туреунали Ахмадалиева: во-первых, принцип пропорционального соотношения всех элементов пространства характеру основной формы произведения; во-вторых, способ, опирающийся на использование характерных элемента,! формы линий для связи их.....в единое целое.

Творчество Мухамаджона Журабоева отличает близость природным формам выразительности. Здесь второстепенные по отношению к центру элементы художественного пространства обнаруживают стремление, привязанность к центральному образу картины.

Б полотнах Зркина Кувондикова композиционные элементы, при сохранении близости к естественным формам, проявляются и организуются через соотношение сложных цветовых мазков.

Своеобразие же картин Туражона Ашурова заключается в использовании параллельного соотношения основных композиционных элементов.

Наряду с этим, подчеркивается, что проявления всех вышеуказанных художественно-композиционных форм, в первую очередь, определяются природой самих художников, конкретным замыслом каждой картины.

Таким образом, в данной главе диссертации подчеркивается важное значение рассмотренных факторов б достижении художественно-выразительной целостности живописных полотен. Рассматриваются также следующие основные формы решения проблемы композиционно-художественной целостности в современной живописи мастеров Ферганской долины:

- метод цветового решения проблемы "внешний связей" произведений /большая часть произведений художников З.Азизова, Д.Джалилоза.О.Еаки-рова/;

- основанные на приоритете колорита и светотени формы /это наблюдается в картинах К. Валиходжаева, К.Саидова и X. Усмакова/:

- обращенные к линелно-формалькым решениям методы композиции /что характерно для творчества Т.Ахмадалиева, А.Рахимова, М.ДжураСаева, 3. Кувондикова и Т.Ашурова'.

При этом подчеркивается отсутствие жесткой, абсолютной привязанности отдельных художников к каким-то определенным методам решения проблемы художественно-выразительной целостности. Учитывая откоситель-

ность вышеуказанного разделения художественных приемов, автор, кроме того, отмечает, что в законченных художественных полотнах они выступают, как отличительные признаки конкретных произведений.

Вторая глава "Внутренние связи как фактор выразительного решения композиции". Настоящая глава, в первую очередь, посвящена вопросам выразительности изобразительных средств, характеристике их возможностей в отражении чувств и мыслей, идейных и художественных замыслов авторов, а также описанию возникающих на этой основе методов достижения художественно-стилевой целостности произведений. Речь здесь идет о явлениях, возникающих на основе соразмерности композиционных решений и неразрывной связи формы и содержания.

Выразительная целостность - это результат полной и абсолютной связи идеи, мысли, художественного впечатления, а также внутренней общности изображения и средств выразительности в художественном замысле.

При обращении к вопросу целостности учитываются и такие факторы как мировоззрение, представления и художественный мир авторов, " приводящие в действие" мастерство художников, являющиеся внутренними стимулами творчества, основой выразительного строя произведений искусства. Формы их проявлений мы и ощущаем как выражение внутреннего мира художников в образном строе картин, условно рассматривая этот пласт как "внутренние связи".

В создании любого живописного полотна всегда проявляются характерные черты мировоззрения, особенностей восприятия, природа таланта художника. "Цель", идея произведения определяет способы ее воплощения, реализации, однако и сама эта "цель" формируется художником и возникает как отражение его мировосприятия. Раскрытие этих положений в диссертации осуществляется с помощью обращения к творчеству двух мастеров

пейзажной живописи. В частности, рассматриваются наиболее удачные работы П.Джалилова, в большинстве которых изображается осенняя пора, деревья на фоне гор и полей в это время года /"Куз", "Ёмгирдан олдин", "Кишлак", "Куз озднглари" и др./. В картинах Х.Усманова отмечается преобладание летних пейзажей - изображений прохладных теневых уголков /"Овчи булок,", "Ховли", "Арик буйида", "Киэчам" и др./.

Отмечается, что оба художника одинаково стремятся к полноценному отображению окружающего мира. Сближает их и общее стремление воплотить в своих картинах красоту природного мира. Однако результаты этого стремления отличаются друг от друга. Причина этого в различном восприятии и понимании художниками природной красоты.

Художественные явления есть результат переработки воспринимаемого мира живописцем, есть "художественное отношение" его к природе. Зто, в свою очередь, также является одним из факторов достижения целостности образа. А именно, художник, при воплощении своего замысла в, изобразительном пространстве, всегда опирается на целостность художественного образа, существующего в его восприятии.

В соответствии с поставленными целями, диссертант анализирует данные явления в творчестве художников Ферганской долины. В результате проделанной работы им выделяются три основных творческих принципа, рассматриваемые в следующих разделах:

Л „

- решение "Внутреннего образа"^ как основы художественной целостности произведения;

1 В диссертации автором вместо понятий "идея, идейный замысел" используется словосочетание "внутренний образ", отражающее мир собственных впечатлении авторов и представляющее для живописцев собственно ""стп-ну", "художественную идею произведения".

- "связи форш", как неразрывность художественной целостности и внутреннего образа;

сущность цвета и колорита как художественно-выразительных факторов.

Отмечая условность указанного разделения, автор еще раз подчеркивает зависимость художественных результатов от внутреннего мира мастеров живописи, предопределенность .их формирующимися в 'восприятии формально-изобразительных или цветовых решений.

В соответствии с вышеприведенным разграничением, настоящая глава подразделяется на три отдела. -

"Внутренний образ" как основа художественной целостности произведения. В процессе воплощения идейного замысла несравнима значение "истинных" впечатлений живописца, являющихся основой художественного образа и достижения композиционной законченности. Воображение художника создает почву для создания полноценной реализации авторского замысла. Этот процесс неразрывно связан с понятием "художественной типизации", с явлениями авторского обобщения возникающих у него идей, мыслей и впечатлений на основе стилистически целостного замысла. Эти вопросы рассматриваются в диссертации на примере творчества художников Т.В.Андреевич, И.Валиходжаева, Э.Азизова, О.Бакирова, Х.Усманова, А.Рахимова и других.

"Связи формы" как неразрывность художественной целостности и внутреннего образа. Выразительной основой изобразительного искусства вообще, и живописи в частности, является непосредственно графическое изображение,поэтому огромное значение в создании композиции приобретает форма составляющих ее элементов. Возможно именно этим объясняется, что, нередко, результат объединения ряда выразительных элементов в единый художественный образ связывается искусствоведами с термином "фор-

ма". Зто можно подтвердить на примере проблемы "форма и содержание".

Кроме того, в работе еще раз отмечается, что в художественном сознании каждого живописца изобразительно-формальное решение определенной задачи имеет разное выражение и всегда связано с проявлением характерных стилевых черт их творчества:

-указывается склонность художника И.Валиходжаева к декоративно-геометрическим формам, имеющим в.его картинах глубокий символический смысл;

- в живописном творчестве Х.Саидова выявляется опора на закономерности построения миниатюры, использование ее линейных /графических/ форм в раскрытии идейного замысла произведений;

- Т.Ахмадалиев характеризуется самостоятельностью графически-формального решения каждого произведения, поиском законченных формальных соотношений, основанных на принципе "типического сходства".Кроме того, в данном разделе рассматриваются образщ.1 творчества П.Джалилова, О.Ба-"' Кирова,в результате чего еще раз получает подтверждение мысль о неразрывности идейного замысла и его формального воплощения, многообразии проявлений этого процесса в художественном творчестве.

Сущность цвета и колорита как художественно-выразительных• Факторов. Цвет - это настроение. Согласно сваек природе, живопись существует в цвете, а мысли и чувства художника получают свою окраску именно при помощи колористических средств. Возникавшая в воображении художника цветовая гармония как выражение его "отношения к миру" является основным фактором выразительной формы. Среди средств, вносящих настроение, придающих индивидуальный характер изображаемым на полотне событиям, природным пейзажам, важнейшим является цвет.

В творчестве художника Зркпна Азизова особое значение приобретают "теплые тона". При анализе его многих произведений указывается на при-

оритет именно этой гаммы в воплощении художественных замыслов. Кроме того, отмечается своеобразие подходов художников М.Джурабаева, Х.Усма-йова и других в колористическом решении своих произведений.

В завершение второй главы автор приходит к следующим выводам. -"Художественное воображение" является критерием превращения художественной идеи в изображение, оно же выступает главным фактором изобразительного своеобразия произведения. В связи с этим, автор отмечает дв; способа формирования художественной идеи у живописцев: во-первых, появление художественного замысла как результата непосредственного наблюдения окружающего мира; во-вторых, развитие живописной идеи как игрь художественного воображения.

Разумеется, указанные способы в равной степени определяются неразрывной, диалектической связью реального, окружающего художника ыирс и его. идеального отражения. С этой точки зрения, в творчестве художников Ферганской долины выделяются различные стилистические направления, особенности которых связаны с методами прямого, либо опосредованного отображения действительности:

- основанные на реальном,, близком натуралистическому,методы художественного освоения окружанщега мира /художники З.Азизов, П.Джамилов, Х.Усмаков, В.А.Те, О.Бакиров, М.Джурабаев;

- связанные с абстрактно-символическим подходом к действительности опыты /й.Балиходжаев, Х.Саидов, Т.Ахмададиев, А.Рахимов, З.Куванди-ков, Т.Ашуров/.

Выделение указанных направлений не означает, разумеется, отрицания их внутренней связи и наличия множества переходных форм, ко липа является попыткой определения ведущих тенденций творчества художников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: композиция как результат органичности внутренних » внешних связей. В соответствии с поставленными задачами в диссертации

были рассмотрены вопросы творчества художников Ферганской долины, а частности была сделана попытка анализа проблемы композиции с точки зрения целостного взаимодействия выразительных средств /цвета, формы, ее элементов/, их соответствия художественному содержании, единства выразительной идеи и изобразительной формы. Анализ некоторых произведений художников Ферганской долины показал, что проблема композиции решается ими условно выделенными нами следующими способами:

- создание художественного образа преимущественно на основе формальных элементов изобразительного пространства /в основном, это отмечается в произведениях И.Еалиходжаева, А.Рахимова, Т.Ахмадалиева и других/;

- обращение, в первую очередь.к выразительности колорита живописных полотен /что наблюдается в творчестве З.Азизова, Л.Джалидова, 3.Бакирова и др./;

- опора на выразительное значение способов наложения цвета /это, -.арактерко для художников Х.Усмакова, 3. Кузандикова, Х.Саидова и мно-■их других авторов/.

Как уже отмечалось выше, данное разделение имеет условный харзк-ер. Более того, отметим, что вне органичной связи этих методов и не-озможко достижение композиционной целостности, fix разделение было ызвано исключительно задачами настоящего исследования, необходимостью вскрытия ведущих тенденций творчества. В то же время автор отмечает, го в основе каждого композиционного решения, независимо or его сти-ктической направленности, лежит стремление к достшенш единого, це->сткого настроения, к созданию целостного художественного образа,- в >тсрых проявляются природа автора, его мировосприятие и идейный замы-■л произведения.

Б процессе исследования диссертантом были отмечена следующие фак-

торы, воздействующие на решение проблемы композиционной целостности.

Независимо от конкретного художественного замысла, в живописно), полотне всегда проявляется особенности мировосприятия, природы и зрительных ощущений авторов;

- каждое произведение художника оказывается формой проявления егс индивидуального стиля;

- решение вопроса композиционной целостности может быть и не заложено в идее произведения. В этом случае речь идет о стремлении v символическому или условному отражению действительности, к случайному или нематериальному типу целостности формальных и цветовых параметрон произведения;

- в основе художественной гармонии каждого произведения лежит нередко определенный элемент или цветовая гамма, служащие для художника источником и основой индивидуального творческого решения;

- выразительная целостность произведения является результатом деятельности воображения живописца. . В изобразительном искусстве отмечается связь явления композиции с такими понятиями как "сравнение", "сличение", "отношение", что определяется самой природой этого художественного вида, суть которого заключается в определенном "отношении" художника к действительному миру;

-в достижении художественной гармонии велика роль, "художественна: задачи", определяющей отбор и способы использования выразительным средств;

- процесс достижения художественной целостности в изобразительном искусстве определяет - через сумму различных жанровых, стилистических проявлений - преемственность исторических направлений в живописи. •Здесь, независимо о? принадлежности к реализму, натурализму, кубизму, символизму /и т.д.'j в основе творчества всегда лежит стремление ху-

домников к гармоничному восприятию и целостному отражению своего выразительного замысла;

-решение проблемы композиционно-художественной целостности оказывается связанным и с наличием определенных стилистических или изобразительных штампов, что нередко определяет творческие неудачи авторов. В то же время, близость художественного замысла природе восприятия художника служит залогом успешного решения поставленной задачи;

- в результате обращения к вопросу композиционной целостности выяснилось, что тленно в процессе достижения художественной гармонии решается и проблема единства формы и содержания в художественном творчестве.

Таким образом, еще раз подтверждается мысль о неразрывной связи "внешних" и "внутренних" связей художественного произведения.

По теме диссертации автором опубликованы следующие статьи:

1. Аеар ярагиш лзкнда уйлар /композиция масалаларига доир'".-Оанъатшунослик нихоллари, маь;олалар мэжмуи. Т., УзР Мадэкляг ишлари вазирлиги. 1995. /0.5 п.л./

2. Рангтасвирда композиция. - Гулистон, 1996, 2-сон /0.2 п.л./

3. Ранглардагп рудият. - Узбекистан адабиети за санъати, 1996, 31 '

МоП, N СС / О • |С П. л./

4. Узбек рангтасвир сакъатида композиция масалалари.- Еш олимлар ва талабалар П-Республика илмик конференцияси, теэислар туплзми. Т.,1996 /0.2 п.л./

5. Бадорий туйгулар. - Узбекистон ацабиёти ва саньатп, 1997, 21-март, N 12 /0.2 п.л./

о. Наманган рангтасвир санъатн.- Гулистон, 1997 N 4 /0.2 п.л./' Рассом, балшш гасаввур ва идода яхлитлиги.- Узбекистон ацаби-гти ва санъатн, 199"^, 19 сентябрь, ¡.! с!-" /и.5 п.л./

Р.Эрматовнинг "1970-1990- йилларда Фаргона водийси рассомлари ижодининг баьзи масалалари "/композиция ва бадиий яхлитлик муаммолари / мавзуидаги номзодлик диссертациясининг КИСКАЧА БАЁНИ

Диссертацияда Фаргона водийси, хусусан Андижон, Наманган ва Фар гона вилоятларида яшаб ижод этаетган рассомлар ижодидаги ифодавий йу налишлар ва уларнинг келиб чикиш асослари тах;лил зтилади. Мазкур ишд рассомларнинг ижод жараёнига борлик, ва рассом табиатининг уйгунлиг з?осиласи сифатида каралиб, бу ифодавий яхлитликка эришиш асосида урга нилади. Рассомлар ижодида яхлитлик масаласини хал этилиши шартли икк кисмда - "Талики богланишлар", яъни асар сатхидаги тасвирнинг узвийли ги, хамда "Ички богланишлар" - тасвирнинг бевосита рассом табиати би лан богликдаги кабиларда тахлил этилади. Уз навбатида, таъкидланган б икки "богланишлар" бевосита тасвирий воситалар /ранг, шакл, ёруг-со каби/ таъсири ва хосиласи булиши асосида урганилади.

Диссертация кириш, икки боб ва хулосадан иборат. Фойдаланилга адабиётлар руйхати, Фаргона водийси рассомларининг 1970-90- йиллард яратган асарларидан намуналар /фотосуратлар/ альбом тарикасида илов цилинади.

"Тащи богланишлар композиция яхлитлигининг ифодавий белгиси" де номланган биринчи бобда рассомларнинг композиция яратишда тасвирий во ситалардан фойдаланиш йуналишлари ва буни асар яхлитлигига таъсири ма салалари тахлил этилади. Бу боб яздатликни ташкил этишда тасвирий во ситалар урни ва ахамиятига караб шартли ажратиб урганилади. Жумладан

- ранг жихатдан ифодавий яхлитлик;

- ёруг-соя нисбатлари - ифодавий яхлитликка эришиш воситаларида бири сифатида; ,

- шаклий богланишларда ифодавий яхлитлик масаласи.

_ К/3 ~

Иккинчи боб - "Ички богланишлар - композиция ифодавий ечими ме-зонларидан бири сифатида" деб номланиб, бунда асардаги ифодавийликнинг рассом табиати ва мазмунга мое хдлдаги яхлитлик масаласи урганилади. Ушбу боб максадини ойдинлаштириш масалаии шартли уч киемда ургалишни так,озо этди:

- миссий мо^ият ечими асар ифодавий яхлитлигининг асоси сифатида;

- "шаклий богланишлар" ифодавий яхлитлигининг миссий модат билан узвийлиги;

- рангнинг х,иссий мох;ият бадиий ифодавийлигидаги ?рни, кабилар-

дир.

ХУЛОСА - "Композиция - ички ва ташки богланишлар узвийлиги х;оси-ласи сифатида" деб номланиб, Фаргона водийси рассомларининг шкод йуна-лишлари кандай куринишида булмасин, композициядаги "яхлитлик" масаласи асарда бир бутун ру^иятни яратишга интилиш сифатидаги ахамияти тахлил этилади.

Summary

Rustam Ermatov's thesis "Some problems of Fergana valley artists' creativity in the 1970s-1990s /composition integrity/"

The dissertation author analyses the reflection devices and realisation principals ^of ^them in creativity of Uzbek artists, living in Fergana valley, in And!Jan, Namangan and Fergana provinces In particular.

The present work is dedicated to suggesting of artist's creative process, proportion between being and harmonious perciption on the basis of integral reflection achivements. Integrity problem in artist's creativity is considered in two aspects. "External connections" are the organic representation in space of the work of arts. "Internal connections" are the analyses of representation enrichment achived by artist's perciption. The connections investigation is based on the analyses of representation means /' colour, shape, lightshadow/ and proportion. There are reflection integrity problems of painting works analysed, reflection methods classificated and artistical-aesthetic principals generelized in the thesis. In future one can use the results of the investigation /solving the priblems of "artistical reflection devices', "artist's perciption", "symbols unity of reflection devices"/ as a methodological basis for research works and as a united scientific source of Fergana valley artists' creativity within the 30 years.

The dissertation consists of Introduction, two Chapters and Conclusion. There is Albom of Fergana valley artists' works samples created in the 1970s-1930s /photographs/, attached to the list of references.